Становление и тенденции развития содержания дошкольного образования в отечественной педагогике 20-х гг
![Диссертация: Становление и тенденции развития содержания дошкольного образования в отечественной педагогике 20-х гг](https://westud.ru/work/3014795/cover.png)
Диссертация
Отметим ряд ценных педагогических идей, высказанных в 20-е годы, которые в настоящее время востребованы дошкольным образованием: С. И. Гессеном введена в научный оборот категория «дошкольное образование» — Л. И. Чулицкая — Тихеева особенности дошкольного образования определяла основными возрастными и психологическими характеристиками дошкольного возрастаВ.В.Зеньковский подчеркивал, что дошкольное… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Основные тенденции развития содержания дошкольного образования периода 20-х годов
- 1. 1. Факторы, повлиявшие на становление государственной системы дошкольного образования и определение его содержания
- 1. 2. Этапы развития содержания дошкольного образования
- 1. 3. Разработка теории содержания дошкольного образования в рассматриваемый период
- Глава 2. Особенности развития содержания дошкольного образования в 20-е годы
- 2. 1. Программно-методическое обеспечение дошкольного образования
- 2. 2. Распространение теории содержания дошкольного образования в практике детских учреждений
- 2. 3. Решение задач определения современного содержания дошкольного образования
Список литературы
- Авксентьевский Д.А. Опытные станции Наркомпроса РСФСР и районирование РСФСР. М.: Главсоцвос, 1925. — 163 с.
- Альмединген Н., Тумим Г. Портфель дошкольного работника. М.- Пг.: Гос. изд-во, 1923.
- Альмединген H.A. Что такое дошкольное воспитание. Сост. по поручению Сов. педагогического ин-та дошкольного образования. -М.-Пг.: Гос. изд-во, 1923. 390 с.
- Андреева Е.Г. Становление и развитие общественного дошкольного воспитания в Белорусской ССР (1917−1941 гг.): Дисс.. д-ра. Пед. наук Минск, 1986.-423 с.
- Аркин Е.А. Детский сад в свете социальной гигиены. М.: Госиздат, 1924.-257 с
- Асмолов А.Г. О новых российских программах для дошкольных образовательных учреждений // Дошкольное воспитание. 1996. -№ 4. — С.2−3.
- Асмолов А.Г. О программно-методическом обеспечении дошкольного образования в контексте педагогики развития // Дошкольное воспитание. — 1995. — № 7. — С.2.
- Батлина Л.В. Становление и развитие общественного дошкольного воспитания в Украинской ССР (1917−1941 гг.): Дисс. .канд. пед. наук. Киев, 1983.- 183 с.
- Блонский П.П. Марксизм как метод решения педагогических проблем // Избранные педагогические произведения. М., 1961,-С.181−186.
- Блонский П.П. Необходима не только реформа школы, но и реформа науки // Народное просвещение. 1919, — № 11 -12, — С.7−13.
- Блонский П.П. Педология. -М.: Работник Просвещения, 1925. 318 с.
- Блонский П.П. Трудовая школа. 4.1. М.: Лит. изд. Отд. Нарком. По Просвещ., 1919.-114 с.
- Блонский П.П. Введение в дошкольное воспитание. М.: Практические знания, 1915.-139 с.
- Богуславский М.В. Развитие общего среднего образования: проблемы и решения (Из истории отечественной педагогики 20-х годов XX века) / Под ред. З. И. Равкина. М.: Изд-во ИТП и МИО РАО, 1994.-182 с.
- Богуславский М.В., Корнетов Г. Б. Проблемы концептуализации развития педагогического знания в XX столетии // Историко педагогические исследования и проблемы стратегии развития современного отечественного образования. — М., 1993. — С. 10−15.
- Богуславский М.В., Сороков Д. Г. Юлия Фаусек: 30 лет по методу Монтессори, — М., 1994. 133 с.
- Богуславский М.В., Корнетов Г. Б. Проблемы моделирования в ис-торико-педагогических исследованиях // Научные достижения и передовой опыт в области педагогики и народного образования. -Вып.7, — М., 1991.
- Быстров А. Огород как участок коммунистического воспитания // Дошкольное воспитание. 1931. — № 3. -С.6−11.
- В помощь дошкольному работнику. Сборник статей./ Под ред. Н. Альмединген и Г. Тумима, проф. Педагогич. ин-та дошкольного образования. Л.: Брокгауз- Ефрон, 1925. — 198 с.
- Вендровская Р.Б. Школа 20-х годов: поиски и результаты. М., 1993.-82 с.
- Вентцель К.Н. Школа и государство : Освобождение школы от государства и права ребенка. М., 1917. — 8 с.
- Вентцель К.Н. Социализм и свободное воспитание // Свободное воспитание и свободная школа. 1918.- №.6−7.- С.23−32.
- Вентцель К.Н. Современный момент и свободное воспитание // Свободное воспитание и свободная школа. 1918, — № 1−3. — С. 13−18.
- Вентцель К.Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. 4-е изд., испр. и дополн. Пб.- М.: Голос труда, тип. в Пб, 1923. — 102 с.
- Вентцель К.Н. Свободное воспитание: Сб. избр. трудов. М.:1. A.П.О., 1993.
- Виленская М.М. Дошкольное воспитание. М.- П.: Гос. изд., 1928. -72 с.
- Виленская М.М. Дошкольное воспитание и программы ГУСа // Народное просвещение.- 1924.- № 2 (11). С.25−27.
- Волобуева Л.М. Становление и развитие общественного дошкольного воспитания в Москве, 1900−1928 гг.: Дисс.. канд. пед. Наук.-М., 1994.-183 с.
- Временное положение о дошкольном учреждении в РСФСР // Дошкольное воспитание. 1991. — № 8. — С.4−8.
- Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию, 3-й. (Стенографический отчет). / Под ред. М. М. Виленской, С. С. Моложавого, Р. И. Прушицкой. М.: ГМПТ, 1925.- 536 с.
- Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию, 1-й. Доклады, протоколы, резолюции. -М., 1921. -224 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред.
- B.В.Давыдова. М.: Педагогика, 1991.-479 с.
- Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.:Союз, 1997. -224 с.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995,448 с.
- Зб.Давыдов B.B. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. -М.: Педагогика, 1986. -240 с.
- Зб.Дети эмиграции // Сборник ст. / Под ред. В. В. Зеньковского. Прага, 1925. -168 с.• 37. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду
- Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. СПб.: Акцидент, 1995. — 288 с.
- Довгалевская А.Н., Стуклина Р. И. Дошкольное строительство. Рабочая книга по организации дошкольного воспитания в РСФСР. / Под ред. М. М. Виленской. М.: Работник просвещения, 1929. -200 с.
- Дошкольное дело. Сб. ст. /Под ред. Н. Альмединген Тумим,
- Е.Тихеевой и Ю. И. Фаусек. Пг.: Начатки Знаний, 1922.
- Дошкольное образование в России. Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. -М.: Издательство ACT, 1996. 336 с.
- Егоров С.Ф. Теория образования в педагогике России начала XX века: Историко педагогический очерк. — М.: Педагогика, 1987. -152 с.
- Ивантер Г. С. Система дошкольного воспитания Монтессори и советская педагогика. П., 1926.
- Израилит И. За политехническое воспитание дошкольника. Книжка 22-я.- М.- П.: Учпедгиз, 1931, — 32 с.
- Инструкция по ведению детского сада. Общие принципы воспитания детей дошкольного возраста. М.: Гос. изд., 1921. — 12 с.
- Иорданская Е.И. Детские сады. 4-е изд. испр. и доп. — Пг.: Начатки знаний, 1920. — 75 с.
- Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника / Т. И. Алиева, Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова и др. Научн. ред. Л. А. Парамонова, А. Н. Давидчук, К. В. Тарасова и др. М.: Карапуз, 1997.-288 с.
- Каптерев П.Ф. Единая всеобщая школа // Педагогическая мысль.- 1919, — № 7−9,-С. 1−44.
- Каптерев П.Ф. Педагогика и политика II Педагогическая мысль. -1921.-№ 9−12, — С.43−49.
- Каптерев П.Ф. Новая русская педагогика. Ее главнейшие идеи, направления и деятели. СПб., 1914
- Кинелев В.Г. О развитии дошкольного, среднего общего и начального профессионального образования // Учит, газета. 1997.- № 4. С. 14.
- Кистяковская М.В. Первый опыт свободной трудовой школы «Дом свободного ребенка». 2-е. изд., испр. и доп. М.: Гос. изд., 1924.83 с.
- Кондратьева М.А. Исследования проблем содержания дошкольного образования // Вестник педагогического опыта. Вып.1.- 1997.-С.4−6.- (Дошкольное образование).
- Конференция научных сил по дошкольному воспитанию // Бюллетени Отдела Дошкольного воспитания Наркомпроса. -1920.-№ 3−4 (авг.-дек.) — С. 17−20.
- Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. -1989. № 5.-С. 10−23.
- Корнилов К.Н. Очерк поведения ребенка дошкольного возраста. 3-е. изд., перераб. М.- П.: Гос. издат, 1927. -156 с.
- Королев Ф.Ф., Корнейчик Т. Д., Равкин З. И. Очерки по истории советской школы и педагогики. 1921 1931 гг. — М., 1961
- Котряхов Н.В., Холмс J1.E. Теория и практика трудовой школы в России (1917−1932). Киров, 1993.- 95 с.
- Крупская Н.К. Задачи, стоящие перед Научно- Педагогической секцией ГУСа в текущем году // На путях к новой школе.-1925, — № 5, — С.3−7.
- Крупская Н.К. О дошкольном воспитании.: Сборник статей и речей. -М.: Просвещение, 1967.- 367 с.
- Крупская Н.К. Педагогические сочинения: В 10 т. М.: АПН РСФСР, 1959.
- Крылова B.C. Становление и развитие общественного дошкольного воспитания в Чувашии. (1917−1941):Дисс.. канд. пед. наук. -М., 1976.-202 с.
- Лазуркина Д.В. О наследии прошлого в дошкольном воспитании.// Бюллетени Отдела Дошкольного Воспитания Наркомпроса. -1920.- № 2.- С. 1.
- Лазуркина Д.В. К вопросу о задачах воспитания // Бюллетени Отдела Дошкольного Воспитания Наркомпроса 1921.-№ 5−6, — С. 1−2.
- Левин-Щирина Ф.С., Менджерицкая Д. В. Детский сад на путях к методу проектов. (Из опыта деточага им. Коминтерна) // Дошкольное воспитание.-1931.- № 5−6, — С.37−48.
- Леднев B.C. Содержание общего среднего образования: Проблемы структуры. М.: Педагогика, 1980. — 264 с.
- Лернер И.Я. Базовое содержание общего образования // Советская педагогика. 1991. — № 11. — С. 15−21.
- Лернер И.Я. Концепция базового содержания общего среднего образования // Научные достижения и передовой опыт в области педагогики и народного образования. Вып.8, — М., 1991,
- Леушина А., Махлина М., Тумим Н. Пролетарский Ленинград в борьбе за дошкольное воспитание // Дошкольное воспитание. -1932.- № 10−12.- С.32−39.
- Литвин Л.Н. Общественное дошкольное воспитание в РСФСР, 1917−1940 гг. Мурманск: МГПИ, 1992. — 166 с.
- Луначарский A.B. Декларация по дошкольному воспитанию // Еженедельник НКП «Народное просвещение».-1920.- № 69 70.
- Луначарский A.B. «Берегите народное достояние» // Известия. -1917.- ноябрь .- С.З.
- Материал к работе дошкольных учреждений в городе. М.: Нар-компрос РСФСР: Госиздат, 1930. — 120 с.
- Материалы Четвертого Всероссийского съезда по дошкольному воспитанию. (По стенографическому отчету). / Под ред. Е.Е. Цыр-линой, А. В. Суровцевой и С. С. Моложавого. М.-Л.: Наркомпрос РСФСР и Госиздат., 1929. -287 с.
- Методические письма по дошкольному воспитанию: Письма 1−14. М.-Л.: Госиздат, 1927−1930.
- Михайленко Н.Я. Новые программы для детских садов // Дошкольное воспитание. 1995. С. 4−8.
- Михайленко Н.Я., Короткова H.A. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования: Метод, рекомендации М.: Б.И., 1991. — 35 с.
- Моложавый С.С. Педология в борьбе за новую систему и за повышение качества дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. 1932, — № 10−12.- С.24−31.
- Моложавый С.С., Моложавая Е. Б. Педологические пути дошкольного воспитания. М.-., 1931. — 142 с.
- Народное образование в СССР: Сб. документов 1917—1973.гг. -М., 1974.-559 с.
- Нюрина Ф.Е. Дошкольное воспитание и работница. М., 1925.14 с. 860 ходе эксперимента по аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений в Российской Федерации.: Сборник: (Из опыта работы). М., 1996.-250 с.
- Опытно-показательный дом ребенка при Дошкольном отделе Наркомпроса // Бюллетени Отдела Дошкольного воспитания Нар-компроса.-1921.- № 5−6, (январь-март).-С.11−17.
- Орунов Яныбай. Становление и развитие общественного дошкольного воспитания в Туркменской ССР:(1917 1941 гг.): Дис.. канд. пед. наук. — Чарджоу, 1988. — 186 с.
- Основные положения педагогической работы в дошкольных учреждениях.: Мат. редакционно проработаны комис. в составе Н. К. Крупской, Е. Т. Рудневой, М. В. Крупениной.- М., 1924.-28 с.
- Очерки по истории школы и педагогической мысли народов СССР (1917−1941) / Под ред. Н. П. Кузина, М. Н. Колмаковой, З. И. Равкина. -М.: Педагогика, 1980−456 с.
- Педология в помощь детскому саду / Под ред. Е. И. Радиной. М.: Школа ФЗУ Огиза, 1932. -22 с.
- Педология и воспитание. Сб. ст. /Под ред. А. Б. Залкинда. М.: Работник Просвещения, 1928. — 224 с.
- Петровский В.А. и др. Учимся общаться с ребенком. Руководство для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1993. — 191 с.
- Петровский В.А., Виноградова A.M., Кларина Л. М., Стрелкова Л. П. Воспитателю о личностном общении (психология общения). М., Научно-методическое объединение «Творческая педагогика», Малое предприятие «Новая школа», 1992.
- Пинкевич А.П. Марксистская педагогическая хрестоматия XIX -XX вв. Ч.2.- 2-е изд. М.- Л.: Госиздат, 1928. — 304 с.
- Эб.Пинкевич А. П. Советская педагогика за десять лет (1917−1927). 2-е изд. М.: Работник Просвещения, 1927, — 145 с.
- Программа «Одаренный ребенок»: (Основные положения). М.: Новая школа, 1995.-64 с.
- Программа «Развитие»:(Основные положения).-М.: Новая школа, 1994.- 64 с.
- Программы и внутренний распорядок детского сада. М.- Л.: Наркомпрос РСФСР, ОГИЗ, Учпедгиз, 1935. — 175 с.
- Просветитель // Вестник духовного просвещения.-1994, — № 1.-С.34−54.
- Прушицкая Р.И. Пересмотр содержания работы с детьми в дошкольных учреждениях. М., 1923. — 16 с.
- Прушицкая Р.И. Дошкольное воспитание и программы ГУСа // Народное просвещение. 1924.- 2(11).- С.25−27.
- Прушицкая Р.И. Политехническое воспитание в дошкольном возрасте //Дошкольное воспитание. 1931. — № 1. — С.9−14.
- Прушицкая Р.И., Суровцева A.B. К вопросу о системе дошкольного воспитания //Дошкольное воспитание. 1929.- № 2, — С. 10−19.
- Равкин З.И. Актуальные проблемы методологии историко-педагогических исследований. М., 1993. — 93 с.
- Радуга: Программа и руководство для воспитателей средней группы детского сада /Т.Н.Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик и др.- Сост. Т. Н. Доронова. М.: Просвещение, 1994. — 208 с.
- Рахова Е. Работа открытого детского сада им. Клары Цеткин в деревне // На путях к новой школе. 1924.- № 9.- С.73−76.
- Резолюции по докладам Третьей Всероссийской конференции по дошкольному воспитанию. М., 1926. -52 с.
- Резолюции по докладам Второго Всероссийского съезда по до* школьному воспитанию. М.: Наркомпрос Дошк. отд., 1921,-12 с.
- Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации //Дошкольное воспитание. 1995. — № 8. — С.2−3.
- Решение коллегии МО РФ от 27.04.94. «О ходе разработки государственных стандартов дошкольного образования» // Дошкольное воспитание. 1994. — № 10.- С.2−5.
- Савенкова Г. А. Становление и развитие советского общественного дошкольного воспитания в Якутской АССР(1917−1941).: Дис.. канд. пед. наук. Якутск, 1973.
- Савинова Л.К. Становление и развитие советской системы об-^ щественного дошкольного воспитания в Петрограде Ленинграде1917−1931 гг.): Дисс.. канд. пед. наук. Л., 1969. — 424 с.
- Сборник декретов и постановлений рабочего и крестьянского правительства по народному образованию. Вып.1.- М., 1919.
- Свентицкая М.Х. и др. Основные методы дошкольного воспитания. (М.Х.Свентицкая, А. Ф. Вебер и В.М.Федявская). М.: Мир, 1925.-71 с.
- Свентицкая М.Х. Наш детский сад: Из опыта дошкольной работы детского городка им. Третьего Интернационала при Нарком-просе в Москве. М.: Новая Москва, 1924.-255 с.
- Скаткин М.Н., Краевский В. В. Содержание общего среднего образования: Проблемы и перспективы. М.: Знание, 1981. — 96 с. е (Новое в жизни, науке, технике: Педагогика и психология, № 7).
- Сорохтин Г. Н. Как и зачем дошкольник знакомиться с природой: К вопросам марксистского воспитания на основах рефлексологии. -Л.: Брокгауз- Ефрон, 1925. 143 с.
- Справочник по дошкольному воспитанию / Дошкольный отдел Нарком, по Просвещению, лит. изд. Отдел Народного Комиссариата по Просвещению. М., 1919, — 136 с.
- Степашко Л.А. Социалистическая концепция содержания общего образования. Владивосток, 1988.
- Стеркина Р.Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения // Дошкольное воспитание. 1996, — № 6.- С.2−14.
- Стеркина Р.Б. О ходе российского эксперимента по аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений и разработке государственных стандартов дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 1996. — № 8. — С.2−8.
- Стеркина Р.Б. Дошкольное образование сегодня и завтра. // Обруч. 1996. -№ 1. -С.2−3.
- Стратегия разработки государственных стандартов дошкольного образования в РФ // Дошкольное воспитание. 1994. — № 11.-С.2−13.
- Струминский В.Я. Теоретическая дискуссия в советской педагогике. М.: Работник Просвещения, 1930. — 167 с.
- Суровцева A.B. Итоги педагогической работы в дошкольных учреждениях в связи с пересмотром. М.: 1-ая Гостип. Донполи-графбаума в Ростове-на-Дону, 1926. — 51 с.
- Таубман В.В., Фаусек Ю. И. Теория и практика детского сада Монтессори. Пг.- М.: Мысль, 1923. — 133 с.
- Теоретические основы содержания общего среднего образования / (М.Н.Скаткин, В. С. Цетлин, В. В. Краевский и др.- Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. — 352 с.
- Тихеева Е.И. Ребенок дошкольник и воспитывающая среда. Вып.2. — П., 1924.-64 с.
- Тихеева Е.И., Морозова М. Я. Дошкольное воспитание и детские сады. Казань, 1920.- 36 с.
- Тихеева Е.И. Детский сад по методу Е.И. Тихеевой при Ленино-градском государственном педагогическом институте им. Герцена. -М.-Л., 1928.
- Тростянская Г. История развития дошкольного воспитания в документах // Дошкольное воспитание. 1987. -№ 11.- С.6−11.
- Ушинский К.Д. Пед. соч.: В 6 т. Т.2. М.: Педагогика, 1988.
- Фаусек Ю.И. Детский сад Монтессори: Опыты и наблюдения в течении двенадцатилетней работы в детском саду по системе Монтессори. 2-е изд. — М.-Л.: Гиз., 1926. — 224 с.
- Фаусек Ю.И. Метод Монтессори в России. Пг.: Время, 1924.-83 с.
- Федяевская В.М. Границы вмешательства в детскую жизнь. -Орел.: Красная книга, 1924.-30 с. ц 137. Фрадкин Ф. А. Принцип историзма в советской теории педагогики1917−1941 гг.). -М.: МГПИ, 1981.
- Центральные детские сады. М.: Гос. изд., 1921.- 7 с.
- Цырлина Е. Ближайшие задачи дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. 1929.- № 6.- С. 1−5.
- Через площадку к детскому саду: Из опыта дошкольной работы: Сборник. / Под ред. М. М. Виленской, A.B. Суровцевой.- 2-е.изд. -М.-Л.: Госиздат, 1928. 107 с.
- Чувашев И.В. Очерки по истории дошкольного воспитания в России (до Великой Октябрьской социалистической революции). -М., 1955.-370 с.
- Чулицкая-Тихеева Л. И. Дошкольный возраст и его особенности.-М.: Мир, 1923.-97 с.
- Чулицкая Тихеева Л. И. Гигиена детского сада // Дошкольное воспитание.-1916, — № 6−7.- С.368−388.
- Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т.1 / Под ред. Н. П. Кузина, М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой. -М.: Педагогика, 1980.-304 с.
- Швайцар Н.М. Неудавшиеся похороны. (О свободном воспитании). М., 1922. — 14 с.
- Шлегер Л.К. Практическая работа в детском саду. 4-е.изд. -М.: Гос. изд., 1924.-79 с.
- Шлегер Л.К. Подход к грамоте. Особенности работы с детьми семилетнего возраста. Из работ Первой Опытной станции по народному образованию. М.: Работник просвещения, 1925. — 30 с.
- Шлегер Л.К. Особенности работы с детьми семилетнего возраста. 2-е изд. — Л.: Госиздат, 1924, — 47 с.
- Щедровицкий П.Г. Пространство свободы // Народное образование. 1997.-№ 1 .-С.46−51.
- Эльконин Д.Б. Детская психология. (Развитие ребенка от рождения до семи лет). М.: Учпедгиз, 1960. — 327 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды./ Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
- Научный архив Российской Академии Образования, Ф.1, Оп.1, Ед.хр. 39, 138, 142, 144, 175, 295, 296.
- Центральный Государственный архив Российской Федерации, Ф. А-298. Оп.1, Ед.хр. 61- Ф. А-1575, Оп.4,Ед.хр. 419- Оп.5, Ед.хр.13,14- Оп. 7, Ед.хр.4- Ф. А-2306. Оп.12. Ед.хр.Ю, 11, 74,76-
- Центральный Государственный архив Удмуртской Республики, Ф.№Р.-174, Оп.1, Ед.хр.20, 188, 201, 224, 253, 580- Ф.№Р 180, Оп.1. Ед.хр.5,8.