Педагогические основы профессионального воспитания военнослужащих по контракту
Диссертация
Изучение воинов-контрактников показало их многоплановость: диапазон возраста от 20 до 40 лет- 79% проходили ранее службу в армии, остальные перешли со службы по призыву на контрактную службу- 57% до службы работали и имеют профессиональный опыт- 63% семейные и имеют социальный и жизненный опыт- 54% контрактников закончили различные учебные заведения с удовлетворительными результатамиколичество… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПО КОНТРАКТУ
- 1. 1. Исторический анализ военно-педагогического процесса профессионального воспитания военнослужащих в России и на Западе
- 1. 2. Современное состояние профессионального воспитания военнослужащих по контракту в ВС РФ
- 1. 3. Военно-педагогический процесс как организованная система профессионального воспитания военнослужащих по контракту
- Глава II. ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПО КОНТРАКТУ
- 2. 1. Оптимизация педагогического процесса профессионального воспитания военнослужащих по контракту
- 2. 2. Социально-психологические особенности военнослужащихконтрактников как объектов и субъектов воспитания
- 2. 3. Пути повышения качества педагогической подготовки офицеров к профессиональному воспитанию военнослужащих по контракту
- 2. 4. Модель профессионального воспитания военнослужащих по контракту (на материалах конкретного опытноэкспериментального исследования)
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-334 с.
- Александров А.И. Психологический анализ формирования профессиональной направленности личности у курсантов ВВПУ: Дис.. канд. пед. наук. М.: ВПА, 1977.
- Алексеева В.Г. Молодой рабочий / Формирование ценностных ориентаций М., 1983.-23 с.
- Алёшина И. И. Психологические особенности влияния социальных ожиданий на формирование профессиональной направленности студентов педагогического института: Дис.. канд. псих, наук М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1991.
- Алифанов С.А. Основные направления анализа лидерства // Вопросы психологии. 1991. № 3. С. 24−27.
- Аминов Н.А. Новый подход к концепции личностного и профессионального развития учителя // Вопросы психологии. 1994. № 5. С. 18−21.
- Андреев Г., Мухин В. Российская армия: «анатомия» профессионала // Армия. 1992. № 11/12. С. 54−57.
- Андреев Г., Смирнов А., Мухин В. Кто пойдёт в «профи»? // Армия. 1993. № 1. С. 42−44.
- Анохин П. Акция в Чечне заставит реформировать армию // Российские вести. 1994. 30 декабря.
- Ю.Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975. С. 57.
- Антоновский В. Наука побеждать. СПб., 1809.- С. 168.
- Анцыферова Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования // Психол. журнал. 1980. № 2. Т.1.-С. 52−56.
- Анцыферова JI.И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни. // В сб. научн. трудов: Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала М.: Институт психологии АН СССР, 1991. С. 27−42.
- Арефьев И.П. Экспериментальный курс профориентации для студентов педвуза//Педагогика. 1994. № 3. С. 37−41.
- Аронов А.А. Научно-педагогические основы управления системой военно-патриотического воспитания школьников: Дис.. д-ра пед.наук. М.: ВПА, 1990.
- Аршавский И.А. Очерки по возрастной физиологии. М., 1967. С. 37.
- Афанасьев А.И. Профессиональная подготовка унтер-офицерского состава вооружённых сил ФРГ: Дис.. канд.пед. наук. М.: ГАВС РФ, 1994.
- Афанасьев В.Г. Научное управление обществом: опыт системного исследования. М.: Политиздат, 1973. С. 339.
- Балыков Н.П. Становление и развитие профессиональной подготовки политработников в ВУЗе: Дис. канд. пед. наук. М.: ВПА, 1974.
- Барабанщиков А.В. Вопросы оптимизации учебно-воспитательного процесса в педагогической науке // Интенсификация учебно-воспитательного процесса и развитие творческих способностей слушателей. М.: ВПА, 1987. С. 34−44.
- Барабанщиков А.В. Воспитание советских воинов в духе войскового товарищества и дружбы: Дис.. канд. пед. наук. Л.: Высший военно-педагогический институт им. М. И. Калинина, 1954.
- Барабанщиков А.В. Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания советских воинов в свете решений XXVI съезда КПСС. М. ВПА, 1981. С. 33−34.
- Барабанщиков А.В., Безуглов И. Г. Солдатский возраст // Пограничник. 1971. № 22. С. 12−16.
- Барабанщиков А.В., Давыдов В. П., Феденко Н. Ф. Основы военной психологии и педагогики. М.: Просвещение, 1988.
- Барабанщиков А.В., Дёмин В. Г. О закономерностях военно-педагогического процесса. М.: ВПА, 1967.
- Барабанщиков А.В., Феденко Н. Ф. Учитывать возрастные особенности молодых солдат // На боевом посту. 1972. № 1. С. 22−25.
- Батракова С.Н. Основы профессионально-педагогического общения. Ярославль, 1986.- 51 с.
- Белякова Г. И. Профессиональная этика. М.: Знание, 1975. С. 34−36.
- Битинас Б. Структура процесса воспитания. Каунас, 1984. С. 23−27.
- Блауберг И.В., Юдин И. Г. Системный подход как современное общенаучное направление / Диалектика и системный подход. М.: Наука, 1986.
- Бодров В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности / В сборн. научн. статей: Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. М.: Институт психологии, 1991. С. 3−24.
- Большая Советская энциклопедия. 3-е изд. Т. 13. С. 450.
- Бородавка А.С. Совершенствование процесса воспитания в роте на основе комплексного подхода: Дис. канд. пед. наук. М.: ВПА, 1983.
- Буева Л.П. О системном подходе к изучению личности / Структурно-системные исследования педагогических явлений и процессов. М.: АПН РСФСР, 1970.- 47 с.
- Вдовюк В.И. Военно-педагогическая этика и совершенствование профессионально-этической подготовки советских офицеров: Дис.. д-ра пед. наук. М.: ВПА, 1983.
- Вдовюк В.И. Военно-педагогическая этика советского офицера. М.: ВПА, 1981.-150с.
- Вдовюк В.И., Герасимов В. Н. Педагогические аспекты перевоспитания военнослужащих срочной службы. М.: ВПА, 1991. С. 17−24.
- Вензик JI.M. Усиление военно-профессиональной направленности обучения курсантов высших военно-политических училищ: Дис.. канд. пед. наук. М.: ВПА, 1991.
- Военная педагогика / Под ред. А. В. Барабанщикова. М.: ВПА, 1986. С. 145 154.
- Военный энциклопедический словарь. М.: Воениздат, 1984. С. 151.
- Воспитательная работа в Вооружённых Силах: состояние и перспективы развития / Материалы научно-практической конференции. М.: ГА ВС, 1995. С. 55.
- Выготский JI. C, Вопросы детской (возрастной) психологии. М., 1984. Собр. соч. Т. 4. С. 76.
- Вьюшин О.Д. Повышение эффективности нравственного воспитания курсантов военных училищ МВД СССР: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М.: ВПА, 1982. С. 23.
- Галченко С.П. Военно-профессиональные ценности в ценностных ориентацйях военных кадров: Социально-философский анализ: Автореф. дис. канд. фил. наук. М.: ГА ВС, 1994. С. 12−23.
- Герасимов В.Н. Перевоспитание воинов с негативными качествами личности в процессе воинской службы: Дис.. канд. пед. наук. М.: ВПА, 1989.
- Гнатенко Н.П. Национальный характер: мифы и реальность. Киев: Высш. школа, 1984. С. 34−56.
- Голицын Н.С. Всеобщая военная история древнейших времён / Часть 1. С древнейших времён до смерти Александра Великого 323 г. до Р.Х. СПб.: тип. А. Траншеля, 1872. С. 9−14.
- Городов П.Н. Актуальные вопросы перестройки воспитания в высшей военной школе. М.: ВПА, 1990. С. 18−39.
- Городов П.Н. Концепция воспитательной работы в вооружённых силах Российской Федерации: гуманистическое осмысление / В кн. Воспитательная работа в вооружённых силах: состояние и перспективы развития. М.: ГА ВС, 1995. С. 30−33.
- Городов П.Н. Оптимизация процесса воспитания в высшей военной школе. М.: ВПА, 1983.-123 с.
- Городов П.Н. Педагогические основы оценки и учёта результатов воспитания курсантов: Дис. канд. пед. наук. М.: ВПА, 1972.
- Городов П.Н., Липский И. А., Коноплёв М. А. Банк психолого-педагогических данных / Часть 1. Военная педагогика. М.: ВПА, 1990.
- Государство начинается с семьи / Материалы круглого стола журнала «Ориентир» // Ориентир. 1995. № 10. С. 17−22.
- Грановская P.M. Элементы практической психологии. Д.: ЛГУ, 1984. С. 285.
- Гришин Э.А. Профессионально-этическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. Владимир, 1973.- 35 с.
- Давыдов В.П. Воспитание курсантов (слушателей) высших военно-учебных заведений в процессе бучения. М.: ВПА, 1975. -191с.
- Давыдов В.П. Воспитание советского патриотизма и интернационализма. М.: Знание, 1984. С. 18−19.
- Давыдов В.П. Исследование путей повышения эффективности воспитания курсантов высших военных учебных заведений в процессе обучения: Дис. д-ра пед. наук. М.: ВПА, 1977.
- Давыдов В.П., Киселёв И.П, Чумичев Н. Г. Альбом схем и основных положений военной педагогики. М.: ВПА, 1985.- 115с.
- Директива ГШ ВС РФ № 315/3/1165 от 5.04.93 г. «О введении в действ» «Временного Положения о прохождении военной службы на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин по контракту в ВС РФ».
- Директива МО РФ № 315/2/210 от 13.11.92 г. «О проведении в ВС РФ подготовительных мероприятий к введению военной службы по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин».
- Дубровский А.В. Профессионализация в военной сфере / Военная реформа: История и перспективы. Сб. статей под ред. Н. А. Чалдымова. М., 1991. С. 95−100.
- Дьяченко М.И., Феденко Н. Ф. Основы психологии. М.: ВПА, 1962.
- Елканов С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя. М.: Просвещение, 1986. С. 141.
- Ельцин Б.Н. Вам реформировать армию / Выступление Президента России Б. Н. Ельцина на приёме в честь выпускников военных академий // Красная звезда. 1994. 1 июля.
- Ефремова А.Н. Профессия как сфера самореализации личности: Автореф. дис. канд. фил. наук. Ростов на Дону, 1990.
- Железняк Л.Ф. Военно-профессиональная направленность личности советского офицера. М.: ВПА, 1979. С. 16.
- Железняк Л.Ф., Кандыбович Л. А., Ростунов А. Т. Проблемы формирования военно-профессиональной пригодности и направленности личности будущих офицеров. Минск: МВИЗРУ, 1976. С. 23−46.
- Иванов Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М.: МГУ, 1987.- 27 с.
- Игровое моделирование: Методология и практика. Новосибирск: Наука, 1987.
- Ирхин Ю.В. Психология успеха: как влиять на людей и управлять собой. М.: РУНД, 1992. С. 40.
- Кадыров Б.Р. Склонности и их индивидуально-природные предпосылки: Автореферат.. д-ра псих. наук. М.: Институт психологии, 1990.
- Каланов А.Б. Рождение специалиста: (профессиональное становление студента). Минск.: Изд-во БГУ, 1983.- 67 с.
- Каменев А.И. История подготовки офицерских кадров в России: Учебное пособие. М.: ВПА, 1990.- 186 с.
- Каменев А.И. Психолого-педагогические условия эффективности воинского воспитания личного состава. Алма-Ата.: КСВО, 1984. С. 22.
- Караковский В.А. Проблемы совершенствования воспитательной работы школы / Теоретико-методологические проблемы развития педагоги ческой науки. М&bdquo- 1985. С. 116−117.
- Кирков К. Записи по военной педагогике /психология, обучение и воспитание/. СПб., 1913.- 112с.
- Киряшов Н. И .Социально-педагогические проблемы теории и практики комплексного подхода к воспитанию советских воинов: Дис.. д-ра. пед. наук. М.: ВПА, 1981.
- Клевцевич В.П. Оптимизация воспитания курсантов ВВУЗов на основе комплексного подхода: Дис. канд. пед. наук. М.: ГАВС, 1994.
- Климов Е.А. Общая типология ситуации(казусов) и структура мыслительных задач, возникающих в практике работы профконсультанта /Науч труды ВНИИ профтехобразования, вып. 32. Л., 1976. С. 5.
- Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М.: Знание, 1983. С. 35.
- Книгге А. Об обращении с людьми. Дубна: Феникс, 1994.- 325 с.
- Ковалевский В.Ф. Военная профессионология: проблемы теории и практики. М.: Воениздат, 1983. С. 214.
- Ковалёв А.Г. Психология личности. Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: Просвещен, 1970. С. 130.
- Ковалёв В.Н. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. М.: Политиздат, 1975. С. 19−23.
- Ковалевский В.Ф. Профессионализация закономерность развития воинской деятельности // Военная мысль. 1988. № 4. С. 55−63.
- Колесников В.З. Повышение эффективности воспитания военно-профессиональных качеств у слушателей академии: Дис.. канд. пед. наук. М., 1989.
- Корочкин Б.П. Методологические вопросы разработки профессиограммы офицера политработника / В кн.: Содержание деятельности и личностные качества офицера-политработника. М.: ВПА, 1976.
- Кондаков И.М., Сухарев А. В. Методологическое обоснование зарубежных теорий профессионального развития // Вопр. псих. 1989. № 5. С. 158−164
- Коротов В.М. К вопросу о классификации методов воспитания // Сов педагогика, 1970. № 3. С. 24−36.
- Корсунов А. Опыт истории отправления личной воинской повинности России от начала государства до издания рекрутского устава. № 862 по 1831 год. СПб, 1850.-356 с.
- Костенко Н.В., Оссовский B.JI. Ценности профессиональной деятельности. Киев, 1986.-34 с.
- Кравчун Н.С. Развитие теории и практики воспитания советских воинов. Автореферат. д-ра пед. наук. М.: ВПА, 1973.
- Кудрявцев Т.В. Психология профессионального обучения и воспитания. КМЭИ, 1985. С. 108.
- Кудрявцев Т. В. Сухарев А.В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения // Вопросы психологии. 1985. № I. С. 86−93.
- Кудрявцев Т.В., Шегуров В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопр. психологии. 1983. С. 51−60.
- Курдюмов Г. М. О формировании личностных качеств будущих специалистов // Высшее образование в России. 1994. № 2. С. 14−15.
- Кутузов В.В. Педагогические проблемы военно-профессионального воспитания курсантов инженерных ВУЗов: Дис. .д-ра пед. наук. Л., 1988.
- Ладанов И. Д. Современная буржуазная военная педагогика на службе империализма. М.: Воениздат, 1972.
- Дата В.Ф. Концепция строительства Вооружённых Сил РФ: реальность и перспективы / Гуманизация воинской деятельности и реформа Вооружённых ил: Материалы международной конференции. М.: ГА ВС РФ. Армия и общество, 1994. С. 53−57.
- Леденева О.В. Социальные проблемы формирования профессиональной направленности личности. Волгоград, 1990.- 47 с.
- Ленёв Ю.А. Формирование профессиональных качеств у курсантов военных училищ: Дис. канд. пед. наук. М.: ВПА, 1993.
- Ленин В.И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге Г.Струве // Полн. собр. соч. Т. 41. С. 423−424.
- Липский И.А. Методология военной педагогики: структура, модель, прогноз развития. Часть 1. СПб.: ВВИУС, 1994. С. 4−19.
- Лихачёв Б.Т. К вопросу о сущности и классификации методов воспитательного воздействия // Сов. педагогика. 1969. № 5. С. 45−48.
- Лихачёв Б.Т. Экопсихотерапевтические аспекты воспитания // Педагогика. 1995. № 1. С. 40−44.
- Ломов Б.Ф. Личность в системе общественных отношений // Психологический журнал. 1981. № 1. С. 3−17.
- Луков Г. Д., Платонов К. К. Психология. М., Воениздат, 1964.
- Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. Цель воспитания // Соч.: В 7 т. М., 1958. Т.5.
- Материальные, духовные и организационные факторы формирования нового человека//Под. ред. С. И. Никишова. М.: МГУ, 1986.
- Матяш В. Какую погоду делают «профи»? // Красная звезда. 1993. 2 июля.
- Машков В.Н. Адаптивная методика оценки профессиональных интересов и склонностей //Вопр. псих. 1991. № 3. С. 85.
- Модель выпускника 2000 года. Пути повышения уровня профессиональной подготовки офицера-политработника. М.: ВПА, 1989. С. 48.
- Микулин И.И. Воспитание нельзя откладывать «на потом» //Ориентир. 1994. № 1.
- Многонациональный воинский коллектив: вопросы и ответы. М.: Воениздат. 1989. С. 175.
- Моделирование педагогических ситуаций: Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя /Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М., 1981. С. 120.
- Модифицированный вариант анкеты удовлетворённости работой. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности /Под ред. В. А. Ядова. JL: Наука, 1979. С. 57.
- Моргунов В.В., Ткачёва Н. Ю. Проблемы периодизации развития личности в психологии. М., 1981. С. 23.
- Мустонен А.Х. Развитие системы воспитания личного состава частей военно-космических сил: Дис. .канд. пед. наук. М.: ВУ РФ, 1995.
- Нагорная Г. А. Формирование умения анализировать педагогические ситуации как условие подготовки будущих учителей: Дис. .канд. пед. наук. Киев, 1983.
- Нечаев B.C. Стиль работы: новые подходы. М.: Воениздат, 1987 С. 144.
- О долге и чести воинской в российской армии: Собрание материалов, документов и статей / Под ред. В. Н. Лобова.- 2-е изд. М.: Воениздат, 1991. С. 19.
- Осадчий И.В. Воспитание любви к военной профессии у курсантов военных училищ: Дис. .канд. пед. наук. Л.: 1957.- 190 с.
- Основные положения военной доктрины Российской Федерации // Красная звезда. 1993. 19 ноября.
- Основы военно-педагогических знаний. М.: ВПА, 1989.
- Основы воспитательной работы в Вооружённых Силах СССР. М.: Воениздат, 1983.
- Останкович А.Е. Социально-психологические предпосылки и последствия перехода вооружённых сил США на контрактную систему комплектования: Дис. канд. псих. наук. М.: ГА ВС, 1994.
- Певень Л.В. Проблемы профессионализации Вооружённых Сил России: Автореф. дис. канд. фил. наук. М.: ГА ВС, 1992. -23 с.
- Педагогические проблемы воспитания советских воинов / Под ред. А. В. Барабанщикова. М.: ВПА, 1974.
- Педагогические ситуации в воспитании школьников / Учебное пособие. Воронеж, 1985.-37 с.
- Пельц А. России нужна современная, профессиональная армия: это ещё раз подтвердила поездка Министра обороны П. Грачёва на Тихоокеанский флот и по военным округам Дальнего Востока и Сибири // Красная звезда. 1993. 27 апреля.
- Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М.: МГУ, 1988. С. 208.
- Петров А.Н. Русская военная сила. История развития военного дела от начала Руси до настоящего времени / Изд. 2-е, испр. и доп. Т. 1−2. М., 1897. С. 79.
- Петров Н. Самовнушение в древности и сегодня. М.: Прогресс, 1979.54 с.
- Поваренков Ю.П. Психологические основы целостного подхода к процессу профессионализации личности. М.: Институт психологии, 1991. С. 67−79.
- Поваренков Ю.П. Психологический анализ процесса профессионализации: (Понятие «цель профессионализации») / В сб.: Способности и деятельность. Ярославль, 1989.
- Познанский Д.П. Педагогические основы управления воспитанием личного состава полка: Дис. д-ра пед. наук. М., 1983.
- Постановление Правительства Российской Федерации № 918 от 30.11.92 г. «О мероприятиях по поэтапному переходу к комплектованию Вооружённых Сил Российской Федерации военнослужащими в добровольном порядке по контракту».
- Пресняков Р.С. Российские самодержцы. М.: Книга, 1990. С. 35−49.
- Приказ Министра обороны Российской Федерации № 235 от 3 июля 1995 года// Ориентир. 1995. № 10. С. 21−35.
- Приказ Министра обороны Российской Федерации № 278 от 15.12.92 г. «О мероприятиях по поэтапному переходу к комплектованию ВС РФ военнослужащими в добровольном порядке по контракту».
- Проблемы управления процессом воспитания /Под ред. Н. Ф. Талызиной и Л. И. Рувинского. М.: МГУ, 1971.- 87 с.
- Психолого-педагогические основы руководства воинской частью / Под общ. ред. А. В. Барабанщикова. М.: ВПА, 1973. но и дорого обходится // Красная звезда. 1994. 8 июня.
- Пузыревский С. Развитие постоянных регулярных армий и состояние военного искусства в век Людовика XIV и Петра Великого //СПб., 1889. С. 193.
- Рекомендации для офицеров полка (корабля) по совершенствованию индивидуальной воспитательной работы // Информационно-медотический сборник № 1(4). М.: Центр военно-социологических, психологических и правовых исследований ВС РФ, 1993. С. 3−34.
- Решетов З.А. Психологические основы профессионального обучения. М.: МГУ, 1985. С. 207.
- Родная старина. Отечественная история в рассказах и картинках с рисунками в тексте (с IX по XIV ст.)/ Составил В. Д. Сиповский.- 7-изд-е. СПб.: Издание Д. Полубояринова, 1910. С. 107.
- Российская педагогическая энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. Т.1. С. 166.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. М.: Просвещение, 1946. С. 623.
- Рувинский Л.М., Соловьёва А. Е. Психология самовоспитания. М.: Просвещение, 1982. С. 143.
- Рыков С.Л. Социально-педагогические основы повышения эффективности использования средств массовой информации в воспитании военнослужащих полка: Дис. .канд. пед. наук. М., 1994.
- Самуэл П-Хантингтон. Солдат и государство. Кембридж.: Гарвард Юниверсити пресс, 1957. С. 161.
- Свердлов С.Х. Рекомендации по организации изучения индивидуальных особенностей курсантов. Коломна: КВКАУ, 1990. С. 11.
- Селиванова Н.Л. Педагогические ситуации в процессе формирования коллективных отношений подростков // Сов. педагогика. 1981. № 7. С. 53−56.
- Сериков В.В. Формирование у учащихся готовности к труду. М.: Педагогика, 1988. С. 193.
- Слепов В.Я. Учёт психологии личности советского воина в процессе воспитания. М.: ВПА, 1970. С. 75.
- Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития //Вопр. психологии. 1991. № 2. С. 37−49.
- Современный словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1993. С. 498.
- Социально-правовая защита военнослужащих: Сборник нормативных актов и образцов документов. СПб.: Печатный двор, 1994. С. 5.
- Степанова Е.И. Возрастные особенности мышления взрослых / Возрастные особенности умственной деятельности взрослых. Л., 1974. С. 7−19.
- Стрешнев В.В. О методике изучения индивидуальных особенностей воинов / В сборнике «Труды академии». М.: ВПА, 1965. С. 19−26.
- Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. М.: Просвещение, 1981.-191 с.
- Тарасов А.А. Формирование военно-профессиональных качеств у студентов гражданских вузов: Дис.. канд. пед. наук. М.: ВПА, 1979. С. 220.
- Толстых А.В. Возраст жизни. М., 1988. С. 41.
- Феденко Н.Ф. Очерки по психологии личности советского воина. М.: ВПА, 1966. С. 54.
- Феденко Н.Ф. Психология в педагогическом процессе. М., 1972. С. 145.
- Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова.-6-е изд., перераб. и доп. М.: Политиздат, 1991. С. 327.
- Шпак Г. Становление молодых офицеров в войсках.// Военный вестник. 1994. № 1. С. 16−20.
- Поучение Владимира Мономаха своим детям.
- Дети мои или кто иной, прочитан эту грамотку, не посмейтесь, но примите ее в сердце своё. Прежде всего, ради Бога и души своей страх Божий в сердце своём и милостыню давайте нескудную. Это начало всякому добру.
- Всего же более убогих не забывайте, но по мере сил кормите их. Сироту и вдову сами на суде по правде судите- не дайте их сильным в обиду.
- Ни первого, ни виноватого не убивайте, и не позволяйте убивать, хотя бы и заслуживал смерти- не губите никакой христианской души.
- Больного посетите- покойников провожайте и не минуйте никого без привета, скажите всякому доброе слово. Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой.
- Пусть не застанет вас солнце на постели. Так делал мой отец и все лучшие люди. следует с дружиною думать о делах или творить суд людям, или ехать на охоту (если нет никаких важных дел).
- Схема № 1. Количество контрактов о поступлении на военную высококвалифицированных новобранцев и безработица. службу1. Безработица -¦- Контракты