Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование ценностных ориентаций больных сколиозом школьников в учебно-воспитательном процессе школы-интерната

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Представленные в работе результаты исследования нашли отражение в научных статьях, докладах и выступлениях, в том числе Сибирских педагогических чтениях «Педагогические традиции и новации как фактор развития профессионального образования» (Красноярск, 2000 г.) — на региональной научно-практической конференции «Проблемы обучения учащихся с соматическими заболеваниями в системе непрерывного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические предпосылки исследования проблемы формирования ценностных ориентаций больных сколиозом школьников
    • 1. Формирование ценностных ориентаций школьников как предмет психолого-педагогического анализа
    • 2. Особенности организации учебно-воспитательного процесса в школе-интернате для детей, больных сколиозом
    • 3. Изучение и анализ сформированности ценностных ориентаций больных сколиозом школьников
  • Выводы по I главе
  • Глава II. Организационно-педагогические условия формирования ценностных ориентаций больных сколиозом школьников в учебно-воспитательном процессе школы-интерната
    • 1. Дифференциация и индивидуализация обучения школьников
    • 2. Создание и освоение воспитательного пространства школы-интерната посредством организации совместной деятельности педагогов и школьников
    • 3. Взаимодействие педагогического коллектива с родителями учащихся школы-интерната
  • Выводы по II главе

Формирование ценностных ориентаций больных сколиозом школьников в учебно-воспитательном процессе школы-интерната (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В Федеральной программе развития образования на 2000;2010 гг. в качестве одной из ведущих выделяется задача формирования у школьников направленности на ценности здоровья и здорового образа жизни. Решение этой задачи возможно при условии осмысления традиционной системы формирования ценностных ориентаций больных сколиозом школьников в образовательном пространстве школы-интерната с позиции аксиологического подхода, что позволяет сформировать у них ценностные ориентиры на поддержание и укрепление здоровья как базовой ценности человекаличностную и профессиональную самореализациюэффективное взаимодействие в обществе.

Недостаточная изученность проблемы формирования ценностных ориентаций больных сколиозом школьников в учебно-воспитательном процессе школы-интерната, связанная с особенностями деятельности образовательного учреждения, осуществляющего во взаимосвязи процессы обучения, воспитания, лечения, а также со сложностью самого явления ценностной ориентации личности, требует выявления и научного обоснования организационно-педагогических условий формирования ценностных ориентаций больных сколиозом школьников, отражающих содержательную сторону их направленности на базовые ценности человека.

В психолого-педагогических исследованиях заложены теоретические предпосылки для решения задачи формирования ценностных ориентаций больных сколиозом школьников в учебно-воспитательном процессе школы-интерната. Проблема формирования ценностных ориентаций личности школь—ника исследуется в работах A.M. Гендина, М. Г. Казакиной, Т. Н. Мальковской, В. А. Сластенина, Г. И. Чижаковой, М. И. Шиловой и др. Подходы к их формированию раскрывают совокупность педагогических приемов, средств, обеспечивающих становление системы устойчивых отношений личности школьника, принятия ими образовательных, воспитательных ценностей как базовых для человека, формирование установок на те или иные ценности материальной и духовной культуры (Е.В. Бондаревская, Б. С. Круглов, Б. Т. Лихачев, Г. Н. Прозу-ментова и др.).

Педагогической наукой обобщены теоретические подходы к исследованию процесса формирования ценностных ориентаций школьников: изучаются, особенности усвоения школьниками нравственных ценностей (Т.А. Казимир-ская, Г. П. Савкина и др.) — изучается взаимосвязь ценностных ориентаций и мотивации учения школьников (Ю.В. Любимова, Е. Ф. Ященко и др.). Работы B.C. Собкина и его научной школы раскрывают особенности формирования ценностных ориентаций школьников с проблемами физического развития, при этом внимание исследователей акцентируется на круге вопросов, связанных с фикси-рованностью школьников на состоянии своего здоровья и механизмах его компенсации.

Проблема формирования ценностных ориентаций больных сколиозом' школьников отражена в работах В. П. Быковой, М. А. Садового, Ю.М. Плюсни-на. Общим для названных работ являются установление различий ценностных предпочтений здоровых и больных сколиозом школьниковвыявление наличия у больных сколиозом школьников ценностных ограничений, определяющих цели, интересы, идеалы, убеждения школьника, связанные с состоянием их здоровья.

Анализ научных исследований по проблеме формирования ценностных ориентаций больных сколиозом школьников позволил выявить противоречия между сложностью процесса формирования ценностных ориентаций, отражающих содержательную сторону направленности личности больных сколиозом школьников, и недостаточной выраженной ориентацией образовательной практики на решение названной задачиналичием объективно заданного потенциала в образовании для формирования ценностных ориентаций школьников и его недостаточной востребованностью в реальном учебно-воспитательном процессе школы-интерната для больных сколиозом детейстремлением больных сколиозом школьников к сохранению и укреплению здоровья, самоопределению, самореализации, как базовых ценностей и отсутствием организационнопедагогических условий, способствующих реализации названного стремления в учебно-воспитательном процессе школы-интёрната.

Указанные противоречияактуальность, недостаточная теоретическая разработанность проблемы, а также ее практическая значимость обусловили выбор темы исследования: «Формирование ценностных ориентаций больных сколиозом школьников в учебно-воспитательном процессе школы-интерната».

Цель исследования: выявить, обосновать организационно-педагогические условия формирования ценностных ориентаций больных сколиозом школьников в учебно-воспитательном процессе школы-интерната и опытно-экспериментальным путем проверить их эффективность.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в школе-интернате для детей, больных сколиозом.

Предмет исследования: организационно-педагогические условия формирования ценностных ориентаций больных сколиозом школьников в учебно-воспитательном процессе школы-интерната.

Гипотеза исследования: формирование ценностных ориентаций больных сколиозом школьников в учебно-воспитательном процессе школы-интерната будет эффективным, если созданы и реализованы в единстве и взаимосвязи организационно-педагогические условия:

— дифференциация и индивидуализация обучения школьников с целью формирования направленности на ценность образования как значимую для их успешности в дальнейшей жизнедеятельности;

— создание и освоение воспитательного пространства школы-интерната посредством организации совместной деятельности педагогов и школьников с целью принятия больными сколиозом школьниками воспитательных ценностей как нравственной основы личности;

— организация взаимодействия педагогического коллектива с родителями учащихся школы-интерната с целью формирования ценностных ориентиров" поведения больных сколиозом школьников.

Исходя из проблемы, объекта, предмета, цели, гипотезы исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Исследовать теоретические предпосылки проблемы формирования ценностных ориентаций больных сколиозом школьников.

2. Раскрыть историко-педагогический аспект организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях для детей, больных сколиозом.

3. Изучить состояние сформированности ценностных ориентаций больных, сколиозом школьников.

4. Разработать и реализовать в учебно-воспитательном процессе школы-интерната организационно-педагогические условия формирования ценностных ориентаций больных сколиозом школьников.

Методологическую основу исследования составляют: аксиологический, личностно-ориентированный подходы (Е.В. Бондаревская, В. В. Давыдов, Н. Д. Никандров, В. А. Сластенин, М. И. Шилова и др.).

Теоретическую основу исследования составляют философия и история образования (М.В. Богуславский, З. И. Равкин, Г. И. Чижакова и др.) — теория' воспитательных ценностей как нравственной основы личности (Б.Т. Лихачев) — теория деятельности как основы механизма присвоения и реализации личностью социальных ценностей (А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) — учение о личности как субъекте ценностного освоения действительности (В.Г. Афанасьев, A.M. Гендин, А. Г. Здравомыслов, Э. В. Ильенков, М. С. Каган и др.).

В основу разработки научной концепции исследования положена идея А. Н. Леонтьева, согласно которой система ценностных ориентаций личности определяется как структура личностных смыслов отражаемого субъектом мираположение А. Г. Асмолова, Д. А. Леонтьева о том, что ценностные ориентации отражены в смысловой сфере личности и раскрывают принятие и интериориза-цию личностью социальных ценностей, ее отношение к тем явлениям, ради которых личностью развертываются деятельность и общение.

В исследовании мы учитывали точку зрения Б. В. Зейгарник, В. В. Николаевой, А. Ш. Тхостова и др. о том, что любое хроническое заболевание встроено в систему смысловой сферы личности и оказывает значительное влияние на отношение личности к окружающей действительности, изменяя ее жизненный опыт и ценностные ориентиры.

Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования: теоретические — анализ философской, социологической, психологической, педагогической литературы по проблеме исследованияизучение и обобщение педагогического опыта, изучение нормативной базы, программной документации, методических пособийэмпирические — педагогический эксперимент, наблюдение, метод независимых характеристик, анкетирование, опрос,-самооценка, рефлексивно-оценочные процедуры, анализ продуктов деятельности учащихсястатистические — ранжированиекачественный, количественный анализ результатов исследования.

База исследования: муниципальное образовательное учреждение образовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования № 1 им. В. П. Синякова. В опытно-экспериментальной работе приняли участие 280 человек, в том числе 120 учащихся, 63 человека — учителя основной и Индивидуально-адаптивной школ, воспитатели, психологи, представители администрации, 97 человек — родители учащихся школы-интерната.

Личное участие соискателя состоит в осуществлении содержательного анализа и обобщении основных теоретических положений формирования ценностных ориентаций больных сколиозом школьниковв разработке программы опытно-экспериментальной работы по формированию ценностных ориентаций больных сколиозом школьников и ее реализации в учебно-воспитательном процессе школы-интернатав разработке методических рекомендаций «В помощь начинающему педагогу-исследователю», в разработке и реализации программы курсов повышения квалификации директоров специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья регионов Сибирского федерального округав разработке модульного учебного плана переподготовки и повышения квалификации преподавателей, работающих с инвалидами, имеющими различные виды функциональных нарушений.

Этапы исследования.

Первый этап — поисково-теоретический (1999;2001 гг.). Осуществлялись, изучение и анализ философской, социологической, психологической, педагогической литературы по проблеме исследованияразрабатывался категориальный аппарат исследованияопределялись основные исходные положенияуточнялись тема, задачи, гипотеза исследованияотбирались методы изучения исследуемого явления.

Второй этап — опытно-экспериментальный (2002;2005 гг.). Проводилась опытно-экспериментальная работа по изучению и анализу сформированности ценностных ориентаций больных сколиозом школьниковапробировались организационно-педагогические условия их формирования.

Третий этап — обобщающий (2006;2007 гг.). Проводился анализ и обобщение результатов исследованияуточнялись выводы, полученные на первом и втором этапах работыосуществлялось литературное оформление диссертации.

Научная новизна исследования:

1. Определены предпосылки формирования ценностных ориентаций больных сколиозом школьников и выявлена в качестве значимой компенсаторная функция данных ориентаций, позволяющая принять в качестве доминирующих такие воспитательные ценности как воля к жизни, здоровый образ жизни, умение преодолевать жизненные трудности.

2. Уточнено историко-педагогическое знание, раскрывающее особенности организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях для детей с заболеванием опорно-двигательного аппарата, позволяющее осмыслить значимый опыт и использовать его для решения проблемы формирования ценностных ориентаций больных сколиозом школьников в условиях современной теории и практики образования.

3. Выявлена в качестве доминирующей в системе ценностных ориентаций больных сколиозом школьников ценность здоровья, которая воспринимается ими как смыслообразующая, определяющая дальнейшую направленность поведения и деятельности.

4. Разработаны и научно обоснованы организационно-педагогические ус-' ловия формирования ценностных ориентаций больных сколиозом школьников в учебно-воспитательном процессе школы-интерната: дифференциация и индивидуализация обучения школьников с целью формирования у них направленности на ценность образования как значимую для их успешности в дальнейшей жизнедеятельностисоздание и освоение воспитательного пространства школы-интерната посредством организации совместной проектной деятельности педагогов и школьников с целью принятия больными сколиозом школьниками воспитательных ценностей как нравственной основы личностиорганизация взаимодействия педагогического коллектива с родителями учащихся школы-интерната с целью формирования ценностных ориентиров поведения школьников.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выявление в качестве значимой компенсаторной функции ценностных ориентаций больных сколиозом школьниковпредъявление доказательств того, что доминирующей, определяющей дальнейшую направленность поведения и деятельности больных сколиозом школьников является ценность здоровьяпредставление систематизированного историко-педагогического знания, отражающего теоретические подходы к решению задачи обучения и воспитания больных сколиозом школьниковобоснование организационно-педагогических условий формирования ценностных ориентаций больных сколиозом школьников существенно обогащают аксиологическую теорию и способствуют дальнейшему развитию аксиологической направленности образования.

Практическая значимость исследования: выявлены и реализованы в практической деятельности школы-интерната организационно-педагогические условия формирования ценностных ориентаций больных сколиозом школьников. Разработаны методические рекомендации по теме исследованияподготовлена и апробирована программа курсов повышения квалификации лиц, рабо-" тающих с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровьяразработан модульный учебный план переподготовки и повышения квалификации преподавателей, работающих с инвалидами, имеющими различные виды функциональных нарушений. Результаты исследования используются в образовательной практике школ г. Красноярска, Красноярского края, в системе переподготовки и повышения квалификации работников образования и могут быть востребованы при разработке методических материалов по обучению и воспитанию больных сколиозом школьников для системы общего и дополнительного профессионального образования.

Достоверность и надежность полученных результатов исследования обеспечены методологической обоснованностью исходных параметров исследованияприменением методов, адекватных его задачам и логикезначительной источниковой базойрепрезентативностью данныхположительными результатами исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось посредством организации опытно-экспериментальной работы, участия в работе научно-методического совета МОУ общеобразовательной школы-интерната № 1. им. В. П. Синякова.

Представленные в работе результаты исследования нашли отражение в научных статьях, докладах и выступлениях, в том числе Сибирских педагогических чтениях «Педагогические традиции и новации как фактор развития профессионального образования» (Красноярск, 2000 г.) — на региональной научно-практической конференции «Проблемы обучения учащихся с соматическими заболеваниями в системе непрерывного образования» (Красноярск, 2000) — II межвузовской конференции «Проблемы обществоведения» (Красноярск, 2001 г.) — региональной научно-методической конференции «Управление образова-' тельным процессом в современном педагогическом вузе» (Красноярск, 2001, 2003, 2005 гг.) — Всероссийской научно-методической конференции с международным участием «Образование XXI века: инновационные технологии, диагностика и управление в условиях информатизации и гуманизации» (Красноярск, 2001 г.) — межвузовской научно-практической конференции «Проблемы обновления начальной школы в условиях модернизации и свободного развития российского образования» (Красноярск, 2002 г.) — научно-методической конференции «Профессиональное образование и трудоустройство лиц с ограниченными возможностями здоровья в XXI в.» (Красноярск, 2002 г.) — краевой научной конференции студентов и молодых ученых «Психолого-педагогическая наука и образование: гуманитарные технологии» (Красноярск, 2002, 2003 гг.) — обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии начального образования Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, лаборатории адаптивной педагогики и психологии, Центра переподготовки и повышения квалификации преподавателей Сибирского государственного технологического университета (2002;2006 гг.).

Положения, выносимые на защиту:

1. Для больных сколиозом школьников значимой является компенсаторная функция ценностных ориентации, позволяющая принять в качестве доминирующих такие воспитательные ценности как воля к жизни, здоровый образ жизни, умение преодолевать жизненные трудности.

2. Историко-педагогическое знание, раскрывающее особенности организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях для детей с заболеванием опорно-двигательного аппарата, отражает теоретические подходы и практический опыт решения задачи обучения, воспитания, лечения больных сколиозом школьников. Полученное систематизированное знание позволяет объяснить и интерпретировать педагогическое наследие, обосновать решение проблемы формирования ценностных ориентаций больных сколиозом-школьников с позиции теории ценности.

3. Доминирующей в системе ценностных ориентаций больных сколиозом школьников является ценность здоровья, которая воспринимается ими как смыслообразующая, определяющая дальнейшую направленность поведения и деятельности.

4. Формирование ценностных ориентации больных сколиозом школьников обеспечивается интеграцией их обучения, воспитания, лечения. Необходимыми условиями их формирования являются:

— дифференциация и индивидуализация обучения школьников посредством реализации концепции многоуровневой дифференциации, индивидуальных образовательно-лечебных программ, организации деятельности Индивидуально-адаптивной школы с целью формирования у школьников направленности на ценность образования как значимую для их успешности в дальнейшей жизнедеятельности;

— создание и освоение воспитательного пространства школы-интерната посредством организации совместной проектной деятельности педагогов и школьников с целью принятия больными сколиозом школьниками воспитательных ценностей как нравственной основы личности;

— организация взаимодействия педагогического коллектива с родителями учащихся школы-интерната посредством реализации его форм (Университет педагогических знаний, психолого-медико-педагогический консилиум, семейная гостиная, телефон доверия и др.) с целью формирования ценностных ориентиров поведения больных сколиозом школьников.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений. Текст иллюстрирован таблицами, схемами, диаграммами.

Выводы по второй главе.

Проверка эффективности в процессе опытно-экспериментальной работы определенных нами в качестве основных организационно-педагогических условий формирования ценностных ориентаций больных сколиозом школьников: дифференциация и индивидуализация обучения школьников, создание и освоение воспитательного пространства школы-интерната, взаимодействие педагогического коллектива с родителями учащихся школы-интерната, позволила сделать следующие выводы.

Названные условия можно рассматривать как необходимые для решения задачи формирования ценностных ориентаций больных сколиозом школьников, если они реализуются в единстве и взаимосвязи, так как в структуре условий отражена целостность когнитивной, эмоциональной и поведенческой составляющих ценностных ориентаций.

Организация дифференцированного обучения на основе индивидуальных характеристик учащихся: состояние здоровья (степень, сколиоза, его прогресси-рование, наличие сопутствующих заболеваний) — обученность (соответствие знаний, умений и навыков требованиям стандарта) — обучаемостьобразовательные потребности школьниковспособствовала осмыслению больными сколиозом школьниками ценности познания, формированию положительных эмоций на получение знаний, поощрению инициативы и самостоятельности в учебно-воспитательном процессе.

Использование различных форм дифференцированного обучения: внутренней (дифференцированный подход, уровневая дифференциация), внешней (элективная дифференциация) предоставило возможность каждому школьнику, отличающемуся от других особенностями здоровья, обученностью, обучаемостью, образовательными потребностями, освоить инвариантное содержание образования, а также создать условия для максимального развития способностей, склонностей, раскрытия индивидуальности больного сколиозом школьника.

Индивидуализация обучения, осуществляемая в школе-интернате в рамках созданной Индивидуально-адаптивной школы, позволила построить индивидуальную траекторию обучения и воспитания больного сколиозом школьника с учетом его состояния здоровья, психофизиологических особенностей, склонностей, обученности, обучаемостипомогла учащимся, приходящим из других образовательных учреждений адаптироваться к условиям школы-интерната и максимально адаптировать учебно-воспитательный процесс к больному сколиозом школьнику, делая его более результативным и психологически комфортнымполучить школьникам качественное образование в щадящем учебно-охранительном режимереализовать довузовскую подготовку воспитанников.

Включение старшеклассников в работу с индивидуальными образовательно-лечебными программами было направлено не только на усвоение собственного содержания образования, но и на осмысление познавательных ценностей, создание предпосылок формирования эмоционально-позитивного отношения к ценностям, способствовало переосмыслению системы ценностных ориентаций.

Поэтапное построение и освоение воспитательного пространства школы-интерната способствовало формированию субъектной позиции больных сколиозом школьников, пониманию ценности творчества, культуре совместного общения, стимулировало потребность учащихся в самопознании, самоопределении, самоуправлении, самореализации, являющимися базовыми потребностями для творческого саморазвития личности.

Участие школьников как субъектов разнообразной деятельности в рамках созданного воспитательного пространства школы-интерната обеспечивало формирование ценностного восприятия школьниками себя как личности, выявление склонностей и способностей к определенной деятельности, в которой старшеклассник мог самореализоваться, помогало определиться в возможных вариантах выбора профессиональной сферы.

Включение школьников в деятельность различных объединений в ходе осуществления совместной проектной деятельности способствовало формированию интенсивного группового опыта, освоению различных ролей (докладчика, разработчика, эксперта, исследователя, оформителя и др.), содержательно обогатило деятельность школьников по целеполаганию, рефлексии, контролю и оценки.

Защита проектных работ школьников показала стремление школьников к взаимопомощи, поддержке, продемонстрировала высокий уровень активности школьников, их заинтересованности в результативности, осуществленной совместно творческой деятельности, что является основой формирования ценностной направленности детского сообщества.

Вовлечение родителей в разработку и реализацию программы совместной деятельности педагогического коллектива и родителей, в определение перспективных форм взаимодействия школы-интерната и семьи позволило осуществить тесную интеграцию семейного и школьного воспитания, повысить медико-психолого-педагогическую компетентность родителей в семейном воспитании.

Осуществление взаимодействия педагогического коллектива школы-интерната с родителями учащихся по направлениям: организационному, информационно-просветительскому, психолого-педагогическому, досуговому, а также использование разнообразных форм взаимодействия в рамках каждого из представленных направлений помогло оптимизировать родительское отношение к больному сколиозом ребенку, осознать родителями важность семейного воспитания.

Реализация в единстве и взаимосвязи названных направлений и организационных форм совместной деятельности педагогического коллектива школы-интерната с родителями, утверждение родителей как субъектов целостного учебно-воспитательного процесса наряду с педагогами и детьми положительно повлияло на эффективность организации учебно-воспитательного процесса в целом и способствовало формированию ценностных ориентаций больных сколиозом школьников.

Данные итоговой диагностики, приведенные и проанализированные в работе, показывают наличие позитивной динамики сформированности ценностных ориентаций больных сколиозом школьников, подтверждают эффективность выявленных и реализованных в процессе опытно-экспериментальной работы организационно-педагогических условий.

Заключение

.

Проведенное теоретико-экспериментальное исследование по проблеме формирования ценностных ориентаций больных сколиозом школьников в учебно-воспитательном процессе школы-интерната позволило нам сделать следующие выводы.

Анализ социологической, философской, психологической, педагогической литературы показал, что решение проблемы формирования ценностных ориентаций больных сколиозом школьников исходит из общетеоретических представлений о феномене ценностных ориентаций.

Ценностные ориентации трактуются как интегративная характеристика, ядро целостности личностиони включают систему установок, субъективных отношений к явлениям, событиям, являются регулятором поведения и деятельности личности.

В структуре ценностных ориентаций выражены в единстве когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Названные компоненты содержательно отражают аксиологическую триаду: ценностное знание, ценностное отношение, ценностное поведение (В.А. Сластенин, Г. И. Чижакова).

Доказано, что психическая деятельность личности школьника, имеющего хронические соматические заболевания, отличается от психической деятельности здорового школьника. Изменяется структура личности, направленность мотивов поведения и деятельности. Значительные изменения претерпевает система ценностных ориентаций больного сколиозом школьников, так как основное и сопутствующее сколиозу заболевания вызывают изменения смысловой сферы личности, что отражается на ее направленности на те или иные ценности (Б.В. Зейгарник, В. В. Николаева, А. Ш. Тхостов и др.).

В процессе осуществленного исследования установлено, что ценностные ориентации больных сколиозом школьников как система устойчивых отношений к окружающему миру и самому себе отражают фиксированность установок на ценности здоровья и его сохранения как значимых, влияющих на дальнейшую жизнедеятельность, самоопределение, самореализацию личности больных сколиозом школьников. Полученные в процессе теоретического анализа и эмпирического исследования данные не противоречат, а подтверждают тот факт, что сколиотическая болезнь выступает в роли смыслообра-зующего фактора и значительным образом влияет на направленность ценностных ориентаций больных сколиозом школьников.

Установлено, что в качестве значимой для ценностных ориентаций больных сколиозом школьников является компенсаторная функция ценностных ориентаций, позволяющая принять в качестве доминирующих такие воспитательные ценности как воля к жизни, здоровый образ жизни, умение преодолевать жизненные трудности.

Исследования состояния проблемы формирования ценностных ориентаций школьников с заболеванием опорно-двигательного аппарата в условиях специализированных образовательных учреждений позволяет констатировать следующее: на начальном этапе их функционирования в России и за рубежом в качестве приоритетной выступала задача оказания медико-педагогической помощи детям: медицинская помощь была направлена на поддержание здоровья больных детей, педагогическая — на организацию их досуга. Особое внимание обращалось на профессиональную подготовку детей с нарушением физического развития, имеющих сохранный интеллект, что давало им возможность в дальнейшем включаться в трудовую деятельность, самостоятельно решать задачу своего жизнеобеспечения. В конце XIX в. медико-педагогические учреждения стали осуществлять комплексный подход к оздоровлению и обучению детей. В качестве приоритетных стали рассматриваться задачи организации познавательной, трудовой деятельности школьников с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, их нравственного воспитания. В начале XX в. появились государственные лечебно-педагогические учреждения для детей с хроническими соматическими заболеваниями, которые осуществляли интегрированный подход к обучению, воспитанию лечению школьников.

В диссертационных исследованиях, раскрывающих особенности организации учебно-воспитательного процесса в школе-интернате для детей больных сколиозом, обращается внимание на выявление причин появления пробелов в знаниях у больных сколиозом школьников и определения путей их ликвидацииорганизации индивидуальной работы с названным контингентом учащихся с учетом их повышенной утомляемости и сниженной работоспособностиинтеграцию деятельности медицинского и педагогического коллективов и т. п. Названные исследования в определенной степени затрагивают косвенным путем проблему формирования ценностных ориентаций больных сколиозом школьников, однако мы не встретили работ в полной мере раскрывающих решение названной задачи на теоретическом и практическом уровнях.

Результаты констатирующего этапа исследования свидетельствуют о том, что у больных сколиозом школьников ценностные ориентации недостаточно сформированы как в когнитивном, эмоциональном, поведенческом плане, так и в плане их направленности на такие базовые для человека ценности как образование, творчество, познавательная деятельность и т. п. Исследование сформированное&tradeценностных ориентаций больных сколиозом школьников — воспитанников школы-интерната показало, что у них недостаточно сформированы ценностные ориентации на выполнение социальных функций, на сформирование опыта эффективного взаимодействия больных сколиозом школьников с окружающими, реализацию разнообразной досуго-вой деятельности, на выбор профессии (осложнены значительными ограничениями, вызванными заболеванием).

Это подтверждает правомерность выдвинутых гипотетических предположений о необходимости разработки и реализации в учебно-воспитательном процессе школы-интерната организационно-педагогических условий формирования ценностных ориентаций.

Обосновано, что необходимыми условиями формирования ценностных ориентаций больных сколиозом школьников в учебно-воспитательном процессе школы-интерната являются дифференциация и индивидуализация обучения школьников посредством реализации концепции многоуровневой дифференциации, индивидуальных образовательно-лечебных программ, организации деятельности Индивидуально-адаптивной школы с целью формирования у школьников направленности на ценность образования как значимую для их успешности в дальнейшей жизнедеятельностисоздание и освоение воспитательного пространства школы-интерната посредством организации совместной проектной деятельности педагогов и учащихся с целью принятия воспитательных ценностей как нравственной основы личностиорганизация взаимодействия педагогического коллектива с родителями учащихся школы-интерната посредством реализации его форм (Университет педагогических знаний, психолого-медико-педагогический консилиум, семейная гостиная, телефон доверия и др.) с целью формирования ценностных ориентиров поведения школьников.

Данные условия являются необходимыми для решения проблемы формирования ценностных ориентаций больных сколиозом школьников, если они реализуются в единстве и взаимосвязи, то есть отражают целостность когнитивной, эмоциональной и поведенческой составляющих ценностных ориентаций личности.

Реализация разных форм дифференциации и индивидуализации обучения больных сколиозом школьников ориентирует их на развитие их познавательной активности посредством целенаправленного воздействия на мотива-ционную сферу личностиобеспечение их самостоятельной работы, в том числе исследовательского характера, что способствует усвоению ценностной информации на личностно-смысловом уровне, принятию ценностей как личностно значимых, осуществлению осознанной коррекции направленности ценностных ориентаций на ценности образования, здоровья.

Включение больных сколиозом школьников в работу с Индивидуальными образовательно-лечебными программами стимулирует школьников к самостоятельному познанию, развитию целеполагания, рефлексии, контрольно-оценочной деятельности, что обеспечивает принятие и формирование готовности к реализации ценностей в поведении, деятельности, общении.

Организации деятельности Индивидуально-адаптивной школы способствует ценностному отношению к процессу познания, приобретению социального опыта, сознанию учения как личностного смысла, формированию позитивного отношения к процессу познания в целом и направленности его на ценность образования как значимую для личностного развития.

Создание и освоение воспитательного пространства школы-интерната посредством включения больных сколиозом школьников в разнообразные виды деятельности (ученического самоуправления, трудовой, культурно-досуговой, спортивной, коммуникативной и др.), использование вариативных форм (фольклорные праздники, клубы, конкурсы и др.) обеспечивает обмен ценностями, развитие потребности в позитивной ценностной ориентировке школьников с целью принятия воспитательных ценностей как нравственной основы личности.

Организации совместной проектной деятельности педагогов и учащихся, их родителей способствует формированию ценностных ориентаций на основе сотрудничества, сотворчества через создание атмосферы доверительности, взаимопонимания, диалогичности в общении.

Реализация различных форм взаимодействия педагогического коллектива с родителями больных сколиозом учащихся (Университет педагогических знаний, психолого-медико-педагогический консилиум, семейная гостиная, телефон доверия и др.) позволяет создать ценностно-смысловое пространство педагогов, учащихся, родителей как субъектов целостного учебновоспитательного процесса, что способствует формированию ценностных ориентиров поведения школьников.

Проведенное исследование подтвердило выдвинутые в начале исследования положения научной гипотезырезультаты теоретического анализа и полученные в ходе экспериментальной работы данные, доказывают эффективность выявленных, научно обоснованных и реализованных в опытно-экспериментальной работе организационно-педагогических условий формирования ценностных ориентаций больных сколиозом школьников.

Данное исследование не исчерпывает весь круг проблем, связанных с формированием ценностных ориентаций больных сколиозом школьников и открывает объектное поле дальнейших исследований по проблемам выявления и теоретического обоснования технологий формирования ценностных ориентаций больных сколиозом школьников в образовательных учреждениях, взаимосвязи ценностных ориентаций больных сколиозом школьников и мотивации их познавательной деятельности и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Е.А. Врожденные деформации опорно-двигательного аппарата и причины их происхождения Текст. / Е. А. Абальмасова, Е. В. Лузина. — Ташкент: Медицина, 1976. — 179 с.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности Текст. / К.А. Абульханова-Славская М.: Наука, 1980. — 334 с.
  3. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни Текст. / К.А. Абульханова-Славская М., Мысль, 1991. — 299 с.
  4. , М.К. Обучаемость и здоровье школьника Текст. / М. К. Акимова, В. Г. Козлова // Школа здоровья, 1995. Т.2, № 2. — С. 21−31.
  5. , В.П. и др. Заболевания и повреждения позвоночника у детей и подростков Текст. / В. П. Адрианов и др. М.: Медицина, 1985. — 256 с.
  6. , Б.Г. Избранные психологические труды. Т.2 Текст. / Б. Г. Ананьев. М.: Педагогика, 1980. — 287 с.
  7. , В.Л. Ленинградский научно-исследовательский институт детский ортопедический институт имени Г.И. Турнера и его роль в охране здоровья детей Текст. / В. Л. Андрианов, Н. Г. Веселов, И.А. Капита-наки // Педиатрия. -1983. № 11. — С. 74−75.
  8. , М.В. Психофизиологические и медицинские аспекты некоторых педагогических инноваций в начальных классах Текст. / М. В. Антропова, Г. В. Бородкина, Л. М. Кузнецова и др. // Школа здоровья. -1998. Т.5, № 2. — С.65−76.
  9. , М.В. Оздоровительное значение индивидуально-дифференцированного обучения Текст. / М. В. Антропова, Г. Г. Манке, Г. В. Бородкина и др. // Школа здоровья. 1996. — Т. З, № 3. — С. 32−40.
  10. , С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление Текст. / С. Ф. Анисимов. -М.: Мысль, 1988. 178 с.
  11. , Л.В. Особенности учебно-воспитательной работы в санатор-но-лесной школе Текст. / Л. В. Арбатский. Дисс.. канд. пед. наук. -М., 1950.-201 с.
  12. , А.Г. Личность как предмет психологического исследования Текст. / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во Моек ун-та, 1984. -105 с.
  13. , A.C. Проблема переходов в социокультурных процессах и феномене осмысления-переосмысления ситуации Текст. / A.C. Ахиезер // Мир психологии. 2000. — № 1 (21). — С. 217−230.
  14. , Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход Текст. / Т. В. Ахутина // Школа здоровья. 2000. — Т.7, № 2. — С. 21−29.
  15. , И.JI. О динамике ценностных ориентаций студентов Текст. / И. Л. Баскакова, З. В. Кузьмина // Новые исследования в психологии. № 2 (4).-М., 1971.- С. 85−88.
  16. , Ф.В. О современном подходе к проблеме психологических факторов болезни Текст. / Ф. В. Бассин // Роль психического фактора в происхождении, течении и лечении соматических болезней. Тезисы докладов. М., 1972. — С. 25−34.
  17. , В.Е. Все о сколиозе у детей Текст. / В. Е. Беленький, Р. Д. Назарова // Медицинская газета. 1994. — № 83. — С. 6−7.
  18. , H.A. Судьба России Текст. / H.A. Бердяев. М.: Мысль, 1990. -205 с.
  19. , З.П. Обучение и воспитание детей, больных сколиозом Текст. / З. П. Бобровникова. -М.: Просвещение, 1982. -104 с.
  20. , З.П. Особенности медико-педагогической работы в специальной школе-интернате для детей, больных сколиозом Текст. / З. П. Бобровникова. Дисс.. канд. пед. наук. -М., 1974. — 198 с.
  21. , Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте Текст. / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  22. Большая медицинская энциклопедия Текст. / Ред. Петровский Б. В. М.: Сов. энц-я, 1984.-Т. 23.
  23. , Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания Текст. / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 29−36.
  24. , Б.С. К изучению смысловой сферы личности Текст. / Б.С. Бра-тусь // Вестник Московского ун-та. Серия 14: Психология. — 1981. № 2. -С. 46−56.
  25. , С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система Текст. / С. С. Бубнова // Психол. журнал. 1999. — Том 20.-№ 5.-С. 38−44.
  26. , A.M. Профессиональное становление личности: ценностный подход Текст. / А. М. Булынин. Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Ком-сомольского-на-Амуре гос. пед ин-та, 1996. — 99 с.
  27. Бурова-Илиева, М. И. Ценности и ценностное отношение Текст. / М.И. Бурова-Илиева // Проблема ценностей в философии /Под ред. А.Г. Хар-чева. -M.-JI., 1966.-С. 25−40.
  28. , В.П. Организация учебно-воспитательного и оздоровительного процессов в общеобразовательной санаторной школе-интернате Текст. / В. П. Быкова. Дисс. канд. пед. наук. -М., 1998. -136 с.
  29. , В.А. Ценность и ценностные отношения. / Проблема ценности в философии Текст. / В. А. Василенко. M.-JL: Наука, 1966. — С. 4149.
  30. , Д.Д. Здравоохранение России: кризис и пути преодоления Текст. /Д.Д. Венедиктов. М.: Медицина, 1999. -198 с.
  31. , М.Я. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: Учеб. пособие Текст. / М. Я. Виленский, П. И. Образцов, А. И. Уман / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Пед. об-во России., 2004. -192 с.
  32. Влияние учебной нагрузки и санитарно-гигиенических условий обучения на здоровье школьников Текст. / Под ред. А. Г. Хрипковой. М.: Центр инноваций в педагогике, 1997. — 112 с.
  33. , В.В. Понятие установки, отношения и ценностной ориентации в социологическом исследовании Текст. / В. В. Водзинская // Философские науки. 1968. — № 2. — С. 48−54.
  34. , М.В. Костная патология детского возраста Текст. / М. В. Волков. М.: Медицина, 1968. — 495 с.
  35. , М. Н. Роль Т.П. Краснобаева и С.Д. Терновского в развитии детской ортопедии в СССР Текст. / М. В. Волков. // Развитие травматологии и ортопедии в СССР. М.: ЦИТО, 1968. — С. 350−358.
  36. , Л.В. Современный социальный заказ на педагога-исследователя Текст. / Л. В. Волошина // Профессиональное образование в Сибири. 2000 г. — № 1 — с.42−44.
  37. , О.С. Потери и обретения в воспитании после 10 лет перестройки. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века Текст. / О. С. Газман // Новые ценности в образовании. М., 1996 с.
  38. , А.М. Условия и факторы формирования здорового образа жизни учащейся молодежи в современных условиях Текст. / А. М. Гендин, М. И. Сергеев, В. И. Усаков, В. В. Шабунин. Красноярск: РИО КГПУ, 2004.-228 с.
  39. , Г. И. Реабилитация детей с поражениями опорно-двигательного аппарата в санаторно-курортных условиях Текст. / Г. И. Герцен, A.A. Лобенко. М.: Медицина, 1989. — 272 с.
  40. , Б.С. Философия образования для XXI века Текст. / Б. С. Гершунский. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 605 с.
  41. , В.И. Основы теоретической педагогики: Учеб. пособие. Текст. / В. И. Гинецинский. СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 1992. -154с.
  42. , М.Н. Реабилитация детей с заболеваниями и повреждениями опорно-двигательного аппарата Текст. / М. Н. Гончарова, A.B. Гринина, И. И. Мирзоева. JI.: Медицина, 1974. — 198 с.
  43. Государственный доклад о состоянии здоровья населения РФ в 1997 г Текст. //Здравоохранение РФ. -М., 1999. № 1.
  44. , A.C. Научить думать и действовать. Адаптивная система обучения в школе Текст. / A.C. Границкая. М.: Просвещение, 1991. -175 с.
  45. , Я. Ценностная ориентация личности / Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности Текст. / Я. Гудечек. М.: Наука, 1989. — С.102−110.
  46. , А.И. О ценностных отношениях личности Текст. / А. И. Донцов // Сов. педагогика. -1974 № 5. — С. 67−76.
  47. , И.В. Школьники и охрана их здоровья Текст. /И.В. Дубровина // Школа здоровья. 1998. — № 2. — С. 50−57.
  48. , И.В. Теоретические и практические аспекты воспитательной работы в спец. школе-интернате для детей, больных сколиозом Текст. / И. В. Дуда // Профессиональное образование в Сибири. 2000. — № 1. — с. 8588.
  49. , И.В. Концептуальные основания деятельности образовательно-лечебного комплекса Текст. / И. В. Дуда, Г. И. Чижакова // Образование детей, больных сколиозом. Теория и практика: Сб. статей. Вып. 1. -Красноярск, 2001. — С. 3−30.
  50. , И.В. В помощь начинающему педагогу-исследователю Текст. / И. В. Дуда // Красноярск: РИО КГПУ, 2002. 68 с.
  51. , И.В. Формирование ценностных ориентаций школьников больных сколиозом, в учебно-воспитательном процессе школы-интерната Текст. / И. В. Дуда // Вестник КГУ. Серия гуманитарные науки. Красноярск: ИЦ КрасГУ, 2006. — С. 49−53.
  52. , И.В. Проблема формирования ценностных ориентаций личности школьника со сколиотическим заболеванием Текст. / И. В. Дуда // Вестник КрасГАУ, Красноярск, 2006 г. Выпуск 14. — С. 433−438.
  53. , Е.А. Социально-педагогическая работа в проблемных семьях с разными типами внутрисемейного взаимодействия Текст. / Е. А. Екжанова, //Школа здоровья. 1998. — Т.5, № 3−4. — С. 199−203.
  54. , Т.В. Принципы учебно-воспитательной работы в школе при институте имени Г.И.Турнера Текст. / Т. В. Есипова //Реабилитация детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Сб. н. тр. Ленинград, 1972.-228.
  55. , В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Текст. / В. И. Загвязинский. М.: Изд-кий центр «Академия», 2001. — 192 с.
  56. , В.И. Учитель как исследователь Текст. / В. И. Загвязинский. -М., 1980 г.-96 с.
  57. , В.И. Психологические основы формирования личности советского учителя Текст. / В. И. Загвязинский, А. И. Щербаков. Л.: Просвещение, 1967. — 266 с.
  58. Здоровье детей России (Состояние и проблемы) Текст. / Под ред. А. А. Баранова. М.: «Информатика», 1999. — 273 с.
  59. , А.Г. Потребности. Интересы. Ценности Текст. / А.Г. Здравомыслов- М.: Политиздат, 1986.-223 с.
  60. , А.Г. Отношение к труду и ценностные ориентации личности Текст. / А. Г. Здравомыслов, В. А. Ядов //Социология в СССР. -М.: Мысль, 1965. Т. 2. С. 189−208.
  61. , Б.В. Личность и патология деятельности Текст. / Б.В. Зей-гарник М.: Изд-во МГУ, 1971. — 99 с.
  62. , Б.В. Патопсихология Текст. / Б. В. Зейгарник / Ред. Спива-ковская А.С. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 576 с.
  63. , Б.В. Очерки по психологии аномального развития личности Текст. / Б. В. Зейгарник, Б. С. Братусь. М.: изд-во МГУ, 1980. -169 с.
  64. , В.П. Человек развивающийся. Очерки российской психологии Текст. / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. М.: Тривола, 1994. — 386 с.
  65. , В.П. Живое знание Текст. / В. П. Зинченко. Самара: Самар. Дом печати, 1998.-С. 33.
  66. , О.В. Формирование ценностных ориентаций школьников 68 классов в процессе комплексного освоения различных видов искусства Текст. / О. В. Ибрагимова // Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2002. -19 с.
  67. , В.И. Консервативное лечение больных сколиозом в условиях детского костно-туберкулезного санатория Текст. / В. И. Иванов, В. Я. Гаммал, Н. В. Лебедева // Актуальные вопросы профилактики и лечения сколиоза у детей. М.: ЦИТО, 1984. — С.98−101.
  68. , П.Р. Формирование профессиональных ценностных ориентации старшеклассников на труд в сфере обслуживания Текст. / П.Р. Игнатенко// Автореф. дисс. .канд. пед. наук. К., 1978. — 16 с.
  69. , В.В. Педагогические стратегии в контексте профессионально-культурного становления личности студентов вуза Текст. / В. В. Игнатова, О. А. Шушерина // Сибирский педагогический журнал. 2004. — № 1. -С. 105−113.
  70. , В.В. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в процессе социализации и условия их реализации Текст. / В. В. Игнатова // Автореф.. доктора пед. наук. Челябинск, 2000. — 49 с.
  71. Исследовательская деятельность в школе: опыт, поиски решения Текст. • / Отв. Ред. М. А. Ушаков. М., 1999 г. -192 с.
  72. Исторический опыт социальной работы в России Текст. М., 1994. -255 с.
  73. , М.С. Философская теория ценности Текст. / М. С. Каган. СПб, 1997.-205 с.
  74. , М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе Текст. / М. Г. Казакина. Л., 1989. — 85 с.
  75. , Т.А. Ценностные ориентации в нравственном воспитании детей Текст. / Т. А. Казимирская. Дисс.. канд. пед. наук. — М., 2002. -184 с.
  76. Казьмин, А. И. Сколиоз Текст. / А. И. Казьмин, И. И. Кон, В. Е. Беленький. М.: Медицина, 1981. — 272 с.
  77. , Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы Текст. /
  78. H.П. Капустин. -М., 2001.-216 с.
  79. , В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования Текст. / В. А. Караковский. -М., 1991.
  80. , Е.В. Динамика адаптации детей с хроническими заболеваниями к условиям стационара Текст. / Е. В. Карпухин, М. Н. Ливанова, Л. А. Нефедьев // Школа здоровья. 2000. — Т.7, № 1. — С. 16−24.
  81. , В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков Текст. / В. П. Кащенко. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 304 с.
  82. , A.A. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема Текст. / A.A. Кирсанов. Казань, 1982.
  83. , A.B. Ориентация школьников на социально значимые ценности Текст. / A.B. Кирьякова // Автореф. дисс.. докт. пед. наук. Л., 1991.-36 с.
  84. , М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследований, игры и дискуссии/Анализ зарубежного опыта Текст. / М. В. Кларин. Рига: Эксперименту 1998 г. — 176 с.
  85. , P.A. Восстановительное лечение сколиоза в условиях специализированной школы-интерната Текст. / P.A. Клепикова, В.А. Кол-пачникова, Т. Н. Кузнецова // Актуальные вопросы профилактики и лечения сколиоза у детей. М.: ЦИТО, 1984. — С.103−105.
  86. , В.А. Внутренняя картина болезни у часто болеющих старших дошкольников Текст. / В. А. Ковалевский // Педиатрия, 1998. № 1.-С. 102−103.
  87. , В.А. Особенности личности ребенка при нарушении здоровья Текст. / В. А. Ковалевский // Автореферат дисс.. д. мед. наук. -Томск, 1998.-38 с.
  88. Кон, И. С. Психология ранней юности Текст. / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1989.-255 с.
  89. , И.Б. Философские основания современной педагогики Текст. / И. Б. Котова, E.H. Шиянов. Ростов н/Д: Изд-во РПУ, 1994. — 63 с.
  90. , Т.П. Костно-суставной туберкулез у детей Текст. / Т. П. Краснобаев. М.: Медгиз., 1950. — 671 с.
  91. , Б.С. Методика изучения особенности формирования ценностных ориентаций Текст. / Б. С. Круглов // Диагностическая и коррекци-онная работа школьного психолога: Сб. статей / Отв. ред. И. В. Дубровина. М, 1987. — С. 80−89.
  92. , В.Н. Экологически обусловленная патология опорно-двигательной системы детей Восточной Сибири Текст. / В. Н. Кувина. -Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 1991.
  93. , В.И. Применение игровых занятий при функциональном лечении детей, больных сколиозом 1 и 2 степени, в условиях специализированного интерната Текст. / В. И. Кудруцкий. дисс.. канд. пед наук -Минск, 1973.-246 с.
  94. , В.Р. Приоритетные направления формирования ценности здоровья и здорового образа жизни современных подростков Текст. / В. Р. Кучма, Н. К. Барсукова, П. И. Храмцов // Вестник образования. № 18. -2004. — С.34 — 43.
  95. , Т.В. Индивидуально-дифференцированный подход в обучении слушателей, болеющих сколиозом, на этапе довузовской подготовки (на примере математики) Текст. / Т. В. Лавриенко // Автореф. дис. .канд. пед. наук. Красноярск, 2002. — 24 с.
  96. , В.А. Педагогическая работа в костнотуберкулезных санаториях Текст. / В. А. Лебедева. М.: Медгиз, 1956. -100 с.
  97. , A.A. Смысл как психологическое понятие Текст. / A.A. Леонтьев // Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком / Под ред. ААЛеонтьева, Т. В. Рябовой. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. — С. 56−66.
  98. , А.Н. Потребности, мотивы и эмоции Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. — 40 с.
  99. , А.Н. Проблемы развития психики Текст. / А. Н. Леонтьев. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. 376 с.
  100. , Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций Текст. / Д. А. Леонтьев. М: Смысл, 1992. — 17 с.
  101. Лечение и обучение детей, больных сколиозом, в санаторных школах-интернатах Текст. -М.: ЦИТО, 1989. 30 с.
  102. .Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей (Теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России в Х1Х-ХХ вв.) Текст. /Б.Т. Лихачев. Самара: Изд-во СИУ, 1997. — С. 621.
  103. , М.И. Психолого-педагогические показатели деятельности школы: критерии и диагностика. Текст. / М. И. Лукьянова, Н. В. Калинина. М.: ТЦ Сфера, 2004. — 208 с.
  104. , P.A. Внутренняя картина болезни и иатрогенные заболевания Текст. / P.A. Лурия. М.: Медицина, 1977. — 112 с.
  105. , И.Е. Лесные школы и школы на открытом воздухе Текст. / И. Е. Майзель.-М., 1924. 112 с.
  106. , И.Е. Летние школьные колонии Текст. / И. Е. Майзель. М.: Изд. Комитета памяти В.М. Бонч-Бруевич (Величкиной), 1919.-39 с.
  107. , O.A. Опыт лечения сколиоза у детей и подростков в условиях реабилитационного центра Текст. / O.A. Малахов, A.M. Черкашев, О. П. Пыжевская //Вестник травматологии и ортопедии им. Н. Н. Приорова. 1997.-№ 3-С. 60−61.
  108. , А. Самоаюуализация людей: исследование психического здоровья. Курс практической психологии Текст. / А. Маслоу. -М.: Психолог, 1992.
  109. , Л.М. Концепция профессионального развития и сохранения здоровья учителя как основа образовательной политики Текст. / Л. М. Митина // Школа здоровья. 2000. — Т.7, № 2. — С.43−51.
  110. , В.М. Дифференциация обучения в средней школе Текст. /
  111. B.М. Монахов, В. А. Орлов, В. В. Фирсов // Педагогика. 1990. — № 8.1. C. 42−47.
  112. , В.Н. Личность и неврозы Текст. / В. Н. Мясищев Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1960. — 426 с.
  113. , В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии Текст. / В. Н. Мясищев // Вопросы психологии. 1957, № 5. — С. 39−46.
  114. , В.Н. Социальная психология и психология отношений Текст. / В. Н. Мясищев // Проблемы общественной психологии. М.: Мысль, 1965. -168 с.
  115. , Д.А. Замечательная жизнь Г.И. Турнера Текст. / Д. А. Новожилов Л.: Медицина, 1965. -144 с.
  116. , В.В. Влияние хронической болезни на психику Текст. /В.В. Николаева. М., 1987. — 166 с.
  117. , В.В. Тяжелобольной ребенок: штрихи к психологическому портрету Текст. / В. В. Николаева, Г. А. Арина // Школа здоровья. -1994.- Т. 2, № 2, С. 86−95.
  118. Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект) Текст. / Под ред. З. И. Равкина. М.: ИТПиО РАО, 1995. — 631 с.
  119. , В.Б. Личность и ее социальные ценности Текст. / В. Б. Ольшанский. В кн.: Социология в СССР. — Т.1. — М., 1965.
  120. , A.A. Профессиональное мышление учителя как ценность Текст. / A.A. Орлов // Педагогика. -1995. № 6. — С. 63−68.
  121. , И.М. Как организовать дифференцированное обучение Текст. / И. М. Осмоловская. М., 2002. — 160.
  122. , P.A. Адаптация слушателей подготовительного отделения, больных сколиозом, к обучению в вузе Текст. / P.A. Пашова // Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Красноярск, 1999. — 17.
  123. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш и сред, пед учеб. заведений Текст. / Под ред. С. А. Смирнова. М.: Изд. центр «Академия», 2000. — 512 с.
  124. Педагогический энциклопедический словарь Текст. / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: «Большая Российская энциклопедия», 2002. — 528 с.
  125. Петербургская школа 2000: Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизнедеятельности Текст. / -М, 2000.-35 с.
  126. Петербургская школа 2000: Научно-методические рекомендации по оздоровлению детей с нарушением опорно-двигательного аппарата Текст. /-М, 2000.-72 с
  127. , K.K. Структура и развитие личности Текст. / К. К. Платонов -М.: Наука, 1986. -256 с.
  128. , М.М. Содержание и организация воспитания в школе-интернате Текст. / М. М. Плоткин, В. Г. Цыпурский. М.: Просвещение, 1982.- 191 с.
  129. , Е.А. Ценностные ориентации и проблема активности личности Текст. / Е. А. Подольская. Харьков, 1991.
  130. , Г. Н. Система деятельности как фактор формирования всесторонних ориентации школьников Текст. / Г. Н. Прозументова // Ав-тореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1979. 23 с.
  131. , JI.C. Теоретические основы подготовки учителя к инновационной деятельности Текст. / JI.C. Подымова М., 1995.
  132. , Г. А. Особенности организации учебно-воспитательного и лечебного процесса в санаторной школе-интернате для детей, больных сколиозом. Текст. / Г. А. Покиданов. Дисс.. канд. пед н. Киев, 1978. -162 с.
  133. , М.М. Инновационные школы России: становление и развитие Текст. / М. М. Поташник. М.: Новая школа, 1996. — 320 с.
  134. , М.М. Как развивать педагогическое творчество Текст. / М. М. Поташник. -М., 1984 г.
  135. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие Текст. / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2002. — 694 с.
  136. Практическая психология образования Текст. //Под ред. Дубровиной И.В.-М.: Сфера, 1998.-525 с.
  137. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы Текст. //Под ред. Дубровиной И. В. Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 176 с.
  138. Психология. Словарь Текст. / Под общ. ред. Петровского A.B., Ярошев-ского М.Г. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  139. , B.C. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников: на основе анализа их самостоятельной учебной деятельности Текст. /B.C. Рабунский. -М., 1975.
  140. , З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования): (Аксиологический аспект) Текст. / З. И. Равкин //Педагогика, 1995. № 5. — С. 87−90
  141. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления Текст. / Под. Ред. H.JI. Селивановой./ М., 2001. — 284 с.
  142. , И.К. Сохранение здоровья школьников и выбор профессии Текст. / И. К. Рапопорт // Школа здоровья, 2000. Т.7, № 2. — С. 51−58.
  143. , В.М. Здоровье как философская и социально-психологическая проблема Текст. / В. М. Розин // Мир психологии. 2000. — № 1 (21). -С. 12−31.
  144. , Н.С. Ценности и образование (вехи истории европейской мысли) Текст. / Н. С. Розов // Aima mater. -1991. № 12. — С. 36−47.
  145. Российский социологический словарь Текст. / Под общ. ред. Осипова Г. В. М.: Изд-кая группа НОРМА-ИНФРА.М., 1988. — 672 с.
  146. , СЛ. Основы общей психологии Текст. / СЛ. Рубинштейн. -М.: АН СССР, 1946. -704с.
  147. , Г. П. Педагогические условия освоения подростками нравственных ценностей Текст. / Г. П. Савкина / Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1993.-26 с.
  148. , М.А. Социально-психологические особенности заболеваний детей с вертебральной патологией Текст. / М. А. Садовой, Ю.М. Плюс-нин // Травматология и ортопедия России. 1995. -№ 3. — С. 51−62.
  149. , A.A. От здоровья учителя к здоровью ученика Текст. / A.A. Северьянов // Школа здоровья. -1997. Т.4, № 4. — С.107−114.
  150. , П.П. Развитие инновационного образовательного учреждения как открытого социально-воспитательного института Текст. / П. П. Семенов // Автореф. дис.. канд пед наук. М., 1999. -24 с.
  151. , Е.И. Первая детская лечебная колония в России Текст. / Е. И. Семенова // Педиатрия. 1984. — № 9. — С.78−79.
  152. , O.A. Формирование профессионально-ценностных ориентации студентов первого курса в процессе их подготовки в педагогическом вузе: Текст. / O.A. Сидоренко// Дисс.. канд. пед. наук. Красноярск, 2003.-200 с.
  153. , В.А. Введение в педагогическую аксиологию. Текст. / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. М.: Изд. центр «Академия», 2003. — 192 с.
  154. , В.И. Безопасное образование: психология и педагогика здоровья Текст. / В. И. Слободчиков // Развитие и образование особенных детей: Проблемы, поиски/Под общ. ред. В. И. Слободчикова. М., 1999.-С. 44−49.
  155. , B.C. Подросток с дефектом слуха: ценностные ориентации, жизненные планы, социальные связи. Эмпирическое исследование. Текст. / B.C. Собкин. М.: ЦСО РАО, 1997. — 94 с.
  156. , Э.В. Основные идеи общей теории ценностей Р.Б. Перри школе Текст. / Э. В. Соколов. М.: Наука, 1966. — С. 154−170.
  157. , И.А. Организация учебно-воспитательной работы в начальной санаторно-лесной школе Текст. / И. А. Соловков. Дисс.. канд. пед. наук.-М, 1955.-580 с.
  158. Социологический энциклопедический словарь Текст. / Ред. Осипов Г. В.- М.: Изд-кая группа НОРМА-ИНФРА. М., 1998. 488 с.
  159. , Б.М. Организация лечения, обучения и воспитания детей, больных сколиозом, в условиях специализированной школы-интерната Текст. / Б. М. Супоницкий // Актуальные вопросы профилактики и лечения сколиоза у детей. М.: ЦИТО, 1984. — С. 110−113.
  160. , А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России Текст. / А. Г. Сухарев // Школа здоровья. 2000. — Т.7, № 2.-С. 29−37.
  161. , П.Д. К истории организации и развития санаторной помощи детям Текст. / П. Д. Тамбовцев // Педиатрия. 1983. — № 9. — С.71−73.
  162. , В.П. Марксистская философия и проблема ценности Текст. / В. П. Тугаринов // Проблема ценности в философии. М., Л.: Наука, 1966.-223 с.
  163. , М. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях Текст. / М. Тышкова // Вопросы психологии. 1987.- № 1. С. 27−34.
  164. , Д.Н. Психологические исследования Текст. / Д. Н. Узнадзе. -М.: Наука, 1966.-451 с
  165. Унт, И. Индивидуализация и дифференциация обучения Текст. / И. Унт. -М., 1990.
  166. , Е.П. Современные подходы к формированию здоровья детей в образовательных учреждениях Текст. / Е. П. Усанова, H.H. Шарова // Школа здоровья. 1998. — Т.5, № 3−4. — С.81−87.
  167. , JI.M. Ценностные ориентации и их формирование Текст. / JI.M. Федоров //Вестник Ленингр. ун-та. Сер. Философия. 1971. -№ 5. -С. 70−75.
  168. Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы) Текст. / Ред. Баранов A.A., Щеплягина Л. А. М.: Изд-во «Союз педиатров России», 2000. — С. 229−236.
  169. Философский энциклопедический словарь Текст. / Редкол. С.С. Аве-ринцев и др. 2-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1989. — 815 с.
  170. , П.Я. Основные этапы развития реабилитации детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата Текст. / П. Я. Фищенко, A.B. Гринина // Реабилитация детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Сб. н. тр. Л., 1972. — С. 5−16.
  171. , В. Человек в поисках смысла Текст. / В. Франкл. М.: Прогресс, 1990. — 336 с.
  172. , Т.В. Дошкольное воспитание за рубежом: Учебное пособие. Текст. / Т. В. Фуряева Красноярск: РИО КГПУ, 1999. — 224 с.
  173. , Ф.Ф. Здоровье через образование и движение Текст. / Ф. Ф. Харисов // Школа здоровья. — 2000. — Т.7, № 2. — С.15−21.
  174. , О.Г. Развитие школы как инновационный процесс Текст. / О. Г. Хомерики, М. М. Поташник. М.: РАО ИТО, 1994. — 61 с.
  175. Хрестоматия по педагогической аксиологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений Текст. / сост. В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. М.: Изд-во Моск. пихолого-соц. института, 2005. — 480 с.
  176. , Я.С. Сколиотическая болезнь и ее лечение Текст. / Я.С. Цивь-ян. Ташкент: Медицина, 1972. — 221 с.
  177. , A.M. Вариативность в организации сельской школы Текст. / А. М. Цирульников // Автореф. дисс.. докт. пед. наук. М., 1994. 58 с.
  178. , М.Б. комплексное консервативное лечение сколиоза Текст. / М. Б. Цыркунов // Вестник травматологии и ортопедии им. Н. Н. Приорова. 1997. № 4. — С.62−65.
  179. , Е.Е. Национальная концепция охраны здоровья в системе образования Текст. / Е. Е. Чепурных // Магистр. 1999. — № 3. — С.3−13.
  180. , Е.Е. Социальная значимость здоровья в системе образования Текст. / Е. Е. Чепурных //Школа здоровья. 2000. — Т.7, № 2. — С.8−15.
  181. , И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе Текст. / И. Д. Чечель. М., 1998 г. -132 с.
  182. , Г. И. Теоретические основы становления и развития педагогической аксиологии Текст. / Г. И. Чижакова // Автореф. дисс.. докт. пед. наук. М., 1999. — 34 с.
  183. Г. И., Потапова H.A. Ценности в образовании и образование как ценность Текст. / Г. И. Чижакова. Красноярск, 1996. — 339 с.
  184. , Т.И. Управление адаптивной школой: проблемы и перспективы Текст. / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Н. А. Рогачева. Архангельск, 1995.
  185. , М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. Текст. / М. И. Шилова. — Красноярск: РИО КГПУ, 2002. — 218 с.
  186. , О.Б. Ценностные ориентации профессионально-личностной подготовки учителя в России: Вторая половина XIX в. 90-е гг. XX в. Текст. / О. Б. Широких. — Дисс.. д. пед. наук. — Коломна, 2004. — 428.
  187. , E.H., Котова, И.Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественной теории личности Текст. / E.H. Шиянов, И. Б. Котова. -Ростов-на-Дону: РИО АО «Цветная печать», 1995. 314 с.
  188. Эколого-гигиенический фон для реабилитации детей, больных сколиозом Текст. / Ростов-на-дону, 1996. — 46 с.
  189. , Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: Опыт разработки теории инновационных процессов в образовании Текст. / Н. Р. Юсуфбекова.-М., 1991.-91 с.
  190. , В.А. Междисциплинарный подход к изучению соотношения между ценностными ориентациями и наблюдаемым поведением Текст. / В. А. Ядов, Э. В. Беляев, В. В. Водзинская. М., 1970.
  191. , Е.А. Между Сциллой и Харибдой двух образовательных парадигм, или педагогическая философия адаптивной модели школы Текст. / Е. А. Ямбург // Школа здоровья, 1995. Т.2, № 4. — С. 5−24.
  192. Е.А. Школа для всех. Адаптивная модель. Теоретические основы и практическая реализация Текст. / Е. А. Ямбург. М.: Новая школа. -1996.-64 с.
  193. Does Self-Help? An Empirical Investigation of Scoliosis Peer Support Groups. Hinrichsen Gregory A., Reverson Tracey A., Shinn Marybeth. Journal of Social Issues, Vol, 41, No 1, 1985, pp. 65−87.
  194. Roceach M. Beliefs, attitudes and values. San-Francisco: Jossey-Bass Inc. Pablishers, 1972.-214 p.
  195. Thomas Y., Znaniecki F. The Polish Peasant in Europe and America / Monograph of an immigrant group. Vol. 1. Boston: Badger, 1974. — 526 p.
  196. Thomaszewski T. Czlowiek w sytuacjill. //Psychoiogia. Pod. red. T. Thomaszewskogo. Warszawa, 1975. s. 7−17.
  197. Ранговое распределение терминальных ценностей школьниками, больными сколиозом, на начало опытно-экспериментальной работы. п/п Ценности Ранговое место1. Здоровье 1
  198. Наличие хороших и верных друзей 23. Уверенность в себе 3
  199. Материально обеспеченная жизнь 45. Любовь 56. Свобода 67. Развлечения 7
  200. Счастливая семейная жизнь 89. Общественное признание 9
  201. Красота природы и искусства 1011. Жизненная мудрость 11
  202. Активная деятельная жизнь ' 1213. Интересная работа 1314. Продуктивная жизнь 1415. Творчество 1516. Познание 1617. Развитие 1718. Счастье других 18
  203. Смелость в отстаивании своего мнения, своихвзглядов 78. Независимость 89. Твердая воля 910. Терпимость 1011. Эффективность в делах 1112. Широта взглядов 1213. Чуткость 1314. Жизнерадостность 1415. Самоконтроль 1516. Образованность 1617. Рационализм 17
  204. Непримиримость к недостаткам в себе и других 181. Лист сопровождения
  205. Фамилия, имя Класс Психолог
  206. Возраст лет месяцев Сколько обучается в данном классе?
  207. По каким предметам не успевает? • • По какой причине? • пропустил занятие по болезни • не усваивает программу • Личностная характеристика
  208. Мотивационная характеристика
  209. Какие темы по предметам не усвоены? Какие навыки, понятия не сформированы?• • • • • • • • • • • •
  210. Психофункциональное состояние (качественный анализ)
  211. Показания врача (по необходимости)
  212. Рекомендации учителю адаптивной школы
  213. Глупо строить планы на всю жизнь, не будучи господином даже завтрашнегодня"1. Сенека
  214. Индивидуальная образовательно-лечебная программа научебный год1. Ученика (цы)классашколы -интерната № 110 класс, III ступень
  215. Это твоя образовательно-лечебная программа и она должна быть спроектирована с ориентацией на твою индивидуальную норму здоровья1. Мое жизненное кредо
  216. Чьи-нибудь убеждения, мировоззрение
  217. Мои компетенции общие способности, основанные на знаниях, опыте, ценностях, способностях, которые приобретены благодаря обучению. Оцени себя!
  218. Мои компетенции 9 класс 10 класс 11 класс
  219. Начало года I полугодие Конец года Начало года I полугодие Конец года Начало года I полугодие Конец года
  220. С способен, НС — не способен
  221. Беру на себя ответственность, участвую в совместном принятии решений, регулирую конфликты ненасильственным путем
  222. Понимаю различия между людьми- спосо-бен (на) взаимодействовать с людьми на основе уважения
  223. Владею языками, устным и письменным общением
  224. Критически отношусь к информации
  225. Способен (на) учиться, организовывать свои собственные приемы обучения
  226. Компетенция порождает умения.
  227. Мои умения это проявление компетенций или способностей. Оцени свои умения и навыки
  228. Мои компетенции 9 класс 10 класс 11 класс
  229. НГ начало года IП -1 полугодие КГ — конец года НГ 1П кг НГ 1П кг НГ 1П КГ
  230. В владею, I- В — не владею
  231. Контролировать правильность выполнения задания1. Составить простой план
  232. Составить задания к тексту
  233. Составить развернутый план, тезис, конспект, таблицу, график, схему
  234. Составить связный рассказ, ответ
  235. Работать со словарем, энциклопедией
  236. Слушать объяснения учителя и ответы одноклассников
  237. Самостоятельно планировать учебную работу
  238. Оценивать свои действия и действия одноклассников
  239. Усваивать информацию с помощью тех. средств: Магнитофона, компьютера, видеомагнитофона
  240. Мои компетенции 9 класс 10 класс 11 класс
  241. НГ начало года IП — 1 полугодие КГ-конец года НГ 1П КГ НГ 1П кг НГ 1П КГ
  242. В владею, I- 3 — не владею
  243. Выделять главное, существенное
  244. Устанавливать причинно-следственные связи
  245. Делить текст на логические связанные части
  246. Сравнивать, классифицировать информацию по существенному признаку
  247. Раскрыть суть информации в сравнении
  248. Выдвигать аргументы при доказательстве
  249. Переносить полученную информацию на собственные действия
  250. Проводить элементарное исследование на основе различных источников
  251. Формулировать гипотезу, намечать пути ее проверки
  252. Находить пути разрешения проблемы
  253. Занимать различные учебные роли в совместной учебной деятельности (работа в парах, группах, руководитель группы)
  254. Давать краткий логический ответ
  255. Индивидуальный учебный план 10 класс
  256. Анализ моей учебной деятельности во второй четвертипо каким предметам успеваемость повысилась: по каким предметам успеваемость снизилась: мнение учителя: рекомендация учителя: мое мнение: моя просьба:
  257. Анализ моей учебной деятельности в третьей четверти по каким предметам успеваемость повысилась в III ч: по каким предметам успеваемость снизилась в III ч: мнение учителя: рекомендация учителя: мое мнение: моя просьба:
  258. Личный профессиональный план 10 класс
  259. Цель (чего я хочу достичь, кем быть).
  260. Позиция родителей по отношению к моему выбору (активная или нет)
  261. Позиция сверстников (влияет ли на мой выбор)
  262. Позиция учителей (активная или нет)
  263. Мои склонности (что нравится)
  264. Мои способности (что получается, легко даётся)
  265. Уровень притязаний (образование)
  266. Уровень информированности (что я знаю о выбранной специальности)
  267. Почему мне нравится эта специальность1. Цель (образ будущего)2. Образование
  268. Средства (образовательные)31. какие школьные предметы я считаю наиболее важным для достижения моей цели32. на каком уровне мне нужно изучать (стандарт- углубленное изучение, участие в олимпиадах- проектная работа по предмету).
  269. В соответствии с моим личным профессиональным планом (ЛПП) хочу изучать учебные предметы на разных уровнях:
Заполнить форму текущей работой