Проектирование социально-педагогических условий профессионального самоопределения студентов бакалавриата
Диссертация
Отдельные аспекты решения выделенных противоречий нашли отражение в исследованиях проблем профессионального самоопределения студентов (М.В. Батырева, Т. В. Жуковская, Э. Ф. Зеер, Г. В. Иванченко, Т. Е. Исаева, В. А. Сластенин, О. П. Шамаева, E.H. Шиянов и др.). Эти авторы указывают на то, что в период обучения в вузе происходит активный процесс профессионального самоопределения студентов… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Теоретические основы проектирования социально-педагогических условий профессионального самоопределения студентов бакалавриата современного вуза
- 1. 1. Профессиональное самоопределение студентов бакалавриата: теоретический аспект
- 1. 2. Проектирование социально-педагогических условий как предмет научных исследований
- 1. 3. Модель проектирования социально-педагогических условий профессионального самоопределения студентов бакалавриата
- Выводы к первой главе
- ГЛАВА 2. Экспериментальное проектирование социально-педагогических условий профессионального самоопределения студентов бакалавриата в современном вузе
- 2. 1. Экспериментальное исследование проблемы профессионального самоопределения студентов в условиях перехода на уровневую систему в вузе
- 2. 2. Реализация модели проектирования социально-педагогических условий профессионального самоопределения студентов бакалавриата
- 2. 3. Эффективность социально-педагогических условий профессионального самоопределения студентов бакалавриата
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. — М.: Наука, 1980. — 335 с.
- Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991. 299 с.
- Адольф, В. Проектирование образовательного процесса на основе компетентностного подхода / В. Адольф, И. Степанова // Высшее образование в России. 2008. — № 3. — С. 158−161.
- Аза, Л. А. Профессиональное самоопределение и трудовой путь молодежи / Л. А. Аза, А. И. Вишняк, Е. И. Головаха Киев, 1987. — 303 с.
- Акбиева, З.С. Развитие психологического соответствия человека и профессии в поликультурной образовательной среде вуза : автореф. дис.. д-ра псих, наук: 19.00.07 / З.С. Акбиева- Московский психолого-социальный институт. Москва, 2009. — 47 с.
- Акинфиева, Н.В. Стратегические образовательные технологии: сущность, отличительные признаки / Н. В. Акинфиева // Образовательные технологии. 2004. — № 1. — С.61−67.
- Аленичева, Е. О проблеме системного конструирования учебного процесса / Е. Аленичева, В. Мажугина // Высшее образование в России. 2005. -№ 9. — С.60−63.
- Андреев В.И. Педагогика / Андреев В. И. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.
- Анализ мировых тенденций развития научно-образовательной деятельности: Аналитический обзор / Е. В. Батурина, Н. В. Дронту сова, Я. М. Евдокимова, И. А. Майбуров. Екатаренбург, 2006. — 219 с.
- Аношкина, В.Л. Образование. Инновация. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы) / В. Л. Аношкина, С. В. Резванов. Ростов-на-Дону, 2001.- 176 с.
- Арсеньев, Д.Г. Современные подходы к проектированию и реализации образовательных программ в вузе / Д. Г. Арсеньев, А. И. Сурыгин, Е. В. Шевченко. -СПб., 2010.-87 с.
- Асипова, H.A. Проблемы управления инновационными процессами в сфере педагогического образования / Асипова H.A. // Эффективное управление университетом и развитие международного сотрудничества: Омск, 2005.
- Ахметова, М.Н. Разработка проекта педагогической технологии обучения. Самостоятельная исследовательская работа по дисциплинам психолого-педагогического блока: Учебно-методическое пособие / М. Н. Ахметова. Чита: Издательство ЗабГПУ, 2001. — 158 с.
- Байденко, В.И. Выявление состава компетенций вупускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие / В. И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. — 72 с.
- Байденко, В.И. Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы / В. И. Байденко, H.A. Гришанова, В. Ф. Пугач // Высшее образование сегодня. 2005. — № 5. — С. 16−21.
- Байденко, В.И. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования нового поколения как комплексная норма качества высшего образования: общая концепция и модель. / В. И. Байденко, Н. А. Селезнева М., 2005. — 43 с.
- Байденко, В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Методическое пособие Изд. 2-е / Байденко В. И. — М., 2005. — 114 с.
- Байрамгалиева, Р.Б. О проблемах профессионального самоопределения / Р. Б. Байрамгалиева // Научный вестник Оренбургского государственного института менеджмента. Оренбург: ОГИМ, 2009.- С.87−91.
- Баландин, Р.В. Рейтинговая система оценки знаний / Баландин Р. В. // Специалист. 2003. — № 6. — С. 10−11.
- Батырева, М.В. Процесс профессионального самоопределения городской молодежи : автореф. дис.. канд. соц. наук: 22.00.04 / М. В. Батырева — Тюмен. гос. ун-т. Тюмень, 2003. — 25 с.
- Бевзюк, В.Н. Социально-педагогические условия активизации профессионального самоопределения студентов колледжа: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Виктор Никитович Бевзюк- Оренгбург. гос. пед. ун-т. Оренбург, 2004.- 170 с.
- Бедерханова, В.П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности. Учеб. пособие / В. П. Бедерханова, П. Б. Бондарев. Краснодар, 2000. — 54 с.
- Беляева, А. Управление самостоятельной работы студентов Беляева А. // Высшее образование в России. 2003. — № 6.- С. 105−109.
- Берестовский, A.M. Проектирование образовательных профессиональных технологий подготовки специалиста в педагогическом вузе : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Александр Михайлович Берестовский — Оме. гос. пед. ун-т. Омск, 2002. 300 с.
- Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. М.: Просвещение, 1989. — 192 с.
- Богословский, В.А. Предложения по дальнейшему развитию системы классификации и стандартизации ВПО в России / В. А. Богословский. М.: «Макс Пресс», 2005. — 132 с.
- Бодров, В.А. Психология профессиональной деятельности. Теоретические и прикладные проблемы / В. А. Бодров. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. — 623 с.
- Бодров, В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов. 2е изд. / В. А. Бодров. М.: ПЕРЭС, 2006. — 511 с.
- Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. М., 1968. — 464 с.
- Божович, JT.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божович // Вопросы психологии. 1979. — № 4. — С.23−34.
- Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе. Под ред. К. Пурсиайнена и С. Медведева. М.: РЕЦЭП, 2005. — 143 с.
- Бондарев, П.Б. Проектная деятельность учителя. Учебное пособие / П. Б. Бондарев, В. Е. Курочкина. Краснодар, 2002. — 44 с.
- Бордовская, Н.В. Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: теория и методология проектирования: Учебное пособие / Н. В. Бордовская. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. — 408 с.
- Борисова, Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект: дис. д-ра психол. наук: 19.00.07 / Елена Михайловна Борисова. М., 1995.-411 с.
- Борцова, С. А. Профессиональное самоопределение в системе подготовки студентов технологического колледжа : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / С. А. Борцова — Забайкал. гос. гуманитарно-педагогический унт. Чита 2009. — 20 с.
- Бурцева, Л.П. Педагогическое управление развитием профессионального самоопределения студентов педагогического вуза : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Людмила Петровна Бурцева — Омск. гос. пед. ун-т. -Омск, 2005. 225 с.
- Волкова, О. Компетентностный подход при проектировании образовательных программ / О. Волкова // Высшее образование в России. -2005. № 4. — С.34−36.
- Воровщиков, С.Г. Учебно-познавательная компетентность старшеклассников: состав, структура, деятельностный компонент. Монография / С. Г. Воровщиков. М.: АПК и ППРО, 2006. — 160 с.
- Гаврикова, Т.В. Профессиональное самоопределение учащихся в образовательных учреждениях США : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Тамара Валентиновна Гаврикова. Москва, 2006. — 202 с.
- Галаганова, Л.Е. Педагогические условия формирования профессионального самоопределения студентов университета : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Людмила Егоровна Галаганова — Кемер. гос. ун-т. -Кемерово, 1998.-247 с.
- Гаязова, Э.Б. Социокультурные особенности реализации двухуровневой подготовки в российской системе высшего профессионального образования : автореф. канд. соц. наук: 22.00.06 / Э. Б. Гаязова — Казан, гос. технол. ун-т. Казань, 2009. — 22 с.
- Галиуллин, Д.К. Социально-педагогические аспекты педагогического проектирования / Д. К. Галиуллин // Вестник высшей школы. 2008. — № 11. -С.42−44.
- Гельманова, Г. В. Рейтинговый контроль знаний / Гельманова Г. В. // Профессиональное образование. 2002. — № 9. — С.21.
- Гидрович, С.Р. Компетентностный подход к формированию основных образовательных программ третьего поколения / С. Р. Гидрович, И. И. Егорова, А. Ю. Курочкина. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. — 100 с.
- Гинзбург, М.Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка / М. Р. Гинзбург // Мир психологии и психология в мире. 1995. — № 3. — С.21−28.
- Гинзбург, М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / М. Р. Гинзбург // Вопросы психологии. 1994. — № 3. — С.43−53.
- Гинецинский, В.И. Основы теоретической педагогики: Учебное пособие / В. И. Гинецинский. СПб., 1992. — 154 с.
- Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи / Е. И. Головаха. Киев: Наукова думка, 1988. — 144 с.
- Горюнова, JI.B. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования России : автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 / JI.B. Горюнова — Ростовский гос. пед. ун-т. Ростов-на-Дону, 2006. -44 с.
- Грачев, В.В. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании /В.В. Грачев, O.A. Жукова, A.A. Орлов // Педагогика. 2009. — № 2. — С.107−111.
- Григорович, С.С. Особенности профессионального самоопределения в ранней юности / С. С. Григорович // Психология обучения. 2008. — № 9. — С.49−55.
- Громкова, М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учеб. пособие для вузов / М. Т. Громкова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-415 с.
- Грязнов, Ю.П. Развитие познавательной активности учащихся / Ю. П. Грязнов, JI.A. Лисина, П. И. Самойленко // Специалист. 1998. — № 2. — С.29−33.
- Гусаковский, М.А. Инновации и качество образования / М. А. Гусаковский // Пути повышения качества профессиональной подготовки студентов: материалы междунар. науч.- практ. конф. Минск: БГУ, 2010. -С.42−45.
- Даринская, J1.A. Биографический метод в социально-педагогическом исследовании / JI.A. Даринская // Методологические ориентиры педагогических исследований: материалы Всероссийского методологического семинара. СПб.: СПбГУ, 2004.
- Деркач A.A., Орбан Л. Э. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности / А. А. Деркач, Л. Э. Орбан.-М, 1998.-208 с.
- Дидковская, Я.В. Профессиональное самоопределение студенчества: современные проблемы: автореф. дис.. канд. соц. наук: 22.00.06 / Я. В. Дидковская — Урал. гос. ун-т. Екатеринбург, 2000. — 20 с.
- Дука, H.A. Педагогическое проектирование и инновации: взаимосвязь теоретических конструкций / H.A. Дука // Наука образования: сборник научных статей. Выпуск 20. Омск: издательство ОмГПУ, 2002. — С.200−204.
- Дука, H.A. Педагогическое проектирование как условие подготовки будущего учителя к инновационной деятельности : дис.. канд. пед. наук: 10.00.01 / Наталья Александровна Дука — Омск. гос. пед. ун-т. Омск, 1999. -258 с.
- Дьяконов, С. Концепция перехода к двухуровневой подготовке кадров / С. Дьяконов, Р. Зинурова // Высшее образование в России. 2008. — № 2. -С.64−69.
- Ежова, Ю.М. Педагогическое проектирование гуманитаризации образовательного процесса в вузе : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Ю. М. Ежова — Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. Нижний Новгород, 2008. — 26 с.
- Ефремова, Н.Ф. Подходы к оцениванию компетенций студентов первокурсников / Н. Ф. Ефремова // Высшее образование в России. 2010. — № 4. -С.43−48.
- Зёлко, A.C. Педагогическая поддержка студентов вузов при переходе на двухуровневую систему подготовки : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / A.C. Зёлко — Балтийский федерал, ун-т им. И. Канта. Калининград, 2011.-23 с.
- Жуков, Г. Н. Основы общей и профессиональной педагогики: Учебное пособие / Г. Н. Жуков, П. Г. Матросов, С. Л. Каплан. М.: Гардарики, 2005. — 382 с.
- Жуковская, Т.В. Стимулирование профессионального самоопределения студентов в вузе : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Татьяна Владимировна Жуковская — Рос. сос. соц. ун-т. Москва, 2006. — 267 с.
- Журавлев, А.Л. Экономическое самоопределение: Теория и эмпирические исследования / А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. — 480 с.
- Зарипова, Е.И. Технология портфолио. Учебно-методическое пособие / Е. И. Зарипова, E.H. Котенко. Омск: «Альбион», 2006. — 122 с.
- Захарова Т. А., Крылова А. Г., Несмелова A.C. Социальная эффективность профориентационного выбора абитуриентов Электронный ресурс. URL: http://lib.socio.msu.rvi/l/library
- Зеер, Э.Ф. Профориентология: Теория и практика: Учеб. пособие для высшей школы / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Н. О. Садовникова. М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2004. — 192 с.
- Зеер, Э.Ф. Профессиональное становление личности инженера-педагога / Э. Ф. Зеер. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1988. 120 с.
- Зеер, Э.Ф. Психология профессий / Э. Ф. Зеер. Екатеринбург: УГПГГУ, 1997. 244 с.
- Зеер, Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк // Высшее образование в России. 2005. — № 4. — С.23−30.
- Зеер, Э.Ф. Кризисы профессионального становления личности / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк // Психологический журнал. 1997. — № 6. — Т 16. — С.35−44.
- Зимняя, И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С.34−42.
- Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя. М.:
- Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. -38 с.
- Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. и перераб. / И. А. Зимняя. — М.: Логос, 2005. — 384 с.
- Иванова, В.И. Принципы педагогического проектирования учебного процесса в вузе в контексте международной образовательной интеграции : автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 / В. И. Иванова — Брянск, гос. ун-т. -Брянск, 2006. 49 с.
- Иванов, Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие / Д. А. Иванов, К. Г. Митрофанов, О. В. Соколова. М.: АПКиППРО, 2008. — 101 с.
- Иванченко, Г. В. Личностный потенциал и возможности: мотивационные аспекты / Г. В. Иванченко // Современная психология мотивации. М.: Смысл, 2002. — 343 с.
- Иванченко, Г. В. На пороге профессиональной карьеры: социальные проблемы и личностные стратегии выбора / Г. В. Иванченко // Мир России. -2005. № 2. — С.97−125.
- Иванченко, Г. В. Стратегии профессионального самоопределения и репрезентации профессионализма / Г. В. Иванченко // Психология. Журн. Высш. шк. экон. 2005. — Т 2. — № 2. — С.24−51.
- Ильязова, М.Д. Модель выпускника вуза в рамках компетентностного подхода к целям и результатам высшего профессионального образования / М. Д. Ильязова // Современные наукоёмкие технологии. 2006. — № 3. — С.77−78.
- Исаева, Т.Е. Новые европейские технологии формирования компетенций. / Т. Е. Исаева // Международной научно-практической Интернетконференции «Преподаватель высшей школы в XXI веке». Ростов-на-Дону, 2010. — С.19 — 24
- Ишбаев, М.М. Старшеклассник 2000. Региональный портрет (Социально-педагогический очерк) / М. М. Ишбаев, И. К. Ниязов, А. И. Ходаков. -Москва, Санкт-Петербург, Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 2001. — 165 с.
- Камоза, Т. Л. Концепция общепрофессиональной подготовки бакалавра : автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00. 08 / Т. Л. Камоза — Забайкал. гос. гуманитарно-педагогический ун-т. Чита, 2010. — 42 с.
- Касаткина, Н.Е. Особенности профессионального самоопределения и их личностная обусловленность / Н. Е. Касаткина // Психологические основы обучения и воспитания: материалы научной конференции. СПб.: ГАФК, 2000.
- Катаева, Л.И. К вопросу о сущности профессионального самоопределения личности в пространстве становления нового российского общества / Л. И. Катаева, Т. А. Полозова // Мир психологии. 2005. — № 1. -С.147−156.
- Кирикова, 3.3. Выбор оснований при проектировании педагогической технологии / 3.3. Кирикова // Школьные технологии. 2000. -№ 6. -С.61−65.
- Киселев, Н.М. Социально-педагогические условия адаптации студентов в педагогическом колледже : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Николай Михайлович Киселев — Оренг. гос. ун-т. Оренбург, 2000. — 201 с.
- Климов, Е.А. Введение в психологию труда / Е. А. Климов. М.: Просвещение, 1990. 199 с.
- Климов, Е.А. Как выбирать профессию / Е. А. Климов. М.: Просвещение, 1990. 159 с.
- Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. Ростов, но Дону: Изд-во «Феникс», 1996. — 512 с.
- Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Е. А. Климов. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 304 с.
- Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская- Под ред. И. А. Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 288 с.
- Колесникова, Л.И. Совместное проектирование как фактор профессиональной компетентности преподавателей педагогического колледжа : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Л. И. Колесникова. Иркутск, 2002. -21 с.
- Компетентностный подход и проблемы системы высшего профессионального образования в России / Авт. сост. И. П. Черная. -Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2006. — 66 с.
- Компетенции и компетентностный подход в современном образовании // Серия: «Оценка качества образования» / Отв. редактор Курнешова Л. Е. М.: Московский центр качества образования, 2008. — 96 с.
- Копытов, А. Д. Развитие инновационных образовательных учреждений в России и за рубежом: Коллективная монография / А. Д. Копытов, Т. Г. Новикова, М. П. Пальянов и др. Томск: Томский ЦНТИ, 2004. — 224 с.
- Коростылева Л. А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере / Л. А. Коростылева. СПб.: «Речь», 2005. 222 с.
- Кручай, Е.В. Процесс педагогического проектирования: теоретико-методические основы: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. В. Кручай — Дальневосточ. гос. гум. ун-т. Хабаровск, 2006. — 25 с.
- Кудрявцев Т.В. Психология профессионального обучения и воспитания / Т. В. Кудрявцев. М.1986. — 108 с.
- Кудрявцев Т.В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности / Т. В. Кудрявцев, В. Ю. Шегурова // Вопросы психологии. 1983. — № 2. — С.51−59.
- Кузнецова, В.Н. Совместная работа школы и вуза по профессиональному самоопределению учащихся : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / В. Н. Кузнецова — Саратов, гос. ун-т. Саратов, 2008. — 22 с.
- Кузьминых, Е.В. Инструменты стратегического планирования ключевых компетенций предприятий полиграфической области : автореф. дис.. канд. эконом. Наук: 08.00.05 / Е. В. Кузьминых — Сибирский гос. аэрокосм, ун-т. Красноярск, 2006. — 23 с.
- Кучеров, В.Г. Значение межпредметных связей в условиях применения компетентностного подхода к учебному процессу по отдельной образовательной программе / В. Г. Кучеров, O.A. Мартынова, А. М. Аракельянц //
- Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста / Н. Б. Крылова. М. 1990. — 142 с.
- Кряклина, Т.Ф. Оценка знаний и оценка компетенций: общее и особенное / Т. Ф. Кряклина, А. П. Детков // Мир науки, культуры, образования. -2009. № 4. — С.52−56.
- Лазарева, М.В. Формирование профессиональной компетентности бакалавров в процессе педагогической практики в условиях вуза : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / М. В. Лазарева — Моск. гум. пед. инст. Москва, 2009. — 27 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -М: Просвещение, 1977. 342 с.
- Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. 1 / А. Н Леонтьев. — М.: Педагогика, 1983. — 392 с.
- Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. / А. Н. Леонтьев. — М.: Просвещение, 1981. — 584 с.
- Леонтьев, Д.А. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу / Д. А. Леонтьев // Вопросы психологии. 1987. — № 3. — С. 150−158.
- Леонтьев, Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего / Д. А. Леонтьев, Е. В. Шелобанова // Вопросы психологии. 2001. — № 10. — С.57−65.
- Лисицына, Л.С. Теория и практика компетентностного обучения и аттестаций на основе сетевых информационных систем / Л. С. Лисицына. СПб: СПбГУ ИТМО, 2006. — 147 с.
- Ломакина, О. Проектирование как ведущее направление модернизации современного педагогического образования / О. Ломакина // Вестник высшей школы. 2004. — № 1. — С.44−49.
- Лопанова, Е.В. Компетентностный подход в обучении: технологии реализации: Учебно-методическое пособие / Е. В. Лопанова, Т. Б. Рабочих. -Омск: Изд-во ОмГТУ, 2007. 120 с.
- Ляхов, Д.И. Профессиональное самоопределение выпускников вузов на рынке труда : дис.. канд. социол. наук: 22.00.04 / Даниил Иванович Ляхов — МГУ им. М. В. Ломоносова. Москва, 2004. — 159 с.
- Махотин, Д.А. Проектный подход к технологии обучения в системе высшего профессионального образования / Д. А. Махотин // Качество. Инновации. Образование. 2005. — № 1. — С. 11−21.
- Маслоу А. Мотивация и личность СПб.: «Евразия», 1999 Электронный ресурс. URL: http://flоgiston.ru/1 ibrary/maslоw
- Маслоу А. Самоактуализация: Пер. с англ. / А. Маслоу // Психология личности: Тексты. М.: Знание, 1982. — 234 с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М., 1996.-308 с.
- Милакова, В.В. Психологические особенности профессионального самоопределения будущих специалистов помогающих профессий социономического типа : автореф. дис.. канд. псих, наук: 19.00.13 / В. В. Милакова — Астрах, гос. ун-т. Астрахань, 2007. — 23 с.
- Митяева, A.M. Направленность содержания многоуровневого высшего образования на развитие учебно-исследовательской компетентности бакалавров и магистров / A.M. Митяева // Управление общественными и экономическими системами. 2007. — № 1.
- Можарова, H.A. Образовательная программа как средство профессионального самоопределения студентов : автореф. дис.. канд. пед. наук: 14.00.01 / H.A. Можарова — Оренбург, гос. ун-те Оренбург, 2005. — 20 с.
- Моложавенко, B.JI. Технология компетентностного подхода как основа повышения качества образования специалистов / B.JI. Моложавенко. -Тюмень: ТюмГНГУ, 2008. 264 с.
- Монахов, В.М. Вопросы методики реализации компетентностного подхода к профессиональной подготовке специалиста: аспекты технологизации
- Монахов, В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса / В. М. Монахов. Волгоград: Перемена, 1995.- 152 с.
- Найн, А.Я. Организация экспериментальной работы в образовательных учреждениях инновационного типа / А. Я. Найн, А. А. Найн. -Магнитогорск: МГПИ, 1998. 151 с.
- Никитин, В.Я. Педагогическое проектирование как условие инновации образовательной практики / В. Я. Никитин // в кн. Материалы первого Областного фестиваля инновационных проектов. Омск, 2003.
- Никонова, Е.З. Методическая система формирования проектировочной компетентности будущего учителя информатики : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Е. З. Никонова — Моск. гос. гуманитар, ун-т им. М. А. Шолохова. Нижневартовск, 2008. — 25 с.
- Новиков A.M. Понятие о педагогических технологиях / A.M. Новиков // Специалист. № 10. — 2009. — С.2−4.
- Носко, И.В. Модель выпускника как основа формирования компетенций студентов в процессе вузовской подготовки : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / И. В. Носко — Дальневост. гос. ун-т. Владивосток, 2007. — 25 с.
- Овчаренко, А.Н. Развитие системы профессионально педагогической деятельности преподавателей высшей школы / А. Н. Овчаренко // Журнал прикладной психологии. 2005. — № 2−3.
- Ожегов, С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов. / Под ред. Н. Ю. Шведовой, — 23-е изд., испр. / С. И. Ожегов. М.: Русский язык, 1991. — 915 с.
- Околелов, О.П. Современные технологии обучения в вузе: сущность, принципы проектирования, тенденции развития / О. П. Околелов // Высшее образование в России. 1994. — № 2. — С.45−50.
- Панфилов, М.А. Профессиональное становление специалиста как социальный заказ и педагогическая проблема / М. А. Панфилов // Регионология. -2005.-№ 1.-С.156- 165.
- Педагогика и психология высшей школы. Под ред. С. И. Самыгина. Ростов-на-Дону, 1998. 544 с.
- Плотникова, О. Самостоятельная работа студентов: деятельностный аспект / О. Плотникова, В. Суханова // Высшее образование в России. 2005. -№ 1. — С.178−179.
- Попова, В.Р. Формирование проектировочных умений студентов вуза / В. Р. Попова // Актуальные вопросы дидактики современного профессионального образования: материалы Международной научной конференции. Тюмень: ТюмГНГУ. — 2010. — С.93−97.
- Притыченко, И.В. Проектирование личностно-развивающих педагогических систем : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / И. В. Притыченко — Волгогр. гос. пед ун-т. Волгоград, 2003. — 22 с.
- Причинин, А.Е. Алгоритм проектирования инновационной педагогической технологии / А. Е. Причинин // Вестник удмуртского университета / Философия. Психология. Педагогика 2008. Выпуск 2. — С.127−134.
- Подобедова Т.Ю. Теория и практика педагогического проектирования Электронный ресурс. Систем. Требования: Adobe Acrobat1. Reader. URL: http://www.nbuv.gov.ua/portal/socgum/pspo/200 462/docpdf/Podobedova.pdf
- Полтавская, M. Д. Формирование профессионально-значимых качеств будущих дизайнеров в процессе обучения в вузе : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / М. Д. Полтавская — Северо-Кавказ. гос. техн. ун-т. -Ставрополь, 2007. 23 с.
- Проект положения о системе оценивания учебных достижений учащихся. Астана, 2007. Электронный ресурс. Систем. Требования: Word. -URL: http://goo.kz/files/blog/1 324 406 303 396.doc
- Проектирование основных образовательных программ вуза при реализации уровневой подготовки кадров на основе федеральных государственных образовательных стандартов / Под ред. C.B. Коршунова. М.: МИПК МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2010. — 212 с.
- Проектирование учебно-методического обеспечения модулей инновационной образовательной программы: Методическое пособие / О. В. Акулова, А. Е. Бахмутский и др. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. -159 с.
- Пряжников Н.С. Перспективы рассмотрения проблемы активизации профессионального самоопределения Электронный ресурс. URL: http://www.fpo.ru/trud/profsamoopred/html
- Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н. С. Пряжников. М.: Изд-во «Институт практической психологии». Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 256 с.
- Пряжников, Н.С. Психологический смысл труда: Учебное пособие к курсу «Психология труда» и «Инженерная психология» / Н. С. Пряжников. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.- 352 с.
- Пряжников Н.С. Психология профессионального самоопределения Электронный ресурс. URL: http://tesme.org.Ua/article/detail/40/l
- Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений. 2-е изд., стер. / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. — М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 480 с.
- Радионов, В.Е. Теоретические основы педагогического проектирования : автореф. дис.. д-ра пед. наук. Санкт-Петербург, 1996. — 41 с.
- Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов Электронный ресурс. URL: // http://www.isuct.ru/umo/orgproclO.html
- Розин, В.М. Проектирование как объект философско-методологического исследования / В. М. Розин // Вопросы философии. 1984. -№ 10.-С.101−111.
- Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. / Под ред. Давыдова B.B. М.: Большая российская энциклопедия, 1993. т. 1.
- Румянцева, О.М. Самореализация личности в контексте гуманизации образования / О. М. Румянцева // Юбилейный сборник научных трудов молодых ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. М.: Физкультура, образование, наука, 1998. С. 165−168.
- Сафин, В.Ф. К проблеме профессионального самоопределения личности к ее активности / В. Ф. Сафин // Вопросы самоопределения личности и ее активности. Уфа, 1985. — 109 с.
- Сафин, В.Ф. Психологический аспект самоопределения личности / В. Ф. Сафин, Г. П. Ников // Психологический журнал. 1984. — № 4. — С.65−73.
- Сафин, В.Ф. Психология самоопределения личности / В. Ф. Сафин. -Свердловск, 1986. 232 с.
- Смышляева, Л.Г. Реализация компетентностно-ориентированной образовательной программы: особенности оценки результативности / Л. Г. Смышляева, А. Г. Яковлева // Вестник ТГПУ. 2009. — Выпуск 8. — С.23−27.
- Соломатин, A.M. Теория и практика педагогического проектирования / А. М. Соломатин, В. И. Гам. Омск, 2001. — 162 с.
- Социально-философские и методологические проблемы современной инженерной деятельности и проектирования. Познание и проектирование // Вопросы философии. 1985. — № 6.
- Суртаева, Н.Н. Проектирование педагогических технологий в профессиональной подготовке учителя : дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Надежда Николаевна Суртаева — РАО, Ин-т средств обучения. М., 1995. — 341 с.
- Сухарев, A.B. Связь личностных особенностей и выбора ими пути профессионального становления / A.B. Сухарев // Актуальные вопросы подготовки инженеров-педагогов. Свердловск, 1983. — 267 с.
- Татур, Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов / Ю. Г. Татур // Высшее образование сегодня. 2004. -№ 3. — С.20−26.
- Трайнев, В.А. Повышение качества высшего образования и Болонский процесс. Обобщение отечественной и зарубежной практики / В. А. Трайнев, С. С. Мкртчян, А. Я. Савельев. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2007. — 392 с.
- Трубникова, Н.И. Профессиональное самоопределение как показатель эффективности вузовского образования / Н. И. Трубникова // Психология обучения. 2009. — № 2. — С.79−85.
- Угарова, М.Г. Профессиональное самоопределение студентов педагогического вуза : автореф. дис.. канд. псих, наук: 19.00.07 / М. Г. Угарова — Ярослав, гос. пед. ун-т. Ярославль, 2006. — 24 с.
- Филимонюк, Л.А. Педагогическое проектирование и технология обучения студентов педагогическому проектированию / Л. А. Филимонюк // Вестник Ставропольского университета. 2005. — № 40. — С.113−120.
- Хортова, М.В. Организационно-педагогические условия профессионального самоопределения студентов вузов : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Марина Викторовна Хортова. Москва, 2003. — 169 с.
- Чередниченко, Г. А. Молодежь России: социальные ориентации и жизненные пути (опыт социологического исследования) / Г. А. Чередниченко. -СПб. Изд-во: РХГИ, 2004. 504 с.
- Чистякова, С.Н. Образовательно-профессиональное самоопределение школьников в предпрофильной подготовке и профильном обучении: лекции 1−4 / С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006, — 64 с.
- Чуднова, O.A. Психологическое сопровождение личностно-профессионального самоопределения студентов агроинженерного профиля: Автореф. дис.. канд. псих, наук: 19.00.07 O.A. Чуднова — Южный Федер. унт. Ростов-на-Дону 2008. 23 с.
- Чурляева, Н.П. Обеспечение качества подготовки инженеров в рыночных условиях на основе компетентностного подхода : автореф. дис.. док. пед. наук: 13.00.08 / Н. П. Чурляева — Краен, гос. пед. у-т. Красноярск, 2007. — 44 с.
- Шавир, П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / П. А. Шавир. М.: Педагогика, 1981. 96 с.
- Шагеева, Ф. Проектирование образовательных технологий / Ф. Шагеева, В. Иванов // Высшее образование в России. 2004. — № 2. — С. 169−172.
- Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. / В. Д. Шадриков. М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. — 320 с.
- Шалашова, М.М. Комплексная оценка компетентности будущих педагогов / М. М. Шалашова // Педагогика. 2008. — № 7. — С.54−59.
- Шамаева, О.П. Молодежь и профессиональная карьера / О. П. Шамаева // Содействие профессиональному становлению личности и трудоустройству молодых специалистов в современных условиях: матер.
- Всерос. заочной научно-практической конференции. Белгород: ИП Остащенко A.A., 2009. С.362−369.
- Шамова, Т.И. Современные средства оценивания результатов обучения в школе: Учебное пособие / Т. И. Шамова, С. Н. Белова, И. В. Ильина и др. М.: Педагогическое общество России, 2008. — 192 с.
- Шаров, A.C. Жизненные кризисы в развитии личности: Учебное пособие для студентов, аспирантов и практических работников в области психологии / A.C. Шаров. Омск: Издательство ОмГТУ, 2005. 211 с.
- Шехонин, A.A. Оценивание компетенций в сетевой среде вуза / A.A. Шехонин, В. А. Тарлыков // Высшее образование в России. 2009. — № 9. — С. 1724.
- Шляпина, С.Ф. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения студентов вуза : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / С. Ф. Шляпина — Тюмен. гос. ун-т. Тюмень, 2008. — 25 с.
- Яковлева, Н.О. Проектирование как педагогический феномен / Н. О. Яковлева // Педагогика. 2002. — № 6. — С.8−14.
- Уважаемые господа! Вам предлагается ответить на вопросы анкеты по теме «Профессиональное самоопределение студентов бакалавриата современного вуза"1. Название организации
- Коммерческая Некоммерческая (нужное подчеркнуть)
- При трудоустройстве на работу Вы отдаете предпочтение выпускникам с дипломом? а) бакалавра-б)специалиста-в) магистра.
- Наиболее распространенные практики поиска работников при приеме на работу? а) рекомендации коллег-б) размещение объявлений в СМИ-в) прямой набор с вуза-г) службы занятости-д) собственная инициатива выпускников.
- Какими личностными качествами должен обладать выпускник вуза, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда?
- Что Вас не устраивает в подготовке выпускников вуза? а) отсутствие опыта и практических навыков-б) перегруженность теоретическим знанием-в) другое (что именно)
- Охотно ли вы берете на работу бакалавров?
- При каких условиях Вы будете активно брать на работу бакалавров?
- Что необходимо изменить в образовательном процессе вуза?
- При каких условиях вы бы пошли на социальное партнерство при подготовке бакалавров?
- Как Вы относитесь к переходу на двухуровневую систему высшего образования бакалавриат -магистратура?а) положительно-б) отрицательно-в) еще не определился.
- Благодарим за сотрудничество!1. Анкета для преподавателя
- Уважаемый преподаватель ВУЗа! Вам предлагается ответить на вопросы анкеты по теме «Профессиональное самоопределение студентов бакалавриата современного вуза»
- Как Вы относитесь к переходу на двухуровневую систему высшего образования бакалавриат -магистратура?а) положительно-б) отрицательно-в) еще не определился.
- Какими личностными качествами должен обладать выпускник вуза, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда?
- Что на Ваш взгляд необходимо изменить в учебном процессе, для повышения конкурентоспособности бакалавра на рынке труда?
- Считаете ли Вы важным создавать условия, способствующие профессиональному самоопределению выпускников? (ответ обоснуйте)
- Считаете ли Вы, что переход на бакалавриат магистратуру будет способствовать профессиональному самоопределению выпускника? (ответ обоснуйте)
- Что Вы понимаете под профессиональным самоопределением бакалавра на рынке труда?
- Благодарим за сотрудничество!
- Анкета для выпускника вуза
- Уважаемый выпускник! Вам предлагается ответить на вопросы анкеты по теме «Профессиональное самоопределение студентов бакалавриата современного вуза"1. ФИО1. Название ВУЗа
- ФакультетГод окончания вуза
- Работаете ли Вы по специальности? а) работаю (укажите где) б) не работаю (укажите причины) в) продолжаю обучение (укажите где)
- Удовлетворяет ли Вас уровень заработной платы? а) удовлетворяет-б) не удовлетворяет-в) не совсем.
- Насколько хорошо вуз подготовил Вас к вашей карьере, профессии? а) практически не подготовил-б) слабо-в) удовлетворительно-г) хорошо-д)отлично.
- Если бы Вам снова пришлось выбирать, Вы бы выбрали ту же специальность? а) определенно да-б) вероятно да-в) вероятно нет-г) определенно нет-д) затрудняюсь ответить.
- Испытали ли Вы сложности при трудоустройстве на работу сразу по окончанию вуза? а) испытали (перечислите какие) б) не испытали-в) еще не устроился на работу.
- Каким образом Вы устроились на работу? а) без чьей либо помощи б) с помощью родственников и знакомых г) по объявлению д) с помощью вуза е) службы занятости ж) другое (назовите что)
- Что на Ваш взгляд необходимо изменить в подготовке студентов в вузе?
- Как Вы относитесь к введению двухуровневой системы высшего образования бакалавриат -магистратура?а) положительно б) скорее положительно в) скорее негативно г) резко отрицательно д) другие варианты (какие)
- Изменились ли Ваши представления о полученной профессии после окончания вуза? а) остались прежними-б) изменились в лучшую сторону-в) разочаровался.
- Какими личностными качествами должен обладать выпускник вуза, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда? а) познавательной активностью-б) познавательной самостоятельностью-в) мобильностью-г) другие качества (какие)
- Благодарим за сотрудничество!1. Анкета для студента
- Уважаемый студент! Вам предлагается ответить на вопросы анкеты по теме «Профессиональное самоопределение студентов бакалавриата современного вуза"1. ФИО1. Группа Факультеткурс1. ВУЗ
- В чем для Вас состоит ценность образования? а) диплом б) общение в) саморазвитие г) профессия д) карьера е) другие ценности (укажите какие)
- Что повлияло на выбор факультета? а) мнение родителей- б) совет близких- в) поступил за компанию- г) желание получить диплом- д) интерес к профессии- е) другие причины (укажите какие)
- Уверены ли Вы в правильности выбора будущей профессии? а) уверен- б) не могу четко ответить- в) скорее нет- г) уверен что выбор не правильный.
- Имеете ли Вы четкое представление о том, в чем будет заключаться ваша работа после окончания вуза? а) да- б) нет- в) затрудняюсь ответить.
- В каком возрасте вы решили поступать именно на эту профессию? а) 5 9 класс- б) 9 — 11 класс- в) непосредственно при поступлении.
- Если бы Вам пришлось выбирать профессию снова, Вы: а) выбрали бы другую профессию, но в этой же области-б) полностью подтвердили свой выбор-в) выбрали другую профессию в другой области-г) затрудняюсь ответить.
- Изменились ли ваши представления об избранной профессии в процессе обучения в вузе? а) остались прежними- б) изменились в лучшую сторону- в) разочаровались в профессии- г) не думал об этом.
- Планируете ли вы работать по избранной специальности после окончания вуза? а) да- б) нет- в) затрудняюсь ответить.
- На какую заработную плату вы рассчитываете после завершения обучения в вузе?
- На Ваш взгляд, что может помочь в вашем трудоустройстве? а) практика с возможностью трудоустройства-б) встречи с работодателями-в) информирование о возможностях трудоустройства-г) ярмарки вакансий-д) наличие связей-е) другие условия (какие?).
- При трудоустройстве на работу, на какую помощь вы рассчитываете? а) на родственников и знакомых- в) на себя- г) на вуз- д) центр занятости- е) другое (назовите что)
- Как Вы оцениваете Ваши профессиональные перспективы в будущем? а) в частности трудоустройстваб) в частности Вашего профессионального самоопределения
- Как Вы относитесь к введению двухуровневой системе высшего образования бакалавриат -магистратура?а) положительно-б) скорее положительно-в) скорее негативно-г) резко отрицательно-д) другое (что именно)
- Какими на Ваш взгляд личностными качествами должен обладать выпускник вуза? а) познавательной активностью-б) познавательной самостоятельностью-в) мобильностью-г) другие качества, какие?
- После получения диплома бакалавра продолжите ли Вы свое образование? а) планирую продолжить-б) не планирую-в) не знаю.
- Что не удовлетворяет Вас в будущей профессиональной деятельности по специальности?
- Благодарим за сотрудничество!1. Анкета для ученика
- Уважаемый ученик! Вам предлагается ответить на вопросы анкеты по теме «самоопределение учащихся к двухуровневой системе высшего образования «бакалавриат-магистратура""1. ФИОкласс
- В чем для Вас состоит ценность образования? а) диплом б) общение в) саморазвитие г) профессия д) карьера е) другие ценности (укажите какие)
- Определились ли Вы с выбором профессии, если да то какую
- Что повлияло на Ваш выбор? (подчеркните правильный ответ).• самостоятельное, взвешенное решение-• советы родителей-• советы друзей-• влияние оказало школьные занятия-другое (поясните что?)
- Есть ли у Вас резервные варианты выбора профессии?
- Если Вы не выбрали профессию, то почему?• плохо знаю свои возможности-• плохо знаю мир профессий-• не могу выбрать-• другое (укажите что)
- Уверены ли Вы в правильности выбора будущей профессии?
- Что Вы знаете о будущей профессии?
- С какого возраста Вы выбрали профессию?
- Как Вы относитесь к введению двухуровневой системе высшего образования бакалавриатмагистратура? а) положительно-б) скорее положительно-в) скорее негативно-г) резко отрицательно-д) другое (что именно)
- Считаете ли Вы, что переход на бакалавриат магистратуру будет способствовать профессиональному самоопределению выпускника высшего учебного заведения? (ответ обоснуйте)
- Благодарим за сотрудничество!1. Анкета для учителя
- Уважаемый учитель! Вам предлагается ответить на вопросы анкеты по теме «самоопределение учащихся к двухуровневой системе высшего образования «бакалавриат-магистратура»»
- Как Вы относитесь к переходу на двухуровневую систему высшего образования бакалавриат -магистратура?а) положительно-б) отрицательно-в) еще не определился.
- Какими личностными качествами должен обладать выпускник вуза, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда?
- Считаете ли Вы, что переход на бакалавриат магистратуру будет способствовать профессиональному самоопределению выпускника? (ответ обоснуйте)
- Чем, по-вашему, отличается бакалавр от специалиста?
- Благодарим за сотрудничество!