Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Общественно-производственная практика в профессиональном становлении студентов юридического факультета (вуза)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Внутривузовский образовательный процесс по своим личностно-формирующим условиям существенно отличается от практической правоохранительной деятельности и поэтому объективно не может обеспечить должного профессионально-личностного становления студентов-юристов. Одним из действенных направлений ускоренного и более качественного профессионально-личностного становления студентов-юристов выступает… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблема совершенствования общего и профессионального становления личности студентов юридических факультетов (вузов)
    • 1. 1. Проблема личности в современной образовательной политике и практике
    • 1. 2. Проблема общего и профессионального становления 20 личности студентов-юристов в педагогической науке и публикациях
    • 1. 3. Научная гипотеза, организация и методика исследования
  • Выводы по главе
  • Глава 2. Педагогическое обоснование, подготовка и организация непрерывной общественно-производственной практики студентов-юристов
    • 2. 1. Педагогическая сущность и организационно-методический замысел создания профессионально-деятельностного пространства в юридическом вузе
    • 2. 2. Организация комплексного педагогического эксперимента по 74 непрерывной общественно- производственной практике студентов-юристов
    • 2. 3. Активизация воспитательного процесса в вузе в единстве с 92 непрерывной общественно- производственной практикой студентов
  • Выводы по главе
  • Глава 3. Педагогическое руководство процессом непрерывной общественно- производственной практики студентов и ее результаты
    • 3. 1. Руководство участием студентов в решении 110 профилактических, правозащитных и правоохранительных задач
    • 3. 2. Изменения в профессиональном становлении студентов, 136 принимавших участие в общественно- производственной практике
    • 3. 3. Изменения в образовательном процессе вуза, его имидже, авторитете и внешних связях
  • Выводы по главе

Общественно-производственная практика в профессиональном становлении студентов юридического факультета (вуза) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Происходящие в России революционные политические, экономические и социальные перемены создали новые условия для развития профессионального образования и предъявили высокие требования к профессионализму современных специалистов. Закон РФ «Об образовании» при этом не свел задачу только к совершенствованию обучения, а сформулировал заказ на формирование личности, указал на необходимость строить образование «в интересах личности и общества», создать условия для духовного, культурного, интеллектуального роста обучающихся и их самоутверждения в жизни.

В настоящее время приняты важнейшие нормативно-правовые документы, заложившие основы государственной политики в сфере образования — Федеральная программа развития образования, Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Концепция модернизации российского образования, государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001;2005 годы», федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001;2005 годы)», Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», «Основные направления и план действий по реализации программы развития воспитания в системе образования России на 2002;2004 годы», разработанные Министерством образования РФ. В них развивается концепция личностно — формирующего образования и приоритетное значение придается воспитанию студентов.

Выполнение требований нормативных документов, формулирующих приоритетность развития личности, чрезвычайно важно для совершенствования системы образования в целом и юридического образования в том числе, так как именно на представителей данной профессии, юристов, в современных российских условиях возлагаются ответственные задачи, решения которых способно оказать влияние на становление и развитие гражданского общества в стране. Юрист, не будучи социально и профессионально зрелой личностью, но наделенный властными полномочиями, не просто не эффективен, но социально опасен. Актуальность проблемы формирования личности в юридическом образовании обусловлена и неблагоприятным положением дел в сфере правопорядка, законности, обеспечения защиты прав и свобод граждан, дефицитом личности в правоохранительных органах. Образованию принадлежит важная социальная функция опережения в решении задач по развитию и формированию будущего общества страны.

Законодательно и директивно поставленная задача приоритета формирования личности, воспитания в юридических образовательных учреждениях, решается недостаточно эффективно. На практике подготовка специалистов продолжает сводиться, преимущественно, к формированию у студентов знаний, навыков и умений. Важнейший педагогический принцип единства обучения и воспитания, технологии воспитывающего и развивающего обучения не часто воплощаются в профессионально-образовательном процессе.

Степень разработанности темы исследования. В педагогической науке вопросы формирования личности обучающихся изучались издавна, хотя, преимущественно, это относилось к общеобразовательной школе и деятельности учителя. В вузах эти вопросы фактически стали изучаться лишь с 60−70-х годов прошлого века, освещались в трудах Н. В. Кузьминой, A.B. Ба-рабанщикова, Н. С. Кравчуна, М. И. Дьяченко, З. Ф. Есаревой, A.B. Петровского, Г. С. Архангельского, В. Д. Шадрикова, Н. Ф. Головатого, Е. А. Климова, Б. Б. Коссова, А. Т. Иваницкого, П.И., Пидкасистого, В. А. Садовничего, С. Д. Смирнова, А. К. Марковой, JIM. Митиной, Д. В. Чернилевского, В.И. Хальзо-ва, Ю. Г. Фокина, В. В. Ляудис, В. Н. Футина и др. Педагогические исследования юридического образования начались с рубежа 80-х годов и нашли отражение в публикациях A.M. Столяренко, Н. С. Кравчуна, И. Е. Фарбер, И.А.

Латковой, A.B. Буданова, В. П. Давыдова, И. В. Горлинского, В. Я. Кикоть, В. А. Якушина, A.B. Лазукина, В. Г. Третьяк, A.A. Федотова, A.C. Батышева, В. П. Сальникова, В. Я. Слепова и др., а также докторских исследованиях М. П. Стуровой, A.B. Буданова, A.M. Столяренко, И. В. Горлинского, A.B. Лазукина, Колонтаевской И. Ф. и многих кандидатских. Вместе с тем, проблема профессионального становления личности студентов — юристов в современных условиях остается недостаточно раскрытой. Практически нет исследований по совершенствованию производственной практики в этих целях.

Теоретическая и практическая актуальность проблемы профессионального становления личности обучающихся юристов стала основанием для выбора темы диссертационного исследования.

Объектом исследования являются возможности повышения эффективности образовательного процесса в решении проблем профессионального становления студентов юридического факультета (вуза).

Предметом исследования являются возможности совершенствования профессионального становления студентов-юристов в образовательном процессе с введением в него общественнопроизводственной практики.

Цель исследования: выяснить педагогические возможности расширения личностно-формирующего пространства образовательного процесса в вузе путем включения в него общественно — производственной практики, ориентированной на участие студентов в решении реальных правоохранительных и правозащитных задач и разработать практические предложения по ее педагогически эффективной организации и проведению.

Основные задачи исследования:

1) проанализировать состояние проблемы профессионального становления личности студентов-юристов и управление ею в нормативно-правовых документах и педагогических публикациях;

2) обосновать теоретически концепцию общественно-производственной практики студентов по реальному решению правоохранительных и правозащитных задач;

3) провести комплексную педагогическую опытно-исследовательскую работу по организации общественно-производственной практики и выявить ее эффективность в профессионально-личностном становлении студентов юридического факультета (вуза);

4) разработать научно-педагогические, экспериментально обоснованные предложения по организации и проведению непрерывной общественно-производственной практики студентов юридического факультета (вуза) с целью улучшения их профессионально-личностного становления.

Основная научная гипотеза исследования: ускоренное и более качественное профессионально-личностное становление студентов как профессиональных юристов возможно при условии систематического участия их в практическом решении профессиональных задач. Такое участие может быть организовано при расширении личностно-формирующего пространства образовательного процесса вуза путем включения в него общественнопроизводственной практики студентов с 1 по 5 курс и педагогически эффективном руководстве ею.

Частные гипотезы:

1) участие студентов в образовательном процессе вуза по своим лич-ностно-формирующим влияниям существенно отличается от практической правоохранительной деятельности и поэтому объективно не может обеспечить их должного профессионально-личностного становления;

2) непрерывная общественнопроизводственная практика студентов создает новые и более благоприятные условия для профессионально-личностного становления, которые могут быть использованы лишь при педагогически эффективном ее проведении.

Методологическая база и методы исследования. В диссертационном исследовании использовалась методология отечественной педагогики. Педагогические феномены образования и профессионально-личностного становления исследовались и трактовались в системе взаимосвязей личность — деятельность — среда, т. е. на основе личностно-деятельностного и социально-педагогического подходов. Использовались методы научно-педагогического и практического исследований', анализ нормативно-правовых документов и научной литературы, комплексный педагогический формирующий эксперимент, анкетирование студентов, стандартизированные интервью, беседы с практическими работниками и представителями органов местного самоуправления, педагогическое наблюдение, педагогический анализ, индивидуальные карты личностного роста студентов, сравнительный анализ успеваемости студентов-участников эксперимента и не участвующих в нем, сочинения студентов на профессиональные темы и метод экспертной оценки. Методы применялись в зависимости от исследовательских задач по отдельности и в комплексе, по текущей необходимости и в рубежные отрезки времени: перед началом участия студентов в практической работе и по окончании ее, по учебным семестрам и годам эксперимента.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что разработана новая, теоретически обоснованная педагогическая концепция расширения личностно-формирующего пространства образовательного процесса юридического факультета, найдено новое направление в системе педагогической работы по обеспечению реального профессионального становления студентов — общественно-производственная практика.

Общественно-производственная практики (ОПП) — это непрерывная, факультативная, многоуровневая профессиональная практика, проводимая на добровольной и безвозмездной основе, которая обеспечивает участие студентов в решении реальных профессиональных задач в рамках существующего правового поля и регламентируется внутривузовскими документами, договорами с правоохранительными органами и правозащитными организациями.

Проработана система организации общественно-производственной практики и опытно-экспериментальным путем установлена ее эффективность. Выявлено многоплановое влияние общественно-производственной практики, выразившееся в профессиональной идентификации и адаптации студентов уже в период обучения в вузе, ускоренном формировании многих профессиональных качеств, навыков и умений, активном развитии профессиональных способностей. Общественно-производственная практика оказала существенное влияние и на профессионально—личностную ориентированность профессорско-преподавательского состава образовательного учрежденияповышение авторитета вуза и заинтересованности в его социально-направленной деятельности населения региона, органов местного самоуправления, правоохранительных органов.

Положения, выносимые на защиту.

1. Внутривузовский образовательный процесс по своим личностно-формирующим условиям существенно отличается от практической правоохранительной деятельности и поэтому объективно не может обеспечить должного профессионально-личностного становления студентов-юристов. Одним из действенных направлений ускоренного и более качественного профессионально-личностного становления студентов-юристов выступает расширение личностно-формирующего пространства вуза путем дополнения его условиями, приближенными к реальной правоохранительной деятельности и создаваемыми организацией непрерывной общественно — производственной практики.

2. Общественно-производственная практика способствует преодолению педагогического противоречия между необходимостью формирования личности современного профессионала-юриста в вузе и учебными, аудиторными условиями в нем, которые коренным образом отличаются от реальных практических условий правоохранительной деятельности.

3. Предложена педагогическая концепция по организации непрерывной общественно-производственной практики, которая позволяет расширить профессионально-деятельностное пространство в образовательном учреждении и влиять на профессиональное становление личности студентов юридического факультета (вуза).

4. Установлена эффективность личностно-формирующей значимости практической работы студентов в правоохранительных и правозащитных органах: по поиску и проверке юридически значимой информации, по юридическому консультированию граждан, оказанию им помощи в подготовке необходимых для решения правовых проблем документов, по рассмотрению заявлений о нарушении прав граждан, представлению интересов доверителя в суде, по профилактике преступности несовершеннолетних, правовоспитательной работе в школах, по оказанию помощи сотрудникам правоохранительных органов в решении профессиональных задач.

5. Основные условия эффективного проведения общественнопроизводственной практики:

• в форме факультатива, в свободное от аудиторных занятий время при добровольном участии в нем студентов;

• с 1 по 5 курс при недельной нагрузке не более 5−6 часов;

• при надлежащем правовом и педагогическом руководстве ею;

• при активном участии общественных формирований студентов в управлении общественнопроизводственной практикой;

• при соблюдении принципов гуманизма, демократии, защиты прав и свобод человека, открытости для всех желающих получить правовую помощь, неразглашения тайны сведений, доверенных гражданами студентам-практикантам. Принципиальными в профессионализации личности студентов во время практики выступают гуманитарные идеи права, представления о нем, как о социальном благе, а не каре, понимание главной функции правоохранительных органов, как функции социального обслуживания;

• с педагогически оправданным подбором правоохранительных органов, служб Аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ и иных учрежденийпостроении взаимоотношений с ними на основе специальных договоров об учебно-практическом и научном сотрудничестве;

• со строго индивидуальным подходом при поручении студентами практических заданий и наращивании их трудностинедопущением участия в действиях, представляющих угрозу для жизни;

6. Возможность радикального усовершенствования процесса профессионального становления личности студентов в юридическом образовательном учреждении или на юридическом факультете на основе непрерывной общественнопроизводственной практики определяется ее организационной доступностью, минимумом финансовых затрат, поддержкой местных органов власти и правопорядка.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в обоснованном доказательстве необходимости расширения личностноформирующего пространства образовательного учреждения для совершенствования профессионального становления студентов, разработке частной концепции общественно-производственной практики, доказанности ее педагогической эффективности как элемента образовательного процесса, создании методики по организации и руководству практикой, определении путей ее совершенствования.

Достоверность научных результатов исследования и обоснованность выводов подтверждается методологической и теоретической корректностью исследования, комплексом разработанных и использованных методов, статистически значимым количеством исследуемых различных категорий, длительностью опытно — экспериментальной работы и однозначностью комментируемых результатов, большим количеством проанализированного фактического материала, апробацией и внедрением результатов исследования.

Методами исследования было охвачено более 600 человек. Форму исследования в целом можно отнести к опытно-исследовательской.

Работа организационно проводилась в 2000;2004 годы в три этапа:

1) подготовительный этап (2000г.) — изучение проблемы формирования личности студентов-юристов по ее нормативно-правовой основе, состоянию в практике деятельности образовательных учреждений и педагогической наукеметодологическая и методическая проработка способов исследования- 2) экспериментально-исследовательский этап (2000;2004 г. г.) — сбор фактического материала, проведение комплексного педагогического эксперимента;

3) итоговый этап (2004г.) — обработка собранного материала, его систематизация и обсуждение, разработка предложений по реализации итогов исследования, их апробация, написание текста диссертации.

Структура и объем диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой