Подготовка учащихся средних профтехучилищ к рационализаторской и изобретательской деятельности на производстве
![Диссертация: Подготовка учащихся средних профтехучилищ к рационализаторской и изобретательской деятельности на производстве](https://westud.ru/work/2521507/cover.png)
Диссертация
Воспитательные возможности технического творчества как средства развития социальной активности учащихся базируются на ряде факторов, основными среди которых, на наш взгляд, являются следующие: общественно-политические предпосылки творческой активности трудящихся и учащейся молодежигуманный, патриотический и интернациональный характер деятельности советских рационализаторов… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ПРОФТЕХУЧИЛИЩ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
- 1. 1. Сущность технического творчества и его связь с профессиональной подготовкой будущих молодых рабочих
- 1. 2. Педагогические функции технического творчества
- 1. 3. Преемственность в работе школы, профтехучилища и производства по подготовке молодежи к рационализаторски: изобретатель
- ЧфИММ
- СКОЙ деятельности.--. -чаЭ. L
- — ! -«Jgj
- Глава 2. ПУТИ И СРЕДСТВА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ МОЛОДЫХ РАБОЧИХ К УЧАСТИЮ В РАЦИОНАМЗАТОРСКОЙ И ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- 2. 1. Подготовка учащихся профтехучилищ к новаторской деятельности на производстве в процессе учебных занятий
- 2. 2. Организационно-педагогические аспекты вне-учебной творческой деятельности учащихся
- 2. 3. Задачи и содержание факультативного курса по основам рационализаторской и изобретательской работы
Список литературы
- Маркс К. Капитал, т.1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 23, с.5−784.
- Маркс К. Критика политической экономии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 46, ч. П, с.5−392.
- Маркс К. Материалы ЦПА ИМЭЛ, фонд I, опись I. Вопросы экономики, 1968, № 9, с. 64.
- Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. З, с.7−544.
- Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: Госполитиздат, 1956. — 689 е., ил,
- Энгельс Ф. М.К. Горбуновой, 5 августа 1880 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.34, с. 358−360.
- Ленин В.И. Как организовать соревнование? Полн. собр. соч., т. 35, с. 195−205.
- Ленин В.И. О ратификации мирного договора. (Доклад на1У чрезвычайном Всероссийском съезде Советов, 14 марта 1918 г.). -Полн. собр. соч., т. 36, с. 92-III.
- Ленин В.И. Очередные задачи Советской власти. Там же, с. 165−208.
- Ленин В.И. Задачи союзов молодежи. (Речь на Ш Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодёжи, 2 октября 1920 г.). Полн. собр. соч., т. 41, с. 298−318.
- Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик: Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва, 7 окт. 1977 г. М.: Политиздат, 1978. — 62 с.
- Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, I98I.-223 C
- Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983. — 80 с.
- О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сб. документов и материалов. М.: Политиздат, 1984. — III с.
- О дальнейшем улучшении партийного руководства комсомолом и повышении его роли в коммунистическом воспитании молодежи: Постановление ЦК КПСС. Коммунист, 1984, № II, с.3−9.
- Горбачев М.С. Ленинизм живое творческое учение, верное руководство к действию. — Правда, 1983, 23 апреля.
- Адаскин Б.И. Воспитание коммунистического отношения к труду и общественной собственности у учащихся средних ПТУ. М.: Высшая школа, 1979. — 76 с.
- Адаскин Б.И., Дунаевский М. Я., Якуба Ю. А. Формирование у учащихся средних профтехучилищ умения работать творчески: Метод, рекомендации. М.: Высшая школа, 1977. — 29 с.
- Акакиев В.П. Новое Положение о производственной практике учащихся. Профессионально-техническое образование, 1983, гй 5, с. 14.
- Александров Н.С. Духовный мир советского рабочего. Записки рабочего. М.: Профиздат, 1975. — III с.
- Алексеев В.Е. Развитие технического творчества в процессе обучения учащихся элементам конструирования на уроках труда в 1У-УШ классах: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1973. — 22 с.
- Алексеев В.Е. Педагогические проблемы развития технического творчества молодежи /Отв. ред. М. И. Махмутов. Ташкент: Фан, 1980. — 150 с.
- Алексеев В.Е. Техническое творчество учащихся профтехучилищ. Советская педагогика, 1984, № 10, с.99−102.
- Альтшуллер Г. С. Алгоритм изобретения. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Московский рабочий, 1973. — 295 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. — 339 с.
- Ананьев Б.Г. 0 проблемах современного человекознания. -М.: Наука, 1977. 380 с.
- Андрианов П.Н., Путилин В. Д. Развитие технического творчества старшеклассников в трудовом обучении. М.: Приок. кн. изд-во, Калужское отд-ние, 1970. — 94 с.
- Арыдин В.М. Развитие технической творческой деятельности учащихся восьмилетней школы в процессе трудового обучения. (На примерах занятий по техническому моделированию). Дис.. канд. пед.наук. — М., 1967. — 317 е., ил.
- Атутов П.Р. Политехнический принцип в обучении школьников. М.: Педагогика, 1976. — 142 с.
- Атутов П.Р. Соединение обучения с производительным трудом -ведущий принцип советской общеобразовательной школы. Советская педагогика, 1984, № 3, с.14−21.
- Атутов П.Р., Бабкин Н. И., Васильев Ю. К. Связь трудового обучения с основами наук: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1983. — 128 с.
- Атутов П.Р., Поляков В. А. Исследование современных проблем трудовой подготовки подрастающего поколения. Советская педагогика, 1983, № 6, с.64−71.
- Атутов П.Р., Поляков В. А. Коренное улучшение трудового воспитания и обучения, введение всеобщей профессиональной подготовки молодёжи. Советская педагогика, 1984, № 12, с.81−89.
- Ахматов А.Ф. Теория и практика воспитания у учащихся интереса к труду в сельскохозяйственном производстве: Автореф. дис.. д-ра пед.наук. М., 1974. — 53 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
- Бабанский Ю.К. Учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников в учебно-воспитательном процессе. Народное образование, 1982, № 7, с. Юб-Ш.
- Бака И. И. Взаимопомощь классных и внеклассных занятий как средство развития технического творчества школьников. (На примере трудового обучения в 4−10 классах). Дис.. канд.пед. наук. — М., 1975. — 226 е., ил.
- Батышев С.Я. Актуальные проблемы подготовки рабочих высокой квалификации. М.: Педагогика, 1979. — 224 с.
- Батышев С.Я. Трудовая подготовка школьников: Вопросы теории и методики. М.: Педагогика, 1981. — 192с.
- Батышев С.Я. Пути совершенствования производственного обучения. В кн.: Совершенствование методов обучения и воспитания учащихся в свете решений ХХУ1 съезда КПСС. М.: Просвещение, 1983, с.226−232.
- Белов Л.М. Характер и содержание труда в условиях развитого социализма. Л.: Знание, 1978. — 36 с.
- Белозерцев В.И. Проблемы технического творчества как вида духовного производства. Ульяновск: Приволж. кн. изд-во, Ульяновск. отд-ние, 1970. — 352 с.
- Беляева А.П. Об актуальных проблемах педагогики профтехобразования. Профессионально-техническое образование, 1984, № 4, с.10−12.
- Бехтерев В.М. Общие основы рефлексологии человека. Руководство к объективному изучению личности. M.-JI.: Гос. изд-во тип. Печатный двор в Jlrp., 1928. — 544 е., ил.
- Благодатский Б. Важный резерв повышения профессиональной подготовки. Профессионально-техническое образование, 1984, № 5, с.30−31.
- Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 695 с.
- Блонский П.П. Трудовая школа. Избр. пед. и психол. соч.: В 2-х т. М.: Педагогика. — T.I. 1979, с.86−164.
- Богатырев А.Н. Развитие технического творчества учащихся при конструировании. (Иа примере техн. кибернетики).: Автореф. дис.. канд. пед.наук. М., 1967. — 16 с.
- Богданова Т.П. Молодой рабочий: гражданское и профессиональное становление. Минск: Беларусь, 1981. — 142 с.
- Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. — 96 с.
- Божинский В.И. Актуальные вопросы обучения техническому творчеству. Вопросы изобретательства, 1981, № 8, с.3−7.
- Еожович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психол. исследование. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
- Бородин В.А. Ориентация школьников на рабочие профессии промышленности. Шнек: Народная асвета, 1977. — 95 с.
- Бузуев В.М. Технический прогресс и творческий труд. М.: Профиздат, 1978. — 64 с.
- Буш Г. Я. Методы технического творчества. Рига: Лиесма, 1972. — 95 с.
- Буш Г. Я. Рождение изобретательских идей. Рига: Лиесма, 1976. — 128 с.
- Варнакова Е.Д. Развитие творческого мышления рабочего в коллективной рационализаторской деятельности. М.: Высшая школа, 1974. — 104 с.
- Василевская A.M. Формирование технического творческого мышления у учащихся профтехучилищ. М.: Высшая школа, 1978. — 111с.
- Василевская A.M. Формирование коммунистического отношения к труду у учащихся профтехучилищ в процессе обучения. М.: Высшая школа, 1980. — 141 е., ил.
- Василейский С.М. Развитие интереса и любви к технике у молодых рабочих. М.: Профтехиздат, 1961. — 67 с.
- Васильев Ю.К. 0 профессиональной ориентации школьников. -М.: Знание, 1972. 32 с.
- Васильев Ю.К. Политехническая подготовка учителя средней школы. М.: Педагогика, 1978. — 175 с.
- Васильев Ю.К. Экономическое образование и воспитание учащихся. М.: Педагогика, 1983. — 96 с.
- Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1982. — 144 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. Краткий курс. -М.: Работник просвещения, 1926. 348 с.
- Гарина-Домченко А. Н. Курс на приобщение учащихся ПТУ к техническому творчеству. Вопросы изобретательства, 1981, № 8, с.58−61.
- Гарина-Домченко А. Н. Развивая способности ума. Профессионально-техническое образование, 1983, № 10, с.24−25.
- Герасимович М.М. Воспитание учащихся среднего профтехучилища на трудовых традициях рабочего коллектива. Советская педагогика, 1984, № 2, с.84−86.
- Глезерман Г. Е. Рождение нового человека: Проблемы формирования личности при социализме. М.: Политиздат, 1982. — 255с.
- Голованова Н.Ф. Особенности самообразовательной деятельности старшеклассников. Советская педагогика, 1983, № 5, с. 4750.
- Гордин Л.Ю. Организация классного коллектива. М.: Просвещение, 1984. — 175 с.
- Горский В.А. Развитие технического творчества учащихся 5−8 классов во внеклассной работе: Автореф. дис.. канд.пед. наук. М., 1972. — 26с.
- Горский В.А. Техническое творчество школьников: Пособие для учителей и руководителей техн. кружков. М.: Просвещение, 198I. — 96 е., ил.
- Горяинов М.А., Колесник М. Г. Организация и методика контроля за учебно-воспитательной работой в профессионально-технических училищах. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 1975. — 256 с.
- Громцева А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию: Учеб. пособие по спецкурсу для пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1983. — 144с.
- Гурдус И.И. БелавтоМАЗ равнение на изобретения. — Вопросы изобретательства, 1984, № 6, с.52−55.
- Делик Н.Н. Развитие конструкторского творчества учащихся в восьмилетней школе. Дис.. канд.пед.наук. — Киев, 1969. -238 с.
- Дидактические основы развития технического творчествав трудовом обучении учащихся городской школы / Под ред. П. Н. Андрианова. М.: Приок. кн. изд-во, Калужское отд-ние, 1976. -187 с.
- Дмитриев Ю.А. Техническое творчество изобретателей и рационализаторов. Л.: Лениздат, 1978. — 144с.
- Дубовцова Л.А., Кузнецов С. М. Воспитательная работа с детьми и подростками по месту жительства. В кн.: Подросткам -нашу заботу: Из опыта работы / Под ред. В. П. Пархоменко, Р. С. Пионовой. Мн.: Народная асвета, 1984, с.74−81.
- Дужий Р.Г. Организация внеклассной работы по физике в средних профессионально-технических училищах. Мн.: Вьтшэйшая школа, 1980. — 20 с.
- Еремеев Б.И. Социально-экономические проблемы технического творчества в СССР. М.: Мысль, 1967. — 126с.
- Жиделев М.А. Трудовое обучение в городской школе. Советская педагогика, 1975, № 3, с.18−23.
- Завадская Ж.Е., Пионова Р. С., Шевченко Л. В. Комсомольская, работа в ПТУ. Мн.: Вышэмшая школа, 1981. — 175 с.
- Зеер Э.Ф. Решение конструкторских задач на занятиях в школьных мастерских как средство формирования конструкторских знаний и умений. (На примере 5−6 классов): Автореф. дис.. канд.пед.наук. М., 1970. — 19 с.
- Зубов В.Г. Политехническое образование в современных условиях. Советская педагогика, 1975, № 3, с.4−11.
- Зюбин Л.М. Личность формируется в процессе воспитания. -Профессионально-техническое образование, 1983, ?f> 4, с.58−59.
- Зюбин Л.М., Ариарский М. А. Методологические проблемы и задачи воспитательной работы в среднем профтехучилище. В кн.: Методологические проблемы и задачи воспитательной работы в среднем профтехучилище: Науч.тр. М.: Высшая школа, 1972, с.9−25.
- Иващенко Ф.И. Психология трудового воспитания: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. Мн.: Вышэйшая школа, 1981. -143 е., ил.
- Ивин В.Я., Мазурков В. В., Поволяев В. М. Организатору НТТМ. М.: Молодая гвардия, 1981. — 128с.
- Ильин B.C. Проблемы воспитания потребности в знании у школьников. Ростов н/Д: Кн. изд-во, 1971. — 224 е., черт.
- Казакина М.Г. Формирование ценностных ориентаций в коллективе старшеклассников. Советская педагогика, 1983, № 3, с.69−72.
- Калошина И.П. Проблемы формирования технического мышления. М.: Изд-во МГУ, 1974. — 184 с.
- Калошина И.П. Структура механизма творческой деятельности: (нормативный подход). М.: Изд-во МГУ, 1983. — 168 с.
- Карныгина Н. Профессиональная ориентация в кружках. Народное образование, 1978, № 7, с. ПЗ-115.
- Катханов К.Н. Трудовая воспитанность молодых работников социалистического производства. Советская педагогика, 1983, № 6, с.18−22.
- Кацук В.Т., Прохорчик Е. В. Свободное время рабочего: 0 некоторых проблемах взаимосвязи труда и отдыха. М.: Профиздат, 1980. — 64 с.
- Качнев В.И. Теория и практика формирования и развития у школьников конструкторских знаний и умений: Автореф. дис.. д-ра пед.наук. Казань, 1982. — 35 с.
- Кедров Б.М. Единство диалектики, логики и теории познания. М.: Госполитиздат, 1963. — 295 с.
- Кирия Г. В. Особенности формирования конструктивно-технического умения у старшеклассников: Автореф. дис.. канд.пед. наук. Тбилиси, 1962. — 22 с.
- Климов Е.А. Путь в профессию. Пособие для ст. классов общеобразовательной школы. Л.: Лениздат, 1974. — 190 с.
- Клюшин Г. И. Трудовое воспитание: развитие активности и инициативы масс. М.: Профиздат, 1981. — 192 с.
- Ковригин М.А. Подготовка рабочих кадров в условиях научно-технической революции. М.: Профиздат, 1981. — 128 с.
- Комплексная программа дальнейшего совершенствования подготовки и воспитания достойного пополнения рабочего класса и колхозного крестьянства в свете решений ХХУ1 съезда КПСС (19 821 985 г. г.). М.: ВИНИТИ, 1982. — 135 с.
- Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. -383 с.
- Коровин С. На опыте рационализаторов. Профессионально-техническое образование, 1983, № I, с.36−37.
- Костенков П.П. Воспитание интереса к сельскохозяйственному труду. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1977. — 207 с.
- НО. Кочетов А. И. Методология исследования проблем трудового воспитания школьников: Методическое пособие. Мн.: Минский гос. пед. ин-т им. А. М. Горького, 1982. — 84 с.
- Кочетов А.И. Внедрение научных разработок по трудовому воспитанию в педагогическую практику. Методическое пособие. -Мн.: Минский гос.пед.ин-т им. А. М. Горького, 1984. 101 с.
- Кравченко Н.П. Дорога в новаторство. Профессионально-техническое образование, 1983, № I, с.34−36.
- Критерии готовности к труду в сфере материального производства: Сб.науч.тр./ Под общ.ред. А. И. Кочетова. Мн.: Минский гос.пед.ин-т им. А. М. Горького, 1980. — 248 с.
- Крот Л.А. Изобретательство и рационализация: проблемы, требующие своего решения. Вопросы изобретательства, 1984, № 4, с.20−24.
- Крупская Н.К. 0 профессионально-технической подготовке квалифицированной рабочей силы: Сборник/ Вступит. статья и примеч. Е. Г. Осовского. М.: Высшая школа, 1974. — 112 с.
- Крупская Н.К. Выбор профессии. Пед.соч.: В 6-ти т. М.: Педагогика. — Т.2, 1978, с.381−383.
- Кувырталов A.M. Формирование умений рационализаторской деятельности у учащихся старших классов городской средней школы в процессе политехнического трудового обучения : Автореф. дис.. канд. пед.наук. М., 1966. — 21 с.
- Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. М.: Педагогика, 1975. — 303 с.
- Кудрявцев Т.В., Якиманская И. С. Развитие технического мышления учащихся. М.: Высшая школа, 1964. — 96 с.
- Курзин Л.Н., Южина В. Б. Социалистическое соревнование и техническое творчество масс. М.: Профиздат, 1975. — 48 с.
- Кутьев В.О. Внеурочная деятельность школьников: Пособие для клас. руководителей. М.: Просвещение, 1983. — 223 с.
- Ландо Д.И. Воспитание молодых рационализаторов: Сб. материалов Всерос. семинара-совещания. М.: Сов. Россия, 1970. -111с.
- Лапшин И.И. Философия изобретения и изобретение в философии: В 2-х т. М.: Наука и школа, 1922.
- Ларин А.Е. Формирование личности молодого рабочего: Опыт орг. учеб.-воспитат.работы в Бобруйском сред.худок. ГПТУ № 15. -Мн.: Вышэйшая школа, 1982. 256 с.
- Левитов Н.Д. Психология труда. М.: Учпедгиз, 1963. -340 е., ил.
- Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. -М.: Знание, 1984. 80 с.
- Лельчук B.C., Бейлина Е. С. Промышленность и рабочий класс в условиях НТР: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Высшая школа, 1982. — 192 с.
- Линькова Н.П. Откуда берутся изобретатели. М.: Знание, 1977. — 95 с.
- Локотко А. Занять творчеством. Профессионально-техническое образование, 1984, № 8, с.14−17.
- Лохманенко Н.А. Технический прогресс и творчество масс (политико-экономические аспекты). Мн., Наука и техника, 1976.216 с.
- Лында А.С., Кувырталов A.M., Григорьев М. А. Формирование рационализаторских умений у учащихся профессионально-технических училищ. М.: Высшая школа, 1970. — 112 с.
- Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. Соч.: В 7-ми т. М.: Изд-во АПН РСФСР .-Т.4, 1957, с.341−428.
- Макаренко А.С. Методы воспитания. Соч.: В 7-ми т. -Т.5, 1958, с.109−133.
- Макаренко А.С. Цель воспитания. Там же, с.345−357.
- Максимов Л.Г. Научно-технический прогресс и проблемы подготовки рабочих кадров. Мн.: Вышэйшая школа, 1975. — 112 с.
- Мальковская Т.Н. Труд как фактор воспитания социальной активности школьника. Советская педагогика, 1983, № II, с. 3439.
- Маслянный В.Т. Техническое творчество в школе / Под ред.-А.И.Печкуренко. Мн.: Народная аезета, 1974. — 72 е., ил.
- Матушкин С.Е. Воспитание культуры технического труда в школе. Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во, 1977. — 340с.
- Махмутов М.И. Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся на основе связи обучения с жизнью: Обобщенный доклад. канд.пед.наук. Казань, 1965. — 48 с.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение. (Основные вопросы теории). М.: Педагогика, 1975. — 368 с.
- Махмутов М.И. Общеобразовательная подготовка в среднем профтехучилище. Советская педагогика, 1980, № 2, с.85−92.
- Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы теории. М.: Педагогика, 1981. — 192 с.
- Махмутов М.И. Методы проблемно-развивающего обучения в средних профтехучилищах: Метод.рекомендации. М.: Изд-во АПН СССР, 1983.- 63 с.
- Метелкин Ю.А. Кадровые рабочие молодежи. — М.: Проф-издат, 198I. — 80 с.
- Могилевская Г. Л. Познание прекрасного. М.: Знание, 197I. — 80 е., ил.
- Моляко В.А. Психология конструкторской деятельности": Автореф. дис.. д-ра психол. наук. Л., 1982. — 37 с.
- Нефедов В. Как развивать способности. Профессионально-техническое образование, 1984, № 5, с.36−37.
- Нечаев А.П. Психология технического изобретательства. М.-Л.: Госиздат, 1929. 88 с., диагр.
- Низамов Р.А. Творческая активность учащихся в труде. -Казань: Таткнигоиздат, 1971. III с.
- Новикова Л.И. Искусство и труд. М.: Высшая школа, 1974. — 176с.
- Обшадко Б.И. Развитие технического мышления учащихся при решении технологических задач. М.: Высшая школа, 1967. -106 с., черт.
- Обшадко Б.И. Обучение учащихся токарей умению технологически мыслить. — М.: Высшая школа, 1975. — 127с., ил.
- Овчинников В.Ф. Научно-технический прогресс и развитие творческого потенциала работника производства. JI.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. — 175 с.
- Организация внутриучилищного контроля учебного процесса в среднем ПТУ: Метод. рекомендации для руководителей ПТУ / Сост. А. К. Морозевич. Могилев, 1978. — 24 с.
- Организация работы в профтехучилищах по развитию технического творчества: Метод. рекомендации /Сост. Ю. С. Лошкарев, В. А. Саулевич. М.: Высшая школа, 1974. — 38 с.
- Организация технического творчества в средних профтехучилищах: Метод. рекомендации /Сост. И. И. Бака. М.: Высшая школа, 1975. — 24 с.
- Основы профессиональной педагогики /Под ред. С.Я.Батыше-ва и С. А. Шапоринского. М.: Высшая школа, 1977. — 504 с.
- Оствальд В. Изобретатели и исследователи. СПб.: Вестник Знания, 1909. — 52 с.
- Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива: Пути и методы изуч./ Под ред. В. А. Ядова. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1981. — 192 е., диагр.
- Патентоведение: Учебник для вузов /Под ред. В.А.Рясен-цева. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Машиностроение, 1984. -352 с., ил.
- Персианинов Г. М., Андрианова Н. А. Техническое творчество масс и НТР. Л.: Знание, 1979. — 36 с.
- Петрович Н.Т. Беседы об изобретательстве. 2-е изд. -М.: Молодая гвардия, 1982. — 189 е., ил.
- Пидкасистый П.И., Степаненко В. И. Книга по методологии дидактических исследований. Советская педагогика, 1983, № 5, с.122−124. Рецен. на кн.: Загвязинский В. И. Методология и методика дидактических исследований. — М.: Педагогика, 1982. — 160с.
- Плаксий С.И. Твой молодой современник. Проблемы совершенствования образа жизни рабочей молодежи в зеркале социологии.- М.: Молодая гвардия, 1982. 223 с.
- Платонов К.К. Вопросы психологии труда. 2-е изд., доп.- М.: Медицина, 1970. 264 с.
- Поляков В.А., Соколов Б. А., Уланов В. Р. Методика трудового обучения и воспитания трудящихся в межшкольных учебно-производственных комбинатах. М.: Просвещение, 1979. — 207 с.
- Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. М.: Изд-во АПН РСФСР, I960. — 352 е., ил.
- Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976.- 303 с.
- Потапович Л.И. Достижения новаторов производства каждому рабочему. — Мн: Общ-во «Знание» БССР, 1979. — 21 с.
- Программа курса «Основы работы в первичных организациях В0ИР станций юных техников и школ». Мн.: РСЮТ, 1980. — 7 с.
- Прохорович П.В. Партийная забота о рабочей смене. Мн.: Вышэйшая школа, 1977. — 160 с.
- Прядехо А.Н. Развитие технических интересов учащихся 7−8 классов. (На материале уроков техн. труда и внеклассной работы по технике).*-Дис.. канд.пед.наук. М., 1974. — 206с., ил.
- Психологическая теория коллектива / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979. — 239 с.
- Пуанкаре А. Математическое творчество. Юрьев: Тип. Эд. Бергмана, 1909. — 80 с.
- Путилин В.Д. Развитие технического творчества учащихся 9−10 классов в процессе трудового обучения. (На примере изучения основ радиоэлектроники): Автореф. дис.. канд.пед.наук. -М., 1971. 24 с.
- Путилин В.Д. Социальная направленность технического творчества учащихся. М.: Высшая школа, 1979. — 79 с.
- Путилин В.Д. Развитие творческой активности учащихся профтехучилищ в учебное и внеучебное время: Метод, рекомендации. М.: Высшая школа, 1983. — 46 с.
- Пушкин В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. -М.: Политиздат, 1967. — 271 е., ил.
- Разумовский В.Г. Развитие технического творчества учащихся /Под ред. А. В. Перышкина. М.: Учпедгиз, 1961. — 147 е., ил.
- Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1975. — 272 е., ил.
- Рапацевич Е.С. 0 формировании у учащихся рациональных способов решения технических задач. В кн.: Трудовое обучение и профессиональная ориентация учащихся в учебно-производственных комбинатах: Тем. сб. науч. тр. Мн.: Народная асвета, 1977, с.16−35.
- Рационализаторская и изобретательская деятельность учащихся как педагогическая проблема: Сб. науч. тр. /Под ред. П. Н. Андрианова. М.: Изд-во АПН СССР, 1977. — 65 с.
- Рибо Т. Творческое воображение. Спб.: Типогр. Ю.Н.Эр-лих, 1901. — 318 с.
- Розанов И.Г. 0 юных конструкторах. (Развитие конструк-тивно-техн.творчества школьников). М.: Знание, I96I.-48 е., ил.
- Роль внеклассной работы по техническому творчеству и сельскохозяйственному опытничеству в формировании у учащихсяготовности к труду на производстве: Метод, рекомендации /Разраб. под руков. И. И. Баки. Донецк: Вища школа, Донецк, отд-ние, 1974. — 68 с.
- Рубинштейн C.JI. Проблема способностей и вопросы психологической теории. Вопросы психологии, I960, № 3, с. 3 — 14.
- Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии /Под общ.ред. Е. В. Шороховой. 2-е изд., доп. — М.: Педагогика, 1976. — 416с.
- Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения БССР, 1978, № II.
- Сейтешев А. П. Пути формирования личности будущего молодого рабочего. М.: Высшая школа, 1982. — 152 с.
- Селюцкий А.Б., Слугин Г. И. Вдохновение по заказу. Уроки изобретательства. Петрозаводск: Карелия, 1977. — 190с., ил.
- Скаткин М.Н. Проблемы современном дидактики. М.: Педагогика, 1980. — 96 с.
- Скульский Р.П. Пути формирования и развития основных компонентов конструкторско-технической деятельности у учащихся 6−8 классов: Автореф. дис.. канд. пед.наук. М., 1968. — 19 с.
- Смирнов И. Молодые новаторы пятилетке. — Комсомольская правда, 1981, 27 января.
- Соболев П.А. Как научиться изобретать. Ужгород: Карпа-ти, 1973. — 128с.
- Соколовский А.А. Взаимодействие школы и ПТУ. Мн.: Вышэйшая школа, 1982. — 67с.
- Соловянчик А.А. Формирование конструктивно-технических умений у учащихся старших классов. Дис.. канд. пед.наук. -Мн., 1975. — 190с.
- Соловянчик А.А. Формирование конструктивно-технических способностей у учащихся профессионально-технических училищ. -В кн.: Пути совершенствования профессиональной подготовки рабочих в ПТУ. Мн.: Вышэйшая школа, 1981, с.50−55.
- СССР в цифрах в 1983 году: Крат. стат.сб./ ЦСУ СССР. -М.: Финансы и статистика, 1984. 239с.
- СтепаненковН.К. Политехнические основы подготовки учащихся к труду. Мн.: Народная асвета, 1982. — 158с.
- Столяров Ю.С. Развитие творчества учащихся 9−10 классов в процессе внеклассных занятий по новой технике: Автореф. дис.. канд.пед.наук. М., 1965. — 19с.
- Столяров Ю.С. Уроки творчества: (Из опыта организации технического творчества школьников). М.: Педагогика, 1981. -176 с., ил.
- Столяров Ю.С. Развитие технического творчества школьников: опыт и перспективы. М.: Просвещение, 1983. — 176с.
- Столяров Ю.С. Техническое творчество школьников: Вопросы теории и организации, образовательное и воспитательное значение. М.: Педагогика, 1984. — 160с., ил.
- Сухошшнский В.А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 197I. — 336с.
- Сухомлинский В.А. Трудовое воспитание. Избр.пед.соч.: В 3-х т. М.: Педагогика. — Т.2, 1980, с.292−351.
- Творчество и социальное познание: Сб. статей /Под ред. А. М. Коршунова, С. С. Гольдентрихта. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 256с.
- Теория и практика педагогического эксперимента /Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 208с.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 536с.
- Техническое моделирование и конструирование: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов /Под общ.ред. В. В. Колотилова. -М.: Просвещение, 1983. 255с., ил.
- Техническое творчество: Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. М.: Просвещение, 1978. -223с.
- Туполев А.Н. Труд конструктора и труд изобретателя неотделимы. Изобретатель и рационализатор, 1973, № 2, с.З.
- Учебно-методические материалы по основам технического творчества для средних профессионально-технических училищ /Разраб. и сост. А.Н.Гариной-Домченко, А. С. Галышевой, Б. Л. Злотиным и др. Л.: ВНИИ профтехобразования, 1979. — 2Юс.
- Филиппов Ф. Педагогика и экономика. Профессионально-техническое образование, 1983, № I, с.5−7.
- Философская энциклопедия /Глав.ред. Ф. В. Константинов. -М.: Сов.энциклопедия. Т.5. 1970. — 740с., ил.
- Харламов И.Ф. Педагогика: Курс лекций для ун-тов и пед. ин-тов. Мн.: Изд-во БГУ, 1979. — 464с.
- Чангли И.И. Труд. Социол. аспекты теории и методологии исследования. М.: Наука, 1973. — 588с.
- Чебышева В.В. Психология трудового обучения. М.: Просвещение, 1969. — 303с, черт.
- Чернышенко И.Д. Трудовое воспитание школьников. М.: Просвещение, 1981. — 191с.
- Четкарев В.К. Уроки творчества. М.: Знание, 1982. -96с.
- Чугунова Э.С. Формирование творческой активности учащихся в процессе производственного обучения. В кн.: Основы профессиональной педагогики. М.: Высшая школа, 1977, с.396−411.
- Чугунова Э.С. Формирование и развитие технического творчества молодых рабочих. М.: Высшая школа, 1979. — 96с., ил.
- Чус. А.В., Данченко В. Н. Основы технического творчества: Уч.пособие. Киев- Донецк: Вища школа. Головное изд-во, 1983^183с.
- Шакуров Р.Х. Социально-педагогические проблемы руководства педагогическим коллективом. М.: Педагогика, 1982. — 205с.
- Шаров Ю.В. Внеклассная работа по технике. М.: Учпедгиз, 1956. — 204с.
- Шелюбская Т.Н. Формы совместной деятельности ПТУ и базового предприятия по воспитанию у учащихся коммунистического отношения к труду. В кн.: Пути совершенствования профессиональной подготовки рабочих в ПТУ. Мн.: Вышэйшая школа, 1981, с.86−89.
- Шкодин М.М. Подготовка квалифицированных рабочих в средних ПТУ: (Вопросы теории и практики). М.: Педагогика, 1980. -152с.
- Школа и выбор профессии. М.: Просвещение, 1969. — 239с.
- Школа трудового воспитания: Метод.рекомендации. Ставрополь: Кн. изд-во, 1984. — П7с.
- Шумович М.Х. Работа мастера по организации технического творчества учащихся. М.: Высшая школа, 1978. — 63с.
- Щепотин А.Ф. Обучение творческому труду. Профессионально-техническое образование, 1982, № 7, с.24−26.
- Щербаков Н. Развивать творческие способности обучающихся. Профессионально-техническое образование, 1984, № 2, с. 5657.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб. пособие для пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1979. — 160с.
- Энгельмейер П.К. Теория творчества. СПб.: Образование, 1910. — 208с.
- Энгельмейер П.К. Эврология, или всеобщая теория творчества. В кн.: Вопросы теории и психологии творчества, т.5, Харьков: Типогр. «Мирный труд», 1914, с.131−160.
- Якиманская И.О. Формирование интеллектуальных умений и навыков в процессе производственного обучения. М.: Высшая школа, 1979. — 88 с.
- Якобсон П.М. Процесс творческой работы изобретателя. -М.-Л.: Изд-во ЦС Всес. о-ва изобретателей, 1934. 135 с.
- Ясайтис И.И. Дидактические проблемы конструкторской деятельности учащихся 5−6 классов на занятиях в школьных мастерских: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Вильнюс, 1974. — 45с.