Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Угрозы, источники и факторы негативных информационных воздействий

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Коммуникация в Интернете — это глобальное общение между людьми, в котором устно-речевая стихия в грубо сниженных ненормированных появлениях играет достаточно большую роль. Оценочные характеристики речи со знаком «минус» всегда были более привлекательны для восприятия в обыденной жизни, несмотря на свою табуированность, ведь не спокойная устная речь, а именно резкая реплика привлекает внимание… Читать ещё >

Угрозы, источники и факторы негативных информационных воздействий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Доктрина информационной безопасности РФ представляет собой элемент системы обеспечения национальной безопасности в информационной сфере. В информационной сфере можно выделить три компонента, связанные с человеческими ресурсами; программно-техническими средствами и технологиями; системой управления. Человеческие ресурсы субъектов подразумевают наличие субъектов, деятельность которых ориентирована на формирование и обработку информации использование и развитие информационных технологий. К программно-техническим средствам и технологиям относятся: информация, объекты информатизации, информационные системы, сайты в сети Интернет, сети связи, информационные технологии. Система управления представляет собой набор механизмов регулирования общественных отношений.

Угроза информационной безопасности РФ — совокупность действий и факторов, создающих опасность нанесения ущерба национальным интересам в информационной сфере [11].

Основные информационные угрозы в соответствии с доктриной информационной безопасности РФ [11]

  • 1. Внедрение информационных технологий без увязки с обеспечением информационной безопасности и трансграничный оборот информации часто используемый другими государствами для достижения их корыстных целей.
  • 2. Ведение технической разведки и наращивание рядом государств возможностей информационно-технического воздействия на информационную инфраструктуру в военных целях.
  • 3. Оказание информационно-психологического воздействия, направленного на дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в различных регионах мира специальными службами отдельных государств. Наращивание информационного воздействия на население России, в первую очередь на молодежь, в целях размывания традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
  • 4. Информационное воздействие террористических и экстремистских организаций на индивидуальное, групповое и общественное сознание в целях нагнетания межнациональной и социальной напряженности, разжигания этнической и религиозной ненависти либо вражды, пропаганды экстремистской идеологии, привлечение к террористической деятельности.
  • 5. Компьютерная преступность в кредитно-финансовой сфере, нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина в отношении неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны.
  • 6. Применение отдельными государствами информационных технологий в военно-политических целях для осуществления действий, противоречащих международному праву.
  • 7. Угрозы применения информационных технологий в целях нанесения ущерба суверенитету, территориальной целостности, политической и социальной стабильности РФ.
  • 8. Зависимость отечественной промышленности от зарубежных информационных технологий (электронной компонентной базы, программного обеспечения, вычислительной техники и средств связи).
  • 9. Недостаточная эффективность отечественных научных исследований, недостаточная кадровая обеспеченность в области информационной безопасности, отсутствие комплексной основы в мероприятиях по обеспечению безопасности информационной инфраструктуры.
  • 10. Отсутствие международно-правовых норм, регулирующих межгосударственные отношения в информационном пространстве приводят к стремлению отдельных государств использовать технологическое превосходство для доминирования в информационной сфере.

Характерной особенностью инициативной и талантливой, современной молодежи является жажда новых знаний, стремление ко всему непознанному, разработка и проведение экспериментов, приобретение, в том числе и социального опыта. Информационная образовательная среда позволяет и в большей степени самообразовываться и самостоятельно приобретать опыт социального взаимодействия. Но в этой бесконтрольной самостоятельности в информационной среде молодых людей, поджидают и большое количество информационных угроз, избежать которых без целого комплекса мероприятий по обеспечению информационной безопасности молодежи практически невозможно [5]. Необходимо не только непосредственное участие и государства, научно-образовательной общественности и социума в борьбе с информационными угрозами, но и формирование у детей и молодежи своего рода иммунитета к информационным агрессиям, самостоятельности в распознавании информационных угроз и обеспечении личной информационной безопасности. Рассмотрим подходы по обеспечению молодежи средствами информационной безопасности для безопасного взаимодействия в информационной среде.

Информационная безопасность — это состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, государств; область знаний, которая изучает все виды опасностей, угрожающих человеку и его сообществам (государству, общественным и иным организациям) со стороны информации и информационной среды, разрабатывает методы и механизмы их предвидения и предупреждения, способы и средства защиты человека и социума от этих опасностей, а также закономерности, психолого-педагогические и организационные основы формирования качеств личности безопасного типа поведения с характерно выраженной информационной составляющей [9, с. 98].

Информационная безопасность является системообразующим компонентом информационной культуры: информационная культура специалиста — это совокупность личностных качеств, характеризующих его способности и потребности использовать доступные информационные возможности для систематического и осознанного поиска нового знания, его интерпретации, распространения и использования в профессиональной деятельности и с целью самосовершенствования с учетом уровня развития информационных и коммуникационных технологий и выполнения требований информационной безопасности, обеспечивающих эффективное и безопасное использование информационных ресурсов в интересах общества и личности [10].

Лапченко Н. Н. понятие информационной безопасности трактуется как состояние защищенности информационной среды, обеспечивающей жизненно важные интересы человека (витальные, физические, психологические, генетические, репродуктивные, интеллектуальные и духовные) от внешних и внутренних угроз [7, с. 140].

Необходимость социально-философского анализа процессов информатизации в глобализирующемся мире обусловлена прежде всего тем, что под влиянием глобальных информационных взаимодействий и противоречивой информации формируется человек со своими нетрадиционными ценностными установками [8, с. 15]. Глобальная информатизация и информационные технологии не только открывают новые возможности во всех сферах человеческой деятельности, но и порождают новые проблемы, связанные с информационной безопасностью. От характера информатизации зависит во многом судьба человека — станет ли он всесторонне развитой личностью с утверждением гуманных ценностных установок, или же информатизация ускорит отрицательные трансформации человеческого духа и организма [3, с. 16].

Характерной современной особенностью процесса обучения молодежи стало то, что после первого курса, студенты начинают осознанно обращаться к различным источникам социально значимой информации и активно использовать информационные технологии в образовательной деятельности, по причине того, что постоянно возрастает количество электронных информационных ресурсов, используются различные программные продукты и мультимедийные средства [7, с. 140—142].

Под коммуникативной угрозой в интернете мы будем понимать специфические речевые действия, вызывающие нарушение устоявшихся в обществе этико-психологических, юридических и языковых норм, приводящие к деструкции безопасности ситуации общения в Сети. То есть коммуникативная угроза — это специфическая речевая опасность, которая может ожидать практически любого участника социальных медиа.

Стремительное развитие медиа-технологий в современном мире принципиально меняет образ жизни миллионов людей, позволяет преодолевать пространство и время и общаться напрямую, находясь за тысячи километров друг от друга. Доступ к информации постоянно обновляется, и каждому человеку предоставляется возможность получать ее в любое время по мере необходимости. Многообразие средств, условий, ресурсов, которые предлагает Всемирная сеть, делает и возможности взаимодействия в ней безграничными. Быстрота, оперативность, доступность, высокая степень непринужденности взаимодействия — ведущие факторы, позволившие интернету стать практически незаменимым в современной повседневной коммуникации. В то же время непрерывный, многообразный и полиинтенциональный мультипоток информации, получаемый из Паутины, формирует условия многостороннего общения, создавая максимальную загруженность поля взаимодействия участников виртуального пространства. С одной стороны, формируется желание как можно больше получать информации из Сети и общаться в ней, с другой — нехватка времени (загруженность учебой, профессиональной деятельностью и т. п.) создают благоприятную среду для психологической неустойчивости индивида в интернет-коммуникации. Кроме того, на данную составляющую накладываются еще и социальные факторы, которые обостряют цейтнот общения. В частности, это «высокая степень напряженности межличностных и межэтнических отношений в современном мультикультурном обществе, связанная с нестабильностью экономического и политического положения социума; снижение уровня общей культуры, обусловленное изменением ценностных ориентаций индивида и социума в целом; деструктивное влияние СМИ на индивида, приводящее к усилению чувства неуверенности и нестабильности под воздействием потоков негативной информации»; стремительные изменения социальной жизни, утрата привычной системы социальной защищенности и, как следствие, снижение психологического ресурса сопротивляемости человека негативным воздействиям среды [2, с. 81,102]. Все эти признаки создают угрозы для толерантного взаимодействия в интернете и повышают уровень речевой агрессии.

по

Непрямое общение в Интернете демократизирует лингвистическую систему, создает условия для более раскрепощенного естественного общения. Полилог форумов и чатов имеет сложную разветвленную структуру, обусловленную включением в текст новых персонажей, которые могут незаметно появляться в поле общения и выходить из него. Кроме того, возможность оставаться в чатах, на форумах, в некоторых социальных сообществах анонимными, используя псевдонимы (ники), позволяет обмениваться мнениями просто, понятно, без церемоний, нередко пренебрегая разного рода социальными табу офлайн-общения.

Это, в свою очередь, несет определенные угрозы эффективному интернет-общению, поскольку способствует «возникновению новых форм нарушения правил речевого поведения, этических и этикетных норм, таких, как троллинг, флуд, флейм, спам» [6, с. 158].

Данные негативные речевые явления вносят деструктивные стратегии в тематическое, структурное русло коммуникации, повышая градус негатива между собеседниками, создают конфликтные ситуации и враждебные споры. Выступая под разными именами, тролли при этом могут преследовать развлекательные, рекламные, социально-идеологические или иные цели. Языковая форма выражения провокационных выпадов может быть разнообразной, начиная от примитивных односложных высказываний и заканчивая саркастической речевой игрой, переполненной скрытыми усмешками, жесткими остротами вперемешку с издевками и оскорблениями.

Вот фрагмент перепалки между участником форума и троллем:

Финист740публиковано: 5 Февраль, А ты приедь и проверь! А если нет, но все равно что-то не нравится — поучись людей не оскорблять, особенно, своим невнятным бормотанием, которое ты пытаешься выдавать за нечто загадошное, но воспринимаемое всеми как бред сумасшедшего! И это, если тебе так неприятно общаться со мной, не обращайся ко мне, не упоминай меня в своих грязных пасквилях, и за это тебе будет бонус, я ваще забуду, что ты на форуме есть, КАПИШЬ?

МаячокОпубликовано: 5 Февраль (изменено) Могу поделиться психологическим портретом Финиста74: недалекий, быдловатый, склонный к самолюбованию любитель устраивать срач и разборки, добавлю хамит и воюет с женщинами, Родину собрался защищать ловушкой, ножом и лопатой, увлекается самообороной, до остальных ему нет дела, живет еще в блиндаже с Амуром, [http://forum.topwar.ru/topic/2701- trolli-na-forume/?page=2] (дата обращ.: 27.03.2016).

Одни и те же тролли могут выступать под разными именами для того, чтобы обеспечить себе условных сторонников общения, так называемую квазиподдержку, особенно если их сообщения намеренно игнорируются. Кроме того, тролли могут вносить в обсуждение новые темы, флудить, загромождая полилог пространными умозаключениями нередко уничижительного или оскорбительного характера в отношении участников диспута, вызывая раздражение и даже негодование адресатов. Крайним проявлением такой адресной агрессии, эмоциональным выплеском возникающем при деструктивном общении, является нецензурная брань, переход к обсуждению национальности оппонента, высказывание взаимных угроз в такой ситуации собеседник или не хочет, или психологически уже не может сдерживать свои эмоции в отношении тролля.

Например:

ШРЕК11.05.2008 — 15:41.

Е.нарот, парни, так и не дошел до вас смысл статьи… Написано же — НЕ КОРМИТЕ ТРОЛЛЕЙ… А вы тут о самом главном и единственном тролле базарите… Да забейте вы на него… Не обращайте внимания, он сам с. бется… Все его посты и посты о нем буду тереть… [http://forum.athlete.ru/tll044/] (дата обращения: 30.03.2016).

В данном примере чувствуется высокая степень раздражения модератора, борющегося с троллизмом на форуме, выраженная в использовании искаженной орфографии, сниженной лексики: обесцененных слов, просторечий, жаргонизмов.

Безусловно, некультурное лингвистическое поведение может возникнуть не только как реакция на тролля, но и как проявление разного рода эмоций, средство выпускания пара, снятия психологической напряженности, накапливаемой в большом количестве в кризисное время, а также отражением специфики характера человека, его культурного уровня, степени толерантности в отношении к другим национальным культурам. Подобное поведение создает многочисленные прецеденты появления в интернете ненормативных лексем, несмотря на запреты использования нецензурной лексики (например, для владельцев сайтов) [34], которые легко обходятся скрытыми методами: изменением нормативной орфографии (перестановка, замена, пропуск букв и т. п.), использованием в бранном слове вместо некоторых букв точек или других символов и т. п. Такие приемы используются, скорее всего, не с целью пощадить общественную нравственность, а для того, чтобы избежать запрет на доступ к сайту.

Бранные слова, вышедшие из устно-речевой стихии, а также другие внелитературные элементы (жаргонизмы, варваризмы и пр.), которые также достаточно интенсивно заполняют поле свободного общения в интернете в любом своем проявлении, безусловно, уничижают сложившиеся культурные стереотипы, однако зафиксированные в письменном тексте Интернета и рассчитанные на яркое визуальное восприятие, они несут еще более разрушительный эффект.

Понятно, что текст, содержащий инвективные слова и выражения, будет и по структуре, и по содержанию далек от совершенства, особенно когда коммуникантов переполняют негативные эмоции и недостаточно времени для обдумывания речевого действия, и, если общение происходит в чате, в режиме реального времени (спонтанное высказывание). В языке при этом, как правило, преобладает разговорно-сниженная лексика, предложения характеризуются односложностью, искаженной структурой с разнообразными синтаксическими ошибками. Грубость одного собеседника, как правило, вызывает ответную аналогичную реакцию. Причем общение, начавшееся в рамках литературного языка и определенной тематики, может закончиться переходом на личности и грубыми взаимными оскорблениями.

Коммуникация в Интернете — это глобальное общение между людьми, в котором устно-речевая стихия в грубо сниженных ненормированных появлениях играет достаточно большую роль. Оценочные характеристики речи со знаком «минус» всегда были более привлекательны для восприятия в обыденной жизни, несмотря на свою табуированность, ведь не спокойная устная речь, а именно резкая реплика привлекает внимание людей, выбиваясь из общего словесного потока [4]. А в социальных медиа грубо просторечная, нецензурная лексика, используемая в конфликтных полилогах и являющаяся негативным образцом речевого поведения, тиражируется, создавая коммуникативные угрозы для культурно-психологической составляющей общества, эффективного функционирования кодифицированного литературного языка в мультикультурной среде.

В связи с этим особенно актуализируется понимание молодежью гуманистических аспектов информационной безопасности. Важно, чтобы современная молодежь четко представляла источники и факторы, обусловливающие возникновение социальных конфликтов в информационной сфере, основные механизмы их регулирования; учитывала угрозы негативных информационных воздействий на индивидуальное и общественное сознание и психику людей, их здоровье [7, с. 141— 142].

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Какую информацию о себе вы считаете возможным разместить в социальных сетях, и с какой целью?
  • 2. Какую информацию нельзя выкладывать в социальных сетях и какие риски могут возникнуть с ее появлением в глобальной сети?
  • 3. Какой потенциальный вред может причинить размещение вами информации о себе и своих действиях (фото, видеосюжеты) в социальных сетях? Приведите примеры, связанные с известными политиками, бизнесменами, медийными фигурами.
  • 4. Как сочетаются понятия информационная культура и информационная безопасность?
  • 5. Насколько следует детализировать указываемые о себе персональные данные при составлении резюме для рассылки его по электронной почте и размещения на сайтах для поиска работы?
  • 6. Могут ли из корыстных побуждений возникнуть угрозы жизни человеку при разглашении информации о семейном положении, близких, материальном благополучии и т. п. Составьте таблицу, в первом столбце которой будет указан тип разглашаемой о человеке информации, а во втором столбце соответствующие потенциальные угрозы жизни и здоровью человека.
  • 7. Насколько важно соблюдение этических норм при удаленном взаимодействии посредством сети Интернет для социума?
  • 8. Сформулируйте возможные информационные и коммуникативные угрозы вашему социальному пространству. Выполните их ранжирование. Обоснуйте получившийся результат на примере угрозы с максимальной степенью опасности.
  • 9. Какова роль человеческого фактора в разглашении конфиденциальной информации сотрудником организации по сравнению с внешними попытками ее хищения?
  • 10. Насколько важно знание иностранных языков для осуществления коммуникации в сфере учебы, работы, научной деятельности и бизнесе?

Информационные источники и литература

  • 1. Баева, И. А., Волков, Е. Н., Лактионова, Е. Б. Психологическая безопасность образовательной среды: развитие личности / под ред. И. А. Баевой. — М.; СПб.: Нестор-История, 2011. — 272 с.
  • 2. Баженова, И. В. Речевая агрессия как проблема лингвистической безопасности / И. В. Баженова // Вестник Военного университета. —
  • 2012. — № 2 (30). — С. 79—84.
  • 3. Бочаров, М. И. Основы информационной безопасности в содержании учебных предметов на этапе основного общего образования / М. И. Бочаров // Информатизация образования и науки. — М. — 2010. — № 4. — С. 56—66.
  • 4. Бочарова, Т. И., Бочаров, М. И. Коммуникативные угрозы интернет-общения / Т. И. Бочарова, М. И. Бочарова // Тенденции и закономерности развития современного российского общества: экономика, политика, социально-культурная и правовая сферы: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Чистополь, 15 апреля 2016 г. Казанский инновационный университет им. В. Г. Тимирясова (ИЭУП). — Казань: Казанский инновационный университет им. В. Г. Тимирясова (ИЭУП), 2016. — Ч. II. — С. 156—158.
  • 5. Информационные угрозы молодежной социальной среде и способы обеспечения информационной безопасности // Развитие творчества молодежи в информационной образовательной среде: монография / под общ. ред. С. В. Зенкиной. — М.: МАКС Пресс, 2012. — С. 44—65.
  • 6. Карабань, Н. А. Этический аспект интернет-коммуникации // Интернет-коммуникация как новая речевая формация: колл, монография / науч. ред. Т. Н. Колокольцева, О. В. Лутовинова. — М.: ФлинтаНаука, 2012. — 328 с.
  • 7. Лапченко, Н. Н. Проблемы информационной безопасности в молодежной среде / Н. Н. Лапченко // Социологические исследования. — 2009. — № 8. — С. 139—142.
  • 8. Лапченко, Н. Н. Социально-философский анализ информатизации техногенного общества: автореф. дис. … канд. филос. наук / Н. Н. Лапченко. — Москва, 2011.
  • 9. Митрохина, Е. Ю. Информационная безопасность личности как социологическая проблема: дис… канд. социол. наук / Е. Ю. Митрохина. — М.: РАН Институт социально-политических исследований, 1999.
  • 10. Поляков, В. П. Методическая система обучения информационной безопасности студентов вузов: автореф. дис. … д-ра пед. наук / В. П. Поляков. — Нижний Новгород: Волжский государственный инженерно-педагогический университет, 2006.
  • 11. «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации» (Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 646).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой