Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование дивергентного мышления младших школьников в процессе внеучебной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования определяется разработкой: критериально-уровневых характеристик, психолого-педагогического диагностического инструментария, позволяющего выявлять динамику формирования дивергентного мышления младших школьниковобразовательной программой кружка интеллектуального творчества «ТРИЗ» — научно-методическими рекомендациями для учителей начальных классов и педагогов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические предпосылки (обоснование) формирования дивергентного мышления младших школьников в процессе внеучебной деятельности
    • 1. 1. Дивергентное мышление как научное понятие
    • 1. 2. Особенности формирования дивергентного мышления 36 младших школьников в процессе внеучебной деятельности
    • 1. 3. Научно-педагогическое обеспечение формирования ди- 59 вергентного мышления младших школьников в процессе внеучебной деятельности
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Экспериментальная работа по формированию дивергентного мышления младших школьников в процессе внеучебной деятельности
    • 2. 1. Задачи, методы и условия экспериментальной работы по 89 формированию дивергентного мышления младших школьников в процессе внеучебной деятельности
    • 2. 2. Методика формирования дивергентного мышления 117 младших школьников в процессе внеучебной деятельности
    • 2. 3. Анализ результатов экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Формирование дивергентного мышления младших школьников в процессе внеучебной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Новые ориентиры развития современного общественного сознания, активно проявляющиеся в Российской системе образования, обусловлены значительными качественными преобразованиями в различных сферах жизни нашего общества. «Национальная доктрина образования РФ», «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» и другие нормативные документы признают нацеленность современного общества на «взращивание» творческой личности, имеющей прочные, глубокие знания, способной самостоятельно, нетрадиционно решать возникающие трудности, преодолевать препятствия.

Существенные преобразования в Российском обществе привели к серьезным изменениям в системе общего среднего образования, которые коснулись не только организационной и содержательной стороны обучения и воспитания школьников, но и повышения требований к их образовательным результатам. В связи с этим школа должна способствовать целостному социально-ориентированному обучению, развитию творческих качеств школьников, их познавательных и созидательных способностей, легко применимых в практике повседневной жизни и при дальнейшем обучении. Эта идея нашла отражение в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования говорится о том, что достижение таких высоких требований к результатам образования возможно в том случае, если школьники умеют актуальные знания из содержания различных предметных областей гибко, «нестандартно» преломлять к реальным условиям деятельности, мно-говариантно мыслить, решая конкретные ситуации. Для этого у школьника должно быть развито дивергентное мышление.

Именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для подготовки школьника к интеллектуальному творческому труду. Развиваются воображение, фантазия, формируются умения наблюдать, анализировать, обобщать факты, делать выводы, практически оценивать дея3 тельность. Воспитывается любознательность, активность и инициатива. Начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе творчества.

По нашему мнению, целенаправленная работа по формированию у младших школьников дивергентного мышления может успешно осуществляться во внеучебной деятельности общеобразовательного учреждения. Подтверждение этому можно найти в Концепции федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в которой делается акцент на том, что общеобразовательные учреждения должны стремиться к максимальному использованию ресурсов внеучебной деятельности для общего интеллектуального развития, частью которого является и дивергентное мышление.

Степень разработанности проблемы. Проблема формирования у младших школьников дивергентного мышления в процессе внеучебной деятельности является многоаспектной, в связи с чем возникает потребность изучения научных трудов, раскрывающих данную тематику в философской, психологической и педагогической литературе. Так, в научной литературе широко исследуются разные виды мышления, отражающие особенности интеллектуальной и практической деятельности личности (Э.Де Боно, Дж. Гилфорд, В. В. Давыдов, Б. М. Теплов, O.K. Тихомиров, Р. Ф. Томпсон и др.). Теоретическое осмысление, выявление закономерностей продуктивного характера мыслительной деятельности и его использование в процессе обучения нашло отражение в работах К.А. Абульхановой-Славской, Л. И. Анцыферовой, JI.C. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, Н. С. Лейтес, Я. А. Пономарева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, М. Я. Ярошевского и др.

Психологические механизмы мыследеятельности стали предметом исследования ученых: B.C. Библира (мышление как творчество в логике мысленного диалога) — A.B. Брушлинского (субъектная связь между процессами мышления, умения и воображения) — В. П. Зинченко (развитие мышления в контексте образования, создания и культуры личности) и др.

Возрастные особенности развития мышления в когнитивной сфере младших школьников раскрывают в своих трудах П. Б. Блонский, П. Я. Гальперин, З. И. Калмыкова, Н. С. Лейтес, И. Я. Лернер, H.A. Менчинская, Ж. Пиаже, Я. А. Пономарев, Л. М. Фридман и др.

Накоплен определенный материал в области особенностей дивергентного мышления и факторов его формирования российскими (A.M. Матюшкин, С. Татищев, А. Б. Шнейдер и др.) и зарубежными (Л. Волланс, Дж. Гилфорд, С. Медник, Д. Роджерс, Е. Торранс, И. Хайн и др.) учеными.

Активизация учебной деятельности младших школьников рассматривается в научных трудах, посвященных: теории организации развивающей педагогической среды и развивающего обучения (Ш.А. Амонашвили, Л. В. Занков, Дж. Рензулли, Л. В. Трубайчук, Д. Б. Эльконин, А. Ясвин и др.) — педагогике взаимодействия (Е.В. Коротаева и др.) — теории проблемного обучения (A.M. Матюшкин, М. И. Махмутов, В. Оконь и др.) — педагогике интеллектуального творчества (Г.С.Альтшуллер, A.A. Гин, В. В. Лихолетов, Т. А. Сидорчук, А. Э. Симановский, Г. В. Терехова и др.).

Изучение содержания и структуры внеучебной деятельности как фактора воспитания и развития школьников в педагогическом аспекте осуществляется в исследованиях М. Г. Бушканца, Б. З. Вульфова, A.C. Макаренко, М. М. Поташника, C.B. Сальцевой, Н. Е. Щурковой и др.

Вместе с этим вопросы формирования дивергентного мышления младших школьников в процессе внеучебной деятельности в общеобразовательных учреждениях остаются слабо разработанными. Теоретические и эмпирические исследования целого ряда вопросов, касающихся специфики дивергентного мышления младших школьников, психолого-педагогических механизмов и условий формирования дивергентного мышления в процессе вне-учебной деятельности, не получили достаточного освещения, что обуславливает направленность содержания проведенного исследования.

Таким образом, в теории и практике современного образования правомерно констатировать существование противоречий: 5.

— на социально-педагогическом уровне — между социально обусловленной необходимостью формирования у младших школьников умения нестандартно, гибко, творчески мыслить и недостаточным использованием в общеобразовательном учреждении возможностей внеучебной деятельности по формированию дивергентного мышления младших школьников;

— на научно-теоретическом уровне — между необходимостью теоретического осмысления процесса формирования дивергентного мышления младших школьников во внеучебной деятельности и отсутствием соответствующих научно обоснованных содержательных, организационно-педагогических и процессуально-действенных средств;

— на научно-методическом уровне — между высоким потенциалом вне-учебной деятельности общеобразовательного учреждения для формирования дивергентного мышления младших школьников и недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения формирования исследуемого вида мышления младших школьников.

Вышеизложенные противоречия обусловливают актуальность данного исследования и определяют его проблему: как обеспечить направленность внеучебной деятельности в общеобразовательном учреждении на формирование дивергентного мышления младших школьников?

На основе анализа актуальности, противоречий и проблемы исследования нами сформулирована тема диссертации «Формирование дивергентного мышления младших школьников в процессе внеучебной деятельности».

Цель исследования — разработать и экспериментально проверить содержательные, организационно-педагогические и процессуально-действенные средства, обеспечивающие направленность внеучебной деятельности общеобразовательного учреждения на формирование дивергентного мышления младших школьников.

Объект исследования — процесс внеучебной деятельности младших школьников в общеобразовательном учреждении.

Предмет исследования — научно-педагогическое обеспечение формирования дивергентного мышления младших школьников в процессе внеучеб-ной деятельности.

Гипотеза исследования: внеучебная деятельность в общеобразовательном учреждении будет способствовать успешному формированию дивергентного мышления младших школьников, если:

1) на основе системно-деятельностного, синергетического и личностно ориентированного подходов спроектировать и реализовать модель формирования дивергентного мышления младших школьников в процессе внеучебной деятельности;

2) определить и экспериментально проверить педагогические условия успешной реализации модели:

— обеспечение направленности мотивации младших школьников на достижение успеха во внеучебной деятельности;

— создание развивающей образовательной среды общеобразовательного учреждения, обеспечивающей ингерентность учебной и внеучебной деятельности;

— разработка и реализация программы кружка интеллектуального творчества «ТРИЗ», стимулирующего активность познавательной деятельности младших школьников;

3) спроектировать и внедрить методику формирования дивергентного мышления младших школьников в процессе внеучебной деятельности.

В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом и гипотезой, определены задачи исследования:

1. Осуществить анализ современного состояния проблемы для выявления методологических и теоретических основ исследования, выделения продуктивных способов ее решения.

2. Конкретизировать понятия: «внеучебная деятельность», «дивергентное мышление», «дивергентное мышление младших школьников" — определить критерии, показатели, уровневые характеристики и психологопедагогический механизм формирования дивергентного мышления младших школьников.

3. Разработать и экспериментально проверить модель формирования дивергентного мышления младших школьников в процессе внеучебной деятельности и совокупность педагогических условий, обеспечивающую её успешную реализацию.

4. Создать научно-методическое обеспечение формирования дивергентного мышления младших школьников в процессе внеучебной деятельности.

Методологической основой исследования являются: синергетический (В.Г. Виненко, В. А. Герович, A.M. Ковалев, Л. Я. Няпинен, И. Р. Пригожин, Г. И. Рузавин и др.), системно-деятельностный (Б.Г. Ананьев, П. К. Анохин,.

A.Г. Асмолов, JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн и др.), личностно ориентированный (H.A. Алексеев, Ш. А. Амонашвили,.

B.А. Беликов, Е. В. Бондаревская, И. С. Якиманская и др.) подходы.

Теоретическую основу исследования составляют:

— теоретические положения о развитии познавательных психических процессов младших школьников (Л.С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Я. А. Пономарев, С. Л. Рубинштейн, O.K. Тихомиров, П. Торренс, М. А. Холодная и др.);

— теоретические разработки, раскрывающие сущность дивергент-ности и креативности (Д.Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд, В. Дорфман, A.M. Матюшкин, С. Медник, Я. А. Пономарев, Д. Роджерс, П. Торранс, М. А. Холодная и др.), освещающие проблемы выделения критериев дивергентного мышления (Дж. Гилфорд, П. Торренс и др.);

— теоретические представления об организации различных видов познавательной активности младших школьников (Г.С. Альтшуллер, Ш. А. Амонашвили, Л. В. Занков, Е. В. Коротаева, В. В. Лихолетов, A.M. Матюшкин, Т. А. Сидорчук, А. Э. Симановский, Г. В. Терехова, Л. В. Трубайчук, Г. И. Щукина и др.);

— исследования о проблемах организации, содержания и структуры внеучебной деятельности учащихся (М.Г. Бушканец, Б. З. Вульфов, A.C. Макаренко, М. М. Поташник, C.B. Сальцева, Н. Е. Щуркова и др.).

Методы исследования. В исследовании использовались теоретические методы: анализ нормативных документов, философской и психолого-педагогической литературы, понятийно-терминологический анализ базовых определений исследования, моделирование, системный анализэмпирические методы: анкетирование, тестирование, изучение продуктов деятельности младших школьников, педагогическая экспертиза, психолого-педагогические методы диагностирования, методы математической статистики.

Экспериментальная база и этапы исследования. Экспериментальная работа осуществлялась на базе средних общеобразовательных учреждений г. Челябинска (МОУ СОШ №№ 18, 21, 36, 46). В исследование были вовлечены 453 учащихся 1—4 классов общеобразовательных учреждений, 246 родителей учащихся, 38 учителей-предметников и педагогов дополнительного образования. Исследование проводилось в течение 2005;2011 гг. и состояло из трех взаимосвязанных этапов.

На первом этапе (2005;2006 гг.) изучалось состояние проблемы формирования дивергентного мышления младших школьников в процессе вне-учебной деятельности в общеобразовательном учрежденииопределялся научный аппарат исследованияформулировалась гипотеза и задачи исследованиявыявлялись факторы, оказывающие влияние на успешность формирования дивергентного мышления младших школьников в процессе внеучебной деятельности в общеобразовательном учрежденииопределялись критерии, показатели и уровни сформированности дивергентного мышления младших школьников.

На втором этапе (2006;2009 гг.) разрабатывалась и экспериментально проверялась педагогическая модель формирования дивергентного мышления младших школьников в процессе внеучебной деятельностиопределялись педагогические условия успешной реализации моделипроводились форми9 рующий и обобщающий этапы эксперимента, реализовывалась проверка положений гипотезы.

На третьем этапе (2009;2011 гг.) осуществлялось обобщение материалов педагогического эксперимента, формулировались теоретические выводы и научно-методические рекомендации по формированию дивергентного мышления младших школьников в процессе внеучебной деятельностиопределялись перспективы исследованиязаканчивалось оформление текста диссертационного исследования.

Научная новизна исследования состоит в доказательстве возможности успешного формирования дивергентного мышления младших школьников в процессе внеучебной деятельности в общеобразовательном учреждении и заключается в следующем:

1. Определены особенности организации внеучебной деятельности младших школьников в общеобразовательном учреждении, направленной на формирование их дивергентного мышления: субъект-субъектное взаимодействие с педагогом-фасилитаторомобучение способам самостоятельного решения творческих задач, носящих личностно значимый характер для младших школьниковиспользование витагенного опыта младших школьников при создании субъективно новых интеллектуальных продуктов.

2. Сконструирована «мягкая» модель формирования дивергентного мышления младших школьников, основанная на «принципе неопределенности» гуманитарных систем (Э.Н. Гусинский), стратегии применения эвристик, намечающей общие правила достижения поставленной цели без четкой алгоритмизации. Модель раскрывает теоретические представления об организации и осуществлении целенаправленного процесса формирования дивергентного мышления младших школьников на основе учета их витагенного опыта в различных видах внеучебной деятельности интеллектуального характера.

3. Установлены педагогические условия успешной реализации модели формирования дивергентного мышления младших школьников в процессе внеучебной деятельности: обеспечение направленности мотивации младших.

10 школьников на достижение успеха во внеучебной деятельностисоздание развивающей образовательной среды общеобразовательного учреждения, обеспечивающей ингерентность учебной и внеучебной деятельностиразработка и реализация программы кружка интеллектуального творчества «ТРИЗ», стимулирующего активность познавательной деятельности младших школьников.

4. Разработана методика, отражающая поэтапный характер реализации содержательных, организационно-педагогических и процессуально-действенных средств формирования дивергентного мышления младших школьников в процессе внеучебной деятельности.

Теоретическая значимость исследования:

1. Уточнены понятия «дивергентное мышление», «дивергентное мышление младших школьников», «внеучебная деятельность», которые расширяют терминологическое пространство педагогической науки в частности, проблемы, касающейся формирования дивергентного мышления младших школьников в процессе внеучебной деятельности.

2. Выбранные методологические подходы (синергетический, системно-деятельностный, личностно ориентированный) и предложенные принципы реализации модели (гуманистической направленности, прогностичности, обучения на высоком уровне трудности, связи с реальной жизнью и мини-макса) углубляют теоретико-методологические представления о сущности и характерных особенностях формирования дивергентного мышления младших школьников в процессе внеучебной деятельности общеобразовательного учреждения.

3. Сконструированная «мягкая модель», основанная на «принципе неопределенности» гуманитарных систем, обогащает теоретические разработки в области повышения качества формирования дивергентного мышления младших школьников в процессе внеучебной деятельности и может быть рассмотрена как элемент педагогической теории, относящейся к совершенствованию обучения и воспитания на начальном этапе общего образования.

4. Предложенная методика представляет собой вариант интерпретации эффективных способов осуществления формирования дивергентного мышления при педагогическом взаимодействии учителя с младшими школьниками. Она является ориентиром при построении иных методик и технологий, применяемых в системе дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях.

Практическая значимость исследования определяется разработкой: критериально-уровневых характеристик, психолого-педагогического диагностического инструментария, позволяющего выявлять динамику формирования дивергентного мышления младших школьниковобразовательной программой кружка интеллектуального творчества «ТРИЗ" — научно-методическими рекомендациями для учителей начальных классов и педагогов дополнительного образования по формированию дивергентного мышления младших школьников во внеучебной деятельности. Результаты исследования могут быть применены: в широкой практике педагогического процесса общеобразовательных учреждений при проведении внеучебных занятийв процессе профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов и педагогов дополнительного образованияв практике организации методической работы с учителями начальной школы и педагогами дополнительного образования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Внеучебная деятельность в общеобразовательном учреждении может быть направлена на успешное формирование дивергентного мышления младших школьников, в силу того что обладает следующими возможностями:

— обеспечением расширенного поля интеллектуальной творческой деятельности (по личному выбору), материал которой качественно выходит за рамки общеобразовательной учебной программы;

— оптимизацией взаимосвязи развития социально значимых потребностей, личных интересов и творческих способностей младших школьников;

— преемственностью, системностью, согласованностью в целенаправленной интеллектуальной и творческой деятельности;

— обучением на основе «учебных ситуаций», витагенного опыта, расширяющих набор интеллектуальных и творческих действий младших школьников.

2. Модель формирования дивергентного мышления младших школьников является основанием для выстраивания в общеобразовательном учреждении ингерентного взаимодействия учебной и внеучебной деятельности, способствующего развитию у младших школьников самостоятельного поиска неординарных, творческих идей, созданию субъективно новых оригинальных объектов. Целостную содержательную и процессуальную основу модели формирования дивергентного мышления младших школьников во внеучебной деятельности обеспечивают взаимосвязанные компоненты (целевой, содержательный, организационно-деятельностный, результативный) и этапы реализации (пропедевтический, деятельностный и развивающий).

3. Педагогическими условиями успешной реализации модели формирования дивергентного мышления младших школьников в процессе внеучебной деятельности являются: обеспечение направленности мотивации младших школьников на достижение успеха во внеучебной деятельностисоздание развивающей образовательной среды общеобразовательного учреждения, обеспечивающей ингерентность учебной и внеучебной деятельностиразработка и введение программы кружка интеллектуального творчества «ТРИЗ», стимулирующего познавательную активность младших школьников.

4. Методика обеспечивает поэтапное освоение младшими школьниками в процессе внеучебной деятельности алгоритмов решения проблемных, «нестандартных» задач, самостоятельное создание и использование в новом качестве объектов и ситуаций, что служит демонстрацией сформированности дивергентного мышления.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается непротиворечивой совокупностью методологических положений, использованием комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных объекту, предмету и задачам исследования, достоверностью и сопоста.

13 вимостью полученных данных, соблюдением требований к проведению констатирующего и формирующего экспериментоврепрезентативностью полученных диагностических результатовсоответствием их имеющимся научным представлениям в теории и практике общего образования.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности.

Отраженные в диссертации цель, предмет, объект исследования, научные положения, используемые в модели, в методике, результаты исследования (педагогические условия) касаются закономерностей формирования дивергентного мышления младших школьников в процессе внеучебной деятельности на этапе начального общего образования и соответствуют п. 4. «Теории и концепции обучения», п. 6. «Концепции образования» паспорта специальности 13.00.01 — «Общая педагогика, история педагогики и образования».

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на международных и всероссийских научно-практических конференциях: «Приоритеты развития современного образования: проблемы и перспективы» (г. Южно-Сахалинск, 2010 г.), «Специфика педагогического образования в регионах России» (г. Тюмень-Санкт-Петербург, 2010 г.), «Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров» (г. Москва-Челябинск, 2009;2011 гг.), «Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования» (г. Москва-Челябинск, 2008;2011 гг.).

Публикации. Всего по теме диссертации опубликовано 15 работ, среди которых три в журналах, рекомендованных ВАК.

Структура диссертации. Диссертационное исследование составляет 192 страницы. Содержит: введение, две главы, заключение, приложение, 25 таблиц, 3 диаграммы, список цитируемой и использованной литературы, включающий 240 источников, из которых 4 на иностранном языке.

Выводы по второй главе.

Экспериментальная работа по теме исследования проводилась с целью проверки достоверности выдвинутых нами теоретических положений, наполнения конкретным содержанием каждого педагогического условия, определения его места в комплексе условий и подтверждения необходимости их реализации в целях формирования дивергентного мышления младших школьников в процессе внеучебной деятельности.

1. Реализация модели по формированию особого вида когнитивной деятельности, позволяющей осуществлять поиск и генерирование многообразия новых информационных объектов с гибкими структурами, исходя из витагенного опыта младших школьников, посредством их внутренней личностной активности в процессе внеучебной деятельности, организовывалась в три этапа (пропедевтический, деятельностный, развивающий).

На пропедевтическом этапе осуществлялся комплекс мероприятий, направленных на удовлетворение познавательных, мотивационных и личностных потребностей младших школьников. Специальное внимание уделялось активизации информационного поиска во внеучебной деятельности, развитию сензитивности к новым, нестандартным идеям, знакомству с приемами индивидуального и группового самоанализа, как следствие — формирование адекватной самооценки.

На деятелъностном этапе происходило целенаправленное стимулирование у младших школьников умений поиска, анализа информации, формулирования противоречий, осуществлялась помощь в освоении алгоритмов коллективного и самостоятельного решения творческих, проблемных задач «дивергентного типа». Педагогами-фасилитаторами создавались условия для развития позитивной Я-концепции и внутренней мотивации младших школьников к познавательной деятельности, закрепления мотива достижения успеха.

При отборе технологий для этого этапа были учтены условия эффективности их использования. Приоритет отдавался технологиям развивающего обучения, в частности проблемного.

Развивающий этап был посвящен совершенствованию имеющихся у младших школьников знаний и умений, анализу результатов. В этой связи актуальными для решения стали задачи по развитию умений устойчиво, осознанно, самостоятельно осуществлять реконструктивное, конструктивное и комбинаторное творчествопроводить рефлексию собственной деятельностиразвитие эрудированности, навыков оценки, анализа и решения творческих задачподдержание внутренней мотивации младших школьников к познавательной деятельности, развитие мотивации достижения успеха.

2. Результаты экспериментальной работы позволили констатировать произошедшие качественные изменения уровня сформированности дивергентного мышления младших школьников в процессе реализации модели и комплекса педагогических условий, повышающего ее эффективность. Естественное развитие компонентов дивергентного мышления (мотивационного, когнитивного и личностно-рефлексивного) в контрольной группе (К) младших школьников, где происходил традиционно осуществляемый образовательный процесс, не являлось значительным, вследствие того что систематическая и целенаправленная работа по формированию интересующего нас вида мышления не осуществлялась.

3. Доказана тесная взаимосвязь между исследуемыми характеристиками, что свидетельствует о правильном выборе критериев оценки сформированности дивергентного мышления младших школьников. Наиболее значимое влияние на формирование интересующего нас качества оказало педагогическое условие: разработка и реализация программы кружка интеллектуального творчества «ТРИЗ», стимулирующего активность познавательной деятельности младших школьников.

Таким образом, нами было экспериментально доказано, что процесс внеучебной деятельности в общеобразовательном учреждении может быть направлен на формирование дивергентного мышления младших школьников.

Заключение

.

1. Актуальность проблемы исследования обусловлена усилением внимания государства к вопросам максимального использования ресурсов вне-учебной деятельности общеобразовательных учреждений для интеллектуального развития младших школьников, способных на основании широкого кругозора, эрудиции успешно решать различные нестандартные ситуации, выходя за рамки существующих стереотипов, а также недостаточной теоретической и методической проработанностью данного аспекта педагогической работы в теории и практике начального общего образования.

2. Наиболее важными теоретическими предпосылками для решения указанной проблемы являются: уточнение понятий «внеучебная деятельность», «дивергентное мышление», «дивергентное мышление младших школьников», определение критериев, показателей, уровневых характеристик, педагогического механизма формирования дивергентного мышления с позиции закономерностей роста внутренней организации мыследеятельности младших школьников.

3. Целостный процесс теоретических представлений об организации и осуществлении в внеучебной деятельности общеобразовательного учреждения направленного формирования дивергентного мышления младших школьников на основе витагенного опыта в различных видах их интеллектуальной деятельности представлен в виде «мягкой» модели. Модель базируется на принципе «неопределенности гуманистических систем», стратегии применения эвристик, положениях синергетического, системно-деятельностного и личностно ориентированного подходов.

4. Условиями реализации модели формирования дивергентного мышления младших школьников в процессе внеучебной деятельности являются: обеспечение направленности мотивации младших школьников на достижение успеха во внеучебной деятельностисоздание развивающей образовательной среды общеобразовательного учреждения, обеспечивающей инге-рентность учебной и внеучебной деятельностиразработка и реализация про.

169 граммы кружка интеллектуального творчества «ТРИЗ», стимулирующего активность познавательной деятельности младших школьников.

5. Предложена методика, отражающая поэтапный характер реализации содержательных, организационно-педагогических и процессуально-действенных средств роста внутренней организации системы взаимосвязанных компонентов дивергентного мышления младших школьников (когнитивного, мотивационного и личностно-рефлексивного).

6. Результаты педагогического эксперимента позволили зафиксировать качественные, статистически значимые изменения в критериях и уровнях сформированности дивергентного мышления младших школьников экспериментальных групп и незначительную положительную динамику в контрольной. Анализ полученных результатов экспериментальной работы показал, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи научного поиска решены, цель исследования достигнута.

Проведенное исследование показало значимость полученных результатов, однако оно не исчерпывает всех аспектов содержания рассматриваемой проблемы. Перспективы дальнейшего развития данной проблемы могут быть связаны: с совершенствованием модели на основе иных методологических подходовс преемственностью между начальным и основным средним образованием в вопросах формирования и развития дивергентного мышления учащихся в процессе внеучебной деятельностис разработкой учебно-методического обеспечения целенаправленного процесса формирования дивергентного мышлении младших школьников в процессе внеучебной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , H.H. Компетентностный подход в образовании: организация и диагностика Текст. / H.H. Абакумова, И. Ю. Малкова. — Томск: ТГУ, 2007. — 368с.
  2. , А.Н. Система: философская категория и реальность Текст. / А. Н. Аверьянов. M.: Мысль, 1976. — 188 с.
  3. , Ю.П. Обзор прикладных работ по планированию эксперимента Текст. / Ю. П. Адлер, Ю. В. Грановский. М.: Изд-во МГУ, 1967. — 96 с.
  4. , М.А. Классическая механика Текст. / М. А. Айзерман. -Изд. 2-е, перераб. М.: Наука, 1989. — 368 с.
  5. Акимова, М. К. Теоретические подходы к диагностике практического мышления Текст. / М. К. Акимова, В. Т. Козлова, H.A. Ференс. // Вопросы психологии 1999. — № 1. — С.21- 30.
  6. , H.A. Личностно-ориентированное обучение в школе Текст. / H.A. Алексеев. Ростов н / Д: Феникс, 2006. — 332 с.
  7. , Г. С. Основы изобретательства Текст. / Г. С. Альтшуллер.- Воронеж: Центрально-Черноземное издательство, 1964. 240 с.
  8. , Г. С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач Текст. / Г. С. Альтшуллер- отв. ред А.К. Дюнин- СО АН СССР. 2-е изд. испр. и доп. — Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. — 224 с. — (Наука и технический прогресс).
  9. , Г. С. Творчество как точная наука: Теория решения изобретательских задач Текст. / Г. С. Альтшуллер. М.: Советское радио, 1979.- 175 с. (Кибернетика).
  10. , Ш. А. Размышления о гуманной педагогике Текст. / Ш. А. Амонашвили. М.: Перспектива, 1996. — 497 с.
  11. , Б.Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев.- СПб.: Питер, 2001.-339 с.
  12. , Б.Г. Психология и проблемы человекознания Текст. / Б. Г. Ананьев. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 212 с.
  13. , А.Д. Оценка школьных учебников с позиций личностных смыслов и учебных задач Текст. / А. Д. Андреева. М.: Изд.-во «Лика», 2003.-64 с.
  14. , А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров Текст. / А. Г. Асмолов, — М: МПСИ- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. -768 с.
  15. , В.Ф. Античная философия: Теория познания Платона Текст. /В.Ф. Асмус. М.: Высшая школа, 1999. — 540 с.
  16. , В.Г. Общество: системность, познание и управление Текст. / В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1981.- 432 с.
  17. , Ю.К. Оптимизация процесса обучения (Общедидактический аспект) Текст. / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1997. — 186 с.
  18. , Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований Текст. / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  19. , Б.Ц. Психология в работе учителя Текст.: практ. пособие по теории развития, обучения и воспитания. В 2 кн. Кн. 1. / Б. Ц. Бадмаев. -М.: ГИЦ «ВЛАДОС», 2000. 240 с.
  20. , A.C. Ситуация успеха. Как ее создать? Текст. / A.C. Белкин. -М.: Просвещение, 1991. 176 с.
  21. , В. А. Философия образования личности Текст.: деятельностный аспект: моногр. / В. А. Беликов. М.: Владос, 2004. — 357 с.
  22. , В.П. Программированное обучение (дидактические основы) Текст. / В. П. Беспалько. -М.: Высшая школа, 1970. 300 с.
  23. , П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения Текст. В 2 т. Т.2. / П. П. Блонский. М.: Педагогика, 1979. — 378 с.
  24. , В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию Текст.: кн. для учителя / В. Б. Бондаревский -М.: Просвещение, 1985. 144 с.
  25. , Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания Текст.: учеб. пособие для студ. педвузов и слушателей ИПК / Е. В. Бондаревская, C.B. Кульневич. М.: Ростов н/Д, 1999. -560 с.
  26. , Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания гуманистического типа Текст. / Е. В. Бондаревская // Образование в поисках человеческого смысла.-Ростов н/Д, 1995.- С. 11−26.
  27. , Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей Текст. / Д. Б. Богоявленская // Психологический журнал.-1995.-Том 16.-№ 5.-С. 49−57. ,
  28. , Д.Б. Психологические основы интеллектуальной активности Текст.: автореф. дис.. докт. психол. наук / Д. Б. Богоявленская. -М., 1987.-42 с.
  29. , Д.Б. Психология творческих способностей Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Богоявленская. -М.: Академия, 2002. 320 с.
  30. , Л.И. Проблемы формирования личности Текст.: избранные психологические труды / Л.И. Божович- под ред. Д. И. Фельдштейна. -М.: Изд-во. «Ин-т практической психологии" — Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 1997. 352 с.
  31. , A.B. Проблемы психологии субъекта Текст. / A.B. Брушлинский.- М.: Изд-во «ДиректМедиа Паблишинг», 2008. 221 с.
  32. , А.Н. Большой словарь иностранных слов Текст. / А. Н. Булыко. М.: Мартин, 2008. — 704 с.
  33. , М.Г. Комплексный подход к решению проблемы свободного времени школьников Текст. / М. Г. Бушканец. Казань: Наука, 1971. — 120 с.
  34. , М.Г. Педагогические аспекты научной организации свободного времени школьников Текст. / М. Г. Бушканец М.: Просвещение, 1987.-431 с.
  35. , И.А. Особенности умственных действий младших школьников при решении эвристических задач Текст. / И. А. Валеева // Начальная Школа.-1996. № 8. — С. 8 -12.
  36. Введение в психологию Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. A.B. Петровского. М.: Академия, 1996. — 496 с.
  37. , В. История философии. Дух и история Текст. / В. Виндельбанд.- М.: Изд-во Юристь, 1995. 688 с.-(Серия «Лики культуры»).
  38. , И.Л. Кривая всегда вывезет. Геометрия для изобретателей Нить в лабиринте Текст. / И. Л. Викентьев, В.И. Ефремов- сост. А. Б. Селюцкий. — Петрозаводск: Карелия, 1988. -175 с.
  39. , E.H. Основные модели контроля сознания (реформирования мышления) Текст. / E.H. Волков // Журнал практического психолога.-1996.-№ 5.-С. 15−21.
  40. , Б.З. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы Текст./ Б. З. Вульфов, М. М. Поташник.- М.: Просвещение, 1983, — 206с.
  41. , Л.С. Психология Текст. / Л. С. Выготский. М.: ЭКС-МО — Пресс, 2000. — 1006 с.
  42. , Л.Г. Самостоятельная работа учащихся на уроке Текст.: лекция по педагогике для студентов университета / Л. Г. Вяткин. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1978. — 25 с.
  43. , Е.А. Развитие творческого мышления младших школьников в процессе личностно-ориентированного обучения Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. А. Вяхирева.- Саратов, 1997. 23 с.
  44. , П.Я. Формирование умственных действий Текст.: Хрестоматия. Познавательные психические процессы / П.Я.Гальперин- сост. и общ. ред. А. Г. Маклакова. СПб.: Питер, 2001. — 451 с.
  45. , П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий Текст. / П. Я. Гальперин // Исследование мышления в советской психологии.- М.: Наука, 1996. С. 236 — 278.
  46. , П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка Текст. / П. Я. Гальперин. М.: Наука, 1985. — 312 с.
  47. , М.Г. Самостоятельная работа учащихся как средство накопления опыта творческой деятельности Текст. / М. Г. Гарунов // Советская педагогика.- 1973. -№ 3. С. 39 — 44.
  48. , М.С. Формирование интереса к творческой познавательной деятельности у учащихся младшего школьного возраста на основе ТРИЗ Текст.: дис.. канд. пед. наук / М. С. Гафитулин. Челябинск, 1996. -165 с.
  49. , C.B. Познавательная активность и понимание Текст. / C.B. Герасимов // Вопросы психологии.- 1994. № 3. — С. 88 — 94.
  50. , Дж. Три стороны интеллекта Текст. / Дж. Гилфорд // Психология мышления. М.: Прогресс, 1965. — С.433−456.
  51. Гин, A.A. Приемы педагогической техники: свобода выбора, открытость, деятельность, обратная связь, идеальность Текст.: пособие для учителя / A.A. Гин. 5-е изд. — М.: Вита-Пресс, 2004. — 88 с.
  52. , Е.М. Проблемы рационального использования внеурочного времени сельскими школьниками Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук/ Е. М Горенков. М., 1973. — 24 с.
  53. , О.С. Основы педагогики индивидуальности Текст.: учеб. пособие / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк Калининград: Изд-во. Кали-нингр. гос. ун-та, 2000. — 572 е., табл.
  54. , О.С. Общая педагогика Текст.: курс лекций / О. С. Гре-беиюк. Калининград: Изд-во Калинингр. гос. ун-та, 1996. — 107 с.
  55. , JI.A. Педагогические основы развития творческого мышления на начальном этапе становления личности Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук. / J1.A. Григорович. М., 1996. — 19 с.
  56. , Н.Г. Теория и практика педагогического обеспечения личностного саморазвития студентов в контексте эко-культурного подхода Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Н. Г. Григорьева. Хабаровск, 2000. -42 с.
  57. , Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор Текст.: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. -М.: Просвещение, 2010. 126с.
  58. , JI.JI. Психология мышления Текст. / JI.JI. Гурова. М.: Аспект Пресс, 2005 — 136 с.
  59. , Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода Текст. / Э. Н. Гусинский. М.: Школа, 1994.-318 с.
  60. , В.И. Теория обучения: современная интерпретация Текст. / В. И. Загвязинский. М.: Academia, 2008. — 192 с.
  61. , В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования Текст.: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / В. И. Загвязинский, Р. К. Астахов. М.: Academia, 2001. -208 с.
  62. , А.В. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности Текст. / А. В. Захарова, Т. Ю. Андрущенко // Вопросы психологии 1980. — № 4. — С. 90 — 95.
  63. , Н.М. Практическая дидактика для учителя Текст. / Н. М. Зверева. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 256 с.
  64. , И.А. Педагогическая психология Текст. / И. А. Зимняя. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 480 с.176
  65. , М.М. Основы инженерного творчества и компьютерная интеллектуальная поддержка мышления. Азбука ТРИЗ. Педагогический курс Текст.: учеб. пособие / М. М. Зиновкина, A.B. Подкатилин. М.: МГИУ, 1997.- 174 е.: ил.
  66. , М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности Текст. / М. А Данилов // Советская педагогика.- 1961. № 8.- С. 9- 14.
  67. , А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность Текст. / А. Н. Дахин // Педагогика 2003. — № 4 — С. 10 -21.
  68. , Р. Сочинения Текст.: пер. с лат. и франц. В 2 т. Т. 2 / Р. Декарт- сост. ред. вступ. ст. В. В. Соколова. М.: Мысль, 1989. — 654 с. -(Филос. наследие).
  69. , В.Н. Дидактические условия активизации самостоятельной работы студентов Текст.: дис.. канд. пед. наук / В. Н. Донцов. Новосибирск, 1987.- 178 с.
  70. , Л.Я. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве Текст. / Л. Я. Дорфман, Г. В. Ковалева // Вопросы психологии.- 1999. № 2. — С. 101−106.
  71. , А.К. Исследование развития познавательных интересов младших школьников в различных условиях обучения Текст. / А. К. Дусавицкий, В. В. Репкин // Вопросы психологии.-1975. № 3. — С.92 — 103.
  72. , А.К. Развивающее образование. Основные принципы Текст. / А. К. Дусавицкий. Харьков: Центр ГОмро, 1996. — 46 с.
  73. , А. К. Развитие личности в учебной деятельности Текст. / А. К. Дусавицкий. М.: Дом педагогики, 1996 — 204 с.
  74. , А.К. 2x2 = X? Воспитание интеллекта, мышление и личность, развитие творческого мышления у детей в самом начальном периоде обучения Текст. / А. К. Дусавицкий. -М.: Инфолайн, 1995. 176 с.
  75. , А.Я. Педагогические проблемы внеучебного времени старшеклассников Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук. / А. Я. Журкина. -М., 1970.- 19 с.
  76. , В.И. Формулы творчества или Как научиться изобретать Текст. / В. И. Иванов. М.: Просвещение, 1994. — 183 с.
  77. , Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности Текст. / Е. П. Ильин Спб.: Питер, 2011. — 448с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
  78. , Ф.Н. Репрезентативность результатов опроса в маркетинговом исследовании Текст. / Ф. Н. Ильясов // Социологические исследования, 2011.- № 3. С. 112−116.
  79. , Л.Б. Лекции по общей психологии Текст. / Л.Б. Итель-сон. СПб.: Питер, 2004. — 320 с.
  80. , Г. М. Педагогический словарь Текст.: для студ. высш. и сред пед. учеб. заведений / Г. М. Каджаспирова, А. Ю. Каджаспиров. 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 176 с.
  81. , З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости Текст. / З. И. Калмыкова. М.: Педагогика, 1981. — 200 с.
  82. , В.Н. Некоторые подходы к развитию гибкости мышления Текст. / В. Н. Келасьев // Практическое мышление: функционирование и развитие: сб. науч. трудов. М.: Ин-т психологии АН СССР, 1989.- С.96−108.
  83. , В.Н. Структурная модель мышления и проблемы генезиса психики Текст. / В. Н. Келасьев. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984.-216 с.
  84. , В.Е. Современный философский словарь Текст. / В. Е. Кемеров. М.: Академический проект, 2004. — 864 с.
  85. , М.В. Инновация в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии Текст. / М. В. Кларин. Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. — 176 с.
  86. , M.B. Обучение на основе целостного личностного опыта: стратегия гуманизации учебного процесса Текст. / М. В. Кларин // Инновационная деятельность в образовании.- 1994. № 2. — С. 14−15.
  87. , E.H. Синергетика как новое мировоззрение: Диалог с И. Пригожиным Текст. / E.H. Князева, С. П. Курдюмов // Вопросы философии.- 1992. № 12. — С. 3 -20.
  88. , A.B. Общая характеристика проекта «Педагогика творчества» Текст. / A.B. Корзун // Педагогические технологии.- 2004. № 4. -С. 112−114.
  89. , Е.В. Педагогика взаимодействия в современном образовательном процессе Текст.: дис.. д-ра пед. наук / Е.В. Коротаева- Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург: [б. и.], 2000. — 337 с.
  90. , Е.В. Педагогическое взаимодействие: опыт проблемного анализа Текст.: монография / Е.В. Коротаева- Урал. гос. пед. ун-т. -Екатеринбург: [б. и.], 2008. 276 е.: ил.
  91. , Е.В. Педагогические взаимодействия и технологии Текст.: [пособие для учителей и педагогов] / Е.В. Коротаева- Урал. гос. пед. ун-т. -М.: Academia, 2007. 256 с. — (Монографические исследования: педагогика).
  92. , Э.Г. Теория и практика внеурочной работы общеобразовательной школы Текст.: дис. д-ра пед. наук. В 2 т. Т. 1 М., 1972. — 425 с.
  93. , В.В. Методология научного исследования Текст.: пособие для студентов и аспирантов гуманитар, ун-тов. / В. В. Краевский. -СПб.: СПб ГУП, 2001.- 128 с.
  94. Краткий психологический словарь Текст. / сост. JI.A. Карпенко- под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. -431с.
  95. , Н.К. Педагогические сочинения Текст. В 6 т. Т.1 / Н. К. Крупская. -М.: Просвещение, 1969. 342 с.
  96. , Г. Ю. Оценочная деятельность учителя Текст.: учебно-методическое пособие / Г. Ю. Ксензова. М.: Педагогическое общество России, 1999.- 121с.
  97. , Н.В. Способности, одаренность, талант учителя Текст. / Н. В. Кузьмина. Л.: Знание, 1985. — 32 с.
  98. , B.C. Общие основы педагогики Текст. / B.C. Кукушин. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. — 476 с.
  99. , И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) Текст. / И. Ю. Кулагина. М.: «РОУ», 1996. — 180 с.
  100. , И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека Текст. / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. М.: ТЦ «Сфера», 2006. — 464 с.
  101. Культура современного урока Текст. / под ред. Н. Е. Щурковой. -Смоленск, 1997.- 116 с.
  102. , В.Л. Азбука здравомыслия Текст. / В. Л. Леви. М.: Метафора, 2004 — 739 с.
  103. , А.Н. Избранные психологические произведения Текст. В 2 т. Т.1 /А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983. — 387 с.
  104. , И.Я. Проблемное обучение Текст. / И. Я. Лернер. -М.: Знание, 1974.-164 с.
  105. Лингвистический энциклопедический словарь Текст. / под ред. В. А. Виноградова, В. Н. Ярцева. М.: Сов. Энциклопедия, 1990. — 685 с.
  106. , В.В. Развитие творческого воображения у детей Текст.: учеб.-практ. пособие / В. В. Лихолетов, Ю. Ф. Прохоров, А. П. Киселев. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2001 — 62 с.
  107. , В.В. Технологии творчества: теоретические основы, моделирование, практика реализации в профессиональном образовании Текст.: монография / В. В. Лихолетов. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2001. -288 с.
  108. , В.В., Шмаков Б. В. Развитие творческого воображения: учеб. пособие Текст. / В. В. Лихолетов, Б. В. Шмаков. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008.- 164 с.
  109. , В.В. Русский толковый словарь Текст. / В. В. Лопатин, Л. Е. Лопатина. М.: Эксмо, 2007. — 928 с. — (Библиотека словарей).
  110. , Л.И. Экономико-математический словарь Текст. / Л. И. Лопатников. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело, 2003. — 520 с.
  111. , А.Р. Лекции по общей психологии Текст. / А. Р. Лурия. -СПб.: Питер, 2004. 320 с.
  112. , А.Д. Понятие мышления у Ильенкова и Спинозы Текст. / А. Д. Майданский // Вопросы философии.- 2002. № 8. — С.78 -83.
  113. Майданник, И. А Развитие дивергентной исследовательской активности у учащихся младших классов Текст. / И. А. Майданник // Современные проблемы истории, экономики и техники. Т. 4. -М., 2000. С. 57- 59.
  114. , И.А. Развитие дивергентного мышления у старших дошкольников в процессе креативных игр Текст.: дис.. канд. психол. наук / И. А. Майданник. Ставрополь, 1997. — 165 с.
  115. , А.Г. Общая психология Текст. / А. Г. Маклаков. -СПб.: Питер, 2005. 583с.
  116. , A.C. Избранные педагогические сочинения Текст.: В 2 т. Т.1/ A.C. Макаренко. М.: Педагогика, 1977. — 334 с.
  117. , А.К. Формирование мотивации учения Текст. / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
  118. , И.И. Внеклассная деятельность как средство формирования активной жизненной позиции подростка Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / И. И. Масло. Рига, 1987. — 24 с.
  119. , А.Г. Мотивация и личность Текст. / А. Г. Маслоу. СПб.: Евразия, 1999.-478с.
  120. Математический энциклопедический словарь Текст. / под. ред.
  121. Ю.В. Прохорова.- М.: Советская энциклопедия, 1988. 848 с.181
  122. , А. М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций Текст. / А. М. Матюшкин. М.: Из-во: КДУ, 2009. — 190 с.
  123. , А. М. Концепция творческой одаренности Текст. / А. М. Матюшкин // Вопросы психологии.- 1989. № 6. — С.29 — 33.
  124. Митина, J1. М. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение Текст. / Л. М. Митина, Ю. А. Кореляков, Г. В. Шавырина.- М.: Академия, 2005. 336 с.
  125. , В. Л. Педагогические условия оптимального взаимодействия субъектов обучения при организации личностно-ориентированного образовательного процесса Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. Л. Моложавенко. Тюмень, 1989. — 26 с.
  126. Мотивация личности: (Феноменология, закономерности и механизмы формирования) Текст.: сб. научн. тр. / под ред. А. А. Бодалева. -М.: НИИОП, 2004. 320 с.
  127. , А. В. Социальная педагогика Текст.: учеб. пособие для студ. пед. вузов / В. А. Мудрик- под ред. В. А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Академия, 2000. — 200 с.
  128. , И. Н Возможный подход к обучению учиться. Творчество во имя достойной жизни Текст.: тезисы доклада Междунар. науч.-практ. конференции Петрозаводск, 16−17 авг. 2000. / И. Н. Мурашковска.- Петрозаводск, 2000. С. 49 — 51.
  129. , Ю. С. Запчасти для, таланта Электронный ресурс. /
  130. Ю.С. Мурашковский. Режим доступа: http: //www.temm.ru/ru/section.php?docId=3451. (дата обращения: 18.12.2010).182
  131. , В. В. Логические основания планирования эксперимента Текст. / В. В. Налимов, Т. И. Голикова. М.: Металлургия, 1980. — 152 с.
  132. , А. А. Дидактические модели реализации проблемно-ориентированного обучения Текст.: дис.. канд. пед. наук / A.A. Нестеренко.-М., 2006.- 173 с.
  133. , Г. Самоорганизация в неравновесных системах Текст. / Г. Николис, И. Р. Пригожин. М.: Мир, 1979. — 512 с.
  134. , Д.И. Искусство творческого мышления Текст. / Д. И. Ниренберг. Минск: Попурри, 1996. — 240 с.
  135. , Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи) Текст. / Д. А. Новиков. М.: МЗ-Пресс, 2004. — 67 с.
  136. , П.В. Формирование ребенка как субъекта деятельности и общения Текст. / П. В. Новиков // Современные проблемы психолого-педагогических наук / ГОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт». Саранск, 2001. — Вып. 17. — С. 123 -126.
  137. , Л.И. Школа и среда Текст. / Л. И. Новикова. М.: Знание, 1985. — 80 с.
  138. , И.Б. О моделировании сложных систем Текст. / И. Б. Новик. -М.: Мысль, 1965.-335с.
  139. , Л.Я. Философский анализ понятий «организация» и «самоорганизация» в современном научном познании Текст.: дис.. канд. философ. наук / Л. Я. Няпинен.- Тарту, 1984. 206 с.
  140. Общая психология Текст.: учеб. для вузов / под ред. A.B. Карпова. -М.: Гардарики, 2005. 229 с.
  141. , С.И. Словарь русского языка Текст. / С.И. Ожегов- под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1987. — 750 с.
  142. Оптимизация учебно-воспитательного процесса Текст.: метод, рекомендации / Ю. К. Бабанский, М. М. Поташник. -М.: Педагогика, 1981. 91 с.
  143. , Г. П. Свободное время и гармония развития личности Текст. / Г. П. Орлов. М.: Знание, 1974. — 64 с.
  144. , Ю.М. Восхождение к индивидуальности Текст.: кн. для учителя / Ю. М. Орлов. М.: Просвещение, 1991. — 287 с.
  145. , А.К. Проблемы исследования субъектной активности Текст. / А. К. Осницкий // Вопросы психологии.- 1996. -№ 1. у С. 5 19.
  146. , В. Д. Изучение бюджетов времени в России XX в. Текст. / В. Д. Патрушев, В. А. Артемов, О. В. Новохацкая // Социологические исследования.-2001. № 6.- С. 112−120.
  147. Педагогика Текст.: учеб. пособие для студентов пед. институтов / Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин и др.- под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение. — 1983 — 608 с.
  148. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений / под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. М.: Академия, 2008. -352с.
  149. , A.A. Социолого-педагогические проблемы рациональной организации свободного времени сельских старшеклассников Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / A.A. Пермяков. -М., 1982. 18 с.
  150. , Ж. Речь и мышление ребенка Текст. / Ж. Пиаже. СПб.: Питер, 1997.-256 с.
  151. , В.Ю. Основы педагогической технологии Текст.: учеб-но-метод. пособие / В. Ю. Питюков. М.: «Гном и Д», 2001. — 192 с.
  152. , Ю.С. Совершенствование организации культурного досуга старшеклассников на основе приобщения к музыкальной деятельности Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Ю. С. Плыска. Киев, 1990. — 22 с.
  153. , И.П. Педагогика. Новый курс Текст.: учебник для студентов пед. вузов. В 2 кн./ И. П. Подласый. М. Гуманитарный издательский центр «Владос», 1999.- 556 с.
  154. , Я.А. Психология творчества Текст. / Я. А. Пономарев. -М.: Наука, 1976.-304 с.
  155. , A.A. Математические методы в педагогике Текст.: учебное пособие / А. А. Попова. Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2010. — 117 с.
  156. , Н.М. Педагогические условия формирования творческого мышления учащихся Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. М. Пручкина. Магнитогорск, 1998. -24 с.
  157. Психология индивидуального и группового субъекта Текст. / под ред. A.B. Брушлинского. -М.: Изд-во ПЕРСЭ. 2002. — 368 с.
  158. Психология. Текст.: учебник для гуманитарных вузов / под ред. В. Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2002. — 315 с.
  159. Психология. Текст.: учебник для студентов высших пед. учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, E.H. Шиянов- под ред. В. А. Сластенина.- 2-е изд., стереотип. -М.: Академия, 2001. 512 с.
  160. , Н.П. Формирование системы обеспечения качества подготовки специалиста в условиях технического вуза Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Н. П. Пучков. Елец, 2004. — 42 с.
  161. П.И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой Текст. / П. И. Пригожин, И Стенгерс. М.: Наука, 1986. — 437 с.
  162. , О.С. Оптимология. Общенаучные и философско-методологические основы Текст. / О. С. Разумовский. М.: ИДМИ, 1999. — 286 с.
  163. , Н.Ф. Популярный биологический словарь Текст. /
  164. Н.Ф. Реймерс. -М.: Наука, 1991.-544 с.185
  165. , Г. В. Оценка уровня сформированное&trade- учебной деятельности Текст. / Г. В. Репкина, Е. В. Заика. Томск: Пеленг, 1993. — 61с. -(Библиотека развивающего обучения).
  166. , A.A. Оперативное решение творческих мыслительных задач в структуре познавательных способностей школьников Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук / A.A. Рожкова. Ставрополь. 2005. — 42 с.
  167. , C.JT. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2005. — 713 е.: ил.
  168. , Н.П. Теория и практика подготовки будущего учителя к осуществлению экономического образования школьников Текст.: автореф. дис.. д-ра наук / Н. П. Рябинина. М., 1998. — 36 с.
  169. , А.И. Маленькие исследователи в реальной жизни Текст. / А. И. Савенков // Дошкольное образование. 2004. — № 7. — С. 6 — 19.
  170. , А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе Текст.: учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений / А. И. Савенков. М.: Академия, 2000. — 232 с.
  171. , А.И. Одаренный ребенок дома и в школе Текст. / А. И. Савенков. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. — 272 с.
  172. , Е.И. Возрастные особенности ориентации ребенка на оценку и самооценку Текст. / Е. И. Савинько // Проблемы психологии личности и социальная психология. М., 1966. — С. 302 — 305.
  173. , C.B. Социально-педагогические условия организации внеучебной деятельности школьников Текст.: методическое пособие / C.B. Сальцева. -М.: Просвещение, 1998. 136 с.
  174. , А.Н. Педагогический потенциал социализации Текст. / А. Н. Свиридов. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004. — 264 с.
  175. , Г. К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация Текст. / Г. К. Селевко. М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 144 с.
  176. , Г. К. Современные образовательные технологии Текст.: учеб. пособие / Г. К. Селевко. М.: ВЛАДОС, 2001. — 256 с.
  177. , Е.И. Игровые технологии в работе с детьми групп риска Текст. / Е. И. Середа, М. С. Ерохина. Псков: «ГИМЕНЕЙ», 2006. — 142 с.
  178. , Т.А. Система творческих заданий как средство формирования креативности на начальном этапе становления личности Текст.: ав-тореф. дис.. канд. психол. наук / Т. А. Сидорчук. М.:МГИУ, 1998. — 22 с.
  179. А.Н. Основы преемственности личностного развития учащихся / А. Н. Свиридов // Философия образования. 2006. — Спецвыпуск, август 2006. — С. 219−221 4.
  180. , М.Н. Проблемы современной дидактики Текст. / M. Н. Скаткин. 2-е изд. — М.: Педагогика, 1984. — 96 с.
  181. Словарь психолога-практика Текст. / сост. С. Ю. Головин. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ACT, 2001. — 976 с.
  182. , Е.Б. Современная психология: формы интеллектуальной жизни Текст. / Е. Б. Старовойтенко. М.: Академический проект, 2001.-544 с.
  183. , Л.Д. Основы психологии Текст. / Л. Д. Столяренко. -Ростов-н/ Д.: Феникс, 2000. 672 с.
  184. , Л.Д. Психология Текст.: учебник для вузов / Л. Д. Столяренко. СПб.: Питер, 2006. — 592 с.
  185. , Г. В. Структурно-алгоритмический анализ и синтез деятельности Текст. / Г. В. Суходольский. М.: Академический проект, 2001.-544 с.
  186. , В.А. Избранные педагогические сочинения Текст. В 3 т. Т.2 / В. А. Сухомлинский. М: Педагогика, 1980. — 384 с.
  187. , Г. В. Творческие задания как средство развития креативных способностей школьников в учебном процессе Текст.: дис.. канд. пед. наук дис. 13.00.01 / Г. В. Терехова. — Челябинск, 2002. — 175 с.
  188. , А.И. Социально-педагогическое обеспечение профессионального становления студентов гуманитарных факультетов университета Текст.: авторефер. дис.. д-ра пед. наук / А. И. Тимонин. Кострома, 2008. — 42 с.
  189. Трубайчук, J1.B. «Интеграция знаний как способ оптимизации начального образования» Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / JI.B. Трубайчук. -Челябинск, 1996. -24 с.
  190. , JI.B. Становление и развитие личности младшего школьника в образовательном процессе Текст. / JI.B. Трубайчук. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. — 242 с.
  191. , Г. Л. Успех и эффективность Текст. / Г. Л. Тульчинский // Ведомости. Российская модель успеха. Тюмень: НИИ-ПЭ, 1996.- Вып.6. -С. 35 -39.
  192. , Г. Л. Поддержание мотивации Текст. / Г. Л. Тульчинский // Персонал-микс. 2001. — № 1 (2). — С.48−51.
  193. , А.Д. Общенаучный статус и функции системного подхода Текст. / А. Д. Урсул // Системные исследования. Ежегодник. М.: Наука, 1977.-С.29−47.
  194. , Д.Н. Большой толковый словарь русского языка. Современная редакция Текст. / Д. Н. Ушаков. М.: ООО «Дом славянской книги», 2008.-960 с.
  195. , В.П. Творчество в системе образования Текст.: моногр. / В. П. Ушачев. М.: МПГУ, 1995. — 219 с.
  196. , В.П. Психолого-педагогические основы формирования творческой активности школьника Текст. / В. П. Ушачев, В. Д. Путилин. -Магнитогорск: МГПИ, 1998. 62 с.
  197. , К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии Текст. / К. Д. Ушинский. М.: Педагогика, 1990. — 402 с.
  198. , М.И. Динамика развития творческой и интеллектуальной одаренности в младшем школьном возрасте Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук / М. И. Фидельман. М., 1995. — 321 с.
  199. Философский словарь Текст. / под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1987. — 590 с.
  200. , Н.Е. Связь творческого познания с особенностями личности младшего школьника Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук: (19.00.07) / Н.Е. Фоменко- МПГУ им. Ленина. -М., 1995. 16 с.
  201. , Л.М. Концепция личностно ориентированного образования Текст. / Л. М. Фридман // Завуч. 2000. — № 8 — С. 77 — 87.
  202. , Л.М. Изучение процесса личностного развития ученика Текст. / Л. М. Фридман. М.: Педагогика, 1995. — 45 с.
  203. , А. Современная наука об обществе Текст. / А. Фулье. -М.: КомКнига, 2007. 344 с. — (Серия: Из наследия мировой философии. Социальная философия).
  204. , М. Европейский нигилизм. Время и бытие: Статьи и выступления Текст. / М. Хайдеггер, М.: Республика, 1993. — 386 с.
  205. , Г. Принципы работы головного мозга: Синергетический подход к активности мозга, поведению и когнитивной деятельности Текст. / М.: Изд-во ПЕРСЭ, 2001. 353 с.
  206. , И.Ф. Педагогика Текст.: учеб. пособие / И. Ф. Харламов. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Высшая школа, 1990. -576 с.
  207. , H.H. Теория решения изобретательских задач ТРИЗ. Краткая справка Текст. / H.H. Хоменко // Педагогика + ТРИЗ. Гомель: Система ТРИЗ-ШАНС, 1998. — 218 с.
  208. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления Текст. / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М.: Наука, 1981. — 401 с.
  209. , Н.Ю. Тренинг креативности Текст. / Н. Ю. Хрящева, С. И. Макшанов // Психогимнастика в тренинге / под ред. Н. Ю. Хрящевой. -СПб.: Ювента- Институт тренинга, 1999. 256 с.
  210. , A.B. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования Текст. / A.B. Хуторской // Народное образование. 2003. — № 2. — С.58 — 64.
  211. , A.B. Современная дидактика Текст.: учебник для вузов / A.B. Хуторской. СПб.: Питер, 2001. — 544 с.
  212. , A.B. Дидактические основы эвристического обучения Текст.: автореф. дис. докт. пед. наук. М.: Mill У, 1998. — 37 с.
  213. , A.B. Дидактическая эвристика Текст.: теория и технология креативного обучения/ A.B. Хуторскрй. М.: Изд-во МГУ, 2003. — 416 с.
  214. Л. Теория личности Текст. / Л. Хьелл, Д. Зиглер. СПб.: ПИТЕР, 1997.-484 с.
  215. , С.Т. Избранные педагогические сочинения Текст. В 2 т. Т. 2 / С. Т. Шацкий. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1958. — 426 с.
  216. , В.А. Развитие системно-логического мышления учащихся в процессе изучения теории решения изобретательских задач (Триз) Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук 13.00.01 / В. А. Ширяева. Саратов, 2000. — 24 с.
  217. , Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе Текст.: учеб. пособие / Г. И. Щукина. М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
  218. , Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: учеб. пособ. для вузов по спец. «Социальная педагогика», «Педагогика» Текст. / Н. Е. Щуркова. СПб.: Питер, 2005. — 366 с.
  219. , Г. А. Развитие учебной самостоятельности средствами школьного образования Текст. / Г. А. Цукерман, A. J1. Венгер // Психологическая наука и образование, 2010. № 4. — С.77−90.
  220. Г. А. Взаимодействие ребенка и взрослого, творящее зону ближайшего развитияТекст. / Г. А. Цукерман // Культурно-историческая психология, 2006. № 4. — С.61−73.
  221. , Н.В. Теоретические основы учебно-методического обеспечения процесса изучения педагогических дисциплин в педагогическом вузе Текст.: дис.. .д-ра пед. наук / Н. В. Чекалева. СПб., 1998. — 426 с.
  222. Энциклопедический словарь. Современная версия Текст. /под ред. Ф. А. Брокгауза, И. А. Эфрона. М.: Эксмо, 2007. — 672 с.
  223. , Д.Б. Возрастные особенности младших подростков Текст. / Д. Б. Эльконин. М.: Просвещение, 1967. — 386 с.
  224. , В. Философия творчества в диалогах Платона Текст. / В. Яковлев // Вопросы философии. -2003. -№ 6. С. 142−154.
  225. , A.B. Дивергенция Текст. / A.B. Яблоков // Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1972. — Т. 8. — 897 с.
  226. A.B. Эволюционное учение Текст. / П. В. Яблоков, А. Г. Юсупов. М.: Высшая школа, 2004. -312 с.
  227. , И. С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения Текст. / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. 1995. -№ 2. — С.25−38.
  228. , И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе Текст. / И. С. Якиманская. -М.: Сентябрь, 1996. -96 с.191
  229. , И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения Текст. /И.С. Якиманская // Вопросы психологии. 1995. -№ 2. -С.31−41.
  230. , И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников Текст. /И.С. Якиманская // Вопросы психологии. 1994. — № 2. — С. 64−77.
  231. , E.JI. Психология развитие творческого потенциала личности Текст. / Е. Л. Яковлева. М.: Флинта, 1997. — 287с.
  232. , Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника Текст. / Е. Л. Яковлева. -М.: Международный Образовательный и Психологический колледж, 1996. 186 с.
  233. Guilford, J.P. The nature of human intelligence Техт. / J. P. Guilford. -New York: GrawHill, 1968.-334 p.
  234. Guilford, J.P. The one-may relation between creative potential and IQ Техт. / J.P. Guilford// Journal of creative behavior. Buffalo, 1973. — V.7. -P. 124−139.
  235. Mednick, S.A. The associative basis of the creative process Техт. / S.A. Mednick // Psychological Review. -1962. № 69. — P. 220−232.
  236. Torrance E.P. The nature of Creativity as Manifest in its Testing Техт. / E.P. Torrance / The nature of Creativity //Sternberg R.J. (Ed) Cambridge, 1988. -379 p.
Заполнить форму текущей работой