Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование ориентировки в пространстве у дошкольников 3-х и 4-х лет с косоглазием и амблиопией

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Важным условием обучения явилось постоянное сопровождение предметно-практических ориентировочных действий словесными обозначениями осваиваемых ими пространственных признаков, отношений и направлений пространства. Слово, накладываясь на практическое действие, сливалось с ним, создавая тем самым у детей адекватные и конкретные представления о пространстве. Это позволило экспериментатору… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    • 1. 1. Психолого-педагогические основы пространственной ориентировки у нормально видящих дошкольников
    • 1. 2. Проблема ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения дошкольного возраста
  • Глава 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 3-Х И 4-Х ЛЕТ
    • 2. 1. Задачи, организация и методика констатирующего эксперимента
    • 2. 2. Предметно-практическая ориентировка детей на своем теле и в окружающем пространстве
    • 2. 3. Особенности предметно-практических соотносящих действий при воссоздании разборных игрушек
    • 2. 4. Своеобразие овладения словом для обозначения пространственных направлений
  • Глава 3. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА СПЕЦИАЛЬНЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ОРИЕНТИРОВКЕ В ПРОСТРАНСТВЕ У ДЕТЕЙ 3-Х И 4-Х ЛЕТ
    • 3. 1. Организация и методика экспериментального обучения
    • 3. 2. Методика обучения детей ориентировке в пространственных признаках собственного тела
    • 3. 3. Формирование у детей ориентировки в пространстве на основе полисенсорного восприятия пространственных признаков предметов и их местоположения
    • 3. 4. Методика обучения детей с косоглазием и амблиопией четырехлетнего возраста моделированию предметно-пространственных отношений
    • 3. 5. Результаты экспериментального обучения

Формирование ориентировки в пространстве у дошкольников 3-х и 4-х лет с косоглазием и амблиопией (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы обусловлена тем, что несформирован-ность пространственной ориентировки является одной из причин, определяющих низкий уровень социальной адаптации ребенка с нарушением зрения, снижение его мобильности и контакта с окружающим миром.

Изучение практики работы дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушением зрения показало, что остается неразработанным раздел обучения ориентации в пространстве детей с косоглазием и амблиопией младшего и среднего дошкольного стадию предметно-практического освоения окружающего мира (П.Я. Гальперин, 1976).

Для разработки содержания и методики специальных занятий, направленных на формирование пространственных представлений и навыков практической предметно-пространственной ориентировки у данной группы детей необходимо изучить особенности их ориентации в пространстве на уровне предметно-практической деятельности. Это особенно актуально применительно к специфике характера зрения у детей с косоглазием и амблиопией, т.к. монокулярное видение не позволяет воспринимать глубину, удаленность, протяженность и объемность пространства. Кроме того, при монокулярном зрении, как известно из офтальмологических исследований, возникают сложности фиксации истинного положения объекта в пространстве.

Гипотеза исследования. Отмечаемый у детей с косоглазием и амблиопией разрыв между предметным действием в пространстве и его словесным обозначением предположительно может быть объяснен монокулярным характером зрительного восприятия пространственных признаков.

Успешное овладение детьми пространственной ориентировкой возможно в условиях специально организованного коррекционного обучения.

Научная новизна исследования. Впервые в тифлопедагогике проведено исследование особенностей формирования пространственной ориентировки у детей с косоглазием и амблиопией 3-х и 4-х лет.

Установлено, что специфическая выраженность зрительной патологии (монокулярность зрения) у детей не только обусловливает трудности их ориентирования в микрои макропространстве, но и отрицательно сказывается на объективации представлений о форме, величине предметов, на формировании адекватных представлений, опосредованных словом.

Разработаны содержание и методика обучения детей пространственной предметно-практической и словесной ориентировке.

Объектом исследования являлись дети младшего и среднего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Предмет исследования — особенности формирования пространственной ориентировки у детей с косоглазием и амблиопией 3-х и 4-х лет.

Целью исследования было разработать содержание и методику коррекционного обучения детей с косоглазием и амблиопией 3-х и 4-х лет, способствующие развитию их активности и самостоятельности в овладении пространством.

Задачи исследования.

Выявить своеобразие пространственных представлений и предметно-практической ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушением зрения.

Определить содержание и специфику коррекционно-педагогической работы, позволяющие оптимизировать процесс формирования пространственной ориентировки.

Экспериментально проверить эффективность предложенных приемов и методов обучения.

В исследовании применялись следующие методы: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследованияпсихолого-педагогические эксперименты: а) констатирующий, б) обучающий, в) контрольный.

Практическая значимость исследования. Разработаны и экспериментально апробированы конкретные пути организации коррекционного обучения, его содержание и методы. Поэтапное обучение ориентированию, направленное на формирование у дошкольников целостного представления об объектах и их пространственных признаках, и выделение разномодальных признаков объектов в качестве ориентиров предусматривает подкрепление зрительного восприятия осязательными, слуховыми, двигательно-тактильными. Организация специального обучения детей представлена во взаимодействии лечебно-восстановительного и коррекционно-развивающего процессов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Несмотря на относительную сохранность зрительного восприятия у детей с косоглазием и амблиопией отмечаются затруднения в пространственном ориентировании — предметно-практическом и словесном.

2. Отклонения в развитии предметно-практической и словесной ориентировки в пространстве (трудности восприятия глубины пространства, величины и формы предметов, их взаимного расположения) у детей с косоглазием и амблиопией 3-х и 4-х лет могут быть объяснены специфической выраженностью зрительной патологии (монокулярность зрения).

3. Накопление опыта практических действий в пространстве, постепенное их обобщение и перевод в речевой план (вербализация) могут быть обеспечены в условиях коррекционно-развивающего обучения.

4. Методическое обеспечение коррекционного обучения требует учета особенностей развития дошкольников с косоглазием и амблиопией в условиях взаимодействия коррекционно-педагогического и лечебно-восстановительного процессов.

Апробация результатов исследования.

Результаты исследования докладывались на VII Всесоюзных педагогических чтениях (г. Москва, 1988 г.) — на научно-практической конференции (г. Ярославль, 1991 г.) — на семинаре-совещании директоров школ и заведующих детских садов по проблеме «Новые формы коррекционно-воспитательной помощи детям с нарушением зрения» (г. Москва, 1994 г.) — на семинаре-совещании учителей и воспитателей начальных классов школы для слепых и слабовидящих (г. Мещовск Калужской обл., 1996 г.) — на научно-практическом семинаре «Современные методы лечения, воспитания и обучения детей с нарушением зрения» (г.

Москва, 1996 г.) — на курсах повышения квалификации педагогов дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения (г. Москва, 1995, 1997, 1998 гг.- Тольятти, 1998 г.) — на методических объединениях тифлопедагогов г. Москвы (1990;1998 гг.) — на педагогических советах яслей-сада № 823 для детей с нарушением зрения (1990;1998 гг.) — на практических занятиях со студентами деффака МПГУ им. Ленина (1997;1998 гг.).

Результаты исследования отражены в 6 работах. Базой для проведения экспериментального исследования было ДОУ № 823 для детей с нарушением зрения г. Москвы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема изучения особенностей пространственной ориентировки дошкольников с нарушением зрения трех и четырех лет, а также разработка содержания и методики коррекционных занятий по ориентировке в пространстве у детей с косоглазием и амблиопией является весьма актуальной и социально значимой.

Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена как ее неразработанностью, так и необходимостью раннего коррекционного педагогического вмешательства в процесс развития пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения.

Констатирующий эксперимент показал, что спонтанное освоение пространства детьми с косоглазием и амблиопией младшего и среднего дошкольного возраста не обеспечивает получение адекватных представлений о пространстве. Связано это, в первую очередь, с недостаточностью зрительного восприятия, которое не подкреплено конкретной информацией о ряде пространственных признаков. Монокулярный характер зрения не позволяет детям видеть истинное положение объектов в пространстве, поэтому многие предметно-практические действия, такие как соотносящие действия при воссоздании сборно-разборных игрушек, контроль за деятельностью рук при определении направлений, фиксировании местоположения объекта на плоскости, осложнены.

Общий уровень предметно-практической ориентировки у детей с косоглазием и амблиопией в сравнении с нормально видящими детьми отстает на один год. Связано это с тем, что так называемая «пространственная слепота» (невозможность выделять глубину, удаленность, объемность и точность местоположения) сдерживает весь ход развития пространственной ориентации.

Низкий уровень ориентации детей на собственном теле, выявленный в констатирующем эксперименте, обусловил серьезные затруднения дифференциации ими основных пространственных направлений с точкой отсчета «от себя». У детей наблюдалось также отсутствие связи между воспринимаемыми пространственными направлениями и обозначающими их словами.

В связи с этим представления о пространстве характеризуются неточностью, недифференцированностью, непрочностью, что не позволяет маленькому ребенку с нарушением зрения самостоятельно ориентироваться, активно включаться в процесс познания окружающего мира.

Выявленные в констатирующем эксперименте сложности и своеобразие осуществления ориентировки в пространстве детьми трех и четырех лет и конкретные трудности, с которыми они при этом сталкиваются, позволили разработать методику и определить содержание коррекционных занятий по формированию у детей навыков самостоятельного ориентирования в пространстве, найти адекватные приемы обучения детей.

Обучение осуществлялось в несколько этапов, включавших в себя знакомство детей со своим телом, с пространственным расположением частей телаосвоение детьми ориентировки в основных направлениях ближайшего пространстваобучение детей использованию сформированных пространственных представлений и навыков практической ориентировки в процессе предметно-практических действий с предметами по образцу и моделирование предметно-пространственных построений.

Через все обучение проходило решение задачи освоения детьми специфической пространственной терминологии.

Основой коррекционного обучения являлось формирование у детей целенаправленного зрительного восприятия пространства и расположенных в нем предметов, а также умений использовать в процессе ориентировки информацию об окружающем пространстве, получаемую с помощью всей сенсорной сферы. Это позволило сформировать у детей компенсаторные способы ориентировки, основанные на полисенсорном восприятии окружающего пространства.

Экспериментальное обучение показало, что пространственные признаки предметов и отношения между ними, а также направления пространства успешно усваиваются детьми только в процессе их многократного выделения, сравнения, сопоставления, словесного обозначения.

Усвоение пространственной терминологии на основе конкретных представлений детей о пространстве положительно сказалось на их общем развитии, точности и адекватности их предметно-практической деятельности в пространстве.

В процессе экспериментального обучения у детей формировали алгоритм действий, связанных с предметно-практической ориентировкой в пространстве. Умения детей последовательно и четко выполнять необходимые действия способствовали успешности их ориентирования.

Важным условием обучения явилось постоянное сопровождение предметно-практических ориентировочных действий словесными обозначениями осваиваемых ими пространственных признаков, отношений и направлений пространства. Слово, накладываясь на практическое действие, сливалось с ним, создавая тем самым у детей адекватные и конкретные представления о пространстве. Это позволило экспериментатору использовать в обучении словесную регуляцию деятельности детей по освоению пространства.

Ход и результаты экспериментального обучения показали, что непосредственное чувственное восприятие пространства детьми с косоглазием и амблиопией младшего и среднего дошкольного возраста играет ведущую роль в формировании у них адекватных представлений о пространстве и навыков ориентировки в нем.

Накопление чувственного опыта практических действий позволило детям постепенно овладеть словесными обозначениями воспринимаемых пространственных признаков предметов и отношений между ними в окружающем пространстве. Обучение показало, что слово не только регулирует практические действия детей с нарушением зрения, но и помогает им выделять пространственные признаки и отношения, обобщать их в единый образ пространства.

В результате обучения дети достигли высокого уровня пространственной ориентировки. Это позволяет сделать вывод о том, что значительные трудности, испытываемые детьми с косоглазием и амблиопией 3-х и 4-х лет при освоении пространства, преодолимы в условиях специально организованного коррекционного обучения. Систематическая упражняемость детей в активных предметно-практических действиях в пространстве в процессе специальных игр и упражнений позволила сформировать у них прочные навыки ориентирования.

Свидетельством эффективности проведенного обучения служит появление у детей экспериментальных групп раскованности и свободы в движениях, активности в освоении пространства при знакомстве с новыми ситуациями окружающей действительности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.С. Содружественное косоглазие. — М.: Медицина, 1977.- 312 с.
  2. Р.Н. Обучение слепых и слабовидящих детей правильной ходьбе.-М.: ВОС, 1989.
  3. Э.Ш. К вопросу о функциональной структуре пространственного анализа // Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — С. 15−21.
  4. .Г. Восприятие пространства и сенсорная организация человека // Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-С. 11−14.
  5. .Г. Пространственное различение. Л.: Изд-во ЛГУ, 1955.- 188 с.
  6. .Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М.: Просвещение, 1964.- 304 с.
  7. Аномалии развития и коррекционно-воспитательная работа при глубоком нарушении зрения у детей: Сб. науч. тр. / Под ред. М. И. Земцовой. -М., 1980.- 109 с.
  8. В.М. Теория образования наших представлений о пространстве. СПБ, 1984.- С. 19.
  9. Р.С. Теория и методика воспитания у детей нравственно-волевых качеств в детском саду. Автореф. дисс. .докт. пед. наук. М. -1986.- 34 с.
  10. В.В. О первоначальном формировании функциональной ассиметрии рук в связи с дифференцировкой направлений пространства // Известия АПН РСФСР.- 1956.- Вып. 86. С. 37−46.
  11. JI.A. Восприятие и обучение (Дошкольный возраст). М.: Просвещение, 1969.- 365 с.
  12. JI.A. О способах зрительного восприятия формы предметов в раннем и дошкольном детстве // Развитие познавательной деятельности и волевых процессов у дошкольников. М.: Просвещение, 1965.- С.81−160.
  13. Л.А. Развитие восприятия и сенсорное воспитание в дошкольном возрасте. Автореф. диссер. докт. пед. наук (по психологии), -М., 1968.-37 с.
  14. Вовчик-БлакитнаяМ.В. Развитие пространственного различения в дошкольном возрасте // Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. М.: Просвещение, 1961. — С. 78−83.
  15. Вовчик-Блакитная М. В. Различение дошкольниками пространственных отношений между предметами // Материалы науч. совещ. по проблеме восприятия пространства и пространственных представлений. Л., 1959.- С. 60−64.
  16. Л.С. Задачи логопеда, работающего со слепыми и слабовидящими детьми // Материалы Всесоюз. симпоз. по дошкольному воспитанию детей с нарушением зрения. М., 1980. — С. 66−69.
  17. JI.C. Коррекция нарушения устной речи у детей с глубокими дефектами зрения. Автореф. дисс. .докт. пед. наук.- М.- 1983.- 32 с. / В надзаг.: АПН СССР, НИИ дефектологии.
  18. Воспитание и обучение слепого дошкольника. / Под ред. Л. И. Солнцевой. -М.: Просвещение, 1967. 175 с.
  19. Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т. Т. V. Основы дефектологии. / Гл. ред. А. В. Запорожец. М.: Педагогика, 1983. — т. 5.369 с.
  20. И.П. Особенности выделения признаков воспринимаемых предметов детьми с нарушением зрения // Дефектология.- 1990. -№ 2.- С. 13−17.
  21. О.И. Развитие пространственных представлений детей в процессе обучения в начальной школе // Материалы науч. совещ. по проблеме восприятия пространства и пространственных представлений. -Л., 1959.-С. 70−73.
  22. О.И. Развитие пространственных представлений у детей в процессе начального обучения // Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. М., 1961.- С. 118−124.
  23. П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во МГУ, 1976.- 150 с.
  24. П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. М., 1985.
  25. Н.И. Опыт изучения ориентировки в пространстве на 1-ом году жизни // Известия АПН РСФСР. -1956.- Вып. 86. С. 19−36.
  26. Л.П., Сташевский С. В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения.: Учебно-методическое пособие. М.: АПН СССР. НИИ Дефектологии, 1990.- 58 с.
  27. JI.А. Комплексное лечение амблиопии и косоглазия в сочетании с медико-педагогическими мероприятиями в специализированном детском саду. Автореф. дисс. канд. пед. наук.- М., 1980.- 17 с.
  28. Л.А. Лечебно-восстановительная работа в детских садах для детей с амблиопией и косоглазием // Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения: Из опыта работы. М., 1978.- С. 2441.
  29. В.З. Совершенствование навыков ориентировки в пространстве учащихся старших классов школ для слепых и слабовидящих детей. Методические рекомендации.-Уфа, 1996.-31 с.
  30. А.Н. О формировании бинокулярного зрения у детей // Проблемы восприятия пространства и времени. М., 1961.- С. 5758.
  31. Т.В. Роль слова в выполнении простых действий детьми дошкольного возраста. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955.- Вып. 64.-С.48−63.
  32. В.П., Егорова О. И. Обучение слепых специальной графике. М.: Просвещение, 1978.- 120 с.
  33. В.П. Обучение слабовидящих детей чтению графических изображений.: Дидактический материал. М., 1987.- 140 с.
  34. В.П., Якунин Г. А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения: Справочно-методическое пособие для учителей. -М.: Просвещение, 1990.- 222 с.
  35. В.П., Кормакова Е. А., Плаксина Л. И. Реабилитация детей, страдающих содружественным косоглазием и амблиопией: Методическое пособие. М.: ВОС, 1989.- 55 с.
  36. А.В. Некоторые психологические вопросы сенсорного воспитания в раннем дошкольном возрасте // Сенсорное воспитание дошкольников. М., 1963. — С. 30−56.
  37. А.В. Развитие произвольных движений. М.: Изд-во АПН РСФСР, I960.- 430 с.
  38. М.И., Кручинин В. А. Некоторые особенности физического развития детей дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием // Мышечная деятельность в норме и патологии. Горький, 1974.-С. 25−31.
  39. М.И. Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. -419 с.
  40. М.И. Учителю о детях с нарушением зрения. М.: Просвещение, 1973.- 158 с.
  41. Ибаньес Тереса Ракель. Формирование пространственной ориентировки у умственно отсталых дошкольников. Автореф. дисс. канд. пед. наук.- М., 1990.- 17 с.
  42. B.C. Методы работы по развитию речи младших слабовидящих дошкольников в процессе практической деятельности. -Душанбе: МП Тадж. ССР, 1988.- 45 с.
  43. А.А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения для умственно отсталых дошкольников. М.: Просвещение, 1991.- 191 с.
  44. Т.П., Григорян JI.A. Комплексное лечение косоглазия и амблиопии в сочетании с медико-педагогическими мероприятиями в специализированных дошкольных учреждениях. М.-1994.- 33 с.
  45. Л. А. Ориентировка детей в пространстве на уроках физкультуры в 1-ом классе // Известия АПН РСФСР.- 1956.- Вып. 86.- С. 159−165.
  46. А .Я. Развитие дифференцировки направлений «правого» и «левого» у детей дошкольного возраста // Известия АПН РСФСР.- 1954.- Вып. 53.- С.183−228.
  47. Н.С. Значение предметных представлений для коррекции речи слепого младшего школьника // Дефектология. 1988.- № 3.- С. 70−74.
  48. В.А. Особенности развития пространственной ориентировки у слепых детей младшего школьного возраста // Дефектология. 1989.- № 2.- С.59−63.
  49. В.А. Работа по совершенствованию сенсорно-перцептивной сферы у слепых детей на занятиях по физическому воспитанию и ориентировке в пространстве // Дефектология. 1990.- № 6.-С. 47−50.
  50. В.А. Роль слова и систем отсчета в формировании навыков пространственной ориентировки у слепых детей в процессе физического воспитания // Физическое воспитание детей в специальных школах: Межв. сб. науч. трудов.- Горький, 1989.- С. 4−10.
  51. В.А., Солнцева Л. И. Психологические аспекты обучения ориентированию в пространстве и мобильности школьников сглубокими нарушениями зрения // Дефектология. 1992.- № 213.- С. 1117.
  52. В.А. Теоретические основы формирования пространственной ориентировки у слепых детей в процессе школьного обучения.: Дисс.докт. психол. наук.- М. Д992.- 350 с.
  53. Н.А. Обучение чтению слабовидящих учащихся начальных классов. М., 1976.- 22 с.
  54. Н.А. Специальные приемы и методы обучения русскому языку слабовидящих детей: Учебно-методическое пособие. М., 1990.- 66 с.
  55. Е.А. Обучение пространственной ориентировке слепых младших школьников: Программа для школ слепых и методические рекомендации по ее реализации. Л., 1988, — 59 с.
  56. Е.А. Овладение пространством слепыми детьми дошкольного и младшего школьного возраста // Реабилитационная работа со слепыми и слабовидящими: Межвузовский сб. науч. трудов.- Л., 1988.-С. 90−94.
  57. Е.А. Методические рекомендации по программе обучения пространственной ориентировке слепых младших школьников. -Л., 1990.- 48 с.
  58. A.M. Математические знания и их роль в умственном развитии дошкольника // Дошкольное воспитание. 1969.- № 9.- С. 57−65.
  59. A.M. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста М.: Просвещение, 1978. -540 с.
  60. Лехтман-Абрамович Р.Я., Фрадкина В. И. Этапы развития игры и действий с предметами в раннем детстве. М., -1949.- 73 с.
  61. А.Г. Тифлопсихология. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, -1985.-208 с.
  62. И. О развитии понимания детьми некоторых пространственных отношений: Дисс.канд. пед. наук.- Л., 1958.- 535 с.
  63. В.А. Формирование мыслительной операции сравнения у слабовидящих младших школьников // Аномалии развития и коррекционно-воспитательная работа при глубоком нарушении зрения у детей. / Под ред. М. И. Земцовой. М, 1980.-С. 55−60.
  64. В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии).- М.: Педагогика, 1978.- 224 с.
  65. А.Л. К вопросу об особенностях смысловой стороны речи слабовидящих дошкольников // Дефектология. 1985.- № 6.-С. 62−67.
  66. А.А. Детская психология: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1971.-415 с.
  67. А.А. Овладение пространственных отношений у ребенка дошкольного возраста // Проблемы психологии. Л., ЛГУ им. Жданова, 1848.- С. 67−74.
  68. А.А. Особенности освоения пространства дошкольниками // Формирование восприятия пространства и пространственных представлений у детей. М.: Изд-во АПН РСФСР.-1966.- Вып. 86.-С. 47−62.
  69. А.А. Роль речи в развитии зрительного восприятия у детей // Вопросы детской и общей психологии. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954.- С. 3−30.
  70. В.Г. Нарушение бинокулярного зрения у детей // Вопросы материнства и детства. 1970.- № 10.- Т. 15.- С. 37−40.
  71. Д.М. Игры для слепых и слабовидящих: организация и методика проведения. М.: Советский спорт, 1992.—95 с.
  72. Материалы Всесоюзного симпозиума по дошкольному воспитанию детей с нарушением зрения. М.: ВОС, 1980.- 99 с.
  73. Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития. -М., 1998.- 29 с.
  74. Л.И. Лечение косоглазия и амблиопии у детей в специализированных детских садах-яслях.- Кишинев: Штиинца, 1976.-117с.
  75. Л.С. Математика в детском саду.- М.: Просвещение, 1984.- 254 с.
  76. Методические рекомендации по организации лечения детей с косоглазием и амблиопией в специализированных дошкольных учреждениях. М., 1978, — 27 с.
  77. Н.Г. развитие познавательного интереса у детей с нарушением зрения // Материалы Всесоюз. симпоз. по дошкольному воспитанию детей с нарушением зрения М., 1980.- С. 25−27.
  78. Т. А. Генезис отражения пространства и пространственной ориентации у детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 1970.- № 3.- С. 36−40.
  79. Т.А. Дидактические игры в системе обучения детей пространственным ориентировкам // Дошкольное воспитание. 1971.- № 5.-С. 33−36.
  80. Т.А. О содержании и системе работы по развитию пространственной ориентировки у дошкольников // Дошкольное воспитание. 1973.- № 9.- С. 39−43.
  81. Т.А. Первые пространственные представления у детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 1959.- № 4.- С. 14−19.
  82. Т.А. Развитие понимания пространственных отношений и отражение их в речи детей дошкольного возраста // Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. -М.: Изд-во АПН РСФСР.- 1961.- С. 89−95.
  83. Т.А. Развитие пространственных ориентировок у детей дошкольного возраста: Дисс.канд. пед. наук. Л.- 1964.-414 с.
  84. Т.А. Формирование пространственных представлений-// Дошкольное воспитание. 1968.- № 7.- С.16−21.
  85. М.Н. Обучение слепых пространственной ориентировке. М.: ВОС, 1982.- 116 с.
  86. Е.О. Система коррекционно-педагогической работы тифлопедагога по восстановлению зрения у дошкольников с амблиопией и косоглазием // Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих: Сб. науч. тр. Л.: ЛГПИ, 1981.-С. 102−107.
  87. В.И. Пути повышения двигательной активности слепых младших школьников в подвижных играх: Автореф. дис. канд. пед. наук.-М, 1989.- 16 с.
  88. Т.Н. Формирование пространственного образа у слепых школьников с использованием средств наглядности. Автореф.дисс. .канд.психол. наук. Нижний Новгород. — 1997.-26 с.
  89. И.В. Коррекция недостатков развития речи дошкольников с косоглазием и амблиопией: Автореф. дисс. канд. пед. наук.-М.- 1997.- 16 с.
  90. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения: Из опыта работы / Под ред. М. И. Земцовой. М.: Просвещение, 1978.- 91 с.
  91. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушением зрения: Методическое пособие / Под ред. В. А. Феоктистовой. СПБ: Образование, 1995.- 130 с.
  92. Ориентировка незрячих в пространстве: Сб. статей / Составит. В. А. Глебов.-М., 1985.- 52 с.
  93. Особенности проведения занятий со слепыми детьми в часы коррекции / Под ред. Л. И. Солнцевой. М.: ВОС, 1990.- 127 с.
  94. Е.Б. Формирование представлений о замкнутом пространстве у слепых и частично видящих школьников // Дефектология. 1976.-№ 2.- С. 54−57.
  95. Е.Б. Формирование пространственных представлений у слепых младших школьников: Дисс. канд. пед. наук. Л., 1971.- 231 с.
  96. Ю.И. Организация и методика обучения слепых ориентировке в пространстве. М.: ВОС, — 1988.- 80 с.
  97. Ю.И., Садчиков А. П., Блинникова И. В. Особенности ориентировки незрячих в пространстве: Методическое пособие. М., 1989.- 70 с.
  98. Л.И. Как учить слабовидящего ребенка видеть и понимать окружающий мир // Воспитание слабовидящего ребенка в семье: Сб. статей. М, 1986.- С. 45−48.
  99. Л.И. Коррекционно-воспитательная работа в детских садах для детей с нарушениями зрения // Материалы Всесоюз. симпоз. по дошкольному воспитанию детей с нарушением зрения. М., 1980.- С. 3946.
  100. Л.И. Некоторые особенности зрительной ориентации детей с нарушением зрения // Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах / Под ред. Л. И. Плаксиной. Калуга: Адель, 1998, С. 3−33.
  101. Л.И. Особенности развития элементарных математических представлений у детей с косоглазием и амблиопией. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1982.- 23 с.
  102. Л.И. Развитие представлений о форме и величине предметов у детей среднего дошкольного возраста при амблиопии и косоглазии // Информационный центр, 1978.- 25 с.
  103. Л.И. Развитие зрительного восприятия // Программы специальных образовательных учреждений IV вида. М.: Просвещение, 1997.-С. 87−99.
  104. Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения: Дидактический материал. М.: ВОС, 1985.- 105 с.
  105. Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе обучения математике. Калуга: Адель, 1998.- 113 с.
  106. Л.И. Формирование математических представлений у детей с амблиопией и косоглазием // Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения / Под ред. М. И. Земцовой. М.: Просвещение, 1978. — С. 48−59.
  107. Н.Н. Формирование у дошкольников способности наглядно представлять перемещение предметов в пространстве // Сенсорное воспитание дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца и А. П. Усовой.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.-С. 163−185.
  108. Проблемы восприятия и пространственных представлений / Под ред. Б. Г. Ан, Б. Ф. Лом.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.- 212 с.
  109. Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения: Методическое пособие / Под ред. Л. И. Плаксиной. -М., 1995.- 82 с.
  110. Л.А. Дидактический материал по коррекционной работе в процессе обучения конструированию (для детей с нарушением зрения). М.: РИИПЦентр, 1995. — 34 с.
  111. И.М. Особенности зрительного восприятия изображений слабовидящими детьми и формирование приемов чтения иллюстративных рисунков. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1978.26 с.
  112. С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946.- 227 с.
  113. Л.В. Коррекционно-педагогическая работа по развитию зрительного восприятия дошкольников с нарушениями зрения в условиях специального детского сада. Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1987.- 16 с.
  114. Л.В. Психолого-педагогическое обоснование коррекционной работы по развитию зрительного восприятия дошкольников с нарушением зрения // Реабилитационная работа со слепыми и слабовидящими: Межвуз. сб. науч. трудов. Л., 1988.- С. 106 116.
  115. B.C. Пространственная ориентировка слепых. М.: Учпедгиз, 1951.- 152 с.
  116. Т.П. Подготовка слабовидящих детей к школе. -Киев: Рад. Школа, 1984.- 95 с.
  117. JI.C. Коррекционно-педагогическая работа в процессе физического воспитания дошкольников с монокулярным характером зрения (при косоглазии и амблиопии): Дисс. канд. пед. наук. М., 1985.184 с.
  118. Л.С. Организация двигательного режима детей дошкольного возраста с нарушениями зрения // Дефектология. 1987.- № 6.- С. 62−64.
  119. Л.С. Состояние двигательной сферы у детей дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией в период окклюзионного лечения // Дефектология. 1991, № 3.- С. 85−87.
  120. Е.В. Коррекционная направленность занятий по формированию представлений о себе у дошкольников с нарушением зрения. Автореф. дисс.канд. пед. наук. М., 1955.- 17 с.
  121. Л.А. Оценка развития навыков ориентировки в пространстве у слепых детей // Дефектология.- 1985, № 1.- С. 56−61.
  122. Л.А. Развитие ориентировки и подвижности у слепых детей младшего школьного возраста с применением технических средств: Автореф. дисс. канд. пед. наук.- М., 1979.- 19с.
  123. Л.А., Солнцева Л. И. Обучение ориентированию в пространстве и мобильности слепых учащихся начальных классов: Учебно-методическое пособие. М.: ВОС, 1991.- 45 с.
  124. Л.А., Шлыков В. П. Азбука движения для слепых детей. -М.-.ВОС, 1984.- 82 с.
  125. .Ф. Физическое воспитание слабовидящих детей: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1983.- 96 с.
  126. И.М. Избранные философские и психологические произведения. -М.: ОГИЗ, 1947.- 567 с.
  127. Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего дошкольного и школьного возраста. М.: Полиграф Сервис, 1997.- 121 с.
  128. Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. М.: Педагогика, 1980.- 192 с.
  129. Л.И. Создание полисенсорной основы компенсации слепоты в раннем возрасте // Дефектология. 1979.- № 5.- С. 61−68.
  130. Л.И., Семенов Л. А. Психолого-педагогические основы обучения слепых детей ориентированию в пространстве и мобильности: Учебно-методическое пособие. М.: ВОС, 1989.- 79 с.
  131. Э.Я. Формирование ориентировки в пространстве у детей 6-го и 7-го года жизни в подвижных играх и упражнениях: Дисс. канд. пед. наук. М., 1973.- 190 с.
  132. Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2−3 лет): Ранняя диагностика умственного развития. М.: М-во образования РФ, 1994, — 29 с.
  133. И.Р. Обучение слепых детей ориентированию в звуковом поле при помощи технических средств. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1987.- 19 с.
  134. .К. Тифлопедагогические основы коррекционно-развивающего обучения: Диссер. докт. пед. наук. М., 1996. -45 с.
  135. Д.А. Формирование зрительного восприятия в раннем детском возрасте // Физиология человека. 1995.- Т.21.- С.27−36.
  136. В.А., Егорова Л. В., Незнамова Е. С. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с амблиопией и косоглазием // Опыт изучения аномальных школьников. Л., 1978.- С. 123−126.
  137. В.А. Совершенствование обучения слепых младших школьников ориентировке в пространстве // Дефектология. -1987.-№ 4.- С. 60−65.
  138. В.А. Специальные занятия по коррекции пространственных представлений и ориентирования // Организация коррекционной работы в младших классах школы слепых и слабовидящих: Методическое письмо. Киев, 1977.- С. 6.
  139. Н.Г. Исследование пространственных представлений слепых: Автореф. дисс. канд. пед. наук.- М., 1953. 19 с.
  140. Н.Г. К вопросу о представлении направления у слепых // Особенности познавательной деятельности слепых. М.: Изд-во АПН РСФСР, — 1958.- С. 33−81.
  141. Н.Г. О формировании топографических представлений у слепых // Дефектология. 1972.- № 4.- С.45−49.
  142. Ф.Н. О психологии пространственных представлений // Ученые записки Гос. Института психологии. М., 1940.- Т. 1.- С.69−84.
  143. Ф.Н. К вопросу о топографических представлениях у слепых // Советская невропатология. М., 1941. — Т.6.- С.37−48.
  144. Ф.Н. Ориентация в пространстве // Психологическая наука в СССР.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.-Т. 1.- С. 140−193.
  145. Д.Б. Детская психология. М.: Учпедгиз, I960.- 328 с.
  146. И.В. О музыкальном развитии слепых детей приготовительного и первого классов // Вопросы обучения и развития детей с нарушением зрения: Сб. науч. трудов. М., 1974. — С.89−101.
  147. И.С. Развитие пространственного мышления школьников. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
  148. А.В. Роль речи в отражении пространства // Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.- С. 69−71.
  149. А.В. Формирование пространственных представлений на ограниченной сенсорной основе // Проблемы психологии. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1948.- С. 49−66.
  150. Das Blinde und sehschwache Kind.- Leipzig: Volkund Wissen, I960.- 84 S.
  151. Sashsenweger R. Stereoschubungen ein Bilderbuch for Kinder von 4 bis 10 Jahren. Leipzig, 1997.- 62 S.
  152. Zenten S. Playing and movement games to develop mobility // Games-Berlin, 1978.- P. 24−32.
Заполнить форму текущей работой