Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование профессиональной коммуникативной компетенции на материале языка специальности в неязыковом ВУЗе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Признавая достоинства традиционного российского образования, которое отличалось глубиной проработки теоретического материала, готовила «генералистов» — специалистов широкого профиля с блестящей эрудицией, — сегодня нельзя не отметить и его недостатки, необходимость его «осовременивания». Качество подготовки специалиста сегодня определяется его готовностью к эффективной профессиональной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Лингводидактические основы формирования коммуникативной компетенции
    • 1. 1. Соотношение языковой и коммуникативной компетенций в методике преподавания языков
    • 1. 2. Требования к уровню языковой и коммуникативной компетенций в образовательных программах подготовки юристов
    • 1. 3. Инновационные технологии в образовании
    • 1. 4. Мотивация учебной деятельности студентов как один из ресурсов повышения эффективности-преподавания
    • 1. 5. Предпосылки для выбора подхода и методов обучения языкам в неязыковом вузе
  • Выводы
  • Глава 2. Формирование профессиональной коммуникативной компетенции на материале языка специальности
    • 2. 1. Специфика обучения профессионально-ориентированному общению на неродном языке студентов юридических факультетов
    • 2. 2. Проблемный подход в обучении профессиональным коммуникативным навыкам и умениям
    • 2. 3. Решение проблемных задач как подготовительный этап к работе над развитием профессиональной коммуникативной компетенции при обучении неродным языкам
    • 2. 4. Использование метода конкретных ситуаций на аудиторных занятиях по развитию профессиональной коммуникативной компетенции
    • 2. 5. Возможности деловой игры для целенаправленной работы над профессиональными коммуникативными навыками
    • 2. 6. Проверка эффективности предлагаемой системы работ
  • Выводы

Формирование профессиональной коммуникативной компетенции на материале языка специальности в неязыковом ВУЗе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

.

Процесс реформирования системы высшего образования в России предполагает, в первую очередь, изменение содержательного и организационного компонентов образовательных программ. Требования, предъявляемые временем, определяют набор критериев и требований к уровню подготовки будущих специалистов. Проблема введения инноваций и ориентации на практическую подготовку стала настолько острой, что давно вышла за рамки обсуждения, определяемые профессиональным сообществом. Конкретизацию требований к уровню подготовки можно найти как в государственных программных документах, так и в специальных исследованиях, посвященных данному вопросу.

Признавая достоинства традиционного российского образования, которое отличалось глубиной проработки теоретического материала, готовила «генералистов» — специалистов широкого профиля с блестящей эрудицией, — сегодня нельзя не отметить и его недостатки, необходимость его «осовременивания». Качество подготовки специалиста сегодня определяется его готовностью к эффективной профессиональной деятельности, способностью к адаптации к быстро меняющимся и неопределенным условиям современного мира, владением профессиональными умениями и навыками, умением использовать полученные знания при решении профессиональных задач. В качестве основной задачи подготовки все чаще выдвигается требование совершенствования личностно-смысловой сферы студента, осуществляемое за счет более рационального использования мотивационных ресурсов. Это предполагает, в первую очередь, формирование рефлексивного типа мышления, умения выстраивать коммуникацию при групповом решении проблемы, способность проектировать новые формы действия, умение критически мыслить. (См., например, Щедровицкий 1993). В настоящем исследовании перечисленные критерии выделены в комплекс, названный нами профессиональной коммуникативной компетенцией.

Настоящая диссертационная работа посвящена разработке технологии формирования коммуникативной компетенции студентов юридических факультетов в процессе обучения языку специальности (юридическому).

Проблема формирования профессиональной коммуникативной компетенции особенно остро встает при организации подготовки будущих юристов, для которых названный комплекс умений и навыков является основным критерием профессионализма, о чем свидетельствуют многочисленные исследования (см.: В. В. Девяткина, Н. Н. Ивакина, Н. В. Соловьев, Н. В. Шевченко), диссертационные работы (Т. В. Губаева, Н. В. Соловьев, Н. В. Шевченко), публикации в журналах «Советская юстиция», «Правоведение» (Т. В. Губаева, Н. Н. Ивакина), монографии (Н. Г. Михайловская), а также учебные пособия (Г. С. Бояринцева, Т. В. Губаева, Н.Н. Ивакина), посвященные данному вопросу.

Проблема формирования профессиональной коммуникативной компетенции особенно остро встает при организации подготовки будущих юристов, для которых названный комплекс умений и навыков является основным критерием профессионализма, о чем свидетельствуют многочисленные исследования, посвященные данному вопросу (В. В. Девяткина, Н. Н. Ивакина, Н. В. Соловьев, Н. В. Шевченко), диссертационные работы (Т. В. Губаева, Н. В. Соловьев, Н. В. Шевченко), публикации в журналах «Советская юстиция», «Правоведение» (Т. В. Губаева, Н. Н. Ивакина), монографии (Н. Г. Михайловская), а также учебные пособия (Г. С. Бояринцева, Т. В. Губаева, Н.Н. Ивакина). Несмотря на большое количество теоретических и практических работ, посвященных данному вопросу, выделение совокупности научно-обоснованных приемов и способов деятельности по формированию профессиональной коммуникативной компетенции по-прежнему рассматривается как нерешенная методическая проблема.

Таким образом, современная образовательная ситуация в вузах характеризуется рядом противоречий:

— необходимость реформирования системы высшего образования в России за счет введения инноваций, с одной стороны, и неопределенность содержательного и организационного компонентов инновационности в образовательных программах, с другой;

— ориентация на практическую подготовку, предполагающая использование современных форм и методов обучения, обеспечивающих готовность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, с одной стороны, и реальное несоответствие этим требованиям существующих программ, характеризующихся ориентацией на глубокую теоретическую подготовку, с другой;

— потребность в обучении профессиональной коммуникативной компетенции студентов юридических факультетов с одной стороны, и отсутствие научно-обоснованных методических путей ее формирования и совершенствования в рамках междисциплинарного подхода, с другой.

С учетом этих противоречий сформулирована научная проблеманеобходимость выявления дидактических условий эффективности обучения профессиональной коммуникативной компетенции.

Таким образом, проблема исследования требует разработки такой технологии обучения, которая позволила бы реализовывать принцип инновационности в образовании, обеспечивала бы практическую подготовку студентов современного вуза и являлась бы научно-обоснованной методикой формирования и совершенствования профессиональной коммуникативной компетенции.

Недостаточная научно-методическая разработанность проблемы привела нас к определению темы исследования: «Формирование профессиональной коммуникативной компетенции на материале языка специальности в неязыковом вузе».

Цель исследования — создание и обоснование методики формирования профессиональной коммуникативной компетенции в процессе обучения языку специальности.

Объект исследования — процесс формирования профессиональной коммуникативной компетенции студентов неязыкового вуза.

Предмет исследования — методика обучения студентов-юристов профессиональным коммуникативным навыкам и умениям, опирающаяся на осознанное использование их в конкретных проблемных коммуникативно-речевых ситуациях.

Гипотеза исследования — формирование профессиональной коммуникативной компетенции на материале языка специальности в неязыковом вузе будет эффективным, если: определить оптимальное содержание профессиональной коммуникативной компетенции юриставыделить специфические характеристики профессиональной коммуникации, определяющим для которой является жесткая регламентация речевого поведения коммуникантов занятыми позициями;

— выделить в качестве единицы содержания в специально-речевом курсе по обучению студентов-юристов профессиональной коммуникации комплекс навыков и умений, определенный в исследовании, как профессиональная коммуникативная компетенция;

— установить технологические компоненты содержания обучения профессиональной коммуникативной компетенции на занятиях по языку специальности (способы и приемы интеллектуальной работы, реализуемые через систему проблемных заданий возрастающей сложности, направленных на формирование профессиональных коммуникативных умений и навыков — серию проблемных задач, разбор конкретных ситуаций, деловую игру «Диспут») — обеспечить поэтапное овладение профессиональными коммуникативными умениями и навыками в учебном процессе (совершенствование языковой компетенции и формирование умения строить высказывание по заданной форме — на первом — подготовительном — этапеформирование умения оценивать и удерживать собственную позицию, умения оценивать и фиксировать позицию собеседника и умения оппонировать — на втором этапесовершенствование умений, формируемых на первом и втором этапе, а также работа над формированием умения участвовать в коллективной работе и достигать общего вывода — на третьем этапе);

— проанализировать и определить дидактические условия, влияющие на эффективность процесса обучения профессиональной коммуникативной компетенции на занятиях по языку специальности.

Цель и гипотеза исследования определили необходимость решения следующих исследовательских задач:

— выяснить на основе анализа педагогической, лингвистической, методической, психолингвистической литературы степень изученности проблемы исследованияопределить компоненты, составляющие сущность профессиональной коммуникативной компетенции юриста;

— произвести отбор методов, подходов и приемов обучения, адекватных поставленной задаче;

— определить теоретические и организационные принципы построения экспериментального обучения, ориентированного на развитие и совершенствование профессиональной коммуникативной компетенцииразработать содержание и технологию формирования профессиональной коммуникативной компетенции студентов-юристов в процессе обучения языку специальности;

— осуществить экспериментальную проверку методики формирования профессиональной коммуникативной компетенцииопределить условия успешности формирования и совершенствования профессиональной коммуникативной компетенции.

Методологическую основу исследования составляют важнейшие философские положения о социальной сущности человека, его деятельностной природе, о единстве теории и практики, о единстве эмпирического и теоретического в научном исследовании.

Методологическими ориентирами исследования служили системный, личностно-ориентированный, коммуникативно-деятельностный и проблемный подходы.

Теоретическую основу исследования составляют положения психологической теории деятельности (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) — теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина) — психологические и психолингвистические основы усвоения второго языка (Л.С.Выготский, И. А. Зимняя, А.А.Леонтьев) — положения о коммуникативно-деятельностном и личностно-ориентированном подходах к обучению (И.Л. Бим, Г. А. Китайгородская, А. А. Леонтьев, Е.И.Пассов) — фундаментальные труды ведущих отечественных ученых-дидактов (Ю.К.Бабанский, В. С. Леднев, И. Я. Лернер, П. И. Пидкасистый, М. Н. Скаткин и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений гипотезы был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования.

Теоретические: анализ и синтезобобщение и интерпретация педагогической, психологической, лингвистической и методической литературымоделирование организации учебного процесса при обучении языку специальности.

Эмпирические: социально-педагогический анализ (анализ программ и учебников, учебно-методических пособий) — констатирующий и контрольный экспериментыметод экспертной оценкиопросно-диагностические методынаблюдение и обобщение опыта преподавательской деятельности.

База исследования — Самарский государственный университет, Тольяттинская академия управления. Всего в эксперименте участвовало 350 студентов.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (1994;1996 г. г.) осуществлялось теоретическое осмысление изучаемой проблемы, велся анализ лингвистической, педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследованиявыявлялись особенности профессиональной коммуникации юриста, определялись основные направления методики формирования профессиональной коммуникативной компетенции.

На втором, экспериментальном, этапе (1996;1999 г. г.) осуществлялось исследование дидактических условий для проведения экспериментальной работыосуществлялся отбор и структурирование проблемных заданийформулировались задачи по этапам обученияпроводилась экспериментальная проверка системы проблемных заданий по формированию профессиональной коммуникативной компетенции на занятиях по языку специальности.

На третьем, заключительном, этапе (1999;2002 г. г.) завершился формирующий эксперимент, осуществлялась систематизация, анализ и обобщение полученных данныхразработка и внедрение научно-практических рекомендацийопределение дальнейших направлений исследования проблемылитературное оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем:

— конкретизировано понятие «профессиональная коммуникативная компетенция студента-юриста» как способность и готовность к выполнению профессиональной деятельности, в основе которой лежит коммуникация;

— раскрыто своеобразие коммуникативной компетенции в области языка специальности (юридического), выделены основные требования к профессиональной коммуникации, строящейся по определенным схемам;

— дан научный анализ содержания понятий «языковая компетенция», «коммуникативная компетенция», «профессиональная коммуникативная компетенция»;

— раскрыта и обоснована целостная методическая система, исходящая из профессиональной специфики коммуникации юристапроработаны и обоснованы главные содержательные компоненты процесса формирования профессиональной коммуникативной компетенции у студентов-юристовсовершенствование языковой компетенции, формирование умения строить высказывание по заданной форме, умения оценивать, фиксировать и удерживать собственную позицию и позицию собеседника, умения оппонировать, умения участвовать в коллективной работе и достигать общего вывода;

— выявлены содержание и технологические компоненты данного процесса как система проблемных заданий возрастающей сложности, позволяющих поэтапно формировать и совершенствовать профессиональную коммуникативную компетенцию на материале языка специальности;

— определены и экспериментально подтверждены оптимальные условия, влияющие на эффективность процесса формирования и совершенствования профессиональной коммуникативной компетенции.

Практическая значимость исследования состоит в том, что проведен отбор содержания профессионального коммуникативного компонента в системе обучения языку специальности студентов-юристов, а также определены основные направления и формы работы по формированию профессиональной коммуникативной компетенции через спецкурс. Разработанная методика формирования профессиональной коммуникативной компетенции может быть использована в теории и практике преподавания, как русского, так и иностранного языка специальности. Подготовлена и апробирована рабочая программа спецкурса «Профессиональная коммуникация» для студентов юридических факультетов, изучающих иностранный язык специальности.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается многолетней личной опытной работой с применением комплекса взаимодополнительных методов исследованияпоэтапным количественным и качественным анализом полученных данныхведением научно-методических исследований в единстве с практической деятельностью, подтвердившей позитивные изменения уровня профессиональной коммуникативной компетенции студентов-юристов, прошедших экспериментальное обучениеметодологической обоснованностью исходных теоретических положений. В эксперименте участвовало 350 студентов юридических факультетов, в ходе эксперимента была изучена система подготовки по языку специальности в университетах, принимавших участие в реализации программы эксперимента.

Апробация работы и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись в процессе экспериментального обучения студентов юридических факультетов Тольяттинской академии управления, Самарского государственного университета. Результаты исследования отражены в докладах и выступлениях на научных конференциях, проходивших в г. Тольятти и г. Самаре (1997, 1998, 1999, 2000, 2001, 2002).

Основные идеи и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры специальной подготовки Тольяттинской академии управления (1998;2002 годы), а также нашли отражение в публикациях по теме диссертационного исследования.

На защиту выносятся:

1. Профессиональная коммуникативная компетенция — основная единица содержания в специально-речевом курсе по обучению студентов-юристов профессиональной коммуникации, которая характеризуется жестким регламентированием речевого поведения коммуникантов занятыми позициями, что предполагает выделение в качестве основных аспектов обучения профессионально-ориентированному общению следующие: обучение анализу, способам формального рассуждения, аргументации и оппонированию.

2. Методика формирования профессиональной коммуникативной компетенции в процессе обучения языку специальностиформирование профессиональной коммуникативной компетенции у студентов-юристов осуществляется в три этапа, каждый из которых направлен на формирование определенных коммуникативных умений и навыков и характеризуется собственными способами и приемами интеллектуальной работы, структурой и принципами организации аудиторных занятий и способами контроля;

3. Дидактические условия эффективности обучения профессиональной коммуникативной компетенции (использование проблемного подхода в обученииопора на предварительно сформированную языковую компетенциювключение в учебный процесс целенаправленной деятельности по совершенствованию языковой компетенциипоэтапность формирования профессиональных умений и навыковорганизация целенаправленного, управляемого, системного процесса формирования профессиональных коммуникативных умений и навыковсовременные подходы к содержанию и технологиям обучения профессиональной коммуникативной компетенции).

Выводы.

Учитывая направленность обучения языку специальности на профессионально ориентированное общение, предполагающее развитие специфических для конкретных специальностей профессиональных коммуникативных навыков и умений, целесообразно уделять больше внимания на аудиторных занятиях специально организованному полилогическому общению. При выборе доминирующих видов коммуникации, используемых на аудиторных занятиях, главным критерием является ориентированность их на сферу деятельности, то есть предпочтение отдается деловому и профессиональному общению, особенностью которого в исследуемом случае является то, что воздействие на собеседника достигается за счет особой организации текста, а поведение коммуникантов жестко регламентируется занятыми позициями. При обучении профессионально-ориентированному общению в соответствии с заявленными в спецкурсе целями и задачами наиболее эффективными представляются такие виды работ, которые позволяют развивать и совершенствовать умения анализировать, сопоставлять, аргументировать собственное мнение, опровергать аргументы оппонента, работать в коллективе, выдерживать занятую позицию.

1. Использование проблемного подхода в обучении языку специальности не только позволяет сделать процесс обучения более эффективным, но и приводит методику преподавания в соответствие с современными требованиями к процессу подготовки специалиста, так как способствует активизации интеллектуальной, речемыслительной и творческой самостоятельности студентов. Специфика языка как учебного предмета требуют соответственной адаптации данного общедидактического метода, ограничивает его применение или редуцирует его формы.

Необходимость совмещения двух методических задач (совершенствования языковой и формирование и совершенствование профессиональной коммуникативной компетенции) определило алгоритм работы над тематической серией, предполагающий постепенное нарастание сложности проблемных заданий и усложнение коммуникативных задач профессиональной ориентации.

2. Решение проблемных задач может рассматриваться как подготовительный этап к работе над развитием профессиональной коммуникативной компетенции, во время которого преподаватель имеет возможность организовать работу над развитием коммуникативно-речевых умений с использованием тех мотивационных ресурсов, которые содержатся в данном типе заданий и акцентировать внимание на степени усвоении нового языкового и теоретического материала,. По степени сложности проблемные задачи рассчитаны на интеллектуальные возможности обучаемых и на уровень владения коммуникативно-речевыми умениями Требование постепенного нарастания сложности проблемных заданий и выделение для каждого типа заданий специфических коммуникативных навыков и умений, подлежащих освоению, обусловило выделение трех уровней заданий по степени проблемности.

4. Использование метода конкретных ситуаций на аудиторных занятиях по развитию профессиональной коммуникативной компетенции позволяет развивать такие квалификационные качества, как умение четко формулировать и высказывать свою позицию, умение коммуницировать, дискутировать, воспринимать и оценивать информацию, поступающую в вербальной форме. Кроме того, данная форма работы позволяет совершенствовать невербальные техники презентации. Предлагаемы алгоритм работы над разбором конкретной ситуации был разработан на основе классической схемы и дополнен заданиями и критериями контроля в соответствии со спецификой курса по языку специальности.

5. Деловая игра «Диспут» представляет собой последний этап в работе над профессиональными коммуникативными навыками и умениями в системе постепенного нарастания познавательной активности студентов, усложнения интеллектуальных задач.

Являясь наиболее сложно организованным видом работ, деловая игра включает в себя задания, непосредственно направленные на формирование и развитие профессиональных коммуникативных умений. Организация деловой игры позволяет провести контроль языковой компетентности, интеллектуальной компетентности, коммуникативной компетентности и способности к коллективной работе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Актуальное состояние подготовки специалистов в области юриспруденции определяется сегодня не только спецификой вуза, но и современными требованиями к подготовке специалистов, что предполагает пересмотр методов и приемов обучения, перенос акцента в обучении на практическую подготовку, на умение ориентироваться в изменяющихся условиях профессиональной деятельности. Повышение уровня профессионализма будущих специалистов предполагает соответствующую организацию аудиторных занятий в рамках междисциплинарного подхода. Профессиональные коммуникативные умения, которые, как показывает проведенный анализ специализированной педагогической и методической литературы, являются сущностью профессиональной деятельности юристов, могут быть включены в цели и задачи программы по обучению языку специальности. Как показали результаты исследования, положительные результаты в реализации поставленных в междисциплинарном пространстве задач могут быть достигнуты при выделении профессиональных коммуникативных навыков и умений в качестве основной единицы содержания обучения в программе спецкурса.

2. Профессиональная коммуникативная компетенция является основой деятельности юриста. Специфика профессионально-ориентированного общения заключается в том, что оно жестко регламентировано и всегда реализуется в проблемной ситуации. Кроме того, коммуниканты в речевом взаимодействии не свободны в выборе средств: позиции, занимаемые участниками речевого взаимодействия, определены фиксированной процедурой и предполагают использование строго определенных схем речевых действий и способов вербального выражения. Анализ специальной литературы позволил выделить комплекс умений и навыков, составляющих сущность профессиональной коммуникативной компетенции.

3. Основу формирования профессиональной коммуникативной компетенции составляет проблемный подход, позволяющий выделить в качестве технологических компонентов процесса формирования профессиональных коммуникативных умений и навыков способы и приемы интеллектуальной работы. Адекватными поэтапно формируемым профессиональным коммуникативным умениям навыкам формами работ являются: решение проблемных задач, разбор конкретных ситуаций, деловая игра «Диспут».

4. Разработанная методика формирования профессиональной коммуникативной компетенции предусматривает: отбор содержания, выделение этапов, определение способов и приемов работы и критериев оценки сформированности профессиональных коммуникативных умений и навыков на каждом этапеважнейшим резервом развития и совершенствования профессиональной коммуникативной компетенции является организация систематической и целенаправленной работы над совершенствованием языковой компетенции и формированием ключевых умений: строить высказывание по заданной форме, оценивать и удерживать собственную позицию, оценивать и фиксировать позицию собеседника, оппонировать, участвовать в коллективной работе и достигать общего вывода.

Результаты экспериментальной работы позволили утверждать, что сформулированная нами гипотеза подтвердилась.

Выявленные позитивные тенденции в освоении студентами-юристами профессиональных коммуникативных умений и навыков в процессе обучения иностранному языку специальности свидетельствуют о необходимости дальнейшей разработки проблемы, как на теоретическом, так и на практическом уровне. Дальнейшему исследованию подлежит разработка методического обеспечения процесса формирования профессиональной коммуникативной компетенции на языке специальности в неязыковом вузе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.:Наука, 1980- 335с.
  2. Ю.А., Карась Л. Ю. Реферат-дайджест учебника М.Х.Мескона, М. Альберьа, Ф. Хедоури «Основы менеджента». М.: Изд-во ТОО Люкс-арт. — 296 с.
  3. А.А., Шляхов В. И. Аспектное обучение русскому речевому общению преподавателей-русистов// Русский язык за рубежом. -1984. -№ 4.-С81
  4. А.А., Формановская Н. И. Этикет русского письма. 3-е изд., испр.- М.:Рус.яз., 1986 191с.
  5. А.А., Формановская Н. И. Русский речевой этикет.-М.:Русский язык, 1983. 284 с.
  6. Апресян Г. З. Ораторское искусство.-3-е изд.-М.: МГУ, 1978 278 с
  7. Д., Гурье Л. «Преподаватель вуза и инновационные технологии»// «Высшее образование в России», 2001, № 4, С. 138−144
  8. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса : Методтческие основы. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  9. А.П. Организация работы над некоторыми видами экспрессивной речи на старших курсах языкового факультета. Канд. Дис.пед. наук М., 1968 213с.
  10. М.Т., Ладыженская Т. А., Львов М. Р. и др. Методика преподавания русского языка: Учебное пособие для студентов / Под ред. М. Т. Баранова. М.: Просвещение, 1990.- 308 с.
  11. П.Беляев А. С. 1974, С 19−23
  12. А.С. Обучение иноязычному профессионально ориентированному речевому общению с учетом специфики физкультурных вузов. Дис. На соискание ученой степени доктора пед.наук. С.-Петербург, 1997.- 190 с. 13. Бекмухамедова Г. А. 1982
  13. О.И. Соотношение диалога и монолога в устной, письменной речи в гражданском судопроизводстве: Автореф. дис. канд. филол. наук/МГУ им. ММ.В.Ломоносова. М., 1989 — 23с.
  14. Бим Т. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. Проблемы и перспективы: учебное пособие для студентов. М. :Просвещение, 1988.-256 с.
  15. Бим Т. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника: опыт системно-структурного описания.М.: Просвещение, 1977. с.40
  16. Г. С. Культура речи юристов. Саранск: Изд-во Мордовского университета, 1987. — 80 с.
  17. Буслаев Ф. И, О преподавании отечественного языка. М — Л.: Учпедгиз, 1941.-248 с.
  18. Ф.И. Формирование приемов умственной деятельности в процессе проблемного обучения// Среднее спец.образование. 1973 — № 12. — с.45−48
  19. А.Н., Карнеева Л. М. Тактика допроса при расследовании преступлений. М.:Юридическая лит., 1970. — 208с.
  20. А.А. Самостоятельная работа т самостоятельная деятельность студента//Проблемы организации работы студентов в условиях многоуровневой системы высшего образования- Тез. Докладов
  21. Всероссийской научно-методологической конференции. ВолгГТУ, Волгоград.-1994.-С.6
  22. Виноградов В. В, Проблемы русской стилистики. -М.'.Высшая школа, 1981.-320 с.
  23. Винокур Г. О. Культура языка/Юсновы культуры речи: Хрестоматия: Учеб. пособие//Сост. Л. И. Скворцов. -М.:ВШ, 1984. С. 166
  24. Н.В. Методика преподавания иностранных языков в вузе. Том III. Часть I. М.:Изд-во МГУ. 1973, С.24
  25. Н.С., Н. Н. Алексеева, Н. Р. Барабанова и др. Практическая методика преподавания русского языка на начальном этапе. -М.: Рус. яз., 1990.-230 с.
  26. Виханский О. С, Метод конкретных ситуаций. 2001, с.5
  27. С.И. Типы затруднения и их связь с проблемными ситуациями в учебной деятельности./ автореф.канд.дис. 1974, М., 19с.
  28. JI.C. Мышление и речь. Собр. Соч. в 6-и томах. -М.:Педагогика, 1982.-Т.2.
  29. JI.C. Избранные психологические исследования. — М.: АПН РСФСР, 1956.-519 с.
  30. Выготский J1.C. Избранные психологические исследования. М., 1959.-370 с.
  31. Выготский J1.C. /Предисл. К русскому переводу книги Э. Торндайка: Принципы обучения, основанные на психологии. Собр.соч. в 6-и томах. М.:Педагогика, 1982. -Т.1
  32. JI.C. История развития высших психических функций. Собр. Соч. в 6-и томах. М., Педагогика, 1983. — Т. З33.Выготский 1956- 191
  33. И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. -М: Наука, 1981.- 139 с.
  34. И.Р. Очерки по стилистике английского языка. -М.:Изд.лит.на иностр.яз., 1988. 459с.
  35. Гез.Н. И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований//Иностранные языки в школе.-1985.-№ 2.-С.17.
  36. Гез Н. И. Обучение говорению: Текст лекций по курсу «Методика обучения иностр.яз. М.:МГПИИЯ, 1980. — 79с.
  37. Головин Е. К, Основы культуры речи.-2-е изд.-М: ВШ, 1988. -С. 30.
  38. Г. Г. Системный подход к преподаванию лингвистических дисциплин//Русский язык в школе. -1983.№ 1.-С.49−54
  39. Городилова Г. Г, Р категориях лингводидактики как науки// Проблемы лингводидактики в национальном вузе. М., 1981. — С.5−17
  40. Г. Г. Речевое общение и проблемы лингводидактики// Русский язык в школе. 1988. -№ 5. -С.41−45
  41. Г. Г. Практикум по русскому языку // Программы пед.институтов. Сб.№ 24. М.:Просвещение, 1097. -С. 18−30
  42. Г. Г. Актуальные проблемы методики преподавания методических дисциплин в национальных педвузах и пути их решения. В сб. трудов// Лингвистическая подготовка будущего учителя-словесника для национальной школы. — М., 1983. — С.10−19
  43. Т.В. Словесность в юриспруденции. Казань.: Изд-во Казанского унивеситета, 1995. -300 с.
  44. Т.В. Консультация по русскому языку для судей. //Сов. Юстиция. 1988.№ 13.
  45. Т.В. Практический курс русского языка для юристов. Казань.: Изд-во Казанского университета, 1986. 230 с.
  46. Девяткина В. В, Современная речь адвоката в свете теории ораторского искусства//Типы языковых единиц и особенности их функционирования. Саратов, 1993
  47. B.C. Основы инновационной методологии.- М.:На Воробьёвых, 1996. 68с.
  48. А.В. Судебная психология. Минск: Вышэйшая школа, 1975.- С. 39.
  49. С. Формирование учебной мотивации // Высшее образование в России. 2000. С. 10 651. Ерастов Н. П. Сочетание требований логики и психологии в лекции.- М.:3нание, 1979.-64 с.
  50. Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982.- 158 с.
  51. Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. 2-е изд., перераб. и доп. М.:Рус.яз., 1987. 237с.
  52. Е.А., Ширяев Е. Н. Устная публичная речь: разговорная или кодифицированная/УВопросы языкознания. 1980. -№ 2
  53. И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. — М., 1978. 129с.
  54. Д.И. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирование на продвинутом этапе обучения студентов-нефилоло//Русский язы за рубежом. 1990 — № 4. — с.55
  55. И.А. Психологические основы формирования двуязычия// Русский язык в национальной школе. -1984. № 3. -С.27
  56. И.А., Китросская И. И., Мичурина К. А. Самоконтроль как компонент речевой деятельности к уровни его становления. „ИЯШ“, 1970, № 4
  57. Н.Н. Профессиональная речь юриста. Учебное пособие. -М.: Издательство БЕК, 1997. 348 с.
  58. Н.Н. О синтаксисе судебной речи // Русский язык в нефилологическом вузе.:Сб.ст.Под ред. О. А. Лаптевой М., 1985 с. 124 — 128
  59. П.Ф. Искусство диалога, или Беседы о риторике. Пермь: ЗУУНЦ, 1992.-С. 9
  60. Ивакина Н. Н. Культура судебной речи: Учебное пособие М.:Бек, 1995.-323с.
  61. Н.Н. О синтаксисе судебной речи//Русский язык в нефилологическом вузе.
  62. Г. Н. Английский язык для общения:Интенсивный курс.:(Учебник лдя вузов). 2изд. — М.:Изд.дом РТ-пресс:Высш шк., 1997. -414с.
  63. Д.И. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирование на продвинутом этапе обучения студентов-нефилологов//Русский язык за рубежом. 1990. — № 4. -С.55
  64. Л.Б. Проблемы современной психологии учения. -М.:3нание 1970. Вып.4 С.56
  65. Комарков В. С. Тактика допроса. Учебное пособие.- Харьков: изд. Харьковского юридического института, 1975. С.19−23.
  66. Китайгородская Г. А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам. М.: МГУ, 1986. 176 с.
  67. Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам. М.: МГУ, 1986.
  68. А.Н., Крылова О. А., Одинцов В. В. Функциональные типы русской речи: учебное пособие для студентов. М.: ВШ, 1982. 223 с.
  69. Г. В. Лингвокоммуникативные асректы речевого общения // Иностранный язык в школе. 1985.№ 1. — С. 10−14.
  70. Г. В. Проблемы владения и овладения языком в лингвистическом аспекте: сб. Иностранные языки в высшей школе. М., 1975. — вып. 10
  71. А.Ф. Советы лекторам //Кони А. Ф. Избранные произведения. -М., 1956. С.107−105.
  72. Г. В. О проблемном обучении как способе умственного развития//Обучение и развитие. Материалы к симпозиуму. -М.:Просвещение, 196 с.54−60
  73. A.M. Педагогика иностранного языка// Школьные технологии» 6/97. Научно-практический журнал для школьного технолога (завуча).М.: Просвещение, 1997. С.192
  74. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л., 1970. — 114с.
  75. Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. -М.: Педагогика, 1975. -255 с.
  76. .А. Некоторые аспекты современного состояния методики обучения иностранным языкам как науки //Сборник научных трудов. Вып. 326. М.: Изд-во МГУ. 1989. С. 14−20.
  77. А. А. Психологические проблемы массовой коммуникации. М.:Наука, 1974. — С.33
  78. ЛеонтьевА.А. 1975, с. 75 Педагогическое общение //Педагогика и психология. Изд-во: Знание, 1979. — 94 с.
  79. А.Н. Проблемы развития психики.-М.:Изд-во Акад.пед.наук РСФСР. 1959. 495с.
  80. А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. — М.:Изд -во Моск. унта, 1972. — 575с. МГУ, 1972.
  81. А. А. Язык, речь, речевая деятельность. — М.:.Просвещение, 1969.-С. 19−22
  82. А.А., Щахнарович A.M., Батов В. И. Речь в криминалистике и судебной психологии. М.:Наука, 1977, 62 с.
  83. А.А. Место интенсивных методов в обучении иностранным языкам//Проблемы краткосрочного обучения русскому языку иностранцев/Под ред.. О. П. Рассудовой. М., 1977. с.5−20.
  84. А.А. Психологические проблемы массовой коммуникации. М.:Наука, 1974. — С.47, С. 111.
  85. А.Н. Проблема развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981.4-е изд.
  86. А.Н. Избранные психологические произведения в 2-х томах. М., Педагогика, 1983. — Т.1.
  87. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. // Избранные психологические произведения. М, 1983. — Т.2.
  88. И.Н. Проблемное обучение . М.: Знание, 1974
  89. И.Я. Проблема методов обучения и пути ее исследования. В кн.: Вопросы методов педагогических исследований. Под ред. М. Н. Скатикина. М., 1973
  90. Ломов Б. Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида: Кн. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. -М.:Наука, 1976.
  91. .Ф. Проблема общения в психологии: в кн. Проблема общения в психологии. М.: Наука, 1981
  92. .Ф. Категория общения и деятельности. //Вопросы философии. 1979. — № 8. 1979, с. 13).
  93. Л.М. Как строится текст: Пос. для учителей/Под ред. Г. Я. Солганика. М.:Просвещение, 1980. — 94 с.
  94. Лурия А. Р. Язык и сознание. М.:Мгу, 1979. -319 е.
  95. Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. М.:Мгу, 1975.
  96. М.Р.Львов.Словарь-справочник по методике русского языка. -М.:Просвещение, 1988. -С.215 101. Максимова В. Н. 1981
  97. А.В. Двоичность юридической информации и язык законодательства//Правоведение. 1993. № 1. С.80−88
  98. Матвиенко Е. А. Судебная речь.- Минск: Высшая школа, 1972/1. С/3−5/
  99. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972
  100. М.И. Теория и практика проблемного обучения. -Казань, 1972.
  101. Махмутов М. И .Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975.354 с.
  102. А.Е. «Проблемный подход» при обучении устному высказыванию / В сб. трудов: Психология и методиа обучения иностранным языкам в вузе. М.:МГУ, 1976. — 72 — 97.
  103. См. С. А. Минаева. Основы мастерства устного выступления. Как подготовить полемиста. Пермь: ОПЦ, 1991. — С.5
  104. Г. Михайловская, В. В. Одинцов. Искусство судебного оратора.М., 1 981 111. А. Л. Мирзоян, 1985
  105. А. Метод конкретной ситуации в обучении управлению// Менеджмент. — 1996. — № 2. — С. 13−27). (A.M. Зобов, стр. 40−50).
  106. Обрехт Д. Основы языка и основы обучения языку: необходимость их взаимодействия//Методика преподавания иностранных языков за рубежом. М.:Прогресс, 1976. — Вып.2. — С.24−35).
  107. В.В. Лингвистические парадоксы. М.:Просвещение, 1982.-С. 23
  108. В.В. Стилистика текста. -М.: Наука, 1980. -263 с
  109. С.И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. М., 1974.-350 с.
  110. В. Основы проблемного обучения. М., 1968.
  111. Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению. М.:Просвещение, 1 985 119. Пассов Е. И. 1983
  112. А.И.Пешковский. Наш язык: Учебная книга по грамматике. М.: Гос. Изд-во, 1923.-343 с.
  113. Е.Е. Юридическая речь в уголовном судопроизводстве // Советская юстиция. 1985. № 20. С.22−23
  114. И.И. О средствавх управления учебным процессом в условиях проблемных ситуаций /В сб.: Проблемное и программированное обучение. М.:Советская Россия, 1973
  115. С.Л. Основы общей психологии. М.: Соц. ЭКГИЗ, 1946.-С.213
  116. Русский язык и специальность. Т. Хмелевская, В.Ярнатовская. М.: 1990. -С.378−379 126. Сафонова В. В. 1980
  117. Е. Сидоров, А. Пчелинцев). О преподавании русского языка в системе юридического образования//советская юстиция. 1988.№ 14 128. .Сиротина О. Б. Русская разговорная речь. М.:Просвещение, 1983.-80 с.
  118. В.Л. Сферы устноязычного общения и обучение речи // Русский язык за рубежом. 1973. — № 4
  119. М. Н. Совершенствование процесса обучения. Проблемы и суждения. М., 1971
  120. М.Н. О проблемном обучении//Среднее специальное образование, 1974, № 3.
  121. Л.И. Теоретические основы культуры речи.-М,: Наука, 1980. -С. 109, С. 79.
  122. И.Л. Проблемы описания и преподавания русской лексики. М., 1980
  123. Н.В. Разговорно-просторечная лексика в речи юристов //Рус. Речь. 1976.№ 5
  124. Судебные речи известных русских юристов /Сост. Е. М. Ворожейкин М., 1960.
  125. Н.Ф. М. Управление процессом усвоения знаний. 2-е изд., доп. И испр. -М.:Мгу, 1984. -344 е., 1 998 138. Талызина Н. Ф. М., 1998
  126. Л.В. Методика русского языка в средней школе. М.: Просвещение, 1970. — 606 с. 140. Тимошин А. И. 1995
  127. М. О. Фаенова. Обучение культуре общения на английском языке: Науч.-теорет. пособие. -М.: ВШ, 1991. -С. 7.
  128. Философский энциклопедический словарь, 1989, С.433
  129. Н.И.Формановская Н. И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты. М.: Русский язык, 1982. — 128 с.
  130. М. Методика преподавания иностранных языков за рубежом // Выпуск 11.- М.: Изд-во Прогресс, 1976. С. 153
  131. Н.В. Устная речь юристов в официальной обстановке: Автореф.канд.филол.наук. Сапатов, 1984
  132. Шевченко Н. В. Синтаксичесукие особенности устной речи в официальных ситуациях // Вопросы стилистики. Саратов, 1981
  133. Д.Н. Современный русский язык: Лексика: Учебное пособие для студентов. М.: Просвещение, 1977. — С. 89
  134. В. Инновационная деятельность в российском образовании // Высшее образование. 2001 № 1 .С. 119−124
  135. Щедровицкий П. Г. Очерки по философии образования.-М., 1993)
  136. Е. Высшее образование в России //.Учебный процесс: взгляд изнутри. 2002., № 5, С. 49−51
  137. Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, 1974. -427 с.
  138. А.И., Капитонова Т. И. 1979. С. 4.
  139. А.Н. Методика краткосрочного обучения русскому языку как иностранному. М., 1984
  140. Якобовиц Леон А. Методика преподавания иностранных языков за рубежом // Выпуск 11. М.: Изд-во Прогресс, 1976. С. 144−145
  141. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969.
  142. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969.
  143. Palmer A. Teaching Communication!|Language Learning. 1970. -Vol. 20.-31. P.55−68)
  144. English Law and Language под ред. F. Russel, Ch. Locke, Prentice Hall International (UK), 1992).
Заполнить форму текущей работой