Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование ценностного отношения младших школьников к самостоятельной учебной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Критерии сформированности ценностного отношения младших школьников к самостоятельной учебной деятельности: для ценностно-мотивационного компонента — мотивационная готовность к самостоятельной учебной деятельностираскрывается через следующие показатели: наличие познавательных мотивов в самостоятельной учебной деятельности, наличие социальных мотивов в самостоятельной учебной деятельности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основания формирования ценностного отношения младших школьников к самостоятельной учебной деятельности
    • 1. 1. Самостоятельная учебная деятельность как педагогическая проблема
    • 1. 2. Сущность и структура ценностного отношения младших школьников к самостоятельной учебной деятельности
    • 1. 3. Модель формирования ценностного отношения младших школьников к самостоятельной учебной деятельности
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Экспериментальная работа по формированию ценностного отношения младших школьников к самостоятельной учебной деятельности
    • 2. 1. Характеристика состояния сформированности ценностного отношения младших школьников к самостоятельной учебной деятельности
    • 2. 2. Технология формирования ценностного отношения младших школьников к самостоятельной учебной деятельности
    • 2. 3. Оценка эффективности формирования ценностного отношения младших школьников к самостоятельной учебной деятельности
  • Выводы по второй главе

Формирование ценностного отношения младших школьников к самостоятельной учебной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Модернизация общего образования требует перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к развитию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. К их числу можно отнести ответственность, инициативность, самостоятельность, способность к рефлексии. Таким образом, приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к самообразованию и саморазвитию. Эта общая цель конкретизируется на каждом этапе обучения с учетом его своеобразия и самоценности.

Начальное общее образование призвано обеспечить формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, готовность к обучению в основном звене, развитие познавательных интересовсохранить индивидуальность ребенка, создать условия для его самовыражения. Эти показатели учебной деятельности постепенно приобретают характер важнейшей универсальной способности человека — потребности в самообразовании.

Для достижения инициативности и ответственности младшего школьника особое значение имеет контрольно-оценочная самостоятельность ученика (умения самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей), которая развивается в самостоятельной учебной деятельности. Значимо для развития личности младшего школьника наличие навыков социально ориентированной направленности: вступать в учебное общение, участвовать в дискуссии, организовывать свою работу в малых группах, владеть приемами учебного сотрудничества (регулировать конфликты, содержательно оценить достоинства и недостатки своих действий и суждений в совместной работе, учитывать разные точки зрения и достигать общего результата).

Учащиеся младших классов, активно включаясь в самостоятельную учебную деятельность, не всегда готовы выразить своё отношение к ней, выделить среди других видов учебной деятельности с позиции значения и ценности для собственного саморазвития. В тоже время, младший школьник, выполняя различные виды учебной деятельности, понимает, что внешняя оценка процесса и результата самостоятельной учебной деятельности всегда высокая и оказывает влияние на распределение социальных ролей в классе. Поэтому участие в самостоятельной учебной деятельности оказывает влияние на внутреннюю самооценку младшего школьника, повышая ее в его новой социальной роли, и мотивирует на самореализацию в этом виде учебной деятельности. Поиск смысла самостоятельной учебной деятельности наблюдается уже в первом классе и усиливается к окончанию начальной школы, формирование ценностного отношения младших школьников к самостоятельной учебной деятельности позволяет сделать этот поиск целенаправленным и эффективным. Необходимость формирования ценностного отношения младших школьников к самостоятельной учебной деятельности вызвана тем, что оно способствует повышению качества учебного процесса и успешной самореализации учащихся в школьном социуме.

Анализ отечественной и зарубежной научной литературы по проблеме исследования свидетельствует о том, что к настоящему времени сложилось целое направление — педагогическая аксиология, главной задачей которой является преобразование знаний в убеждения, опосредуя их ценностным отношением.

В тоже время, несмотря на большой интерес педагогических работников к теории аксиологии, организации и результатам самостоятельной учебной деятельности младших школьников, проблема формирования ценностного отношения к самостоятельной учебной деятельности у младших школьников изучена недостаточно. Конструирование образования, отвечающего потребности личности в самовыражении и самоутверждении, по нашему мнению, может решить поставленную задачу. К наиболее существенным аспектам такого образования мы относим субъектный характер образовательного процесса, возможность самостоятельно выполнять большинство учебных задач, иметь право на самостоятельный осознанный выбор учебной деятельности, право на ошибку, коллективное обсуждение проблем, анализ причин возникновения затруднений и неточностей. Построенный таким образом образовательный процесс делает самостоятельную учебную деятельность личностно значимой и мотивированной. В настоящее время в области организации учебной деятельности школьников накоплен определенный опыт отечественных педагогов-исследователей (Ш.А. Амонашвили, Ю. К. Бабанский, И. А. Зимняя, В. В. Краевский, М. И. Махмутов и др.), определена роль самостоятельной учебной деятельности в развитии школьников (В.В. Давыдов, JI.B. Занков, Н. Б. Истомина, В. Г. Крысько, Л. Г. Петерсон, Д. Б. Эльконин и др.), расширены представления о возможностях инновационных образовательных технологий (A.C. Границкая, В. В. Гузеев, A.A. Плигин и др.).

Основные теоретические положения нашего исследования явились результатом анализа современного понимания ценностного подхода в образовательном пространстве (С.Ф. Анисимов, А. Г. Асмолов, В. И. Бойко, A.B. Кирьякова, З. И. Равкин, E.H. Шиянов и др.), личностно ориентированного образования в широком теоретико-методологическом аспекте (Ш.А. Амонашвили, H.A. Бердяев, А. Маслоу, К. Д. Ушинский, E.H. Шиянов, А.Н. Шими-на и др.), деятельностного подхода к обучению (Л.С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, JI.B. Занков, А. Н. Леонтьев, Л. Г. Петерсон, Г. К. Се-левко и др.), психолого-педагогических особенностей реализации учебного процесса в современной школе (Ю.К. Бабанский, В. В. Краевский, И.Я. Лер-нер, С. А. Рубинштейн, В. Ф. Ушаков и др.), возрастной периодизации психического развития младших школьников (Л.И. Божович, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Голованова, Е. И. Рыбалко, Д. Б. Эльконин и др.).

В то же время сегодня возникла необходимость переосмыслить роль образовательного процесса в формировании ценностного отношения младших школьников к самостоятельной учебной деятельности. Решая задачу подготовки младших школьников к осознанному выбору вида учебной деятельности, содержание, формы и методы обучения требуют переосмысления их роли в организации инновационного образовательного процесса.

Актуальность данного исследования определяется рядом противоречий:

— между потребностью общества в подготовленных к самостоятельной творческой деятельности выпускниках начальной школы и традиционностыо начального звена обучения, выражающейся в практическом использовании репродуктивной учебной деятельности;

— между возросшей ролью инновационных процессов в психолого-педагогической науке и практике и недостаточностью разработанности условий формирования ценностного отношения младших школьников к самостоятельной учебной деятельности;

— между традиционным пониманием самостоятельной учебной деятельности как первоначальной творческой деятельности и недостаточным использовании ее в реализации обучения в начальной школе.

На основе выявленных противоречий была сформулирована проблема нашего исследования: как обеспечить эффективное формирование ценностного отношения младших школьников к самостоятельной учебной деятельности.

Попытка ее решения определила выбор темы исследования — «Формирование ценностного отношения младших школьников к самостоятельной учебной деятельности».

Решение данной проблемы определяет цель исследования: разработка и экспериментальная проверка модели формирования ценностного отношения младших школьников к самостоятельной учебной деятельности.

Объектом исследования является образовательный процесс в начальной школе.

Предметом исследования является формирование ценностного отношения младших школьников к самостоятельной учебной деятельности.

Гипотеза исследования. Ценностное отношение к самостоятельной учебной деятельности младших школьников будет эффективно сформировано, если: в образовательном процессе начальной школы раскрыты содержание, структура и критерии сформированности ценностного отношения младших школьников к самостоятельной учебной деятельности и актуализированы компоненты понятия «ценностное отношение младших школьников к самостоятельной учебной деятельности" — разработаны и апробированы модель, технология формирования ценностного отношения младших школьников к самостоятельной учебной деятельности и учебно-методическое сопровождение моделиразработаны и реализованы педагогические условия формирования ценностного отношения у младших школьников к самостоятельной учебной деятельности.

В соответствии с проблемой, целью и гипотезой нами сформулированы задачи исследования:

— определить содержание понятия «ценностное отношение младших школьников к самостоятельной учебной деятельности» и его компоненты;

— разработать критерии, показатели и уровни сформированности ценностного отношения младших школьников к самостоятельной учебной деятельности;

— разработать и апробировать модель и технологию формирования ценностного отношения младших школьников к самостоятельной учебной деятельности;

— выявить и обосновать педагогические условия формирования ценностного отношения младших школьников к самостоятельной учебной деятельности.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: культурно-историческая концепция JI.C. Выготского, концепция личностно ориентированного обучения (Е.В. Бондаревская, А. П. Валицкая, Б. З. Вульфов, О. С. Газман, Н. Д. Никандров, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.), концепция развития человека как субъекта деятельности (Л.И. Божович, JI.C. Выготский, В. В. Давыдов, JI.B. Занков, А. Н. Леонтьев, H.A. Менчинская, A.B. Петровский, С. Л. Рубинштейн и др.), концепции познания в научной и учебной деятельности (Д.П. Горский, И. П. Меркулов, В. Г. Разумовский, А. Д. Урсул, B.C. Шевырев и др.), теоретические и практико-ориентированные разработки в области личностно-ориентировашшх педагогических технологий (М.Н. Берулава, В. П. Беспалько, В. В. Гузеев, C.B. Кульневич, Л. А. Обухова, Л. Г. Петерсон, Е. С. Полат, Г. К. Селевко, В.А. Сластенин), теория ценностей, понятие «отношение», идеи направленности личности на ценности, механизмы формирования ценностных отношений (С.Ф. Анисимов, М. М. Бахтин, В. А. Василенко, П. Я. Гальперин, О. Г. Дробницкий, М. С. Каган, В.М. Мяси-щев, C.JI. Рубинштейн, В. Н. Сагатовский, В. П. Тугаринов и др.), теоретические и практико-ориентированные разработки в области педагогики начального общего образования (Ш.А. Амонашвили, М. А. Данилов, Е. Б. Осипова, B.C. Кукушкин, И.П. Пидкасистый).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс следующих методов: теоретических: анализ и концептуальный синтез философской, психолого-педагогической, специальной литературы по проблеме исследованиятворческой деятельности учащихся (письменные работы, устные сообщения и т. д.) — экспериментальных: диагностические (анкетирование, тестирование, беседы с учащимися и учителями начальных классов, полупроективные методики), обсервационные (прямое, косвенное, включенное наблюдение, фиксирование результатов обучения и развития), педагогический эксперимент, метод экспертных оценок, методы математической обработки результатов исследования.

Экспериментальной базой исследования стали муниципальные образовательные учреждения — средние общеобразовательные школы № 48 с углубленным изучением отдельных предметов, гимназия № 2, МОУ Лицей МОК № 2 г. Воронежа. В исследовании приняли участие 166 учеников 1−4 классов. Экспериментальная группа составила 80 учащихся, контрольная — 86.

Основные этапы исследования.

Первый этап (2004 — 2005 гг.) — постановочный. На данном этапе осуществлялись анализ философской, исторической, психологической и педагогической литературы, диссертационных и монографических исследований по проблемам ценностного отношения, личностно ориентированного образования, учебной деятельности, творческого мышленияизучение опыта реализации отечественных образовательных программ и концепций. На основе предварительного анализа были определены исходные позиции исследованиявыявлены основные противоречиясформированы гипотеза, задачиотобраны методы исследования.

Второй этап (2005 — 2007 гг.) — основной. На основе определенных ранее исходных позиций осуществлялась разработка и апробация технологии формирования ценностного отношения младших школьников к самостоятельной учебной деятельности. Одновременно велась разработка теоретических основ формирования ценностного отношения младших школьников к самостоятельной учебной деятельности, были определены общие положения, закономерности и соответствующие им принципы. Создана модель формирования ценностного отношения младших школьников к самостоятельной учебной деятельности.

Третий этап (2007; 2008гг.) — обобщающий. На данном этапе завершен формирующий и проведен итоговый эксперимент: осуществлялась систематизация и интерпретация полученных материалов и данных опытно-экспериментальной работы, обобщались теоретические и практические результаты исследования, оформлялся текст диссертации.

Научная новизна исследования: уточнено содержание ценностного отношения младших школьников к самостоятельной учебной деятельности, выделены его структурные компоненты: ценностно-мотивационный, процессуально — деятельностный, содержательно-оценочный;

— обоснованы критерии, показатели и уровни сформированности ценностного отношения младших школьников к самостоятельной учебной деятельности;

— разработаны модель и технология формирования ценностного отношения младших школьников к самостоятельной учебной деятельностиопределены и обоснованы педагогические условия формирования ценностного отношения младших школьников к самостоятельной учебной деятельности.

Теоретическая значимость полученных результатов исследования состоит в том, что: уточнено и конкретизировано понятие «ценностное отношение младших школьников к самостоятельной учебной деятельности», осуществлено его системное исследование в условиях начальной общеобразовательной школы как целостного явлениярассмотрено соотношение характеристик исследуемого понятия с характеристиками понятий «ценности», «общечеловеческие ценности», «отношение», теоретически обоснованы модель формирования ценностного отношения младших школьников к самостоятельной учебной деятельности, комплекс педагогических условий, способствующих эффективности формирования ценностного отношения младших школьников к самостоятельной учебной деятельностиполученные данные могут служить базой для дальнейших теоретических и практических разработок в области формирования ценностного отношения к самостоятельной учебной деятельности учащихся основной и старшей школы.

Практическая значимость исследования заключается в направленности его результатов на совершенствование качества образовательного процесса в начальной школе посредством формирования ценностного отношения младших школьников к самостоятельной учебной деятельностиразработке и внедрении в учебный процесс начальной школы технологии формирования ценностного отношения младших школьников к самостоятельной учебной деятельности, методических разработок интегрированных уроков, разноуровневых самостоятельных работ и дидактических материалов по русскому языку и математике. Данные учебно-методические материалы могут быть использованы в комплекте с различными учебными программами, рекомендованными Министерством образования и науки РФ в общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены: непротиворечивой методологической базой исследованияпроведением исследования в русле единой (личностно ориентированной) образовательной парадигмыиспользованием взаимодополняющих методов исследования, адекватных цели, задачам и предмету исследованиярепрезентативностью результатов исследования на различных этапах изучения проблемыматематической доказательностью и логической непротиворечивостью выводоввзаимным сопоставлением данных, полученных в ходе анализа теоретических источников и в процессе опытно-экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты исследования обсуждались на Международных (Воронеж, 2006; 2007), межрегиональной (Воронеж, 2007), региональных (Воронеж, 2007; 2008) научно-практических конференциях, областных педагогических чтениях (Воронеж, 2008), на заседаниях кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования ВОИПКиПРО, а также были изложены в 12 научных публикациях.

На защиту выносятся следующие положения:

— ценностное отношение младших школьников к самостоятельной учебной деятельности это — личностное новообразование интегративного характера, отражающее в сознании обучающегося значимость самостоятельной учебной деятельности (на основе её оценки и самооценки) для успешной самореализации в новой социальной роли школьника. Структура ценностного отношения включает ценностно-мотивационный, процессуально-деятельностный и содержательно-оценочный компоненты;

— критерии сформированности ценностного отношения младших школьников к самостоятельной учебной деятельности: для ценностно-мотивационного компонента — мотивационная готовность к самостоятельной учебной деятельностираскрывается через следующие показатели: наличие познавательных мотивов в самостоятельной учебной деятельности, наличие социальных мотивов в самостоятельной учебной деятельности, устойчивость мотивации к самостоятельной учебной деятельностидля процессуально-деятельностного компонента — организационно-деятельностная готовность к самостоятельной учебной деятельностираскрывается через следующие показатели: умения определять и формулировать цели самостоятельной учебной деятельности, умения планировать самостоятельную учебную деятельность, реализация плана самостоятельной учебной деятельностидля содержательно-оценочного компонента — когнитивно-рефлексивная готовность к самостоятельной учебной деятельностираскрывается через следующие показатели: знания о ценностях, критичность в отношении самостоятельной учебной деятельности, характер оценочных суждений;

— модель формирования ценностного отношения младших школьников к самостоятельной учебной деятельности, включающая методологические подходы (личностно ориентированный, деятельностный), принципы (личностной активности, самореализации в деятельности, ценностной ориентации в деятельности, осознанности ценностного отношения), компоненты (ценност-но-мотивационный, процессуально-деятельностный, содержательно-оценочный), критерии (мотивационная готовность, организационно-деятельностная готовность, когнитивно-рефлексивная готовность к самостоятельной учебной деятельности), технологию формирования ценностного отношения младших школьников к самостоятельной учебной деятельности, этапы её реализации (аналитический, преобразующий, конструктивный), ожидаемые результаты (умение планировать самостоятельную учебную деятельность, новые знания, приобретённые в самостоятельной учебной деятельности, самореализация на основе выбора самостоятельной деятельности);

— педагогические условия формирования ценностного отношения младших школьников к самостоятельной учебной деятельности: учёт ценностных ориентаций младших школьников, субъектный характер учебного процесса, аксиологизация содержания образования, развитие рефлексии в самостоятельной учебной деятельности.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, имеется 10 таблиц, 2 рисунка, 5 диаграмм. Список использованной литературы содержит 220 источников. В работе имеется 8 приложений.

Во введении обосновывается актуальность проблемы исследованияопределяются цель, объект, предмет, задачивыдвигается гипотезаопределяются теоретико-методологические основы, этапы, методы исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимости работыформулируются положения, выносимые на защитуприводятся данные по апробации диссертации.

В первой главе «Теоретические основания формирования ценностного отношения младших школьников к самостоятельной учебной деятельности» осуществлен анализ теоретико-методологических подходов формирования ценностного отношения к самостоятельной учебной деятельности в начальной школевыявлена специфика самостоятельной учебной деятельности младших школьников, определены критерии, показатели, уровни сформированное&tradeценностного отношения младших школьников к самостоятельной учебной деятельности. Разработана модель и определены педагогические условия формирования ценностного отношения младших школьников к самостоятельной учебной деятельности.

Во второй главе «Экспериментальная работа по формированию ценностного отношения младших школьников к самостоятельной учебной деятельности» разработана технология формирования ценностного отношения младших школьников к самостоятельной учебной деятельности и этапы её реализацииизложены основные направления и формы опытно-экспериментальной работы и её результатыдаётся математическая обработка полученных результатов.

В заключении подводятся итоги исследования и излагаются выводы, сделанные в процессе теоретического анализа и экспериментальной работы, намечаются перспективы дальнейшей разработки проблемы формирования ценностного отношения младших школьников к самостоятельной учебной деятельности.

В приложениях приводятся диагностические материалысравнительные характеристики старшего дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастовавторские разработки уроков, самостоятельных работ для 2−4 классов по русскому языку и математике.

Выводы по второй главе.

Процесс и результат опытно-экспериментальной работы, выполненной нами по проверке экспериментальной модели и педагогических условий формирования ценностного отношения младших школьников к самостоятельной учебной деятельности, определили следующие выводы:

1. Формирование ценностного отношения младших школьников к самостоятельной учебной деятельности можно осуществлять эффективно, если вести целенаправленную работу по реализации педагогических условий, определяемых результатами сформированности его уровней, критериев и показателей.

2. Технология формирования ценностного отношения младших школьников к самостоятельной учебной деятельности представляет собой последовательный процесс, включающий аналитический, преобразующий и конструктивный этапы.

3. Задачи, содержание этапов, формы и методы формирования ценностного отношения младших школьников к самостоятельной учебной деятельности корректируются в зависимости от уровня подготовленности, активности обучающихся и организации учебного процесса.

4. Анализ опытно-экспериментальной работы показывает эффективность разработанной нами технологии формирования ценностного отношения младших школьников к самостоятельной учебной деятельности и позволяет внести изменения в традиционное обучение в начальной школе.

5. Результаты статистической обработки данных показывают позитивное влияние педагогических условий, отражающееся в положительной динамике развития всех компонентов ценностного отношения младших школьников к самостоятельной учебной деятельности (ценностно-мотивационного, процессуально-деятельностного, содержательно-оценочного). Полученные данные обра<�ботки материала на достоверность полученной информации отражают наши выводы.

Заключение

.

Учитывая актуальность проблемы выбора младшими школьниками вида учебной деятельности, которая бы в полной мере удовлетворяла личностным образовательным потребностям в самореализации и способствовала развитию творческой активности, в данном диссертационном исследовании был рассмотрен один из путей ее решения — формирование ценностного отношения младших школьников к самостоятельной учебной деятельности. Мы предположили, что одним из способов разрешения проблемы является разработка научно-технологических оснований формирования ценностного отношения и использование ее результатов в практической деятельности учителей начальных классов.

Проанализировав философскую, психолого-педагогическую и методическую литературу, посвященную проблемам ценностей, ценностного отношения мы выявили отсутствие обоснованного понимания категории «ценностное отношение к самостоятельной учебной деятельности».

Рассмотрев взаимосвязь личностных ценностей и результатов учебной деятельности, мы пришли к выводу, что личностная ситуация, возникающая в процессе самостоятельной учебной деятельности, определяет индивидуальную позицию младшего школьника, предполагающую самостоятельность, независимость в выборе мотивов, целей и средств учебной деятельности.

На основании проведенного теоретического исследования нами дано определение ценностного отношения младших школьников к самостоятельной учебной деятельности, выделены ее компоненты: ценностно-мотивационный, процессуально-деятельностный и содержательно-оценочный. Ценностное отношение младших школьников к самостоятельной учебной деятельности рассматривается нами как личностное новообразование интегративного характера, отражающее в сознании обучающегося значимость самостоятельной учебной деятельности (на основе её оценки и самооценки) для успешной самореализации в новой социальной роли школьника. Сущность исследуемой проблемы определялась нами, исходя из логики деятельностного и личностно ориентированного подходов, особенностей учебного процесса в начальной школе, организации и мотивации процесса познания, составляющих ценностное отношение к самостоятельной учебной деятельности, на основе чего мы выделили совокупность принципов формирования ценностного отношения младших школьников к самостоятельной учебной деятельности: личностной активности, самореализации в деятельности, ценностной ориентации в деятельности, осознанности ценностного отношения.

Успешность формирования ценностного отношения младших школьников к самостоятельной учебной деятельности мы оценивали посредством следующих критериев: для ценностно-мотивационного компонента — мотива-ционная готовность к самостоятельной учебной деятельностидля процессу-ально-деятельностного компонента — организационно-деятельностная готовность к самостоятельной учебной деятельностидля содержательно-оценочного компонента — когнитивно-рефлексивная готовность к самостоятельной учебной деятельности.

Критерий мотивационная готовность к самостоятельной учебной деятельности характеризуется такими показателями как: наличие познавательных мотивов, наличие социальных мотивов, устойчивость мотивации. Критерий организационно-деятельностная готовность конкретизирован через систему следующих показателей: умения определять и формулировать цели, умения составлять план самостоятельной учебной деятельности, реализация плана самостоятельной учебной деятельности. Критерий когнитивно-рефлексивная готовность к самостоятельной учебной деятельности определяется такими показателями как: знания о ценностях, критичность в отношении к самостоятельной учебной деятельности, характер оценочных суждений.

В соответствии с выделенными критериями и показателями в работе определены три уровня сформированности ценностного отношения младших школьников к самостоятельной учебной деятельности — высокий, средний и низкий.

На основе теоретического анализа нами была выделена совокупность педагогических условий, повышающих эффективность образовательного процесса в начальной школе. Данный анализ позволил сформулировать следующие педагогические условия, способствующие формированию ценностного отношения младших школьников к самостоятельной учебной деятельности: учёт ценностных ориентаций младших школьников, субъектный характер учебного процесса, аксиологизация содержания образования, развитие рефлексии в самостоятельной учебной деятельности.

С учетом выделенных педагогических условий нами были разработаны:

— модель, направленная на формирование и развитие ценностного отношения младших школьников к самостоятельной учебной деятельности, включающая методологические подходы, принципы, компоненты, критерии, технологию, этапы и ожидаемые результаты;

— технология формирования ценностного отношения младших школьников к самостоятельной учебной деятельности.

— учебно-методические материалы, обеспечивающие формирование ценностного отношения младших школьников к самостоятельной учебной деятельности.

Проверка эффективности разработанной нами экспериментальной модели осуществлялась непосредственно соискателем в ходе формирующего эксперимента на базе образовательных учреждений г. Воронежа.

Сравнительный анализ, а также статистическая проверка достоверности полученных данных позволили нам выявить существенные положительные изменения уровня сформированности ценностного отношения младших школьников к самостоятельной учебной деятельности учащихся экспериментальных групп по сравнению с учащимися контрольных групп, что свидетельствует об эффективности разработанной нами модели.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что в диссертации в достаточной степени решена проблема исследования: как обеспечить эффективное формирование ценностного отношения младших школьников к самостоятельной учебной деятельности? Для её решения выделены, научно обоснованы и экспериментально проверены теоретические предпосылки, педагогические условия и модель формирования ценностного отношения младших школьников к самостоятельной учебной деятельности. Результаты теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы подтвердили в целом выдвинутую нами гипотезу.

В результате проведенного нами исследования обозначились проблемы, требующие дальнейшего теоретического анализа и научно-методического обеспечения. К таковым можно отнести вопросы реконструирования разработанной нами модели в соответствии со спецификой образовательной деятельности основной и старшей ступеней общеобразовательных школ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности / К.А. Абульханова-Славская // Психология формирования и развития личности.-М., 1981.-С. 19−44.
  2. , C.B. Формирование ценностных отношений младших школьников к физической культуре в учреждении дополнительного образования: автореф. дисс.канд. пед. наук / Авилкина Светлана Викторовна. — Рязань, 2006. 20 с.
  3. , М.И. Обучение учащихся методам самостоятельной работы с учебником / М. И. Айзенберг // Математика в шк. 1982. — № 6. — С. 18−21.
  4. , JI.B. Формирование умений и навыков самоконтроля в учебной деятельности школьников начальных классов: дисс. канд. пед. наук / Абакумова Людмила Васильевна. С.-Пб., 2005. — 154с.
  5. Аксиологический потенциал дисциплин социально-гуманитарного цикла / В. И. Добрынина и др. М.: [б.и.], 1995. — 88 с.
  6. , Э.М. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного опросника Р. Кеттелла / Э. М. Александровская. М.: Фолиум, 1993. — 40 с.
  7. , Ш. А. Здравствуйте, дети : пособие для учителя / Ш. А. Амонашвили. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1988. — 203 с.
  8. , Ш. А. Педагогическое сотрудничество: Гуманизация педагогического процесса / Ш. А. Амонашвили // Перспективы: Вопр. образования ЮНЕСКО. 1990. — № 4. — С. 147−157.
  9. , Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. JI.: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1968. — 339с.
  10. Ю.Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. М.: Наука, 1977. — 380 с.
  11. , С.Ф. Теория ценностей в отечественной философии XX века: (очерки истории) / С. Ф. Анисимов // Вестн. Моск. ун-та. Сер.7, Философия. 1994. — № 4. — С. 34−42.
  12. , О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления / О. С. Анисимов. М.: Экономика, 1991. — 416 с.
  13. , Г. М. Идеи и принципы педагогики сотрудничества / Г. М. Анохина. Воронеж: ВОИУУ, 1989. — 22 с.
  14. , Г. М. Личностно адаптированная система обучения : методология, психология, технология / Г. М. Анохина. Воронеж: ВОИПКРО, 2002. — 320 с.
  15. , А.И. Путь к храму культуры : Образование как социокультурный феномен / А. И. Арнольдов. М.: Грааль, 2000. — 107 с.
  16. , Э.А. Микросреда и трансформация общественных ценностей в ценностную ориентацию личности / Э. А. Арутютян // Образ жизни и ценностные ориентации личности. Ереван, 1979. — С. 49.
  17. , Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности / Л. М. Архангельский. М.: Мысль, 1984. — 64с.
  18. , Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
  19. , М.Б. О привитии школьникам навыков эвристического мышления / М. Б. Балк, Г. Д. Балк // Математика в шк. 1985. — № 2. — С. 5560.
  20. , Г. А. Теория учебных задач : психолого-педагогический аспект / Г. А. Балл. М.: Педагогика, 1990. — 183 с.
  21. , И.Е. Педагогические условия индивидуализации обучения в начальной школе (на материале изучения иностранного языка): автореф. дис.. канд. пед. наук. / И. Е. Белогорцева. Белгород, 2003. — 18 с.
  22. , Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки / Е. П. Белозерцев. М.: Педагогика, 1989. — 205 с.
  23. , М.Н. Теория и практика гуманизации образования / М. Н. Берулава. М.: Гелиос АРВ, 2000. — 336 с.
  24. , В.П. Основы теории педагогических систем / В. П. Беспалько. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 1977. — 304 с.
  25. , В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. М.: Изд-во Ин-та проф. образования Мин-ва образования России, 1995.-336 с.
  26. , В.П. Слагаемые • педагогической технологии / В. П. Беспалько. -М.: Просвещение, 1989. 184 с.
  27. , B.C. Мышление как творчество : введение в логику мысленного диалога / B.C. Библер. М.: Политиздат, 1975. — 398 с.
  28. , П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения : в 2 т. / П. П. Блонский. М.: Педагогика, 1979. — 328 с.
  29. , Д.Н. Приемы умственной деятельности и их формирование у школьников / Д. Н. Богоявленский // Вопр. психологии. — 1969. -№ 2. -С. 25−38.
  30. , Д.Н. Формирование приемов умственной работы учащихся как путь развития мышления и активизации учения / Д. Н. Богоявленский // Вопр. психологии. 1962. — № 4. — С. 74−82.
  31. , Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. М.: Акад. пед. наук, 1968. — 402 с.
  32. , Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская // Ученик в структуре личностно-ориентированного образования. Ростов н/Д, 1997. — С. 6−22.
  33. , Л. Развиваем интеллект / Л. Брайт. — СПб.: Питер Пресс, 1997.- 160 с.
  34. , Б.С. Нравственное сознание личности: психологическое исследование / Б. С. Братусь. М.: Знание, 1985. — 64 с.
  35. , Дж. Торжество разнообразия : Пиаже и Выготский / Дж. Брунер // Вопр. психологии. 2001. — № 4. — С. 3−31.
  36. , А.Н. Проблемы психологии субъекта / А.Н. Бруш-линский. М.: Ин-т психологии РАН, 1994. — 109 с.
  37. , Г. Л. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта / Г. Л. Буднайте, Т. В. Корнилова // Вопр. психологии. 1993. — № 5. — С.99.
  38. , З.С. Индивидуализация обучения слабоуспевающих детей младшего школьного возраста : автореф. дис.. канд. пед. наук / З. С. Варфоломеева. М., 1998. — 16 с.
  39. , В.А. Ценность и ценностные отношения / В. А. Василенко // Проблема ценности в философии. M.-JI.: Наука, 1966. — С. 40−49.
  40. , М. Избранное. Образ общества / М. Вебер. М.: Юрист, 1994.-704 с.
  41. , Л.А. Диагностика умственного развития / Л. А. Вегнер. — М.: Педагогика. 1973. 247 с.
  42. , М.А. Групповое взаимодействие в учебно-воспитательном процессе : учеб. пособие / М. А. Вейт, И. М. Черовко. М.: Прометей. — 1997. — 161 с.
  43. , И.Е. Общая культура учителя как фактор успешности педагогической деятельности : дис.. канд. пед. наук / И. Е. Видт. Тюмень, 1995.- 185 с.
  44. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой. М.: Просвещение, 1967. -360 с.
  45. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / под ред. И. С. Якиманской. М.: Педагогика, 1989. — 224 с.
  46. , И.В. Трудности обучения младших школьников и их преодоление / И. В. Волевич // Ребёнок идёт в школу. Калуга, 2000. — С. 3339.
  47. , JI.C. Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1956. — 490 с.
  48. , Л.С. Мышление и речь : Психологические исследования. М.: Лабиринт. — 1996. — 414 с.
  49. , Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте / Л. С. Выготский. М.: Просвещение, 1991. — 290 с.
  50. , Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения / Л. С. Выготский. М. — Л.: Печат. двор, 1935. — 133 с.
  51. , T.B. Учебная деятельность и её средства / Т. В. Габай. — М.: Изд-во МГУ, 1988. 254 с.
  52. , П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П. Я. Гальперин. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1985. — 48 с.
  53. , М.В. Возрастная и педагогическая психология : учеб. пособие для пед. вузов. / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, JI.H. Орлова- [под ред. М.В. Гамезо]. М.: Пед. о-во России, 2003. — 512 с.
  54. , A.C. Научить думать и действовать : Адаптивная система обучения в школе: кн. для учителя / A.C. Границкая. М.: Просвещение, 1991.- 175 с.
  55. , Б.С. Философия образования для XXI века : (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б. С. Гершунский. -М.: Совершенство. 1998. — 608 с.
  56. , В.В. Научно-исследовательская деятельность Российской академии образования / В. В. Давыдов // Педагогика. 1993. — № 5. — С. 3−11.
  57. , В.В. О понятии развивающего обучения / В. В. Давыдов. Томск: Пеленг, 1995. — 142 с.
  58. , В.В. Проблемы развивающего обучения : опыт теоретического и экспериментального психологического исследования /В.В. Давыдов. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
  59. , В.В. Теория развивающегося обучения / В. В. Давыдов. -М :ИНТОР, 1996.-541 с.
  60. , Е.Е. Ценность младшего школьного возраста. Практическая психология образования / Е. Е. Данилова. М: ТЦ «Сфера», 1997. — С. 204 -205.
  61. , М.А. Процесс обучения в советской школе / М. А. Данилова. М.: Просвещение, 1960. — 299 с.
  62. Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы: сб. науч. тр. / под. ред. В. В. Давыдова и Д. А. Леонтьева. М.: Изд-во Акад. пед. наук СССР, 1990. — 180 с.
  63. , H.A. Избранные педагогические произведения / H.A. Добролюбов. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР. — 1952. — 735 с.
  64. , Б.И. Эмоция как ценность / Б. И. Додонов. М.: Политиздат, 1978.-272 с.
  65. , О.Г. Некоторые аспекты проблемы ценностей / О. Г. Дробницкий // Проблема ценности в философии. М.- JL: Наука, 1966. — С. 28−32.
  66. , Дж. Психология и педагогика мышления / Д. Дьюи. М.: Совершенство, 1997. — 208 с.
  67. , М. Мысли о новом образовании / М. Дюком // Педагогические мастерские: Франция Россия. — М., 1997. — С. 21−24.
  68. , О.Б. Технология обучения математике на основе дея-тельностного подхода : кн. для учителя /О.Б. Епишева. М.: Просвещение, 2003.-223 с.
  69. , Е.С. Генезис гибкости мыслительной деятельности в детском возрасте / Е. С. Ермакова // Психол. журн. 1997. — Т. 18. — № 3. — С. 74−82.
  70. , Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках / Б. П. Есипов. М.: Просвещение, 1961.-239 с.
  71. , JI.B. Учить самостоятельности / JI.B. Жарова. М.: Просвещение, 1993.-205 с.
  72. , O.E. Тренажер по русскому языку для учащихся 3−4 классов. Части речи. Рабочая тетрадь № 1 / O.E. Жиренко, В. Ф. Полещук, JLA. Обухова. — М.: Издательство «Ювента», 2006. 64 с.
  73. , O.E. Тренажер по русскому языку для учащихся 3−4 классов. Части речи. Рабочая тетрадь № 2 / O.E. Жиренко, В. Ф. Полещук, JI.A. Обухова. — М.: Издательство «Ювента», 2006. 80 с.
  74. , O.E. Педагогические условия формирования вариативной деятельности младших школьников в процессе личностно ориентированного обучения: автореф. дисс.канд. пед. наук / Жиренко Ольга Егоровна. Тамбов, 2006. — 22с.
  75. , В.И. Педагогическое творчество учителя / В.И. За-гвязинский. М.: Педагогика, 1987. — 160 с.
  76. Зак, А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников / А. З. Зак. — М.: Педагогика, 1984. 152 с.
  77. , JI.B. Избранные педагогические труды / J1.B. Занков. — М.: Педагогика, 1990. 403 с.
  78. , A.B. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе / A.B. Запорожец, Д.Б. Эль-конин // Вопр. психологии. 1963. -№ 5. — С. 61−71.
  79. , А.Г. Потребности. Интересы. Ценности / А. Г. Здравомыслов. -М.: Политиздат, 1986. 221 с.
  80. , И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И. А. Зимняя. М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. — 384 с.
  81. , В.П. О целях и ценностях образования / В. П. Зинченко // Педагогика. 1997. — № 5. — С.3−16.
  82. , В.П. Образование. Мышление. Культура / В. П. Зинченко // Новое педагогическое мышление. М., 1989. — С. 90−102.
  83. Идентичность: хрестоматия / сост. Л. Б. Шнейдер. М.- Воронеж: Изд-во Моск. психол.-социал. ин-та: МОДЭК, 2003. — 269 с.
  84. Изучение мотивации поведения детей и подростков / под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежной. -М.: Педагогика, 1972. 352 с.
  85. , Е.П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2000.-512 с.
  86. , Э.В. Об идолах и идеалах / Э. В. Ильенков. М.: Политиздат, 1968. — 319 с.
  87. Исследование развития познавательной деятельности / под ред. Дж. Брунера. — М.: Педагогика, 1971. -391 с.
  88. Кабанова-Меллер, E.H. Учебная деятельность и развивающее образование / E.H. Кабанова-Меллер. М.: Педагогика, 1981. — 117 с.
  89. Кабанова-Меллер, E.H. Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащихся: текст. / E.H. Кабанова-Меллер. М.: Просвещение, 1968. — 288 с.
  90. , М.С. Мир образования / М. С. Каган. М.: ИПЛ, 1988.319 с.
  91. , М.С. О духовности (опыт категориального анализа) // Вопр. философии. 1985. — № 9. — С. 89−102.
  92. , М.С. Философия культуры : текст. / М. С. Каган. СПб.: Петрополис, 1996. — 414 с.
  93. , М.С. Философская теория ценности : текст. / М. С. Каган.- СПб.: Петрополис, 1997. 204 с.
  94. , З.И. К проблеме диагностики умственного развития школьников / З. И. Калмыкова // Вопр. психологии. 1982. — № 2. — С. 74−79.
  95. , З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З. И. Калмыкова. М.: Педагогика, 1981. — 200 с.
  96. Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество / В.А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. -М.: Педагогика, 1990. 141 с.
  97. , П.Ф. Избранные педагогические сочинения / П.Ф. Кап-терев. М.: Педагогика, 1982. — 704 с.
  98. , A.B. Теория ориентации личности в мире ценностей / A.B. Кирьякова. Оренбург: Южный Урал, 1996. — 188 с.
  99. , М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М. В. Кларин. М.: Арена, 1994. — 222 с.
  100. , М.В. Педагогические технологии в учебном процессе : анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин. М.: Знание, 1989. — 80 с.
  101. , Н.И. Воспитание ценностного отношения младших школьников к произведениям музыкального искусства: автореф. дис. канд. пед. наук / Коростелева Наталья Ивановна. Екатеринбург, 2004. — 22 с.
  102. , Я. Избранные педагогические произведения / Я. Корчак.- М.: Педагогика, 1979. 474 с.
  103. , B.B. Методология педагогического исследования / В. В. Краевский. Самара: Самар. гос. пед. ин-т, 1994. — 164 с.
  104. , В.Г. Социальная психология : курс лекций / В.Г. Крысь-ко. 3-е изд. — М.: Омега-Л, 2006. — 352 с.
  105. , М.А. Реализация технологии деятельностного метода на уроках разной целевой направленности / М. А. Кубышева. М.: Баласс: ШКола, 2000., 2005. — 32 с.
  106. , Н.В. Профессионализм педагогической деятельности : метод, пособие / Н. В. Кузьмина, A.A. Реан. СПб.: Рыбинск, 1993. — 54 с.
  107. , B.C. Педагогика начального образования / B.C. Кукушкин, A.B. Болдырева-Вараксина. М. — Ростов н/Д.: МарТ, 2005. — 592 с.
  108. , Е.В. Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию: 1−4 кл. /Е.В. Лапина, Е. В. Киселёва, O.E. Жиренко. М.: ВАКО, 2007. — 208 с.
  109. , Е.В. Интегрированные уроки математики : 1−4 кл. / Е. В. Лапина, O.E. Жиренко. Воронеж: ВОИПКРО, 2007. — 208 с.
  110. , Е.В. Инновационные технологии обучения в современной начальной школе / Е. В. Лапина, O.E. Жиренко, В. А. Яровенко. Воронеж. -2007. — 88 с.
  111. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -М.: Прогресс, 1983. -365с.
  112. , А.Н. Избранные психологические произведения в 2-х томах / А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983. — Т. 2. — 320 с.
  113. , Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций / Д. А. Леонтьев. -М.: Смысл, 1992. 17 с.
  114. , Д.А. От социальных ценностей к личностным : социо-генез и феноменология ценностной регуляции деятельности: текст. / Д. А. Леонтьев // Вестник Моск. гос. ун-та. Сер. 14, Психология. 1996. № 4. — С. 35−44.
  115. , В.И. Педагогика личности : Педагогическая технология / В. И. Лещинский. Воронеж: Воронеж, гос. пед. ин-т, 1997. — 117 с.
  116. , A.A. Учителю о психологии младшего школьника : пособие для учителя / A.A. Люблинская. М.: Просвещение, 1977. — 224 с.
  117. , В.Н. Диагностика учебно-воспитательного процесса и опытно-экспериментальной работы школы / В. Н. Максимова. СПб.: ЛОИУУ, 1995.-85 с.
  118. , А.Ф. Принципы культурно-исторической психологии и философской антропологии в содержании общего образования / А. Ф. Малышевский. Калуга: Изд. пед. центр Гриф, 2005. — 496 с.
  119. , А.Ф. Учебные планы и программы дошкольного образования и предшкольной подготовки, построенные на принципах культурно-исторической психологии / А. Ф. Малышевский. Калуга: Изд. пед. центр Гриф, 2005. — 272 с.
  120. , А.Г. Дальние пределы человеческой психики : текст. / А. Г. Маслоу. СПб.: Евразия, 1997. — 430 с.
  121. , Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения / Е. И. Машбиц. М.: Педагогика, 1988. — 191 с.
  122. , H.A. Проблемы учения и умственного развития / H.A. Менчинская. М.: Педагогика, 1989. — 218 с.
  123. Методы выявления особенностей познавательной активности школьников в условиях дифференцированного обучения / под ред. И. С. Якиманской. М.: Педагогика, 1993. — 167 с.
  124. , Г. Г. Дидактические условия предупреждения неуспеваемости детей риска в учении (на материале русского языка): дис.. канд. пед. наук / Г. Г. Мисаренко. М., 1999. — 122 с.
  125. , М. Воспитание и демократия / М. Монтессори // Педагогика Марии Монтессори: курс лекций. М., 1993. — Ч. 2. — С. 35.
  126. , A.B. Воспитание самостоятельности школьников в учебной деятельности: дис. канд. пед. наук / Невзорова Анна Витальевна. -Архангельск, 2005. 199 с.
  127. , P.C. Психология : в 3 кн. / P.C. Немов. М.: ВЛАДОС, 2003. Кн. 1: Психология образования. — 608 с.
  128. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е. И. Полат. М.: Академия, 2000. — 270 с.
  129. Новая философская энциклопедия в 4-х томах / науч. ред.: М. С. Ковалева и др. М.: Мысль, 2000. -Т. 4. — С. 147.
  130. , JI.A. Модернизация образования как основа гуманизации учебного процесса в школе / Л. А. Обухова. Воронеж: ВОИПКРО, 2004.- 198 с.
  131. , Л.Ф. Детская психология : теория, факты, проблемы / Л. Ф. Обухова. М.: Тривла, 1995. — 375 с.
  132. , С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000слов и фразеологических выражений/ С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — М.: Азбуковник, 1999.-944 с.
  133. , А.К. Психология самостоятельности : методы исслед. и диагностики / А. К. Осницкий. М.: Эль-Фа, 1996. — 124 с.
  134. , А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности / А. К. Осницкий. М.: Знание, 1986. — 77 с.
  135. , Т.С. Воспитание самостоятельности школьников в учебной работе / Т. С. Панфилова. М.: Просвещение, 1960. -82 с.
  136. Педагогические мастерские: Франция Россия / сост.: Э. С. Соколова, И. А. Мухина — под ред. Э. С. Соколовой. — М.: Новая шк., 1997. — 124 с.
  137. , И.Г. О народном образовании и индустрии / И. Г. Песталоцци // Избр. пед. соч.: в 2 т. / И. Г. Песталоцци. М., 1981. — Т. 1. — С. 295−322.
  138. , Л.Г. Теория и практика построения непрерывного образования : на примере курса математики для дошк., нач. шк. и 5−6 классов сред. шк. / Л. Г. Петерсон. М.: Школа 2000., 2001. — 256 с.
  139. , Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. М.: Междунар. пед. Акад., 1994. — 680 с.
  140. , Ж. Психология ребенка / Ж. Пиаже. М.: Педагогика-Пресс, 1994.-526 с.
  141. , П.Н. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении : теоретико-экспериментальное исследование / П. Н. Пидкасистый. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
  142. , Ю.М. Два плюса ценностного развития личности / Ю. М. Плюсин // Гуманитарные науки в Сибири. 1995. — № 2. — С. 33−40.
  143. , Ю.М., Давыдов Г. В. Структура ценностных диспозиций личности : проверка гипотезы «социальных качелей» // Гуманитарные науки в Сибири. 1996. — № 1. — С. 25−32.
  144. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других / сост. Р. Римская, С. Римский. М.: АСТ-Пресс, 1997. — 393 с.
  145. Профессионально-личностное становление преподавателя и студента: практико-ориентированная монография / под ред. JI.H. Макаровой, И. А. Шаршова. М.: Тамбов: Изд-во Тамб. ун-та, 2006. — 244 с.
  146. , Н.С. Психология труда и человеческого достоинства / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. М.: Изд. центр «Академия», 2001. -480с.
  147. Психологические основы педагогики: (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина В.В. Давыдова): учеб. пособие / Зинченко В. П. и др. — М.: Гардарики, 2003. -431 с.
  148. Психологическое развитие младших школьников: экспериментальное психологическое исследование / под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1990. — 160 с.
  149. , З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры / З. И. Равкин // Педагогика. 1995. — № 5. — С. 87−90.
  150. , Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников на основе анализа их самостоятельной деятельности / Е. С. Рабунский. -М.: Педагогика, 1975. 184 с.
  151. , Г. О системе ценностей / Г. Риккерт // Логос. СПб.- М., 1914.-Т. 1. — Вып. 1.-С. 45−79.
  152. , Н.С. Методологические принципы ценностного прогнозирования образования / Н. С. Розов // Социально-философские проблемы образования. М., 1992. — С. 20−23.
  153. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Рос. энцикл., 1999. — Т. 2: М-Я. — 669 с.
  154. , С.Л. О мышлении и путях его исследования / С. Л. Рубинштейн. М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1958. — 145 с.
  155. , С.Л. Основы общей психологии : в 2 т. / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. — Т. 1. — 485 е.- Т. 2. — 322 с.
  156. , Е.А. Педагогические ценности учителя начальных классов.// Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. 2004. — № 12. — С. 16−18.
  157. , O.A. Развитие самостоятельности младшего школьника в учебной деятельности: дис.. канд. пед. наук / Рыдзе Оксана Анатольевна. -М., 2002. 189 с.
  158. , А.И. Одарённые дети в саду и школе : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / А. И. Савенков. М.: Изд. центр «Академия», 2000. — 232 с.
  159. , Л.Ю. Педагогические условия воспитания у младших школьников ценностного отношения к Родине: дис.. канд. пед. наук / Савинова Людмила Юрьевна. С-Пб., 2003. — 198 с.
  160. , В.Н. Системный подход к классификации ценностей / В. Н. Сагатовский // Научные исследования и человеческие потребности.-М, 1979.-С. 30−46.
  161. , В.Н. Ценность и смысл / В. Н. Сагатовский // Филос. науки. 1987. -№ 10. — С. 105.
  162. Самостоятельная работа учащихся на уроках / под ред. Б. П. Есипова. М.: Изд.-во АПН РСФСР, 1960. — 158 с.
  163. , JI. А. Активизация познавательной самостоятельности младших школьников в процессе обучения: автореф. дис.. канд. пед. наук / Семенова Лирия Алексеевна. Якутск, 2004. — 20 с.
  164. , Л.Б. Воспитание ценностного отношения к природе у младших школьников на основе календарно-обрядовых праздников: автореф. дис.. канд. пед. наук / Симонова Любовь Борисовна. Волгоград, 2006. -26 с.
  165. , В.А. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе : учеб. пособие для пед. вузов / В. А. Ситаров, В. Г. Маралов. М.: Академия, 2000. — 211 с.
  166. , Е.В. Поурочные разработки по русскому языку : 1 (1−4) класс. Игровой материал на уроках: 1−2 класс: / Е. В. Скопина, O.E. Жиренко, Л. А. Обухова. М.: ВАКО, 2004. — 126 с.
  167. , В.А. Педагогика : инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. М.: Магистр, 1997. — 221 с.
  168. , В.А. Педагогика : учеб. пособие / В. А. Сластенин. -М.: Ин-т психотерапии, 2001. 224с.
  169. , Н.О. Формирование у младшего школьника ценностного отношения к здоровью в физкультурно-оздоровительной деятельности: автореф. дис.. канд. пед. наук / Смирнова Наталия Олеговна. Кострома, 2006.-23 с.
  170. Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов н/Д: Феникс, 1996. — 511 с.
  171. Современный философский словарь / под общ. ред. В. Е. Кемерова. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Акад. Проект, 2004. — 862 с.
  172. , А.Г. Сознание и самосознание / А. Г. Спиркин. М.: Политиздат, 1972. — 302 с.
  173. , Н.Ф. Деятельностный подход к учению и программированное обучение / Н. Ф. Талызина // Психологические основы программированного обучения. М., 1984. — С. 187−189.
  174. , Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний : Психологические основы / Н. Ф. Талызина. 2-е изд., доп. и испр. — М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1984. — 344 с.
  175. , О.В. Роль наглядной геометрии в обеспечении преемственности при обучении математике / О. В. Тарасова // Начальная шк. 2001. -№ 5.-С. 57−60.
  176. , В.П. Личность и общество / В. П. Тугаринов. М.: Мысль, 1965. — 151 с.
  177. , Д.Н. Психология установки / Д. Узнадзе. СПб.: Питер, 2001.-414 с.
  178. , К.Д. Избранные педагогические сочинения / К. Д. Ушинский. М.: Просвещение. -1968. — 557 с.
  179. , Д.И. Психология взросления : Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: избр. тр. / Д. И. Фельдштейн. М.: Флинта, 1999. — 672 с.
  180. , В.И. Культура и мировоззрение учителя / В.И. Фил-липова // Педагогика. 1992. — № 3 — 4. — С. 58−63.
  181. Философия образования: состояние проблемы и перспективы: (материалы заочного «круглого стола») // Вопр. философии. 1995. — № 11.— С. 5−34.
  182. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд., пере-раб. и доп. -М.: Политиздат, 1991. — 559 с.
  183. Философский энциклопедический словарь / под ред. A.A. Иви-на. М.: ГАРДАРИКИ, 2004. — С. 22−25.
  184. Философский энциклопедический словарь / редкол.: С.С. Аве-ринцев и др.- 2-е изд. М.: Сов. Энциклопедия, 1989. — 815 с. J
  185. Формирование познавательной самостоятельности школьников впроцессе усвоения системы ведущих знаний и способов деятельности: сб. науч. ст. / под ред. Т. И. Шамовой. М.: НИИ школ МП РСФСР, 1975. -177 с.
  186. Формирование учебной деятельности школьников / В. В. Давыдови др. М.: Педагогика, 1982. — 216 с. 'I
Заполнить форму текущей работой