Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

«Духовное делание» и Василий Зеньковский

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Питирим Александрович Сорокин (1889—1968) — американский социолог русского происхождения. Один из создателей теорий социальной стратификации и социальной мобильности. Поступил в Психоневрологический институт В. М. Бехтерева в 1909 г., где М. М. Ковалевский и Е. В. де Робсрти открыли первую в России кафедру социологии. За неуплату Сорокина отстранили от занятий. Он учился у выдающегося профессора… Читать ещё >

«Духовное делание» и Василий Зеньковский (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Василий Васильевич Зеньковский (1881 — 1962) — философ и богослов, деятель образования. По окончании Киевского университета в 1909 г. преподавал в университете и на Киевских Высших женских курсах. Командирован в Германию и Италию в 1913—1914 гг. Религиозная философия Владимира Соловьева оказала на Зеньковского большое влияние. Назначен директором Киевского Фребелевского института дошкольного воспитания. Эмигрировал в 1920 г. и читал лекции по философии в Белградском университете с 1922 г. Опубликовал книгу «Психология детства» в 1923 г. Зеньковский положил идею «иерархической конституции» личности в основу периодизации детства, где на разных этапах развития ребенка доминируют ее «страты» (тело, душа, дух). Зеньковский — один из основателей Русского педагогического института им. Я. А. Коменского в Праге, где заведовал кафедрой детской психологии (1923—1926). Преподавал богословие и педагогику в Свято-Сергиевском Православном богословском институте в Париже (1927—1962). Зеньковский избран председателем Педагогического бюро по зарубежным русским школьным делам в 1923 г. Идея «духовного устроения» — вклад Зеньковского в педагогику. На протяжении долгих лет — с 1923 по 1960 г. — Зеньковский был по праву идейным лидером Русского студенческого христианского движения. Зеньковский — основатель Православной педагогики «духовного делания» в русском зарубежье. Он рассматривает педагогику с точки зрения веры: церковь, семья, школа — важнейшие факторы формирования личности. Педагогика должна способствовать духовному становлению детей, религиозное воспитание способно спасти национальную самобытность русских в диаспоре. Курс лекций в Свято-Сергиевском богословском институте Зеньковский положил в основу «Истории русской философии» в четырех томах опубликованной в Париже в 1948—1950 гг. Он автор трудов: «Психология детства» (1923), «Курс общей психологии» (1925), «Беседы с юношеством в вопросах пола» (1929), «Русские мыслители и Европа» (1955), «Дар свободы» (1928), «Н. В. Гоголь» (1961), «Основы христианской философии» в двух томах (1961—1964); «История русской педагогики в XX в.» (1960). Зеньковский умер в Париже в 1962 г.

Питирим Александрович Сорокин (1889—1968) — американский социолог русского происхождения. Один из создателей теорий социальной стратификации и социальной мобильности. Поступил в Психоневрологический институт В. М. Бехтерева в 1909 г., где М. М. Ковалевский и Е. В. де Робсрти открыли первую в России кафедру социологии. За неуплату Сорокина отстранили от занятий. Он учился у выдающегося профессора Л. И. Петражицкого в Петербургском университете в 1914 г. и был оставлен для подготовки к профессорскому званию приват-доцента в 1916 г. После Февральской революции он редактировал газеты правых эсеров «Дело народа» и «Воля народа». Ученый был выслан за границу на «Философском пароходе» в 1922 г. Выехал в США в 1923 г., где преподавал в различных колледжах и университетах, с 1924 г. — профессор университета Миннесоты. «В соответствии с новой интегральной теорией познания мы имеем не один, а, по крайней мере, три различных канала познания: чувственный, рациональный и сверчувственный — сверхрациональный»[1]. «История человеческого знания — это кладбище, заполненное неправильными эмпирическими наблюдениями, неправильными рассуждениями и псевдоинтуициями. При интегральном использовании этих трех каналов познания они дополняют и контролируют друг друга», — писал Сорокин[2]. Сорокин получил грант в 10 тыс. долларов от Гарвардского университета и опубликовал колоссальный по объему труд «Социальная и культурная динамика» (1937—1941). Сорокин основал социологический факультет в Гарвардском университете и руководил им в 1931 — 1942 гг., профессор Гарвардского университета — в 1931 — 1959 гг. Сорокин — один из создателей теорий социальной стратификации и социальной мобильности. Историческую эволюцию он рассматривал как циклическую смену основных типов культуры, в основе которых «интегрированная сфера аксиологии», символов. Сорокин — автор трудов: «Система социологии» (1920), «Социология революции» (1925), «Социальная мобильность» (1927), «Социальная и культурная динамика», «Общество, культура и личность: их структура и динамика; система общей социологии» (1947), «Восстановление гуманности» (1948), «Альтруистическая любовь» (1950), «Социальные философии в век кризиса» (1950), «Смысл нашего кризиса» (1951), «Пути и власть любви» (1954); «Интегрализм — моя философия» (1957), «Власть и мораль» (1959), «Взаимная конвергенция Соединенных Штатов и СССР» (1960), «Дальняя дорога. Автобиография» (1963), «Главные тенденции нашего времени» (1964), «Социология вчера, сегодня и завтра» (1968).

Григорий Яковлевич Трошин (1874—1939) — невропатолог, педагог. По окончании Казанского университета в 1890 г. работал в больнице для душевнобольных Св. Николая Чудотворца в Петербурге. Под руководством В. М. Бехтерева подготовил диссертацию в 1903 г. По собственному проекту Трошин организовал первую в России школу-лечебиицу для детей с отклонениями в развитии в 1906 г. Трошин написал «Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей» в 1915 г., продолжая концепцию педагогической антропологии. «В ненормальности ребенка многие усматривают только болезнь, в то время как имеется колоссальное количество областей, не незатронутых болезнью»[3]. Трошин разработал проект первой в России вспомогательной школы-лечебницы для умственно отсталых детей в Петербурге (1906—1916), здесь он провел экспериментальное исследование, что стало основой его капитального труда «Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей»[4]. Он осуществлял психолого-педагогическую помощь детям с отклонениями в развитии. «Хорошо воспитывать, значит вести ребенка по тем стадиям, которые он должен пройти; дурно учить — пренебрегать естественными стадиями; узнать ребенка значит определить стадию, на которой он находится», — писал Трошин[5]. Его выслали из России в 1922 г. Он преподавал в Русском юридическом институте и Русском педагогическом институте им. Я. А. Коменского в Праге, заведовал кафедрой педологии. Он впервые в мире предложил комплексный метод к изучению детской патологии на основе антропологического подхода. Он автор работ: «Строение душевных болезней» (1927), «Заболевания психической заразительности» (1928), в которой исследовал массовые психозы, возникающие во время революций и социальных движений. Трошин предлагал рассматривать общие законы развития нормального ребенка и ребенка с патологией: «Что касается психического недоразвития, то до сих пор мышление ненормальных детей изучают лишь с отрицательной точки зрения, сравнивают их с нормальным и отмечают лишь отсутствие одного, другого, третьего…, но чтобы охарактеризовать недоразвитое мышление, необходимо начинать с самых примитивных форм суждения, которые в обычной психологии и логике совсем не рассматриваются, или если разбираются, то не имеют даже особых названий»[6]. Трошин скончался в Праге в 1939 г.

Елена Владимировна Антипова (1892 — 1974) закончила Сорбонну в 1911 г., проводила опытно-экспериментальной работу по измерению интеллектуальных способностей детей школьного возраста, познакомилась с методами проверки умственных способностей и изучала взаимосвязь между речевым развитием и двигательными навыками. Она изучала педагогическую психологию в Институте Жан-Жака Руссо в 1912—1916 гг. и посвятила себя исследованиям по тестированию интеллекта и обучению детей. В Женеве она работала в качестве школьного учителя в экспериментальной школе «Maison de Petits» с целью экспериментов с новыми методами образования. Вернулась в 1916 г. в Петроград. Антипова работала в приюте для брошенных детей, которые потеряли свои семьи во время войны. Она изучала воздействие войны на психическое развитие детей дошкольного возраста. Антипова познакомилась с историко-культурным подходом в психологии, опубликовала статьи о результатах исследований детских познавательных способностей в 1924 г. Однако, статьи были подвергнуты жесткой критике со стороны власти за якобы демонстрацию превосходство детей знати над детьми рабочих в стандартизированных тестах. Эмигрировала в 1925 г. и вернулась в Институт Руссо в Женеве. По приглашению правительства Бразилии 1929 г. работала в штате МиносЖерайс, создавала приюты для проблемных детей. Основала Дом юного рабочего и скаутскую организацию, школу-приют для детей с особенностями развития «Фазенда Росарио». Работала в педагогическом колледже в Бразилии, где основала «Общество Песталоцци», чтобы помочь решить проблемы одаренных и социально незащищенных детей. Вскоре после того обществом был создан медико-педагогический центр для детей с психическими расстройствами. В 1940—1950;х гг. открыла школу на Фазенда Росарио — экспериментальную площадку обучение учителей для сельских школ. Более 45 лет она исследовала детей с нарушениями психического здоровья, сделав значительный вклад в развитие модели специального образования и службы поддержки для людей с ограниченными возможностями в момент, когда детей с ограниченными возможностями преследовали, сажали в тюрьму и даже убивали в разных странах. В результате усилий Антиповой в настоящее время существует более 100 «Обществ Песталоцци», которые предоставляют услуги для людей с ограниченными возможностями.

Владимир Владимирович Набоков (1899—1977) — великий русский писатель. После окончания Тенешевского училища в 1916 г. опубликовал сборник стихов. Он провел детство и юность в Санкт-Петербурге и в загородном поместье Выра. В семье разговаривали на русском, английском и французском языках, и Набоков владел тремя языками с раннего возраста. После начавшейся Гражданской войны покинул Россию в 1919 г. По окончании Кембриджского университета в 1922 г. Набоков проживал в Берлине. Здесь во время покушения на П. Н. Милюкова крайне правые эмигранты убили его отца, В. Д. Набокова (1922). Набоков занимался литературным творчеством, и частной преподавательской деятельностью в Берлине до 1937 г., а затем — в Париже до 1940 г. Он внес значительный вклад в энтомологию, всю жизнь, изучая чешуекрылых. Набоков — автор «Аня в Стране чудес» (1919) — русского перевода «Алисы в Стране чудес» Л. Кэррола. «Моя голова разговаривает по-английски, мое сердце — по-русски, и мое ухо — по-французски», — писал Набоков. В Европе под псевдонимом В. Сирин издал: «Машенька» (1926), «Король, дама, валет» (1928), «Защита Лужина» (1929—1930), «Соглядатай» (1930), «Подвиг» (1931 — 1932), «Камера обскура» (1932—1933), «Отчаяние» (1934), «Приглашение на казнь» (1935—1936) и «Дар» (1938). После нацистской оккупации Набоков с женой и сыном переехали в США в 1940 г. Набоков преподавал русскую литературу в Уэльслейском колледже в 1941—1948 гг., в Гарвардском — в 1951 — 1952 гг. и в Корнельском университетах — в 1948—1959 гг. В Париже был издан роман «Лолита» в 1955 г., переведенный на многие языки мира. Набоков сам сделал авторский перевод романа на русский в 1967 г. Писатель с семьей переехал в Швейцарию. Набоков — автор исследования «Николай Гоголь» (1944) и четырехтомного фундаментального комментария к роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин» (1964) — русский перевод (1998). Набоков перевел, сделав доступными для англоязычного читающего мира, «Евгения Онегина», «Слово о полку Игоревс» и «Героя нашего времени». В период перестройки в России появились набоковские «Лекции по русской литературе», «Лекции по зарубежной литературе», «Лекции о Дон Кихоте». Набоков — автор литературных воспоминаний: «Память, говори» (1954) — русский авторский перевод «Другие берега» (1966).

Набоков — автор романов на английском языке: The Real Life of Sebastian Knight («Подлинная жизнь Себастьяна Найта») (1941), Bend Sinister («Под знаком незаконнорожденных») (1947), Lolita («Лолита») (1955), Pnin («Пнин») (1957), Pale Fire («Бледное пламя») (1962), Ada or Ardor. A Family Chronicle («Ада, или Радости страсти: Семейная хроника») (1969), Transparent Things («Прозрачные вещи») (1972), Look at. the Harlequins! («Смотри на арлекинов!») (1974), The Original of Laura («Лаура и ее оригинал») (1975—1977), издан в 2009 г. Владимир Набоков проживал со своей женой Верой в Швейцарии, Монтре с 1960 до 1977 г., с 1964 г. они снимали номер отеля Монтре-Палас. Набоков скончался в Монтре в 1977 г.

Борис Петрович Вышеславцев (1877—1954) — русский религиозный философ. После окончания Московского университета в 1899 г. оставлен для подготовки к профессорскому званию в сфере философии под руководством П. И. Новгородцева. Защитил магистерскую диссертацию «Этика Фихте. Основы права и нравственности в системе трансцендентальной философии» в 1914 г. Профессор Московского университета — с 1917 г. Вышеславцев в эмиграции — с 1922 г., преподавал в Берлине в основанной Н. А. Бердяевым Религиозно-философской академии, затем переехал в Париж. Профессор Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже, преподавал историю философии и нравственное богословие (1927—1943). Редактировал религиозно-философский журнал «Путь». Исследовал антропологию, теорию культуры. Его труды: «Сердце в христианской и индийской мистике» (1929), «Философская нищета марксизма» (1952), «Вечное в русской философии» (1955). Вышеславцев — автор философского [ руда «Этика преображенного Эроса. Проблема Закона и Благодати» (1931). Вышеславцев умер в Женеве в 1954 г.

Иван Александрович Ильин (1883 —1954) — русский философ, писатель и публицист. По окончании Московского университета в 1906 г., оставлен там же преподавать, получил должность приват-доцента в 1909 г. Защитил диссертацию на тему «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» и стал профессором правоведения в 1918 г. Выслан вместе с другими 160 философами, историками и экономистами на философском пароходе из России в 1922 г. В 1923—1934 гг. — профессор Русского научного института в Берлине. В работе «О сопротивлении злу силою» Ильин выступил с критикой учение о непротивлении Льва Толстого. В 1920;х гг. в эмиграции Ильин стал консервативным монархистом. «Будущей России предстоит сделать выбор: между свободным человеком и рабом, между воспитанием народа к свободной качественности духа и тоталитарным террором. Россия велика, многолюдна и многоплеменна, многоверна и многопространственна. В ней текут многие воды и струятся разные ручьи. Она никогда не была единосоставным, простым народным массивом и не будет им. Она была и будет Империей, единством во множестве: государством пространственной и бытовой дифференциации и в то же время — органического и духовного единения. Она и впредь будет строиться не страхом, а любовью, не классовым произволом, а правом и справедливостью, не тоталитарностью, а свободой»[7], — утверждал Ильин. Ильин — автор сборника «Наши задачи» (1956), «Аксиомы религиозного опыта» (1953), «Путь к очевидности» (1957). Он писал, что основная задача русского национального спасения и строительства «будет состоять в выделении кверху лучших людей, — людей, преданных России, национально чувствующих, государственно мыслящих, волевых, идейно-творческих, несущих народу не месть и не распад, а дух освобождения, справедливости, сверхклассового единения»[8]. Этот новый ведущий слой должен будет осмыслить заложенный в русском историческом прошлом «разум истории». Ильин умер в 1954 г. в Цюрихе.

  • [1] Сорокин П. А. Главные тенденции нашего времени. М.: ИНИОН, 1993. С. 48.
  • [2] Сорокин П. А. Интегрализм — моя философия // СОЦИС. 1992. № 10. С. 134.
  • [3] Трошин Г. Я. Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей. Нтг., 1915. Т. 2. С. 822.
  • [4] Там же. Т. 1—2.
  • [5] Там же.
  • [6] Трошин Г. Я. Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей. Т. 1. С. 68
  • [7] Ильин И. А. «Наши задачи» Историческая судьба и будущее России, статьи 1948—1954 годов. М.: МП «Рарог», 1992. С. 98.
  • [8] Ильин И. А. О грядущей России: Избранные статьи. М.: Воениздат, 1993. С. 249.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой