Введение.
Творческое развитие личности младших школьников
В рамках гуманитарной парадигмы современного образования создание условий, способствующих развитию качеств творческой личности, является одной из приоритетных педагогических задач. Однако в массовой школе по-прежнему преобладают методы организации репродуктивной деятельности учащихся. Под условиями творческого развития часто понимается поддержка одаренных детей и усилия педагогов направляются… Читать ещё >
Введение. Творческое развитие личности младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Современный этап развития нашего государства характеризуется бурными преобразовательными процессами в различных областях общественной жизни, существенным обновлением всей системы сложившихся отношений в обществе. Вследствие этого в рамках парадигмы современного образования важной и актуальной задачей представляется ориентация на развитие творческой личности, способной осознанно строить свою методику действий в различных жизненных ситуациях, становиться «автором» собственной жизни.
В рамках гуманитарной парадигмы современного образования создание условий, способствующих развитию качеств творческой личности, является одной из приоритетных педагогических задач. Однако в массовой школе по-прежнему преобладают методы организации репродуктивной деятельности учащихся. Под условиями творческого развития часто понимается поддержка одаренных детей и усилия педагогов направляются на организацию соответствующих мероприятий (олимпиад, конкурсов и т. д.). [6, с. 65].
В силу объективных причин сегодня благоприятные условия для раскрытия и развития творческого потенциала ребенка имеются в учреждениях дополнительного образования, где исторически сложилась особая воспитательная, развивающая среда, позволяющая эффективно решать задачи творческого развития личности. В то же время при решении данных задач в системе дополнительного образования наблюдаются определенные противоречия:
- — между необходимостью развивать творческие способности личности и не до конца изученным процессом творчества, неразработанностью педагогических условий, обеспечивающих развитие личности;
- — между высоким качеством образовательного процесса в системе дополнительного образования и недостаточным изучением и обобщением опыта работы талантливых педагогов.
По мнению как отечественных (Б.Г. Ананьев, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, М. С. Каган, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.) так и зарубежных (Дж. Бюджентал, А. Маслоу, Р. Мэй, К. Роджерс, Э. Фромм и др.) философов и психологов, стремление к творчеству, максимальному проявлению уникальных личностных качеств заложено в человеке самой природой, их реализация и развитие связаны прежде всего с условиями среды, в которой находится личность.
Но надо помнить, что дети, подростки, вся учащаяся молодежь воспитывается не только и не столько в учебных заведениях, а в первую очередь в семье, на улице, по месту жительства, т. е. в социуме, социальном окружении. И в данном процессе неоценимую роль играют разнопрофильные внешкольные учреждения, менее консервативные, чем школы, творческие по форме и содержанию их работы.
Актуальность проблемы внешкольных учреждений для педагогической теории и практики мы видим в том, что внешкольные учреждения наиболее полно и ярко позволяют молодым людям реализовать свои творческие способности, расширить кругозор, а также помочь в выборе будущей профессии, которая зачастую может быть связана с каким-либо видом творчества. Важность данной проблемы заключается еще и в том, что внешкольные учреждения позитивно влияют на тех учеников, которые лишены позитивного семейного влияния, ощущают психологический и нравственный дискомфорт, утратили мотивацию к учебе, не принимают труд как истинную ценность, очутившихся на периферии общественной жизни.
Вышеизложенное обуславливает актуальность темы курсовой работы: «Творческое развитие личности младшего школьника в учреждениях дополнительного образования».
Цель исследования — исследовать организацию работы учреждений дополнительного образования по повышению творческого развития личности младшего школьника.
Объектом исследования является творческое развитие подростка в учреждении дополнительного образования.
Предмет исследования — специфика работы центра детского творчества г. Лениногорска.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
- — проанализировать теоретические основы проблемы творческой самореализации личности школьника в условиях учреждений дополнительного образования;
- — определить развитие творческих способностей примере клубной деятельности в учреждениях дополнительного образования;
- — изучить опыт учреждений дополнительного образования Лениногорска по организации культурного досуга;
- — описать специфику работы Центра детского творчества г. Лениногорска.
В ходе работы применялись следующие методы исследования:
- — теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по исследуемой теме;
- — педагогический эксперимент, направленный на изучение опыта работы центра детского творчества г. Лениногорска.
База исследования — центр детского творчества г. Лениногорска.
Практическая значимость выполненного исследования обусловлена тем, что материалы исследования могут быть использованы педагогами в практической работе с младшими школьниками в учреждениях дополнительного образования.
Задачи исследования, их решение и логическая последовательность определили структуру и содержание курсовой работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы.