Формирование ориентировки в пространстве у дошкольников 3-х и 4-х лет с косоглазием и амблиопией
Диссертация
Важным условием обучения явилось постоянное сопровождение предметно-практических ориентировочных действий словесными обозначениями осваиваемых ими пространственных признаков, отношений и направлений пространства. Слово, накладываясь на практическое действие, сливалось с ним, создавая тем самым у детей адекватные и конкретные представления о пространстве. Это позволило экспериментатору… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- 1. 1. Психолого-педагогические основы пространственной ориентировки у нормально видящих дошкольников
- 1. 2. Проблема ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения дошкольного возраста
- Глава 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 3-Х И 4-Х ЛЕТ
- 2. 1. Задачи, организация и методика констатирующего эксперимента
- 2. 2. Предметно-практическая ориентировка детей на своем теле и в окружающем пространстве
- 2. 3. Особенности предметно-практических соотносящих действий при воссоздании разборных игрушек
- 2. 4. Своеобразие овладения словом для обозначения пространственных направлений
- Глава 3. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА СПЕЦИАЛЬНЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ОРИЕНТИРОВКЕ В ПРОСТРАНСТВЕ У ДЕТЕЙ 3-Х И 4-Х ЛЕТ
- 3. 1. Организация и методика экспериментального обучения
- 3. 2. Методика обучения детей ориентировке в пространственных признаках собственного тела
- 3. 3. Формирование у детей ориентировки в пространстве на основе полисенсорного восприятия пространственных признаков предметов и их местоположения
- 3. 4. Методика обучения детей с косоглазием и амблиопией четырехлетнего возраста моделированию предметно-пространственных отношений
- 3. 5. Результаты экспериментального обучения
Список литературы
- Аветисов Э.С. Содружественное косоглазие. — М.: Медицина, 1977.- 312 с.
- Азарян Р.Н. Обучение слепых и слабовидящих детей правильной ходьбе.-М.: ВОС, 1989.
- Айрапетьян Э.Ш. К вопросу о функциональной структуре пространственного анализа // Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — С. 15−21.
- Ананьев Б.Г. Восприятие пространства и сенсорная организация человека // Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-С. 11−14.
- Ананьев Б.Г. Пространственное различение. Л.: Изд-во ЛГУ, 1955.- 188 с.
- Ананьев Б.Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М.: Просвещение, 1964.- 304 с.
- Аномалии развития и коррекционно-воспитательная работа при глубоком нарушении зрения у детей: Сб. науч. тр. / Под ред. М. И. Земцовой. -М., 1980.- 109 с.
- Бехтерев В.М. Теория образования наших представлений о пространстве. СПБ, 1984.- С. 19.
- Буре Р.С. Теория и методика воспитания у детей нравственно-волевых качеств в детском саду. Автореф. дисс. .докт. пед. наук. М. -1986.- 34 с.
- Бушурова В.В. О первоначальном формировании функциональной ассиметрии рук в связи с дифференцировкой направлений пространства // Известия АПН РСФСР.- 1956.- Вып. 86. С. 37−46.
- Венгер JI.A. Восприятие и обучение (Дошкольный возраст). М.: Просвещение, 1969.- 365 с.
- Венгер JI.A. О способах зрительного восприятия формы предметов в раннем и дошкольном детстве // Развитие познавательной деятельности и волевых процессов у дошкольников. М.: Просвещение, 1965.- С.81−160.
- Венгер Л.А. Развитие восприятия и сенсорное воспитание в дошкольном возрасте. Автореф. диссер. докт. пед. наук (по психологии), -М., 1968.-37 с.
- Вовчик-БлакитнаяМ.В. Развитие пространственного различения в дошкольном возрасте // Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. М.: Просвещение, 1961. — С. 78−83.
- Вовчик-Блакитная М. В. Различение дошкольниками пространственных отношений между предметами // Материалы науч. совещ. по проблеме восприятия пространства и пространственных представлений. Л., 1959.- С. 60−64.
- Волкова Л.С. Задачи логопеда, работающего со слепыми и слабовидящими детьми // Материалы Всесоюз. симпоз. по дошкольному воспитанию детей с нарушением зрения. М., 1980. — С. 66−69.
- Волкова JI.C. Коррекция нарушения устной речи у детей с глубокими дефектами зрения. Автореф. дисс. .докт. пед. наук.- М.- 1983.- 32 с. / В надзаг.: АПН СССР, НИИ дефектологии.
- Воспитание и обучение слепого дошкольника. / Под ред. Л. И. Солнцевой. -М.: Просвещение, 1967. 175 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т. Т. V. Основы дефектологии. / Гл. ред. А. В. Запорожец. М.: Педагогика, 1983. — т. 5.369 с.
- Гайлене И.П. Особенности выделения признаков воспринимаемых предметов детьми с нарушением зрения // Дефектология.- 1990. -№ 2.- С. 13−17.
- Галкина О.И. Развитие пространственных представлений детей в процессе обучения в начальной школе // Материалы науч. совещ. по проблеме восприятия пространства и пространственных представлений. -Л., 1959.-С. 70−73.
- Галкина О.И. Развитие пространственных представлений у детей в процессе начального обучения // Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. М., 1961.- С. 118−124.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во МГУ, 1976.- 150 с.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. М., 1985.
- Голубева Н.И. Опыт изучения ориентировки в пространстве на 1-ом году жизни // Известия АПН РСФСР. -1956.- Вып. 86. С. 19−36.
- Григорьева Л.П., Сташевский С. В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения.: Учебно-методическое пособие. М.: АПН СССР. НИИ Дефектологии, 1990.- 58 с.
- Григорян JI.А. Комплексное лечение амблиопии и косоглазия в сочетании с медико-педагогическими мероприятиями в специализированном детском саду. Автореф. дисс. канд. пед. наук.- М., 1980.- 17 с.
- Григорян Л.А. Лечебно-восстановительная работа в детских садах для детей с амблиопией и косоглазием // Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения: Из опыта работы. М., 1978.- С. 2441.
- Денискина В.З. Совершенствование навыков ориентировки в пространстве учащихся старших классов школ для слепых и слабовидящих детей. Методические рекомендации.-Уфа, 1996.-31 с.
- Добромыслов А.Н. О формировании бинокулярного зрения у детей // Проблемы восприятия пространства и времени. М., 1961.- С. 5758.
- Ендовицкая Т.В. Роль слова в выполнении простых действий детьми дошкольного возраста. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955.- Вып. 64.-С.48−63.
- Ермаков В.П., Егорова О. И. Обучение слепых специальной графике. М.: Просвещение, 1978.- 120 с.
- Ермаков В.П. Обучение слабовидящих детей чтению графических изображений.: Дидактический материал. М., 1987.- 140 с.
- Ермаков В.П., Якунин Г. А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения: Справочно-методическое пособие для учителей. -М.: Просвещение, 1990.- 222 с.
- Жохов В.П., Кормакова Е. А., Плаксина Л. И. Реабилитация детей, страдающих содружественным косоглазием и амблиопией: Методическое пособие. М.: ВОС, 1989.- 55 с.
- Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы сенсорного воспитания в раннем дошкольном возрасте // Сенсорное воспитание дошкольников. М., 1963. — С. 30−56.
- Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. М.: Изд-во АПН РСФСР, I960.- 430 с.
- Земцова М.И., Кручинин В. А. Некоторые особенности физического развития детей дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием // Мышечная деятельность в норме и патологии. Горький, 1974.-С. 25−31.
- Земцова М.И. Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. -419 с.
- Земцова М.И. Учителю о детях с нарушением зрения. М.: Просвещение, 1973.- 158 с.
- Ибаньес Тереса Ракель. Формирование пространственной ориентировки у умственно отсталых дошкольников. Автореф. дисс. канд. пед. наук.- М., 1990.- 17 с.
- Изотова B.C. Методы работы по развитию речи младших слабовидящих дошкольников в процессе практической деятельности. -Душанбе: МП Тадж. ССР, 1988.- 45 с.
- Катаева А.А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения для умственно отсталых дошкольников. М.: Просвещение, 1991.- 191 с.
- Кащенко Т.П., Григорян JI.A. Комплексное лечение косоглазия и амблиопии в сочетании с медико-педагогическими мероприятиями в специализированных дошкольных учреждениях. М.-1994.- 33 с.
- Кладницкая Л. А. Ориентировка детей в пространстве на уроках физкультуры в 1-ом классе // Известия АПН РСФСР.- 1956.- Вып. 86.- С. 159−165.
- Колодная А .Я. Развитие дифференцировки направлений «правого» и «левого» у детей дошкольного возраста // Известия АПН РСФСР.- 1954.- Вып. 53.- С.183−228.
- Костючек Н.С. Значение предметных представлений для коррекции речи слепого младшего школьника // Дефектология. 1988.- № 3.- С. 70−74.
- Кручинин В.А. Особенности развития пространственной ориентировки у слепых детей младшего школьного возраста // Дефектология. 1989.- № 2.- С.59−63.
- Кручинин В.А. Работа по совершенствованию сенсорно-перцептивной сферы у слепых детей на занятиях по физическому воспитанию и ориентировке в пространстве // Дефектология. 1990.- № 6.-С. 47−50.
- Кручинин В.А. Роль слова и систем отсчета в формировании навыков пространственной ориентировки у слепых детей в процессе физического воспитания // Физическое воспитание детей в специальных школах: Межв. сб. науч. трудов.- Горький, 1989.- С. 4−10.
- Кручинин В.А., Солнцева Л. И. Психологические аспекты обучения ориентированию в пространстве и мобильности школьников сглубокими нарушениями зрения // Дефектология. 1992.- № 213.- С. 1117.
- Кручинин В.А. Теоретические основы формирования пространственной ориентировки у слепых детей в процессе школьного обучения.: Дисс.докт. психол. наук.- М. Д992.- 350 с.
- Крылова Н.А. Обучение чтению слабовидящих учащихся начальных классов. М., 1976.- 22 с.
- Крылова Н.А. Специальные приемы и методы обучения русскому языку слабовидящих детей: Учебно-методическое пособие. М., 1990.- 66 с.
- Кульбуш Е.А. Обучение пространственной ориентировке слепых младших школьников: Программа для школ слепых и методические рекомендации по ее реализации. Л., 1988, — 59 с.
- Кульбуш Е.А. Овладение пространством слепыми детьми дошкольного и младшего школьного возраста // Реабилитационная работа со слепыми и слабовидящими: Межвузовский сб. науч. трудов.- Л., 1988.-С. 90−94.
- Кульбуш Е.А. Методические рекомендации по программе обучения пространственной ориентировке слепых младших школьников. -Л., 1990.- 48 с.
- Леушина A.M. Математические знания и их роль в умственном развитии дошкольника // Дошкольное воспитание. 1969.- № 9.- С. 57−65.
- Леушина A.M. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста М.: Просвещение, 1978. -540 с.
- Лехтман-Абрамович Р.Я., Фрадкина В. И. Этапы развития игры и действий с предметами в раннем детстве. М., -1949.- 73 с.
- Литвак А.Г. Тифлопсихология. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, -1985.-208 с.
- Ломпшер И. О развитии понимания детьми некоторых пространственных отношений: Дисс.канд. пед. наук.- Л., 1958.- 535 с.
- Лонина В.А. Формирование мыслительной операции сравнения у слабовидящих младших школьников // Аномалии развития и коррекционно-воспитательная работа при глубоком нарушении зрения у детей. / Под ред. М. И. Земцовой. М, 1980.-С. 55−60.
- Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии).- М.: Педагогика, 1978.- 224 с.
- Лукашевичене А.Л. К вопросу об особенностях смысловой стороны речи слабовидящих дошкольников // Дефектология. 1985.- № 6.-С. 62−67.
- Люблинская А.А. Детская психология: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1971.-415 с.
- Люблинская А.А. Овладение пространственных отношений у ребенка дошкольного возраста // Проблемы психологии. Л., ЛГУ им. Жданова, 1848.- С. 67−74.
- Люблинская А.А. Особенности освоения пространства дошкольниками // Формирование восприятия пространства и пространственных представлений у детей. М.: Изд-во АПН РСФСР.-1966.- Вып. 86.-С. 47−62.
- Люблинская А.А. Роль речи в развитии зрительного восприятия у детей // Вопросы детской и общей психологии. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954.- С. 3−30.
- Маймулов В.Г. Нарушение бинокулярного зрения у детей // Вопросы материнства и детства. 1970.- № 10.- Т. 15.- С. 37−40.
- Маллаев Д.М. Игры для слепых и слабовидящих: организация и методика проведения. М.: Советский спорт, 1992.—95 с.
- Материалы Всесоюзного симпозиума по дошкольному воспитанию детей с нарушением зрения. М.: ВОС, 1980.- 99 с.
- Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития. -М., 1998.- 29 с.
- Медведь Л.И. Лечение косоглазия и амблиопии у детей в специализированных детских садах-яслях.- Кишинев: Штиинца, 1976.-117с.
- Метлина Л.С. Математика в детском саду.- М.: Просвещение, 1984.- 254 с.
- Методические рекомендации по организации лечения детей с косоглазием и амблиопией в специализированных дошкольных учреждениях. М., 1978, — 27 с.
- Морозова Н.Г. развитие познавательного интереса у детей с нарушением зрения // Материалы Всесоюз. симпоз. по дошкольному воспитанию детей с нарушением зрения М., 1980.- С. 25−27.
- Мусейибова Т. А. Генезис отражения пространства и пространственной ориентации у детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 1970.- № 3.- С. 36−40.
- Мусейибова Т.А. Дидактические игры в системе обучения детей пространственным ориентировкам // Дошкольное воспитание. 1971.- № 5.-С. 33−36.
- Мусейибова Т.А. О содержании и системе работы по развитию пространственной ориентировки у дошкольников // Дошкольное воспитание. 1973.- № 9.- С. 39−43.
- Мусейибова Т.А. Первые пространственные представления у детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 1959.- № 4.- С. 14−19.
- Мусейибова Т.А. Развитие понимания пространственных отношений и отражение их в речи детей дошкольного возраста // Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. -М.: Изд-во АПН РСФСР.- 1961.- С. 89−95.
- Мусейибова Т.А. Развитие пространственных ориентировок у детей дошкольного возраста: Дисс.канд. пед. наук. Л.- 1964.-414 с.
- Мусейибова Т.А. Формирование пространственных представлений-// Дошкольное воспитание. 1968.- № 7.- С.16−21.
- Наумов М.Н. Обучение слепых пространственной ориентировке. М.: ВОС, 1982.- 116 с.
- Незнамова Е.О. Система коррекционно-педагогической работы тифлопедагога по восстановлению зрения у дошкольников с амблиопией и косоглазием // Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих: Сб. науч. тр. Л.: ЛГПИ, 1981.-С. 102−107.
- Никитин В.И. Пути повышения двигательной активности слепых младших школьников в подвижных играх: Автореф. дис. канд. пед. наук.-М, 1989.- 16 с.
- Никольская Т.Н. Формирование пространственного образа у слепых школьников с использованием средств наглядности. Автореф.дисс. .канд.психол. наук. Нижний Новгород. — 1997.-26 с.
- Новичкова И.В. Коррекция недостатков развития речи дошкольников с косоглазием и амблиопией: Автореф. дисс. канд. пед. наук.-М.- 1997.- 16 с.
- Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения: Из опыта работы / Под ред. М. И. Земцовой. М.: Просвещение, 1978.- 91 с.
- Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушением зрения: Методическое пособие / Под ред. В. А. Феоктистовой. СПБ: Образование, 1995.- 130 с.
- Ориентировка незрячих в пространстве: Сб. статей / Составит. В. А. Глебов.-М., 1985.- 52 с.
- Особенности проведения занятий со слепыми детьми в часы коррекции / Под ред. Л. И. Солнцевой. М.: ВОС, 1990.- 127 с.
- Островская Е.Б. Формирование представлений о замкнутом пространстве у слепых и частично видящих школьников // Дефектология. 1976.-№ 2.- С. 54−57.
- Островская Е.Б. Формирование пространственных представлений у слепых младших школьников: Дисс. канд. пед. наук. Л., 1971.- 231 с.
- Петров Ю.И. Организация и методика обучения слепых ориентировке в пространстве. М.: ВОС, — 1988.- 80 с.
- Петров Ю.И., Садчиков А. П., Блинникова И. В. Особенности ориентировки незрячих в пространстве: Методическое пособие. М., 1989.- 70 с.
- Плаксина Л.И. Как учить слабовидящего ребенка видеть и понимать окружающий мир // Воспитание слабовидящего ребенка в семье: Сб. статей. М, 1986.- С. 45−48.
- Плаксина Л.И. Коррекционно-воспитательная работа в детских садах для детей с нарушениями зрения // Материалы Всесоюз. симпоз. по дошкольному воспитанию детей с нарушением зрения. М., 1980.- С. 3946.
- Плаксина Л.И. Некоторые особенности зрительной ориентации детей с нарушением зрения // Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах / Под ред. Л. И. Плаксиной. Калуга: Адель, 1998, С. 3−33.
- Плаксина Л.И. Особенности развития элементарных математических представлений у детей с косоглазием и амблиопией. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1982.- 23 с.
- Плаксина Л.И. Развитие представлений о форме и величине предметов у детей среднего дошкольного возраста при амблиопии и косоглазии // Информационный центр, 1978.- 25 с.
- Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия // Программы специальных образовательных учреждений IV вида. М.: Просвещение, 1997.-С. 87−99.
- Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения: Дидактический материал. М.: ВОС, 1985.- 105 с.
- Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе обучения математике. Калуга: Адель, 1998.- 113 с.
- Плаксина Л.И. Формирование математических представлений у детей с амблиопией и косоглазием // Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения / Под ред. М. И. Земцовой. М.: Просвещение, 1978. — С. 48−59.
- Поддъяков Н.Н. Формирование у дошкольников способности наглядно представлять перемещение предметов в пространстве // Сенсорное воспитание дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца и А. П. Усовой.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.-С. 163−185.
- Проблемы восприятия и пространственных представлений / Под ред. Б. Г. Ан, Б. Ф. Лом.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.- 212 с.
- Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения: Методическое пособие / Под ред. Л. И. Плаксиной. -М., 1995.- 82 с.
- Ремезова Л.А. Дидактический материал по коррекционной работе в процессе обучения конструированию (для детей с нарушением зрения). М.: РИИПЦентр, 1995. — 34 с.
- Романова И.М. Особенности зрительного восприятия изображений слабовидящими детьми и формирование приемов чтения иллюстративных рисунков. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1978.26 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946.- 227 с.
- Рудакова Л.В. Коррекционно-педагогическая работа по развитию зрительного восприятия дошкольников с нарушениями зрения в условиях специального детского сада. Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1987.- 16 с.
- Рудакова Л.В. Психолого-педагогическое обоснование коррекционной работы по развитию зрительного восприятия дошкольников с нарушением зрения // Реабилитационная работа со слепыми и слабовидящими: Межвуз. сб. науч. трудов. Л., 1988.- С. 106 116.
- Сверлов B.C. Пространственная ориентировка слепых. М.: Учпедгиз, 1951.- 152 с.
- Свиридюк Т.П. Подготовка слабовидящих детей к школе. -Киев: Рад. Школа, 1984.- 95 с.
- Сековец JI.C. Коррекционно-педагогическая работа в процессе физического воспитания дошкольников с монокулярным характером зрения (при косоглазии и амблиопии): Дисс. канд. пед. наук. М., 1985.184 с.
- Сековец Л.С. Организация двигательного режима детей дошкольного возраста с нарушениями зрения // Дефектология. 1987.- № 6.- С. 62−64.
- Сековец Л.С. Состояние двигательной сферы у детей дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией в период окклюзионного лечения // Дефектология. 1991, № 3.- С. 85−87.
- Селезнева Е.В. Коррекционная направленность занятий по формированию представлений о себе у дошкольников с нарушением зрения. Автореф. дисс.канд. пед. наук. М., 1955.- 17 с.
- Семенов Л.А. Оценка развития навыков ориентировки в пространстве у слепых детей // Дефектология.- 1985, № 1.- С. 56−61.
- Семенов Л.А. Развитие ориентировки и подвижности у слепых детей младшего школьного возраста с применением технических средств: Автореф. дисс. канд. пед. наук.- М., 1979.- 19с.
- Семенов Л.А., Солнцева Л. И. Обучение ориентированию в пространстве и мобильности слепых учащихся начальных классов: Учебно-методическое пособие. М.: ВОС, 1991.- 45 с.
- Семенов Л.А., Шлыков В. П. Азбука движения для слепых детей. -М.-.ВОС, 1984.- 82 с.
- Сермеев Б.Ф. Физическое воспитание слабовидящих детей: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1983.- 96 с.
- Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. -М.: ОГИЗ, 1947.- 567 с.
- Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего дошкольного и школьного возраста. М.: Полиграф Сервис, 1997.- 121 с.
- Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. М.: Педагогика, 1980.- 192 с.
- Солнцева Л.И. Создание полисенсорной основы компенсации слепоты в раннем возрасте // Дефектология. 1979.- № 5.- С. 61−68.
- Солнцева Л.И., Семенов Л. А. Психолого-педагогические основы обучения слепых детей ориентированию в пространстве и мобильности: Учебно-методическое пособие. М.: ВОС, 1989.- 79 с.
- Степаненкова Э.Я. Формирование ориентировки в пространстве у детей 6-го и 7-го года жизни в подвижных играх и упражнениях: Дисс. канд. пед. наук. М., 1973.- 190 с.
- Стребелева Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2−3 лет): Ранняя диагностика умственного развития. М.: М-во образования РФ, 1994, — 29 с.
- Тиновский И.Р. Обучение слепых детей ориентированию в звуковом поле при помощи технических средств. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1987.- 19 с.
- Тупоногов Б.К. Тифлопедагогические основы коррекционно-развивающего обучения: Диссер. докт. пед. наук. М., 1996. -45 с.
- Фарбер Д.А. Формирование зрительного восприятия в раннем детском возрасте // Физиология человека. 1995.- Т.21.- С.27−36.
- Феоктистова В.А., Егорова Л. В., Незнамова Е. С. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с амблиопией и косоглазием // Опыт изучения аномальных школьников. Л., 1978.- С. 123−126.
- Феоктистова В.А. Совершенствование обучения слепых младших школьников ориентировке в пространстве // Дефектология. -1987.-№ 4.- С. 60−65.
- Феоктистова В.А. Специальные занятия по коррекции пространственных представлений и ориентирования // Организация коррекционной работы в младших классах школы слепых и слабовидящих: Методическое письмо. Киев, 1977.- С. 6.
- Хопренинова Н.Г. Исследование пространственных представлений слепых: Автореф. дисс. канд. пед. наук.- М., 1953. 19 с.
- Хопренинова Н.Г. К вопросу о представлении направления у слепых // Особенности познавательной деятельности слепых. М.: Изд-во АПН РСФСР, — 1958.- С. 33−81.
- Хопренинова Н.Г. О формировании топографических представлений у слепых // Дефектология. 1972.- № 4.- С.45−49.
- Шемякин Ф.Н. О психологии пространственных представлений // Ученые записки Гос. Института психологии. М., 1940.- Т. 1.- С.69−84.
- Шемякин Ф.Н. К вопросу о топографических представлениях у слепых // Советская невропатология. М., 1941. — Т.6.- С.37−48.
- Шемякин Ф.Н. Ориентация в пространстве // Психологическая наука в СССР.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.-Т. 1.- С. 140−193.
- Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Учпедгиз, I960.- 328 с.
- Юганова И.В. О музыкальном развитии слепых детей приготовительного и первого классов // Вопросы обучения и развития детей с нарушением зрения: Сб. науч. трудов. М., 1974. — С.89−101.
- Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
- Ярмоленко А.В. Роль речи в отражении пространства // Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.- С. 69−71.
- Ярмоленко А.В. Формирование пространственных представлений на ограниченной сенсорной основе // Проблемы психологии. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1948.- С. 49−66.
- Das Blinde und sehschwache Kind.- Leipzig: Volkund Wissen, I960.- 84 S.
- Sashsenweger R. Stereoschubungen ein Bilderbuch for Kinder von 4 bis 10 Jahren. Leipzig, 1997.- 62 S.
- Zenten S. Playing and movement games to develop mobility // Games-Berlin, 1978.- P. 24−32.