Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие вариативных форм дошкольного образования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Центры игровой поддержки ребенка пользуются популярностью среди населения. Данные центры создаются для детей от шести месяцев до трех лет и организуют психолого-педагогическую деятельность, направленную на всестороннее развитие детей этого возраста на основе использования в практике воспитания современных игровых технологий. Деятельность таких центров определяется образовательной программой… Читать ещё >

Развитие вариативных форм дошкольного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Детский сад в России на протяжении полутора веков является самой популярной организацией для осуществления дошкольного образования на высоком качественном уровне. Современный образовательный процесс в ДОУ отличается комплексным характером услуги, включающей в себя реализацию общеобразовательной программы дошкольного образования, присмотр, уход, организацию питания и медицинского обслуживания. Жизнедеятельность ребенка в детском саду организована с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей, потребности в общении со сверстниками и определяется необходимостью сопровождения процессов развития, воспитания и обучения компетентными специалистами.

В связи с нехваткой мест в дошкольных образовательных учреждениях для детей раннего и дошкольного возраста проблема общедоступности дошкольного образования с середины 1990;х гг. решается благодаря развитию вариативных форм дошкольного образования: групп кратковременного пребывания ребенка в детском саду, центров игровой поддержки, лекотек, консультативных центров, служб ранней помощи и пр. Эти формы отличаются по ряду параметров, таких как время пребывания ребенка в детском саду, объем и сфокусированность образовательных услуг, включенность родителей в образовательный процесс, организация предметной среды, особенности взаимодействия педагогов с ребенком и его родителями (Т. И. Ерофеева). Вариативные формы дошкольного образования наряду с традиционным детским садом призваны оказывать психолого-педагогическую помощь семье в образовании ребенка.

Группы кратковременного пребывания детей среди новых форм дошкольного образования получили наибольшее распространение. Данная форма ориентирована на всестороннее развитие детей раннего и дошкольного возраста, не посещающих ДОУ, на их своевременную социализацию, адаптацию ребенка к дошкольному учреждению, психолого-педагогическое просвещение родителей. Содержание образовательного процесса в группах кратковременного пребывания определяется образовательной программой дошкольного образовательного учреждения. Образовательный процесс в таких группах компактен, гибок, учитывает потребности родителей и особенности детей.

Группы кратковременного пребывания различаются по назначению:

  • 1) адаптационная группа призвана обеспечить успешную адаптацию детей раннего возраста к поступлению в дошкольное учреждение;
  • 2) группа для детей с отклонениями в развитии (для детей в возрасте от 2 до 7 лет) создается с целью воспитания, обучения и развития детей с различными нозологиями, для оказания систематической психолого-медико-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • 3) группы вечернего пребывания, выходного и праздничного дня (для детей от 2 до 7 лет) и группы «Играя, обучаюсь» (для детей от 1,5 до 7 лет) позволяют обеспечить присмотр и уход за детьми, обогатить опыт общения ребенка со сверстниками в совместной игровой деятельности, а также оказать помощь семье в вопросах воспитания, обучения и развития детей.

Центры игровой поддержки ребенка пользуются популярностью среди населения. Данные центры создаются для детей от шести месяцев до трех лет и организуют психолого-педагогическую деятельность, направленную на всестороннее развитие детей этого возраста на основе использования в практике воспитания современных игровых технологий. Деятельность таких центров определяется образовательной программой дошкольного образовательного учреждения, на основе которой разрабатывается индивидуально ориентированная программа для ребенка. Психолого-педагогическая работа с ребенком и его семьей осуществляется в форме групповых игровых сеансов (продолжительностью не более 1 ч), а также консультаций и обучающих тренингов для родителей.

Лекотеки (службы, предназначенные для детей от 2 месяцев до 7 лет, не посещающих государственное образовательное учреждение по состоянию здоровья или развития и нуждающихся в психологопедагогической и медико-социальной помощи) широко востребованы среди родителей. Приоритетными направлениями их деятельности являются психолого-педагогическое обследование ребенка, проведение психопрофилактической и психокоррекционной работы с ребенком и членами его семьи; обучение родителей, педагогов и специалистов детского сада методам игрового взаимодействия с ребенком. При разработке образовательных маршрутов максимально учитываются особенности психофизического и личностного развития воспитанника. В образовательной деятельности специалисты и педагоги отдают предпочтение игровым и арт-терапевтическим методам и техникам психологической помощи воспитаннику и его семье.

Консультативные пункты, предназначенные для родителей детей в возрасте от года до семи лет, воспитывающихся в условиях семьи, имеют высокий спрос и создаются как самостоятельные структурные подразделения образовательного учреждения, реализующего программу дошкольного образования. Задачами деятельности консультативного пункта являются:

  • а) оказание всесторонней помощи родителям по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка;
  • б) содействие в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения;
  • в) проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей;
  • г) обеспечение взаимодействия между государственным образовательным учреждением и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей.

В рамках консультативного пункта проводится работа как с родителями, так и с детьми. Особенностью работы пункта является интеграция деятельности воспитателя, руководителя физической культуры, музыкального руководителя, педагога-психолога, учителя-логопеда. Индивидуальная или подгрупповая работа с детьми организуется в присутствии родителей. Консультирование родителей проводится в индивидуальных, подгрупповых или групповых формах в виде лекций, бесед, семинаров-практикумов.

Служба ранней помощи (для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения по состоянию здоровья или развития) призвана решить целый комплекс задач, обеспечивающих сопровождение семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья:

  • 1) проведение психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития (риском нарушения) и особенностями семей (родительских позиций, условий и трудностей семейного воспитания и т. д.);
  • 2) оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям в адаптации, социализации и интеграции;
  • 3) определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка;
  • 4) повышение психолого-педагогической культуры родителей;
  • 5) включение семьи в процесс воспитания и обучения ребенка.

Согласно законодательству в области образования субъекты Российской Федерации имеют нормативно закрепленные полномочия для внедрения новых организационных форм дошкольного образования. В российских регионах апробируются такие формы дошкольного образования, как семейные детские сады, гувернерские группы, семейные клубы, социальные игровые комнаты, школы развития, центры дополнительного образования детей, дошкольные мини-центры, корпоративные детские сады и др., которые организованы как структурные подразделения в муниципальных и негосударственных образовательных организациях, научных организациях. Развитие данных форм образования позволяет решить центральную проблему дошкольного образования — обеспечение его общедоступности для всех категорий детей.

Таким образом, современный этап развития дошкольного образования рассматривается как период существенных изменений его целевых ориентиров, содержания, функций, организационных форм, что способствует реализации права каждого ребенка на качественное и доступное образование. Дошкольное образование призвано обеспечить равные стартовые условия для своевременного и полноценного физического и психического развития ребенка дошкольного возраста как основы его социализации и успешного обучения в основной общеобразовательной школе.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой