Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогический менеджмент как средство оптимизации образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют положения педагогического менеджмента и теории управления (Ю.А. Конаржевский, Е. Ю. Никитина, С. А. Репин, В. П. Симонов, Т. Н. Шамова и др.) — системный подход, основой которого является теория систем (В.Г. Афанасьев, В. П. Беспалько, Н. В. Кузьмина, Г. Н. Сериков и др.) — теория оптимизации (С.И. Архангельский, Ю. К. Бабанский, М… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теория и практика организации педагогического менеджмента в учреждениях среднего профессионального образования
    • 1. 1. Историко-педагогические особенности становления и организации педагогического менеджмента в России и за рубежом
    • 1. 2. Организация педагогического менеджмента в условиях учреждений среднего профессионального образования
    • 1. 3. Структурно-функциональная модель педагогического менеджмента как средство оптимизации образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Оптимизация образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования средствами педагогического менеджмента
    • 2. 1. Цель, задачи и этапы педагогического исследования
    • 2. 2. Реализация структурно-функциональной модели педагогического менеджмента как средства оптимизации образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования
    • 2. 3. Педагогический анализ, систематизация, обобщение полученных результатов педагогического исследования. ш
  • Выводы по второй главе

Педагогический менеджмент как средство оптимизации образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях дииамичных изменений в жизни общества одним из критериев качества профессионального образования является подготовленность обучающихся к адаптации в современных рыночных отношениях. Производству и обществу требуются специалисты с высоким уровнем экономической подготовки, готовые к осуществлению организационно-управленческой деятельности, конкурентоспособные на рынке труда и в системе рыночной экономики.

Изменение обстановки на рынке труда обусловило появление учреждений среднего профессионального образования, расширяющих возможности в удовлетворении многообразных интересов личности и общества. В настоящее время эти учебные заведения, к числу которых относятся колледжи, перешли па работу по новым Государственным образовательным стандартам среднего профессионального образования, в соответствии с которыми экономические дисциплины изучаются студентами всех специальностей.

Колледжи реализуют гибкие образовательные структуры, создающие разветвленные системы специализаций с разными сроками обученияинтегрируют различные типы и уровни профессионального образования, что позволяет получать разноуровневую подготовку с необходимым оптимумом профессиональных знаний, умений и навыков.

На современном этапе развития научных знаний намечается тенденция синтеза наук, повышается роль межпредметных связей. Примером такого синтеза является педагогический менеджмент, который характеризуется совокупностью научных знаний и практического опыта, направленных на овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками при взаимодействии с педагогом.

В научной литературе (В.Д. Бешковский, К. Я. Вазина, Ю. Н. Петров и др.) выделяют 2 уровня педагогического менеджмента: первый — это руководители образовательных учреждений и их заместители, второй (низшее звено управления) — это педагоги, учителя. В нашем исследовании рассмотрен второй уровень педагогического менеджмента — деятельность педагога по управлению образовательным процессом, соуправление и взаимодействие со студентами.

Одним из направлений решения проблем педагогического менеджмента является повышение компетентности и профессионального мастерства педагога как субъекта менеджмента, готового выполнять управленческие функции, быть ответственным, организованным, систематически и планомерно повышать свой профессиональный уровень и т. д. Данные качества характерны также для профессиональных управляющих — менеджеров, что дает нам право называть педагогов педагогами-менеджерами и рассматривать их деятельность через принципы управления педагогическими системами. Основу профессиональной педагогической деятельности составляет главная функция педагогауправление процессами обучения, воспитания, развития, формирования, т. е. педагогическое управление.

Понятие «педагогический менеджмент» имеет ряд значений, характеризующих разные аспекты управленческой деятельности:

— теория управления в образовательном учреждении (В.И. Загвязинский,.

A.Е. Капто, М. М. Поташник и др.);

— система управления образовательным учреждением, связанная с необходимостью поиска путей его развития и’принятия стратегических и оперативных решений (Б.С. Гершунский, C.B. Лазарев, Е. В. Яковлев и др.) — управление образовательной деятельностью (A.M. Моисеев,.

B.П. Симонов и др.) — комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функционирования и развития (Н.Н. Булынский, Н. В. Кузьмина, Е. Ю. Никитина и др.).

Несмотря на то, что в настоящее время накоплен определенный опыт в изучении педагогического менеджмента (Ю.В. Васильев, А. М. Лазарева,.

В.П. Симонов, Т. Н. Шамова и др.), управление рассматривается преимущественно в рамках школ, учреждений высшего профессионального образования, их руководителей, а деятельность преподавателя и студентов в учреждениях среднего профессионального образования, их взаимодействие в образовательном процессе остаются в стороне. В нашем исследовании педагогический менеджмент — это динамическая система соуправления процессом профессиональной подготовки, направленная на овладение студентами знаниями, умениями и навыками при взаимодействии с педагогом-менеджером, обеспечивающая выполнение социального заказа общества в подготовке специалистов со средним профессиональным образованием.

Педагогический менеджмент позволяет перейти от вертикальной системы управления (субъект-объект) к горизонтальной системе организационно-управленческого сотрудничества (субъект-субъект). Реализация функций менеджмента в образовательном процессе может обеспечить развитие каждой личности, что создает психолого-педагогический комфорт всем его участникам.

Проблема интеграции теории управления с образовательным процессом в истории развития общества и педагогики актуальна. Исследования отечественных и зарубежных ученых и педагогов посвящены следующим вопросам:

• изучению структуры, функций и методов педагогической деятельности (П.В. Кузьмина, В. А. Сластенин, A.B. Усова, А. И. Щербаков и др.);

• поиску инновационных подходов к подготовке специалистов, совершенствованию учебного процесса в инновационных типах образовательных учреждений (А.Г. Гостев, Г. Н. Сериков и др.);

• разработке оптимизации образовательного процесса (Ю.К. Бабанский, М. М. Поташник и др.);

• разработке педагогического менеджмента, основой которого является теория управления (С.А. Репин, В. П. Симонов, Т. Н. Шамова и др.);

• поиску новых подходов к управлению образованием (Г.Н.Волков, Б. С. Гсршуиский и др.).

Анализ научной литературы и результатов практической деятельности учреждений среднего профессионального образования позволил выявить противоречия:

• между возможностями педагогического менеджмента как средства оптимизации образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования и недостаточной методической обеспеченностью учебного процесса;

• между традиционными формами и методами обучения и инновационными подходами к организации образовательного процесса в системе педагогического менеджмента;

• между требованиями общества к профессиональной подготовке специалистов, обусловленными деятельностью в условиях рыночных отношений, и недостаточными условиями реализации данных требований.

С учетом данных противоречий нами была сформулирована проблема исследования — моделирование образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования на основе принципов, методов и функций управления.

Учитывая актуальность проблемы, ее социальную значимость, недостаточную теоретическую и практическую разработанность, мы избрали тему диссертационного исследования «Педагогический менеджмент как средство оптимизации образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования».

Цель исследования — разработка и реализация структурно-функциональной модели педагогического менеджмента как средства оптимизации образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования.

Объект исследования — образовательный процесс в учреждениях среднего профессионального образования.

Предмет исследования — педагогический менеджмент как средство оптимизации образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования.

Гипотеза исследовании — образовательный процесс в учреждениях среднего профессионального образования будет оптимальным, если он протекает в рамках структурно-функциональной модели педагогического менеджмента, эффективное функционирование которой обеспечивается следующими педагогическими условиями:

— деятельность педагога осуществляется на основе принципов, методов, функций управленияучебно-познавательная деятельность студентов учитывает их потребности, интересы и мотивы, моделирует современные социально-экономические, производственные ситуации и отношения;

— содержание учебных дисциплин направлено на формирование у студентов профессиональной компетентности и ответственности за принятие управленческих решений.

В соответствии с целью и гипотезой нами были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Проанализировать особенности становления и организации педагогического менеджмента в теории и практике образования России и за рубежом с целью уточнения содержания понятия «педагогический менеджмент» для учреждений среднего профессионального образования.

2. Разработать и реализовать структурно-функциональную модель педагогического менеджмента, которая позволяет оптимизировать образовательный процесс в учреждениях среднего профессионального образования.

3. Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия эффективного функционирования структурно-функциональной модели педагогического менеджмента.

4. Разработать научно-методические рекомендации по реализации структурно-функциональной модели педагогического менеджмента для учреждений среднего профессионального образования.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют положения педагогического менеджмента и теории управления (Ю.А. Конаржевский, Е. Ю. Никитина, С. А. Репин, В. П. Симонов, Т. Н. Шамова и др.) — системный подход, основой которого является теория систем (В.Г. Афанасьев, В. П. Беспалько, Н. В. Кузьмина, Г. Н. Сериков и др.) — теория оптимизации (С.И. Архангельский, Ю. К. Бабанский, М. М. Поташник и др.) — моделирование как метод педагогического исследования (В.В. Краевский, И. Б. Новик и др.) — положения профессиональной педагогики (С.Я. Батышев, Б. С. Гершунский, A.M. Новиков, A.B. Усова и др.) — исследования профессионального образования, управления профессиональной подготовкой (С.Я. Батышев, A.M. Новиков и др.) — теория развития личности в различных видах деятельности (A.M. Баскаков, В. В. Давыдов, С. Е. Матушкин, A.B. Усова, П. И. Чернецов и др.).

Значительное влияние на наше исследование оказали труды зарубежных ученых по управлению организациями Р. Аккофа, С. Паркинсона, Р. Тейлора, А. Файоля, Р. Фишера и др.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

• разработанная и апробированная структурно-функциональная модель педагогического менеджмента является средством оптимизации образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования;

• выявлены, теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия эффективного функционирования структурно-функциональной модели педагогического менеджмента:

— деятельность педагога осуществляется па основе принципов, методов, функций управленияучебно-познавательная деятельность студентов учитывает их потребности, интересы и мотивы, моделирует современные социально-экономические, производственные ситуации и отношения;

— содержание учебных дисциплин направлено па формирование у студентов профессиональной компетентности и ответственности за принятие управленческих решений.

Теоретическая значимость исследовании: уточнено содержание понятия «педагогический менеджмент» применительно к учреждениям среднего профессионального образования, под которым мы понимаем динамическую систему соуправления процессом профессиональной подготовки, направленную на овладение студентами знаниями, умениями и навыками при взаимодействии с педагогом-менеджером, обеспечивающую выполнение социального заказа общества в подготовке специалистов со средним профессиональным образованиемобоснована возможность использования в образовательном процессе принципов, методов, функций управления.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные научно-методические рекомендации по реализации структурно-функциональной модели педагогического менеджмента в образовательном процессе используются в практике работы преподавателей учреждений среднего профессионального образования и в системе повышения квалификации работников образования.

Разработанные уровни сформированности профессиональных знаний, умений и навыков студентов учреждений среднего профессионального образования и критерии эффективности профессиональной подготовки способствуют оптимизации образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования.

Обоснованность выводов и результатов настоящей работы обеспечиваются анализом современных достижений психолого-педагогической наукидлительностью экспериментальной работывариативностью и повторяемостью экспериментаобработкой результатов эксперимента методами математической статистики с использованием вычислительной техники.

Экспериментальной базой исслодования явилось отделение «Технология и дизайн» Курганского технологического колледжа. Всего в исследовании участвовало 303 студента специальностей 2808 «Моделирование и конструирование швейных изделий» и 2809 «Технология швейных изделий» и 68 преподавателей колледжа, в том числе 25 преподавателей отделения «Технология и дизайн».

Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов (19 992 003 гг.).

На первом этане (1999;2000 гг.) — диагностическом — проводилось исследование проблемы педагогического менеджментаизучалась философская, психолого-педагогическая литература и диссертационные исследования. В этот же период был разработан понятийный аппарат, сформулирована рабочая гипотеза, разработаны цели и задачи исследования, намечены пути и средства разработки структурно-функциональной модели педагогического менеджмента и выявления педагогических условий ее эффективного функционирования, проведён констатирующий этап эксперимента. Методы исследования: теоретический анализ философской и педагогической литературы для формулирования цели, логики, этапов, методов исследованияанализ учебных программ и планов, методических разработок по экономическим дисциплинам учреждений среднего профессионального образованияобобщение опыта практической деятельности в системе педагогического менеджмента.

На втором этапе (2000;2001 гг.) — поисково-констатирующемосуществлялся поиск новых концептуальных подходов к исследуемой проблемепроверялись компоненты структурно-функциональной модели педагогического менеджмента как средства оптимизации образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования. Были проведены поисковые эксперименты с целью апробации, проверки и уточнения научно-методических выводов, полученных в ходе эксперимента, проверялась оптимальность выявленных и созданных педагогических условий, проводилась оценка итогов, систематизация полученных результатов, совершенствование и анализ результативности исследуемого процессапроводились прямые и косвенные наблюдения за образовательной деятельностью студентов в технологическом колледже. Методы исследования: системный анализ, моделирование, наблюдение, анкетирование, метод экспертных оценок и самооценок, математические и статические методы оценки результатов.

На третьем этапе (2001;2002 гг.) — экспериментальном — проводился формирующий этап эксперимента, работа по обработке, анализу и систематизации полученных результатов, по уточнению теоретических и экспериментальных выводов, по внедрению результатов исследования в образовательный процесс учреждений среднего профессионального образования. Разрабатывались научно-методические рекомендации по реализации структурно-функциональной модели педагогического менеджмента в образовательный процесс учреждений среднего профессионального образования. Основные методы исследования: теоретическое моделирование (длительное фиксирование реальной учебной деятельности, прямое и косвенное наблюдение и самонаблюдение) — параксиметрические (анализ результатов деятельности) — методы математической статистики (критерий Пирсона, коэффициент Чупрова и т. д.).

На четвертом этапе (2002;2003 гг.) — обобщающем — проводилось уточнение теоретико-экспериментальных выводов, обобщение, систематизация, описание полученных результатов исследования и их внедрениеоформление диссертационного исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

• педагогический менеджмент в учреждениях среднего профессионального образования — это динамическая система соуправления процессом профессиональной подготовки, направленная на овладение студентами знаниями, умениями и навыками при взаимодействии с педагогом-менеджером, обеспечивающая выполнение социального заказа общества в подготовке специалистов со средним профессиональным образованием;

• оптимизация образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования достигается путем реализации структурно-функциональной модели педагогического менеджмента, в которой учитываются внешние факторыпедагог и студенты являются субъектами управлениядеятельность педагога основана на принципах, методах и функциях управления;

• педагогические условия эффективного функционирования структурно-функциональной модели педагогического менеджмента как средства оптимизации образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования включают:

— деятельность педагога, осуществляемую на основе принципов, методов, функций управления;

— учебно-познавательную деятельность студентов, учитывающую их потребности, интересы и мотивы, моделирующую современные социально-экономические, производственные ситуации и отношения;

— содержание учебных дисциплин, направленное на формирование у студентов профессиональной компетентности и ответственности за принятие управленческих решений.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством выступлений на научно-практических конференциях Курганского государственного университета, Курганского технологического колледжа, Института повышения квалификации работников образования (Курган, 2000 -2003 гг.), на заседаниях кафедры педагогики Курганского государственного университета и публикаций в печати тезисов (гг. Курган, Глазов, Киров, Архангельск), статей, научно-методических рекомендаций (всего 18).

На основе материалов исследования подготовлен учебно-методический комплекс, методические рекомендации для студентов специальностей 2808 «Моделирование и конструирование швейных изделий» и 2809 «Технология швейных изделий» и апробированы в курсах «Основы экономики», «Экономика и управление», «Менеджмент».

Основные результаты исследования используются в процессе профессиональной подготовки студентов учреждений среднего профессионального образования, в системе повышения квалификации работников образования.

Структура диссертации: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Работа содержит 42 таблицы, 3 рисунка, 2 схемы.

Выводы по второй главе.

1. Анализ состояния экономической подготовки студентов отделения «Технология и дизайн», проведенный в ходе констатирующего эксперимента показал, что:

• исследуемый процесс не всегда носит систематизированный и теоретико-эмпирический характер;

• студенты слабо представляют будущую профессиональную деятельность и не осознают значимость экономической подготовки и организационно-управленческой деятельности. Положительное отношение к ней высказали только 61,4% студентов, причем 13% опрошенных не смогли аргументировать потребность в экономической подготовке.

• мотивация студентов к изучению экономических дисциплин развита слабо. Большинство студентов (55,7%) отдают предпочтение материальным стимулам будущей профессиональной деятельности, связанной с экономической подготовкой. Стремление совершенствовать творческие способности, самостоятельность при изучении экономических дисциплин у студентов отсутствует.

• уровень сформированпости экономических знаний, умений и навыков у студентов — средний;

• применяемые в ходе преподавания экономических дисциплин формы и методы обучения (лекции и семинары) — мало эффективны.

2. В результате констатирующего эксперимента было выделено противоречие между требованиями общества к уровню подготовки специалистов, обусловленными деятельностью в условиях рыночных отношений и недостаточными условиями реализации данных требований в процессе профессиональной подготовки.

3. Проведенный анализ психолого-педагогической, методической литературы и реальной практики работы учреждений среднего профессионального образования обусловил необходимость экспериментальной проверки педагогических условий эффективного функционирования структурно-функциональной модели педагогического менеджмента:

— деятельность педагога, осуществляемую на основе принципов, методов, функций управления;

— учебно-познавательную деятельность студентов, учитывающую их потребности, интересы и мотивы, моделирующую современные социально-экономические, производственные ситуации и отношения;

— содержание учебных дисциплин, направленное на формирование у студентов профессиональной компетентности и ответственности за принятие управленческих решений.

4. Результаты экспериментальной работы показали, что оптимальность образовательного процесса при преподавании экономических дисциплин в рамках структурно-функциональной модели педагогического менеджмента достигает путем использования преподавателем разнообразных форм и методов обучения (проведение деловых игр, разбор хозяйственных ситуаций, решение задач и тестовых заданий с профессиональным содержанием и др.), функций, принципов и методов управления, повышения учебно-познавательной активности, профессионального интереса и осознанной потребности студентов в экономической подготовке и навыках к осуществлению организационно-управленческой деятельности.

5. В ходе формирующего эксперимента выявлялись качественно значимые различия между студентами, обучающимися в соответствии с разработанной нами структурно-функциональной моделью педагогического менеджмента в управляемых условиях образовательного процесса Курганского технологического колледжа.

6. Анализ полученных данных формирующего эксперимента показывает, что после проведения экспериментальной работы в мотивационной сфере студентов начинают преобладать профессиональные мотивы, студенты осознают значимость экономической подготовки, повышается познавательная активность и профессиональный интерес к экономическим дисциплинам.

7. Качественная успеваемость превышает в экспериментальных группах аналогичные показатели в контрольных на 9,5%.

8. Количество студентов, обнаруживших свои экономические знания, умения и навыки на высоком уровне в экспериментальных группах увеличилось на 42,3%, в контрольных — па 7,9%.

9. В экспериментальных группах усиливается связь между экономическими знаниями и интересом к профессиональной деятельности (Коэффициент Чупрова: ЭГ — 0,51, КГ — 0,28).

10. В результате проведения формирующего эксперимента 78% студентов экспериментальных групп отметили свою готовность к осуществлению организационно-управленческой деятельности.

11. Динамика перехода студентов из одной типологической группы в другую свидетельствует о качественных изменениях в процессе профессиональной подготовки (в экспериментальных группах количество студентов достигших высокого уровня сформированности знаний по экономическим дисциплинам увеличилось — для спец. 2808 на 34,3%, для спец. 2809 на 25%).

12. Анализ результатов исследования с привлечением методов математической статистики позволил сделать вывод, что методика обучения экономическим дисциплинам в рамках разработанной структурно-функциональной модели педагогического менеджмента более эффективна, чем традиционная.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное нами исследование педагогического менеджмента как средства оптимизации образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования подтвердило нашу гипотезу и позволяет сделать следующие выводы:

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме и практики работы учреждений среднего профессионального образования выявил, что в настоящее время накоплен определенный опыт в изучении педагогического менеджмента (И.И. Антонова, К. Я. Вазина, В. П. Симонов, Л. А. Шипилина и др.), но большинство работ в этой области посвящены руководству образовательными учреждениями (школами) и проблемам подготовки будущих педагогов в учреждениях вышего профессионального образования. С точки зрения нашего исследования, является правомерным уточнить содержание понятия «педагогический менеджмент» для учреждений среднего профессионального образования, т.к. в реальной практике данных учреждений уровень использования возможностей педагогического менеджмента недостаточен.

Педагогический менеджмент в учреждениях среднего профессионального образования — это динамическая система соуправления процессом профессиональной подготовки, направленная на овладение студентами знаниями, умениями и навыками при взаимодействии с педагогом-менеджером, обеспечивающая выполнение социального заказа общества в подготовке специалистов со средним профессиональным образованием.

В нашем исследовании педагогический менеджмент является средством оптимизации образовательного процесса в конкретных социально-педагогических условиях Курганского технологического колледжа и включает важные взаимосвязанные элементы: постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельностивзаимодействие педагогов и студентовиспользование намеченных методов, средств и форм педагогического процессасоздание педагогических условийосуществление разнообразных мер стимулирования деятельности студентов, оценка достигнутых результатов.

Цель педагогического менеджмента в образовательном процессе учреждений среднего профессионального образования является — становление и развитие личности будущего специалиста с необходимым оптимумом профессиональных знаний, умений и навыковусиление содержательной и практической направленности профессионального образованияобогащение образовательного процесса инновационным, творческим, аксиологическим, личностно-ориентированным подходамиукрепление взаимосвязей профессиональной подготовки с реальными процессами, протекающими в экономической жизни общества и на каждом предприятии, а также путем активизации разработки и использования педагогических технологий, соответствующих новым целям образования и общества. Одним из критериев качества профессионального образования является готовность студентов к осуществлению организационно-управленческой и предпринимательской деятельности в современных рыночных отношениях, в которых производству и обществу требуются не просто «исполнители», а творческие, компетентные, ответственные, самостоятельно действующие специалисты с более высоким уровнем экономической подготовки.

Оптимизация образовательного процесса в системе педагогического менеджмента предполагает осознанный выбор из ряда возможных вариантов учебного процесса того варианта, который в данных условиях обеспечит возможную эффективность решения задач образования, воспитания и развития студентов при рациональных затратах времени и усилий педагога и студентов. Идея оптимизации образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования легла в основу разработки структурно-функциональной модели педагогического менеджмента. Организация образовательного процесса в рамках разработанной и реализованной структурно-функциональной модели педагогического менеджмента соответствует выделенным нами критериям оптимальности обучения:

• достижение каждым студентом оптимального уровня сформированности профессиональных знаний, умений и навыков, т. е. соответствующего его реальным возможностям, за счет повышения профессионального интереса, осознанной потребности в профессиональной подготовке;

• соблюдение студентами и педагогом установленных норм времени на аудиторную и внеаудиторную работу, а также сокращение неэффективных потерь времени за счет применения научно-методических разработок с профессиональной направленностью и организации разнообразной учебно-познавательной деятельности студентов на основе принципов управления.

Педагогические условия эффективного функционирования структурно-функциональной модели педагогического менеджмента включают:

— деятельность педагога, осуществляемую на основе принципов, методов, функций управления;

— учебно-познавательную деятельность студентов, учитывающую их потребности, интересы и мотивы, моделирующую современные социально-экономические, производственные ситуации и отношения;

— содержание учебных дисциплин, направленное на формирование у студентов профессиональной компетентности и ответственности за принятие управленческих решений.

Содержание структурно-функциональной модели педагогического менеджмента обусловлено социальным заказом общества на профессиональную подготовку специалиста со средним профессиональным образованием с необходимым оптимумом знаний, умений и навыков.

На основе теоретического анализа, экспериментальной работы определены критерии, показатели и уровни сформированности профессиональных знаний, умений и навыков (высокий, средний, ниже среднего и низкий). Достижение каждым студентом уровня сформированное&tradeэкономических знаний, умений и навыков, соответствующего его реальным возможностям происходило в процессе экспериментальной работы за счет повышения профессионального интереса, осознанной потребности в экономической подготовке.

Экспериментальная работа подтвердила результаты теоретического исследования и позволила установить достоверность выбора педагогических условий эффективного функционирования структурно-функциональной модели педагогического менеджмента в учреждениях среднего профессионального образования, разработанных в соответствии с целью и гипотезой исследования.

Анализ результатов эксперимента показывает, что подготовка студентов колледжа по экономическим дисциплинам в рамках разработанной и реализованной структурно-функциональной модели педагогического менеджмента, улучшилась, изменилось отношение к изучению экономических дисциплин, повысилось качество экономических знаний, сформировались экономические умения и навыки.

Сопоставление начальных и конечных результатов обучения в контрольных и экспериментальных группах свидетельствует о том, что студенты экспериментальных групп, где была реализована структурно-функциональная модель педагогического менеджмента, достигли более высокого уровня сформированности экономических знаний, умений и навыков (количество студентов достигших: высокого уровня сформированности знаний по экономическим дисциплинам увеличилось для специальности 2808 на 34,3%, для специальности 2809 на 25%- среднего уровня сформированности экономических знаний снизилось для специальности 2808 на 21,8%, для специальности 2809 на 12,6%- уровень знаний ниже среднего снизилось для специальности 2808 на 12,5%, для специальности 2809 на 12,4%- на низком уровне сформированности экономических знаний после эксперимента не осталось ни одного студента).

Теоретические выводы, результаты экспериментальной работы способствуют оптимизации образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования.

На практике осуществляется управление образовательным процессом профессиональной подготовки будущих специалистов с необходимым оптимумом знаний, умений и навыков в учреждениях среднего профессионального образования в рамках структурно-функциональной модели педагогического менеджмента.

Научно-методическая документация по экономическим дисциплинам, разработанная и апробированная в ходе исследования, используется в практике работы преподавателей экономических дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования и в системе повышения квалификации работников образования.

Выполненное исследование не исчерпывает всех проблем изучения возможностей педагогического менеджмента и имеет перспективы дальнейшего развития. Заслуживает особого внимания проблема использования возможностей педагогического менеджмента с учетом личного стиля деятельности каждого преподавателя, изучение самоменеджмента студентов, взаимодействие педагогов и студентов на основе цикличности обучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.A. Демократизация образования и подготовка специалистов: проблемы и поиски // Высшее образование в России. — 1996. — № 1.- С. 7376.
  2. O.A. Воспитание готовности студента средней профессиональной школы к коммерческо-предприпимательской деятельности. Казань, 1999. — 230 с.
  3. И.В., Матеш Н. В., Симоненко В. Д. Самоменеджмент в деятельности учителя: Учебно-методическое пособие. — Брянск: Издательство БГПИ, 1995.
  4. О.С. Новое управленческое мышление: сущность и пути формирования. — М.: Экономика, 1981.-351 с.
  5. В.А. Педагогические условия управления творческой инновационной деятельностью многопрофильного колледжа: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. — Оренбург, 2001.-21 с.
  6. П.К. Избранные труды: Философские аспекты теории функциональных систем. М.: Наука, 1978. — 400 с.
  7. И. Стратегическое управление / Пер. с англ. — М.: Экономика, 1989.-519 с.
  8. И.И. Дидактические условия подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства основам менеджмента: Дисс.. канд. пед. наук. Комсомольск — на — Амуре, 1999. — 172 с.
  9. М.Ж., Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Проблемно-модульное обучение: Вопросы теории и технологии. Алма-Ата: Мектеп, 1980.-303 с.
  10. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высш. шк., 1974.-384 с.
  11. В.Г. Общество: системность, познание, управление. М.: Политиздат, 1981. —432 с.12
Заполнить форму текущей работой