Игра как средство развития творческой активности школьников на уроках литературы
Диссертация
Игра тесно связана с предшествующей творческой деятельностью детей. Она способна внести разнообразие в урок, пробуждая у школьников личную заинтересованность в том, что им предстоит сделать, позволяя мобилизовать все силы ребёнка, «осветляя» процесс учения. Не менее существенно и то, что имеется много моментов, сближающих игру с искусством: утверждение эстетического идеала, отсутствие утилитарной… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКОЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИГРЫ КАК
- ДИДАКТИЧЕСКОГО СРЕДСТВА
- I. Проблема взаимосвязи игры и искусства в научном освещении
- 2. Психология и педагогика о детской игре как дидактическом средстве
- 3. Игра в истории преподавания литературы и на современном этапе
- ГЛАВА II. ИГРА В СИСТЕМЕ СРЕДСТВ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
- I. Роль игры в читательском развитии школьников
- 10−12 лет
- 2. Типология игр
- 3. Связь игры с другими видами деятельности учащихся на уроке литературы
- 4. Экспериментальное изучение игр на уроках литературы. Ориентировочно-конструктивный этап
- 5. Исследование возмозкности включения игры в систему других средств изучения художественного произведения (преобразующий этап эксперимента)
- 6. Игра и система преподавания (контрольный этап эксперимента)
Список литературы
- О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Сборник документов.-М.: Политиздат, 1984.
- Абакумов С.И. Творческое чтение.-Л.: Изд-во Брокгауз-Ефрон, 1925. 144 с.
- Асафьев Б.В. Организация преподавания музыки в общеобразовательной школе. В сб.: Вопросы музыки в школе.-Л., 1926, с.29−56.
- Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики.-М.: Искусство, 1968. 654 с.
- Бабанский Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе.— М.: Педагогика, 1981. 176 с.
- Балталон Ц.П. Воспитательное чтение. Беседы по методике начального обучения. Изд. З-е.-М., 1913. 298 с.
- Беленькая Л.И. Социально-психологическая типология читателей-детей. В кн.: Социально-психологические проблемы чтения.- М., 1974. Вып.1, с.5−28.
- Беленькая Л.И. Ребёнок и книга.-М.: Книга, 1969. 167 с.
- Блонскии П.П. Трудовая школа. В кн.: Революция. -Искусство. — Дети.-М.: Просвещение, 1966. — 295 с.
- Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте.-М.: Просвещение, 1968. 464 с.
- Богуславская З.М. Психологические особенности познавательной деятельности дошкольников в условиях дидактической игры.- В кн.: Психология и педагогика игры дошкольника. М.: Просвещение, 1966, с.254−268.
- Воспитание творческого читателя. Под ред.С. В. Михалкова и Т. Д. Полозовой.-М.: Просвещение, 1981. 240 с.
- Всесоюзная конференция «Человек как комплексная проблема" — Вопросы философии, 1983, й 10, с.45−46.
- Выготский I.C. Воображение и творчество в детском возрасте.-М.: Просвещение, 1967. 93 с.
- Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии детей.- Вопросы психологии, 1966, № 6, с.62−76.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребёнка.— М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1956. 519 с.
- Гулнга A.B. О типологизации в искусстве. Философские науки, 1975, № 2, с.67−77.
- Данилов М.А., Есипов Б. П. Дидактика -М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1957. 518 с.
- Демин М.В. Труд и игра как виды и аспекты человеческой деятельности. Вестн. Моск. ун-та, 1983. Сер.7. Философия, te I, с.14−22.
- Джонсон Х.Финлэй. Драматизация как метод преподавания. -Свободное воспитание, I9I4-I9I5, № 6, 7, 9, 10.
- Дидактика средней школы. Под ред. М. А. Данилова и М.Н.Скат-кина.-М.: Просвещение, 1975. 303 с.
- Дидактика средней школы. Под ред.М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982. — 319 с.
- Добринская Е. И. Соотношение искусства и игры как эстетическая проблема. Автореф. дис.. кацц. филос. наук.- I., 1975. 22 с.
- Докусов A.M., Маранцман В. Г. Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор» в школьном изучении .-Л.: Просвещение, 1975. 190 с.
- Досычева Е.И. Творческое чтение и письменные работы учащихся на второй ступени. Педагогическая мысль, 1922, № 3−4, с.21−28.
- Жизнь и творчество А.Гайдара. М.: Детгиз, 1954. 381.
- Жуковская Р.И. Игра и её педагогическое значение -М.: Педагогика, 1975. III с.
- Запорожец A.B. Игра и развитие ребёнка. В кн.: Психология и педагогика игры дошкольника. Под ред. А. В. Запорожца и А. П. Усовой. М.: Просвещение, 1966, с.5−10.
- Запорожец A.B. Некоторые психологические проблемы детской игры. Дошкольное воспитание, 1965, № 10, с.72−79.
- Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. (Психологический анализ процесса изображения) .-М.: Учпедгиз, 1961- 223 с.
- Игра. Непериодическое издание, посвящённое воспитанию посредством игры, 1918, № I.
- Игра-драматизация в школе. Под ред. Е. Соловьёвой -М. Пг: Госиздат, 1924. — 188 с.
- Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста. Под ред., A.B.Запорожца и Т. А. Марковой. М.: НИИ общ. педагогики, 1979. — 155 с.
- Исследование художественных интересов школьников. Под общей ред. Е. В. Квятковского и Ю.У.Фохт-Бабушкина.-М.: Педагогика, 1974. 160 с.
- Исупов К.Г. В поисках сущности игры. Философские науки, 1977, !Ь 6, с.154−158.
- Исупов К.Г. Второе рождение проблемы «Игра и искусство». -Философские науки, 1974, № 5, с.152−156.
- Исупов К.Г. Проблема «игры» и искусства в связи с пришвин-ской теорией «творческого поведения». Материалы ХХУ1 научно-студенческой конференции. Тарту, 1971, с.47−49.
- Каган М.С. Человеческая деятельность.-М.: Политиздат, 1974. 328 с.
- Киселёв А.Л. Пришвин-художник.- Хабаровск, 1978. 128 с.
- Кошшкова Т.Е. Творческая игра в воспитательной работе школы.- В сб.: Воспитание самостоятельности и активности учащихся. Учён. зап. (Ленингр. пед. ин-т им. А.И.Герцена), 1966, т.297, с.185−194.
- Концевая Л.А. Учебник в руках у школьника.-М.: Знание, 1975.- 64 с.
- Коренюк Л.Ю. Выразительное чтение басни. (Урок в 5 классе).- В кн.: Методика выразительного чтения. М.: Просвещение, 1977, с.157−163.
- Крупская Н.К. Борьба за знание важнейшая задача пионер-организации. — Педагогические сочинения: В 10-ти т.-М.: АПН СССР, 1959, т.5, с.471−479.
- Крупская Н.К. Выработать у ребят коммунистическую мораль.- Педагогические сочинения^ 10-ти т.-М.: АПН СССР, 1959, т.5, с.396−408. Кл
- Крупская Н.К. Интернациональное воспитание детей вначальной школе. Педагогические сочинения: В 10-ти т.—-М.: АПН
- СССР, 1959, т. З, с.677−682.
- Крупская Н.К. Международная детская неделя. Педагогические сочинения: В 10-ти т.-М.: АПН СССР, 1959, т.5, с.93−95.
- Крупская Н.К. Нашей смене всестороннее развитие. — Педагогические сочинения: В 10-ти т.~М.: АПН СССР, 1959, т. З, с.507−513.
- Крупская Н.К. О задачах художественного воспитания. Педагогические сочинения: В 10-ти т.-М.: АПН СССР, 1959, т. З, с.313−317.
- Крупская Н.К. О работе ВЛКСМ среди детей. Педагогические сочинения: В 10-ти т.-М.: АПН СССР, 1959, т. З, с.261−284.
- Крупская Н.К. О школьном самоуправлении. Педагогические сочинения: В 10-ти т.-М.: АПН СССР, 1959, т. З, с.451−461.
- Крупская Н.К. РКСМ и бойскаутизм. Педагогические сочинения: В 10-ти т.- М.: АПН СССР, 1959, т.5, с.25−61. .
- Крупская Н.К. Школьное самоуправление и организация труда. Педагогические сочинения: В 10-ти т.гМ.: АПН СССР, 1959, т. З, с.55−60.
- Крутецкий В.А., Лукин Н. С. Психология подросткаМ.: Просвещение, 1965. 316 с.
- Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литера-туры.-М.: Просвещение, 1981. 190 с.
- Лабунская Г. Изобразительное творчество детей -М.: Просвещение, 1965. 207 с.
- Лакеев В.А. Использование режиссёрского и педагогического наследия К.С.Станиславского при изучении драматических и прозаических произведений в школе .-В сб.: Проблемы художественного метода и жанра. Л., 1978, с.87−92.
- Левин В.А. Воспитание творчестваМ.: Знание, 1977. 64 с.
- Левин В.А. Открытые уроки поэзии. Семья и школа, 1979, — гё 5, 7, 9, 10, 12- 1980 № 2, 4, 6, 8, 10.
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст .-М.: Педагогика, 1971.- 280 с.•
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. ЛичностьМ.: Политиздат, 1977. 304 с.
- Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. В кн.: Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1981, с.481−508.
- Лотман Ю.М. Игра. В кн.: БСЭ. 3-е изд., 1972, т.10, с.79−81.
- Лотман Ю.М. Тезисы к проблеме: «Искусство в ряду моделирующих систем». Труды по знаковым системам. Учён. зап. (Тартусский ун-т), 1967, вып.198, с.131−139.
- Майорова A.B. Роль эмоционального и логического анализа в процессе формирования личности учащихся при изучении драматического произведения. Автореф. дис.. канд. пед. наук.- М., 1976. 18 с.
- Макаренко A.C. Игра. Лекции о воспитании детей. Собр. соч.: В 7-ми т.-М., 1957. — Т.4, с.373−383.
- Маклах Е.С. Психологические особенности ролевой игры в школьном возрасте. Автореф. дис.. канд. психол. наук.-М., 1955. — 15 с.
- Маранцман В.Г. Роман А.С.Пушкина «Дубровский» в школьном изучении .-Л.: Просвещение, 1972. 176 с.
- Марков М.Е. Искусство как процесс. Основы функциональной теории искусства.-М.: Искусство, 1970. 239 с.
- Маркова А.Г. Формирование мотивации учения в школьном возрасте -М.: Просвещение, 1983. 96 с.
- Ю1.Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способ-ности.-М.: Знание, 1981. 96 с.
- Ю4.Мурзаев B.C. Почитать да поработать -Петроград: Задруга, 1918. 64 с.
- Юб.Новлянская З. Н. Почему дети фантазируют?-М.: Знание, 1978. 48 с.
- Огнев Н., Розанов С. Театральная работа в школе П ступени.-Л.: Изд. Сев.-Зап. Обл. Отд. Гл. Конт. Изв. ЦИК СССР и ВВДК, 1925.- 160 с.
- Паустовский В.К. Прививка к географии. В кн.: Воспоминания о К.Паустовском. М.: Советский писатель, 1975, с.415−461.
- Пришвин М.М. Собр. соч.: В 6-ти т. М.: Гослитиздат, 1957. — Т.6. Из дневников последних лет. — 867 с.
- Полуянов Ю.А. Воображение и способности. М.: Знание, 1982.- 96 с.
- Программа Единой Трудовой Школы. 1921 г&bdquo- В кн.: Революция. Искусство. — Дети.-М.: Просвещение, 1966Р- 295 с.
- Революция. Искусство. — Дети.-М.: Просвещение, 1966.- 295 с.
- Рез З. Я. Изучение лирических произведений в школе.-Л.: Просвещение, 1968. 174 с.
- Родари Д. Грамматика фантазии, или Введение в искусство придумывания историй.-М.: Прогресс, 1978. 212 с.
- Ростомашвили Е.В. Эстетическая теория игры и её критика.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологииМ.: Учпедгиз, 1946. 704 с.
- Рыбникова М.А. Работа словесника в школег-М.-П., 1922.- 184 с.
- М.- Просвещение, 1964, с.476−489.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики.-М.: Педагогика, 1980. 96 с.
- Смирнова В.В. Арк. Гайдар. Критико-биографический очерк М.: Советский писатель, 1961. 204 с.
- Социально-психологические проблемы чтения. Социально-психологическая типология читателей-детей.-М., 1974. Вып.1,35 с.
- Социально-психологические проблемы чтения. Социально-психологическая типология читателей детей, переходный от детского к подростковому. М., 1977. — Вып. Ш, 83 с.
- Станиславский. Работа актёра над собой. Собр. соч.: В 8-ми т. М., 1954. Т.2, 494 с.
- Станиславский. Работа актёра над собой. Собр. соч.: в 8-ми т. М., Искусство 1955. — Т. З, 502 с.133 134 135 136 137 144 858 088 331 095 075 756 965 888
- Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. М.: Педагогика, 1979. — T.I. Сердце отдаю детям. Рождение гравданина, 558 с.
- Театр в школе. Под общ. ред. Н.Шер.-Л.: Изд. Сев.-Зап. Обл. Отд. Гл. Конт. Изв. ЦИК СССР и ВЦИК, 1924. 195 с. Терский В.н., Кель О. С. Игра, творчество, жизнь.-М.: Просвещение, 1966. — 304 с.
- Фаворский В. О художнике, о творчестве, о книге—М.: Молодая гвардия, 1966. 128 с.
- Устиненко В.И. Игра и эстетическая деятельность. Автореф.дис.. канд. филос. наук. М., 1969. 22 с.
- Устиненко В.И. Игровой аспект современной эстетической культуры. В кн.: Теоретические проблемы марксистско-ленинской эстетики. М., 1975, с.105−123.
- Устиненко В.И. Место и роль игрового феномена в культуре.- Философские науки, 1980, № 2, с.69−77.
- Упгинский К.Д. Полн. собр. соч. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. Т.УШ. Человек как предмет воспитания, 776 с.
- Чирковская Т.В. Произведения В.П.Катаева в школьном изучении—Л.: Просвещение, 1978. 127 с.
- Чирковская Т.В. Устное словесное рисование. В кн.: Эстетическое воспитание в школе. Л.: Просвещение, 1962, с.138--170.
- Чуковский К.И. От двух до пяти. Изд. 19.-М.: Просвещение, 1966. 399 с.
- Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. -М.: Педагогика, 1980. T.I. Мой педагогический путь, 304 с.
- Швццкая-Эйсмонт Н. Эстетическое воспитание в игре.-М.: Учпедгиз, 1963. 87 с.
- Шерстобитов В. У истоков искусства.-М.: Искусство, 1971.- 200 с.
- Шильгави В.П. Начнём с игры.-М.: Просвещение, 1980. 79 с.
- Элъконин Д.Б. Игра. В кн.: Педагогическая энциклопедия, 1965, т.2, с.137−143.
- Элъконин Д.Б. Психология игры.-М.: Педагогика, 1978.- 304 с.
- Эстетическое воспитание школьника. Под общей ред. А. И. Бурова и Б. П. Лихачёва.-М.: Педагогика, 1974. 303 с.
- Юсов Б.П. К проблеме взаимосвязи искусств в детском художественном развитии. В сб.: Теория эстетического воспитания. М.: НИИ общ. педагогики АПН СССР, с.43−55.
- Якобсон П.М. Психология художественного восприятияМ.: Искусство, 1964. 86 с.
- Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника.-М.: Просвещение, 1966. 291 с.