Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Применение тренингов на уроке обществознания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Тренинг «Поведение в конфликте» может использоваться при изучении темы «Конфликт» или «Семья» на любой ступени обучения. Все ученики класса делятся жребием на две группы — родители и дети. Каждая составляет список из нескольких (по числу человек в группе) основных типичных претензий друг к другу и распределяет по одной претензии между участниками. Учитель выбирает любого ученика, который выбирает… Читать ещё >

Применение тренингов на уроке обществознания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Использование тренингов в школьном обучении имеет свою специфику, связанную со многими ограничениями:

  • • постоянство тренинговой группы — уже сложились определенные отношения, трудно быть полностью откровенным, потому что дальше снова учиться вместе и т. д.;
  • • наличие одного постоянного тренера — учитель не может быть уникальным специалистом в таком огромном количестве различных областей, с ним трудно быть полностью откровенным из-за неанонимности общения, трудно попасть в доверительные отношения из-за статусного различия с учениками;
  • • постоянство кабинета — трудно модифицировать организацию пространства под разные цели;
  • • много участников — трудно замотивировагь всех, включить всех в активную работу, поддерживать общий темп, дисциплину и комфортную доверительную атмосферу.

Существует множество других трудностей. Вот что показали результаты опроса 48 учителей обществознания Санкт-Петербурга относительно использования тренингов на уроках.

Например

Тренинговая технология учителями практически не используется (его применяют очень редко и только на элективе с половиной класса). Многие учителя вообще не знают, что такое тренинг и чем ои отличается от игры. В свою очередь имитационные игры также используются очень редко. Большинство педагогов указывают на следующие причины:

  • — ограничение во времени из-за классно-урочной системы;
  • — большие классы;
  • — сложности в организации пространства;
  • — неуверенность в собственных силах;
  • — отсутствие методической литературы;
  • — неприятие педагогического коллектива.

Тем не менее, все опрошенные указали на важную роль игр и тренингов для достижения образовательных результатов по новому ФГОС и на свою готовность использовать эти технологии.

Рассмотрим разные варианты проведения основной части тренингов по обществознанию с учетом их разной тематики, видов и ступеней обучения.

Тренинг «Выбираем выражения» может проводиться в основной школе при изучении темы «Общение». Учащимся задается сложная ситуация общения, когда надо кому-то сообщить очень неприятную новость или высказать свое недовольство его поведением. Каждый из участников (индивидуально, в паре или в группе) придумывает и озвучивает свой вариант. Затем идет обсуждение, какой результат будет иметь каждый вариант. Выбирается лучший вариант, формулируются правила подбора выражений в такой ситуации. Подобное задание дается участникам еще раз.

Тренинг «Запомнить главное» может проводиться в основной школе при изучении темы «Память». Несколько учеников (4—5) выходят из класса, а затем заходят по очереди. Первому зачитывается достаточно объемный (10—15 предложений) текст с информацией о том, что надо сделать (например, пройти медицинский осмотр — где, когда, что взять и т. д.). Эту информацию ученик должен запомнить и передать следующему входящему. Когда все ученики снова соберутся в классе, зачитывается первоначальный текст. В ходе обсуждения анализируется, какая информация была самой важной, что от нее осталось, можно ли на основе этих данных сделать то, что задавалось текстом, какая информация, где, как и почему терялась. В результате формулируются правила о том, как надо было запоминать подобную информацию. Эксперимент повторяется с похожим по сложности текстом с теми же или другими учениками.

Тренинг «Поведение в конфликте» может использоваться при изучении темы «Конфликт» или «Семья» на любой ступени обучения. Все ученики класса делятся жребием на две группы — родители и дети. Каждая составляет список из нескольких (по числу человек в группе) основных типичных претензий друг к другу и распределяет по одной претензии между участниками. Учитель выбирает любого ученика, который выбирает себе партнера их противоположной команды. Паре дается 3—5 минут для разыгрывания выяснения отношений на обе заданные темы (проблема от каждого участника). Задача — прийти к оптимальному разрешению. Игра осуществляется несколько раз. В конце проводится итоговое обсуждение с оценкой выбранных стратегий поведения и их результатов, делаются выводы. Составляется памятка «Правила поведения в конфликте». На основе памятки разыгрывается еще одна ситуация или задается домашнее задание по попытке ее применения и написанию отчета.

Тренинг «Сам себе юрист» нацелен на освоение опыта решения актуальных юридических задач на основе нормативно-правовых актов. Тренинг может проводиться после изучения каждой отрасли права или по блоку отраслей. Сущность тренинга состоит в том, что учитель задает юридические задачки, выстроенные в порядке усложнения, а участники тренинга (индивидуально, в парах или группах) должны их решать на основе имеющихся источников. Если отрасль одна, а фрагменты источников распечатаны, такой тренинг подходит и для основной школы. Необходимо сначала определить отрасль, затем найти источник в интернете. Затем найти в источнике нужную информацию. Такой тренинг будет рассчитан на полную среднюю школу базового или профильного уровня в зависимости от сложности задачи, числа и вида необходимых нормативно-правовых актов.

Тренинг «Железные аргументы» нацелен на развитие умения аргументировать свою позицию и может быть использован при изучении любой темы. В нем используется техника двух кругов — внутреннего и внешнего, состоящего из равного числа учащихся. Внутренний, например, должен защищать какую-либо позицию, а внешний ее опровергать. После работы в паре в течение 1—2 минут, круг вращается на одного человека и, таким образом, происходит смена партнеров. Обсуждение повторяется и так несколько (3—5) раз. После этого можно поменять роли сторонников и провести еще один раунд. Он может длиться дольше (3 минуты), так как у каждого из участников за предыдущий раунд накопилось много разных аргументов от их собеседников. По итогам тренинга устно или письменно участники должны сформулировать свою окончательную позицию по заданной проблеме и привести пять самых весомых, на их взгляд, аргументов. Тренинг будет более эффективен, если участники заранее подготовятся к выполнению своей первой роли и подберут из дополнительных источников информации различные аргументы. Тогда проблема будет проанализирована более глубоко. Возможна другая логика обсуждения проблемы: сначала индивидуально сам с собой, затем в паре, затем в группе, затем всем классом.

Тренинг «Разные СМИ» проводится при изучении раздела «Политология» в полной средней школе на базовом и профильном уровне после изучения темы «Манипулирование сознанием». Участники делятся на несколько групп. Каждой группе раздаются тексты из разных СМИ об одном и том же событии. Задание — найти в них противоречия, объяснить возможное происхождение этих противоречий, выявить все средства манипулирования сознанием. Тексты должны быть подобраны так, чтобы в них были и те способы манипулирования сознанием, которые изучались на уроке, и другие, которые участники тренинга должны обнаружить самостоятельно. В конце проводится обсуждение-соревнование, какая группа лучше справилась с заданием. Составляются правила работы с информацией из СМИ. Таким же образом можно работать с речами политических деятелей, предвыборными программами политических партий и т. д.

Тренинг по политике и праву «Гражданская активность» проводится в старших классах после изучения темы «Гражданское общество». Участники объединяются в группы и по жребию вытягивают какую-нибудь проблему общественной жизни, которая их касается непосредственно (не вывозится мусор, нет светофора на перекрестке, сломаны качели на детской площадке, закрыли школу, а других рядом нет и т. д.). Задача — выстроить линию поведения для достижения решения этой проблемы при условии, что все инстанции отказываются помочь. Далее каждая группа представляет свое решение, а другие группы задают ей вопросы, комментируют варианты. В конце, в процессе итогового обсуждения составляется алгоритм решения подобных проблем. Так же можно проводить тренинг, но защите прав потребителя и др.

Тренинг по экономике «Кризисный бюджет» для старших классов состоит в том, чтобы изменять статьи доходов и расходов семейного бюджета в зависимости от меняющейся по условиям игры экономической ситуации. Ситуация меняется за урок 3 раза и каждая семья представляет изменения своего изначального (подготовленного заранее) бюджета. В конце обсуждаются правила ведения бюджета и его регулирования. Подобным образом могут быть организованы тренинги «Ценные бумаги», «Валютные операции», «Выгодная ипотека?» и т. д.

Подумайте!

На основе материалов данной главы и главы 15 объясните, как соотносятся уроктреиинг и урок-игра.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой