Формирование профессиональной коммуникативной компетенции на материале языка специальности в неязыковом ВУЗе
Диссертация
Признавая достоинства традиционного российского образования, которое отличалось глубиной проработки теоретического материала, готовила «генералистов» — специалистов широкого профиля с блестящей эрудицией, — сегодня нельзя не отметить и его недостатки, необходимость его «осовременивания». Качество подготовки специалиста сегодня определяется его готовностью к эффективной профессиональной… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Лингводидактические основы формирования коммуникативной компетенции
- 1. 1. Соотношение языковой и коммуникативной компетенций в методике преподавания языков
- 1. 2. Требования к уровню языковой и коммуникативной компетенций в образовательных программах подготовки юристов
- 1. 3. Инновационные технологии в образовании
- 1. 4. Мотивация учебной деятельности студентов как один из ресурсов повышения эффективности-преподавания
- 1. 5. Предпосылки для выбора подхода и методов обучения языкам в неязыковом вузе
- Выводы
- Глава 2. Формирование профессиональной коммуникативной компетенции на материале языка специальности
- 2. 1. Специфика обучения профессионально-ориентированному общению на неродном языке студентов юридических факультетов
- 2. 2. Проблемный подход в обучении профессиональным коммуникативным навыкам и умениям
- 2. 3. Решение проблемных задач как подготовительный этап к работе над развитием профессиональной коммуникативной компетенции при обучении неродным языкам
- 2. 4. Использование метода конкретных ситуаций на аудиторных занятиях по развитию профессиональной коммуникативной компетенции
- 2. 5. Возможности деловой игры для целенаправленной работы над профессиональными коммуникативными навыками
- 2. 6. Проверка эффективности предлагаемой системы работ
- Выводы
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.:Наука, 1980- 335с.
- Аванесов Ю.А., Карась Л. Ю. Реферат-дайджест учебника М.Х.Мескона, М. Альберьа, Ф. Хедоури «Основы менеджента». М.: Изд-во ТОО Люкс-арт. — 296 с.
- Акишина А.А., Шляхов В. И. Аспектное обучение русскому речевому общению преподавателей-русистов// Русский язык за рубежом. -1984. -№ 4.-С81
- Акишина А.А., Формановская Н. И. Этикет русского письма. 3-е изд., испр.- М.:Рус.яз., 1986 191с.
- Акишина А.А., Формановская Н. И. Русский речевой этикет.-М.:Русский язык, 1983. 284 с.
- Апресян Г. З. Ораторское искусство.-3-е изд.-М.: МГУ, 1978 278 с
- Ахметова Д., Гурье Л. «Преподаватель вуза и инновационные технологии»// «Высшее образование в России», 2001, № 4, С. 138−144
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса : Методтческие основы. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
- Бабенко А.П. Организация работы над некоторыми видами экспрессивной речи на старших курсах языкового факультета. Канд. Дис.пед. наук М., 1968 213с.
- Баранов М.Т., Ладыженская Т. А., Львов М. Р. и др. Методика преподавания русского языка: Учебное пособие для студентов / Под ред. М. Т. Баранова. М.: Просвещение, 1990.- 308 с.
- П.Беляев А. С. 1974, С 19−23
- Беляев А.С. Обучение иноязычному профессионально ориентированному речевому общению с учетом специфики физкультурных вузов. Дис. На соискание ученой степени доктора пед.наук. С.-Петербург, 1997.- 190 с. 13. Бекмухамедова Г. А. 1982
- Беркалова О.И. Соотношение диалога и монолога в устной, письменной речи в гражданском судопроизводстве: Автореф. дис. канд. филол. наук/МГУ им. ММ.В.Ломоносова. М., 1989 — 23с.
- Бим Т. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. Проблемы и перспективы: учебное пособие для студентов. М. :Просвещение, 1988.-256 с.
- Бим Т. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника: опыт системно-структурного описания.М.: Просвещение, 1977. с.40
- Бояринцева Г. С. Культура речи юристов. Саранск: Изд-во Мордовского университета, 1987. — 80 с.
- Буслаев Ф. И, О преподавании отечественного языка. М — Л.: Учпедгиз, 1941.-248 с.
- Вайсбург Ф.И. Формирование приемов умственной деятельности в процессе проблемного обучения// Среднее спец.образование. 1973 — № 12. — с.45−48
- Васильев А.Н., Карнеева Л. М. Тактика допроса при расследовании преступлений. М.:Юридическая лит., 1970. — 208с.
- Вербицкий А.А. Самостоятельная работа т самостоятельная деятельность студента//Проблемы организации работы студентов в условиях многоуровневой системы высшего образования- Тез. Докладов
- Всероссийской научно-методологической конференции. ВолгГТУ, Волгоград.-1994.-С.6
- Виноградов В. В, Проблемы русской стилистики. -М.'.Высшая школа, 1981.-320 с.
- Винокур Г. О. Культура языка/Юсновы культуры речи: Хрестоматия: Учеб. пособие//Сост. Л. И. Скворцов. -М.:ВШ, 1984. С. 166
- Витт Н.В. Методика преподавания иностранных языков в вузе. Том III. Часть I. М.:Изд-во МГУ. 1973, С.24
- Власова Н.С., Н. Н. Алексеева, Н. Р. Барабанова и др. Практическая методика преподавания русского языка на начальном этапе. -М.: Рус. яз., 1990.-230 с.
- Виханский О. С, Метод конкретных ситуаций. 2001, с.5
- Высоцкая С.И. Типы затруднения и их связь с проблемными ситуациями в учебной деятельности./ автореф.канд.дис. 1974, М., 19с.
- Выготский JI.C. Мышление и речь. Собр. Соч. в 6-и томах. -М.:Педагогика, 1982.-Т.2.
- Выготский JI.C. Избранные психологические исследования. — М.: АПН РСФСР, 1956.-519 с.
- Выготский J1.C. Избранные психологические исследования. М., 1959.-370 с.
- Выготский J1.C. /Предисл. К русскому переводу книги Э. Торндайка: Принципы обучения, основанные на психологии. Собр.соч. в 6-и томах. М.:Педагогика, 1982. -Т.1
- Выготский JI.C. История развития высших психических функций. Собр. Соч. в 6-и томах. М., Педагогика, 1983. — Т. З33.Выготский 1956- 191
- Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. -М: Наука, 1981.- 139 с.
- Гальперин И.Р. Очерки по стилистике английского языка. -М.:Изд.лит.на иностр.яз., 1988. 459с.
- Гез.Н. И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований//Иностранные языки в школе.-1985.-№ 2.-С.17.
- Гез Н. И. Обучение говорению: Текст лекций по курсу «Методика обучения иностр.яз. М.:МГПИИЯ, 1980. — 79с.
- Головин Е. К, Основы культуры речи.-2-е изд.-М: ВШ, 1988. -С. 30.
- Городилова Г. Г. Системный подход к преподаванию лингвистических дисциплин//Русский язык в школе. -1983.№ 1.-С.49−54
- Городилова Г. Г, Р категориях лингводидактики как науки// Проблемы лингводидактики в национальном вузе. М., 1981. — С.5−17
- Городилова Г. Г. Речевое общение и проблемы лингводидактики// Русский язык в школе. 1988. -№ 5. -С.41−45
- Городилова Г. Г. Практикум по русскому языку // Программы пед.институтов. Сб.№ 24. М.:Просвещение, 1097. -С. 18−30
- Городилова Г. Г. Актуальные проблемы методики преподавания методических дисциплин в национальных педвузах и пути их решения. В сб. трудов// Лингвистическая подготовка будущего учителя-словесника для национальной школы. — М., 1983. — С.10−19
- Губаева Т.В. Словесность в юриспруденции. Казань.: Изд-во Казанского унивеситета, 1995. -300 с.
- Губаева Т.В. Консультация по русскому языку для судей. //Сов. Юстиция. 1988.№ 13.
- Губаева Т.В. Практический курс русского языка для юристов. Казань.: Изд-во Казанского университета, 1986. 230 с.
- Девяткина В. В, Современная речь адвоката в свете теории ораторского искусства//Типы языковых единиц и особенности их функционирования. Саратов, 1993
- Дудченко B.C. Основы инновационной методологии.- М.:На Воробьёвых, 1996. 68с.
- Дулов А.В. Судебная психология. Минск: Вышэйшая школа, 1975.- С. 39.
- Епифанова С. Формирование учебной мотивации // Высшее образование в России. 2000. С. 10 651. Ерастов Н. П. Сочетание требований логики и психологии в лекции.- М.:3нание, 1979.-64 с.
- Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982.- 158 с.
- Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. 2-е изд., перераб. и доп. М.:Рус.яз., 1987. 237с.
- Земская Е.А., Ширяев Е. Н. Устная публичная речь: разговорная или кодифицированная/УВопросы языкознания. 1980. -№ 2
- Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. — М., 1978. 129с.
- Изаренков Д.И. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирование на продвинутом этапе обучения студентов-нефилоло//Русский язы за рубежом. 1990 — № 4. — с.55
- Зимняя И.А. Психологические основы формирования двуязычия// Русский язык в национальной школе. -1984. № 3. -С.27
- Зимняя И.А., Китросская И. И., Мичурина К. А. Самоконтроль как компонент речевой деятельности к уровни его становления. „ИЯШ“, 1970, № 4
- Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста. Учебное пособие. -М.: Издательство БЕК, 1997. 348 с.
- Ивакина Н.Н. О синтаксисе судебной речи // Русский язык в нефилологическом вузе.:Сб.ст.Под ред. О. А. Лаптевой М., 1985 с. 124 — 128
- Иванова П.Ф. Искусство диалога, или Беседы о риторике. Пермь: ЗУУНЦ, 1992.-С. 9
- Ивакина Н. Н. Культура судебной речи: Учебное пособие М.:Бек, 1995.-323с.
- Ивакина Н.Н. О синтаксисе судебной речи//Русский язык в нефилологическом вузе.
- Игнатова Г. Н. Английский язык для общения:Интенсивный курс.:(Учебник лдя вузов). 2изд. — М.:Изд.дом РТ-пресс:Высш шк., 1997. -414с.
- Изаренков Д.И. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирование на продвинутом этапе обучения студентов-нефилологов//Русский язык за рубежом. 1990. — № 4. -С.55
- Ительсон Л.Б. Проблемы современной психологии учения. -М.:3нание 1970. Вып.4 С.56
- Комарков В. С. Тактика допроса. Учебное пособие.- Харьков: изд. Харьковского юридического института, 1975. С.19−23.
- Китайгородская Г. А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам. М.: МГУ, 1986. 176 с.
- Китайгородская Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам. М.: МГУ, 1986.
- Кожин А.Н., Крылова О. А., Одинцов В. В. Функциональные типы русской речи: учебное пособие для студентов. М.: ВШ, 1982. 223 с.
- Колшанский Г. В. Лингвокоммуникативные асректы речевого общения // Иностранный язык в школе. 1985.№ 1. — С. 10−14.
- Колшанский Г. В. Проблемы владения и овладения языком в лингвистическом аспекте: сб. Иностранные языки в высшей школе. М., 1975. — вып. 10
- Кони А.Ф. Советы лекторам //Кони А. Ф. Избранные произведения. -М., 1956. С.107−105.
- Кудрявцев Г. В. О проблемном обучении как способе умственного развития//Обучение и развитие. Материалы к симпозиуму. -М.:Просвещение, 196 с.54−60
- Кушнир A.M. Педагогика иностранного языка// Школьные технологии» 6/97. Научно-практический журнал для школьного технолога (завуча).М.: Просвещение, 1997. С.192
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л., 1970. — 114с.
- Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. -М.: Педагогика, 1975. -255 с.
- Лапидус Б.А. Некоторые аспекты современного состояния методики обучения иностранным языкам как науки //Сборник научных трудов. Вып. 326. М.: Изд-во МГУ. 1989. С. 14−20.
- Леонтьев А. А. Психологические проблемы массовой коммуникации. М.:Наука, 1974. — С.33
- ЛеонтьевА.А. 1975, с. 75 Педагогическое общение //Педагогика и психология. Изд-во: Знание, 1979. — 94 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.-М.:Изд-во Акад.пед.наук РСФСР. 1959. 495с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. — М.:Изд -во Моск. унта, 1972. — 575с. МГУ, 1972.
- Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. — М.:.Просвещение, 1969.-С. 19−22
- Леонтьев А.А., Щахнарович A.M., Батов В. И. Речь в криминалистике и судебной психологии. М.:Наука, 1977, 62 с.
- Леонтьев А.А. Место интенсивных методов в обучении иностранным языкам//Проблемы краткосрочного обучения русскому языку иностранцев/Под ред.. О. П. Рассудовой. М., 1977. с.5−20.
- Леонтьев А.А. Психологические проблемы массовой коммуникации. М.:Наука, 1974. — С.47, С. 111.
- Леонтьев А.Н. Проблема развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981.4-е изд.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения в 2-х томах. М., Педагогика, 1983. — Т.1.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. // Избранные психологические произведения. М, 1983. — Т.2.
- Лернер И.Н. Проблемное обучение . М.: Знание, 1974
- Лернер И.Я. Проблема методов обучения и пути ее исследования. В кн.: Вопросы методов педагогических исследований. Под ред. М. Н. Скатикина. М., 1973
- Ломов Б. Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида: Кн. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. -М.:Наука, 1976.
- Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии: в кн. Проблема общения в психологии. М.: Наука, 1981
- Ломов Б.Ф. Категория общения и деятельности. //Вопросы философии. 1979. — № 8. 1979, с. 13).
- Лосева Л.М. Как строится текст: Пос. для учителей/Под ред. Г. Я. Солганика. М.:Просвещение, 1980. — 94 с.
- Лурия А. Р. Язык и сознание. М.:Мгу, 1979. -319 е.
- Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. М.:Мгу, 1975.
- М.Р.Львов.Словарь-справочник по методике русского языка. -М.:Просвещение, 1988. -С.215 101. Максимова В. Н. 1981
- Малько А.В. Двоичность юридической информации и язык законодательства//Правоведение. 1993. № 1. С.80−88
- Матвиенко Е. А. Судебная речь.- Минск: Высшая школа, 1972/1. С/3−5/
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972
- Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. -Казань, 1972.
- Махмутов М. И .Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975.354 с.
- Мельник А.Е. «Проблемный подход» при обучении устному высказыванию / В сб. трудов: Психология и методиа обучения иностранным языкам в вузе. М.:МГУ, 1976. — 72 — 97.
- См. С. А. Минаева. Основы мастерства устного выступления. Как подготовить полемиста. Пермь: ОПЦ, 1991. — С.5
- Г. Михайловская, В. В. Одинцов. Искусство судебного оратора.М., 1 981 111. А. Л. Мирзоян, 1985
- Наумов А. Метод конкретной ситуации в обучении управлению// Менеджмент. — 1996. — № 2. — С. 13−27). (A.M. Зобов, стр. 40−50).
- Обрехт Д. Основы языка и основы обучения языку: необходимость их взаимодействия//Методика преподавания иностранных языков за рубежом. М.:Прогресс, 1976. — Вып.2. — С.24−35).
- Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. М.:Просвещение, 1982.-С. 23
- Одинцов В.В. Стилистика текста. -М.: Наука, 1980. -263 с
- Ожегов С.И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. М., 1974.-350 с.
- Оконь В. Основы проблемного обучения. М., 1968.
- Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению. М.:Просвещение, 1 985 119. Пассов Е. И. 1983
- А.И.Пешковский. Наш язык: Учебная книга по грамматике. М.: Гос. Изд-во, 1923.-343 с.
- Подголин Е.Е. Юридическая речь в уголовном судопроизводстве // Советская юстиция. 1985. № 20. С.22−23
- Ракитин И.И. О средствавх управления учебным процессом в условиях проблемных ситуаций /В сб.: Проблемное и программированное обучение. М.:Советская Россия, 1973
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Соц. ЭКГИЗ, 1946.-С.213
- Русский язык и специальность. Т. Хмелевская, В.Ярнатовская. М.: 1990. -С.378−379 126. Сафонова В. В. 1980
- Е. Сидоров, А. Пчелинцев). О преподавании русского языка в системе юридического образования//советская юстиция. 1988.№ 14 128. .Сиротина О. Б. Русская разговорная речь. М.:Просвещение, 1983.-80 с.
- Скалкин В.Л. Сферы устноязычного общения и обучение речи // Русский язык за рубежом. 1973. — № 4
- Скаткин М. Н. Совершенствование процесса обучения. Проблемы и суждения. М., 1971
- Скаткин М.Н. О проблемном обучении//Среднее специальное образование, 1974, № 3.
- Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи.-М,: Наука, 1980. -С. 109, С. 79.
- Слесарева И.Л. Проблемы описания и преподавания русской лексики. М., 1980
- Соловьев Н.В. Разговорно-просторечная лексика в речи юристов //Рус. Речь. 1976.№ 5
- Судебные речи известных русских юристов /Сост. Е. М. Ворожейкин М., 1960.
- Талызина Н.Ф. М. Управление процессом усвоения знаний. 2-е изд., доп. И испр. -М.:Мгу, 1984. -344 е., 1 998 138. Талызина Н. Ф. М., 1998
- Текучев Л.В. Методика русского языка в средней школе. М.: Просвещение, 1970. — 606 с. 140. Тимошин А. И. 1995
- М. О. Фаенова. Обучение культуре общения на английском языке: Науч.-теорет. пособие. -М.: ВШ, 1991. -С. 7.
- Философский энциклопедический словарь, 1989, С.433
- Н.И.Формановская Н. И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты. М.: Русский язык, 1982. — 128 с.
- Фюмадель М. Методика преподавания иностранных языков за рубежом // Выпуск 11.- М.: Изд-во Прогресс, 1976. С. 153
- Шевченко Н.В. Устная речь юристов в официальной обстановке: Автореф.канд.филол.наук. Сапатов, 1984
- Шевченко Н. В. Синтаксичесукие особенности устной речи в официальных ситуациях // Вопросы стилистики. Саратов, 1981
- Шмелев Д.Н. Современный русский язык: Лексика: Учебное пособие для студентов. М.: Просвещение, 1977. — С. 89
- Шукшунов В. Инновационная деятельность в российском образовании // Высшее образование. 2001 № 1 .С. 119−124
- Щедровицкий П. Г. Очерки по философии образования.-М., 1993)
- Щепкина Е. Высшее образование в России //.Учебный процесс: взгляд изнутри. 2002., № 5, С. 49−51
- Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, 1974. -427 с.
- Щукин А.И., Капитонова Т. И. 1979. С. 4.
- Щукин А.Н. Методика краткосрочного обучения русскому языку как иностранному. М., 1984
- Якобовиц Леон А. Методика преподавания иностранных языков за рубежом // Выпуск 11. М.: Изд-во Прогресс, 1976. С. 144−145
- Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969.
- Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969.
- Palmer A. Teaching Communication!|Language Learning. 1970. -Vol. 20.-31. P.55−68)
- English Law and Language под ред. F. Russel, Ch. Locke, Prentice Hall International (UK), 1992).