Факторы влияния на характер воспитания детей в семье
Субкультурные факторы: — состав семьи (полная или неполная; расширенная, состоящая, по крайней мере, из двух взрослых пар, обычно представителей двух поколений; преимущественно женский или мужской состав и др.); Особенности детей в семье (рождение второго и последующего ребенка; одного пола; разнополые; меньшая или большая разница в возрасте; многодетная; дети от разных браков и др.). Умение… Читать ещё >
Факторы влияния на характер воспитания детей в семье (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
На характер воспитания ребенка в семье оказывают влияние многочисленные факторы, каждый из которых несет в себе особые социально-педагогические возможности. К основным факторам, оказывающим существенное влияние на ребенка, относят:
- а) субкультурные факторы:
- — состав семьи (полная или неполная; расширенная, состоящая, по крайней мере, из двух взрослых пар, обычно представителей двух поколений; преимущественно женский или мужской состав и др.);
- — кровно-родственный фактор, определяющий своеобразие семьи (родительская или приемная семья; семья второго (третьего) брака);
- — жизненные условия, в том числе и материальные, для развития и воспитания детей;
- — морально-психологический климат семьи;
- б) факторы, обусловленные воспитательными возможностями родителей:
- — собственный опыт семейного воспитания;
- — педагогическая культура родителей;
- — готовность и способность родителей к воспитанию детей;
- — уровень образования и личная культура членов семьи как пример для детей;
- — авторитетность родителей, воспитательная направленность авторитета;
- — родительская любовь как основа воспитания, ее рациональность во взаимоотношениях с ребенком;
- — отношение родителей к воспитанию ребенка;
- в) факторы, обусловленные непосредственной воспитательной деятельностью родителей:
- — уход за ребенком, его педагогическая целесообразность в укреплении здоровья, умственном и нравственном развитии, формировании навыков самообслуживания;
- — преобладающий тип семейного воспитания;
- — умение создавать условия для стимулирования направленного развития и воспитания ребенка;
- — создание наиболее целесообразных условий взаимодействия ребенка со сверстниками и другими людьми;
- — динамизм воспитания с учетом индивидуальности ребенка, его возраста, качественных изменений, достигаемых результатов;
- — приобщение к труду, самообслуживанию;
- — умение наблюдать и видеть динамику развития и воспитания ребенка, использовать полученную информацию в процессе воспитания;
- — типичные ошибки семейного воспитания;
- г) " детский" фактор:
- — своеобразие ребенка (единственный, поздний, проблемный, с особыми нуждами и пр.);
- — особенности детей в семье (рождение второго и последующего ребенка; одного пола; разнополые; меньшая или большая разница в возрасте; многодетная; дети от разных браков и др.).
Воспитание детей — не только личное дело родителей, в нем заинтересовано все общество. Семейное воспитание — часть общественного воспитания, весьма существенная и уникальная. Уникальность ее, во-первых, состоит в том, что она дает «первые уроки жизни», которые закладывают основу для руководства к действиям и поведению в будущем, во-вторых, в том, что семейное воспитание очень результативно, так как осуществляется непрерывно и одновременно охватывает все стороны формирующейся личности. Оно строится на основе устойчивых контактов и эмоциональных отношений детей и родителей между собой. Причем речь идет не только о естественных чувствах любви и доверия, но и об ощущениях детьми своей безопасности, защищенности, возможности делиться переживаниями, получать помощь от взрослых. Семья — основная среда обитания и жизнедеятельности детей в ранний период их жизни, которая во многом сохраняет это качество и в последующие периоды. В процессе семейного общения передается жизненный опыт старших поколений, уровень культуры, образцы поведения. Таким образом, семейное воспитание — это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.