Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Повышение эффективности уроков трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида на основе использования информационных технологий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Суждение «Мы живем в век информации и коммуникаций» не совсем верно, поскольку и информация, и коммуникации были всегда, но постиндустриальное общество уникально тем, что его характеризует исключительно быстрое развитие информационных и коммуникационных технологий, а их возможности становятся беспрецедентными для развития человека, для эффективного решения многих профессиональных, экономических… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Рассмотрение проблемы формирования общетрудовых умений у детей в педагогической и специальной литературе
    • 1. 1. Дидактические основы трудовой деятельности детей с нарушениями интеллекта
    • 1. 2. Анализ проблемы обучения труду детей с нарушением интеллекта
    • 1. 3. Формирование общетрудовых умений у детей с нарушением интеллекта
  • ГЛАВА II. Интеграция информационных технологий в учебный процесс общей и специальной школы
    • 2. 1. Информационные технологии в образовании
    • 2. 2. Элементы компьютерной грамотности как средство активизации процесса усвоения образовательных программ учащимися специальной (коррекционной) школы VIII вида
    • 2. 3. Разработка программных продуктов для обучения общетрудовым умениям
  • ГЛАВА III. Формирование общетрудовых умений у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида с использованием информационных технологий
    • 3. 1. Организация и методика исследования
    • 3. 2. Описание программы
    • 3. 3. Результаты обучающего эксперимента и их анализ

Повышение эффективности уроков трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида на основе использования информационных технологий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В конце XX в. человечество вступило в стадию развития, получившую название постиндустриальное или информационное общество. Информационные и коммуникационные технологии, по сути, расширяют границы таких фундаментальных понятий, как знание и язык.

Представление о важнейшей функции языка — получении и передаче с его помощью знания — сложилось исторически: язык — специфическая система связи, или коммуникации. Помимо языка для поиска и получения знаний, их хранения и передачи человек искал и находил дополнительные средства, которые оказывали значительное влияние на жизнь общества. Письменность, печатный станок, телефон, телевидение и, наконец, сеть Internet — вот наиболее впечатляющие вехи эволюции в передаче знаний.

Суждение «Мы живем в век информации и коммуникаций» не совсем верно, поскольку и информация, и коммуникации были всегда, но постиндустриальное общество уникально тем, что его характеризует исключительно быстрое развитие информационных и коммуникационных технологий, а их возможности становятся беспрецедентными для развития человека, для эффективного решения многих профессиональных, экономических, социальных и бытовых проблем. Грамотно, умело распорядиться этими возможностями смогут лишь те члены общества, которые будут обладать необходимыми знаниями, позволяющими ориентироваться в новом информационном пространстве. Речь идет об изменении содержания образования, об овладении информационной культурой — одним из слагаемых общей культуры, понимаемой как высшее проявление образованности, включая личностные качества человека и его профессиональную компетентность. Заметим, что понятие «культура» трактуется по-разному. Но при всех различиях наиболее существенными ее атрибутами признаются «глубокое, осознанное и уважительное отношение к наследию прошлого, способность к творческому восприятию и преобразованию действительности в той или иной жизненной сфере».1.

В контексте такого понимания культуры сегодня для становления учителя как личности просто необходимо его приобщение к информативно-коммуникативным возможностям современных технологий, овладение подлинной информационной культурой, которая открывает ему и его ученикам путь к достижению одной из главных целей образования: от диалога людей и культур через выявление и развитие творческого потенциала личности прийти к взаимообогащению и продуктивному взаимодействию человеческих сообществ.

Технология — новое понятие, возникшее в педагогическом словаре в середине 80-х — начале 90-х годов как обобщенное представление о разнообразии авторских концепций в системе образования. Лексико-семантическое значение самого слова «технология» трактуется как совокупность приемов, используемых в разнообразных видах деятельности человека, и в этом смысле названное понятие ассоциируется с дидактическими определениями, такими как методы, приемы, средства и так далее. В современной психолого-педагогической литературе наблюдаются попытки систематизировать использование технологий применительно к разнообразным задачам и содержанию образования. В частности технология трактуется как:

— «содержательная техника реализации учебного процесса» (В.П.Беспалько),.

— «описание процесса достижения планируемых результатов обучения» (И.П.Волков), искусство, мастерство, умение, совокупность методов" (В.М. Ше-пель).

Разнообразие подходов к тому, что следует понимать под технологиями в педагогике, все же позволяет создать представление о том, что технологии могут раскрывать как стратегические (методологические, теоретические) проблемы образования, так и конкретные процессуальные действия, исполь.

1 Гершунский Б. С. Философия образования. — М., 1998. — С. 65. 4 зуемые в непосредственном содержании субъект-субъектных отношений (ученик — учитель) в учебном процессе, а также в разнообразии их форм применения: компьютерные, предметно-дидактические, социально-педагогические, психологические, реабилитационные и многие другие. Таким образом, педагогические технологии дают возможность гибко реагировать на те или иные новации, выбирая из них наиболее адекватные и приемлемые к качественному развитию субъекта образования. В этой связи процесс организованного обучения детей и подростков с нарушениями интеллекта выступает в специальном образовании как модель для использования комплексных технологий, направленных на организацию гуманной, комфортной педагогической среды с безусловным использованием развивающих средств и методов.

Системный подход к труду людей с ограниченной деятельностью следует понимать значительно шире того понятия, которое вкладывалось в идеологию профессионально-трудового обучения в специальной (коррекционной) школе 50-х — начала 90-х годов. Сегодня более актуальным является понимание труда, как сферы деятельности, которая снимает ограничения на доступную и целесообразную деятельность для каждого индивида, именно в таком контексте необходимо рассматривать коррекционный потенциал и смысл существования системы специального образования для лиц с ограниченными возможностями.

Таким образом, содержание образования, обогащенное применением информационных и коммуникационных технологий, с которыми связывают получение таких ключевых компетенции, как социальная, коммуникативная, информационная, когнитивная и специальная, 1 станет намного глубже и осмысленней при выполнении следующих условий:

1 Зеер Э. Ф. Психолого-дидактические конструкты качества профессионального образования // Образование и наука. — 2002. — № 2. — С. 37.

1) значительного повышения уровня профессионального и общегуманитарного взаимодействия педагогов и обучаемых благодаря возможности выполнения совместных проектов, в том числе и телекоммуникационных;

2) появлении качественно новых условий для реализации творческого потенциала учащихся за счет расширения возможностей традиционных библиотек и лабораторий школы благодаря доступу к электронным библиотекам и виртуальным лабораториям, к научным, учебным и другим культурно и социально значимым ресурсам сети Internet;

3) повышении эффективности самостоятельной работы учащихся с традиционными и электронными ресурсами благодаря развитым системам для самоконтроля и поддержки обратной связи с учителем.

Выполнение перечисленных условий будет способствовать достижению основной цели модернизации образования — улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению потребностей гармоничного развития отдельной личности и информационного общества в целом.

Перспективным направлением развития коррекционного образования в рамках специальной школы является использование новых информационных технологий. В общеобразовательных школах нашей страны компьютеры появились в начале 80-х годов. В специальном (коррекционном) образовании они появились много позже и все чаще применяются как наиболее адаптируемое к индивидуальным особенностям средство обучения. Разумеется, информационные технологии не способны избавить больного ребенка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако осознание того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры, управление непосредственно окружающей его обстановкой, дает ему веру в свои силы. Эмоционально-волевая сфера этих учащихся тоже в ряде случаев нарушена и проявляется в примитивности чувств и интересов, недостаточной выразительности и адекватности эмоциональных реакций, слабости побуждений их к деятельности, особенно к познанию окружающего. Во многом дефектна и моторно-двигательная сфера учащихся с ограниченными умственными возможностями, у всех без исключения наблюдаются более или менее выраженные отклонения в речевом развитии.1 Педагогическая система коррекционной школы направлена на обучение, воспитание и развитие детей с ограниченными умственными возможностями, коррекцию их недостатков, социальную адаптацию. Дидактические основы обучения, общая методика урока, основы организации учебной работы в школе — все это используется в коррекционной педагогике так же, как и в общей педагогике. Такие общедидактические принципы, как воспитывающий характер обучения, наглядность, доступность, индивидуальный подход, имеют большое значение. Однако общепедагогические принципы коррекци-онная педагогика рассматривает как исходные для ее особой задачи — коррекции развития ребенка с ограниченными возможностями. К специальным принципам коррекционной педагогики относятся принцип коррекционно-развивающего обучения и принцип практической направленности обучения. Как правило, в коррекционной школе готовят учащихся к реальной действительности: обучение чтению, счету, письму, выработка чувства уверенности в себе, формирование навыков общения, выполнение простейшей работы по дому, приготовление пищи, умение делать покупки и т. д. Компьютер вызывает горячий интерес как учащихся, так и педагогов. Однако если в основание использования компьютерных технологий не закладываются продуманные принципы и адекватные дидактические цели и намерения, то едва ли это использование приведет учащихся к ожидаемому результату, скорее породит л непредсказуемые и непредвиденные эффекты.

Актуальность проблемы и темы исследования. Эволюционный характер изменений в системах общего и специального образования России в.

1 Воспитание и обучение детей в специальной (коррекционной) школе // Под ред. Ворон-ковой В.В.- М.: Школа-Пресс, 1994.

2 Вильяме Р., Маклин К. Компьютеры в школе: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ.ст. В. В. Рубцова. -М: Прогресс, 1988. последние десятилетия обострил интерес к проблемам трудового и профессионального обучения лиц с недостатками умственного развития. Трудовое и профессиональное обучение стало рассматриваться не только как средство коррекции и развития детей с умственной отсталостью (Г.М. Дульнев, Е. А. Ковалева, В. В. Коркунов, C.JI. Мирский, Н. П. Павлова, Б. И. Пинский, В.А. Шинкаренко), но и как средство реабилитации (А.А. Гнатюк, Г. Г. Зак, В. В. Коркунов, Н. Н. Кузьмина, О.А. Сычугова).

Предварительный анализ специальной литературы по проблематике трудового обучения лиц с недостатками умственного развития показывает, что в настоящее время активно обсуждаются две наиболее острые проблемы: расширение профилей трудового обучения в соответствии с уровнем развития современного производства и производственных отношений, которые бы наиболее всего отвечали задачам социально-трудовой реабилитации (И.М. Бгажнокова, А. А. Гнатюк, В. В. Коркунов, Н. Н. Малофеев, А. А. Наумов, О.А. Сычугова) — совершенствование организационных и дидактических аспектов трудового и профессионально-трудового обучения детей и подростков с учетом принципа коррекционно-развивающей направленности учебного процесса в специальной школе VIII вида (Е.А.Ковалева, Н. Н. Кузьмина, C.JI. Мирский, В.А. Шинка-ренко, A.M. Щербакова,).

Указанные точки зрения на процесс развития трудового и профессионального обучения не вступают в противоречие и взаимно дополняют друг друга, придавая процессу совершенствования новый смысл и открывая новые перспективы для развития данного направления в работе с умственно отсталыми школьниками.

Перспективным направлением развития коррекционного образования в рамках специальной школы является использование новых информационных технологий (Н.Н. Малафеев, О. И. Кукушкина, Т.К. Королевская). В общеобразовательных школах нашей страны компьютеры появились в начале 80-х годов. В специальном (коррекционном) образовании — в 90-х годах и все чаще применяются как наиболее адаптируемое к индивидуальным особенностям учащихся средство обучения.

В связи с развитием информационных технологий и внедрением их в работу специальных (коррекционных) школ существенно расширяются дидактические возможности процесса обучения детей с различными нарушениями и отклонениями в развитии. Информационные технологии в специальном образовании постепенно находит свое научное обоснование (E.JI. Гончарова, О. И. Кукушкина, Н. В. Мазурова, Н. Н. Малофеев, Н. А. Свинина, И. А. Филатова и др.), активно внедряются в различные области специального образования и практическую деятельность педагогов-дефектологов.

Первые шаги, направленные на внедрение информационных технологий в систему трудового обучения (Г.В. Васенков, А. Б. Меньков, A.M. Щербакова), говорят об эффективности данных технологий в совершенствовании учебного процесса и доступности овладения ими многими учениками с нарушениями интеллектуальной деятельности. Однако ни по количеству научных исследований с использованием современных технологий, ни по направленности их использования в учебном процессе специальной школы они не могут удовлетворить существующие в настоящее время потребности.

Содержание образования, обогащенное применением информационных технологий, с которыми связывают получение таких ключевых компетенций, как социальная, коммуникативная, информационная, когнитивная и специальная, станет глубже и осмысленнее. Компьютер в специальном образовании рассматривается как мощное средство моделирования развивающей среды, средство расширения временных и пространственных границ специального образования. Использование информационных технологий будет способствовать улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению потребностей гармоничного развития отдельной личности и информационного общества в целом.

На актуальность проблемы использования информационных технологий в учебном процессе специальной (коррекционной) школы VIII вида указывают также выявленные нами несоответствия и противоречия между:

— интенсивным характером внедрения информационных технологий во все сферы жизни общества и недостаточной их освоенностью в условиях специального образования, в том числе в трудовом обучении умственно отсталых школьников;

— имеющимися у умственно отсталых школьников возможностями в овладении информационными технологиями и отсутствием адаптированных к условиям трудового обучения компьютерных программ различного назначения;

— необходимостью совершенствования учебно-воспитательного процесса в специальной школе с использованием информационных технологий и неразработанностью дидактических аспектов их внедрения в процесс трудового обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.

На основе приведенных несоответствий и противоречий сформулирована проблема исследования, которая заключается в дидактических особенностях использования информационных технологий, направленных на повышение эффективности обучения труду учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Актуальность выявленной проблемы и сформулированные нами несоответствия и противоречия определили тему исследования: «Повышение эффективности уроков трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида на основе использования информационных технологий».

Цель исследования: научное обоснование, разработка и внедрение в содержание уроков трудового обучения информационных технологий, направленных на повышение уровня самостоятельности умственно отсталых учащихся в труде, основанных на реализации дидактических принципов трудового обучения.

Объект исследования: процесс трудового обучения умственно отсталых учащихся с использованием информационных технологий на уроках труда в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Предмет исследования: дидактическое обеспечение уроков трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида с использованием информационных технологий.

Цель и предмет исследования позволили сформулировать его гипотезу:

— трудности в овладении общетрудовыми умениями, обусловленные низким уровнем познавательной деятельности умственно отсталых школьников, требуют значительного времени для коррекции и развития детей на уроках трудового обучения традиционными методами, введение в процесс обучения информационных технологий, по всей вероятности, окажется более эффективным средством преодоления названных трудностей;

— можно предположить, что методическое сопровождение уроков с использованием информационных технологий (определение места, функций компьютерно-ориентированных уроков, соотношение компьютерно-опосредованных и традиционных форм учебной деятельности, характер сотрудничества учителя и ученика при работе с компьютером на уроках труда) будет необходимым дидактическим обоснованием уроков трудового обучения с использованием информационных технологий в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования ставились и решались следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую, дефектологическую, методическую и техническую литературу по проблеме исследования.

2. Выявить дидактические особенности введения в традиционную методику трудового обучения информационных технологий.

3. Экспериментально проверить эффективность коррекционно-разви-вающей технологии уроков трудового обучения умственно отсталых школьников с использованием информационных технологий.

Теоретико-методологической основой исследования явились научно-теоретические положения теории деятельностного подхода в обучении (Б.Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, C. J1. Рубинштейн) — теория поэтапного формирования мыслительных процессов в процессе обучения (П.Я. Гальперин, В.В. Да-выдов, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин) — теории и методики трудового обучения умственно отсталых учащихся (Г.М. Дульнев, Е. А. Ковалева, В. В. Коркунов, С. Л. Мирский, Б. И. Пинский, В.А. Шинкаренко) — теории информационных технологий в обучении (А.Г. Гейн, Л. И. Долинер, И. В. Роберт, Б. Е. Стариченко, И. А. Смольникова, А. А. Кузнецов, А.Г. Куш-ниренко, В.Ф. Ляхович) — теории информационных технологий в специальном образовании (О.И. Кукушкина, Н.Н. Малофеев).

Исследование проводилось поэтапно. На каждом этапе решались свои локальные задачи и применялись следующие методы исследования:

— теоретические: изучение, теоретический анализ и синтез научной литературы по теме исследования, учебной документации (тематические планы учителей, учебные планы, учебные программы по труду) — теоретическое моделирование и планирование экспериментальной и опытно-поисковой деятельности;

— эмпирические: педагогическое наблюдение с фиксированием результатов, опытно-поисковая работа, проведение бесед с учителями и учащимися по содержанию учебной деятельности, проведение контрольных, планирование, проведение и анализ уроков.

Результаты исследования подвергались качественно-количественной обработке с использованием методов математической статистики (меры центральной тенденции, меры изменчивости, критерии значимости: Стьюдента, Фишера).

База исследования: лаборатории и кабинеты Центра информационных технологий Уральского государственного педагогического университета, специальные (коррекционные) школы № 101, 111 г. Екатеринбурга. Всего в экспериментальной работе было задействовано 48 учеников 5-х классов (диагноз по МКБ — 10, F 70), в опытно-поисковой работе — более 100 учеников старших классов (6−9 классы).

Выбранная теоретико-методологическая основа и поставленные задачи определили ход исследования.

Первый этап (2002;2003) — теоретический. Анализ литературы по теме исследования, разработка содержания и плана проведения констатирующего эксперимента. Разработка серии уроков по освоению учащимися элементов компьютерной грамотности в условиях компьютерного класса.

Второй этап (2003;2004) — констатирующий. Освоение учащимися навыков работы с пользовательскими программами в условиях компьютерного классазнакомство с обучающими компьютерными программами. Обучение учащихся в условиях школьной мастерской с использованием компьютерной программы и традиционных методов обучения по программным темам в 5-ом классе. Обработка полученных данных до начала эксперимента.

Третий этап (2004;2005) — формирующий. Организация и проведение формирующего этапа опытно-поисковой работы, в процессе которого апробировалась коррекционно-развивающая технология обучения учащихся 5-х классов специальной школы труду в целом. Проведение контрольно-оценочного этапа опытно-поисковой работы.

Четвертый этап (2005;2006) — обобщающий. Обобщение, анализ, систематизация и описание результатов исследования, оформление диссертации.

Научная новизна исследования:

— дано научное обоснование специфики методов и приемов обучения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках труда с использованием информационных технологий;

— разработаны дидактические механизмы использования информационных технологий на уроках труда в специальной (коррекционной) школе VIII вида;

— выявлены и изучены особенности использования обучающих компьютерных программ для сопровождения уроков труда в 5-х классах специальной (коррекционной) школы VIII вида, направленных на формирование у учащихся с недостатками интеллекта общетрудовых умений.

Теоретическая значимость исследования:

— расширены теоретические представления о дидактических возможностях использования информационных технологий при работе с умственно отсталыми детьми на уроках трудового обучения;

— выявлены общие и частные закономерности использования информационных технологий в обучении труду умственно отсталых школьников.

Практическая значимость исследования:

— традиционная методика обучения труду умственно отсталых школьников технологически дополнена компьютерными программами сопровождения, повышающими возможности детей в овладении общетрудовыми умениями;

— дидактическое обоснование учебного процесса на уроках трудового обучения с использованием информационных технологий позволяет учителям самостоятельно осуществлять дальнейшую их разработку;

— материалы исследования могут использоваться в разработке методических рекомендаций, направленных в адрес педагогов, студентов и преподавателей вузов и колледжей.

Обоснованность и достоверность результатов исследования и научных выводов обеспечиваются исходными теоретико-методологическими позициями, опирающимися на современные достижения педагогической наукивыбором методов, адекватных целям и задачам исследования, воспроизводимостью результатов исследования, репрезентативностью выборокприменением качественно-количественного анализа полученных материаловиспользованием методов математической статистики и личным участием автора на всех этапах работы.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством:

— участия в научно-практических конференциях: региональных, всероссийских, международных (научно-практическая конференция «Информатизация образования» (Екатеринбург, 2001) — всероссийская научно-практическая конференция «Информатизация образования» (Екатеринбург, 2004) — научно-практическая конференция «Информатизация образования» (Красноярск, 2006) — всероссийская научно-практическая конференция «Информатизация образования» (Екатеринбург, 2006) — XVI международная конференция «Информационные технологии в образовании» (Москва, 2006) — международная научно-практическая конференция «Информатизация педагогического образования» (Екатеринбург, 2007);

— публикаций основных положений и результатов исследования в сборниках научных трудов (Изучение и образование детей с нарушениями развития. Екатеринбург, 2004; Информационные технологии в образовании. Москва, 2006) — в журнале УрО РАО «Образование и наука»;

— обсуждений на заседаниях кафедры информационных технологий Уральского государственного педагогического университета и кафедры специальной педагогики Института специального образования УрГПУ в 2004, 2005, 2006 г.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В противовес сложившемуся традиционному подходу в обучении умственно отсталых школьников труду использование информационных технологий существенно расширяет коррекционно-развивающие и образовательные возможности трудового обучения и способствует более эффективному усвоению учащимися ориентировочных, планирующих и контрольных функций, что существенно повышает саморегуляцию детей в трудовой деятельности за счет возможностей моделирования развивающейся среды обучения.

2. Научное обоснование использования информационных технологий в методике проведения уроков трудового обучения в специальной коррекционной школе VIII вида, включающее в себя: адаптивность компьютерных программ для учеников специальной школы, овладение работой на компьютере на пользовательском уровне, индивидуальный характер обучения при пользовании компьютером, небольшой объем компьютерных программ, методическое сопровождение в адрес пользователей программ, постановку новых дидактических задач.

Структура и объем диссертации

.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 112 источников. Текст изложен на 170 страницах. Работа включает 7 таблиц, 3 рисунка.

Основные результаты и выводы нашего исследования состоят в том, что на основе анализа современного состояния специального образования выявлена недостаточная разработанность проблемы формирования элементов компьютерной грамотности и объективные причины этого, выражающиеся в отсутствии программных требований, соответствующих дидактических материалов, методических разработок и др. В качестве решения проблемы требуется специально разработанная система, предназначенная для успешного формирования элементов компьютерной грамотности. Процесс формирования элементов компьютерной грамотности должен заставить учащихся специальной коррекционной школы по-иному смотреть на мир, изменить стиль мышления как элемента общей культуры человека.

В связи с развитием информационных технологий и внедрением их в работу специальных (коррекционных) школ существенно расширяются дидактические возможности процесса обучения детей с различными нарушениями и отклонениями в развитии.

Внедрение компьютерной техники в специальное обучение связано с решением двух фундаментальных задач: научить детей грамотно пользоваться новыми орудиями деятельности, использовать новые компьютерные технологии в целях коррекции нарушений и общего развития аномального ребенка Проблема состоит в сочетании решения этих задач, определения приоритетов и соподчиненности задач в подходе к реальному процессу специального обучения.

Содержание образования, обогащенное применением информационных технологий:

— способствует повышению уровня профессиональной и общеобразовательной подготовки;

— дает возможность для реализации творческого потенциала учащихся за счет возможностей компьютерной техники;

— способствует повышению эффективности самостоятельной работы.

Новые технологии помогают изменить образовательную среду в школе для детей с нарушениями интеллекта в пользу целенаправленного формирования социально полезной личности, где подготовка к труду и ее содержание должны, прежде всего, определяться на основе реабилитационных ресурсов, трудового прогноза и качественных показателей самостоятельной жизнедеятельности развивающейся личности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Мы предприняли попытки анализа теоретико-методологических основ проблемы, анализа основных работ по исследуемой проблеме, определения содержания основных категорий элементов компьютерной грамотности, а также анализа основных педагогических закономерностей формирования элементов компьютерной грамотности в специальной школе, выяснения наличия у учащихся предпосылок для формирования элементов компьютерной грамотности и их осведомленности об использовании компьютера в жизни.

Мы попытались выявить дидактические особенности введения в традиционную методику трудового обучения информационных технологий. Мы проверить эффективность коррекционно-развивающей технологии уроков трудового обучения учащихся с нарушениями интеллекта с использованием информационных технологий.

Сегодня нет необходимости обсуждать, нужна или не нужна компьютеризация специального образования Современное общество ответило на этот вопрос, начав активно создавать новую информационную культуру, новую культуру деятельности, в которой будут жить и работать выпускники всех без исключения типов школ.

Сама жизнь поставила специалистов перед проблемой внедрения компьютерной техники в систему специального образования.

В процессе исследования нами.

— разработаны дидактические механизмы использования информационных технологий на уроках труда в специальной (коррекционной) школе VIII вида;

— выявлены и изучены особенности использования обучающих компьютерных программ для сопровождения уроков труда в 5-х классах специальной (коррекционной) школы VIII вида, направленных на формирование у учащихся с недостатками интеллекта общетрудовых умений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Композиция тестовых заданий. — М., 1998. '-'
  2. B.C. Научные проблемы тестового контроля знаний. — М., 1994.
  3. Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. -М., 1994.
  4. Ю.Д., Войску А. Е. Психологические последствия информатизации. // Психологический журнал. — 1998, № 1.
  5. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: метод, основы. -М.: Просвещение, 1982.
  6. А.И., Башмаков И. А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003.
  7. И.М. Психология детей с нарушениями интеллекта: Программы педагогических институтов для специальности 2111 «Коррекци-онная педагогика и психология». — М.: Ярославль, 1998.
  8. И.М., Гамаюнова Л. П. Проблемы социальной адаптации детей-сирот с нарушениями интеллекта //Дефектология, 1997. № 1.С.36.
  9. И.М. Коррекционные задачи и основные направления в организации воспитательного процесса в детском доме (интернате) для детей с недостатками интеллекта. // Дефектология, 1995, № 5.
  10. А.С. Программа изучения личности учащихся вспомогательных школ и составление психолого-педагогической характеристики. //
  11. Коррекционная учебно-воспитательная работа в специальной (коррекционной) школе. Свердловск, 1977.
  12. Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Просвещение, 1966.
  13. В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М., 1995.
  14. Е.И. К постановке проблемы умения и навыка в современной психологии. // Советская педагогика, 1955. № 1.
  15. Е.И. Механизмы умственной деятельности. М.: Педагогика, 1976.
  16. И.В., Кукушкина О. И. Компьютерные технологии и математика в специальной школе //Дефектология, 1995. № 2.
  17. Большой толковый словарь русского языка. Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: «Норинт», 2000.
  18. А. И., Переверзев В. Ю. Выбор оптимальной длины педагогического теста и оценка надежности его результатов. // Дистанционное образование, 1999. № 2.
  19. Г. В. Алфавитно-предметный указатель картонажно-переплетного дела: Учебное пособие. М., 1998.
  20. Г. В., Меньков А. Б. Компьютер на уроке труда в специальной (коррекционной) школе // Дефектология, 1996. № 4. С. 57−61.
  21. Васильева-Гангус Л. П. Уроки занимательного труда. М.: Педагогика, 1987.
  22. Р., Маклин К. Компьютеры в школе: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. В. В. Рубцова. -М.: Прогресс, 1988.
  23. Воспитание и обучение детей в специальной (коррекционной) школе / Под ред. Воронковой В. В. М.: Школа-Пресс, 1994.
  24. Г. Л. Соотношение между осмыслением инструкции и выполнением действия у умственно отсталых школьников. // Умственное развитие учащихся специальной (коррекционной) школы. М., 1981.
  25. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967.
  26. Высшее образование в Европе. ЮНЕСКО, Европейский центр по высшему образованию. — М., 1996.
  27. . С. Философия образования. — М., 1998.
  28. Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976.
  29. В.Е. Теория вероятности и математическая статистика. М.: Высшая школа, 1972.
  30. Г. С. Особенности формирования общетрудовых умений у дошкольников с тяжелой умственной отсталостью. Дисс.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2004.
  31. А.Н. Вспомогательная школа. Л., 1925.
  32. . Ненормальные дети. Воспитание дома и в школе. Под ред. Г. И. Россолимо. М., 1909.
  33. Л.И. Формирование словаря у учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида (начальные классы): Учебное пособие. -М&bdquo- 2002.
  34. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для учащихся пед. училищ по специальности 2002 «Дошкольное воспитание» и 2010 «Воспитание в дошк. учреждениях». / Под ред. В. И. Ядэшка, Ф. А. Сохин, Т. А. Ильина и др. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1986.
  35. Г. М. Основы трудового обучения в специальной (коррекционной) школе. М.: Педагогика, 1969.
  36. В., Новиков Ю., Рынков В. Компьютер для студента. — СПб., 2000.
  37. А.Д., Жилкин В. Ф. Ручной труд в начальной школе. М.: 1958.
  38. .А. Столярное дело: Учебное пособие для 7-х и 8-х классов специальной (коррекционной) школы. -М., 1989.
  39. .А. Сценарий программы «Столярное дело»: Рукопись. Арх. «ДэльфаМ».
  40. Заг Г. Г. Внеклассные формы работы как дополнительное условие повышения самостоятельности при формировании социально-трудовых навыков у младших школьников с нарушениями интеллектуального развития. Дисс. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2001.
  41. В. И. Теория обучения: Современная интерпретация. — М., 2001.
  42. А.В. Развитие произвольный движений. М.: АПН РСФСР, 1960.
  43. В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. // Очерки российской психологии. — М., 1994.
  44. Инновации в российском образовании: Психолого-педагогические аспекты образования детей с отклонениями в развитии. М., 2001.
  45. Информатика. Под ред. Н. В. Макаровой. — М., 1997.
  46. Калинникова J1.B. Ручной труд как средство коррекции умственного развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. // Дефектология, 1996. № 6.
  47. А.И. Теория вероятностей и математическая статистика. М.: Статистика, 1977.
  48. К., Альфтан Т. Компьютеры во внешкольном образовании. // Перспективы: вопросы образования. — М, 1991, № 2.
  49. А.А., Давыдова С. И. Обучение умственно отсталых школьников в игровой форме с использованием образца и словесной инструкции. // Дефектология. 1976, № 1.
  50. А.А., Стребелева Е. А. Роль дидактической игры в коррекционно-воспитательном процессе. // В кн. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М., 1991.
  51. В.П. Педагогическая коррекция. М.: Просвещение, 1994.
  52. М. Мультимедиа: Пер. с нем. — СПб., 1994.
  53. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студентов высших и средних пед. уч. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  54. Компьютерный тренажер для обучения и контроля знаний учащихся: Практическое руководство / Г. В. Васенков, В. Г. Патракеев, A.M. Щербакова. М., 1995.
  55. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации. // Проблемы информатизации высшей школы. — М., 1998.
  56. В.В. Концептуальные положения развития специального образования в регионе: от теоретических моделей к практической реализации. Монография. Екатеринбург: УрГПУ, 1998.
  57. В.В. Организация и содержание трудового воспитания в специальной (коррекционной) школе. Метод, рекомендации. Свердловск, 1986.
  58. Т.К. Компьютерная поддержка работы по формированию произношения у детей с нарушениями слуха//Дефектология. 1995. № 1.
  59. Королевская Т.К."Видимая речь": Новая технология новые отношения //Дефектология, 1995, № 1.
  60. В.М. Введение в общую теорию развития. Лекции. М., 1991.
  61. Н.К. О коллективном труде детей. // Пед. соч. М.: 1959, Т. 4.
  62. О.И. Коммуникация в компьютерном классе // Дефектология. 1995. № 6.
  63. О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. Поиски. Подходы // Дефектология. 1994. № 5.
  64. О.И. Организация использования компьютерной техники в специальной школе // Дефектология. 1994. № 6. С. 59−62.
  65. О.И. Проблемы, о которых необходимо задуматься // Дефектология. 1995. № 4.
  66. Н.Я. Использование компьютерных технологий для обучения детей с проблемами интеллектуального развития. СПб., 1999.
  67. З.В. Конструирование. Пособие для воспитателя дет. сада. -М.: Просвещение, 1991.
  68. А. Н. Тесты школьных достижений: Конструирование, проведение, использование. — М.: СПб., 1997.
  69. А.Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственной отсталых детей и подростков в специальных учреждениях. Метод, рекомендации. -М., 1987.
  70. Н.Н. Становление и развитие специального образования в России // Основы управления специальным образованием: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. Д. С. Шилова. М., 2001.
  71. Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. — М., 1988.
  72. Е.И. Компьютерное обучение: проблемы и перспективы. М., 1986
  73. Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. М.: Педагогика, 1973.
  74. С. JI. Методика профессионально-трудового обучения в специальной (коррекционной) школе. -М.: Просвещение, 1988.
  75. C.JI. Применение наглядных средств на уроках труда в специальной (коррекционной) школе // Дефектология. 2003. № 1.С. 46−53.
  76. Начальное профессиональное образование подростков-сирот и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Шадринск. 2003.
  77. Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида: Новые учебные программы и методические материалы / Под ред. A.M. Щербаковой. В 2 кн. М, 2001−2002.
  78. С.И. Словарь русского языка: 7000 слов. / Под ред. М. Ю. Шведовой. 22-е изд. М.: Русс, яз., 1990.
  79. О. Электронный учебный курс. // Высшее образование в России. — 1999, № 4.
  80. Отраслевой стандарт «Информационные технологии в высшей школе. Термины и определения. ОСТ ВШ 01.002—95». — М., 1995.
  81. Н.П. Применение предметных карт на уроках ручного труда в специальной (коррекционной) школе. // Дефектология. 1977, № 3, № 4.
  82. Н.П. Работа с природными материалами как средство развития познавательной деятельности учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы. Дисс. канд. пед. наук. М, 1973.
  83. Н.П. Развитие наблюдательности и воображения у учащихся специальной (коррекционной) школы на уроках ручного труда. // В кн. Повышение эффективности обучения учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы. -М, 1981.
  84. Е.Д., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие. — М., 2001.
  85. С. Переворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворные идеи. —М., 1989.
  86. В. 10. Критериально-ориентированные педагогические тесты для итоговой аттестации. — М., 1999.
  87. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: 1984.
  88. Пособие для преподавателей. — Омск, 2001.
  89. И. В., Шугрина М. В. Отечественные системы для создания компьютерных учебных курсов. // Мир ПК. — 1993, № 7.
  90. И. В. Современные информационные технологии в образовании. — М., 1994.
  91. Н.П. О природе двигательных умений. // Вопросы психологии. -1957, № 1.
  92. Э. Г. Дидактическое обеспечение процесса дистанционного обучения. //Дистанционное образование. — 2000, № 1.
  93. Создание курсов в среде дистанционного обучения Lotus Learning Space:
  94. А. В. Информационные технологии обучения в профессиональной подготовке. // Информатика и образование. — 1996, № 1.
  95. Социально-трудовая адаптация учащихся и выпускников вспомогательных школ (принципиальные положения, организация и содержание) / Под ред. Ш. Н. Нигаева. М., 1990.
  96. Г. В. Основы математической статистики для психологов. -Изд-во: Ленинградского университета, 1972.
  97. Философский энциклопедический словарь. / Гл. ред.: Л. Ф. Ильичев, Т. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. -М.: Сов. энциклопедия, 1983.
  98. З.И. К вопросу о понятии умения в советской психологии. // Вопросы психологии, 1955. № 3.
  99. М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. — СПб., 2002.
  100. А. В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения. — М., 2000.
  101. Ю.М., Семенова Е. Ю. Информатизация образования в США. // Новые информационные технологии в образовании: Обзор, инф. НИИ-ВО.--М., 1990.
  102. В.В. Психологический анализ объяснения и показа при обучении выполнению трудового действия. // Известия АНН РСФСР. Вып. 91, 1958.
  103. М.Б. Разработка педагогических тестов на основе современных математических моделей: Учеб. пособие. — М., 1995.
  104. Н.Н. Новый взгляд на ребенка // Дефектология. 1995. № 5.
  105. Е.М., Калихман И. Л. Вероятность и статистика. М.: Финансы и статистика, 1977.
  106. A.M., Москоленко Н. В. Дать путевку в жизнь (к вопросу о социализации умственно отсталых сирот выпускников интерната) // Социальная работа. 1999. № 12. С. 72.
Заполнить форму текущей работой