Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организация групповой учебно-познавательной деятельности студентов как фактор повышения эффективности профессионально-педагогической подготовки будущего учителя: На материале физико-математического факультета

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Значительное место в целостной структуре подготовки специалистов в педагогическом вузе занимают различные виды групповой учебно-познавательной деятельности студентов, которые способствуют углублению предметной подготовки (овладение знанием и пониманием теоретико-познавательного и практического значения «своей» науки и категориальным строем научных знаний, закрепление знания закономерностей… Читать ещё >

Содержание

  • ц
  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы организации групповой деятельности студентов в учебном процессе
    • 1. 1. Групповая деятельность как психолого-педашгическая проблема
    • 1. 2. Место и роль групповой деятельности студентов в теории и практике высшего образования
    • 1. 3. Профессионально-педагогическая подготовка студентов педагогического вуза на основе модели труда учителя
  • Глава 2. Организация групповой деятельности студентов в ' педагогическом вузе
    • 2. 1. Организация различных видов групповой деятельности и ее влияние на готовность студентов к профессиональной деятельности
    • 2. 2. Формирование опыта группового взаимодействия при ф решении учебно-познавательных задач
    • 2. 3. Педагогические условия эффективности организации групповой учебно-познавательной деятельности студентов

Организация групповой учебно-познавательной деятельности студентов как фактор повышения эффективности профессионально-педагогической подготовки будущего учителя: На материале физико-математического факультета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современные изменения образовательной системы предполагают обращение к личности учащихся, поиск новых нетрадиционных форм обучения и воспитания, что возможно только при соответствующей профессиональной подготовке учителя.

Значительное место в целостной структуре подготовки специалистов в педагогическом вузе занимают различные виды групповой учебно-познавательной деятельности студентов, которые способствуют углублению предметной подготовки (овладение знанием и пониманием теоретико-познавательного и практического значения «своей» науки и категориальным строем научных знаний, закрепление знания закономерностей, истории, современного состояния и основных направлений дальнейшего развития науки и т. д.) и, что особенно важно для будущего педагога, формированию профессионально-значимых качеств личности учителя (увлеченность педагогической работой, психолого-педагошческая зоркость и наблюдательность, организаторские способности, целеустремленность, научная эрудиция, общительность и др.).

В то же время проводимые исследования показывают, что менее ft половины современных выпускников педагогических вузов связывают свою будущую профессиональную деятельность с преподавательской работой. При опросе учителей со стажем работы более трех лет выясняется, что почти две трети из них испытывают большие затруднения в первые годы работы в школе и, главным образом, затруднения, связанные с неспособностью адаптироваться к реалиям педагогической деятельности, отсутствием навыков взаимодействия с учащимися, коллегами, администрацией школ, родителями. Значительные трудности у молодых учителей возникают и в процессе организации групповой деятельности учащихся. Эти трудности во многом связаны с недооценкой $ организационно-коммуникативных аспектов педагогической работы, с незнанием специфики внутригрупповых отношений и динамики развития группы, с неумением влиять на отношения в группе в контексте решения педагогических задач. Результаты исследований по проблеме подготовки специалистов в педвузе, анализ массового и передового педагогического опыта позволили сделать вывод о необходимости для выпускника педвуза специальных знаний о структуре и закономерностях развития группы, статусе и самореализации личности в группе, развитии отношений и организации взаимодействия, а также приобретения будущим учителем собственного опыта целенаправленной работы в группе.

Практика показывает, что изучение учителями методики организации групповой работы учащихся имеет высокий дидактический потенциал, который не может быть грамотно реализован в случае отсутствия у педагога собственного опыта участия в групповой учебно-познавательной деятельности. Между тем, доминирование в традиционной организации учебной деятельности вузов фронтальной и индивидуальной форм не способствует формированию названного опыта у студентов и, как следствие, не обеспечивает полноценного развития профессионально значимых личностных качеств будущего педагога.

Данное обстоятельство обусловило актуальность выбора темы исследования: «Организация групповой учебно-познавательной деятельности студентов как фактор повышения эффективности профессионально-педагогической подготовки будущего учителя (на материале физико-математического факультета)».

Целью исследования является определение условий повышения эффективности профессионально-педагогической подготовки будущего учителя с использованием групповых форм учебно-познавательной деятельности.

Объектом исследования является процесс подготовки будущего учителя в высшем педагогическом учебном заведении.

Предметом исследования выступает организация групповой учебно-познавательной деятельности студентов педагогического вуза.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ психолого-педашгической литературы по проблеме организации групповой учебно-познавательной деятельности студентов педагогического вуза.

2. Охарактеризовать место и роль групповой учебно-познавательной деятельности студентов в формировании профессионально-значимых качеств будущих учителей.

3. Разработать модель организации учебно-познавательной деятельности в процессе профессионально-педагогической подготовки студентов педагогического вуза.

4. Выявить особенности взаимидействия преподавателей и студентов в условиях организации различных форм групповой учебной деятельности.

5. Выявить и опытно-экспериментально обосновать педагогические условия эффективной организации групповой учебно-познавательной деятельности.

В основу исследовательской работы положена гипотеза, согласно которой групповая учебно-познавательная деятельность студентов является фактором повышения эффективности их профессионально-педагогической подготовки, если: она реализует опытно-экспериментальную модель организации учебно-познавательной деятельности в процессе профессионально-педагогической подготовки будущего учителя- © студент выступает субъектом групповой учебно-познавательной деятельности, реализуя при этом свои личностные способности (когнитивные, организаторские, дидактические, коммуникативные), волевые качества, направленность на взаимодействие, ориентацию на креативность в деятельности;

• осуществление различных форм групповой деятельности студентов основано на дифференцированном, кооперированном, групповом взаимодействии преподавателей и будущих учителей;

• реализуется комплекс педагогических условий, способствующих эффективной организации групповой деятельности студентов.

Методологическую основу данного исследования составили философские положения о логике и теории познания, о сущности человеческой деятельности, о личности как субъекте совместной деятельности и межличностных отношений.

Теоретической основой исследования являются:

— философские и психолош-педашгические концепции деятельности (Б.Г.Ананьев, Л. И. Анциферова, Ю. К. Бабаыский, Л. С. Выготский, Е. И. Исаев, М. С. Каган, А. Н. Леонтьев, А. С. Макаренко, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков, Л. И. Уманский, Э. Г. Юдин и др.), организации и активизации учебно-познавательной деятельности (А.С.Границкая, В. К. Дьяченко,.

Г. А.Китайгородская, Г. И. Щукина, В. А. Якунин и др.) — исследования, посвященные профессионально-педагогической подготовке учителя (О.А.Абдуллина, А. А. Вербицкий, В.А.Кан-Калик, Н. В. Кузьмина, Л. М. Митина, Н. Д. Никандров, В. А. Сластенин и др.), концепции гуманизации образования и личностно-ориентированного обучения (Н.А.Алексеев, А. А. Плигин, И. С. Якиманская и др.), дифференциации обучения с использованием групповых форм работы (Н.А.Дмитренко, И. В. Гаськова, Н. В. Клюева, И. С. Коребо, Х. Й. Лийметс и др.), общению и взаимодействию студентов в учебном процессе (А.В.Мудрик, М. Ю. Швецов, В. П. Феофилова, С. Н. Ефремова, Н. М. Косова, М. В. Корепанова и др.);

Для решения поставленных задач и анализа полученных результатов использовались разнообразные методы: изучение и анализ литературы по проблеме, наблюдение за учебно-познавательной деятельностью студентов, индивидуальные беседы с преподавателями и студентами, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент, метод моделирования, метод экспертных оценок, статистическая обработка результатов исследования.

Организация и база исследования. Констатирующий и формирующий эксперимент проводились на базе физико-математического факультета Пензенского государственного педагогического университета имени В. Г. Белинского (ГПГПУ), Пензенского государственного педагогического колледжа, многопрофильной гимназии при ПГПУ им. В. Г. Белинскош г. Пензы, муниципальных общеобразовательных средних школ № 60, № 4 г. Пензы.

Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа и охватывает период с 1996 по 2001 годы.

Первый этап (1996 — 1998 гг.) — анализ философской, психологической, педагогической литературы по проблеме исследования с целью получения информации о состоянии данной проблемы в теории и практике вузовского обучения. Определение цели, задач исследования, формирование рабочей гипотезы и разработка методики исследования. Проведение констатирующего эксперимента.

Второй этап (1998; 1999 гг.) — организация опытно-экспериментальной работы, уточнение гипотезы исследования, выявление наиболее эффективных форм организации групповой учебно-познавательной деятельности студентов.

Третий этап (1999 — 2001 гг") — анализ и обобщение полученных результатов исследования, экспертное консультирование, литературное оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяются тем, что в нем: разработана модель организации учебно-познавательной деятельности студентов педвуза, обеспечивающая эффективную профессионально-педагогическую подготовку будущего учителя- ® охарактеризована групповая учебно-познавательная деятельность в системе профессионально-педагогической подготовки студентов педвуза;

• определен содержательно-организационный аспект основных форм организации групповой учебно-познавательной деятельности студентов единая групповая работа, дифференцированная групповая работа, кооперированно-групповая работа, групповой опрос, консультантский опрос) и экспериментально проверены возможности их сочетания в учебном процессе с точки зрения реализации различных дидактических задач;

• выявлены, охарактеризованы и опытно-экспериментально обоснованы. педагогические условия организации групповой учебно-познавательной деятельности студентов как фактора повышения эффективности их профессиональной подготовки.

Практическая значимость исследования заключается в возможности • внедрения предложенных форм организации групповой познавательной деятельности студентов в реальный учебно-воспитательный процесс вузов. Материалы и результаты исследования могут быть использованы в содержании лекционных и практических занятий по педагогическим дисциплинам в системе непрерывного педагогического образования.

Достоверность результатов и обоснованность выводов обеспечены совокупностью исходных методологических и теоретических положенийиспользованием комплекса методов, адекватных предмету, объекту, целям и задачам исследованияанализом теоретического и эмпирического материалаэкспериментальной проверкой положений, составивших гипотезу исследованиярепрезентативностью выборки объектов исследования и сопоставимостью полученных результатов с данными других исследований по данной проблеме.

На защиту выносятся;

— модель организации учебно-познавательной деятельности в процессе профессионально-педагогической подготовки студентов педагогического вуза, которая позволяет им проявлять востребованные современной школой профессиональные качества;

— положение о соотнесении групповых с другими формами обучения, позволяющими обеспечить готовность студентов к эффективной профессионально-педагогической самореализации;

— личностно-ориентироваиный способ организации различных форм групповой учебной деятельности будущих учителей (единая, дифференцированная, кооперированно-групповая работа, групповой и консультантский опрос), способствующий формированию у них профессионально значимых качеств и обеспечивающий постановку студента в позицию субъекта групповой деятельностисовокупность педагогических условий, реализация которых способствует эффективной профессиональной подготовке студентов в условиях их группового дидактического взаимодействия (содержание учебных занятий, включенность студентов в различные формы групповой учебно-познавательной деятельности и постановка в позицию ее субъекта, педагогическое прогнозирование, разнообразие организационных структур групповой деятельности и их реализация на основе целеполагания и прогнозирования, создание положительного эмоционально-нравственного поля группы, позиция педагога в групповой учебной деятельности студентов).

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись: в рамках целостного педагогического процесса на физико-математическом факультете 11Г11У им. В. Г. Белинского;

— результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и кафедры общей физики ПГПУ им. В. Г. Белинского;

— промежуточные результаты исследования докладывались: на межвузовских конференциях: третья Всероссийская научно-практическая конференция «Использование научно-технических достижений в учебном физическом практикуме» (г. Пенза, 1996 г.), четвертая и пятая Всероссийские научно-практические конференции «Учебный физический эксперимент и его совершенствование» (г. Пенза, 1998 г., 2000 г.),.

Всероссийские научно-практические конференции «Новые технологии в преподавании физики: школа и вуз» (г, Москва, 1999 г., 2000 г.), Всероссийская научно-практическая конференция «Оценка качества образования: проблемы, поиски, перспективы» (г. Пенза, 1999 г.), региональная научно-практическая конференция «Физико-математическое образование: традиции, проблемы, инновации» (г.Кострома, 1999 г.);

• на внутривузовских ежегодных научных конференциях преподавателей ХТГПУ, конференциях учителей города и области, конференции «Педагогическое наследие К. Д. Ушинскош и современная школа» (г.Пенза, 1999 г.), научно-практической конференции, посвященной 60-летию университета (1999г.);

• на съезде российских физиков-преподавателей «Физическое образование в 21 веке» (г.Москва, 2000 г.),.

• на международной научно-практической конференции «Ценностные приоритеты общего и профессионального образования» (г.Москва, 2000 г.);

— посредством публикаций статей и тезисов докладов.

Структура диссертации" Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. В диссертацию включены таблицы, схемы.

Выводы по второй главе.

Анализ опытно-экспериментальной работы показал, что учебные достижения, готовность студентов к самостоятельной профессиональной деятельности определяются эффективностью организации групповой деятельности на учебных занятиях и содержательным характером самой деятельности. В ходе опытно-экспериментальной работы использовались различные виды групповой деятельности (единая групповая, дифференцированная групповая и кооперированно-групповая работа, групповой и консультантский опрос) в зависимости от содержания занятия, от уровня успеваемости и знаний студентов, навыков самостоятельной работы и коммуникативных умений. Оптимальное использование групповых в сочетании с другими формами обучения позволяет разнообразить учебный процесс, повышает возможности предметной подготовки студентов и опыта взаимодействия.

В процессе групповой учебно-познавательной деятельности каждый студент приобретает социальный опыт, поскольку каждый из них играет определенную роль или выполняет несколько социальных ролейформирует опыт общения, подготовки и организации деловых контактов студентов в учебное и внеучебное время, позволяющих наиболее продуктивно реализовать дидактическое взаимодействия преподавателя и студентовпроявляет активность на различных этапах решения учебно-познавательных задач.

Соблюдение при организации групповой учебно-познавательной деятельности студентов выявленных и опытно-экспериментально обоснованных педагогических условий: разработка содержания учебных занятий, с учетом дифференциации деятельности участников учебного процесса предполагает деловое обсуждение, сочетание индивидуального и группового творчества, взаимодействия, взаимопомощи обучающихсясоздание положительного эмоционально-нравственного поля, обеспечивающего эффективное групповое взаимодействиепедагогическое прогнозирование формирования профессионально-значимых качеств будущих учителейразнообразие организационных структур групповой деятельности и их реализациявключенность студентов в различные формы групповой учебно-познавательной деятельности и постановка в позицию ее субъектапозиция педагога в групповой учебно-познавательной деятельности позволяет обеспечить повышение эффективности профессионально-педагогической подготовки будущего учителя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ философской, социологической, педагогической литературы позволяет сопоставить понятия «познавательная деятельность» — как понятие более широкое, связанное не только с учением, но и с открытием новых положений и закономерностей, с информационным и мотивационным аспектами, и «учебно-познавательная деятельность» — как субординантный по отношению к первому, характеризующий процесс дидактического взаимодействия учителя и ученика.

Наряду с традиционными формами проведения учебных занятий в вузе рассматриваются вопросы организации активных форм обучения, особенности взаимодействия преподавателя и студентов при активных методах обучения и соотнесение их с организацией групповой учебно-познавательной деятельностью студентов. Эффективность учебной деятельности в условиях группы определяется закономерностями ее функционирования и динамики развития, структуры, взаимоотношений, складывающихся внутри ее. Учебная группа, как ближайшая социальная среда, при условии проведения соответствующей формы занятий в ней, может выступать важнейшим условием профессионально-педагогической подготовки.

Анализ модели труда учителя, разработанных профессиограмм учителя физики и собственный педагогический опыт позволили определить востребованные современной школой качества будущего учителя, которые должны быть сформированы в процессе обучения в вузе. Созданная модель организации учебно-познавательной деятельности в профессионально-педагогической подготовке студентов педагогического вуза включает следующие компоненты: 1- личность студента- 2- учебно-познавательная деятельность- 3 — общение.

Первым и определяющим из них является личность студента — будущего педагога. Структурными компонентами ее выступают: педагогическое целеполаганиепедагогическое мышлениепедагогическая рефлексияпедагогический тактнаправленность на дидактическое и межличностное взаимодействие.

Второй компонент — учебно-познавательная деятельность, включающая учебную мотивацию как характеристику личности студентаучебно-познавательную задачу, предлагаемую в форме учебного заданиярешение учебно-познавательной задачи посредством учебных действий, организуемых в группеконтроль и оценка преподавателя, переходящие постепенно в самоконтроль и самооценку.

Третий компонент — общение, имеющее свои особенности в студенческой группе, характеризующееся информативной, социально-перцептивной, интерактивной, аффективной функциями.

Результаты педагогической практики позволяют сделать вывод, что организация групповой деятельности быстрее формирует деятельность педагогическую, у будущего учителя формируется собственный опыт группового взаимодействия, и, в целом, повышает эффективность его подготовки.

В ходе опытно-экспериментальной работы по организации различных видов групповой деятельности (единая, дифференцированная, кооперированно-групповая работа, групповой и консультантский опрос) определилось их влияние на готовность студентов к профессиональной деятельности. Характер и содержание учебных занятий по физике учитывало тематику, уровень успеваемости студентов, наличие навыков познавательной и самостоятельной работы, коммуникативные умения, использование взаимопомощи в формировании опыта взаимодействия. Анализ опытно-экспериментальной работы показывает, что наиболее успешно организуется деятельность студентов при оптимальном сочетании групповых и других форм обучения. Это позволяет развивать креативные способности будущего учителя и преподавателя, повышает возможности предметной подготовки студентов и влияет на их учебные достижения.

Организация экспериментальной работы по формированию опыта группового взаимодействия при решении учебно-познавательных задач с использованием групповых форм показывает, что во время учебных занятий студент выполняет различные социальные роли (организатор, проблематизатор, инноватор, методолог, критик, эрудит и др.). Характер, значимость и количество выполняемых ролей может служить показателем наличия опыта группового взаимодействия, социальной готовности к будущей профессии.

Групповая учебно-познавательная деятельность формирует у студентов опыт подготовки и организации деловых контактов в учебное и внеучебное время, позволяющий наиболее продуктивно реализовать дидактическое взаимодействие преподавателей и студентов, и в перспективе сделать профессионально-педагогическую подготовку будущего учителя более эффективной.

В отличии от традиционных групповые форм обучения позволяют формировать и проявлять активность на различных этапах решения учебно-познавательных задач: формирование начальной мотивации, стратегии поиска, определение методических подходов к решению задач, выдвижение и обсуждение содержательности и приемлемости предложенных гипотез, принятие группой окончательного решения, оформление проекта, подготовка выступления на групповой дискуссии.

В ходе исследования были выявлены, охарактеризованы и опытно-экспериментально проверены педагогические условия эффективности групповой учебно-познавательной деятельности студентов. Содержание учебных занятий должно создавать возможности дифференциации деятельности участников познавательного процесса, делового обсуждения проблемы, креативного подхода к решению познавательных задач, взаимодействия и взаимопомощи в процессе обсуждения, постановки студента в позицию субъекта.

Продуктивное осуществление групповой учебно-познавательной деятельности зависит от характера формальных и неформальных взаимоотношений членов группы, наличия ценностно-ориентационнош единства группы, понимания и осознания ими совместной деятельности. Все это определяется созданием положительного эмоционально-нравственного поля.

Организация групповой деятельности будет эффективной, если она строится с учетом педагогического прогнозирования формирования профессионально значимых качеств будущего учителя на основе диагностики уровня учебных возможностей, обучаемости, эмоционально-нравственного поля группы, способностей к групповому взаимодействию.

Эффективность групповой деятельности определяется разнообразием организационных структур («цепочка», «звезда», «круг», «сеть»), позволяющих варьировать и дифференцировать содержание занятий, цели и конкретные методические задачи с общими организационными структурами групповой деятельности. Результаты эксперимента показали, что данные схемы имеют преимущества перед другими в формировании личности будущего учителя, его педагогического взаимодействия, активного формирования собственного опыта работы в группе.

При условии включенности студента в различные формы групповой деятельности и постановка его в позицию субъекта у него быстрее формируется способность к целеполаганию, к осознанию себя как субъекта учебно-познавательной деятельности и действию в соответствии с этим, к педагогическому общению, сотрудничеству с участниками деятельности.

Эффективность организации групповой деятельности в подготовке будущего учителя определяется и позицией педагога по отношению к группе: равноправного члена, ее руководителя, делегирование своих полномочий студенту-консультанту, сотрудничество, соперничество, взаимодействие.

Результаты опытно-экспериментальной работы позволили выделить критерии эффективности организации групповой учебно-познавательной деятельности. Логика данного диссертационного исследования, обусловленная методологической основой, теоретическим обоснованием которой выступает психолош-педагогическая концепция деятельности, организации и активизации учебно-познавательной деятельности студентов, диктует выдвижение на первый план критерия формирования опыта взаимодействия студентов, развитие у них таких качеств как взаимопомощь, стремление к сотрудничеству, активность, целеустремленность, педагогическая зоркость, научная эрудиция.

Накопленный опыт группового взаимодействия и организации групповой деятельности студенты педвуза реализуют во время прохождения педагогической практики в учебной и внеучебной работе с учащимися созданием условий, способствующих сплочению ученического коллектива. Это позволило более успешно решать учебно-познавательные задачи во время прохождения практики, делать процесс усвоения знаний управляемым и создавать у учащихся положительную учебную мотивацию.

Основным может рассматриваться критерий направленности выпускников на профессионально-педагогическую деятельность, которая целенаправленно формировалась у студентов в ходе опытной работы с помощью создания положительной мотивации на педагогическую деятельностьразвитием у студентов умений и навыков активности и самостоятельности при организации различных видов взаимодействия преподавателя и студентов, студентов и студентовуспешным прохождением стажерской практики во время обучения в университете благодаря накопленному опыту работы в группе.

Проведенное исследование не является исчерпывающим и позволяет наметить перспективы дальнейшего изучения проблемы: организация взаимодействия студентов в группах во внеучебное время, стили взаимодействия и общения в группах, разработка технологии групповой деятельности в учебном процессе вуза и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Личностно-ориентированная технология обучения: проблемы и поиски // Наука и школа, 1998, № 4.
  2. О.А. Подготовка учителя к реализации личностно-ориентированной технологии обучения: опыт и проблемы // Высшее педагогическое образование России: традиции, проблемы, перспективы. М., 1997.
  3. Абульханова Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности.- В кн.: Психология формирования и развития личности.-М.: Наука, 1981.- С. 19−45.
  4. Абульханова Славская К. А., Брушлинский А. В. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна: к 100-летию со дня рожд. / АН СССР, Ин-т психол.- Отв. ред. Е. А. Будилова. — М.: Наука, 1989.- 243с.
  5. Абульханова-Славская К. Г. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.- 335 с.
  6. .А. Активизация самостоятельной работы студентов в системе семинарских и практических занятий по физике в педагогическом вузе. Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. — Челябинск, 1984. — 137 с.
  7. Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики: Монография. Тюмень: Изд-во Тюменского университета, 1996. -216 с.
  8. .Г. Человек как предмет познания.- Л.: Изд-во Ленингр. унта, 1968.-338 с.
  9. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380 с.
  10. Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 1996. — 376 с.
  11. Jl.И. К психологии личности как развивающейся системе/ Сб. Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981.- с.
  12. Л.П. Активность учения школьнока. -М.: Просвещение, 1968.- 139 с.
  13. Ю.К. Педагошка.-М.: Просвещение, 1983.- 608 с.
  14. A.M., Бочарова С. П., Землянская Е. В. Психология управления. Харьков: ООО «Фортуна — пресс», 1998. -464 с.
  15. Р.Б. Очерки истории советской дидактики.-М.: Педагогика, 1982.- 129 с.
  16. А.А., Платонова Т. А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов. М., 1986.
  17. М. Д. Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. Из опыта работы. М.: Просвещение, 1977. 159 с.
  18. А. Современная групповая работа. Вена, 1967.
  19. С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины. Актуальная лексика.- М.: НМЦ СПО, 1999.-538с.
  20. Возгорится факел разума / Составитель Б. Н. Коновалова.-М., 1986.179 с.
  21. Л.С. Педагогическая психология/ Под ред.В. В. Давыдова.-М.: Педагогика Пресс, 1999.- 533 с.
  22. Выготский J1.С. Собрание сочинений. В 6-ти томах, т.2. Проблемы общей психологии / Под ред В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982.- 504 с.
  23. С.М. Личностно-ориентированное взаимодействие участников процесса обучения как фактор развития познавательной самостоятельности старшеклассников: Дис.. канд. пед. наук: 130 001. -Челябинск, 1996.
  24. Н.В. Специфика групповой формы работы в условиях дифференциации обучения: Дис. канд. пед. наук: 130 001. М., 1995.
  25. А.С. Научить думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991 -175с.
  26. В.В. Виды обобщения в обучении / Логико-психологические проблемы построения учебного предмета.-М.: Педагогика, 1972.-423 с.
  27. Т.В. Формирование педагогической направленности у студентов университета в процессе коллективной творческой деятельности: Дис.. канд. пед. наук: 130 001. Тюмень, 1983.-191 с.
  28. НА. Различия в усвоении студентами иностранного языка в условиях индивидуальной и групповой формы обучения: Дис.канд. пед. наук. Л., 1987.
  29. А.И. Психология коллектива (Методологические проблемы исследования): Учеб. побие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. -208 с.
  30. О.Г. Природа и принципы сферы общественного бытия человека, — В кн.: Проблема человекав современной философии.- М.: Наука, 1969.- С.189−230.
  31. В.К. Сотрудничество в обучении:О коллективном способе учеб. работы: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1991.-192 с.
  32. С.Н. Взаимодействие преподавателя и студентов младших курсов как условие профессональнош становления будущего учителя: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01.- М., 1997.- 193 с.
  33. И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. ML: Издательская корпорация Логос, 1999. -384 с.
  34. Э.В. Что такое личность/ Сб. С чего начинается личность? -М.: Просвещение, 1979.- С. 45−46.
  35. М.С. Человеческая деятельность: (опыт системного анализа)-М.: Политиздат, 1974.-328 с.
  36. М.С. Проблема субъект-объектных отношений в марксистско-ленинской философии.- Философские науки, 1980, № 4.-С.40−49.
  37. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество М.: Педагогика, 1990. -144 с.
  38. Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы: Учебн. пособие для студ. высш. пед. уч. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 1999.-216 с.
  39. М.С. Человеческая деятельность: сущность, структура, типы.-Саратов: Из-во Саратовского ун-та, 1974.- 222 с.
  40. Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам.-М.: 1986.- 89 с.
  41. М.В. Педагогические технологии в учебном процессе. М., 1989.
  42. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: Учеб.пособие.-М.: Изд-во МГУ, 1995. -224 с.
  43. Н.В. Успешность обучения при групповой форме его организации. Дис.. канд. психол. наук. Л., 1987.
  44. И.С. Методика организации групповых форм работы учащихся на уроках физики: Дис.. канд. пед. наук: 13 00 02. Курган, 1996.198 с.
  45. М.В. Развитие педагогического творческого потенциала студентов в процессе решения ими коммуникативных задач: Дис.. канд. пед. наук: 13 00 01.- Волгоград, 1994, — 205 с.
  46. Н.М. Формирование коммуникативной активности будущего учителя: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01.-М., 1989.- 258 с.
  47. И.А. Подготовка студентов к организации процесса взаимодействия со школьниками: Дис.. канд. пед. наук: 13 00 01. Спб, 1994.
  48. З.А. Успешность решения учебных задач студентами при различных способах активизации их познавательной деятельности. Дис.. канд. пед. наук. Л., 1985.
  49. А.Т., Новикова Л. И. Осистемном подходе в исследовании проблем воспитания // Сов. педагогика. 1970. — № 1 С. 99−108.
  50. АН. Психология общения.-Тарту, 1974.
  51. АН. Деятельность. Сознание. Личность.- М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  52. А.Н. Проблема деятельности в психологии // Вопросы философии.- М, 1972. С. 103−106.
  53. Х.Й. Групповая работа на уроке. М.: Знание, 1975. -64с.
  54. В.Т. Актуальные проблемы нравственного воспитания будущих специалистов. Л., 1978.- 65 с.
  55. .Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения М., 1976. -С. 65−77.
  56. .Ф. Личность в системе общественных отношений,-Психологический журнал, т.2, 1981. № 1.-С.3−17.
  57. .Ф. О путях развития психологии.- Вопр. психологии, 1978. № 5.-С. 31−43.
  58. Т.В. Роль групповых форм организации практических занятий по физике в профессионально-педагогической подготовке будущих учителей. // Новые технологии в преподавании физики: школа и вуз: Сборник аннотаций докладов: М.: МШУ, 1999.- С. 18.
  59. А.С. Соч. в 7-ми томах.- М.: 1957=1958.
  60. А.К. Формирование учебной деятельности и развития личности школьника / В кн. Формирование учебной деятельности школьноков / Под ред. В. В. Давыдова и др.-М.: Педагогика, 1982.- С. 21−31.
  61. А.К. Психология труда учителя. М.1993.
  62. К. Капитал. Критика политической экономии. Т.1. Кн.1: Процесс производства капитала.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. э 2-е изд. т.23. С. 43−784.
  63. Межличностное восприятие в группе / (B.C. Агеев, Г. М. Андреева, Ю. М. Жуков и др.) — Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М.: Из-во МГУ, 1981.-294 с.
  64. Л.М. Психология профессионального развития учителя.- М.: Флинта: Московский психолош-социальный институт, 1998, -200 с.
  65. Мотивация познавательной деятельности / Сб. науч. трудов / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской.- Л.: Изд-во АПН СССР, 1972.- С. 117 .
  66. А.В. Общение как фактор воспитания школьников. Автореф. дисс.. докт. пед. наук. Л., 1981.
  67. А.В. Введение в социальную педагогику.- Пенза: ИХЖ и ПРО, 1994. 171 с.
  68. Ф.Г., Яхина З. Ш., ЗакироваЛ.М., ЧерноваО.В.
  69. Диагностика и развитие педагогической одаренности будущего учителя в процессе обучения в вузе //Ценностные приоритеты общего и профессионального образования: Материалы Международной научно-практической конференции. Часть 5.-М.:МПГУ, 2000.- С.94−97.
  70. А.А. Проблемы гуманизации педагогической подготовки будущего учителя //Ценностные приоритеты общего и профессионального образования: Материалы Международной научно-практической конференции. Часть 2.-М.:МПГУ, 2000.- С. 76 -79.
  71. Основы вузовской педагогики / Под ред. Н. В. Кузьминой и И. А. Урклина.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1972.- 311 с.
  72. А.Н. Организационно-педагогичсекие основы управления подготовкой учителя: Дис. док. пед. наук: 13.00.01.-М.: 1992.- 334 с.
  73. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. учеб. заведений / Под ред. С. А. Смирнова. -М.: Изд. центр «Академия», 1999. -512 с.
  74. Педагогика: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. -М.: Школа-Пресс, 1998.-512 с.
  75. Педагогическая энциклопедия. Т.1. А Е. М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1964. — 831 с.
  76. А.Г. Активизация познавательной деятельности студентов на лабораторных занятиях по общей физике в пединституте: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01.-Челябинск, 1991.- 156 с.
  77. А.В. Личность . Деятельность, Коллектив. М.: Политиздат, 1982. -255 с.
  78. А.В. Личность в психологии с позиции системного подхода.- Вопр. психологии, 1981, № 1. С.57−66.
  79. А.В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива: Учебн. пособ. для пед. ин-товМ.: Просвещение, 1978.- 176 с.
  80. П.И., Портнов МЛ. Искусство преподавания. Первая книга учителя. М.: Изд-во «Российское педагогическое агенство», 1998. -184 с.
  81. К.К. Структура и развитие личности / Отв. Ред. А. Д. Глоточкин. АН СССР, Ин-т психологии.- М.: Наука, 1986.-254 с.
  82. А.А., Герасимов А. В. Личностно-ориентированная технология обучения как средство гуманизации профессионально-педагогической подготовки учителя / Проблемы качества и гуманизации столичного и зарубежного образования. М., 1996.
  83. А.А. Подготовка студентов педагогического вуза к использованию вербальных и невербальных средств общения в профессиональной деятельности. Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1994.188 с.
  84. В.В. Развитие личности старшеклассника в процессе коллективной внеурочной деятельности: Дис.. канд. пед. наук: 13 00 01.-М.: 1983.-212 с.
  85. Т.С. Анализ-затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей. М.: Педагогика, 1983.- 128 с.
  86. Е.В. Развитие коммуникативной компетентности будущего учителя //Ценностные приоритеты общего и профессионального образования: Материалы Международной научно-практической конференции. Часть 4.-М.:МПГУ, 2000.- С. 60 63.
  87. Л.Д. Профессиональная подготовка педагога к организации групповой деятельности школьников: Дис. .канд. пед. наук: 13 00 01.- М.: 1994.- 177 с.
  88. О.А. Подготовка учителя к осуществлению индивидуально-дифференцированного обучения в начальных классах: Дис.. канд. пед. наук. 13.00.01. М., 1999.- 193 с.
  89. А.Г. Социолог как орудие ликбеза // Революция и культура. № 15−16. М.: 1930.
  90. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х томах / Гл. ред. В. В. Давыдова, М.: «Большая Российская энциклопедия», 1993. -608 е., ил. т.1. А-М.
  91. Рубинштейн C. J1. Бытие и сознание.- М.: Наука, 1957.- 328 с.
  92. С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М., 1946.704с.
  93. РябичкинаГ.В. Развитие профессионально-значимых качеств личности будущих учителей //Ценностные приоритеты ¦ общего и профессионального образования: Материалы Международной научно-практической конференции. Часть 5.-М.:МПГУ, 2000, — С.130−133.
  94. Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Изд. ЭКМОС. 1999.-352 с.
  95. В.А. Аксиологические основания образования //Ценностные приоритеты общего и профессионального образования: Материалы Международной научно-практической конференции. Часть 1.-М.:МПГУ, 2000.- С. 26−31.
  96. В.А. М.: Изд. дом Магистр — Пресс, 2000.- 488 с.
  97. В.А. Учитель и время. // Советская педагогика. 1990.9.
  98. В.А. Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.:
  99. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов.- М.: Школа-Пресс, 1995. -384 с.
  100. Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. М.: Изд-во «Российское педагогическое агенство», 1997.-c.174.
  101. А. Групповая психология. Изд. 8. Копенгаген. 1972.-c.92.
  102. В.В. Каким быть учителю в новой школе. М.: Педагогика -Пресс, 1992. -159 с.
  103. Уманский JIT., Чернышева А. С., Тарасов Б. В. Групповой сенсорный интегратор // Вопросы психологии. № 1. 1969.
  104. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения.-М.: Педагогика. 1990.
  105. В.П. Особенности взаимодействия преподавателя и студентов при активном методе обучения. Дис.. канд. пед. наук: Л.: 1983. -251 с.
  106. Философский энциклопедический словарь. -М.: Сов. энциклопедия, 1983.- 837 с.
  107. Ю.Г. Определение основных терминов высшей школы . М.: НИИВО, вып. 4. 1995. -60 с.
  108. Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов .- М.: 1988.- 207 с.
  109. Ф. Групповое обучение групповая работа. Вена, 1956.
  110. И.М. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе.- М.: Педагогика, 1987.-152 с.
  111. С.А. Обучение и научное познание.- М.: Педагогика, 1981.-208 с.
  112. М.Ю. Технология групповой деятельности в процессе изучения педагогических дисциплин. Дис.. канд. пед. наук. М.: 1994.-175с.
  113. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999 — 512 с.
  114. Г. И. Деятельность основа педагогического процесса // Советская педагогика.- 1982. № 8. с.74−78.
  115. Экспериментальная и прикладная психология. Вып.8: Психология личности и малых групп / Ред. Н. Н. Крупинова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. — 158с.
  116. Д.Б. Психология младшего школьника.- М.: Знание.-1974.-64 с.
  117. Э.Г. Понятие деятельности как методологическая проблема.-М.: Педагогика. 1976.
  118. А.Е. Личность и социально-педагогическая деятельность учителя //Ценностные приоритеты общего и профессионального образования: Материалы Международной научно-практической конференции. Часть 4.-М.:МПГУ5 2000.- С. 201 203.
  119. В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие / Европ. инт экспертов.- Спб.: Изд-во Михайлова В. А.: Изд-во «Полиус», 1998.- 639с. к
Заполнить форму текущей работой