Психолого-педагогические условия активизации словесной памяти глухих школьников
Вместе с тем обнаружено, что только единичные испытуемые IV-V классов самостоятельно выделяют в запоминаемом рассказе смысловые вехи и обнаруживают высокий уровень воспроизведения. Большинство испытуемых IV-V классов еще не владеют умениями осуществлять мыслительную переработку запоминаемого материала. Только в результате организованной извне мыслительной деятельности, направленной на активную… Читать ещё >
Содержание
- 2. 1. 2
ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ И О^ХНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛОВЙСНОЙ ПАМЯТИ ГЛУХИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Задачи и методика констатирующего эксперимента. Продуктивность запоминания текстов Соотношение успешности ответов на вопросы и эффективности воспроизведения текстов Приемы работы с текстом на уроках чтения
Выводы
ГЛАВА III. СПОСОБЫ АКТИВИЗАЦИИ ПАМЯТИ ГЛУХИХ ШКОЛЬНИКОВ Задачи и методика обучающего эксперимента
Анализ процесса запоминания рассказов
Результаты воспроизведения смысловых единиц
Выводы
Список литературы
- Активизация познавательной деятельности глухих и слабослышащих учащихся: Сб. научн. тр./ Ленинград, пед. ин-т им. А.И. Герцена- Е. И. Андреева, М. П. Могильницкий, М. И. Никитина, J1. Быкова. — Л.: ЛГПИ, 1973.- 156 с.
- Алишаускас А.П. Развитие словесной памяти у глухих школьников (Дис. канд.) М., АПН., НИИД, 1982.
- Ананьев Б.Г. Развитие детей в процессе начального обучения// Проблемы обучения и воспитания. М.: Учпедгиз, 1960.
- Антонова Г. П. Индивидуальные различия в соотношении продуктивности мыслительных процессов и памяти у детей дошкольного возраста. Вопросы психологии, 1973, № 3, с. 84−91.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
- Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М., 1989. — 560 с.
- Бархатова С.Г. Быстрота и прочность запоминания и их соотношение у школьников. В кн.: Возрастное и индивидуальные различия памяти/ Под ред. A.A. Смирнова. М., 1967, с. 112−242.
- Блонский П.П. Память и мышление. В кн.: Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения/ Под ред. A.B. Петровского: В 2-х т. М., 1979, т. 2, с. 118−340.
- Богданова В.И. Становление ранних форм памяти ребенка: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1976. 19 с.
- Ю.Богданова Т. Г., Тихомиров O.K. Исследование структурирующей функции мотива // Психологический журнал, № 6, 1983.
- П.Божович Л. И., Морозова Н. Г. Развитие мотивов учения у советских школьников. Известия АПН РСФСР, вып. 36, 1951, с. 3−14.
- Болыпунов Я.В. Различия краткого и полного воспроизведения текстав младшем школьном возрасте. Вопросы психологии, 1975, № 3, с. 56−61.
- Болыпунов Я.В. Воспроизведение семантически неравнозначных частей связного текста. Вопросы психологии, 1977, № 2, с. 114−120.
- Болыпунов Я.В. К характеристике структуры произвольного воспроизведения. Вопросы психологии, 1978, № 3, с. 91−97.
- Боскис P.M. Глухие и слабослышащие дети. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.-335 с.
- Боскис P.M. Развитие смысловой стороны речи у глухих и слабослышащих детей (при раннем возникновении дефекта). В кн.: Особенности усвоения учебного материала слабослышащими учащимися/ Под ред. P.M. Боскис, К. Г. Уоровина. М., 1981, с. 7−22.
- П.Бочарова С. П. Некоторые особенности переработки информации в кратковременной памяти. Вопросы психологии, 1976, № 2, с. 56−61(a).
- Бочарова С.П., Ягина A.C. Формирование способов произвольного логического запоминания у младших школьников. Вестн. Харьк. ун-та. Сер. психологии, 1970, № 58, вып. 3, с. 47−55.
- Брудный A.A. Понимание как философско-психологическая проблема. Вопросы философии, 1975, № 10, с. 109−117.
- Брудный A.A. Бессознательные компоненты процесса понимания. В кн.: Бессознательное: Природа, функции, методы исследования/ Под общ. ред. A.C. Прангишвили, А. Е. Шерозия, Ф. В. Бассина. Тбилиси, 1978, т. 3, с. 98−102.
- Брунер Дж. За пределами непосредственной информации. В кн.: Брунер Дж. Психология познания. Пер. с англ./ Предисл. и общ. ред. А. Р. Лурия. М, 1977, с. 211−241.
- Васильев И.М. Методика обучения глухонемых речи, письму и чтению. Изд-во попечительства императрицы Марии Федоровны о глухонемых, 1900.
- Вейн A.M., Каменецкая Б. И. Память человека. М., 1973
- Власова Т.А. О влиянии нарушений слуха на развитие ребенка. М., 1954.- 132 с.
- Выготский J1.C. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН, 1960. — 500 с.
- Гальперин П.Я. Опыт изучения формирования умственных действий// Доклады на совещании по вопросам психологии. М., 1954, с. 188−201.
- Гальперин П.Я., Данилов B.JI. Воспитание систематического мышления в процессе решения творческих задач// Вопросы психологии. 1980. — № 1, с. 31−38.
- Гальперин П.Я., Кобыльницкая C.JI. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974. 101 с.
- Глебова М.И. Объяснительное чтение. В кн.: Обучение глухих школьников русскому языку в V-VII классах. М., 1964, с. 142−190.
- Гозова А.П., Тигранова Л. И., Шиф Ж.И. Усвоение словарного состава языка и формирование понятий у глухих детей. В кн.: Психология глухих детей/ Под ред. И. М. Соловьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н. В. Яшковой. М., 1971, с. 254−262.
- Гольдберг А.М. Своеобразие формирования письменной речи у глухого ребенка. В кн.: Психология глухих детей/ Под ред. И. М. Соловьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н. В. Яшковой. М., 1971, с. 330−341.
- Григонис A.B. О непреднамеренном запоминании различного материала детьми-олигофренами. Дефектология, 1969. № 6, с. 15−22.
- Григонис A.B. Преднамеренное и непреднамеренное запоминание учащихся младших классов вспомогательной школы: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1973. — 17 с.
- Григорьева Т.А. О способах формирования у глухих учащихся причинно-следственного мышления. Дефектология, 1973, № 5, с. 42−47.
- Григорьева Т.А. Развитие причинно-следственного мышления у глухих школьников: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1975. — 16 с.
- Гуменная Г. С., Якунина К. В. Особенности стимулирования речевого развития детей с отсутствием вербальных средств общения. В: Интеграция детей с ограниченными возможностями и подготовка дефектологических кадров. М., 1996. — С. 67−68.
- Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
- Давыдов В.В., Эльконин Д. Б., Маркова А. К. Основные вопросы психологии детей младшего школьного возраста// Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978, с. 180−205.
- Данилов М.А. Упражнения и самостоятельные работы учащихся в процессе обучения// Урок в восьмилетней школе. М.: Просвещение, 1966.
- Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. М.: Учпедгиз, 1960.-299 с.
- Доблаев Л.П. Вопросы психологии понимания учебного текста. -Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1967. 66 с.
- Доблаев Л.П. Логико-психологический анализ текста (На материале школьных учебников). Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1969. — 171 с.
- Доблаев Л.П. К вопросу об определении понимания. В кн.: Вопросы психологии и педагогики. Саратов, 1970, с. 3−13.
- Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания: Автореф. дис. д-ра психол. наук. Саратов, 1972. — 41 с.
- Дубовис Д.М. К вопросу об интуитивном и дискурсивном понимании текста. Вопросы психологии, 1976, № 3, с. 59−68.
- Дьяченко А.И. Развивать и формировать у учащихся специальных школ навыки работать самостоятельно// Специальная школа. Вып. 2. 1960.
- Егорова Т.В. Своеобразие процесса запоминания у детей с задержкой психического развития. Дефектология, 1972, № 4, с. 16−23.
- Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. М.: Педагогика, 1973. — 150 с.
- Еникеев Х.Р. Привнесения, выдумывания и искажения в процессе воспроизведения. Сб. тр./ Башк. пед. ин-т им. К.А. Тимирязева- Башк. респ. психиатр, б-ца. Уфа, 1946, вып. 2, с. 58−68.
- Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи. Вопросы языкознания, 1964, № 6, с. 26−38.
- Занков J1.B. Последовательность воспроизведения и ее особенности у умственно отсталых школьников. В кн.: Вопросы воспитания и обучения глухонемых и умственно отсталых детей. М., 1941, с. 123−154.
- Занков JI.B. Память школьника (ее психология и педагогика). М.: Учпедгиз, 1944. — 128 с.
- Занков JI.B. Память. -М.: Учпедгиз, 1949. 176 с. 59.3анков J1.B. Наглядность и активизация учащихся в обучении. М.: Учпедгиз, 1960. — 311 с.
- Иванова Е.Ф. К проблеме взаимосвязи мыслительных и мнемических процессов. Вестн. Харьк. ун-та. Сер.: Психология, 1976, № 132, вып. 9, с. 3036.
- Иванова Е.Ф. О соотношении типов мышления и способов запоминания. Вопросы психологии, 1976, № 3, с. 48−58.
- Иванова М.Н. Формирование действий запоминания в условиях управления умственной деятельностью младших школьников: Автореф. дис. канд. психол. наук. Д., 1979. — 15 с.
- Иванова И.П. Обучаемость и память учащихся I класса школы. -Вопросы психологии, 1980, № 3, С. 109−115.
- Игнатенко A.M. Возрастные особенности памяти учащихся среднего и старшего школьного возраста: Афтореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1972. -22 с.
- Истомина З.М. Возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти в дошкольном возрасте. В кн.: Возрастные и индивидуальные различия памяти/ Под ред. A.A. Смирнова. М., 1967, с. 15−111.
- Истомина З.М. Развитие памяти в дошкольном возрасте: Автореф. дис. д-ра психол. наук. М., 1975. — 48 с.
- Кежерадзе Е.Д. Роль слова в запоминании и некоторые особенности памяти ребенка. Вопросы психологии, 1960, № 1, с. 78−85.
- Колтунекно И.В. Обучение глухих школьников письменной речи (V-VII классы): Канд. Дис. М., 1966.
- Комаров К.В. Глагольные словосочетания в письменной речи глухих школьников. В кн.: Психология глухих детей/ Под ред. И. М. Соловьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н. В. Яшковой. М, 1971, с. 291−297.
- Комм А.Г. Реконструкция в воспроизведении: К вопросу осоотношении мышления и памяти. Учен, зап./ Ленингр. пед. ин-т им. А. И. Герцена, 1940, т. 34, с. 181−269.
- Комм А.Г. Реконструкция в воспроизведении школьников. -Советская педагогика, 1941, № 3, с. 91−100.
- Коровин К.Г. Практическая грамматика в системе специального обучения слабослышащих детей языку. М., 1976. 255 с.
- Корсунская Б.Д. Методика обучения глухих дошкольников речи, М., 1969.-295 с.
- Корсунская Б.Д., Морозова Н. Г. О постановке понятий в младших классах школы глухонемых: Из опыта работы. М.: Учпедгиз, 1939. — 80 с.
- Кудрявцева Е.М. Решение задач по ботанике. В кн.: Психология глухих детей/ Под ред. И. М. Соловьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н. В. Яшковой. М., 1971, с. 220−225.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С. Понимание текста и параметры его доступности. В кн.: Кулюткин Ю. Н., Сухобская Г. С. Исследование познавательной деятельности учащихся вечерней школы. М., 1977, с. 65−73.
- Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания. В кн.: Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — 3-е изд. М., 1972, с. 427−471.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 304 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981. 584 с.
- Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. — 64 с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.185 с.
- Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека: (Введение в психологию). Пер. с англ./ Под ред. и с предисл. А. Р. Лурия. М.: Мир, Л 974. — 550 с.
- Логинова В.И. Формирование системности знаний у детей дошкольного возраста: Дис. д-ра пед. наук. Л., 1984. — 444 с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. 295 с.
- Лонина В.А. Изучение особенностей запоминания слабовидящими детьми младшего школьного возраста. Спец. школа, 1964, вып. 3, с. 79−82.
- Лонина В.А. Особенности непреднамеренного запоминания наглядного материала у слабовидящих учащихся младших классов. Спец. школа, 1966, вып. 3, с. 41−46.
- Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и паталогии). М.: Педагогика, 1978. — 224 с.
- Лубовский В.И. Некоторые актуальные проблемы советской дефектологии// Дефектология, 1987, № 5, с. 3−11.
- Лурия А.Р. Курс общей психологии: Лекция 23 (33). Непроизвольное запоминание. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1964. — 17 с.
- Лурия А.Р. Нейропсихология памяти: (Нарушения памяти при локальных поражениях мозга). М.: Педагогика, 1974. — 310 с.
- Лурия А.Р. Память. В кн.: Лурия А. Р. Внимание и память: Материалы к курсу лекций по общей психологии. М., 1975, с. 42−103.
- Лурия А.Р. Нейропсихология памяти: (Нарушения памяти при глубинных поражениях мозга). М.: Педагогика, 1976. — 192 с.
- Лутонян Н.Г. Формирование рациональных способов запоминания у детей с задержкой психического развития. Дефектология, 1977, № 3, с. 1826.
- Ляудис В.Я. Память в процессе развития. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.-25 с.
- Ляудис В.Я. Развитие памяти в процессе обучения: Автореф. дис. д-ра психол. наук. М., 1977. — 38 с.
- Макаренко A.C. Собр. соч. Т. 5, Общие вопросы теории педагогики. М. 1960.-558 с.
- Мальцева К.П. Наглядные и словесные опоры при запоминании у школьников. В кн.: Вопросы психологии памяти/ Под ред. A.A. Смирнова. М., 1958, с. 87−109.
- Мальцева К.П. План текста как смысловая опора запоминания у младших школьников. В кн.: Вопросы психологии памяти/ Под ред. A.A. Смирнова. М., 1958, с. 175−194.
- Мальцева К.П. Особенности памяти младших школьников. В кн.: Психология младшего школьника. М., 1960, с. 50−92.
- Манаенко Т.А. непроизвольное запоминание материала глухими школьниками на уроках предметно-практического обучения. В кн.: Тезисы докл. IV Всесоюз. пед. чтений. М., 1976, т. 1, с. 63.
- Манаенко Т.А. непроизвольное запоминание учебного материала глухими детьми на уроках предметно-практического обучения. Дефектология, 1979, № 5, с. 54−57.
- Мансур А. Проблема готовности памяти к воспроизведению: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1975. 24 с.
- Маркова JI.K., Абрамова Г. С. Психолого-педагогические аспекты проблемы индивидуальных различий// Вопросы психологии, 1977, № 2.
- Маркова JI.K. Мотивация и интерес к учению// Формирование интереса к учению школьников. М., 1986, с. 10−47.
- Маркова А.К., Орлов А. Б., Фридман JIM. Мотивация учения и ее воспитанно у школьников. М., 1983. 64 с.
- Марчук Т.Ф. К вопросу об обобщении и дифференцировании однокоренных слов глухими школьниками. Дефектология, 1976, № 4, с. 32−38.
- Марчук Т.Ф. Пути совершенствования процесса понимания рассказов у глухих детей. В кн.: Воспитание учащихся специальных школ в процессе овладения основами наук: Восьмая науч. сессия по дефектологии ипятые всесоюз. пед. чтения. М., 1979, ч. 1, с. 72−73.
- Матис Т.А. Изучение психических новообразовании совместной учебной деятельности школьников// Формирование учебной деятельности школьников. М., 1982, с. 187−197.
- Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М., 1984.-144 с.
- Маянц Д.М. Воспроизведение рассказа глухонемыми школьниками. Учебно-воспитательная работа в школах для глухонемых и вспомогательных школах, 1940, № 2, с. 35−44. (а).
- Маянц Д.М. Воспроизведение фраз глухонемыми школьниками. -Учебно-воспитательная работа в школах для глухонемых и вспомогательных школах, 1940, № 5, с. 47−56. (б).
- Маянц Д.М. Особенности сохранения и воспроизведения словесного материала у глухонемых школьников. Учебно-воспитательная работа в школах для глухонемых и вспомогательных школах, 1940, № 11−12, с. 55−71. (в).
- Маянц Д.М. Запоминание и воспроизведение словесного материала глухонемыми школьниками. В кн.: Вопросы воспитания и обучения глухонемых и умственно отсталых детей/ Под ред. Л. В. Занкова, И. И. Данюшевского. М., 1941, с. 79−109.
- Моргун В.Ф. Проблема мотивации учения в теории поэтапного формирования умственных действий// Психологические основы программированного обучения. М., 1984, с. 200−220.
- Морозова Н.Г. О понимании текста. Изв./ АПН РСФСР, 1947, вып. 7, с. 191−240.
- Морозова Н.Г. О воспитании сознательного чтения у глухонемых школьников. -М.: Учпедгиз, 1953. 184 с.
- Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. М., 1969. 280 с.
- Морозова Н.Г. Развитие интересов у глухих детей// Психология глухих детей. М., 1971, с. 408−414.
- Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М., 1979. —46 с.
- Морозова Н.Г. Развитие понимания смысловой стороны речи у аномальных детей дошкольного возраста. М., 1982, с. 78−84.
- Надирашвили Ш. Понятие установки в общей и социальной психологии. Тбилиси: Изд-во «Мицниереба», 1974. — 170 с.
- Назарова Н.М. Об изменениях в понятийном аппарате специальной педагогике и ее современных лингвосемантических проблемах. В кн.: Понятийный аппарат педагогики и образования. Под ред. Е. В. Ткаченко. -Вып. 1. — Екатеринбург, 1995. — С. 154−169.
- Никитина М.И. Понимание читаемого текста слабослышащими детьми. В кн.: Никитина М. И. Уроки чтения в школе для слабослышащих детей: Пособие для учителей. М., 1978, с. 12−19.
- Никитина М.И. Уроки чтения в школе для слабослышащих детей. М, 1978.-144 с.
- Новое в методах обучения глухих детей/ Под ред. С. А. Зыкова. -М.: Просвещение, 1968. 144 с.
- Норман Д.А. Знания и роль памяти. Вопр. психологии, 1979, № 4, с. 155−161.
- Нудельман М.М. Об изменении зрительных представлений при забывании у глухонемых и умственно отсталых детей. В кн.: Вопросы психологии глухонемых и умственно отсталых детей/ Под ред. JI.B. Занкова, И. И. Данюшевского. М., 1940, с. 16−37.
- Нудельман М.М. Об изменении сходных представлений у умственно отсталых и глухонемых школьников. В кн.: Вопросы воспитания и обучения глухонемых и умственно отсталых детей/ Под ред. JI.B. Занкова, И. И. Данюшевского. М., 1940, с. 16−37.
- Нудельман М.М. Об изменении сходных представлений у умственно отсталых и глухонемых школьников В кн.: Вопросы воспитания и обучения глухонемых и умственно отсталых детей/ Под ред. И. И. Дашпевского, Л. В. Занкова. М., 1941, с. 230−240.
- Обучение и развитие/ Под ред. Занкова JI.B. М.: Педагогика, 1975.-440 с.
- Оганесян Д.О. Об озаглавливании частей наглядного текста младшими школьниками. В кн.: Материалы респ. совещания психологов, посвящ. бОлетию Великой Октябрьской революции. Ереван, 1977, с. 147 152.
- Олерон И. Психологическая оценка глухого ребенка. -Дефектология, 1977. № 1. с. 23−30.
- Петрова В.Г. К психологии воспроизведения словесного материала глухонемыми школьниками: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1951. -12 с.
- Петрова В.Г. О влиянии первого воспроизведения на точность дальнейших пересказов у умственно отсталых школьников- В кн.: Тезисы докладов на I съезде Общества психологов. М., 1959, вып. 3, с. 89−90.
- Пинский Б.И. О непреднамеренном запоминании в процессе повторения и его особенностях у умственно отсталых детей- Изв./ АПН РСФСР, 1948, вып. 19. с. 105−138.
- Пинский Б.И. Об особенностях процесса запоминания у учащихся вспомогательной школы- Учебно-воспитательная работа в специальных школах, 1952, вып. 3−4, с. 152−170.
- Пинский Б.И. Процесс воспроизведения при непреднамеренном запоминании и его особенности у учащихся вспомогательной школы. Изв./ АПН РСФСР, 1954, вып. 57, с. 27−65.
- Поддубная Н.Г. Некоторые особенности непроизвольного запоминания у детей с задержками психического развития. Дефектология, 1975, № 5, с. 34−42.
- Поддубная Н.Г. Своеобразие процессов непроизвольной памяти у первоклассников с задержкой психического развития. Дефектология, 1980, № 4. с. 21−26.
- Понгильская А.Ф. О понимании читаемого текста учащимися школы глухонемых. В кн.: Вопросы воспитания и обучения глухонемых и умственно отсталых детей/ Под ред. И. И. Данюшевского, J1.B. Занкова. М., 1941, с. 5−20.
- Понгильская А.Ф. Понимание письменной речи- В кн.: Психология глухих детей/ Под ред. И. М. Соловьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н. В. Яшковой. М., 1971, с. 341−348.
- Программа для школ глухих детей. М.: Просвещение, 1993.
- Психология глухих детей/ Под ред. И. М. Соловьева, Ж. И. Шнф, Т. В. Розановой, Н. В. Яшковой. М., 1971. 448 с.
- Развитие логической памяти у детей/ Под ред. A.A. Смирнова. М.: Педагогика, 1976. 256 с.
- Речицкая Е.Г. Развитие знаний глухих учащихся об окружающей действительности в процессе сюжетно-ролевой игры// Развитие глухих учащихся в условиях внеклассной и внешкольной работы. М., 1983, с. 84−91.
- Речицкая Е. Г Пути и средства совершенствования обучения глухих//Сурдопедагогика. М., 1989, с. 122−136.
- Речицкая Е.Г. Формирование учебной деятельности глухих школьников младших классов. Л., ВОГ, 1990. — 130 с.
- Розанова T.B. О запоминании глухонемыми детьми материала, сообщаемого в разных речевых формах. Спец. школа, 1958, вып. 3, с. 12−19.
- Розанова Т.В. Особенности памяти глухих детей на слова и мимико-жестовые обозначения. Дефектология, 1970, № 3. с. 8−15.
- Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей. М.: Педагогика, 1978. — 231 с.
- Розов A.JI. Неправильности в припоминании. Сообщение I. Замены в воспроизведении. Докл./ АПН РСФСР, 1959. № 5, с. 67−70. (а).
- Розов A.JI. О неправильностях в припоминании. Сообщение 2. Ошибки в припоминании. Докл./ АПН РСФСР, 1959, № 6, с. 71−73. (б).
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946.- 704 с.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. В 2-х томах. — Т. 1, 2-е изд., М.: Педагогика, 1989. — 322 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблема сознания и деятельности в истории советской психологии. В кн.: Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959, с. 249−255.
- Рубинштейн С.Л. О понимании. В кн.: Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973, с. 236−237.
- Рыбалко Е.Ф. О закономерностях мнемических функций в раннем онтогенезе. Вестн. Ленингр. ун-та. Сер.: Экономика, философия, право, 1979. № 17, вып. 3, с. 58−66.
- Самохвалова В.И. Возрастные и индивидуальные различия в запоминании разных видов материала. В кн.: Возрастные и индивидуальные различия памяти/ Под ред. A.A. Смирнова. М., 1967. с. 243−299.
- Середа Г. К. Непроизвольное запоминание и обучение: Автореф. дне. канд. психол. наук. М., 1967 — 15 с.
- Середа Г. К. Проблема памяти и обучения. Вопр. психологии, 1967, № 1, с. 115−126.
- Середа Г. К. Память и деятельность. (Экспериментальное и теоретическое исследование проблемы зависимости характеристик человеческой памяти от особенностей деятельности): Автореф. дис. д-ра психол. наук. Харьков, 1976. — 37 с.
- Середа Г. К. К проблеме соотношения основных видов памяти в концепции «деятельность память — деятельность». — Вести. Харьк. ун-та, 1979, № 187. Психология памяти и обучения, вып. 12, с. 3−10.
- Середа Г. К. Развитие исследований, связанных с изучением процесса памяти в системе действий. Вести. Харьк. ун-та. 1980, № 200. Психология памяти и обучения, вып. 13, с. 3−9.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1980. 96 с.
- Смирнов A.A. Развитие памяти. В кн.: Психологическая наука в СССР. М., 1959, т. 1, с. 257−315.
- Смирнов A.A. Проблемы психологии памяти. М.: Просвещение, 1966.-422 с.
- Смирнов A.A., Истомина З. М., Мальцева К. П., Самохвалова В. И. Формирование приемов логического запоминания у детей дошкольного возраста и младших школьников. Вопр. психологии, 1969, № 5, с. 90−101.
- Смирнов A.A., Шлычкова А. Н. О соотношении непроизвольной и произвольной памяти по данным узнавания и воспроизведения- Вопр. психологии, 1976, № 5, с. 84−94.
- Снопик Б.И. Исследование зависимости кратковременного запоминания от характера осуществляемого действия: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1972. — 19 с.
- Соколов А.Н. Психологический анализ понимания иностранноготекста. Изв./АПН РСФСР, 1947, вып. 7. с. 163−191.
- Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. М.: Просвещение, 1968.-248 с.
- Соловьев И.М. К вопросу о репродуктивной и оперативной памяти глухих и нормально слышащих школьников. Дефектология, 1971. № 6, с. 2031. (а).
- Соловьев И.М. Репродуктивная и оперативная память- В кн.: Психология глухих детей/ Под ред. И. М. Соловьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н. В. Яшковой. М., 1971, с. 124−129. (б).
- Соловьев И.М. Развитие репродуктивной словесной памяти у глухих и слышащих школьников. Дефектология, 1973, № 5, с. 9−20.
- Соловьев И.М., Кудрявцева Е. М. Познание причинности глухими и слышащими детьми. В кн.: Познавательная деятельность глухих младших школьников: Сб. научн. тр. М., 1977, с. 83−96.
- Стежко Т.А. Активизация мнемичесуких процессов как способ интенсификации овладения иностранным языком. Дисс. канд.психолог.наук. -М., 1985.-206 с.
- Талызина Н.Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе. М.: Знание, 1983. — 96 с.
- Талызина Н.Ф. Управление прцессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ.-1984.-344 с.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М., 1988. 175 с.
- Теплов Б.М. Избранные психологические труды: в 2-х томах. -Т. 1. М.: Педагогика, 1985 с. 223−305.
- Тигранова Л.И. Умственное развитие слабослышащих детей (шедший школьный возраст). М.: Педагогика, 1978. — 96 с.
- Трошихина Ю.Г., Гизатуллина Д. Х. Развитие кратковременной памяти у детей раннего возраста. Вопр. психологии. 1979, № 4, с. 127−130.
- Фарапонова Э.А. Возрастные различия в запоминании наглядного и словесного материала. В ich.: Вопросы психологии памяти/ Под ред.
- A.A. Смирнова. М., 1958. с. 9−50.
- Флорес Ц. Память. В кн.: Экспериментальная психология: Пер. с франц./ Ред.-сост. П. Фресс, Ж. Пиаже. Общая ред. и предисл. А. Н. Леонтьева. М, 1973, вып. 4, с. 209−342.
- Фридман Л.М., Волков К. Н. Психологическая наука учителю. М., 1985.-224 с.
- Четверухина И.С. Об уровнях регуляции воспроизведения. В кн.: Вопросы психологии познавательной деятельности: Сб. тр./ Моск. пед. ин-т им.
- B.И.Ленина. М., 1977, с. 98−125.
- Чистякова Г. Д. Психологическое исследование содержательной структуры текста в связи с проблемой понимания. Вопр. психологии, 1974, № 4, с. 115−127.
- Чистякова Г. Д. Смысловая структура текста как определяющий фактор его понимания. В кн.: Семантика, логика и интуиция в мыслительной деятельности человека/ Под ред. А. Н. Соколова, Л. Л. Гуровой. Н. И. Жинкина. М., 1979, с. 101−126.
- Шиф Ж. И. Особенности актуализации знаний при решении глухими подростками интеллектуальных задач. Спец. школа, 1961, вып. 1, с. 26−33.
- Шиф Ж. И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей. М.: Просвещение, 1968. 318 с.
- Шиф Ж. И. Овладение грамматическим строем языка. В кн.: Психология глухих детей/ Под ред. И. М. Соловьева, Ж. И. Шиф. Т. В. Розановой, Н. В. Яшковой. М., 1971. с. 262−291.
- Шлычкова А.Н. Соотношение разных видов запоминания поданным узнавания и воспроизведения в условиях непосредственной иотсроченной актуализации. Новые исследования в психологии/ АПН СССР, 1977, № 2. с. 6−11.
- Шлычкова А.Н. Соотношение непроизвольной и произвольной памяти при одинаковых способах работы с запоминаемым материалом. -Новые исследования в психологии/ АПН СССР, 1978, № 2, с. 9−15.
- Шлычкова А.Н. Индивидуальные различия соотношения произвольной и непроизвольной памяти и корреляция мнемических процессов с успеваемостью. Новые исследования в психологии/ АПН СССР, 1979, № 1, с. 22−26.
- Шлычкова А.Н. О влиянии мыслительной деятельности на запоминание. Вопр. психологии, 1980, № 6, с. 90−96.
- Эббингаус Г. Смена душевных образований. В кн.: Эббингаус Г. Основы психологии: Пер. с 2-го нем. изд. Г. А. Котляра/ Под ред. B.C. Серебренникова, Э. Д. Радлова. Спб., 1912, с. 183−246.
- Эльконин Д.Б. Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения// Возрастные возможности усвоения знаний. М., 1966, с. 16−52.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Вопросы психологии, 1971, № 4.
- Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974.-64 с.
- Юодрайтис А. Особенности припоминания умственно отсталыми школьниками непреднамеренно запомнившегося словесного материала. -Дефектология, 1980, № 5, с. 20−25.
- Яковлева E.JI. Помехоустойчивость узнавания и воспроизведения: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1974. 20 с.
- Яшкова Н.В. Учебная деятельность глухих детей// Психология глухих детей. М., 1971, с. 361−362.
- Яшкова Н.В. Наглядное мышление глухих детей. М., 1988. 144 с.