Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Подготовка учащихся средних профтехучилищ к рационализаторской и изобретательской деятельности на производстве

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Воспитательные возможности технического творчества как средства развития социальной активности учащихся базируются на ряде факторов, основными среди которых, на наш взгляд, являются следующие: общественно-политические предпосылки творческой активности трудящихся и учащейся молодежигуманный, патриотический и интернациональный характер деятельности советских рационализаторов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ПРОФТЕХУЧИЛИЩ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Сущность технического творчества и его связь с профессиональной подготовкой будущих молодых рабочих
    • 1. 2. Педагогические функции технического творчества
    • 1. 3. Преемственность в работе школы, профтехучилища и производства по подготовке молодежи к рационализаторски: изобретатель
  • ЧфИММ
  • СКОЙ деятельности.--. -чаЭ. L
  • — ! -«Jgj
  • Глава 2. ПУТИ И СРЕДСТВА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ МОЛОДЫХ РАБОЧИХ К УЧАСТИЮ В РАЦИОНАМЗАТОРСКОЙ И ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 2. 1. Подготовка учащихся профтехучилищ к новаторской деятельности на производстве в процессе учебных занятий
    • 2. 2. Организационно-педагогические аспекты вне-учебной творческой деятельности учащихся
    • 2. 3. Задачи и содержание факультативного курса по основам рационализаторской и изобретательской работы

Подготовка учащихся средних профтехучилищ к рационализаторской и изобретательской деятельности на производстве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях социального прогресса изменяются характер и содержание труда, место и роль человека в сфере материального производства. При этом иными становятся и требования к участникам трудового процесса и их профессиональной подготовке.

К. Маркс указывал, что «. действительным богатством является развитая производительная сила всех индивидов» /2, с. 217/. «. Призвание, назначение, задача всякого человека — всесторонне развивать все свои способности» /4, с. 282/. Марксизм обосновал идею единства развития производства и человека, взаимосвязь этих процессов. Причем, чем выше уровень общественного развития, тем шире возможности приложения возрастающих творческих сил человека: в сфере труда, в управлении производством и обществом, в деле разумного использования свободного времени.

Однако подлинно творческий труд возможен лишь тогда, когда он свободен от эксплуатации. «Впервые после столетий труда на чужих, подневольной работы на эксплуататоров является возможность работы на, себя, и притом работы, опирающейся на все завоевания новейшей техники и культуры» , — писал В. И. Ленин /7, с.196/. Он указывал, что социализм впервые создает трудящимся возможность «проявить себя, развернуть свои способности, обнаружить таланты, которых в народе — непочатой родник и которые капитализм мял, давил, душил тысячами и миллионами» /7, с. 195/.

Идеи классиков марксизма-ленинизма о творческом потенциале трудящихся и творческом характере труда при социализме получили дальнейшее развитие в решениях съездов партии, пленумов ЦК КПСС и других партийно-государственных документах. «Современное производство ., сам характер труда предъявляют несравненно более высокие требования ко всему тому, что называют человеческим фактором в экономике: культурно-техническому уровню, профессиональному мастерству, творчеству и дисциплинированности работников» /16/. Эти требования представляют собой общегосударственную задачу, так как «развитие творческого потенциала трудовых ресурсов можно отнести к глобальным социальным проблемам» /163, с. 18/.

Высшей ступенью творческой трудовой активности рабочих является их рационализаторская и изобретательская деятельность. Эта наиболее распространенная, доступная для широких масс трудящихся форма творчества имеет исключительно важное социально-экономическое значение.

Во-первых, техническое творчество является одной из самых рентабельных сфер человеческой деятельности: на один рубль затрат получается в среднем 17 руб. отдачи. Экономический эффект от использования в народном хозяйстве изобретений и рационализаторских предложений составил в девятой пятилетке 19,6 млрд руб., в десятой — 29,2, за три года одиннадцатой пятилетки — 20,9 млрд руб. /200, с.79/.

Во-вторых, рационализация и изобретательство удовлетворяют постоянно возрастающую потребность советских людей в творческой деятельности, проявлении своих способностей, сочетании физического и умственного труда. В условиях социализма стремление человека к творчеству полностью совпадает с заинтересованностью общества в результатах творческого труда, ибо таким результатом является не только развитие производительных сил, но и совершенствование самого человека.

Мы разделяем мнение одного из исследователей проблем технического творчества в системе профтехобразования А.Н.Гариной~Дом-ченко о том, что «современная действительность настоятельно требует, чтобы творческая деятельность рабочего из „самодеятельности“, т. е. желательного, но не обязательного спутника его труда, превратилась в неизменный атрибут его профессиональной деятельности» /69, с.24/. Однако успешное решение этой задачи в условиях среднего профтехучилища и прежде всего путем дальнейшего развития технического творчества невозможно без научно обоснованных рекомендаций, проверенной методики проведения этой важной работы с учащимися. Такой методики в настоящее время нет, отсутствует необходимая научная основа. Как указывал В. А. Сухомлинский, «проблема творчества — один из участков педагогической целины» /206, с.315/.

В педагогической науке разработаны отдельные аспекты исследуемой проблемы.

В работах выдающихся советских педагогов Н. К. Крупской /115/, П. П. Блонского /48/, А. С. Макаренко /133/, В. А. Сухомлинского /207/ дано теоретическое обоснование необходимости формирования у учащихся творческой активности на основе потребностей общества и творческой сущности самого человека, раскрыта роль коллективного, творческого труда и технического творчества как наиболее прогрессивного направления трудового воспитания подрастающего поколения в условиях социализма.

Психологами Б. Г. Ананьевым /25/, Д. Б. Богоявленской /52/, Л. И. Божович /54/" С. М. Василейским /62/, Л. С. Выготским /67/, Е. А. Климовым /103/, И. С. Коном /107/, Т. В. Кудрявцевым /118/, Н.С.Лей-тесом /126/, В. А. Моляко /147/, Б. Д. Парыгшшм /161/, А. В. Петровским /175/, Я. А. Пономаревым /170/, С. Л. Рубинштейном /188/, Б. М. Тепловым /210/, П. М. Якобсоном /238/ исследованы различные аспекты процесса творчества, его связь с умственным развитием, дарованиями и способностями, раскрыты вопросы овладения опытом творческой деятельности, охарактеризованы особенности развития творческих технических способностей в разные возрастные периоды.

В работах советских педагогов П. Р. Атутова /29/, С.Я.Батыше-ва /41/, Ю. К. Васильева /64/, В. Г. Зубова /88/, К. Н. Катханова /98/,.

A.И.Кочетова /II0/, М. И. Махмутова /140/, В. А. Полякова /168/, М. Н. Скаткина /193/, Н. К^Степаненкова /201/, И. Д. Чернышенко /220/ раскрыты проблемы связи трудовой и профессиональной подготовки подрастающего поколения, политехнического образования с воспитанием творческого отношения к труду.

Техническое творчество школьников и его значение в ориентации учащихся на рабочие профессии рассмотрены в исследованиях.

B.М.Арыдина /28/, И. П. Волкова /66/, В. А. Горского /74/" Г. В. Кирия /102/, А. М. Кувырталова /117/, В, Г. Разумовского /181/, Р.П.Скуль-ского /194/, А. А. Соловянчика /198/, Ю. С. Столярова /202/. Однако профессионально-педагогические аспекты раскрыты слабее, чем чисто методические.

Роль технического творчества в повышении качества подготовки квалифицированных рабочих, развитии технического творческого, мышления, формировании личности молодого рабочего раскрыты в работах Б. И. Адаскина /17/, В. Е. Алексеева /22/, И. И. Баки /158/, Е.Д.Варна-ковой /59/, А. М. Василевской /60/, И. П. Калошиной /95/, А. Е. Ларина /124/, Ю. С. Лошкарева и В. А. Саулевич /157/, Б. М. Обшадко /152/, В. Д. Путилина /179/, М. Х. Шумовича /231/, И. С. Якиманской /237/. Но и в этих работах недостаточно охарактеризованы педагогическая сущность технического творчества, условия его влияния на профессиональную подготовку молодой рабочей смены.

Вопросам методики технического творчества, подготовки молодежи, в том числе учащейся, к рационализаторской и изобретательской деятельности посвящены работы Г. С. Альтшуллера /24/, Г. Я. Буша / 57 /, А.Н.Гариной-Домченко / 68 /, А. Б. Селюцкого и Г. И. Слугина / 192 /, П. А. Соболева / 196 /, А. В. Чуса и В. Н. Данченко / 224- /, А. ФДепотина / 232 /.

Однако, несмотря на некоторое усиление за последние годы внимания к проблемам развития творческого потенциала будущих молодых рабочих, ни в теоретических исследованиях, ни в практике работы профтехучилищ не находит должного отражения подготовка учащихся к рационализаторской и изобретательской деятельности на производстве. С. Я. Батышев отмечает, что технические кружки «охватывают небольшую часть учащихся со сложившимся интересом к технике. Да и сама кружковая работа ведется разно-планово, кружковцы во многих случаях выступают лишь исполнителями готовых идей» / 42, с.229−230 /.

Как свидетельствует практика, во многих училищах техническим творчеством охвачено только 20−25 процентов учащихся, занятия в кружках сводятся к изготовлению учебно-наглядных пособий, простейшему моделированию, выполнению «рецептурных» заданий, исключающих эксперимент, самостоятельный творческий поиск. Эта работа нередко строится без учета образования, возраста и интересов учащихся, плохо увязывается с решением других учебно-воспитательных задач, стоящих перед профтехучилищами. За исключением отдельных училищ не ведется планомерная работа по подготовке учащихся к рационализаторской и изобретательской деятельности.

Проведенный нами анализ состояния проблемы, изучение теории и практики технического творчества учащихся средних профтехучилищ позволили определить исходные позиции настоящего исследования.

1. Под воздействием научно-технического прогресса возросли требования к творческому потенциалу работника производства. И одновременно, по мере повышения образовательного и культурно-технического уровня трудящихся, у них возрастает потребность в творческом труде. Создается взаимосвязь объективных и субъективных факторов для активной рационализаторской и изобретательской деятельности. Это и порождает многообразие форм творческой трудовой активности рабочих. Подготовка учащихся профтехучилищ к этой деятельности является также элементом профессионального обучения и должна занять соответствующее место в учебно-воспитательном процессе.

2. Рационализация и изобретательство выступают высшей формой технического творчества, и поэтому их развитие базируется на основе массового участия молодежи в начальных формах технической самодеятельности. Как и ряд других исследователей, мы считаем возможным привлечь к занятиям техническим творчеством практически всех учащихся профтехучилищ и вооружить их первоначальными знаниями и умениями по основам рационализаторской и изобретательской работы.

3. В педагогических основах технического творчества учащихся «краеугольным камнем» является его двуединая организационно-педагогическая сущность, определяющая техническое творчество, с одной стороны, как самоцель, так как подготовка молодых рабочих, «способных к научно-техническому творчеству» , — одна из основных задач средних профтехучилищ, а с другой стороны — как важное средство повышения эффективности учебно-воспитательной работы.

4. Низкий уровень развития технического творчества учащихся профтехучилищ в значительной мере определяется: а) недооценкой многими инженерно-педагогическими работниками роли внеклассных занятий и, в частности, технического творчества в повышении качества подготовки квалифицированных рабочихб) методической неподготовленностью преподавателей и мастеров производственного обучения к руководству техническим творчеством учащихсяв) недостаточной научной разработанностью этих проблем. Имеющиеся исследования затрагивают лишь отдельные их аспекты, многие публикации, в основном журнальные статьи, освещают вопросы технического творчества, рационализаторской и изобретательской работы учащихся в постановочном, агитационном плане, без достаточного анализа существа проблемы и соответствующей аргументацииг) отсутствием необходимых нормативных и инструктивно-методических материалов, учебников и пособий как для учащихся, так и для руководителей кружков и других объединений технического творчества.

Исходя из актуальности и практической значимости проблемы, необходимости ее дальнейшей разработки, нами определена тема настоящего исследования: «Подготовка учащихся средних профтехучилищ к рационализаторской и изобретательской деятельности на производстве» .

Объект исследования — творческая деятельность учащихся средних профтехучилищ, связанная с их будущей профессией.

Предмет исследования — содержание и формы теоретической и практической подготовки будущих молодых рабочих к участию в рационализаторской и изобретательской деятельности.

Цель исследования — определить педагогические возможности, пути, средства и условия вооружения учащихся средних профтехучилищ знаниями и умениями по основам рационализаторской и изобретательской работы.

В процессе исследования решались следующие задачи:

1. Определить возможности учебно-воспитательного процесса в среднем профтехучилище по развитию творческого потенциала молодого труженика социалистического производства.

2. Выявить влияние занятий техническим творчеством на формирование у учащихся средних профтехучилищ положительного отношения к рационализаторской и изобретательской деятельности.

3. Раскрыть условия и пути обучения учащихся средних профтехучилищ методам технического творчества.

Разработать на основе исследования содержание факультативного курса по рационализаторской и изобретательской работе.

Исследуя избранную проблему, мы выдвинули следующую гипотезу: формирование целостной личности рабочего-новатора осуществляется более успешно при условии установления тесной связи профессионального и общего образования учащихся средних профтехучилищ с техническим творчеством и специальной подготовкой по основам рационализаторской и изобретательской деятельности. Эта связь обеспечивается: а) развитием творческого мышления в процессе общенаучной и профессиональной подготовкиб) формированием интереса и любви к технике через производственное обучение и внеклассную работув) комплектованием групп, объединяющих учащихся с различным уровнем умений и навыков моделирования и конструированияг) осуществлением специальной подготовки по основам рационализации и изобретательства.

Методологической основой исследования явилось учение классиков марксизма-ленинизма о единстве всестороннего развития личности и творческого характера труда при социализме, получившее дальнейшее развитие в решениях съездов партии и пленумов ЦК КПСС применительно к условиям общества развитого социализма.

Методика исследования носила комплексный характер при ведущей роли педагогического эксперимента и метода теоретического анализа философской и психолого-педагогической литературы по теме исследования.

Были использованы также методы: анкетирование, наблюдение, интервьюирование, беседы с учащимися и инженерно-педагогическими работниками, выпускниками профтехучилищ, работающими на производстве и обучающимися в вузах, техникумах. В ходе исследования широко применялись метод изучения, анализа и обобщения передового опыта средних профтехучилищ, метод анализа документации по вопросам организации технического творчества школьников, учащихся профтехучилищ, студентов. Метод ретроспективного анализа помог использовать в исследовании опыт работы автора в системе профтехобразования, а также личный опыт изобретательской деятельности.

Фактический материал по проблеме собран при проведении опытно-экспериментальной работы в средних городских ПТУ № б, 9, 54, 57, 75 и сельских ПТУ № 24, 34, а также в процессе изучения опыта работы по отдельным вопросам городских ПТУ 1й 10, 15, 24, 28, 33, 39, 43, 88 и сельских ПТУ № I, 2, 10, II, 22, 23, 32, 37, 59, расположенных в г. Минске и всех областях республики.

Исследование проводилось в четыре этапа.

На первом этапе (1972;1973 гг.) анализировалась философская, психологическая, педагогическая литература о роли творческого труда в формировании всесторонне развитой личности. Изучались теория и история развития технического творчества в системе профтехобразования, передовой опыт работы профтехучилищ. В результате была очерчена проблема исследования, определена теоретическая концепция и сформулирована гипотеза.

Второй этап (1973;1980 гг.) был посвящен дальнейшему изучению, анализу и обобщению опыта работы профтехучилищ, а также школ, внешкольных учреждений, высших и средних специальных учебных заведений, организаций ВОИР по развитию технического творчества молодежи. Особое внимание уделялось средним профтехучилищам, получающим в этот период все большее распространение. Анализировалась эффективность введенного с 1973/74 учебного года в профтехучилищах республики факультатива по основам технического творчества, рационализации и изобретательства. Разработана методика и программа опытно-экспериментальной работы. Составлены экспериментальные варианты программы и учебного пособия по факультативному курсу «Основы рационализаторской и изобретательской работы» .

На третьем этапе (1980;1983 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа, в процессе которой проверялась научная состоятельность гипотезы, а также апробировалась предложенная система подготовки учащихся профтехучилищ к рационализаторской и изобретательской деятельности на производстве.

Четвертый этап (1983;1984 гг.) был посвящен подведению итогов опытно-экспериментальной работы, их осмыслению и обобщению, внедрению в практику работы профтехучилищ разработанных по исследуемой проблеме рекомендаций.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

I. Предпринята попытка изучения проблемы подготовки учащихся средних профтехучилищ к участию в рационализаторской и изобретательской деятельности как неотъемлемой составной части решения общей задачи повышения творческого потенциала будущих молодых рабочих современного социалистического производства.

2. Выявлены педагогические условия эффективной связи занятий техническим творчеством в школе и профтехучилище, факультатива по основам рационализации и изобретательства и процесса формирования у учащихся профтехучилищ положительного отношения к рационализаторской и изобретательской деятельности.

3. Обоснована и экспериментально подтверждена возможность эффективного обучения всех учащихся профтехучилищ методам технического творчества.

Определено содержание факультативного курса для учащихся средних профтехучилищ по основам рационализаторской и изобретательской работы.

Теоретическая ценность исследования состоит в том, что в нём определены педагогические функции технического творчества учащихся профтехучилищ, раскрыты сущность и критерии готовности к рационализаторской и изобретательской деятельности, обоснована её взаимосвязь с общеобразовательной и профессиональной подготовкой будущих молодых рабочих, выявлены условия, обеспечивающие эффективность исследуемой педагогической деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что определено содержание, формы и методы подготовки учащихся средних профтехучилищ к рационализаторской и изобретательской деятельности на производстве. Разработана программа факультативного курса «Основы рационализаторской и изобретательской работы», подготовлено и издано учебное пособие для школ молодого рационализатора системы профтехобразования.

Апробация результатов исследования осуществлялась по мере завершения очередного этапа работы. Результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Минского пединститута им. А. М. Горького и кафедры специальных дисциплин Республиканского института повышения квалификации работников профтехобразования (I98I-I984 гг.), на Всесоюзной научно-практической конференции в г. Ростове-на-Дону (1980 г.), республиканских научно-практических конференциях в г. Витебске (1981 г.) и г. Минске (1982 г.), на У1 республиканских педагогических чтениях работников профтехобразования (1983 г.). Для инженерно-педагогических работников профтехучилищ прочитан ряд лекций.

Внедрение результатов исследования в практику.

Программа факультативного курса по основам рационализации и изобретательства согласована с Белорусским республиканским советом ВОЙР и 25 августа 1983 г. утверждена Председателем Госкомитета БССР по профтехобразованию, внедрена в практику работы средних профтехучилищ республики инструктивным письмом Госкомитета БССР по профтехобразованию. Книга «Основы рационализаторской и изобретательской работы» одобрена Ученым советом Госкомитета СССР по профтехобразованию в качестве учебного пособия для школ молодого рационализатора системы профтехобразования.

На защиту выносятся следующие положения:

I. Подготовка учащихся профтехучилищ к рационализаторской и изобретательской работе включает в себя следующие основные компоненты: а) социально-психологическое обеспечение творческой деятельности: формирование мотивов труда и творчества, связь технического и творческого мышления, умение применять знания на практике, устойчивый интерес к определенной области науки и практики, взаимосвязь репродуктивной и продуктивной деятельностиб) воспитание черт характера рабочего-новатора: трудовой активности и инициативы, умения трудиться в коллективе, целеустремленности и настойчивости в техническом творчестве, требовательности к себе, своему труду и др.- в) практическая подготовка к участию в рационализации и изобретательстве: формирование навыков моделирования и конструирования, умений и навыков решения технических и технологических задач, знание правовых вопросов по рационализации и изобретательству и т. д.

Наличие указанных компонентов в учебно-воспитательном процессе позволяет связать воедино профессиональное и общее образование, техническое творчество и специальную подготовку учащихся средних профтехучилищ по основам рационализации и изобретательства, что обеспечивает формирование целостной личности рабочего-новатора.

2. Среди многообразных педагогических функций технического творчества учащихся выявлены две ведущие: диагностическая и формирующая. Диагностическая функция, способствуя изучению и самопознанию учащихся в процессе занятий техническим творчеством, создает условия для дифференциации заданий творческого характера в соответствии с возможностями и особенностями каждого учащегося, для комплектования на этой основе различных объединений технического творчества с учетом учебно-воспитательных задач профтехучилища. Формирующая функция обеспечивает воспитание необходимых черт личности рабочего-новатора, превращение творческого труда в первую жизненную потребность, вооружение учащихся умениями и навыками эвристической деятельности, знаниями по правовым вопросам рационализации и изобретательства.

Корректировка подготовки учащихся к новаторской деятельности осуществляется за счет других функций технического творчества: профориентационной, дидактической, воспитательной и др. При этом повышается эффективность не только профессиональной, но и общеобразовательной подготовки, усиливается интерес учащихся к самообразованию и самовоспитанию, повышается их активность в учебно-воспитательном процессе.

3. Эффективная подготовка учащихся профтехучилищ к рационализаторской и изобретательской деятельности осуществляется при наличии ряда условий, важнейшими из которых являются преемственность в развитии технического творчества учащихся между школой, ПТУ и производством, развитие логического, технического и творческого мышления учащихся во всех звеньях общеобразовательной и профессиональной подготовки будущих рабочих, а также их приобщение к рационализаторской и изобретательской работе непосредственно на базовых предприятиях.

Выводы по второй главе.

Нами выявлено, что основные направления подготовки к рационализаторской и изобретательской деятельности становятся эффективными, если создан для этого комплекс соответствующих условий. Так, включение учащихся в творческую работу непосредственно на учебных занятиях в классах и мастерских предполагает интенсивное развитие логического и технического мышления, которое обеспечивается всем учебно-воспитательным процессом в ПТУ.

Организация технического творчества в кружках предполагает разнообразную внеклассную работу и целенаправленное воспитание у учащихся любви к технике, интереса к техническим новшествам.

Участие в рационализаторско-изобретательской работе по линии ВОИР в качестве условия предполагает разнообразные связи ПТУ и производства.

Массово-техническая пропаганда среди учащихся несомненно требует привлечения к ней новаторов производства, инженерно-технических работников, ученых и т. д.

Связь указанных направлений и условий повышает эффективность предлагаемой нами системы подготовки учащихся к рационализаторской и изобретательской деятельности через факультативы.

В большинстве училищ все указанные направления используются в комплексе. Причем на различных этапах (периодах) обучения может какое-то из этих направлений доминировать, т. е. быть ведущим в работе со всеми или отдельными категориями учащихся.

Например, как было показано в параграфе 3 первой главы, среди поступающих в профтехучилище занимались в школе техническим творчеством около 43% учащихся. В связи с этим было бы неоправданным ориентироваться только на то, что ребят привела в профтехучилище любовь к технике, технически оснащенному труду и потому, мол, можно легко вовлечь их в занятия техническим творчеством. Такое мнение ошибочно. И это подтверждает практика. По данным нашего исследования, около 40% учащихся, не занимавшихся техническим творчеством в школе, не приобщаются к нему и в профтехучилище. Поэтому на младших курсах приобретает особое значение массовая научно-техническая пропаганда, способствующая пробуждению, закреплению и развитию интереса к техническому творчеству, а также индивидуальная работа с учащимися.

Для того, чтобы в массовом порядке воздействовать на учащихся, необходимо использовать различные формы и методы включения их в занятия техническим творчеством: встречи и беседы с рационализаторам и изобретателям, выставки технического творчества, учебно-технические конференции, устную и письменную пропаганду научно-технических достижений, относящихся к соответствующей отрасли производства, и т. д. Но многообразие влияния достигается не только массовыми формами и методами, но и индивидуальным подходом к учащимся, умением подобрать каждому из них ту область творческих поисков, в которой он может максимально использовать свои возможности и способности, применить имеющийся опыт в моделировании и конструировании.

Наконец, многообразие влияний обеспечивается разнообразием объектов рационализаторско-изобретательской деятельности. В результате становится возможным формирование творческого склада ума, творческого мышления, технических и эвристических умений и навыков у большинства учащихся.

Наше исследование показало, что в подготовке учащихся к рационализаторской и изобретательской работе, в конечном счете, можно использовать любую сильную сторону жизни коллектива училища. Поэтому в разных ПТУ техническое творчество имеет различные основания: где-то — связи с производством, где-то — активная познавательная деятельность учащихся на учебных занятиях по развитию творческого мышления, где-то — пропаганда достижений науки и техники, где-то — опора на активную работу ВОИР и других общественных организаций и т. д.

В сущности любое училище, независимо от его конкретных условий, имеет возможность активно готовить большинство учащихся к рационализаторско-изобретательской деятельности. С этих позиций отправной точкой для развития технического творчества учащихся ПТУ может быть любая из сторон жизни училища, в которой наметился явный успех и в которой проявляются сильные стороны ученического и инженерно-педагогического коллектива.

Многообразие и многофакторность явлений, связанных с подготовкой к рационализаторской и изобретательской работе, и придает ей необходимую гибкость, возможность эффективного использования для решения конкретных задач подготовки учащихся к труду в условиях современного производства.

Установлена взаимосвязь социально-экономических факторов, обусловливающих необходимость и благоприятные возможности для подготовки учащихся профтехучилищ к рационализаторско-изобрета-тельской деятельности, с внутренними (субъективными) элементами готовности к этой деятельности через основные направления учебно-воспитательной работы.

В передовых училищах формирование творческих качеств личности будущего молодого рабочего выступает как одно из основных направлений в подготовке учащихся к трудовой деятельности на производстве. Причем каждый инженерно-педагогический работник участвует в этом процессе. Организационной основой такой работы является общеучилищный план развития технического творчества.

Эффективным средством развития творческой активности учащихся в учебном процессе являются конструктивно-технические (технологические) творческие задачи учебного и производственного содержания. В связи с этим приобретает особую актуальность разработка по каждому учебному предмету познавательных и технических задач поискового характера, отражающих применение законов науки в производстве.

Обнаружено, что учащиеся профтехучилищ сталкиваются с основными трудностями не при изучении нового материала, а в тот момент, когда полученные знания надо применять на практике. Как установлено, одна из причин этого явления — недостаточная работа по развитию технического мышления учащихся.

В ходе исследования мы установили ванное свойство технического творчества — его способность выполнять функцию межпредметных связей.

По нашему мнению, исследование проблемы взаимосвязи общего и профессионально-технического обучения учащихся в средних профтехучилищах неправомерно сужается рамками прямых межпредметных связей во время уроков. В то же время межпредметные связи могут осуществляться и опосредовано, например, через различные формы внеклассной и внеучилищной работы. При этом существенное значение имеет интеграция знаний по отдельным предметам в определенные эвристические комплексы, представляющие собой объем информации из различных областей знаний, необходимый и достаточный для решения творческих, в том числе технических (технологических), задач некоторого класса.

В связи с этим нам представляется правомерным употребление такого понятия как комплексные межпредметные связи, включающего в себя как прямые, так и опосредованые связи между предметами. «.

Воспитательные возможности технического творчества как средства развития социальной активности учащихся базируются на ряде факторов, основными среди которых, на наш взгляд, являются следующие: общественно-политические предпосылки творческой активности трудящихся и учащейся молодежигуманный, патриотический и интернациональный характер деятельности советских рационализаторов и изобретателейвзаимосвязь, преемственность и общественно полезная направленность различных форм технического творчества (от моделирования до изобретательства) — включение учащихся в поиск решения реальных социально значимых задачорганизация коллективного творческого труда, в том числе совместно со старшими — мастерами, преподавателями, новаторами базового предприятияинициатива, самостоятельность, ответственность и самообразование учащихся в процессе поиска решения технической задачисоциалистическое соревнование, учет, оценка и пропаганда успехов коллектива и конкретных учащихся, моральное и материальное поощрениевдохновляющее значение первых успехов самих учащихся, а также их сверстников-рационализаторов и изобретателей, выпускников училищараскрытие творческих возможностей в работе по изучаемой профессии.

Следует особо отметить большое значение занятий техническим творчеством в формировании творческой направленности личности, что является важнейшим элементом воспитания коммунистического отношения к труду* Сформированная в ПТУ творческая направленность трудовой активности будет способствовать тому, чтобы трудовое творчество навсегда вошло в духовную жизнь молодых рабочих.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подготовка учащихся к рационализаторской и изобретательской работе обусловлена рядом социально-психологических факторов.

С одной стороны, требования НТР и современного производства обусловливают постоянное изучение и внедрение в практику достижений науки с учетом коренных условий производства. Поэтому необходимы такие качества, как творческая инициатива, техническое мышление, сообразительность, трудовая активность, умение сообща решать задачи по повышению производительности труда, то есть все те качества, которые реально формируются в процессе подготовки учащихся к рационализаторской и изобретательской деятельности.

С другой стороны, сами учащиеся изменились весьма существенно. Реально они готовы именно к творческой работе, активному участию в своей профессиональной подготовке. Выявленная нами готовность большинства учащихся активно участвовать в техническом творчестве говорит о необходимости включения в учебный процесс специальных дисциплин, которые формируют умения, навыки, качества личности рабочего-новатора.

Эта социально-психологическая обусловленность технического творчества учащихся подтверждена в исследовании массовым опытом подготовки учащихся к рационализаторской и изобретательской работе. Доказано, что: а) в общественном мнении техническое творчество учащихся и специальная подготовка их к творческому труду поддерживаются всеми категориями инженерно-педагогических работников и руководителей ПТУ как необходимые и полезные во всех отношениях: для повышения познавательной активности учащихся, для усвоения ими общеобразовательных и профессиональных предметов, для быстрейшего овладения профессиональными навыками в процессе производственного обучения, для формирования профессиональной направленности и черт личности рабочего-новатораб) реально подтвердились наши предположения о том, что в условиях ПТУ учащиеся могут успешно готовиться к рационализаторской и изобретательской работе при наличии специальной системы, тремя звеньями которой являются воспитание технического мышления и творческого склада ума в процессе общеобразовательной и профессиональной подготовки, постоянные занятия техническим творчеством и специальная подготовка на факультативных занятиях по основам рационализации и изобретательствав) наиболее продуктивно подготовка учащихся к рационализаторской и изобретательской работе осуществляется на основе преемственности технического творчества в школе и ПТУ, дальнейшем применении умений, навыков и черт личности рабочего-новатора непосредственно на производствег) подготовка учащихся к рационализаторской и изобретательской работе повышает их общую познавательную активность в обучении, развивает самостоятельность и ответственность в общественной работе, формирует активную позицию во всех делах училища, побуждает к самовоспитанию и техническому самообразованию.

Отсюда: готовность к рационализаторской и изобретательской работе учащихся ПТУ может быть рассмотрена как условие и результат всего учебно-воспитательного процесса.

Положительное общественное мнение к техническому творчеству учащихся среди педагогического и ученического коллективов, а также базовых предприятий, возможности всех видов учебных занятий в ПТУ по формированию качеств личности рабочего-новатора, стимулирующее значение технического творчества в повышении эффективности всех звеньев общеобразовательной и профессиональной подготовки учащихся определило ведущие функции подготовки учащихся к рационализаторской и изобретательской работе: формирование профессиональной направленностивоспитание черт личности рабочего-новатораповышение познавательных интересов, особенно в сфере достижений современной науки, техники, технологиивооружение умениями и навыками самообразования и профессионального самосовершенствованиявоспитание требовательности к себе и другимформирование культуры умственного и физического труда.

Диссертационное исследование выявило однако и определенные сложности, трудности в решении задач подготовки учащихся ПТУ к рационализаторской и изобретательской деятельности.

Первая особенность исследуемой нами проблемы — ее много-аспектность. Дело не только в том, что творческим отношением к деятельности занимаются эвристика и психология, эстетика и экономика, дидактика и теория воспитания, что само по себе рождает немало трудностей в формировании исходных позиций исследования. Дело в том, что обнаружена зависимость готовности к рационализаторской и изобретательской работе и от эффективности процесса обучения, и от организации практической работы учащихся, и от производственного обучения, и от прежнего опыта занятий техническим творчеством в школе и т. д. Установить значимость и функции каждого из этих факторов в подготовке учащихся, формировании качеств рабочего-новатора оказалось чрезвычайно сложным делом, которое не решено до конца в данной диссертации. Обнаружено и обратное воздействие занятий рационализаторской и изобретательской работой на показатели умственного развития, качество усвоения знаний по общеобразовательным и профессиональным предметам. И эта обратная связь настолько сложна, что дать ее характеристику в одном исследовании невозможно.

Другая особенность — взаимосвязь социальных факторов с педагогическими в процессе подготовки к рационализаторско-изобре-тательской деятельности. Установлена зависимость между активным включением достижений НТР в труд и быт людей и усилением интереса к технике со стороны учащихся, между борьбой за высокую производительность труда и стремление учащихся рационально использовать свое время, материалы, находить эффективные пути совершенствования трудовых операций. Но все грани этой проблемы даже не затронуты в настоящем исследовании.

Третья особенность подготовки к рационализаторской и изобретательской деятельности — ее стимулирующее влияние на общеобразовательную и профессиональную подготовку с опорой на все то ценное, что дает учебно-воспитательный процесс ПТУ, на развитие творческого мышления, техническую осведомленность, практические умения и навыки. Мы установили, что в конечном счете можно использовать любые достижения в работе ПТУ, чтобы на них организовать и углубленно проводить подготовку учащихся к рационализаторской и изобретательской работе. Где-то эффективно осуществляется общеобразовательная подготовка — и тогда на основе формирования творческого мышления можно организовать техническое творчество учащихся. Где-то сильны связи ПТУ и производства, значит можно привлечь рабочих-рационализаторов к руководству техническими кружками учащихся. И так всюду, каждое ПТУ, опираясь на имеющиеся успехи, наиболее эффективно решаемые учебно-воспитательные задачи, в состоянии организовать подготовку учащихся к рационализаторской и изобретательской работе. Но и здесь есть свои трудности: в каждом случае педколлективу придется искать свои пути подготовки учащихся к рационализаторской и изобретательской работе, обеспечивать необходимые условия, творчески, самостоятельно, опираясь на общие закономерности, тенденции и особенности этой работы, вскрытые в настоящем исследовании.

Систематичность в работе по формированию готовности к рационализаторской и изобретательской деятельности обеспечивается: а) единой целевой направленностью учебно-воспитательного процесса на формирование творческих качеств личностиб) подбором объектов рационализаторско-изобретательской работы учащихся, которые связаны с актуальными направлениями развития современного производства, роста производительности труда и оптимальным применением творческих сил и способностей будущих рабочих-новаторовв) четким разграничением функций между всеми звеньями, участками и направлениями учебно-воспитательного процессаг) органической связью общеобразовательной и профессиональной подготовки будущих молодых рабочих с подготовкой их к рацио-лизаторской и изобретательской деятельности.

Творческое решение задач формирования личности будущего рабочего-новатора, предполагает следующую систему работы педагогического коллектива ПТУ:

1. Диагностика возможностей учебно-воспитательного процесса для формирования каждого из элементов готовности учащихся к рационализаторской и изобретательской работе, то есть что можно использовать для социальной мотивации труда и творчества, чтодля развития технического и творческого мышления, что — для умения применять теорию на практике и т. д. Причем надо определить, какие учебные предметы и виды учебных занятий будут воспитывать социально-мотивационные, личностно-психологические, практические компоненты готовности к творческому труду.

2. Четкое определение выявленных в настоящем исследовании функций (в первую очередь диагностической и формирующей функций), которые должны выполнять виды учебной и воспитательной работы, то есть какие черты личности рабочего-новатора воспитывает производственная практика, воспитательная работа в группе, какие практические умения и навыки рационализации и изобретательства формируют факультатив, технические кружки, производственная практика на базовом предприятии и т. д.

3. Четкое планирование и прогнозирование подготовки к рационализаторской и изобретательской работе через кружки технического творчества и факультативы.

Определение путей закрепления опыта рационализаторской и изобретательской работы в целостном учебно-воспитательном процессе, то есть реализация возможностей, которые дает такая специальная подготовка учащихся для общенаучной и профессиональной подготовки будущих рабочих.

5. Создание определенных условий, которые одновременно повышают и эффективность учебно-воспитательного процесса в ПТУ и наиболее плодотворно способствуют формированию личности рабочего-новатора: преемственность технического творчества учащихся в школе и ПТУсвязь ПТУ и производства в формировании творческого отношения к трудуформирование интеллектуальной готовности к техническому творчеству в целостном учебно-воспитательном процессе на основе развития творческого и технического мышлениясвязь технического творчества учащихся с достижениями и успехами педагогического коллектива в той или иной сфере учебно-воспитательной работы, связь всех видов творчества в ПТУ и на производстве через деятельность организаций ВОИР, общественных конструкторских бюро, творческих бригад и т. д.

В реализации системы подготовки учащихся к творческому труду необходимо учитывать трудности, с которыми приходится сталкиваться на практике: организационно-экономические (учет работы ПТУ по развитию технического творчества учащихся, создание необходимой материальной базы, оплата труда руководителей объединений-технического творчества и т. д.)" методические (слабая методическая подготовленность инженерно-педагогических работников к руководству техническим творчеством учащихся, недостаток инструктивно-методических материалов и пособий, сложность самостоятельного подбора объектов рационализации с учетом требований учебных планов и программ), психолого-педагогические (различия во взглядах и установках учащихся на занятия техническим творчеством, различный уровень их готовности к рационализаторско-изобретательской деятельности, неумение использовать имеющиеся знания для решения творческих технических задач) и некоторые другие трудности.

Результаты нашего исследования могут быть использованы в системе профтехобразования, а также в других отраслях народного образования и ведомственных формах профессиональной подготовки рабочих: в процессе организации учебно-воспитательной работы по подготовке молодого пополнения рабочего класса с учетом возросших требований к творческому потенциалу тружеников современного производствапри разработке программ для кружков и других объединений технического творчества учащихсяв подготовке программ, учебников и учебных пособий для факультативных курсов по основам рационализаторской и изобретательской работыдля составления учебников и учебных пособий для вузов по курсу «Учебно-воспитательная работа в ПТУ» .

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. Капитал, т.1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 23, с.5−784.
  2. К. Критика политической экономии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 46, ч. П, с.5−392.
  3. К. Материалы ЦПА ИМЭЛ, фонд I, опись I. Вопросы экономики, 1968, № 9, с. 64.
  4. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. З, с.7−544.
  5. К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: Госполитиздат, 1956. — 689 е., ил,
  6. Ф. М.К. Горбуновой, 5 августа 1880 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.34, с. 358−360.
  7. В.И. Как организовать соревнование? Полн. собр. соч., т. 35, с. 195−205.
  8. В.И. О ратификации мирного договора. (Доклад на1У чрезвычайном Всероссийском съезде Советов, 14 марта 1918 г.). -Полн. собр. соч., т. 36, с. 92-III.
  9. В.И. Очередные задачи Советской власти. Там же, с. 165−208.
  10. В.И. Задачи союзов молодежи. (Речь на Ш Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодёжи, 2 октября 1920 г.). Полн. собр. соч., т. 41, с. 298−318.
  11. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик: Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва, 7 окт. 1977 г. М.: Политиздат, 1978. — 62 с.
  12. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, I98I.-223 C
  13. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983. — 80 с.
  14. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сб. документов и материалов. М.: Политиздат, 1984. — III с.
  15. О дальнейшем улучшении партийного руководства комсомолом и повышении его роли в коммунистическом воспитании молодежи: Постановление ЦК КПСС. Коммунист, 1984, № II, с.3−9.
  16. М.С. Ленинизм живое творческое учение, верное руководство к действию. — Правда, 1983, 23 апреля.
  17. .И. Воспитание коммунистического отношения к труду и общественной собственности у учащихся средних ПТУ. М.: Высшая школа, 1979. — 76 с.
  18. .И., Дунаевский М. Я., Якуба Ю. А. Формирование у учащихся средних профтехучилищ умения работать творчески: Метод, рекомендации. М.: Высшая школа, 1977. — 29 с.
  19. В.П. Новое Положение о производственной практике учащихся. Профессионально-техническое образование, 1983, гй 5, с. 14.
  20. Н.С. Духовный мир советского рабочего. Записки рабочего. М.: Профиздат, 1975. — III с.
  21. В.Е. Развитие технического творчества в процессе обучения учащихся элементам конструирования на уроках труда в 1У-УШ классах: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1973. — 22 с.
  22. В.Е. Педагогические проблемы развития технического творчества молодежи /Отв. ред. М. И. Махмутов. Ташкент: Фан, 1980. — 150 с.
  23. В.Е. Техническое творчество учащихся профтехучилищ. Советская педагогика, 1984, № 10, с.99−102.
  24. Г. С. Алгоритм изобретения. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Московский рабочий, 1973. — 295 с.
  25. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. — 339 с.
  26. .Г. 0 проблемах современного человекознания. -М.: Наука, 1977. 380 с.
  27. П.Н., Путилин В. Д. Развитие технического творчества старшеклассников в трудовом обучении. М.: Приок. кн. изд-во, Калужское отд-ние, 1970. — 94 с.
  28. В.М. Развитие технической творческой деятельности учащихся восьмилетней школы в процессе трудового обучения. (На примерах занятий по техническому моделированию). Дис.. канд. пед.наук. — М., 1967. — 317 е., ил.
  29. П.Р. Политехнический принцип в обучении школьников. М.: Педагогика, 1976. — 142 с.
  30. П.Р. Соединение обучения с производительным трудом -ведущий принцип советской общеобразовательной школы. Советская педагогика, 1984, № 3, с.14−21.
  31. П.Р., Бабкин Н. И., Васильев Ю. К. Связь трудового обучения с основами наук: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1983. — 128 с.
  32. П.Р., Поляков В. А. Исследование современных проблем трудовой подготовки подрастающего поколения. Советская педагогика, 1983, № 6, с.64−71.
  33. П.Р., Поляков В. А. Коренное улучшение трудового воспитания и обучения, введение всеобщей профессиональной подготовки молодёжи. Советская педагогика, 1984, № 12, с.81−89.
  34. А.Ф. Теория и практика воспитания у учащихся интереса к труду в сельскохозяйственном производстве: Автореф. дис.. д-ра пед.наук. М., 1974. — 53 с.
  35. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  36. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  37. Ю.К. Учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников в учебно-воспитательном процессе. Народное образование, 1982, № 7, с. Юб-Ш.
  38. И. И. Взаимопомощь классных и внеклассных занятий как средство развития технического творчества школьников. (На примере трудового обучения в 4−10 классах). Дис.. канд.пед. наук. — М., 1975. — 226 е., ил.
  39. С.Я. Актуальные проблемы подготовки рабочих высокой квалификации. М.: Педагогика, 1979. — 224 с.
  40. С.Я. Трудовая подготовка школьников: Вопросы теории и методики. М.: Педагогика, 1981. — 192с.
  41. С.Я. Пути совершенствования производственного обучения. В кн.: Совершенствование методов обучения и воспитания учащихся в свете решений ХХУ1 съезда КПСС. М.: Просвещение, 1983, с.226−232.
  42. Л.М. Характер и содержание труда в условиях развитого социализма. Л.: Знание, 1978. — 36 с.
  43. В.И. Проблемы технического творчества как вида духовного производства. Ульяновск: Приволж. кн. изд-во, Ульяновск. отд-ние, 1970. — 352 с.
  44. А.П. Об актуальных проблемах педагогики профтехобразования. Профессионально-техническое образование, 1984, № 4, с.10−12.
  45. В.М. Общие основы рефлексологии человека. Руководство к объективному изучению личности. M.-JI.: Гос. изд-во тип. Печатный двор в Jlrp., 1928. — 544 е., ил.
  46. . Важный резерв повышения профессиональной подготовки. Профессионально-техническое образование, 1984, № 5, с.30−31.
  47. П.П. Избранные педагогические произведения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 695 с.
  48. П.П. Трудовая школа. Избр. пед. и психол. соч.: В 2-х т. М.: Педагогика. — T.I. 1979, с.86−164.
  49. А.Н. Развитие технического творчества учащихся при конструировании. (Иа примере техн. кибернетики).: Автореф. дис.. канд. пед.наук. М., 1967. — 16 с.
  50. Т.П. Молодой рабочий: гражданское и профессиональное становление. Минск: Беларусь, 1981. — 142 с.
  51. Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. — 96 с.
  52. В.И. Актуальные вопросы обучения техническому творчеству. Вопросы изобретательства, 1981, № 8, с.3−7.
  53. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психол. исследование. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  54. В.А. Ориентация школьников на рабочие профессии промышленности. Шнек: Народная асвета, 1977. — 95 с.
  55. В.М. Технический прогресс и творческий труд. М.: Профиздат, 1978. — 64 с.
  56. Буш Г. Я. Методы технического творчества. Рига: Лиесма, 1972. — 95 с.
  57. Буш Г. Я. Рождение изобретательских идей. Рига: Лиесма, 1976. — 128 с.
  58. Е.Д. Развитие творческого мышления рабочего в коллективной рационализаторской деятельности. М.: Высшая школа, 1974. — 104 с.
  59. A.M. Формирование технического творческого мышления у учащихся профтехучилищ. М.: Высшая школа, 1978. — 111с.
  60. A.M. Формирование коммунистического отношения к труду у учащихся профтехучилищ в процессе обучения. М.: Высшая школа, 1980. — 141 е., ил.
  61. С.М. Развитие интереса и любви к технике у молодых рабочих. М.: Профтехиздат, 1961. — 67 с.
  62. Ю.К. 0 профессиональной ориентации школьников. -М.: Знание, 1972. 32 с.
  63. Ю.К. Политехническая подготовка учителя средней школы. М.: Педагогика, 1978. — 175 с.
  64. Ю.К. Экономическое образование и воспитание учащихся. М.: Педагогика, 1983. — 96 с.
  65. И.П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1982. — 144 с.
  66. Л.С. Педагогическая психология. Краткий курс. -М.: Работник просвещения, 1926. 348 с.
  67. Гарина-Домченко А. Н. Курс на приобщение учащихся ПТУ к техническому творчеству. Вопросы изобретательства, 1981, № 8, с.58−61.
  68. Гарина-Домченко А. Н. Развивая способности ума. Профессионально-техническое образование, 1983, № 10, с.24−25.
  69. М.М. Воспитание учащихся среднего профтехучилища на трудовых традициях рабочего коллектива. Советская педагогика, 1984, № 2, с.84−86.
  70. Г. Е. Рождение нового человека: Проблемы формирования личности при социализме. М.: Политиздат, 1982. — 255с.
  71. Н.Ф. Особенности самообразовательной деятельности старшеклассников. Советская педагогика, 1983, № 5, с. 4750.
  72. Л.Ю. Организация классного коллектива. М.: Просвещение, 1984. — 175 с.
  73. В.А. Развитие технического творчества учащихся 5−8 классов во внеклассной работе: Автореф. дис.. канд.пед. наук. М., 1972. — 26с.
  74. В.А. Техническое творчество школьников: Пособие для учителей и руководителей техн. кружков. М.: Просвещение, 198I. — 96 е., ил.
  75. М.А., Колесник М. Г. Организация и методика контроля за учебно-воспитательной работой в профессионально-технических училищах. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 1975. — 256 с.
  76. А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию: Учеб. пособие по спецкурсу для пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1983. — 144с.
  77. И.И. БелавтоМАЗ равнение на изобретения. — Вопросы изобретательства, 1984, № 6, с.52−55.
  78. Н.Н. Развитие конструкторского творчества учащихся в восьмилетней школе. Дис.. канд.пед.наук. — Киев, 1969. -238 с.
  79. Дидактические основы развития технического творчествав трудовом обучении учащихся городской школы / Под ред. П. Н. Андрианова. М.: Приок. кн. изд-во, Калужское отд-ние, 1976. -187 с.
  80. Ю.А. Техническое творчество изобретателей и рационализаторов. Л.: Лениздат, 1978. — 144с.
  81. Л.А., Кузнецов С. М. Воспитательная работа с детьми и подростками по месту жительства. В кн.: Подросткам -нашу заботу: Из опыта работы / Под ред. В. П. Пархоменко, Р. С. Пионовой. Мн.: Народная асвета, 1984, с.74−81.
  82. Р.Г. Организация внеклассной работы по физике в средних профессионально-технических училищах. Мн.: Вьтшэйшая школа, 1980. — 20 с.
  83. .И. Социально-экономические проблемы технического творчества в СССР. М.: Мысль, 1967. — 126с.
  84. М.А. Трудовое обучение в городской школе. Советская педагогика, 1975, № 3, с.18−23.
  85. .Е., Пионова Р. С., Шевченко Л. В. Комсомольская, работа в ПТУ. Мн.: Вышэмшая школа, 1981. — 175 с.
  86. Э.Ф. Решение конструкторских задач на занятиях в школьных мастерских как средство формирования конструкторских знаний и умений. (На примере 5−6 классов): Автореф. дис.. канд.пед.наук. М., 1970. — 19 с.
  87. В.Г. Политехническое образование в современных условиях. Советская педагогика, 1975, № 3, с.4−11.
  88. Л.М. Личность формируется в процессе воспитания. -Профессионально-техническое образование, 1983, ?f> 4, с.58−59.
  89. Л.М., Ариарский М. А. Методологические проблемы и задачи воспитательной работы в среднем профтехучилище. В кн.: Методологические проблемы и задачи воспитательной работы в среднем профтехучилище: Науч.тр. М.: Высшая школа, 1972, с.9−25.
  90. Ф.И. Психология трудового воспитания: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. Мн.: Вышэйшая школа, 1981. -143 е., ил.
  91. В.Я., Мазурков В. В., Поволяев В. М. Организатору НТТМ. М.: Молодая гвардия, 1981. — 128с.
  92. B.C. Проблемы воспитания потребности в знании у школьников. Ростов н/Д: Кн. изд-во, 1971. — 224 е., черт.
  93. М.Г. Формирование ценностных ориентаций в коллективе старшеклассников. Советская педагогика, 1983, № 3, с.69−72.
  94. И.П. Проблемы формирования технического мышления. М.: Изд-во МГУ, 1974. — 184 с.
  95. И.П. Структура механизма творческой деятельности: (нормативный подход). М.: Изд-во МГУ, 1983. — 168 с.
  96. Н. Профессиональная ориентация в кружках. Народное образование, 1978, № 7, с. ПЗ-115.
  97. К.Н. Трудовая воспитанность молодых работников социалистического производства. Советская педагогика, 1983, № 6, с.18−22.
  98. В.Т., Прохорчик Е. В. Свободное время рабочего: 0 некоторых проблемах взаимосвязи труда и отдыха. М.: Профиздат, 1980. — 64 с.
  99. В.И. Теория и практика формирования и развития у школьников конструкторских знаний и умений: Автореф. дис.. д-ра пед.наук. Казань, 1982. — 35 с.
  100. .М. Единство диалектики, логики и теории познания. М.: Госполитиздат, 1963. — 295 с.
  101. Г. В. Особенности формирования конструктивно-технического умения у старшеклассников: Автореф. дис.. канд.пед. наук. Тбилиси, 1962. — 22 с.
  102. Е.А. Путь в профессию. Пособие для ст. классов общеобразовательной школы. Л.: Лениздат, 1974. — 190 с.
  103. Г. И. Трудовое воспитание: развитие активности и инициативы масс. М.: Профиздат, 1981. — 192 с.
  104. М.А. Подготовка рабочих кадров в условиях научно-технической революции. М.: Профиздат, 1981. — 128 с.
  105. Комплексная программа дальнейшего совершенствования подготовки и воспитания достойного пополнения рабочего класса и колхозного крестьянства в свете решений ХХУ1 съезда КПСС (19 821 985 г. г.). М.: ВИНИТИ, 1982. — 135 с.
  106. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. -383 с.
  107. С. На опыте рационализаторов. Профессионально-техническое образование, 1983, № I, с.36−37.
  108. П.П. Воспитание интереса к сельскохозяйственному труду. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1977. — 207 с.
  109. НО. Кочетов А. И. Методология исследования проблем трудового воспитания школьников: Методическое пособие. Мн.: Минский гос. пед. ин-т им. А. М. Горького, 1982. — 84 с.
  110. А.И. Внедрение научных разработок по трудовому воспитанию в педагогическую практику. Методическое пособие. -Мн.: Минский гос.пед.ин-т им. А. М. Горького, 1984. 101 с.
  111. Н.П. Дорога в новаторство. Профессионально-техническое образование, 1983, № I, с.34−36.
  112. Критерии готовности к труду в сфере материального производства: Сб.науч.тр./ Под общ.ред. А. И. Кочетова. Мн.: Минский гос.пед.ин-т им. А. М. Горького, 1980. — 248 с.
  113. Л.А. Изобретательство и рационализация: проблемы, требующие своего решения. Вопросы изобретательства, 1984, № 4, с.20−24.
  114. Н.К. 0 профессионально-технической подготовке квалифицированной рабочей силы: Сборник/ Вступит. статья и примеч. Е. Г. Осовского. М.: Высшая школа, 1974. — 112 с.
  115. Н.К. Выбор профессии. Пед.соч.: В 6-ти т. М.: Педагогика. — Т.2, 1978, с.381−383.
  116. A.M. Формирование умений рационализаторской деятельности у учащихся старших классов городской средней школы в процессе политехнического трудового обучения : Автореф. дис.. канд. пед.наук. М., 1966. — 21 с.
  117. Т.В. Психология технического мышления. М.: Педагогика, 1975. — 303 с.
  118. Т.В., Якиманская И. С. Развитие технического мышления учащихся. М.: Высшая школа, 1964. — 96 с.
  119. Л.Н., Южина В. Б. Социалистическое соревнование и техническое творчество масс. М.: Профиздат, 1975. — 48 с.
  120. В.О. Внеурочная деятельность школьников: Пособие для клас. руководителей. М.: Просвещение, 1983. — 223 с.
  121. Д.И. Воспитание молодых рационализаторов: Сб. материалов Всерос. семинара-совещания. М.: Сов. Россия, 1970. -111с.
  122. И.И. Философия изобретения и изобретение в философии: В 2-х т. М.: Наука и школа, 1922.
  123. А.Е. Формирование личности молодого рабочего: Опыт орг. учеб.-воспитат.работы в Бобруйском сред.худок. ГПТУ № 15. -Мн.: Вышэйшая школа, 1982. 256 с.
  124. Н.Д. Психология труда. М.: Учпедгиз, 1963. -340 е., ил.
  125. Н.С. Способности и одаренность в детские годы. -М.: Знание, 1984. 80 с.
  126. B.C., Бейлина Е. С. Промышленность и рабочий класс в условиях НТР: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Высшая школа, 1982. — 192 с.
  127. Н.П. Откуда берутся изобретатели. М.: Знание, 1977. — 95 с.
  128. А. Занять творчеством. Профессионально-техническое образование, 1984, № 8, с.14−17.
  129. Н.А. Технический прогресс и творчество масс (политико-экономические аспекты). Мн., Наука и техника, 1976.216 с.
  130. А.С., Кувырталов A.M., Григорьев М. А. Формирование рационализаторских умений у учащихся профессионально-технических училищ. М.: Высшая школа, 1970. — 112 с.
  131. А.С. Лекции о воспитании детей. Соч.: В 7-ми т. М.: Изд-во АПН РСФСР .-Т.4, 1957, с.341−428.
  132. А.С. Методы воспитания. Соч.: В 7-ми т. -Т.5, 1958, с.109−133.
  133. А.С. Цель воспитания. Там же, с.345−357.
  134. Л.Г. Научно-технический прогресс и проблемы подготовки рабочих кадров. Мн.: Вышэйшая школа, 1975. — 112 с.
  135. Т.Н. Труд как фактор воспитания социальной активности школьника. Советская педагогика, 1983, № II, с. 3439.
  136. В.Т. Техническое творчество в школе / Под ред.-А.И.Печкуренко. Мн.: Народная аезета, 1974. — 72 е., ил.
  137. С.Е. Воспитание культуры технического труда в школе. Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во, 1977. — 340с.
  138. М.И. Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся на основе связи обучения с жизнью: Обобщенный доклад. канд.пед.наук. Казань, 1965. — 48 с.
  139. М.И. Проблемное обучение. (Основные вопросы теории). М.: Педагогика, 1975. — 368 с.
  140. М.И. Общеобразовательная подготовка в среднем профтехучилище. Советская педагогика, 1980, № 2, с.85−92.
  141. М.И. Современный урок: Вопросы теории. М.: Педагогика, 1981. — 192 с.
  142. М.И. Методы проблемно-развивающего обучения в средних профтехучилищах: Метод.рекомендации. М.: Изд-во АПН СССР, 1983.- 63 с.
  143. Ю.А. Кадровые рабочие молодежи. — М.: Проф-издат, 198I. — 80 с.
  144. Г. Л. Познание прекрасного. М.: Знание, 197I. — 80 е., ил.
  145. В.А. Психология конструкторской деятельности": Автореф. дис.. д-ра психол. наук. Л., 1982. — 37 с.
  146. В. Как развивать способности. Профессионально-техническое образование, 1984, № 5, с.36−37.
  147. А.П. Психология технического изобретательства. М.-Л.: Госиздат, 1929. 88 с., диагр.
  148. Р.А. Творческая активность учащихся в труде. -Казань: Таткнигоиздат, 1971. III с.
  149. Л.И. Искусство и труд. М.: Высшая школа, 1974. — 176с.
  150. .И. Развитие технического мышления учащихся при решении технологических задач. М.: Высшая школа, 1967. -106 с., черт.
  151. .И. Обучение учащихся токарей умению технологически мыслить. — М.: Высшая школа, 1975. — 127с., ил.
  152. В.Ф. Научно-технический прогресс и развитие творческого потенциала работника производства. JI.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. — 175 с.
  153. Организация внутриучилищного контроля учебного процесса в среднем ПТУ: Метод. рекомендации для руководителей ПТУ / Сост. А. К. Морозевич. Могилев, 1978. — 24 с.
  154. Организация работы в профтехучилищах по развитию технического творчества: Метод. рекомендации /Сост. Ю. С. Лошкарев, В. А. Саулевич. М.: Высшая школа, 1974. — 38 с.
  155. Организация технического творчества в средних профтехучилищах: Метод. рекомендации /Сост. И. И. Бака. М.: Высшая школа, 1975. — 24 с.
  156. Основы профессиональной педагогики /Под ред. С.Я.Батыше-ва и С. А. Шапоринского. М.: Высшая школа, 1977. — 504 с.
  157. В. Изобретатели и исследователи. СПб.: Вестник Знания, 1909. — 52 с.
  158. .Д. Социально-психологический климат коллектива: Пути и методы изуч./ Под ред. В. А. Ядова. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1981. — 192 е., диагр.
  159. Патентоведение: Учебник для вузов /Под ред. В.А.Рясен-цева. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Машиностроение, 1984. -352 с., ил.
  160. Г. М., Андрианова Н. А. Техническое творчество масс и НТР. Л.: Знание, 1979. — 36 с.
  161. Н.Т. Беседы об изобретательстве. 2-е изд. -М.: Молодая гвардия, 1982. — 189 е., ил.
  162. П.И., Степаненко В. И. Книга по методологии дидактических исследований. Советская педагогика, 1983, № 5, с.122−124. Рецен. на кн.: Загвязинский В. И. Методология и методика дидактических исследований. — М.: Педагогика, 1982. — 160с.
  163. С.И. Твой молодой современник. Проблемы совершенствования образа жизни рабочей молодежи в зеркале социологии.- М.: Молодая гвардия, 1982. 223 с.
  164. К.К. Вопросы психологии труда. 2-е изд., доп.- М.: Медицина, 1970. 264 с.
  165. В.А., Соколов Б. А., Уланов В. Р. Методика трудового обучения и воспитания трудящихся в межшкольных учебно-производственных комбинатах. М.: Просвещение, 1979. — 207 с.
  166. Я.А. Психология творческого мышления. М.: Изд-во АПН РСФСР, I960. — 352 е., ил.
  167. Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976.- 303 с.
  168. Л.И. Достижения новаторов производства каждому рабочему. — Мн: Общ-во «Знание» БССР, 1979. — 21 с.
  169. Программа курса «Основы работы в первичных организациях В0ИР станций юных техников и школ». Мн.: РСЮТ, 1980. — 7 с.
  170. П.В. Партийная забота о рабочей смене. Мн.: Вышэйшая школа, 1977. — 160 с.
  171. А.Н. Развитие технических интересов учащихся 7−8 классов. (На материале уроков техн. труда и внеклассной работы по технике).*-Дис.. канд.пед.наук. М., 1974. — 206с., ил.
  172. Психологическая теория коллектива / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979. — 239 с.
  173. А. Математическое творчество. Юрьев: Тип. Эд. Бергмана, 1909. — 80 с.
  174. В.Д. Развитие технического творчества учащихся 9−10 классов в процессе трудового обучения. (На примере изучения основ радиоэлектроники): Автореф. дис.. канд.пед.наук. -М., 1971. 24 с.
  175. В.Д. Социальная направленность технического творчества учащихся. М.: Высшая школа, 1979. — 79 с.
  176. В.Д. Развитие творческой активности учащихся профтехучилищ в учебное и внеучебное время: Метод, рекомендации. М.: Высшая школа, 1983. — 46 с.
  177. В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. -М.: Политиздат, 1967. — 271 е., ил.
  178. В.Г. Развитие технического творчества учащихся /Под ред. А. В. Перышкина. М.: Учпедгиз, 1961. — 147 е., ил.
  179. В.Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1975. — 272 е., ил.
  180. Е.С. 0 формировании у учащихся рациональных способов решения технических задач. В кн.: Трудовое обучение и профессиональная ориентация учащихся в учебно-производственных комбинатах: Тем. сб. науч. тр. Мн.: Народная асвета, 1977, с.16−35.
  181. Рационализаторская и изобретательская деятельность учащихся как педагогическая проблема: Сб. науч. тр. /Под ред. П. Н. Андрианова. М.: Изд-во АПН СССР, 1977. — 65 с.
  182. Т. Творческое воображение. Спб.: Типогр. Ю.Н.Эр-лих, 1901. — 318 с.
  183. И.Г. 0 юных конструкторах. (Развитие конструк-тивно-техн.творчества школьников). М.: Знание, I96I.-48 е., ил.
  184. Роль внеклассной работы по техническому творчеству и сельскохозяйственному опытничеству в формировании у учащихсяготовности к труду на производстве: Метод, рекомендации /Разраб. под руков. И. И. Баки. Донецк: Вища школа, Донецк, отд-ние, 1974. — 68 с.
  185. C.JI. Проблема способностей и вопросы психологической теории. Вопросы психологии, I960, № 3, с. 3 — 14.
  186. C.JI. Проблемы общей психологии /Под общ.ред. Е. В. Шороховой. 2-е изд., доп. — М.: Педагогика, 1976. — 416с.
  187. Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения БССР, 1978, № II.
  188. А. П. Пути формирования личности будущего молодого рабочего. М.: Высшая школа, 1982. — 152 с.
  189. А.Б., Слугин Г. И. Вдохновение по заказу. Уроки изобретательства. Петрозаводск: Карелия, 1977. — 190с., ил.
  190. М.Н. Проблемы современном дидактики. М.: Педагогика, 1980. — 96 с.
  191. Р.П. Пути формирования и развития основных компонентов конструкторско-технической деятельности у учащихся 6−8 классов: Автореф. дис.. канд. пед.наук. М., 1968. — 19 с.
  192. И. Молодые новаторы пятилетке. — Комсомольская правда, 1981, 27 января.
  193. П.А. Как научиться изобретать. Ужгород: Карпа-ти, 1973. — 128с.
  194. А.А. Взаимодействие школы и ПТУ. Мн.: Вышэйшая школа, 1982. — 67с.
  195. А.А. Формирование конструктивно-технических умений у учащихся старших классов. Дис.. канд. пед.наук. -Мн., 1975. — 190с.
  196. А.А. Формирование конструктивно-технических способностей у учащихся профессионально-технических училищ. -В кн.: Пути совершенствования профессиональной подготовки рабочих в ПТУ. Мн.: Вышэйшая школа, 1981, с.50−55.
  197. СССР в цифрах в 1983 году: Крат. стат.сб./ ЦСУ СССР. -М.: Финансы и статистика, 1984. 239с.
  198. СтепаненковН.К. Политехнические основы подготовки учащихся к труду. Мн.: Народная асвета, 1982. — 158с.
  199. Ю.С. Развитие творчества учащихся 9−10 классов в процессе внеклассных занятий по новой технике: Автореф. дис.. канд.пед.наук. М., 1965. — 19с.
  200. Ю.С. Уроки творчества: (Из опыта организации технического творчества школьников). М.: Педагогика, 1981. -176 с., ил.
  201. Ю.С. Развитие технического творчества школьников: опыт и перспективы. М.: Просвещение, 1983. — 176с.
  202. Ю.С. Техническое творчество школьников: Вопросы теории и организации, образовательное и воспитательное значение. М.: Педагогика, 1984. — 160с., ил.
  203. В.А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 197I. — 336с.
  204. В.А. Трудовое воспитание. Избр.пед.соч.: В 3-х т. М.: Педагогика. — Т.2, 1980, с.292−351.
  205. Творчество и социальное познание: Сб. статей /Под ред. А. М. Коршунова, С. С. Гольдентрихта. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 256с.
  206. Теория и практика педагогического эксперимента /Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 208с.
  207. .М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 536с.
  208. Техническое моделирование и конструирование: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов /Под общ.ред. В. В. Колотилова. -М.: Просвещение, 1983. 255с., ил.
  209. Техническое творчество: Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. М.: Просвещение, 1978. -223с.
  210. А.Н. Труд конструктора и труд изобретателя неотделимы. Изобретатель и рационализатор, 1973, № 2, с.З.
  211. Учебно-методические материалы по основам технического творчества для средних профессионально-технических училищ /Разраб. и сост. А.Н.Гариной-Домченко, А. С. Галышевой, Б. Л. Злотиным и др. Л.: ВНИИ профтехобразования, 1979. — 2Юс.
  212. Ф. Педагогика и экономика. Профессионально-техническое образование, 1983, № I, с.5−7.
  213. Философская энциклопедия /Глав.ред. Ф. В. Константинов. -М.: Сов.энциклопедия. Т.5. 1970. — 740с., ил.
  214. И.Ф. Педагогика: Курс лекций для ун-тов и пед. ин-тов. Мн.: Изд-во БГУ, 1979. — 464с.
  215. И.И. Труд. Социол. аспекты теории и методологии исследования. М.: Наука, 1973. — 588с.
  216. В.В. Психология трудового обучения. М.: Просвещение, 1969. — 303с, черт.
  217. И.Д. Трудовое воспитание школьников. М.: Просвещение, 1981. — 191с.
  218. В.К. Уроки творчества. М.: Знание, 1982. -96с.
  219. Э.С. Формирование творческой активности учащихся в процессе производственного обучения. В кн.: Основы профессиональной педагогики. М.: Высшая школа, 1977, с.396−411.
  220. Э.С. Формирование и развитие технического творчества молодых рабочих. М.: Высшая школа, 1979. — 96с., ил.
  221. Чус. А.В., Данченко В. Н. Основы технического творчества: Уч.пособие. Киев- Донецк: Вища школа. Головное изд-во, 1983^183с.
  222. Р.Х. Социально-педагогические проблемы руководства педагогическим коллективом. М.: Педагогика, 1982. — 205с.
  223. Ю.В. Внеклассная работа по технике. М.: Учпедгиз, 1956. — 204с.
  224. Т.Н. Формы совместной деятельности ПТУ и базового предприятия по воспитанию у учащихся коммунистического отношения к труду. В кн.: Пути совершенствования профессиональной подготовки рабочих в ПТУ. Мн.: Вышэйшая школа, 1981, с.86−89.
  225. М.М. Подготовка квалифицированных рабочих в средних ПТУ: (Вопросы теории и практики). М.: Педагогика, 1980. -152с.
  226. Школа и выбор профессии. М.: Просвещение, 1969. — 239с.
  227. Школа трудового воспитания: Метод.рекомендации. Ставрополь: Кн. изд-во, 1984. — П7с.
  228. М.Х. Работа мастера по организации технического творчества учащихся. М.: Высшая школа, 1978. — 63с.
  229. А.Ф. Обучение творческому труду. Профессионально-техническое образование, 1982, № 7, с.24−26.
  230. Н. Развивать творческие способности обучающихся. Профессионально-техническое образование, 1984, № 2, с. 5657.
  231. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб. пособие для пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1979. — 160с.
  232. П.К. Теория творчества. СПб.: Образование, 1910. — 208с.
  233. П.К. Эврология, или всеобщая теория творчества. В кн.: Вопросы теории и психологии творчества, т.5, Харьков: Типогр. «Мирный труд», 1914, с.131−160.
  234. И.О. Формирование интеллектуальных умений и навыков в процессе производственного обучения. М.: Высшая школа, 1979. — 88 с.
  235. П.М. Процесс творческой работы изобретателя. -М.-Л.: Изд-во ЦС Всес. о-ва изобретателей, 1934. 135 с.
  236. И.И. Дидактические проблемы конструкторской деятельности учащихся 5−6 классов на занятиях в школьных мастерских: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Вильнюс, 1974. — 45с.
Заполнить форму текущей работой