Формирование управленческой культуры педагога в процессе непрерывной профессиональной подготовки
Диссертация
В исследовании доказана необходимость моделирования процесса формирования управленческой культуры педагога, которая определяется тем, что овладение культурой происходит в обучении и воспитании, осуществляясь в форме межличностных отношений и самообразования. Причем освоение ранее накопленного опыта должно дополняться собственным вкладом в культурный слой (B.C. Библер), что актуализирует… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Управленческая культура педагога: теоретические основы и генезис
- 1. 1. Предпосылки управленческой культуры педагога в истории зарубежной и российской педагогики
- 1. 2. Управленческая культура как профессионально-личностная, характеристика педагога
- 1. 3. Управленческая культура в системе профессиональных характеристик педагога
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Проблема формирования управленческой культуры педагога в теории и практике непрерывной профессиональной подготовки
- 2. 1. Современное состояние проблемы формирования управленческой культуры педагога
- 2. 2. Возможности непрерывной профессиональной подготовки в формировании управленческой культуры педагога
- Выводы по второй главе
- Глава 3. Доминантно-позиционный подход как методологическая основа формирования управленческой культуры педагога
- 3. 1. Сущность доминантно-позиционного подхода
- 3. 2. Модель формировании управленческой культуры педагога в процессе непрерывной профессиональной подготовки
- Выводы по третьей главе
- Глава 4. Реализация системы технологий формирования ^ управленческой культуры педагога
- 4. 1. Функции непрерывной профессиональной подготовки ! как развивающей управленческую культуру среды
- 4. 2. Система технологий формирования управленческой культуры педагога
- 4. 3. Экспериментальное исследование результативности реализации технологий формирования управленческой культуры педагога
- Выводы по четвертой главе
Список литературы
- Абдуллина OA. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. -М.: Просвещение, 1989. 139 с.
- Абдуллина С.К. Инновационные формы организации методической работы школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Казань, 2000. — 21 с.
- Абрамова С.Г. Психология в управлении и для управления (руководителям и подчинённым). -М.: Сентябрь, 1998. 160 с.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности / АН СССР. Ин-т психологии. М.: Наука, 1980. — 335 с.
- Авво Б.В. Возможности школы как образовательной системы в повышении профессиональной компетентности учителя: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 1999.-18 с.
- Адольф В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя // Педагогика. 1998. — № 1. — С. 72 — 75.
- Азариашвили С.Г. Научно-методическая работа педагогов в совершенствовании образовательной системы в условиях малого города: Дис.. канд. пед. наук. -Чебоксары, 2000. 168 с.
- Азарова J1.A. Формирование управленческой культуры педагога в процессе научно-методической работы: Автореф. дис. канд. пед. наук Калининград, 2003. -21 с.
- Акатова В.В. Студенческое самоуправление в структуре соуправления // Среднее профессиональное образование.-2001.-№ 10.-С. 34−35.
- Ю.Акименко В. М. Управленческая культура личности как социально-педагогический феномен системы высшего профессионального образования: Дис.. канд. пед. наук. -Орел, 2001.-153 с.
- П.Амирова С. С., Мосолов В. М., Сечина Г. П., Сухорукова Н. И. Самоорганизация личности в процессе обучения // Педагогика. 1993. — № 5. — С.49 — 53.
- Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания // Избранные психологические труды / Под ред. А.А. Бодалева- Акад. пед. и соц. наук, Моск. психолог.-соц. ин-т. -М.- Воронеж: МОДЭК, 1996.-383 с.
- Андреев В.И. Саморазвитие менеджера // Народное образование. 1995.- № 4. С. 10−14.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: В 2 кн. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1998.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Знание, 1989. — 432 с.
- Андреева Л.И. Система допрофессионального образования школьников: Дис.. канд. пед. наук. Тольятти, 1997. — 201 с.
- Андриенко Е.В. Феномен профессиональной зрелости учителя // Педагогика. 2002. — № 6. — С. 66−70.
- Аникин Б.А. Высший менеджмент для руководителя: Учеб. пособие. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 144 с.
- Анисимов О.С., Деркач А. А. Основы общей и управленческой акмеологии: Учеб. пособие. М.- Новгород, 1995. — 275 с.
- Антология педагогической мысли христианского Средневековья: Пособие для учащ. пед. колледжей и студ. вузов: В 2 т. / Сост., ст. к разд. и коммент. В. Г. Безрогова, О. И. Варьяш. М.: АО «Аспект Пресс», 1994.
- Ануфрик С.С., Тарантей В. П., Хуторская Л. Н. Студент в учебно-научно-педагогическом объединении // Советская педагогика. 1991. — № 3. — С.72 — 76.
- Анучина Л. Как построить соуправление // Народное образование. 2002. — № 7. -С. 96−97.
- Ар до Ж. Соотношение интуиции и анализа в управленческой деятельности // Народное образование. 1998. — № 7 — 8. — С. 72 — 76.
- Аристотель. Сочинения: В 4 т. / Пер. с древнегреч.- Общ. ред. А. И. Доватура. М.: Мысль, 1984.
- Архангельский С.Н. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1974.-584 с.
- Афанасьев В.Г. Научное управление обществом.- М.: Политиздат, 1975. 386 с.
- Афанасьев В.Г. Психология личности: Учебник. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. -367 с.
- Ахтамзян Н.А. Дискуссия в немецком обществе об образовательной политике в Германии // Педагогика. 2003. — № 2. — С. 67 -74.
- Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, 1987. — 78 с.
- Байбородова Л.В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе. -Ярославль, 1991. 111с.
- Бакиров А.С. Контролирующая деятельность и самоконтроль учителя в условиях инновационной школы: Автореф. дис. канд. психол. наук. Казань, 2001. — 16 с.
- Барабаш Ю.Г. Определение уровня управленческой деятельности слушателей ФППК ОНО // Педагогика. -1992. № 5−6. — С. 78 — 80.
- Баранов С.П., Болотина JI.P., Сластёнин В. А. Педагогика: Учеб. пособие для пед. уч-щ по спец. № 2001 «Преподавание в начальных классах общеобразоват. шк.». 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1987. — 368 с.
- Баркер А. Как ещё лучше . управлять людьми / Пер. с англ. В. Кашникова. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.-272 с.
- Баскаков A.M. Формирование культуры управленческого общения у руководителей и учителей общеобразовательных школ: теория и практика: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Челябинск, 1999. — 51 с.
- Батарова Т.М. Профессиональная подготовка будущего учителя к управленческому общению: Автореф. дис. канд. пед. наук. Тольятти, 1998. — 19 с.
- Батаршев А.В. Педагогическая система преемственности обучения в общеобразовательной и профессиональной школе. СПб.: Изд-во Ин-та профтехобразования РАО, 1996. — 90 с.
- Батороев К.Б. Аналогии и модели в познании. Новосибирск: Наука, 1981. -319 с.
- Бездухов В.П. Теоретические проблемы становления гуманистического стиля педагогической деятельности будущего учителя: Учеб. пособие по спецкурсу. -Самара: Изд-во СамГПИ, 1992. 104 с.
- Безруков Е.Г. Формирование готовности студентов педагогических специальностей к управленческой деятельности в общеобразовательной школе: Дис.. канд. пед. наук. Тюмень, 1998. -110с.
- Бекурадзе А.Б. Педагогические основы поддержки управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений по мотивации трудового поведения педагогов: Автореф. дис. канд. пед. наук-М., 2000.- 19 с.
- Белозерцев Е.П. Высшая педагогическая школа в системе непрерывного образования учителя: Автореф. дис. д-ра. пед. наук. JL, 1990. — 49 с.
- Белозерцев Е. П. Педагогическое образование: реалии и перспективы // Педагогика. -1992.-№ 1 -2.-С. 61−66.
- Бенин В.JI. Теоретико-методологические основы формирования и развития педагогической культуры: Автореф. д-ра пед. наук, Екатеринбург, 1996. 31 с.
- Бердяев Н.А. Смысл истории. -М.: Мысль, 1990. 175 с.
- Бережнова Е.В. Содержание и способы формирования методологической культуры у будущих учителей в процессе преподавания педагогики: Автореф. канд. пед. наук, М., 1995.-22 с.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Пер. с англ. М. Б. Гнедовского, МА. Ковальчук. -М.: Прогресс, 1986.-422 с.
- Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. М., 1997. — 206 с.
- Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Новая школа, 1995. — 336 с.
- Библер B.C. Культура. Диалог культур // Вопросы философии. 1989. — № 6. -С. 31−42.
- Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. — М.: Политиздат, 1991. — 413 с.
- Блаватская Т. В. Интеллигенция эпохи античности.-М.: Просвещение. 1992. — 168 с.
- Бодал ев А. А Психология общения: Избр. психол. труды / Акад. пед. и социал. наук. Моск. психолого-соц. ин-та. М.- Воронеж: Ин-т практ. психол.- НПО «МОДЭК», 1996.-255 с.
- Бокарев М. Ю. Профориентированный процесс обучения в комплексе «лицей вуз»: теория и практика: Монография. — Калининград: БГАРФ, 2001. — 235 с.
- Бокарева Г. А. Динамика педагогиеского мастерства по развитию личностных качеств обучаемых // Проблемы учебно-воспитательного процесса.- Калининград, 1998. С. 4 — 5. — № з. С. 25 — 28.
- Бокарева Г. А. Концепция педагогической системы ранней профессиональной подготовки школьников. Калининград: БГАРФ, 1995. — 21 с.
- Бокарева Г. А. Организация педагогического исследования в специализированном морском лицее. Калининград: БГАРФ, 1995. — С.5−9.
- Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика. 1999. -№ 3. — С. 37 — 43.
- Бондаревская Е.В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. Ростов н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. — 560 с.
- Борисова Е. М., Логинова Г. П., Мдивани М. О. Диагностика управленческих способностей // Вопросы психологии. 1997. — № 2. — С.112 — 121.
- Борытко Н. М. Педагог в пространствах современного воспитания: Монография / Науч. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2001. — 214 с.
- Борытко Н. М. Теория и практика становления профессиональной позиции педагога-воспитателя в системе непрерывного образования: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. -Волгоград, 2001. 42 с.
- Бочкарев В.И., Муравьев Е. М. Становление государственно-общественного управления в Тверской области: теория и практика (в документах и материалах). -Тверь, 2003.-150 с.
- Браже Т.Г. Развитие общей культуры учителя в системе непрерывного педагогического образования // Взаимосвязь общей и профессиональной культуры учителя / Под ред. Т. Г. Браже. СПб.: ИОВ РАО, 1992. — 86 с.
- Бугакова Н.Ю. Педагогические условия формирования и развития готовности старшеклассников к выбору профессии: Дис.канд. пед. наук. Калининград, 1996. -126 с.
- Буева И.И. Идеи гуманизации внутришкольного управления в наследии В.А. Сухомлинского и их значение для современной школы: Дис.. канд. пед. наук. -Оренбург, 1996.-180 с.
- Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. — 216 с.
- Вазина К.Я., Петров Ю. Н., Белиловский В. Д. Педагогический менеджмент (концепция, опыт работы). М.: Педагогика, 1991. — 268 с.
- Вейт М. А. Непрерывное образование и подготовка учителя // Современная педагогика. 1991. — № 6. — С. 79- 82.
- Велиева Н.Н. Педагогический лицей в системе непрерывного педагогичес-кого образования: Автореф. дис. канд. пед. наук. Самара, 2001. — 20 с.
- Вербицкая Н.О. Образование взрослых на основе их жизненного (витагенного) опыта // Педагогика. 2002. — № 6. — С. 14−19.
- Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. М., 1999.-75 с.
- Вербицкий А.А. Совершенствование педагогического процесса в вузе // Советская педагогика. 1986. — № 6. — С.75 — 78.
- Вербицкий А.А., Нечаев Н. Н., Юрисов В. А. Концептуальные основы непрерывного образования // Непрерывное образование как педагогическая система: Сб. науч. тр. НИИ проблем высшей школы. М., 1989. — С. 5 — 14.
- Веретенникова JI.A. Обучение менеджеров образования истории науки управления (в многоуровневой системе педагогического образования): Дис.. канд. пед. наук. -Барнаул, 1996.-185 с.
- Вершловский С.Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы. М.: Педагогика, 1997. — 184 с.
- Владиславлев А.П. Непрерывное образование: проблемы и перспективы. М.: Молодая гвардия, 1979. — С. 46.
- Власова А.А. Формирование конкурентоспособности будущих педагогов: Автореф. дис.. канд. пед. наук Калининград, 2002. — 19 с.
- Власова Н.. И проснёшься боссом: Справочник по психологии управления: В 3 кн. -Новосибирск: Экор, 1994.
- Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Под ред. Т. И. Шамовой. -М.: Педагогика, 1991.- 191 с.
- Волкова JI.C. Организационно-педагогическая система развития компьютерной культуры педагога: Автореф. дис. канд. пед. наук-Казань, 1997. 16 с.
- Воробьев Н.Е., Иванова Н. В. Модернизация учебного процесса в средней школе Германии // Педагогика. 2002. — № 7. С. 96 — 106.
- Воронцова В.Г. Аксиологические аспекты готовности учителя к решению проблем гуманизации образования// Гуманизация образования: Теория. Пратика. СПб., 1994. С. 15−36.
- Воронцова В.Г. Постдипломное образование педагога: гуманитарно-аксиологический подход: Автореф. дисд-ра пед. наук. СПб.: ИОВ РАО, 1997. — 35 с.
- Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя-практика / Пер. с англ. М.: Дело, 1991.-320 с.
- Вульфов Б.З., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии. 2-е изд. — М.: Магистр, 1999. -112 с.
- Выготский JI.C. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 536 с.
- Галочкии А.А. Формирование готовности учащихся к профессиональному самосовершенствованию: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Ярославль, 1998. 17 с.
- Гершунский Б.С. Философия образования. М.: Моск. психол.-соц. ин-т- Флинта, 1998.-432 с.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Гикола-Пресс, 1995.-448 с.
- Гирфанова Р.З. Допрофессиональная подготовка как условие формирования педагогической культуры старшеклассников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Казань, 2001.-22 с.
- Гневко В. А. Формирование образовательной среды учебным заведением нового типа. СПб.: Изд-во ИУП. Э, 2000. — 328 с.
- Годник С.М. Преемственность воспитательно-образовательной деятельности в условиях непрерывного образования. // Перспективы развития системы непрерывного образования / Под ред. Б. С. Гершунского М.: Педагогика, 1990. -224 с.
- Горлова Т. А. Воспитательные возможности педагогических классов по формированию качеств педагога: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1994. — 17 с.
- Горшунова JI.A. Сущность преемственности в управлении подготовкой учителя // Педагог. 2000. — № 1 (8). — С. 34 — 39.
- Горюнова JI.B. Овладение знаниями и умениями педагогического менеджмента как фактор повышения качества подготовки учителя: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Ростов н/Д, 1999.-23 с.
- Горюнова Т.М. Развитие управленческой культуры педагога дошкольного образования: Автореф. дис. канд. пед. наук.- Ростов н/Д., 1999. 22 с.
- Грабарь М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1977. — 130 с.
- Гравова И.В. Допрофессиональная педагогическая подготовка учащихся: Автореф. дис. канд. пед. наук. Томск, 1999. — 20 с.
- Гребенкина Л. К. Формирование профессионализма учителя в системенепрерывного педагогического образования: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. -М., 2000.-33 с.
- Гребенкж О.С., Гребенкж Т. Б. Основы педагогики индивидуальности: Учеб. пособие / Калинингр. ун-т. Калининград, 2000. — 572 с.
- Гребенкж Т.Б. Формирование индивидуальности студента в процессепрофессиональной подготовки: Дис. д-ра пед. наук. Ярославль, 2000. — 452 с.
- Григорьева А. Профессиональное развитие педагога как воспитателя в условияхшколы // Народное образование. 2002. — № 1. — С. 100 — 104.
- Гришина И.В. Професиональная компетентность руководителя школы как объектисследования: Монография. СПб.: СПбГУПМ, 2002. -232с.
- Громкова М.Т. Педагогическая позиция преподавателя // Магистр i: Независимыйпсихолого-педагогический журнал. 1995. — № 2. — С. 58 — 66.
- Грудцына Н.Г. Научные основы обучения риторике в педагогических классахобщеобразовательных учебных заведений: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1999.-34 с.
- Гуляева Н.В. Психолого-педагогические основы технологии личностноориентированного образования в педагогическом лицее: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Саранск, 1998. — 26 с.
- Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи позднего Средневековья иначала Нового времени (Исследования и материалы): Сб. науч. тр. / Под ред. К. И. Салимовой, В. Г. Безрогова. М.: Изд. АПН СССР, 1990. — 200 с.
- Давыдов Ю.С. Болонский процесс и российские реалии. М.: МПСИ, 2004 — 136с.
- Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский язык, 1989.-Т. 2.-779 с.
- Данилов М.А. Педагогический процесс, диалектика его движения и отражение втеории. М.: Изд-во АПН СССР, 1969. — 50 с.
- Данильченко М.Г. П.П. Блонский о школе и учителе. М.: Знание, 1979. — 96 с.
- Деркач А.А. Педагогика и психология деятельности организатора детского спорта:
- Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. «Физ. воспитание». М.: Просвещение, 1985.- 335 с.
- Деркач А.А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершинпрофессионализма // Социально-политические процессы, организация и управление (экономика). М., 1991. — С. 47 — 55.
- Дерманова И.Б. Типы социально-психологической адаптациии и комплекснеполноценности // Вестник СПб. университета. 1995. — Сер. 6. — № 4.
- Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. М.:
- Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 432 с.
- Добротворский И.Л. Менеджмент. Эффективные технологии: Учебное пособие.1. М.: ПРИОР, 2002.-464 с.
- Довузовская подготовка в условиях реализации системы непрерывногообразования: Материалы обл. науч.-практ. конф. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2000.-62 с.
- Дубников В. Как сделать методическую работу в школе, направленной на развитиеучителя? // Народное образование. 1999. — № 7/8. — С. 125 — 132.
- Дудина Л.И. Управление научно-методической работой как фактор повышенияпрофессиональной компетентности педагогов образовательного учреждения инновационного типа (гимназия): Автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1996.-26 с.
- Егоров С.Ф. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Великой
- Октябрьской социалистической революции): Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Под ред. д-ра пед. наук, проф. Ш. И. Ганелина- Сост. и авт. вводных очерков канд. пед. наук С. Ф. Егоров. М.: Просвещение, 1974. — 527 с.
- Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1989. — 190 с.
- Ефимов В.М., Комаров В. Ф. Введение в управленческие имитационные игры. М.:1. Наука, 1980.-272 с.
- Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. М.: Изд-во Академиипед. наук СССР, 1963. 510 с.
- Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987.159 с.
- Загвязинский В.И., Гильманов С. А. Творчество в управлении школой. М.:1. Педагогика, 1992. -126 с.
- Загрекова JI.B. Деловая игра в технологической подготовке будущего учителя //
- Педагогика. 1994. — № 6. — С. 58 — 62.
- Загузов Н.И., Загузова Е. Н. Докторские диссертации по педагогике и психологии2000 2002 гг.): Справочник /Под ред. Н. И. Загузова — М.: ИРПО, 2003. — 112 с.
- Зайцев В. Диагностико-технологическое управление процессом обучения //
- Народное образование. 2000. — № 7. — С. 70 — 77.
- Занько С.Ф., Тюнников Ю. С., Тюнникова С. М. Игра и учение. М.: Логос, 1992.1. Ч. 1.-128 с.
- Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль (Исследования иматериалы): Сб. науч. тр. / Под ред. К. И. Салимовой, В. Г. Безрогова. М.: Изд. АПН СССР, 1989. — Вып. 1 — Ч. 1. — 136 с.
- Зарецкая И.И. Профессиональная культура педагога: Учеб. пособие. М.:1. АПКиПРО, 2002.-104 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 1997.-480 с.
- Змеев С.И. Основы андрагогики. М.: Флинта, Наука, 1999. — 152 с.
- Ибрагимова Е. М. Непрерывная педагогическая подготовка учителя в системедопрофессионального и профессионального образования: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Казань, 1999. — 40 с.
- Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: Педагогика, 1989.-206 с.
- Ильин B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). М.:1. Педагогика, 1984. 144 с.
- Инновационные учебные заведения в России: Информационно-справочное пособиев помощь руководителям школ / Под ред. Э. М. Никитина- М.: РИПКРО МО РФ, 1992.-Вып. 5.-108 с.
- Ирхин В.Н. В.П. Кащенко: здоровье учителей и учащихся приоритетная ценность
- Педагогика. 1997. — № 3. — С. 73 — 76.
- Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002.-208 с.
- Исакова Ю.П. Мониторинг достижений младших школьников в образовательномпроцессе: Автореф. дис. канд. пед. наук. Калининград, 2002. 20 с.
- Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. — М.:
- ТОО «Остожье», 1999. 336 с.
- Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъективаных отношений. М., 1988.319 с.
- Каган М.С. Лекции по эстетике. М.: Просвещение, 1975. — 223 с.
- Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. — 415 с.
- Калуве Э.Л., Маркс Э., Петри М. Развитие школы: модели и изменения / Пер. сангл. Е. Н. Максимовой Калуга: Изд-во Калуж. ин-та социол., 1993. — 240 с.
- Каменская В.Г. Социально-психологические основы управленческой деятельности:
- Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 160 с.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990.- 190 с.
- Каптерев А.И. Модель управления профессионализацией // Советская педагогика.1990.-№ 3.-С. 37−40.
- Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1982. — 540 с.
- Кармин А.С. Основы культурологии: Морфология культуры. СПб.: Лань, 1997.1. С. 43 54.
- Карпов А.В. Психология менеджмента. М.: Гардарика, 2000. — 582 с.
- Карташова Л.В., Никонова Т. В., Соломанидина Т. О. Организационное поведение:
- Учебник. М.: ИНФРА-М, 2001. — 220 с.
- Каспржак А. Г. Педагогическая гимназия: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1992.-112 с.
- Качан Г. А. Личностно-педагогическая саморегуляция как фактор повышенияпедагогической культуры учителя: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- Ростов н/Д., 1995.-18 с.
- Кевля Ф. Психолого-педагогический консилиум: управленческий аспект //
- Народное образование. 2002. — № 7. — С. 98 — 106.
- Кикоть Е. Н. Теоретические основы развития исследовательской деятельностиучащихся на этапе довузовского обучения: Дис.. .д-ра пед. наук. Калининград, 2002.-250 с.
- Кирикова 3.3. Выбор оснований при проектировании педагогической технологии //
- Школьные технологии. 2000. — № 6. — С. 61 — 65.
- Киселев Н.М. Управление процессом адаптации и социализации студентовпедколледжа // Среднее профессиональное образование. 2001. — № 1. — С. 23 -25.
- Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (Анализ зарубежного опыта) Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. -176 с.
- Климова Т.Е. Развитие научно-исследовательской культуры учителя: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Оренбург, 2001. — 35 с.
- Ключников С.Ю. Держи стресс в кулаке. Как извлечь выгоду из стрессовыхситуаций. СПб.: Питер, 2002. — 192 с.
- Князева Е.Н. Синергетический вызов культуре // Синергетическая парадигма:
- Многообразие поисков и подходов. М.: Прогресс — Традиция, 2000. — С. 243 -261.
- Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2000. — 176 с.
- Колесникова И.А. Педагогические цивилизации и их парадигмы // Педагогика.1995.-№ 6.-С. 84−89.
- Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических терминов /
- Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л.: Лениздат, 1987. — С. 6 — 7.
- Коменский Я.А. Избранное / Пер. с чеш.- Сост., авт. предисл. И. Д. Чечель. М.:
- Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. 224 с.
- Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. М.: Науч.-метод.объединение «Творческая педагогика», малое предприятие «Новая школа», 1993. -139 с.
- Конаржевский Ю.А. Система. Урок. Анализ. Псков: ПОИПКРО, 1996. — 440 с.
- Кононенко М.А. Формирование управленческой культуры учителя в процессепрофессиональной подготовки: Дис.. канд. пед. наук, Калининрад, 2002. -196 с.
- Константинов Н.А. и др. История педагогики-. Учебник для студентов пед. ин-тов.
- Изд. 4-е, доп. и перераб. М.: Просвещение, 1974. 447 с.
- Конфуций и его школа / Сост. и авт. предисл. В. В. Малявин. М.: Издательский
- Дом Шалвы Амонашвили, 1996. 176 с.
- Корнетов Г. Б. История образования и педагогической мысли: Учеб.-метод.комплекс. Ч. 1: Первобытная эпоха конец XVI века. — М.: Изд-во УРАО, 2002. -196 с.
- Краевский В.В. педагогическая теория : Что это такое? Зачем она нужна? Как онаделается? Волгоград: Перемена, 1996. — 86 с.
- Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. — 992 с.
- Краних Э.М. Свободные вальдорфские школы. 2-е изд. / Пер. с нем. В. Загвоздкина.-М.: Парсифаль, 1993.-40 с.
- Кривоборский В.Е. Развитие культуры педагогической деятельности учителейсредней школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1999. — 22 с.
- Криулина А.А. Профессиональная культура и система психологической подготовкиучителя. Макроэргономический подход: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1996.-59 с.
- Кричевский В.Ю. Если вы руководитель.: Элементы психологии менеджмента вповседневной работе. М.: Дело, 1993. — 348 с.
- Кричевский В.Ю. Очерки историии теории управления образованием.- СПб.:1. СПбГУПМ, 2001.-166 с.
- Кудашов Г. Н. Довузовская подготовка педагога-организатора детского имолодежного движения на базе подросткового клуба: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Тюмень, 2000. — 17 с.
- Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. JL: Знание, 1985.32 с.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1967.-183 с.
- Кульневич С.В. Личностная ориентация методологической культуры учителя //
- Педагогика.- 1997.-№ 5.-С. 108−115.
- Культурология / Сост. и отв. ред. А. А. Радугин. М.: Центр, 1997. — С. 59 — 61.
- Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985. — 175 с.
- Кулюткин Ю.Н., Бездухов В. П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры вдеятельности учителя. Самара: Изд-во СамГПУ, 2002. — 400 с.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительнойдеятельности взрослых учащихся / АПН СССР, НИИ общего образования взрослых. М.: Педагогика, 1971. — 111 с.
- Курдюмова И.М. Подготовка кадров управления образованием за рубежом //
- Педагогика. 2002. — № 3. — С. 98 — 105.
- Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин:1. Валгус, 1980.-334 с.
- Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (Xначало XX в.): Учеб. пособие. М.: Издательский Дом «ФОРУМ», 1998. — 584 с.
- Лебедев О.Т., Каньковская А. Р. Основы менеджмента: Учеб. пособие / Под ред. дра экон. наук, проф. О. Т. Лебедева. 2-е изд., доп. — СПб.: ИД «МиМ», 1997. -192 с.
- Леднев B.C. Содержание образовния: сущность, структура, перспективы. 2-е изд.перераб. М., 1991. — 224 с.
- Лейтес Н. С. К проблеме сензитивных периодов психического развития человека //
- Принцип развития в психологии. М., 1978. — С. 25 — 31.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
- Лепин П. В. Стратегия развития региональной системы непрерывногопедагогического образования (на материале Западной Сибири): Автореф. дис. .д-ра пед. наук. М., 2000. — 39 с.
- Лернер ИЛ. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.186 с.
- Лещинский В.И., Кульневич С. В. Учимся управлять собой и детьми:
- Педагогический практикум. -М.: Просвещение- Владос, 1995.-240 с.
- Лифинцева Н.И. Формирование профессионально-психологической культурыучителя: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 2001. — 34 с.
- Лифшиц А.Л. Деловые игры в управлении. Л.: Лениздат, 1989. — 170 с.
- Лобанова Н.Н., Косарев В. В., Крючатов А. П. Профессиональная компетентностьпедагога. Самара- СПб., 1997. — 106 с.
- Мазаева Л. Н. Преемственность довузовской и вузовской подготовки как факторформирования мотивов профессиональной педагогической деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ярославль, 1997. — 18 с.
- Макаренко А.С. Сочинения: В 7 т. / АПН РСФСР. Ин-т теории и историипедагогики- Редкол.: И. А. Каиров (глав, ред.) и др. 2-е изд. — М.: Педагогика, 1958.
- Макарова Т.Е. Содержание и методы обучения будущих учителей культурепедагогического диагностирования: Автореф. дис.. канд. пед. наук Самара, 1998.-22 с.
- МакГро Филипп. Стратегия жизни. М.: ООО «Добрая книга», 2001. — 368 с.
- Малитиков Е.М. Концептуальные основы образования взрослых // Право иобразование. 2001. — № 2. — С. 35 — 40.
- Малькова З.А., Никандров Н. Д., Гершунский Б. С., Шубинский B.C. Педагогическаянаука на новом этапе // Советская педагогика. 1989. — № 1. — С.40 — 45.
- Мальцева Н.Л. Человек и человечество: на пути к устойчивому развитию:
- Монография. Волгоград: Изд-во Института качества, 1996. — С. 34 — 37.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Междунар. гуманитарныйфонд «Знание», 1996. 308 с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
- Махмутов М. И. Ибрагимов Г. И. Педагогические технологии развития мышления.
- Казань: ИССО РАО, 1993. 112 с.
- Межуев В.М. Проблемы философии культуры. М.: Мысль, 1984. — 325 с.
- Менеджмент: Учебник для вузов / М. М. Максимцов, А. В. Игнатьева, М. А. Комарови др.- Под ред. М. М. Максимцова, А. В. Игнатьевой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.-344 с.
- Мескон М.Х., Альберт М, Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. М.:1. Дело, 1998.-800 с.
- Мижериков В.А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. завед. М.: Пед. общ. России, 2002. — 269 с.
- Михайлов А.С., Палько А. С. Выбираем здоровье! 2-е изд. — М.: Мол. гвардия, 1987.-192 с.
- Михайлычев Е. А. Методики управленческой и организационно-методическойдиагностики // Школьные технологии. 2003. — № 2. — С. 191−201.
- Молл Е.Г. Менеджмент. Организационное поведение: Учеб. пособие. М.:
- Финансы и статистика, 1998. 160 с.
- Морозов А.В. Психология влияния. СПб.: Питер, 2000. — 512 с.
- Морозов В.П., Тихомиров Е. Ю., Хрусталев Е. Ю. Гипертексты в экономике.
- Информационная технология и моделирование: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 1997.-256 с.
- Московские лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением ряда предметов, общественно-государственные и частные учебные заведения: Справочник. М., 1992. -127 с.
- Мусинов П.А. Формирование нравственно-правовой культуры педагога: Автореф.дисс. канд. пед. наук. Новосибирск, 2000. — 18 с.
- Мухаметзянова В.Ш. Формирование психологической культуры учителя: Дис. .канд. пед. наук. Казань, 1996. — 171 с.
- Мухаметзянова Г. В. Стратегия реформирования системы среднегопрофессионального образования. М., 1995. — 174 с.
- Немов Р.С. Психология. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. 2-еизд. М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995.
- Немова Н. Модель и условия демократического управления школой // Народноеобразование. 2000. — № 7. — С. 84 — 96.
- Немова Н.В. Управление методической работой в школе / Библ. журнала
- Директор школы". — М.: Сентябрь, 1999. Вып. № 7. — 176 с.
- Новиков А.М. Профтехшола: стратегия развиия. М., 1991. 68 с.
- Новиков В. Д. Смоленский педагогический лицей: опыт организациидопрофессиональной педагогической подготовки учащихся // Образование. -2000.-№ 2.-С. 20−25.
- Новосёлов В.И. Элементы культуры управления. -М.: Экономика, 1971. 104 с.
- Общая психология: Учеб. пособие для студ. пед. ин-та / Под ред. А. В. Петровского.- М.: Просвещение, 1985. 464 с.
- Огарёв Г. 25 законов управления людьми. М.: Фипол Классик, 2002. — 448 с.
- Огарков Н.М., Савельев А. Д. Проблемы непрерывного профессиональногообразования: гуманизация, инновации, управление. -М.: МАЭП, 1999. 120 с.
- Озерной ДА. Управленческая культура в современной России (философскоантропологический аспект): Дис.. канд. филос. наук. Ростов н/Д., 1999. -125 с.
- Онушкин В. Г. Кулюткин Ю.Н. Образование взрослых как предмет исследования//
- Сов. педагогика. 1982. — № 6. — С. 86 — 94.
- Онушкина Е.В. Непрерывное учение взрослых в современном обществе (поматериалам V Международной конференции ЮНЕСКО по образованию взрослых) // Материалы научно-практической конференции. СПб.- Ин-т образ, взрослых РАО, 1997. — С. 31 — 33.
- Орлов Ю. М. Самопознание и самовоспитание характера: Беседы состаршеклассниками: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1987. -124 с.
- Остапенко А.А. Непрерывность образования: Теоретические основы концепцииразвития системы непрерывного образования Кубани. Краснодар: Кубанский учебник, 2001.-60 с.
- Очерки истории педагогической науки в СССР (1917 -1980 гг.) / Под ред.
- Н.П. Кузина, М. Н. Колмаковой. М.: Педагогика, 1986. — 288 с.
- Павлюк О.И. Активные методы психологической подготовки студентов // Сов.педагогика.-1991.-№ 11-С. 76−83.
- Панкратов В.Н. Психотехнология управления людьми. М.: Изд-во Институтапсихотерапии, 2002. 336 с.
- Паринова Г. К., Фролова С. В., Токарева JI.A. Соуправление условие модернизациисистемы образования // Школьные технологии. 2002. — № 6. — С. 146 — 149.
- Педагогика народов мира: История и современность / Авт. междунар. проекта
- К. Салимова, при участии Н. Додце. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 568 с.
- Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И.Ф.
- Исаев и др. -М.: Школа-Пресс, 1998. 512 с.
- Педагогическая антропология: Учебное пособие / Авт.-сост. Б.М. Бим-Бад. М.:1. Изд-во УРАО, 1998. 576 с.
- Педагогические поиски и эксперименты в школах и учебно-воспитательныхучреждениях Волгоградской области / Сост. А. М. Саранов, Н. К. Сергеев. -Волгоград: ВГПУ, 1990. 67 с.
- Песталоцци. Избранное / Сост., авт. вступ. ст. В. М. Кларин. М.: Издательский
- Дом Шалвы Амонашвили, 1998. 224 с.
- Петру шина Н. В. Роль кафедр и научно-методического совета в системе управленияобщеобразовательной школой // Сборник работ молодых ученых Ml ПУ / Сост. Н. М. Чалов. М.: Изд-во МГПУ, 2001. — Вып. 7. — С. 160 — 163.
- Печенюк С.П. Профессиональная подготовка руководителей системы образованияк ценностно-личностному взаимодействию субъекта в процессе управления: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Хабаровск, 2001. — 30 с.
- Пищулин В.Г. Модель выпускника университета // Педагогика. 2002. — № 9.1. С. 22−27.
- Платон. Собрание сочинений: В 4 т. / Общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А.А.
- Тахо-Годи- Пер. с древнегреч. -М.: Мысль, 1993.
- Подласый И.Б. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. М.:
- Просвещение, Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. 432 с.
- Поздняк Л.В., Лященко Н. Н. Управление дошкольным образованием: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 432 с.
- Поляков В.А. Технология карьеры. М.: Дело Лтд., 1995. — 127 с.
- Попова Н.П. Формирование умений самоорганизации учителя в педагогическойдеятельности в процессе повышения квалификации: Автореф. дис.. канд. пед. наук В. Новгород, 1999. — 19 с.
- Портнов М.Л. Азбука школьного управления. -М.: Просвещение, 1991. 191 с.
- Поташник М.М. Проблемы оптимизации в педагогике // Сов. педагогика. 1985.2.-С. 14−19.
- Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Подред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. Н. Снеткова. СПб.: Речь, 2001. -448 с.
- Практическая психология для менеджеров / Отв. ред. М. К. Тутушкина. М.: ИИД1. Филинъ", 1996. 368 с.
- Пригожин А.И. Современная социология организаций. М., 1995. — 351 с.
- Примерная программа дисциплины «Выпускник в условиях рынка (навыки поискаработы)». М.: Издат. отдел НМЦ СПО, 2001. — 12 с.
- Профессиональная деятельность молодого учителя: Социально-педагогическийаспект / Под ред. С. П. Вершловского, Л. Н. Лесохиной. М.: Педагогика, 1982. -145 с.
- Профессиональное педагогическое образование: личностный подход: Сб. науч. тр.
- Под ред. В. И. Лещинского, Е. Е. Седовой, Т. Е. Стародубцевой.- Воронежский гос. пед. ун-т, 2003. Вып. 1. — 154 с.
- Пряникова В.Г., Равкин З. И. История образования и педагогической мысли:
- Учебник-справочник. -М.: Новая школа, 1994. 96 с.
- Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 440 с.
- Психология управления: Курс лекций / Л. К. Аверченко, Г. М. Залесов,
- Р.И. Мокшанцев, В.М. Николаенко- Отв. ред. М. В. Удальцова. Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ- М.: ИНФРА-М, 1997. -150 с.
- Психолого-педагогические проблемы повышения квалификации работниковобразования / Под ред. Е. А. Воронковой. М., 1994. — 136 с.
- Равкин З.И. Педагогика Царскосельского Лицея Пушкинской поры (18 111 817 гг.): Историко-педагогический очерк. М.: ИТП и МИО РАО, 1993. — 130 с.
- Реан А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: ЗАО
- Издательство «Питер», 1999.-416 с.
- Ревякина В.И. Теория и практика допрофессиональной подготовкистаршеклассников к педагогической деятельности: Дис. д-ра пед. наук. -Барнаул, 2002.-361 с.
- Редько Л. Л. Управление качеством непрерывного уровневого педагогическогообразования в условиях формирования региональных образовательных систем: Автореф. дисд-ра пед. наук. М., 2001. — 36 с.
- Речкин Н.С. Управленческая культура: состояние, тенденции трансформации вмуниципальной системе образования (социологический аспект): Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ростов н/Д., 1998. — 24 с.
- Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов н/Д.: Феникс, 1996.512 с.
- Рогожкин В.Т. Принципы и содержание методической работы в школе: Дис. .канд. пед. наук. М., 1960. — 146 с.
- Родиков А. С. Допрофессиональная педагогическая подготовка учащихся вгуманитарных гимназиях: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Курган, 1996. — 21 с.
- Рожков М. И. Развитие самоуправления в ученических коллективах. М.: Высшаяшкола, 1987.-134 с.
- Рожков М.И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе:
- Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит, изд. Центр ВЛАДОС, 2000.-256 с.
- Российская педагогическая энциклопедия / Гл. ред. В.В. Давыдов- Редкол.:
- Э.Д. Днепров и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. — Т. 2: М — Я. -670 с.
- Российская социологическая энциклопедия / Под. ред. академика РАН Г. В.
- Осипова. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 1998. — 672 с.
- Российское образование на рубеже двух веков / Под ред. С. Ф. Егорова. М.:
- Институт теории образования и педагогики РАО, 1996. 95 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. -М.: Педагогика, 1976. 416 с.
- Руководитель и педагогический коллектив. Искусство управления. Метод, пособиедля рук. средних спец. Учеб. заведений. М.: Издат. отдел ИПР СПО, 2001. — 97 с.
- Русинов Ф. М. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений:
- Учеб. пособие. М., 1996 -145 с.
- Садовский В.Н. Обоснования общей теории систем. М.: Наука, 1974. — 277 с.
- Самсонова Н.В. Формирование конфликгологичесой культуры специалиста: Дис. д-ра пед. наук. Калининград, 2003. — 320 с.
- Самыгин С.И., Столяренко Л. Д. Психология управления: Учеб. пособие. Ростовн/Д.: Феникс, 1997. 512 с.
- Сапожникова Т.Н. Формирование культуры умственного труда как фактордопрофессиональной педагогической подготовки лицеистов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ярославль, 2001. — 19 с.
- Саранов А. М., Сергеев Н. К., Сериков В. В. Основные направления деятельностипедагогического комплекса // Опыт и перспективы развития учебно-научного педагогического комплекса. Волгоград: Перемена, 1992.207 с.
- Сасова И.А. Экономическое воспитание школьников в процессе трудовойдеятельности. М., 1988. — 192 с.
- Сборник материалов по подпрограмме «Научное и научно-методическоеобепечение функционирования развития системы образования». М.: «Прометей» МПГУ, 2003. — 4.2.-139 с.
- Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления: Учебное пособие / Под ред.
- Е.С. Кузьмина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. — 176 с.
- Селевко Г. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.:
- Народное образование, 1998. 256 с.
- Сергеев Н.К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологииучебно-научно-педагогических комплексов (вопросы теории). СПб.- Волгоград: Перемена, 1997. — 166 с.
- Сергеев Н.К., Арнаутов В. В. Профессиональное становление будущего учителя вусловиях учебно-научно-педагогического комплекса (мотивационный аспект): Монография. Волгоград: Перемена, 1997. — 206 с.
- Сергеева М.А. Информационно-технологическое обеспечение мониторингакачества профессиональной переподготовки руководителей образовательных учреждений: Автореф. дис. канд. пед. наук М., 2003. — 20 с.
- Сериков В. А. Личностно ориентированное образование // Педагогика. 1994.5. С. 16−21.
- Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в управлениипедагогическими системами: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Пед. общество России, 1999. — 427 с.
- Симоновская О.М. Организационно-педагогические условия управленияпрофессиональной карьерой учителя средней общеобразовательной школы: Автореф— канд. пед. наук СПб., 1998. — 17 с.
- Ситник А.П. Развитие профессиональной культуры учителя в межкурсовой периодпоследипломного образования: Дис. д-ра пед. наук., М., 1996. 156 с.
- Скок Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: Учеб. пособие для преподавателей / Отв. ред. Ю. А. Кудрявцев. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 102 с.
- Сластёнин В.А., Мищенко А. И. Профессионально-педагогическая подготовкасовременного учителя. М.: Логос, 2000. — 422 с.
- Сластёнин. М.: Издательский Дом Магистр-Пресс, 2000. — 488 с.
- Слинько О.Б. Люди в вашем деле: Энциклопедия соционического менеджмента.
- Киев: Трамвай, 1996.-215 с.
- Смирнов И.П. Человек образование — профессия — личность: Монография. — М.:
- УМИЦ «Граф-Пресс», 2002. 420 с.
- Смолкин А. М. Методы активного обучения: Науч.-метод. пособие. М.: Высшаяшкола, 1991.-176 с.
- Современная управленческая культура: пути формирования в процесседопрофессиональной подготовки учащихся в гимназии: Учеб. пособие. М.-
- Н. Новгород.: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 1999. -200 с.
- Современный словарь иностранных слов. М.: Рус. яз., 1992. — 740 с.
- Соколов П.П. История педагогических систем Изд. 2-е. Пг: Издание
- B.C. Клестова, 1916. 708 с.
- Соколова О.И. Основы разработки информационной среды педагогического вуза.1. Ростов н/Д.: РГПУ, 2002.
- Сотникова С.И. Управление карьерой: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2001.408 с.
- Социальная психология / Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1987.222 с.
- Спейди Р. Дж., Бэлл С. Просвещённое руководство: новая теория управления //
- Педагогика. 1998. — № 4. — С. 46−53.
- Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач (развивающеепрофессионально-педагогическое обучение и самообразование) / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Рос. пед. агентство, 1997. — 147 с.
- Станкин М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания иобучения. -М.: Моск. психол.-соц. ин-т- Флинта, 1998. 368 с.
- Степанов С.С. Способности и карьера. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. — 124 с.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. — 524 с.
- Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа: Обобщение опыта учебновоспитательной работы в сельской средней школе. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1979.-369 с.
- Таланчук Н. М. Сто новых идей в педагогике, связанных с открытиемфундаментальных законов системного синергетизма: эвристический тезаурус.-Казань: НИИССО РАО, 1993.- 105 с.
- Таланчук Н. М. Системно-синергетическая концепция педагогики и учебновоспитательного процесса: Пособие для руководителей органов народного образования, учеб. зав и педагогов-новаторов. Казань: ИССО РАО, 1993. — 71 с.
- Тамарская Н.В. Учителю об управлении: Учеб. пособие. Калининград: Изд-во1. КГУ, 2003.-245 с.
- Тамарская Н. В. Сборник проверочных вопросов, заданий и тестов по курсу
- Управление образовательными системами": Учеб.-метод. пособие для студ. пед. специальностей средних и высших учебных заведений. Калининград: Изд-во КГУ, 2003.-52 с.
- Тамарская Н.В. Управление образовательными системами: Учеб.-метод. пособие кпроведению семинарских занятий. Калининград: Изд-во КГУ, 2003. — 61 с.
- Тамарская Н.В. Школьный менеджмент (аспект трудоустройства): Учеб. пособиедля руководителей образовательных учреждений Калининград: Изд-во КГУ, 2003. -33 с.
- Тамарская Н.В., Семенова И. О. Школьнику-будущему педагогу об управлении:
- Учеб. пособие к факультативному курсу для учащихся педагогических классов. -Калининград: Изд-во КГУ, 2003. 167 с.
- Тамарская Н.В., Семенова И. О. Школьнику-будущему педагогу об управлении:
- Рабочая тетрадь к факультативному курсу для учащихся педагогических классов. Калининград: Изд-во КГУ, 2003. — 41 с.
- Тамарская Н.В., Власова А. А. Подготовка выпускников-будущих педагогов ктрудоустройству (тренинг социально-психологической адаптации): Учеб. пособие Калининград: Изд-во КГУ, 2003. 80 с.
- Тамарская Н.В. Формирование управленческой культуры педагога в процессенепрерывной профессиональной подготовки: Монография. Калининград: Изд-во КГУ, 2003.-160 с.
- Тамарская Н.В., Русакова С. Н., Гагина М. Б. Управление учебно- воспитательнымпроцессом в классе (здоровьесберегающий аспект): Учеб.-метод. пособие для учителя. Калининград: Изд-во КГУ, 2003. — 31 с.
- Тамарская Н.В., Русакова С. Н. Социальное партнерство в образовании: Пособиедля руководителей образовательных учреждений. Калининград: Изд-во КГУ, 2002.-24 с.
- Татарченкова С.С. Педагогическая экспертиза как фактор совершенствованияпрофессиональной компетентности учителя: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -СПб., 1997.-19 с.
- Тидор С.Н. Психология управления: от личности к команде: Учеб. пособие.
- Петрозаводск: Фолиум, 1996.-218 с.
- Тихонравов Ю.В., Глущенко Е. В. Теория управления: Учебный курс. М.:1. Вестник, 1997.-336 с.
- Тицкая JI.P. Управленческий компонент профессиональной подготовки в системевысшего педагогического образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1998.-23 с.
- Толковый словарь по управлению. М.: Алане, 1994. — 252 с.
- Тонконогая Е.П. Современные инновации в деятельности и повышенииквалификации организаторов народного образования // Инновации в образовании и повышение квалификации педагогических кадров. Казань, 1997. — С. 13−22.
- Травин В.В., Дятлов В. А. Менеджмент персонала предприятия: Учеб.-пракг.пособие. М.: Дело, 1998. — 271 с.
- Требования к диссертациям по педагогическим наукам: научно-методическиерекомендации/Авт.-сост. B.C. Леднев. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. — 112 с.
- Третьяков П.И. Практика управления современной школой (Опыт педагогическогоменеджмента). М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1995. -204 с.
- Третьяков П.И., Митин С. Н., Бояринцева Н. Н. Адаптивное управлениепедагогичесими системами: Учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2003. 368 с.
- Тригуб Н.А. Формирование Валеологической культуры педагога: Автореф. дис.канд. пед. наук. Казань, 1999. — 19 с.
- Уваровская О. В. Управление процессом развития непрерывного педагогическогообразования в комплексе «лицей колледж — вуз»: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Москва, 1999. — 20 с.
- Удальцова М.В. Социология управления: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М,
- Новосибирск: НГАЭиУ, 2001. 144 с.
- Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред.
- В.А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 264 с.
- Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательныхучреждений / Под ред. М. М. Поташника и B.C. Лазарева. М.: Новая школа, 1995. -464 с.
- Успенский В.Б. Допрофессиональная педагогическая подготовка школьников:сущность, методические рекомендации. -Ярославль: ЯГПУ, 1998. 117 с.
- Ухтомский А.А. Доминанта. СПб.: Питер, 2002. — 448 с.
- Ушаков К.М. Ресурсы управления школьной организацией. М.: Сентябрь, 2000.144 с.
- Ушинский К.Д. Избранное / Сост., авт. предисл. П. А. Лебедев. М.: Издательский
- Дом Шалвы Амонашвили, 1998. 223 с.
- Фельднггейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.:
- Международная педагогическя академия, 1995. 367 с.
- Фельднггейн Д.И. психология развивающейся личности: Избр. психол. труды. М., 1996.-512 с.
- Фишман Л.И. Как не надо управлять школой / Библиотека журнала «Директоршколы». — М.: Сентябрь, 2000. Вып. № 1. — 160 с.
- Фишман Л.И. Модель образовательного менеджмента в России: ценности истереотипы. Казань: ПО РАО, Самара: СамГПУ — СИПКРО, 1997. — 304 с.
- Флит Н.В. Школа в России в конце XIX начале XX в. Государственные и частныегимназии, прогимназии, домашнее обучение, экстернат: Метод, пособие. Л.: Ленингр. предприятие «Экстерн», 1991. — 97 с.
- Хакен Г. Информация и самоорганизация. М.: Мир, 1991. — 304 с.
- Хиллиг Г. Лаборатория и сцена воспитателя А.С. Макаренко // Народноеобразование. -2003. -№ 2. С. 175 — 182.
- Ходусов А.Н. Методологическая культура учителя. М.: Принт, 2000. — 210 с.
- Ходякова Н.В. Личностный подход к формированию информационной культуры ввузе: Автореф. дис. канд. пед. наук. Волгоград, 1996. — 23 с.
- Хохлова В.В. Подготовка специалистов к управленческой деятельности в школе:
- Дисканд. пед. наук. Н. Новгород, 1992. — 190 с .
- Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. и авт. вводи, ст.
- А.И. Пискунов. 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1981. — 528 с.
- Хрестоматия по истории педагогики: Для высш. пед. учебных завед. / Под общ. ред.
- С.А. Каменева- Сост. И. Ф. Свадковский. 2-е изд. — М.: Учпедгиз, 1936. — Т. 1: Античный мир. Средние века. Начало нового времени. — 639 с.
- Цицерон Марк Туллий. Три трактата об ораторском искусстве / Под ред.
- M.JI. Гаспарова. М.: Наука, 1972.-471 с.
- Чекин И.А. Информационная культура руководителя школы как условиеэффективности управленческой деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1999. 21 с.
- Челышева Т.В. Непрерывное художественное образование как целостнаяобразовательная система: теоретические аспекты. М.: АПК ПРО, 2001. — 128 с.
- Черепанова В.Н. Формирование индивидуального имиджа педагога как средствореализации гуманистической концепции образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук-Тюмень, 1998.- 18 с.
- Чечель И. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностейвсезнающего оракула // Директор школы. 1998. — № 3. — С.11 — 17.
- Чикуров О. Системное образование. М.: Дрофа, 1991. — С. 5.
- Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994. — 320 с.
- Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель ипедагогический коллектив. М.: Просвещение, 1990. — 208 с.
- Шамова Т.И., Давыденко Т. М., Шибанова Г. Н. Управление образовательнымисистемами: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. Центр «Академия», 2002. — 384 с.
- Шамова Т.И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательнымисистемами: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Т. И. Шамовой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 320 с.
- Шарай Н.А. Теоретические основы управления развитием гимназическогообразования: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М.: МПГУ, 2001. — 32 с.
- Швальбе Б., Швальбе X. Личность. Карьера. Успех: Психология бизнеса. М.: Изд. группа «Прогресс», 1993. 239 с.
- Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. Ч. 1:
- Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. М.: ВЛАДОС, 1995.-544 с.
- Шейнов В. П. Как управлять другими. Как управлять собой: Искусствоменеджмента. Минск, 1996. — 180 с.
- Шепель В. М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческаяантропология: Профессиональная энциклопедия для менеджера. М.: Народное образование, 1999. — 432 с.
- Шеховская Н.Л. Формирование профессионально-педагогической культурыпреподавателя колледжа: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Белгород, 1997. -23 с.
- Шибутани Т. Социальная психология. Пер. с англ. В. Б. Ольшанского. Ростов н/Д.:1. Феникс, 1999.-544 с.
- Шишкова Л.А. Особенности методической работы с педагогами, осуществляющими разные типы УВП // Школьные технологии. 2000. — № 6. — С. 53−60.
- Шиянов В.Н. Профессиональное становление педагога. М.: Педагогика, 2000.196 с.
- Шиянов Е.Н. Гуманизация профессионального становления педагога // Советскаяпедагогика. 1991 -№ 9. — С.80−84.
- Школа и педагогическая мысль Средних веков, Возрождения и начала Новоговремени (Исследования и материалы): Сб. науч. тр. / Под ред. К. И. Салимовой, В. Г. Безрогова. М.: Изд. АПН СССР, 1991. — 285 с.
- Шмелев А.Г. Продуктивная конкуренция. Опыт конструирования объединительнойконцепции. -М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. 56 с.
- Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условиястановления: Автореф. .дис. д-ра психол. наук. М., 2001. — С. 42.
- Штейнберг В.Э. Управление учебной познавательной деятельностью // Школьныетехнологии. 2002. — № 4. — С. 17- 24.
- Шубин Н.А. Внутришкольное управление: нужны конкретные действия// Сов. педагогика -1989. № 4 — с. 41 — 44.
- Шубинский B.C. Человек как цель воспитания. М.: Педагогика, 2000. — 320 с.
- Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологическиепроблемы современной науки. М.: Наука, 1978. — 391 с.
- Якокка JI. Карьера менеджера. М.: Прогресс, 1991. — 384 с.
- Якунин В.А. Обучение как процесс управления: Психологические аспекты. JL:1. Изд-во ЛГУ, 1988.-160 с.
- Ямбург Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель: (Теоретические основы ипрактическая реализация). М.: Новая школа, 1996. — 352 с.
- Ястребицкая А.Л. Средневековая культура и город в новой исторической науке.
- М.: Интерпракс, 1995.-412 с.
- Ваег U. 666 Spiele fur jede Gruppe und Situazionen. Seelze: Kallmeyerische, 1994.- 108 S.
- Beard R. Teaching and Learning in Higher Education. Harmondsworth, 1976.
- Brookfield S. Developing Critical Thinkers Challenging Adults to Explore Alternative
- Ways of Thinking and Acting. Milton Keynes: Open University Press, 1987. — 124 p.
- Cotton D. Keys to Management. Harlow: Longman, 1996. — 224 p.
- Dave R.H. Foundations of lifelong Education and school. Oxford, Pergamon Prese, 1976.-P. 11.
- Drury C. Costing: An Introduction: Teacher’s Manual. 3rd ed. — London: Chapman &1. Hall, 1994.-175 p.
- Durko M. Adult education and Extramural Cultural Activities. Bp., 4967 (A synopsisin English) // Educational Acquisitional Process in Adult Educ, Debrecen, 1982. H. 13−17.
- Eikenbusch G. Praxishandbuch Schulentwicklung / Berlin: Cornelsen Scriptor, 1998.248 S.
- Extracts from the «Statement adopted by the round table on lifelong education» // Indian
- Journal of Adult education. 1968. Vol. 29,. N 3. P. 2.
- Ftihr C. Schulen und Hochschulen in der Bundesrepublik Deutschland. Bonn: Inter
- Nationes Bonn, 1988. 277 S.
- Georg W. Schulen und Berufsausbildung. Bielefeld, 1984. — 102 S.
- Giroux H. Teachers as Intellectuals Toward a Critical Pedagogy of Learning.
- Massachusets: Bergin & Garvey Publishers, 1988. 210 p.
- Graham H.T., Bennett R. Human Resources Management. 7th ed. — London: Longman, 1992.-420 p.
- Griiner G. Das berufliche Schulwesen // Deutsche Verwaltungsgeschichte. Bd. 5: Die
- Bundesrepublik Deutschland. Stuttgart: Deutsche Verlangs-Anstalt, 1983. -375 S.
- Hawley W., Vallis L. The Essentials of Effective Professional Development // Darling
- Hammond L. et al. (eds.). Teaching as the Learning Profession. San Francisco, 1999.
- Kahl T. N. Lehrerausbildung. Situation Analyse — Vorschlage. — Miinchen: Kosel, 1978.-176 S.
- Knowles M. Andragogy. An Emerging Technology for Adult Learning // Edwards R.,
- Hanson A., Raggatt P. (eds). Boundaries of Adult Learning. London- N.Y., 1996.
- Leithowood K.A. The Dimensions Of Curriculum Innovation //Journal Of Curriculum
- Studies.-1981.-V. 13.- № 1.-15−19p.
- Lifelong learning. A symposium on Continuing Education / Ed. by F. Jessup. Oxfordetc.: Pergamon Press, 1969.
- Mogensen F., Vognsen C. Development of Action Competence and a case-study: The
- Quark-Programme. Sussex: University of Sussex, 1993. — 42 p.
- Mtiller P. Dokumentation zur Lehrerbildung. Bd 1.2. — Berlin (West): Max Planck1. stitut fur Bildungsforschung, 1971.-201 S.
- Perkinson H.J. Learning from our mistakes: A reinterpretation of 20th Century Educational
- Theory. London, 1984. — 226 p.
- Sweeney J. Secondary school culture: The effects of decisionmaking participations onteacher satisfaction // High school j. Chapel Hill, 1993. — Vol. 76. № 2. — P. 94 — 99.
- Terry es Thomas International dictionary of education. NJ, 1978. — 381 p.
- The concept of lifelong integrated learning, education permanent and and someimplications for university adult education (International congress of Univ. Adult educ., Occasional paper II). N.Y. Univ., 1967.
- The practice of English language teaching/ Jeremy Harmer. New ed. — London and New
- York: Longman, 1991. 296 p.
- Training of Trainers. Course Material. Denmark: Finn Mogensen, 2001. — 64 p.