Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся основной школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для доказательства выдвинутой гипотезы было изучено и проанализировано состояние проблемы в теории и практике, осуществлено теоретическое обоснование проблемы организации исследовательской деятельности учащихся, на основе чего был определен научно-терминологический аппарат исследования. Проведенная исследовательская работа позволила осуществить теоретический анализ основных научных понятий… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы организации исследовательской деятельности учащихся основной школы
    • 1. 1. Развитие дидактических представлений об исследовательской деятельности учащихся в отечественной и зарубежной педагогике
    • 1. 2. Теоретическое обоснование необходимости организации и совершенствования исследовательской деятельности учащихся основной школы на современном этапе
    • 1. 3. Педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся основной школы
    • 1. 4. Разработка педагогических условий организации исследовательской деятельности учащихся основной школы
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка эффективности реализации педагогических условий и структурно-содержательной модели организации исследовательской деятельности учащихся основной школы
    • 2. 1. Проектирование структурно-содержательной модели организации исследовательской деятельности учащихся основной школы
    • 2. 2. Цели, задачи, этапы опытно-экспериментальной работы
    • 2. 3. Описание констатирующего этапа опытно-экспериментальной деятельности
    • 2. 4. Формирующий этап опытно-экспериментальной работы и его результаты
    • 2. 5. Анализ результатов контрольного этапа опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся основной школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена, с одной стороны, приоритетами современной государственной образовательной политики, обозначенными в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартах, и недостаточной готовностью школы к решению этих проблем, с другой стороны. Перед школой встала насущная задача поиска путей формирования и развития универсальных учебных действий, в том числе и через организацию исследовательской деятельности учащихся. Актуальность исследования обусловлена потребностью в выявлении и научно-теоретическом обосновании педагогических условий организации исследовательской деятельности учащихся в современной школе.

Как показал анализ научно-педагогической литературы, разработке теоретических и методологических основ проблемы исследовательской деятельности учащихся основной школы посвящены работы А. С. Обухова, П. И. Пидкасистого, А. И. Савенкова, И. Ф. Свадковского, М. И. Скаткина, В. А. Сластенина и др. Современные исследователи определили набор действий, создающих в своем единстве целостную картину исследовательской деятельности.

Психологические основы организации исследовательской деятельности учащихся у школьников рассмотрены в трудах В. И. Андреева, П. Я. Гальперина, А. В. Леонтовича и др.

Изучение проблемы организации исследовательской деятельности учащихся основной школы в научно-педагогической литературе и педагогическом опыте выявило противоречие между объективной необходимостью обеспечить организацию исследовательской деятельности учащихся основной школы на современном этапе с целью развития у них универсальных учебных действий, в том числе исследовательских компетенций, и неопределенностью теоретически обоснованных педагогических условий, направленных на достижение данной цели.

Противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся основной школы на современном этапе?

Актуальность проблемы, ее практическая значимость и недостаточная теоретическая разработанность обусловили тему исследования: «Педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся основной школы».

Цель исследования: выявить и научно обосновать педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся основной школы и опытно-экспериментальным путем подтвердить эффективность их реализации.

В исследовании введено ограничение: педагогические условия организация исследовательской деятельности учащихся основной школы рассмотрены на примере 8−9 классов общеобразовательной школы.

Объект исследования: процесс организации исследовательской деятельности учащихся основной школы.

Предмет исследования: педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся основной школы.

Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что организация исследовательской деятельности учащихся основной школы будет эффективна, если будут выявлены педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся основной школы, будет создана и реализована структурно-содержательная модель данного процесса.

Задачи исследования.

1. Определить степень изученности проблемы организации исследовательской деятельности учащихся основной школы в научно-теоретической литературе.

2. Выявить педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся основной школы и опытно-экспериментальным путем подтвердить их эффективность.

3. Разработать алгоритм проектирования структурно-содержательной модели организации исследовательской деятельности учащихся основной школы.

4. Создать структурно-содержательную модель организации исследовательской деятельности учащихся основной школы.

Методологическую основу исследования составляют положения теории познания, формирования и развития личности (К. А. Абульханова-Славская, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. Ю Хотинец и др.), системно-деятельностный (В. Г. Афанасьев, Ю. А. Конаржевский, В. Н. Садовский, Н. Ф. Талызина и др.), личностно-ориентированный (В. В. Сериков,.

A. В. Хуторской, И. С. Якиманская и др.), компетентностный (И. А. Зимняя, Д. А. Иванов, В. В. Краевский, Г. С. Трофимова, А. В. Хуторской и др.) подходы, идеи единства процессов развития и обучения (Л. С. Выготский,.

B. В. Давыдов, Л. В. Занков и др.), принцип сознательности и активности учащихся (В. В. Давыдов И. П. Подласый, Д. Б. Эльконин и др.).

Теоретической базой исследования являются:

— философские и психолого-педагогические концепции развития личности в деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.);

— теоретические концепции познавательной активности и самостоятельности учащихся (И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин и др.);

— идеи гуманистической, личностно-ориентированной педагогики (Ш. А. Амонашвили, В. А. Сухомлинский, В. В. Сериков, И. С. Якиманская, М. Г. Яновская и др.);

— концепция организации исследовательской деятельности учащихся (Н. Г. Алексеев, А. С. Обухов, М. М. Фирсова и др.);

— теоретические положения исследовательской активности учащихся основной школы (А. В. Леонтович, А. Н. Поддьяков, А. И. Савенков и др.);

— теории мотивации учебной деятельности (Л. И. Божович, Л. М. Фридман, М. В. Матюхина и др.);

— теории возрастной психологии и педагогики (А. С. Белкин, Э. Ф. Зеер, И. С. Кон, Д. И. Фельдштейн, В. Д. Шадриков и др.);

— теории моделирования педагогических процессов (А. 3. Зак, А. М. Новиков, В. М. Полонский, В. А. Штофф и др.).

Методы исследования.

Теоретические методы: теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ обобщение философских, психологических и педагогических научных работ по проблеме исследования, систематизация, классификация, моделирование обобщение и сравнениеэмпирические методы: изучение и обобщение педагогического опыта и документации, тестирование, анкетирование, наблюдение, беседа, изучение продуктов деятельности, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ данныхстатистический анализ результатов эксперимента.

Экспериментальной базой исследования стали общеобразовательные школы № 1, 16 г. Глазова, № 91 г. Ижевска и ряд других школ Удмуртской Республики.

Этапы исследования. Исследование выполнялось с 2003 г. по 2011 г. и включало три этапа.

На первом, теоретическом, этапе (2003—2004) были определены исходные параметры исследованияобосновывалась актуальность темы, систематизировался категориальный аппаратпроводился анализ философской, психологической, педагогической литературы и педагогического опыта, были выявлены педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся основной школы, разработаны модели организации исследовательской деятельности учащихся основной школы, создана модель.

На втором, практическом, этапе (2005—2008) разрабатывалась программа эмпирического исследованияосуществлялась реализация педагогических условий организации исследовательской деятельности учащихся основной школы и авторской моделипроводилась опытно-экспериментальная работа.

На третьем, обобщающем, этапе (2009—2011) осуществлялись обобщение материалов опытно-экспериментальной работыобработка, систематизация и интерпретация результатов, формулировались выводы по итогам проведенного исследования.

Научная новизна исследования.

1. Выявлены педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся: необходимость постоянного совершенствования педагогического мастерства учителей-предметниковучет индивидуальных особенностей учащихся при комплектовании ученических группразработка и использование средств дидактического обеспечения процесса развития исследовательских компетенций учащихсяреализация субъкт-субъектного взаимодействие учителя и ученика.

2. Разработан алгоритм проектирования модели организации исследовательской деятельности учащихся основной школы, включающий следующие шаги: 1) осуществлен анализ объекта проектирования, сформулирована цель- 2) обосновано содержание компонентов проектируемой модели- 3) разработано содержание дидактического обеспечения по основам научно-исследовательской деятельности- 4) проведена экспертная оценка созданных средств дидактического обеспечения- 5) осуществлена экспертная оценка критериев и уровней исследовательских компетенций учащихся основной школы.

3. Создана структурно-содержательная модель организации исследовательской деятельности учащихся основной школы, характеризующая внутреннюю организацию процесса развития исследовательских компетенций учащихся, создающая предпосылки качественно новой организации данного вида деятельности, которая заключается в следующем: проведение индивидуальных, групповых ученических исследований, обучение элективному курсу по основам научно-исследовательской деятельности с использованием исследовательского метода и метода проектов, организация в рамках научно-практических конференций дискуссий при защите результатов исследования, поэтапная реализация модели.

Теоретическая значимость исследования.

1. Научно обоснованы выявленные педагогические условия процесса организации исследовательской деятельности учащихся основной школы, важнейшими из которых являются учет индивидуальных особенностей учащихся при комплектовании ученических групп, разработка и использование средств дидактического обеспечения процесса развития исследовательских компетенций учащихся.

2. На основе системно-деятельностного, компетентностного, личностно-ориентированного подходов теоретически обоснована структурно-содержательная модель организации исследовательской деятельности учащихся основой школы, включающая целевой, диагностический, содержательный, процессуальный и оценочный компоненты.

3. Разработаны критерии исследовательских компетенций учащихся (формулировка проблемы, определение стратегии исследования, планирование исследовательской деятельности, прогнозирование ее результатов, оценивание результатов исследовательской деятельности, работа с информацией, оформление материалов исследования, презентация результатов исследования), обоснованы и содержательно наполнены уровни их достижения (низкий, средний, высокий).

Практическая значимость исследования.

1. Разработаны средства дидактического обеспечения процесса организации исследовательской деятельности учащихся основной школы: авторская учебная программа, методическое пособие, рекомендованные к применению в образовательной практике школ экспертным советом Управления образования Администрации г. Глазова, экспертным советом Института повышения квалификации и переподготовки работников образования, Министерства образования и науки Удмуртской Республики.

2. Создан комплекс дидактических материалов, направленных на развитие исследовательских компетенций учащихся 8−9 классов (электронное учебное пособие, рабочая тетрадь), а также диагностические материалы (рабочая тетрадь для учителя) для определения уровней исследовательских компетенций учащихся основной школы, которые применяются в образовательном процессе ряда школ. Разработанный элективный курс реализуется с достижением запланированных результатов в общеобразовательных школах № 1, 16 г. Глазова, № 91 г. Ижевска и ряде других образовательных учреждений Удмуртской Республики.

3. Предложены эффективные формы и методы процесса организации исследовательской деятельности учащихся: при обучении элективному курсу «Основы научно-исследовательской деятельности», использование исследовательского метода и метода проектовразнообразные формы внеучебной деятельности: организация в рамках научно-практических конференций дискуссий при защите результатов исследования, спланированное участие школьников в очных и заочных конкурсах исследовательских работ, организация и проведение многопредметного исследовательского турнирадеятельность школьного отряда «Исследователь» и др.

Положения, выносимые на защиту.

1. Организация исследовательской деятельности учащихся основной школы требует соблюдения следующих педагогических условий: необходимость постоянного совершенствования педагогического мастерства учителей-предметниковучет индивидуальных особенностей учащихся при комплектовании ученических группразработка и использование средств дидактического обеспечения процесса развития исследовательских компетенций учащихсяреализация субъкт-субъектного взаимодействия учителя и ученика, которые способствуют эффективной реализации созданной модели.

2. Процесс создания структурно-содержательной модели организации исследовательской деятельности учащихся основной школы требует его алгоритмизации, включающей следующие шаги: 1) анализ объекта проектирования, формулировка цели- 2) обоснование содержания компонентов проектируемой модели- 3) разработка содержания средств дидактического обеспечения по основам научно-исследовательской деятельности- 4) проведение экспертной оценки созданных средств дидактического обеспечения- 5) осуществление экспертной оценки критериев и уровней исследовательских компетенций учащихся основной школы, что обеспечивает в комплексе качество организуемого процесса.

3. Исследовательская деятельность учащихся основной школы осуществляется в рамках разработанной структурно-содержательной модели организации исследовательской деятельности учащихся и включает: а) целевой компонент, который обусловливает решение задач, связанных с развитием исследовательских компетенций учащихсяб) диагностический компонент, который содержит инстру-ментарий, выявляющий индивидуальные особенности школьников для обучения элективному курсув) содержательный компонент модели, который раскрывает суть критериев исследовательских компетенций учащихся и уровней их достиженияг) процессуальный компонент, который характеризует внутреннюю организацию исследуемого явле-нияд) оценочный компонент, заключающийся в выявлении динамики исследовательских компетенций учащихся, реализация которого обеспечит развитие исследовательских компетенций учащихся основной школы.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются непротиворечивостью исходных методологических идейиспользованием комплекса научных методов, адекватных предмету, целям и задачам исследованиярезультатами опытно-экспериментальной работы и их апробациейрепрезентативностью выборки испытуемых и надежности диагностических материалов.

Апробация и внедрение в практику результатов работы осуществлялась на научно-методических конференциях разного уровня: от межвузовских до международных, а также посредством публикаций в сборниках научных трудов, в научных журналах.

Результаты исследования внедрены в практику обучения средних общеобразовательных школ № 1, 16 г. Глазова, № 91 г. Ижевска и ряда других общеобразовательных учреждений Удмуртской Республики.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 223 источников, а также приложений. Основное содержание диссертации изложено на 155 страницах, сопровождается гистограммами, схемами, таблицами и рисунками.

Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы.

На основе изученной теории и собственного педагогического опыта, считаем, что при организации исследовательской деятельности среди учащихся основной школы необходимо учитывать следующие педагогические условия: необходимость постоянного совершенствования педагогического мастерства учителей-предметниковучет индивидуальных особенностей учащихся при комплектовании ученических группразработка и использование средств дидактического обеспечения процесса развития исследовательских компетенций учащихсяреализация субъкт-субъектного взаимодействие учителя и ученика.

Процесс проектирования авторской модели имеет определенную алгоритмизацию и включает шаги, направленные на обеспечение качества организуемого процесса.

Теоретические основы и практический опыт позволили взять за основу определение исследовательских компетенций учащихся как способности выполнять сознательные действия на основе системы сформированных знаний при наличии определенных условий деятельности и определили их содержание в основной школе: анализировать актуальную ситуацию, выделяя причинно-следственные связиопределять стратегию исследовательской деятельности (определять объект и предмет исследования, выдвигать гипотезу, ставить цель, задачи, применять адекватные методы исследования) — планировать временной ресурсвысказывать потребность в материально-технических, информационных и других ресурсахпредполагать ситуацию практического применения результатов исследованияобъяснять свое отношение к результату исследовательской деятельностинаходить, обрабатывать необходимую информацию для исследованияделать выводы на основе полученной информацииизлагать в форме научного текста результаты исследованиявыстаивать монологическую речь и отвечать на вопросы аудитории.

Авторский подход к реализации структурно-содержательной модели организации исследовательской деятельности учащихся основной школы включает: различные формы организации обучения (лекции, семинары, практические занятия, деловые и учебно-познавательные игры, дискуссии, нетрадиционные формы, в том числе пресс-конференции, круглые столы и др.) — увеличение удельного веса самостоятельной работы: работу над сообщениями, рефератами, мини-исследованиями, стендовыми докладами, компьютерными презентациями, подготовкой докладов для выступления на научно-практических конференцияхсотворчество учителя и ученика в поиске новых идей, в решении учебных проблем, разработке исследовательских проектов.

Эффективность процесса развития исследовательских компетенций учащихся основной школы определялась на основе разработанных критериев и уровней их достижения (низкий, средний, высокий).

Результаты, полученные в ходе исследования, демонстрируют позитивную динамику в развитии исследовательских компетенций учащихся, на порядок уменьшилось число учащихся с низким уровнем исследовательских компетенций, увеличилось количество учеников со средним уровнем и высоким уровнем исследовательских компетенций, что в целом говорит об эффективности созданных педагогических условий и разработанной авторской модели.

Обобщая вышесказанное, можно отметить, что цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.

Перспектива исследования заключается в том, что содержащиеся в исследовании теоретические положения и выводы могут служить теоретической основой для создания модели организации исследовательской деятельности учащихся старших классов в условиях новых образовательных стандартов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Организация исследовательской деятельности учащихся рассматривается как одна из основных задач современной школы в условиях новых Федеральных государственных образовательных стандартов и других образовательных инициатив, а раскрытие сущности данного процесса имеет принципиальное значение как выполнение социального заказа общества на личность, способную к выполнению универсальных учебных действий, направленных на инновационную деятельность во всех сферах жизни общества. Для решения данной задачи необходимы педагогические условия организации исследовательской деятельности основной школы на современном этапе. Наше диссертационное исследование — одна из попыток решения данной проблемы.

Анализ состояния изученности проблемы организации исследовательской деятельности учащихся в педагогической теории, а также исследование обозначенной проблемы в практике работы общеобразовательных учреждений показали, что отдельные вопросы организации исследовательской деятельности учащихся на современном этапе нуждаются в более подробном рассмотрении, требуется поиск новых путей и средств повышения эффективности развития исследовательских компетенций школьников.

Целью нашего исследования явилось выявление, теоретическое обоснование и опытно-экспериментальная проверка условий организации исследовательской деятельности учащихся основной школы в рамках разработанной модели.

Для доказательства выдвинутой гипотезы было изучено и проанализировано состояние проблемы в теории и практике, осуществлено теоретическое обоснование проблемы организации исследовательской деятельности учащихся, на основе чего был определен научно-терминологический аппарат исследования. Проведенная исследовательская работа позволила осуществить теоретический анализ основных научных понятий: исследовательская деятельность учащихся основной школыисследовательские компетентности учащихся основной школыметод проектовисследовательский метод обучениясмысловые компоненты модели организации исследовательской деятельности на основе теории познания, формирования и развития личности, системно-деятельностного и личностно-ориентированного, компетентностного подходов, идеи единства процессов развития и обучения, принципов систематичности и последовательности, сознательности и активности, самостоятельности учащихся.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Н. Г. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности Текст. / Н. Г. Алексеев, А. В. Леонтович // Развитие исследовательской деятельности учащихся: метод, сб. — М., 2001. -С. 64−68.
  2. , Н. Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся Текст. / Н. Г. Алексеев, А. В. Леонтович, А. С. Обухов и др. // Исследовательская работа школьников. 2002. — № 1. — С. 24−33.
  3. , Г. С. Творчество как точная наука: теория решения изобретательских задач Текст. / Г. С. Альтшуллер. — М.: Сов. радио, 1979. — 76 с.
  4. , Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса Текст. / Ш. А. Амонашвили. — Минск, 1979. 176 с.
  5. , Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. Л.: Ленингр. ун-т, 1968. — 340 с.
  6. , В. И Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: монография Текст. / В. И. Андреев. — Казань: Казан, ун-т, 1988. -240 с.
  7. , В. И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности Текст. / В. И. Андреев. М.: Высш. шк., 1981.-240 с.
  8. , С. П. Формирование исследовательских умений студентов в системе их профессиональной подготовки Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / С. П. Арсенева. М., 1990. — 216 с.
  9. , А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества Текст. / А. Г. Асмолов // Вопросы образования. -2008. -№ 3.
  10. , А. Г. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования Текст. / А. Г. Асмолов, И. А. Володарская, Н. Г. Салмина, Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова // Вопросы психологии. — 2007. № 4.
  11. , А. Г Как будем жить дальше? Социальные эффекты образовательной политики Текст. / А. Г. Асмолов // Лидеры образования. — 2007.-№ 6.-С. 10.
  12. , Ю. К. Оптимизация процесса обучения, общедидактический аспект Текст. / Ю. К. Бабанский. — М., 1977. 256 с.
  13. , В. П. Теория учебника Текст. / В. П. Беспалько. М. 1988. -160 с.
  14. , Е. Б. Использование информационных технологий для организации деятельности научного общества учащихся Текст. / Е. Б. Биянова, Р. Р. Камалов // Информатика и образование. 2009. — № 7. — С. 119−120.
  15. , Е. Б. Научно-практическая конференция для старшеклассников «Человек свободного общества» Текст. / Е. Б. Биянова // Информационно-методический вестник. 2006. — № 9. — С. 3.
  16. , Е. Б. Педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся основной школы Текст. / Е. Б. Биянова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2011. — № 2 (3). — С. 34−40.
  17. , Е. Б. Основы научно-исследовательской деятельности Электронный ресурс. / Е. Б. Биянова, Н. В. Иванова. — Глазов, 2006.
  18. , Е. Б. Основы научно-исследовательской деятельности. Методическое пособие Текст. / Е. Б. Биянова, Л. П. Малкова. Глазов: ГГПИ, 2007. — 84 с.
  19. , Е. Б. Основы научно-исследовательской деятельности: рабочая тетрадь (на примере обществознания) Текст. / Е. Б. Биянова, Л. П. Малкова. Глазов: ГГПИ, 2007. — 60 с.
  20. , Е. Б. Основы научно-исследовательской деятельности: рабочая тетрадь (на примере естествознания) Текст. / Е. Б. Биянова, Е. А. Ворончихина. Глазов: ГГПИ, 2007. — 60 с.
  21. , Е. Б. Поурочные разработки по обществознанию: 6 класс Текст. / Е. Б. Биянова. М.: ВАКО, 2008. — 160 с.
  22. , Е.Б. Развитие креативности, повышение уровня учебной мотивации учащихся через проектную деятельность Текст. / Е. Б. Биянова // Педагогический родник: тематический научно-информационный журнал. -2006.-№ 6.-С. 8−9.
  23. , Е. Б. Организация исследовательской деятельности учащихся на современном этапе Текст. / Е. Б. Биянова // Наука и современность: материалы междунар. науч.-практ. конф. Киев: НАИРА, 2011.-С. 22−29.-0,6 п. л.
  24. , Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества Текст. / Д. Н. Богоявленский. Ростов н/Д: Ростов, ун-т, 1983. — 176 с.
  25. Бодал ев, А. А. Психологические условия гуманизации педагогического общения Текст. / А. А. Бодал ев // Педагогика. — 1990. — № 12.-С. 65−71.
  26. , Б. Учение о науке Текст. / Б. Больцано. — СПб., 2003.
  27. Большой энциклопедический словарь Текст. / под ред. А. М. Прохорова. СПб., 1997. — 1200 с.
  28. , Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования Текст. / Е. В. Бондаревская // Педагогика. — 1997.-№ 4.-С. 14−17.
  29. , Е. В. Личностно-ориентированное образование как прогностическая модель педагогической культуры XXI в. Текст. / Е. В. Бондаревская // Инновации в образовании. — 1998. — № 2. — С. 10.
  30. , Д. Процесс обучения Текст. / Д. Брунер. -М.: АПН РСФСР, 1962.-84 с.
  31. , Л. К. Подготовка будущего учителя к формированию творческого потенциала школьников Текст. / Л. К. Веретенникова. М.- Ижевск, 1996. — 136 с.
  32. , Л. К. Формирование творческого потенциала современного школьника Текст. / Л. К. Веретенникова, В. А. Сластенин. — М.: Прометей, 1991. 100 с.
  33. , Н. Ф. Креативная психопедагогика: монография Текст. / Н. Ф. Вишнякова. Минск, 1995. — Ч. 1. — 240 с.
  34. , П. Ф. Из истории исследовательского метода Текст. / П. Ф. Вишняченко. М., 1948. — С. 109−137.
  35. , И. П. Цель одна — дорог много. Проектирование процесса обучения Текст. / И. П. Волков. М.: Педагогика, 1900. — 120 с.
  36. , С. Г. Школа должна учить мыслить, проектировать. Исследовать: управленческий аспект: страницы, написанные консультантом по управлению и директором школы Текст. / С. Г. Воровщиков, М. М. Новожилова. 3-е изд. — М.: 5 за знания, 2007. — 356 с.
  37. , С. Г. Учебно-познавательная компетентность старшеклассников: состав, структура, деятельно стный компонент: монография / С. Г. Воровщиков. М.: АПК и ППРО, 2006. — 160 с.
  38. , П. Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа Текст. / П. Я. Гальперин // Вопросы философии. — 1957. — № 6. С. 58−69.
  39. , Дж. Три стороны интеллекта Текст. / Дж. Гилфорд // Психология мышления / под ред. А. М. Матюшкина. М., 1965. — С. 433−456.
  40. , Н. С. Практикум по психодиагностике: учебное пособие Текст. / Н. С. Глуханюк. М.: Моск. психол.-соц. ин-т- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. — 192 с.
  41. , Э. А. Комплексное исследование способностей Текст. / Э. А. Голубева // Вопросы психологии. 1986. — № 6. — С. 17−19.
  42. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика Текст. / под ред. В. С. Леднева, Н. Д. Никандрова, М. В. Рыжакова. М., 2002. — 64 с.
  43. , В. В. Матрица разнообразия и модель обучения /
  44. B. В. Гузеев // Химия в школе. 2002. — № 5. — С. 34−35.
  45. , В. В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии Текст. / В. В. Гузеев // Директор школы. — 1996. — № 6. —1. C. 24−32.
  46. , В. В. Проблемы развивающего обучения Текст. / В. В. Давыдов. М.: Просвещение, 1986. — 280 с.
  47. , М. А. Теоретические основы обучения и воспитания познавательной активности и самостоятельности учащихся Текст. / М. А. Данилов // Ученые записки Казан, гос. пед. ин-та. Вып. 102. Актуальные вопросы в школе. — Казань: КГПИ, 1972. — С. 3—23.
  48. , Н. И. Научно-исследовательская работа в школе Текст. / Н. И. Дереклеева. М.: Вербум-М, 2001. — 48 с.
  49. , А. В. Введению в философию и историю образования Текст. / А. В. Деттер // Учебное пособие. Томск, ТГПУ — 1998. — 272 с.
  50. , Дж. К. Методы проектирования Текст. / Дж. К. Джонс. — М.: Мир, 1986. 196 с.
  51. , В. Н. Психологическая диагностика способностей Текст. / В. Н. Дружинин. Саратов: Саратов, гос. ун-т, 1990. — 160 с.
  52. , Д. Школы будущего Текст. / Д. Дьюи. М., 1922. — 100 с.
  53. , Д. Демократия и образование Текст. / Д. Дьюи- пер. с англ. -М.: Педагогика-Пресс, 2000. 384 с.
  54. , Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках Текст. / Б. П. Есипов. М.: Учпедгиз. — 1961. — 240 с.
  55. Зак, А. 3. Как определить уровень развития мышления школьников Текст. / А. 3. Зак. М.: Знание, 1982. — 96 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология». № 1).
  56. , В. И. Методология и методика дидактического исследования Текст. / В. И. Загвязинский. — М.: Педагогика, 1982. 160 с.
  57. , В. И. Творчество в управлении школой / В. И. Загвязинский, С. А. Гильманов. -М., 1991. 96 с.
  58. , Н. Ф. Методика организации научных исследований в профильных школах МГТУ им. Н. Э. Баумана. Проблемы организации и совершенствования научно-исследовательской работы в школе Текст. /
  59. Н. Ф. Зеленцова // Труды научно-методического семинара «Наука в школе». М.: HTA «АПФН», 2003. — Т. 1. — С. 88 -96. — (Серия «Профессионал»).
  60. , И. А. Педагогическая психология Текст. / И. А. Зимняя. -М.: Лотос, 2001.-384 с.
  61. , Л. В. Дидактика и жизнь Текст. / Л. В. Занков. М.: Просвещение, 1968. — 176 с.
  62. , Д. Д. Школьный учебник / Д. Д. Зуев. М.: Педагогика, 1983. -240 с.
  63. , И. И. Формирование учебной исследовательской деятельности Текст. / И. И. Ильясов, И. В. Усачева. — М.: Просвещение, 1986. 192 с.
  64. , А. Г. Формирование у учащихся умений исследовательской деятельности в процессе обучения химии Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / А. Г. Иодко. М., 1983. — 184 с.
  65. Исследовательская деятельность педагога и учащихся в современной школеТекст. / И. Д. Чечиль // Методическое пособие для ПК ППС педагогических вузов. — М.: Академия, 2003. 48 с.
  66. История педагогики: учебное пособие / Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский, М. Ф. Шабаева. М.: Просвещение, 1982. — 328 с.
  67. , А. С. Методы и модели экспериментальной педагогики Текст. / А. С. Казаринов. Глазов: ГТПИ, 1997.
  68. , А. С. Технология педагогического эксперимента Текст. / А. С. Казаринов. Глазов: Глазов, гос. пед. ин-т, 1999. — 192 с.
  69. , Л. А. Дидактические основы применения исследовательского метода в условиях гуманизации образования Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. А. Казанцева. Казань, 1999. -316 с.
  70. Калмыкова, 3. И. Педагогика гуманизма / 3. И. Калмыкова. М.: Знание, 1990.-320 с.
  71. , Т. А. Исследовательский поход в обучении как средство развития у учащихся самостоятельности — необходимого качества социально активной личности Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Т. А. Камышникова. — М., 1985. 256 с.
  72. Кан-Калик, В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс Текст./ В. А. Кан-Калик. М.: Просвещение, 1977. — 92 с.
  73. Кан-Калик, В. А Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования Текст. / В. А. Кан-Калик, Г. А. Ковалёв // Вопросы психологии. 1985. — № 4. — С. 9−16.
  74. , А. О. Обучение через науку — штрихи к проблеме / А. О. Карпов. — М.: НТА «АПФН», 2000. 20 с. * ¦
  75. , У. X. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе Текст. / У. X. Килпатрик. — Л., 1925. — 52 с.
  76. , М. В. Технология учебного процесса в зарубежной дидактике Текст. / М. В. Кларин. М.: Арена, 1994. — 224 с.
  77. , Ю. Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения Текст. / Ю. Н. Клюткин // Вопросы психологии. 1994. — № 5. — С. 41.
  78. , Л. П. Исследовательская работа как средство формирования творческих способностей студентов профессионального педагогического колледжа Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. П. Козлова. Брянск, 2000. — 148 с.
  79. , Я. А. Великая дидактика Текст. / Я. А. Коменский. -М.: Изд. дом Ш. Амонашвили, 1996. 224 с.
  80. , Е. В. Формирование познавательной самостоятельности школьников Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. В. Кочановская. Калининград, 2000. — 184 с.
  81. , Н. В. Мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся Текст. / Н. В. Кузьмина // Вопросы психологии. — 1984.-№ 3.
  82. , Н. С. Возрастная одарённость школьников: учебное пособие для студентов педвузов Текст. / Н. С. Лейтес. М.: Академия, 2001. — 320 с.
  83. , Н. С. Возрастные особенности развития склонностей Текст. / Н. С. Лейтес // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии: сб. -М.: Политиздат, 1975.
  84. , А. В. Модель научной школы и практики организации исследовательской деятельности учащихся Текст. / А. В. Леонтович // Развитие исследовательской деятельности учащихся: метод, сб. М., 2001. — С. 38-^48.
  85. , А. В. О научной традиции и научной догме в массовой школе Текст. / А. В. Леонтович // Народное образование. — 2003. — № 2. — С. 130−136.
  86. , А. В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся Текст. / А. В. Леонтович // Исследовательская работа школьников. — 2003. — № 4. — С. 12−17.
  87. , А. В. Современные трактовки одарённости и организация исследовательской работы с детьми в сфере дополнительного образования Текст. / А. В. Леонтович // Дополнительное образование. 2002. — № 9. -С. 13−17.
  88. , А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии Текст. / А. В. Леонтович // Народное образование. 1999. — № 10. — С. 152−158.
  89. , А. В. Воспитательная работа в летней комплексной исследовательской экспедиции // Народное образования. — 2007. — № 3. — С.189−193.
  90. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1977. 320 с.
  91. , А. П. Проблемы развития психики Текст. /
  92. A. П. Леонтьев. 3-е изд. — М.: МГУ, 1972. — 264 с.
  93. , И. Я. Развивающее обучение с дидактических позиций Текст. / И. Я. Лернер // Педагогика. 1998. — № 2. — С. 84.
  94. , Б. Ф. Общение как проблема общей психологии Текст. / Б. Ф. Ломов // Методологические проблемы социальной психологии. — М., 1975.-С. 124−135.
  95. , А. М. История педагогики: учебное пособие для педагогических высших учебных заведений Текст. / А. М. Лушников. -Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1995. -368 с.
  96. , В. Я. Инновационное обучение и наука. ИНИОН Текст. /
  97. B. Я. Ляудис. М., 1992. — 156 с.
  98. , Г. В. Формирование учебно-исследовательской культуры учащихся гимназии: автореф. дис. .канд. пед наук Текст. / Г. В. Макотрова. Белгород, 2001. — 24 с.
  99. , Д. Ш. Управление качеством образования на основе новых технологий и образовательного мониторинга Текст. / Д. Ш. Матрос. -М.: Педагогика, 1999. 252 с.
  100. , А. М. Развитие творческой активности школьников Текст. / А. М. Матюшкин. -М., 1991. 212 с.
  101. , А. М. Концепция творческой одарённости Текст. / А. М. Матюшкин // Вопросы психологии. 1989. — № 6. — С. 31−34.
  102. , А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности Текст. // Вопросы психологии, 1982. -№ 4.-С. 26−29.
  103. , А. С. Проблемные ситуации в мышлении и обучении Текст. / А. М. Матюшкин. М.: Педагогика, 1972. — 208 с.
  104. , Н. В. Проектный метод обучения в системе технологического образования Текст. / Н. В. Матяш // Педагогика. 2000. — № 4.-С. 38−41.
  105. , Н. В. Психология проектной деятельности школьников Текст.: автореф. дис.. д-ра пе. наук / Н. В. Матяш. -М., 2000. 52 с.
  106. , В. Н. Личность и неврозы Текст. / В. Н. Мясищев. — Л.: ЛГУ, 1960.-224 с.
  107. , В. Н. Психология отношений Текст. / В. Н. Мясищев. -М.- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 356 с.
  108. , Е. В. Формирование исследовательской компетентности студентов педагогического университета через систему спецкурсов по единой проблеме Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. В. Набиева. -Иркутск, 1999.- 168 с.
  109. , Н. П. Подготовка студентов педвуза к организации научно-исследовательской деятельности в школе Текст. / Н. П. Никитина // Наука в школе: тр. науч.-метод. семинара. — М.: HTA «АПФН», 2004. -(Серия «Профессионал»). Т. 2. — С. 160−164.
  110. , А. М. Методология образования Текст. / А. М. Новиков. -М.: Эгвес, 2002.-320 с.
  111. , А. С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростков в пространство культуры Текст. / А. С. Обухов // Развитие исследовательской деятельности учащихся: метод, сб. — М., 2001. С. 48−64.
  112. , А. С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? Текст. / А. С. Обухов // Исследовательская работа школьников. 2003. — № 4. — С. 18−23.
  113. , А. С. Ожидания и впечатления участников юношеской конференции Текст. / А. С. Обухов, Е. П. Пивоварова, Ю. В. Портнова // Исследовательская работа школьников. — 2003. — № 3. С. 139−142.
  114. , А. С. Организация взаимодействия участников юношеской конференции Текст. / А. С. Обухов // Школьные технологии. -2000.-№ 3.-С. 109−114.
  115. , А. С. Программа учебно-исследовательской специализации «Социокультурная психология» / А. С. Обухов // Школьные технологии. 2002. — № 4. — С. 179−188.
  116. , А. С. Развитие исследовательской деятельности учащихся Текст. / А. С. Обухов // Народное образование. 2004. — № 2. — С. 146−148.
  117. , А. С. Социокультурное взаимодействие в системе исследовательской деятельности учащихся Текст. / А. С. Обухов // Народное образование. 2000. — № 2. — С. 129−132.
  118. , А. С. Исследовательская позиция личности / А. С. Обухов // Исследовательская работа школьников. 2006. — № 1. — С. 61−75.
  119. , С. И. Словарь русского языка: 7000 слов Текст. / С. И. Ожогов- под ред. Н. Ю. Шведовой. 23-е изд., испр. — М.: Русский язык, 1990. — 920 с.
  120. , В. И. Одарённые дети: выявление обучение — развитие / В. И. Панов // Педагогика. — 2001. — № 4. — С. 30−44.
  121. , Е. Воспитание и обучение по дальтонскому плану Текст. / Е. Паркхерст- пер. с англ. — М., 1924. 112 с.
  122. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии Текст. / под ред. С. А. Смирнова. 4-е изд., испр. — М.: Академия. — 2000. — 512 с.
  123. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений Текст. /
  124. С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др.- под ред. С. А. Смирнова. — М.: Академия, 1998. 512 с.
  125. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей Текст. / под ред. П. И. Пидкасистого. М.: РПА, 1995.-640 с.
  126. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений Текст. / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко и др. -М.: Школа-Пресс, 1998. 332 с.
  127. Педагогическая энциклопедия Текст. М., 1965. — Т. 2. — 660 с.
  128. Педагогические методы исследования качества образования Текст. / авт.-сост. Н. В. Култашева. Ижевск, 2006. — 364 с.
  129. Педагогический словарь: в 2 т. Текст. М.: АПН РСФСР. — Т. 1. — 768 с.
  130. Педагогический энциклопедический словарь Текст. / под ред. JI. С. Глебовой. М.: Большая Российская Энциклопедия, 2003. — С. 527.
  131. Педагогический энциклопедический словарь Текст. — М.: Большая Российская Энциклопедия. 2002. — 204 с.
  132. Пентин, А Учебное исследование и то, что им не является Текст. / А. Пентин // Лицейское и гимназическое образование. 2002. — № 10. — С. 47−53.
  133. , П. И. Самостоятельная деятельность учащихся Текст. / П. И. Пидкасистый. -М.: Педагогика, 1972. — 184 с.
  134. , П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении Текст. / П. И. Пидкасистый. М.: Педагогика, 1980. -240 с.
  135. , С. А. Исследовательская деятельность учащихся в аспекте научно-ориентированного обучения Текст. / С. А. Пиявский // Наука в школе: тр. науч.-метод. семинара. -М.: HTA «АПФН», 2003. Т. 1. — С. 61— 65. — (Серия «Профессионал»).
  136. , В. М. Научно-педагогическая информация Текст.: словарь-справочник / В. М. Полонский. — М.: Новая школа, 1995. — 352 с.
  137. , А. Н. Поиск материалов по исследовательской деятельности учащихся в электронных ресурсах: англоязычные источники Текст. / А. Н. Поддьяков // Исследовательская работа школьников. 2003. -№ 4. — С. 29−32.
  138. , Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка Текст. / Е. С. Полат // Иностранные языки в школе. — 2000. № 2. — С. 3.
  139. , Е. С. Метод проектов: типология и структура Текст. / Е. С. Полат // Лицейское и гимназическое образование. — 2002. № 9. — С. 26−36
  140. , Я. А. Психология творчества Текст. / Я. А. Пономарёв. -М.: Педагогика, 1976. 280 с.
  141. , М. М. Как подготовить проект на получение грантов Текст. / М. М. Поташник. М.: Педагогическое общество России, 2005. — 192 с.
  142. Проектирование педагогической технологии модульного обучения в вузе Текст. / Глазов, гос. пед. ин-т Глазов: ГГПИ, 2000. — 92 с.
  143. Психологические тесты Текст. / под ред. А. Г. Карелина. М.: Владос, 2000. — 112 с.
  144. Психологический словарь Текст. / под ред. В. П. Зипченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика-пресс, 1996.
  145. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / Я. А. Пономарёв, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов и др. М.: Наука, 1990. -220 с.
  146. Психология: словарь Текст. / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. — М., 1990. — 452 с.
  147. , Б. Е. Исследовательский метод в педагогической работе Текст. / Б. Е. Райков, В. Ю. Ульяновский, К. П. Ягодовский. Л.: Госиздат, 1924.-68 с.
  148. , С. JI. Основы общей психологии: в 2 т. Текст. / С. JI. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. — Т. 1. — 488 с.
  149. , С. JI. Принцип творческой самодеятельности: к философским основам современной педагогики Текст. / С. JI. Рубинштейн // Вопросы психологии. 1986. — № 4. — С. 101−109.
  150. , А. И Психология исследовательского поведения и исследовательской деятельности Текст. / А. И. Савенков // Исследовательская работа школьников. 2003. — № 2. — С. 39−49.
  151. , А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников Текст. / А. И. Савенков. — М.: Сентябрь, 2003. 204 с.
  152. , А. И. Виды исследований школьников / А. И. Савенков // Одаренный ребенок. 2005. — № 2. — С. 84−106.
  153. , Т. В. Национально-региональный компонент в образовании: теория и практика реализации: монография Текст. / Т. В. Сафонова- Глазов, гос. пед. ин-т. Глазов: ГГПИ, 2005. — 324 с.
  154. , Т. В. Проектирование педагогической технологии модульного обучения в вузе Текст. / Т. В. Сафонова // Глазов, гос. пед. ин-т. Глазов: ГГПИ, 2000. — 92 с.
  155. , Т. В. Об организации научно-исследовательской работы студентов Текст. / Т. В. Сафонова // Материалы науч.-практ. конф. преподавателей и студентов. — Глазов: ГГПИ им. В. Г. Короленко, 2008. — С. 28−30.
  156. , И. Ф. Дальтон-план в применении к советской школе Текст. / И. Ф. Свадковский. М., 1926. — 136 с.
  157. , И. Ф. Сущность Дальтон-плана Текст. / И. Ф. Свадковский // Исследовательская работа школьников. 2003. — № 1. — С. 34−46.
  158. , И. Ф. Метод проектов в системе Дальтон-плана / И. Ф. Свадковский // Исследовательская работа школьников. 2004. — № 1. — С. 4−54.-№ 2.-С. 3−47.
  159. , Г. К. Опыт системного исследования педагогических технологий Текст. / Г. К. Селевко // Школьные технологии. — 1997. — № 1. — С. 17−21.
  160. , Г. К. Современные образовательные технологии Текст. / Г. К. Селевко. -М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  161. , Г. К. Альтернативные педагогические технологии / Г. К. Селевко. М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 224 с. — (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).
  162. , Н. А. Формирование исследовательских умений младших школьников Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. А. Семенова. Томск, 2007. — 204 с.
  163. , М. Л. Метод проектов как средство развития творческих способностей учащихся (на примере образовательной области «Технология»): автореф. дис.. канд. пед. наук Текст. / М. Л. Сердюк. -Киров, 2004.
  164. , М. А. Дидактика средней школы Текст. / М. А. Скаткин. М.: Просвещение, 1975. — 216 с.
  165. , М. Н. Методология и методика педагогических исследований: в помощь начинающему исследователю Текст. / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1986. — 116 с.
  166. , В. А. Гуманистическая парадигма педагогического образования Текст. / В. А. Сластенин // Магистр. 1994. — № 6. — С. 2−7.
  167. , В. А. О моделировании образовательных технологий Текст. / В. А. Сластенин // Наука и школа. 2000. — № 4. — С. 50−56.
  168. , В. А. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений Текст. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов- под ред. В. А. Сластенина. 2-е изд., стереотип. -М.: Академия, 2003. — 236 с. I
  169. Современная дидактика: теория — практике Текст. — М.: ИТП и МИО РАО, 1994.-288 с.
  170. , В. А. Сердце отдаю детям Текст. /
  171. B. А. Сухомлинский // Избр. пед. соч.: в 3 т. — М.: Педагогика, 1981. Т. 1.
  172. , Б. М. Способности и одарённость Текст. / Б. М. Теплов // Проблемы индивидуальных различий. — М., 1961. — 276 с.
  173. , Е. В. Формирование готовности старшеклассников к исследовательской деятельности в сфере экологии Текст. / Е. В. Титов // Педагогика. 2003. — № 9. — С. 395.
  174. Толковый словарь русского языка: в 4 т. Текст. / под ред. проф. Д. Ушакова. М.: Терра, 1996. — Т. 3. — 712 с.
  175. , Л. Н. Педагогический сочинения Текст. / Л. Н. Толстой. М.: Педагогика, 1988. — 544 с.
  176. Туманова, 3. А. Теоретические проблемы научно-ориентированной педагогики в общеобразовательной школе Текст. / 3. А. Туманова // Наука в школе: тр. науч.-метод. семинара. М.: HTA «АПФН», 2003. — Т. 1. —
  177. C. 69−82. (Серия «Профессионал»).
  178. , В. П. Формирование исследовательских умений у учащихся в процессе производственной практики на основе активного использования знаний по физике Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / В. П. Ушачев. Челябинск, 1988. — 192 с.
  179. Учебное проектирование и исследовательская деятельность учащихся в условиях профильного обучения // Профильная школа. 2006. -№ 5.-С. 21−29.
  180. , Д. И. Возрастная и педагогическая психология: Избр. психол. тр. Текст. / Д. И. Фельдштейн. М.: Моск. психол.-соц. ин-т- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. — 432 с.
  181. Философский энциклопедический словарь Текст. / гл. ред.: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв и др. М.: Советская энциклопедия, 1983. — 840 с.
  182. Философия и методология науки Текст.: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. В. И. Купцова. М.: Аспект пресс, 1996. — 552 с.
  183. , М. М. Исследовательская деятельность учащихся гимназии Текст. / М. М. Фирсова // Педагогика. 2003. — № 8. — С. 26−31.
  184. , М. М. Исследовательская деятельность учащихся гимназии Текст. / М. М. Фирсова // Педагогика. 2003. — № 8. — С. 24−26.
  185. , М. М. Исследовательская деятельность учащихся гимназии (метод проектов: из опыта гимназии № 1518 Москвы) Текст. / М. М. Фирсова // Ученик в обновляющейся школе. — М., 2002. — С. 157−165.
  186. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики Текст. / А. И. Пискунов. -М.: Просвещение, 1981. 528 с.
  187. , М. К. Развитие проектной компетенции младших школьников. Школьный лагерь с углубленным изучением английского языка Текст. / М. К. Хуснетдинова // Начальная школа. 2009. — № 1. — С. 69−71.
  188. , А. В. Ключевые компетенции: Технология конструирования / А. В. Хуторской // Народное образование. — 2003. № 5. -С. 55−61.
  189. , А. В. Педагогическая инноватика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Академия, 2008. — 256 с.
  190. , В. С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях: монография Текст. / В. С. Черепанов. М.: Педагогика, 1989.
  191. , Г. Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур Текст. / Г. Д. Чистякова // Вопросы психологии. — 1991. -№ 6. -С. 103.
  192. , И. Д. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула Текст. / И. Д. Чичель // Директор школы. 1998. — № 3. — С. 11−16.
  193. , В. Д. Введение в психологию: способности человека Текст. / В. Д. Шадриков. М.: Лотос, 2002. — 160 с.
  194. , Т. И. Дидактическая система средств активизации учения школьников Текст. / Т. И. Шамова // Советская педагогика. — 1979. — № 3.-С. 11−17.
  195. , Е. А. Задача как средство обучения исследовательской деятельности студентов колледжа: дис.. канд. пед. наук Текст. / Е. А. Шашенкова. М., 2001. — 148 с.
  196. , С. Т. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Текст. / С. Т. Шацкий. -М., 1980. Т. 2. — С. 30.
  197. , С. Т. Педагогические сочинения: в 4 т. Текст. / С. Т. Шацкий- под ред. И. А. Каирова, М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1964.-Т. 3.-492 с.
  198. , Н. М. Учителю о дифференцированном обучении Текст. / Н. М. Шахмаева. М.: Педагогика, 1989. — 72 с.
  199. , В. А. Роль модели в познании Текст. / В. А. Штофф. Л.: Ленингр. ун-т, 1963. — 128 с.
  200. , Г. И. Проблема познавательных интересов в педагогике Текст. / Г. И. Щукина. М., 1976. — 352 с.
  201. , Н. Е. Практикум по педагогической технологии Текст. /Н. Е. Щуркова. -М.: Педагогическое общество России, 1998. 252 с.
  202. , Д. Б. Избранные психологические труды Текст. / Д. Б. Эльконин. -М.: Просвещение, 1989. 348 с.
  203. , В. С. Программа «Познавательная активность»: настольная книга классного руководителя 3, 4, 5, 6, 7, 8 классов Текст. /
  204. B. С. Юркевич, И. Лупина, Н. С. Шепурева. — Ростов н/Д: Феникс, 2001. —
  205. C. 26−29. (Серия «Школа радости»).
  206. , В. С. Светлая радость познания Текст. / В. С. Юркевич. -М., 1977.-64 с.
  207. , В. С. О новом методе работы с одарёнными детьми Текст. / В. С. Юрковский // Начальная школа. — 2000. — № 1. — С. 16—22.
  208. , И. С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения Текст. / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. 1995. — № 2. — С. 31−41.
  209. Locatis, С. N. Notes on the noiture of technology / C. N. Locatis // Educational technology. 1987. — Vol. 27. — P. 13−16.
  210. Spitzer, D. R. Why educational technology has failed / D. R. Spitzer // Educational technology. 1987. — Vol. 27. — P. 18−21.
  211. Torrance, E. Paul. Your style of learning and thinking, Forms В and C. Текст. / E. Paul Torrans. Athens, GA: Univercity of Georgia, 1980. — 40 p.
  212. TEACH YOUR CHILD HOW TO THINK by Edward de Bono. -Penguin Books. New York, 1994.
  213. M. H. Учебно-исследовательская работа учащихся Электронный ресурс. / М. Н. Арцев // Режим доступа: http://www wiki.iot.ru/index. Загл. с экрана.
  214. , А. В. Концептуальные основы моделирования организации исследовательской деятельности Электронный ресурс. / А. В. Леонтович // Режим доступа: http://www. arusy.ucoz.ru/publ.konceptualnye.modelirovanijа. Загл. с экрана.
  215. , М. М. Исследовательская деятельность учащихся гимназии Электронный ресурс. / М. М. Фирсова // Эйдос: интернет-журнал // Режим доступа: http://www eidos.ru/journal/2002/0419.htm. Загл. с экрана.
Заполнить форму текущей работой