Влияние христианского учения на развитие гуманистической педагогической традиции XVII-XX веков
Диссертация
Важное место в исследовании отводится перспективам развития педагогической мысли в современных условиях, связанных, в первую очередь, с углублением и духовно-нравственным наполнением гуманитарной составляющей каждой науки, образования в целом. Гуманитарная основа научного знания, её философское осмысление, углубление культурологических компонентов, выявление и раскрытие эстетических элементов… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. Христианское учение и развитие педагогической культуры
- 1. 1. Духовно-культурные и образовательные ценности христианства
- 1. 2. Человек в духовном пространстве образования
- 1. 3. Роль христианского учения в развитии западноевропейской и отечественной педагогической традиции
- ГЛАВА 2. Религиозно-духовные начала педагогической классики. 99 2.1. Проблема воспитания у первых толкователей христианского учения
- 2. 2. Христианское учение в педагогическом наследии
- Я.А. Коменского
- 2. 3. Гуманное педагогическое мышление как отражение христианской культуры в педагогическом наследии
- II. Г. Песталоцци
- 2. 4. Идеи христианства в образе педагогического мышления
- 2. 5. Христианская культура и педагогика В.А. Сухомлинского
- 3. 1. Причины и содержание обращения к христианской культуре в Российской педагогике 90-х годов
- 3. 2. Пути возрождения духовной традиции в образовании
- 3. 2. Роль христианства в развитии историко-педагогического знания на современном этапе
- 4. 1. Ценностные ориентиры гуманной педагогики как доминанты духовности образовательного процесса
- 4. 2. Духовная культура студента как нравственная основа его педагогического мышления
- 4. 2. Влияние идей христианской культуры на формирование гуманистической направленности педагогического процесса в современной школе
Список литературы
- Августин Аврелий, епископ Гиппонийский, Блаженный. Исповедь Блаженного Августина. -М., 1991.
- Аверинцев С.С. Попытки объясниться: беседы о культуре. -М., 1988.
- Абрамов А.М. Особенности содержания среднего образования на рубеже веков. //Вестник МГПУ.- 1998.- С.26−33.
- Абрамова JI.B. Социально-этическая концепция Е.Н. Трубецкого: философия иконы. Автореф. дис. .канд. пед. наук. Саранск, 1998 — 18с.
- Аксаков К.С. Избр. Соч., Т. 2, 1886.
- Акинфеев С.И. Основные черты гуманно-личностной педагогической концепцииШ.А. Амонашвили (70 90-е годы XX в.). Автореф. дис. .канд. пед. наук, Пятигорск, — 2001.- 19 с.
- Александрова В.Г. Формирование гуманистической направленности учебно-воспитательного процесса в современной школе. Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1993.- 18 с.
- Александрова В.Г. Христианское учение и развитие педагогической мысли М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2003 — 223 с.
- Алексий Второй, Патриарх Московский и Всея Руси. Боговоплощение и духовный смысл христианской цивилизации. Магистр, 2000.- № 2.- С.2−8.
- Ю.Алексий Второй, Патриарх Московский и Всея Руси. Слово Святейшего Патриарха на открытии седьмых образовательных Рождественских чтениях. //Воспитание школьников, — 1999.- № 3. С.2−4.
- П.Алексашина И. Ю. Теоретико-методологические основы освоения учителями идей гуманного образования. Автореф. дисс. на соискание уч. степени д-ра пед. наук.- СПб, 1997.
- Амонашвили Ш. А. Классическое педагогическое учение основа планетарного педагогического сознания //Вестник МГПУ, 2001.- № 1.- С.-45−55.
- Амонашвили Ш. А. Вера в ребёнка рождает гениев // Мир психологии.-1996.-№ 2. С. 101−113.
- Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996.
- Амонашвили Ш. А. «Школа Жизни» М. 1996.
- Амонашвили Ш. А. Улыбка моя, где ты? /Разговор в учительской.- М., 2002.
- Амонашвили Ш. А., Загвязинский Н. И. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования. //Педагогика.- 2000.- № 3, — С. 11−16.
- Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М., 1996.
- Андреев А.Л. Место искусства в познании мира. М., 1980. — 254с.
- Андреев Е.А. Национальная программа «Русская школа как система воспитания» (Принята в 1997 году на У конференции Национального фонда «Русская школа» //Воскресная школа: Еженедельное приложение к газете «Первое сентября» 1998 -№ 4, — С. 12−17.
- Андрейкова С.А. Гуманистические ценности в системе профессионально-педагогической подготовки учителя в США. Автореф. дис. .канд. пед. наук.-М., 1998, — 16 с.
- Андрианова-Перетц В. П. Человек в учительском труде Древней Руси. Л., Т. ХХУ- 1976.
- Античные мыслители об искусстве. М.: Искусство, 1938. — 344 с.
- Антология педагогической мысли России 18 в. М., 1985.
- Антология педагогической мысли христианского Средневековья. Т. 1−2. М., 1994, 399с.
- Асмолов А.Г. Наперекор оппозиции души. -М., 1994.
- Баранов П. А. Мысли К.Д. Ушинского о значении религии в деле воспитания // Народное образование. 1897. — № 11.
- Барковская С.П. Русская православная музыка как компонент профессиональной подготовки педагога в средних специальных учебных заведениях". Автореф дис. .канд. пед. наук. -М., 1999.
- Барсов М. Сборник статей по истолкованию и назидательному чтению Четвероевангелия. СПб, 1893. -Т1.
- Бескина P.M., Виноградова М. Д. Идеи Макаренко сегодня. М., 1988.
- Безрогов В. Г. Учитель и его ученики в текстах Нового Завета. М., 1992 — 156 с.
- Бердяев Н.А. Смысл истории. -М., 1990.
- Бердяев Н.А. Революция и культура //Полярная звезда.- 1905.- № 2. О назначении человека, 1931.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих отношений. Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы, — С-Пб-М., 1996.
- Бедерханова В.П. Становление личностно ориентированной позиции педагога. Автореф. дис. .док. пед. наук. Краснодар, 2002.-. 47с.
- Бехтерев В.М. Объективная психология. -М., 1991.
- Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология. М., 1998.
- Библер. B.C. От накукоучения к логике культуры. М., 1991- Школа диалога культур. Основы программы. — Кемерово, 1992.
- Берсье Е. Беседы. СПб, 1905.- Т. 1.
- БлонскийП.П. «Я.А. Коменский». -М., 1915.
- Блонский П.П. Избр. педаг. соч. -М., 1979.
- Блок А.А. Крушение гуманизма. Собр. соч. Т.4.- Л.- 1982.
- Богуславский М.В. XX век Российского образования. М. — 2002, 319с.
- Борзенко И.М., Кувакин В. А., Кудишина А. А. Основы современного гуманизма. М, — 2002.-385с.
- Болотов В. А., Новичков В. Б. Реформа педагогического образования./УПедагогика 1992 — № 7−8.- С. 49−55.
- Бубер М. Два образа веры: избранное.- М., 1995.
- Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры //Вопросы философии. 1996. -№ 2. — С. 4−6.
- Букварь школьника. Начала познания вещей божественных и человеческих.-М., Т.4 -1999.
- Булгаков С.Н. Избр. соч. -М., 1993.
- Булгаков С.А. Православие. -М., 1996.
- Бородина Н.К. Духовность: феномен и понимание. Волгоград, 1999.
- Буркова Г. А. Введение в христианскую культуру: (Книга для учителей и восптателей) Йошкар-Ола, 1997.
- Валеева Р.А. Теория и практика гуманистического воспитания в европейской педагогике. (Первая половина XX в.) Автореф. дис. .док пед. наук, — Казань, — 1997.- 42 с.
- Вахтеров В.П. Основы новой педагогики. М., Т.1 -1916.
- Вейкшан В.А. Л.Н. Толстой народный учитель. — М,. 1959 — 109с.
- Вентцель К.Н. Этика и педагогика творческой личности: проблемы нравственности и воспттания в свете теории свободного гармоничного развития жизни и сознания. Т. 1−2.- М., 1912- Свободное воспитание, сб. избр. трудов.- М., 1993.
- Вентцель. Антология гуманной педагогики. — М., 1999,216 с.
- Верб Э.А. Эстетическая культура личности школьника как педагогическая проблема. Автореф. дис.. док. пед. наук СПб, 1997 — 65 с.
- Вернадский В.И. Труды по истории науки в России. М., 1988- Начало и вечность жизни.- М., 1989.
- В XX век с Макаренко//сб. статей, под ред. В. П. Симонова. — М, 2003.
- Винер Н. Творец и робот: обсуждение некоторых проблем, в которых кибернетика сталкивается с религией.- М., 1983.
- Власова Н. Православное воспитание в светской частной школе: Из опыта работы воспитателя группы продлённого дня частной школы «Штерн» г. Тихвина. // Частная школа. -1996.- № 4.
- Водовозов В.И. Избр. пед. соч. -М., 1986.
- Вольтер. Философские сочинения. -М., 1996.
- Вундт В. Лекции о душе человека и животных. СПб., 1894.
- Волченко В.Н. Миропонимание и экоэтика XXI века. Наука философия — религия-М. -2001.-431с.
- Вульфов Б.З., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии. М., 1995, — 112с.
- Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 1−6.- М., 1996.
- Вышеславцев Б.П. Сердце в христианской и индийской мистике // Вопросы филос. 1990, — № 4.
- Гадамер Х-Г. Актуальность прекрасного.- М., 1991.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию.- М., 1976.
- Гансберг Ф. Творческая работа в школе. М., 1920- Основные идеи современной педагогики // Русская школа.-1914.- № 3.
- Григорий Богослов. Творения. -М., 1889.-Ч. 5.
- Газман О.С. Свобода ребёнка в образовательном процессе // Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей. 4.1. -М., 1993, — 18с.
- Гегель Г. Соч., М., 1932. Т. 10. Философия религии. Т. 1−2.- М., 1975−1977.
- Гельвеций К.А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании, — М., 1938.
- Гербарт И. Избр.пед соч.- М., 1940.
- Гессе Г. Избранное, — М., 1997.
- Гершензон М.О. Мысли двух философов о школе. М., 1905- Тройственный образ совершенства.- Томск, 1994.
- Гершунский Б.Г. Философия образования для XXI века. М., 1999.
- Герье В.И. Блаженный Августин, — М., 1910.
- Гессен С.И. Основы педагогики: введение в прикладную философию. М., 1995- Моё жизнеописание // Вопросы философии.- 1994.- № 7−8.
- Гончарова Т.И., Гончаров И. Ф. Когда учитель властитель дум. Книга для учителя. -М.: Просвещение.- 1991 -175 с.
- ГегельГ. Философия религии, рус пер. Т. 1−2.-М., 1975−1077.
- Громыко М.М. Православие и культура этноса. М., 2000.
- Громыко Ю.В. 12 лет спустя: Национальная доктрина образования //Народное образование.- № 1.- 2000. С. 203−210.
- Гуляев А.А. Проблема духовности в русской религиозной философии. Автореф. дис. .канд. философ, наук Екатеринбург, 1997. 21 с.
- Гуманистическая парадигма образования и воспитания: теоретические основы и исторический опыт реализации (конец XIX 90-е гг. XX вв.). -М., 1998.
- Гуманизм, атеизм, религия /Сб. науч. трудов. М., 1991.
- Гумилёв JI.H. От Руси к России: очерки этнической истории.- М., 1994.
- Гура В.А. Христианство и становление западноевропейской цивилизации. -Ухта, 1997.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. -М., 1986.
- Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия: проблемы нравственной философии, — М., 1989.
- Даль В.И. Письма к издателю /В книге «Опыты православной педагогики».
- Даниэль С.М. Библейские сюжеты.- СПб., 1994.
- Дашкова Е.Р. Записки, — JL, 1985.
- Дебольский Н.Г. Обзор переводных философских сочинений, имеющих связь с вопросами педагогики (Теория нравственного возвышения) // Педаг. сб. 1872, № 2.
- Делакруа Э. Мысли об искусстве. М., 1960 — 281с.
- Демков М.И. О задачах русской педагогики. // Русская школа.- 1892.-№ 3. С.5−8- О принципах науки воспитания. // Педагогический сб.- 1898.-№ 9.
- Древнекитайская философия. М., 1972, — Т. 1.
- Додонов В.И. Духовность высшее проявление человеческой сущности в воззрениях отечественных философ-гуманистов конца XIX — начала XX вв. // Проблемы формирования духовности личности в педагогической терии и практике. -М., 2000, — С. 17−22.
- Достоевский Ф.М. и православие. -М., 1997, — 316с.
- Джеймс У. Многообразие религиозного опыта.- М., 1993.
- Джуринский А.Н. Реформы зарубежной школы. М.: Знание, 1989.
- Дмитриева Л.М. Религия в системе духовных ориентаций. Автореф дис. .док философ, наук. -М., 1996.
- Днепров Э.Д. Современная образовательная реформа и развитие российского образования. -М., 1997.
- Добротолюбие. Т. 1−5.- Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993.
- Дубинин Н.П. Что такое человек.- М., 1983.
- Дьюи Д. Школа и общество.- М., 1925- Школы будущего. Берлин, 1922- Психология и педагогика мышления.- М., 1919- Введение в философию воспитания. М., 1921.
- Европейская педагогика от античности до Нового времени: исследования и материалы.//Сб. науч. трудов. Ч. 1−3.- М., 1993−1994.
- Евсевий Памфил, епископ Кесарийский. Соч. Т. 1−2.- СПб, 1848−1850.
- Екатерина Великая. Записки.- М., 1990.
- Емельянова И.Н. Идея духовности: исходные теоретические положения. //Сб. «Гуманная педагогика и духовный мир учителя».- Тюмень, 2001.-С.37−45.
- Жизнь и житие Сергия Радонежского.- М., 1991.
- Жураковский Г. Е. Из истории просвещения в дореволюционной России: Очерки.- М., 1978.
- Закон об образовании РФ. М., 1992.
- Закон РФ «О свободе совести и религиозных объединениях». М., 1997.
- Занков JI.B. Избр. педагог, труды М., 1996.
- Запорожец А.В. Избр.психол. труды.- Т.1−2.- М., 1986.
- Засурский Я. Библию должен знать каждый. // «Татьянин День», № 1, 1999.
- Зелинский Ф.Ф. Из жизни идей.- Т.1−2.- М., 1995.
- Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии.- М., 1996-
- Зеньковский В.В. Психология.- М., 1997.
- Зеньковский В.В. Антология гуманной педагогики. М., 2000.
- Зинченко В.П. Возможна ли поэтическая антропология?- М., 1994-
- Зинкевич И.Г. Эстетика урока математики: Пособие для учителя. М: Просвещение, 1981. 80 с.
- Зиновкина М.М. Многоуровневое непрерывное креативное образование. М&bdquo- 2002.-46с.
- Зуев Д.Д. «Антология гуманной педагогики» нравственная основа «Школы Жизни» // Вестник МГПУ, — 2000.- № 1.- С. 55−60.
- Иисус Христос. Антология гуманной педагогики. М., 1996.- 222 с.
- Ильенков Э.В. Свобода воли. //Вопросы философии, — 1990.- № 2- Философия и культура.- М., 1991.
- Ильин И.А. Русский учитель / В книге «Опыты православной педагогики».
- Ильин И.А. Наши задачи: историческая судьба и будущее России. М. 1992. Соч. Т.1−2.- М., 1993−1994- О воспитании в грядущей России.
- Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. В 2-х т., Париж-Москва, 1993.
- Иоанн Златоуст. Полн. собр. творений Св. Иоанна Златоуста. Т. 1−12. -СПб, 1897−1906.
- Игумен Иоанн (Экономцев). Православие и наука на пороге третьего тысячелетия. // Магистр, — 2000.- № 2, — С. 14−20.
- Илларионова Л.П. Духовно-нравственная культура учителя: сущность, содержание, структура. -М. 2001, — 216 с.
- Исаев И.Ф., Шиянов Е. Н. Аксиологический и культурологический подходы к исследованию проблем педагогического образования в научной школе В.А. Сластёнина. // Известия РАО.- № 3, — 2000, — С. 45 58.
- Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. М, 1973.
- Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца.- М., 1984.
- Каган М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, — 1974, — 328с.
- Каган М.С. Философия культуры. -М., 1976.
- Казанский О. Педагогика как любовь, — М., 1995.
- Кант И. Собр. соч. Т. 1−8.- М., 1994.
- Каптерев П.Ф. Антология гуманной педагогики. М., 2002.
- Каптерев П.Ф. Избр. пед.соч.- М., 1982.
- Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России.- М., 1991.
- Кареев Н.И. Беседы о выработке созерцания, — СПб.- 1904- Прожитое и пережитое. Л., 1990.
- Касьян А.А. Гуманитаризация образования: некоторые теоретические предпосылки // Педагогика, — 1998.- № 2.- С. 17 22.
- Карсавин Л.П. О сущности христианства. Соч., М., 1993.
- Квинтилиан М.Ф. Двенадцать книг риторических наставлений, — СПб, 1834.
- Кей Э. Век ребёнка, — М., 1910.
- Кершенштейнер Г. О характере и его воспитании.- СПб, 1913.
- Киселёв А.П. Если в сердце нет святыни, его заполняет мерзость запустения // Нар. обр-е, 2000, — № 2, — С, — 89−91.
- Киреевский И.В. Собр. Соч. М., 1979.
- Киященко Н.И., Лейзеров Н. Л. Роль эстетических факторов в жизни общества и личности. М.: Просвещение, 1983.
- Кларин В.М., Петров В. М. Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных философов XIX XX вв. — М., 1996. -123 с.
- Климент Александрийский Педагог. МГУ, 1996.
- Ключевский В О. Соч. Т. 1−9.- М., 987−1990.
- Ковалевский М.М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности.-М., 1939.
- Коджаспирова Г. М. Подготовка студентов предметных факультетов педвузов к практической деятельности // Вестник МГГГУ.- 2001.- С.73−81.
- Колесникова И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии.- СПб., 1999.
- Коменский Я.А. Антология гуманной педагогики. М., 1998. 212 с.
- Коменский Я.А. Избр. пед. соч. Т.1−2, — М., 1982.- Лабиринт света и рай сердца, — СПб., 1904.
- Кон И. С. Психология юношеского возраста: проблемы формирования личности. -М., 1979.
- Кон И. С. Ребёнок и общество: историко-этнографическая перспектива. -М., 1988.
- Конрад Н.И. Запад и Восток. М., 1966.
- Конт О. Дух позитивной философии. СПб, 1910.
- Конфуций. Изречения. М., 1994- Я верю в древность. М., 1995-
- Конфуций: сб. изречений Конфуция и тексты памятников конфуцианской педагогической мысли. -М., 1996.
- Корнетов Г. Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы -М., 1993. С. 135- Парадигма базовых моделей образовательного процесса. //Педагогика, 1999, — №> 3, — С. 41−46.
- Корнетов Г. Б., Безрогов В. Г. История педагогики на пороге XXI века: историография, методология, теория, — 4.1. М.: РАО.- 2000.- 382 с.
- Корчак Я. «Антология гуманной педагогики» //Сост. О. П. Матятин. М., 1998.-228 с.
- Краевский В.В. Соотношение педагогической теории и педагогической практики. -М., 1977.
- Круглов Ю.Г. Патриотизм в педагогике //Педагогика, 2001.- № 6.- С.3−9.
- Крупецкова Е.Ф. Обогащение содержания образа мира у дошкольников.- Автореф. дис. .канд. пед. наук.- М., 1998.
- Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика. -М., 1920.
- Крупская Н.К. Избр. Пед. соч. М.: Просвещение, 1965.
- Кудрявцев В.Т. Смысл человеческого детства и психическое развитие ребёнка: учебн. пособие. -М., 1997.
- Кудрявцев-Платонов В.Д. О единстве рода человеческого // Прибавление к изданию творений Святых Отцов.- Т. 11−13. М., 1854.
- Кудряшова О.В. Трансляция буддийских идей в современное мировоззрение и социальную жизнь. Автореф. дис. .канд. филос. наук -Владивосток, 1997.
- Кузьмина Н.В. Акмеологический подход к повышению качества подготовки специалистов образования. // Известия РАО.- М., № 1.- 2000.
- Культура, образование, религия: («Круглый стол» в редакции журнала по проблемам изучения религиозной культуры) // Педагогика. 1995. — № 5- С.50−63.
- Лазарев. B.C., Коноплина Н. В. Деятельностный подход к формированию содержания педагогического образования // Педагогика. 2000. — № 3.
- Лакшин В.Я. Берега культуры. М., 1994.
- Лейтес Н.Н. Об умственной одарённости. М., 1960.
- Лозинский Е. Религиозное начало в жизни и воспитании ребёнка. //Вестник воспитания. -1909, № 7.
- Ленин В.И. О воспитании и образовании.- Т. 1−2.- М., 1980.
- Леонардо да Винчи. Избранное.- М., 1952.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции.- М., 1971- Деятельность, сознание, личность.- М., 1975- Избр. псих, произв. М., 1983.
- Лернер И.Я. Философия дидактики и дидактика как философия.- М., 1995-
- Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории, — М., 1982-
- Лернер И.Я. Принцип гуманизации педагогического процесса // Педагогическая теория: идеи и проблемы. М., 1992, — 24с.
- Лесгафт П.Ф. Избр. пед. соч.- М., 1988.
- Лествичник Иоанн. Лествица, возводящая на небо. М., 1999. 672 с.
- Лившиц Р.Л. Духовность и бездуховность личности. Автореф. дис.. докт. филос. наук Екатеринбург, 1997, — 49 с.
- Лихачёв Д.С. Заметки о русском М., 1984- Книга беспокойств, — М., 1991-
- Лихачёв Д.С. Очерки по философии художественного творчества.- СПб, 1996.
- Лихачёв Д.С. Великое наследие.- М., 1979.
- Лихачёв Б.Т. Социология воспитания и образования. М., 1999.
- Лихачёв Б.Т. Методологические основы педагогики. Самара, 1998.
- Лобок A.M. Антропология мифа.- Екатеринбург, 1997.
- Локк Д. Пед. соч. Т. 1−3.- М., 1985−1988.
- Лосский Н.О. Бог и мировое зло.- М., 1999.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1984.
- Ломоносов М.В. О воспитании и образовании. М. 1991.
- Лордкипанидзе Д.О. Я.А. Коменский Тбилиси, 1969.
- Лоренц К. Агрессия: так называемое зло. // Вопр. филос. 1992, № 3- Восемь смертных грехов человечества // там же.
- Лосев А.Ф. Дерзание духа.- М., 1988- История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития, — М., 1992- Философия, мифология, культура. М., 1991.
- Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1999- Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция, — М., 1999.
- Лосский Н.О. Характер русского народа.- М., 1990- Условия абсолютного добра. М., 1991- История русской философии.- М., 1994.
- Лотман Ю.М. Культура и взрыв.- М., 1992.
- Ломов Б.Ф. Методологические и психологические проблемы психологии -М.: Наука, 1984 -443 с.
- Луначарский А.В. О воспитании и образовании М., 1976 — 291 с.
- Лурия А.Р. Речь и интеллект в развитии ребёнка.- М., 1927-
- Лурия А.Р. Потерянный и возвращённый мир, — М., 1997.
- Льюис К.С. Любовь. // Вопросы философии. 1989, № 8.
- Любищев А.А. Расцвет и упадок цивилизаций: предварительный набросок.- Самара, 1994.
- Люрья Н.А. Образование как феномен культуры и фактор развития личности. Автореф. дис. .док. филос. наук, — Томск, 1997.
- Макаренко А.С. Педагог, соч. Т. 1−8. М., 1989- Антология гуманной педагогики, 2001. — 219 с.
- Макарий Великий.- М., 1997.
- Маклин Г., Окленд Р., Маклин Л. Очевидность сотворения мира — М., 1993 -155 с.
- Максим Грек. Соч., Ч. 1−3. Троице-Сергиева лавра, 1911.
- Максим Исповедник. Творения преподобного Максима Исповедника. Кн. 1−2, 1993.
- Малерб М. Религии человечества. М. -СПб., 1997. -. 98с.
- Малькова З.А. Особенности общеобразовательной школы США: К-12.-М.: Ин-т теории образования. 2000 54 с.
- Мамардашвили М.К. Сознание это парадоксальность, к которой невозможно привыкнуть // Вопр. филос. 1989.- № 7.
- Мамардашвили М.К. Проблема человека в философии О человеческом в человеке.- М., 1991-
- Мангейм К. Проблема интеллигенции: демократия и культура.- М., 1993- Диагноз нашего времени.- М., 1994.
- Материалисты Древней Греции. М., 1993.
- Марков Б.В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры.- СПб., 1999.
- Маркс К., Энгнльс Ф. О воспитании и образовании. Т. 1−2.- М., 1978.
- Морозов Н.А. Небесные вехи земной истории человечества или «Христос» М-Л, 1927.
- Марсель Г. Люди против гуманности. // Филос. науки.- 1994.- № 1−3- Трагическая мудрость философии: избр. работы.- М., 1995.
- Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М., 1999 — 175 с.
- Мацуй Л.Д. Формирование этического компонента профессиональной деятельности будущего учителя. Автореф. дис. .канд. филос. наук. МГУ, 1998.-22 с.
- Менегетти А. Онтопсихологическая педагогика. Пермь, 1993.- 76 с.
- Мень А. Мировая духовная культура. Христианство. Церковь. М., 1995. 671 с.
- Мень А. Суть Христианства. М., 1994.
- Меньшиков В.М., Сластенин В. А. Российская школа в контексте европейского образования (Историко-теоретический анализ). Курск.1999.- 176 с.
- Мизун Ю.В., Мизун Ю. Г. Тайны Богов и Религий. М., 1999.- 374 с.
- Митина Л.М., Е.С. Асмаковец. Эмоциональная гибкость учителя. М.: «Флинт», 2001.
- Модзалевский Л.Н. Я.А. Коменский, — СПб, 1892.
- Моисеев Н.Н. На пути к нравственному императиву. //Экология и жизнь. 1998.-№ 1.- С.4−10.
- Мысли К.Д. Ушинского о значении религии в деле воспитания //Народное образование. 1897, № 11.
- Мухин М.И. Гуманизм педагогики В.А. Сухомлинского.- М., 1964.-184 с
- Назарбаева С.А. Этика Жизни. Алма-Ата, 2001.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты М.: Просвещение, 1987.- 256 с.
- Никандров Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. М., 1997- На пути к гуманной педагогике //Советская педагогика — 1990.- № 9.-С.47−53.
- Никандров Н.Д. «Русское православие и российская национальная идея: (Доклад на У11 Рождественских образовательных чтениях. М., 1999) // Alma mater. — 1999. — № 3. — С.23−28.
- Непознанный мир веры.- М., 2002 510 с.
- Николаева О. Православие и культура. М., 2000.
- Ниорадзе В.Г. Проблема воспитания гуманного типа мышления // Воспитание и обучение глазами молодых и их наставников. М., 2000.
- Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию: Размышления священника-психолога. М., 1994. -188с.
- Новиков М.П. Христианизация Киевской Руси: методологический аспект,-М.: 1991.
- Новая парадигма развития России. Под ред. В. А. Коппока, В. М. Матросова М.: Академия. 2000. — 459 с.
- Образование и православие: Материалы областной конференции «Православные традиции в формировании российской школы». Оренбург, 1996. -60с.
- Опыты православной педагогики.- М., 1993.
- Ориген. О началах. Казань, 1899.
- Пантелеева Н.Б. Общечеловеческое и национальное в педагогической теории и практике отечественного образования: Автореферат дис. .канд. пед. наук. -М., 1998.
- Песталоцци И.Г. Антология гуманной педагогики. — М., 1998.
- Песталоцци И.Г. Избр. Пед. соч.: В 2-х т.- М., 1981.
- Петракова Т.И. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков. Автореф дис. д-ра пед. наук.-М., 1999.
- Петерсон Л.Г. Теория и практика построения непрерывного образования. М., 2001.
- Пищулин Н.П., Огородников Ю. А. Философия образования.- М. Д999.
- Победоносцев К. Народное просвещение. М., 1905.
- Половинкин А.А. Что мешает обретению веры в Бога современному человеку России. Волгоград, 1988.
- Платон. Соч в з-х т. -М., 1971, т.З.
- Померанц Г. С. Страстная односторонность и бесстрастие духа. СПб, 1998 — 548 с.
- Приходько С.В. Народная художественная культура как фактор духовного возрождения общества. Автореф. канд. пед. наук. -М., 1997.
- Равкин З.И. Педагогика Царскосельского Лицея Пушкинской Поры, — М., 1999.
- Равкин З.И., Пряникова В. Г. Национальные ценности образования как ориентиры развития отечественной педагогической аксиологии. //Национальные ценности образования. М.: РАО. 1996.
- Разумный В. А. Интегративная педагогика: обретённый смысл М, 2000. 74 с.
- Разумный В.А. Система образования на пороге третьего тысячелетия. -М., 1999.
- Раков Ю.А. Сокровища античной и библейской мудрости. М., 1998. 351 с.
- Рапацкая. Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки. Автореф. дис. .док. пед. наук. -М., 1991.
- Ризз Г. И. Концепция национального воспитания И.А. Ильина. // История педагогики сегодня. СПб., 1998.
- Роджерс К. Становление человека. М., 1994 — 480 с.
- Родчанин Е.Т., Зязюн И. А. Гуманист. Мыслитель. Педагог. Об идеалах В. А. Сухомлинского. -М.: Педагогика, 1991. 107 с.
- Романова JI.A. Цели и средства духовного воспитания личности в педагогической концепции В.В. Зеньковского: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Владимир, 1996.
- Рубинштейн М.М. О религиозном воспитании. // Вестник воспитания. -1913. -№ 1.
- Руссо Ж-Ж. Эмиль или о воспитании. Избр. Пед. соч. -М., 1982.
- Румянцева Т.Д. Воспитание как восхождение к свободе в философско-педагогических взглядах христианско-гуманистических мыслителей России конца XIX начала XX вв. // Проблемы культуры, языка, воспитания. -Архангельск, 1994.
- Саврей В.Я. Философские основания истолкования Священного Писания у Оригена.
- Слово Архипастыря (о. Амвросия). Иваново, 1999.
- Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) Наука и религия. М., 2001.
- Свирина Л.О. Формирование гуманистической направленности личности будущего учителя на основе применения системы проблемных педагогических ситуаций. Автореф. дис. .канд. пед. наук Казань, 1997. 21 с.
- Сергеев А.О. Социально-педагогическая деятельность современных христианских приходов: (На материале России и Германии). Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1998.
- Сильченков К. Прощальная беседа Спасителя с учениками, — СПб., 1997.
- Степашко Л.А. Человек в концепции Я.А. Коменского // Педагогика, 1992.-№ 5−6.
- Сластёнин В.А., Шиянов Е. Н. Гуманистическая парадигма образования как основа формирования отечественной стратегии профессиональной подготовки учителя. -М., 1996.
- Сорокин П.А. Человек и общество в условиях кризиса //Вопросы социологии, 1993.-№ 3.
- Степанова Е.А. Проблема веры в европейской христианской традиции: историко-философский анализ. Автореф. дис. .доктора философ, наук. -Екатеринбург, 1999.
- Соловцова И.А. Теория и методика духовного воспитания: Программа элективного курса для студентов педагогических вузов //Под ред. Н. К. Сергеева, Н. М. Борытко. Волгоград, 2004.- 24с.
- Столяров И.Н. Место и роль христианской этики в формировании духовно-ценностных ориентаций молодёжи: Автореферат дис. .канд. филос. наук. -М., 1996.
- Смирнов П. Христианский взгляд на образование, сущность воспитания с религиозной точки зрения. // Народное образование. 1896, № 1.
- Субетто А.И. Творчество, жизнь, здоровье и гармония. Этюды креативной онтологии. М., 1992. Манифест системогенетического и циклического мировоззрения и Креативной Онтологии. — Тольятти, 1994.
- Сурова JI.B. Православная школа сегодня. Владимир. — 2000.- 484с.
- Сухомлинский В.А. Антология гуманной педагогики. М., 1998 -222 с.
- Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. М., 1969.- С. 14−21.
- Тарасова С.И. Духовное воспитание детей в русской народной педагогике. Автореф. дис. .канд.пед.наук. Белгород.- 2003.- 21с.
- Теория эстетического воспитания. Под ред. Н. Киященко, Н. Лейзерова. -М.: Искусство, 1979. 256 с.
- Тихонова В.И. Формирование нравственной культуры будущего учителя в учебном диалоге. Автореф. дис. .канд. пед. наук. Воронеж, 1997.
- Тихоплав В.Ю., Тихоплав Т. С. Физика веры СПб.: ИД «Весь», 2001 -256 с.
- Троицкий В.Ю. Национальные духовные традиции и будущее русского образования //Педагогика, 1998.- № 2, — С. 3 -7.
- Трубецкой Е.Н. Икона. М., 1996.
- Толстой JI.H. Избр. Пед. произв. М., 1953.
- Турбовской Я.С. Педагогические аспекты воспитания духовности личности в отечественной светской школе. //Сб. «Проблемы формирования духовности личности, М.: РАО, 2000, — С. 146−152.
- Узнадзе. Антология гуманной педагогики М., 2000.
- Ушинский К.Д. Избр. Пед. Соч.: В 2-х т. -М., 1954.
- Ушинский К.Д. Антология гуманной педагогики. — М., 1999. — 224 с.
- Урсул А.Д. Ноосферная модель науки и образования в XXI веке. М. 1999.
- Успенский Ф.И. Очерки по византийской образованности. СПб, 1893.
- Уолш Р. Основания духовности М., 2000. — 316 с.
- Федь А.Н. Диалектика взаимосвязи эстетического воспитания и творческой деятельности в процессе педагогического общения. Автореф. дис. .доктора пед. наук, М., 1986.
- Фельдщтейн Д.И. Феномен Детства и его место в развитии современного общества //Мир психологии.- 2002.- № 1.- С. 9−20.
- Филиппов В.М. Гуманистическая роль образования: православие и воспитание. //Воспитание школьников. 1999. № 3.- С. 5−8.
- Философия русского религиозного искусства Х1У XX вв. Сост. Гаврюшина Н. К. -М., Прогресс, 1993.
- Флоренский П.А. У водоразделов мысли. М., 1996.
- Феномен человека: антология. М., 1997.
- Фомина З.В. Проблемы человеческой духовности: онтологические и аксиологические аспекты. Автореф. дис. .док. филос. наук. Саратов, 1997.
- Фохт-Бабушкин Ю. У. Художественная культура: проблемы изучения и управления.- М., 1986.
- Фромм Э. Иметь или быть? М., 1996.
- Хаксли Д. Религия без откровения М. 1992.
- Хомяков А.С. Соч. -М., 1994. Т.1.
- Ходусов А.Н. Формирование методологической культуры учителя. Автореф. дис. .канд. пед. наук М., 1998. — 32 с.
- Христианство: Энциклопедический словарь в 3-х т. М., 1993−1995.
- Церковь, дети и современный мир. СПб., 1997.- 173 с.
- Циолковский К.Э. Грёзы о Земле и Небе. Тула, 1989.
- Шаталов А.А. Вопросы духовно-нравственного формирования личности в филосовско-педагогическом наследии JI.H. Толстого //Современные проблемы историко-педагогических исследований. М.: НИИТП, МИ РАО, 1992.-С. 53−57.
- Шаталов А.А. Проблемы народной школы в педагогике Л.Н.Толстого. Автореф. дис. .докторапед. наук. -М., 1995.
- Штейнер Р. Педагогика, основанная на познании человека: семь лекций, прочитанных в Торки (Англия). М., 1996.
- Шафф Ф. Иисус Христос чудо истории. — СПб., 1896.
- Шадриков В.Д. Происхождение человечности.- М.: «Логос», 1999.- 200 с
- Шадриков В.Д. Философия образования и образовательной политики.
- Шацкий С.Т. Собр. Соч. в 4-х т., М., 1962.
- Шестун Е. Православная педагогика. М., 1998.
- Шевченко Г. П. Взаимодействие искусств в эстетическом воспитании и развитии подростков. Автореф. дис. .доктора пед. наук. Киев, 1986.
- Шмелёв И. Крест просвещения //В кн. «Опыты православной педагогики».
- Шюре Э. Великие посвящённые М., 1998 578 с.
- Щедровицкий Д.В. Введение в Ветхий Завет. М., 2001.
- Щетинин М.П. Объять необъятное. М., 1986.
- Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника М., 1998. — 45 с.
- Халил И.А. Использование нравственного потенциала Ислама в воспитании учащихся подросткового возраста. Автореф. дис. канд. пед. наук. Казань, 1996. — 22 с.
- Харисова JI.A. Религиозная культура в содержании образования. М.: Просвещение. — 2002. — 336 с.
- Христианская этика: Программа и методические рекомендации к факультативным занятиям (в педагогическом университете). Рязань, 1996.
- Хомяков А.С. По поводу отрывков, найденных в бумагах И.В. Киреевского //Филос. науки.-1991.- № 11.
- Элиаде М. Избр. соч. Очерки сравнительного религиоведения. /Пер. с англ. М., 1999.
- Эльконин Д.Б. Психологические условия развивающего обучения. -Киев, 1970.
- Юнг К. Проблемы души нашего времени, — М., 1996.
- Юрьева И.Ю. Пушкин и христианство.- М., 1999 277 с.
- Яблоков Н.И. Философские аспекты диалога мировоззрений МГУ, 1998.
- Якимович И.Г. Педагогические условия формирования гуманистической культуры личности подростка во внеурочной деятельности. Автореф. дис. канд. пед. наук, Брянск, 1997. — 24 с.
- Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. М.: Высшая школа, 1985 -286 с.
- Янышев И.Л. Православно-христианское учение о нравственности.-СПб, 1906. 480 с.
- Ямбург. Е.А. Эта скучная наука управление. М. — 1995.