Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теоретические основы изучения детской литературы на уровне профессиональной подготовки педагогов и на начальных ступенях общего образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Подготовке педагогов по детской литературе в высшем учебном заведении посвящена большая часть диссертационного исследования. Сформированы парадигмы начального теоретического стандарта по детской литературе. Показан мультипарадигмальный характер науки о детской литературе, которая составляет платформу преподавания. Выделена методологическая теоретико-интегративная основа преподавания детской… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Детская
  • литература и проблемы ее изучения в исторической ретроспективе
    • 1. Формирование понятия о детской литературе как предмете исследования
    • 2. Наука о детской литературе как методологическая дисциплина
    • 3. Исторические аспекты методики познания детской литературы детьми и специалистами
  • ГЛАВА II. Опытно-экспериментальное исследование проблем детской литературы в системах начального литературного образования и подготовки педагогов
    • 1. Анализ исходных методических позиций освоения детской литературы в различных образовательных системах
    • 2. Организация и сущность экспериментальной работы по совершенствованию методики изучения и преподавания детской литературы в современных условиях образования
  • ГЛАВА III. Методические основы изучения детской литературы на разных уровнях литературного образования
    • 1. Культурологический принцип ознакомления дошкольников с детской литературой
    • 2. Коммуникативно-деятельностный принцип в обучении младших школьников чтению детской литературы
    • 3. Литературоведческий подход к изучению детской литературы в средних специальных педагогических учебных заведениях (училищах и колледжах)
    • 4. Теоретико-интегративный принцип преподавания детской литературы в высшем учебном заведении

Теоретические основы изучения детской литературы на уровне профессиональной подготовки педагогов и на начальных ступенях общего образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На рубеже веков принято осмысливать итоги и прогнозировать динамику тех явлений, которые достигли определенного уровня развития. К актуальным явлениям, по нашему мнению, относится детская литература, методика ее освоения детьми и изучения специалистами.

Детская литература стала объектом нашего профессионального внимания более тридцати лет назад, двадцать шесть лет автор диссертации преподает детскую литературу будущим педагогам.

Как учебный предмет детская литература стабильно функционирует в педагогических училищах и вузах с середины XX века, однако до сих пор не предпринималось ни одного диссертационного исследования, впрямую раскрывавшего особенности изучения предмета будущими специалистами начального звена образования. Как предмет исследования детская литература не получила терминологического статуса, но является развившимся устойчивым понятием, дефиниции которого формулируются справочными академическими изданиями, учебными пособиями и программами обучения. В стадии формирования находится парадигма предмета, т. е. исходная концептуальная система базисных представлений. Не создана теория детской литературы, а в целом наука о детской литературе за последние полстолетия переживает состояния синкретизма, контаминации, интеграции и синтеза. До последнего времени методологическая основа учебного предмета «детская литература» отсутствовала и не выполняла своей генеративной функции в отношении методики преподавания.

Степень разработанности проблемы преподавания детской литературы специалистам-педагогам зависит от состояния методической науки в целом. В методике литературы не выделяется особый раздел о преподавании детской литературы в вузе. Практика демонстрирует решение методических вопросов, что и как преподавать студентам по детской литературе, и несовершенство научной аргументации: почему это и так, а не иначе, каковы достижимые целевые установки освоения будущими педагогами профессионально значимого предмета.

Так возникла идея комбинаторно-модификационного эксперимента, в ходе которого произошло бы изменение известных методик, порождающее новое качество обучения педагогов специальному предмету, и идентификация уровней преподавания и изучения детской литературы в системах общего и профессионального образования.

И объект исследования (детская литература) и предмет (методика преподавания детской литературы) требуют разработки в одинаковой мере, как мы видим, исходя из сказанного выше, что составляет специфику диссертации.

Организация эксперимента. 1986;1989 годы — поисковый этап исследования, касающийся начального литературного образования (дошкольников и младших школьников), и главное — подготовки педагогов по детской литературе в среднем специальном и высшем звеньях образования. С 1986 по1989 годы эксперимент прошел диагностический, прогностический и организационный этапы, были выработаны цель, задачи и гипотеза исследования.

Цель — определение такой системы преподавания детской литературы специалистам-педагогам в среднем и высшем учебном заведении, чтобы она соответствовала условиям развивающего обучения в начальной школе и в дошкольном воспитании.

Задачи исследования:

1) изучить специфику и преемственность литературной подготовки дошкольников и младших школьников в условиях перестройки начального звена образования;

2) изучить опыт преподавания детской литературы в системе профессиональной подготовки кадров;

3) выявить научную базу методики преподавания детской литературы в вузе;

4) разработать собственную систему преподавания детской литературы педагогам начальной школы и дошкольных учреждений;

5) идентифицировать теоретическую базу систем начального литературного образования и профессионального изучения предмета.

Гипотеза: преподавание детской литературы в высшем учебном заведении педагогам представляет собою специально отобранные знания о содержании и способах наиболее целесообразной передачи литературной и читательской культуры детям. Процесс освоения детской литературы на разных ступенях образования становится успешным при условиях разработанности концептуальных подходов и программ изучения, непрерывности в развитии образовательного процесса, комплексности литературно-методической подготовки педагога.

1989;1996 годы — формирующий этап эксперимента, проведенного в естественных педагогических условиях на базе Тамбовского госпединститута и областного института повышения квалификации работников образования, в разнотипных школах и дошкольных учреждениях г. Тамбова, Тамбовской области и др.территорий.

С 1995 по 1997 год проходил завершающий этап комбинаторно-модификационного педагогического эксперимента. Осуществлен перенос результатов исследования в новые условия преподавания: педагогический институт стал университетом, школа № 16 — лингво-математическим лицеем, расширилась территория апробации материалов исследования. С учетом того, что по теме диссертации к настоящему времени опубликовано более 60 работ, в тексте диссертации описаны теоретические основы исследования, а основной практический материал представлен в публикациях журнала «Начальная школа», в пособиях для педагогов, в сборниках научных трудов.

В проведенном эксперименте были установлены: разноаспект-ный характер методики литературы в системах общего и профессионального образования, а также особенности методики детской литературы в системах дошкольной литературной подготовки, в начальной школе и в системе подготовки специалистов-педагогов для начального звена образования. В условиях детского сада, начальной школы и вуза апробированы три авторские программы обучения: «Ребенок и книга», «Детская литература в начальных классах», «Детская литература: Теория, история литературы, литературная критика, основы науки о читателе, прикладное литературоведение» (для вуза). База апробации -16 детских садов, 19 школ, 3 вуза (г.г. Тамбов, Брянск, Липецк, Воронеж, Тюмень, Чита, Ханты-Мансийск и др.).

Научная новизна исследования выражается в определенных для каждой ступени литературного образования концептуальных подходах. Ознакомление дошкольников с художественной детской литературой строится на культурологических принципах, которые предполагают усиление роли книги как объекта литературно-педагогической деятельности воспитателя в развитии ребенка. Программа «Детская литература в начальных классах» не предусматривает систематизированного изучения литературы, но учитывает воздействие литературы как вида искусства при реализации коммуникативно-деятельностного подхода к обучению младших школьников чтению литературы. Чтение выступает как ведущий вид речевой деятельности и одновременно как средство коммуникации, обучения, развития и воспитания учащихся. Новизна исследования состоит в том, что формирование полноценного для начальной школы восприятия литературы и читательской самостоятельности детей осуществлено в условиях классного чтенияпроцесс формирования качеств «талантливого» читателя корректировался системой упражнений с детскими книгами, с произведениями детской литературы разных видов и жанров, специальной читательской технологией урока.

Подготовка специалистов в средних педагогических учебных заведениях не была предметом эксперимента, хотя рассмотрена в плане преемственной системы общего и профессионального образования. Традиционный литературоведческий подход является на данном этапе обучения концептуально надежным и стабильно действующим.

Подготовке педагогов по детской литературе в высшем учебном заведении посвящена большая часть диссертационного исследования. Сформированы парадигмы начального теоретического стандарта по детской литературе. Показан мультипарадигмальный характер науки о детской литературе, которая составляет платформу преподавания. Выделена методологическая теоретико-интегративная основа преподавания детской литературы в вузе: в целом разработан теоретический раздел дисциплины «Введение в детскую литературу» (в объеме 36 часов), даны определения основным понятиям курса, в том числе заложены теоретические ориентиры профессиональной деятельности учителя с детскими книгами и текстами, разработана система самостоятельных, лекционных и практических занятий, реализующая тео-ретико-деятельностный подход к преподаванию в вузе.

Основными методами исследования являются: анализ проблемы, обобщение научных данных и педагогического опыта в области изучения детской литературы детьми и специалистами, а также методический эксперимент. В процессе научного познания анализ и синтез выступают во взаимосвязи, кроме них, используются анкетирование, опросы, интеграция как восполнение недостающих частей целого (недостающих знаний об объекте исследования). Следует отметить богатую фактологическую основу, предоставляемую отечественной историей детской литературы.

Практическую значимость имеют следующие результаты исследования: наличие апробированных программ для детского сада, начальной школы и вуза, названных выше, а так^же методического обеспечения их выполнения (см.

список литературы

): планов обучения, алгоритмов и схем самостоятельной работы студентов, тренинга в работе с книгой, произведением литературы, системы упражнений по совершенствованию навыка чтения, методических разработок занятий, уроков для разных групп обучающихся.

Достоверность полученных теоретических результатов подтверждает опора на научно-практические источники методических знаний: на докторские диссертационные исследования по проблемам развития детской литературы Ф. И. Сетина, Е. Е. Зубаревой, Е. О. Путиловой, Н. М. Демуровой, Л. И. Скуратовскойна труды по проблемам детского чтения и изучения детской литературы К. Д. Ушинского,.

Ц.П.Балталона, А. М. Бородич, Н. Н. Светловской, В. Г. Горецкого, В. И. Логиновой, Л. И. Козловой, Т. Н. Гольцовой и др.

Достоверность результатов проведенного педагогического эксперимента подтверждается их неоднократным повторением, переносом в разные типы школ, стабильностью положительных показателей обученности как младших школьников, так и студентов — будущих учителей начальных классов.

Контрольные замеры обученности учеников начальных классов по литературному чтению проводились по следующим параметрам: полноценный навык чтения (безошибочное, сознательное и выразительное чтение художественного текста со скоростью 100−120 слов в минуту, научно-познавательного — 120−130 слов) — наличие читательских умений (квалифицированное рассматривание книги до чтения, умение обдумывать текст, ориентироваться в книге и произведении и др.) — наличие читательского кругозора (начитанности в объеме не менее 50 книг в учебном году и 300 книг за весь период обучения в начальной школе) — близкое к эстетическому восприятие произведения искусства, помещенного в детскую книгу или в книгу для совместного чтения взрослых и детейналичие показателей литературного развития младших школьников. Замеры обученности в экспериментальных классах превышали традиционные показатели по чтению в контрольных классах.

Анализ входного и выходного анкетирования студентов-педагогов по детской литературе показал наличие у них новообразования в виде умения литературно-методического анализа книг и произведений детской литературы, теоретической базы для самообразования по предмету и потребности в дальнейшем совершенствовании знаний о персоналиях детской литературы. Новая парадигма литературоведческого знания студентов имела четко выраженную педагогическую направленность, отражала интегративный уровень теории предмета.

Контрольные замеры знаний теории детской литературы студентами педфака Тамбовского государственного университета в 1995— 1998 годах: 94−95% успеваемости при 80% качества.

На защиту выносятся следующие положения диссертационного исследования.

1. Теоретическая парадигма предмета «Детская литература» в вузе не является только литературоведческой, она синтетична и целе-направлена на ребенка.

Установлены особенности учебного материала по детской литературе как предмету изучения в вузе. Теоретические вопросы курса систематизированы и обобщены в специальном разделе «Введение в детскую литературу» (36 час.). Студенты осваивают систему понятий, представлений, закономерностей и принципов, которые помогают ориентироваться в быстро меняющемся книжном мире современного круга детского чтения, анализировать литературные явления и персоналии, руководить процессом самостоятельного и учебного детского чтения.

Теоретический блок интегрирует знания из смежных наук, связанных с творчеством и с особенностями тех, кому детская литература предназначена. Основными понятиями курса следует считать триаду: литературное произведение, детская книга и круг детского чтения к ним примыкают книговедческие, искусствоведческие, библиографические, психолого-педагогические знания, объединенные в культурологически значимый раздел.

2. Историко-прикладной раздел курса «Детская литература» в вузе может изучаться обзорными блоками, основу которых также составляют вопросы теории.

Создан один из возможных вариантов изучения детской литературы в системе высшего профессионального педагогического образования. Специалист подготовлен к изучению с детьми литературы как вида искусства, он освоил теорию литературного чтения, ставшего ведущим в системах развивающего обучения детей.

3. Метод литературно-методического анализа детских книг и произведений является основным в читательской деятельности студентов. Он предусматривает соотнесение процессов создания, бытования и освоения искусства.

Разработана методика читательской деятельности педагогов, позволяющая осуществлять литературоведческий разбор произведений и в то же время адаптировать исследовательское прочтение к особенностям читательской деятельности ребенка.

4. Система концепций восприятия детской литературы детьми и специалистами представляется как взаимосвязанная двусторонняя параллельная структура, в которой педагогическая деятельность взрослого определяется адекватными читательскими возможностями ребенка.

Каждые 1 -2 года изменяется концепция восприятия детской литературы ребенком, и вслед за этим меняются целевые установки литературно-педагогической деятельности педагога, мотивация обращения к книгам, а не наоборот.

Для малыша 1,5−2-х лет книга — источник сенсорных впечатлений, предмет культурной среды, с которым работает взрослый. Для ребенка от 3 до 5-ти лет книга — поставщик изобразительного ряда искусства и речевых образцов. Для дошкольников от 5 до 6−7-ми лет детская литература соединяется в классические формы единства книжной графики и слова и имеет полифункциональный характер.

В начальных классах детская книга является источником саморазвития для растущей личности. Для первоклассников на первое место выходит представление о книге как приспособлении для самостоятельного чтения. В дальнейшем книга воспринимается младшим школьником как комплекс искусств при приоритете искусства слова.

5. Формирование интереса к детской литературе начинается в дошкольном возрасте на основе культурологического подхода к проблеме. Чем младше ребенок, тем большее значение для него имеют дизайнерские и искусствоведческие стороны детской книги, в период освоения речи приоритет переходит к словесному искусству детской литературы. Культурологический подход позволяет ребенку эмоционально воспринимать главный объект детской литературы — книгукак художественно-эстетический комплекс.

6. В начальных классах детская литература осваивается младшим школьником через коммуникативно-деятельностный подход: речевое общение как результат читательской деятельности является важнейшей стороной процесса обучения чтению детской литературы. Коммуникативно-деятельностный подход в равной мере позволяет осваивать содержание и форму произведений искусства.

7. Теория формирования у младших школьников читательской самостоятельности, созданная Н. Н. Светловской в системе внеклассного чтения, успешно реализуется в условиях классного чтения на двух типах уроков: обучающих качественной читательской деятельности и контролирующих результаты обучения. Методика обучения чтению дополнена системами упражнений с книгой, произведениями разных жанров и учебными текстами.

8. Формирование круга чтения дошкольников и младших школьников производится педагогом самостоятельно с опорой на закономерности и принципы отбора, выявленные в ходе исследования. * *.

Материалы исследования докладывались на научно-практических конференциях в г. г. Москве, Тамбове, Чите, Орле, Санкт-Петербурге, Мичуринске, Тюмени, Ханты-Мансийске, в Республиканском и Тамбовском областном институтах повышения квалификации работников образования на спецсеминарах и спецкурсах, внедрялись в инновационных системах развивающего обучения через публикации в центральной и местной печати.

Структура и объем диссертационного исследования. Во введении раскрывается актуальность избранной темы диссертации, вычленяется проблема, цель и задачи, объект и предмет теоретико-экспериментального исследования, называется методологическая его основа, формулируются гипотеза, положения, выносимые на защиту, определяется научная новизна и практическая значимость исследования, сообщается об апробации материалов, о структуре и объеме работы.

В главе I (стр. 15−83) в историко-аналитическом аспекте раскрывается сущность объекта исследования, прослеживается эволюция понятия о детской литературе, формируется представление о науке, которая ее изучает. Отдельный параграф посвящен методике преподавания детской литературы на разных уровнях общего и профессионального образования.

В главе II (стр. 84−129) представлен анализ исходных методических позиций, давших основания для эксперимента в дошкольном, начальном литературном образовании (НЛО) и в системе подготовки специалистов для НЛОсообщаются хронологические и организационные данные эксперимента, а главное — вскрываются методическая сущность и результаты исследовательской работы.

В главе III (стр. 130−175) обобщаются в теоретическом плане новые подходы к НЛО и методике преподавания детской литературы специалистам-педагогам. Как результат исследования обосновываются культурологический подход к дошкольной литературно-педагогической работе с книгой в детском садукоммуникативно-деятельностный принцип обучения младших школьников чтению детской литературы. Предложен новый теоретико-интегративный уровень преподавания детской литературы в вузе.

В заключении подчеркнуты традиционные и инновационные подходы к методике преподавания литературы последнего десятилетия века.

В приложение вынесены: программа повышения литературно-педагогической квалификации воспитателя детского садапримеры литературно-педагогической деятельности учителя начальных классовтеоретический стандарт предмета «Детская литература» в вузе.

В библиографии по теме исследования (418 названий) представлена литература по следующим разделам: общее литературоведениетеория, история и практика детской литературыприкладное литературоведениефольклористикакультурология, науковедение, книговедение, искусствоведениепсихология творчества и восприятия искусстваразноплановая методическая литература.

Такие выводы относятся не только к сказочным животным, но и к людям, которые любят выяснять, кто лучше. Здесь дан аллегорический урок читателям: не завидуй и не дразни другого за то, чего у него нет, все может плохо кончиться.

Можно предложить детям дома сочинить аналогичную сказку, так как тема выяснения отношений для них актуальна. Например, вещи спорят в пенале: кто лучше? Кому лежать в отдельном ящичке? Или игрушки заспорили в коробке: кто красивее?

Показать весь текст

Список литературы

  1. Методы работы с детской книгой (взрослого и ребенка).
  2. Научно-познавательная детская книга.
  3. Научно-популярное произведение для детей.
  4. Научно-художественная детская книга.52. Нетиповая детская книга.
  5. Расширение круга детского чтения.
  6. Руководство детским чтением.
  7. Тип правильной читательской деятельности ребенка.
  8. Уровни восприятия книги детьми.
  9. Устное народное творчество для детей.
  10. Фиксация круга детского чтения.
  11. Целостное восприятие детской книги.
  12. Читательская самостоятельность детей.
  13. Чтение-рассматривание (как основной метод работы с книгой).
  14. Е.А., Яковлева В. И. Чтение в начальных классах. М.: Просвещение, 1967. 263 с.
  15. А.Н., Акимов В. М. Семидесятые, восьмидесятые. Проблемы и искания современной детской прозы: Очерки. М.: Дет. лит., 1989.
  16. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах / Под ред. М. С. Васильевой и др. М.: Педагогика, 1977.
  17. Актуальные проблемы чтения современных школьников: Сб. статей. Л., 1977.
  18. Анализ художественного произведения на уроках чтения. Метод, рекомендации. / Сост. М. П. Воюшина. Л., 1989.
  19. Л.В. Пути анализа лирического стихотворения // Начальная школа, 1994. № 3.
  20. В.П. Русская народная сказка: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1977. 208 с.
  21. В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М., 1957.
  22. Т.Н. Иллюстрация в библиотечной работе с читателями младшего возраста: Лекция, МГИК. М., 1989.
  23. Н.А. Текстовая иллюстрация как средство формирования у младших школьников типа правильной читательской деятельности // Начальная школа, 1991. № 7.
  24. Ц. и В. Воспитательное чтение: Беседы по методике начального обучения. М., 1914.
  25. А.Л. Записки детского поэта. М.: Сов. писатель, 1976.
  26. М.М. Эстетика словесного творчества / Примеч. С. С. Аверинцева, С. Г. Бочарова. 2-е изд. М.: Искусство, 1986. С. 444.
  27. Л.И. Ребенок и книга: О читателе 8−9 лет. М.: Книга, 1969.
  28. .А. Классики в стране детства. М.: Дет. лит., 1983.
  29. .А. Правда сказки. М.: Дет. лит., 1989.
  30. Н.С. Работа над выразительностью речи и чтения при формировании умения читать сказки // Начальная школа, 1991. № 12.
  31. Библиотечно-библиографические знания младшим школьникам: Методические рекомендации. Горький, 1980.
  32. Биографический справочник для начальной школы / Сост. Н. И. Турчанникова. В. 1−6. Тамбов, 1993−1995.
  33. A.M. Методика развития речи детей: Учебное пособие. Изд. 2-е. М.: Просвещение, 1981.
  34. Е.П. От Эзопа до Джанни Родари. М.: Дет. лит., 1980.
  35. Л.Ю. Сказочники Скандинавии. Л.: Наука, 1979. 238 с.
  36. Р.Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Книги для чтения в I—IV классах из серии «Свободный ум»: Методические рекомендации. В. 1. М.: С-ИНФО., Баллас, 1994.
  37. Е.Я. Человеческое в культуре, культурное в человеке: Диалоги о путях приобщения к культуре. М.: Знание, 1991.
  38. Вопросы методики чтения в начальной школе / Сост. В. Г. Горецкий, М. И. Оморокова. М.: Просвещение, 1964.
  39. Воспитание творческого читателя / Под ред. С. В. Михалкова, Т. Д. Полозовой. М.: Просвещение, 1981.
  40. Воспоминания о Корнее Чуковском / Сост. К. И. Лазовская, З. С. Паперный, Е. Ц. Чуковская. Изд. 2-ое. М.: Сов. писатель, 1983.
  41. Вслух про себя: Сб. статей и очерков советских детских писателей М., 1975−1978 (1−2 книги).
  42. Встречи с писателями: Детская книга в школе / Сост. Н. Н. Светловская, О. В. Джежелей, Н. М. Дружинина. М.: Просвещение, 1978.
  43. Л.С. Психология искусства. М., 1965.
  44. .Е. Книжка про книжки. М.: Дет. лит., 1985.
  45. .Е. Платье для Алисы: Художник и писатель. Диалоги. М.: Книга, 1990.
  46. Э.З. Русские художники детской книги. М., 1963.
  47. Э.З. Художники в современной детской книге. М., 1977.
  48. M.JI. Русские стихи 1890-х-1925-го годов в комментариях. М.: Высшая школа, 1993. 271 с.
  49. В.Г. Новый учебник «Родная речь»: Книга 1-я // Начальная школа, 1991. № 11.
  50. В.Г. Теоретические основы и содержание курса учебного чтения в начальной школе // Начальная школа, 1989. № 1.
  51. В.Г., Тикунова Л. И. Тематические и итоговые контрольные работы по чтению в начальной школе: Метод, пособие. М.: Дрофа, 1995. 158 с.
  52. В.Г. Чтение на четвертом году обучения // Начальная школа, 1989. № Ю-11.
  53. Г. И. Беседы о научной фантастике: Кн. для учащихся. 2-ое изд. М.: Просвещение, 1991. 156 с.
  54. JI.M., Береговая Л. В., Логинова В. И. Ребенок и книга: Кн. для воспитателя детского сада / Под ред. В. И. Логиновой. М.: Просвещение, 1992.
  55. Дети и книга: Сб. научных трудов МПГИ, каф. русск. лит. XX в. / Кузнецова Н. И., Арзамасцева И. Н., Чинаева М. И., Минерало-ва И.Г. и др. М.: Прометей, 1992. Вып. 1.
  56. Дети и подростки в мире книжной культуры: Сб. научных трудов РГБ. М., 1993. 128 с.
  57. Дети страны Советов: Детская книга в школе. М., 1979.
  58. Детская книга вчера и сегодня: По материалам зарубежной печати / Сост. Э.Ганкина. М.: Книга, 1988.
  59. Детские писатели: Справочник. / Сост. Н. И. Кузнецова, М. И. Мещерякова, И. Н. Арзамасцева. М.: Баллас, С-Инфо, 1995. 160 с.
  60. Детское чтение для сердца и разума. Ч. 1. М.: В университ. типографии Н. И. Новикова, 1785.
  61. О.В., Светловская Н. Н. Учим читать книгу: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. 208 с.
  62. О.В. Формирование круга чтения младших школьников // Начальная школа, 1989. № 1.
  63. О.В. Формирование основ читательской самодеятельности на уроках чтения в 1 классе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1975.
  64. Дифференцированное руководство чтением детей: Сб. научных трудов ЛГИК. Л., 1983.
  65. Ю. Рассказы о книгах В.Бианки. М., 1973.
  66. Дошкольникам о художниках детской книги: Из опыта работы / Сост. Т. Н. Доронова. Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1991.
  67. Н.М. Методические основы работы с научно-познавательной детской книгой в школе: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Л., 1983.
  68. Е.В. Система работы с книжкой-игрушкой как средство формирования интереса к книге и чтению: Автореф. дис.. канд. пед. наук. МПГУ. М., 1993.
  69. Жизнь и творчество Агнии Барто: Сб. М.: Дет. лит., 1989.336 с.
  70. Жизнь и творчество Алексея Мусатова: Сб. М.: Дет. лит., 1987.255с.
  71. Жизнь и творчество А. П. Гайдара: Сб. М., 1964.
  72. Жизнь и творчество Б. С. Житкова: Сб. М., 1955.
  73. Жизнь и творчество Виталия Бианки: Сб. Л., 1967.
  74. Жизнь и творчество М. Ильина: Сборник М., 1962.
  75. Л.В. О начальном обучении. М.: Просвещение, 1963.
  76. В.В. Почему у Ильина читают все?: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. 160 с.
  77. Jl.К. Прогностическое обоснование целей гуманитарной подготовки учителя в педагогическом вузе. В сб. Державинские чтения: Материалы научной конференции преподавателей (ТГУ). Тамбов, 1995.
  78. А.И. Природа. Дети.: Очерки творчества. М.: Дет. лит., 1975.
  79. З.Ф. Формирование умения анализировать художественный текст у студентов национальных групп пед. вузов: Авто-реф. дис.. канд. пед. наук. М., 1989.
  80. И. Наука в образах. Писатели-популяризаторы-детям. М., 1970.
  81. Искусство анализа художественного произведения / Сост. Т. Г. Браже. М., 1971.
  82. Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с младшими школьниками / Авторы А. П. Ершова и др.: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991.
  83. Как организовать работу клубов юных книголюбов / Сост. М.Бродский. М&bdquo- 1989.
  84. Карсалова Е.В."Стихи живые сами говорят.": Книга для учителя. Из опыта работы. М.: Просвещение, 1990. 207 с.
  85. А.П. Поэтический словарь. М., 1966.
  86. Л.Ф. Об усилении гуманистической направленности обучения в начальных классах // Начальная школа, 1991. № 27.
  87. Л.Ф. Обучение через общение и культуру: Концептуальные основы разработки новых технологий в начальном обучении // Начальная школа, 1993. № 12.
  88. Книга ведет в жизнь: сборник под ред. Т. Д. Полозовой. М., 1964.
  89. Книга в меняющемся мире: Материалы научной конференции по проблемам книговедения: Тезис, докл. М., 1992.
  90. Книга и чтение в жизни небольших городов: По материалам исследования чтения и читательских интересов / Отв. ред. О.С.Чу-барьян. М., 1973.
  91. Книговедение: энциклопедический словарь / Ред. коллегия: Н. М. Сикорский (гл. ред.) и др. М.: Сов. энциклопедия, 1982.
  92. JI. Талант читателя Л., 1967.
  93. Л.И. Подготовка учителя начальных классов обучению младших школьников чтению: Дис.. канд. пед. наук. М., 1989.228 с.
  94. А 146. Колесова Л. Н. Детские журналы Советской России: 1917—1977. Петрозаводск, 1993.
  95. В.М. О себе и своем деле. М.: Дет. лит., 1968.
  96. Н.И., Лазутин С. Г. Русское устное народное творчество. Изд. 2-ое. М.: Высшая школа, 1983. 448 с.
  97. К 70-летию «Мурзилки»: Юбилейное издание. М., 1994.
  98. О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения. Начальная школа, 1991. № 9.
  99. Г. Н., Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З. Н. Как развивать художественное восприятие у школьников. М.: Изд-во Знание, 1988.
  100. Т.Н. Чтение художественного текста как читательское сотворчество // Искусство в школе, 1992. № 2. С. 12−17.
  101. Культурология: История русской культуры. Тематический план, программы, методические материалы курса / Авт.-сос. Н. И. Ромах. Тамбов: Изд-во МИНЦ, 1995.
  102. Культурология: Краткий терминологический словарь. Ю. Г. Акимов и др. / Под ред. И. Ф. Кефели. С-Пб., 1994. 24 с.
  103. Т.В. От совершенствования техники чтения до свободного интеллектуального общения: Банк педагогических находок // Начальная школа, 1994. № 2.
  104. A.M. Автор-образчитатель: 2-е изд. Л.: ЛГУ, 1983.
  105. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  106. И.Я. Ты и твоя книга. М.: Просвещение, 1981, Час книги. М: Книга, 1988.
  107. Лосев
  108. Ю.М. Анализ поэтического текста: Пособие для студентов. Л.: Просвещение, 1982.
  109. М.Р. Воспитание юных читателей // Начальная школа, 1982. № 6.
  110. М.Р. О родном языке в начальной школе // Начальная школа, 1993. № 8.
  111. М.Р., Рамзаева Т. Г., Светловская Н. Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. Уч. пособие. Изд. 2-е, пе-рераб. М.: Просвещение, 1987. 415 с.
  112. Любителям чтения о книгах и библиотеках. Хрестоматия / Сост. В. Г. Валькова, Т. С. Рождественская. М.: Мирос, 1993.
  113. В.Н. Очерки теории искусства книги. М., 1971.
  114. Л.Д. Методика обучения младших школьников основным видам творческих работ на уроках чтения: Автореф. дис.. канд. пед. наук, МПГИ им. Ленина. М., 1985.
  115. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990.
  116. С.Я. Воспитание словом. М.: Сов. писатель, 1964.
  117. Мастерство перевода: Сб. ст. / Ред. кол. К. И. Чуковский и др. М.: Сов. писатель, 1968. 536 с.
  118. Материалы международной научно-практической конференции по психологии и педагогике чтения /Ассоциация исследователей чтения. М.: МГУ, 1993, 1995.
  119. М.Н. Русский детский фольклор. М.: Просвещение, 1987.
  120. Методические рекомендации по формированию культуры чтения у школьников / Сост. Н. М. Дружинина, О. В. Евдокимова. ЛГПИ им. Герцена. Л., 1987.
  121. Мид М. Культура и мир детства: Избр. произвел. / Пер. с англ. М.: Наука, 1988. 429 с.
  122. А.Э. Культура книги: Что делает книгу удобной для читателя: Справочное пособие. М.: Книжная палата, 1992. 224 с.
  123. Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. М., 1991.
  124. Мифы народов мира: В 2-х т. М., 1992.
  125. А .Я. Почему и как мы смеемся // Начальная школа, 1993. № 8.
  126. С.В. Все начинается с детства. М., 1972.
  127. Л.К. Пути повышения эффективности содержания и методики обучения чтению // Начальная школа, 1990. № 12. С. 68−71.
  128. Э.И., Бибко Н. С., Сыромицкая В. П. О качестве подготовки учителей начальных классов к обучению чтению // Начальная школа, 1989. № 9.
  129. А.К. Русское народное поэтическое творчество. М., 1986.
  130. НТР и развитие художественного творчества: Сб. научн. тр. / Ред. колл. Д. Д. Благой, Б. Ф. Егоров, Б. М. Кедров, Б. С. Мейлах. Л.: Наука, 1980.
  131. Обучаем по системе Л. В. Занкова: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. 240 с.
  132. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / Российская АН. Институт рус. яз.- Российский фонд культуры. М.: Азъ LTD., 1992. 960 с.
  133. М.И., Рапопорт И. А., Постоловский И. З. Преодоление трудностей. Из опыта обучения чтению. М.: Просвещение, 1990.
  134. М.И., Стремох И. М. Некоторые особенности понимания текста шестилетними детьми // Начальная школа, 1988. № 5.
  135. От азбуки Ивана Федорова до современного букваря: 15 741 974. М.: Просвещение, 1974.
  136. Очерки методики обучения чтению на иностранных языках / Под ред. И. М. Бермана и В. А. Бухбиндера. Киев: Вища школа, 1977.
  137. И.П. Про твою книгу. Л.: Дет. лит., 1991.
  138. Л.А. Выразительное чтение как средство нравственно-эстетического воспитания младших школьников на уроках чтения. Автореф. дис.. канд. пед. наук М., 1988.
  139. К.Г. Золотая роза: Психология творчества. М.: Педагогика, 1991.
  140. А.Ф. Про свою работу в детской книге. М.: Дет. лит., 1982.
  141. Педагогическая энциклопедия: В 2-х т. М., 1965.
  142. Г. М. Внеклассное чтение в 1-ом классе шестилеток / В сб. Обучение и развитие детей шестилетнего возраста. Владимир, 1991.
  143. Г. М. Военная тема в детском чтении. В сб.: Война и народ / Материалы к научной конференции ТГУ. Тамбов, 1995.
  144. Г. М. Восприятие книги как проблема культуры детского чтения / В сб.: Проблемы формирования культуры чтения. Тамбов, 1994.
  145. Г. М. Звонкая сила поэта: К 100-летию со дня рождения В. Маяковского // Начальная школа, 1993. № 10.
  146. Г. М. Использование произведений С.Я.Маршака в процессе обучения шестилеток // Начальная школа, 1987. № 10.
  147. Г. М. Коммуникативно-деятельностный подход к подготовке ребенка-читателя на начальном этапе непрерывного образования / В сб.: Преемственность в работе дошкольных учреждений и школы как проблема начального звена образования. Тамбов, 1995.
  148. Г. М. Методические рекомендации для учителей: Чтение / В кн.: Обучение во втором классе: Пособие для учителя 4-х летней начальной школы. Книга 1 / Под ред. Б. И. Фоминых. М.: Просвещение, 1987.
  149. Г. М. О достижении воспитательных целей чтения // Начальная школа, 1990. № 3.
  150. Г. М. Подготовка к уроку чтения // Начальная школа, 1994. №Ю.
  151. Г. М. Поэтический мир Даниила Хармса // Начальная школа, 1984. № 2.
  152. Г. М. Принципы обновления программного чтения в начальных классах // Начальная школа, 1993. № 5.
  153. Г. М. Приобщение к искусству на уроках чтения / В сб.: Творческие поиски учителей начальных классов: Из опыта работы по системам развивающего обучения. Тамбов, 1995.
  154. Г. М. Работа над рассказом с учетом его жанровых разновидностей // Начальная школа, 1991. № 7.
  155. Г. М. Работа с книгой в дошкольный период детства: Пособие для воспитателя. Тамбов, 1996.
  156. Г. М. Стихи С.Есенина // Начальная школа, 1995.11.
  157. Г. М. Читаем К.Паустовского // Начальная школа, 1993. № 1.
  158. Г. М. Эмоциональный аспект урока чтения / В сб.: Формирование положительного отношения к учению у младших школьников. Тамбов, 1989.
  159. Г. М. Нетрадиционные уроки чтения. В сб. н. тр.: Инновации в начальном обучении. Тамбов, 1996.
  160. Г. М. Развитие теории формирования читательской самостоятельности // Начальная школа, 1996. № 5. С. 4−9.
  161. М.С. Книга о Корнее Чуковском. М., 1966.
  162. М.С. Книги нашего детства. М.: Книга, 1986.
  163. Писатели мира детям / Сост. Э. И. Иванова. М., 1991.
  164. Пиче-оол Т. С. Самостоятельная работа младших школьников с текстом на уроках чтения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1992.
  165. С.И. Как читать книги. Изд. 3-е. М.: Книга, 1978.
  166. Г. И. Актуальные вопросы педагогики и психологии детского чтения: Уч. пособие. Л., 1976.
  167. Т.Д., Полозова Т. А. Всем лучшим во мне я обязан книгам. М.: Просвещение, 1990.
  168. Э.В. Русские сказочники. М., 1976.
  169. В.А. Поэт разговаривает с детьми. М.: Дет. лит., 1980.
  170. Проблемы дифференциации читателей и психологии чтения. Л., 1980.
  171. Проблемы развития речи учащихся начальных классов: Сб. н. трудов М.: МПГИ им. Ленина, 1985.
  172. В.Я. Морфология сказки. М.: Наука, 1969.
  173. Психология: Словарь / Изд. 2-ое. Под общ. ред. А. В. Петровского шМ.Г.Ярошевского. М.: Политиздат, 1990.
  174. Радуга: Программа и метод, рекомендации для воспитателя дет. сада. М.: ИОО МО РФ, 1992. С. 176.
  175. Л.Э. Волшебство популяризатора. М., 1966.
  176. В.Д. Советская драматургия для детей. Л., 1978.
  177. В.Л. Книги на всю жизнь. М.: Просвещение, 1975.
  178. В.JI. С книгой по жизни: О творчестве сов. дет. писателей. М.: Просвещение, 1986.
  179. С. Книга про читателя. М.: Искусство, 1965.
  180. С.Б. Так начинают жить стихом: Книга о поэзии для детей. М., 1967.
  181. В.А. Проблемы становления и развития русской советской детской поэзии 20-х годов: Жанрово-стилевые аспекты. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1990.
  182. Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй / Перевод с итал. М., 1990.
  183. Родная речь: Учебник по чтению для нач. школы / Сост. М. В. Голованова, В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова. М.: Просвещение, 1991−1994.
  184. Родные поэты: Сб. М.: Дет. лит., 1966.
  185. В. Читая Пушкина. Л.: Дет. лит., 1966.
  186. Л.Н. Искусство быть читателем. М., 1989.
  187. З.И. Живое слово: Учебник для нач. шк. М.: Просвещение, 1991−1994.
  188. З.И. Чтение и развитие речи. М.: Педагогика, 1982.
  189. Н.А. Психология читателя и книги: Краткое введение в библиологическую психологию / Труды отечественных книговедов. М.: Книга, 1977. 264 с.
  190. Н.А. Этюды о русской читающей публике. С.-Пб., 1895.246 с.
  191. Руководство чтением детей и юношества в библиотеке / Под. ред. Т. Д. Полозовой. М.: МГИК, 1992.
  192. Русская муза малышам: Раздел журнала ведет В. При-ходько // Дошкольное воспитание, 1991. №№ 3, 7, 8, 12 и др.
  193. Русская поэзия детям / Вступ. статья, комм., прим., сост. Е. О. Путиловой. Л.: Сов. писатель, 1989.
  194. Русские народные песни / Вступ., комм, и сост. В. П. Аникина. М.: Дет. лит., 1972.
  195. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения / Под ред. М. С. Соловейчик. М.: Просвещение, 1993.
  196. .М. Самуил Маршак / Очерк поэзии. М., 1968.
  197. Н.Н. Детское чтение и некоторые особенности становления учащихся-читателей // Начальная школа, 1983. № 8. С. 76−80.
  198. Н.Н. Еще раз о любви к книге, к чтению и к профессии учителя // Начальная школа, 1989. № 7.
  199. Н.Н. Методика внеклассного чтения. М.: Просвещение, 1977. 2-ое изд., 1991.
  200. Н.Н. Методика чтения в начальных классах и наши задачи // Начальная школа, 1983. № 11. С. 22−25.
  201. Н.Н. О деятельностном подходе в обучении, или о том, чему и как учить младших школьников // Начальная школа, 1990. № 9.
  202. Н.Н. О методике, технологии педагогического труда и педагогическом творчестве // Начальная школа, 1991. № 2.
  203. Н.Н. Основы науки о читателе. М.: Магистр, 1993.
  204. Н.Н. О чем надо помнить, обучая младших школьников чтению // Начальная школа, 1988. № 8.
  205. Н.Н. Право на выбор // Начальная школа, 1994.
  206. Н.Н. Путь первоклассника к книгам. М.: Педагогика, 1974.
  207. Н.Н. Самостоятельное чтение младших школьников: Теоретико-экспериментальное исследование. М.: Педагогика, 1980.
  208. Н.Н. Учеба и самоконтроль залог профессионализма: Заочный семинар для руководителей детским чтением // Начальная школа, 1991. № 5. С. 75−80.
  209. С.И. Веселые наши друзья: Очерки о юморе в сов. лит. для детей. Изд. 2-е. М.: Дет. лит., 1986.
  210. С.И. Уроки детских классиков. М., 1990.
  211. А.А. Книга и жизнь: Сб. книговедческих работ. М., 1972.
  212. Л.С. Метдика обучения младших школьников чтению крупнообъемных произведений: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1988.
  213. Л.С. Формирование учебных мотивов на уроках классного чтения // Начальная школа, 1988. № 8.
  214. Словарь иностранных слов: 10-е изд. М.: Русский язык, 1983 608 с.
  215. Словарь юного книголюба. М., 1987.
  216. В.В. О детях и для детей. М., 1967.
  217. Ю.А. Почему живут и умирают книги? М.: Педагогика, 1991.
  218. Л.Е. О показателе отбора художественных произведений для чтения младшими школьниками в целях их художественного развития: Новые педагогические исследования. М., 1984.
  219. И. Сто книг вашему ребенку: Беседы для родителей. М.: Книга, 1987. 255 с.
  220. Л.Н. Азбука. Новая азбука / Авт.-сост. В. Г. Горецкий, Г. В. Карпюк. Изд. 2-е, доп. М.: Просвещение, 1987.
  221. Три века русской поэзии / Антология. Сост. Н. В. Банников. М.: Просвещение, 1979.
  222. КД. Избранные педагогические сочинения. М., 1954.
  223. КД. Собр. соч. Т. 4. Изд. АПН РСФСР. М.-Л., 1948. (Детский мир и хрестоматия).
  224. Фрейд 3. Недовольство культурой. В кн.: Психоанализ. Религия. Культура. М.: Ренессанс, 1992. С. 65−134.
  225. Хрестоматия для маленьких: пособие для воспитателя детского сада/Сост. Л. Н. Елисеева. Изд. 5-ое. М.: Просвещение, 1987. 448 с.
  226. Художники детской книги о себе и о своем искусстве: Сб. / Сост. В.Глоцер. М.: Книга, 1987.
  227. Человек в мире художественной культуры. Приобщение к искусству: процесс и управление / Отв. ред. Ю.У.Фохт-Бабушкин. М.: Наука, 1982.
  228. Н.В. Детская литератрура. М.: Польза, 1909.
  229. Чтение в начальной школе: Сб. трудов методистов конца Х1Х-началаХХ века / Сост. С. П. Редозубов. М.: Учпедгиз., 1949.
  230. Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина: Кн. для учителя /Агаркова Н.Г. и др. М.: Просвещение, 1993. 318 с.
  231. А.П. Слово-вещь-мир: от Пушкина до Толстого / Очерки поэтики русских классиков. М.: Сов. писатель, 1992. 320 с.
  232. М.О. Рукопись и книга: Рассказы об архивоведении, текстологии, хранилищах рукописей писателей: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986. 176 с.
  233. В., Панова Р. Через библиотеку к будущему: Реализация национальных целей образования через библиотечное обслуживание / Из зарубежного опыта. Библиотека, 1993. №№ 11−12. С. 38−43.
  234. К. От двух до пяти: Изд. 21-е. М.: Сов. писатель, 1970.
  235. А. Волшебники приходят к людям. Книга о сказке и о сказочниках. 2-е изд., доп. М.: Дет. лит., 1979. 382 с.
  236. Е.А. К вопросу о монографическом подходе при чтении младшими школьниками произведений русской поэзии XIX века// Начальная школа, 1994. № 12.
  237. Е.А. Методика работы над произведениями русской поэзии XIX в. на уроках чтения в начальных классах: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1995.
  238. Е.Г. Разговор о стихах. М.: Дет. лит., 1970.
  239. Юному книголюбу: Словарь-справочник. М.: Книга, 1978.192 с.
  240. Я думал, чувствовал, я жил: Воспоминания о Маршаке / Сб.: Сост. Б. Е. Галанов, А. И. Маршак, З. С. Паперный. М.: Сов. писатель, 1988.592 с.
  241. П.Н. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964.
  242. В.И. О беседах по художественному произведению // Начальная школа, 1989. № 7.
Заполнить форму текущей работой