Психолого-педагогические средства преодоления познавательных барьеров в дистанционном обучении
![Диссертация: Психолого-педагогические средства преодоления познавательных барьеров в дистанционном обучении](https://westud.ru/work/2530019/cover.png)
Диссертация
Представляется вполне очевидным, что в настоящее время эта модель получения высшего образования является весьма привлекательной и для России. Дело в том, что условиях рыночной экономики учеба иногородних студентов в крупных городах — Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новго-• роде, а тем более в зарубежных университетских городах — сопряжена с большими материальными затратами и потому… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В РОССИИ
- 1. 1. Противоречивость дидактического обоснования дистанционного обучения в России
- 1. 2. Методические и психолого-педагогические основы дистанционного обучения
- 1. 3. Формирование новой дидактики и подготовка преподавательских кадров для организации учебного процесса по дистанционной технологии обучения
- ГЛАВА 2. АДАПТАЦИЯ ТЕОРИИ ПСИХОЛОГО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ БАРЬЕРОВ К ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
- 2. 1. Преодоление психолого-познавательных барьеров общего типа в дистанционном обучении
- 2. 2. Психолого-познавательные барьеры языкового учебного сознания и психолингвистические механизмы их формирования
- 2. 3. Психолого-познавательные барьеры логической культуры мышления обучаемых
Список литературы
- Азимов А. Язык науки.- М.: Мир, 1985.- 280 с.
- Аллаберенов П.А. Методические основы реализации практической направленности курса физики в общеобразовательной школе: Автореф. дисс. на соиск. уч. степени д-ра педаг. наук/ Гос. ун-т.- Ташкент, 1992.
- Андреев A.A. Дидактические основы дистанционного обучения в высших учебных заведениях: Автореф. дис. на соиск. уч. степени д-ра педаг. наук: (13.00.02)/ Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики, Ин-т общего среднего образования РАО. М., 1999.
- Андреев A.A., Солдаткин В. И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М.: МЭСИ, 1999.
- Ариес Ф. Возрасты жизни./ В кн.: Философия и методология истории.- М.: Политиздат, 1977.- С. 216−245.
- Балашов М.М. Механика за 70 уроков: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1993.- 63 с.
- Бардин К.Б. Как научить детей учиться: Учебная деятельность, ее формир-вание и возможные нарушения.- М.: Просвещение, 1969. 110 с.
- Белнап Н., Стил Т. Логика вопросов и ответов.- М.: Прогресс, 1981.- 288 с.
- Берков В.Ф. Логика вопросов в преподавании.- Мн.: Изд-во Университет1. Ю. ское, 1987.- 56 с.
- П.Библер B.C. Мышление как творчество/ Введение в логику мысленного диалога.- М.: Политиздат, 1975.- 399 с.
- Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в XXI век.- М.: Политиздат, 1990.- 413 с.
- Биркгофф Г. Математика и психология.- М.: Советское радио, 1977. 96 с.
- Н.Бирюков Б. В. Жар холодных числ и пафос бесстрастной логики: формализация мышления от античных времен до кибернетики.- М.: Знание, 1985.- 192 с.
- Блейк Р., Анкивич А. Аналогия между волоконной оптикой и механиков/Физика за рубежом, 1988. Серия Б (преподавание).- М.: Мир, 1988.- С. 33−58.
- Блонский П.П. Память и мышление./ В кн.: Избранные психологические произведения, — М.: Политиздат, 1964.- С. 281.
- Бондарь В.А. и др. Задачи по физике с техническим содержанием. Мн. Нар. асвета, 1986.- 167 с.
- Боровин Г. К., Комаров М. М., Ярошевский B.C. Ошибки-ловушки при программировании на фортране.- М.: Наука, 1987, — 144 с.
- Бродянский В.М. Вечный двигатель прежде и теперь: От утопии к науке, от науки к утопии.- М.: Энергоатомиздат, 1989.- 256 с.
- Брунер Дж. Процесс обучения.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.
- Брунер Дж. Психология познания: за пределами непосредственой информации.- М.: Наука, 1977.- 412 с.
- Брушлинский A.B. Культурно-историческая теория мышления.- М.: Политиздат, 1968.- 104 с.
- Бурбаки Н. Очерки по истории математики.- М.:ИЛ, 1963.- 292 с.
- Бутиков Е.И., Быков A.A., Кондратьев A.C. Физика для поступающих в вузы. М.: Наука, 1991.-640 с.
- Буткин Г. А. Формирование умений, лежащих в основе геометрического доказательства./ В кн.: Формирование приемов математического мышления/ Под ред. Н. Ф. Талызиной.- М.: МГУ, ТОО «ВентанаГраф», 1995.- 230 с.
- Вайскопф В. Просто о сложном// Физика за рубежом, 1988. Серия Б (преподавание).-М.: Мир, 1988.-С. 126−156.
- Вигнер Е. Непостижимая эффективность математики в естественных науках// Успехи физических наук, вып. 3, Т.94, 1968.- С. 535.
- Волковыский Р.Ю. Физические понятия и закономерности в системе теоретического знания и методические принципы их формирования: Дисс.. д-ра пед. наук.- Петродворец, 1988.- 270 с.
- Волковыский Р.Ю. Определение физических понятий и величин: Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1976.- 48 с.
- Волович М.Б. Наука обучать/ Технология преподавания математики. М.: LINKA-PRESS, 1995.-280 с.
- Выготский J1.C. Мышление и речь.- М.: Лабиринт, 1996.- 414 с.
- Выготский Л.С. Избр. психол. исследования.- М., 1956. С. 143.
- Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Часть 1. Логика/ Соч. Т.1. -М., 1929.-С. 82−83.
- Гелбаум Б., Олмстед Дж. Контрпримеры в анализе.- М.: Мир, 1967. 251 с.
- Гель А.Н. Формирование у студентов обобщенного приема вывода физических формул: Автореф. дисс.. канд. пед. наук/ НИИ педагогики УССР.-Киев, 1984.-21 с.
- Гельфер Я.М. История и методология термодинамики и статистической физики: Учеб. пособие.- М.: Высш. шк., 1981.- 536 с.
- Геометрия: Учеб. для 7−9 кл. сред, шк./ Л. С. Атанасян, Б. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.- М.: Просвещение, 1992.- 335 с.
- Гетманова А.Д. Логика: Учеб. для студентов пед. вузов. М.: Высш. шк., 1986.- 288 с. (С. 183- 193).
- Гнеденко Б.В. Математика народному хозяйству.- М.: Знание, 1977.
- Гнедина Т.Е. Физика и творчество в твоей профессии: Кн. для учащихся.-М.: Просвещение, 1988.- 159 с.
- Голин Г. М. Вопросы методологии физики в курсе средней школы. М.: Просвещение, 1987.- 127 с.
- Горский Д.П. Обобщение и познание, 1985. С. 26.
- Гранатов Г. Г. Метод дополнительности в педагогическом мышлении (методология развивающего образования): Автореф. дисс. д-ра пед. наук/ ЧГУ.-Челябинск, 1993.
- Груденов Я.И. Изучение определений, аксиом, теорем: Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1981.- С. 11.
- Губернаторова Jl.И. Методика формирования знаний учащихся о физических величинах на теоретическом уровне обобщения: Автореф. дисс.. канд. пед. наук/ МГПИ им. В. И. Ленина.- М., 1989.
- Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Гидрометеоиздат, 1990.528 с.
- Гуревич А.Я. Социальная психология и история/ В кн.: Источниковедение: Теоретические и методологические проблемы, — М.: Мысль, 1969, — 398 с.
- Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Наука, 1972.- 318
- Давыдов В.В. Виды обобщений в обучении (логико-психологические проблемы построения учебных предметов.- М.: Педагогика, 1972.С. 176.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.239 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.- М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
- Далингер В.А. Методика реализации внутрипредметных связей при обучении математике: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1991.80 с.
- Дик Ю.И., Турышев И. К., Лукьянов Ю. И. и др. Межпредметные связи курса физики в средней школе.- М.: Просвещение, 1987.-191 с.
- Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов/ Философское наследие. Т.99.- М.: Мысль, 1986.- 571 с.
- Долженко О.В., Шатуновский В. Л. Современные методы и технология обучения в техническом вузе: Метод. Пособие. М.: Высш. шк., 1990. — 191с.
- Дорфман Я.Г. Всемирная история физики (с древнейших времен до конца XVIII века).- М.: Наука, 1974.- 352 с.
- Елькин В.И. Взгляд учителя «из глубинки» // Физика в школе, 1994, № 4, с. 19.
- Ефименко В.Ф. Методологические вопросы школьного курса физики. М.: Педагогика, 1976.-224 с.
- Жидко С.Ю., Сулима И. И. Понимание в процессе дистанционного образования // Дистанционное образование. 2000, № 5. С. 44−47.
- Зиновьев A.A. Логическая физика.- М.: Высш. шк., 1972.- 163 с.
- Зинц Р. Обучение и память.- Мн.: Высш. шк., 1984.- 238 с.
- Ивин A.A. Искусство правильно мыслить. М.: Просвещение, 1990. — 240 с.
- Ильенков Э.В.. Диалектика абстрактного в «Капитале» Маркса. — М., 1960. С. 159.
- Каменецкий С.Е., Солодухин H.A. Модели и аналогии в курсе физики средней школы.- М.: Просвещение, 1982.- 96 с.
- Клике Ф. Пробуждающееся мышление: У истоков человеческого интеллекта.- М.: Прогресс, 1983.- 300 с.
- Клинцов В.Н. Как сдавать вступительный экзамен по физике.-Обнинск: НПП РИТИС, 1991.-48 с.
- Ковалев Г. А. Психологическое развитие ребенка и жизненная среда// Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 13−23.
- Кон И. С. Открытие «Я».- М.: Мысль, 1978.- С. 111- 224.
- Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России //Дистанционное образование, 1997, № 2.
- Коржуев A.B. Использование оценочных задач для развития теоретического мышления при обучении физике: Автореф. дисс.. канд. пед. наук/ МПГУ им. В. И. Ленина.- М., 1993, — 16 с.
- Коул М., СкрибнерС. Культура и мышление, — М.: Мир, 1977.
- Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников.-М.:Просвещение, 1968.
- Кудрявцев Л.Д. Современная математика и ее преподавание.- М.: Наука, 1980.- 144 с.
- Кудрявцев П.С. история физики. Т.1. От древности до Менделеева.- М.: Учпедгиз, 1956.- 560 с.
- Кузнецов Б.Г. Пути физической мысли.- М.: Наука, 1968.- 347 с.
- Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Кн. для учителя,-М.: Просвещение, 1989.- 127 с.
- Курганов С.Ю., Соломадин И. М. Учебный диалог и психологическое исследование мышления/ Методологические проблемы оснований науки.- Киев: Наукова думка, 1986.
- Лакатос И. Доказательства и опровержения.- М.: Наука, 1967.
- Левин А.Е. Миф.Технология. Наука.// Природа, 1977, N3, С. 88 101.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981. — С. 219−435.
- Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии.-М.: Педагогика, 1991.- 296 с.
- Лук А. Н. Психология творчества.- М.: Наука, 1978.- 126 с.
- Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. -М., 1974.- 172 с.
- Лурия А.Р. Психология как историческая наука/ В кн.: История и психология.- М.: Наука, 1971, — С. 36.
- Лурия А.Р. Язык и сознание.- М.: МГУ, 1979.- 320 с.
- Лурия А.Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов. М., 1956.
- Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988.- 192 с.
- Малов H.H. Методические рекомендации по трудным вопросам курса общей физики/ МГГ1И: Москва, 1980.- 81 с.
- Мараховская Н.В., Пилипенко А. И. Проблемы дистанционного обучения: Аспект психолого-познавательных барьеров: Монография. Брянск: Изд-во Брянского гостехуниверситета, 2001. — 127 с.
- Мараховская Н.В. Физика. Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения. Часть I. Механика. Брянск: Изд-во БГТУ, 1997. — 20 с.
- Мараховская Н.В. Физика. Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения. Часть II. Электричество и магнетизм. Брянск: Изд-во БГТУ, 1998. — 24 с.
- Мараховская Н.В. Физика. Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения. Часть III. Оптика. Атомная и ядерная физика. Брянск: Изд-во БГТУ, 1998. — 25 с.
- Мараховская Н.В., Попков В. И. Совершенствование методов дистанционного образования в свете теории психолого-познавательных барьеров в обучении // Учебный процесс в техническом вузе: Сб. научн. трудов. — Брянск: Изд-во БГТУ, 2001. С. 85−87.
- Марков М.А. О природе физического знания// Вопросы философии. 1947. № 2.
- Маркс К., Энгельс Ф.// Соч. 2-е изд. Т. 20.
- Махмутов М.И., Шакерзянов А. З. Учебный процесс с использованием межпредметных связей.- М.: Высш. шк., 1985.
- Мелетинский Е.М. Поэтика мифа.- М.: Мысль, 1976.- 407 с.
- Методика преподавания физики в 6−7 классах средней школы/ Под ред. В. П. Орехова, А. В. Усовой.- М.: Просвещение, 1976, — 384 с.
- Методика преподавания физики в 8−10 классах средней школы/ Под ред. В. П. Орехова, А. В. Усовой. Ч. 2.- М.: Просвещение, 1980.384 с.
- Миронов Б.Н. Историк и социология.- JL: Наука, 1984.- 174 с.
- Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М.: Просвещение, 1985.-96 с.
- Моисеева М.В. Психолого-педагогическая поддержка дистанционного обучения// Дистанционное образование. 2000, № 6. С. 49−50.
- Моисеева М. В. Лысенко О.Ю., Кретов К. П., Елагина О. Б. Концепция психолого-педагогической поддержки дистанционного обучения// Дистанционное образование. 2000, № 6. С. 51−55.
- Моисеева М.В. Координатор как ключевая фигура процесса дистанционного обучения//Дистанционное образование. 2000, № 1. С. 25−29.
- Москаленко П.Г. Формирование системных знаний школьников на основе структурной модели науки (на материале дисциплин естественного цикла): Дисс. канд. пед. наук /НИИ теории и истории педагогики. М., 1991 .17 с.
- Научные основы школьного курса физики/ Под. ред. С. Я. Шамаша, Э. Е. Эвенчик.- М.: Педагогика, 1985, — 240 с.
- Наука и жизнь, 1989, № 4. С. 78.
- Недбаевская Л.С. Реализация прогностической функции теории в процессе обучения физике (на примере электродинамики): Автореф. дисс.. канд. пед. наук.- Киев, 1991.- 18 с.
- Негневицкая Е.И., Шахнарович A.M. Язык и дети.- М.: Просвещение, 1981.-С. 50.
- Нентвиг И., Кройдер М., Моргенштерн К. Химический тренажер: Программированное пособие для сред, шк.: В 2-х ч.- М.: Мир, 1986.- 470 с.
- Нерсесянц B.C. Сократ.- М.: Наука, 1984.- 190 с.
- Низамов И.М. Методологические основы формирования практических умений школьников в процессе решения физических задач: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук/ ИОШ РАО.- М., 1994.- 35 с.
- Никитины JI. и Б. Мы и наши дети. -М.: Мол. гвардия, 1980.-223 с.
- Никола Г., Талызина Н. Ф. Формирование общих приемов решения арифметических задач// В кн.: Формирование приемов математического мышления/ Под ред. Н. Ф. Талызиной.- М.: МГУ, ТОО «Вентана-Граф», 1995.- 230 с.
- Нурминский И.И. Закономерности формирования знаний и умений учащихся при изучении физики в средней школе: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук/ НИИ ОСО.- М., 1989.
- Одинцова Н.И. Обучение теоретическим предсказываниям на уроках физики в старших классах: Автореф. дисс.. канд. пед. наук/ МПГУ.- М., 1995.-С. 14.
- Околелов О.П. Процесс обучения в системе дистанционного образования// Дистанционное образование. 2000, № 3. С. 37−43.
- Павленко Ю.Г. Начала физики.- М.: Изд-во МГУ, 1988.- 639 с.
- Пейперт С. Переворот в сознании: Дети, компьютеры, плодотворные идеи.- М.: Педагогика, 1989, — 224 с.
- Петров Ю.А. Азбука логичного мышления.- М.: МГУ, 1991.- 104 с.
- Пилипенко А.И. Познавательные барьеры в обучении физике и методические принципы их преодоления: Дисс. д-ра пед. наук/ Ин-т общего среднего образования РАО.- М., 1997.- 242 с.
- Пилипенко А.И. Занимательные и изобретательские задачи с физико-техническим содержанием: Учебное пособие для развития теоретического стиля мышления. Курск: КГТУ, 1994.- 98 с.
- Пилипенко А.И. Феномен психолого-познавательных барьеров в обучении: опыт теоретического исследования: Монография. Курск: КГТУ, 1995.103 с.
- Пилипенко А.И., Соломенник В. Д. Будущему учителю о психолого-познавательных барьерах: Учебное пособие. Брянск: Изд-во Брянского госпедуниверситета, 1999. — 168 с.
- Пилипенко А.И. Психолингвистические механизмы психолого-познавательных барьеров языкового сознания/ В сб.: Вопросы лингвистики и методики преподавания иностранных языков. Курск: КГТУ, 1995. -С. 5−30.
- Полат Е.С. и др. Дистанционное обучение. М.: ВЛАДОС, 1998.
- Проблемы культуры и социально-культурных представлений в современной зарубежной историографии.- М.: Политиздат, 1980. С. 273−291.
- Психология. Словарь/ Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.- М.:1. Политиздат, 1990.- 494 с.
- Пуанкаре А. О науке.- М.: Наука, 1990.- 736 с.
- Речь и интеллект деревенского, городского и беспризорного ребенка/ Под ред. А. Р. Лурия.-Л., 1930.
- Решанова В.И. Развитие логического мышления учащихся при обучении физике: Кн. для учителя, — М.: Просвещение, 1985.
- Розенталь Д.Э., Теленкова М. А. Словарь трудностей русского языка.- М.: Рус. яз., 1981.- 696 с.
- Романов А.Н., Торопцов B.C., Григорович Д. Б. Технология дистанционного обучения в системе заочного экономического образования. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 303 с.
- Ротенберг B.C., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1989.- 239 с.
- Савельев И.В. Курс общей физики: Учеб. пособие. В 3-х т. Т.1. Механика. Молекулярная физика.- М.: Наука, 1987.- 432 с.
- Савченко Н.Е. Ошибки на вступительных экзаменах по физике.Мн.: Высш. шк., 1975.- 160 с.
- Селезнев Ю.А. Основы элементарной физики: Учеб. пособие.- М.: Наука, 1974.- 544 с.
- Сикорук Л.Л. Физика для малышей.- М.: Педагогика, 1983.-168 с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности.- М.: Школа-Пресс, 1995.-384 с.
- Смаллиан Р. Как же называется эта книга?— М.: Мир, 1981.238 с.
- Сорокин H.A. Дидактика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов.- М.: Просвещение, 1974.- 222 с.
- Сперанский Н.М. Как решать задачи по физике. М.: Высш. шк., 1967.358 с.
- Столяр A.A. Педагогика математики.- Минск: 1974.
- Суорц Кл. Э. Необыкновенная физика обыкновенных явлений. Т. 1. М.: Наука, 1986.- 400 с.
- Талызина Н.Ф. Формирование математических понятий/ В кн.: Формирование приемов математического мышления/ Под ред. Н. Ф. Талызиной.- М.: МГУ, ТОО «Вентана-Граф», 1995.- 230 с.
- Тарасов JI.B., Тарасова А. И. Вопросы и задачи по физике: Анализ характерных ошибок поступающих во втузы. М.: Высш. шк., 1984, — 256 с.
- Тихомиров В. П. Дистанционное обучение: история, экономика и тенденции //Дистанционное образование. 1997, № 2.
- Тихонов A.M., Иванников А. Д. и др. Управление современным образованием. М.: Вита-Пресс, 1998.
- Точка, точка, запятая. Саморепетитор по русской пунктуации/ Под ред.
- A.М.Ломова.- Воронеж: Новь, 1993.- 176 с.
- Тупиков В.А. Ошибки в решении конкурсных задач на вступительных экзаменах по математике.- Мн.: Высш. шк., 1974.- 144 с.
- Уемов А.И. Логические ошибки. Как они мешают правильно мыслить.-М.: Госполитиздат, 1958.- 120 с.
- Уемов А.И. Аналогия в практике научного исследования.- М.: Наука, 1970.
- Усова A.B., Завьялов В. В. Воспитание учащихся в процессе обучения физике.- М.: Просвещение, 1984, — 143 с.
- Учебные материалы, кейсы, технологии. Информационный бюллетень. Международный центр учебных материалов, Димитрэйд График Груп, 2000, вып.1.
- Фидлер М. Математика уже в детском саду. М.: Просвещение, 1981. — 159 с.
- Физика и научно-технический прогресс/ Под ред. В. Г. Разумовского,
- B.А.Фабриканта, А. Т. Глазунова.- М.: Просвещение, 1980.
- Фридман Л.М. Учитесь учиться математике: Кн. для учащихся. М. .Просвещение, 1985.- 112 с.
- Холличер В. Природа в научной картине мира.- М.: Прогресс, 1966.- 576
- Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение: Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1982.- 143 с.
- Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии: Учеб. пособие для философ, фак-тов и отделений ун-тов.- М.: Высш. шк., 1981. 374 с.
- Чуковский К.И. От двух до пяти// Соч. В 2-х т. Т.1. М.: Правда, 1990.654 с.
- Шаманова Л.И. О преподавании математических дисциплин в процессе подготовки учителя математики в педвузе/ Материалы IV Всероссийской научно-методической конф.: Педагогические нововведения в высшей школе. КубГТУ.- Краснодар, 1998.- С. 6−7.
- Шапиро С.И. От алгоритмов к суждениям (эксперименты по обучению элементам математического мышления).- М.: Сов. радио, 1973. — 288 с.
- Шеварев П.А. Обобщенные ассоциации в учебной работе школьника.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.
- Штейнгауз Г. Задачи и размышления.- М.: Мир, 1974.- 400 с.
- Эльконин Д.Б. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников, — М., 1962.- С. 48.
- Яворский Б.М. Основные вопросы современного школьного курса физики: Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1980.- 316 с.
- Компьютерная обучающая программа «КОПР-3 (ВЗФЭИ)».175. «1 С: Репетитор. Физика».176. «Электронная библиотека: юриспруденция (ВЭГУ)».177. «TeachPro: Физика („Multimedia Technologies & Distance Learning“, Ltd)».
- Heaton J.В., Turton N.D. Longman Dictionary of Common Errors. Longman Group UK Limited, 1987.
- Zilzel E. The Genesis of the Concept of Physical Low//The Philosophical Review, N.Y., May 1942, р.263./Цит.по272,с.207./.
- Collis B. Tele-learning in a digital world: the future of distance learning London. International Thomson Computer Press, 1996.
- Moore Michael G., Kearsley Greg. Distance education, a system view. Edited by Terry Evans and Daryl Nation. London — New York: Routledge, 1996.