Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основные тенденции развития социальной работы в России: Вторая половина XUIII — начало XX вв

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В современных условиях особое значение приобретает осмысление и использование именно отечественного опыта социальной работы. Взвешенное отношение к объектам помощи, обязательный учет негативных сторон их мировосприятия и поведения, признание необходимости в особых случаях применения принудительных мер к этим людям, что разделялось и ранее многими исследователями, занимавшимися теорией и практикой… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1.
  • ГЛАВА 2.
  • Теоретические предпосылки исследования социальной работы в России второй половины XVIII — начала ХХв. в
    • 1. 1. Методология исследования научныи аппарат
    • 1. 2. Историография и современное состояние проблемы
    • 1. 3. Формирование государственной политики и общественной идеологии в социальной сфере России
  • Резюме
  • Теория и практика социальной работы в России (вторая половина XVIII — начало XX в. в .)
    • 2. 1. Состояние социальной помощи в России 117 XVIII в
    • 2. 2. Становление и развитие работы в России в XIX в. социальной
  • Резюме
    • 2. 3. Социальная работа в России на рубеже XIX — XX в. в
  • ГЛАВА 3. Значение исторического опыта для современного развития социальной работы в 211 России
    • 3. 1. Инвариантные характеристики процессов развития и саморазвития социальной работы в России изучаемого периода
    • 3. 2. Возможности творческого использования исторического опыта социальной работы в современных российских условиях
  • Резюме

Основные тенденции развития социальной работы в России: Вторая половина XUIII — начало XX вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В последние годы задача организации социальной работы в нашей стране стала выдвигаться в число неотложных. Для ее успешного разрешения требуются, помимо прочего, специально обученные кадры социальных работников, подготовка которых выявила необходимость дополнительных, более глубоких теоретических исследований и осмысления отечественного опыта в этой области. В силу ряда причин современные теории социальной работы, используемые в наши дни, базируются во многом на американских и западноевропейских моделях. Изучение же отечественного исторического опыта помощи нуждающимся отступило на второй план.

Между тем реалии последних лет свидетельствуют, что национальные особенности России оказывают значительное влияние на эффективность осуществления различных форм социальной работы. Особо это проявляется при использовании опыта социального воспитания взрослых лиц. Исследование российского исторического опыта социальной работы в ее тесном взаимоотношении с социокультурным положением страны на отдельных этапах ее развития, а также возможности использования элементов этого опыта в наши дни определяют актуальность исследования.

В нашей работе предпринимается попытка проанализировать генезис форм и методов социальной поддержки в соотношении с пониманием этой проблемы государством и обществом. Исторический опыт показал, что на любом этапе социальная работа включала в себя не только материальную поддержку, но и определенное социальное воспитание. Принципы такого воспитания могли быть различными даже в один и тот же период, так как определялись они, главным образом, представлениями о целях помощи нуждающимся, существовавшими на государственном уровне и в различных социальных группах.

Формы социальной поддержки в ее историческом развитии претерпевали серьезные изменения.

Значительное влияние на этот процесс оказывали результаты предыдущей деятельности по оказанию социальной помощи, нередко негативные. В целом, развитие социальной работы в России представляло собой сложный и противоречивый процесс, обусловленный многочисленными взаимодействующими между собой факторами.

Особый интерес в этом контексте вызывает изучение философских и богословских обоснований принципов и форм социальной помощи, существовавших в России на разных исторических этапах. Заимствование, осмысление и переработка западных концепций поддержки нуждающихся во взаимодействии с традиционными представлениями о благотворительности определили возникновение своеобразной системы социальной помощи, существовавшей в нашей стране к началу XX столетия.

Проблемы социальной поддержки нашли отражение в трудах многих философов и педагогов, начиная еще с Платона и Аристотеля. Принципы помощи нуждающимся изложены и в Ветхом Завете, особенно в «Книге Иисуса, сына Сирахова». В России эта традиция получила начало уже в конце XI в. в трудах Нестора-летописца. И в дальнейшем почти все выдающиеся русские мыслители и писатели, начиная с М. В. Ломоносова и заканчивая.

A.П.Чеховым и А. М. Горьким, обращались к проблемам поддержки нуждающихся. Изучение истории социальной работы и, в первую очередь, опыта социального воспитания, способно сыграть значительную роль в создание современных теорий в этой области.

Научное осмысление истории социальной помощи в нашей стране началось еще в начале XIX в. В 1818 г. началось издание восьмитомного труда А. Стога «О общественном призрении». В том же году стал выходить «Журнал Императорского человеколюбивого общества», однако особый интерес к историческому опыту социальной поддержки и благотворительности в России возник во второй половине XIX в. Изучению этой проблемы посвятили свои исследования авторы самых различных убеждений, среди которых можно упомянуть таких, как И. Г. Прыжов (мелкий чиновник, литератор и член революционной группы С. Нечаева «Народная расправа») (204), Е. Шумигорский (чиновник в полугосударственном благотворительном обществе) (282), С. В. Сперанский (244), М. Соколовский (238 и др.), А. Селиванов (171),.

B.М.Архангельский (3), Н. Волков (26), В. И. Герье (43),.

C.Шубинский (281) и др. Многие из них сами работали в различных благотворительных организациях.

Несколько больших работ по истории разных видов социальной помощи в России с древнейших времен до конца XIX в. оставил Е. Д. Максимов, хотя его труды, как, впрочем, и большинство других работ, носили преимущественно описательный характер. Пожалуй, только В. И. Герье попытался с научной точки зрения проанализировать причины возникновения различных форм благотворительности.

В наши дни проблемам истории развития социальной работы в России посвятили свои исследования Л. В. Бадя, JI.Г.Гуслякова, С. А. Завражин, В. П. Мельников,.

П.И.Нещеретний, Э. А. Орлова, Т. В. Самсонова,.

Т.Д.Тетерина, Н. Г. Ульянова, М. В. Фирсов, Е. И. Холостова, и др. Некоторые из этих авторов рассматривают проблему в целом, другие — отдельные ее аспекты. Так, С. А. Завражин и Т. В. Самсонова анализируют историю становления социальной педагогики в нашей стране, но лишь в отношении некоторых категорий несовершеннолетних.

У большинства современных авторов преобладает парадигмальный подход к изучению исторических явлений. Такой подход, при всех его достоинствах, не позволяет до конца раскрыть сложные причинно-следственные связи, определявшие возникновение тех или иных форм и методов поддержки нуждающихся в России.

Таким образом, сегодня все более обостряется противоречие между потребностями государственной социальной политики и невостребованностью историко-педагогического опыта социальной работы в России. С учетом этого противоречия был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы ведущие тенденции развития социальной работы в России второй половины XVIII начала XX вв.

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования — государственная и общественная система социальной помощи в России.

Предмет исследования — теория и практика развития и функционирования социальной работы в России (вторая половина XVIII — начало XX вв.).

Задачи исследования:

1. Обосновать совокупность положений, составляющих теоретико-метологические предпосылки исследования.

2. Проанализировать и представить в целостном виде генезис, сущностные и содержательно-функциональные характеристики социальной работы, ее специфические специфические особенности и динамику в исследуемый период.

3. Определить состояние теоретико-педагогических основ социальной работы в хронологических рамках исследования.

4. Дать оценку функционированию государственных, полугосударственных и общественных институтов по оказанию социальной помощи на каждом историческом отрезке рассматриваемого периода.

5. Изучить зависимость воспитательного воздействия на лиц, ставших объектами социальной поддержки, от изменений в мировоззренческих позициях различных частей российского общества.

6. Выявить ведущие тенденции развития социальной работы в России и возможности творческого использования исторического опыта в современных условиях.

Общая методология исследования базируется на важнейших положениях философской и педагогической антропологии, аксиологии и культурологии, охватывающих человека как субъекта саморазвития, раскрывающих способы влияния на активизацию и проявление его сущностных сил. Методологическим ориентиром исследования служили синегетический (Е.Н.Князев, И. Р. Пригожин, С. С. Шевелева и др.), герменевтический (Р.М.Габитова, В. Г. Кузнецова, Ю. Койнова и др.), парадигмальный (М.В.Фирсов и др.), аксиологический (В.Г.Безрогов, З. И. Равкин, Е. Ю. Рогачева и др.), и цивилизационный (Г.Б.Корнетов и др.) подходы.

Ведущая идея теоретической концепции исследования: социальная работа имплицитно соединяет в себе не только материально-правовую поддержку, но и эффекты физического, психического, психологического и нравственного здоровья личности.

Методы исследования: конструктивно-генетический метод, ретроспективный анализ исторических источниковизучение, обработка и систематизация архивных материаловструктурный — и контекст анализ текстовтеоретическое моделирование.

Источниковой базой исследования послужили законодательные акты Российской империиразличные официальные документытруды выдающихся русских мыслителей, богословов и педагогов рассматриваемого периодастатьи и художественные произведения известных русских писателейработы исследователей прошлого, изучавших проблемы социальной работы в Россиистатьи и воспоминания лиц, принимавших непосредственное участие в делах благотворительности. В работе использованы материалы архива Музея истории г. Москвы.

Организация исследования. Оно выполнялось в несколько этапов.

Первый этап (1988 — 1990) — рекогносцировочный. На этом этапе была изучена степень разработанности проблемы в теории и истории педагогики, сформулирован концептуальный замысел исследования, определена источниковая его база.

Второй этап (1990 — 1996) — теоретический. На этом этапе был выполнен сравнительносопоставительный анализ законодательно-нормативной документации, историографического, литературно-публицистического и архивного материала, осуществлено моделирование процессов социальной работы.

Третий этап (1996 — 1999) — обобщающий. На этом этапе уточнялась и обогащалась концепция исследования, актуализировались его прогностическая функции, полученная информация была подвергнута систематизации, классификации, апробации и литературному оформлению в виде докторской диссертации.

Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна и теоретическое значение. Упорядоченная в диссертации совокупность объективных результатов содержит в себе решение крупной научной проблемы — становления и педагогики социальной работы в России второй половины XVIIIначала XX вв. В исследовании:

— представлен целостный концептуальный подход к изучению теоретико-педагогических основ социальной работы проанализированы генезис, сущностные и содержательно-функциональные характеристики социальной работы как педагогического явлениядоказана детерминация экономическими, политическими, идеологическими и социокультурными факторамиобоснованы принципы, ведущие направления и формы социальной работы включая деятельность государственных, полугосударственных и общественных структур;

— выделены критерии педагогической эффективности социальной работыраскрыты основы христианской концепции милосердия, ее влияние на формы и методы социальной помощи в Россиивыявлены основные тенденции развития педагогики социальной работы, возможности творческого использования ее исторического опыта в современных условиях;

— введены в научный оборот новые и малоизвестные материалы, расширяющие объектное и предметное поле исследований в области педагогики социальной работы.

Практическая значимость исследования определяется принципиальной возможностью использования содержащихся в нем результатов научноисследовательской, организационно-управленческой и социально-педагогической деятельности. Они находят применение в преподавании нормативных и специальных курсов по социальной работе и социальной педагогике.

Достоверность и надежность научных результатов обеспечены теоретико-методологической обоснованностью исходных параметров работы, опирающихся на синергетический, герменевтический, системноструктурный и личностно-деятельностный подходы, соответствием методов исследования его задачам, репрезентативностью источниковой базы, доказательностью и логической непротиворечивостью выводов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Развитие социальной работы в России претерпело серьезные качественные изменения именно во второй половине XVIII в.- в дальнейшем оно прошло целый ряд последовательных стадий. При этом наблюдалась четко выраженная зависимость между экономическими и социокультурными особенностями, присущими обществу на каждом историческом этапе развития, и предлагаемыми концепциями социальной работы.

2. Развитие социальной работы в России сопровождалось углублением дифференцированного подхода к объектам поддержки. Первоначальный принцип разделения нуждающихся по категориям с конца XVIII столетия был дополнен индивидуальным подходом, значимость которого постоянно усиливалась.

3. Возрастание роли педагогики социальной работы как одного из основных факторов, способных оказывать долговременное воздействие на объекты поддержки и способствовать их возвращению к нормальной социальной жизни, отмечалось на всех этапах развития социальной работы в нашей стране. Первоначально оно имело только религиозную основу, но с конца XIX в. в России были предприняты попытки создания научных теорий социального воспитания.

4. Постоянное усложнение структуры организаций по оказанию социальной помощи было связано с увеличением числа категорий лиц, нуждавшихся в такой помощи, что отмечалось на каждом новом этапе развития социальной работы. Увеличение числа государственных органов призрения нуждающихся и общественных благотворительных организаций сопровождалось как их взаимодействием, так и взаимной конкуренцией. Исторический опыт показал, что наиболее эффективно в масштабах государства социальная поддержка могла осуществляться при условии согласованных действий государственных и общественных благотворительных структур с разделением их функций.

5. На протяжении всей российской истории наблюдалось устойчивое существование подачи щедрой безразборчивой милостыни, как следствия православной традиции милосердия. Одним из следствий подобной милостыни стало широкое распространение профессиональого нищенства. Борьба с этим явлением велась постоянно и различными средствами, но, как правило, оказывалась малоуспешной.

6. В современных условиях особое значение приобретает осмысление и использование именно отечественного опыта социальной работы. Взвешенное отношение к объектам помощи, обязательный учет негативных сторон их мировосприятия и поведения, признание необходимости в особых случаях применения принудительных мер к этим людям, что разделялось и ранее многими исследователями, занимавшимися теорией и практикой социальной помощи в дореволюционной России, должны присутствовать и в современных научных разработках в этой области. Доминирование лишь «гуманистических» тенденций при проведение социальной работы в определенной степени снижает ее эффективность, что подтверждается примерами из истории социальной поддержки в России.

Апробация и внедрение результатов исследования. Они обсуждались и получили одобрение на практических конференциях в РАО, МПГУ, РПГУ, Нижегородском педагогическом университете, Елецком педагогическом институте (1995, 1996, 1997, 1998). Результаты исследования нашли отражение в учебных и справочных пособиях, методических рекомендациях и статьях.

Материалы, полученные в исследовании, внедрены в учебный процесс факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета и других образовательных учреждений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Развитие социальной работы в России представляет собой длительный и многофакторный процесс, определявшийся множеством разнообразных объективных и субъективных причин в их тесной взаимосвязи. Историческая канва его зарождения тянется еще в языческую Русь. Первые качественные изменения в понимании целей и задач социальной поддержки проявились после принятия Русью христианства и были обусловлены постепенными изменениями в общественном мировоззрении. Христианская традиция милосердия оказала и продолжает оказывать значительное влияние на понимание благотворительности значительной частью населения.

К концу XVII столетия в некоторой части образованного общества оформился и был воспринят новый взгляд на цели и задачи социальной поддержки нуждающихся. Суть благотворительности начали видеть не только в материальной и духовной поддержке конкретного человека, но и в решении этой проблемы в масштабе государства и особенно в уничтожении нищенствования работоспособных лиц как явления. Эта тенденция в полной мере проявилась в первой четверти XVIII в. во время царствования Петра I. Борьба с нищенством в этот период проводилась, главным образом, жесткими репрессивными мерами, а неработоспособных нуждающихся предписывалось помещать в государственные заведения со строгим режимом.

В то же время значительная часть населения России не разделяла подобных воззрений на помощь ближнему и придерживалась старой православной традиции благотворительности и безразборчивой милостыни. Одновременно существовала и приходская помощь, пожалуй наиболее эффективная, н она обычно распространялась только на постоянных прихожан конкретного храма.

Проникновение в Россию идей Просвещения, явный неуспех использования лишь репрессивных мер по пресечению нищенства, а также другие причины привели к тому, что во второй половине XVIII столетия в стране возникла новая концепция оказания социальной поддержки нуждающимся. Она уже была основана на двуедином принципе: государственная помощь нетрудоспособным и предоставление возможности самостоятельно зарабатывать на жизнь трудоспособным. Причем, в отличие от петровской эпохи, основным способом привлечения к полезному труду видели не принуждение (хотя оно полностью не исключалось), не грубо утилитарную «пользу государственную», а своеобразное, хотя и косвенное, воспитание индивида. В это же время в России была создана достаточно стройная система государственных учреждений по оказанию социальной помощи или «общественного призрения». Примечательно, что сюда первоначально было включено и большинство учебных заведений, ибо социальные проблемы предполагалось решать, в первую очередь, методами «просвещения», т. е. обучения и воспитания народа. Впрочем, формы и методы такого просвещения предлагались достаточно утопичные.

Подобная социальная политика, несмотря на отдельные успехи, не привела к декларируемой цели, т. е. к пресечению нищенства. «Просвещенные» публицисты той эпохи с некоторым недоумением констатировали, что многие нуждающиеся не пожелали воспользоваться предоставленными им возможностями вернуться к нормальной социальной жизни. Как некая своеобразная негативная реакция на строго рационалистический подход Екатерины II к решению социальных проблем в духе идеологии Просвещения, в конце XVIII в. возникла новая тенденция в понимании задач поддержки нуждающихся.

Так, некоторые представители нарождавшейся тогда русской интеллигенции попытались на качественно новом уровне, в духе «внутреннего христианства», вернуться к христианской концепции доминирования помощи конкретной личности над организацией социальной поддержки в масштабах всего государства и общества. При этом собственно социальное воспитание отодвигалось на второй план, а на первый выступало нравственное самосовершенствование благотворителя и надежда, что христианские чувства пробудятся у получившего помощь.

На рубеже XVIII — XIX вв. в России произошло своеобразное разделение путей осуществления социальной поддержки. Именно в это время приобретают равные права два направления: государственная система призрения и частная благотворительность, имевшая полурелигиозное обоснование и распространившаяся среди представителей высшей части общества.

Наряду с этим не прекращалась традиция раздачи безразборчивой милостыни в широких масштабах. В первой половине XIX в. в стране закрепилось параллельное, иногда конкурирующее, существование разнообразных форм социальной помощи. Они имели в своей основе различное идеологическое обоснование, но, вместе с тем, оказывали друг на друга значительное влияние.

Проблемы благотворительности вызывали большой интерес в русском обществе. Эта тенденция отчетливо прослеживается в творчестве почти всех выдающихся писатели второй половины XVIII — XIX вв. Причем главные их мотивы сводились не к описанию материальной поддержки, а к нравственным, воспитательным, чисто педагогическим последствиям помощи ближнему.

Значительные качественные изменения в деле поддержки нуждающихся в России произошли во второй половине XIX в. К ним можно отнести: попытки научного (в современном смысле) обоснования форм и методов социальной работы. Предлагались, в частности, различные подходы, базирующиеся, как правило, на западноевропейских социологических теориях. Однако, уже в последней четверти XIX века, многие из этих теорий стали активно приспосабливаться к конкретным российским условиям;

— расширение, в основном за счет интеллигенции, круга лиц, занятых организацией социальной помощи, которые стремились воплотить в жизнь свои разнообразные концепции в этой областиосознание некоторыми социологами и лицами, непосредственно работавшими с нуждающимися, необходимости прямого дифференцированного педагогического воздействия на объекты социальной помощи, как доминирующего компонента среди всех аспектов социальной работырасширение взаимодействия государственных структур социальной поддержки и общественных благотворительных организаций. Привлечение верхами власти представителей общественности к выработке государственной политики в области социальной помощиобновление и распространение православной концепции помощи нуждающимся, основанной, в первую очередь, на христианском воспитании и духовном перерождении лиц, утративших свой социальный статусширокая пропаганда благотворительности через различные общества, тесно связанная с одновременными призывами отказаться от безразборчивой милостыни, как главного источника профессионального нищенствадальнейшая дифференциация нуждающихся как объектов социальной помощи с точки зрения их категориальной принадлежностисоздание специальных методических рекомендаций (впрочем, весьма несовершенных) для работы с каждой категорией в отдельности.

Подобные новации явились следствиями тех изменений, которые произошли в экономическом, политическом и культурном состоянии России того периода, и сыграли значительную роль в деле развития теории и практики социальной работы.

Вместе с тем серьезные противоречия между государственными и общественными структурами, занимающимися социальной работой, а также излишнее увлечение теми или иными социологическими и педагогическими теориями приводили организаторов благотворительности к непоследовательности в осуществлении конкретных приемов оказания поддержки нуждающимся.

Немалый урон эффективности этой работы наносил дилетантский подход к ней многих благотворителей. В то время практически отсутствовала специальная подготовка людей, занимавшихся этой деятельностью. Отмеченные недостатки не позволяли государству и общественным благотворительным организациям охватить должной поддержкой всех нуждавшихся в ней лиц. Поэтому часто такая помощь выражалась лишь в раздаче единовременных пособий. Отсутствие же систематической воспитательной работы и контроля за объектами поддержки, как закономерное следствие, приводило к их постепенному превращению в профессиональных клиентов различных благотворительных организаций, о чем имеется много свидетельств в специализированных изданиях того периода по благотворительной тематике.

Все эти особенности благотворительной деятельности второй половины XIX в. затрудняли успешную борьбу с профессиональным нищенством и паразитическим существованием довольно значительного числа людей (по некоторым данным до 2-х миллионов человек в начале XX в.) за счет разного рода вспомоществований.

Именно эта группа людей составляла самую устойчивую группу среди всей массы нуждающихся. Не случайно она оказалась неисправимой ни с помощью только жестких мер наказания, ни с помощью разного рода гуманных начинаний со стороны правительства и общественных кругов. Важнейшей причиной этого, на наш взгляд, являлась та, что очередной виток борьбы с профессиональным нищенством обычно начинался с определения наиболее действенных мер, с поиска для этого самого эффективного средства. Однако, как правило, после первоначальных обнадеживающих результатов, число профессиональных попрошаек вновь увеличивалось.

Негативное влияние на результаты социальной работы оказывала и существовавшая в общественном мнении некоторая идеализация нуждающихся вообще, ' а люмпенов в особенности. Подобная тенденция прослеживалась в России с древних времен, но особенно усилилась на рубеже XIX — XX вв. Достаточно вспомнить произведения А. М. Горького, в которых бродяги представлены в виде лиц, протестующих против косных и «мещанских» общепринятых взглядов. Такие настроения привели к определенной «гуманизации» отношения общества к маргиналам и соответствующему ослаблению репрессивных мер против них. Некоторые социологи и представители благотворительных организаций оспаривали подобное мнение, но оказались в меньшинстве.

Таким образом, состояние социальной работы в России конца XIX — начала XX вв. можно оценивать как весьма сложное и противоречивое: наряду с явными достижениями прослеживались и существенные недостатки. Подобное положение дел во многом определялось как объективными социально-экономическими причинами, так и культурно-национальными особенностями исторического периода и менталитетом российского народа.

Итоги состояния социальной работы на стыке веков были бы неполными без использования сведений об опыте этой деятельности видных священнослужителей, которые не только вполне успешно осуществляли различные виды материальной поддержки неимущих, не только создавали условия и возможности трудиться тем, кто к этому был способен, но, главное, обеспечивали индивидуальное воспитание всех бедствующих. В своих воспитательных контактах они ставили в качестве основной задачи оказать помощь человеку в спасении его души, что, естественно, требовало от него духовного перерождения и, как следствие этого — отказа от паразитического образа жизни с последующим возвращением в нормальные общественные условия. К примеру, достижения в этой области Иоанна Кронштадского признавались даже его либерально настроенными недоброжелателями.

Изучение исторического опыта социальной работы в России второй половины XVIII — начала XX вв. позволяет выделить ряд устойчивых, неизменных тенденций, присущих этому явлению. К ним, в первую очередь, относятся: зависимость между обоснованием задач, выработкой форм и методов социальной работы и экономических, социальных и культурных особенностей каждого исторического этапа развития страныусиление дифференцированного подхода к объектам социальной поддержкиразвитие и возрастание роли педагогики социальной работы как одного из элементов помощи нуждающимся;

— устойчивое существование подачи безразборчивой милостыни, широкое распространение профессионального нищенства и постоянная борьба с этим явлением.

Что касается научного изучения истории социальной работы, то оно в России началось еще в первой половине XIX в. и к концу столетия в этой области социально-исторического знания был накоплен определенный опыт. Однако, за редким исключением, эти работы носили описательный характер. Причины возникновения, развития и исчезновения различных видов социальной поддержки, а также проблемы исторического изучения социального воспитания почти не нашли в них отражения.

Прерванная традиция исследований по истории развития социальной работы в России возродилась в начале 90-х гг. XX в. В последние годы появилось значительное количество научных работ по этой тематике, в которых рассматривается как явление в целом, так и отдельные его аспекты, в том числе педагогические. Эти исследования позволяют по новому оценить и проанализировать процесс генезиса социальной работы в нашей стране.

Практика социальной работы в наши дни показывает необходимость учитывать исторический национальный опыт этого вида деятельности. В то же время чрезмерное увлечение разного рода западными теориями, основанными, в первую очередь, на гуманистическом мировоззрении, не всегда приводит к позитивным результатам в нашей стране. Ярким примером такого разрыва между теоретическими изысканиями и российской действительностью может служить состояние воспитательной социальной работы с профессиональными нищими, бродягами и т. п.

Немаловажное значение прежний опыт приобретает теперь относительно деятельности общественных благотворительных организаций и их взаимодействия с государственными органами. Увеличение числа разного рода фондов, ассоциаций и объединений, происходящее в наши дни, не всегда сопровождается действительным улучшением качества социальной поддержки, не говоря уже об использовании накопленного богатого педагогического опыта работы хотя бы с детьми из неблагополучных семей.

Мы далеки от того, что данное исследование является исчерпывающим и раскрывает все особенности исторического развития социальной работы в нашей стране. Дальнейшего серьезного внимания заслуживает, например, изучение причин появления различных направлений социально-педагогической мысли России и их влияния на практическую воспитательную деятельность различных благотворительных организаций. Особый интерес представляет специальное исследование возможности внедрения положительных элементов деятельности дореволюционных благотворительных обществ в современную практику социальной работы, а также учет негативного опыта этих организаций.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д.А. Духовная сущность психических расстройств. М., 1998. — 62 с.
  2. .Г. Психология человека. СПб., 1997. — 90 с.
  3. Антология социальной работы. В 3-х тт. Сост. М. В. Фирсов. М., 1994−1995. — 72 с.
  4. В.М. Филантропические начинания русского правительства 18 века. М., 1902. — 264 с.
  5. Архиепископ Амвросий (Ключарев). Слово на открытие приюта для попечения о детях преступников, отправляемых в ссылку. // Архиепископ Амвросий (Ключарев). О семейном счастии и христианском воспитании. М., 1997. — С.85−94.
  6. Архиепископ Сергий (Страгородский). Православное учение о спасении. М., 1991. — 2 64 с.
  7. Я. У. Традиция социального знания в России. // Магистр. 1995. — № 4. — С.58−64.
  8. П. Благотворительная деятельность св. Тихона Задонского. // Трудовая помощь. 1904. — № 2. — С.163−179
  9. JI.B. Благотворительность и меценатство в России. М., 1994. — 76 с.
  10. В.М. История социальной работы и педагогики в России. Кострома, 1999. — 234 с.
  11. А.Д., Лопарева Н. В. Развитие форм благотворительности в создании системы организованной помощи детям-сиротам в России и Калужской области. // Российский журнал социальной работы. 1996. — № 1. -С.86−89.
  12. Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. — 221 с.
  13. Н.А. Судьба России. М., 1990. — 208 с.
  14. В.М. Вопросы общественного воспитания. // Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX вв. — М., 1990.1. С.501−509.
  15. В.М. Объективная психология. 1991. — 326 с.
  16. И. И. Генеральный план Московского воспитательного дома. // История дошкольной педагогики в России. Хрестоматия. М., 1987. — С. 3840.
  17. И.И. Генеральное воспитание обоего пола юношества. // Там же. С.36−37.
  18. Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология. М., 1998. 575 с.
  19. Благотворительные организации социальной направленности. Сост. Белинская А. Б. М., 1998. — 66 с.
  20. А.А. Крушение гуманизма. // Собр. соч. в шести томах. Т.4. — Л., 1982. — С.208−246.
  21. П. В. Социальная экология сквозь призму методологической модели. // Российский журнал социальной работы. 1996. — № 1. — С.26−29.
  22. В.М. Синергетика и педагогика. // Магистр. 1995. — № 2. — С.89−95.
  23. И.С. Основы общей социологии. М., 1993. — 453 с.
  24. В.Ф. Князь В.Ф.Одоевский и «Общество посещения бедных в С.-Петербурге. // Трудовая помощь. 1899. — № 4−5. — С.317−339.
  25. В.Г. Педагогика социальной работы. -М., 1994. 207 с.
  26. С.Н. Свет Невечерний. М., 1993. -415 с.
  27. Ф. Благородный бедняга или счастье трудолюбивых. // Северная пчела. 182 6. — № 48.
  28. М. Протестантская этика и дух капитализма. // Вебер М. Избранные произведения.1. М., 1990. С.23−318.
  29. Ведомство детских приютов, б/а. // Вестник благотворительности. 1897. — № 1 — С.12−26.
  30. В. И. Начало и вечность жизни. М., 1989. 476 с.
  31. О. Общественные работы как трудовая помощь нуждающимся. // Трудовая помощь. 1898 — № 3.- С.218−242.
  32. Вести о народных нуждах и мерах к их облегчению, б/а. // Вестник благотворительности. 1870- № 2. С.53−58.
  33. Взгляд на нашу благотворительность, б/а. // Вестник благотворительности. 1870. — № 1. — С.1−38.
  34. С.Ю. Избранные воспоминания 1849−1911 гг. М., 1991. — 552 с.
  35. Н. Краткий очерк Императорского человеколюбивого общества. // Антология социальной работы. Сост. Фирсов М. В. М., 1994. — T.I. — С.153−162 .
  36. Вопросные пункты Шешковского, ответы Новикова, написанные в Шлиссельбурге в июне 17 92 г. // Н. И. Новиков и его современники. Избранные сочинения. М., 1961. — С.452−465.
  37. Всемирная история в десяти томах. Т. VI, М., 1959. — С.113−114- 233−256.
  38. Высочайше утвержденная Комиссия по пересмотру законов о призрении бедных. б/а. // Вестник благотворительности. 1897. — № 1. — С.28−37.
  39. Выступление патриарха Московского и Всея Руси Алексия II на встрече с членами Российской академииобразования 29.XII.1994 г. // Магистр. 1995. — № 2.- С.1−12.
  40. П. Организация частной благотворительности. // Вестник благотворительности.- 1897. № 5. — С.40−48.
  41. А.И. Былое и думы. М., 1983. -ТТ. I- III.
  42. С.И. Основы педагогики. М., — 1995.- 447 с.
  43. В.И. Записка об историческом развитии способов призрения в иностранных государствах и о теоретических началах правильной его постановки, б/м., 1897. 54 с.
  44. В. И. Опыт городского попечения о бедных. // Вестник Европы. 1896. — № X. — С.5 66 585.
  45. В.И. О способах помощи безработным. -СПб., 1898. 48 с.
  46. В.И. Что такое дом трудолюбия. // Трудовая помощь. 18 97. — № 1. — С.1−9.
  47. В.А. Мои скитания. М., 1987. -478 с.
  48. В. А. Москва и москвичи. М., 1981. — 383 с.
  49. В.А. Трущобные люди. М., 1989.- 127 с.
  50. С. Подготовление к благотворительности. // Антология социальной работы. Сост. Фирсов М. В. М., 1994. — T.I. — С.178−185.
  51. Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями. // Гоголь Н. В. Собр.соч. в 7-ми томах.
  52. М., 1978. Т.б. — С.202−204.
  53. В. В пользу бедных. // Родина. 1991. № 3. — С.79−81.
  54. И.А. Фрегат „Паллада“. М., 1985. -686 с.
  55. А. Трудовая помощь как средство призрения бедных. СПб., 1901. — 105 с.
  56. Е.А. Воспитательные дома и приюты в Российской империи. // Педагогика. 19 92. — № 1.1. С.117−122.
  57. С. И. Социология социальной работы как содействие осуществлению и реабилитации жизненных сил человека. // Российский журнал социальной работы. 1996. — № 2/4. — С.10−14.
  58. И.Б. Введение в психологию. М., 1994. — 189 с.
  59. JI.H. География этноса в исторический период. Л., 1990. — 279 с.
  60. Л.Н. От Руси к России. М., 1994. -362 с.
  61. Л.Г. Социальная работа в структуре социальных наук. // Российский журнал социальной работы. 1996. — № 1. — С.17−22.
  62. Д.К., священник. Мысли св. Иоанна Златоуста о бедности и благотворительности. // Вестник благотворительности. 1902. — № 12. — С.31−43.
  63. В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1955. — Т.Н. — С. 534- Т.IV. — С.335−336.
  64. Е.Р. Записки. Л., 1985. — 354 с.
  65. М.И. История русской педагогии. 4. II, С-Пб., 1897. — 322 с.
  66. Г. Р. Записки из известных всем произшествиев и подлинных дел, заключающия в себе жизнь Гаврилы Романовича Державина. // Державин Г. Р. Избранная проза. М., 1984. — С.23−246.
  67. В.Ф. Заметки об общественном призрении. М., 1897. — 254 с.
  68. Деятельность Московских городских попечительств о бедных. б/а. // Вестник благотворительности. 1902. — № 5−6. — С.76−98.
  69. М.С. Достоинства человека и опасность их превращения в недостатки. // Российский журнал социальной работы. 1996. — № 2/4. — С.24−27.
  70. С.С. Соловьев Человек, историк. // Соловьев С. М. Чтения и рассказы по истории России. -М., 1989. — С.5−12.
  71. Доклад императрицы Марии Федоровны императору Павлу Петровичу. 17.XII.1797. (пер с фр.). // Вестник благотворительности. 1897. — № 1. — С.59−66.
  72. Доклад комиссии Московской городской думы № 133 от 19.XII.1903. // Трудовая помощь. 1904. № 5. — С.545−552.
  73. Ф.М. Записки из Мертвого дома. // Достоевский Ф. М. Собр. соч. в 12-ти томах. М., 1982. — Т.6. — С.23−364.
  74. Д.А. Бродяжничество и нищенство и меры борьбы с ним. // Трудовая помощь. 1898. — № 9. -С.45−58.
  75. М. Городские попечительства о бедных в Москве. // Трудовая помощь. 18 97. — № 1. -С.66−79.
  76. В.Н., Елфимова Н. В. Из истории призрения и социального обеспечения детей в России. -М., 1993. 196 с.
  77. Н. Кому и как помогать. // Вестник благотворительности. 1898. — № 5. — С.26−39.
  78. Житие, наставления, пророчества преподобного Серафима, чудотворца Саровского. Минск, — 1998. -238 с.
  79. Житие схиархимандрита Варсонофия. Введенская Оптина пустынь, 1995. 4 63 с.
  80. Г. Е. Из истории просвещения в дореволюционной России. М., 1987. — 436 с.
  81. С.А. Предупреждение отклоняющего поведения несовершеннолетних в Российской империи.1. М., 1996. 120 с.
  82. Законопроект об общественном призрении и благотворительности, б/а. // Трудовая помощь. 1898.- № 5. С.558−576.
  83. А.В. Новиков. М., 1968. — 314 с.
  84. Записки императрицы Екатерины Великой. М., 1989. — 748 с.
  85. Записки о России французского путешественника маркиза де Кюстина, изложенные и прокомментированные В.Нечаевым. М., 1990 — 263 е.
  86. ВВ. Педагогика. М., 1996. — 342 с.
  87. ВВ. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., — 1993. — 378 с.
  88. ВВ. Социальное воспитание, его задачи и пути. М., 1918. — 378 с.
  89. И. А. Социальная работа как профессиональная деятельность. // Социальная работа.- Выпуск № 2. М., 1992. — С.8−32.
  90. Зноско-Боровский М. Православие, Римо католичество, Протестантизм и Сектантство. М., 1991. — 238 с.
  91. Иеромонах Серафим (Роуз). Человек против Бога (пер. с англ.). М., 1995. — 93 с.
  92. Из обращения редакции. // Вестник благотворительности. 1870. — № 1. — С.1.
  93. Г. П. Противоречия и крайности, талант и обаяние Дмитрия Писарева. // Педагогика. 1997. № 5. — С.85−91.
  94. И.А. Основы христианской культуры. // Школа духовности. 1999. — № 1. — С.2−5.
  95. Иоанн Кронштадский. Моя жизнь во Христе. М., 1990. 126 с.
  96. Иоанн Кронштадский. Христианская философия. -М., 1992. 213 с.
  97. Историческая записка о Странноприимном доме гр. Шереметьева. Сост. Др.А.Тарасенковым. М., I860. — 28 с.
  98. Исторический опыт социальной работы в России. Под. ред. Бадя Л. В. М., 1994. — 255 с.
  99. К вопросу о борьбе с профессиональным нищенством. Материалы Комиссии для разработки вопроса о мерах против профессионального нищенства и бродяжничества при Министерстве Юстиции. // Трудовая помощь. 1898. — № 5. — С.558−572.
  100. Н.М. Записка о древней и новой России. М., — 1994. — 112 с.
  101. Н.В. Честь имени или О русском национальном самосознании. // Вопросы философии. 1997. № 4. — С.3−18.
  102. Л.П. А.С.Хомяков. // Карсавин Л. П. Малые сочинения. СПб., 1994. — С.361−376.
  103. Л.П. Культура средних веков. Киев, 1995. — 199 с.
  104. А. В. Очерки по истории Русской Церкви. В двух томах. М., 1997.
  105. И.В. Записка о направлении и методах первоначального образования народа в России. // Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. М., 1987. — С.209−217.
  106. В.О. Исторические портреты. М., — 1991. — 395 с.
  107. В.О. Курс русской истории. Т.1, -М., 1987. 345 с.
  108. Кодекс социального работника. М., 1998. -43 с.
  109. А. А. Социальная работа и проблемы духовности. // Российский журнал социальной работы.-1996. № 1. — С.38−40.
  110. А. А. Парадигма социальной работы: теоретические конструкции и принципы описания. // Социальная работа: теория, технология, образование. -1996. № 1. — С.37−40.
  111. В.П. Колумбы российских древностей. -М., 1981. — 168 с.
  112. Д.В. Эволюция психики и природа наркотизма. М., — 1991. — 311 с.
  113. С., Трутнева Ю. Москва бомжатская. // Аргументы и факты. 1998. — № 40. — С. 12».
  114. Кон И. С. Ребенок и общество: историко-этнографические перспективы. М., 1988. — 337 с.
  115. А.Ф. Задачи трудовой помощи. // Трудовая помощь. 1897. — № 1. — С.44−56.
  116. А.Ф. Федор Петрович Гааз. // Антология социальной работы. Сост. Фирсов М. В. М., 1994. T.I. — С.124−133.
  117. Г. Б. Всемирный историко-педагогический процесс: перспективы цивилизационногоподхода. // Европейская педагогика от античности до нашего времени. (Исследовательские материалы) М., 1994. 4.1. — С.23−36.
  118. Г. Б. История педагогики: проблемы, предмет, подходы. // Там же. С.6−23.
  119. Г. Б. Пути становления педагогической традиции западной цивилизации. // Там же. С. 3 6−62.
  120. П.А. Этика. М., — 1991. — 412 с.
  121. А. Все ли равно как верить? Клин, 1994. 175 с. 12 3. Кураев А. Сатанизм для интеллигенции. М., 1997. — Т.2. — 430 с.
  122. А. Школьное богословие. М., 1997. -310 с.
  123. JI-ев. К вопросу о правильной постановке призрения бедных в России. // Трудовая помощь. 1898. № 4. — С.79−93.12 6. Лавров П. Л. Философия и социология. В двух томах. М., 1965.
  124. А. В. Наказание и помощь нищим. // Трудовая помощь. 1899. — № 1. — С.1−12.
  125. .Т. Философия воспитания. М., 1995. 282 с.
  126. М.В. О сохранении и размножении народа. // Ломоносов М. В. О воспитании и образовании. М., 1991. — С.31−39.
  127. Н.О. История русской философии. М., 1991. — 479 с.
  128. Н.О. Характер русского народа. М., — 1990. 296 с.
  129. Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб., 1997. 400 с. 13 6. Максимов Е. Д. Городские общественные управления в роли деятелей по призрению бедных. // Трудовая помощь. 1903. — № 9. — С.467−492.
  130. Е.Д. Законодательные вопросы общественного призрения нищих. // Вестник благотворительности. 1897. — № 6. — С.22−46- № 7. -С.15−34- № 12. — С.18−42.
  131. Е.Д. Начало государственного призрения в России. // Трудовая помощь. 1900. — № 1. — С.40−58.13 9. Максимов Е. Д. Опыт городских общественных управлений в деле помощи бедным. // Трудовая помощь.- 1904. № 5. — С.545−566.
  132. Е.Д. Очерк земской деятельности в области общественного призрения. Спб., 18 95. — 125 с.
  133. С. Проблема детства и деятельность благотворительных организаций XIX в. в г. Калуге. // Холостова Е. Н. Генезис социальной работы в России. -М., 1995.- С.77−84.
  134. В. П. Документы повествуют. (Социальное призрение в законодательных актах Петра I). // Российский журнал социальной работы. 1996. -№ 2/4. — С.27−31.
  135. В.П., Холостова Е. Н. История социальной работы в России. М., 1998. — 217 с. 14 9. Мельников В. П. Социальная деятельность земских и городских органов самоуправления в России. // Российский журнал социальной работы. 1996. — № 2/4. — С.14−24.
  136. А. История религии. В семи томах. М., 1991, Т.Н. 462 с.
  137. И. О нищенстве в России и способах борьбы с этим явлением. // Антология социальной работы. Сост. Фирсов М. В. М., 1994. — Т.2. — С.52−68 .
  138. Милосердие. Под ред. М. П. Мчедлова. М., 1998. — 358 с.
  139. П.Н. Очерки по истории русской культуры. 4.II. СПб., 1899. — 310 с.
  140. Митрополит Московский Макарий (Невский). Избранные слова, речи, беседы, поучения (1884−1913). М. , — 1996. — 191 с.
  141. Ш. О духе законов. // Монтескье ш. Избранные произведения. М., 1955. — С.159−734,
  142. О.И. О парадоксах процесса самоактуализации личности. // Магистр. 1995. — № 6.- С.84−95.
  143. А.В. Введение в социальную педагогику.- М., 1997. 368 с.
  144. А.В. Социальная педагогика, программа курса. М.-Воронеж, — 1997. — 102 с.
  145. Мысль о съезде благотворителей в Петербурге, б/а. // Вестник благотворительности. 1870. — № 1. -С.21−28.
  146. На страже порядка. Интервью с начальником ОВД. // Ямское поле. 1998. — № 7. — С.4.
  147. А. Бостонская подать. // Родина. -1992. № 6−7. — С.109−111.
  148. Г. И. Церковно-приходские попечительства в Воронеже. // Вестник благотворительности. 1899. — № 1. — С.31−42.
  149. Ф. К характеристике сельского нищенства в Калужской губернии. // Трудовая помощь. -1898. № 8. — С.177−192.
  150. Некоторые замечания по поводу проектов организации призрения бедных. б/а. // Вестник благотворительности. 1897. — № 7. — С.26−44.
  151. A.M. Охрана детей-сирот в России: история и современность. М., 1994. — 252 с.
  152. П.И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России. М., 1993. -108 с.
  153. Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека. // Педагогика. 1998. — № 4. — С.3−8.
  154. В.А. О теоретической идентичности социальной работы. // Социальная работа: теория, технология, образование. 1966. — № 1. — С.31−34.
  155. Н.М. История русской церкви. М., 1985. — 319 с. 17 0. Ничипоров Б. В. введение в христианскую психологию. М., 1994. — 243 с.
  156. Н.И. О воспитании и наставлении детей для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия. // Н. И. Новиков и его современники. Избранные сочинения. М., 1961. — С.307−338.
  157. Н.И. Предуведомление. (обращение к читателям журнала «Утренний свет»). // Н. И. Новиков и его современники. Избранные сочинения. М., 1961. -С.182−196.
  158. О вере и нравственности по учению православной церкви. М., 1991. — 198 с.
  159. О доме трудолюбия в Петербурге. б/а. // Вестник благотворительности. 1870. — № 1. — С. 2229.
  160. О необходимости учреждения центральных благотворительных комитетов. б/а. //Вестник благотворительности. 1870. — № 1. — С.30−42.17 6. Обнинский П. Н. Трудовая помощь как общественный корректив. // Трудовая помощь. 1898. -№ 5. — С.409−436.
  161. Омилии (беседы) святителя Григоря Паламы. М., 1993. — 4.2. — 254 с.
  162. С. Детская помощь России. // Вестник благотворительности. 1993. — № 4/7. — С.23−31.
  163. Опыты православной педагогики. Сост. Стрижев А. и Фомин С. М., 1993. — 2 40 с.
  164. Э.А. Общественный статус социальной работы: культурно-антропологическая интерпретация. // Российский журнал социальной работы. 1996. — № 2/4. — С.3−10.
  165. А.Н. На всякого мудреца довольно простоты. // Островский А. Н. Пьесы. М., 1997.1. С.110−236.
  166. От редакции// Общественная и частная благотворительность в России. 1912.- № 1. — С.1.18 6. Откровенные рассказы странника духовному отцу. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1997. — 269 с.
  167. С. Очерки по истории массового алкоголизма. // Антология социальной работы. Сост. Фирсов М. В. М., 1994. — Т.2. — С.202−210.
  168. A.M. У истоков руского философствования: шеллингианские таинства любомудров. // Вопросы философии. 1994. — № 5. — С.89−97.
  169. П.И. Русская правда. М., 1993. -305 с.
  170. Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. М., 1997. — 94 с.
  171. А.В. Вопросы истории и теории психологии. М., 1984. — 312 с.
  172. Петрозаводское благотворительное общество, б/а. // Вестник благотворительности. 1870. — № 3. -С.14−23.
  173. Д.И. Мыслящий пролетариат. // Писарев Д. И. Избранные педагогические сочинения. М., 1984. — С.305−325.
  174. Д.И. Реалисты. // Писарев Д. И. Избранные педагогические сочинения. М., 1984.1. С.278−292 .
  175. Письма из Москвы. б/а. // Вестник благотворительности. 1870. — № 1. — С.30−36.
  176. В.Г. Городские центры социального обслуживания, их проблемы и пути разрешения. // Российский журнал социальной работы. 1996. — № 1. -С.94−97.
  177. С.П. Мытарства. (В работном доме). // Начало века. М., 1988. — С.208−267.
  178. М. Догмат о вере. Джорданвилль, 1994. — 124 с.
  179. Попечительство о домах трудолюбия и работных домах, б/а. // Вестник благотворительности. 1870. -№ 3. — С.14−23.
  180. Примерный устав обществ пособия бедным. // Трудовая помощь. 1870. — № 2. — С.37−40.
  181. Программа курса «Теория социальной работы». Под ред. Холостовой Е. И. М., 1997. — 58 с.
  182. Программа курса «История социальной работы в России». Под ред. Л. В. Бадя. М., 1998. — 56 с.
  183. Профессионально-образовательная программа подготовки социального работника. Сост. Фирсов М. В., Шапиро Б. Ю. М., 1992. — 122 с.
  184. И. Г. Нищие на святой Руси. // Антология социальной работы. М., 1995. — Т. 2.1. С.9−19.
  185. А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. // Радищев А. Н. Избранные сочинения. М., 1952. — С.197−324 .
  186. Рескрипт Николая I об основах нового устройства учебных заведений (1827 г.). // Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. -М., 1986. С.118−120.
  187. Ю., Кривицкая С. Женское благотворительное общество г. Калуги XIX в. // Холостова Е. И. Генезис социальной работы в России. -М., 1995. С.63−69.2 08. Российская педагогическая энциклопедия. T. I -М., 1993. 608 с.
  188. Российская энциклопедия социальной работы в 2-х томах. Под ред. Панова A.M. и Холостовой Е. И. -М., 1997.
  189. Российское законодательство X XX вв. Т. 5. -М., 1987.- 384 с.
  190. С. приходская благотворительность в Петербурге. // Антология социальной работы. Сост. Фирсов М. В. М., 1994. — Т.1. — с.94−107.
  191. Русская мысль в век Просвещения. М., 1991.403 с.
  192. Русская философия собственности: XVIII XX века. — СПб., 1993. — 318 с.
  193. С. Р. К вопросу по борьбе с профессиональным нищенством в России. // Трудовая помощь. 18 99. № 2. — С.256−273.
  194. Салтыков-Щедрин М. Е. Губернские очерки. // Салтков-Щедрин М. Е. Собр. соч. в 10-ти томах. М., 1988. — Т.1. — С.163−324.
  195. Т.В. Основные направления развития социальной педагогики в России конца XIX начала XX вв. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — Н.-Новгород, 1977. — 43 с.
  196. С.-Петербургское благотворительное общество, б/а. // Вестник благотворительности. 1870. — № 3. -С .1−4.
  197. Сборник сведений о благотворительности в России. СПб., 1899. — 525 с.
  198. Священник Евгений Шестун. Православная педагогика. Самара, 1993. — 575 с.
  199. А. Деятельность императрицы Марии Федоровны по заведениям общественного призрения в городе С.-Петербурге. // Вестник благотворительности.- 1897. № 5. — С.33−46.
  200. В.Д. Педагогическая идея: специфика и пути реализации. // Магистр. 1995. — № 1. — С.45−64.
  201. В.Д. Социальная педагогика: история и современность. Екатеринбург, 1995. — 37 6 с.
  202. JI. Российская благотворительность. // Социальная работа. 1992. — № 1. — С.62.-78.
  203. А.С. Социально-педагогическая деятельность современных христианских приходов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 1998. — 41 с.
  204. В.А. и др. Педагогика. М., 1997.- 420 с.
  205. В.А. Социальный педагог и социальный работник: личность и профессия. // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. М.-Тула, 1993. — С.265−270.
  206. Словарь-справочник по социальной работе. Под ред. Холостовой Е. И. М., 1997. — 417 с. 22 9. Смелзер Н. Социология, (пер с англ.) М., 1994. — 687 с.
  207. Советский энциклопедический словарь. М., 1981. — 1300 с.
  208. М.К. Благотворительность в освещении Н.В.Гоголя. // Вестник благотворительности. 1902. — № 3. — С.13−23.
  209. М.К. Благотворительность при преемниках Петра Великого. СПб. 1901. — 134 с.
  210. М.К. Державин, как автор записки о голоде. // Вестник благотворительности. 1902. — № 9−11. — С.33−39.
  211. М.К. Екатерина Великая как благотворительница. // Вестник благотворительности. -1902. № 1. — С.27−43.
  212. М.К. К вопросу о благотворительности в России в XVIII в. // Трудовая помощь. 1903. — № 8. — С.358−374.23 6. Соколовский М. К. Петербургские «просители». // Вестник благотворительности. 1902. — № 7−8.1. С.10−46.
  213. М.К. Проекты Щербатова и Мордвинова о помощи голодающим. // Вестник благотворительности. 1902. — № 12. — С.13−32.
  214. М.К. Светлые страницы в истории Человеколюбивого общества. // Вестник благотворительности. 1902. — № 9−11. — С.10−27.
  215. М.М. Неверная память. М., 1990. — 350 с.
  216. С.М. Чтения и рассказы по истории России. М., 1989. — 767 с.
  217. Социальная работа в вопросах и ответах. Под ред. Панова A.M. и Холостовой Е. И. М., 1996. — 191 с.
  218. Социальная философия. Под ред. Лавриненко1. B.Н. М., 1995. — 238 с.
  219. Г. Воспитание интеллектуальное, моральное и физическое. // Спенсер Г. Статьи о воспитании. СПб. 1914. — С.7−212.24 4. Сперанский С. В. К истории нищенства в России. // Вестник благотворительности. 1897. № 1.
  220. Т.Д. Маргиналы как объект профессионального интереса социального работника. //
  221. Российский журнал социальной работы.- 1998.- № 1/7.-С.62−68.
  222. Е. Уголовно-наказуемое нищенство в России. // Трудовая помощь. 1900. — № 2.- С. 113 127 .
  223. Н.Д. Москва прежде. // Московская старина. М., 1989.- С. 426−480.
  224. .М. Ум полководца. М., 1990. — 214 с.
  225. Теория социальной работы. Под ред. Холостовой Е. И. М., 1998. — 332 с.
  226. Т.Д. Исторические аспекты возникновения социальной работы в России. // Теория и практика социальной работы в России. Пермь, 1994. -С. 28−40.
  227. Феофан Затворник (Говоров). Советы православному христианину. М., 1994. — 325 с.
  228. Филантроп (псевд.) Опыт организации разбора нищих в провинции. // Вестник благотворительности. -1899. № 4. — С.53−76.
  229. М.В. Социальная работа в России: теория, история, общественная практика. М., 1996. -262 с.
  230. Г. Пути русского богословия. Киев, 1991. 600 с.
  231. В. Человек в поисках смысла. М., 1990. — 367 с. 27 3. Хартулари К. Ф. Работные дома для нищих. // Вестник благотворительности. -1899. № 4. — С.17−32- № 8. — С.22−39.
  232. Е.И. Генезис социальной работы в России. М., 1995. — 268 с.
  233. А. С. Об общественном воспитании в России. // Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. М., 1987. — С.502−512.
  234. Христианское воспитание детей, б/а. М., 1993. — 152 с.
  235. Н.Б. Профессионально-личностное развитие специалиста социальной работы. Ульяновск, 1997. — 240 с.
  236. С. Забытый филантроп. // Антология социальной работы. Сост. Фирсов М. В. М., 1994. Т.1. — С.115−124.
  237. Е.С. Императрица Мария Федоровна в истории русской женщины. // Вестник благотворительности. 1897. — № 1. — С.25−37.
  238. Е.С. От редакции. // Вестник благотворительности. 1897. — № 1. — С.48.28 4. Эберхард К., Койнова Ю. Абдуктивная логика как основа герменевтической методологии социальной работы социальной педагогики. // Магистр. 1994. № 5. — С.33−39.
  239. Материалы архива музея Истории города Москвы.- оп. 10 912, ед.хр.20−25.
Заполнить форму текущей работой