Организация групповой учебно-познавательной деятельности студентов как фактор повышения эффективности профессионально-педагогической подготовки будущего учителя: На материале физико-математического факультета
Диссертация
Значительное место в целостной структуре подготовки специалистов в педагогическом вузе занимают различные виды групповой учебно-познавательной деятельности студентов, которые способствуют углублению предметной подготовки (овладение знанием и пониманием теоретико-познавательного и практического значения «своей» науки и категориальным строем научных знаний, закрепление знания закономерностей… Читать ещё >
Содержание
- ц
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы организации групповой деятельности студентов в учебном процессе
- 1. 1. Групповая деятельность как психолого-педашгическая проблема
- 1. 2. Место и роль групповой деятельности студентов в теории и практике высшего образования
- 1. 3. Профессионально-педагогическая подготовка студентов педагогического вуза на основе модели труда учителя
- Глава 2. Организация групповой деятельности студентов в ' педагогическом вузе
- 2. 1. Организация различных видов групповой деятельности и ее влияние на готовность студентов к профессиональной деятельности
- 2. 2. Формирование опыта группового взаимодействия при ф решении учебно-познавательных задач
- 2. 3. Педагогические условия эффективности организации групповой учебно-познавательной деятельности студентов
Список литературы
- Абдуллина О.А. Личностно-ориентированная технология обучения: проблемы и поиски // Наука и школа, 1998, № 4.
- Абдуллина О.А. Подготовка учителя к реализации личностно-ориентированной технологии обучения: опыт и проблемы // Высшее педагогическое образование России: традиции, проблемы, перспективы. М., 1997.
- Абульханова Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности.- В кн.: Психология формирования и развития личности.-М.: Наука, 1981.- С. 19−45.
- Абульханова Славская К. А., Брушлинский А. В. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна: к 100-летию со дня рожд. / АН СССР, Ин-т психол.- Отв. ред. Е. А. Будилова. — М.: Наука, 1989.- 243с.
- Абульханова-Славская К. Г. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.- 335 с.
- Алейников Б.А. Активизация самостоятельной работы студентов в системе семинарских и практических занятий по физике в педагогическом вузе. Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. — Челябинск, 1984. — 137 с.
- Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики: Монография. Тюмень: Изд-во Тюменского университета, 1996. -216 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.- Л.: Изд-во Ленингр. унта, 1968.-338 с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 1996. — 376 с.
- Анциферова Jl.И. К психологии личности как развивающейся системе/ Сб. Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981.- с.
- Аристова Л.П. Активность учения школьнока. -М.: Просвещение, 1968.- 139 с.
- Бабанский Ю.К. Педагошка.-М.: Просвещение, 1983.- 608 с.
- Бандурка A.M., Бочарова С. П., Землянская Е. В. Психология управления. Харьков: ООО «Фортуна — пресс», 1998. -464 с.
- Вендровская Р.Б. Очерки истории советской дидактики.-М.: Педагогика, 1982.- 129 с.
- Вербицкий А.А., Платонова Т. А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов. М., 1986.
- Виноградова М. Д. Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. Из опыта работы. М.: Просвещение, 1977. 159 с.
- Витак А. Современная групповая работа. Вена, 1967.
- Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины. Актуальная лексика.- М.: НМЦ СПО, 1999.-538с.
- Возгорится факел разума / Составитель Б. Н. Коновалова.-М., 1986.179 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под ред.В. В. Давыдова.-М.: Педагогика Пресс, 1999.- 533 с.
- Выготский J1.С. Собрание сочинений. В 6-ти томах, т.2. Проблемы общей психологии / Под ред В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982.- 504 с.
- Галимова С.М. Личностно-ориентированное взаимодействие участников процесса обучения как фактор развития познавательной самостоятельности старшеклассников: Дис.. канд. пед. наук: 130 001. -Челябинск, 1996.
- Гаськова Н.В. Специфика групповой формы работы в условиях дифференциации обучения: Дис. канд. пед. наук: 130 001. М., 1995.
- Границкая А.С. Научить думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991 -175с.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении / Логико-психологические проблемы построения учебного предмета.-М.: Педагогика, 1972.-423 с.
- Дмитриенко Т.В. Формирование педагогической направленности у студентов университета в процессе коллективной творческой деятельности: Дис.. канд. пед. наук: 130 001. Тюмень, 1983.-191 с.
- Дмитренко НА. Различия в усвоении студентами иностранного языка в условиях индивидуальной и групповой формы обучения: Дис.канд. пед. наук. Л., 1987.
- Донцов А.И. Психология коллектива (Методологические проблемы исследования): Учеб. побие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. -208 с.
- Дробницкий О.Г. Природа и принципы сферы общественного бытия человека, — В кн.: Проблема человекав современной философии.- М.: Наука, 1969.- С.189−230.
- Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении:О коллективном способе учеб. работы: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1991.-192 с.
- Ефремова С.Н. Взаимодействие преподавателя и студентов младших курсов как условие профессональнош становления будущего учителя: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01.- М., 1997.- 193 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. ML: Издательская корпорация Логос, 1999. -384 с.
- Ильенков Э.В. Что такое личность/ Сб. С чего начинается личность? -М.: Просвещение, 1979.- С. 45−46.
- Каган М.С. Человеческая деятельность: (опыт системного анализа)-М.: Политиздат, 1974.-328 с.
- Каган М.С. Проблема субъект-объектных отношений в марксистско-ленинской философии.- Философские науки, 1980, № 4.-С.40−49.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество М.: Педагогика, 1990. -144 с.
- Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы: Учебн. пособие для студ. высш. пед. уч. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 1999.-216 с.
- Кветной М.С. Человеческая деятельность: сущность, структура, типы.-Саратов: Из-во Саратовского ун-та, 1974.- 222 с.
- Китайгородская Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам.-М.: 1986.- 89 с.
- Кларин М.В. Педагогические технологии в учебном процессе. М., 1989.
- Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: Учеб.пособие.-М.: Изд-во МГУ, 1995. -224 с.
- Клюева Н.В. Успешность обучения при групповой форме его организации. Дис.. канд. психол. наук. Л., 1987.
- Коребо И.С. Методика организации групповых форм работы учащихся на уроках физики: Дис.. канд. пед. наук: 13 00 02. Курган, 1996.198 с.
- Корепанова М.В. Развитие педагогического творческого потенциала студентов в процессе решения ими коммуникативных задач: Дис.. канд. пед. наук: 13 00 01.- Волгоград, 1994, — 205 с.
- Косова Н.М. Формирование коммуникативной активности будущего учителя: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01.-М., 1989.- 258 с.
- Костина И.А. Подготовка студентов к организации процесса взаимодействия со школьниками: Дис.. канд. пед. наук: 13 00 01. Спб, 1994.
- Куликова З.А. Успешность решения учебных задач студентами при различных способах активизации их познавательной деятельности. Дис.. канд. пед. наук. Л., 1985.
- Куракин А.Т., Новикова Л. И. Осистемном подходе в исследовании проблем воспитания // Сов. педагогика. 1970. — № 1 С. 99−108.
- Леонтьев АН. Психология общения.-Тарту, 1974.
- Леонтьев АН. Деятельность. Сознание. Личность.- М.: Политиздат, 1975.-304 с.
- Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в психологии // Вопросы философии.- М, 1972. С. 103−106.
- Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке. М.: Знание, 1975. -64с.
- Лисовский В.Т. Актуальные проблемы нравственного воспитания будущих специалистов. Л., 1978.- 65 с.
- Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения М., 1976. -С. 65−77.
- Ломов Б.Ф. Личность в системе общественных отношений,-Психологический журнал, т.2, 1981. № 1.-С.3−17.
- Ломов Б.Ф. О путях развития психологии.- Вопр. психологии, 1978. № 5.-С. 31−43.
- Ляпина Т.В. Роль групповых форм организации практических занятий по физике в профессионально-педагогической подготовке будущих учителей. // Новые технологии в преподавании физики: школа и вуз: Сборник аннотаций докладов: М.: МШУ, 1999.- С. 18.
- Макаренко А.С. Соч. в 7-ми томах.- М.: 1957=1958.
- Маркова А.К. Формирование учебной деятельности и развития личности школьника / В кн. Формирование учебной деятельности школьноков / Под ред. В. В. Давыдова и др.-М.: Педагогика, 1982.- С. 21−31.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М.1993.
- Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т.1. Кн.1: Процесс производства капитала.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. э 2-е изд. т.23. С. 43−784.
- Межличностное восприятие в группе / (B.C. Агеев, Г. М. Андреева, Ю. М. Жуков и др.) — Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М.: Из-во МГУ, 1981.-294 с.
- Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя.- М.: Флинта: Московский психолош-социальный институт, 1998, -200 с.
- Мотивация познавательной деятельности / Сб. науч. трудов / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской.- Л.: Изд-во АПН СССР, 1972.- С. 117 .
- Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. Автореф. дисс.. докт. пед. наук. Л., 1981.
- Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику.- Пенза: ИХЖ и ПРО, 1994. 171 с.
- Мухаметзянова Ф.Г., Яхина З. Ш., ЗакироваЛ.М., ЧерноваО.В.
- Диагностика и развитие педагогической одаренности будущего учителя в процессе обучения в вузе //Ценностные приоритеты общего и профессионального образования: Материалы Международной научно-практической конференции. Часть 5.-М.:МПГУ, 2000.- С.94−97.
- Орлов А.А. Проблемы гуманизации педагогической подготовки будущего учителя //Ценностные приоритеты общего и профессионального образования: Материалы Международной научно-практической конференции. Часть 2.-М.:МПГУ, 2000.- С. 76 -79.
- Основы вузовской педагогики / Под ред. Н. В. Кузьминой и И. А. Урклина.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1972.- 311 с.
- Орлов А.Н. Организационно-педагогичсекие основы управления подготовкой учителя: Дис. док. пед. наук: 13.00.01.-М.: 1992.- 334 с.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. учеб. заведений / Под ред. С. А. Смирнова. -М.: Изд. центр «Академия», 1999. -512 с.
- Педагогика: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. -М.: Школа-Пресс, 1998.-512 с.
- Педагогическая энциклопедия. Т.1. А Е. М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1964. — 831 с.
- Петрова А.Г. Активизация познавательной деятельности студентов на лабораторных занятиях по общей физике в пединституте: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01.-Челябинск, 1991.- 156 с.
- Петровский А.В. Личность . Деятельность, Коллектив. М.: Политиздат, 1982. -255 с.
- Петровский А.В. Личность в психологии с позиции системного подхода.- Вопр. психологии, 1981, № 1. С.57−66.
- Петровский А.В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива: Учебн. пособ. для пед. ин-товМ.: Просвещение, 1978.- 176 с.
- Пидкасистый П.И., Портнов МЛ. Искусство преподавания. Первая книга учителя. М.: Изд-во «Российское педагогическое агенство», 1998. -184 с.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности / Отв. Ред. А. Д. Глоточкин. АН СССР, Ин-т психологии.- М.: Наука, 1986.-254 с.
- Плигин А.А., Герасимов А. В. Личностно-ориентированная технология обучения как средство гуманизации профессионально-педагогической подготовки учителя / Проблемы качества и гуманизации столичного и зарубежного образования. М., 1996.
- Позднякова А.А. Подготовка студентов педагогического вуза к использованию вербальных и невербальных средств общения в профессиональной деятельности. Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1994.188 с.
- Полукаров В.В. Развитие личности старшеклассника в процессе коллективной внеурочной деятельности: Дис.. канд. пед. наук: 13 00 01.-М.: 1983.-212 с.
- Полякова Т.С. Анализ-затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей. М.: Педагогика, 1983.- 128 с.
- Прозорова Е.В. Развитие коммуникативной компетентности будущего учителя //Ценностные приоритеты общего и профессионального образования: Материалы Международной научно-практической конференции. Часть 4.-М.:МПГУ, 2000.- С. 60 63.
- Рагозина Л.Д. Профессиональная подготовка педагога к организации групповой деятельности школьников: Дис. .канд. пед. наук: 13 00 01.- М.: 1994.- 177 с.
- Ралдугина О.А. Подготовка учителя к осуществлению индивидуально-дифференцированного обучения в начальных классах: Дис.. канд. пед. наук. 13.00.01. М., 1999.- 193 с.
- Ривин А.Г. Социолог как орудие ликбеза // Революция и культура. № 15−16. М.: 1930.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х томах / Гл. ред. В. В. Давыдова, М.: «Большая Российская энциклопедия», 1993. -608 е., ил. т.1. А-М.
- Рубинштейн C. J1. Бытие и сознание.- М.: Наука, 1957.- 328 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М., 1946.704с.
- РябичкинаГ.В. Развитие профессионально-значимых качеств личности будущих учителей //Ценностные приоритеты ¦ общего и профессионального образования: Материалы Международной научно-практической конференции. Часть 5.-М.:МПГУ, 2000, — С.130−133.
- Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Изд. ЭКМОС. 1999.-352 с.
- Сластенин В.А. Аксиологические основания образования //Ценностные приоритеты общего и профессионального образования: Материалы Международной научно-практической конференции. Часть 1.-М.:МПГУ, 2000.- С. 26−31.
- Сластение В.А. М.: Изд. дом Магистр — Пресс, 2000.- 488 с.
- Сластенин В.А. Учитель и время. // Советская педагогика. 1990.9.
- Сластенин В.А. Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.:
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов.- М.: Школа-Пресс, 1995. -384 с.
- Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. М.: Изд-во «Российское педагогическое агенство», 1997.-c.174.
- Съелунд А. Групповая психология. Изд. 8. Копенгаген. 1972.-c.92.
- Тарасов В.В. Каким быть учителю в новой школе. М.: Педагогика -Пресс, 1992. -159 с.
- Уманский JIT., Чернышева А. С., Тарасов Б. В. Групповой сенсорный интегратор // Вопросы психологии. № 1. 1969.
- Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения.-М.: Педагогика. 1990.
- Феофилова В.П. Особенности взаимодействия преподавателя и студентов при активном методе обучения. Дис.. канд. пед. наук: Л.: 1983. -251 с.
- Философский энциклопедический словарь. -М.: Сов. энциклопедия, 1983.- 837 с.
- Фокин Ю.Г. Определение основных терминов высшей школы . М.: НИИВО, вып. 4. 1995. -60 с.
- Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов .- М.: 1988.- 207 с.
- Хилленбрант Ф. Групповое обучение групповая работа. Вена, 1956.
- Чередов И.М. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе.- М.: Педагогика, 1987.-152 с.
- Шапоринский С.А. Обучение и научное познание.- М.: Педагогика, 1981.-208 с.
- Швецов М.Ю. Технология групповой деятельности в процессе изучения педагогических дисциплин. Дис.. канд. пед. наук. М.: 1994.-175с.
- Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999 — 512 с.
- Щукина Г. И. Деятельность основа педагогического процесса // Советская педагогика.- 1982. № 8. с.74−78.
- Экспериментальная и прикладная психология. Вып.8: Психология личности и малых групп / Ред. Н. Н. Крупинова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. — 158с.
- Эльконин Д.Б. Психология младшего школьника.- М.: Знание.-1974.-64 с.
- Юдин Э.Г. Понятие деятельности как методологическая проблема.-М.: Педагогика. 1976.
- Ядвиршис А.Е. Личность и социально-педагогическая деятельность учителя //Ценностные приоритеты общего и профессионального образования: Материалы Международной научно-практической конференции. Часть 4.-М.:МПГУ5 2000.- С. 201 203.
- Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие / Европ. инт экспертов.- Спб.: Изд-во Михайлова В. А.: Изд-во «Полиус», 1998.- 639с. к