Диалогичность содержания учебного предмета как основа субъектности процесса обучения учащихся в средней школе: На примере отбора художественных текстов
Диссертация
Современная культурная общественная ситуация сполна отразилась на современном педагогическом процессе. Культурологический подход к отбору содержания изучаемого предмета постепенно приходит на смену идеологическому. Это легко объяснимо, поскольку культура организует ценностный мир человека, формирует его духовность. Возникает мультикультурная ситуация, при которой для любого человека, в том числе… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА. t. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- 1. 1. Общие принципы отбора содержания учебного предмета
- 1. 2. Основы диалогичности содержания учебного предмета
- ГЛАВА 2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА КУЛЬТУР
- 2. 1. Логико-структурная схема организации устойчивого учебного диалога «ученик-учитель»
- 2. 2. Организационные средства структурирования учебного диалога культур в рамках педагогического процесса
- 2. 3. Структурные и смысловые особенности организации учебного диалога культур (на примере культуры пушкинской эпохи)
- 2. 4. Психологические основы организации учебного диалога культур
- Выводы по теоретической части
- ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ КАК НО
- СИТЕЛЯ КУЛЬТУРЫ
- 3. 1. Организация учебного процесса на основе субъектности личностей ученика и учителя как носителей культур
- 3. 2. Учебный диалог культур как средство формирования ценностной системы учащегося (построение обучающего эксперимента)
- Выводы по экспериментальной главе
Список литературы
- Академия: материалы и исследования по проблемам платонизма. С.-Пб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1997. -303 с.
- Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. — 505 с.
- Бакиров B.C. Ценностное сознание и активизация человеческого фактора. Харьков, 1988. — 212 с.
- Барт Ролан. Мифологии. М.: Издательство имени Сабашниковых, 1996. — 312 с.
- Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов н/Д.: Феникс, 1999. — 416 с.
- Ю.Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советский писатель, 1978. — 420 с.
- П.Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1979. 550 с.
- З.Бенин В. Л., Фатыхова P.M. Гуманизация межличностных отношений в контексте диалогичности культуры // Образование и наука. -1999. № I. — С.122−127.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 246 с.
- Бибихин В.В. Язык философии. М.: Прогресс, 1993. — 416 с. •
- Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. — М.: Плит-издат, 1991.- 413 с.
- Боровой JI.A. Диалог или «размен чувств и мыслей». М.: Советский писатель, 1969. — 498 с.
- Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения. -М.: Просвещение, 1964. -504 с.
- Братченко С.Л., Якунин В. А. Развитие личности в общении и межличностный диалог. // Формирование педагогических умений и профессионально значимых свойств личности у студентов. Ижевск, 1988. — С. 40 — 48.
- Брушлинский А.В., Поликарпов В. А. Мышление и общение. Самара: Самар. Дом печати, 1999. 128 с.
- Бубер М. Я и Ты. М.: Высшая школа, 1993. — 175 с.
- Бурлачук Л. Ф. Морозов С.М. Словарь справочник по психодиагностике. — С.-Пб.: Питер Ком, 1999. — 528 с.
- Бушмакина О.Н. Язык как исторический феномен: проблема базисной структуры. // Вестник Удмуртского университета. 1994. -№ 3. — С. 19 -24.
- Витаньи И. Общество, культура, социология. М.: Прогресс, 1984. — 243 с.
- Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 192 с.
- Выготский Л.С. Избранные педагогические исследования. -М.: АПН РСФСР, 1956. 670 с.
- Выготский Л.С. Психология искусства. Ростов н/Д.: Феникс, 1998. — 480 с.
- Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. — 367 с.
- Гадамер Х.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988. — 704 с.
- Гачев Г. Образ в русской художественной культуре. М.: Искусство, 1981. — 247 с.
- Гершунский Б.С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика. Киев: Вища школа, 1986. — 200 с.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М.: Совершенство, 1998. — 706 с.
- Голофаст В.Б. Методологический анализ в социальном исследовании. Ленинград: Наука, 1981. — 467 с.
- Гуревич С.А. Организация чтения учащихся старших классов. М.: Просвещение, 1984. — 50 с.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1996. — 240 с.
- Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск: Пеленг, 1992. — 76 с.
- Де Боно Э. Латеральное мышление. СПб.: Питер Пабли-шинг, 1997.- 320 с.
- Дериновская А.Г. Системность в использовании наглядного материала в процессе преподавания предметов в гуманитарно-эстетическом цикле.: Дис. канд. пед. наук. Ижевск, 1995. — 192 с.
- Диалог. Карнавал. Хронотоп. Витебск: Издательство Витебского гос. ун-та. — № 1. — 1993. — 142 с.
- Дидактика средней школы /Под. ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982. 319 с.
- Ершов П.М., Ершова А. П., Букатов В. М. Общение на уроке или режиссура поведения учителя. М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. — 336 с.
- Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. — 160 с.
- Заветы Пушкина. /Под ред. М. Д. Филина. М.: Эллиас Лак, 1998.- 448 с.
- Закон Российской Федерации об образовании // Бюлл. Комитета по высш. шк. Министерства науки, высш. шк. и тех. Политики РФ. 1993. — № 1.
- Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. — 160 с.
- Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. М.: Знание, 1980. — 96 с.
- Загвязинский В.И. Развитие педагогического творчества учителей. М.: Просвещение, 1996. — 222 с. 56.3анков JI.B. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990. — 391 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 1999. -384 с.
- Зорина Л.Я. Программа учебник — учитель. — М.: Знание, 1989. — 80 с.
- Игра в педагогическом процессе: сборник научных трудов.-Новосибирск, 1989. 145 с.
- Изучение творчества писателя в старших классах. /Под. ред. Е. В. Квятковского, Н. А. Кушаева. М.: АПН СССР, 1981. — 321 с.
- Изучение творчества Н. В. Гоголя в школе. /Под ред. Г. В. Са-мойленко. Киев: Радяньска школа, 1988. — 240 с.
- Калиниченко А.Н. Построение содержания учебного курса в высшей школе на основе технологии решения профессиональных задач : Автореф. дис. канд. пед. наук. Ижевск- 1996. 22 с.
- Кальней В. А. Шишов С.Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель-ученик». М.: Педагогическое общество России, 1999. — 86 с.
- Кармин А.С. Основы культурологии: морфология культуры. -СПб.: Лань, 1997. 512 с.
- Кедров Б.М. Предмет и взаимосвязь естественных наук. М.: Изд-во АН СССР, 1968. — 411 с.
- Кикоть В.Я., Якунин В. А. Педагогика и психология высшего образования. СПб.: Санкт-Петербургский гос. ун-т, Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России, 1996. — 319 с.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. Великая дидактика. М.: Педагогика, 1982. Т. 1. 384 с.
- Корман Б.О. Лирика и реализм. Иркутск: Издательство Иркутского университета, 1985. — 208 с.
- Корман Б.О. Практикум по изучению художественного произведения. Ижевск: Издательство Удмуртского университета, 1977. -45 с.
- Коул М. Скрибнер С. Культура и мышление. М.: Прогресс 1977. — 264 с.
- Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения. -М.: Педагогика, 1977. 305 с.
- Краевский В.В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики. М.: Педагогика, 1977. — 267 с.
- Крутиков В.А. Образ «человека культуры». М.: Наука, 1988. 204 с.
- Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. Л.: Изд. ЛГУ, 1980. — 178 с.
- Кумекер Л. Штйн Дж.С. Свобода учиться, свобода учить. -М.: Народное образование, 1994. — 160 с.
- Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М.: Просвещение, 1989. — 127 с.
- Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993. — 383 с.
- Леднев B.C. Содержание образования. М.: Высшая школа, 1989. 359 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1981. — 440 с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика, 1981. 218 с.
- Лихачев Д.С. Книга беспокойств. М.: Новости, 1991. — 556с.
- Личность и деятельность. Тезисы докладов к V Всесоюзному съезду психологов СССР. М.: 1977.- 118 с.
- Логвинов И.И. К теории построения учебного предмета // Советская педагогика. 1969. Jfe 3. С. 91−100.
- Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Гнозис: Издательская группа «Прогресс», 1992. — 360 с.
- Лотман Ю.М. Пушкин. СПб.: Искусство-СПб., 1997. — 847 с.
- Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1989. — 398 с.
- Ляудис В.Я. Инновационное обучение и наука. М.: Изд-во МГУ, 1992. — с.
- Маранцман В. Г. Роман А.С. Пушкина «Дубровский» в школьном изучении. Л.: Просвещение, 1974. — 209 с.
- Маранцман В. Г. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в школьном изучении. М.: Просвещение, 1983. — 312 с. I
- ЮО.Маранцман В. Г. Чирковская Т.В. Проблемное изучение лите- - ратурного произведения в школе. М.: Просвещение, 1983. — 310 с.
- ЮГМатюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. — 280 с.
- Махмутов М.И. Современный урок. М.: Педагогика, 1985. — 305 с.
- ЮЗ.Махмутов М. И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. — 140 с.
- Медведев В.П. Изучение лирики в школе. М.: Просвещение, 1985. — 295 с.
- Мид М. Культура и мир детства. М.: Радуга, 1988. — 488с.
- Мизинцев В.П. Применение моделей и методов моделирования в дидактике. М.: Просвещение, 1977. — 340 с.
- ПО.Микешина JI.A. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. М.: Прометей, 1990. — 212 с.
- Ш. Микк Я. А. Оптимизация сложности учебного текста. М.: Просвещение, 1982. — 197 с.
- Мирошниченко А.А. Информационно-семантическое структурирование учебного материала (на примере школьного курса физики): Дис.канд. пед. наук. Ижевск: 1993, — 116 с.
- Методы социальной психологии. /Под ред. Е. С. Семенова и В. Е. Семенова. JL: Издательство ЛГУ, 1977. — 176 с.
- Молдавская Н.Д. Воспитание читателя в школе. М.: Просвещение, 1968. — 306 с.
- Мурашов А.А. Речевое мастерство учителя: педагогическая риторика. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 394 с.
- Назимов Р.А. Дидактические основы оптимизации учебной деятельности студентов. Казань: Изд-во Каз. ун-та, 1985. — 215 с.
- Немов Р.С. Психология: в 3-х т., т. 3 М.: Просвещение, 1985. -420 с.
- Непомнящий B.C. Поэзия и судьба. М.: Советский писатель, 1987. — 435 с.
- Нарский И.С. Диалектическое противоречие и логика познания. -М.: 1969. 375 с. 121.0конь В. Введение в общую дидактику. М.: Высшая школа, 1990. 382 с. 122.0ртега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. М.: Радуга, 1991. 675 с.
- Основы дидактики /Под ред. Б. П. Есипова. М.: Педагогика, 1967. — 320 с.
- Педагогика и психология игры. Новосибирск: 1985. — 128 с.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. -М.: Академия, 1999. 512 с. (в соавт.)
- Пидкасистый П. и Портнов М.Л. Искусство преподавания. -М.: Педагогическое общество России, 1999. 212 с.
- Подковыров И.К. Аксиологический аспект анализа лирического произведения в старших классах: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Казань, 1996. 20 с.
- Проблемы молодежи: исследования по социальной педагогике и психологии. /Под. ред. С. Л. Копотева. Ижевск: 1989. — 270 с.
- Пэнто Э., Гравитц М. Методы социальных наук. М.: Прогресс, 1972. — 608 с.
- Развивающая педагогика: техника учения и обучения. -Ижевск: РИО НУМ Центр ПО, 1997.- 136 с. (в соавт.).
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. — 450 с.
- Реан А. А. Психология педагогической деятельности. -Ижевск, Издательство Удмуртского университета, 1994. 84 с.
- Реан А. А. Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: ЗАО Издательство Питер, 1999. — 416 с.
- Руффлер М. Игры внутри нас. М.: Изд-во Института психотерапии, 1998. — 208 с.
- Рыбникова М.А. Избранные труды. М.: Педагогика, 1985. — 358 с.
- Сабурова Л.А. Творчество как игра в себя // Вестник Удмуртского университета. 1992. — № 4. — С. 28−33.
- Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности/ Под ред. В. А. Ядова. Л.: Наука, 1979. — 264 с.
- Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М.: Новая школа, 1995. — 144 с.
- Санникова Т.Г. Построение учебного предмета на основе гуманистической парадигмы образования (на примере школьного курса химии): Дис. канд. пед. наук. Ижевск: 1998. — 160 с.
- Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм //Сумерки богов. — М.: Политиздат, 1990. — 398 с.
- Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение младших школьников. М.: Педагогика, 1980. — 154 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. -М.: Народное образование, 1998. 256 с.
- Селевко Г. К. Тихомирова Н.К. Педагогика сотрудничества и перестройка школы. Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1990. — 64 с.
- Семенов В.Д. Человек: его образование в культуре // Образование и наука. 1999, — № 2. — С. 69−76.
- Семенов В.Е. Искусство как межличностная коммуникация. -СПб.: Издательство С.- Петербургского университета, 1995. 200 с.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984. — 240 с.
- Скаткин М.Н. Методология и методика педагогического исследований. М.: Высшая школа, 1994. — 182 с.
- Сластенин В.А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. — 224 с.
- Совершенствование содержания образования в школе / Под ред. Зверева И. Д., Кашина М. П. М.: Педагогика, 1985. — 248 с.
- Сорокин В.В. Фундаментальное обучение химии в ВУЗе. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. 92 с.
- Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Республика, 1992. — 460 с.
- Coxop A.M. Логическая структура учебного материала. М.: Педагогика, 1974. — 192 с.
- Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — 174 с.
- Стоуне Э. Психопедагогика: психологическая теория и практика обучения. М.: Педагогика, 1984. — 380 с.
- Судаков В.Н. Мифология воспитания. Киев: Высшая школа, t985. — 160 с.
- Тайна Пушкина / Под ред. М. Н. Филина. М.: Эллиас Лак, 1998. — 544 с.
- Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В. В. Краевского и И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1989. -352 с.
- Томашевский Б.В. Пушкин: работы разных лет. М.: Книга, 1980. — 326 с.
- Тугаринов В.П. Личность и общество. М.: Мысль, 1965. -191 с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
- Фридман Л.М. Изучение процесса личностного развития ученика. Ижевск: 1994. — 29 с.
- Философия М.М. Бахтина и этика современного мира. Саранск: Издательство Мордовского университета, 1992. — 216 с.
- Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Юристъ, 1997. — 512 с.
- Шаламова А.В. Диалог культур как основа современного образовательного процесса //XXII научно-методическая конференция ИжГТУ: Тез. докл. Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 1999. — С. 164−165.
- Шаламова А.В. Организация учебного материала как основа для учебного диалога культур //История, опыт, проблемы и перспективы развития педагогического образования в Удмуртской республике: Тез. док региональной науч.-прак. конф. Глазов, 1999. — С. 1516.
- Шаламова А.В. Ролевая игра как средство адаптации подростков к реальным жизненным условиям //Системное понимание педагогической действительности: история, теория, практика: Сборник научных трудов. Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2000, — С. 200−201.
- Шаламова А.В. Содержание образования как основное условие организации учебного диалога культур //Тезисы докладов Четвертой российской научно-практической конференции. Часть 4,-Ижевск, 1999. С. 164−165.
- Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. — 214 с.
- Шмид В. Проза Пушкина в поэтическом прочтении. «Повести Белкина». СПб.: Издательство С.-Петерб. ун-та., 1996. — 372 с.
- Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. М.: Просвещение, 1988. — 186 с.
- Черепанов B.C. Экспертные методы оценки. Пермь: 1988. -84 с.
- Эпштейн М. Парадоксы новизны. М.: Искусство, 1988. 286с.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
- Якунин В.А. Педагогическая психология. СПб.: Полиус, 1998.- 639 с.
- Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. — 527 с.