Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование информационно-технологической культуры учащихся на основе учебно-методических комплексов нового поколения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Формирование информационно-технологической культуры учащихся и учителей может быть обеспечено специальной системой, в основе которой — учебно-методический комплекс, максимально использующий достижения новых и традиционных информационных технологий, включая электронную мультимедийную интерактивную составляющую, обеспечивающую учебно-методический комплекс средствами визуализации и индивидуализации… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (ИТК) УЧАЩИХСЯ
    • 1. 1. Особенности информационно-технологической культуры в современном мире
    • 1. 2. Общеметодические принципы информационного образования
    • 1. 3. Достоинства и недостатки современных учебно-методических комплексов: логико-информационный и дидактический анализ
    • 1. 4. Подходы к созданию системы формирования ИТК на основе учебно-методических комплексов (УМК) с использованием новейших информационно -коммуникационных технологий
  • ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИТК УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ АВТОРСКИХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ
    • 2. 1. Педагогические условия формирования ИТК учащихся на основе современного УМК
    • 2. 2. Способы организации и формы представления учебного материала в разных компонентах авторских УМК
    • 2. 3. Формирование ИТК на основе системы неполных ООД и инвариантных видео-ООД
    • 2. 4. Особенности взаимодействия учителя и учащихся с помощью УМК на всех этапах процесса обучения
    • 2. 5. Результативность использования авторских УМК в процессе формирования ИТК учащихся

Формирование информационно-технологической культуры учащихся на основе учебно-методических комплексов нового поколения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. На рубеже XX—XXI вв. справедливо говорят об «информационном взрыве», об огромной скорости обновления знаний во всех областях, о появлении новых профессий. Для поддержания комплекса образовательных услуг на должном уровне необходимы качественно новые средства, включающие в себя средства и возможности, предоставляемые новейшими компьютерными технологиями. Овладение человеком новой информационно-технологической культурой обеспечивает ему:

— включенность в мировое информационное пространство;

— быстрое освоение новых технологий;

— оптимальность и целесообразность использования современных информационных ресурсов;

— активное участие в информационных процессах в профессиональной области;

— возможность использования мультимедийных средств для самообразования, представления информации и для самовыражения.

В связи с этим создание эффективной системы формирования информационно-технологической культуры ученика и учителя представляется чрезвычайно актуальным.

В проекте Федеральной целевой программы развития единой образовательной среды на 2001;2005 гг. записано: «Повышение качества российского образования на основе использования новых информационных технологий и предоставление условий для обеспечения равных возможностей всем гражданам России на получение образования всех уровней и ступеней — основные задачи целевой программы.

Для создания и эффективного использования единой образовательной информационной среды необходимо комплексное решение следующих наиболее значимых задач:

1. Создание, распространение и внедрение в учебный процесс современных электронных учебных материалов, их интеграция с традиционными учебными пособиями, разработка средств поддержки и сопровожденияобеспечение качества, стандартизация и сертификация средств информационных технологий учебного назначения.

2. Подготовка педагогических, административных и инженерно-технических кадров образовательных учреждений, способных использовать в учебном процессе новейшие информационные технологии.

3. Обеспечение образовательных учреждений средствами вычислительной техники, современными электронными учебными материалами, а также средствами доступа к глобальным информационным ресурсам.

4. Создание и развитие нормативной базы единой образовательной информационной среды.

Общеобразовательная школа.

Учебный комплекс должен включать электронный учебник, школьную мультимедийную электронную энциклопедию, электронный лабораторный практикум, тренажерный комплекс для самостоятельной работы, контрольно-тестирующий комплекс, а также методические материалы для учителей." (курсив мой — C.JI.).

Эти положения закрепили существующие тенденции в организации и структуре учебно-методических комплексов, совершенствование педагогических технологий на базе средств информатизации и коммуникации и выделили важнейшее направление, в котором предлагается сконцентрировать и объединить усилия педагогов, методистов, разработчиков программного обеспечения.

Концептуальной основой обучения эффективному использованию средств мультимедиа и гипермедиа в процессе формирования информационно-технологической культуры современного человека является идея интеграции технического, программного, математического, информационного, методического и организационного обеспечения в единой информационной системе, основу которой составляет учебно-методический комплекс нового поколения.

Анализ проблемы создания подобной системы связан с рассмотрением многих психолого-педагогических факторов. В связи с этим при изучении психологического аспекта эффективности системы основное внимание было уделено исследованиям JT.C. Выготсктого, C.JI. Рубинштейна, В. К. Дьяченко, Б. И. Федорова, Джона Гриндера, Ричарда Бэндлера.

Для раскрытия организационных и содержательно-методических сторон формирования информационно-технологической культуры обучаемых и раскрытия дидактического потенциала обучающих систем особый интерес представляют работы В. Д. Шадрикова (деятельностный подход к обучению), В. В. Серикова, JI.M. Фридмана, И. С. Якиманской (личностный подход в образовании), И .Я. Лернера, М. Н. Скаткина (проблемное обучение, самостоятельность обучаемых в процессе поисковой деятельности),.

В.Г. Воронцовой (ценностнонаправленная деятельность личности, аксиологизация образования).

Анализ философской, психолого-педагогической литературы (Я.А. Коменского, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского, А. Маслоу, Э. Фромма), научно-методической литературы (Ш.А. Амонашвили, Ю. К. Бабанского, В. И. Загвязинского, И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина, Н. Ф. Талызиной, Г. И. Щукиной), а также изучение опыта образовательных учреждений позволили выявить и сформулировать проблему исследования, которая заключается в поиске эффективной системы формирования информационно-технологической культуры обучаемых на основе современных учебно-методических комплексов при условии максимальной реализации дидактического потенциала УМК. Данная проблема обуславливается противоречием между возрастающей потребностью школы в современных УМК, способных обеспечить формирование и совершенствование информационно-технологической культуры учащегося, с одной стороны, и недостаточной теоретической и практической разработанностью УМК нового поколения, оказывающих влияние на этот процесс, с другой стороны.

Одним из существенных противоречий, возникающих в процессе формирования информационно-технологической культуры, является противоречие между предлагаемыми технологическими решениями, на которых базируются современные УМК с электронной составляющей, и их педагогической целесообразностью и психологической и методической обоснованностью.

Актуальность выявленной проблемы и связанного с ней противоречия определили тему исследования: «Формирование информационно-технологической культуры учащихся на основе учебно-методических комплексов нового поколения».

Цель исследования состоит: в разработке авторских УМК нового поколения, использование которых позволит обеспечить наилучшие результаты формирования информационно-технологической культуры (ИТК) учащихсяв выявлении дидактического потенциала учебно-методических комплексов, основанных на современных информационно-коммуникационных технологиях.

Объект исследования: информационно-технологическая культура учащихся.

Предмет исследования: УМК нового поколения как средство формирования информационно-технологической культуры учащихся.

Гипотеза исследования:

— на формирование информационно-технологической культуры учащихся в значительной степени влияет качество используемых в учебном процессе учебно-методических комплексов;

— электронная составляющая комплекса является необходимым, но недостаточным условием эффективности УМК;

— игнорирование дидактических возможностей современных УМК значительно снижает их эффективность;

— при отборе содержания обучения и форм его представления обязательно должны учитываться такие факторы, как эстетическое и эмоциональное воздействие на обучаемого;

— при обучении информационным технологиям использование информационно-рецептивного и репродуктивного методов обучения является наиболее доступным, но недостаточно эффективным средством формирования информационно-технологической культуры обучаемых;

— для успешного формирования информационно-технологической культуры учащихся необходимо не только создать УМК (обучающую систему с четкой структурой), использующей передовые технологии, но необходимо также разработать механизм эффективного использования такой системы.

В соответствии с целью, предметом и предположениями в диссертации ставились и решались следующие задачи:

1. Проанализировать современные подходы к определению сущности информационно-технологической культуры и ее составляющих.

2. Изучить состояние проблемы методической обоснованности использования средств новейших ИКТ в УМК нового поколения, обобщить имеющийся опыт их создания и применения.

3. Проанализировать факторы и условия, влияющие на эффективность формирования информационно-технологической культуры обучаемых и обучающих при применении в обучении УМК на основе новых технологий.

4. Выявить неиспользуемые и малоиспользуемые дидактические возможности УМК и раскрыть способы их эффективного использования.

5. Определить оптимальные способы организации и формы представления учебного материала в традиционном (на бумажном носителе) и электронном виде.

6. Опираясь на положения теории поэтапного формирования умственных действий и понятий, основоположниками и создателями которой были известные ученые-психологи П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Н. Ф. Талызина и др., разработать методику обучения на основе инвариантной ориентировочной основы деятельности (ООД) с помощью современных средств визуализации.

7. В контексте системного, личностно-деятельностного подходов в рамках гуманитарно-аксиологической парадигмы разработать модель системы обучения новейшим технологиям и формирования информационно-технологической культуры учащихся.

8. Разработать, апробировать и внедрить учебно-методические комплексы, основанные на современных информационных технологиях, в учебный процесс.

9. Подготовить методические рекомендации для учителей по эффективному использованию УМК для формирования информационно-технологической культуры учащихся.

Теоретико-методологической основой исследования является современная философия образованиятеория развивающего обучения В. В. Давыдова — Д. Б. Эльконина (о формировании человека с теоретическим сознанием, способного выявлять и решать проблемы, учить, развивать и реализовывать себя), теория поэтапного формирования умственных действий и понятий (П.Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин и др.), теория личностно-деятельностного подхода к обучению (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн), теория проблемно-модульного обучения (М.А. Чошанов), теория обучения на основе нейролингвистического программирования (Джон Гриндер, Ричард Бэндлер и др.), логико-информационная теория обучения Б. И. Федорова.

Значительное влияние на исследование оказали работы, посвященные теории развития личности в различных видах деятельности (А.Г. Асмолов, Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, Н. И. Элиасберг и др.), работы Л. С. Выготского, в которых была выдвинута и научно обоснована идея «педагогики сотрудничества», труды Э. Фромма, посвященные психологическим аспектам творчества, С. Г. Вершловского, И. А. Колесниковой, В.А.

Сластенина, посвященные исследованию процесса формирования технологической культуры учителя, сохранению и развитию творческих потенциалов людей на разных этапах их жизнедеятельности, а также работы, посвященные проблемам гуманизации образования и важнейшим тенденциям развития педагогической деятельности в новых условиях (В.Г. Воронцовой, Б.И. Федорова).

Нормативно-правовую основу исследования составили Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.92 г. (с последующими изменениями и дополнениями), Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. от 25.10.2001 г., Национальная доктрина российского образования от 04.10.2000 г., федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001;2005 годы)».

Базой исследования было выбрано Государственное образовательное учреждение «Белогорье» (школа № 555 г. Санкт-Петербург) и курсы повышения квалификации учителей (годичные, летние, проблемно-целевые) в Центре информатизации образования СПб АППО. Всего в опытно-экспериментальной работе приняли участие 320 учеников, более 300 учителей и зам. директоров по школьным информационным системам.

Выбранная теоретико-методологическая основа и поставленные задачи определили методы и ход исследования, осуществлявшегося в три этапа:

На первом этапе (1997;2001 гг.) — диагностико-прогностическом — изучалось состояние проблемы создания эффективных учебно-методических комплексов для формирования информационно-технологической культуры учащихся (соответствие и эффективность применяемых средств целям формирования умения ориентироваться в быстроменяющемся мире, способности к эффективной самореализации, стремлению к постоянному развитию и реализации собственного потенциала) и выявлялись особенности использования информационных технологий в теории и практике средней школы, разрабатывалась программа исследования, формулировалась рабочая гипотеза, создавались пробные элементы будущего учебно-методического комплекса.

Основные методы исследования на этом этапе: теоретический анализ литературы и учебных программ образовательных учреждений, наблюдение, тестирование, анкетирование, беседа.

На втором этапе (2001;2002 гг.) — поисково-практическом — проводился анализ результатов первого этапа, формирование с его учетом системы обучения на основе учебно-методического комплекса, разработка и апробация модели инвариантной ООД с помощью видеообучения, а также подготовка УМК «Информатика в видеосюжетах» к публикации (первого в России учебника информатики для 8−11 классов с электронным учебником — практикумом).

Основные методы исследования на этом этапе: педагогический эксперимент, наблюдение, тестирование.

На третьем этапе (2002;2004 гг.) — обобщающем и корректирующем — проводилась апробация изданного УМК, разработка, реализация педагогического проекта «Информационная культура учителя», формирование и подготовка к печати УМК «Компьютерные технологии для учителя» и УМК для элективных курсов «Сетевые технологии», их апробация, оформление диссертационного исследования.

Основные методы исследования на этом этапе: педагогический эксперимент, наблюдение, тестирование, анкетирование, беседа.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Формирование информационно-технологической культуры учащихся и учителей может быть обеспечено специальной системой, в основе которой — учебно-методический комплекс, максимально использующий достижения новых и традиционных информационных технологий, включая электронную мультимедийную интерактивную составляющую, обеспечивающую учебно-методический комплекс средствами визуализации и индивидуализации обучения. Предлагаемая система имеет ряд важных структурных особенностей: во-первых, в ней объединены две подсистемы (учебник-книга и электронный учебник), между которыми организована продуманная и специально разработанная система связей, обеспечивающая совместное использование этих подсистем в учебном процессе, во-вторых, для каждой подсистемы создана структура, позволяющая реализовать дидактические потенциал каждой подсистемы.

2. Эффективность подобной системы может быть значительно повышена благодаря отказу от репродуктивного стиля в обучении, тормозящего процесс формирования информационно-технологической культуры, и созданию возможностей перехода на творческий стиль. Такой переход обеспечивается специально разработанной моделью формирования инвариантной ориентировочной основы деятельности с помощью современных средств визуализации.

3. Эффективность может быть также существенно повышена за счет механизма самообновления (актуализации учебного материала) и интеграции системы в информационную сеть и различных способов организации и отбора содержания обучающих видеоматериалов (инвариантных ООД в том числе).

Защищаемые положения определяют теоретическую и практическую значимость исследования, его научную новизну.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что здесь.

— обоснована зависимость информационно-технологической культуры учащихся от качества используемых в обучении информатике учебно-методических комплексов;

— показан дидактический и методический потенциал учебно-методических комплексов нового поколения (на основе использования гипермедиа) и разработан механизм его реализации.

Научная новизна исследования — в том, что:

— определены подходы к созданию учебно-методических комплексов нового поколения, направленные на формирование информационно-технологической культуры учащихся (аксиологический, личностно-ориентированный, деятельностный, технологический, системный);

— разработана оригинальная структура УМК при обучении информационным технологиям (электронная и традиционная составляющая и система связей между ними);

— выявлена и обоснована особая значимость гуманистического элемента информационно-технологической культуры в УМК нового поколения (в отборе содержания и методов обучения).

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

— созданы и апробированы новые учебно-методические комплексы нового поколения для формирования информационно-технологической культуры учащихся (в рамках курса информатики и элективных курсов) и учебно-методический комплекс для формирования информационно-технологической культуры учителя;

— разработана модель формирования инвариантной ориентировочной основы деятельности (ООД) с использованием современных средств визуализации, предлагаемая в качестве основы для перехода от репродуктивного обучения к обучению творческого (креативного) характера;

— разработана критериальная шкала оценки уровня сформированности информационно-технологической культуры учащихся.

Обоснованность и достоверность исследования обеспечивается анализом современных достижений психолого-педагогической науки, выборам методов, адекватных цели и задачам исследования, проверкой результатов его на всех этапах опытно-экспериментальной работы, воспроизводимостью результатов исследования и представлением полученных экспериментальных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись через:

— выступления с докладами на второй международной конференции «Интернет, Общество, личность 2000″ (Санкт-Петербург, 2000 г.), Всероссийской объединенной конференции „Технологии информационного общества“ и „Интернет и современное общество“ (Санкт-Петербург, 2000 г.), межрегиональной научно-практической конференции „Информатизация образования на современном этапе“ (Санкт-Петербург, 2001 г.), научно-практической конференции „Информационная безопасность школьников: состояние, проблемы, перспективы“ (Санкт-Петербург, 2003 г.), X научно-практической городской конференции „Роль методической службы в процессе модернизации образования“ (Санкт-Петербург, 2003 г.), I съезде учителей и методистов Северо-запада и Санкт-Петербурга» (Санкт-Петербург, 2003 г.), ежегодных августовских Интернет-педсоветах;

— участие в конкурсе методических программных разработок «Петербургская Интернет-школа», в конкурсах педагогических достижений и во всероссийском конкурсе «Учебник нового поколения», проводимым Национальным Фондом Подготовки Кадров в 2003 г.;

— публикации разработок в Интернете на федеральном портале «Российское образование» (http://fair.sssu.ru).

— публикации результатов исследования в педагогических журналах и сборниках;

— публикации учебников (УМК с компакт-дисками): «Информатика в видеосюжетах» (для учащихся 8−11 классов общеобразовательных школ),.

Компьютерные технологии для учителя" (для учителей общеобразовательных школ и лицеев), изд. БХВ-Петербург, 2003 г., «Сетевые технологии» (элективный курс для учеников 10−11 классов гуманитарного профиля и студентов педагогических вузов, изд. БХВ-Петербург, 2004 г.). проведение семинаров, обучающих курсов, уроков, мастер-классов, организацию международной проектной работы учащихся образовательного комплекса «Белогорье».

Заключение

.

Проведенное диссертационное исследование и результаты апробации авторских учебно-методических комплексов позволяют сформулировать следующие основные выводы:

1. В современном мире уровень сформированности ИТК человека существенно влияет на его общую культуру, мировоззрение, востребованность обществом, профессиональную компетентность, личный рост, адекватную самооценку и коммуникативные качества. В связи с этим успешность формирования ИТК еще в школьном возрасте приобретает особую значимость в развитии учащихся.

2. Необходимо использовать обучающую систему с четкой структурой (УМК), опирающейся на передовые технологии, необходим также алгоритм ее эффективного использования.

3. Для успешного формирования ИКТ учащихся может быть предложена основанная на системном, личностно-деятельностном и логико-информационном подходах система УМК нового поколения. Система должна включать содержательно-методические, методологические и организационные составляющие, максимально использовать достижения новых и традиционных информационных технологий, включая электронную мультимедийную интерактивную составляющую, обеспечивающую учебно-методический комплекс средствами визуализации и индивидуализации обучения. Предлагаемая система имеет ряд важных структурных особенностей: во-первых, в ней объединены две подсистемы (учебник-книга и электронный учебник), между которыми организована продуманная и специально разработанная система связей, обеспечивающая совместное использование этих подсистем в учебном процессе, во-вторых, для каждой подсистемы создана структура, позволяющая реализовать дидактические потенциал каждой подсистемы.

4. При отборе содержания обучения и форм его представления обязательно должны учитываться такие факторы, как воспитательное, эстетическое и эмоциональное воздействие на обучаемого.

5. Неполное использование дидактических возможностей современных УМК и отсутствие систематичности в их. применении значительно снижает их. эффективность.

6. Эффективность такой системы может быть значительно повышена благодаря отказу от репродуктивного стиля в обучении, тормозящего процесс формирования информационно-технологической культуры, и созданию возможностей перехода на творческий стиль. Такой переход обеспечивается разработанной для этой цели моделью формирования инвариантной ориентировочной основы деятельности с помощью современных средств визуализации.

7. Эффективность предложенной в диссертации системы может быть также существенно повышена благодаря использованию разработанного механизма самообновления (актуализации учебного материала) и интеграции системы в информационную сеть, способам организации видеоматериалов, принципам отбора содержания видеоматериалов.

8. Проведенное исследование и апробация созданных в результате него учебно-методических комплексов показало общедидактическую значимость внедрения его результатов.

Казалось бы, элементарный здравый смысл говорит о том, что знания без самостоятельного их усвоения, более того, личностного осмысления, включения в систему ценностей могут быть лишь набором фактов и алгоритмов, и как только они используются в качестве инструмента преобразования действительности, выступает необходимость понимания, как и где их можно употребить, однако смена приоритетов в деятельности школы происходила достаточно медленно. Нельзя сказать, что ориентация на креативность в школе обрела стабильность, но можно утверждать: традиционное мнение, что школа — «кузница знаний», уступила место (по крайней мере, на вербальном уровне) новомушкола есть социальный институт, в котором развивается личность ребенка" [10, с.340].

Перспектива данного исследования связана с возрастающей потребностью школы в современных УМК, способных обеспечить формирование и совершенствование информационно-технологической культуры учащегося. Процесс восприятия, обработки и передачи информации человеком в процессе жизнедеятельности и сегодня имеет свои трудности, которые возрастут пропорционально объемам информации и усложнению технологий ее обработки. Эти трудности, в свою очередь, мешают развитию личности. Стереотипы образуют барьер для активного освоения неизвестного. Отсутствие навыков и привычки к активной самостоятельной и осознанной информационной деятельности снижают возможности восприятия и сохранения информации, потенциал личностного роста. В процессе формирования информационно-технологической культуры закладываются мировоззренческие установки личности, ценностные ориентации по отношению к информации как к элементу культуры, формируются морально-нравственные ценности. Предложенная методика, реализованная в авторских учебно-методических комплексах, на наш взгляд, учитывает рассмотренные процессы и тенденции и предлагает новые возможности для формирования ИТК учащегося, не только пробуждает у него потребность в информационной деятельности и развитии инструментальных умений, но предоставляет возможности непрерывного интеллектуального и эмоционально-эстетического развития.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. И. Методологизация содержания и процесса обучения // Вопросы философии.-1995. -№ 11.-С. 15−16.
  2. Н. И. Личностно-ориентированное обучение: Вопросы теории и практики. Тюмень, 1997. — 35 — 39.
  3. АмонашвшиШ. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1990.-254 с.
  4. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Просвещение, 1995. -207 с.
  5. JI.M. Культура и стиль: педагогические тональности. Екатеринбург: Ин-т развития регион. Образов. Свердловской обл., 1995. — 380 с.
  6. Ю.С. Методика разработки конкретных ситуаций. Методические рекомендации. М.: ВИНИТИ, 1980. — 44 с.
  7. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. — М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «Модек», 1996. — 768 с.
  8. А.Г. От культуры полезности к культуре достоинства // Вопросы психологии. -1990. -№ 5. С. 5−12.
  9. Бим-Бад Б. М. Педагогические течения в начале двадцатого века: Лекции по педагогической антропологии и философии образования. М.: УРАО, 1998. — 116 с.
  10. Т.Г. Совершенствование школьного образования и проблемы преподавания гуманитарных предметов: Сб. статей. СПб.: СПбГУПМ, 2000. — 110 с.
  11. С.Г. Образование взрослых. Опыт и проблемы. СПб.: СПБИВЭСЭП, 2002.-167 с.
  12. В.А., Скворцов JI.B. Создание информационной культуры для Европы. Доклад на VI конференции ЕКССИД, 23−25 марта 1991 г. Кентербери, Великобритания // Теория и практика обществ.-научн. информатики. — 1991. — № 2 — С. 5−29.
  13. ВТ. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога. Псков: ПОИПКРО, 1997. — 421 с.
  14. ВТ., Курлов В. Ф., Тумалев В. В. Школьный учебник. Опыт социологического исследования, СПб.: СПбГУПМ, 2002. — 64 с.
  15. JI.B. Технология формирования информационной культуры управленческой деятельности (на примере слушателей факультета повышения квалификации). Автореферат дис. На соиск. учен. степ. канд. пед. наук. — Москва, 2003.-27 с.
  16. . Бизнес со скоростью мысли. М.: Эксмо-Пресс, 2000. — 480 с.
  17. Н.И., Колкова Н. И., Скилор И. Л., Стародубова Г. А. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях. М.: Школьная библиотека, 2003. — 296 с.
  18. В. Д. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Философия. М.: Олимп- ООО АСТ-ЛТД, 1997.-464 с.
  19. В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. — М.: Наука, 1990. -235 с.
  20. В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1990. 164 с.
  21. В.И. Методология и методы психо-педагогического исследования, учеб. пособие для вузов. Москва: Академия, 2003. — 315 с.
  22. В.И. Теория обучения: современная интерпретация. — Москва: Академия, 2001.- 192 с.
  23. Л. А. Человек в системе ценностей информационного общества: Автореф. дис. кандидата филос. наук / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. М., 1999.-16 с.
  24. Н. Б. Информационная культура личности: Введение в курс: Учеб. пособие для вузов культуры и искусства / Под ред. И.И. Горловой- Краснодар, гос. акад. культуры. Краснодар, 1996. — 141 е.
  25. Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) портал. Конференции. http://ict.edu.ru/vconf/index.php
  26. И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы: воспитательный аспект: Учебное пособие. Белгород: БГПИ, 1992. — 215 с.
  27. Каменский Я.A. Orbis senalium pictus. // Педагогика, 1992. -№ 5−6.
  28. А.Г. Учебно-методический комплект для элективных курсов // Материалы Национального Фонда подготовки кадров. — Москва: НФПК, 2002. 7 с.
  29. КимН.А., Южаков С. А. Технология преподавания курса предпрофессиональной подготовки учащихся. //Материалы Всероссийской научно-практическая конференции «Российская школа и Интернет». Санкт-Петербург, 2002. — С. 26−27.
  30. Н. Н. Информационная потребность как фактор социализации личности: Автореф. дис. канд. социол. наук. Кемерово, 1998. — 20 с.
  31. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.
  32. О.А. Теоретико-методологические основы информационной подготовки курсантов военно-учебных заведений: Монография. — М.:МО, 1999. 267 с.
  33. Н.И. Автоматизация и механизация обработки информации: Толковый словарь-минимум / Под ред.С. А. Сбитнева. Кемерово: КГИК ЦБСД995. — 435 с.
  34. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г // Бюллетень министерства образования. 2002. — № 2.
  35. О. В. Развитие информационной культуры личности как комплексная профессионально-педагогическая проблема. М. 2002 г. -http://www.oim.ru/reader.asp?nomer=207
  36. Краткий справочник школьного библиотекаря. О. Р. Старовойтова при участии Т. И. Поляковой, Ю. В. Лисовской- Под общ. ред. Г. И. Поздняковой. СПб: Профессия, 2001. (Серия «Библиотека»)
  37. B.C. Дидактика (теория обучения). Москва: ИКЦ Март, 2003. — 368 с.
  38. О.Е. Роль элективных курсов в создании нового поколения учебных материалов // Материалы для участников конкурса «Учебник нового поколения» Национального фонда подготовки кадров. Москва: НФПК, 2003. — 4 с.
  39. М.М. Технология обучения, роль в структуре педагогического знания (Разработка и внедрение гибких технологий обучения педагогическим дисциплинам). М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1991. 124 с.
  40. М. Монтенъ. Опыты. Сборник эссе в 3 кн.Кн.З. М: Попурри, 2004. — 464 с.
  41. А.С. Из опыта работы / Пед. соч.: В 8 т. М., 1984. Т. 4. С. 322 — 344.
  42. . Н. В. Информатика, 10−11 класс. СПб.: Питер, 1999. — 304 с.
  43. Материалы 2-ой международной конференции «Обновление города через образование», 19−27 октября 2000 г. СПб.: СПбГПУ, 2000. — 132 с.
  44. Материалы HI Международной научно-практической конференции и юбилейного Всероссийского семинара-совещания «Электронные издания для системы профессионального образования» (к 300-летию Санкт-Петербурга), 23−25 июня 2003 года. СПб.: СПбГПУ, 2003. — 259 с.
  45. М.С. Информационно-когнитивные процессы. М.: Академия, 1989. -320 с.
  46. Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и школьных психологов / Под редакцией Н. Б. Крыловой. М., 1995. — 17 с.
  47. Педагогическое образование для XXI века // Материалы международной научно-практической конференции 13−16 апреля 1994 г.-М., 1994, — 187 с.
  48. Л.М., Б.И. Федоров Наука обучать, учебное пособие. СПб.: СМИО Пресс, 2000.56,57,5861,62,63,64,65,66.67,68
Заполнить форму текущей работой