В конце XX в. человечество вступило в стадию развития, получившую название постиндустриальное или информационное общество. Информационные и коммуникационные технологии, по сути, расширяют границы таких фундаментальных понятий, как знание и язык.
Представление о важнейшей функции языка — получении и передаче с его помощью знания — сложилось исторически: язык — специфическая система связи, или коммуникации. Помимо языка для поиска и получения знаний, их хранения и передачи человек искал и находил дополнительные средства, которые оказывали значительное влияние на жизнь общества. Письменность, печатный станок, телефон, телевидение и, наконец, сеть Internet — вот наиболее впечатляющие вехи эволюции в передаче знаний.
Суждение «Мы живем в век информации и коммуникаций» не совсем верно, поскольку и информация, и коммуникации были всегда, но постиндустриальное общество уникально тем, что его характеризует исключительно быстрое развитие информационных и коммуникационных технологий, а их возможности становятся беспрецедентными для развития человека, для эффективного решения многих профессиональных, экономических, социальных и бытовых проблем. Грамотно, умело распорядиться этими возможностями смогут лишь те члены общества, которые будут обладать необходимыми знаниями, позволяющими ориентироваться в новом информационном пространстве. Речь идет об изменении содержания образования, об овладении информационной культурой — одним из слагаемых общей культуры, понимаемой как высшее проявление образованности, включая личностные качества человека и его профессиональную компетентность. Заметим, что понятие «культура» трактуется по-разному. Но при всех различиях наиболее существенными ее атрибутами признаются «глубокое, осознанное и уважительное отношение к наследию прошлого, способность к творческому восприятию и преобразованию действительности в той или иной жизненной сфере».1.
В контексте такого понимания культуры сегодня для становления учителя как личности просто необходимо его приобщение к информативно-коммуникативным возможностям современных технологий, овладение подлинной информационной культурой, которая открывает ему и его ученикам путь к достижению одной из главных целей образования: от диалога людей и культур через выявление и развитие творческого потенциала личности прийти к взаимообогащению и продуктивному взаимодействию человеческих сообществ.
Технология — новое понятие, возникшее в педагогическом словаре в середине 80-х — начале 90-х годов как обобщенное представление о разнообразии авторских концепций в системе образования. Лексико-семантическое значение самого слова «технология» трактуется как совокупность приемов, используемых в разнообразных видах деятельности человека, и в этом смысле названное понятие ассоциируется с дидактическими определениями, такими как методы, приемы, средства и так далее. В современной психолого-педагогической литературе наблюдаются попытки систематизировать использование технологий применительно к разнообразным задачам и содержанию образования. В частности технология трактуется как:
— «содержательная техника реализации учебного процесса» (В.П.Беспалько),.
— «описание процесса достижения планируемых результатов обучения» (И.П.Волков), искусство, мастерство, умение, совокупность методов" (В.М. Ше-пель).
Разнообразие подходов к тому, что следует понимать под технологиями в педагогике, все же позволяет создать представление о том, что технологии могут раскрывать как стратегические (методологические, теоретические) проблемы образования, так и конкретные процессуальные действия, исполь.
1 Гершунский Б. С. Философия образования. — М., 1998. — С. 65. 4 зуемые в непосредственном содержании субъект-субъектных отношений (ученик — учитель) в учебном процессе, а также в разнообразии их форм применения: компьютерные, предметно-дидактические, социально-педагогические, психологические, реабилитационные и многие другие. Таким образом, педагогические технологии дают возможность гибко реагировать на те или иные новации, выбирая из них наиболее адекватные и приемлемые к качественному развитию субъекта образования. В этой связи процесс организованного обучения детей и подростков с нарушениями интеллекта выступает в специальном образовании как модель для использования комплексных технологий, направленных на организацию гуманной, комфортной педагогической среды с безусловным использованием развивающих средств и методов.
Системный подход к труду людей с ограниченной деятельностью следует понимать значительно шире того понятия, которое вкладывалось в идеологию профессионально-трудового обучения в специальной (коррекционной) школе 50-х — начала 90-х годов. Сегодня более актуальным является понимание труда, как сферы деятельности, которая снимает ограничения на доступную и целесообразную деятельность для каждого индивида, именно в таком контексте необходимо рассматривать коррекционный потенциал и смысл существования системы специального образования для лиц с ограниченными возможностями.
Таким образом, содержание образования, обогащенное применением информационных и коммуникационных технологий, с которыми связывают получение таких ключевых компетенции, как социальная, коммуникативная, информационная, когнитивная и специальная, 1 станет намного глубже и осмысленней при выполнении следующих условий:
1 Зеер Э. Ф. Психолого-дидактические конструкты качества профессионального образования // Образование и наука. — 2002. — № 2. — С. 37.
1) значительного повышения уровня профессионального и общегуманитарного взаимодействия педагогов и обучаемых благодаря возможности выполнения совместных проектов, в том числе и телекоммуникационных;
2) появлении качественно новых условий для реализации творческого потенциала учащихся за счет расширения возможностей традиционных библиотек и лабораторий школы благодаря доступу к электронным библиотекам и виртуальным лабораториям, к научным, учебным и другим культурно и социально значимым ресурсам сети Internet;
3) повышении эффективности самостоятельной работы учащихся с традиционными и электронными ресурсами благодаря развитым системам для самоконтроля и поддержки обратной связи с учителем.
Выполнение перечисленных условий будет способствовать достижению основной цели модернизации образования — улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению потребностей гармоничного развития отдельной личности и информационного общества в целом.
Перспективным направлением развития коррекционного образования в рамках специальной школы является использование новых информационных технологий. В общеобразовательных школах нашей страны компьютеры появились в начале 80-х годов. В специальном (коррекционном) образовании они появились много позже и все чаще применяются как наиболее адаптируемое к индивидуальным особенностям средство обучения. Разумеется, информационные технологии не способны избавить больного ребенка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако осознание того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры, управление непосредственно окружающей его обстановкой, дает ему веру в свои силы. Эмоционально-волевая сфера этих учащихся тоже в ряде случаев нарушена и проявляется в примитивности чувств и интересов, недостаточной выразительности и адекватности эмоциональных реакций, слабости побуждений их к деятельности, особенно к познанию окружающего. Во многом дефектна и моторно-двигательная сфера учащихся с ограниченными умственными возможностями, у всех без исключения наблюдаются более или менее выраженные отклонения в речевом развитии.1 Педагогическая система коррекционной школы направлена на обучение, воспитание и развитие детей с ограниченными умственными возможностями, коррекцию их недостатков, социальную адаптацию. Дидактические основы обучения, общая методика урока, основы организации учебной работы в школе — все это используется в коррекционной педагогике так же, как и в общей педагогике. Такие общедидактические принципы, как воспитывающий характер обучения, наглядность, доступность, индивидуальный подход, имеют большое значение. Однако общепедагогические принципы коррекци-онная педагогика рассматривает как исходные для ее особой задачи — коррекции развития ребенка с ограниченными возможностями. К специальным принципам коррекционной педагогики относятся принцип коррекционно-развивающего обучения и принцип практической направленности обучения. Как правило, в коррекционной школе готовят учащихся к реальной действительности: обучение чтению, счету, письму, выработка чувства уверенности в себе, формирование навыков общения, выполнение простейшей работы по дому, приготовление пищи, умение делать покупки и т. д. Компьютер вызывает горячий интерес как учащихся, так и педагогов. Однако если в основание использования компьютерных технологий не закладываются продуманные принципы и адекватные дидактические цели и намерения, то едва ли это использование приведет учащихся к ожидаемому результату, скорее породит л непредсказуемые и непредвиденные эффекты.
Актуальность проблемы и темы исследования. Эволюционный характер изменений в системах общего и специального образования России в.
1 Воспитание и обучение детей в специальной (коррекционной) школе // Под ред. Ворон-ковой В.В.- М.: Школа-Пресс, 1994.
2 Вильяме Р., Маклин К. Компьютеры в школе: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ.ст. В. В. Рубцова. -М: Прогресс, 1988. последние десятилетия обострил интерес к проблемам трудового и профессионального обучения лиц с недостатками умственного развития. Трудовое и профессиональное обучение стало рассматриваться не только как средство коррекции и развития детей с умственной отсталостью (Г.М. Дульнев, Е. А. Ковалева, В. В. Коркунов, C.JI. Мирский, Н. П. Павлова, Б. И. Пинский, В.А. Шинкаренко), но и как средство реабилитации (А.А. Гнатюк, Г. Г. Зак, В. В. Коркунов, Н. Н. Кузьмина, О.А. Сычугова).
Предварительный анализ специальной литературы по проблематике трудового обучения лиц с недостатками умственного развития показывает, что в настоящее время активно обсуждаются две наиболее острые проблемы: расширение профилей трудового обучения в соответствии с уровнем развития современного производства и производственных отношений, которые бы наиболее всего отвечали задачам социально-трудовой реабилитации (И.М. Бгажнокова, А. А. Гнатюк, В. В. Коркунов, Н. Н. Малофеев, А. А. Наумов, О.А. Сычугова) — совершенствование организационных и дидактических аспектов трудового и профессионально-трудового обучения детей и подростков с учетом принципа коррекционно-развивающей направленности учебного процесса в специальной школе VIII вида (Е.А.Ковалева, Н. Н. Кузьмина, C.JI. Мирский, В.А. Шинка-ренко, A.M. Щербакова,).
Указанные точки зрения на процесс развития трудового и профессионального обучения не вступают в противоречие и взаимно дополняют друг друга, придавая процессу совершенствования новый смысл и открывая новые перспективы для развития данного направления в работе с умственно отсталыми школьниками.
Перспективным направлением развития коррекционного образования в рамках специальной школы является использование новых информационных технологий (Н.Н. Малафеев, О. И. Кукушкина, Т.К. Королевская). В общеобразовательных школах нашей страны компьютеры появились в начале 80-х годов. В специальном (коррекционном) образовании — в 90-х годах и все чаще применяются как наиболее адаптируемое к индивидуальным особенностям учащихся средство обучения.
В связи с развитием информационных технологий и внедрением их в работу специальных (коррекционных) школ существенно расширяются дидактические возможности процесса обучения детей с различными нарушениями и отклонениями в развитии. Информационные технологии в специальном образовании постепенно находит свое научное обоснование (E.JI. Гончарова, О. И. Кукушкина, Н. В. Мазурова, Н. Н. Малофеев, Н. А. Свинина, И. А. Филатова и др.), активно внедряются в различные области специального образования и практическую деятельность педагогов-дефектологов.
Первые шаги, направленные на внедрение информационных технологий в систему трудового обучения (Г.В. Васенков, А. Б. Меньков, A.M. Щербакова), говорят об эффективности данных технологий в совершенствовании учебного процесса и доступности овладения ими многими учениками с нарушениями интеллектуальной деятельности. Однако ни по количеству научных исследований с использованием современных технологий, ни по направленности их использования в учебном процессе специальной школы они не могут удовлетворить существующие в настоящее время потребности.
Содержание образования, обогащенное применением информационных технологий, с которыми связывают получение таких ключевых компетенций, как социальная, коммуникативная, информационная, когнитивная и специальная, станет глубже и осмысленнее. Компьютер в специальном образовании рассматривается как мощное средство моделирования развивающей среды, средство расширения временных и пространственных границ специального образования. Использование информационных технологий будет способствовать улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению потребностей гармоничного развития отдельной личности и информационного общества в целом.
На актуальность проблемы использования информационных технологий в учебном процессе специальной (коррекционной) школы VIII вида указывают также выявленные нами несоответствия и противоречия между:
— интенсивным характером внедрения информационных технологий во все сферы жизни общества и недостаточной их освоенностью в условиях специального образования, в том числе в трудовом обучении умственно отсталых школьников;
— имеющимися у умственно отсталых школьников возможностями в овладении информационными технологиями и отсутствием адаптированных к условиям трудового обучения компьютерных программ различного назначения;
— необходимостью совершенствования учебно-воспитательного процесса в специальной школе с использованием информационных технологий и неразработанностью дидактических аспектов их внедрения в процесс трудового обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
На основе приведенных несоответствий и противоречий сформулирована проблема исследования, которая заключается в дидактических особенностях использования информационных технологий, направленных на повышение эффективности обучения труду учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Актуальность выявленной проблемы и сформулированные нами несоответствия и противоречия определили тему исследования: «Повышение эффективности уроков трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида на основе использования информационных технологий».
Цель исследования: научное обоснование, разработка и внедрение в содержание уроков трудового обучения информационных технологий, направленных на повышение уровня самостоятельности умственно отсталых учащихся в труде, основанных на реализации дидактических принципов трудового обучения.
Объект исследования: процесс трудового обучения умственно отсталых учащихся с использованием информационных технологий на уроках труда в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Предмет исследования: дидактическое обеспечение уроков трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида с использованием информационных технологий.
Цель и предмет исследования позволили сформулировать его гипотезу:
— трудности в овладении общетрудовыми умениями, обусловленные низким уровнем познавательной деятельности умственно отсталых школьников, требуют значительного времени для коррекции и развития детей на уроках трудового обучения традиционными методами, введение в процесс обучения информационных технологий, по всей вероятности, окажется более эффективным средством преодоления названных трудностей;
— можно предположить, что методическое сопровождение уроков с использованием информационных технологий (определение места, функций компьютерно-ориентированных уроков, соотношение компьютерно-опосредованных и традиционных форм учебной деятельности, характер сотрудничества учителя и ученика при работе с компьютером на уроках труда) будет необходимым дидактическим обоснованием уроков трудового обучения с использованием информационных технологий в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования ставились и решались следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, дефектологическую, методическую и техническую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить дидактические особенности введения в традиционную методику трудового обучения информационных технологий.
3. Экспериментально проверить эффективность коррекционно-разви-вающей технологии уроков трудового обучения умственно отсталых школьников с использованием информационных технологий.
Теоретико-методологической основой исследования явились научно-теоретические положения теории деятельностного подхода в обучении (Б.Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, C. J1. Рубинштейн) — теория поэтапного формирования мыслительных процессов в процессе обучения (П.Я. Гальперин, В.В. Да-выдов, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин) — теории и методики трудового обучения умственно отсталых учащихся (Г.М. Дульнев, Е. А. Ковалева, В. В. Коркунов, С. Л. Мирский, Б. И. Пинский, В.А. Шинкаренко) — теории информационных технологий в обучении (А.Г. Гейн, Л. И. Долинер, И. В. Роберт, Б. Е. Стариченко, И. А. Смольникова, А. А. Кузнецов, А.Г. Куш-ниренко, В.Ф. Ляхович) — теории информационных технологий в специальном образовании (О.И. Кукушкина, Н.Н. Малофеев).
Исследование проводилось поэтапно. На каждом этапе решались свои локальные задачи и применялись следующие методы исследования:
— теоретические: изучение, теоретический анализ и синтез научной литературы по теме исследования, учебной документации (тематические планы учителей, учебные планы, учебные программы по труду) — теоретическое моделирование и планирование экспериментальной и опытно-поисковой деятельности;
— эмпирические: педагогическое наблюдение с фиксированием результатов, опытно-поисковая работа, проведение бесед с учителями и учащимися по содержанию учебной деятельности, проведение контрольных, планирование, проведение и анализ уроков.
Результаты исследования подвергались качественно-количественной обработке с использованием методов математической статистики (меры центральной тенденции, меры изменчивости, критерии значимости: Стьюдента, Фишера).
База исследования: лаборатории и кабинеты Центра информационных технологий Уральского государственного педагогического университета, специальные (коррекционные) школы № 101, 111 г. Екатеринбурга. Всего в экспериментальной работе было задействовано 48 учеников 5-х классов (диагноз по МКБ — 10, F 70), в опытно-поисковой работе — более 100 учеников старших классов (6−9 классы).
Выбранная теоретико-методологическая основа и поставленные задачи определили ход исследования.
Первый этап (2002;2003) — теоретический. Анализ литературы по теме исследования, разработка содержания и плана проведения констатирующего эксперимента. Разработка серии уроков по освоению учащимися элементов компьютерной грамотности в условиях компьютерного класса.
Второй этап (2003;2004) — констатирующий. Освоение учащимися навыков работы с пользовательскими программами в условиях компьютерного классазнакомство с обучающими компьютерными программами. Обучение учащихся в условиях школьной мастерской с использованием компьютерной программы и традиционных методов обучения по программным темам в 5-ом классе. Обработка полученных данных до начала эксперимента.
Третий этап (2004;2005) — формирующий. Организация и проведение формирующего этапа опытно-поисковой работы, в процессе которого апробировалась коррекционно-развивающая технология обучения учащихся 5-х классов специальной школы труду в целом. Проведение контрольно-оценочного этапа опытно-поисковой работы.
Четвертый этап (2005;2006) — обобщающий. Обобщение, анализ, систематизация и описание результатов исследования, оформление диссертации.
Научная новизна исследования:
— дано научное обоснование специфики методов и приемов обучения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках труда с использованием информационных технологий;
— разработаны дидактические механизмы использования информационных технологий на уроках труда в специальной (коррекционной) школе VIII вида;
— выявлены и изучены особенности использования обучающих компьютерных программ для сопровождения уроков труда в 5-х классах специальной (коррекционной) школы VIII вида, направленных на формирование у учащихся с недостатками интеллекта общетрудовых умений.
Теоретическая значимость исследования:
— расширены теоретические представления о дидактических возможностях использования информационных технологий при работе с умственно отсталыми детьми на уроках трудового обучения;
— выявлены общие и частные закономерности использования информационных технологий в обучении труду умственно отсталых школьников.
Практическая значимость исследования:
— традиционная методика обучения труду умственно отсталых школьников технологически дополнена компьютерными программами сопровождения, повышающими возможности детей в овладении общетрудовыми умениями;
— дидактическое обоснование учебного процесса на уроках трудового обучения с использованием информационных технологий позволяет учителям самостоятельно осуществлять дальнейшую их разработку;
— материалы исследования могут использоваться в разработке методических рекомендаций, направленных в адрес педагогов, студентов и преподавателей вузов и колледжей.
Обоснованность и достоверность результатов исследования и научных выводов обеспечиваются исходными теоретико-методологическими позициями, опирающимися на современные достижения педагогической наукивыбором методов, адекватных целям и задачам исследования, воспроизводимостью результатов исследования, репрезентативностью выборокприменением качественно-количественного анализа полученных материаловиспользованием методов математической статистики и личным участием автора на всех этапах работы.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством:
— участия в научно-практических конференциях: региональных, всероссийских, международных (научно-практическая конференция «Информатизация образования» (Екатеринбург, 2001) — всероссийская научно-практическая конференция «Информатизация образования» (Екатеринбург, 2004) — научно-практическая конференция «Информатизация образования» (Красноярск, 2006) — всероссийская научно-практическая конференция «Информатизация образования» (Екатеринбург, 2006) — XVI международная конференция «Информационные технологии в образовании» (Москва, 2006) — международная научно-практическая конференция «Информатизация педагогического образования» (Екатеринбург, 2007);
— публикаций основных положений и результатов исследования в сборниках научных трудов (Изучение и образование детей с нарушениями развития. Екатеринбург, 2004; Информационные технологии в образовании. Москва, 2006) — в журнале УрО РАО «Образование и наука»;
— обсуждений на заседаниях кафедры информационных технологий Уральского государственного педагогического университета и кафедры специальной педагогики Института специального образования УрГПУ в 2004, 2005, 2006 г.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В противовес сложившемуся традиционному подходу в обучении умственно отсталых школьников труду использование информационных технологий существенно расширяет коррекционно-развивающие и образовательные возможности трудового обучения и способствует более эффективному усвоению учащимися ориентировочных, планирующих и контрольных функций, что существенно повышает саморегуляцию детей в трудовой деятельности за счет возможностей моделирования развивающейся среды обучения.
2. Научное обоснование использования информационных технологий в методике проведения уроков трудового обучения в специальной коррекционной школе VIII вида, включающее в себя: адаптивность компьютерных программ для учеников специальной школы, овладение работой на компьютере на пользовательском уровне, индивидуальный характер обучения при пользовании компьютером, небольшой объем компьютерных программ, методическое сопровождение в адрес пользователей программ, постановку новых дидактических задач.
Структура и объем диссертации
.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 112 источников. Текст изложен на 170 страницах. Работа включает 7 таблиц, 3 рисунка.
Основные результаты и выводы нашего исследования состоят в том, что на основе анализа современного состояния специального образования выявлена недостаточная разработанность проблемы формирования элементов компьютерной грамотности и объективные причины этого, выражающиеся в отсутствии программных требований, соответствующих дидактических материалов, методических разработок и др. В качестве решения проблемы требуется специально разработанная система, предназначенная для успешного формирования элементов компьютерной грамотности. Процесс формирования элементов компьютерной грамотности должен заставить учащихся специальной коррекционной школы по-иному смотреть на мир, изменить стиль мышления как элемента общей культуры человека.
В связи с развитием информационных технологий и внедрением их в работу специальных (коррекционных) школ существенно расширяются дидактические возможности процесса обучения детей с различными нарушениями и отклонениями в развитии.
Внедрение компьютерной техники в специальное обучение связано с решением двух фундаментальных задач: научить детей грамотно пользоваться новыми орудиями деятельности, использовать новые компьютерные технологии в целях коррекции нарушений и общего развития аномального ребенка Проблема состоит в сочетании решения этих задач, определения приоритетов и соподчиненности задач в подходе к реальному процессу специального обучения.
Содержание образования, обогащенное применением информационных технологий:
— способствует повышению уровня профессиональной и общеобразовательной подготовки;
— дает возможность для реализации творческого потенциала учащихся за счет возможностей компьютерной техники;
— способствует повышению эффективности самостоятельной работы.
Новые технологии помогают изменить образовательную среду в школе для детей с нарушениями интеллекта в пользу целенаправленного формирования социально полезной личности, где подготовка к труду и ее содержание должны, прежде всего, определяться на основе реабилитационных ресурсов, трудового прогноза и качественных показателей самостоятельной жизнедеятельности развивающейся личности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Мы предприняли попытки анализа теоретико-методологических основ проблемы, анализа основных работ по исследуемой проблеме, определения содержания основных категорий элементов компьютерной грамотности, а также анализа основных педагогических закономерностей формирования элементов компьютерной грамотности в специальной школе, выяснения наличия у учащихся предпосылок для формирования элементов компьютерной грамотности и их осведомленности об использовании компьютера в жизни.
Мы попытались выявить дидактические особенности введения в традиционную методику трудового обучения информационных технологий. Мы проверить эффективность коррекционно-развивающей технологии уроков трудового обучения учащихся с нарушениями интеллекта с использованием информационных технологий.
Сегодня нет необходимости обсуждать, нужна или не нужна компьютеризация специального образования Современное общество ответило на этот вопрос, начав активно создавать новую информационную культуру, новую культуру деятельности, в которой будут жить и работать выпускники всех без исключения типов школ.
Сама жизнь поставила специалистов перед проблемой внедрения компьютерной техники в систему специального образования.
В процессе исследования нами.
— разработаны дидактические механизмы использования информационных технологий на уроках труда в специальной (коррекционной) школе VIII вида;
— выявлены и изучены особенности использования обучающих компьютерных программ для сопровождения уроков труда в 5-х классах специальной (коррекционной) школы VIII вида, направленных на формирование у учащихся с недостатками интеллекта общетрудовых умений.