Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Программа развития организаторских способностей младших школьников в процессе инсценирования народной сказки

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. При таком подходе педагогическая система работы с младшими школьниками рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы… Читать ещё >

Программа развития организаторских способностей младших школьников в процессе инсценирования народной сказки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Пояснительная записка На этапе формирующего эксперимента мы рассмотрим проект программы. В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии.

Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. При таком подходе педагогическая система работы с младшими школьниками рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и предметно-развивающая среда.

Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создания для этого соответствующих условий.

Деятельностный подход. Деятельность — основа, средства и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации детей. Это в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

В данном случае инсценирование народной сказки, как процесс развития организаторских способностей младших школьников является процессуальным и проявляется в сознательной постановке цели действия, преодоления трудностей и препятствий, преднамеренного поиска и нахождения средства для достижения цели.

Цель программы — состоит в том, чтобы инсценирования народной сказки способствовала развитию организаторских способностей детей младшего школьного возраста.

В соответствии с целью мы определили следующие задачи формирующего этапа:

  • 1. Расширение кругозора младших школьников в инсценировании народной сказки.
  • 2. Создать программу развития организаторских способностей младших школьников в процессе инсценирования народной сказки.
  • 2. Апробировать программу развития организаторских способностей младших школьников в процессе инсценирования народной сказки.

При разработке программы организации этапов инсценирования народной сказки для младших школьников и организации формирующего этапа мы учитывали положения, выдвинутые в гипотезе:

  • · актуализирована взаимосвязь знаний и практического применения организаторских способностей младших школьников;
  • · выявлены возможности инсценирования народной сказки в развитии организаторских способностей у младших школьников;
  • · используются методы и способов инсценирования народной сказки в развитии организаторских способностей детей младшего школьного возраста.

В основе развития организаторских способностей в процессе инсценирования народной сказки лежат два главных вида деятельности младших школьников: изучение теории и творческая практика. Ценность необходимых знаний в области организаторской деятельности определяется, прежде всего, их системностью, ведущим, структурообразующим элементом который является инсценирование народной сказки.

Если соотнести этапы инсценирования народной сказки в контексте организаторской работы можно выделить три главных структурных элемента:

Первый — информационный: инсценирование как метод претворения народной сказки в сценическую постановку.

Второй — операционный. Выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам в организации этапов инсценирования народной сказки:

  • · идейно-тематический анализ литературного материала народной сказки;
  • · переводе литературного материала на язык драматургии (действие);
  • · перевод драматургического материала в сценический материал (постановка)

Третий — практический:

  • · самостоятельное установление последовательности действий для решения поставленных задач в процессе инсценирования народной сказки.
  • · определение способов контроля и оценки деятельности в процессе инсценирования народной сказки, определение причин возникающих трудностей, путей их устранения;
  • · предвидение в процессе инсценирования народной сказки трудностей, нахождение ошибок в работе и их исправление;
  • · умение договариваться, совместно распределять работу в процессе инсценирования народной сказки;
  • · оценивать свой вклад и общий результат деятельности.

Деятельность педагога определяется его позицией, которая развивается от позиции педагога-организатора в начале и до соратника-консультанта, представляя в каждый момент определенный синтез разных позиций. Педагог в процессе сотворчества с детьми, он не только слышит, понимает, принимает идеи ребенка, но действительно изменяется, растет нравственно, интеллектуально, творчески вместе с детским коллективом.

Тематический план.

№.

Тип занятия.

Цель.

Форма.

Домашнее задание.

1. Этапы организации инсценирования народной сказки.

Занятие знакомство с новым материалом.

Младшие школьники должны:

  • · иметь представление об инсценирование как методе претворения народной сказки в сценическую постановку;
  • · уметь осуществлять постановку цели действия.

Беседа с элементами тренинга.

Работа в подгруппах: постановка цели действия в подборе народной сказки для инсценирования по заданным требованиям.

Занятие усвоения нового материала.

Младшие школьники должны:

  • · иметь ориентироваться в этапах организации инсценирования народной сказки;
  • · уметь распределять обязанности в подгруппе.

Беседа с элементами тренинга.

Работа в подгруппах: распределение обязанностей в презентации народной сказки для инсценирования.

2. Организация этапов инсценирования народной сказки.

3.

Занятие закрепление нового материала.

Младшие школьники должны:

  • · знать алгоритмам в организации этапов инсценирования народной сказки;
  • · уметь распределять обязанности в подгруппе.

Творческие задания по алгоритму.

Работа в подгруппах:

распределение обязанностей в проведении идейно-тематического анализа народной сказки согласно алгоритму.

4.

Занятие закрепление нового материала.

Младшие школьники должны:

  • · знать алгоритмам в организации этапов инсценирования народной сказки;
  • · уметь решать организаторские задачи.

Творческие задания по алгоритму.

Работа в подгруппах: решение организаторских задач в переводе литературного материала народной сказки на язык действий.

Занятие проверки и оценки знаний.

Младшие школьники должны:

  • · уметь распознавать при внешней опоре этапы инсценирования народной сказки;
  • · уметь решать организаторские задачи

Творческие задания по алгоритму.

Работа в подгруппах: решение организаторских задач в презентации сценария народной сказки.

6.

Занятие закрепление нового материала.

Младшие школьники должны:

  • · воспроизводить по предложенному алгоритму перевод драматургического материала в сценический материал;
  • · уметь осуществлять поиск и нахождение средств достижения цели.

Творческие задания по алгоритму.

Работа в подгруппах: решение организаторских задач в переводе драматургического материала в сценический материал по заданному алгоритму.

3. Постановка инсценированной народной сказки.

7.

Занятиерепетиция.

Младшие школьники должны:

  • · осуществлять перевод драматургического материала в сценический материал по заданному алгоритму;
  • · самостоятельное установление последовательности действий для решения поставленных задач;
  • · определение способов контроля и оценки деятельности в процессе инсценирования народной сказки;
  • · определение причин возникающих трудностей, путей их устранения.

Репетиция.

Работа в подгруппах:

  • 1. самостоятельное установление последовательности действий для решения поставленных задач;
  • 2. определение способов контроля и оценки деятельности в процессе инсценирования народной сказки;
  • 3. определение причин возникающих трудностей, путей их устранения

8.

Занятиерепетиция.

Младшие школьники должны:

  • · осуществлять перевод драматургического материала в сценический материал по заданному алгоритму;
  • · предвидение в процессе инсценирования народной сказки трудностей, нахождение ошибок в работе и их исправление

Репетиция.

Работа в подгруппах:

  • 1. работа над инсценированием народной сказки по алгоритму;
  • 2. нахождение ошибок в работе и их исправление в процессе инсценирования народной сказки.

9.

Занятиерепетиция.

Младшие школьники должны:

  • · осуществлять взаимосвязь знаний и практических умений в решении организаторских задач любого уровня;
  • · умение договариваться, совместно распределять работу в процессе инсценирования народной сказки

Генеральная репетиция.

Работа в подгруппах:

  • 1. решение организаторских задач любого уровня в процессе показа инсценированной народной сказки.
  • 2. совместное распределение работы

в процессе показа инсценированной народной сказки.

Занятие проверки и оценки знаний.

Младшие школьники должны:

· оценивать свой вклад и общий результат деятельности.

Показ.

Обсуждение о вкладе каждого в результат деятельности.

Программа состоит из трех разделов, каждый из которых включат в себя последовательность технологического процесса инсценирования народной сказки и развития организаторских способностей в данных условиях.

Первый раздел. Этапы инсценирования народной сказки. В этом разделе младшие школьники получают информацию необходимую для их участия в решении организаторских задач. Представив способы групповой организации деятельности, детям предлагается возможность самостоятельно осуществлять постановку цели действия в совместной групповой деятельности, распределить обязанности внутри своей подгруппы.

Второй раздел. Организация этапов инсценирования народной сказки. На этом этапе идет подготовка детей младшего школьного возраста к организации этапов инсценирования народной сказки, освоение алгоритма идейно-тематического анализа народной сказки, перевода текста сказки на язык действий и сценическое претворение инсценированной сказки. Младшие школьники решают организаторские задачи в процессе инсценирования народной сказки, самостоятельно осуществляют поиск и нахождение средств достижения цели.

Третий раздел. Постановка инсценированной народной сказки. На этом этапе дети осваивают процесс репетиции, самостоятельно устанавливают последовательность действий для решения поставленных задач, определяют способы контроля и оценки деятельности в процессе инсценирования народной сказки, определяют причины возникающих трудностей, путей их устранения.

Описание хода реализации программы:

Программа включает в себя десять занятий продолжительностью 40−45 минут. Занятия проводились в феврале 2013 года по 2−3 раза в неделю после уроков, что не нарушало учебного процесса. В работе принимали участие 17 воспитанников, среди которых 10 девочек и 7 мальчиков.

Занятия проводились в строго назначенное время и день, что значительно упрощало работу, после каждого занятия проводилась обратная связь. Младшие школьники активно участвовали как в выполнении заданий, так и в обсуждении самого занятия.

Первое занятие. Беседа с элементами тренинга.

Цель: младшие школьники должны иметь представление об инсценирование как методе претворения народной сказки в сценическую постановку; младшие школьники должны уметь осуществлять постановку цели действия.

Занятие прошло в форме беседы с элементами тренинга. Ребята освоили отличительные черты инсценировки и литературного произведение, рассмотрели внешние и внутреннюю форму инсценирования литературного произведения. Ознакомились с требованиями в подборе народной сказки для инсценирования. В сответсвии с требованиями к постановочному материалу, младшие школьники в своих подгруппах осуществили постановку цели действия в подборе народной сказки.

Второе занятие. Беседа с элементами тренинга.

Цель: младшие школьники должны ориентироваться в этапах организации инсценирования народной сказки; младшие школьники должны уметь распределять обязанности в подгруппе.

Младшие школьники сравнивали и сопоставляли материал народных сказок в сответсвии с требованиями. Из представленного материала всем пришлась по душе народная сказка «Домовенок» и было решено взять для инсценирования этот материал. Младшие школьники рассмотрели понятие: тема, идея, сверхзадача, драматургический конфликт. Ребята распределили фрагменты народной сказки «Домовенок», определили обязанности в презентации народной сказки для инсценирования.

Третье занятие. Творческие задания по алгоритму.

Цель: младшие школьники должны алгоритмам в организации этапов инсценирования народной сказки; младшие школьники должны уметь распределять обязанности в подгруппе.

Каждая подгруппа представила презентацию своего фрагмента народной сказки, определив тему, идею, сверхзадачу и драматургический конфликт. Младшие школьники рассмотрели алгоритм идейно-тематический анализа литературного материала. Ребята распределили обязанности в проведении идейно-тематического анализа народной сказки.

Четвертое занятие. Творческие задания по алгоритму.

Цель: младшие школьники должны знать алгоритмам в организации этапов инсценирования народной сказки; уметь решать организаторские задачи.

Каждая подгруппа провела идейно-тематический анализа фрагмента народной сказки «Домовенок». Младшие школьники освоили метод перевода литературного материала народной сказки на язык действий. Приняли решение: назначить ответственных обработку литературного материала; ответственных за определение идейно-тематического замысла; ответственных за написание инсценировки (сценария).

Пятое занятие. Творческие задания по алгоритму.

Цель: младшие школьники должны уметь распознавать при внешней опоре этапы инсценирования народной сказки; младшие школьники должны уметь решать организаторские задачи.

Каждая подгруппа представила инсценировку (сценарий) народной сказки. Провели анализ подготовленных инсценировок народной сказки. Младшие школьники приняли решение подготовить презентацию будущей инсценированной сказки: варианты костюмов сказочных героев, декорация, грим, музыка.

Шестое занятие. Творческие задания по алгоритму.

Цель: младшие школьники должны воспроизводить по предложенному алгоритму перевод драматургического материала в сценический материал;

младшие школьники должны уметь осуществлять поиск и нахождение средств достижения цели.

Каждая подгруппа представила варианты костюмов сказочных героев, декорация, грим, музыку для инсценирования народной сказки. Младшие школьники освоили метод перевода драматургического материала в сценический материал. Ребята приняли решение: назначить помощника режиссера, костюмера, художника, исполнителей ролей.

Седьмое занятие — репетиция.

Цель: младшие школьники должны осуществлять перевод драматургического материала в сценический материал по заданному алгоритму; самостоятельное установление последовательности действий для решения поставленных задач; определение способов контроля и оценки деятельности в процессе инсценирования народной сказки.

Каждая подгруппа проводит репетицию по заданному алгоритму, самостоятельно устанавливает последовательность действий для решения поставленных задач, затем проводится анализ репетиций и младшие школьники определяют причины возникающих трудностей, пути их устранения. Ребята принимают решение: планировать деятельность помощника режиссера, планировать репетицию фрагментов народной сказки.

Восьмое занятие — репетиция.

Цель: младшие школьники должны осуществлять перевод драматургического материала в сценический материал по заданному алгоритму; младшие школьники должны уметь предвидеть в процессе инсценирования народной сказки трудности, находить ошибки в работе и их исправление.

Каждая подгруппа проводит репетицию по заданному алгоритму, самостоятельно устанавливает последовательность действий для решения поставленных задач. Проводится анализ репетиций и младшие школьники определяют трудности ошибки в работе. Ребята принимают решение: работа над ошибками, устранение затруднений в процессе репетиций.

Девятое занятие. Генеральная репетиция.

Цель: младшие школьники должны осуществлять взаимосвязь знаний и практических умений в решении организаторских задач любого уровня; младшие школьники должны умение договариваться, совместно распределять работу в процессе инсценирования народной сказки.

Каждая подгруппа проводит репетицию по заданному алгоритму, определяют трудности ошибки в работе, совместно распределяют работу в процессе генеральной репетиции.

Десятое занятие. Показ.

Цель: младшие школьники должны оценивать свой вклад и общий результат деятельности.

Каждая подгруппа проводит показ инсценированной сказки. Обсуждение о вкладе каждого в результат деятельности. Рефлексия.

Таким образом, в ходе формирующего эксперимента была создана и апробирована программа развития организаторских способностей младших школьников в процессе инсценирования народной сказки. Осуществление программы позволило актуализировать взаимосвязь знаний и практического применения организаторских способностей младших школьников, выявить возможности использования инсценирования народной сказки в развитии организаторских способностей у младших школьников, использовались методы и способов инсценирования народной сказки в развитии организаторских способностей детей младшего школьного возраста. Следует вывод, что условия гипотезы выполнены.

Данные программа обратила внимание на то, что ребята клуба «Юные таланты» готовы к организаторской деятельности, они хорошо в продвинулись в этом направлении и теперь ясно какие шаги нужно предпринять в дальнейшем.

После разработки программы организации этапов инсценирования народной сказки для младших школьников и ее апробации мы перешли к контрольному этапу нашего исследования.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой