Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Введение. 
Развитие познавательных способностей ребенка в дошкольном возрасте

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Индивидуальные вариации строения и степень функциональной зрелости отдельных участков коры головного мозга. Какими упражнениями можно развить у ребенка эти познавательные способности. От чего зависит процесс развития познавательных способностей дошкольника; Как этот процесс различается в разные периоды дошкольного возраста; В данной работе попытаемся ответить на следующие вопросы: Соотношение… Читать ещё >

Введение. Развитие познавательных способностей ребенка в дошкольном возрасте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников — один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка раннего возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше — что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.

В данной работе попытаемся ответить на следующие вопросы:

  • · От чего зависит процесс развития познавательных способностей дошкольника;
  • · Как этот процесс различается в разные периоды дошкольного возраста;
  • · Какими упражнениями можно развить у ребенка эти познавательные способности.

Способности. Предпосылки

Развитие ребенка тесно связано с его способностями — такими индивидуально-психологическими особенностями личности, которые обеспечивают высокие достижения в деятельности, определяют пригодность человека к тому или иному ее виду.

Развитие способностей определяется единством внешних и внутренних условий в их взаимодействии. Отечественные психологи подчеркивают огромную роль общения, воспитания, обучения в процессе социального наследования культуры, опыта, приобретенного человечеством для развития способностей. Природной биологической основой способностей являются задатки. К ним относят:

  • · Уровень развития
  • · Соотношение первой и второй сигнальной системы,
  • · Природные свойства анализаторов
  • · Индивидуальные вариации строения и степень функциональной зрелости отдельных участков коры головного мозга.

Говоря о способностях ребенка, необходимо отметить и возрастные предпосылки способности, или возрастные факторы одаренности. Каждый возрастной период имеет свои неповторимые, специфические внутренние условия развития, и с возрастом происходит не только увеличение умственных сил, но и их ограничение, иногда и утрата ценных особенностей предшествующих периодов. «В каждом возрасте ребенок оказывается особо чувствительным, сенсибильным к определенного рода воздействиям, в связи с чем у него на данной генетической ступени при наличии соответствующих социально-педагогических условий наиболее интенсивно развиваются определенные психические процессы и качества…» Запорожец А. В., 1973, с. 34.

Возрастные особенности как бы подготавливают и временно сохраняют благоприятные условия для становления определенных способностей, выступают как составная часть, компоненты самих детских способностей. Если говорить о детском и младшем школьном возрасте, то в этот период проявляется своеобразная повышенная готовность к развитию художественных способностей. Предпосылки важны, но не следует отождествлять их со способностями. Как бы ни были велики задатки ребенка, они реализуются в способность только в процессе его деятельности.

Развитие способностей — сложный процесс. Оно не сводится лишь к количественному их росту. В процессе развития происходит прежде всего качественная перестройка способностей. Как подчеркивает С. Л. Рубинштейн (1946,1976), развитие способностей совершается по спирали: реализующиеся возможности, которые представляют способность одного уровня, открывают возможности для дальнейшего развития, для развития способностей более высокого уровня. В детском возрасте начинают формироваться познавательные, некоторые специальные, практические способности. Основы общей психологии С. Л. Рубинштейн Познавательные (когнитивные) способности включают в себя как сенсорные способности (восприятие предметов и их внешних свойств), так и интеллектуальные, обеспечивающие относительно легкое и продуктивное овладение знаниями, сущностью предметов и явлений окружающего мира.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой