Формирование информационно-исследовательской компетенции учащихся общеобразовательных учреждений
Диссертация
Вторая глава диссертационного исследования посвящена экспериментальной работе по формирования информационно-исследовательской компетенции учащихся общеобразовательных учреждений с внедрением в образовательный процесс разработанной нами модели и комплекса педагогических условий её реализации. Целью экспериментальной работы являлась проверка выдвинутой гипотезы, согласно которой формирование… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы формирования информационно-исследовательской компетенции учащихся общеобразовательных учреждений
- 1. 1. Формирование информационно-исследовательской компетенции учащихся общеобразовательных учреждений как педагогическая проблема
- 1. 2. Модель формирования информационно-исследовательской компетенции учащихся общеобразовательных учреждений
- 1. 3. Педагогические условия реализации модели формирования информационно-исследовательской компетенции учащихся общеобразовательных учреждений
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Экспериментальная работа по формированию информационно-исследовательской компетенции учащихся общеобразовательных учреждений
- 2. 1. Цель, задачи и методы осуществления экспериментальной работы
- 22. Реализация модели формирования информационно-исследовательской компетенции учащихся общеобразовательных учреждений
- 2. 3. Оценка и анализ результатов экспериментальной работы
Список литературы
- Абдулова, Л.Ш. Формирование исследовательской компетентности студентов колледжа на основе синергетического подхода: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Абдулова Людмила Шунгаевна Элиста, 2010. — 169 с.
- Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. — 335 с.
- Аверьянов, А.Н. Система: философская категория и реальность / А. Н. Аверьянов. М.: Мысль, 1976. — 188 с.
- Аверьянов, А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы /
- A.Н. Аверьянов. -М.: Политиздат, 1985. 263 с.
- Адольф, В.А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя: дис.. д-ра. пед. наук: 13.00.08 / Адольф Владимир Александрович. М., 1998. — 357 с.
- Альникова, Т.В. Формирование проектно-исследовательской компетенции учащихся на элективных курсах по физике: дис.. канд. пед. наук / Альникова Татьяна Владимировна. Томск, 2007. — 174 с.
- Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития, -2-е изд. /
- B.И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.
- Андреев, В.И. Эвристическое программирование практической деятельности / В. И. Андреев. М.: Высшая школа, 1981. — 240 с.
- Артюхина, А.И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен: монография / А. И. Артюхина. Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2006. — 237 с.
- Арцев, М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для учащихся и педагогов /МЛ Арцев //Завуч. -2005. -№ 6. С. 4−29.
- Афанасьев, В.Г. Общество: системность, познание и управление / В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1981. — 432 с.
- Афанасьев, В.Г. Системность и общество / В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1980.-368 с.
- Бабанский, Ю.К. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических институтов / Ю. К. Бабанский. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1988.-478 с.
- Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982. — 148 с.
- Базелюк, В.В. Формирование конфликтологической компетентности будущего учителя: учебное пособие / В. В. Базелюк. Челябинск: Челяб. гос. пед. ун-т, 2007. — 122 с.
- Байденко, В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования: методическое пособие / В. И. Байденко. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. — 114 с.
- Байденко, В.И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) / В. И. Байденко // Высшее образование в России.-2004.-№ 11.- С. 3−13.
- Байзулаева, O.JI. Развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся профильных классов лицея на основе интегративно-личностного подхода: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Байзулаева Ольга Леонидовна. Магнитогорск, 2010. — 25 с.
- Баранников, А.В. Содержание общего образования: компетентностный подход / А. В. Баранников. М.: ГУ ВШЭ, 2002. — 114 с.
- Басов, М.Я. Избранные психологические произведения / М. Я. Басов. М.: Наука, 1991.-568 с.
- Башев, B.B. Психологические условия формирования ответственного действия в подростковом возрасте: автореф. дис.. канд. псих, наук: 19.00.13 / Башев Вячеслав Владимирович. Красноярск, 2000. — 18 с.
- Белкин, A.C. Компетентность. Профессионализм. Мастерство / A.C. Белкин. Челябинск: Юж. — Ур. кн. изд-во, 2004. — 176 с.
- Бермус, А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании Электронный ресурс. / А. Г. Бермус // Эйдос: Интернет-журнал. Эйдос, 1998−2009. — 2005. — 10 сент. — Режим доступа: http://eidos.ru/journal/htm.
- Беспалько, В.П. Основы теории педагогических систем (Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем) / В. П. Беспалько. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1977. — 304 с.
- Беспалько, В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов / В. П. Беспалько. М.: Высш. школа, 1989. — 304 с.
- Блауберг, И.В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, В. Н. Садовский. М.: Наука, 1976. — 270 с.
- Бодалев, A.A. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения / A.A. Бодалев. М.: Флинта Наука, 1998. — 168 с.'
- Божович, Е.Р. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы / Е. Р. Божович // Вопросы психологии. 1997. — № 1. — С. 33−34.
- Болотов, В.А. Компетентностная модель: от цели к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. 2003. — № 10. — С. 16−21.
- Большакова, З.М. Эвристико-алгоритмическая модель педагогической деятельности: монография / З. М. Большакова. Челябинск, изд-во ЧГПУ, 2000. — 223 с.
- Большой энциклопедический словарь: в 2 т. / под ред. A.M. Прохорова. -М.: Совет, энцикл., 1998. 1456 с.
- Бондаревская, Е.В. Парадигма как методологический регулятив педагогической науки и инновационной практики / Е. В. Бондаревская // Педагогика. -2007.-№ 6. -С. 3−10.
- Буева, Л.П. Человек: деятельность и общение / Л. П. Буева. М.: Мысль, 1978.-216 с.
- Буева, Л.П. Человеческий фактор: новое мышление и новое действие: Философские заметки / Л. П. Буева. М.: Знание, 1988. — 63 с.
- Булыгина, МБ. Педагогические условия развития культурологической компетенциипри обучении иностранному языку: автореф. дисканд. пед. наук: 13.00.01 / Булыгина
- Маргарита Викторовна Екатеринбург, 1997. -19 с.
- Бурулава, М.Н. Интеграция содержания образования / М. Н. Бурулава. -М.: Педагогика, 1993. 172 с.
- Валеев, Г. А. Математическая статистика: учебное пособие / Г. А. Валеев, З. С. Валеева. Челябинск: Челяб. ин-т путей сообщения, 2011. — 59 с.
- Варданян, Ю.В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием (на материале подготовки педагога и психолога): дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Варданян Юлия Владимировна. М., 1998. — 353 с.
- Введенский, В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога / В. Н. Введенский // Педагогика. 2003. — № 10. — С. 51−55.
- Ведерникова, JI.B. Подготовка педагога как творческого профессионала: учебное пособие / JI.B. Ведерникова. Ишим: Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2006. — 112 с.
- Вербицкий, A.A. Компетентностный подход и теория компетентностного обучения / A.A. Вербицкий. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 84 с.
- Витт, A.M. Развитие информационной компетентности у студентов технического вуза: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Витт Анастасия Михайловна. Челябинск, 2005. — 200 с.
- Воровщиков, С.Г. Развитие учебно-познавательной компетентности старшеклассников: управленческий аспект / С. Г. Воровщиков. М.: АПКиП-ПРО, 2006. — 232 с.
- Выготский, Л.С. Лекции по психологии / Л. С. Выготский. СПб.: СОЮЗ, 1997.- 142 с.
- Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1991. — 366 с.
- Габай, Т.В. Учебная деятельность и ее средства: монография / Т. В. Габай, М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. 255 с.
- Гальперин, ПЛ. Лекции по психологии: учебное пособие для студентов вузов / ПЛ. Гальперин.-2-е изд. -М: Моск. псих-социал. инст-т, 2005. 399 с.
- Голуб, Г. Б. Метод проектов как технология формирования ключевых ком-петентностей учащихся / Г. Б. Голуб, О. В. Чуракова. Самара, 2003. — 151 с.
- Гордеева, H.A. Воображение инвариант творческого саморазвития научно-исследовательской деятельности / H.A. Гордеева // Инновации в образовании. — 2006.-№ 4. — С. 115−122.
- Гоферберг, A.B. Формирование информационной компетентности студентов факультета технологии и предпринимательства: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Гоферберг Александр Викторович. Ишим, 2006. — 150 с.
- Гудкова, Т.А. Формирование информационной компетентности будущего учителя информатики в процессе обучения в вузе: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.08 / Гудкова Татьяна Александровна. Чита, 2007. — 24 с.
- Гусинский, Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода / Э. Н. Гусинский. М.: Школа, 1994. — 184 с.
- Давыдов, В.В. Виды общения в обучении / В. В. Давыдов. М.: Педагогическое общество в России, 2000. — 480 с.
- Дахин, А.Н. Моделирование компетентности участников открытого общего образования: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Дахин Александр Николаевич. Нижний Новгород, 2012.-45 с.
- Делор, Ж. Образование: сокрытое сокровище / Ж. Делор. Париж: UNESCO, 1996.-31 с.
- Демин, М.В. Природа деятельности: монография / М. В. Демин. М.: Изд-воМГУ, 1984.- 168 с.
- Демьянова, Ж.В. Модель формирования лингвострановедческой компетенции: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Демьянова Жанна Викторовна. -Шадринск, 2006. 214 с.
- Деркач, A.A. Акмеологическая оценка профессиональной компетентности государственных служащих: учебное пособие / под общ. ред. A.A. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2006. — 108 с.
- Дерябо, С.Д. Диагностика эффективности образовательной среды / С. Д. Дерябо. М., 1997. — 89 с.
- Деятельность: теории, методология, проблемы / сост. И. Т. Красавин. М.: Политиздат, 1990. — 366 с.
- Долгова, В.И. Эмпатия и коммуникативная компетентность: монография / В. И. Долгова, Е. В. Мельник. Челябинск: Изд-во АТОКСО, 2007. — 252 с.
- Долгодворова, Т.И. Проектно-исследовательская деятельность как средство самореализации в педагогической науке: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / Долгодворова Татьяна Ивановна. Омск, 2000. — 25 с.
- Долженко, Ю.А. Проблемы формирования «успешного» педагога в системе постдипломного образования: практико-ориентированное пособие для руководителей ОУ / Ю. А. Долженко. Барнаул: АКИПКРО, 2001. — 569 с.
- Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. -СПб.: ПитерКом, 1999. 149 с.
- Завьялов, А.Н. Формирование информационной компетентности студентов в области компьютерной технологии: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Завьялов Андрей Николаевич. Тюмень, 2005. — 129 с.
- Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, Р. Ахтанов. М.: Академия, 2001. — 207 с.
- Зайцева, ЕМ Технология управления развитием информационной компетентности студентов радиотехнических специальностей: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Зайцева Елена Михайловна. Ижевск, 2007. -24 с.
- Зайцева, О.Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Зайцева Ольга Борисовна. Брянск, 2002. — 19 с.
- Зеер, Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э. Ф. Зеер, Э. Н. Симанюк // Высшее образование в России. -2005.-№ 4.-С. 23−30.
- Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учебное пособие / Э. Ф. Зеер, A.M. Павлова, Э. Э. Сыманюк. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. — 216 с.
- Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер. 2-е изд., перераб., доп. — Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 336 с.
- Зимняя, ИА. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентно-стного подхода в образовании. Авторская версия / ИА. Зимняя. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. -134 с.
- Зимняя, НА Ключевые компетенции новая парадигма результата образования / ИА Зимняя //Высшее образование сегодня. -2003. -№ 5. -С. 34−42.
- Зимняя, И.А. Научно-исследовательская работа: методология, теория, практика, организация и проведение: экспериментальная авторская программа / И. А. Зимняя. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. — 28 с.
- Иванов, Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании / Д. А. Иванов // Управление современной школой. Завуч. 2008. -№ 1. — С. 4−24.
- Иванов, Д.Е. О формировании информационно-исследовательской компетенции у старшеклассников / Д. Е. Иванов // Вестник ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет». 2007. — № 3. — С. 28−31.
- Иванова, Д.И. Компетентностный подход в образовании / Д. И. Иванова, K.P. Митрофанов, О. В. Соколова. М.: АПК и ПРО, 2003. — 101 с.
- Игнатова, Е.С. Роль научной библиотеки ПГНИУ в формировании информационно-исследовательской компетенции студентов / Е. С. Игнатова Электронный ресурс. Режим доступа: http://prcon/ru/book/nm-pakhomov/ro 1 -nauchnaibiblioteki.
- Иллюстрированный энциклопедический словарь / ред. кол.: Бороду-лин А.Н. и др. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1995. — 894 с.
- Иодко, А.Г. Система занятий для развития умения рассуждать / А. Г. Иодко, E.H. Емельянова, A.B. Васков // Химия в школе. 1999. — № 7. — С. 11−19.
- Ионова, О.Н. Формирование информационной компетентности взрослых в процессе дополнительного образования: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Ионова Ольга Николаевна. Великий Новгород, 2007. — 173 с.
- Казаков, И.С. Формирование готовности к саморазвитию информационной культуры у студентов педагогического вуза: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Казаков Игорь Сергеевич. Майкоп, 2006. — 26 с.
- Калугина, Т.Г. Научно-исследовательская работа учащихся в инновационном учебном заведении: учебно-методическое пособие / Т. Г. Калугина. -Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1997. 19 с.
- Кальней, В.Н. Мониторинг качества образования в школе / В. Н. Кальней, С. Е. Шишов. М.: Педагогика, 1999. — 354 с.
- Кан-Калик, В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс: Исследование субъектно-эмоциональной сферы творческого процесса педагога / В.А. Кан-Калик. Грозный: Чеч.-Ингуш. кн. изд-во, 1976. — 288 с.
- Карнаухова, И.Б. Поисково-исследовательская деятельность как средство развития творческой самостоятельности студентов в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Карнаухова Ирина Борисовна. М., 2000. — 26 с.
- Кларин, МБ. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии /МВ. Кларин.-Рига: Эксперимент, 1995. -176 с.
- Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Стенограмма обсуждения доклада А. В. Хуторского в РАО // Интернет-журнал «Эйдос». Режим доступа: 2002. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423-l.htm.
- Кляэрсг, М Рассмотрение компетентности в психологической концепции совершенствования управления производством организации. Актуальные проблемы психологии труда / М. Кляэрсг. Тарту: ТГУ, 1980. — С.45−67.
- Ковалева, Т.М. Школьные умения и ключевые компетентности что общего и в чём различие / Т. М. Ковалева. — М., 2003. — 85 с.
- Кожукова, М.Ю. Формирование исследовательских умений старшеклассников в научном обществе учащихся: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Кожукова Марина Юрьевна. Оренбург, 2004. — 173 с.
- Козырев, В.А. Образовательная среда. Языковая ситуация. Речевая культура: монография / В. А. Козырев. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.- 171 с.
- Козырева, O.A. Компетентность современного учителя: современная проблема определения понятия / O.A. Козырева // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. — № 2. — С. 48 — 51.
- Конаржевский, Ю.А. Системный подход к анализу воспитательного мероприятия: учебное пособие по спецкурсу / Ю. А. Конаржевский. Челябинск: ЧГПИ, 1980. — 93 с.
- Конаржевский, Ю.А. Что нужно знать директору школу о системе и системном подходе / Ю. А. Конаржевский. Челябинск: Изд-во Челяб. Гос. пед. ун-та, 1986. — 135 с.
- Константинов, В.А. Методика формирования исследовательской компетентности студентов в условиях университетского ботанического сада: ав-тореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Константинов Владимир Александрович. Астрахань, 2010. — 23 с.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: АПК и ПРО, 2002. — 24 с.
- Короленко, Ж.В. Формирование текстовой компетенции учащихся лицея в иноязычном образовательном пространстве: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Короленко Жанна Викторовна. Ставрополь, 2006. — 27 с.
- Котлярова, И.О. Систематизация управления инновациями в образовательном учреждении: монография / И. О. Котлярова. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1998.- 129 с.
- Коцарь, Ю.А. Актуальные вопросы организации научно-исследовательской работы в профильной школе / Ю. А. Коцарь // Методист. 2003. -№ 3. — С. 49−50.
- Краевский, В.В. Методология педагогики: пособие для педагогов-исследователей / В. В. Краевский. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001. — 244 с.
- Кривенко, Я.В. Формирование исследовательской компетентности старшеклассников в условиях профильной школы: дис.. канд. пед.-наук: 13.00.01 / Кривенко Яна Васильевна. Омск, 2006. — 191с.
- Крившенко, JI.П. Педагогика: учебник / Л. П. Крившенко и др. / под ред. Л. П. Крившенко. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. — 432 с.
- Кузьмина, Н.В. Методы исследования педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 172 с.
- Кузьмина, Н.В. Методы системного педагогического исследования / Н. В. Кузьмина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. — 114 с.
- Кузьмина, Н.В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки: Методы системного педагогического исследования / Н. В. Кузьмина. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. 172 с.
- Кузьмина, Н.В. Очерки о психологии труда учителя: Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности / Н. В. Кузьмина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 172 с.
- Кушнир, А. Природосообразная модель обучения иностранному языку / А. Кушнир // Народное образование. 2001. — № 5. — С. 119−128.
- Лаптев, В.В. Научный подход к построению программ исследования качества образования: модернизации общего образования на рубеже веков: сборник научных трудов / В. В. Лаптев. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. — С. 3−10.
- Лебедева, М.Б. Система модульной профессиональной подготовки будущих учителей к использованию информационных технологий в школе: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 10.00.08 / Лебедева Маргарита Борисовна. -Санкт-Петербург, 2006. 34 с.
- Леонтович, A.B. К проблеме развития исследований в науке и образовании Электронный ресурс. / A.B. Леонтович // Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников». Режим доступа: http: // www.researcher. Ru/methodics/development/ist 0003.html.
- Леонтович, A.B. Исследовательская деятельность учащихся: сборник статей Электронный ресурс. / A.B. Леонтович // URL. Режим доступа: http://www.researcher.ru.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
- Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. / А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983. — 171 с.
- Леонтьев, А.Н. Общее понятие о деятельности: Основы теории речевой деятельности / А. Н. Леонтьев. М., 1974. — С.5−20.
- Лернер, И.Я. Дидактическая система методов обучения / И. Я. Лернер. -М.: Знание, 1976.- 185 с.
- Литовченко, В.Н. Формирование исследовательских умений студентов педагогических специальностей университета средствами НИР: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Литовченко Валентина Николаевна. -Минск, 1990.-26 с.
- Лукашевич, В.К. Моделирование и метод моделирования в человеческой деятельности / В. К. Лукашевич. Минск, 1983. — С.45.
- Мануйлов, Ю.С. Концептуальные основы средового подхода в воспитании // Вестник Костромского гос. пед. ун-та им. H.A. Некрасова, Т. 14. Серия «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социоки-нетика». -2008.-№ 1.
- Мануйлов, Ю.С. Средовой подход в воспитании: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Мануйлов Юрий Степанович. М., 1997. — 193с.
- Мануйлов, Ю.С. Опыт освоения средового подхода в образовании: учебно-методическое пособие / Ю. С. Мануйлов, Г. Г. Шек. М., 2008. — 220 с.
- Маркова, А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М.: Ме-ждунар. гуманит. фонд «Знание», 1996. — 308 с.
- Маслоу, А Мотивация и личность / А. Маслоу. СПб.: Питер, 2006. -352 с.
- Менг, T.B. Средовой подход к организации образовательного процесса в современном вузе / Т. В. Менг // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. — № 52. — С. 70−83.
- Мильруд, Р.П. Компетентность в изучении языка / Р. П. Мильруд // Иностранные языки в школе. 2004. — № 7. — С. 30−36.
- Молчанов, СР. Предпрофильное и профильное образование: терминология слова / С Г. Молчанов, PJL Симонян. -Челябинск: ИДППО, 2005.-44 с.
- Московская, HJL Формирование профессиональной компетентности лингвцстов -преподавателей в интегрально-коммуникативном образовательном пространстве / НЛ. Московская. Ставрополь: Изд-^о СГУ, 2003. -376 с.
- Мухина, B.C. Психологический смысл исследовательской деятельности учащихся в современном пространстве: сборник статей / под общ. ред. A.C. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006. — С. 24−43.
- Найн, А.Я. Подготовка учителя трудового обучения к исследовательской деятельности (Опыт Челябинской области) / А. Я. Найн, Д. М. Кустов // Актуальные проблемы управления образованием в регионе. Челябинск, 1997. -С. 102−107.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации Электронный ресурс. Режим доступа: http://sinncom.ru/content/reforma/ index5.htm.
- Национальная инициатива «Наша новая школа» Электронный ресурс. Режим доступа: htpp://пpeзидeнт.pф./news/6683.
- Новиков, A.M. Методология учебной деятельности / A.M. Новиков. М.: Эгвест, 2005.- 176 с.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под. ред. Е. С. Полат. М., 2000. — 178 с.
- Новинский, И.И. Понятие связей в марксистской философии / И. И. Новинский. М.: Высшая школа, 1961. — 200 с.
- Носова, Т.А. Методология моделирования организационно-стимулирующей среды в начальной школе / Т. А. Носова // Начальная школа.-2003.-№ 3.
- Нуриев, Н.К. Ключевые способности поддержки деятельности и формализованные условия потенциальной компетенции специалиста / Н. К. Нуриев, JI.H. Журбенко, С. Д. Старыгина // Вестник Казанского технологического университета. 2007. — № 5. — С. 199−205.
- Обухов, A.C. Исследовательская позиция личности / A.C. Обухов // Исследовательская работа школьников. 2006. — № 1. — С. 61−75.
- Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. 2-е изд., испр. и доп. М.: «АЗЪ», 1995. — 928 с.
- Орехова, И.Я. Формирование лингвокультурологической компетенции в процессе обучения иностранным языкам / И. Я. Орехова // Иностранные языки в школе. 2004. — № 5. — С. 28−30.
- Осипова, С.И. Развитие исследовательской компетентности одаренных детей Электронный ресурс. / С. И. Осипова // Вестник ГОУ ВПО «Государственный университет цветных металлов и золота». Режим доступа: www.fkgru.ru/conf/17.doc.
- Осмоловская, И.М. Дидактика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И. М. Осмоловская. М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 240 с.
- Осмоловская, И.М. Ключевые компетенции в образовании: их смысл, значение и способы формирования / Осмоловская, И.М. // Директор школы. -2006.-№ 8. -С. 64−69.
- Павлючко, И.П. Эмотивная компетенция автора художественного текста: на материале произведений Г. Гессе: автореф. дис.. канд. филологич. наук: 10.02.19 / Павлючко Ирина Петровна. Волгоград, 1999. — 23 с.
- Панченко, В.М. Теория систем. Методические основы / В. М. Панченко. -М.:МИРЭА, 1999.- 188 с.
- Панюкова, Е.К. Проектирование содержания и технологии формирования информационной компетентности студентов инженерного профиля: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Панюкова Екатерина Владимировна. -Тольятти, 2006. 204 с.
- Парсонс, Т. Система современных обществ / Т. Парсонс- пер. с англ. Л. А. Седова, А. Д. Ковалева. М.: Аспект Пресс, 1998. — 269 с.
- Патаркин, Е.Д. Сетевые сообщества и обучение / Е. Д. Патаркин. М.: ПЕР СЭ, 2006.- 112 с.
- Педагогическая инноватика: инновационное образование, инновационное мышление, инновации: Материалы международной научно-практической конференции / под ред. В. П. Делил. ИС ЭПиМ, 25−26 марта 2011. Балашиха, Изд-во «Де-По», 2011. — 328 с.
- Петунии, О.В. Формы и методы работы в профильных классах / О. В. Петунии // Биология в школе. 2005. — № 3. — С. 25−30.
- Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении / П. И. Пидкасистый. М: Педагогика, 1980. — 240 с.
- Пискунова, М.В. Психологическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся / М. В. Пискунова // Исследовательская работа школьников. 2006. — № 1. — С. 93−99.
- Поддьяков, А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности / А. Н. Поддьяков // Школьные технологии. -2006.-№ 3.-С. 85−91.
- Подласый, И.П. Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов: новый курс. В 2 кн. Кн.1. Общие основы. Процесс обучения / И. П. Подласый. М.: ВЛАДОС, 1999. — 576 с.
- Поляков, В, А Научно-методическое обеспечение развития российского образования / В, А Поляков, АА Кузнецов // Педагогика. -2004. № 5. — С. 3−11.
- Порхачев, М.Ю. Формирование информационной компетентности в профессиональной подготовке будущих инженеров: дис.. канд. пед.'наук: 13.00.08 / Порхачев Михаил Юрьевич. Екатеринбург, 2006. — 180 с.
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17 декабря 2010 г. Электронный ресурс. Режим доступа: www.referent.ru/1/l72462.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ сост. Е. С. Савинов. -М: Просвещение, 2011. 342 с.
- Прокофьева, Л.Б. Открытые образовательные технологии: исследовательская деятельность школьников / Л. Б. Прокофьева // Школьные технологии. 2006.-№ 4. — С. 108−115.
- Равен, Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. М., 2002. — 98 с.
- Репета, Л.М. Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся / Л. М. Репета // Актуальные научно-педагогические проблемы воспитания и образования учащихся и студентов. Сборник научных статей. СПб., 2010. — С. 216−221.
- Репета, Л.М. Процесс формирования исследовательской компетенции и его особенности Электронный ресурс. / Л. М. Репета // Теория и практика общественного развития. 2012. — № 1. — Шифр Информрегистра 421 200 093 027.
- Репета, JI.M. Формирование исследовательской компетенции у учащихся / JI.M. Репета // General and Professional Education. 2011. — № 3. — C.28−33.
- Репин, С.А. Программно-целевой принцип управления образованием: монография / С. А. Репин. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999. — 221 с.
- Рубинштейн, C.JI. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. М.: Госучпедиздат, 1976. — 704 с.
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: В 2 T. Т.1 / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. — 488 с.
- Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -М.: Педагогика, 1976. 416 с.
- Рысак, Л.И. Школа творческого развития личности / Л. И. Рысак, Н. П. Капустин, Л. А. Комисарова, Л. А. Коровкина. М.: Педагогическое сообщество России, 2002. — 96 с.
- Савенков, А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании / А. И. Савенков // Исследовательская работа школьников. 2004.-№ 1.
- Сагатовский, В.Н. Категориальный контекст деятельностного подхода. Деятельность: теория, методология, проблемы / В. Н. Сагатовский. М.: Политиздат, 1990. — 366 с.
- Сагатовский, В.Н. Системная деятельность и ее философское осмысление: Системные исследования/ВЛ Сагатовский.-М: Наука, 1981.-С. 52−68.
- Садовский, В.Н. Общая теория систем как метатеория / В. Н. Садовский. -М.: Наука, 1971. -30 с.
- Садовский, В.Н. Основания общей теории систем / В. Н. Садовский. М.: Наука, 1974. -280 с.
- Сайт-портал Лицея № 111 г. Санкт-Петербурга Электронный ресурс.: Режим доступа: www. schl 11 .spb.ru.
- Сайфутдинова, HT II. Текстовая компетенция как проективная основа обучения школьников гуманитарным предметам: авгореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Сайфутдинова Наиля Шамильевна Краснодар, 2000. -25 с.
- Сахарова, Н.С. Категории «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме / Н. С. Сахарова // Вестник ОГУ. 1999. -№ 3.- С. 51−58.
- Семенов, A.JI. Роль информационных технологий в общем среднем образовании / A.JI. Семёнов. М.: Изд-во МИПКРО, 2000. — 12 с.
- Семенова, Г. С. Формирование исследовательской компетентности в обучении математике студентов технических вузов / Г. С. Семенова // Ярославский педагогический вестник. 2001. — № 1. — Том 11. — С. 163−167.
- Сериков, Г. Н. Образование и развитие человека / Г. Н. Сериков. М.: Мне-мозина, 2002. — 416 с.
- Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2006. — 350 с.
- Скарбич, С.Н. Формирование исследовательских компетенций учащихся в процессе обучения решению планиметрических задач: учебное пособие / С. Н. Скарбич. Омск, 2010. — 193 с.
- Скаткин, М.Н. Методология и методика педагогических исследований / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1986. — 157 с.
- Скотникова, A.M. Психологическая структура и типы исследовательской позиции: автореф. дис.. канд. псих, наук: 19.00.01 / Скотникова Анна Михайловна. М., 2008. — 24 с.
- Сластенин, В.А. Доминанта деятельности / В. А. Сластенйн // Народное образование. 1998. — № 9. — С. 41−42.
- Сластенин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин, J1.C. Подымова. М.: Магистр, 1997. — 224 с.
- Сластенин, В.А. Педагогический процесс как система / В. А. Сластенин. -М.: Издат. дом МАГИСТР ПРЕСС, 2000. — 206 с.
- Сластенин, В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / В. А. Сластенин. М.: Просвещение, 1976.- 160 с.
- Слободчиков, В.И. Антропологический смысл исследовательской работы школьников / В. И. Слободчиков // Школьные технологии. 2006. — № 3. -С. 14−19.
- Словарь иностранных слов / под ред. И. В. Лехина, Ф. Н. Петрова. М.: ЮНВЕС, 1996.-832 с.
- Современная гимназия: Взгляд теоретика и практика / под ред. Е.С. По-лат. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 168 с.
- Соляников, Ю.В. Обеспечение качества подготовки магистрантов педагогического университета к научно-исследовательской деятельности: авто-реф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Соляников Юрий Владимирович -СПб., 2003.-20 с.
- Сотник, В.Г. Формирование исследовательской компетентности студентов в процессе организации самостоятельной проектно-исследовательской деятельности: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. / Сотник Вера Гавриловна. -М., 2006. 173 с.
- Старченко, С.А. Интеграция содержания естественнонаучного образования в лицее: теоретико-практический аспект / С. А. Старченко. М.: Изд. дом «Подмосковье», 2000. — 280 с.
- Старченко, С.А. Теоретические основы интеграции содержания естественнонаучного образования в лицее: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.12 / Старченко Сергей Александрович. Челябинск, 2000. — 421 с.
- Степанова, Т.А. Стратегия перемен: взгляд изнутри. Модернизация образования как условие устойчивого развития: материалы международной конференции. Ярославский образовательный форум: 20−22 апреля 2012 г. -Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2012. С. 18−21.
- Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология / Н. Ф. Талызина. М.: Академия, 2003.-288 с.
- Талызина, Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста / Н. Ф. Талызина. М.: Знание, 1986. — 108 с.
- Теория и практика инновационной работы в образовательном учреждении: научно-методическое пособие для работников образования и студентов / Авт. сост. В. Ф. Лехтман. — Челябинск, 1996. — 87 с.
- Тулькибаева, H.H. Дистанционные технологии обучения / H.H. Тулькибаева, Н. Л. Грейлих. Челябинск: Изд-во Чел. гос. пед. ун-та, 2011.-201 с.
- Тулькибаева, H.H. Педагогика: взаимосвязь науки и практики в условиях модернизации образования / H.H. Тулькибаева, З. М. Большакова. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2008. — 162 с.
- Тулькибаева, НН. Теория и практика обучения учащихся решению задач: монография / H.H. Тулькибаева Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 2000. -239 с.
- Тюмасева, З.И. Образовательные системы и системное образование: монография / З. И. Тюмасева, E.H. Богданов. Калуга: КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2003. — 316 с.
- Усова, АБ. Проблемы теории и практики обучения в современной школе: избранное / АБ. Усова. Челябинск: Из^нво ЧГПУ «Факел», 2000. -221 с.
- Усова, A.B. Теория и методика обучения физике. Общие вопросы: курс лекций / A.B. Усова. СПб.: Медуза, 2002. — 157 с.
- Успенский, В.В. Школьные исследовательские задачи / В. В. Успенский // Советская педагогика. 1998. — № 7. — С. 31−39.
- Уханов, В.А. Информационная деятельность человека: социально-философский анализ: автореф. дис.. д-ра философ, наук: 09.00.11 / Уханов Владимир Андреевич. Екатеринбург, 1998. — 43 с.
- Ушаков, АА. Развитие исследовательской компетентности учащихся общеобразовательной школы в условиях профильного обучения: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 /Ушаков Алексей Антонидович. -Майкоп, 2008.-26 с.
- Ушакова, ОБ. Формирование исследовательской компетенции обучающихся средствами современных педагогических технологий в рамках учебной дисциплины Химия / ОБ. Ушакова. Тамбов, 2010. — 45 с.
- Федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного и среднего (полного) общего образования Электронный ресурс. Режим доступа: http: //www.edu.ru/
- Федорова, АЛ. Развитие культурологической компетенции студентов университета в процессе изучения иностранного языка: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Федорова Александра Николаевна -Челябинск, 2001. 23 с.
- Феськова, Е.В. Становление исследовательской компетенции учащихся в дополнительном образовании и профильном обучении: дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / Феськова Елена Васильевна. Красноярск, 2005. — 210 с.
- Философский словарь / под ред. ИТ. Фролова М.: Политиздат, 1987. — 590 с.
- Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 7-е изд. перераб. и доп. — М.: Республика, 2001, — 719 с.
- Формирование учебной деятельности школьников / под ред. BJB. Давыдова, И. Ламп-шера, А. К. Марковой.-М: Педагогика, 1982.-216с.
- Фрумин, И.Д. Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования / И. Д. Фрумин. — Красноярск, 2003. 42 с.
- Харитонов, Н.П. Организация исследовательской деятельности учащихся / Н. П. Харитонов // Биология в школе. 2004. — № 6. — С. 59−65.
- Харламов, И.Ф. Педагогика: учебное пособие / И. Ф. Харламов. 3-е изд. перераб. и доп. — М.: Юрист, 1997. — 512 с.
- Хомский, А.Н. Аспекты теории синтаксиса/Н Хомский. -М.: Прогресс, 1972. -278 с.
- Хуторской, A.B. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения / A.B. Хуторской. М.: Изд-во МГУ, 2003. — 416 с.
- Хуторской, A.B. Ключевые компетенции как компонент личнрстно-ориентированной парадигмы образования / A.B. Хуторской // Народное образование. 2003. — № 2. — С.55−66.
- Хуторской, A.B. Ключевые компетенции. Технология конструирования. Как обучать всех по-разному? / A.B. Хуторской. М.: ВЛАДОС — ПРЕСС, 2005.-383 с.
- Хуторской, A.B. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов Электронный ресурс. Режим доступа: http: www. eidos. ru/jurnal/2002/0423 .htm.
- Шадриков, В.Д. Новая модель специалиста. Инновационная подготовка и компетентностный подход / В. Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. -2004.-№ 8. С. 26−31.
- Шадриков, В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / В. Д. Шадриков. М.: Наука, 1982. — 183 с.
- Шадриков, В.Д. Психологический анализ деятельности. Системогенети-ческий подход / В. Д. Шадриков. Ярославль: Яросл. ун-т, 1979. — 91 с.
- Шилова, О.Н. Теоретические основы становления информационно-педагогического тезауруса студентов в системе высшего педагогического образования: дис. д-ра пед. наук: 13.00.08. / Шилова Ольга Николаевна. -СПб., 2001.-365 с.
- Шишов, С.Е. Компетентностный подход к образованию / С. Е. Шишов, И. Г. Агапов, М. А. Чошанов // Стандарты и мониторинг в образовании. -2002. № 2. — С. 58−62.
- Штофф, В.А. Проблемы методологии научного познания / В. А. Штофф. М.: Высшая школа, 1978. — 271 с.
- Шумарова, Н.П. Языковая компетенция личности: социопсихолингвисти-ческий аспект: автореф. дис.. д-ра филолог, наук: 10.02.02 / Шумарова Наталья Петровна. Киев, 1994. — 23 с.
- Щедровицкий, Г. П. Система педагогических исследований / Г. П. Щедровицкий. М.: Касталь, 1993. — С. 3−200.
- Эльконин, ДБ. Психология игры / ДБ. Эльконин. М.: Педагогика, 1978. -302 с.
- Юдин, Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность / Э. Г. Юдин. М.: Эдиториал УРСС, 1997. — 445 с.
- Юдин, Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки / Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1978. — 391 с.
- Яковлев, ЕБ. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов /ЕВ. Яковлев, НОЯковлева. Челябинск: Изд-^о РБИУ, 2010. — 316 с.
- Яковлев, Е.В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения / Е. В. Яковлев, Н. О. Яковлева. М.: Гуман. Изд. центр «ВЛА-ДОС», 2016. — 239 с.
- Яковлева, Н.М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности / Н. М. Яковлева. Челябинск: ЧГПИ, 1991. — 128 с.
- Яковлева, Н.М. Теория и практика педагогического творчества / Н. М. Яковлева. Челябинск: ЧГПИ, 1987. — 68 с.
- Яковлева, Н.О. Методические рекомендации по выполнению квалификационных работ по педагогике / Н. О. Яковлева, А. Я. Камалетдинов. Челябинск, изд-во ЧГПУ, 2002. — 59 с.
- Якунин, В.А. Обучение как процесс управления: Психологические аспекты / В. А. Якунин. Л.: ЛГУ, 1988. — 160 с.
- Якунин, В.А. Педагогическая психология: учебное пособие / В. А. Якунин. СПб.: Изд-во «Полиус», 1988. — 639 с.
- Ямбург, Е.А. Управление развитием адаптивной школы / Е. А. Ямбург. -М.: ПерСЭ Пресс, 2004. — 367 с.
- Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию: монография / В. А. Ясвин. М.: Смысл, 2001. — 365 с.
- Gronsalez, J. Tuning Education Structures in Europe / Julia Gronsalez, Robert Wagenaar. University of Deusto, 2003.
- D. H. Hymes. Field work in linguistics and anthropology (Annotated bibliography). «Studies in Linguistics», 1959. № 14. — P. 82−91.
- Hutmacher, W. Key competencies for Europe / W. Hutmacher //Report of the Symposium Bern. Switzerland. — 1996. — 27−30 March.
- Keen, K. Competence: What is it and how can it be developed? / K. Keen. -Brussels: 1MB Education Center, 1992.
- Klemp, G.O. An analysis of Leadership and Management Competencies of Commissioned and Non Commissioned Naval Officers in the Pacific and Atlantic Fleets / G.O. Klemp, M.T. Munger, L.M. Spencer. — Boston, 1977.
- Parry, S.B. The guest for competencies: competency studies can help you make HR decision, but the results are only as the study. Training, 1996. — P. 48−56.
- Schneider, C. The Balancing Act: Competencies of Effective Teachers and Mentors in Degree Programs for Adults / C. Schneider, G. Klemp, S. Kastendiek. -Boston, 1981.
- Spencer, L.M. Competence at work: models for superior performance / L.M. Spencer, John Wiley. New York, 1993.
- Spencer, L.M. Soft Skill Competencies / L.M. Spencer. Edinburgh: The Scottich Council for Research in Education, 1983.
- Stoof, А. Что есть компетенция? Конструктивный подход как выход из замешательства Электронный ресурс. /А. Stoof, Merrienboer Jeroen, J.G. Van / Пер. с англ. Е. Орел. Open university of the Netherlands, 2004. // www.ht.ru.
- Velde, C. Crossing borders: an alternative conception of competence. 27 Annual SCUTREA conference: 27−35, 1997.