Обучение чтению как средство коррекции системных нарушений речи у дошкольников
Диссертация
Результаты исследования внедрены в практику диагностической и кор-рекционной работы логопедов детского отделения Центра патологии речи и нейрореабилитации Департамента здравоохранения города Москвы, Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков Департамента образования города Москвы, отделения патологии голоса и речи Санкт-Петербургского научно-исследовательского института… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПРОГРАММ КОРРЕКЦИИ СИСТЕМНЫХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
- 1. 1. Современные требования к коррекционным программам для дошкольников и их реализация
- 1. 2. Обоснование содержания программы коррекции речевых расстройств у дошкольников в свете современных междисциплинарных представлений
- 1. 3. Совокупность факторов, обусловливающая индивидуальную вариативность программы коррекции при общем недоразвитии речи у дошкольников
- 1. 4. Совокупность факторов, обусловливающая индивидуальную вариативность программы коррекции заикания у дошкольников
- 1. 5. Обоснование построения типовой программы обучения чтению
- ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С СИСТЕМНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ С ЦЕЛЬЮ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ КАК СРЕДСТВА КОРРЕКЦИИ
- 2. 1. Методы выявления психолого-педагогических характеристик дошкольников с системными нарушениями речи
- 2. 2. Психолого-педагогические характеристики дошкольников с системными нарушениями речи
- 2. 3. Изучение особенностей нейродинамических процессов у дошкольников (констатирующий эксперимент)
- 2. 4. Анализ познавательных предпочтений дошкольников
- 2. 5. Типовая программа как инструментарий обучения чтению
- ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ С ЦЕЛЬЮ КОРРЕКЦИИ СИСТЕМНЫХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
- 3. 1. Индивидуальная вариативность обучения чтению дошкольников с системными нарушениями речи
- 3. 2. Эффективность обучения чтению для коррекции заикания у дошкольников
- 3. 3. Эффективность обучения чтению для развития экспрессивной речи у детей с ОНР
- 3. 4. Обучение чтению неговорящих дошкольников
- 3. 4. 1. Активизация экспрессивной речи в процессе обучения чтению
- 3. 4. 2. Обучаемость чтению — информативный показатель для дифференциальной диагностики неговорящих детей
Список литературы
- Абелева И.Ю. Психологический аспект заикания (на материале взрослых больных): Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1976. — 16 с.
- Августова Р.Т. Говори! Ты это можешь. М.: Олимп- ACT, 2002. — 297 с.
- Айдарова Л.И. Маленькие школьники и родной язык -М: Знание, 1980. 95 с.
- Айдарова Л.И. О психологических проблемах конструирования учебного комплекса // Проблемы школьного учебника. М1980.-Вып. 8. -С.234−248.
- Аллахвердов В.М. Когнитивные стили в контурах процесса познания // Когнитивные стили. Таллин: Изд-во ТПИ, 1986. — С. 17−21.
- Алле А.Х. Изучение формирования доминантности полушарий по речи методом дихотического прослушивания: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1980−23 с.
- Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства // Руководство для врачей. М.: Медицина, 1993. — С. 323−325.
- Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом // Известия АПН РСФСР. Вып. 70. 1955. — С. 104−148.
- Анастасиев А.И. Методика обучения начальной грамматике. Казань: Типо-лит. Имп. Ун-та, 1898. — 54 с.
- Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975.-447 с.
- Андронова Л.З., Арутюнян М. А., Александровская А. С. О влиянии пения на заикание // Дефектология. 1987. — 4. — С. 58−59.
- Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 1999. — 272 с.
- Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Ин-т практической психологии, 1996. — 267 с.
- Аханькова Е.В. Использование приемов творческого рассказывания в процессе коррекционно-логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 2004. — 14 с.
- Ахутина Т.В. Нейролингвистика нормы //1 Международная конференция памяти А. Р. Лурия. Сб. докл. / Под ред. Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной. -М.: РПО, 1998а. С. 289−298.
- Ахутина Т.В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе // I Международная конференция памяти А. Р. Лурия. Сб. докл. / Под ред. Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной. -М.: РПО, 19 986. С. 201−208.
- Ахутина Т.В. Порождение речи // Нейролингвистический анализ синтаксиса. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. — 214 с.
- Ахутина Т.В. Речевой онтогенез с точки зрения нейропсихологии нормы // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология: Монографический сборник. М. «Прометей», МПГУ, 2005. — С. 4−10.
- Ахутина Т.В., Пылаева Н. М. Диагностика развития зрительно-вербальнвх функций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2003. — 64 с.
- Ахутина Т.В., Пылаева Н. М. Школа внимания. Методика Развития и коррекции внимания у детей 5−7 лег. Методическое пособие. М.: Теревинф, 2004.-47с.
- Бабина Г. В. Анализ смысловой структуры текста учащимися с тяжелыми нарушениями речи // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология: Монографический сборник. М.: «Прометей», МПГУ, 2005. — С. 172−177.
- Балонов Л.Я., Деглин В. Л., Черниговская Т. В. Функциональная асимметрия мозга в организации речевой деятельности // Сенсорные системы. Сенсорные процессы и асимметрия полушарий / Отв. Ред. Г. В. Гершуни. -Л.: Наука, 1985.-С. 99−113.
- Башина Аутизм в детстве. М.: Медицина, 1999. — 240 с.
- Безруких М. М. Психофизиология ребенка: учеб. пособие / М. М. Безруких, Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер. М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та: Воронеж: МОДЭК, 2005. — 496 с.
- Безруких М.М. Ступеньки к школе: Кн. Для педагогов и родителей. М.: Дрофа, 2001.-256 с.
- Беккер К-П., Совак М. Логопедия: Пер. с нем / Под ред. ТА. Власовой. -М: Медицина, 1981.-288 с.
- Белова-Давид Р. А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с преимущественным синдромом сенсорной и моторной алалии // Научно практическая конференция по детской психоневрологии. — Таллин, 1973.-С. 53−54.
- Белякова Л.И., Дьякова Е. А. Сравнительный анализ рече-языковых параметров у лиц с нормальной речью и заикающихся // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л. Б. Хзалиловой. М.: Экономика, 1997.-С. 156−169.
- Бенилова С.Ю. Курсовая патогенетическая медикаментозная терапия в комплексном лечении тяжелых речевых расстройств у детей дошкольного возраста: Автореф. дисс. .канд. мед. наук. М., 2004. -19 с.
- Бенилова С.Ю. Особенности психофармакотерапии и психотерапии в рамках комплексной коррекции заикания // Конгресс по детской психиатрии: Материалы конгресса 25−28 сентября 2001 г.-М:РОСИНЭКС, 2СЮ1 г.-С 306.
- Бернштейн Н.А. О построении движений. М: Медгиз, 1947. — 255с.
- Берталанфи Л. Общая теория систем. Краткий обзор / Исследования по общей теории систем. М.: Прогресс, 1969. — С. 23−82.
- Бехтерев В. М. Общие основы рефлексологии человека Л.: Госиздат, 1926.-423 с.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1983. — 173 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.-447 с.
- Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. — 672 с.
- Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. М.: Просвещение, 1977. — 175 с.
- Бочкарев Н.Е. Новая методика родного языка: методика чтения. -М.: Пг.: В. В. Думнов, 1916. 268 с.
- Бриггс-Майерс И., Мак-Колли М.Х., Хэммер А. Л. Типология Майерс-Бриггс // Психология индивидуальных различий /Под ред. Ю.Б. Гиппен-рейтер и В. Я. Романова. М.: ЧеРо, 2000. — С. 754−775.
- Брэдувей Л., Хил Б.А. Ребенок от 0 до 3 лет. Как развить врожденные способности. М.: ЮНВЕС, 1997. — 144 с.
- Брэдувей Л., Хил Б.А. Ребенок от 3 до 7 лет. Как подготовиться к школе. -М.: ЮНВЕС, 1997.-160 с.
- Вахтеров В.П. Русский букварь. М.: Моспечать, 1922. — 96 с.
- Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.-336 с.
- Винарская Е.Н. Клинические проблемы афазии (нейролингвистич. анализ).-М.: Медицина, 1971.-216 с.
- Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1987. — 160 с.
- Волкова Г. А. Заикание и дизонтогенез // Методы изучения и преодоления речевых расстройств.-СПб.: Образование, 1994.-С. 137−149.
- Волкова Г. А. Реакция негативизма в поведении заикающихся детей // Изучение и коррекция речевых расстройств: Межвузовский сб. научных трудов. ЛГПИ им. А. И. Герцена / Отв. ред. Л. Г. Парамонова. Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1986. — С. 12−18.
- Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников: Кн. для логопеда. М.: Просвещение, 1983. — 144 с.
- Волковская Т.Н. Сравнительное изучение нарушений мыслительной и речевой деятельности у дошкольников с ЗПР и ОНР: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1999. -17 с.
- Воробьева В.К. К понятию системности нарушения речевой деятельности при моторной алалии // Современная логопедия: теория, практика, перспективы. М.: Изд-во МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2002. — С. 48−50.
- Воробьева В.К. Формирование связной речи у учащихся с моторной ала-лией: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1986. 16 с.
- Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В. К. Воробьева. М.: ACT: Астрель: Транзисткнига, 2006. — 158 с.
- Воспитание и обучение глухих дошкольников в детском саду. Экспериментальная программа / АПН СССР, НИИ дошк. воспитания. Под ред. Э. И. Леонгард. М.: АПН СССР, 1987. — 273 с.
- Выготская И.Г., Пеллингер Е. А., Успенская Л. П. Устранение заикания у дошкольников в игре: Пособие для логопеда М.: Просвещение, 1984.-175 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. -М: Педагогика-пресс, 19%. -533 с.
- Выготский Л.С. Проблемы развития психики // Собр. соч.: В 6 т. Т.З. -М.: Педагогика, 1983.-С.239−254.
- Выготский Л.С. Проблема развития и распада высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1982. — С. 168−174.
- Л.С. Выготский, А. Р. Лурия. Этюды по истории поведения. (Обезьяна. Примитив. Ребенок). М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 223 с.
- Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: метод, пособие / Сост. И. Ю. Кондратенко.-М:Айрис-пресс, 2005.-224с.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Изд-во АПН СССР, 1961. —471 с.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М.: Интер-Диалект+, 1997.-427 с.
- Гигиенические и педагогические требования к организации учебной деятельности детей дошкольного возраста (методические рекомендации для детских дошкольных учреждений). М., 1986. — 25 с.
- Голод В.И. Функциональная асимметрия мозга у детей с нарушениями речевого развития: Автореф. дисс. .канд. психол. наук. М, 1985. — 16 с.
- Голубева ЛП. Из опытараболы с неговорящими детьми. -М: Учпедгиз, 1952. -144 с.
- Горецкий В.Г. и др. Обучение грамоте по экспериментальному букварю: Учебное пособие / В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, А. Ф. Шанько. -М.:НИИШКОЛ, 1974. -100 с.
- Готовимся к школе. Программно-методическое оснащение коррекцион-но-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР /Науч. ред. С. Г. Шевченко. М.: Ника-пресс, 1998. — 192 с.
- Грибова О.Е. К проблеме анализа феномена устойчивой формы общего недоразвития речи // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология: Монографический сборник. М.: Прометей: МПГУ, 2005. — С. 30−37.
- Грибова О.Е. О содержании «онтогенетического принципа» в логопедии // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л. Б. Халиловой. -М.: Экономика, 1997.-С. 31−41.
- Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников: Пособие для работников логопедических учреждений. М.: Учпедгиз, 1958. — 168 с.
- Гриншпун Б.М. Недоразвитие речи у дошкольников //Дошкольное воспитание. 1968. — № 8. — С. 63−67.
- Гриншпун Б.М., Селиверстов В. И. Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью / Дефектология, 1988. -№ 3. С.81−84.
- Громова О.Е. Формирование начального детского лексикона в условиях направленного коррекционно-развивающего обучения: Автореф. дисс.. канд .пед. наук. М., 2003. — 22 с.
- Громова О.Е. Обследование речи детей раннего возраста // Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений /Под общ. ред. Г. В. Чиркиной. М.: АРКТИ, 2003. — С. 190−239.
- Гуровец Г. В. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих моторной алалией: Автореф. дисс.канд. пед. наук. М., 1974. -22 с.
- Гуровец Г. В. Особенности психоречевых расстройств у детей с моторной алалией и обоснование лечебно-коррекционного воздействия //Расстройства речи и методы их устранения. М: Изд-во МШИ им. В. И. Ленина, 1975. — С. 11−22.
- Давидович Л.Р. Особенности развития речи у подростков и взрослых с моторной алалией: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1980. -24 с.
- Демьянов Ю.Г. Клинико-психологическое исследование детей с затруднениями усвоения элементарных школьных навыков: Автореф. дисс.канд. мед. наук. Л., 1971.-24 с.
- Детство: Программа развития и обучения детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др./ под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. СПб.: Акциндент, 1996. — 224 с.
- Дисгервег А, Избранные педагогические сочинения. М: Учпедгиз, 1956.-376 с.
- Доман Г., Доман Дж. Как научить ребенка чигап>.-М.: ACT: Аквариум, 1998.-96 с.
- Дошкольное воспитание аномальных детей: Кн. для учителя и воспитателя // Под ред. Л. П. Носковой. М.: Просвещение, 1993. — 224 с.
- Драпкин Б.З. Психотерапия в комплексном лечении больных заиканием подростков // Тезисы докл. конф. по психотерапии. М., 1973. — С. 60−64.
- Дьякова Е.А. Речевые ошибки и особенности процесса речеобразования у заикающихся // Заикание: проблемы теории и практики: Монография / Под ред. Л. И. Беляковой. М.: Прометей, 1991. — С. 38−50.
- Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953.-С. 6−41.
- Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. М.: Педагогика, 1973.- 152 с.
- Ефименкова JI.H. Формирование речи у дошкольников (Дети с общим недоразвитием речи): Кн. для логопедов. М.: Просвещение, 1985. — 111 с.
- Жаренкова Г. И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции // Дефектология, 1972. № 4. — С. 29−35.
- Жаренкова Г. И. Особенности понимания речи при моторной алалии: Ав-тореф. дисс.канд. пед. наук. М., 1967. — 20 с.
- Жинкин Н.И. Механизмы заикания // Вопросы патологии речи. Харьков, 1959. — Т. XXXII (81). — С. 173−178.
- Жинкин Н.И. Механизмы речи. М: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — 370 с.
- Жинкин Н.И. Язык речь — творчество (Избранные труды).- М.: Лабиринт, 1998.-368 с.
- Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи. Учебное пособие для студентов дефектологических и дошкольных факультетов педагогических вузов. М.: УНЦП «Энергомаш», 1994. — 15 с.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвитая речи у дошкольников. Екатеринбург.: APT ЛТД 1998. -320 с.
- Журба Л.Т., Мастюкова Е. М. Минимальные мозговые дисфункции у детей. М.: Медицина, 1978. — 55 с.
- Забрамная С.Д. Психолого-диагностическая диагностика умственного развития детей: Учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов. -М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. 112 с.
- Закон об образовании//Ведомости СНД и ВС РФ, 30.07.1992, № 30, ст. 1797.
- Залевская А.А. Введение в психолингвистику. М.: Российск. гос. гумманит. ун-т, 1999. — 382 с.
- Залевский Г. В. Фиксированные формы поведения. Иркутск: Восточно-сибирское книжное изд-во, 1976. — 192 с.
- Залевский Г. В. Психическая ригидность в норме патологии. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1993. — 272 с.
- Запорожец А.В. Избр. психол. труды: В 2-х т. М.: Педагогика, 1986. Т. 1. Психическое развитие ребенка. — 320 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. М.: Логос, 1999.-384 с.
- Зимняя И.А. Речевой механизм в системе порождения речи // Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. — С. 5−17.
- Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. -М.: Тривола, 1995. 64 с.
- Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. СПб.: Питер, 2002. — 302 с.
- Зислина Н.Н., Ополинский Э. С., Рейдибойм М. Г. Исследование функционального состояния мозга по данным электроэнцефалографии у детей с задержкой психического развития //Дефектология.- 1972.-№ 3.-С. 9−15.
- Ильин Е.П. Стиль деятельности: новые подходы и аспекты // Вопросы психологии, 1988. № 6. — С. 85−93.
- Ильясов И.И. Структура процессов учения. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. -199 с.
- Ильясов И.И., Рябова Т. В. Концепция управления усвоением и обучением иностранному языку // Актуальные проблемы психологии речи и психологии обучения языку / Под ред. А. А. Леонтьева, Т. В. Рябовой. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1970. — С. 5−26.
- Иншакова О.Б. Нарушения письма и чтения учащихся правшей и неправшей: Дисс. канд. пед. наук. -М., 1995. 169 с.
- Исенина Е. И. Дословесный период развития речи у детей. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1986. — 164 с.
- Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника / Т. И. Алиева, Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова и др. Научн. ред. Л. А. Парамонова, А. Н. Давидчук, К. В. Тарасова и др. М.: Карапуз, 1997. — 288 с.
- Каган О. Теория и практика написания личностно-ориентированного учебника русского языка как иностранного: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1997.- 16 с.
- Калачева И.О. Пограничные нервно-психические расстройства с синдромом заикания у детей дошкольного возраста (клиника, диагностика, лечение): Автореф. дисс. докт. мед. наук. М., 1988.-44 с.
- Калмыкова З.И. Обучаемость и принципы построения методов ее диагностики // Вопросы диагностики умственного развития учащихся. Таллин, 1975.-С. 10−39.
- Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та: Воронеж: МОДЭК, 1999. -331с.
- Капустин А.А. Этиология, патогенез и профилактика заикания // Психогигиенические и неврологические исследования. М.: Изд-во Нарком-проссаРСФСР, 1928.-С. 201−201.
- Касевич В.Б. Фонологические проблемы общего и восточного языкознании. М.: Наука, 1983. — 295 с.
- Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. М.: Просвещение, 1985. — 207 с.
- Кириченко Е.И. Недоразвитие речи у детей (Вопросы клиники и дифференциальной диагностики алалии). М.: Центральный ин-т усовершенствования врачей, 1977. — 12 с.
- Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. К психологическим основм научной организации труда, учения, спорта. Автореф. дисс. доктор, пси-хол. наук. — JL, 1968.-40 с.
- Ковалев В.В., Патология речи органического и функционального гене-за (клинико-психологический аспект и терапия) // Сб. науч. трудов МНИИ психиатрии / Отв. ред. Ковалев В. В. М., 1985, — 136 с.
- Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М.: Медицина, 1995. — 560 с.
- Ковалев В. В. Расстройства речи в детском возрасте с позиций психического дизонтогенеза // Проблемы патологии речи /Тезисы докладов Всесоюзного симпозиума 16−21 октября 1989 г. М., 1989. — С. 5−6.
- Ковшиков В.А. О некоторых особенностях речевой коммуникации у детей с экспрессивной алалией // Распад и недоразвитие речевой системы: исследования и коррекция. СПб., 1991. — С. 47−58.
- Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия: Учебное пособие к спецкурсу. -М: ИОИ, 2001.-96 с.
- Комаров К.В. Обучение слабослышащих детей грамоте: Спецкурс: учебное пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1983.- 103 с.
- Коменский Я.А. Сочинения: пер. с латин. и чеш. / Отв. ред. и сост. А. Л. Субботин. М.: Наука, 1997. — 467 с.
- Конвенция о правах ребенка // Сб. международных договоров СССР, выпуск XLVI. М.: Международные отношения, 1993.
- Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Уч.-методич. пособие. СПб.: ИД «МиМ», 1997. — 286 с.
- Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и патологические аспекты. СПб.: Речь, 2006. — 380 с.
- Корнев А.Н., Ефремов К. Д. О двух вариантах дислексий у детей // Выявление и коррекция нервно-психических и речевых расстройств у детей: Межвузовский сб. научн. трудов / Ore. Ред. Л. С. Волкова. Л J И11И, 1985.-С. 155−161.
- Корсакова Н.К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М.: РПА, 1997. -124 с.
- Корсунская Б.Д. Обучение глухого дошкольника чтению // Жизнь глухих. 1969.-№ 1.-С. 22−23.
- Кочергина B.C. Некоторые клинические особенности заикающихся детей дошкольного возраста // Невропатология и психиатрия. 1958. — Т. 58. -Вып. 7.-С. 278−282.
- Кочергина B.C. К вопросу о механизме развития заикания. Проблемы патологии речи: Тезисы Всесоюзного симпозиума. 16−21 октября 1989 г. М., 1989.-С. 135−136.
- Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е., Бережняковская E.J1. Программа «Золотой ключик» // Дошкольное образование, 2001 -№ 3.
- Краткий словарь когнитивных терминов / Под общ. ред. Е.С. Кубряко-вой. М.: Изд-во Моск. ун-та1996. — 245 с.
- Кричевец А.Н. О математических задачах и задачах обучения математике // Вопр. психологии. 1999. — № 1. — С. 32−41.
- Крушевский Н.В. Очерки науки о языке. Казань: Казанский ун-т, 1883. -151 с.
- Кубрякова Е.С. Начальные этапы становления когнитивизма. Лингвистка психология — когнитивная наука // Вопр. языкознания. — 1994. — № 4. — С.3−15.
- Кузьмин Ю.И. Модели нормального порождения речи и механизмы речевых нарушений // Механизмы речевого процесса и реабилитации больных с речевыми нарушениями. М., 1989. — С. 20−21.
- Кукушкина О.И. Использование информационных технологий в различных областях специального образования: Автореф. дисс.. доктор, пед. наук. М., 2005. — 40 с.
- Кун Т. Структура научных революций // Пер. с англ. И. З. Налетова / Общ. ред. и послесловие С. Р. Микулинского и Л. А. Марковой. М.: Прогресс, 1977.-300 с.
- Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. СПб.: Союз, 1998. — 224 с.
- Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития // Актуальные проблемы диагностики задержки психического развитая детей /Под ред. КС. Лебединской.- М: Педагогика, 1982.-С. 5−21.
- Лебединский В.В. К нейропсихологической классификации двигательных персевераций//Функции лобнькдодей мозги-М: Наука, 1982.-С. 144−153.
- Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М.: Изд. Моск. ун-та, 1985. — 167 с.
- Левин В.А. Воспитание творчеством. Томск: Пеленг, 1993. — 56 с.
- Левина Р.Е. К психологии детской речи в патологических случаях (Автономная детская речь). М.: Эксперимент, дефекгологич. ин-т., 1936. — 76 с.
- Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов). -М.: Учпедгиз, 1951.-120 с.
- Левина Р.Е. Психологическое изучение генезиса заикания у детей // Вопросы психологии, 1965. -№ 4. С. 68−74.
- Левина Р.Е., Никашина Н. А. Характеристика общего недоразвития речи у детей // Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. М.: Просвещение, 1967. — С. 67−85.
- Левитов Н.Д. Психические состояния персеверации и ригидности // Вопросы психологии, 1971.-№ 5. — С. 131−140.
- Леонгард Э.И., Самсонова Е. Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье. М.: Просвещение, 1991. — 319 с.
- Леонтьев А. А. Слово в речевой деятельности: Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. М.: Изд. АН СССР, 1965. — 245 с.
- Леонтьев А. А. Внутренняя речь и процессы грамматического порождения высказывания // Вопросы порождения речи и обучения языку / Под ред. А. А. Леонтьева и Т. В. Рябовой. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1967.-С. 6−17.
- Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997. — 287 с.
- Леонтьев АН. Проблемы развишя психики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.-584с.
- Леонтьев А. Н. Развитие памяти. М.: Учпедгиз, 1931. — 280 с.
- Лепская Н. И. Язык ребенка (Онтогенез речевой коммуникации). -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997. 151 с.
- Лепская Н.И., Винарская Е. Н., Богомазов Г. М. Наблюдения над слогоделением в процессе речевого развишя //Начальная школа, 1980.-№ 1.- С. 58−61.
- Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 1999. — 552 с.
- Ливер Б.Л. Обучение всего класса. М.: Новая школа, 1995. — 45 с.
- Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. — 685 с.
- Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии, 1982.-№ 4.-С. 18−35.
- Логопедия / Под. Ред. Л. С. Волковой и С. Н. Шаховской. М.: ВЛА-ДОС, 1998.-680 с.
- Лопатина И.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учеб пособие / Под ред. Е. А. Логиновой. СПб.: Изд-во «Союз», 2005. — 192 с.
- Лохов М.И. Психофизиологические механизмы коррекции речи при заикании. Л.: Наука, 1994. — 190 с.
- Лубовский В.И. Высшая нервная деятельность и психологические особенности детей с задержкой психического развития // Дефектология, 1972. № 4. — С. 10−16.
- Лубовский В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития // Дефектология, 1994. № 1. — С. 30−36.
- Лук А.Н. О чувстве юмора и остроумии. М.: Искусство, 1968. — 191 с.
- Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы // Нейропсихологи-ческие исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. — № 1. — 497 с.
- Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. — 501 с.
- Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975.-252 с.
- Лурия А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е. Д. Хомской. М: Изд-во Моск. ун-та, 1979 — 320 с.
- Лурия А.Р., Цветкова Л. С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. М.: Изд-во ин-та практической психологии, Воронеж «МОДЭК», 1996. — 64 с.
- Лутонян Н.Г. Возрастная динамика памяти у детей с задержкой психического развития: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1997. -21 с.
- Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка: Пособие для студентов. М.: Изд. центр «Академия" — Высшая школа, 1999. — 272 с.
- Львов М.Р. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах / М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева, Н. Н., Светловская: Учебное пособие для студентов пединститутов. М.: Просвещение, 1987. — 414с.
- Ляпидевский С.С. Некоторые вопросы этиологии, патогенеза и терапии логоневрозов (заикания) // Сборник статей по дефектологии / Под ред. И. Н. Красных. М.: МГПИ, 1960. — Вып. 8. — С. 195−208.
- Маркова А.К. Особенности овладения слоговым составом слова у детей с недоразвитием речи: Дисс. .канд. пед. наук. М., 1963. — 213 с.
- Маркова А.К., Лидере А. Г., Яковлева Е. Л. Диагностика и коррекция умственного развитая в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, 1992. -180 с.
- Марковская И.Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропсихологическая диагностика). -М: Изд-во н/о «Коменс-центр», 1993. -118 с.
- Марютина Т.М., Ермолаев О. Ю. Введение в психофизиологию. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. — 400 с.
- Мастюкова Е. М. О расстройствах памяти у детей с недоразвитием речи // Дефектология. 1972. — № 5. — С. 12−17.
- Международная классификация болезней (10-й пересмотр) // Классификация психических и поведенческих расстройств / Пер. на русс. яз. под ред.: Ю. Л. Нуллера, С.Ю. Циркина- Word Health Organization, 1992. Россия, СПб.: Оверлайд, 1994. — 304 с.
- Меерсон Я.А. Функциональная асимметрия мозга и процессы переработки информации // Хрестоматии по нейропсихологии / Отв. Ред. Е. Ф. Хомская: Учебное пособие для студентов. М.: Российское психологическое общество, 1999.-С. 139−144.
- Мелешко Т.К. Исследование некоторых психических процессов у детей с задержкой развития и с астеническим состоянием // Вопросы психиатрии детского возраста. М., 1962. — С. 36−44.
- Мерлин B.C. Очерк теории темперамента. М: Просвещение, 1964.-300 с.
- Мерлин B.C. Психология индивидуальности. М.- Воронеж, 1996. — С. 144−170.
- Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. Проф. Г. В. Чиркиной.- М: АРКТИ, 2003.- 240 с.
- Микадзе Ю.В. Дифференциальная нейропсихология детского возраста // Вопросы психологии, 2002. № 4. — С.111−119.
- Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М.: Просвещение, 1991.- 208 с.
- Миссуловин Л.Я. Лечение заикания. Л.: Медицина, 1988. — 184 с.
- Михайлова E.JI. Коммуникативное самосознание заикающихся и его изменения в процессе групповой психологической коррекции: Автореф. дисс. .канд. психол. наук. М., 1988.-25 с.
- Михалькова О.В., Федорова Е. Л. Учет психологических закономерностей восприятия речевого сообщения при методической обработке речевых материалов // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л. Б. Халиловой. М.: Экономика, 1997. — С. 88−99.
- Мнухин С.С. К вопросу о приобретенных расстройствах памяти, чтения, письма и счета у детей // Нервные и психические заболевания в условиях военного времени. Л.: Медгизд, 1948. — С. 266−273.
- Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики. М.: Аст-рель: ACT, 2005. — 272 с.
- Назарова Л.К. Основные проблемы обучения грамоте (к Всероссийской конференции). М.: АПН РСФСР, 1969. — 17 с.
- Наумова Т.Н. Ассоциации и проблема целого высказывания // Словарь ассоциативных норм русского языка / Под ред. А. А. Леонтьева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. — С. 37−46.
- Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. — 336 с.
- Негневицкая Е.И., Шахнарович A.M. Языкидеш. -М: Наука, 1981.-111с.
- Некрасова Ю.Б. Динамика психических состояний заикающихся при логопсихотерапии // Вопр. Психологии. 1985. — № 2. — С. 127−133.
- Носкова Л.П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха: учеб. пособие /Л.П. Носкова, Л. А. Головчиц. М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 344 с.
- Олри-Луис И. Оценка стилей обучения с точки зрения контекста// Когнитивное обучение: Современное состояние и перспективы /Отв. ред. Т. Галкина, Э. Лоарер. -М: Изд-во ин-тапсихологии РАН, 1997.- С. 241−267.
- Орешкин В.В. Фармакологическая и психофизиологическая коррекция нарушений аттенционно-мнестических и когнитивных функций у детей с недоразвитием речи: Автореф. дисс. кацд. мед. наук.-Волгоград., 2000.-24 с.
- Орлова О.С., Гончарук Л. Е. Личностные особенности больных со спастической дисфонией // Коррекционное обучение детей с нарушениями речевой деятельности: Межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. В. И. Селиверстов. -М., 1983.- С. 75−82.
- Орфинская В.К. Методика подготовки к обучению грамоте детей анар-триков и моторных алаликов // Развитие мышления и речи у аномальных детей: Ученые записки ЛГПИим АИГерцена-Л.: 1963.-Т.265.-С.297−308.
- Орфинская В.К. Сравнительный анализ нарушений речи при афазии и алалии: Автореф. дисс. .доктор, пед. наук. Л., 1960. -40 с.
- Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р. Е. Левиной. М.: Просвещение, 1967.-368 с.
- От азбуки Ивана Федорова до современного букваря. М.: Просвещение, 1974.-238 с.
- Павлов И.П. Полн. собр. соч.: вбт.-М: Изд-во АН СССР, 1951.-Т.2.- С. 34.
- Павлова О. С Формирование коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1998. — 22 с.
- Панов В. И. Психология образовательной среды. М.: Международный независимый эколого-политологический ун-т, 2003. — 16 с.
- Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии: отграничение олигофрении от сходных состояний. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1966. — 256 с.
- Пелымская Т.В., Шматко Н. Д. Если малыш не слышит.: Кн. для родителей и воспитателей. М.: Просвещение, 1995. — 125 с.
- Переслени Л.И., Подобед В. Л. Исследование прогностической деятельности для характеристики умственного развития детей // Дефектология, 1982.-№ 6.-С. 11−17.
- Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. М.: Изд. дом. Шалвы Амоношвили, 1998. — 222 с.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. -М: Педагогика-Пресс, 1999.-526с.
- Поддубная Н.Г. Своеобразие процессов непроизвольной памяти у первоклассников с задержкой психического развития // Дефектология. -1980.- № 4.-С. 10−14.
- Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000. — 266 с.
- Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. -М: Педагогика, 1977.-272с.
- Поддьяков Н.Н. Особенности психологического развития детей дошкольного возраста. М: Ассоциация «Профессиональное образованно), 19%. — 32 с.
- Поддьяков Н.Н. Проблемное обучение и творчество дошкольников. -М.: Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, 1998. 29 с.
- Подобед В.Л. Особенности кратковременной памяти детей с задержкой психического развития: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М, 1981. 18с.
- Подобед В.Л. Особенности памяти // Дети с задержкой психического развития. М.: Педагогика, 1984. — С. 54−70.
- Поляков В.М. Нейропсихология в скриннинговых исследованиях детских популяций. / А. Р. Лурия и психология XXI века // Сб. докл. Под ред. Т. В. Ахутиной, Ж. М. Глозман. М.: Смысл, 2003. — С. 198−206.
- Прибрам К. Языки мозга. М.: Прогресс, 1975. — 464 с.
- Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста./Под ред. д-ра пед. наук Л. А. Парамоновой. М.: Карапуз-Дидактика, 2004. — 208 с.
- Программа воспитание и обучения в детском саду / Отв. ред. М. А. Васильева. М.: Просвещение, 1985. — 174 с.
- Программы для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1991.
- Программы для специальных дошкольных учреждений. Обучение и воспитание заикающихся дошкольников. М.: Просвещение 1983. -72 с.
- Программы для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. М: Просвещение, 1991.
- Программа «Преемственность», подготовка к школе. Составитель Федосова Н. А. М.: АПК и ПРО, 2003. — 64 с.
- Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В .Я. Романова. -М.: ЧеРо, 2000.-816 с.
- Пылаева Н.М. Опыт нейропсихологического исследования детей 5−6 лет с задержкой психического развития // Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология. 1995. -№ 3. С. 37−45.
- Пылаева Н. М., Ахутина Т. В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5−7 лет. Методическое пособие. Дидактический материал. М.: Теревинф, 2004. — 47 с.
- Пятницын Б.Н., Вовк С. Н. Индукция и многофакторное экспериментирование // Индуктивная логика и формирование научного знания /Отв. Ред. Б. Н. Пятницын. М.: Наука, 1987. — С. 144−172.
- Радуга: Программа и руководство по воспитанию детей 4−5 лет в детском саду. -М.: Просвещение, 1993. 192 с.
- Pay Н. А. Дошкольное воспитание глухонемых // Опыт работы / Ред. Ф.А. Pay. М.: Государственное учебно-педагогическое изд-во Мин-ва Просвещения РСФСР, 1947. — 203 с.
- Pay Ф. А. Профиль подготовки специалиста-логопеда. Ученые записки МПГИ.- М., 1950.- Т. LXI.- С.151−155.
- Рожкова JI.A. Особенности реактивности полушарий мозга при восприятии зрительной вербальной информации у детей с нарушениями речи и памяти // Дефектология. 2000. — № 2. — С. 13−21.
- Рожкова Л. А. Переслени Л.И. Нейрофизиологические критерии оценки уровня развития механизмов когнитивной деятельности у детей в аспекте проблем дифференциальной диагностики // Дефектология. 2001.-№ 4.- С. 3−14.
- Ротенберг B.C., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1989.- 239с.
- Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М.: Педагогика, 1987, — 160 с.
- Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. М.: Изд-во Ин-та практической психологии, 1996. — 384 с.
- Румянцева Л.И. Значение ритмико-слоговой структуры слова в процессе чтения // Известия АПН РСФСР, 1952. Вып. 42. — С. 9−47.
- Рыбников Н.А. Язык ребёнка. М.-Л.- Гос. изд., 1926. — 84 с.
- Рябова (Ахутина)Т.В. Механизм порождения речи по данным афазио-логии // Вопросы порождения речи и обучения языку / Под ред. А. А. Леонтьева, Т. В. Рябовой. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1967. — С. 76−92.
- Саитбаива Э.Р. Психолингвистический анализ связной речи заикающихся дошкольников в сравнении с нормой // Заикание: проблемы теории и практики. / Монография. М.: Прометей, 1992. — С. 20−37.
- Салахова А.Д. Развитие звуковой стороны речи ребенка. -М: Педагогика, 1973. 118 с.
- Селиверстов В.И. Заикание у детей. Психокоррекционные и дидактические основы логопедических занятий. М.: ВЛАДОС, 2000. — 208 с.
- Селиверстов В.И. О роли психотерапии в комплексном лечении заикающихся в условиях летнего лагеря санатория // Вопросы психотерапии. М., 1966.- С.213−214.
- Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми.-М.: ВЛАДОС, 2002. -208 с.
- Семаго Н.Я. Психологические характеристики особенностей формирования базовых составляющих познавательной деятельности у детей с отклоняющимся развитием: Авгореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 2001. -23 с.
- Сикорский И.А. О заикании. СПб.: К. Риккер, 1989. — 314 с.
- Сикорский И.А. О развитии речи у детей / Сб. ст. в 5 т. Харьков, 1900.-Т.2.-С 132−156.
- Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.- 190 с.
- Скворцов И.А., Осипенко Т. Н., Дедов Н. П. и соавт. Психоневрологические особенности родителей при неврологической инвалидности ребенка // Альманах «Исцеление». М.: Тривола, 1995. — Вып. 2. — С. 397−423.
- Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития: Книга для учителя. -Минск: Народная Асвета, 1989.-64 с.
- Соболева О.Л. Время писать новые учебники // Мир образования, 1997. -№ 6.-52−54.
- Соботович Е.Ф. Психолого-педагогические основы коррекции нарушений формирования грамматического строя у детей: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. М., 1984. — 49 с.
- Современные образовательные программы для дошкольных образовательных учреждений: Учеб. пособ. для студ. пед. вузов и колледжей. / Под ред. Т. И. Ерофеевой. М.: ИЦ «Академия», 1999. — 344 с.
- Солганник Г. Я. Лексика газеты: функциональный аспект. М.: Высшая школа, 1981. — 112 с.
- Соловейчик М.С. Первые шаги в изучении языка и речи. М.: Московский психолого-социальный ин-т: Флинта, 1999. — 104 с.
- Соловьев А.В. Исследование познавательных стилей в американской психологии // Зарубежные исследования по психологии познания /Сб. аналитических обзоров. М.: ИНИОН АН СССР, 1977. — С. 235−255.
- Солсо PJI Когнитивная психология. -Пер. с англ. М: Тривола, 1996.-600 с.
- Солсо P. JL, Джонсон Х. Х. Бил М.К. экспериментальная психология: практический курс. СПб.: прайм-Еврознак, 2001. — 528 с.
- Сохин Ф.А. Начальные этапы овладения ребенком грамматическим строем языка: Автореф. дисс. .канд. психол. наук. М., 1955. — 15 с.
- Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи: (I-IV кл.). -М.:МСГИ, Е. В. Карпов, 2004.-200 с.
- Стребелева Е.А., Венгер А. Л., Екжанова Е. А. и др. Специальная дошкольная педагогика. Учебное пособие // Под ред. Е. А. Стребелевой. -М.: Изд. центр «Академия», 2002. 312 с.
- Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. -Т. 2. М.: Медгиз, 1959. — 406 с.
- Типовая программа обучения и воспитания в детском саду // Под ред. Р. А. Курбатовой, Н. Н. Поддъякова. Каунас: Швиеса, 1988. — 198 с.
- Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. М: Педагогика, 1989.-542с.
- Толстой Л.Н. Азбука. Новая азбука / Сост. В. Г. Горецкий, Г. В. Карпюк. -М.: Просвещение, 1978. 511 с.
- Трауготт Н.Н. К вопросу об организации и методике речевой работы с моторными алаликами // Труды Ленинградского научно-практического института слуха и речи Наркомпросса РСФСР: Расстройства речи в детском возрасте. Петрозаводск, 1940. — С. 71−103.
- Трауготт Н.Н. Как помочь детям, которые плохо говорят (Моторная и сенсорная алалия). СПб.: СМАРТ, 1994. — 59 с.
- Туманова Т.В. Формирование словообразовательной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи: Автореф. дисс. д-ра пед. наук, 2005. 41 с.
- Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М: Наука, 1966.- 450с.
- Усанова О.Н. Анализ персевераций в речи моторных алаликов. Основные виды персевераций // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. Сообщ. 1.-М, 1970.-С. 199−202.
- Усанова О.Н. Анализ персевераций в речи моторных алаликов. Основные виды персевераций // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. Сообщ. 2. М, 1970. — С. 188−190.
- Уфимцева Н.В. Человек и его сознание: проблемы формирования // Язык и сознание: парадоксальная рациональность. М., 1993. — С. 59−75.
- Ухтомский А.А. Доминанта. СПб.: Питер, 2002. — 448 с.
- Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2002. — 56 с.
- Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2001.-240 с.
- Ушинский К.Д. Родное слово: Кн. Для детей и родителей. М.: Лест-вица, 2000.-494 с.
- Фаликман М.В. Что такое когнитивная наука // Материалы Первой Российской Интернет-конференции по когнитивной науке / Под редакцией А. Н. Гусева, В. Д. Соловьева М.: УМК «Психология», 2004. — С. 5−9.
- Фаусек Ю.И. Обучение грамоте и развитие речи по системе Монтессо-ри.-М.:Гиз, 1922.- 107 с.
- Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку. М.: Просвещение, 1973.-160 с.
- Фесенко Ю. О. Психофизиологический анализ функционального состояния мозга при заикании и некоторых пограничных расстройствах у детей 5−8 лет: Авгореф.дисс. кацц. мед. наук Рос.: АМН, НИИСиб. 1994.-20с.
- Филичева Т.Б. Организация логопедической работы с детьми четырехлетнего возраста со вторым уровнем речевого развития в средней группе детского сада / Тезисы докладов научно-практической конференции. -СПб, 2000.-С. 39−40.
- Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста: Дисс. докт. пед. наук. -М., 2000. 145 с.
- Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. М: Айрис-пресс, 2004. -224 с.
- Фишман М.Н. Интегративная деятельность мозга детей в норме и патологии: Электрофизиологическое исследование. М: Педагогика, 1989.- 144с.
- Фишман М.Н., Лукашевич И. П., Мачинская Р. И. Особенности функционального сюстояншмдагаделш с ЗПР//Дефек1шо^ № 1.- С.24−29.
- Флеров В.А. Подробный план занятий по обучению грамоте с указанием приемов обучения. М.: П.г.- Гиз., 1923. — 100 с.
- Флоренская Ю.А. К вопросу о заикании в связи с явлениями амбидек-стрии // Психогигиенические и неврологические исследования. М.: Изд-во Наркомздрава РСФСР, 1930. — Т.2, Вып.1. — С. 149−163.
- Фотекова Т.А. Состояние вербальных и невербальных функций при общем недоразвитии речи и задержке психического развития: нейропси-хологический анализ: Авгореф. дисс. докг. психол. наук. М, 2003.- 41 с.
- Фотекова Т.А., Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. Пособие для логопедов и психологов. М.: АРКТИ, 2002. — 136 с.
- Фрёшельс Э. Заикание: ассоциативная афазия. М.-Л.: Гос. мед. изд-во, 1931.- 192 с.
- Хавин А.Б. Отношение к своему дефекту индивида и его окружения на модели заикания: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Л., 1974. — 24 с.
- Халилова Л.Б. Вопросы теории обучения речевой коммуникации учащихся с церебральным параличом //Дефектология, 1990. № 1. — С. 62−67.
- Халилова Jl.Б. Актуальные вопросы порождения речи и их анализ с позиции современной логопедии нормы // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология: Монографический сборник. М.: Прометей: МПГУ, 2005.- С. 396−403.
- Халилова Л.Б. Психолингвистический подход и его использование в изучении речевых расстройств // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л. Б. Халиловой. М.: Экономика, 1997. — С. 41−57.
- Халилова Л.Б. Семантические нарушения и пути их преодоления у детей с расстройствами речи // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л. Б. Халиловой. М.: Экономика, 1997. — С. 227−240.
- Хейсерман Э. Потенциальные возможности психического развития нормального и аномального ребенка. М., 1964.
- Хомская Е.Д. Нейропсихология индивидуальных различий // Вестн. Моск. ун-та. Серия 14 (Психология). — 1996. — № 2. — С. 24−32.
- Хомская Е.Д. Об асимметрии блоков мозга. Хрестоматии по нейропсихологии: Учебное пособие для студентов. М.: Российское психологическое общество, 1999.-С. 122−127.
- Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних заведений: В 2 тт. / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. -T.I- 560 е., Т. II-656 с.
- Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи // Лингвистика детской речи: Уч. пособ. М.: ВЛАДОС, 2000. — 240 с.
- Чевелева Н.А. Исправление заикания у дошкольников в процессе обучения. Пособие для логопеда. М.: Просващение, 1965. — 88 с.
- Чевелева Н.А. Исправление заикания у школьников в процессе обучения: — М.: Просвещение, 1978. 112 с.
- Чистович Л.А. и др. Речь. Артикуляция и восприятие. М.-Л., 1965.
- Шанько А.Ф. Звуко-слоговой метод обучения грамоте /Доклад на Всероссийской конференции. М.: НИИШКОЛ, 1969. — 12 с.
- Шапошников И.Н. Живые звуки: Пособие для преподавателей. М.: Работник просвещения, 1929. — 168 с.
- Шапошников И.Н. Как обучить грамоте. М.: Работник просвещения, 1928.-108 с.
- Шахнарович A.M. Проблемы формирования языковой способности // Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи. М.: Наука, 1991. -С. 185−220.
- Шаховская С.Н. Алалия // Расстройства речи у детей и подростков // Под ред. С. С. Ляпидевского / Общ. ред. С. С. Ляпидевского. М.: Медицина, 1968.-С. 168−171.
- Шаховская С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л. Б. Халиловой. М.: Экономика, 1997. — С. 240−250.
- Шипицина Л.М. Нейропсихологические аспекты диагностики детей в процессе коррекционно-развивающего обучения // Дефектология. 1999. -№ 5.- С. 3−10.
- Шкловский В.В. Заикание. М.: ICE, 1994. — 153 с.
- Элькин Ю.А. К методологии исследования нарушений звукопроизно-шения у детей с экспрессивной алалией // Детская речь: норма и патология / Межвузовский сборник научных трудов / Отв ред. В. А. Ковшиков. Самара, 1996.-С. 62−79.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте//Вопр. психол. 1971, — № 4.- С. 6−20.
- Эльконин Д.Б. К проблеме контроля возрастной динамики психического развития детей // О диагностике психического развития личности. -Таллин: НИИ педагогики ЭССР, 1974.
- Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы психологии усвоения грамоты // Вопросы психологии. 1956. — № 5. — С. 38−54.
- Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся // Под ред. В. В. Давыдова, Т. А. Нежновой. М.: ИНТОР, 1998. — 112 с.
- Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В., Лебединский, О.С., Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. — 197 с.
- Юнг К. Г. Психологические типы/Пф. с нем.-М: Алфавит, 1992.-104с.
- Якобсон P.O. Мозг и язык // Избр. работы / Сост. и общ. ред. В.А. Зве-гинцева. М.: Прогресс, 1985. — С. 270−287.
- Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. — 365 с.
- Ястребова А. В. Заикание у детей с общим недоразвитием речи // Школа дня детей с тяжелыми нарушениями речи. -М.: АПН РСФСР, 1961.-С. 202−226.
- Anastasi A. Psychological Testing. N.Y.: Macmillan, 1968. — 665 p.
- Ausubell D. Educational Psychology: A Cognitive View. N.Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1978. — 733 p.
- Bates, E., Bretherton, I., & Snyder, L. From first words to grammar: Individual differences and dissociable mechanisms.-N. Y.: Cambridge University Press, 1988.
- Bates E., Dale P. S. & Thai D. Individual differences and their implications for theories language development // Handbook of child language / Eds. Fletcher & B. Mac Whenney. -Oxford, England: Basil Blackwell, 1995. P. 96−151.
- Berlyne D. Structure and direction in thinking. N.Y., 1965. — 378 p.
- Bloodstein O. Stuttering as an Anticipation Struggle Reaction. // Stuttering: A Symposium. New York: Harper & Row, 1958. — P. 1−71.
- Bloodstein 0. Some empirical observations about early stuttering: a possible link to language development //Commun. Disord, 2006,-May-Jun- 39(3): P. 185 -191.
- Brunner H. Psychology of personality. New York: Ronald, 1961. — 534 p.
- Brown S. F. The loci of stuttering in the speech sequence // J. Speech and Hearing Disorders. 1945. -№ 10. P. — 181−192.
- Cattell J. McK. The time it takes to see and name objects // Mind, 1886. -Vol. 11.-P. 63−65.
- Cattell J. McK. The time taken up by cerebral operation // Mind, 1886. -Vol. 11.-P. 220−242.
- Eysenck H. J. The structure of human personality. London, Methuen, New York, Weley, 1953. — 348 p.
- Eisenson J. A. Perseverative Theory of Stuttering // Stuttering: A Symposium. N.Y.: Harper & Row, 1958. — P. 223−273.
- Eisenson J., and Winslow C. N. Perseverating tendency in a stutterers in a perceptual function // J. Speech Disorders. 1938. — № 3.
- Ewen J.H. Perseveration in the insane epileptics //Mental Science, 1930. -№ 71.
- Falck F.J. Interrelationships among certain behavioral characteristics, age, sex, and duration of therapy in a group of stutterers. Ph. D. dissertation, Pennsylvania State University, 1955.
- Furnham A. Personality and learning style: a study of three instruments, Person. Individ. // Diff 1992. Vol. 13(4). — P. 429−438.
- Gardner H. The mind’s new science. A history of Cognitive Psychology. -Cambridge, MA: Basil Blackwell Ltd, 1987.
- Gardner R.W. Cognitive Styles in categorizing behavior // J. Personality, Durhan, 1953. Vol. 22. — P. 214−233.
- Gardner R.W., Holzman P. S., Klein B.S., Linton H., Spence D.R. Cognitive Control: A study of individual consistencies in cognitive behavior // Psychological Issues. 1959. — 2 (Monograph 8). — P. 1−149.
- Glover J., Ronning R., Bruning R. Cognitive Psychology for Teachers. -N. Y.: MacMillan Publishing Company, 1990. -416 c.
- Goldsand J. Sensory perseveration in stutterers and non- stutterers // Speech Abstracts. -1944.- № 4.
- Hill J. E. Personalized Education Programs Utilizing Cognitive Style Mapping. Bloomfield Hills, MI: Oakland Community College, 1971.
- King P.T. Perseverating factors in a stuttering and non-stuttering population. Ph. D. dissertation, Pennsylvania State University, 1953.
- Klein G.S. The personal world through perception // Eds. R.R. Blake, G.V. Ramsey // Perception: an approach to personality. N.Y., 1951. — P. 328−355.
- Klickpera C. Der neuropsyhologische Beitrag zur Legasthenieforschung. Eine Ubersicht uber wichtige Erklarungsmodele und Befunde // Fortschrittr der Neurologie und Psychiatrie. 1984(52).- P. 93−103.
- Kolb D.A. Experimental Learning: Experience as a Source of Learning and Development. N.J.: Englewood Cliffs, 1984. — 256 p.
- Neisser, U. Cognition and reality: principles and applications of cognitive psychology. San Francisco: Freeman, 1976. — 230 p.
- Nelson K. Individual differences in language development: Implication for development and language //DevelopmentalPsychology.-1981, — № 17, — P. 170−187.
- Njiokiktjien C, Valk J., Ramaekers G. Malformation or damage of corpus callosum? A clinical and MRI study // Brain and Development -1988. -№ 10. P.92−99.
- Orton S.T. Reading, writing and speech problems in children. N.Y.: Norton, 1937.-215 p.
- Sheehan J.G. Stuttering Behavior: A Phonetic Analysis // Communication Disorders. 1974. -№ 7. — P. 193−212.
- Sheets B. ma thesis, University of Utha, 1941.
- Spearman C., Jones L. W. Human Ability. London: Macmillan, 1950.
- Sternberg R.J. Mental Self-government: a theory of intellectual styles and their development // Human development. 1988. — № 31. — P. 197−224.
- Stevens S.S. Neural events and the psyhophysical low // Science. 1970. -Dec. 4, P. 1043 — 1050.
- Travis L. E. Handbook of Speech Pathology and Audiology. New York: Appleton Century-Crofts, 1971. — 1312 p.
- Van Riper C., Speech Correction: Principles and Methods. New York, Prentice-Hall, 1954.-582 p.
- Witkin H. A., Dyk R.B., Faterson H.F., Goodenough D.R. Psychological differentiation: studies of development. Potomac, MD: Lawrence Erlbaum Associates, 1974. — 418 p.