Методы духовного развития дошкольников
Среди методов образовательного воздействия на духовную сферу ребенка, формирования проявлений духовного типа поведения предпочтение следует отдавать играм и игровым упражнениям: организовывать в детском саду и семьях творческие игры (сюжетно-ролевые, драматизации по литературным произведениям, конструкторско-строительные), разрабатывать и вводить в повседневное деловое и личностное общение с воспитанниками дидактические игры и упражнения, проблемно-поисковые ситуации не только интеллектуального, но и морального, эмоционально-ценностного, художественно-эстетического, творческого направления.
Значительные потенциальные возможности имеют наблюдения и любования в естественной, культурной, социальной окружающей среде; экскурсии; чтение художественной литературы; и слушания народной, классической, современной музыки; рассмотрение произведений искусства (декоративно-прикладного, живописи, графики, скульптуры, архитектуры); беседы и разговоры с детьми на разные темы, в том числе и обсуждение реальных ситуаций детского бытия и взаимоотношений со сверстниками, старшими по возрасту людьми [19].
Продолжением обсуждения таких реальных впечатлений с старшими могут быть беседы о философских понятиях добра и зла, справедливости и несправедливости, смелости и трусости, честности и обмана, хорошего и безобразного и тому подобное. Эффективным также является самостоятельное составление детьми рассказов-рассуждений духовной тематики, что будет способствовать выработке у них собственных отношений и оценок, суждений, ценностей. Все это станет основой для формирования убеждений, мировоззренческой позиции личности.
Закреплению и иллюстрации духовных сентенций способствовать рассматривание картинок, иллюстрирующих события и явления, причины и последствия действий и поступков человека, обсуждение моделей поведения, вариантов решения морально-этических ситуаций с помощью фигурок фланелеграфа, средствами анимации на интерактивной смарт-доске [17].