Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Литература. 
Практическое использование школьной экскурсии в обучении географии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Учеников тоже нужно подготовить к экскурсии. На уроке перед экскурсией показать картину ландшафта с открытым горизонтом или рисунок и выявить, что ученики знают о горизонте и линии горизонта, как его представляют. Учитель графически показывает на доске, а ученики срисовывают себе в тетради горизонт в виде круга, каким он воспринимается на открытой со всех сторон местности. Учитель доводит… Читать ещё >

Литература. Практическое использование школьной экскурсии в обучении географии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • 1. Беловолова, Е. А. К вопросу об усилении практической направленности школьной географии: Методика и опыт / Е. А. Беловолова // География в школе. — 2006. — № 5. — С.39−46.
  • 2. Вахромеева, О. Б. Человек с открытым сердцем / О. Б. Вахромеева // Педагогика. — 2001. — № 4. — С.110−112.
  • 3. Геттнер, А. География: ее история, сущность и методы / А. Геттнер / Пер. с нем. Е. А. Торнеус; под ред. Н. Н. Баранского. — М.: Просвещение, 1985. — 310 с.
  • 4. Голуб, Б. А. Основы общей дидактики: Учеб. пособие для студ. педвузов / Б. А. Голуб — М.: ВЛАДОС, 1999. — 96 с.
  • 5. Мамонов, А. В. История экскурсионного дела / А. В. Мамонов // География в школе. — 1999. — № 2. — С.41−44.
  • 6. Поздняк, С. Н. Методика обучения географии: Методика и опыт / С. Н. Поздняк // География в школе. — 2006. — № 5. — С.35−38.
  • 7. Прокопьев, И. И. Педагогика. Избранные лекции: учебное пособие. — В 3 ч. — Ч.3. — Дидактика / И. И. Прокопьев. — Гродно: ГрГУ, 2000. — 138 с.
  • 8. Сластенин, В. А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. — М.: Академия, 2002. — 576 с.
  • 9. Чередов, И. М. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе / И. М. Чередов. — М.: Просвещение, 1987. — 210 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ИНСТРУКЦИЯ №____.

ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НА ЭКСКУРСИЯХ ПО ГЕОГРАФИИ Общие требования безопасности.

  • 1. На экскурсии допускаются учащиеся, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по технике безопасности.
  • 2. Опасность возникновения травм:
    • · при сборе растений для гербария;
    • · при работе с колющими предметами;
    • · при нарушении инструкции по ТБ
  • 3. У руководителя экскурсии должна быть аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи пострадавшим.
  • 4. Учебная экскурсия не должна превышать 45 минут.

Требования безопасности перед началом занятий.

  • 1. Приготовить необходимые инструменты и учебные принадлежности.
  • 2. Внимательно выслушать инструктаж по ТБ при проведении экскурсии.
  • 3. Получить учебное задание у руководителя.
  • 4. Выходить из кабинета спокойно, не торопясь.
  • 5. Оденьтесь соответственно погоде.
  • 6. При жаркой солнечной погоде надеть головной убор.
  • 7. Не начинать движение без указания учителя-руководителя.

Требования безопасности во время занятий.

  • 1. Выполнять все действия только по указанию учителя.
  • 2. Идти только по маршруту, указанному учителем, не нарушая правил дорожного движения при переходе улиц, перекрёстков.
  • 3. Выполнять только работу, определённую учебным заданием.
  • 4. Не делать резких движений, не трогать посторонних предметов.
  • 5. Соблюдать порядок и дисциплину.
  • 6. Сбор растений, листьев и т. п. производить с разрешения учителя.
  • 7. Без разрешения учителя никуда не отлучаться.
  • 8. При посещении производственных предприятий двигаться компактной группой, не создавая помех рабочему персоналу.
  • 9. Не прикасаться к производственному оборудованию.

Требования безопасности в аварийных ситуациях.

  • 1. При плохом самочувствии сообщить об этом учителю.
  • 2. При резком ухудшении погоды, по указанию учителя, немедленно прекратить занятия, вернуться в учебный кабинет.
  • 3. При получении травмы немедленно сообщить о случившемся учителю.

Требования безопасности по окончании занятий.

  • 1. Проверьте присутствие всех своих товарищей.
  • 2. Аккуратно разложите собранный материал в специальную папку.
  • 3. Просмотрите свои записи в черновиках по результатам экскурсии.
  • 4. Проверьте безопасность рабочего места, убраны ли все булавки, иголки и т. п.
  • 5. Вымойте лицо и руки с мылом.
  • 6. О всех недостатках, обнаруженных во время работы, сообщите учителю.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе _______________________.

Учитель географии ________________________________.

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПЛАНА ЭКСКУРСИИ Тема: Ознакомление с горизонтом и линией горизонта Цель: образовать у детей конкретное представление о горизонте и линии горизонта и тем самым положить начало научного ознакомления их с миром.

Методы и виды работ: беседа, рассказ учителя, наблюдения, практическая работа, самостоятельная работа, обработка собранного материала.

Маршрут и объекты для наблюдений: дорога, поле, холм.

Проведение экскурсии:

Дети ежедневно видят горизонт. Их жизненный опыт нужно использовать в школьном обучении. Но было бы ошибкой на этом основании считать излишней экскурсию по этой теме. Они видят горизонт, но не сосредоточивают на нём внимания, не наблюдают его и обычно не имеют осознанного представления о нём. У разных учеников могут оказаться различные представления о горизонте.

Подготовка к проведению экскурсии для ознакомления учеников с горизонтом и линией горизонта в основном состоит в следующем.

Учителю надо выбрать открытое ровное место, на котором можно удобно показать горизонт и линию горизонта. Хорошо после перейти на пригорок (холм) и на пониженное место.

Учеников тоже нужно подготовить к экскурсии. На уроке перед экскурсией показать картину ландшафта с открытым горизонтом или рисунок и выявить, что ученики знают о горизонте и линии горизонта, как его представляют. Учитель графически показывает на доске, а ученики срисовывают себе в тетради горизонт в виде круга, каким он воспринимается на открытой со всех сторон местности. Учитель доводит до сознания учеников, что площадь горизонта простирается во все стороны от наблюдателя. Человек видит до некоторого расстояния, а дальше не видит. Вот граница видимой местности и есть линия горизонта. Всё это учитель изображает на классной доске.

Это послужит подготовкой детей к восприятию горизонта в натуре.

Необходимо закрепить в памяти детей термины: «горизонт» и «линия горизонта». Для этого учитель чётко произносит их сам, несколько раз предлагает отдельным ученикам произнести их, а если нужно, то произнести хором всем классом. Затем учитель эти слова пишет на доске, а ученики переписывают себе в тетради.

Потом учитель объявляет ученикам об экскурсии, рассказывает о её целях, указывает, что надо с собой взять, в каком порядке надо идти.

На месте экскурсии учитель так расставляет учеников, чтобы они могли хорошо видеть вокруг себя. Лучше всего сначала расположить класс на открытом ровном месте.

Беседу можно начать с предложения:

  • — Дети, посмотрите вдаль, что вы видите вокруг себя?
  • (Дать время на то, чтобы дети могли рассмотреть видимые предметы вокруг себя.)
  • — Скажите, что вы видите?
  • («Дерево, дорогу».)
  • — Не видите ли ещё что-нибудь?
  • (Ответ: «Поле, луг».)
  • — Что ещё видно отсюда? Посмотрите хорошенько вокруг себя.
  • (Ответ: «Вдали лес, там гора, тут овраг».)

Подобными вопросами учитель добивается того, что ученики воспринимают местность и наиболее заметные предметы, уточняя их названия.

Если на уроке перед экскурсией детям уже объяснено, что такое горизонт, то учитель теперь может прямо предложить, чтобы они указали горизонт. Если же занятие по этой теме начато с экскурсии, то учитель сначала вопросами добивается того, что ученики хорошо осматривают видимую вокруг них местность, а потом сообщает им, что видимая вокруг нас местность и называется горизонтом.

После того, как ученики научились правильно указывать и верно определять горизонт, учитель может перейти к рассмотрению линии горизонта. К этому можно подойти через вопросы об отдалённости от нас предметов.

— Дети, посмотрите, какие видимые предметы дальше от нас, какие ближе? Вот там камень, дерево, горка. Что из них к нам ближе, что дальше?

Так можно немного поупражнять детей на сравнительное определение удалённости разных предметов. Затем учитель предлагает перечислить самые отдалённые предметы. Нужно вопросами подвести детей к выводу, что линия горизонта не прямая линия, а имеет вид окружности.

Затем надо направить их внимание на кажущееся сближение неба с землёй на границе горизонта с тем, чтобы доказать кажущийся характер этого явления.

— Дети, вот Миша и Володя сказали, что лес и горка — самые отдалённые предметы. Посмотрите, что видно вправо от леса, за горкой? (Небо.).

Далее путём вопросов учитель обращает внимание учеников на сводообразный вид неба и на кажущееся сближение неба и земли по линии горизонта. Он предлагает показать рукой линию горизонта. Надо, чтобы ученики показали рукой вокруг себя, так как линия горизонта имеет вид окружности.

Затем учитель показывает детям по видимости отдалённых предметов, как линия горизонта приближается к нам, если сойти в более пониженное место, как она удаляется при подъёме на холм, на крышу.

Примерные вопросы беседы:

  • — Дети, скажите, что мы видим вокруг себя?
  • (Поле, ручей, кусты, дерево, луг, овраг и т. д.)
  • — Где мы видим ровные места?
  • — Где мы видим неровные места?
  • — Место, на котором мы стоим, ниже или выше того места, где лежит камень? (или где растёт дерево или куст)
  • — В какую сторону от нас местность повышается и в какую понижается?
  • (Наклон местности определяется на глаз, по направлению течения ручья, речки; названия сторон уточняются по компасу.)
  • — Укажите наиболее низкие видимые нам места и назовите их. (На видимой местности могут оказаться низина, лощина, балка, овраг, дно долины, речки и т. д.)
  • — Укажите наиболее возвышенные видимые нам места и назовите их. (Пригорок, возвышенность, холм.)

От общего обозрения вида местности можно перейти к более подробному ознакомлению учеников с холмом. Учащиеся приводятся к холму. Они сна чала рассматривают его на некотором расстоянии, затем всходят на вершину холма. Они осматриваются кругом и отмечают, что с холма видно дальше, чем с низкого места.

  • — Дети, посмотрите, где мы находимся.
  • — Как называется всё это возвышение, где мы находимся?

Учитель объясняет: «Возвышение, где мы находимся, называется холмом».

  • — Как называется самая возвышенная часть холма?
  • (Самая возвышенная часть холма называется вершиной холма.)
  • — Как называются понижения, идущие во все стороны от вершины холма, т. е. боковые стороны холма?
  • (Склонами холма.)
  • — Посмотрите и скажите, где у этого холма самый крутой склон? И где наиболее пологий склон?
  • — По какому склону легче всходить на вершину холма?
  • (Если холм не очень высокий и двукратное восхождение на него не утомит детей, то можно им предложить подняться по крутому и по пологому склону.)
  • — Теперь покажите, где внизу начинается холм, где склоны кончаются.
  • — Как называется то место, с которого начинается холм?
  • (Подошвой холма.)
  • — Покажите, где подошва у этого холма.
  • (Дети спускаются вниз до подошвы. Если холм занимает небольшое пространство, то учитель может со всеми учениками обойти подошву холма.)
  • — Осматриваемая нами местность называется равниной.

В заключение учитель подводит итог и кратко рассказывает, что увидели и узнали на экскурсии.

Объявляется отдых. Проводятся игры. Затем учитель ведёт учеников в школу.

Обработка материалов экскурсии и проработка программной темы на материале экскурсии Урок после экскурсии посвящается теме «Что мы видели на экскурсии».

Цель этого урока — обобщить, систематизировать, углубить и закрепить впечатления, полученные детьми на экскурсии; уточнить образовавшиеся у них конкретные представления о горизонте и линии горизонта.

— Что мы видели и узнали на экскурсии?

Об этом рассказывают два-три ученика. Дополнительными вопросами учитель ещё раз уточняет в сознании детей, что одни предметы на местности мы видим, а другие не видим. Вот горку мы видим. Но если удалимся от неё на значительное расстояние, то она перестаёт быть видимой. Видимая вокруг нас местность называется горизонтом. А край, граница, до которой мы видим местность, есть линия горизонта. Нам кажется, что на краю видимой местности небо сближается с землёй. А если мы придём на то место, где мы видим сближение неба с землёй, то окажется, что небо и там также высоко, как и здесь.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой