Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Задачи и принципы патриотического воспитания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, дополнительного образования, религиозные… Читать ещё >

Задачи и принципы патриотического воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Как было сказано выше, исходя из классификации видов воспитания по содержанию, одним из видов воспитания является патриотическое воспитание.

Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность учебного заведения по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Впервые слово «патриот» появилось в период Французской революции 1789−1793 гг. Патриотами тогда себя называли себя борцы за народное дело. [1;32].

В толковом словаре В. И. Даля значение этого слова трактуется как «любитель отечества, ревнитель о благе его, «отчизнолюб».

«Патриот — говорится в другом словаре, — человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя своей родины». [9; 36].

Более четко определено моральное содержание этого понятия в философском словаре. «Патриотизм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы Родины. [12; 67].

Советский энциклопедический словарь ничего нового к вышеприведенному понятию не добавляет, трактуя «патриотизм» как «любовь к родине». Более современные понятия «патриотизма» связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды вместе рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности.

Вместе с тем организм каждого человека, как и организмы его соотечественников, связан с ландшафтом его обитания, с присущим ему растительным и животным миром, с обычаями и традициями данных мест, с образом жизни местного населения, его историческим прошлым, родовыми корнями, песнями и разговорами местного населения, их обрядами, обычаями и образом жизни и культурой поведения, характером, нравом, это все влияет на развитие психики, а вместе с ней и на становление патриотического сознания каждого человека, составляя важнейшие части его внутреннего патриотизма, закрепляемые на его подсознательном уровне. [30, 304].

Патриотизм включает в себя:

  • — чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
  • — уважительное отношение к языку своего народа;
  • — заботу об интересах Родины;
  • — осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
  • — проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
  • — гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
  • — гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
  • — уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
  • — ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
  • — гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности [4; 75].

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, дополнительного образования, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения, кровнородственные, диаспорные связи и отношения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся [1, 28].

Цель патриотического воспитания — развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способность проявить их в созидательном в интересах Отечества. Исходя из этого, одним из важных направлений работы современной школы является патриотическое воспитание, основная задача которого — воспитание чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение его к великим свершениям и достойным страницам прошлого, развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества.

Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:

  • — создание научно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания в школе;
  • — создание новой эффективной системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у школьников верности к Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей;
  • — утверждение в сознании и чувствах школьников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной службы;
  • — формирование у учащихся активной жизненной позиции
  • — формирование у школьников потребности в здоровом образе жизни

Среди основополагающих принципов патриотического воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере, выделяются.

  • — научность;
  • — гуманизм;
  • — демократизм;
  • — приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;
  • — системность, преемственность и непрерывность в развитии школьников;
  • — многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;
  • — направленность воспитания на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода;
  • — тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания.

Различают несколько уровней патриотизма.

Биологический, по определению Л. Н. Гумилева и других сторонников социально-демографической космической теории, формируется на генно-клеточном уровне под воздействием космических излучений на данную территориально-географическую площадь.

Психологический уровень патриотизма формируется на основе второй сигнальной системы, описанной И. П. Павловым. Основные составляющие психологического патриотизма как базовая культура формируются в процессе национального воспитания в младшем и среднем детском возрасте.

Социальный уровень патриотизма соотносится с цивилизованными нормами бытия индивида. Это писаные и неписаные нормы поведения, социальная этика, система координации и субординации, исполнения конвенциальных ролей, — индивида в социуме, его внутреннее, психологическое отношение к указанным нормам и ролям как к «своим».

Духовный уровень патриотизма связан с традиционными верованиями, сформированным неформальным мировоззрением.

К настоящему времени уже сформирована определенная нормативно-правовая база патриотического воспитания. Имеются постановление Совета Министров РСФСР № 253 от 14 мая 1991 года «О допризывной подготовке учащейся молодежи в государственных общеобразовательных учебных заведениях РСФСР», Закон РФ «О днях воинской славы (победных днях) России» от 13 марта 1995 года, Указ Президента РФ «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» от 16 мая 1996 года, распоряжение Президента РФ «Осоздании общеобразовательных учреждений — кадетских школ (школ-интернатов)» от 9 апреля 1997 года, обновленный Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года, утвержденная в марте 1998 года Концепция военно-патриотического воспитания и постановление Правительства РФ «О подготовке граждан Российской Федерации к военной службе» от 31 декабря 1999 года.

Проблемы патриотического воспитания личности нашли отражение в нормативных документах Министерства образования РФ: государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006;2010 годы» (от 11.06.2005 г. № 422), а также подпрограмме МО РФ «Формирование условий для гражданского становления, патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи. Увековечение памяти защитников Отечества» в рамках федеральной целевой программы «Молодежь России» (2001;2005 годы), в которых определены понятие, содержание проблемы патриотического воспитания, цели и задачи, система программных мероприятий, механизмы реализации программы, что является основой организации деятельности с детьми [6, 171].

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» определены приоритетные направления образования, среди которых важнейшим является увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса. Ставится задача формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Таким образом, предполагается ориентация школы не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма.

В современной педагогике выделяются 2 основных направления патриотического воспитания. В первую из них включены мероприятия, призванные поднять эффективность деятельности по патриотическому воспитанию на более высокий уровень, решить накопившиеся проблемы, создать лучшие условия для ее осуществления, новые, более оптимальные возможности для формирования личности гражданина — патриота России. Мероприятия, предназначенные для выполнения этих задач, систематизированы по следующим основным направлениям: информационно-аналитическое, нормативно-правовое, организационно-методическое, обеспечение взаимодействия и координации, подготовка и повышение квалификации кадров, финансово-экономическое обеспечение.

Вторая группа направлений патриотического воспитания включает системные мероприятия самой этой деятельности. Важнейшими из них являются: историко-патриотическое, социально-патриотическое, культурно-патриотическое, спортивно-патриотическое, гражданско-патриотическое, военно-патриотическое, взаимодействие с регионами и координация их деятельности в патриотическом воспитании граждан.

Вывод по 1 главе Воспитание как целенаправленное развитие человека осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. Понятие о воспитании менялось на протяжении многих веков.

Одним из видов воспитания в зависимости от направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях является патриотическое воспитание.

Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность учебного заведения по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Цель патриотического воспитания — развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способность проявить их в созидательном в интересах Отечества.

Существуют основополагающие принципы патриотического воспитания, представляющие собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере.

Важной стороной организации патриотического воспитания в школе является его включенность в основные виды ее деятельности.

Работа по организации патриотического воспитания строится в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов.

Патриотическое воспитание в процессе обучения предполагает не только усвоение учащимися знаний о природе и общественной жизни, о нормах поведения, но и обязательно требует формирования социально направленного, личностного отношения учащихся к усваиваемым мировоззренческим и моральным понятиям, выработки на основе этих понятий системы идейных взглядов и убеждений.

патриотический ценностный культура башкортостан.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой