Опыт работы учителей по профориентации старшеклассников в школе
Целью профориентации с учащимися 9−11 классов является продолжение формирования способности учащихся к осознанному выбору профессии, подтверждение, формирование или коррекция профессиональных планов, развитие профессионально важных качеств.
Целесообразно формировать у старшеклассников обобщенные способы действий, такие ключевые компетенции, которые будут востребованы всегда и во все времена: умение анализировать любую ситуацию, принимать адекватные решения; способность предвидеть результат своей деятельности, как ближний, так и дальний; способность и умение аргументировать свои доводы; уметь осуществлять деловые контакты; быть принципиальным и честным. К ключевым компетенциям следует также отнести умение работать на компьютере; знание иностранного языка; умение водить какое-либо автотранспортное средство, быть развитым и информированным человеком.
Эти способности и качества нельзя сформировать за один — два года даже при упорном труде. Решают эти задачи учителя, чтобы помочь школьникам успешно самоопределиться [1, 169].
Целью профориентационной работы в старших классах является формирование готовности школьника к принятию решения о выборе профессии.
На этом этапе профильной ориентации учащихся знакомятся с типами учреждений профессионального образования. Эта работа может включать следующие информационные блоки:
- — характеристику уровней и перспектив профессионального образования;
- — ограничения и риски, связанные с приобретением профессионального образования в учреждениях профессионального образования различного типа и уровня;
- — демонстрацию примеров конкретных учебных заведений различных типов и уровней, выпускники которых востребованы на рынке труда данного региона;
- — знакомство с наиболее «яркими» или «типичными» примерами, свидетельствующими о путях достижения профессионального успеха бывшими выпускниками школ данного региона.
Предварительная диагностика интересов, склонностей, способностей, образовательного запроса школьников осуществляется на основе анкетирования, тестирования, собеседований, проведения фокус-групп, других методов, а также с учетом мнения родителей и педагогов. Также сюда можно отнести различные экскурсии на производственные предприятия, создание уголков по профориентации.
Помощь педагогов старшеклассникам в профессиональном самоопределении связана с необходимостью информировать школьников о разнообразии мира профессий, об их связи с науками и предметами, изучаемыми в школе, разъяснять специфику и особенности профессиональной деятельности. Также важно дать возможность учащимся освоить практические навыки планирования, развивать способность видеть позитивную перспективу своей будущей жизни, оказывать старшеклассникам эмоциональную поддержку. Это поможет выпускникам сделать самостоятельный и сознательный выбор [5, 34].