Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Метод проектов в обучении математике как средство развития познавательного интереса младших школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Хотя метод проектов и не нов, но и в наше время он снова становится востребованным. Различные аспекты использования метода проектов рассматривали в своих работах Г. Б. Голуб, В. А. Далингер, Дж. Дьюи, П. Ф. Каптерев, В. Х. Килпатрик, Е. Колингс, М. В. Крупенина, Н. В. Матяш, Н. Ю. Пахомова, Е. С. Полат, В. Д. Симоненко, И. Д. Чечель, С. Т. Шацкий, В. Н. Шульгин и др. В современной педагогике… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    • 1. 1. Проблемы современного математического образования в начальной школе и пути их решения
    • 1. 2. Психолого-педагогические основы развития познавательного интереса младших школьников
    • 1. 3. Сущность метода проектов и его роль в процессе обучения
    • 1. 4. Использование метода проектов как средства развития познавательного интереса с учетом психолого-педагогических особенностей младших школьников
  • Выводы по главе I
  • Глава II. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    • 2. 1. Содержательный и процессуальный компоненты процесса реализации проектов при обучении математике в начальной школе
    • 2. 2. Особенности организации учебной деятельности учащихся в процессе реализации метода проектов в обучении математике
    • 2. 3. Организация и результаты педагогического эксперимента
  • Выводы по главе II

Метод проектов в обучении математике как средство развития познавательного интереса младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время принципиально меняются цели образования. В соответствии с ними обучение учащихся в школе не должно ограничиваться сообщением им готовых знаний, а должно формировать и развивать навыки и способности к самостоятельному приобретению знаний, применению их в жизни. Поэтому задача учителя заключается в том, чтобы раскрепостить мышление учеников, научить их использовать те познавательные возможности, которыми они обладают. Именно поэтому особую значимость в школьные годы, когда учение становится фундаментальной основой жизни, приобретает познавательный интерес, который выступает как стимул для различной учебной и творческой деятельности учащихся.

Исследования В. В. Давыдова, А. К. Дусавицкого, В. В. Репкина, Д. Б. Эльконина показали, что младший школьный возраст, а не подростковый, является решающим в формировании и развитии личности, что развивающее обучение закладывает основы таких важнейших личностных структур, как интерес к познанию, характер, моральный идеал. Метод проектов является той педагогической технологией, которая органично вписывается в систему развивающего обучения.

Проблему развития личности в процессе обучения математике рассматривали психологи: В. А. Крутецкий, Л. М. Фридман и др.- математики: А. Д. Александров, Н. Я. Виленкин, А. Н. Колмогоров, А. Д. Кудрявцев, А. И. Маркушевич и др.- в исследованиях по теории и методике обучения математике эту проблему рассматривали В. В. Афанасьев, Х. Ж. Танеев, Г. Д. Глейзер, В. А. Гусев, В. А. Далингер, О. Б. Епишева, В. М. Монахов, A.M. Пышкало, Г. И. Саранцев, А. А. Столяр, П. М. Эрдниев и др.

Познавательный интерес при соответствующей педагогической организации деятельности учащихся, систематической и целенаправленной воспитательной деятельности становится одним из сильнейших мотивов учения школьников. Под его влиянием учебная работа, даже у слабых учеников, протекает более продуктивно. Проблема познавательного интереса разрабатывалась в трудах А. С. Белкина, Х. Ж. Танеева, В. А. Гусева, В. А. Крутецкого, И. Я. Ланиной, JI.M. Фридмана, Г. И. Щукиной и др.

Активизация учебной деятельности без развития познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна, именно поэтому в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышающего его качество. Познавательный интерес стимулирует также развитие волевых качеств, так как в процессе познания ребенок неизбежно сталкивается с трудностями при достижении поставленной цели, преодолевает сложности и препятствия, возникающие на пути познания, воспитывает в себе волевые качества: умение преодолевать преграды, стремление к достижению цели, доведение дела до конца.

Более того, познавательный интерес побуждает ученика к постоянному поиску, его цели становятся все более сложными, он учится выделять главное и актуальное в изучаемом материале, анализирует его, ищет новые способы решения. К тому же познавательный интерес обогащает и активизирует процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, так как все ее виды содержат в себе познавательное начало.

Однако познавательный интерес редко бывает устойчивым. Как правило, какие-то яркие примеры, иллюстрации, опыты разжигают в детях интерес к предмету, который быстро затухает, если его не поддерживать. Поддерживать интерес не просто, так как чаще всего, особенно у младших школьников, возникает не познавательный интерес, а просто детское любопытство, которое быстро исчезает. Поэтому очень многие учителя ищут способы и подходы, которые смогли бы сделать познавательный интерес устойчивым. Для этого на уроках используется большое количество творческих заданий, которые усиливают интерес ребенка и дают ему возможность проявить себя.

Одним из способов решения этой проблемы может стать использование метода проектов. Благодаря сочетанию различных видов деятельности, форм учебной работы, нетрадиционной организации процесса обучения, учащиеся, вовлеченные в проектную деятельность, смогут полноценно реализовать личностный потенциал, развивая при этом познавательный интерес.

Хотя метод проектов и не нов, но и в наше время он снова становится востребованным. Различные аспекты использования метода проектов рассматривали в своих работах Г. Б. Голуб, В. А. Далингер, Дж. Дьюи, П. Ф. Каптерев, В. Х. Килпатрик, Е. Колингс, М. В. Крупенина, Н. В. Матяш, Н. Ю. Пахомова, Е. С. Полат, В. Д. Симоненко, И. Д. Чечель, С. Т. Шацкий, В. Н. Шульгин и др. В современной педагогике он используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования. Кроме того, он соответствует одной из главных задач школы, которая состоит в том, чтобы не только дать знания учащимся, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к обучению, тягу к самосовершенствованию, «научить учащихся учиться», подготовить их к жизни в современном обществе, где от них будет требоваться, по мнению Е. С. Полат [103]:

— гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;

— самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные технологиичетко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей действительностибыть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;

— грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для исследования определенной задачи факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами рассмотрения, устанавливать статистические закономерности, формулировать аргументированные выводы и на их основе выявлять и решать новые проблемы);

— быть коммуникабельным, контактным в разных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходя из них;

— 'самостоятельно трудиться над развитием собственного интеллекта, культурного уровня и повышением нравственности.

В качестве средства развития познавательного интереса в процессе обучения математике и у младших школьников можно применять метод проектов.

Проведенный нами анализ психолого-педагогической и методической литературы позволяет сделать следующие выводы:

1. Существует множество трактовок познавательного интереса, в кото-. рых авторы, как правило, акцентируют внимание на каком-то одном аспекте. Отсюда множество различных рекомендаций по его развитию, обусловленных тем содержанием познавательного интереса, которое выделяет автор.

2. Отсутствуют разработки по использованию метода проектов как средства развития у учащихся познавательного интереса в процессе обучения математике.

Таким образом, рассматриваемая проблема требует дальнейшего решения и в теории, и в практике школы. Результаты проведенного нами констатирующего эксперимента, беседы с учителями, их анкетирование, наблюдения уроков свидетельствуют об отсутствии систематической работы по развитию у учащихся познавательного интереса. Нередко происходит подмена понятия «познавательный интерес» занимательностью. Даже те учителя, которые целенаправленно пытаются заниматься проблемой формирования и развития познавательного интереса, не в состоянии этого сделать из-за затруднений в применении различных средств для развития этого качества личности.

Таким образом, наблюдается противоречие между потенциальными возможностями проектной деятельности в развитии познавательного интереса учащихся начальных классов и практикой ее организации.

Недостаточная разработанность вопроса, посвященного исследованию возможностей повышения уровня познавательного интереса в процессе обучения математике в начальных классах посредством метода проектов, определяет актуальность исследования.

Проблема исследования состоит в разрешении противоречия между потенциальными возможностями метода проектов в развитии познавательного интереса учащихся начальных классов и практикой обучения их математике, недостаточно его использующей, в результате чего не реализуются все потенциальные дидактические функции этого метода.

Объектом исследования является процесс обучения математике младших школьников.

Предметом исследования является метод проектов в обучении математике как средство развития познавательного интереса младших школьников.

Цель исследования: разработать и обосновать содержательный и процессуальный компоненты процесса обучения младших школьников математике с использованием метода проектов, активизирующего мотивационный, операционно-деятельностный и контрольно-оценочный этапы учебной деятельности, что обеспечивает целенаправленную и систематическую работу по развитию познавательного интереса.

Гипотеза исследования: если в процессе обучения математике целенаправленно и систематически использовать метод проектов, который ставит ученика в позицию активного субъекта познавательной деятельности, то это обеспечит эффективность развития познавательного интереса младших школьников.

Проблема, цель, гипотеза определили следующие частные задачи исследования:

1. Выявить психолого-педагогические основы использования метода проектов в обучении математике с целью развития познавательного интереса учащихся начальных классов.

2. Определить роль и место метода проектов в развитии познавательного интереса при обучении математике.

3. Разработать структурно-функциональную модель создания проектов, основываясь на которой разработать и реализовать комплекс проектов по математике для учащихся начальной школы.

4. Разработать методику организации проектной деятельности младших школьников в процессе обучения математике, которая способствует развитию познавательного интереса, и проверить ее эффективность в педагогическом эксперименте.

Методологическую основу исследования составили:

— личностно-деятельностный подход к процессу обучения (П.Я. Гальперин, Х. Ж. Танеев, В. В. Давыдов, Г. В. Дорофеев, О. Б. Епишева, И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, В. В. Сериков, Н. Ф. Талызина, Т. И. Шамова, Д. Б. Эльконин, И. С. Якиманская и др.);

— компетентностный подход к построению и исследованию образовательных процессов (О.В. Акулова, Е.С. Заир-Бек, В. А. Козырев, С. А. Писарева, Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына, Н. В. Чекалева и др.).

Теоретическими основами исследования являются:

— концепции развития личности (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.);

— концепции гуманизации и гуманитаризации математического образования (Г.В. Дорофеев, Т. А. Иванова, Г. И. Саранцев и др.);

— психолого-педагогические теории учебной деятельности школьников (Ю.К. Бабанский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Н. А. Менчинская, В. В. Репкин, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, А. С. Шаров, Г. И. Щукина, Д. Б. Эльконин и др.);

— теория познавательного интереса (Б.Г. Ананьев, В. Б. Бондаревский, Г. И. Панина, Н. Г. Морозова, Г. И. Щукина и др.);

— теория развивающего обучения (В.В. Давыдов, JI.B. Занков, Е.Н. Кабанова-Меллер, В. В. Репкин, М. А. Холодная, Г. А. Цукерман, Д. Б. Эльконин, И. С. Якиманская и др.);

— положение о личности как субъекте совместной деятельности и собственного развития в обучении (Ш.А. Амонашвили, Б. Г. Ананьев, В. В. Давыдов, А. К. Дусавицкий, А. Н. Леонтьев, Г. А. Цукерман и др.);

— методические основы обучения математике (Х.Ж. Танеев, Я. И. Груденов, В. А. Далингер, В. А. Крутецкий, Г. И. Саранцев, JI.M. Фридман и ДР-).

Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:

— теоретические: изучение и теоретический анализ философской, психолого-педагогической, математической и методической литературы по теме исследованияанализ документов по вопросам образования (школьных программ, учебных и учебно-методических пособий) — изучение материалов и публикаций по поставленной проблеме;

— эмпирические: анкетирование, наблюдение, опрос, тестирование, беседы с учителями и учащимисямоделирование педагогических ситуацийпедагогический эксперимент по определению эффективности использования метода проектовстатистическая обработка результатов экспериментальной работы.

Экспериментальная организация исследования:

Экспериментальное исследование проводилось с 2001 г. по 2005 г. в три этапа. На каждом из них для проверки достоверности выдвинутой гипотезы использовалась адекватные методы исследования.

На первом этапе (2001;2002 гг.) проводился констатирующий эксперимент, в ходе которого осуществлялся анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, была уточнена проблема исследования, изучалось состояние математической подготовки младших школьников и уровня сформированности познавательного интереса.

На втором этапе (2002;2003 гг.), в условиях поискового эксперимента, определялись исходные параметры работы, ее предмет, гипотеза, задачи исследования, методология, научный аппарат, был выбран метод проектов в качестве эффективного средства развития познавательного интереса у младших школьников.

На третьем этапе (2003;2005 гг.) разработана и апробирована методика обучения математике учащихся начальных классов на основе проектной деятельности с целью развития у них познавательного интереса, учитывающая результаты констатирующего и поискового этапов экспериментапроводился обучающий эксперимент. Экспериментальной базой исследования явились 3−4 классы средней общеобразовательной школы № 9 г. Читы. Были обобщены экспериментальные и теоретические результаты, сделаны выводы.

Научная новизна исследования заключается в том, что в работе теоретически обоснована целесообразность использования метода проектов в качестве средства развития познавательного интереса и показана эффективность организации учебно-познавательной деятельности на мотивационно-ориентировочном, исполнительно-деятельностном и контрольно-оценочном этапах обучения математике в контексте проектной деятельности.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

— теория и методика обучения математике обогащены знаниями об особенностях использования метода проектов с целью развития познавательного интереса младших школьников;

— создана структурно-функциональная модель разработки и реализации проектов, направленных на развитие познавательного интереса, и раскрыты психолого-педагогические и методические основы организации и управления проектной деятельностью учащихся начальных классов;

— описаны особенности обучающей деятельности учителя, учебно-познавательной деятельности учащихся в контексте метода проектов в обучении математике младших школьников на каждом из этапов осуществления проектов, что позволяет использовать полученные результаты в других частных методиках.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

— разработана методика использования метода проектов как средства развития познавательного интереса у учащихся начальных классов;

— разработаны методические рекомендации по использованию метода проектов в начальной школе;

— разработан комплекс проектов, одной из основных задач которого является развитие познавательного интереса младших школьников на различных этапах обучения математике в начальной школе.

Материалы исследования могут быть использованы при составлении учебно-методических пособий по математике для начальной школы, а также в практической деятельности учителей и преподавателей педагогических вузов при работе со студентами.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования обусловлены опорой на теоретические разработки в области психологии, педагогики, методики преподавания математикииспользованием методов исследования, адекватных поставленным задачамрезультатами педагогического эксперимента и их статистической обработкой, подтвердившей на качественном и количественном уровнях справедливость основных положений исследования.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе экспериментальной работы на базе средней школы № 9 г. Читы. Основные положения работы были представлены в виде докладов на III Всероссийской научно-практической конференции «Российская школа и Интернет» международного конгресса «Информационные технологии в образовании» (Москва, 2003 г.), на научно-практической конференции «Современные информационные технологии в образовании» (Чита, 2004 г.), на методических семинарах кафедры алгебры, геометрии и методики преподавания математики ЗабГПУ (Чита, 2004,.

2005 гг.), оформлены в виде тезисов выступлений на конференциях, отражены в научных статьях.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Реализация структурно-функциональной модели разработки проектов, включающая целевой, мотивационный, организационно-процессуальный, оценочно-результативный компоненты, обеспечивает эффективность развития познавательного интереса, если учитывать психолого-педагогические и методические основы организации и управления проектной деятельностью учащихся начальных классов.

2. Методика обучения математике, направленная на развитие познавательного интереса учащихся начальных классов, должна строиться в соответствии со спецификой обучения математике младших школьников и предусматривать поисково-исследовательский характер овладения обучающимися методами, способами и действиями, присущими проектной деятельности.

3. Внедрение в процесс обучения математике младших школьников разработанного комплекса проектов, включающего исследовательские, практико-ориентированные, творческие, межпредметные, индивидуальные и групповые проекты, активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся, повышает уровень познавательного интереса, обеспечивает ситуацию успеха, что дает возможность самореализоваться учащимся.

Структура и содержание работы соответствует логике научного педагогического исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.

Результаты исследования подтверждают, что познавательный интерес младших школьников у большинства учащихся либо не сформирован совсем, либо находится в стадии формирования и не является действенным. Это подтверждают следующие факты: лишь чуть больше 10% учащихся посвящают часть своего свободного времени занятиям по интересующему предмету, редко обращаются к специальной литературе, как правило, не стараются найти другие возможные решения задачи (после того как выполнили поставленное перед ними задание) или составить родственные задачи.

Негативное отношение к математике учащиеся связывают, прежде всего, с трудностью материала, несмотря на это, многим школьникам больше нравится решать задачи, чем изучать теоретический материал. При этом наибольший интерес вызывают задания на практическое применение математических знаний, особенно если работа над задачей требует проявления активности и самостоятельности. Особенно важно для ребенка в этом случае достичь успеха, тогда он с большей готовностью берется за задание. К тому же, чем старше становится ученик, тем для него важнее правильность решения задачи или примера во время выполнения классной работы. Это связано еще и с тем фактом, что в 3 или в 4 классе школьнику тяжелее слышать критику в свой адрес со стороны учителя перед всем классом, ему легче выслушать замечание одному, чем перед всеми, появляется чувство стыда из-за того, что он не справляется с поставленной перед ним задачей, в то время как все остальные успешно выполнили задание.

Также необходимо отметить, что многие учителя связывают оценку по учебному предмету с интересом к нему. Конечно, у ученика, получающего тройки и двойки на уроках по какому-либо предмету, вряд ли может быть высокий познавательный интерес к данному предмету. С другой стороны, даже отличные оценки еще не говорят о высоком уровне познавательного интереса. В начальной школе дети очень часто стремятся получать высокие оценки, так как не хотят огорчать своих родителей, которые считают оценку по математике важным показателем успеваемости. Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о том, что оценку «5» имеют меньше 50% школьников с высоким или высоким уровнем познавательного интереса, у остальных учащихся он находится всего лишь на среднем уровне. То же самое и с соотношением уровня познавательного интереса и остальными оценками. Вместе с тем нельзя забывать, что уровень интереса нужно соотносить и с реальными склонностями и способностями ребенка, хотя это соотношение в начальной школе менее заметно, чем в средних и старших классах.

Анализ школьной практики в контексте развития познавательного интереса показывает, что основными средствами, используемыми для этого, являются: элементы проблемного обучениязанимательный материалзадания, направленные на развитие внимания, памяти, мышлениясамостоятельная работа. Хорошим стимулом для развития познавательного интереса служат задания, связанные с решением проблемы, взятой из реальной действительности. С большим интересом школьники воспринимают материал, связанный с историей математики, с интересными фактами, с биографиями знаменитых математиков и т. д.

Результаты констатирующего эксперимента позволили построить программу и методику дальнейшего исследования проблемы развития познавательного интереса учащихся в процессе обучения математике.

Для экспериментальной проверки гипотезы исследования нами были выбраны экспериментальные и контрольные классы. Охарактеризуем познавательный интерес учащихся в этих классах.

Анализ полученных данных показывает, что уровни развития познавательного интереса в экспериментальных и контрольном классах примерно одинаковы. На начало эксперимента учеников с высоким уровнем познавательного интереса в 3Б (1ЭК) было 3, в Зв (2ЭК) — 2, в 3Е (КК) — 3, учеников со средним уровнем познавательного интереса в 1ЭК было 15, в 2ЭК — 15, в КК — 14, учеников с низким уровнем познавательного интереса в 1ЭК было 11, в 2ЭК — 11, в КК — 14.

Таким образом, контрольный класс практически не уступает в уровне сформированности познавательного интереса.

Учет и обработка результатов эксперимента осуществлялись различными методами:

1) ведение протоколов уроков математики в экспериментальных классах;

2) фиксирование состояния познавательного интереса в процессе обучения математике у отдельных учащихся и класса в целом;

3) использование методов математической статистики для выявления взаимосвязи результатов развития познавательного интереса в процессе обучения математике у учащихся исследуемых классов с приемами педагогического стимулирования.

К К п п.

Напомним, что в экспериментальных (с 3 по 4 и с 3 по 4) классах систематически применялся метод проектов в обучении математике, а в конр р трольном (с 3 по 4) классе обучение велось обычным способом. Таким образом, в экспериментальных классах создавались условия, при которых можно было выявить роль метода проектов в развитии познавательного интереса в процессе обучения математике.

В результате наблюдений, проводимых в ходе эксперимента, были зафиксированы определенные изменения в структуре познавательного интереса учащихся, говорящие о его развитии и переходе его у отдельных школьников на более высокий уровень.

Так, создаваемый запас знаний у учащихся низкого уровня развития познавательного интереса в процессе обучения математике становился основой для формирования у большинства из них устойчивого интереса к предмету. Появление у школьников познавательных вопросов побуждало к поискам решения проблем, что явилось показателем развития интереса. Успехи в выполнении проектов, найденные ими варианты решения проблем создавали общий положительный фон, который становился устойчивой основой для продолжения движения вперед в закреплении уровня познавательного интереса.

В ходе эксперимента была замечена такая тенденция: наибольшей динамикой в развитии интересующего нас качества отличались учащиеся с низким и высоким уровнем, ученики с устойчивым средним уровнем интереса с меньшим энтузиазмом включались в работу.

Несмотря на то что большую часть работы по проектам школьники выполняли дома, их активность и увлеченность на уроках математики стала проявляться сильнее, повысился эмоциональный настрой. У некоторых учеников изменилась направленность на виды деятельности, Предпочтение отдавалось заданиям продуктивного и исследовательского характера, требующих напряжения умственных сил, воли, настойчивости и т. п. При работе над проектом по созданию математической газеты, которую решено было выпускать раз в четверть, ребята разделились на 4 группы, каждая из которых отвечала за свой выпуск. Но школьникам хотелось побыстрее выпустить свой номер, так что в результате в третьей четверти было выпущено 4 номера, а группы, которые уже создали свои варианты в первой и во второй четверти, с удовольствием работали над созданием новых вариантов. В результате все группы сделали более одной газеты, а самая активная группа — четыре. В работе учащихся стала проявляться здоровая конкуренция, все хотели сделать самый интересный, красочный выпуск. Причем в работе участвовали все без исключения. Один из учеников с низким уровнем познавательного интереса очень хорошо рисовал, поэтому изначально его работа заключалась в оформлении, но он так заинтересовался процессом создания газеты, что вскоре стал, помимо работы художника-оформителя, выполнять и функции редактора. Он с огромным интересом подбирал головоломки, исторические факты, занимательные задачи, затем даже сам стал их придумывать. Его отношение к математике изменилось благодаря именно этому проекту, в котором вначале он проявлял себя только в роли художника, но успех стал для него стимулом, изменившим направленность его деятельности. К концу четвертого класса у него сформировался не просто устойчивый средний уровень познавательного интереса, но и появились некоторые признаки, говорящие о возможном переходе его на более высокий уровень. Хотя к началу формирующего эксперимента, повторяем, у него был низкий уровень сформированности познавательного интереса.

В целом в экспериментальных классах в лучшую сторону изменилось отношение к теории, повысились уровни сформированности познавательных умений и качество знаний учащихся.

Для того чтобы проверить динамику развития познавательного интереса в процессе обучения математике, мы использовали таблицу с показателями, характеризующими уровень познавательного интереса (табл. 2), по которой проверяли соответствие учащихся тому или иному уровню интересующего нас качества.

Каждый ученик экспериментальных и контрольного классов оценивался по каждому из указанных показателей. После чего был создан единый бланк для каждого из классов, в котором были указаны уровни достигнутых учениками показателей в баллах. Так, высокий уровень оценивался в 3 балла, средний — в 2, низкий — в 1 балл. После чего все баллы, полученные учеником, суммировались и переводились в соответствующий уровень познавательного интереса. Диапазон от 11 до 17 баллов соответствует низкому уровню, 18−26 -среднему, 27−33 — высокому уровню познавательного интереса в соответствии с [10].

Рассмотрим интеллектуальные проявления учеников.

Одним из важнейших качеств личности учащегося является его обучаемость, т. е. способность к приобретению новых знаний. Для выявления уровня обучаемости в учебном процессе мы использовали методику П. И. Третьякова [166].

Гипотеза Н0: предложенная методика обучения учащихся экспериментальных классов с использованием метода проектов неэффективна.

Альтернативная гипотеза Hp предложенная методика обучения учащихся экспериментальных классов с использованием метода проектов эффективна.

Уровень обучаемости.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Основой разработки данного исследования послужили методологические и общедидактические положения, обращение к которым позволило целесообразно выбрать методы научного исследования с учётом поставленных целей и задач.

В процессе исследования полностью подтвердилась гипотеза, решены поставленные задачи и получены следующие результаты и выводы.

1. Определены психолого-педагогические основы развития познавательного интереса при использовании метода проектов в обучении математике учащихся начальных классов. Метод проектов рассматривается нами как средство индивидуализации и дифференциации обучения, вносящее изменения в структуру, содержание и организацию процесса обучения.

2. Определена сущность понятия «познавательный интерес». Он рассматривается как средство обучения, мотив учебной деятельности, свойство личности ученика. Определены и охарактеризованы уровни сформированно-сти у учащихся познавательного интереса: высокий, средний и низкий. Установлены условия эффективности использования метода проектов в обучении математике как средства развития у младших школьников познавательного интереса.

3. Обоснован выбор метода проектов в качестве эффективного средства развития познавательного интереса у младших школьников, который позволяет активизировать учебный процесс, создать благоприятную эмоциональную атмосферу, способствует развитию навыков самостоятельной работы, учитывает индивидуальные особенности учащихся, что делает обучение более результативным.

4. Предложена структурно-функциональная модель создания проекта, которая служит основой для разработки комплекса проектов для учащихся начальных классов в процессе обучения математике.

5. Разработан комплекс проектов, одной из основных задач которого является развитие познавательного интереса младших школьников на различных этапах обучения математике в начальной школе.

6. Разработана методика организации проектной деятельности младших школьников на каждом из этапов осуществления проектов, в которой учтены особенности их учебно-познавательной деятельности.

7. Экспериментально доказана эффективность предлагаемой методики, направленной на развитие познавательного интереса учащихся начальных классов в процессе обучения математике.

Проведенное исследование не исчерпывает всех возможных аспектов исследуемой проблемы и может быть продолжено в следующих направлениях:

— изучение особенностей использования информационно-коммуникационных технологий в контексте метода проектов, где их применение на. этапах организации деятельности и презентации результатов является целесообразным;

— разработка краткосрочных проектов и их осуществление непосредственно на уроках математики;

— изучение вопросов, связанных с обеспечением преемственности процесса развития познавательного интереса учащихся между начальной школой и средним, а также старшим звеньями основной школы с использованием метода проектов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах / Под ред. М. И. Моро, A.M. Пышкало. М.: Педагогика, 1977. — 248 с.
  2. А.Д. Пути развития школы // Математика в школе. -1987.-№ 5.-С. 9−14
  3. Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьника. М., 1984. — 297 с.
  4. Ш. А. Единство цели («В добрый путь, ребята!»): Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 206 с.
  5. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1990. — 559 с.
  6. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Изд. Дом Ш. Амонашвили, 1995. — 196 с.
  7. .Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М.: Просвещение, 1968. 334 с.
  8. И.И. и др. Обучаем по системе Л.В. Занкова: 1-й год обучения: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1991.-240 с.
  9. М.Ж., Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Проблемно-модельное обучение: Вопросы теории и технологии. М.: Просвещение, 1993.-234 с.
  10. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.-М.: Просвещение, 1982. 192 с.
  11. Ю.К. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. 2-е изд. доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1988. — 478 с.
  12. К.В. Как научить детей учиться: Книга для учителя. 2-е изд. доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1987. — 112 с.
  13. А.С. Ситуация успеха./Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1997.- 185 с.
  14. А.В. Математическое развитие ребенка в системе дошкольного и начального школьного образования: Автореф.дис. .доктора пед.наук. Москва, 2004. — 43 с.
  15. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 190 с!
  16. Блинова T. J1. Имитационные дидактические игры как средство развития познавательного интереса учащихся в процессе математике в общеобразовательной школе: Автореф.дис. .канд.пед.наук.- Екатеринбург, 2003.- 19 с.
  17. П.П. Как организована школа в западной Европе и Америке?-М.: Внешкольное просвещение, 1917.-48 с.
  18. П.П. Новые программы ГУСа и учитель. М.: Работник просвещения, 1925. — 32 с.
  19. А.Я., Черкасов Р. С. О современных тенденциях в методике преподавания математики // Математика в школе. 1989. -№ 5. — С. 133−142
  20. Л.И. Личность и формирование ее в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 468 с.
  21. Л.И. Проблемы формирования личности.- М.: МОДЭК, 1995.-351 с.
  22. В.Г., Глейзер Г. Д., Черкасов Р. С. К вопросу о перестройке общего математического образования // Повышение эффективностиобучения математике в школе: Кн. для учителя./ Сост. Г. Д. Глейзер. М.: Просвещение, 1989. — С. 231−238
  23. В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1985. 144 с.
  24. М.Д. Реализация педагогического потенциала общего математического образования в развитии познавательных интересов личности: Автореф.дис. .канд.пед.наук.-Екатеринбург, 1999.-21 с.
  25. А.В. Метод проектов в современной школе. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. 47 с.
  26. В.П. Основы новой педагогики. М.: Изд-во Сытина 1916. — 59 с.
  27. Венгер A. JL, Цукерман Г. А. Психологическое обследование младших школьников. — М.: Владос, 2001. 160 с.
  28. Н.Я. Современные проблемы школьного курса математики и их исторические аспекты // Математика в школе. 1988. -№ 4. — С. 7−14
  29. С.И., Ордынкина И. С. Математика: Тесты: Рабочая тетрадь. 3−4 класс. М.: Рольф, 2001. — 144 е., с илл. — (Ступени).
  30. М.Б. Математика без перегрузок. М.: Педагогика, 1991.142 с.
  31. Выготский J1.C. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.-376 с.
  32. JI.C. Мышление и речь // Собрание сочинений: в 6 т. М.: 1982.
  33. П.Я. Формирование знаний и умений на основе поэтапного усвоения умственных действий. Сб. статей под ред.П. Я. Гальперина, — М.: Изд-во МГУ, 1968.- 174 с.
  34. П.Я. Формирование умственных действий // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. -М.: Изд-во МГУ, 1981. С. 78−86.
  35. Х.Ж. Пути реализации развивающего обучения математике. -Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 1997. 102 с.
  36. Х.Ж. Теоретические основы развивающего обучения математике / УрГПУ. Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 1997. — 159 с.
  37. Г. Б., Чуракова О. В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. Самара, 2003. — 234 с.
  38. Гордон J1.A. Психология и педагогика интереса. Киев: Рад. школа, 1940.- 128 с.
  39. А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. М.: Просвещение, 1983. — 103 с.
  40. Я.И. Психолого-дидактические основы методики обучения математики. М.: Педагогика, 1987. — 160 с.
  41. Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1990,224 с.
  42. В.В. Гуманитарная составляющая обучения математике // Математика в школе. 1989. — № 6. — С. 32−35
  43. В.В. Гуманитарная составляющая обучения математике. М., 1985.- 142 с.
  44. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального исследования. М.: Педагогика, 1986. — 239 с.
  45. В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении.-Томск, «Пеленг», 1992. 116 с.
  46. В.В. Теория развивающего обучения. М.:Интор, 1996. — 256 с.
  47. В.А. Методика реализации внутрипредметных связей при обучении математике: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 80 с.
  48. В.А. Самостоятельная деятельность учащихся основа развивающего обучения // Математика в школе. — 2000. — № 9. — С. 7−10.
  49. В.А. Совершенствование процесса обучения математике на основе целенаправленной реализации внутрипредметных связей. — Омск: ОмИПКРО, 1993.-323 с.
  50. В.А., Борисова Л. П. Методические системы развивающего обучения математике в начальной школе: Учебное пособие. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004. — 205 с.
  51. В.А., Загородных К. А. Методика организации и проведения самостоятельных работ учащихся в процессе обучения их решению текстовых задач: Книга для учителя. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1996. — 101 с.
  52. В.А., Павлова Е. Ф. Избранные вопросы методики преподавания начального курса математики: Книга для учителя. Омск: Изд-во Омского пед. ун-та, 1996. — 140 с.
  53. Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии. М.: Изд-во «Академия», 1999. — 160 с.
  54. Дж. Дьюи. Психология и педагогика мышления. (Как мы мыслим.) Перевод с английского Н. М. Никольской. Редакция Ю. С. Расска-зова. -Издательство «Лабиринт», М., 1999. 192 с.
  55. Г. В. Гуманитарно ориентированный курс основа учебного предмета «Математика» в общеобразовательной школе // Математика в школе, 1997, № 4. — С. 59−66
  56. Г. В. О составлении циклов взаимосвязанных задач // Математика в школе. 1983. — № 6. — С. 34−39
  57. Г. В., Тараканова О. В. постановка текстовых задач как один из способов повышения интереса у учащихся к математике // Математика в школе. 1988.-№ 5. — С. 25−28
  58. А.К. Воспитывая интерес. М.: Знание, 1984. — 80 с.
  59. А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М.: Дом педагогики, 1996. — 204 с.
  60. А.К. Формула интереса. М.: Педагогика, 1989. — 172 с.
  61. Д. Дальтоновский лабораторный план. М., 1925. — 78 с.
  62. Д. Школа и общество. М.: Работник просвещения, 1925. 127 с.
  63. Д. Школа и ребенок. М.: Госиздат, 1923. — 69 с.
  64. О.Б. Деятельностный подход как теоретическая основа проектирования методической системы обучения математике: Авто-реф.дис.. .доктора пед.наук. Москва, 1999. — 54 с.
  65. О.Б. Технология обучения математике на основе деятельно-стного подхода: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2003. — 232 с.
  66. О.Б., Крупич В. И. Учить школьников учиться математике. -М.: Просвещение, 1990. 144 с.
  67. В.И. Педагогическое творчество учителя. М., 1987. — 156 с.
  68. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования. СПб., РГПУ, 1995.-234с.
  69. Н.Н. Проектная деятельность на уроках математики в начальной школе. // Современные информационные технологии в образовании: Материалы научно-методической конференции. Чита: ЗабГПУ, 2004. С. 89−93.
  70. Н.Н. Метод проектов в обучении младших школьников математике: Учебно-методическое пособие. Омск: ОГИС, 2006. 62 с.
  71. JI.B. Наглядность и активизация учащихся в обучении. М.: Учпедгиз, 1960. — 311 с.
  72. И.А. Педагогическая психология: Учеб. для вузов. М.: Логос, 1999. — 384 с.
  73. В.Г. Развитие и воспитание познавательных интересов учащихся старших классов средней школы. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1959.-83 с.
  74. Т.А. Гуманитаризация общего математического образования: Монография. Нижний Новгород: Изд-во НГПУ, 1998. с. 206
  75. .В. Дальтон-план и новейшие течения русской педагогической мысли. М.: Кооп. изд. «Мир», 1925. — 179 с.
  76. К.Е. Эмоции человека. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 439 с.
  77. B.C. Проблемы воспитания потребности в знаниях школьников. Рост.н.Д.: Рост.кн.изд-во, 1971. — 224 с.
  78. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968. — 288 с.
  79. Е.И. Познавательные проблемы в учебниках // На путях к новой школе. СПб., 2000/2001, № 4. С. 4−6
  80. П.Ф. Возрастная и педагогическая психология. М., 1999. -С. 210.
  81. Т.М. Методы проблемного обучения // Математика в школе. 2000.-№ 5. — С. 31−32
  82. И.И. Методическая система формирования познавательного интереса у старшеклассников при изучении алгебры и начал анализа: Автореф.дис.. .канд.пед.наук. Волгоград, 2004. — 20 с.
  83. В.Х. Воспитание в условиях меняющейся цивилизации. -М.: Работник просвещения, 1930. 88 с.
  84. В.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. JL: Брокгауз-Ефрон, 1925. — 43 с.
  85. В.Х. Основы метода. М.- JL: Госиздат, 1928. 115 с.
  86. Л.Ф. Об усилении гуманистической направленности обучения в начальных классах // Начальная школа. 1991. — № 2. — С. 2−7
  87. В.А., Радионова Н. Ф., Тряпицына А. П. Направления модернизации педагогического образования. // Модернизация педагогического образования в Сибири: проблемы и перспективы. Часть 1: Сб. науч.ст. — Омск, 2002. С. 6.
  88. Е. Опыт работы американской школы по методу проектов. М.: Новая Москва, 1926. — 288 с.
  89. А.Н. Математика наука и профессия. — М.: Наука, 1988.-285 с.
  90. Я.Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М.: Просвещение, 1989. — 190 с.
  91. Ю.М. Задачи в обучении математике. 4.1: Математические задачи как средство обучения и развития учащихся. М.: Просвещение, 1977.- 110 с.
  92. Ю.М. Задачи в обучении математике. 4.2: Обучение математике через задачи и обучение решению задач. М.: Просвещение, 1977. -144 с.
  93. Ю.М., Моро М. И. Дальнейшее совершенствование начального математического образования // Начальная школа. 1985.- № 12.-С. 2−7
  94. ЮО.Комаровский Б. Педагогика Дьюи. Баку, 1926. — 34 с.
  95. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)// Начальная школа. № 4. — С. 3−20.
  96. В.Ф. Роль и место начальной школы в системе базового и профильного образования // Начальная школа. 1992. — № 7−8. — С. 59−62 ЮЗ. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. — М.: Просвещение, 1968. — 288 с.
  97. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. -М.: Просвещение, 1976. 303 с.
  98. А.Д. Современная математика и ее преподавание. М., 1985.- 170 с.
  99. В.Т. Проблемное обучение: Истоки, сущность, перспективы. М.: Знание, 1991. — 79 с.
  100. А.В. Некоторые пути формирования познавательных интересов у учащихся 4−5 классов // Математика в школе. 1985. — № 5. — С. 2124
  101. И.Я. Методика развития познавательного интереса учащихся при обучении физике. Л.: ЛГПИ. 1984. — 88 с.
  102. Л.А. Методика формирования формирования математических умений и навыков у младших школьников на основе деятельностно-го подхода к обучению: Автореф.дис. .канд.пед.наук. Алматы, 2002.25 с.
  103. Ю.Левин Л. Э. Новые пути школьной работы (Метод проектов). М.: Работник просвещения, 1925. — 89 с.
  104. Ш. Левитес Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. С. 75.
  105. Н.Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964.-344 е.
  106. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  107. А.Н. Проблемы развития психики.- М.: Мысль, 1976. — 572 с.
  108. И5.Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 186 с.
  109. И.Я. Проблемное обучение. М., 1974. — 162 с.
  110. Логический словарь-справочник. М. Советская энциклопедия, 1975.
  111. А.К. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1990. 181 с.
  112. А.К., Матис Т. А., Орлов А. В. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1990. 192 с.
  113. А.И. Математика и воспитание мышления. В кн.: Математическое образование сегодня. — М.: Знание, 1974, с. 25−29.
  114. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика, 1972.-208 с.
  115. A.M. Психология мышления. М.: Прогресс, 1965. — 531 с.
  116. Н.В. Проектный метод обучения в системе технологического образования // Педагогика. 2000. — № 4. — С. 38−43
  117. Н.В., Симоненко В. Д. Проектная деятельность младших школьников. Книга для учителя начальных классов. М.: Вентана-Графф, 2002. -112 с.
  118. Махмутов М И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Педагогика, 1981. С. 74.
  119. М.И. Организация проблемного обучения в школе. -М.: Просвещение, 1977. 240 с.
  120. М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. -М.: Педагогика, 1975.-368 с.
  121. Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. М.: Просвещение, 1989. — 261 с.
  122. Н.А., Морс М. И. Вопросы методики и психологии обучения арифметике в начальных классах. М.: Просвещение, 1965. — 224 с.
  123. JI.A. Формирование исследовательских умений в процессе обучения математике в начальной школе: Автореф.дис.. канд.пед.наук. -Москва, 2004. 16 с.
  124. В.М. Методические проблемы повышения качества обучения математике в современной школе // Повышение эффективности обучения математике в школе: Кн. для учителя./ Сост. Г. Д. Глейзер. М.: Просвещение, 1989.-С. 8−17
  125. В.М. Совершенствование преподавания математики в свете требований реформы школы // Математика в школе. 1984. — № 6. — С. 5−9
  126. Н.Г. Учителю о познавательном интересе,— М.: Знание, 1979.-47 с.
  127. Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей (сравнительно с нормой). М.: Просвещение, 1969. — 280 с.
  128. Николау JI. JL Технология проблемного обучения математике в начальных классах: Автореф.дис.. канд.пед.наук. Москва, 2002. — 18 с.
  129. О.В. Исследовательские задания как средство формирования познавательного интереса и развития математического мышления учащихся на уроках алгебры в основной школе: Автореф. дис.. канд.пед.наук. Москва, 2003. — 18 с.
  130. Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу / Н. Ф. Виноградова и др. М.: Дрофа, 2000. — 128 с.
  131. Н.Ю. Метод проектов в преподавании информатики // Информатики и образование. 1996. -№ 1. — С 46−50, № 2. — С. 52−54
  132. Н.Ю. Метод проектов: функции и структура учебного проекта // Технологическое образование. 1997. — № 1. — С. 92−96
  133. Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М.: АРКТИ, 2003.- 112 с.
  134. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
  135. И.П. Педагогика. М., 1999. — 576 с.
  136. А.Г. Проектная деятельность учащихся по созданию учебных текстов при изучении математики (на примере темы «Последовательности. Прогрессии»): Автореф.дис. .канд.пед.наук. Новосибирск, 2004.22 с.
  137. Программно-методические материалы. Математика. Начальная школа/ Сост. И. А. Петрова. 2-е изд. — Москва.: Дрофа, 1999. — 160 с.
  138. Психологические возможности младших школьников в усвоении математики / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Просвещение, 1969. — 288 с.
  139. A.M. Обучение младших школьников: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1973. — 247 с.
  140. A.M. Средства обучения математике: Учебное пособие. -М.: Просвещение, 1980. 240 с.
  141. В.В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте//Вестник Харьковского университета. 1978. — № 171. — С. 114 124.
  142. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. Т. 1. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — 608 с.
  143. СЛ. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во АН СССР, 1958.- 137 с.
  144. Г. И., Гуманизация образования и актуальные проблемы методики преподавания математики // Математика в школе. 1996.- № 5.- С. 36−39
  145. Г. И. Теоретические основы методики упражнений по математике в средней школе.-Д.: Изд-во Ленинградского пединститута, 1987. — 36 с.
  146. Г. И., Лунина Л. С. Обучение методу аналогии // Математика в школе. 1989. — № 4. — С. 42−46
  147. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  148. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград, 1994. 263 с.
  149. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. -272 с.
  150. Е.В. методы математической обработки в психологии. -СПб.: ООО «Речь», 2004. 350 с.
  151. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984.-95 с.
  152. Советский энциклопедический словарь. / Главн. ред. А. М. Прохоров. -М.: Советская энциклопедия, 1983. 1600 с.
  153. А.А. Педагогика математики. Минск, 1989. — 378 с.
  154. А.А. Роль математики в гуманизации образования // Математика в школе, 1990, № 6. С. 5−7
  155. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1988. 175 с.
  156. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. — М.: Изд-во МГУ, 1984.-344 с.
  157. .М. Способности и одаренность. Психология индивидуальных различий: Тексты / Под ред. Гиппенрейтер Ю. Б., Романова В. Я. М.: Изд-во МГУ, 1982.-319 с.
  158. П.И. Школа: управление по результатам: Практика педагогического менеджмента. М.: Новая школа, 2001. — 320 с.
  159. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова- Под ред. Т. И. Шамовой. М.: Издательский центр «Академия», 2002. -384 с.
  160. А.А., Гам В.И. Организация проектной деятельности: Учебно-методическое пособие. Омск.: Изд-во ОмГПУ, 2005. — 256 с.
  161. JI.M. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М, 1983.-258 с.
  162. JI.M. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе: Учителю о педагогической психологии.-М.: Просвещение, 1983. — 187с.
  163. М.А. Психология интеллекта: парадоксы и исследования. М., 1997.-392 с.
  164. И. JI. Формирование и диагностика уровней развития общей учебной успешности младших школьников: методические рекомендации.-Омск: ООИПКРО, 2002. 28 с.
  165. А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. СПб., Питер, 2001.-544 с.
  166. Г. А. Виды общения и обучения. Томск: Пеленг, 1993. -268 с.
  167. М.А. Метод проектов во внеклассной работе по математике // Начальная школа. 2004. — № 7. — С. 45−47
  168. Н.В. Методологические основы образовательно-профессиональной, подготовки студентов педагогических вузов // Образовательные стандарты и развитие личности. Часть 1. Выпуск 13. Омск, ОмГПУ, 1995.-С. 14−17.
  169. Н.В. Подготовка студентов к реализации идей модернизации образования. // Модернизация педагогического образования в Сибири: проблемы и перспективы. Часть 1: Сб. науч.ст. Омск, 2002. — С. 38−42.
  170. Н.В. Современные теории и технологии образования: Учеб. пособие. Омск.: ОмГПУ, 1993. — 71 с.
  171. И.Д. Метод проектов, или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор школы. 1998. — № 3. — С. 12−16
  172. И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов // Директор школы. 1998. — № 4. — С. 15
  173. А.С. Психология образования и развития человека. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. Омск: Изд-во Ом ГПУ. -1996.- 150 с.
  174. А.С. Психология познания человека: Учеб. пособие для студентов педагогических институтов. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1994. — 130 с.
  175. Ю.В., Кузьмина Э. М. Осознание учащимися значимости знаний условие формирования их познавательных интересов // Сов. педагогика, 1974. -№ 6. -С. 41−49
  176. С.Т. Избр.пед.соч.: В 2-х т. М.: Педагогика, 1980, — Т.1. -303 с.
  177. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. — 203 с.
  178. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971 -351 с.
  179. Г. И. Психолого-педагогические основы формирования познавательных интересов учащихся. JI.: ЛГПИ. 1967. — 20 с.
  180. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М. гНаука, 1961. -142 с.
  181. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1974.-64 с.
  182. П.М. Обучение математике в начальных классах: Книга для учителя. М.: «Столетие», 1995. — 247 с.
  183. И.С. Знание и мышление школьника. М.: Знание, 1985. — 80 с.
  184. И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М.: Педагогика, 1996. — 178 с.
  185. И.С. Развивающее обучение.- М.: Педагогика, 1979. — 144 с.
  186. Collings Е. An Experiment with Project Curriculum. N.Y.: The Macmillan Company, 1923. — 57 c.
  187. Dewey D. My Pedagogic Creed. Wash., 1929. — 112 c.
  188. Paul Woodring & John Scanlon. American Education Today. McGraw-Hill Book Company, Inc., 1960. — 384 c.1. Типология проектов1. Типологический признак1. Типы проектов1. Краткая характеристика11. Исслсдовательскисл н
Заполнить форму текущей работой