Педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся основной школы
Диссертация
Для доказательства выдвинутой гипотезы было изучено и проанализировано состояние проблемы в теории и практике, осуществлено теоретическое обоснование проблемы организации исследовательской деятельности учащихся, на основе чего был определен научно-терминологический аппарат исследования. Проведенная исследовательская работа позволила осуществить теоретический анализ основных научных понятий… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы организации исследовательской деятельности учащихся основной школы
- 1. 1. Развитие дидактических представлений об исследовательской деятельности учащихся в отечественной и зарубежной педагогике
- 1. 2. Теоретическое обоснование необходимости организации и совершенствования исследовательской деятельности учащихся основной школы на современном этапе
- 1. 3. Педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся основной школы
- 1. 4. Разработка педагогических условий организации исследовательской деятельности учащихся основной школы
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка эффективности реализации педагогических условий и структурно-содержательной модели организации исследовательской деятельности учащихся основной школы
- 2. 1. Проектирование структурно-содержательной модели организации исследовательской деятельности учащихся основной школы
- 2. 2. Цели, задачи, этапы опытно-экспериментальной работы
- 2. 3. Описание констатирующего этапа опытно-экспериментальной деятельности
- 2. 4. Формирующий этап опытно-экспериментальной работы и его результаты
- 2. 5. Анализ результатов контрольного этапа опытно-экспериментальной работы
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Алексеев, Н. Г. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности Текст. / Н. Г. Алексеев, А. В. Леонтович // Развитие исследовательской деятельности учащихся: метод, сб. — М., 2001. -С. 64−68.
- Алексеев, Н. Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся Текст. / Н. Г. Алексеев, А. В. Леонтович, А. С. Обухов и др. // Исследовательская работа школьников. 2002. — № 1. — С. 24−33.
- Альтшуллер, Г. С. Творчество как точная наука: теория решения изобретательских задач Текст. / Г. С. Альтшуллер. — М.: Сов. радио, 1979. — 76 с.
- Амонашвили, Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса Текст. / Ш. А. Амонашвили. — Минск, 1979. 176 с.
- Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. Л.: Ленингр. ун-т, 1968. — 340 с.
- Андреев, В. И Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: монография Текст. / В. И. Андреев. — Казань: Казан, ун-т, 1988. -240 с.
- Андреев, В. И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности Текст. / В. И. Андреев. М.: Высш. шк., 1981.-240 с.
- Арсенова, С. П. Формирование исследовательских умений студентов в системе их профессиональной подготовки Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / С. П. Арсенева. М., 1990. — 216 с.
- Асмолов, А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества Текст. / А. Г. Асмолов // Вопросы образования. -2008. -№ 3.
- Асмолов, А. Г. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования Текст. / А. Г. Асмолов, И. А. Володарская, Н. Г. Салмина, Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова // Вопросы психологии. — 2007. № 4.
- Асмолов, А. Г Как будем жить дальше? Социальные эффекты образовательной политики Текст. / А. Г. Асмолов // Лидеры образования. — 2007.-№ 6.-С. 10.
- Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения, общедидактический аспект Текст. / Ю. К. Бабанский. — М., 1977. 256 с.
- Беспалько, В. П. Теория учебника Текст. / В. П. Беспалько. М. 1988. -160 с.
- Биянова, Е. Б. Использование информационных технологий для организации деятельности научного общества учащихся Текст. / Е. Б. Биянова, Р. Р. Камалов // Информатика и образование. 2009. — № 7. — С. 119−120.
- Биянова, Е. Б. Научно-практическая конференция для старшеклассников «Человек свободного общества» Текст. / Е. Б. Биянова // Информационно-методический вестник. 2006. — № 9. — С. 3.
- Биянова, Е. Б. Педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся основной школы Текст. / Е. Б. Биянова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2011. — № 2 (3). — С. 34−40.
- Биянова, Е. Б. Основы научно-исследовательской деятельности Электронный ресурс. / Е. Б. Биянова, Н. В. Иванова. — Глазов, 2006.
- Биянова, Е. Б. Основы научно-исследовательской деятельности. Методическое пособие Текст. / Е. Б. Биянова, Л. П. Малкова. Глазов: ГГПИ, 2007. — 84 с.
- Биянова, Е. Б. Основы научно-исследовательской деятельности: рабочая тетрадь (на примере обществознания) Текст. / Е. Б. Биянова, Л. П. Малкова. Глазов: ГГПИ, 2007. — 60 с.
- Биянова, Е. Б. Основы научно-исследовательской деятельности: рабочая тетрадь (на примере естествознания) Текст. / Е. Б. Биянова, Е. А. Ворончихина. Глазов: ГГПИ, 2007. — 60 с.
- Биянова, Е. Б. Поурочные разработки по обществознанию: 6 класс Текст. / Е. Б. Биянова. М.: ВАКО, 2008. — 160 с.
- Биянова, Е.Б. Развитие креативности, повышение уровня учебной мотивации учащихся через проектную деятельность Текст. / Е. Б. Биянова // Педагогический родник: тематический научно-информационный журнал. -2006.-№ 6.-С. 8−9.
- Биянова, Е. Б. Организация исследовательской деятельности учащихся на современном этапе Текст. / Е. Б. Биянова // Наука и современность: материалы междунар. науч.-практ. конф. Киев: НАИРА, 2011.-С. 22−29.-0,6 п. л.
- Богоявленская, Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества Текст. / Д. Н. Богоявленский. Ростов н/Д: Ростов, ун-т, 1983. — 176 с.
- Бодал ев, А. А. Психологические условия гуманизации педагогического общения Текст. / А. А. Бодал ев // Педагогика. — 1990. — № 12.-С. 65−71.
- Больцано, Б. Учение о науке Текст. / Б. Больцано. — СПб., 2003.
- Большой энциклопедический словарь Текст. / под ред. А. М. Прохорова. СПб., 1997. — 1200 с.
- Бондаревская, Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования Текст. / Е. В. Бондаревская // Педагогика. — 1997.-№ 4.-С. 14−17.
- Бондаревская, Е. В. Личностно-ориентированное образование как прогностическая модель педагогической культуры XXI в. Текст. / Е. В. Бондаревская // Инновации в образовании. — 1998. — № 2. — С. 10.
- Брунер, Д. Процесс обучения Текст. / Д. Брунер. -М.: АПН РСФСР, 1962.-84 с.
- Веретенникова, Л. К. Подготовка будущего учителя к формированию творческого потенциала школьников Текст. / Л. К. Веретенникова. М.- Ижевск, 1996. — 136 с.
- Веретенникова, Л. К. Формирование творческого потенциала современного школьника Текст. / Л. К. Веретенникова, В. А. Сластенин. — М.: Прометей, 1991. 100 с.
- Вишнякова, Н. Ф. Креативная психопедагогика: монография Текст. / Н. Ф. Вишнякова. Минск, 1995. — Ч. 1. — 240 с.
- Вишняченко, П. Ф. Из истории исследовательского метода Текст. / П. Ф. Вишняченко. М., 1948. — С. 109−137.
- Волков, И. П. Цель одна — дорог много. Проектирование процесса обучения Текст. / И. П. Волков. М.: Педагогика, 1900. — 120 с.
- Воровщиков, С. Г. Школа должна учить мыслить, проектировать. Исследовать: управленческий аспект: страницы, написанные консультантом по управлению и директором школы Текст. / С. Г. Воровщиков, М. М. Новожилова. 3-е изд. — М.: 5 за знания, 2007. — 356 с.
- Воровщиков, С. Г. Учебно-познавательная компетентность старшеклассников: состав, структура, деятельно стный компонент: монография / С. Г. Воровщиков. М.: АПК и ППРО, 2006. — 160 с.
- Гальперин, П. Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа Текст. / П. Я. Гальперин // Вопросы философии. — 1957. — № 6. С. 58−69.
- Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта Текст. / Дж. Гилфорд // Психология мышления / под ред. А. М. Матюшкина. М., 1965. — С. 433−456.
- Глуханюк, Н. С. Практикум по психодиагностике: учебное пособие Текст. / Н. С. Глуханюк. М.: Моск. психол.-соц. ин-т- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. — 192 с.
- Голубева, Э. А. Комплексное исследование способностей Текст. / Э. А. Голубева // Вопросы психологии. 1986. — № 6. — С. 17−19.
- Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика Текст. / под ред. В. С. Леднева, Н. Д. Никандрова, М. В. Рыжакова. М., 2002. — 64 с.
- Гузеев, В. В. Матрица разнообразия и модель обучения /
- B. В. Гузеев // Химия в школе. 2002. — № 5. — С. 34−35.
- Гузеев, В. В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии Текст. / В. В. Гузеев // Директор школы. — 1996. — № 6. —1. C. 24−32.
- Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения Текст. / В. В. Давыдов. М.: Просвещение, 1986. — 280 с.
- Данилов, М. А. Теоретические основы обучения и воспитания познавательной активности и самостоятельности учащихся Текст. / М. А. Данилов // Ученые записки Казан, гос. пед. ин-та. Вып. 102. Актуальные вопросы в школе. — Казань: КГПИ, 1972. — С. 3—23.
- Дереклеева, Н. И. Научно-исследовательская работа в школе Текст. / Н. И. Дереклеева. М.: Вербум-М, 2001. — 48 с.
- Деттер, А. В. Введению в философию и историю образования Текст. / А. В. Деттер // Учебное пособие. Томск, ТГПУ — 1998. — 272 с.
- Джонс, Дж. К. Методы проектирования Текст. / Дж. К. Джонс. — М.: Мир, 1986. 196 с.
- Дружинин, В. Н. Психологическая диагностика способностей Текст. / В. Н. Дружинин. Саратов: Саратов, гос. ун-т, 1990. — 160 с.
- Дьюи, Д. Школы будущего Текст. / Д. Дьюи. М., 1922. — 100 с.
- Дьюи, Д. Демократия и образование Текст. / Д. Дьюи- пер. с англ. -М.: Педагогика-Пресс, 2000. 384 с.
- Есипов, Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках Текст. / Б. П. Есипов. М.: Учпедгиз. — 1961. — 240 с.
- Зак, А. 3. Как определить уровень развития мышления школьников Текст. / А. 3. Зак. М.: Знание, 1982. — 96 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология». № 1).
- Загвязинский, В. И. Методология и методика дидактического исследования Текст. / В. И. Загвязинский. — М.: Педагогика, 1982. 160 с.
- Загвязинский, В. И. Творчество в управлении школой / В. И. Загвязинский, С. А. Гильманов. -М., 1991. 96 с.
- Зеленцова, Н. Ф. Методика организации научных исследований в профильных школах МГТУ им. Н. Э. Баумана. Проблемы организации и совершенствования научно-исследовательской работы в школе Текст. /
- Н. Ф. Зеленцова // Труды научно-методического семинара «Наука в школе». М.: HTA «АПФН», 2003. — Т. 1. — С. 88 -96. — (Серия «Профессионал»).
- Зимняя, И. А. Педагогическая психология Текст. / И. А. Зимняя. -М.: Лотос, 2001.-384 с.
- Занков, Л. В. Дидактика и жизнь Текст. / Л. В. Занков. М.: Просвещение, 1968. — 176 с.
- Зуев, Д. Д. Школьный учебник / Д. Д. Зуев. М.: Педагогика, 1983. -240 с.
- Ильясов, И. И. Формирование учебной исследовательской деятельности Текст. / И. И. Ильясов, И. В. Усачева. — М.: Просвещение, 1986. 192 с.
- Иодко, А. Г. Формирование у учащихся умений исследовательской деятельности в процессе обучения химии Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / А. Г. Иодко. М., 1983. — 184 с.
- Исследовательская деятельность педагога и учащихся в современной школеТекст. / И. Д. Чечиль // Методическое пособие для ПК ППС педагогических вузов. — М.: Академия, 2003. 48 с.
- История педагогики: учебное пособие / Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский, М. Ф. Шабаева. М.: Просвещение, 1982. — 328 с.
- Казаринов, А. С. Методы и модели экспериментальной педагогики Текст. / А. С. Казаринов. Глазов: ГТПИ, 1997.
- Казаринов, А. С. Технология педагогического эксперимента Текст. / А. С. Казаринов. Глазов: Глазов, гос. пед. ин-т, 1999. — 192 с.
- Казанцева, Л. А. Дидактические основы применения исследовательского метода в условиях гуманизации образования Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. А. Казанцева. Казань, 1999. -316 с.
- Калмыкова, 3. И. Педагогика гуманизма / 3. И. Калмыкова. М.: Знание, 1990.-320 с.
- Камышникова, Т. А. Исследовательский поход в обучении как средство развития у учащихся самостоятельности — необходимого качества социально активной личности Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Т. А. Камышникова. — М., 1985. 256 с.
- Кан-Калик, В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс Текст./ В. А. Кан-Калик. М.: Просвещение, 1977. — 92 с.
- Кан-Калик, В. А Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования Текст. / В. А. Кан-Калик, Г. А. Ковалёв // Вопросы психологии. 1985. — № 4. — С. 9−16.
- Карпов, А. О. Обучение через науку — штрихи к проблеме / А. О. Карпов. — М.: НТА «АПФН», 2000. 20 с. * ¦
- Килпатрик, У. X. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе Текст. / У. X. Килпатрик. — Л., 1925. — 52 с.
- Кларин, М. В. Технология учебного процесса в зарубежной дидактике Текст. / М. В. Кларин. М.: Арена, 1994. — 224 с.
- Клюткин, Ю. Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения Текст. / Ю. Н. Клюткин // Вопросы психологии. 1994. — № 5. — С. 41.
- Козлова, Л. П. Исследовательская работа как средство формирования творческих способностей студентов профессионального педагогического колледжа Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. П. Козлова. Брянск, 2000. — 148 с.
- Коменский, Я. А. Великая дидактика Текст. / Я. А. Коменский. -М.: Изд. дом Ш. Амонашвили, 1996. 224 с.
- Кочановская, Е. В. Формирование познавательной самостоятельности школьников Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. В. Кочановская. Калининград, 2000. — 184 с.
- Кузьмина, Н. В. Мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся Текст. / Н. В. Кузьмина // Вопросы психологии. — 1984.-№ 3.
- Лейтес, Н. С. Возрастная одарённость школьников: учебное пособие для студентов педвузов Текст. / Н. С. Лейтес. М.: Академия, 2001. — 320 с.
- Лейтес, Н. С. Возрастные особенности развития склонностей Текст. / Н. С. Лейтес // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии: сб. -М.: Политиздат, 1975.
- Леонтович, А. В. Модель научной школы и практики организации исследовательской деятельности учащихся Текст. / А. В. Леонтович // Развитие исследовательской деятельности учащихся: метод, сб. М., 2001. — С. 38-^48.
- Леонтович, А. В. О научной традиции и научной догме в массовой школе Текст. / А. В. Леонтович // Народное образование. — 2003. — № 2. — С. 130−136.
- Леонтович, А. В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся Текст. / А. В. Леонтович // Исследовательская работа школьников. — 2003. — № 4. — С. 12−17.
- Леонтович, А. В. Современные трактовки одарённости и организация исследовательской работы с детьми в сфере дополнительного образования Текст. / А. В. Леонтович // Дополнительное образование. 2002. — № 9. -С. 13−17.
- Леонтович, А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии Текст. / А. В. Леонтович // Народное образование. 1999. — № 10. — С. 152−158.
- Леонтович, А. В. Воспитательная работа в летней комплексной исследовательской экспедиции // Народное образования. — 2007. — № 3. — С.189−193.
- Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1977. 320 с.
- Леонтьев, А. П. Проблемы развития психики Текст. /
- A. П. Леонтьев. 3-е изд. — М.: МГУ, 1972. — 264 с.
- Лернер, И. Я. Развивающее обучение с дидактических позиций Текст. / И. Я. Лернер // Педагогика. 1998. — № 2. — С. 84.
- Ломов, Б. Ф. Общение как проблема общей психологии Текст. / Б. Ф. Ломов // Методологические проблемы социальной психологии. — М., 1975.-С. 124−135.
- Лушников, А. М. История педагогики: учебное пособие для педагогических высших учебных заведений Текст. / А. М. Лушников. -Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1995. -368 с.
- Ляудис, В. Я. Инновационное обучение и наука. ИНИОН Текст. /
- B. Я. Ляудис. М., 1992. — 156 с.
- Макотрова, Г. В. Формирование учебно-исследовательской культуры учащихся гимназии: автореф. дис. .канд. пед наук Текст. / Г. В. Макотрова. Белгород, 2001. — 24 с.
- Матрос, Д. Ш. Управление качеством образования на основе новых технологий и образовательного мониторинга Текст. / Д. Ш. Матрос. -М.: Педагогика, 1999. 252 с.
- Матюшкин, А. М. Развитие творческой активности школьников Текст. / А. М. Матюшкин. -М., 1991. 212 с.
- Матюшкин, А. М. Концепция творческой одарённости Текст. / А. М. Матюшкин // Вопросы психологии. 1989. — № 6. — С. 31−34.
- Матюшкин, А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности Текст. // Вопросы психологии, 1982. -№ 4.-С. 26−29.
- Матюшкин, А. С. Проблемные ситуации в мышлении и обучении Текст. / А. М. Матюшкин. М.: Педагогика, 1972. — 208 с.
- Матяш, Н. В. Проектный метод обучения в системе технологического образования Текст. / Н. В. Матяш // Педагогика. 2000. — № 4.-С. 38−41.
- Матяш, Н. В. Психология проектной деятельности школьников Текст.: автореф. дис.. д-ра пе. наук / Н. В. Матяш. -М., 2000. 52 с.
- Мясищев, В. Н. Личность и неврозы Текст. / В. Н. Мясищев. — Л.: ЛГУ, 1960.-224 с.
- Мясищев, В. Н. Психология отношений Текст. / В. Н. Мясищев. -М.- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 356 с.
- Набиева, Е. В. Формирование исследовательской компетентности студентов педагогического университета через систему спецкурсов по единой проблеме Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. В. Набиева. -Иркутск, 1999.- 168 с.
- Никитина, Н. П. Подготовка студентов педвуза к организации научно-исследовательской деятельности в школе Текст. / Н. П. Никитина // Наука в школе: тр. науч.-метод. семинара. — М.: HTA «АПФН», 2004. -(Серия «Профессионал»). Т. 2. — С. 160−164.
- Новиков, А. М. Методология образования Текст. / А. М. Новиков. -М.: Эгвес, 2002.-320 с.
- Обухов, А. С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростков в пространство культуры Текст. / А. С. Обухов // Развитие исследовательской деятельности учащихся: метод, сб. — М., 2001. С. 48−64.
- Обухов, А. С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? Текст. / А. С. Обухов // Исследовательская работа школьников. 2003. — № 4. — С. 18−23.
- Обухов, А. С. Ожидания и впечатления участников юношеской конференции Текст. / А. С. Обухов, Е. П. Пивоварова, Ю. В. Портнова // Исследовательская работа школьников. — 2003. — № 3. С. 139−142.
- Обухов, А. С. Организация взаимодействия участников юношеской конференции Текст. / А. С. Обухов // Школьные технологии. -2000.-№ 3.-С. 109−114.
- Обухов, А. С. Программа учебно-исследовательской специализации «Социокультурная психология» / А. С. Обухов // Школьные технологии. 2002. — № 4. — С. 179−188.
- Обухов, А. С. Развитие исследовательской деятельности учащихся Текст. / А. С. Обухов // Народное образование. 2004. — № 2. — С. 146−148.
- Обухов, А. С. Социокультурное взаимодействие в системе исследовательской деятельности учащихся Текст. / А. С. Обухов // Народное образование. 2000. — № 2. — С. 129−132.
- Обухов, А. С. Исследовательская позиция личности / А. С. Обухов // Исследовательская работа школьников. 2006. — № 1. — С. 61−75.
- Ожегов, С. И. Словарь русского языка: 7000 слов Текст. / С. И. Ожогов- под ред. Н. Ю. Шведовой. 23-е изд., испр. — М.: Русский язык, 1990. — 920 с.
- Панов, В. И. Одарённые дети: выявление обучение — развитие / В. И. Панов // Педагогика. — 2001. — № 4. — С. 30−44.
- Паркхерст, Е. Воспитание и обучение по дальтонскому плану Текст. / Е. Паркхерст- пер. с англ. — М., 1924. 112 с.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии Текст. / под ред. С. А. Смирнова. 4-е изд., испр. — М.: Академия. — 2000. — 512 с.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений Текст. /
- С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др.- под ред. С. А. Смирнова. — М.: Академия, 1998. 512 с.
- Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей Текст. / под ред. П. И. Пидкасистого. М.: РПА, 1995.-640 с.
- Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений Текст. / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко и др. -М.: Школа-Пресс, 1998. 332 с.
- Педагогическая энциклопедия Текст. М., 1965. — Т. 2. — 660 с.
- Педагогические методы исследования качества образования Текст. / авт.-сост. Н. В. Култашева. Ижевск, 2006. — 364 с.
- Педагогический словарь: в 2 т. Текст. М.: АПН РСФСР. — Т. 1. — 768 с.
- Педагогический энциклопедический словарь Текст. / под ред. JI. С. Глебовой. М.: Большая Российская Энциклопедия, 2003. — С. 527.
- Педагогический энциклопедический словарь Текст. — М.: Большая Российская Энциклопедия. 2002. — 204 с.
- Пентин, А Учебное исследование и то, что им не является Текст. / А. Пентин // Лицейское и гимназическое образование. 2002. — № 10. — С. 47−53.
- Пидкасистый, П. И. Самостоятельная деятельность учащихся Текст. / П. И. Пидкасистый. -М.: Педагогика, 1972. — 184 с.
- Пидкасистый, П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении Текст. / П. И. Пидкасистый. М.: Педагогика, 1980. -240 с.
- Пиявский, С. А. Исследовательская деятельность учащихся в аспекте научно-ориентированного обучения Текст. / С. А. Пиявский // Наука в школе: тр. науч.-метод. семинара. -М.: HTA «АПФН», 2003. Т. 1. — С. 61— 65. — (Серия «Профессионал»).
- Полонский, В. М. Научно-педагогическая информация Текст.: словарь-справочник / В. М. Полонский. — М.: Новая школа, 1995. — 352 с.
- Поддьяков, А. Н. Поиск материалов по исследовательской деятельности учащихся в электронных ресурсах: англоязычные источники Текст. / А. Н. Поддьяков // Исследовательская работа школьников. 2003. -№ 4. — С. 29−32.
- Полат, Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка Текст. / Е. С. Полат // Иностранные языки в школе. — 2000. № 2. — С. 3.
- Полат, Е. С. Метод проектов: типология и структура Текст. / Е. С. Полат // Лицейское и гимназическое образование. — 2002. № 9. — С. 26−36
- Пономарёв, Я. А. Психология творчества Текст. / Я. А. Пономарёв. -М.: Педагогика, 1976. 280 с.
- Поташник, М. М. Как подготовить проект на получение грантов Текст. / М. М. Поташник. М.: Педагогическое общество России, 2005. — 192 с.
- Проектирование педагогической технологии модульного обучения в вузе Текст. / Глазов, гос. пед. ин-т Глазов: ГГПИ, 2000. — 92 с.
- Психологические тесты Текст. / под ред. А. Г. Карелина. М.: Владос, 2000. — 112 с.
- Психологический словарь Текст. / под ред. В. П. Зипченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика-пресс, 1996.
- Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / Я. А. Пономарёв, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов и др. М.: Наука, 1990. -220 с.
- Психология: словарь Текст. / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. — М., 1990. — 452 с.
- Райков, Б. Е. Исследовательский метод в педагогической работе Текст. / Б. Е. Райков, В. Ю. Ульяновский, К. П. Ягодовский. Л.: Госиздат, 1924.-68 с.
- Рубинштейн, С. JI. Основы общей психологии: в 2 т. Текст. / С. JI. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. — Т. 1. — 488 с.
- Рубинштейн, С. JI. Принцип творческой самодеятельности: к философским основам современной педагогики Текст. / С. JI. Рубинштейн // Вопросы психологии. 1986. — № 4. — С. 101−109.
- Савенков, А. И Психология исследовательского поведения и исследовательской деятельности Текст. / А. И. Савенков // Исследовательская работа школьников. 2003. — № 2. — С. 39−49.
- Савенков, А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников Текст. / А. И. Савенков. — М.: Сентябрь, 2003. 204 с.
- Савенков, А. И. Виды исследований школьников / А. И. Савенков // Одаренный ребенок. 2005. — № 2. — С. 84−106.
- Сафонова, Т. В. Национально-региональный компонент в образовании: теория и практика реализации: монография Текст. / Т. В. Сафонова- Глазов, гос. пед. ин-т. Глазов: ГГПИ, 2005. — 324 с.
- Сафонова, Т. В. Проектирование педагогической технологии модульного обучения в вузе Текст. / Т. В. Сафонова // Глазов, гос. пед. ин-т. Глазов: ГГПИ, 2000. — 92 с.
- Сафонова, Т. В. Об организации научно-исследовательской работы студентов Текст. / Т. В. Сафонова // Материалы науч.-практ. конф. преподавателей и студентов. — Глазов: ГГПИ им. В. Г. Короленко, 2008. — С. 28−30.
- Свадковский, И. Ф. Дальтон-план в применении к советской школе Текст. / И. Ф. Свадковский. М., 1926. — 136 с.
- Свадковский, И. Ф. Сущность Дальтон-плана Текст. / И. Ф. Свадковский // Исследовательская работа школьников. 2003. — № 1. — С. 34−46.
- Свадковский, И. Ф. Метод проектов в системе Дальтон-плана / И. Ф. Свадковский // Исследовательская работа школьников. 2004. — № 1. — С. 4−54.-№ 2.-С. 3−47.
- Селевко, Г. К. Опыт системного исследования педагогических технологий Текст. / Г. К. Селевко // Школьные технологии. — 1997. — № 1. — С. 17−21.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии Текст. / Г. К. Селевко. -М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
- Селевко, Г. К. Альтернативные педагогические технологии / Г. К. Селевко. М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 224 с. — (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).
- Семенова, Н. А. Формирование исследовательских умений младших школьников Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. А. Семенова. Томск, 2007. — 204 с.
- Сердюк, М. Л. Метод проектов как средство развития творческих способностей учащихся (на примере образовательной области «Технология»): автореф. дис.. канд. пед. наук Текст. / М. Л. Сердюк. -Киров, 2004.
- Скаткин, М. А. Дидактика средней школы Текст. / М. А. Скаткин. М.: Просвещение, 1975. — 216 с.
- Скаткин, М. Н. Методология и методика педагогических исследований: в помощь начинающему исследователю Текст. / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1986. — 116 с.
- Сластенин, В. А. Гуманистическая парадигма педагогического образования Текст. / В. А. Сластенин // Магистр. 1994. — № 6. — С. 2−7.
- Сластенин, В. А. О моделировании образовательных технологий Текст. / В. А. Сластенин // Наука и школа. 2000. — № 4. — С. 50−56.
- Сластенин, В. А. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений Текст. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов- под ред. В. А. Сластенина. 2-е изд., стереотип. -М.: Академия, 2003. — 236 с. I
- Современная дидактика: теория — практике Текст. — М.: ИТП и МИО РАО, 1994.-288 с.
- Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям Текст. /
- B. А. Сухомлинский // Избр. пед. соч.: в 3 т. — М.: Педагогика, 1981. Т. 1.
- Теплов, Б. М. Способности и одарённость Текст. / Б. М. Теплов // Проблемы индивидуальных различий. — М., 1961. — 276 с.
- Титов, Е. В. Формирование готовности старшеклассников к исследовательской деятельности в сфере экологии Текст. / Е. В. Титов // Педагогика. 2003. — № 9. — С. 395.
- Толковый словарь русского языка: в 4 т. Текст. / под ред. проф. Д. Ушакова. М.: Терра, 1996. — Т. 3. — 712 с.
- Толстой, Л. Н. Педагогический сочинения Текст. / Л. Н. Толстой. М.: Педагогика, 1988. — 544 с.
- Туманова, 3. А. Теоретические проблемы научно-ориентированной педагогики в общеобразовательной школе Текст. / 3. А. Туманова // Наука в школе: тр. науч.-метод. семинара. М.: HTA «АПФН», 2003. — Т. 1. —
- C. 69−82. (Серия «Профессионал»).
- Ушачев, В. П. Формирование исследовательских умений у учащихся в процессе производственной практики на основе активного использования знаний по физике Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / В. П. Ушачев. Челябинск, 1988. — 192 с.
- Учебное проектирование и исследовательская деятельность учащихся в условиях профильного обучения // Профильная школа. 2006. -№ 5.-С. 21−29.
- Фельдштейн, Д. И. Возрастная и педагогическая психология: Избр. психол. тр. Текст. / Д. И. Фельдштейн. М.: Моск. психол.-соц. ин-т- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. — 432 с.
- Философский энциклопедический словарь Текст. / гл. ред.: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв и др. М.: Советская энциклопедия, 1983. — 840 с.
- Философия и методология науки Текст.: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. В. И. Купцова. М.: Аспект пресс, 1996. — 552 с.
- Фирсова, М. М. Исследовательская деятельность учащихся гимназии Текст. / М. М. Фирсова // Педагогика. 2003. — № 8. — С. 26−31.
- Фирсова, М. М. Исследовательская деятельность учащихся гимназии Текст. / М. М. Фирсова // Педагогика. 2003. — № 8. — С. 24−26.
- Фирсова, М. М. Исследовательская деятельность учащихся гимназии (метод проектов: из опыта гимназии № 1518 Москвы) Текст. / М. М. Фирсова // Ученик в обновляющейся школе. — М., 2002. — С. 157−165.
- Хрестоматия по истории зарубежной педагогики Текст. / А. И. Пискунов. -М.: Просвещение, 1981. 528 с.
- Хуснетдинова, М. К. Развитие проектной компетенции младших школьников. Школьный лагерь с углубленным изучением английского языка Текст. / М. К. Хуснетдинова // Начальная школа. 2009. — № 1. — С. 69−71.
- Хуторской, А. В. Ключевые компетенции: Технология конструирования / А. В. Хуторской // Народное образование. — 2003. № 5. -С. 55−61.
- Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Академия, 2008. — 256 с.
- Черепанов, В. С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях: монография Текст. / В. С. Черепанов. М.: Педагогика, 1989.
- Чистякова, Г. Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур Текст. / Г. Д. Чистякова // Вопросы психологии. — 1991. -№ 6. -С. 103.
- Чичель, И. Д. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула Текст. / И. Д. Чичель // Директор школы. 1998. — № 3. — С. 11−16.
- Шадриков, В. Д. Введение в психологию: способности человека Текст. / В. Д. Шадриков. М.: Лотос, 2002. — 160 с.
- Шамова, Т. И. Дидактическая система средств активизации учения школьников Текст. / Т. И. Шамова // Советская педагогика. — 1979. — № 3.-С. 11−17.
- Шашенкова, Е. А. Задача как средство обучения исследовательской деятельности студентов колледжа: дис.. канд. пед. наук Текст. / Е. А. Шашенкова. М., 2001. — 148 с.
- Шацкий, С. Т. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Текст. / С. Т. Шацкий. -М., 1980. Т. 2. — С. 30.
- Шацкий, С. Т. Педагогические сочинения: в 4 т. Текст. / С. Т. Шацкий- под ред. И. А. Каирова, М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1964.-Т. 3.-492 с.
- Шахмаев, Н. М. Учителю о дифференцированном обучении Текст. / Н. М. Шахмаева. М.: Педагогика, 1989. — 72 с.
- Штофф, В. А. Роль модели в познании Текст. / В. А. Штофф. Л.: Ленингр. ун-т, 1963. — 128 с.
- Щукина, Г. И. Проблема познавательных интересов в педагогике Текст. / Г. И. Щукина. М., 1976. — 352 с.
- Щуркова, Н. Е. Практикум по педагогической технологии Текст. /Н. Е. Щуркова. -М.: Педагогическое общество России, 1998. 252 с.
- Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды Текст. / Д. Б. Эльконин. -М.: Просвещение, 1989. 348 с.
- Юркевич, В. С. Программа «Познавательная активность»: настольная книга классного руководителя 3, 4, 5, 6, 7, 8 классов Текст. /
- B. С. Юркевич, И. Лупина, Н. С. Шепурева. — Ростов н/Д: Феникс, 2001. —
- C. 26−29. (Серия «Школа радости»).
- Юркевич, В. С. Светлая радость познания Текст. / В. С. Юркевич. -М., 1977.-64 с.
- Юрковский, В. С. О новом методе работы с одарёнными детьми Текст. / В. С. Юрковский // Начальная школа. — 2000. — № 1. — С. 16—22.
- Якиманская, И. С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения Текст. / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. 1995. — № 2. — С. 31−41.
- Locatis, С. N. Notes on the noiture of technology / C. N. Locatis // Educational technology. 1987. — Vol. 27. — P. 13−16.
- Spitzer, D. R. Why educational technology has failed / D. R. Spitzer // Educational technology. 1987. — Vol. 27. — P. 18−21.
- Torrance, E. Paul. Your style of learning and thinking, Forms В and C. Текст. / E. Paul Torrans. Athens, GA: Univercity of Georgia, 1980. — 40 p.
- TEACH YOUR CHILD HOW TO THINK by Edward de Bono. -Penguin Books. New York, 1994.
- Арцев M. H. Учебно-исследовательская работа учащихся Электронный ресурс. / М. Н. Арцев // Режим доступа: http://www wiki.iot.ru/index. Загл. с экрана.
- Леонтович, А. В. Концептуальные основы моделирования организации исследовательской деятельности Электронный ресурс. / А. В. Леонтович // Режим доступа: http://www. arusy.ucoz.ru/publ.konceptualnye.modelirovanijа. Загл. с экрана.
- Фирсова, М. М. Исследовательская деятельность учащихся гимназии Электронный ресурс. / М. М. Фирсова // Эйдос: интернет-журнал // Режим доступа: http://www eidos.ru/journal/2002/0419.htm. Загл. с экрана.