Формирование дивергентного мышления младших школьников в процессе внеучебной деятельности
Диссертация
Практическая значимость исследования определяется разработкой: критериально-уровневых характеристик, психолого-педагогического диагностического инструментария, позволяющего выявлять динамику формирования дивергентного мышления младших школьниковобразовательной программой кружка интеллектуального творчества «ТРИЗ» — научно-методическими рекомендациями для учителей начальных классов и педагогов… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические предпосылки (обоснование) формирования дивергентного мышления младших школьников в процессе внеучебной деятельности
- 1. 1. Дивергентное мышление как научное понятие
- 1. 2. Особенности формирования дивергентного мышления 36 младших школьников в процессе внеучебной деятельности
- 1. 3. Научно-педагогическое обеспечение формирования ди- 59 вергентного мышления младших школьников в процессе внеучебной деятельности
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Экспериментальная работа по формированию дивергентного мышления младших школьников в процессе внеучебной деятельности
- 2. 1. Задачи, методы и условия экспериментальной работы по 89 формированию дивергентного мышления младших школьников в процессе внеучебной деятельности
- 2. 2. Методика формирования дивергентного мышления 117 младших школьников в процессе внеучебной деятельности
- 2. 3. Анализ результатов экспериментальной работы
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абакумова, H.H. Компетентностный подход в образовании: организация и диагностика Текст. / H.H. Абакумова, И. Ю. Малкова. — Томск: ТГУ, 2007. — 368с.
- Аверьянов, А.Н. Система: философская категория и реальность Текст. / А. Н. Аверьянов. M.: Мысль, 1976. — 188 с.
- Адлер, Ю.П. Обзор прикладных работ по планированию эксперимента Текст. / Ю. П. Адлер, Ю. В. Грановский. М.: Изд-во МГУ, 1967. — 96 с.
- Айзерман, М.А. Классическая механика Текст. / М. А. Айзерман. -Изд. 2-е, перераб. М.: Наука, 1989. — 368 с.
- Акимова, М. К. Теоретические подходы к диагностике практического мышления Текст. / М. К. Акимова, В. Т. Козлова, H.A. Ференс. // Вопросы психологии 1999. — № 1. — С.21- 30.
- Алексеев, H.A. Личностно-ориентированное обучение в школе Текст. / H.A. Алексеев. Ростов н / Д: Феникс, 2006. — 332 с.
- Альтшуллер, Г. С. Основы изобретательства Текст. / Г. С. Альтшуллер.- Воронеж: Центрально-Черноземное издательство, 1964. 240 с.
- Альтшуллер, Г. С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач Текст. / Г. С. Альтшуллер- отв. ред А.К. Дюнин- СО АН СССР. 2-е изд. испр. и доп. — Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. — 224 с. — (Наука и технический прогресс).
- Альтшуллер, Г. С. Творчество как точная наука: Теория решения изобретательских задач Текст. / Г. С. Альтшуллер. М.: Советское радио, 1979.- 175 с. (Кибернетика).
- Амонашвили, Ш. А. Размышления о гуманной педагогике Текст. / Ш. А. Амонашвили. М.: Перспектива, 1996. — 497 с.
- Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев.- СПб.: Питер, 2001.-339 с.
- Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания Текст. / Б. Г. Ананьев. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 212 с.
- Андреева, А.Д. Оценка школьных учебников с позиций личностных смыслов и учебных задач Текст. / А. Д. Андреева. М.: Изд.-во «Лика», 2003.-64 с.
- Асмолов, А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров Текст. / А. Г. Асмолов, — М: МПСИ- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. -768 с.
- Асмус, В.Ф. Античная философия: Теория познания Платона Текст. /В.Ф. Асмус. М.: Высшая школа, 1999. — 540 с.
- Афанасьев, В.Г. Общество: системность, познание и управление Текст. / В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1981.- 432 с.
- Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения (Общедидактический аспект) Текст. / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1997. — 186 с.
- Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований Текст. / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
- Бадмаев, Б.Ц. Психология в работе учителя Текст.: практ. пособие по теории развития, обучения и воспитания. В 2 кн. Кн. 1. / Б. Ц. Бадмаев. -М.: ГИЦ «ВЛАДОС», 2000. 240 с.
- Белкин, A.C. Ситуация успеха. Как ее создать? Текст. / A.C. Белкин. -М.: Просвещение, 1991. 176 с.
- Беликов, В. А. Философия образования личности Текст.: деятельностный аспект: моногр. / В. А. Беликов. М.: Владос, 2004. — 357 с.
- Беспалько, В.П. Программированное обучение (дидактические основы) Текст. / В. П. Беспалько. -М.: Высшая школа, 1970. 300 с.
- Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения Текст. В 2 т. Т.2. / П. П. Блонский. М.: Педагогика, 1979. — 378 с.
- Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию Текст.: кн. для учителя / В. Б. Бондаревский -М.: Просвещение, 1985. 144 с.
- Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания Текст.: учеб. пособие для студ. педвузов и слушателей ИПК / Е. В. Бондаревская, C.B. Кульневич. М.: Ростов н/Д, 1999. -560 с.
- Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания гуманистического типа Текст. / Е. В. Бондаревская // Образование в поисках человеческого смысла.-Ростов н/Д, 1995.- С. 11−26.
- Богоявленская, Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей Текст. / Д. Б. Богоявленская // Психологический журнал.-1995.-Том 16.-№ 5.-С. 49−57. ,
- Богоявленская, Д.Б. Психологические основы интеллектуальной активности Текст.: автореф. дис.. докт. психол. наук / Д. Б. Богоявленская. -М., 1987.-42 с.
- Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Богоявленская. -М.: Академия, 2002. 320 с.
- Божович, Л.И. Проблемы формирования личности Текст.: избранные психологические труды / Л.И. Божович- под ред. Д. И. Фельдштейна. -М.: Изд-во. «Ин-т практической психологии" — Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 1997. 352 с.
- Брушлинский, A.B. Проблемы психологии субъекта Текст. / A.B. Брушлинский.- М.: Изд-во «ДиректМедиа Паблишинг», 2008. 221 с.
- Булыко, А.Н. Большой словарь иностранных слов Текст. / А. Н. Булыко. М.: Мартин, 2008. — 704 с.
- Бушканец, М.Г. Комплексный подход к решению проблемы свободного времени школьников Текст. / М. Г. Бушканец. Казань: Наука, 1971. — 120 с.
- Бушканец, М.Г. Педагогические аспекты научной организации свободного времени школьников Текст. / М. Г. Бушканец М.: Просвещение, 1987.-431 с.
- Валеева, И.А. Особенности умственных действий младших школьников при решении эвристических задач Текст. / И. А. Валеева // Начальная Школа.-1996. № 8. — С. 8 -12.
- Введение в психологию Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. A.B. Петровского. М.: Академия, 1996. — 496 с.
- Виндельбанд, В. История философии. Дух и история Текст. / В. Виндельбанд.- М.: Изд-во Юристь, 1995. 688 с.-(Серия «Лики культуры»).
- Викентьев, И.Л. Кривая всегда вывезет. Геометрия для изобретателей Нить в лабиринте Текст. / И. Л. Викентьев, В.И. Ефремов- сост. А. Б. Селюцкий. — Петрозаводск: Карелия, 1988. -175 с.
- Волков, E.H. Основные модели контроля сознания (реформирования мышления) Текст. / E.H. Волков // Журнал практического психолога.-1996.-№ 5.-С. 15−21.
- Вульфов, Б.З. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы Текст./ Б. З. Вульфов, М. М. Поташник.- М.: Просвещение, 1983, — 206с.
- Выготский, Л.С. Психология Текст. / Л. С. Выготский. М.: ЭКС-МО — Пресс, 2000. — 1006 с.
- Вяткин, Л.Г. Самостоятельная работа учащихся на уроке Текст.: лекция по педагогике для студентов университета / Л. Г. Вяткин. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1978. — 25 с.
- Вяхирева, Е.А. Развитие творческого мышления младших школьников в процессе личностно-ориентированного обучения Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. А. Вяхирева.- Саратов, 1997. 23 с.
- Гальперин, П.Я. Формирование умственных действий Текст.: Хрестоматия. Познавательные психические процессы / П.Я.Гальперин- сост. и общ. ред. А. Г. Маклакова. СПб.: Питер, 2001. — 451 с.
- Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий Текст. / П. Я. Гальперин // Исследование мышления в советской психологии.- М.: Наука, 1996. С. 236 — 278.
- Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка Текст. / П. Я. Гальперин. М.: Наука, 1985. — 312 с.
- Гарунов, М.Г. Самостоятельная работа учащихся как средство накопления опыта творческой деятельности Текст. / М. Г. Гарунов // Советская педагогика.- 1973. -№ 3. С. 39 — 44.
- Гафитулин, М.С. Формирование интереса к творческой познавательной деятельности у учащихся младшего школьного возраста на основе ТРИЗ Текст.: дис.. канд. пед. наук / М. С. Гафитулин. Челябинск, 1996. -165 с.
- Герасимов, C.B. Познавательная активность и понимание Текст. / C.B. Герасимов // Вопросы психологии.- 1994. № 3. — С. 88 — 94.
- Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта Текст. / Дж. Гилфорд // Психология мышления. М.: Прогресс, 1965. — С.433−456.
- Гин, A.A. Приемы педагогической техники: свобода выбора, открытость, деятельность, обратная связь, идеальность Текст.: пособие для учителя / A.A. Гин. 5-е изд. — М.: Вита-Пресс, 2004. — 88 с.
- Горенков, Е.М. Проблемы рационального использования внеурочного времени сельскими школьниками Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук/ Е. М Горенков. М., 1973. — 24 с.
- Гребенюк, О.С. Основы педагогики индивидуальности Текст.: учеб. пособие / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк Калининград: Изд-во. Кали-нингр. гос. ун-та, 2000. — 572 е., табл.
- Гребенюк, О.С. Общая педагогика Текст.: курс лекций / О. С. Гре-беиюк. Калининград: Изд-во Калинингр. гос. ун-та, 1996. — 107 с.
- Григорович, JI.A. Педагогические основы развития творческого мышления на начальном этапе становления личности Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук. / J1.A. Григорович. М., 1996. — 19 с.
- Григорьева, Н.Г. Теория и практика педагогического обеспечения личностного саморазвития студентов в контексте эко-культурного подхода Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Н. Г. Григорьева. Хабаровск, 2000. -42 с.
- Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор Текст.: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. -М.: Просвещение, 2010. 126с.
- Гурова, JI.JI. Психология мышления Текст. / JI.JI. Гурова. М.: Аспект Пресс, 2005 — 136 с.
- Гусинский, Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода Текст. / Э. Н. Гусинский. М.: Школа, 1994.-318 с.
- Загвязинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация Текст. / В. И. Загвязинский. М.: Academia, 2008. — 192 с.
- Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования Текст.: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / В. И. Загвязинский, Р. К. Астахов. М.: Academia, 2001. -208 с.
- Захарова, А.В. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности Текст. / А. В. Захарова, Т. Ю. Андрущенко // Вопросы психологии 1980. — № 4. — С. 90 — 95.
- Зверева, Н.М. Практическая дидактика для учителя Текст. / Н. М. Зверева. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 256 с.
- Зимняя, И.А. Педагогическая психология Текст. / И. А. Зимняя. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 480 с.176
- Зиновкина, М.М. Основы инженерного творчества и компьютерная интеллектуальная поддержка мышления. Азбука ТРИЗ. Педагогический курс Текст.: учеб. пособие / М. М. Зиновкина, A.B. Подкатилин. М.: МГИУ, 1997.- 174 е.: ил.
- Данилов, М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности Текст. / М. А Данилов // Советская педагогика.- 1961. № 8.- С. 9- 14.
- Дахин, А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность Текст. / А. Н. Дахин // Педагогика 2003. — № 4 — С. 10 -21.
- Декарт, Р. Сочинения Текст.: пер. с лат. и франц. В 2 т. Т. 2 / Р. Декарт- сост. ред. вступ. ст. В. В. Соколова. М.: Мысль, 1989. — 654 с. -(Филос. наследие).
- Донцов, В.Н. Дидактические условия активизации самостоятельной работы студентов Текст.: дис.. канд. пед. наук / В. Н. Донцов. Новосибирск, 1987.- 178 с.
- Дорфман, Л.Я. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве Текст. / Л. Я. Дорфман, Г. В. Ковалева // Вопросы психологии.- 1999. № 2. — С. 101−106.
- Дусавицкий, А.К. Исследование развития познавательных интересов младших школьников в различных условиях обучения Текст. / А. К. Дусавицкий, В. В. Репкин // Вопросы психологии.-1975. № 3. — С.92 — 103.
- Дусавицкий, А.К. Развивающее образование. Основные принципы Текст. / А. К. Дусавицкий. Харьков: Центр ГОмро, 1996. — 46 с.
- Дусавицкий, А. К. Развитие личности в учебной деятельности Текст. / А. К. Дусавицкий. М.: Дом педагогики, 1996 — 204 с.
- Дусавицкий, А.К. 2x2 = X? Воспитание интеллекта, мышление и личность, развитие творческого мышления у детей в самом начальном периоде обучения Текст. / А. К. Дусавицкий. -М.: Инфолайн, 1995. 176 с.
- Журкина, А.Я. Педагогические проблемы внеучебного времени старшеклассников Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук. / А. Я. Журкина. -М., 1970.- 19 с.
- Иванов, В.И. Формулы творчества или Как научиться изобретать Текст. / В. И. Иванов. М.: Просвещение, 1994. — 183 с.
- Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности Текст. / Е. П. Ильин Спб.: Питер, 2011. — 448с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
- Ильясов, Ф.Н. Репрезентативность результатов опроса в маркетинговом исследовании Текст. / Ф. Н. Ильясов // Социологические исследования, 2011.- № 3. С. 112−116.
- Ительсон, Л.Б. Лекции по общей психологии Текст. / Л.Б. Итель-сон. СПб.: Питер, 2004. — 320 с.
- Каджаспирова, Г. М. Педагогический словарь Текст.: для студ. высш. и сред пед. учеб. заведений / Г. М. Каджаспирова, А. Ю. Каджаспиров. 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 176 с.
- Калмыкова, З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости Текст. / З. И. Калмыкова. М.: Педагогика, 1981. — 200 с.
- Келасьев, В.Н. Некоторые подходы к развитию гибкости мышления Текст. / В. Н. Келасьев // Практическое мышление: функционирование и развитие: сб. науч. трудов. М.: Ин-т психологии АН СССР, 1989.- С.96−108.
- Келасьев, В.Н. Структурная модель мышления и проблемы генезиса психики Текст. / В. Н. Келасьев. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984.-216 с.
- Кемеров, В.Е. Современный философский словарь Текст. / В. Е. Кемеров. М.: Академический проект, 2004. — 864 с.
- Кларин, М.В. Инновация в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии Текст. / М. В. Кларин. Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. — 176 с.
- Кларин, M.B. Обучение на основе целостного личностного опыта: стратегия гуманизации учебного процесса Текст. / М. В. Кларин // Инновационная деятельность в образовании.- 1994. № 2. — С. 14−15.
- Князева, E.H. Синергетика как новое мировоззрение: Диалог с И. Пригожиным Текст. / E.H. Князева, С. П. Курдюмов // Вопросы философии.- 1992. № 12. — С. 3 -20.
- Корзун, A.B. Общая характеристика проекта «Педагогика творчества» Текст. / A.B. Корзун // Педагогические технологии.- 2004. № 4. -С. 112−114.
- Коротаева, Е.В. Педагогика взаимодействия в современном образовательном процессе Текст.: дис.. д-ра пед. наук / Е.В. Коротаева- Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург: [б. и.], 2000. — 337 с.
- Коротаева, Е.В. Педагогическое взаимодействие: опыт проблемного анализа Текст.: монография / Е.В. Коротаева- Урал. гос. пед. ун-т. -Екатеринбург: [б. и.], 2008. 276 е.: ил.
- Коротаева, Е.В. Педагогические взаимодействия и технологии Текст.: [пособие для учителей и педагогов] / Е.В. Коротаева- Урал. гос. пед. ун-т. -М.: Academia, 2007. 256 с. — (Монографические исследования: педагогика).
- Костяшкин, Э.Г. Теория и практика внеурочной работы общеобразовательной школы Текст.: дис. д-ра пед. наук. В 2 т. Т. 1 М., 1972. — 425 с.
- Краевский, В.В. Методология научного исследования Текст.: пособие для студентов и аспирантов гуманитар, ун-тов. / В. В. Краевский. -СПб.: СПб ГУП, 2001.- 128 с.
- Краткий психологический словарь Текст. / сост. JI.A. Карпенко- под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. -431с.
- Крупская, Н.К. Педагогические сочинения Текст. В 6 т. Т.1 / Н. К. Крупская. -М.: Просвещение, 1969. 342 с.
- Ксензова, Г. Ю. Оценочная деятельность учителя Текст.: учебно-методическое пособие / Г. Ю. Ксензова. М.: Педагогическое общество России, 1999.- 121с.
- Кузьмина, Н.В. Способности, одаренность, талант учителя Текст. / Н. В. Кузьмина. Л.: Знание, 1985. — 32 с.
- Кукушин, B.C. Общие основы педагогики Текст. / B.C. Кукушин. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. — 476 с.
- Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) Текст. / И. Ю. Кулагина. М.: «РОУ», 1996. — 180 с.
- Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека Текст. / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. М.: ТЦ «Сфера», 2006. — 464 с.
- Культура современного урока Текст. / под ред. Н. Е. Щурковой. -Смоленск, 1997.- 116 с.
- Леви, В.Л. Азбука здравомыслия Текст. / В. Л. Леви. М.: Метафора, 2004 — 739 с.
- Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения Текст. В 2 т. Т.1 /А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983. — 387 с.
- Лернер, И.Я. Проблемное обучение Текст. / И. Я. Лернер. -М.: Знание, 1974.-164 с.
- Лингвистический энциклопедический словарь Текст. / под ред. В. А. Виноградова, В. Н. Ярцева. М.: Сов. Энциклопедия, 1990. — 685 с.
- Лихолетов, В.В. Развитие творческого воображения у детей Текст.: учеб.-практ. пособие / В. В. Лихолетов, Ю. Ф. Прохоров, А. П. Киселев. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2001 — 62 с.
- Лихолетов, В.В. Технологии творчества: теоретические основы, моделирование, практика реализации в профессиональном образовании Текст.: монография / В. В. Лихолетов. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2001. -288 с.
- Лихолетов, В.В., Шмаков Б. В. Развитие творческого воображения: учеб. пособие Текст. / В. В. Лихолетов, Б. В. Шмаков. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008.- 164 с.
- Лопатин, В.В. Русский толковый словарь Текст. / В. В. Лопатин, Л. Е. Лопатина. М.: Эксмо, 2007. — 928 с. — (Библиотека словарей).
- Лопатников, Л.И. Экономико-математический словарь Текст. / Л. И. Лопатников. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело, 2003. — 520 с.
- Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии Текст. / А. Р. Лурия. -СПб.: Питер, 2004. 320 с.
- Майданский, А.Д. Понятие мышления у Ильенкова и Спинозы Текст. / А. Д. Майданский // Вопросы философии.- 2002. № 8. — С.78 -83.
- Майданник, И. А Развитие дивергентной исследовательской активности у учащихся младших классов Текст. / И. А. Майданник // Современные проблемы истории, экономики и техники. Т. 4. -М., 2000. С. 57- 59.
- Майданник, И.А. Развитие дивергентного мышления у старших дошкольников в процессе креативных игр Текст.: дис.. канд. психол. наук / И. А. Майданник. Ставрополь, 1997. — 165 с.
- Маклаков, А.Г. Общая психология Текст. / А. Г. Маклаков. -СПб.: Питер, 2005. 583с.
- Макаренко, A.C. Избранные педагогические сочинения Текст.: В 2 т. Т.1/ A.C. Макаренко. М.: Педагогика, 1977. — 334 с.
- Маркова, А.К. Формирование мотивации учения Текст. / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
- Масло, И.И. Внеклассная деятельность как средство формирования активной жизненной позиции подростка Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / И. И. Масло. Рига, 1987. — 24 с.
- Маслоу, А.Г. Мотивация и личность Текст. / А. Г. Маслоу. СПб.: Евразия, 1999.-478с.
- Математический энциклопедический словарь Текст. / под. ред.
- Ю.В. Прохорова.- М.: Советская энциклопедия, 1988. 848 с.181
- Матюшкин, А. М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций Текст. / А. М. Матюшкин. М.: Из-во: КДУ, 2009. — 190 с.
- Матюшкин, А. М. Концепция творческой одаренности Текст. / А. М. Матюшкин // Вопросы психологии.- 1989. № 6. — С.29 — 33.
- Митина, J1. М. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение Текст. / Л. М. Митина, Ю. А. Кореляков, Г. В. Шавырина.- М.: Академия, 2005. 336 с.
- Моложавенко, В. Л. Педагогические условия оптимального взаимодействия субъектов обучения при организации личностно-ориентированного образовательного процесса Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. Л. Моложавенко. Тюмень, 1989. — 26 с.
- Мотивация личности: (Феноменология, закономерности и механизмы формирования) Текст.: сб. научн. тр. / под ред. А. А. Бодалева. -М.: НИИОП, 2004. 320 с.
- Мудрик, А. В. Социальная педагогика Текст.: учеб. пособие для студ. пед. вузов / В. А. Мудрик- под ред. В. А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Академия, 2000. — 200 с.
- Мурашковска, И. Н Возможный подход к обучению учиться. Творчество во имя достойной жизни Текст.: тезисы доклада Междунар. науч.-практ. конференции Петрозаводск, 16−17 авг. 2000. / И. Н. Мурашковска.- Петрозаводск, 2000. С. 49 — 51.
- Мурашковский, Ю. С. Запчасти для, таланта Электронный ресурс. /
- Ю.С. Мурашковский. Режим доступа: http: //www.temm.ru/ru/section.php?docId=3451. (дата обращения: 18.12.2010).182
- Налимов, В. В. Логические основания планирования эксперимента Текст. / В. В. Налимов, Т. И. Голикова. М.: Металлургия, 1980. — 152 с.
- Нестеренко, А. А. Дидактические модели реализации проблемно-ориентированного обучения Текст.: дис.. канд. пед. наук / A.A. Нестеренко.-М., 2006.- 173 с.
- Николис, Г. Самоорганизация в неравновесных системах Текст. / Г. Николис, И. Р. Пригожин. М.: Мир, 1979. — 512 с.
- Ниренберг, Д.И. Искусство творческого мышления Текст. / Д. И. Ниренберг. Минск: Попурри, 1996. — 240 с.
- Новиков, Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи) Текст. / Д. А. Новиков. М.: МЗ-Пресс, 2004. — 67 с.
- Новиков, П.В. Формирование ребенка как субъекта деятельности и общения Текст. / П. В. Новиков // Современные проблемы психолого-педагогических наук / ГОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт». Саранск, 2001. — Вып. 17. — С. 123 -126.
- Новикова, Л.И. Школа и среда Текст. / Л. И. Новикова. М.: Знание, 1985. — 80 с.
- Новик, И.Б. О моделировании сложных систем Текст. / И. Б. Новик. -М.: Мысль, 1965.-335с.
- Няпинен, Л.Я. Философский анализ понятий «организация» и «самоорганизация» в современном научном познании Текст.: дис.. канд. философ. наук / Л. Я. Няпинен.- Тарту, 1984. 206 с.
- Общая психология Текст.: учеб. для вузов / под ред. A.B. Карпова. -М.: Гардарики, 2005. 229 с.
- Ожегов, С.И. Словарь русского языка Текст. / С.И. Ожегов- под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1987. — 750 с.
- Оптимизация учебно-воспитательного процесса Текст.: метод, рекомендации / Ю. К. Бабанский, М. М. Поташник. -М.: Педагогика, 1981. 91 с.
- Орлов, Г. П. Свободное время и гармония развития личности Текст. / Г. П. Орлов. М.: Знание, 1974. — 64 с.
- Орлов, Ю.М. Восхождение к индивидуальности Текст.: кн. для учителя / Ю. М. Орлов. М.: Просвещение, 1991. — 287 с.
- Осницкий, А.К. Проблемы исследования субъектной активности Текст. / А. К. Осницкий // Вопросы психологии.- 1996. -№ 1. у С. 5 19.
- Патрушев, В. Д. Изучение бюджетов времени в России XX в. Текст. / В. Д. Патрушев, В. А. Артемов, О. В. Новохацкая // Социологические исследования.-2001. № 6.- С. 112−120.
- Педагогика Текст.: учеб. пособие для студентов пед. институтов / Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин и др.- под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение. — 1983 — 608 с.
- Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений / под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. М.: Академия, 2008. -352с.
- Пермяков, A.A. Социолого-педагогические проблемы рациональной организации свободного времени сельских старшеклассников Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / A.A. Пермяков. -М., 1982. 18 с.
- Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка Текст. / Ж. Пиаже. СПб.: Питер, 1997.-256 с.
- Питюков, В.Ю. Основы педагогической технологии Текст.: учеб-но-метод. пособие / В. Ю. Питюков. М.: «Гном и Д», 2001. — 192 с.
- Плыска, Ю.С. Совершенствование организации культурного досуга старшеклассников на основе приобщения к музыкальной деятельности Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Ю. С. Плыска. Киев, 1990. — 22 с.
- Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс Текст.: учебник для студентов пед. вузов. В 2 кн./ И. П. Подласый. М. Гуманитарный издательский центр «Владос», 1999.- 556 с.
- Пономарёв, Я.А. Психология творчества Текст. / Я. А. Пономарев. -М.: Наука, 1976.-304 с.
- Попова, A.A. Математические методы в педагогике Текст.: учебное пособие / А. А. Попова. Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2010. — 117 с.
- Пручкина, Н.М. Педагогические условия формирования творческого мышления учащихся Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. М. Пручкина. Магнитогорск, 1998. -24 с.
- Психология индивидуального и группового субъекта Текст. / под ред. A.B. Брушлинского. -М.: Изд-во ПЕРСЭ. 2002. — 368 с.
- Психология. Текст.: учебник для гуманитарных вузов / под ред. В. Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2002. — 315 с.
- Психология. Текст.: учебник для студентов высших пед. учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, E.H. Шиянов- под ред. В. А. Сластенина.- 2-е изд., стереотип. -М.: Академия, 2001. 512 с.
- Пучков, Н.П. Формирование системы обеспечения качества подготовки специалиста в условиях технического вуза Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Н. П. Пучков. Елец, 2004. — 42 с.
- Пригожин П.И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой Текст. / П. И. Пригожин, И Стенгерс. М.: Наука, 1986. — 437 с.
- Разумовский, О.С. Оптимология. Общенаучные и философско-методологические основы Текст. / О. С. Разумовский. М.: ИДМИ, 1999. — 286 с.
- Реймерс, Н.Ф. Популярный биологический словарь Текст. /
- Н.Ф. Реймерс. -М.: Наука, 1991.-544 с.185
- Репкина, Г. В. Оценка уровня сформированное&trade- учебной деятельности Текст. / Г. В. Репкина, Е. В. Заика. Томск: Пеленг, 1993. — 61с. -(Библиотека развивающего обучения).
- Рожкова, A.A. Оперативное решение творческих мыслительных задач в структуре познавательных способностей школьников Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук / A.A. Рожкова. Ставрополь. 2005. — 42 с.
- Рубинштейн, C.JT. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2005. — 713 е.: ил.
- Рябинина, Н.П. Теория и практика подготовки будущего учителя к осуществлению экономического образования школьников Текст.: автореф. дис.. д-ра наук / Н. П. Рябинина. М., 1998. — 36 с.
- Савенков, А.И. Маленькие исследователи в реальной жизни Текст. / А. И. Савенков // Дошкольное образование. 2004. — № 7. — С. 6 — 19.
- Савенков, А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе Текст.: учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений / А. И. Савенков. М.: Академия, 2000. — 232 с.
- Савенков, А.И. Одаренный ребенок дома и в школе Текст. / А. И. Савенков. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. — 272 с.
- Савинько, Е.И. Возрастные особенности ориентации ребенка на оценку и самооценку Текст. / Е. И. Савинько // Проблемы психологии личности и социальная психология. М., 1966. — С. 302 — 305.
- Сальцева, C.B. Социально-педагогические условия организации внеучебной деятельности школьников Текст.: методическое пособие / C.B. Сальцева. -М.: Просвещение, 1998. 136 с.
- Свиридов, А.Н. Педагогический потенциал социализации Текст. / А. Н. Свиридов. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004. — 264 с.
- Селевко, Г. К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация Текст. / Г. К. Селевко. М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 144 с.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии Текст.: учеб. пособие / Г. К. Селевко. М.: ВЛАДОС, 2001. — 256 с.
- Середа, Е.И. Игровые технологии в работе с детьми групп риска Текст. / Е. И. Середа, М. С. Ерохина. Псков: «ГИМЕНЕЙ», 2006. — 142 с.
- Сидорчук, Т.А. Система творческих заданий как средство формирования креативности на начальном этапе становления личности Текст.: ав-тореф. дис.. канд. психол. наук / Т. А. Сидорчук. М.:МГИУ, 1998. — 22 с.
- Свиридов А.Н. Основы преемственности личностного развития учащихся / А. Н. Свиридов // Философия образования. 2006. — Спецвыпуск, август 2006. — С. 219−221 4.
- Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики Текст. / M. Н. Скаткин. 2-е изд. — М.: Педагогика, 1984. — 96 с.
- Словарь психолога-практика Текст. / сост. С. Ю. Головин. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ACT, 2001. — 976 с.
- Старовойтенко, Е.Б. Современная психология: формы интеллектуальной жизни Текст. / Е. Б. Старовойтенко. М.: Академический проект, 2001.-544 с.
- Столяренко, Л.Д. Основы психологии Текст. / Л. Д. Столяренко. -Ростов-н/ Д.: Феникс, 2000. 672 с.
- Столяренко, Л.Д. Психология Текст.: учебник для вузов / Л. Д. Столяренко. СПб.: Питер, 2006. — 592 с.
- Суходольский, Г. В. Структурно-алгоритмический анализ и синтез деятельности Текст. / Г. В. Суходольский. М.: Академический проект, 2001.-544 с.
- Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения Текст. В 3 т. Т.2 / В. А. Сухомлинский. М: Педагогика, 1980. — 384 с.
- Терехова, Г. В. Творческие задания как средство развития креативных способностей школьников в учебном процессе Текст.: дис.. канд. пед. наук дис. 13.00.01 / Г. В. Терехова. — Челябинск, 2002. — 175 с.
- Тимонин, А.И. Социально-педагогическое обеспечение профессионального становления студентов гуманитарных факультетов университета Текст.: авторефер. дис.. д-ра пед. наук / А. И. Тимонин. Кострома, 2008. — 42 с.
- Трубайчук, J1.B. «Интеграция знаний как способ оптимизации начального образования» Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / JI.B. Трубайчук. -Челябинск, 1996. -24 с.
- Трубайчук, JI.B. Становление и развитие личности младшего школьника в образовательном процессе Текст. / JI.B. Трубайчук. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. — 242 с.
- Тульчинский, Г. Л. Успех и эффективность Текст. / Г. Л. Тульчинский // Ведомости. Российская модель успеха. Тюмень: НИИ-ПЭ, 1996.- Вып.6. -С. 35 -39.
- Тульчинский, Г. Л. Поддержание мотивации Текст. / Г. Л. Тульчинский // Персонал-микс. 2001. — № 1 (2). — С.48−51.
- Урсул, А.Д. Общенаучный статус и функции системного подхода Текст. / А. Д. Урсул // Системные исследования. Ежегодник. М.: Наука, 1977.-С.29−47.
- Ушаков, Д.Н. Большой толковый словарь русского языка. Современная редакция Текст. / Д. Н. Ушаков. М.: ООО «Дом славянской книги», 2008.-960 с.
- Ушачёв, В.П. Творчество в системе образования Текст.: моногр. / В. П. Ушачев. М.: МПГУ, 1995. — 219 с.
- Ушачёв, В.П. Психолого-педагогические основы формирования творческой активности школьника Текст. / В. П. Ушачев, В. Д. Путилин. -Магнитогорск: МГПИ, 1998. 62 с.
- Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии Текст. / К. Д. Ушинский. М.: Педагогика, 1990. — 402 с.
- Фидельман, М.И. Динамика развития творческой и интеллектуальной одаренности в младшем школьном возрасте Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук / М. И. Фидельман. М., 1995. — 321 с.
- Философский словарь Текст. / под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1987. — 590 с.
- Фоменко, Н.Е. Связь творческого познания с особенностями личности младшего школьника Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук: (19.00.07) / Н.Е. Фоменко- МПГУ им. Ленина. -М., 1995. 16 с.
- Фридман, Л.М. Концепция личностно ориентированного образования Текст. / Л. М. Фридман // Завуч. 2000. — № 8 — С. 77 — 87.
- Фридман, Л.М. Изучение процесса личностного развития ученика Текст. / Л. М. Фридман. М.: Педагогика, 1995. — 45 с.
- Фулье, А. Современная наука об обществе Текст. / А. Фулье. -М.: КомКнига, 2007. 344 с. — (Серия: Из наследия мировой философии. Социальная философия).
- Хайдеггер, М. Европейский нигилизм. Время и бытие: Статьи и выступления Текст. / М. Хайдеггер, М.: Республика, 1993. — 386 с.
- Хакен, Г. Принципы работы головного мозга: Синергетический подход к активности мозга, поведению и когнитивной деятельности Текст. / М.: Изд-во ПЕРСЭ, 2001. 353 с.
- Харламов, И.Ф. Педагогика Текст.: учеб. пособие / И. Ф. Харламов. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Высшая школа, 1990. -576 с.
- Хоменко, H.H. Теория решения изобретательских задач ТРИЗ. Краткая справка Текст. / H.H. Хоменко // Педагогика + ТРИЗ. Гомель: Система ТРИЗ-ШАНС, 1998. — 218 с.
- Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления Текст. / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М.: Наука, 1981. — 401 с.
- Хрящева, Н.Ю. Тренинг креативности Текст. / Н. Ю. Хрящева, С. И. Макшанов // Психогимнастика в тренинге / под ред. Н. Ю. Хрящевой. -СПб.: Ювента- Институт тренинга, 1999. 256 с.
- Хуторской, A.B. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования Текст. / A.B. Хуторской // Народное образование. 2003. — № 2. — С.58 — 64.
- Хуторской, A.B. Современная дидактика Текст.: учебник для вузов / A.B. Хуторской. СПб.: Питер, 2001. — 544 с.
- Хуторской, A.B. Дидактические основы эвристического обучения Текст.: автореф. дис. докт. пед. наук. М.: Mill У, 1998. — 37 с.
- Хуторской, A.B. Дидактическая эвристика Текст.: теория и технология креативного обучения/ A.B. Хуторскрй. М.: Изд-во МГУ, 2003. — 416 с.
- Хьелл Л. Теория личности Текст. / Л. Хьелл, Д. Зиглер. СПб.: ПИТЕР, 1997.-484 с.
- Шацкий, С.Т. Избранные педагогические сочинения Текст. В 2 т. Т. 2 / С. Т. Шацкий. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1958. — 426 с.
- Ширяева, В.А. Развитие системно-логического мышления учащихся в процессе изучения теории решения изобретательских задач (Триз) Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук 13.00.01 / В. А. Ширяева. Саратов, 2000. — 24 с.
- Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе Текст.: учеб. пособие / Г. И. Щукина. М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
- Щуркова, Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: учеб. пособ. для вузов по спец. «Социальная педагогика», «Педагогика» Текст. / Н. Е. Щуркова. СПб.: Питер, 2005. — 366 с.
- Цукерман, Г. А. Развитие учебной самостоятельности средствами школьного образования Текст. / Г. А. Цукерман, A. J1. Венгер // Психологическая наука и образование, 2010. № 4. — С.77−90.
- Цукерман Г. А. Взаимодействие ребенка и взрослого, творящее зону ближайшего развитияТекст. / Г. А. Цукерман // Культурно-историческая психология, 2006. № 4. — С.61−73.
- Чекалева, Н.В. Теоретические основы учебно-методического обеспечения процесса изучения педагогических дисциплин в педагогическом вузе Текст.: дис.. .д-ра пед. наук / Н. В. Чекалева. СПб., 1998. — 426 с.
- Энциклопедический словарь. Современная версия Текст. /под ред. Ф. А. Брокгауза, И. А. Эфрона. М.: Эксмо, 2007. — 672 с.
- Эльконин, Д.Б. Возрастные особенности младших подростков Текст. / Д. Б. Эльконин. М.: Просвещение, 1967. — 386 с.
- Яковлев, В. Философия творчества в диалогах Платона Текст. / В. Яковлев // Вопросы философии. -2003. -№ 6. С. 142−154.
- Яблоков, A.B. Дивергенция Текст. / A.B. Яблоков // Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1972. — Т. 8. — 897 с.
- Яблоков A.B. Эволюционное учение Текст. / П. В. Яблоков, А. Г. Юсупов. М.: Высшая школа, 2004. -312 с.
- Якиманская, И. С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения Текст. / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. 1995. -№ 2. — С.25−38.
- Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе Текст. / И. С. Якиманская. -М.: Сентябрь, 1996. -96 с.191
- Якиманская, И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения Текст. /И.С. Якиманская // Вопросы психологии. 1995. -№ 2. -С.31−41.
- Якиманская, И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников Текст. /И.С. Якиманская // Вопросы психологии. 1994. — № 2. — С. 64−77.
- Яковлева, E.JI. Психология развитие творческого потенциала личности Текст. / Е. Л. Яковлева. М.: Флинта, 1997. — 287с.
- Яковлева, Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника Текст. / Е. Л. Яковлева. -М.: Международный Образовательный и Психологический колледж, 1996. 186 с.
- Guilford, J.P. The nature of human intelligence Техт. / J. P. Guilford. -New York: GrawHill, 1968.-334 p.
- Guilford, J.P. The one-may relation between creative potential and IQ Техт. / J.P. Guilford// Journal of creative behavior. Buffalo, 1973. — V.7. -P. 124−139.
- Mednick, S.A. The associative basis of the creative process Техт. / S.A. Mednick // Psychological Review. -1962. № 69. — P. 220−232.
- Torrance E.P. The nature of Creativity as Manifest in its Testing Техт. / E.P. Torrance / The nature of Creativity //Sternberg R.J. (Ed) Cambridge, 1988. -379 p.