Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Индивидуализация обучения химии как условие повышения качества знаний учащихся

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенный анализ психолого-педагогической и методической литературы показывает, что, по мнению многих ученых, важным условием повышения качества знаний учащихся по химии является включение их в различные виды деятельности с учетом их индивидуальных способностей продвижения по уровням усвоения химического материала: уровень узнавания, воспроизведения, применение знаний в знакомой, незнакомой… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ КАК УСЛОВИЕ 11 ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
    • 1. 1. Качество знаний учащихся по химии — ключевая проблема общеобразовательной школы
    • 1. 2. Индивидуализация обучения химии как условие повышение качества знаний учащихся
    • 1. 3. Сущностные характеристики индивидуализации обучения химии с целью повышения качества знаний учащихся
    • 1. 4. Методические особенности индивидуализации обучения химии как условие повышения качества знаний учащихся
    • 1. 5. Психолого-педагогические аспекты индивидуализации обучения химии с целью повышения качества знаний учащихся
    • 1. 6. Функциональное значение и методические пути осуществления индивидуализации обучения химии с целью повышения качества знаний учащихся по химии. ^
  • Выводы по первой главе. ^
  • ГЛАВА II. МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ КАК УСЛОВИЕ 80 ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
    • 2. 1. Содержательный компонент методической системы индивидуализации обучения химии, ориентированной на повышение качества знаний учащихся
    • 2. 2. Деятельностный компонент методической системы индивидуализации обучения химии, ориентированной на повышение качества знаний учащихся
    • 2. 3. Специальные средства индивидуализации обучения химии с целью повышения качества знаний учащихся
  • Выводы по второй главе. ^^
  • ГЛАВА III. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МОДЕЛИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ КАК УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ 120 КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
    • 3. 1. Результативность констатирующего этапа педагогического эксперимента
    • 3. 2. Результативность обучающего этапа педагогического эксперимента
  • Выводы по третьей главе

Индивидуализация обучения химии как условие повышения качества знаний учащихся (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Построение обучения химии на основе взаимосвязи принципов индивидуализации и регионализации в системе школьного химического образования отражены в работах K.JI. Егоровой, А. Н. Матаннановой, H.A. Наховой, В. А. Щербаковой и др. [57,117,131,203]. Большинство методистов отмечают, что идея индивидуализации обучения должна стать неотъемлемой частью процесса обучения химии. Осмысление накопленных теоретических знаний по вопросам теории и практики организации образовательного процесса в общеобразовательных школах позволяет утверждать, что индивидуализация обучения химии делает каждого школьника реальным субъектом образования. Безусловно, у каждого ученика вырабатывается свой, индивидуальный стиль учения. Качество знаний и учебных умений школьников в процессе обучения химии устанавливается учителем на основе действующего «Государственного образовательного стандарта по химии» [188].

Таким образом, идея индивидуализации обучения химии как необходимого условия повышения качества знаний и умений становится значимой для современного учителя химии. При этом возникают противоречия между: 1) усложняющейся системой требований к качеству химических знаний школьника и применением в процессе обучения химии стандартных методик, не предполагающих развития индивидуальности школьника- 2) между высокой природной любознательностью учащихся и отсутствием специальных методик, ориентированных на процесс индивидуализации обучения химии, развития индивидуального стиля деятельности школьника. Необходимость решения этих противоречий обусловило актуальность исследования.

Цель исследования — повышение качества знаний школьников по^химии в процессе индивидуализации обучения.

Объект исследования — обучение химии в общеобразовательной школе.

Предмет исследования система организации процесса индивидуализации обучения химии и ее влияние на качество знаний школьников.

Гипотеза исследования — организация и управление процессом индивидуализации обучения химии будет более успешным, если:

1) учитывать дидактические условия и методические принципы, ориентированные на активизацию процесса индивидуализации обучения химии в общеобразовательной школе;

2) осуществи 1ь системный, доп ельностный, индивидуально — личностный подходы в планировании и управлении процессом индивидуализации обучения химии;

3) разработагь учебно-методический комплекс, включающий программу, индивидуально — развивающие задания, средства, формы, содержательные направления, количественные, качественные, личностные критерии оценки эффективности процесса индивидуализации обучения химии.

Для достижения цели и проверки гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

1) провести анализ психолого-педагогической, методической литературы для выявления роли индивидуализации обучения химии, практики её реализации в общеобразовательной школе.

2) сформировать учебно-методический комплекс, включающий программу, дидактические карточки, индивидуальные разноуровневые задания с включением регионального, исторического, экологического материала, влияющие на повышение качества знаний учащихся, предложить методику их использования.

3) разработать модель методической системы индивидуализации обучения химии и экспериментально проверить ее влияние на повышение качества знаний учащихся по химии.

Методологической основой исследования является:

1) системный, деятельности ый, индивидуально — личностный подходы как основы планирования, организации, контроля, оценки эффективности процесса обучения (М.К. Акимова, В. В. Давыдов, И. Э. Унт, И. С. Якиманская, и др.) [3,49,185,206];

2)психолого-иедагогические закономерности процесса индивидуализации обучения как важного условия повышения качества обученности школьников (JI.C. Выготский, И. Ф. Исаев, А. П. Леонтьев, В. А. Сластенин, E.H. Шиянов и др.) [37,104,169];

3) психолого-дидактические особенности оценки качества учебной деятельности (Б.Г. Ананьев, В. П. Беспалько, В. В. Гузеев, В. М. Полонский и др.) [7,20,47,149].

Методы исследования: теоретические — анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, педагогическое моделированиеэкспериментальные — наблюдение, изучение и обобщение педагогического опыта, собеседование, анкетирование, опрос, педагогический эксперимент и обработка полученных экспериментальных данных.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

1) впервые показано, что системная организация процесса индивидуализации обучения химии положительно влияет как на развитие индивидуальности школьников, так и на повышение качества знаний по химии;

2) созданы дидактические средства по организации индивидуальной познавательной деятельности учащихся при обучении химии (разноуровневые задания, задачи, познавательные ситуации и т. д.);

3) разработана система методов, форм, средств, приемов методического сопровождения индивидуальной деятельности учащихся по химии (игровые, творческие дискуссии и др.);

4) выявлены содержательные направления (региональное, экологическое, историческое), принципы отбора содержания, значимые для повышения качества знаний, умений по химии.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

1) расширено знание в области методики обучения химии за счет обоснования процесса индивидуализации обучения химии как условия повышения качества знаний, обученное&tradeшкольников;

2) полученные результаты могут быть использованы для разработки учебных комплексов по организации процесса индивидуализации обучения другим предметам;

3) разработанный учебно-методический комплекс может быть использование институтах повышения квалификации учителей для обучения их проведению занятий с использованием, новой формы;

4) разработанная системаметодов, форм, и средств воздействия на индивидуальность личности учащихся с целью повышения1 качества знаний может послужить основой для разработки программ дополнительного профессионального образования педагогических работников.

Практическая значимость исследования:

1) сформирован учебно-методический комплекс индивидуализации обучения химии, включающий программу методического сопровожденияварианты индивидуальных образовательных маршрутов учащихсяметодическое пособие для учителя и учащихся по использованию регионального материала в процессе индивидуализации обучения химии;

2) разработан комплект индивидуальных заданий (уровня узнавания, воспроизведения, применения знаний в знакомой и незнакомой ситуациях) — варианты блок — схем решения задач методом пошаговой детализациилогико-смысловые модели (ЛСМ), индивидуальные путеводители дифференцированного характера по технологии индивидуальных I образовательных траекторий (ТИОТ);

3) предложена программа элективного курса «Химические основы жизнедеятельности в условиях Севера» с включением модулей: химия в быту Северных народов, химия в культуре, медицине коренных народов ханты, манси, химия тайги;

4) разработана и проверена программа исследовательского практикума для школьников 10 — 11 классов «Природные химические вещества. Особенности состава, строения, получения»;

4) реализованы исследовательские проекты по химии для учащихся 10 -11 классов, ориентированные на формирование исследовательских умений учащихся;

5) создана и проверена система разноуровневых задач по химии для учащихся 8−11 классов, дидактические материалы, которые проверены и внедрены в практику обучения общеобразовательных, национальных школ Ханты — Мансийского автономного округа.

Этапы исследования.

Исследование проводилось с 2004 по 2009 гг. в три этапа.

На первом этапе (2004;2005 гг.) был проведен анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблемеопределялись цели, задачи исследования, разрабатывалась модель методической системы, отбиралось содержание, разрабатывались средства обучения.

На втором этапе (2005;2006 гг.) осуществлялось внедрение модели методической системы в образовательный процесс школ ХМАО, осуществлялась рефлексия, корректировка.

На третьем этапе (2006;2009 гг.) проходила математическая обработка результатов формирующего эксперимента, осуществлялась диагностика, происходил анализ, учет мнений учителей химии.

Проверка и практическое внедрение результатов исследования.

Разработанная модель методической системы внедрена в практику муниципальных общеобразовательных школ Ханты — Мансийского автономного округа — Югры: Шугурской, Юмасинской, Алтайской, Кондинской, Морткинской и др.), в курсы повышения квалификации учителей химии в «ТОГИРРО» (Тюмень), «ИПК и РРО» (ХМАО). Основные результаты исследования докладывались и обсуждались на конференциях различного уровня, включая международные: «Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании» (г. Пенза, 2007) — «Качество наукикачество жизни» (г. Тамбов, 2008) — «Научное обеспечение профессионального самоопределения личности в современных условиях» (г. Курган, 2008) — «Актуальные вопросы современного образования» (г. Москва-Ульяновск, 2008) — «Наука на рубеже тысячелетий» (г. Тамбов, 2008) — всероссийские: «Российское образование в XXI веке, проблемы и перспективы» (г. Пенза, 2007) — Менделеевские чтения «Образование и культура как фактор развития региона» (г. Тобольск, 2007), «Социальные проблемы регионов и пути их решений» (г. Пенза, 2008) — «Педагогика в глобализирующемся пространстве науки» (г. Тобольск, 2008) и др. Многолетний опыт автора по проблеме исследования представлен в выступлениях на^ совещаниях учителей, в проведении серии открытых уроков в рамках «Педагогического марафона», в участии в конкурсах «Учитель года» (п. Междуреченский, г. ХантыМансийск).

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Процесс индивидуализации обучения химии способствует повышению качества знаний учащихся по химии при реализации дидактических условий (включение школьников в выполнение разноуровневых заданий с учетом* региональной, исторической, экологической информации) и методических принципов (индивидуализации, научности, доступности, регионализации, системности, сотрудничества).

2. Методика организации процесса индивидуализации обучения химии реализуется с учетом учебно-методического комплекса, включающего программу, формы, средства, методы, дидактический материал, что позволяет развивать индивидуально — личностные качества школьников.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения. Объем диссертации составил 181с. Библиография — 207 наименований.

Выводы по третьей главе.

1. На констатирующем этапе педагогического эксперимента выявлено отношение учителей и учащихся к процессу индивидуализации обучения химии с целью повышения качества знаний, состояние исследуемой проблемы в практике школы, определены типичные затруднения, испытываемые учителями при организации процесса, отобраны контрольные и экспериментальные классы для проведения эксперимента. Результаты первого этапа педагогического эксперимента, свидетельствуют, что, несмотря на усилия методистов и учителей, 15 практике работы школы существуют проблемы, связанные с организацией процесса индивидуализации обучения химии с целью повышения качества знаний.

2. На обучающем этапе педагогического эксперимента проведено педагогическое исследование с использованием предлагаемой методики, описанной выше. После внедрения разработанной модели методической системы увеличилась доля школьников, справляющихся с заданиями более высокого уровня, наблюдается положительная динамика роста индивидуально — личностных качеств.

3. Предложены требования к качеству знаний и умений при реализации процесса индивидуализации на различных уровнях применения знаний (узнавание, воспроизведение, применение в знакомой ситуации, применение знаний в незнакомой ситуации). Разработаны примеры задач и заданий на выявление качественных характеристик знаний и умений учащихся по указанным уровням.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Основная цель настоящего исследования заключалась в поиске оптимальных методических путей и в создании модели методической системы индивидуализации обучения химии с целью повышения качества знаний учащихся. Необходимость этого объясняется рядом причин: переходом к новой образовательной педагогике, отражающей потребности человеческой цивилизации на пороге 21 века, созданием единой концепции школьного химического образования, в основу которой положены идеи повышения качества образования, а также недостаточной разработанностью методики индивидуализации обучения химии, позволяющей активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся.

Проведенный анализ психолого-педагогической и методической литературы показывает, что, по мнению многих ученых, важным условием повышения качества знаний учащихся по химии является включение их в различные виды деятельности с учетом их индивидуальных способностей продвижения по уровням усвоения химического материала: уровень узнавания, воспроизведения, применение знаний в знакомой, незнакомой ситуации, творческий. Проблема индивидуализации обучения химии с целью повышения качества знаний учащихся не нашла должного отражения в образовательных программах, учебниках, что усиливает противоречие между потребностью общеобразовательной школы в повышении качества знаний учащихся и низким уровнем развития индивидуальных способностей школьников, неспособных адап тироваться к условиям проживания на Севере. Теоретической основой построения модели методической системы является сочетание системного, индивидуально — личностного подходов, деятельносмтного с учетом, принципов: природосообразпости (отношение к школьнику как к части природы), что требует акцентировать внимание учителей на экологической проблематике, включающей как экологически чистую окружающую природную среду, так и бережное отношение к индивидуальности школьникакультуросообразности, ориентирующий на культурное саморазвитие и самоизменение школьника, включение его в мир культуры, приобщение к целостному культурно-образовательному пространству, где воссоздаются культурные образы жизни школьников, происходят культурные события, осуществляются творение культурыиндивидуализации, предполагающий о гношение к школьнику как к личности, индивидуальности, самобытности, требующей педагогической поддержкиценностно-смыслового подхода, направленного на создание условий для обретения школьником смысла своего учения, жизни, на воспитание личностных смыслов всего происходящего в его общении с природой, социумом, культуройсотрудничества, предусматривающего совместную жизнедеятельность, общение, взаимопонимание и взаимопомощь, взаимную поддержку и общую устремленность в будущее. Индивидуализация обучения химии с целью повышения качества знаний учащихся строится как неотъемлемый процесс обучения в школе с учетом социокультурных, личностных, физиологических факторов, условий включения школьников в различные виды деятельностисредств (электронных: ЛСМ, путеводителей, блок — схем, презентаций, исследовательского эксперимента, разноуровневых задач) — форм (экскурсий, элективных курсов).

Анализ литературы по теме исследования, а также результаты первого этапа педагогического эксперимента свидетельствуют, что, несмотря на усилия методистов и учителей, в практике работы школы существуют проблемы, связанные с организацией процесса индивидуализации обучения химии с целью повышения качества знаний учащихся.

Организация процесса индивидуализации обучения химии рассмотрена в работе с позиций системно-структурного и личностно-деятельностного подходов. Эффективность работы по организации процесса индивидуализации обучения химии зависит от отобранного содержания, разнообразия средств обучения, необходимого методического обеспечения.

В результате исследования дано обоснование процесса индивидуализации обучения химии с целью повышения качества знанийопределены основные компоненты процесса (содержательный, деятельностный, оценочный), выделены этапы процесса. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявлены особенности понятия «качество знаний», определяющие уровни их развития от уровня узнавания, к применению знаний в знакомой ситуации, определены важнейшие условия, лежащие в основе процессаОтбор содержательных направлении (исторического, регионального, экологического), необходимых средств индивидуализации процесса/ проведен в строгой последовательности, основан на научных принципах, направленных на повышение качества знаний, умений учащихся: Одним из средств индивидуализации обучения1. химии целесообразноиспользовать. разноуровневые задания на примере регионального материала.

Таким образом, в процессе проведенного исследования-, сформулированы следующие выводы.

1. Анализ психолого-педагошческой, методической литературы, раскрывает теорию и. практику индивидуализации обучения: химии как целенаправленного процесса организации деятельности школьников с учетом их индивидуальных особенностей, обеспечивающих самостоятельность, в: активном: приобретении знаний, умений, методов познания, что приводит к повышению качества обученности школьников по химии.

2: Анализ содержания8тем курса химии, программ, учебников показал, что химия.' обладает большими дидактическими возможностями для активизации процесса индивидуализации обучения: химии с целью повышения качества знаний учащихся:

3. Модель методической системы индивидуализации: обучения^ включает содержательный-, деятельностный, оценочный: компоненты, ориентированные на, повышение качества знаний учащихся с учетом их индивидуальных способностей. Реализация модели методической системы осуществляется поэтапно с возможностью выбора образовательного маршрута для каждого школьника.

4. Теоретико-методологической основой индивидуализации обучения химии является сочетание системного, деятельностного, индивидуальноличностного подходов, с учетом включения школьников в работу. по решению разноуровневых заданий, отбору, анализу, систематизации информации при переходе от уровня узнавания, воспроизведения, до применения знаний в знакомой и незнакомой ситуации.

5.Разработано учебно-методическое обеспечение процесса индивидуализации с построением индивидуальной образовательной деятельности школьников, с применением специальных средств обучения.

6. Сформирован учебно-методический комплекс, включающий программу, учебное пособие, содержательные направления, разноуровневый дидактический материал, охватывающий содержание курса химии, 8−11 классов), предложена методика его использования, на разных этапах индивидуализации’обучения химии.

7. Экспериментально доказано положительное влияние процесса индивидуализации обучения химии на качество знаний и. умений учащихся 8 -11-х классов общеобразовательной школы. Повышение качества усвоения знаний и умений школьников между основным и заключительным этапом составило: на уровне узнавания (16%) — на уровне воспроизведения (7%) — на уровне применения знаний в знакомой ситуации (6%) — на уровне применения знаний в незнакомой ситуации (14%), из чего видно, что’довольно большая часть школьников на заключительном э тапе выходит на более высокий уровень. Положительным результатом является и количество учащихся, набравших высокий накопительный рейтинг, получивших высокие оценки по результатам контрольных, исследовательских работ.

8. Проведенный педагогический эксперимент подтвердил обоснованность теоретических положений и эффективность разработанной методики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Психология и сознание личности: Избранные психологические труды Текст. / К.А. Абульханова-Славская. -М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПОМОДЭК, 1999.-224 с.
  2. , Г. Ю. Природа интеллекта битва за разум Текст. / Г. Айзенк, Л. Кэмин. — М.: ЭКСМО — ПРЕСС, 2002. — 352 с.
  3. , М.К., Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход Текст. / М. К. Акимова, В. Т. Козлова // Серия «Педагогика и психология». 1992. — № 3. — 80 с.
  4. Актуальные проблемы' реформирования химического и химико педагогического образования |Текст. // Материалы XIV Герценовских чтений. — Санкт- Петербург: РГПУ им. Л. И. Герцена, 1998. — 158 с.
  5. , H.A. Понятие личностно ориентированного обучения Текст. / H.A. Алексеев // Завуч. — 1999. — № 3. — С. 113 — 117.
  6. , Ш. А. школа жизни Текст. / Ш. А. Амонашвили,-М.:Издательский дм Шалвы Амонашвили, 1998.-80с.
  7. , Б. Г. О проблемах современного человекознания Текст. / Б. Г. Ананьев. М.: Наука, 1977. — 380 с.
  8. , В.И. Проблемы мониторинга качества образования Текст. / В. И. Андреев // Известия Российской академии образования. 2001. -№ 1.-С. 35 -37.
  9. , Е.Ю. Региональный компонент школьной программы по химии: отбор содержания, программа, методика преподавания (на примере г. Москвы) Текст. / Е. Ю. Архарова. Автореф. дисс.. к.п.н. М., МГУ. -2004.- 16 с.
  10. , У.Ш. О национальной школе Текст. / У. Ш. Атангулов //Педагогика. 2001. № 3. С. 102−105.
  11. , Н.С. О построении школьного курса химии и фундаментальных понятиях науки Текст. / Н. С. Ахметов // Химия в школе. -1995. -№ 5.-С.11−15.
  12. , В.М. Экскурсии по химии в природу Текст. / В. М. Байкова. Петрозаводск: Карелия, 1994. — 104 с.
  13. , Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект Текст. / ГА. Балл. М.: Педагогика, 1990. — 184 с.
  14. , B.C. Настольная книга педагога-исследователя Текст. /
  15. B.C. Безрукова. Екатеринбург: Дом учителя, 2001. — 236 с.
  16. , Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики Текст. / Д. А. Белухин. — М.: Ин-т практической психологии- Воронеж: НПО МОДЭК, 1996.-318 с.
  17. , JI.H. Концепция национального образования на рубеже XIX XX вв.Текст. / Л. Н. Беленчук // Педагогика. — 1999. — № 5. — С 23.
  18. , Л.Н. Предупреждение депривации в образовательном процессе Текст. / JI.H. Бережнова. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2000,240 с.
  19. , Е.В. Современные технологии обучения химии Текст. / Е. В. Береснева. М.: Центрхим пресс. — 2004. — 96 с.
  20. , С.С. Учебник по химии: традиции, заблуждения и современность Текст.-/ С. С. Бердоносов // Химия в школе. 2000. — № 5.1. C.22.-27.
  21. , В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения Текст. / В. П. Беспалько. М.: МОРФ, ИРПО, 1995. — 254 с.
  22. , А. А. Психология личности Текст. / А. А. Бодалев. М.: МГУ, 1988.- 188 с.
  23. Большой толковый психологический словарь в 2-х т. Пер. с анг. Текст. /Ревер Аргур. М.: ООО «АСТ», «Вече» Т.1 (А-О), 2001. — 592 с.
  24. , Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования: Монография Текст. / Н. В. Бондаревская. Ростов н/Д. 2000.- С. 37−45
  25. , И.Н. Методика преподавания химии в средней школе Текст. / И. Н. Борисов. — М.: Просвещение, — 1956.- 462 с.
  26. , Т.А. Интегральная технология в обучении химии Текст. / Т. А. Боровских // Химия в школе 2010. — № 3. — С. 9−15.
  27. , В. Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника Текст. / В. Г. Бочарова. Автореф. дисс.. д. пед. наук, -М., 1991.-32 с.
  28. , Ю.В. Этнос и этнография Текст. / Ю. В. Бромлей. М.: Наука, 1973.-280 с.
  29. , A.B. Психология мышления и проблемное обучение Текст. / A.B. Брушлинский, — М.: Знание, 1983, — 96 с.
  30. , H.H. Учебные экскурсии по химии: Кн. для учителя Текст. / H.H. Буринская. М.: Просвещение, 1989. — 160 с.
  31. Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика Текст. / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов, — СПб. I Гитер, 2002, — 352 с.
  32. , В.Н. Методика преподавания химии в средней школе. Текст. / В. Н. Верховский, Я. Л. Гольдфарб, Л. М. Сморгонский. изд. 2-е. — М. — Л.: Учпедгиз, 1936. — 372 с.
  33. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся Текст. / Под ред. И. С. Якиманской. М.: Педагогика, 1989. — 224 с.
  34. , Г. Н. Этнопедагогика Текст. / Г. Н. Волков. Чебоксары: Чуваш, ich. изд-во, 1974. — 376 с.
  35. , Е.В. Химическая направленность ума Текст. / Е. В. Волков // Химия в школе. 2008. — № 2. — С.2. 7.
  36. , В. Национальные проблемы глазами психоаналитика с политическим комментарием Текст. / В. Волкан, А. Оболонский // Общественные науки и современность. 1992. № 6. — С. 35.
  37. , Н.П. Повышение эффективности решеншо задач Текст. / Н. П. Воскобойникова, JI.B. Галыгина, И. В. Галыгина // Химия в школе. 2006. — № 4. — С. 19.-25.
  38. , Л.С. Психология (Текст./ Л. С. Выготский. М.: Эксмо-Пресс, 2002.- 1008 с.
  39. , О.С. Химия. 8−9 класс Текст. /О.С. Габриелян.- М.: Дрофа, 2007.-267 с.
  40. , О.С. Химия. 10−11 класс. Базовый уровень Текст. /О.С. Габриелян, — М.: Дрофа, 2007.-260 с.
  41. , H.H. Программы и учебники по химии: реальность и перспектива Текст. / H.H. Гара // Химия в школе. 1996. — № 4. — С. 2−11.
  42. , В.П. Межпредметные связи при проблемном изучении химии Текст. / В. П. Гаркунов, Е. Б. Николаева // Химия в школе.- 1982, — № 3.-С.28−30.
  43. , В.П. Развитие методики изучения теоретического материала в школьном курсе химии Текст. / В. П. Гаркунов // Химия в школе, — 1977,-№ 5,-С. 41.
  44. , И.З. Почему школьники не хотят учиться Текст. / И. З. Гликман // Химия в школе.-2003.-№ 7.-С.26−29.
  45. , O.E. Применение современных технологий тестирования при оценке качества тес тов по химии Текст. / O.E. Горбунова, Караваева С. Ю. // Актуальные проблемы химического образования. -Нижний Новгород: НГПУ, 2008. С. 92−94.
  46. A.A. Использование средств обучения на уроках химии Текст. / А. А. Грабецкий, J1. С. Зазнобила, Т. С. Назарова. М.: Просвещение, 1988. — 160 с.
  47. , Г. Р. Моя страна Сибирь Текст. / Г. Р. Граубин. М.: Молодая гвардия. — 1983. — 152 с.
  48. , В.В. Эффективные образовательные технологии: Интегральная и ТОГИС Текст. / В. В. Гузеев. М.: НИИ школьных технологий. — 2006. — 208 с.
  49. , Л.С. Химия Текст. / Л. С. Гузей, В. В. Сорокин, Р. П. Суровцева. М.: Дрофа, 2000. — 188 с.
  50. , В.В. Теория развивающего обучения Текст. / В. В. Давыдов. М.:ИНТОР, 1996. — 544с.
  51. , В.А. Поисково-исследовательская деятельность учащихся по математике: Учебное пособие Текст. / В. А. Далингер. Омск: Изд-во ОмГПУ. — 2005. — 456 с.
  52. , А.Г. Технология управления качеством образования в образовательных учреждениях инновационного типа Текст. / А. Г. Данилова, А. Г. Скорлотов // Завуч. 2002. — № 5. — С. 85 — 98.
  53. , Н.Г. Региональные аспекты в развитии индивидуальности учащихся (на примере естественнонаучных дисциплин): Учебное пособие. Ч. 1. Текст. / 11.1 Демиденко. — Тюмень: ТОГИРРО, 2009. — 76 с.
  54. , И.Л. Технические средства обучения в химии: Учебное пособие Текст. / И. Л. Дрижун. М. Высш. шк., 1989, — 175 с.
  55. , Н.Ю. Изучение свойств неорганических веществ с применением ученического эксперимента и разноуровневых самостоятельных работ Текст.-/ Н. Ю. Дронова // Химия в школе. 1998. -№ 7. С. 18−21
  56. , М.И. Психологический словарь справочник. Текст. / М. И. Дьяченко, Л.АКандыбович. — Миг Харвест, М.: Аст, 2001. — С. 137.
  57. , Г. И. Региональные аспекты изучения химических дисциплин в системе интеллектуального развития студентов в вузе: Учебное пособие для студентов. 4 1.-.- Тюмень: ТОГИРРО, 2006. 93с.
  58. , К.Е. Теория и практика регионализации системы обучения химии в национальной школе (на примере Республики Саха (Якутия) Текст. / К. Е. Егорова. -Дисс.. д.п.н. Якутск, 2001. -402 с.
  59. , М.В. Повышение, достоверности оценки качества обучения будущего выпускника ВУЗа Текст. / М. В. Елисеева.- Автореф. дисс.. к.пед. н. Москва, 2010, — 18с.
  60. , Е.О. Познавательная деятельность учащихся в процессе обучения химии Текст. / Е. О. Емельянова.- Автореф. дисс.. д. п. н,-Москва, 2005, — 48с.
  61. , Е.О. Многокомпонентные задания как средство развития интеллектуальных умений учащихся Текст. / Е. О. Емельянова // Химия в школе. 2001. — № 5. — С. 12
  62. , Д.С. Задачи с практическим содержанием на начальном этапе изучения химии Текст. / Д. С. Ермаков, Е. А. Жарикова, О. Ф. Ленина // Химия в школе. 2006. — № 5. — С.27−32.
  63. , Д.П. Методика решения задач по химии Текст. / Д. П. Ерыгин, Е. А. Шишкин М.: Просвещение, 1989. — 168 с.
  64. , В.М. Проектная деятельность как фактор обогащения индивидуального опыта учащихся Учебно-методическое пособие. В 3-х частях. Часть 2 Текст. / В. М. Жураковская. Спб.: ГНУ ИОВ РАО, 2004. -112 с.
  65. , II.A. О содержании базового химического образования в современном социуме Текст. / H.A.Заграничная, Р. Г. Иванова // Химия в школе. 2010. — № 1. — С. 20−23.
  66. , H.A. К оценке результатов учебной экспериментальной деятельности Текст. / Н. А. Заграничная // Химия в школе. -2010. -№ 7. С. 13−19.
  67. , Л.С. Медиаобразование при обучении химии Текст. / Л.С.Зазнобина- // Химия в школе. 1995. — № 2. — С. 3−7.
  68. , Л.С. Обучение целенаправленному наблюдению Текст. Л. С. Зазнобина // Химия в школе. 1994. — № 3. — С. — 65−67.
  69. , О.С. Химия: Современный краткий курс: Учебник Текст. / О. С. Зайцев. М.: Агар, 1997.-416 с.
  70. , О.С. Методика обучения химии: Теоретический и прикладной аспекты: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений Текст. / О. С. Зайцев. М.: ВЛАДОС, 1999. — 384 с.
  71. , Л. В. Об использовании дифференцированных домашних задач Текст. / Л. В. Зенозина // Химия в школе. 2009. — № 10. — С.36. — 37.
  72. , Э.Ф. Мониторинг профессионального развития личности: теор. аспект Текст. / Э. Ф. Зеер // Образование и наука. 2002, — № 5 (17).- С. 127 139.
  73. , И.А. Компетентностиый подход. Каково его место в системе современных подходов к проблеме образования? (теоретико -методологический аспект) Тексг. / И. А. Зимняя. //Высшее образование в России.- 2006, — № 8.- С. 3−14.
  74. , В.П. Психологические основы педагогики (психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина В.В. Давыдова): Учеб. пос. Текст. / В. П. Зинченко. — М.: Гардарики, 2002. -431с.
  75. , Э.Г. Химический эксперимент в условиях развивающего обучения Текст. / Э. Г. Злотников //Химия в школе. 2001. — № 1. — С.60. — 64.
  76. , С.Л. Специфика образования народов Севера в Ханты-Мансийском автономном округе Текст. / С. Л. Зубарева // Педагогика. № 7, 2003 г.-С. 37−43.
  77. , М.В. Развитие учащихся при обучении химии Текст. / М. В. Зуева. М.: Просвещение, 1978. — С. 57 — 81.
  78. , Е.О. Личностно-ориентированное обучение: индивидуализация содержания образования Текст. / Е. О. Иванова // Завуч. -2002.-№ 8, — С. 101 -105.
  79. , М.А. Химический демонстрационный эксперимент: Учеб пособие для хим. спец. вузов Текст| /М.А. Иванова, М. А. Кононова. Под ред. СЛ. Щукарева. М., 1984. — 208 с.
  80. , Р.Г. Об основных направлениях обновления содержания химического образования при переходе к двенадцатилетней школе Текст. / Р. Г. Иванова, А. А. Каверина // Химия в школе. 2000. — № 3. — С. 8−10.
  81. , Р.Г. Химия. 8−9 Текст. / Р. Г. Иванова.-М.: Просвещение, 1999.-236 с.
  82. , Р.Г. Химия 10 Текст. / Р. Г. Иванова, A.A. Каверина — М.: Просвещение, 1999. — 240 с.
  83. Кабанова Меллер, E.H. Формирование приёмов умственной деятельности и умственное развитие учащихся Текст. / Е. Н. Кабанова -Меллер, -М.: Просвещение, 1968.-288с
  84. , Ю.Н. Из опыта использования индивидуальных домашних заданий Текст. / Ю. Н. Казанцев, В. А. Кривенко //Химия в школе. 2009. — № 9. — С.41. — 44.
  85. , Г. А. Интеллектуальная игра «Мир воды» Текст. / Г. А. Капецкая // Химия в школе. 2006. — № 2. — С.72. — 74.
  86. , А.Г. Новые требования к содержанию и методике обучения в российской школе в контексте результатов международного исследования PISA-2000 Текст. / А. Г. Каспржак, К. Г. Митрофанов, К. Н. Поливанова и др М.: Университетская книга, 2005. — 184 с.
  87. , И.А. Краеведческая работа в школах Крайнего Севера Текст. / И. А. Качанова // Советская педагогика, 1987. № 10. — С. 29−32.
  88. Кендиван, О.Д.-С. Об особенностях практико ориентированных учебных задач Текст. / О.Д.-С. Кендиван // Химия в школе. — 2009. — № 6. -С.39. -42.
  89. , A.A. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема Текст. / A.A. Кирсанов. Казань, 1982. — 96 с.
  90. , Д.М. Методика обучения химии Текст. / Д. М. Кирюшкин, B.C. Полосин. М.: Просвещение, 1970, — 495 с.
  91. Ковалева, Г. PISA размышления на распутье Текст. / Г. Ковалева // Народное образование. — 2008. — № 8. — С. 155−166.
  92. , Г. М. Словарь по педагогике Текст. / Г. М. Коджаспирова, А. Ю Коджаспиров, — М.: Март- Ростов н/Д: Март, 2005.- 448 с.
  93. , Я.А. Избранные педагогические сочинения Текст. / Я. А. Коменский. Т. 1. — 1939.-246 с.
  94. Кон, И. С. Психология ранней юности: кн. для учителя Текст. / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1989. — 225 с. С. 10.
  95. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года Текст. //Директор школы. 2002.- № 1- С.3−21.
  96. , Л.А. Естественнонаучное содержание регионального компонента образования в школе Текст. / JI.A. Коробейникова. Волгда: ВГПИ, 1995. — 57 с.
  97. . В.В. Методология педагогического исследования Текст. / В. В. Краевский. Самара. — 1994. — 80 с.
  98. , И.С. Развитие познавательной деятельности учащихся в условиях индивидуализации обучения Текст. / И. С. Ксенофонтова // Химия в школе. 2006. — № 3. — С. 15 — 22.
  99. ЮО.Кузьменко, Н. Е. Проблемы реформирования отечественного химического образования Текст. / H.H. Кузьменко, О. Н. Рыжова, В. В. Лунин // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2005. — № 1. -С. 43−57.
  100. , Н.Е. Концепция построения курсов химии и модернизированных учебных программ Текст. / Н. Е. Кузнецова // Химия в школе. 2006. — № 6. — С.24 — 29.
  101. , Н.Е. Формирование систем понятий в обучении химии Текст. / Н. Е. Кузнецова. М.: Просвещение, 1989. — 144 с.
  102. ЮЗ.Кыверялг, A.A. Вопросы методики педагогического исследования Текст. / A.A. Кыверялг. Таллин: Валгус. — 1980. — 334 с.
  103. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. /
  104. A.Н.Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  105. , И.Я. Дидактические основы методов обучения. Текст. / И .Я. Лернер. М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
  106. , F.B. Содержание школьного курса химии: Новый взгляд на старую проблему Текст. / Г. В. Лисичкин, И. А. Леенсон // Химия в школе. 2006, — № 4, — С. 19−25.
  107. , Г. В. Концепция школьного химического образования Текст. / Г. В. Лисичкин, Е.Е. Минченков// Химия в школе. 1993. — № 6. — С. 2−8.
  108. , Т.Н. ЕГЭ по химии: анализируя итоги Текст. | Т. Н. Литвинова // Химия в школе. 2005. — № 6. — С. 17−21.
  109. , В. А. Система индивидуального тематического контроля Текст. / В. А. Лунькина // Химия в школе. 2009. — № 10. — С. 32−35.
  110. ИО.Лурия, А. Р. Речь и мышление Текст. / А. Р. Лурия. -М.: ИПЛ, 1976. -232 с.
  111. Ш. Ляудис, В. Я. Память в процессе развития Текст. / В. Я. Ляудис. -М.: Изд-во МГУ, 1976. 204 с.
  112. , Ю.А. Сущность индивидуализации различия Текст. / Ю. А. Макарова // Завуч. 1998. — № 1. — С. 102−105.
  113. , A.A. Методология химии Текст. / А. А Макареня,
  114. B.Л.Обухов. -М.: Просвещение, 1985. С. 15 — 34.
  115. , A.A. От химического образования к междисциплинарному подходу |Текст. / A.A. Макареня, С. В. Кривых // Химия в школе. 2000. — № 7. — С. 2 — 7.
  116. A.A. Принцип региональности в экономике и образовании. В кн. Трудовое воспитание и профессиональная ориентацияучащихся школ Крайнего Севера: Учебное пособие Текст. / A.A. Макареня. -Новосибирск: НГПИ, 1988. С.6−14.
  117. . A.A. Индивидуальный подход в развитии творческой активности учащихся сельской школы (на примере предметов естественного цикла) Текст. / A.A. Малахов. Дисс. к.п.н. — Челябинск. — 2003. — 128 с.
  118. , А.Н. Совершенствование преподавания базового курса химии в якут ской школе на русском языке Текст. / А. Н. Матаннанова. Дисс.. к.п.н/-М.-2003.- 131 с.
  119. , М.И. Современный урок: вопросы теории Текст. / М. И. Махмутов. М/ Педагогика, 1981. — 214 с.
  120. , Л.Г. Метод пошаговой детализации Текст. / Л. Г. Мелехова // Химия в школе. № 8. — 2001. — С. 23 — 26.
  121. , Д.И. Соч. в 25- ти т. Текст. / Д. И. Менделеев. М.: Госхимиздат, 1934 — 1954.- т. 13 — Основы химии, 1949. — 943 с.
  122. , H.A. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребёнка Текст. / Под ред. Е. Д. Божович.- М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПО МОДЭК, 1998, — 448 с.
  123. , Е.Е. Научно-мегодические основы отбора содержания и структурирования школьного курса химии Текст. / Е. Е. Минченков. -Дисс.. д. п. н,-Москва, 1987.- 370с.
  124. Минченков, Е. Е. Концегщия химического образования Текст. / Е. Е. Минченков, Г. В. Лисичкин // Химия в школе. 1993, № 4. — С. 7-И.
  125. , Е.Е. Химия-8 Текст. / Е. Е. Минченков, Л. С. Зазнобина, Т. В. Смирнова -М.: Школа-Пресс, 1998. 192 с.
  126. , Е.Е. Химия-9 Текст. / Е. Е. Минченков, Л. С Зазнобина, Л. А. Цветков М.: Школа — Пресс, 1999. — 240 с.
  127. , А.Г. Оценка экологического состояния почвы Текст. / А. Г. Муравьев, Б. Б. Каррыев, А. Р. Ляндзберг. Спб.: Крисмас, 2000. — 164 с.
  128. , Д.А. Фармакогнозия Текст. / Д. А. Муравьева. -М.: Медицина, 1981.-656 с.
  129. , В.М. Химия, экология, нравственность: проблемы образования Текст. / В. М. Назаренко // Химия в школе.-1995. № 3. — С. 2- 5.
  130. , В.М. Школьный химический эксперимент в экологическом образовании Текст. / В. М Назаренко, Н. В. Лучинина // Химия в школе. 1993. — № 6. — С. 47−53.
  131. , Т.С. Средства обучения: технология создания и использования Текст. / Т. С. Назарова, Е. С Полат.-М.: УРАО, 1998. 204 с.
  132. Образование, школа, учитель. Из послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Текст. / Д. А. Медведев // Химия в школе. 2008. — № 10. — С. 2.
  133. Общая методика обучения химии: Учеб.- воспит. вопросы. Пособие для учителей Текст. / Т. В. Смирнова, М. В. Зуева, Т.З. Савин- Под ред. Л. А. Цветкова. ~М.: Просвещение, 1982, — 224 с.
  134. Образование и педагогическая наука на путях обновления. М.: MATTH, 1994.-75 с.
  135. С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений Текст. / С. И Ожегов, Н. Ю. Шведова. 4-е изд-М.: Азбуковник, 1999. 944с.
  136. Пак, М. С. Об использовании интегративно модульных карточек Текст. / М. С. Пак, А. Н. Ласточкин // Химия в школе. — 2001. — № 2. — С.26. -30.
  137. , В.К. Школа и качество: выбор будущего. Текст. / В. К. Панасюк. СПб.: КАРО, 2003. — 384 с.
  138. , К.Я. Химический эксперимент в средней школе. Текст. / К. Я. Парменов М.: Изд-во академии пед. наук РСФСР. — 1959. — 360 с.
  139. , К.Я. Химия как учебный предмет в дореволюционной и советской школе Текст. / К. Я. Парменов. М.: АПН РСФСР, 1963. — 359 с.
  140. Педагогическая энциклопедия Текст. / Под ред. А. И. Каирова, Ф. Н. Петрова М: Советская энциклопедия, 1964. — 832 с.
  141. Педагогическая энциклопедия Текст. / М.: Изд-во «С.Э.», ч.2. -2002. 912 с.
  142. , Г. В. Химия и повседневная жизнь человека Текст. /Г.В. Пичугина М.: Дрофа, 2006. — 252 с.
  143. , Л.В. Педагогическое образование Текст. / Л. В. Пивоварова // Весш. Моск. Ун-та. Сер. 20 2005. № 1. — С. 43−56.
  144. , В.М. Оценка эффективности работы по методике обучения химии Текст. / В. М. Полонский // Химия в школе. 1979. — № 3. -С.17−19.
  145. , B.C. Практикум по методике преподавания химии Текст. /B.C. Полосин, В. Г. Прокопенко. М. Просвещение, 1988. — 224 с.
  146. , Т.А. Национально-региональное образование Текст. / Т. А. Полунина. А. В. Ефремов / Под ред. В. В. Лебедева. Ханты-Мансийск: ГУИПП Полиграфист, 2002. — 112 с.
  147. , H.H. Формирование мыслительных операций у старшеклассников Текст. / H.H. Поспелов, И. Н. Поспелов М.: Педагогика, 1989.-152 с.
  148. Программы для общеобразовательных учреждений: химия. 8−11 классы / Н. И. Габрусева, C.B. Сумаюхин. М.: дрофа, 2002. — 288 с.
  149. , А. О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе Текст. / АО Прохоров. Казань.: Казанский университет, 1991.-167 с.
  150. Психологический словарь Текст. / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова, 2е изд. перераб. и доп. М.: Педагогика — Пресс, 2001, — 440 с.
  151. Психологический словарь Текст. / /Под ред. В. В. Давыдова, A.B.Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.- Науч.-исслед.ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. Наук СССР. М.: Педагогика, 1983. — С. 131.
  152. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений Текст./-Ростов н/Д.: Феникс, 1998.-С. 173.
  153. Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. Текст) / Е. С. Рабунский. М. Просвещение, 1975. -214 с.
  154. , В.В. Сумерки просвещения Текст. / В. В. Розанов. М.: Просвещение, 1990. — С. 173.
  155. , C.JI. О мышлении и путях его исследования Текст. / С. Л. Рубинштейн. М.: Изд. АН СССР, 1956. — 190 с.
  156. , Г. Е. Химия. 8−9 класс Текст. / Т. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. М.: Посвещение, 1989. — 159 с.
  157. , В.Н. Дифференциация обучения, как важный фактор развития познавательных интересов школьников Текст. / В. Н. Рыжова // Завуч. 2003. — № 8. — С. 58−63.
  158. , A.M. Индивидуальный подход как фактор совершенствования педагогического процесса в школе-интернате Текст. / A.M. Савельев. Автореф.. дисс. к.п.н, — Нижний Новгород. -2004.- 16 с.
  159. , С.Т. Основные аспекты природосообразного обучения Текст. / С. Т. Сатбалдина // Химия в школе. 2003. — № 3. — С. 13−18.
  160. , Г. К. Руководство по организации самовоспитания школьников Текст. / Г. К. Селевко // Школьные технологии. 1999. — № 5. -135 с.
  161. , В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем Текст. / В. В. Сериков. М.: Логос. 1999.- 272 с.
  162. , В.П. Диагностика степени обученности учащихся Текст. / В. П. Симонов. М.: МПУ, 1999. — 80 с.
  163. , М.Н. Методология и методика педагогического исследования М.Н Скаткин М., 1986. — 416 с.
  164. Сластенин, В. А Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учеб. завед Текст. / В. А Сластенин И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шиянов. -М.: Школа-Пресс, 2000. 512 с.
  165. , Л.М. Химические задачи на историческом материале Текст. / Л. М. Сморгонский //Химия в школе. 1939. — № 4 — С. -62−67, № 5.-С. 57 -61.
  166. , Л.А. Личностно ориентированный подход: обучение в индивидуальном темпе Текст. / Л. А. Стрекалина // Химия в школе. 2007. -№ 9.-С. 54- 56.
  167. , А.И. Квалитология образования Текст. / А. И. Субетто.-Спб., М.: Исследовательский центр проблем качества, 2002. 220 с.
  168. , Г. Ф. Особенности индивидуального подхода при обучении Текст. / Г. Ф. Суворова // Начальная школа. 1986.- № 11. — С. 24. -26.
  169. , H.H. Гуманитарные технологии в современном образовательном пространстве. Монография Текст. / H.H. Суртаева. Омск: БОУДПО «ИРООО», 2009. — 180 с.
  170. , H.H. Педагогические технологии в реализации гуманистической концепции образования Текст. / H.H. Суртаева // Химия в школе. 1997. — № 7. — С. 17−23.
  171. , H.H. Технология индивидуальных образовательных траекторий Текст. / H.H. Суртаева // Химия в школе. № 5- 2001. — С. 12−17.
  172. , Ю.В. Проблемно-развивающий эксперимент в обучении химии Текст. / Ю. В. Сурин //Химия в школе. 2005. — № 5. — С.53−55.
  173. , II. Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся Текст. / Н. Ф. Талызина. М.: Знание, 1983. — 96 с.
  174. , И.М. Элективный курс «Химия и искусство» Текст. / И. М. Титова // Химия в школе. 2007. — № 4. — С.41−48.
  175. Титова, KLM. Совершенствование химической и методической подготовки будущего учителя химии средней и профессиональной школы: Сб. науч. тр. Текст. / И. М. Титова. -Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1989.-152 с.
  176. Традиционная кухня и народная медицина Текст. / под ред. А. Д. Каксина, Т. А. Клименовой. Ханты-Мансийск: Полиграфист. -2007.- 68 с.
  177. , Т.С. Этнокультурный компонент в содержании образования при изучении химии в школах Крайнего Севера Текст. / Т. С. Тюменцева. Дисс.. к.п.н., М., 1998. 196 с.
  178. , Р.Д. Педагогическая эффективность индивидуального задания Текст. / Р. Д. Ульбашева // Химия в школе. 1998. — № 6, — С. 60−61.
  179. Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения Текст. / И. Э. Унт. М.: Педагогика, 1990. — 192 с.
  180. , A.B. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения Текст. / A.B. Усова. М.: Педагогика. — 1986. — 176 с.
  181. , Г. Н. Решение задач по курсу «Химия» для нехимических вузов. 4.1.Текст. / Г. Н. Фадеев, H.H. Двуличанская. М.: Дом педагогики, 2000.-72С.
  182. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) образования. Образовательная область «Химия» Текст. // Химия. Приложение к «Первое сентября».-1997, — № 12.-С. 5- № 9.-С. 8.
  183. Философский энциклопедический журнал Текст. / Гл. ред. Л. Ф. Ильичев. -М.: Советская энциклопедия, 1983, — 862 с.
  184. Ф.Ф. Национальная школа: пути развития Текст. / Ф. Ф. Харисов // Народное образование. — 2000. — № 2 — С. 70−73.
  185. Хуторской, A. BI Ключевые компетенции и образовательные, стандарты: Доклад на отделении- философии образования и теории педагогики РАО Текст. / A.B. Хуторской. М.: Эйдос, 2002. — С. 34 — 45.
  186. , Л.А. Преподавание органической химии в средней школе. Пособие для учителя Текст. / Л. А. Цветков. -М.: Просвещение, 1988, — 256 с.
  187. . И.М. О принципе оптимального сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы с учащимися на уроках Текст. / И. М. Чередов, — Омск: Изд-во ОмГПУ, 1973.-134 с.
  188. , A.M. Индивидуализация обучения школьников с ослабленным здоровьем Текст. / A.M. Черкасова // Химия в школе. 1996. -№ 1. — С. 56−57.
  189. , Г. М. Методика обучения химии в средней школе. Текст. / Г. М. Чернобельская. М.: Владос, 2000.- 336 с.
  190. , Г. М. Основы методики обучения химии. Текст. / Г. М. Чернобельская. М., 1987. — 256 с.
  191. , Б.Е. Лес и нефть Хаш’ы-Мансийского автономного округа Текст. / Б. Е. Чижов. Тюмень: Изд-во Ю. Мандрики, 1998. — 144 с.
  192. , С.Г. Методика обучения химии в восьмилетней и средней школе. Текст. / С. Г. Шаповаленко. М.: Учпедгиз, 1963. — 668 с.
  193. , Е.А. Задача как средство обучения исследовательской деятельности студентов колледжа Текст. / Е. А. Шашенкова. Автореф.. к.п.н. -М., 2001, — 16 с.
  194. , Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. Текст. / Н. И. Шевандрин.- М.: Владос, 1999.- 512 с.
  195. , Р.В. Влияние использование рабочей тетради с дифференцированными заданиями на печатной основе Текст. / Р. В. Шиленков. Дисс.. к.п.н., М., 2004. — 198с.
  196. , В. Э. Дидактические многомерные инструменты: Теория, методика, практика Текст. / В. Э. Штейнберг. М.: Народное образование. Школьные технологии. — 2002. — 304 с.
  197. , В.А. Использование принципа региональности при изучении химии с целью активизации познавательной деятельности учащихся Текст. / В. А. Щербакова. Автореф. дис.. к.п.н. — Омск, 1996. -18 с.
  198. , Д.Б. Психология развития: Учеб пособие для высш. учеб. заведений |Текст. / Д. Б. Эльконин. М.: Академия, 2001. — 144 с.
  199. , Е.А. Задачи с практическим содержанием! как средство реализации практико-ориентированного обучения физике Текст. / Е. А. Ябурова. Дисс.. к.п.н. -М., 2007. — 136 с.
  200. , И.С. Личносгно-ориентированное обучение в современной школе Текст. / И. С. Якиманская. -М.: Педагогика, 1996.- 96 с.
  201. , A.A. О построении учебных занятий на основе индивидуально-ориентированного подхода Текст. / A.A. Ярулов // Завуч.-2000. № 3.-С. 76−79.
Заполнить форму текущей работой