Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование основ профессионализма у студентов педагогических вузов в процессе обучения педагогическим технологиям

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ известных нам источников (научных работ, в том числе, диссертационных исследований, учебников и учебных пособий, методических разработок двух последних десятилетий), в которых рассматривается проблема обучения педагогическим технологиям в системе подготовки и переподготовки педагогических кадров, показывает: авторы публикаций раскрывают лишь опик’льньи' вш) ы пеОагогичсских… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы формирования педагогического профессионализма
    • 1. Проблема педагогического профессионализма в современной педагогике
    • 2. Развитие профессионализма как поэтапный процесс
    • 3. Формирование основ профессионализма в процессе общепедагогической подготовки студентов в вузе
  • Глава II. Обучение педагогическим технологиям как инструментальный компонент системы общепедагогической подготовки
    • 1. Значение курса «Педагогические технологии» в формировании основ профессионализма
    • 2. Отбор и структурирование содержания курса «Педагогические технологии»
    • 3. Методика организации обучения студентов по программе «Педагогические технологии»
  • Глава III. Исследование влияния обучения педагогическим технологиям на формирование основ профессионализма
    • 1. Методика организации экспериментальной работы
    • 2. Анализ эффективности развития основ профессионализма у студентов педагогического вуза в процессе обучения педагогическим технологиям

Формирование основ профессионализма у студентов педагогических вузов в процессе обучения педагогическим технологиям (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие профессионализма педагога — одна из постоянных проблем в педагогике. Ее истоки — в трудах древних философов Аристотеля, Квинти-лиана, гуманистов эпохи Возрождения, Я. А. Коменского, сформулировавших первые требования к учителю. Проблема активно рассматривалась в работах И. Г. Песталоцци, А. Дистервега, К. Д. Ушинского, П. П. Блонского, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинского, Я. Корчака, В. А. Сухомлинского и других выдающихся педагогов.

В исследованиях современных ученых изложены различные аспекты развития профессионализма. Определены подходы к определению сущности профессионализма и его характерных признаков, в том числе с акмеологиче-ской точки зрения (Н.В. Кузьмина, Т. И. Руднева, А.К. Маркова), а также в рамках развития педагогического мастерства (И.А. Колесниковой, И.А. Зя-зюна и др.), в аспекте влияния социально-экономических и социокультурных преобразований на изменение в качественной характеристике профессионализма (J1.M. Митиной и других).

Исследованы отдельные вопросы профессионального развития личности: взаимосвязь личностного и профессионального развития человека (А.Р. Фонарев, [193]), психолого-педагогические основы творческого профессионального развития педагога (В.И. Загвязинский [58], В.А. Кан-Калик [128], Н. Д. Никандров [66]и др.), развитие педагогических способностей, педагогической направленности как компонентов профессионализма (Ф.Н. Гоноболин [42], Н. В. Кузьмина [83]. Л. М. Лузина [99]) и другие.

Вместе с тем, различные толкования термина «педагогический профессионализм», его идентификация с понятием «педагогическое мастерство» требуют более четкой дифференциации этого понятия, выделения его сущностных характеристик, определения структуры, признаков профессионализма и этапов его формирования.

В психолого-педагогической литературе имеются исследования, связанные с проблемой профессионального развития человека. В работах Б. Г. Ананьева, С. Г. Вершловского, А. К. Марковой, Н. В. Кузьминой, B.C. Леднева определены различные этапы (стадии) онтогенеза профессионала, в том числе, и в сфере педагогической деятельности. Профессиональное развитие личности педагога на отдельных этапах раскрыто в работах Н. В. Седовой [159], В. А. Сластенина, Н. Е. Мажар [171], В. А. Якунина, С. Е. Рескиной [223] (проблемы профессионально-педагогической ориентации, пропедевтического знакомства с профессией, профессионального самоопределения, профессионального отбора), С. Г. Вершловского, Н. В. Косенко [190] (период профессионализации молодого специалиста), Н. В. Андреева, С. Е. Панаевой [124], Л. Г. Петряевской, Ю. Л. Львовой, В. В. Глаголевой [190] (период профессиональной зрелости) и другие.

Особое место в психолого-педагогической литературе занимают исследования, связанные с проблемой высшего профессионального образования как базового этапа формирования профессионала.

Актуальная проблема профессиональной подготовки педагога разрабатывалась в рамках решения вопросов общего профессионального, в том числе, педагогического образования. За последние десятилетия в этом направлении были исследованы психологические основы профессионального (Н.Н. Нечаев [115], З. А. Решетова [150]) и, в частности, педагогического образования (Н.В. Кузьмина [81], [83]. Ю Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская [113], А. И. Щербаков [209]), изучены мотивы и стимулы высшего образования (С.Г. Вершловский [31], [190]), в том числе педагогического (Т.С. Полякова [140], В Н. Якунин [222]), рассмотрены общие проблемы сущности, содержания, структу ры высшего образования, определены его функции (С И Архангельский [5], [6], Е. П. Белозерцев [17], В. П. Беспалько [20], B.C. Леднев [94], Н. В. Кузьмина [109], [120] и др.), раскрыта объективная необходимость взаимосвязи всех звеньев подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров, создания системы непрерывного образования (А.П. Влади-славлев [32], В.Г. Онушкин).

Активно исследуются методологические вопросы организации учебного процесса в педагогическом вузе, его закономерности, принципы, методическая основа (П.И. Пискунов [132], Л. И. Рувинский [154], Ф. К. Савина [156], В. В. Сериков [161], В. А. Сластенин [170], [173], Л. Ф. Спирин [177], А. И. Щербаков [208] и др.), даны научные обоснования процесса обучения в вузе (В.В. Краевский [76]).

Особое значение для решения проблемы качественной подготовки специалистов имеет разработка модели выпускника педагогического вуза, профессиограмм, квалификационных характеристик ([22], [28], [163], [171], [175], [176], [219]). Вместе с тем, изменившиеся экономические и социокультурные условия развития нашего общества вновь актуализируют противоречие между требованиями общества к профессиональной деятельности педагога, с одной стороны, и недостаточным уровнем подготовки выпускника педагогического вуза к осуществлению профессиональных функций, с другой, носящее общий характер и присущее этапу реформирования педагогического образования, а, точнее, вызывающее необходимость этих реформ. По-прежнему остро стоит вопрос об адаптации выпускников педагогических вузов ([1], [140], [190]), детерминированный, в том числе, и проблемами их общепедагогической подготовки.

В исследованиях ученых трех последних десятилетий активно рассматривались различные аспекты общепедагогической подготовки студентов:

• формирование теоретических знаний и практических умений в процессе преподавания учебных дисциплин и педагогической практики [1], [19], [55], [56], [75], [77], [156], [212], [213];

• совершенствование методики преподавания вузовских дисциплин [13], [29], [30], [178] и др.;

• междисциплинарные связи [8], [65], [90], [132] и др.;

• развитие профессиональных и личностных качеств будущих педагогов [17], [33], [170], [176], [209];

• обозначены интегративный ([70], [71], [149]), личностно-ориентированный [161], задачный [165], [177] подходы в формировании содержания и преподавании педагогических дисциплин.

Вместе с тем, новые требования общества к подготовке специалиста, связанные с его конкурентоспособностью, профессиональной мобильностью, потребовали реализации новых подходов в системе общепедагогической подготовки студентов и, в тоже время, еще более обострили ранее существовавшие противоречия, в том числе:

• между абстрактностью большинства учебных дисциплин в вузе и конкретностью задач профессиональной деятельности [29], [77], [121];

• между логикой изложения знаний конкретных учебных дисциплин и логикой практических действий специалиста [113];

• между интериоризированным характером познавательной деятельности и экстериоризированным характером деятельности педагога [110].

Разрешение этих противоречий имеет важное значение в подготовке специалиста, что обусловило внимание ученых к проблемам императивности теоретических знаний в практической деятельности педагога, ее эффективности, успешности начала самостоятельного педагогического труда. Вместе с тем, в своих исследованиях большинство авторов исходит из основополагающей особенности профессии — творческого характера педагогической деятельности. В то же время, любая творческая деятельность содержит репродуктивные, алгоритмизированные элементы, для реализации которых необходимы знания, умения и навыки по решению типовых (организационных и других профессионально-педагогических) задач.

В связи с этим нам представляется принципиальной для системы общепедагогической подготовки концепция о поэтапном освоении профессии, согласно которой достижение более высокого ее уровня требует последовательного освоения предшествующих [94]. Таким образом, творческое решение педагогических задач невозможно без усвоения алгоритмизированных элементов деятельности, ставших частью педагогической культуры социума в конкретно-исторической ситуации. Отсутствие до недавнего времени в содержании общепедагогической подготовки инструментальных знаний и связанного с ними формирования умений репродуктивного типа, составляющих базовую основу развития профессионализма, порождало проблему функционирования педагогических знаний в практической деятельности специалиста и, в целом, недостаточной подготовленности выпускника вуза к самостоятельной профессиональной деятельности.

С нашей точки зрения, решению данных проблем должно способствовать введение в систему общепедагогической подготовки курса «Педагогические технологии», являющегося базовой учебной дисциплиной согласно государственным стандартам по специальностям высшего педагогического образования.

Анализ известных нам источников (научных работ, в том числе, диссертационных исследований [116], [137], [180], [181], [207], [218], учебников и учебных пособий, методических разработок двух последних десятилетий), в которых рассматривается проблема обучения педагогическим технологиям в системе подготовки и переподготовки педагогических кадров, показывает: авторы публикаций раскрывают лишь опик’льньи' вш) ы пеОагогичсских технологий, что не дает полного представления о современной технологической культуре педагога и не решает задачи поэтапного формирования профессионализма. Следует также отметить, что в существующих сегодня стандартах моноуровневой и многоуровневой систем высшего педагогического образования обозначены лишь некоторые аспекты для изучения педагогических технологий, что подвергалось обоснованной критике в педагогических научных кругах [87].

Вместе с тем, особая роль обучения педагогическим технологиям в формировании основ профессионализма как первого этапа его развития требует тщательной, научно обоснованной разработки содержания и методики преподавания данной учебной дисциплины.

Таким образом, существует противоречие между необходимостью формирования основ профессионализма посредством обучения студентов педагогическим технологиям, с одной стороны, и отсутствием комплексной модели курса и его дидактического обеспечения, соответствующих решению данной задачи, с другой стороны. Это противоречие порождает проблему успешности развития основ профессионализма в условиях новой прикладной дисциплины и, в целом, в системе общепедагогической подготовки студентов.

На решение данной проблемы и было направлено проводимое нами исследование.

Объект исследования: процесс общепедагогической подготовки в педагогическом вузе. Предмет исследования: формирование основ профессионализма в процессе освоения студентами педагогических технологий. Цель исследования: разработка содержания и методики преподавания курса «Педагогические технологии», направленного на формирование основ профессионализма у студентов педагогического вуза.

Гипотеза исследования: основы педагогического профессионализма будут успешно сформированы у студентов в процессе изучения курса «Педагогические технологии», если:

• процесс обучения педагогическим технологиям направлен на активное развитие всех компонентов профессионализма;

• в содержании курса отражена взаимосвязь теоретических и инструментальных педагогических знаний;

• в процессе преподавания курса используются методы и приемы обучения, в том числе, имитирующие элементы будущей профессиональной деятельности студентов;

• в процессе обучения технологиям создаются условия для развития педагогического творчества студентов.

Задачи исследования:

1. Проанализировать сущность понятия «педагогический профессионализм», уточнить место понятия «педагогические технологии» в категориальном пространстве педагогической науки.

2. Выявить структуру, характерные признаки и этапы развития педагогического профессионализма.

3. Изучить практику общепедагогической подготовки студентов в аспекте формирования основ профессионализма, выявить образовательный потенциал курса «Педагогические технологии» в системе общепедагогической подготовки студентов.

4. Разработать программу курса «Педагогические технологии» и методику обучения студентов педагогическим технологиям.

5. Определить критерии сформированности основ профессионализма.

6. Изучить эффективность формирования основ профессионализма при использовании экспериментальной программы и методики преподавания курса.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

• учение о деятельности (М.С. Каган);

• психологическая теория деятельности (Б.Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, Г. В. Суходольский);

• праксиологические основы профессиональной деятельности (Т. Котар-бинский);

• теория профессиональной педагогической деятельности (Ю.К. Бабан-ский, Н. В. Кузьмина, В. В. Краевский, Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская);

• концептуальные основы развития профессионализма (Б.Г. Ананьев, В. И. Загвязинский, И. А. Зязюн, В.А. Кан-Калик, Н. В. Кузьмина, B.C. Леднев, А. К. Маркова и др.);

• системный подход к рассмотрению процессов и явлений, в том числе педагогических (В.Г. Афанасьев, В. П. Беспалько, Н.В. Кузьмина);

• общая теория решения задач (Г.А. Балл, В. А. Губанов, В. В. Захаров, А.Н. Коваленко) и теория решения педагогических задач (Н.В. Кузьмина, В. П. Симонов, Л.Ф. Спирин);

• концепция деятельностного подхода в обучении (Г.И. Щукина, В. П. Симонов, Е.Н. Шиянов);

• учение о единстве теории и практики в преломлении к педагогической деятельности (С.И. Архангельский, О. А. Абдуллина, Н. В. Кухарев, В. В. Краевский, Ю. Н. Кулюткин, Е В. Титова).

• теория формирования умений (П.Я. Гальперин, Н. В. Кузьмина, Л. Ф. Спирин. Н. Ф, Талызина. А.В. Усова).

Основными методами работы над темой исследования стали:

1) методы теоретического уровня познания:

• общелогические методы: сравнения, сопоставления, соотношение части и целого, выделение общего и отличий, восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному;

• изучение и контент-анализ философской, психологической и педагогической литературы;

• моделирование процесса;

2) методы эмпирического уровня познания:

• наблюдение;

• опрос (беседа, анкетирование);

• анализ документов;

• анализ контрольных и творческих работ студентов;

• эксперимент (с использованием рондомизации);

• обработка экспериментальных данных (статистический, качественный, интерпретационный методы).

Источники исследования:

— философские, психологические и педагогические труды ученых, связанные с проблемами деятельности, профессионализма, психолого-педагогические исследования, относящиеся к проблеме профессиональной подготовки будущих учителей, работы по вопросам обобщения, научного обоснования, проектирования и применения педагогических технологий;

— экспериментальная работа в педагогическом вузе :

— опыт методической работы автора. Этапы исследования.

На первом этапе (1994;1996) проводилось изучение философской и психолого-педагогичсской литературы, определялись основные направлсния, аппарат исследования. В ходе констатирующего эксперимента были установлены основные затруднения, испытываемые студентами в процессе самостоятельной педагогической деятельности. Были сформулированы цели, задачи, принципы отбора содержания и методов преподавания курса «Педагогические технологии», разработана программа курса, содержание лекций, практических и лабораторных занятий, определена база экспериментальной работы, методы эмпирического исследования и способы фиксирования результатов с учетом варьируемых факторов.

На втором этапе исследования (1996;1999) осуществлялись: экспериментальная работа, направленная на обучение студентов вуза педагогическим технологиям на основе разработанной программыверификация и версификация материалов исследования. На основе анализа результатов эксперимента корректировались содержание и методика обучения студентов педагогическим технологиям. Осуществлялось оформление результатов исследования.

Новизна и научная значимость исследования:

1) уточнено понятие «профессионализм педагога», его структура (компоненты), признаки, разведены содержания указанного понятия и термина «педагогическое мастерство», что обеспечивает их более корректное использование в педагогической науке и практике;

2) определены признаки сформированности основ профессионализма как одного из этапов в онтогенетическом развитии профессионала;

3) обосновано место и роль освоения педагогических технологий в развитии профессионализма педагога и значение курса педагогические технологии в системе общепедагогической подготовки студентов;

4) определены дидактические условия эффективности обучения студентов педагогическим технологиям;

5) выявлен характер влияния обучения педагогическим технологиям на эффективность профессионального роста и становления будущих педагогов, развитие их творческих способностей.

Практическая значимость исследования:

— разработана программа курса «Педагогические технологии», направленного на формирование основ профессионализма;

— разработана и внедрена методика проведения занятий по обучению студентов педагогическим технологиям;

— разработана и апробирована программа практики студентов, включающая в себя изучение и использование педагогических технологий;

— подготовлены материалы для учебного пособия по курсу «Педагогические технологии»;

— отдельные теоретические положения исследования послужили основой для разработки программы по учебной дисциплине «Педагогика», по которой ведется обучение в педагогических классах общеобразовательных школ Ленинградской области.

На защиту выносятся:

• определение понятия «основы профессионализма» как уровня овладения профессией, характеризующегося освоением репродуктивных элементов педагогической деятельности и положительной динамикой развития всех компонентов профессионализмакритерии сформированности основ педагогического профессионализма:

• теоретическое обоснование возможности и необходимости формирования основ педагогического профессионализма посредством обучения педагогическим технологиям;

• программа и методика преподавания курса «Педагогические технологии», направленные на решение задачи эффективного формирования основ профессионализма у студентов педагогических вузов.

Достоверность и обоснованность основных положений и выводов обеспечивалась: а) разносторонностью анализа исследуемой проблемы в философском, праксиологическом, психологическом и педагогическом аспектах, б) многократностью обращения к источникам исследования, использованием различных методов исследования проблемы и их соответствия предмету, цели и задачам работы, в) комплексностью и вариативностью экспериментальной работы с учетом действия различных факторовмногократностью апробации выдвинутых положений и разработанной программы.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась через публикации по теме исследования, выступления на конференциях, в процессе преподавательской деятельности диссертанта на факультетах ЛГОУ (1995;1999 г. г.), при проведении системы методических занятий для педагогического коллектива детского лагеря «Штормовой» и группы слушателей школы вожатых Всероссийского детского центра «Орленок».

Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры (февраль 1996 г., октябрь 1998 г., апрель 1999 г.).

Структура диссертации.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.

Во введении дан общий анализ исследования проблемы педагогического профессионализма, обоснована актуальность проблемы исследования, определяется его объект, предмет, цель, гипотеза и задачи, отражены теоретико-методологические основы, методы и этапы исследования, новизна и научная значимость работы, апробация результатов, сформулированы положения, выносимые на защиту.

В главе I обобщены сущность, структура и признаки педагогического профессионализма, этапы его развития, представлена графическая модель развития профессионализма, раскрыто и теоретически обосновано понятие «основы педагогического профессионализма», определены его характерные признаки. В этой части работы дан анализ общепедагогической подготовки студентов в вузе в аспекте освоения ими инструментальных знаний, определена проблема разработки содержания и методики преподавания курса «Педагогические технологии» как базовой дисциплины государственных стандартов высшего педагогического образования и как средства формирования основ педагогического профессионализма.

В главе II определены роль и место курса «Педагогические технологии» в системе общепедагогической подготовки студентов, сформулированы основные принципы отбора и структурирования его содержания, раскрыты подходы к разработке методики преподавания данной учебной дисциплины.

Выводы диссертационного исследования, в основном подтвердили выдвинутую гипотезу. Материалы и результаты исследования воспроизводимы и могут быть использованы в преподавании курса «Педагогические технологии» в педагогическом вузе. При определенной коррекции с учетом целей и задач, специфики образовательной системы и конкретного образовательного учреждения программа и методика преподавания разработанного нами курса могут быть использованы в системе довузовской (профессиональные средние педагогические учебные заведения) и послевузовской подготовки.

Диссертант считает целесообразным дальнейшее исследование проблемы по следующим направлениям.

1) развитие междисциплинарных связей курса «Педагогические технологии» с учебными дисциплинами психологического и методического циклов (модулей);

2) формирование основ профессионализма в системе среднего профессионального педагогического образования посредством обучения педагогическим технологиям (педагогические училища, колледжи).

Заключение

.

Выполненное нами исследование было направлено на решение проблемы успешности развития основ профессионализма у студентов педагогических вузов в процессе обучения педагогическим технологиям.

В соответствии с гипотезой и задачами исследования получены следующие результаты.

1. Анализ сущности понятия «педагогический профессионализм», обобщение его структуры, признаков и этапов развития позволили выделить как самостоятельный этап формирования его основ.

2. С целью характеристики данного этапа выявлены критерии сформированности основ профессионализма у студентов педагогических вузов:

• владение субъектом педагогическими технологиями;

• осознанная субъектом взаимосвязь теоретических основ педагогики с инструментальными знаниями, императивность теоретических знаний в практической деятельности будущего специалиста;

• вариативность педагогического мышления, характеризующаяся определением ряда альтернативных решений типовой педагогической задачи и выбором из их числа оптимального способа ее решения;

• положительная динамика развития педагогической направленности и профессионально значимых личностных характеристик, связанных с особенностями протекания психических процессов.

3. Необходимость формирования основ профессионализма как этапа его последовательного развития определила место и значение курса «Педагогические технологии» в системе общепедагогической подготовки. Освоение студентами в процессе изучения данной учебной дисциплины технологической культуры педагога должно способствовать:

• более глубокому осмыслению обучающимися профессиональной педагогической деятельности, ее теоретических основ, что влечет за собой более эффективное функционирование теоретических знаний в практической деятельности будущих специалистов;

• вынесению процесса творчества на более высокий уровень организации образовательного процесса за счет сведения ряда педагогических задач к типовым задачам оптимального выбора, чему в немалой степени должно способствовать акцентирование внимания на освоении студентами конкретных педагогических технологий;

• формированию чувства удовлетворенности от успешности осуществления профессиональной деятельности, что стимулирует развитие интереса к дальнейшему освоению педагогических технологий, педагогики, и, в целом, потребности в профессиональном самосовершенствовании;

• формированию гуманистической жизненной позиции посредством освоения заложенных в педагогических технологиях ценностных ориентаций и установок, активному развитию педагогической направленности.

4. При определении подхода к отбору и структурированию содержания курса:

1) раскрыто понятие «педагогические технологии», его взаимосвязь с понятиями «методика», «метод», «педагогическая техника»;

2) определены принципы отбора содержания курса:

• принцип научности, предполагающий отбор для изучения научно обоснованных педагогических технологий:

• принцип целостности педагогической подготовки студентов, предусматривающий учет места и роли курса в системе общепедагогической и, в целом, профессиональной подготовки студентов в вузе;

• принцип контекстности, предусматривающий моделирование в процессе обучения студентов содержания будущей профессиональной деятельности;

• принцип ориентации на практическую деятельность, предполагающий отбор педагогических технологий для изучения с учетом их современной значимости и эффективности использования в практической деятельности педагогов;

• принцип вариативности, допускающий перестановку блоков курса, а также введение дополнительных учебных элементов в соответствии с предметной специализацией студентов, их профессионально-педагогической направленностью, потребностями, интересами.

3) обосновано структурирование учебного материала по характеру задач, решаемых в процессе практической педагогической деятельности;

4) раскрыто значение изучения конкретных педагогических технологий в формировании основ профессионализма.

5. Разработана методика преподавания курса. Особое внимание в исследовании было уделено:

• определению эффективной структуры описания педагогических технологий частного и конкретного уровнейбыло установлено, что такая структура должна включать в себя: теоретические основы технологии, позволяющие актуализировать соответствующие знания студентов, полученные при изучении дисциплин психолого-педагогического цикла, и определять императивные связи педагогической теории с практической деятельностью учителяобразовательный потенциал технологииусловия эффективности применения технологииэтапы взаимодействия, технологические приемы и правила их организацииформы реализации технологии;

• описанию и обоснованию методики проведения лабораторных (практических) занятий с использованием имитационных игр, в процессе которых у студентов формируются основы педагогических умений и навыков, активно развивается интерес и желание заниматься педагогической деятельностью, рождается чувство уверенности в предстоящей самостоятельной практической деятельности, создаются благоприятные условия для самопознания и адекватной самооценки- • раскрытию значения диалогизации процесса обучения педагогическим технологиям: накопленный студентами опыт диалогического взаимодействия должен стать основой для последующей диалогизации образовательного процесса в школе. 6. Соотношение теоретических выводов и результатов опытной работы показало: а) разработанная нами программа и методика преподавания курса «Педагогические технологии» способствовали более эффективному обучению студентов решению типовых педагогических задач, что составляет в дальнейшем основу более сложной творческой деятельностиб) отражение в содержании данной учебной дисциплины взаимосвязи теоретических и технологических знаний посредством разработанной нами структуры описания технологий повышает востребованность теоретических знаний в практической деятельности студентов, делает ее более осмысленной, профессионально мотивированнойв) структурирование изучаемых технологий по уровням и характеру решаемых педагогических задач способствует систематизации инструментальных знаний и оперативному их использованию при поиске и реализации оптимального решения практических задачг) акцентирование внимания на изучении конкретных педагогических технологий позволило студентам:

• использовать более широкий спектр способов организации взаимодействия субъектов образовательного процесса уже на первом этапе первичного накопления практикантами профессионального опыта;

• повысить адекватность самооценки студентами степени подготовленности к профессиональной деятельности, снизить чувство страха, неуверенности, сделать ее менее напряженной;

• прогнозировать возможные трудности в процессе самостоятельной педагогической деятельности при отсутствии профессионального опытад) экспериментальная программа и методика ее преподавания способствуют динамичному развитию педагогической направленности и, в целом, позволяет эффективно развивать все компоненты профессионализма.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для пед. спец. высш. учеб. заведений. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1990. — 141 е.-
  2. Н.Т. Ценности образования, новые технологии и неявные формы знания (К публикации перевода главы «Практический интеллект» из книги Б. У. Гаранзона «Практический интеллект, компьютеры, умения и навыки») //Вопросы философии. 1998. — № 6 — С. 58−65-
  3. В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя // Педагогика. 1998. — № 1. — С. 72−75-
  4. .Г. Человек как предмет познания. JL: ЛГУ, 1968. — 339с.-
  5. С.И. Введение в теорию обучения высшей школы: состояние и некоторые исходные положения теории обучения высшей школы. -М.: Знание, 1971. Вып. I, — 42 с.
  6. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа. 1980. — 368 е.-
  7. В.Г. О системном подходе в социальном познании // Вопросы философии. 1973. — № 6. — С. 99−100-
  8. В.А. Профессионализм педагогической деятельности: сущность и структура. // Профессионализм педагога: Тез. докл. и сообщ. междунар. научно-практич. конф. Ижевск, 1992. — Ч. 1. — С. 3−5-
  9. Базовое педагогическое образование (педагогический аспект): Материалы к учебным программам. С-Пб: Образование, 1993. — 59с.-
  10. Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. М. Педагогика, 1990. — 184 е.-
  11. И.Р. Педагогическое мастерство как пространство жизни. // Ин-тегративные основы педагогического мастерства: Материалы межвуз. на-учно-практич. конф. аспирантов 1−2 февраля 1995 г. С-Пб, 1996. -С.3−10-
  12. В.П. Обучающие игры как средство подготовки студентов к воспитательной работе: Автореф. дисс.. канд. пед. наук.- J1., 1977. 22 с.
  13. В.П. Гуманистическая направленность учителя. Самара — СПб: СамГПУ, 1997 — 172 е.-
  14. B.C. Педагогика. Проективная педагогика. Уч. пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. Екатеринбург: Деловая книга, 1996. — 344 е.-
  15. Белкин, А С. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 176 е.-
  16. Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М.: Педагогика, 1989.-208с.-
  17. В.А. Гребенкина J1.K. Технология обучения основам педагогики высшей школы // Педагогические технологии в высшей школе: Тез. докл. межвуз конф. 24−25 января 1995 г. Рязань. 1995. — С.9
  18. Л.П. Взаимосвязь теоретических и практических знаний студентов при изучении педагогических дисциплин : Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Омск, 1997. — 23 е.-
  19. В.П. Основы теории педагогических систем. Проблемы и методы психол.-педагогич. обеспечения техн. обучающих систем- Воронеж: ВГУ, 1977. 304 с.-
  20. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-234 с.
  21. В.П. Стандарты образования: основные идеи и понятия. // Педагогика. 1993. — № 5. — С. 16−25-
  22. Ю.С. О назначении диалога в обучении студентов педагогическим дисциплинам // Обучение студентов педагогике: Аспект технологий: Сб. науч. статей. Волгоград: Перемена, 1996. — С. 29−38-
  23. А.И. Педагогическая технология: эволюция понятия. // Педагогика. 1991. -№ 9. — 123−129-
  24. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психолого-педагогическое исследование. М.: Просвещение, 1968. — 464 е.-
  25. Н., Панина Т. Методика самооценки учителем уровня сформиро-ванности своих профессиональных умений // Структура базового блока педагогического образования и технология его диагностики: Метод, пособие. Кемерово, 1993. — С. 64−68-
  26. В.А. Технологии работы учителя-мастера. Рига: Эксперимент, 1995.- 169 с.-
  27. А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Методическое пособие. М.: Высшая школа, 1991. — 207 е.-
  28. А. А. Преподаватель и новые педагогические технологии // Педагогические технологии в условиях многоуровневого образования: Тезисы Российского семинара, 24−26 октября. Рязань, 1994. — 150 е., С. 3−7-
  29. С.Г. Источники профессиональной активности. // Профессия учитель: Беседы с молодыми учителями / под ред. В. Г. Онушкина, Ю. Н. Кулюткина, С. Г. Вершловского. — М.: Педагогика, 1987. — С. 45−71-
  30. А.П. Непрерывное образование: проблемы и суждения. -М.: Просвещение, 1978. 178 с.
  31. .З. Учитель, профессиональная духовность. //Педагогика. -1995,-№ 2.-С. 48−52-
  32. Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика-Пресс, 1996. 536 е.-
  33. С.И. Актуальные проблемы содержания дидактической подготовки педагогов // Профессиональная подготовка педагога. М.: ИПИПК МИО РАО, 1993.-С. 10−17-
  34. Т.В., Гагаркин Ю. Н., Ретюнский Б. Н. К вопросу разработки лабораторных работ по курсу педагогики // История педагогической технологии: Сб. науч. трудов / отв. ред. М. Г. Плохова, А. А. Фрадкин, сост. С. И. Мезенцев. М&bdquo- 1992, — С. 129 — 132.
  35. П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. М.: МГУ, 1985.-45 е.-
  36. С.С., Маврин С. А., Маврина М. А. и др. Основы практической педагогической деятельности: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. Омск: ОГПИ, 1993.- 78 е.-
  37. В.И. Основы теоретической педагогики: Учеб. пособие. -С-Пб: С-ПбГУ, 1992, — 154 е.-
  38. С.Н., Ильин B.C. Целостный подход к подготовке будущего учителя. Сов. педагогика. — 1987. — № 5. — С. 80−84:
  39. Дж., Стенли Д. Статистические методы в педагогике и психологии: пер. с англ. / Общ. ред. Ю. П. Адлера. М.: Прогресс, 1978. — е.:
  40. Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965. — 258 е.-
  41. Н.В. Диагностика профессиональной компетентности педагога. // Проблемы воспитания учащейся молодежи: Российская конф. с междунар. участием: Тез. докл. и сообщений / Под ред. Н. А. Лобанова. -С-Пб -Черкесск: Акме-Петербург, 1995. С. 274−275-
  42. В.А., Захаров В. В., Коваленко А. Н. Введение в системный анализ: Учеб. пособие / Под ред. Л. А. Петросяна. Л.: ЛГУ, 1988. — 232 е.-
  43. В.В. Лекции по педагогической технологии. М.: Знание, 1992. -60 с.-
  44. В.В. Основа авторской технологии // Народное образование. -1997.- № 9.-С. 33−40-
  45. Гузеев В В. Системные основания интегральной образовательной технологии: Автореф.. д-ра пед. наук. -М., 1999. 38 е.-
  46. B.C. Практические работы учащихся с позиции педагогической технологии // Педагогика. 1993. — № 3. — С. 29−33-
  47. С.А. Педагогический словарь-самоучитель. Екатеринбург. Уральский пед. ун-т, 1996. — 270 е.:
  48. С. Главное, чтобы учитель был профессионалом // Воспитание школьников. 1995. — № 6. — С. 13-
  49. М.Е., Госте А. Г. Исследовательский подход к профессионально-педагогической деятельности: Учеб. пособие. Челябинск, 1996. — 86 е.-
  50. Г. И. Формирование педагогической интеллектуальной культуры. // Педагогика. 1995. — № 2. — С. 55−60-
  51. В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. М.: Педагогика, 1984. — 176 е.-
  52. В.И. Методологические проблемы взаимодействия педагогической теории и практики // Сб. науч. трудов Тюменского гос. ун-та/ Под ред. В. И. Загвязинского. Тюмень: ТГУ, 1986. — 112 е.-
  53. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982 — 160 е.-
  54. В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987.- 159 с.-
  55. Л.В. Деловая игра в технологической подготовке будущего учителя // Педагогика. 1994. — № 6. — С.58−62-
  56. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования: Учеб. пособие для студентов пед. бакалавриата, педагогов практиков. — С-Пб: РГПУ, 1995.- 347 е.-
  57. B.C. Технологии развивающего обучения: Учеб. пособие. -С-Пб: ЦИПК ПО, 1996. 117 е.-
  58. Зубарева С Л. Воспитание у будущих учителей интереса к профессиональной педагогической деятельности // Вузовская и послевузовская подготовка педагога: Сб. науч. трудов. М.: УРАО, 1996. — С. 47−55-
  59. И.П. Звено в бесконечной цепи. Рязань: изд. Фонда культуры, 1994. — 120 с.-
  60. М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. М.: Политиздат. 1974. — 328 е.-
  61. В.И., Сыченов И. А. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе (Единая методическая система института, теория и практи ка): Науч. методич. Пособие. — М.: Высшая школа, 1987. — 143 е.-
  62. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. — 144 е.-
  63. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках: Пособ. к спецкурсу для высш. пед. учебных заведений, ИУУ, повышения квалификации работников образования. М.: Арена, 1994.-84 е.-
  64. М.В. Инновации в мировой педагогике: Обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного педагогического опыта). Рига: Эксперимент, 1995. — 176 е.-
  65. М.В. Инновации в обучении: Метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997. — 223 е.-
  66. И.А. Как приблизить подготовку учителей к потребностям школы // Педагогика. -1992, — № 5−6. С. 71−78-
  67. И.А. О феномене педагогического мастерства. // Интегра-тивные основы педагогического мастерства: Материалы межвуз. научно-практич. конф. аспирантов 1−2 февраля 1995 г. С-Пб: С-Пб ГУПМ, 1996 -С.3−10-
  68. А.К. Развивающаяся личность и педагогические технологии. Методические рекомендации. 2-е изд., доп. — С-Пб: СПб ГУПМ, 1992. -103 е.-
  69. Г. С. Деятельность. // Педагогическая энциклопедия / Под ред. И. А. Каирова. М.: Сов. Энциклопедия, 1964. — С. 710−711-
  70. Т. Трактат о хорошей работе, /перевод с польского Л. В, Васильева, В. И. Соколовского, науч. ред. Г. Х. Попов. М.: Экономика. 1975.- 271 е.-
  71. В.В. Педагогическая теория в системе связи науки и практики.// Профессиональная подготовка педагога: Сб. науч. трудов ИП и ПК РАО. -М, 1993. -С. 3−12-
  72. В.В. Концептуальность курса педагогики как условие обеспечения его целостности // Обучение студентов педагогике: Аспект технологий: Сб. науч. статей. Волгоград: Перемена, 1996. — С. 10−14-
  73. В.В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики. М.: Педагогика, 1977. — 148 е.-
  74. Краткий справочник по педагогической технологии / Под ред. Н.Е. Щур-ковой. М.: Новая школа, 1997. — 64 е.-
  75. В.А., Балбасова Е. Г. Педагогические способности, их структура, условия формирования и развития: Уч. пособие. М. Прометей, 1991.-112 е.-
  76. И.П. Профессиональная культура преподавателей и мастеров производственного обучения: управление формированием и развитием. -С-Пб: ЦИПКРР и СПО МО и СО РФ, 1997. 237 е.-
  77. Н.В. Акмеология новая область научного знания // Профессионализм педагога: Тез. докл. и сообш. междунар. научно-практич. конф. — Ижевск, 1992. — С. 29−31-
  78. Н.В. Воспитание и самовоспитание как предмет акмеологии // Проблемы воспитания учащейся молодежи: Российская конф. с междунар. участием: Тез. докл. и сообщений / Под ред. Н А. Лобанова. С-Пб -Черкесск: Акме-Петербург, 1995-С. 11−14-
  79. Н.В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности: Методическое пособие. Рыбинск: изд-во Науч.-исслед. центра развития творчества молодежи, 1993. — 54 е.-
  80. Кулюткин Ю Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя. // Вопросы психологии. 1986. — № 2. — С.21−30-
  81. Ю.К., Лобанов Н. Н. Самоанализ прогноз — действие. // Профессия — учитель: Беседы с молодыми учителями / под ред. В.Г. Онушки-на, Ю. Н. Кулюткина, С. Г. Вершловского. — М.: Педагогика, 1987. — С. 3445-
  82. С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 126 е.-
  83. В.О., Орлов А. А. Стандарты высшего образования и подготовка учителя (круглый стол) // Педагогика. 1996. — № 6. — С. 58−66-
  84. Н.В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 159 е.-
  85. Г. Д. Непрофессионалы в профессиональном споре. // Вопросы философии. 1996. — № 6. — С. 174−185-
  86. К.М. Основы педагогической деонтологии. М.: Наука, 1994. -192 е.-
  87. К.М. Личность педагога: Становление и развитие. Саратов: Са-рат. ун-т, 1990. — 168 е.-
  88. Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М.: Институт практической психологии, 1998. — 288 е.-
  89. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. изд. 2-е, перераб. — М.: Высшая школа, 1991 — 224 с.
  90. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. изд. 2-е. — М.: Политиздат, 1977. -304 с.-
  91. Г. М. Слагаемые мастерства // Профессия учитель: Беседы с молодыми учителями / под ред. В. Г. Онушкина, Ю. Н. Кулюткина, С. Г. Вершловского. — М.: Педагогика, 1987. — С. 71−81-
  92. О.Е. На пути к авторской педагогической технологии: Уч. пособие. Волгоград: Перемена, 1997. — 40 е.-
  93. .Ф. Методические и теоретические проблемы психологии М.: Наука, 1984.-306 с.-
  94. Л.М. Формирование творческой индивидуальности учителя в педагогическом вузе. Ташкент: Фан, 1986. — 95 е.-
  95. А.К. Психологический аспект профессиональной компетенции учителя. // Советская педагогика. 1989. — № 9. — С. 82−88-
  96. А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя.// Педагогика. № 6. — 1995. — С. 55−63-
  97. Л.Н. Деловая игра в подготовке учителя. М.: Магистр, 1996. — 134 е.-
  98. Т.В. Педагогические теории, системы и технологии обучения: Учеб. пособие. Киров: ВГПУ, 1997. — 264 е.-
  99. Методика воспитательной работы: Программа для педагогических ин-ститутов./Сост.: Н. Ф. Родионова, Е. В. Титова. Л.: ЛГПИ, 1989. — 20 е.-
  100. Методические рекомендации к изучению курса педагогики/ Под ред. Н. В. Савина. Иваново: ИвГУ, 1986. — 35 е.-
  101. Методические рекомендации к семинарским и лабораторным занятиям по дидактике./ Сост.: Г. Д. Кириллова, Л. В. Жарова, И Г. Шапошникова и др.-Л.: ЛГПИ, 1988.-94 е.-
  102. Методические рекомендации по анализу педагогических результатов в процессе аттестации учителей. /Под ред. В. Г. Воронцовой. С-Пб: С-Пб ГУПМ, 1994, — 133 е.-
  103. Методические рекомендации по подготовке студентов к воспитательной работе / Сост. Н. Ф. Родионова, Е В. Титова. Л.: ЛГПИ, 1989. — 40с.-
  104. Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособие / Под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: ЛГУ, 1980. — 172 е.-
  105. Н.И. Особенности профессиональной подготовки студентов -педагогов. // Профессионализм педагога: Тез. докл. и сообщ. междунар. научно-практич. конф. Ижевск, 1992. — Ч. I. — С.52−54-
  106. Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. -№ 4. — С. 28−38-
  107. Л.М., Кузьменкова О. В. Психологические особенности внутри-личностных противоречий учителя // Вопросы психологии. 1998. — № 3. -С.3−16-
  108. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат / Под. ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1990. — 104е.-
  109. Т.С. Педагогические технологии новый этап эволюции? // Педагогика. — 1997. — № 1, — С.20−27-
  110. Н.Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. М.: МГУ, 1988 — 166 е.-
  111. М.В. Формирование технологической культуры учителя начальных классов в условиях индивидуально-творческого подхода. Авто-реф.. дисс. канд. пед. наук. Волгоград, 1995. — 21 е.-
  112. Ожегов С И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / РАН, Российский фонд культуры. -изд. 3-е, стериотипное. М.: АЗЪ, 1996. — 928 е.-
  113. О.П. Управление профессиональной подготовкой будущего учителя. //Советская педагогика. 1984. — № 10. — C.77−8I-
  114. А.К. Профессиональное мышление учителя как ценность // Педагогика. 1995. — № 6. — С. 63−68-
  115. Основы вузовской педагогики / Под ред. Н. В. Кузьминой, И.А. Уркли-на.-Л.: изд. ЛГУ, 1972.-311 е.-
  116. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А. В. Петровского. М.: МГУ, 1986. — 303 е.-
  117. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений / Под ред. И. А. Зязюна. М.: Просвещение, 1989. -302 с.-
  118. Е.М. Профессиональное становление будущего учителя. // Сов. педагогика. 1990. — № 11. — С.64−69-
  119. С.Е., Андреев Н. В. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости // Вопросы психологии. 1998. — № 2, — С. 3−10-
  120. Педагогика: Методические рекомендации к семинарским и практическим занятиям для студентов I и II курсов. Сост.: З. И. Васильева, М. Г. Казакина, К. Д. Радина и др.- под ред. З. И. Васильевой — Л.: ЛГПИ, 1987. -67 е.-
  121. Педагогика: Уч. пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей./ Под ред. П. И. Пидкасистого. 2-е изд., дораб. и испр. — М.: Рос. пед. агентство, 1996. — 602 е.-
  122. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1998.-512 с.-
  123. Педагогическая деятельность как творческий процесс / Под ред. В.А. Кан-Калика. М.: НИИВШ, 1977. — 64 е.-
  124. Педагогические игры: Учеб пособие. / Сост. Б. М. Чарный и др. -Пермь: ПГПИ. 1991. 101 е.-
  125. П.И., Портнов M.J1. Искусство преподавания. Первая книга учителя. М.: Рос. пед. агентство, 1998. — 184 е.-
  126. П.И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии: Учеб. пособие. М.: Рос. пед. агентство, 1996. — 269 е.-
  127. А.И. Педагогическое образование: цели, задачи, содержание. // Педагогика. 1995, — № 4, — С. 59−63-
  128. В.Ю. Основы педагогической технологии: Учеб.-практич. пособие. М.: Рос. под. агентство, 1997. — 174 е.-
  129. В.Ю. Студенты и учителя о технологии педагогического воздействия. // Педагогика. 1998. — № 11−12, — С. 54−58-
  130. В.Ю. Что такое педагогическая технология // Воспитание школьников. 1995. — № 6. — С. 8−10-
  131. О.П. Дидактическая игра как средство подготовки студентов к инновационной педагогической деятельности: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Астрахань, 1996. — 21 е.-
  132. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий -изд.2-е, перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1984. — 174 е.-
  133. И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед учеб. заведений. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1996. — 432 е.-
  134. Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей. М.: Педагогика, 1983. — 129 е.-
  135. Поташник М М. Педагогическое творчество: проблемы развития, опыт. М.: Педагогика, 1978. — 146 е.-
  136. Программно-методические указания к педагогической практике студентов II курса / Сост.: З. И. Васильева, Е. И. Казакова. Л.: ЛГПИ, 1986. — 21 е.-
  137. Программно-методические указания к педагогической практике студентов III курса / Сост.: З. И. Васильева, Е. И. Казакова. Л.: ЛГПИ, 1987 — 21 е.-
  138. Программы педагогических институтов: Основы организаторских умений: Практикум по педагогике для всех специальностей. / Сост. Е.В. Бон-даревская, Е. О. Овчинникова, А. И. Полозова. М.: АПН, 1989. — 20 е.-
  139. Программы педагогических институтов: Педагогика. / Под ред. Ю. К. Бабанского, В. А. Сластенина, В. К. Розова. М.: Просвещение, 1980. — 16 е.-
  140. Программы педагогических институтов: Педагогика. / Под ред. И. Т. Огородникова. М.: Учпедгиз, 1961. — 28 е.-
  141. Программы педагогических институтов. Семинарские и лабораторные занятия по педагогике / Под ред. Т. И. Огородникова. М.: Просвещение, 1978.-29с.-
  142. Программа семинарских и лабораторно-практических занятий по педагогике /О.А. Абдуллина, А. Д. Новикова, З. А. Смирнова. М.: МГПИ, 1978.-32 с.-
  143. И.П. Технология развития педагогического творчества. Введение в интегративную педагогику: Учеб. пособие: Первый цикл авторской школы. Пятигорск: Пятигорский гос. лингвистический ун-т, 1996, — 59 е.-
  144. Решетова З А. Психологические основы профессионального обучения. -М.: МГУ, 1985.- 207 е.-
  145. Г. И. Деятельностиый подход к анализу категории «педагогическое мастерство» // Интегративные основы педагогического мастерства: Материалы межвуз. научно-практич. конф. аспирантов 1−2 февраля 1995 г. СПб: С-Пб ГУПМ, 1996. -С. 16−22-
  146. Г. И. Размышление о педагогической деятельности, культуре, мастерстве // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 114−116-
  147. С.Л. Основы общей психологии. М.: Мин. прос. РСФСР, 1946.-704с.-
  148. Л.И. Перспективы профессионально- деятельностной подготовки учителей // Советская педагогика. 1988. — № 7. — С. 70−73-
  149. Т.И. Основы педагогического профессионализма. Самара: СИУ, 1995. — 118 е.-
  150. Ф.К. Педагогика в университете // Обучение студентов педагогике: Аспект технологий: Сб. науч. статей. Волгоград: Перемена, 1996. -С. 3−10-
  151. Г. И. Теория, методика и технология обучения // Педагогика. -1999.-№ 1.-С 19−24-
  152. Н.В. Прелюдия к педагогике: Учеб. пособие по педагогике для учителей и старшеклассников. С-Пб. Образование, 1995-
  153. Г. К. Взгляд на проблему.// Народное образование. 1997, — № 9. — С.27−32-
  154. В.В. Общепедагогическая подготовка будущего учителя в условиях личностной ориентации образования // Обучение студентов педагогике: Аспект технологий: Сб. науч. статей. Волгоград: Перемена, 1996. -С. 14−21-
  155. М.П. Педагогические технологии профессиональной подготовки. С-Пб: изд. ЦИПК РР и СПО МО РФ, 1995. — 80 е.-
  156. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя: Учеб. пособие для студентов пед. вузов, учителей и слушателей ФПК. М.: Междунар. пед. академия, 1995. — 192 е.-
  157. В.П. Педагогический менеджмент: 50 Ноу-Хау в области управления образовательным процессом: Учеб пособие. 2-е изд., доп. и испр. — М.: Рос. пед. агентство, 1997. — 264 е.-
  158. В.П. Реализация задачного подхода при изучении раздела «Теории, технологии и практика дидактических систем» // Обучение студентов педагогике: Аспект технологий: Сб. науч. статей. Волгоград: Перемена, 1996. -С.48−55-
  159. Л.И. Технология формирования педагогических умений в курсовой многоуровневой системе педагогической подготовки // Обучение студентов педагогике: Аспект технологий: Сб. науч. статей. Волгоград: Перемена, 1996. — С. 38−48-
  160. М.Н. Методология и методика педагогических исследований: В помощь начинающему исследователю. М.: Педагогика, 1986. — 152 е.-
  161. Р.П. Учиться быть учителем. М.: Педагогика, 1986. — 144с.
  162. В.А. Доминанта деятельности // Народное образование. -1997. № 9. — С.41−42-
  163. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение. 1976. — 160 е.-
  164. В.А., Мажар Н Е. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности. М.: Прометей, 1991. — 144
  165. В.А., Мищенко А. И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя // Советская педагогика. 1991,-№ 10.-С. 79−84-
  166. В.А., Шиянов Е. Н. Гуманизация педагогического образования: теоретическая концепция исследования. // Теория и практика высшего педагогического образования: Межвуз. сб. научю трудов / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Прометей, 1991. — С. 3−18-
  167. Словарь иностранных слов / Под ред. И. В. Лехина, С. М. Локшиной, Ф. Н. Петрова и Л. С. Шаумяна. изд.7-е, перераб. и доп. — М.: Сирин, 1996. — 608 е.-
  168. , В.М., Захарова Л. Н., Соколова В. В., Гребнев М. В. Проектирование и диагностика качества подготовки преподавателей. М.: Исслед. центр качества подготовки специалистов, 1994. — 160 е.-
  169. Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая. М.: Рос. пед. агентство, 1997. -34 е.-
  170. Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач (развивающее профессионально-педагогическое обучение и самообразование / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Рос. пед. агентство, 1997. — 174 е.-
  171. Н.Н. Система дидактических игр как средство формирования педагогической умелости и направленности: Дисс. .канд. пед. наук.1. Л., 1980. 264 е.-
  172. Г. Н. Подготовка сту дентов к педагогическому диалогу: Дисс. .канд. пед. наук. С-Пб, 1993. — 208 с.
  173. М.В. Подготовка учителей математики в системе повышения квалификации к использованию современных учебных технологий: Авто-реф. дисс. .канд. пед. наук. М. 1996. — 19 е.:
  174. Н.Н. Проектирование педагогических технологий в профессиональной подготовке учителя (на примере естественно-научных дисциплин): Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. М., 1995. — 40 е.-
  175. Г. В. Основы психологической теории деятельности. Л.: ЛГУ, 1988. — 168 е.-
  176. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. 2-е изд., доп. и испр. — М.: МГУ, 1984. — 133 е.-
  177. Е.В. Если знать, как действовать: разговор о методике воспитания. М.: Просвещение, 1993. — 192 е.-
  178. Е.В. Методика воспитания (Методологические аспекты). С-Пб: Культурная инициатива, 1996. — 51 с.
  179. Е.В. Методика воспитания как феномен педагогической науки и практики: Дисс.. д-ра пед. наук. С-Пб, 1995. — 311 е.-
  180. П.И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография / Под ред. П. И. Третьякова. М.: Новая школа, 1997. — 352 е.-
  181. Е.А. Сотрудничество педагогов с учащимися как критерий профессионализма его деятельности // Профессионализм педагога: Тез. докл. и сообщ. междунар. научно-практич. конф,. Ижевск — С-Пб, 1992. -Ч. II.-С. 220−221-
  182. А.В. Психолого-педагогические основы формирования у учащихся учебных умений и навыков: Пособие по спецкурсу. Челябинск: Челяб. ГПИ, 1988.-88 с.
  183. Учитель: крупным планом. Социально-педагогические проблемы учительской деятельности. изд.2-е, перераб. и доп. — С-Пб: изд-во СПб ГУПМ, 1994, — 134 е.-
  184. Учителю о педагогической технике / Под ред. Л И. Рувинского. М.: Педагогика, 1987. — 154 е.-
  185. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В. Я. Ляудис. -М.: МГУ, 1989.-240 е.-
  186. А.Р. Формы становления личности в процессе профессионализации // Вопросы психологии. 1997. — № 2. — С. 88−93-
  187. Ф. А. Педагогическая технология в исторической перспективе / История педагогической технологии: Сб. науч. трудов / отв. ред. М. Г. Плохова, А. А. Фрадкин. М.: НИИ ТиИП АПН РСФСР, 1992, — С.3−12-
  188. Г. И. Педагогическая структура обучающей деятельности и формирования мастерства педагога в учебном процессе: Автореф. дисс. .д-ра пед. наук. М., 1991. — 31 е.-
  189. В.Л., Шапкин В. В. Педагогический поиск в процессе разработки методики . М.: Высш. шк., 1991. — 79с.-
  190. Л.А. Гностический аспект профессиональной деятельности учителя: Монография. Балашов: изд. БГПИ, 1996. — 172 е.-
  191. В.В. Педагогические технологии. // ПрофИ: Ежемес. бюллетень УМЦ Комитета по образованию С-Пб. 1996. — № 1 (27). — С.7-
  192. В.В. Целеполагание и выбор образовательных технологий // Новые педагогические технологии. С-Пб: ИПТО РАО, 1998. — С. 150−156-
  193. В.А. Высшее образование: современные модели, перспективы развития: Научное издание. Ставрополь: СГУ, 1996. — 76с.-
  194. Л.Л. Педагогическое творчество: Учебник тренажер. — М: Соборъ, 1996. — 120 е.-
  195. Л.Л. Практическая педагогическая этика: Экспериментально-дидактический комплекс. М.: Соборъ, 1997. — 506 е.-
  196. П.Н. Программа по курсу «Педагогика» для педагогических институтов. М.: МММП СССР. 1951.-31 е.-
  197. П.Н., Огородников И. Т. Педагогика: Учебник для педагогических институтов. М.: Гос. уч-пед. изд-во Мин. прос. РСФСР, 1954. -431 е.-
  198. Е.Н. Гуманизация профессионального становления педагога // Сов. Педагогика. -1991,-№ 9.-. С. 80−84-
  199. Школа диалога культур: Идеи, опыт, перспективы / Под общ. ред и с предисл. B.C. Библера. Кемерово: АЛЕФ, 1993. — 414 е.-
  200. И.В. Подготовка студентов педвуза к применению инновационных технологий учения (общепедагогический аспект): Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Саратов, 1998. — 23 е.-
  201. А.И. Повышение качества и эффективности профессиональной подготовки учителя важнейшая задача педагогических институтов / Межвуз. сб. науч. трудов. — Л.: ЛГПИ, 1988. — С.3−25-
  202. А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. М., 1967-
  203. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. — 188с.-
  204. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1986. — 144с.
  205. Н.Е. От педагогической «мистерии» к профессионализму, или Ода технологии // Народное образование. 1997. — № 9. — С. 43−46-
  206. Н.Е. Педагогическая технология как учебная дисциплина // Педагогика. 1993. — № 2. — С 66−70-
  207. Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 250 е.-
  208. Щуркова Н Е., Залекер О. П. Педагогическая студия. М.: ТОО «Интел-Гех». об-во «Знание» России, 1993. — 64с.-
  209. Н.Е., Пипоков В. Ю., Савченко А. П. и др. Новые технологии воспитательного процесса. М.: НМО «Творческая педагогика», МП «Новая школа», 1993. — 112 с.-
  210. Г. Э. Поведение. // БСЭ. / гл. ред. A.M. Прохоров. 3-е. изд., — М.: Сов. энциклопедия, 1975, — Т.20. — С. 70-
  211. В.И. Развитие профессиональной компетентности учителя в процессе освоения вариативных педагогических технологий: Автореф. дисс. канд. пед. наук. С-Пб, 1996. — 17 е.-
  212. Т.А. Педагогические ошибки учителей и пути их преодоления: Учеб. пособие для преподавателей и студентов. М.: МПГУ, 1995. -63 с.-
  213. П.А. Принципы модульного обучения. //Сов. педагогика. -1990. -№ 1.- С. 55−60-
  214. П.А. Создание модульных программ. // Сов. педагогика. -1990. № 2. — 55−60-
  215. В.А., Линов Е. Н. Психология педагогической деятельности: Учеб. пособие. Л.: ЛГУ, 1990. — 138 е.-
  216. В.А., Рескина С. Е. Психологические проблемы профессионального самоопределения. // Вестник ЛГУ. Серия 6. — Вып. 3(20). — 1988. — С 44−48.
Заполнить форму текущей работой