Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические основы профессионального воспитания военнослужащих по контракту

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изучение воинов-контрактников показало их многоплановость: диапазон возраста от 20 до 40 лет- 79% проходили ранее службу в армии, остальные перешли со службы по призыву на контрактную службу- 57% до службы работали и имеют профессиональный опыт- 63% семейные и имеют социальный и жизненный опыт- 54% контрактников закончили различные учебные заведения с удовлетворительными результатамиколичество… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПО КОНТРАКТУ
    • 1. 1. Исторический анализ военно-педагогического процесса профессионального воспитания военнослужащих в России и на Западе
    • 1. 2. Современное состояние профессионального воспитания военнослужащих по контракту в ВС РФ
    • 1. 3. Военно-педагогический процесс как организованная система профессионального воспитания военнослужащих по контракту
  • Глава II. ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПО КОНТРАКТУ
    • 2. 1. Оптимизация педагогического процесса профессионального воспитания военнослужащих по контракту
    • 2. 2. Социально-психологические особенности военнослужащихконтрактников как объектов и субъектов воспитания
    • 2. 3. Пути повышения качества педагогической подготовки офицеров к профессиональному воспитанию военнослужащих по контракту
    • 2. 4. Модель профессионального воспитания военнослужащих по контракту (на материалах конкретного опытноэкспериментального исследования)

Педагогические основы профессионального воспитания военнослужащих по контракту (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. С ростом требований армии к личности возникла необходимость широких исследований развития и функционирования военной педагогики. Поэтому совершенно очевидно, что профессиональное воспитание военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации выдвигается в число приоритетных направлений военной политики государства и является крайне актуальной практической задачей армии.

В то же время, если исходить из того, что суть и мера любых реформчеловек, то вряд ли найдется более сложная проблема современного ф военного строительства, чем профессиональное воспитание военнослужащих.

Российской армии.

Все эти факторы ведут к переосмыслению роли взаимодействия армии и педагогической науки. На современном этапе развития актуальность представляет организация профессионального воспитания военнослужащих по контракту.

Военная доктрина Российской Федерации предполагает ряд мероприятий поэтапного перехода к комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащими в добровольном порядке — по контракту. Определен порядок обеспечения оргмероприятий по переходу с Ь.

1993 года к смешанному комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации.1 Набор на службу по контракту рядового и сержантского состава начался с 1993 года.2 По данным Министерства Обороны в 1993 году принято на службу по контракту около 120 тысяч человек. В 1994 году общая численность военнослужащих-контрактников составила 260 тысяч, а к.

Основные положения военной доктрины Российской Федерации // Красная звезда, — 1993.-19 ноября.

2 Постановление Правительства Российской Федерации № 918 от 30.11.92 года «О мероприятиях по поэтапному переходу к комплектованию Вооружённых Сил Российской Федерации военнослужащими в Ц добровольном порядке — по контракту». сентябрю 1995 года — 350 тысяч человек.3 Примерно 10% от общего числа контрактников составляют женщины.

В результате этих мер появился новый объект воспитания — рядовые и сержанты, проходящие службу в добровольном порядке — по контракту.

В системе функционирования нового института возникли различные проблемы, в том числе и воспитания. Как отмечается в нормативных документах, принцип обеспечения высокого уровня профессионализма, создания и совершенствования системы воспитания военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации является одним из основных принципов их строительства.4 Процесс подготовки профессионального ц) военнослужащего многогранен и включает в себя комплектование, обучение, психологическую подготовку, но особенно остро стоит задача воспитания этой категории воинов. С одной стороны, идёт реформирование существующей системы воспитания в обществе и Вооружённых Силах и поиск новых концептуальных подходов, а с другой, — существенная специфика воинов-контрактников требует построения качественно нового звена в системе воспитания военнослужащих.

Требования, предъявляемые к военнослужащему-профессионалу, его статус в обществе, комплекс выполняемых им задач, условия профессиональной жизни предполагают необходимость именно профессионального воспитания данной категории военнослужащих. Воин-контрактник не просто выполняет свой долг, но и приобретает профессию, ставящую перед ним более сложные задачи, чем перед призывником.

Один из прогрессивных русских офицеров флота писатель-публицист М. О. Меньшиков эту мысль выразил так: «Необходимо, чтобы армия была особым сословием, т. е. классом постоянным, а не сбродом, который распускают, едва собрав. Само правительство, распуская физически, распускает её морально. Само правительство, назвав военное дело.

3 Вооруженным Силам очень трудно, но с задачами они справятся // Красная звезда.- 1995. 17 ноября.

4 Основные положения военной доктрины Российской Федерации // Красная звезда.- 1993.-19 ноября. повинностью", теряет здравый взгляд в этом вопросе. Пора вернуться к убеждению древних, что это вовсе не повинность только, а прежде всегопризвание, и что только та армия хороша, которая хочет быть армией и остаётся ею навсегда" .5.

Изучение воинов-контрактников показало их многоплановость: диапазон возраста от 20 до 40 лет- 79% проходили ранее службу в армии, остальные перешли со службы по призыву на контрактную службу- 57% до службы работали и имеют профессиональный опыт- 63% семейные и имеют социальный и жизненный опыт- 54% контрактников закончили различные учебные заведения с удовлетворительными результатамиколичество женщин среди контрактников достигает в отдельных частях 30%.6 Как свидетельствуют экспериментальные данные, 74% контрактников допускают элементы неисполнительности, недисциплинированности, не занимаются самовоспитанием. В целом уровень воспитанности военнослужащих-контрактников входит в противоречие с требованиями, предъявляемыми к военному профессионалу. Такое положение стало возможным, потому что переход на контрактную службу не был подкреплён финансово-экономически и осуществлялся без учёта исторического опыта, поспешно и непродуманноне получила развития система рекламы и отбора на службу по контрактуне изучались и не учитывались мотивы поступления на контрактную службу, не осуществлялось прогнозирование вытекающей отсюда ситуациипрофессионально-педагогическая подготовка офицерского состава не соответствовала современным требованиям, многие офицеры испытывали трудности методического характера в воспитательной работе с военнослужащими-контрактникамиособый статус, специфический порядок и организация службы контрактников недостаточно учитывались в практике.

5 Какая армия нужна России? Взгляд из истории. — М.: Военный университет, 1995.-С.58.

6 Оценка возможностей комплектования Вооружённых Сил военнослужащими в добровольном порядке — по контракту// Информационно-методический сборник.- М.: ЦВСППИ, 1993. № 3(6).- С. 3−8. воспитания, особенно мало внимания уделялось профессиональным аспектам в воспитании рядовых и сержантов, проходящих службу по контракту.

Процесс профессионального воспитания указанного контингента осложняется противоречивостью и неоднозначностью социально-экономической, политической и духовной ситуаций в России, воздействием на армию дестабилизирующих факторов, усилением социальной напряжённости в военной среде, неопределённостью статуса военослужащих-контрактников, отсутствием духовной и материальной удовлетворённости в профессиональной службе. Около 79% опрошенных офицеров причины низкой эффективности профессионального воспитания военнослужащих-контрактников связывают с трудностями экономического положения в стране, размытостью идеи профессионализма, слабой мотивацией у военнослужащих-контрактников, раскоординированностью в деятельности офицеров-воспитателей, отсутствием стройной системы целеполагания, слабым учётом их возрастных, социально-психологических, индивидуальных и других особенностей.

Как показывает опыт, зачастую работа с контрактниками сводится к осуществлению кадровых перестановок и проведению формальных воспитательных мероприятий, в которых много шаблона и издержек. Они готовятся поспешно, без должной продуманности, без учёта интересов конкретного человека, мотивов его профессиональной деятельности, степени его профессиональной удовлетворённости.

Проведённый анализ информационно-воспитательной деятельности средств массовой информации по вопросам профессионального воспитания воинов-контрактников показал, что этим проблемам также уделяете недостаточно внимания (9% от всех публикаций о контрактной службе). Приоритет отдаётся дискуссии о необходимости контрактной службы и ее эффективности, о службе женщин (51%), трудностях материального и социального обеспечения контрактной службы (21%), недостатках отбора на контрактную службу (19%) и др.7.

В этих условиях правомерно ставить вопрос не только о совершенствовании профессионального воспитания военнослужащих-контрактников, но и о разработке специальной концепции его в рамках общей системы воспитания воинов Вооружённых Сил Российской Федерации, призванного решать актуальные вопросы профессионализации армии, формирования профессионально-этических отношений, профессиональной направленности и устойчивого положительного отношения к добровольно выбранной службе в армии.

Своевременность такой постановки проблемы связана также с тем, что идея профессиональной армии и профессионализма в самом широком смысле слова находится сегодня в стадии постановки, теоретического и практического осмысления, закладки и формирования традиций профессиональной службы.

Об актуальности проблемы свидетельствует и то, что специальных исследований, рассматривающих аспекты профессионального воспитания рядового и сержантского состава в процессе службы по контракту, не проводилось.

Фундаментальные идеи формирования и развития процесса профессионального воспитания разработаны следующими учеными:

A.В.Барабанщиковым, В. И. Вдовюком, В. Н. Герасимовым, П. Н. Городовым,.

B.Н.Гуляевым В. П. Давыдовым, Л. Ф. Железняком, Н. И. Киряшовым, В. П. Клевцевич, В. З. Колесниковым, Н. С. Кравчуном, В. В. Кутузовым, Ю. А. Ленёвым, А. И. Лобач, А. Н. Лыткиным, Ф. Д. Рассказовым, СЛ. Рыковым,.

7 Были проанализированы материалы пяти военных печатных изданий (газет и журналов) за период с 1993 по 1995 год. О.

И.В.Осадчим и др. Анализировались педагогические подходы к процессу подготовки личного состава зарубежных армий, выявленные А. И. Афанасьевым, Г. И. Гладковым, Н. Ф. Феденко, С. М. Фильковым. П. И. Фисенко, Н. Г. Чумичевым, отражённые также в отдельных трудах зарубежных учёных: Р. Адама, К. Вуоно, В. Кризель, П. Кляйна, П. Марти, Д. Сьюпера, А. Уильяма, Р. Филипса, П. Хантингтона, Д. Хокинга и др.

Учитывались идеи представителей общей педагогики и психологии, учёных К.А.Абульхановой-Славской, Л. И. Анцыферовой, В. А. Бодрова, Л. С. Выготского, БА. Климова, И. М. Кондакова, Т. В. Кудрявцева,.

A.Н.Леонтьева, Б. Т. Лихачёва, Ю. П. Поваренкова, С. Л. Рубинштейна,.

B.И.Слободчикова, В. Ю. Шегурова и др.9.

Сложившееся противоречие между возросшими требованиями к профессиональному воспитанию военнослужащих по контракту и реальным.

8 Барабанщиков A.B., Давыдов В. П., Феденко Н. Ф. Основы военной психологии и педагогики.-М.: Просвещение, 1988.

Барабанщиков А. В. Овладение знаниями педагогики и психологии — важное условие реализации комплексного подхода к идейно-воспитательной работе с личным составом органов внутренних дел.-В кн.: Политико-воспитательная работа: грани комплексного подхода.-М.:Воениздат, 1978. С.6−24. Бородавка А. С. Совершенствование процесса воспитания в роте на основе комплексного подхода: Дис.. канд. пед наук.-М.:ВПА, 1984.

Военная педагогика. Учебное пособие//под ред. А. В. Барабанщикова.-М.:ВПА, 1986.

Вдовюк В.И. Военно-педагогическая этика и совершенствование профессионально-этической подготовки советских офицеров: Дис. д-ра пед. наук.-М.:ВПА, 1983.

Городов П.Н., Липский И. А., Коноплев М. А. Банк психолого-педагогических данных. Часть 1. Военная педагогика.-М. :ВПА, 1990.

Городов П. Н. Оптимизация процесса воспитания в высшей военной школе.-М.: ВПА, 1983. Кутузов В. В. Педагогические проблемы военно-профессионального воспитания курсантов инженерных ВУЗов: Дис. д-ра пед. наук. Л., 1988.

Рассказов Ф. Д. Педагогические основы военно-профессионального воспитание курсантов высших военно-политических училищ: Дис. канд. пед. наук. М.:ВПА, 1991.

Колесников В. З. Повышение эффективности воспитания военнопрофессиональных качеств у слушателей академии (на основе профессиографического анализа): Дис. канд. пед. наук.-М.:ВПА, 1989.

9 Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности.- М.: Наука, 1980.-С.334. Анцыферова Л. И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни.-М.: Институт психологии АН СССР, 1991.-С.27−42.

Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации// М.: Знание, 1983.-С.35.

Кондаков И.М., Сухарев А. В. Методологическое обоснование зарубежных теорий профессионального развития//Вопр. психологии, 1989.-№ 5.-С.158−164.

Кудрявцев T.B. Психологи профессионального обучения и воспитания, — М.: МЭИ, 1985.-С. 108. Кудрявцев T.B., Шегуров В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности//Вопр. психологии, 1983.-№ 2.-С.51−60.

СлободчиковВ.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития// Вопр. психологии, 1991.-№ 2.-С.37−49. использованием возможностей составляет проблему настоящего исследования, что и обуславливает выбор темы:

Педагогические основы профессионального воспитания военнослужащих по контракту".

Цель исследования: научное обоснование технологии профессионального воспитания военнослужащих по контракту.

Объект исследования: совместная педагогическая деятельность военнослужащих по контракту и офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации в системе профессионального воспитания.

Предмет исследования — процесс формирования профессионального воспитания военнослужащих, проходящих службу на контрактной основе.

В качестве рабочей гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что процесс профессионального воспитания военнослужащих по контракту будет протекать успешно, если:

— разработана концепция профессионального воспитания воинов-контрактников;

— имеется научно обоснованная модель личности воина-контрактника как системы социально важных и профессионально значимых качеств;

— проектирование технологии военно-профессионального воспитания строится на основе исторических традиций и имеющегося опыта военно-профессионального воспитания, с учётом реальных социально-экономических, военно-политических условий;

— в процессе совместной профессиональной деятельности учитываются индивидуальные, психофизиологические особенности личности военнослужащих по контракту;

— повышать качество психолого-педагогической и методической подготовки всех категорий воспитателей.

Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы исследования, определены следующие задачи:

1. Изучить современное состояние профессионального воспитания военнослужащих в России и на Западе.

2. Разработать концептуальные основы организации профессионального воспитания военнослужащих по контракту.

3. Разработать модель личности воина-контрактника профессионального воспитания военнослужащих — контрактников, определить критерии и показатели уровня успешности профессионального воспитания.

4. Определить условия функционирования и развития профессионального воспитания военнослужащих, проходящих службу на контрактной основе.

Методологическую основу исследования составили идеи отечественных педагогов Э. И. Конюхова, В. А. Пономаренко, А .Я. Анцупова, В. И. Буянова, В. А. Волковицкого, С. П. Гатилова о профессиональном воспитании личности военнослужащего, о влиянии педагогического процесса на формирование и развитие личности военнослужащего и воинского коллектива.

На данном методологическом фундаменте выстроены концептуальные положения о роли офицера в процессе профессионального воспитания военнослужащих по контракту.

Методы исследования. Для решения поставленных в исследовании задач и проверки гипотетических положений использована совокупность общенаучных и педагогических методов, взаимопроверяющих и дополняющих друг друга: теоретический анализ исторической, педагогической литературы, нормативно-законодательных документов Министерства Обороны Российской Федерации, анализ монографических работ, раскрывающих различные аспекты профессионального воспитаниясравнительно-сопоставительный анализ и обобщение передового и массового опыта работы офицеров для установления и обоснования степени развития профессионального воспитания на базе воинских частей Северо-Кавказского военного округаметод экспериментальной работы, включающий различные методикинепосредственная включенность автора в разработку педагогических основ профессионального воспитания военнослужащих-контрактников воинских частей Северо-Кавказского военного округа.

Основной экспериментальной базой исследования являлись воинские части Северо-Кавказского военного округа. В ходе исследования использовались материалы комплексных научно-исследовательских работ, проводимых на базе Военного университета, кафедр педагогики и психологии (Ростовский военный университет ракетных войск), а также данные Центра военно-социологических, психологических и правовых исследований Вооруженных Сил Российской Федерации, 625-го Центра психологической помощи и реабилитации Северо-Кавказского военного округа.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

— в обосновании концептуальных подходов к профессиональному воспитанию как специфическому, комплексному виду воспитания, включающему в структуру элементы воинского, нравственного, физического воспитания;

— в разработке проекта процесса профессионального воспитания рядового и сержантского состава, проходящего службу на контрактной основе;

— в разработке критериев и показателей уровня профессионального воспитания военнослужащих-контрактников;

— в обосновании условий повышения эффективности процесса профессионального воспитания военнослужащих-контрактников.

Практическая значимость исследования состоит в возможности практического использования разработанной диагностической программы изучения уровня профессиональной воспитанности военнослужащих в боевых частях и подразделениях, в использовании методических рекомендаций в учебных подразделениях, в условиях вневойсковой подготовки, например, на сборах, на военных кафедрах ВУЗов. Результаты и выводы исследования позволят офицерам-воспитателям частей и подразделений понять сущность, содержание, задачи, принципы профессионального воспитания военнослужащих-контрактников. При разработке программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса в высших военно-учебных заведениях.

Результаты исследования использованы при организации системы профессионального воспитания воинов-контрактников Северо-Кавказского военного округа. Материалы исследования могут быть использованы при создании программ, методических пособий и рекомендаций для заместителей командиров по воспитательной работе, при подготовке и переподготовке их в системе курсов повышения квалификации.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и научных выводов, представленных в диссертации, обеспечивается методологической обоснованностью логики исследования, всесторонним анализом проблемы при определении исходных теоретико-методологических позиций, рациональным сочетанием теоретического и экспериментального исследований, применением комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследования, разнообразной базой экспериментальной работы, практическим подтверждением основных положений исследования в ходе эксперимента.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап, поисково-теоретический (1993 — 1995 г. г.), связан с теоретическим обоснованием проблемы. Он включал в себя изучение и анализ исторической, социологической, педагогической и другой литературы по вопросам профессионального воспитания военнослужащих по контракту.

Второй этап (1995 — 1999 г. г.) — экспериментальный. Данный этап предусматривал работу, посвященную исследованию процесса профессионального воспитания. Проводились контрольные срезы, вносились коррективы в методику исследования. Формулировались предварительные выводы и рекомендации, на основе которых вносились изменения в процесс профессионального воспитания. Одновременно определялись основные пути и условия эффективности процесс профессионального воспитания рядового и сержантского состава, проходящего службу по контракту.

Третий этап (1999 — 2000 г. г.) — обобщающий. Было проводено обобщение диссертационного исследования, внедрена в практику модель процесса профессионального воспитания в войсках Северо-Кавказского военного округаосуществлен анализ и обобщение данных экспериментальной работыразработаны научно-методические рекомендации, направленные на профессиональное воспитание военнослужащих-контрактников.

Апробация и внедрение результатов исследования. Практическое внедрение и проверка осуществлены в воинских частях Северо-Кавказского военного округа: в ходе сборов командного состава и их заместителей по воспитательной работена научно-практической конференции «Проблемы воспитания военнослужащих-контрактников и пути их решения» в 625-ом Центре психологическом помощи и реабилитации (1999 года) — на семинаре «Социальные аспекты военной реформы», проводимом управлением кадров Северо-Кавказского военного округа (1999 года) — отражены на страницах газеты «Военный вестник Юга России». Ряд предложений автора был реализован в процессе профессионального воспитания военнослужащих по контракту в воинских частях Ставропольского и Краснодарского гарнизонов. Результаты исследования обсуждались на заседаниях методической группы 625-го Центра психологической помощи и реабилитации и кафедры педагогики и психологии (Ракетное артиллерийское училище г. Ростов-на-Дону).

На защиту выносятся:

1. Концепция профессионального воспитания воинов-контрактников.

2. Модель личности воина-контрактника как системы социально важных и профессионально значимых качеств.

3. Технология военно-профессионального воспитания воинов-контрактников в процессе их совместной педагогической деятельности с офицерами.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ.

1. Опытно-экспериментальная работа показала необходимость разработки критериев и показателей профессиональной воспитанности воинов-контрактников для проведения анализа и коррекции процесса профессионального воспитания. Эти критерии и показатели должны охватывать все стороны профессиональной деятельности солдат и сержантов, проходящих службу на контрактной основе, характеризовать её содержательную и организационную стороны. Показатели и критерии, разработанные в ходе эксперимента, в целом позволяют определить уровень профессиональной воспитанности военнослужащего-контрактника и диагностировать процесс профессионального воспитания.

2. Анализ практики профессионального воспитания военнослужащих-контрактников выявил, что его действенность зависит от ряда условий: социальных, материально-бытовых, коммуникативных, правовых, военно-организационных. Эти условия в значительной степени детерминируют ход профессионального воспитания военнослужащих-контрактников в части и влияют на мотивацию его профессиональной деятельности, степень профессиональной удовлетворенности, позволяют провести педагогическое прогнозирование ситуации с военнослужащими-контрактниками.

Как показывают данные исследования процесс профессионального воспитания воинов-контрактников требует определённой реконструкции, переноса центра воспитательной работы непосредственно в сферы профессиональной деятельности контрактников, переключение её прежде всего на создание благоприятных условий профессионального воспитания, а не на увеличение её традиционных форм воспитания, заботы о качестве, профессионализме в воспитании военнослужащих-контрактников как военных профессионалов.

3. Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили определить основные пути повышения эффективности профессионального воспитания воинов-контрактников. К ним относятся: совершенствование развёрнутой системы целеполагания и профессиональной направленности военно-педагогического процессаоптимизация содержательно-структурной стороны процесса профессионального воспитаниятщательный учёт индивидуальных, социально-психологических, возрастных и других особенностей военнослужащих-контрактниковповышение качества психолого-педагогической и методической подготовки всех воспитателей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ историкои военно-педагогической литературы по проблеме профессионального воспитания военнослужащих свидетельствует, что она имеет глубокие исторические корни. На всех этапах истории профессиональное воспитание воинов находилось в диалектической взаимосвязи с экономическим и политическим состоянием общества и государства, с развитием военно-профессиональных потребностей государства, связанных с научно-техническим прогрессом и изменением внешнеполитической ситуации, со сложившимися традициями в обществе. В современных условиях, высокой технической оснащённостью армии, изменением взглядов на войну, сокращением Вооружённых Сил и перехода на смешанный принцип комплектования профессиональное воспитание военнослужащих-контрактников имеет важное значение и призвано повлиять на формирование профессиональных качеств у военнослужащих, преданность их своей профессии, качественное выполнение задач боевого предназначения.

1. Развитие процесса профессионального воспитания рядового и сержантского состава, проходящего службу по контракту — объективная закономерность, вызванная преобразованиями в социально-политической, экономической, военной сферах (военная реформа, переход на смешанный принцип комплектования, изменение профессиональных требований к военнослужащим) в стране. Теоретическими основами профессионального воспитания являются выявленные и разработанные отечественной общей и военно-педагогической науками закономерности, принципы, методы и формы воспитания военнослужащих, уточнённые и дополненные с учётом особенностей нового объекта воспитания военнослужащих-контрактников, а также некоторые положения зарубежных авторов. Методологическую основу составляют личностно-социально-деятельностная концепция воспитания и оптимизационный подход.

Профессиональное воспитание представляет собой целенаправленную деятельность офицеров-воспитателей по становлению, формированию и всестороннему развитию личности воина-контрактника, его профессионально значимых качеств. Реализация профессионального воспитания предполагает учёт воздействия на военнослужащих-контрактников общественных и государственных институтов, противоречий, особенностей профессиональной службы и статуса воина-контрактника.

Профессиональное воспитание военнослужащих-контрактников сложный, многогранный, диалектический процесс. Наиболее острое его противоречие в настоящее время — между необходимостью строить этот процесс на научной и правовой основах и фактически дилетантским его осуществлением, связанным с неоформленностью и противоречивостью нормативно-правовой базы, новизной проблемы, недостаточностью научных и методических разработок и слабостью психолого-педагогической подготовки офицеров-воспитателей.

2. Опытно-экспериментальная работа, результаты, полученные с применением мотивационно-целевого, качественно-профессионального и практически-результативного критериев оценки профессиональной воспитанности военнослужащих-контрактников, помогли разработать, обосновать и апробировать на практике модель процесса профессионального воспитания военнослужащих-контрактников, включающую в себя мотивационно-целевой, технологический и результативно-практический структурные блоки и основные направления совершенствования профессионального воспитания.

3. Проведённое исследование доказало эффективность следующих путей повышения эффективности профессионального воспитания военнослужащих-контрактников: совершенствование системы целеполагания и профессиональной направленности военно-педагогического процессаоптимизация содержательно-структурной стороны профессионального воспитания воинов-контрактниковтщательный учёт индивидуальных, социально-психологических, возрастных и. других особенностей военнослужащих-контрактниковповышение психолого-педагогической и методической подготовки всех категорий воспитателей.

Реализация данных путей предполагает осуществление комплекса взаимосвязанных мер: а) социально-педагогического характера: повышение статуса военнослужащего профессионалаосуществление социально-правовых гарантий профессиональной службысоздание благоприятных социально-бытовых и материальных условийчёткая регламентация служебного времени и др.- б) организационно-педагогического характера: выдвижение и обоснование идеи профессионализма, социально-ценных и значимых для профессиональной деятельности военнослужащих-контрактников целей и задачпедагогизация профессиональной деятельности воинов-контрактниковразработка и реализация динамической модели военнослужащего-контрактникапедагогически целеустремлённое использование воспитательных возможностей основных видов профессиональной деятельности военнослужащих-контрактников, побуждение их к самосовершенствованиюналаживание в процессе профессионального воспитания устойчивых связей по согласованию, координации усилий всех субъектов воспитания и др.- в) методического плана: индивидуализация педагогической деятельности с учётом профессиональных качеств и особенностей военнослужащих-контрактниковобщее и частное планирование взаимосвязанных воспитательных мер в основных видах профессиональной деятельности военнослужащих-контрактников, согласованное с планами боевой и морально-психологической подготовкиформирование значимых, ведущих и доминирующих целей у военнослужащих-контрактниковоптимальный выбор содержания воспитательного взаимодействия путём его актуализации, обеспечения тесной взаимосвязи всех направлений воспитания и др.- г) организационного плана: согласованность, координация воспитательного воздействия по целям, задачам, содержанию, объектам, средствам, силам, формам, методам, времени и результатамд) психолого-педагогического плана: повышение педагогической подготовленности офицерского составаформирование профессиональной направленности у военнослужащих-контрактниковсоздание в воинских частях оптимальных условий для профессионального воспитания военнослужащих-контрактников.

Дальнейшее исследование проблемы целесообразно продолжить по следующим направлениям: разработка методической системы профессионального воспитания военнослужащих-контрактниковсовершенствование профессиональной культуры военнослужащих-контрактников, норм профессионально-этического поведенияпедагогические аспекты взаимоотношений военнослужащих-контрактников с другими военнослужащими и гражданскими лицамиизучение и учет особенностей профессионального воспитания военнослужащих-женщинпедагогические основы использования в профессиональном воспитании рекламы, символики и атрибутики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-334 с.
  2. А.И. Психологический анализ формирования профессиональной направленности личности у курсантов ВВПУ: Дис.. канд. пед. наук. М.: ВПА, 1977.
  3. В.Г. Молодой рабочий / Формирование ценностных ориентаций М., 1983.-23 с.
  4. И. И. Психологические особенности влияния социальных ожиданий на формирование профессиональной направленности студентов педагогического института: Дис.. канд. псих, наук М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1991.
  5. С.А. Основные направления анализа лидерства // Вопросы психологии. 1991. № 3. С. 24−27.
  6. Н.А. Новый подход к концепции личностного и профессионального развития учителя // Вопросы психологии. 1994. № 5. С. 18−21.
  7. Г., Мухин В. Российская армия: «анатомия» профессионала // Армия. 1992. № 11/12. С. 54−57.
  8. Г., Смирнов А., Мухин В. Кто пойдёт в «профи»? // Армия. 1993. № 1. С. 42−44.
  9. П. Акция в Чечне заставит реформировать армию // Российские вести. 1994. 30 декабря.
  10. Ю.Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975. С. 57.
  11. В. Наука побеждать. СПб., 1809.- С. 168.
  12. Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования // Психол. журнал. 1980. № 2. Т.1.-С. 52−56.
  13. JI.И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни. // В сб. научн. трудов: Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала М.: Институт психологии АН СССР, 1991. С. 27−42.
  14. И.П. Экспериментальный курс профориентации для студентов педвуза//Педагогика. 1994. № 3. С. 37−41.
  15. А.А. Научно-педагогические основы управления системой военно-патриотического воспитания школьников: Дис.. д-ра пед.наук. М.: ВПА, 1990.
  16. И.А. Очерки по возрастной физиологии. М., 1967. С. 37.
  17. А.И. Профессиональная подготовка унтер-офицерского состава вооружённых сил ФРГ: Дис.. канд.пед. наук. М.: ГАВС РФ, 1994.
  18. В.Г. Научное управление обществом: опыт системного исследования. М.: Политиздат, 1973. С. 339.
  19. Н.П. Становление и развитие профессиональной подготовки политработников в ВУЗе: Дис. канд. пед. наук. М.: ВПА, 1974.
  20. А.В. Вопросы оптимизации учебно-воспитательного процесса в педагогической науке // Интенсификация учебно-воспитательного процесса и развитие творческих способностей слушателей. М.: ВПА, 1987. С. 34−44.
  21. А.В. Воспитание советских воинов в духе войскового товарищества и дружбы: Дис.. канд. пед. наук. Л.: Высший военно-педагогический институт им. М. И. Калинина, 1954.
  22. А.В. Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания советских воинов в свете решений XXVI съезда КПСС. М. ВПА, 1981. С. 33−34.
  23. А.В., Безуглов И. Г. Солдатский возраст // Пограничник. 1971. № 22. С. 12−16.
  24. А.В., Давыдов В. П., Феденко Н. Ф. Основы военной психологии и педагогики. М.: Просвещение, 1988.
  25. А.В., Дёмин В. Г. О закономерностях военно-педагогического процесса. М.: ВПА, 1967.
  26. А.В., Феденко Н. Ф. Учитывать возрастные особенности молодых солдат // На боевом посту. 1972. № 1. С. 22−25.
  27. С.Н. Основы профессионально-педагогического общения. Ярославль, 1986.- 51 с.
  28. Г. И. Профессиональная этика. М.: Знание, 1975. С. 34−36.
  29. . Структура процесса воспитания. Каунас, 1984. С. 23−27.
  30. И.В., Юдин И. Г. Системный подход как современное общенаучное направление / Диалектика и системный подход. М.: Наука, 1986.
  31. В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности / В сборн. научн. статей: Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. М.: Институт психологии, 1991. С. 3−24.
  32. Большая Советская энциклопедия. 3-е изд. Т. 13. С. 450.
  33. А.С. Совершенствование процесса воспитания в роте на основе комплексного подхода: Дис. канд. пед. наук. М.: ВПА, 1983.
  34. Л.П. О системном подходе к изучению личности / Структурно-системные исследования педагогических явлений и процессов. М.: АПН РСФСР, 1970.- 47 с.
  35. В.И. Военно-педагогическая этика и совершенствование профессионально-этической подготовки советских офицеров: Дис.. д-ра пед. наук. М.: ВПА, 1983.
  36. В.И. Военно-педагогическая этика советского офицера. М.: ВПА, 1981.-150с.
  37. В.И., Герасимов В. Н. Педагогические аспекты перевоспитания военнослужащих срочной службы. М.: ВПА, 1991. С. 17−24.
  38. JI.M. Усиление военно-профессиональной направленности обучения курсантов высших военно-политических училищ: Дис.. канд. пед. наук. М.: ВПА, 1991.
  39. Военная педагогика / Под ред. А. В. Барабанщикова. М.: ВПА, 1986. С. 145 154.
  40. Военный энциклопедический словарь. М.: Воениздат, 1984. С. 151.
  41. Воспитательная работа в Вооружённых Силах: состояние и перспективы развития / Материалы научно-практической конференции. М.: ГА ВС, 1995. С. 55.
  42. Выготский JI. C, Вопросы детской (возрастной) психологии. М., 1984. Собр. соч. Т. 4. С. 76.
  43. О.Д. Повышение эффективности нравственного воспитания курсантов военных училищ МВД СССР: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М.: ВПА, 1982. С. 23.
  44. С.П. Военно-профессиональные ценности в ценностных ориентацйях военных кадров: Социально-философский анализ: Автореф. дис. канд. фил. наук. М.: ГА ВС, 1994. С. 12−23.
  45. В.Н. Перевоспитание воинов с негативными качествами личности в процессе воинской службы: Дис.. канд. пед. наук. М.: ВПА, 1989.
  46. Н.П. Национальный характер: мифы и реальность. Киев: Высш. школа, 1984. С. 34−56.
  47. Н.С. Всеобщая военная история древнейших времён / Часть 1. С древнейших времён до смерти Александра Великого 323 г. до Р.Х. СПб.: тип. А. Траншеля, 1872. С. 9−14.
  48. П.Н. Актуальные вопросы перестройки воспитания в высшей военной школе. М.: ВПА, 1990. С. 18−39.
  49. П.Н. Концепция воспитательной работы в вооружённых силах Российской Федерации: гуманистическое осмысление / В кн. Воспитательная работа в вооружённых силах: состояние и перспективы развития. М.: ГА ВС, 1995. С. 30−33.
  50. П.Н. Оптимизация процесса воспитания в высшей военной школе. М.: ВПА, 1983.-123 с.
  51. П.Н. Педагогические основы оценки и учёта результатов воспитания курсантов: Дис. канд. пед. наук. М.: ВПА, 1972.
  52. П.Н., Липский И. А., Коноплёв М. А. Банк психолого-педагогических данных / Часть 1. Военная педагогика. М.: ВПА, 1990.
  53. Государство начинается с семьи / Материалы круглого стола журнала «Ориентир» // Ориентир. 1995. № 10. С. 17−22.
  54. P.M. Элементы практической психологии. Д.: ЛГУ, 1984. С. 285.
  55. Э.А. Профессионально-этическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. Владимир, 1973.- 35 с.
  56. В.П. Воспитание курсантов (слушателей) высших военно-учебных заведений в процессе бучения. М.: ВПА, 1975. -191с.
  57. В.П. Воспитание советского патриотизма и интернационализма. М.: Знание, 1984. С. 18−19.
  58. В.П. Исследование путей повышения эффективности воспитания курсантов высших военных учебных заведений в процессе обучения: Дис. д-ра пед. наук. М.: ВПА, 1977.
  59. В.П., Киселёв И.П, Чумичев Н. Г. Альбом схем и основных положений военной педагогики. М.: ВПА, 1985.- 115с.
  60. Директива ГШ ВС РФ № 315/3/1165 от 5.04.93 г. «О введении в действ» «Временного Положения о прохождении военной службы на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин по контракту в ВС РФ».
  61. Директива МО РФ № 315/2/210 от 13.11.92 г. «О проведении в ВС РФ подготовительных мероприятий к введению военной службы по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин».
  62. А.В. Профессионализация в военной сфере / Военная реформа: История и перспективы. Сб. статей под ред. Н. А. Чалдымова. М., 1991. С. 95−100.
  63. М.И., Феденко Н. Ф. Основы психологии. М.: ВПА, 1962.
  64. С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя. М.: Просвещение, 1986. С. 141.
  65. .Н. Вам реформировать армию / Выступление Президента России Б. Н. Ельцина на приёме в честь выпускников военных академий // Красная звезда. 1994. 1 июля.
  66. А.Н. Профессия как сфера самореализации личности: Автореф. дис. канд. фил. наук. Ростов на Дону, 1990.
  67. Л.Ф. Военно-профессиональная направленность личности советского офицера. М.: ВПА, 1979. С. 16.
  68. Л.Ф., Кандыбович Л. А., Ростунов А. Т. Проблемы формирования военно-профессиональной пригодности и направленности личности будущих офицеров. Минск: МВИЗРУ, 1976. С. 23−46.
  69. Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М.: МГУ, 1987.- 27 с.
  70. Игровое моделирование: Методология и практика. Новосибирск: Наука, 1987.
  71. Ю.В. Психология успеха: как влиять на людей и управлять собой. М.: РУНД, 1992. С. 40.
  72. .Р. Склонности и их индивидуально-природные предпосылки: Автореферат.. д-ра псих. наук. М.: Институт психологии, 1990.
  73. А.Б. Рождение специалиста: (профессиональное становление студента). Минск.: Изд-во БГУ, 1983.- 67 с.
  74. А.И. История подготовки офицерских кадров в России: Учебное пособие. М.: ВПА, 1990.- 186 с.
  75. А.И. Психолого-педагогические условия эффективности воинского воспитания личного состава. Алма-Ата.: КСВО, 1984. С. 22.
  76. В.А. Проблемы совершенствования воспитательной работы школы / Теоретико-методологические проблемы развития педагоги ческой науки. М&bdquo- 1985. С. 116−117.
  77. К. Записи по военной педагогике /психология, обучение и воспитание/. СПб., 1913.- 112с.
  78. Киряшов Н. И .Социально-педагогические проблемы теории и практики комплексного подхода к воспитанию советских воинов: Дис.. д-ра. пед. наук. М.: ВПА, 1981.
  79. В.П. Оптимизация воспитания курсантов ВВУЗов на основе комплексного подхода: Дис. канд. пед. наук. М.: ГАВС, 1994.
  80. Е.А. Общая типология ситуации(казусов) и структура мыслительных задач, возникающих в практике работы профконсультанта /Науч труды ВНИИ профтехобразования, вып. 32. Л., 1976. С. 5.
  81. Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М.: Знание, 1983. С. 35.
  82. А. Об обращении с людьми. Дубна: Феникс, 1994.- 325 с.
  83. В.Ф. Военная профессионология: проблемы теории и практики. М.: Воениздат, 1983. С. 214.
  84. А.Г. Психология личности. Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: Просвещен, 1970. С. 130.
  85. В.Н. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. М.: Политиздат, 1975. С. 19−23.
  86. В.Ф. Профессионализация закономерность развития воинской деятельности // Военная мысль. 1988. № 4. С. 55−63.
  87. В.З. Повышение эффективности воспитания военно-профессиональных качеств у слушателей академии: Дис.. канд. пед. наук. М., 1989.
  88. .П. Методологические вопросы разработки профессиограммы офицера политработника / В кн.: Содержание деятельности и личностные качества офицера-политработника. М.: ВПА, 1976.
  89. И.М., Сухарев А. В. Методологическое обоснование зарубежных теорий профессионального развития // Вопр. псих. 1989. № 5. С. 158−164
  90. В.М. К вопросу о классификации методов воспитания // Сов педагогика, 1970. № 3. С. 24−36.
  91. А. Опыт истории отправления личной воинской повинности России от начала государства до издания рекрутского устава. № 862 по 1831 год. СПб, 1850.-356 с.
  92. Н.В., Оссовский B.JI. Ценности профессиональной деятельности. Киев, 1986.-34 с.
  93. Н.С. Развитие теории и практики воспитания советских воинов. Автореферат. д-ра пед. наук. М.: ВПА, 1973.
  94. Т.В. Психология профессионального обучения и воспитания. КМЭИ, 1985. С. 108.
  95. Т. В. Сухарев А.В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения // Вопросы психологии. 1985. № I. С. 86−93.
  96. Т.В., Шегуров В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопр. психологии. 1983. С. 51−60.
  97. Г. М. О формировании личностных качеств будущих специалистов // Высшее образование в России. 1994. № 2. С. 14−15.
  98. В.В. Педагогические проблемы военно-профессионального воспитания курсантов инженерных ВУЗов: Дис. .д-ра пед. наук. Л., 1988.
  99. И. Д. Современная буржуазная военная педагогика на службе империализма. М.: Воениздат, 1972.
  100. В.Ф. Концепция строительства Вооружённых Сил РФ: реальность и перспективы / Гуманизация воинской деятельности и реформа Вооружённых ил: Материалы международной конференции. М.: ГА ВС РФ. Армия и общество, 1994. С. 53−57.
  101. О.В. Социальные проблемы формирования профессиональной направленности личности. Волгоград, 1990.- 47 с.
  102. Ю.А. Формирование профессиональных качеств у курсантов военных училищ: Дис. канд. пед. наук. М.: ВПА, 1993.
  103. В.И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге Г.Струве // Полн. собр. соч. Т. 41. С. 423−424.
  104. И.А. Методология военной педагогики: структура, модель, прогноз развития. Часть 1. СПб.: ВВИУС, 1994. С. 4−19.
  105. .Т. К вопросу о сущности и классификации методов воспитательного воздействия // Сов. педагогика. 1969. № 5. С. 45−48.
  106. .Т. Экопсихотерапевтические аспекты воспитания // Педагогика. 1995. № 1. С. 40−44.
  107. .Ф. Личность в системе общественных отношений // Психологический журнал. 1981. № 1. С. 3−17.
  108. Г. Д., Платонов К. К. Психология. М., Воениздат, 1964.
  109. А.С. Методика организации воспитательного процесса. Цель воспитания // Соч.: В 7 т. М., 1958. Т.5.
  110. Материальные, духовные и организационные факторы формирования нового человека//Под. ред. С. И. Никишова. М.: МГУ, 1986.
  111. В. Какую погоду делают «профи»? // Красная звезда. 1993. 2 июля.
  112. В.Н. Адаптивная методика оценки профессиональных интересов и склонностей //Вопр. псих. 1991. № 3. С. 85.
  113. Модель выпускника 2000 года. Пути повышения уровня профессиональной подготовки офицера-политработника. М.: ВПА, 1989. С. 48.
  114. И.И. Воспитание нельзя откладывать «на потом» //Ориентир. 1994. № 1.
  115. Многонациональный воинский коллектив: вопросы и ответы. М.: Воениздат. 1989. С. 175.
  116. Моделирование педагогических ситуаций: Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя /Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М., 1981. С. 120.
  117. Модифицированный вариант анкеты удовлетворённости работой. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности /Под ред. В. А. Ядова. JL: Наука, 1979. С. 57.
  118. В.В., Ткачёва Н. Ю. Проблемы периодизации развития личности в психологии. М., 1981. С. 23.
  119. А.Х. Развитие системы воспитания личного состава частей военно-космических сил: Дис. .канд. пед. наук. М.: ВУ РФ, 1995.
  120. Г. А. Формирование умения анализировать педагогические ситуации как условие подготовки будущих учителей: Дис. .канд. пед. наук. Киев, 1983.
  121. B.C. Стиль работы: новые подходы. М.: Воениздат, 1987 С. 144.
  122. О долге и чести воинской в российской армии: Собрание материалов, документов и статей / Под ред. В. Н. Лобова.- 2-е изд. М.: Воениздат, 1991. С. 19.
  123. И.В. Воспитание любви к военной профессии у курсантов военных училищ: Дис. .канд. пед. наук. Л.: 1957.- 190 с.
  124. Основные положения военной доктрины Российской Федерации // Красная звезда. 1993. 19 ноября.
  125. Основы военно-педагогических знаний. М.: ВПА, 1989.
  126. Основы воспитательной работы в Вооружённых Силах СССР. М.: Воениздат, 1983.
  127. А.Е. Социально-психологические предпосылки и последствия перехода вооружённых сил США на контрактную систему комплектования: Дис. канд. псих. наук. М.: ГА ВС, 1994.
  128. Л.В. Проблемы профессионализации Вооружённых Сил России: Автореф. дис. канд. фил. наук. М.: ГА ВС, 1992. -23 с.
  129. Педагогические проблемы воспитания советских воинов / Под ред. А. В. Барабанщикова. М.: ВПА, 1974.
  130. Педагогические ситуации в воспитании школьников / Учебное пособие. Воронеж, 1985.-37 с.
  131. А. России нужна современная, профессиональная армия: это ещё раз подтвердила поездка Министра обороны П. Грачёва на Тихоокеанский флот и по военным округам Дальнего Востока и Сибири // Красная звезда. 1993. 27 апреля.
  132. В.Ф. Психосемантика сознания. М.: МГУ, 1988. С. 208.
  133. А.Н. Русская военная сила. История развития военного дела от начала Руси до настоящего времени / Изд. 2-е, испр. и доп. Т. 1−2. М., 1897. С. 79.
  134. Н. Самовнушение в древности и сегодня. М.: Прогресс, 1979.54 с.
  135. Ю.П. Психологические основы целостного подхода к процессу профессионализации личности. М.: Институт психологии, 1991. С. 67−79.
  136. Ю.П. Психологический анализ процесса профессионализации: (Понятие «цель профессионализации») / В сб.: Способности и деятельность. Ярославль, 1989.
  137. Д.П. Педагогические основы управления воспитанием личного состава полка: Дис. д-ра пед. наук. М., 1983.
  138. Постановление Правительства Российской Федерации № 918 от 30.11.92 г. «О мероприятиях по поэтапному переходу к комплектованию Вооружённых Сил Российской Федерации военнослужащими в добровольном порядке по контракту».
  139. Р.С. Российские самодержцы. М.: Книга, 1990. С. 35−49.
  140. Приказ Министра обороны Российской Федерации № 235 от 3 июля 1995 года// Ориентир. 1995. № 10. С. 21−35.
  141. Приказ Министра обороны Российской Федерации № 278 от 15.12.92 г. «О мероприятиях по поэтапному переходу к комплектованию ВС РФ военнослужащими в добровольном порядке по контракту».
  142. Проблемы управления процессом воспитания /Под ред. Н. Ф. Талызиной и Л. И. Рувинского. М.: МГУ, 1971.- 87 с.
  143. Психолого-педагогические основы руководства воинской частью / Под общ. ред. А. В. Барабанщикова. М.: ВПА, 1973. но и дорого обходится // Красная звезда. 1994. 8 июня.
  144. С. Развитие постоянных регулярных армий и состояние военного искусства в век Людовика XIV и Петра Великого //СПб., 1889. С. 193.
  145. Рекомендации для офицеров полка (корабля) по совершенствованию индивидуальной воспитательной работы // Информационно-медотический сборник № 1(4). М.: Центр военно-социологических, психологических и правовых исследований ВС РФ, 1993. С. 3−34.
  146. З.А. Психологические основы профессионального обучения. М.: МГУ, 1985. С. 207.
  147. Родная старина. Отечественная история в рассказах и картинках с рисунками в тексте (с IX по XIV ст.)/ Составил В. Д. Сиповский.- 7-изд-е. СПб.: Издание Д. Полубояринова, 1910. С. 107.
  148. Российская педагогическая энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. Т.1. С. 166.
  149. C.JI. Основы общей психологии. М.: Просвещение, 1946. С. 623.
  150. Л.М., Соловьёва А. Е. Психология самовоспитания. М.: Просвещение, 1982. С. 143.
  151. С.Л. Социально-педагогические основы повышения эффективности использования средств массовой информации в воспитании военнослужащих полка: Дис. .канд. пед. наук. М., 1994.
  152. Самуэл П-Хантингтон. Солдат и государство. Кембридж.: Гарвард Юниверсити пресс, 1957. С. 161.
  153. С.Х. Рекомендации по организации изучения индивидуальных особенностей курсантов. Коломна: КВКАУ, 1990. С. 11.
  154. Н.Л. Педагогические ситуации в процессе формирования коллективных отношений подростков // Сов. педагогика. 1981. № 7. С. 53−56.
  155. В.В. Формирование у учащихся готовности к труду. М.: Педагогика, 1988. С. 193.
  156. В.Я. Учёт психологии личности советского воина в процессе воспитания. М.: ВПА, 1970. С. 75.
  157. В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития //Вопр. психологии. 1991. № 2. С. 37−49.
  158. Современный словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1993. С. 498.
  159. Социально-правовая защита военнослужащих: Сборник нормативных актов и образцов документов. СПб.: Печатный двор, 1994. С. 5.
  160. Е.И. Возрастные особенности мышления взрослых / Возрастные особенности умственной деятельности взрослых. Л., 1974. С. 7−19.
  161. В.В. О методике изучения индивидуальных особенностей воинов / В сборнике «Труды академии». М.: ВПА, 1965. С. 19−26.
  162. В.А. Методика воспитания коллектива. М.: Просвещение, 1981.-191 с.
  163. А.А. Формирование военно-профессиональных качеств у студентов гражданских вузов: Дис.. канд. пед. наук. М.: ВПА, 1979. С. 220.
  164. А.В. Возраст жизни. М., 1988. С. 41.
  165. Н.Ф. Очерки по психологии личности советского воина. М.: ВПА, 1966. С. 54.
  166. Н.Ф. Психология в педагогическом процессе. М., 1972. С. 145.
  167. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова.-6-е изд., перераб. и доп. М.: Политиздат, 1991. С. 327.
  168. Г. Становление молодых офицеров в войсках.// Военный вестник. 1994. № 1. С. 16−20.
  169. Поучение Владимира Мономаха своим детям.
  170. Дети мои или кто иной, прочитан эту грамотку, не посмейтесь, но примите ее в сердце своё. Прежде всего, ради Бога и души своей страх Божий в сердце своём и милостыню давайте нескудную. Это начало всякому добру.
  171. Всего же более убогих не забывайте, но по мере сил кормите их. Сироту и вдову сами на суде по правде судите- не дайте их сильным в обиду.
  172. Ни первого, ни виноватого не убивайте, и не позволяйте убивать, хотя бы и заслуживал смерти- не губите никакой христианской души.
  173. Больного посетите- покойников провожайте и не минуйте никого без привета, скажите всякому доброе слово. Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой.
  174. Пусть не застанет вас солнце на постели. Так делал мой отец и все лучшие люди. следует с дружиною думать о делах или творить суд людям, или ехать на охоту (если нет никаких важных дел).
  175. Схема № 1. Количество контрактов о поступлении на военную высококвалифицированных новобранцев и безработица. службу1. Безработица -¦- Контракты
Заполнить форму текущей работой