Теоретические основы изучения детской литературы на уровне профессиональной подготовки педагогов и на начальных ступенях общего образования
Диссертация
Подготовке педагогов по детской литературе в высшем учебном заведении посвящена большая часть диссертационного исследования. Сформированы парадигмы начального теоретического стандарта по детской литературе. Показан мультипарадигмальный характер науки о детской литературе, которая составляет платформу преподавания. Выделена методологическая теоретико-интегративная основа преподавания детской… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Детская
- литература и проблемы ее изучения в исторической ретроспективе
- 1. Формирование понятия о детской литературе как предмете исследования
- 2. Наука о детской литературе как методологическая дисциплина
- 3. Исторические аспекты методики познания детской литературы детьми и специалистами
- ГЛАВА II. Опытно-экспериментальное исследование проблем детской литературы в системах начального литературного образования и подготовки педагогов
- 1. Анализ исходных методических позиций освоения детской литературы в различных образовательных системах
- 2. Организация и сущность экспериментальной работы по совершенствованию методики изучения и преподавания детской литературы в современных условиях образования
- ГЛАВА III. Методические основы изучения детской литературы на разных уровнях литературного образования
- 1. Культурологический принцип ознакомления дошкольников с детской литературой
- 2. Коммуникативно-деятельностный принцип в обучении младших школьников чтению детской литературы
- 3. Литературоведческий подход к изучению детской литературы в средних специальных педагогических учебных заведениях (училищах и колледжах)
- 4. Теоретико-интегративный принцип преподавания детской литературы в высшем учебном заведении
Список литературы
- Методы работы с детской книгой (взрослого и ребенка).
- Научно-познавательная детская книга.
- Научно-популярное произведение для детей.
- Научно-художественная детская книга.52. Нетиповая детская книга.
- Расширение круга детского чтения.
- Руководство детским чтением.
- Тип правильной читательской деятельности ребенка.
- Уровни восприятия книги детьми.
- Устное народное творчество для детей.
- Фиксация круга детского чтения.
- Целостное восприятие детской книги.
- Читательская самостоятельность детей.
- Чтение-рассматривание (как основной метод работы с книгой).
- Адамович Е.А., Яковлева В. И. Чтение в начальных классах. М.: Просвещение, 1967. 263 с.
- Акимова А.Н., Акимов В. М. Семидесятые, восьмидесятые. Проблемы и искания современной детской прозы: Очерки. М.: Дет. лит., 1989.
- Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах / Под ред. М. С. Васильевой и др. М.: Педагогика, 1977.
- Актуальные проблемы чтения современных школьников: Сб. статей. Л., 1977.
- Анализ художественного произведения на уроках чтения. Метод, рекомендации. / Сост. М. П. Воюшина. Л., 1989.
- Андреева Л.В. Пути анализа лирического стихотворения // Начальная школа, 1994. № 3.
- Аникин В.П. Русская народная сказка: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1977. 208 с.
- Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М., 1957.
- Артемова Т.Н. Иллюстрация в библиотечной работе с читателями младшего возраста: Лекция, МГИК. М., 1989.
- Асташов Н.А. Текстовая иллюстрация как средство формирования у младших школьников типа правильной читательской деятельности // Начальная школа, 1991. № 7.
- Балталон Ц. и В. Воспитательное чтение: Беседы по методике начального обучения. М., 1914.
- Барто А.Л. Записки детского поэта. М.: Сов. писатель, 1976.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / Примеч. С. С. Аверинцева, С. Г. Бочарова. 2-е изд. М.: Искусство, 1986. С. 444.
- Беленькая Л.И. Ребенок и книга: О читателе 8−9 лет. М.: Книга, 1969.
- Бегак Б.А. Классики в стране детства. М.: Дет. лит., 1983.
- Бегак Б.А. Правда сказки. М.: Дет. лит., 1989.
- Бибко Н.С. Работа над выразительностью речи и чтения при формировании умения читать сказки // Начальная школа, 1991. № 12.
- Библиотечно-библиографические знания младшим школьникам: Методические рекомендации. Горький, 1980.
- Биографический справочник для начальной школы / Сост. Н. И. Турчанникова. В. 1−6. Тамбов, 1993−1995.
- Бородин A.M. Методика развития речи детей: Учебное пособие. Изд. 2-е. М.: Просвещение, 1981.
- Брандис Е.П. От Эзопа до Джанни Родари. М.: Дет. лит., 1980.
- Брауде Л.Ю. Сказочники Скандинавии. Л.: Наука, 1979. 238 с.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Книги для чтения в I—IV классах из серии «Свободный ум»: Методические рекомендации. В. 1. М.: С-ИНФО., Баллас, 1994.
- Бурлина Е.Я. Человеческое в культуре, культурное в человеке: Диалоги о путях приобщения к культуре. М.: Знание, 1991.
- Вопросы методики чтения в начальной школе / Сост. В. Г. Горецкий, М. И. Оморокова. М.: Просвещение, 1964.
- Воспитание творческого читателя / Под ред. С. В. Михалкова, Т. Д. Полозовой. М.: Просвещение, 1981.
- Воспоминания о Корнее Чуковском / Сост. К. И. Лазовская, З. С. Паперный, Е. Ц. Чуковская. Изд. 2-ое. М.: Сов. писатель, 1983.
- Вслух про себя: Сб. статей и очерков советских детских писателей М., 1975−1978 (1−2 книги).
- Встречи с писателями: Детская книга в школе / Сост. Н. Н. Светловская, О. В. Джежелей, Н. М. Дружинина. М.: Просвещение, 1978.
- Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965.
- Галанов Б.Е. Книжка про книжки. М.: Дет. лит., 1985.
- Галанов Б.Е. Платье для Алисы: Художник и писатель. Диалоги. М.: Книга, 1990.
- Ганкина Э.З. Русские художники детской книги. М., 1963.
- Ганкина Э.З. Художники в современной детской книге. М., 1977.
- Гаспаров M.JI. Русские стихи 1890-х-1925-го годов в комментариях. М.: Высшая школа, 1993. 271 с.
- Горецкий В.Г. Новый учебник «Родная речь»: Книга 1-я // Начальная школа, 1991. № 11.
- Горецкий В.Г. Теоретические основы и содержание курса учебного чтения в начальной школе // Начальная школа, 1989. № 1.
- Горецкий В.Г., Тикунова Л. И. Тематические и итоговые контрольные работы по чтению в начальной школе: Метод, пособие. М.: Дрофа, 1995. 158 с.
- Горецкий В.Г. Чтение на четвертом году обучения // Начальная школа, 1989. № Ю-11.
- Гуревич Г. И. Беседы о научной фантастике: Кн. для учащихся. 2-ое изд. М.: Просвещение, 1991. 156 с.
- Гурович JI.M., Береговая Л. В., Логинова В. И. Ребенок и книга: Кн. для воспитателя детского сада / Под ред. В. И. Логиновой. М.: Просвещение, 1992.
- Дети и книга: Сб. научных трудов МПГИ, каф. русск. лит. XX в. / Кузнецова Н. И., Арзамасцева И. Н., Чинаева М. И., Минерало-ва И.Г. и др. М.: Прометей, 1992. Вып. 1.
- Дети и подростки в мире книжной культуры: Сб. научных трудов РГБ. М., 1993. 128 с.
- Дети страны Советов: Детская книга в школе. М., 1979.
- Детская книга вчера и сегодня: По материалам зарубежной печати / Сост. Э.Ганкина. М.: Книга, 1988.
- Детские писатели: Справочник. / Сост. Н. И. Кузнецова, М. И. Мещерякова, И. Н. Арзамасцева. М.: Баллас, С-Инфо, 1995. 160 с.
- Детское чтение для сердца и разума. Ч. 1. М.: В университ. типографии Н. И. Новикова, 1785.
- Джежелей О.В., Светловская Н. Н. Учим читать книгу: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. 208 с.
- Джежелей О.В. Формирование круга чтения младших школьников // Начальная школа, 1989. № 1.
- Джежелей О.В. Формирование основ читательской самодеятельности на уроках чтения в 1 классе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1975.
- Дифференцированное руководство чтением детей: Сб. научных трудов ЛГИК. Л., 1983.
- Дмитриев Ю. Рассказы о книгах В.Бианки. М., 1973.
- Дошкольникам о художниках детской книги: Из опыта работы / Сост. Т. Н. Доронова. Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1991.
- Дружинина Н.М. Методические основы работы с научно-познавательной детской книгой в школе: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Л., 1983.
- Дьячкова Е.В. Система работы с книжкой-игрушкой как средство формирования интереса к книге и чтению: Автореф. дис.. канд. пед. наук. МПГУ. М., 1993.
- Жизнь и творчество Агнии Барто: Сб. М.: Дет. лит., 1989.336 с.
- Жизнь и творчество Алексея Мусатова: Сб. М.: Дет. лит., 1987.255с.
- Жизнь и творчество А. П. Гайдара: Сб. М., 1964.
- Жизнь и творчество Б. С. Житкова: Сб. М., 1955.
- Жизнь и творчество Виталия Бианки: Сб. Л., 1967.
- Жизнь и творчество М. Ильина: Сборник М., 1962.
- Занков Л.В. О начальном обучении. М.: Просвещение, 1963.
- Иванихин В.В. Почему у Ильина читают все?: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. 160 с.
- Иванова Jl.К. Прогностическое обоснование целей гуманитарной подготовки учителя в педагогическом вузе. В сб. Державинские чтения: Материалы научной конференции преподавателей (ТГУ). Тамбов, 1995.
- Ивич А.И. Природа. Дети.: Очерки творчества. М.: Дет. лит., 1975.
- Игнатьева З.Ф. Формирование умения анализировать художественный текст у студентов национальных групп пед. вузов: Авто-реф. дис.. канд. пед. наук. М., 1989.
- Иноземцев И. Наука в образах. Писатели-популяризаторы-детям. М., 1970.
- Искусство анализа художественного произведения / Сост. Т. Г. Браже. М., 1971.
- Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с младшими школьниками / Авторы А. П. Ершова и др.: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991.
- Как организовать работу клубов юных книголюбов / Сост. М.Бродский. М&bdquo- 1989.
- Карсалова Е.В."Стихи живые сами говорят.": Книга для учителя. Из опыта работы. М.: Просвещение, 1990. 207 с.
- Квятковский А.П. Поэтический словарь. М., 1966.
- Климанова Л.Ф. Об усилении гуманистической направленности обучения в начальных классах // Начальная школа, 1991. № 27.
- Климанова Л.Ф. Обучение через общение и культуру: Концептуальные основы разработки новых технологий в начальном обучении // Начальная школа, 1993. № 12.
- Книга ведет в жизнь: сборник под ред. Т. Д. Полозовой. М., 1964.
- Книга в меняющемся мире: Материалы научной конференции по проблемам книговедения: Тезис, докл. М., 1992.
- Книга и чтение в жизни небольших городов: По материалам исследования чтения и читательских интересов / Отв. ред. О.С.Чу-барьян. М., 1973.
- Книговедение: энциклопедический словарь / Ред. коллегия: Н. М. Сикорский (гл. ред.) и др. М.: Сов. энциклопедия, 1982.
- Ковалева JI. Талант читателя Л., 1967.
- Козлова Л.И. Подготовка учителя начальных классов обучению младших школьников чтению: Дис.. канд. пед. наук. М., 1989.228 с.
- А 146. Колесова Л. Н. Детские журналы Советской России: 1917—1977. Петрозаводск, 1993.
- Конашевич В.М. О себе и своем деле. М.: Дет. лит., 1968.
- Кравцов Н.И., Лазутин С. Г. Русское устное народное творчество. Изд. 2-ое. М.: Высшая школа, 1983. 448 с.
- К 70-летию «Мурзилки»: Юбилейное издание. М., 1994.
- Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения. Начальная школа, 1991. № 9.
- Кудина Г. Н., Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З. Н. Как развивать художественное восприятие у школьников. М.: Изд-во Знание, 1988.
- Кудина Т.Н. Чтение художественного текста как читательское сотворчество // Искусство в школе, 1992. № 2. С. 12−17.
- Культурология: История русской культуры. Тематический план, программы, методические материалы курса / Авт.-сос. Н. И. Ромах. Тамбов: Изд-во МИНЦ, 1995.
- Культурология: Краткий терминологический словарь. Ю. Г. Акимов и др. / Под ред. И. Ф. Кефели. С-Пб., 1994. 24 с.
- Лагутина Т.В. От совершенствования техники чтения до свободного интеллектуального общения: Банк педагогических находок // Начальная школа, 1994. № 2.
- Левидов A.M. Автор-образчитатель: 2-е изд. Л.: ЛГУ, 1983.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
- Линкова И.Я. Ты и твоя книга. М.: Просвещение, 1981, Час книги. М: Книга, 1988.
- Лосев
- Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста: Пособие для студентов. Л.: Просвещение, 1982.
- Львов М.Р. Воспитание юных читателей // Начальная школа, 1982. № 6.
- Львов М.Р. О родном языке в начальной школе // Начальная школа, 1993. № 8.
- Львов М.Р., Рамзаева Т. Г., Светловская Н. Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. Уч. пособие. Изд. 2-е, пе-рераб. М.: Просвещение, 1987. 415 с.
- Любителям чтения о книгах и библиотеках. Хрестоматия / Сост. В. Г. Валькова, Т. С. Рождественская. М.: Мирос, 1993.
- Ляхов В.Н. Очерки теории искусства книги. М., 1971.
- Мали Л.Д. Методика обучения младших школьников основным видам творческих работ на уроках чтения: Автореф. дис.. канд. пед. наук, МПГИ им. Ленина. М., 1985.
- Маркова А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990.
- Маршак С.Я. Воспитание словом. М.: Сов. писатель, 1964.
- Мастерство перевода: Сб. ст. / Ред. кол. К. И. Чуковский и др. М.: Сов. писатель, 1968. 536 с.
- Материалы международной научно-практической конференции по психологии и педагогике чтения /Ассоциация исследователей чтения. М.: МГУ, 1993, 1995.
- Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М.: Просвещение, 1987.
- Методические рекомендации по формированию культуры чтения у школьников / Сост. Н. М. Дружинина, О. В. Евдокимова. ЛГПИ им. Герцена. Л., 1987.
- Мид М. Культура и мир детства: Избр. произвел. / Пер. с англ. М.: Наука, 1988. 429 с.
- Мильчин А.Э. Культура книги: Что делает книгу удобной для читателя: Справочное пособие. М.: Книжная палата, 1992. 224 с.
- Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. М., 1991.
- Мифы народов мира: В 2-х т. М., 1992.
- Михайлова А .Я. Почему и как мы смеемся // Начальная школа, 1993. № 8.
- Михалков С.В. Все начинается с детства. М., 1972.
- Нефедова Л.К. Пути повышения эффективности содержания и методики обучения чтению // Начальная школа, 1990. № 12. С. 68−71.
- Николаева Э.И., Бибко Н. С., Сыромицкая В. П. О качестве подготовки учителей начальных классов к обучению чтению // Начальная школа, 1989. № 9.
- Новикова А.К. Русское народное поэтическое творчество. М., 1986.
- НТР и развитие художественного творчества: Сб. научн. тр. / Ред. колл. Д. Д. Благой, Б. Ф. Егоров, Б. М. Кедров, Б. С. Мейлах. Л.: Наука, 1980.
- Обучаем по системе Л. В. Занкова: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. 240 с.
- Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / Российская АН. Институт рус. яз.- Российский фонд культуры. М.: Азъ LTD., 1992. 960 с.
- Оморокова М.И., Рапопорт И. А., Постоловский И. З. Преодоление трудностей. Из опыта обучения чтению. М.: Просвещение, 1990.
- Оморокова М.И., Стремох И. М. Некоторые особенности понимания текста шестилетними детьми // Начальная школа, 1988. № 5.
- От азбуки Ивана Федорова до современного букваря: 15 741 974. М.: Просвещение, 1974.
- Очерки методики обучения чтению на иностранных языках / Под ред. И. М. Бермана и В. А. Бухбиндера. Киев: Вища школа, 1977.
- Павлов И.П. Про твою книгу. Л.: Дет. лит., 1991.
- Павлова Л.А. Выразительное чтение как средство нравственно-эстетического воспитания младших школьников на уроках чтения. Автореф. дис.. канд. пед. наук М., 1988.
- Паустовский К.Г. Золотая роза: Психология творчества. М.: Педагогика, 1991.
- Пахомов А.Ф. Про свою работу в детской книге. М.: Дет. лит., 1982.
- Педагогическая энциклопедия: В 2-х т. М., 1965.
- Первова Г. М. Внеклассное чтение в 1-ом классе шестилеток / В сб. Обучение и развитие детей шестилетнего возраста. Владимир, 1991.
- Первова Г. М. Военная тема в детском чтении. В сб.: Война и народ / Материалы к научной конференции ТГУ. Тамбов, 1995.
- Первова Г. М. Восприятие книги как проблема культуры детского чтения / В сб.: Проблемы формирования культуры чтения. Тамбов, 1994.
- Первова Г. М. Звонкая сила поэта: К 100-летию со дня рождения В. Маяковского // Начальная школа, 1993. № 10.
- Первова Г. М. Использование произведений С.Я.Маршака в процессе обучения шестилеток // Начальная школа, 1987. № 10.
- Первова Г. М. Коммуникативно-деятельностный подход к подготовке ребенка-читателя на начальном этапе непрерывного образования / В сб.: Преемственность в работе дошкольных учреждений и школы как проблема начального звена образования. Тамбов, 1995.
- Первова Г. М. Методические рекомендации для учителей: Чтение / В кн.: Обучение во втором классе: Пособие для учителя 4-х летней начальной школы. Книга 1 / Под ред. Б. И. Фоминых. М.: Просвещение, 1987.
- Первова Г. М. О достижении воспитательных целей чтения // Начальная школа, 1990. № 3.
- Первова Г. М. Подготовка к уроку чтения // Начальная школа, 1994. №Ю.
- Первова Г. М. Поэтический мир Даниила Хармса // Начальная школа, 1984. № 2.
- Первова Г. М. Принципы обновления программного чтения в начальных классах // Начальная школа, 1993. № 5.
- Первова Г. М. Приобщение к искусству на уроках чтения / В сб.: Творческие поиски учителей начальных классов: Из опыта работы по системам развивающего обучения. Тамбов, 1995.
- Первова Г. М. Работа над рассказом с учетом его жанровых разновидностей // Начальная школа, 1991. № 7.
- Первова Г. М. Работа с книгой в дошкольный период детства: Пособие для воспитателя. Тамбов, 1996.
- Первова Г. М. Стихи С.Есенина // Начальная школа, 1995.11.
- Первова Г. М. Читаем К.Паустовского // Начальная школа, 1993. № 1.
- Первова Г. М. Эмоциональный аспект урока чтения / В сб.: Формирование положительного отношения к учению у младших школьников. Тамбов, 1989.
- Первова Г. М. Нетрадиционные уроки чтения. В сб. н. тр.: Инновации в начальном обучении. Тамбов, 1996.
- Первова Г. М. Развитие теории формирования читательской самостоятельности // Начальная школа, 1996. № 5. С. 4−9.
- Петровский М.С. Книга о Корнее Чуковском. М., 1966.
- Петровский М.С. Книги нашего детства. М.: Книга, 1986.
- Писатели мира детям / Сост. Э. И. Иванова. М., 1991.
- Пиче-оол Т. С. Самостоятельная работа младших школьников с текстом на уроках чтения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1992.
- Поварнин С.И. Как читать книги. Изд. 3-е. М.: Книга, 1978.
- Позднякова Г. И. Актуальные вопросы педагогики и психологии детского чтения: Уч. пособие. Л., 1976.
- Полозова Т.Д., Полозова Т. А. Всем лучшим во мне я обязан книгам. М.: Просвещение, 1990.
- Померанцева Э.В. Русские сказочники. М., 1976.
- Приходько В.А. Поэт разговаривает с детьми. М.: Дет. лит., 1980.
- Проблемы дифференциации читателей и психологии чтения. Л., 1980.
- Проблемы развития речи учащихся начальных классов: Сб. н. трудов М.: МПГИ им. Ленина, 1985.
- Пропп В.Я. Морфология сказки. М.: Наука, 1969.
- Психология: Словарь / Изд. 2-ое. Под общ. ред. А. В. Петровского шМ.Г.Ярошевского. М.: Политиздат, 1990.
- Радуга: Программа и метод, рекомендации для воспитателя дет. сада. М.: ИОО МО РФ, 1992. С. 176.
- Разгон Л.Э. Волшебство популяризатора. М., 1966.
- Разова В.Д. Советская драматургия для детей. Л., 1978.
- Разумневич В.Л. Книги на всю жизнь. М.: Просвещение, 1975.
- Разумневич В.JI. С книгой по жизни: О творчестве сов. дет. писателей. М.: Просвещение, 1986.
- Рассадин С. Книга про читателя. М.: Искусство, 1965.
- Рассадин С.Б. Так начинают жить стихом: Книга о поэзии для детей. М., 1967.
- Рогачев В.А. Проблемы становления и развития русской советской детской поэзии 20-х годов: Жанрово-стилевые аспекты. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1990.
- Родари Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй / Перевод с итал. М., 1990.
- Родная речь: Учебник по чтению для нач. школы / Сост. М. В. Голованова, В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова. М.: Просвещение, 1991−1994.
- Родные поэты: Сб. М.: Дет. лит., 1966.
- Рождественский В. Читая Пушкина. Л.: Дет. лит., 1966.
- Рожина Л.Н. Искусство быть читателем. М., 1989.
- Романовская З.И. Живое слово: Учебник для нач. шк. М.: Просвещение, 1991−1994.
- Романовская З.И. Чтение и развитие речи. М.: Педагогика, 1982.
- Рубакин Н.А. Психология читателя и книги: Краткое введение в библиологическую психологию / Труды отечественных книговедов. М.: Книга, 1977. 264 с.
- Рубакин Н.А. Этюды о русской читающей публике. С.-Пб., 1895.246 с.
- Руководство чтением детей и юношества в библиотеке / Под. ред. Т. Д. Полозовой. М.: МГИК, 1992.
- Русская муза малышам: Раздел журнала ведет В. При-ходько // Дошкольное воспитание, 1991. №№ 3, 7, 8, 12 и др.
- Русская поэзия детям / Вступ. статья, комм., прим., сост. Е. О. Путиловой. Л.: Сов. писатель, 1989.
- Русские народные песни / Вступ., комм, и сост. В. П. Аникина. М.: Дет. лит., 1972.
- Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения / Под ред. М. С. Соловейчик. М.: Просвещение, 1993.
- Сарнов Б.М. Самуил Маршак / Очерк поэзии. М., 1968.
- Светловская Н.Н. Детское чтение и некоторые особенности становления учащихся-читателей // Начальная школа, 1983. № 8. С. 76−80.
- Светловская Н.Н. Еще раз о любви к книге, к чтению и к профессии учителя // Начальная школа, 1989. № 7.
- Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. М.: Просвещение, 1977. 2-ое изд., 1991.
- Светловская Н.Н. Методика чтения в начальных классах и наши задачи // Начальная школа, 1983. № 11. С. 22−25.
- Светловская Н.Н. О деятельностном подходе в обучении, или о том, чему и как учить младших школьников // Начальная школа, 1990. № 9.
- Светловская Н.Н. О методике, технологии педагогического труда и педагогическом творчестве // Начальная школа, 1991. № 2.
- Светловская Н.Н. Основы науки о читателе. М.: Магистр, 1993.
- Светловская Н.Н. О чем надо помнить, обучая младших школьников чтению // Начальная школа, 1988. № 8.
- Светловская Н.Н. Право на выбор // Начальная школа, 1994.
- Светловская Н.Н. Путь первоклассника к книгам. М.: Педагогика, 1974.
- Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение младших школьников: Теоретико-экспериментальное исследование. М.: Педагогика, 1980.
- Светловская Н.Н. Учеба и самоконтроль залог профессионализма: Заочный семинар для руководителей детским чтением // Начальная школа, 1991. № 5. С. 75−80.
- Сивоконь С.И. Веселые наши друзья: Очерки о юморе в сов. лит. для детей. Изд. 2-е. М.: Дет. лит., 1986.
- Сивоконь С.И. Уроки детских классиков. М., 1990.
- Сидоров А.А. Книга и жизнь: Сб. книговедческих работ. М., 1972.
- Сильченкова Л.С. Метдика обучения младших школьников чтению крупнообъемных произведений: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1988.
- Сильченкова Л.С. Формирование учебных мотивов на уроках классного чтения // Начальная школа, 1988. № 8.
- Словарь иностранных слов: 10-е изд. М.: Русский язык, 1983 608 с.
- Словарь юного книголюба. М., 1987.
- Смирнова В.В. О детях и для детей. М., 1967.
- Сорокин Ю.А. Почему живут и умирают книги? М.: Педагогика, 1991.
- Стрельцова Л.Е. О показателе отбора художественных произведений для чтения младшими школьниками в целях их художественного развития: Новые педагогические исследования. М., 1984.
- Тимофеева И. Сто книг вашему ребенку: Беседы для родителей. М.: Книга, 1987. 255 с.
- Толстой Л.Н. Азбука. Новая азбука / Авт.-сост. В. Г. Горецкий, Г. В. Карпюк. Изд. 2-е, доп. М.: Просвещение, 1987.
- Три века русской поэзии / Антология. Сост. Н. В. Банников. М.: Просвещение, 1979.
- Ушинский КД. Избранные педагогические сочинения. М., 1954.
- Ушинский КД. Собр. соч. Т. 4. Изд. АПН РСФСР. М.-Л., 1948. (Детский мир и хрестоматия).
- Фрейд 3. Недовольство культурой. В кн.: Психоанализ. Религия. Культура. М.: Ренессанс, 1992. С. 65−134.
- Хрестоматия для маленьких: пособие для воспитателя детского сада/Сост. Л. Н. Елисеева. Изд. 5-ое. М.: Просвещение, 1987. 448 с.
- Художники детской книги о себе и о своем искусстве: Сб. / Сост. В.Глоцер. М.: Книга, 1987.
- Человек в мире художественной культуры. Приобщение к искусству: процесс и управление / Отв. ред. Ю.У.Фохт-Бабушкин. М.: Наука, 1982.
- Чехов Н.В. Детская литератрура. М.: Польза, 1909.
- Чтение в начальной школе: Сб. трудов методистов конца Х1Х-началаХХ века / Сост. С. П. Редозубов. М.: Учпедгиз., 1949.
- Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина: Кн. для учителя /Агаркова Н.Г. и др. М.: Просвещение, 1993. 318 с.
- Чудаков А.П. Слово-вещь-мир: от Пушкина до Толстого / Очерки поэтики русских классиков. М.: Сов. писатель, 1992. 320 с.
- Чудакова М.О. Рукопись и книга: Рассказы об архивоведении, текстологии, хранилищах рукописей писателей: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986. 176 с.
- Чудинова В., Панова Р. Через библиотеку к будущему: Реализация национальных целей образования через библиотечное обслуживание / Из зарубежного опыта. Библиотека, 1993. №№ 11−12. С. 38−43.
- Чуковский К. От двух до пяти: Изд. 21-е. М.: Сов. писатель, 1970.
- Шаров А. Волшебники приходят к людям. Книга о сказке и о сказочниках. 2-е изд., доп. М.: Дет. лит., 1979. 382 с.
- Швайкина Е.А. К вопросу о монографическом подходе при чтении младшими школьниками произведений русской поэзии XIX века// Начальная школа, 1994. № 12.
- Швайкина Е.А. Методика работы над произведениями русской поэзии XIX в. на уроках чтения в начальных классах: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1995.
- Эткинд Е.Г. Разговор о стихах. М.: Дет. лит., 1970.
- Юному книголюбу: Словарь-справочник. М.: Книга, 1978.192 с.
- Я думал, чувствовал, я жил: Воспоминания о Маршаке / Сб.: Сост. Б. Е. Галанов, А. И. Маршак, З. С. Паперный. М.: Сов. писатель, 1988.592 с.
- Якобсон П.Н. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964.
- Яковлева В.И. О беседах по художественному произведению // Начальная школа, 1989. № 7.