Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Модель школы диалога культур

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обучение строится не на основе учебника, но на основе коренных реальных текстов данной культуры и текстов, воспроизводящих мысли основных Собеседников этой культуры (итоги, результаты работы ученика, его общения с людьми других культур (возрастов) реализуется в каждом учебном цикле также в форме авторских ученических текстов-произведений, созданных во внутреннем диалоге этой культуры… Читать ещё >

Модель школы диалога культур (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

С точки зрения идеолога данной педагогической модели В. С. Библера, современное школьное обучение и современная психология освоения знаний должны исходить из коренных особенностей современного (XX век) мышления и насущных (к началу XXI века) форм деятельности. Современное мышление строится по схематизму культуры, когда «высшие» достижения человеческого мышления, сознания, бытия вступают в диалогическое общение с предыдущими формами культуры.

Современная научно-техническая революция (автоматизация, компьютеризация и др.) означает, что основным направлением человеческой деятельности становится коренное культурное изменение самих изначальных форм деятельности и мышления. Культура может существовать и развиваться только в диалоге.

Цель школы диалога культур — образование «человека культуры». Такой подход требует коренных изменений и содержания, и методов, и самих форм организации учебного процесса, и изменения самого типа школы. Предлагается структура обучения, в которой:

  • — 1—2-й классы — завязываются «узелки» понимания (загадка слова, числа, явлений природы, момента истории, сознания, предметного орудия и т. п.), которые становятся в дальнейшем основными предметами освоения, разноречия, диалогов;
  • — 3—10-й классы строятся в последовательности и диалоге основных исторических культур, в основном — европейской истории: 3—4-й классы — античность; 5—6-й классы — средневековье; 7—8-й классы — новое время; 9—10 классы — современность;
  • — 11-й класс — специально диалогический класс, учащиеся которого организуют диалоги между классами, возрастами, культурами, вместе с преподавателями намечают основные темы и проблемы единых для всей школы дискуссий, продумывают методы общения и совместной деятельности.

Все обучение осуществляется в образовательной сфере родного языка в единстве таких его проявлений как реальное, возможное, поэтическое, нормативное. Ученик школы диалога культур должен развить в себе речевую чуткость и речевую интуицию, основанную на глубинном многоречии современной языковой культуры. Поэтому в течение всех одиннадцати лет существует единый сквозной предмет — русская речь, или в более широком плане — русская культура. На этой основе развивается диалог собственной речевой культуры и культур Запада и Востока в их постоянном историческом движении.

Ведущий организационный принцип дополняется рядом других:

  • — проецирование на весь процесс обучения особенностей современного мышления — мышления «человека культуры»;
  • — обучение в каждом учебном цикле строится на основе внутреннего диалога, завязанного вокруг основных «точек удивления» — исходных загадок бытия и мышления, сосредоточенных уже в начальных классах;
  • — обучение строится не на основе учебника, но на основе коренных реальных текстов данной культуры и текстов, воспроизводящих мысли основных Собеседников этой культуры (итоги, результаты работы ученика, его общения с людьми других культур (возрастов) реализуется в каждом учебном цикле также в форме авторских ученических текстов-произведений, созданных во внутреннем диалоге этой культуры и в межкультурном диалоге);
  • — обучение предполагает оценивание без вставления отметок;
  • — каждый автор-педагог вместе с ребятами каждого нового первого класса обнаруживает некую сквозную «проблему-воронку», которая может стать основой десятилетней программы обучения;
  • — учебный год имеет несколько циклов, определяющихся количеством текстов-памятников (классическое произведение иной эпохи, выступающее средством диалога), представляющих какую-либо эпоху. Основу каждого цикла составляет технологическая цепочка: подготовка — большой урок — пауза. Собственно диалог — событие, к которому ученик должен быть готов. Это некое торжество, праздник. Таких уроков не более 10 за учебный год. Для диалога выбираются тексты — квинтэссенции эпохи. Обязательный элемент — инсценировка наиболее ярких моментов, выразительных отрывков. О том, что диалог состоялся, свидетельствует разноголосица суждений и присутствие в высказываниях различных логик. Предметная пауза — обязательный элемент. После диалога каждый в паузе работает «на себя». Необходимо решить задачи, которые могли быть решены в ходе подготовки и не смогли решить.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой