Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности форм организации трудового обучения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На уроках технологии и трудового обучения уделяется внимание процессу организации учащихся на работу; ознакомлению их с технологическими знаниями, особенностями материалов, инструментов, с технологией изготовления изделий. На уроках технологии важное место отводится демонстрации образца изделия, определению его назначения, анализу образцов-аналогов, планированию, организации предстоящей… Читать ещё >

Особенности форм организации трудового обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Среди разнообразных видов деятельности трудовая, технологическая подготовка по праву занимает ведущее, ключевое место. Все ценное, прекрасное, великое создается трудом. Труд интерпретируется как совокупность физических, интеллектуальных, духовных усилий, в которых личность выражает, обогащает себя посредством осознанного создания социально значимых ценностей.

Труд есть вечное естественное условие человеческой жизни как диалектическое единство объективирования сущностных сил субъекта и субъективирования объекта, основной аспект человеческого бытия, определяет структуру общества, материальный, духовный, культурный уровень жизни (Гегель, К. Маркс).

В теории и практике обучения учащихся широко используются положения исследований представителей классической педагогики о роли, значении трудовой подготовки в общем развитии и социализации личности. К примеру, очень значимы в современных условиях высказывания К. Д. Ушинского о труде и его воспитательном, развивающем значении.

Труд — первооснова, средство, цель жизни.

Труд — источник богатства.

Труд — средство благополучия.

Без труда теряется цена и достоинство человека.

Труд — условие развития человека.

Без личного труда человек не может идти вперед.

Труд должен быть поставлен во главе двух других содеятелей человеческого богатства — природы и капитала.

Увеличение массы богатства не ведет еще за собой увеличения массы счастья, не приближает людей к нравственному и умственному развитию.

Ничегонеделанием порождается скука, мрачная апатия.

Праздность — есть мать пороков, лень освобождает детей от трудовых забот.

Избавление от труда — причина безнравственности, несчастья.

Труд — личный, свободный труд и есть жизнь.

Труд — фактор развития личности, содействует формированию выдержки, выносливости, чувства собственного достоинства, любви, уважения и привычки к труду.

Дать труд человеку, труд душевный, свободный.

Труд составляет земное счастье человека.

Человек рожден для труда.

Воспитание и обучение должны быть связаны с жизнью народа, с его трудовой деятельностью.

Умственный и физический труд должны сочетаться.

Труд — сознательная, творческая деятельность.

Привычка к труду есть именно та почва, на которой могут успешно развиваться все добрые качества.

Труд — лучший хранитель человечности, его нравственности.

Труд должен быть воспитателем человека.

Необходимо сфокусировать энергию детей на выполнении полезного, разумного, физического труда.

Труд является могущественным средством физического и нравственного воспитания.

Животворное влияние имеет только личный труд на того, кто трудится.

Материальные плоды трудов можно отнять, наследовать, купить, но внутренне духовной, животворящей силы труда нельзя ни отнять, ни наследовать, ни купить за все золото Калифорнии: она остается у того, кто трудится.

Труд — как богатство, его влияние огромно на умственное, нравственное, эстетическое, физическое развитие ребенка.

Богатство растет безвредно для человека тогда только, когда вместе с богатством растут и духовные потребности.

Труд физический поддерживает в теле человека физические силы, здоровье и физические способности.

Труд — не игра и не забава, он всегда серьезен и тяжел.

Труд вынужденный, на пользу другому, разрушает человеческую личность.

Жизнь ребенка должна быть устроена таким образом, чтобы сделалось невозможным ничегонеделание.

Когда ребенок остается без работы в руках, без мысли в голове, у него портятся и голова, и сердце, и нравственность.

Физический труд является не только приятным при смене видов деятельности, но и полезным отдыхом после труда умственного.

Проблема трудовой подготовки детей должна стать приоритетной в условиях модернизации системы образования, между тем трудовое обучение и воспитание младших школьников в настоящее время, к сожалению, ослаблено. Оно сводится преимущественно к выработке у детей умений и навыков ручного труда. Не уделяется должного внимания социализации и общему развитию младших школьников в процессе трудового обучения.

Без полноценной трудовой подготовки у детей проявляются негативные черты: потребительские, иждивенческие тенденции, стремление к праздности, «красивой жизни» без труда.

Современные исследования (Е. А. Климов) выделяют пять областей трудовой деятельности: человек — природа, человек — человек, человек — техника, человек — знаковая система, человек — художественный образ.

Трудовое обучение проводится в начальных классах по техническому, бытовому, сельскохозяйственному труду, художественной обработке различных материалов. У детей формируются мотивационные, содержательные, операционные компоненты трудовой деятельности. Каждому компоненту присуща своя специфика. Мотивации и изложению теоретических знаний отводится незначительное место и они носят, в основном, вводный характер по отношению к операционной, практико-ориентированной деятельности, которая занимает большую часть времени урока.

На уроках технологии и трудового обучения уделяется внимание процессу организации учащихся на работу; ознакомлению их с технологическими знаниями, особенностями материалов, инструментов, с технологией изготовления изделий. На уроках технологии важное место отводится демонстрации образца изделия, определению его назначения, анализу образцов-аналогов, планированию, организации предстоящей практической работы учащихся, выполнению трудовых действий, операций, заданий, упражнениям по овладению приемов работы, подведению итогов, анализу, оценке, организации выставки ученических работ, уборке и наведению порядка на рабочем месте.

В системе урока сочетаются индивидуальные, групповые и фронтальные формы занятий. Дети выполняют задание по образцу, конструируют по техническому рисунку, работают по собственному замыслу. Широко используются на занятиях трудовые, конструкторские, строительные игры, решение учебных задач в занимательной форме. К примеру: прочитай, отгадай загадку. Выбери на столе соответствующие инструменты.

  • 1. Сам худ, а голова с пуд.
  • 2. Зубов много, а ничего не ест.
  • 3. Цепкий рот на тех сердит, кто зазря в доске сидит.

Учащиеся анализируют то или иное изделие (название, назначение, материал, форма, количество частей, способы изготовления, соединения деталей, отделки изделия). Они выполняют задания творческого характера: выбрать рациональные способы разметки, контроля, умело организовать труд, рабочее место, совершенствовать трудовые приемы и т. п.

В процессе трудового обучения широко используется бригадная форма организации труда детей. Ученическая бригада создается из 3—4 человек по их желанию. Члены бригады выбирают бригадира. Трудовые задания выполняются по бригадам, организуется соревнование между ними, вводится поурочная оценка работы учащихся. Подводятся итоги соревнования между бригадами. Лучшие бригады и бригадиры поощряются.

Члены бригады могут проводить работу в соответствии с памяткой.

  • 1. Приготовь инструменты и материалы для работы.
  • 2. Правильно разложи все на рабочем месте.
  • 3. Предупреди бригадира о нехватке инструментов или материалов.
  • 4. Выполняй работу вовремя и без брака.
  • 5. Экономь материалы, береги инструменты.
  • 6. Соблюдай при работе правила техники безопасности и сохранности инструментов, делись с товарищами инструментами, материалами.
  • 7. Окончив собственную работу, помоги члену своей бригады, у кого не ладится работа.
  • 8. После работы убери за собой рабочее место и сдай под контроль бригадиру.
  • 9. Обсуди в бригаде оценку результатов вашего коллективного труда.

Критериями оценки трудовой деятельности является: 1) осознание качества выполненного задания; 2) проявление самостоятельности, инициативы, творчества, самоконтроля; 3) экономное расходование материала; 4) соблюдение правил безопасности, сохранности инструментов.

Выполнение трудовых операций совершенствуется в такой последовательности: 1) постепенное улучшение результатов деятельности;

2) устранение лишних движений; 3) ускорение темпа работы; 4) усвоение нужного режима; 5) изменение интенсивности и комбинаций движений; 6) снижение утомляемости; 7) изменение ориентации во времени; 8) автоматизация движений; 9) изменение в продолжительности отдельных рабочих приемов.

Разновидности соотношения (интерес — работоспособность — результаты выполнения деятельности — состояние личности) могут варьироваться у учащихся в процессе труда: 1) работа нравится, результатами труда доволен; 2) работа нравится, есть желание ее выполнить, но не все получается, результатами недоволен, настроение снижается;

3) работа кажется очень простой, в работе все получается, но выполнять ее надоело; 4) работа нравится, выполнять ее интересно; 5) равнодушное отношение к работе при хорошем самочувствии; 6) работа интересная, но не получается, трудно сосредоточиться; 7) работа не нравится.

Трудовая подготовка детей интегрируется с ознакомлением их с первоначальными представлениями о рыночной экономике. Младшие школьники овладевают знаниями о бюджете семьи, об оплате за свет, газ, электричество, пользование телефоном; об отраслях производства, профессиях, предпринимателях; о безработице, экономическом неравенстве, забастовках, банкротстве и т. п.

В соответствии с положениями образовательного стандарта и программы по педагогике начального образования в учебном процессе предусмотрено ознакомление учащихся с особенностями этнопедагогики, правилами народной мудрости. К примеру, согласно современным научно-методическим представлениям уместно раскрывать значимость пословиц, поговорок в учебно-трудовой, бытовой, общественно-полезной, производственной деятельности личности. В этих правилах народной мудрости отражаются:

  • 1) значимость деятельности в социализации личности: человек от лени болеет, а от труда здоровеет; долог день до вечера, коли делать нечего; без труда не выловишь и рыбку из пруда; без дела жить, только небо коптить; трутни горазды на плутни; маленькое дело лучше безделья; праздность — мать пороков; на полатях лежать так и хлеба не видать; ножницы прямые, да руки кривые; суди человека по его труду; труд все побеждает; земля трудом славится; в труде рождаются герои; бережливость — родственница труда;
  • 2) значимость систематически проводимой деятельности, ее конечного результата: как скроишь, так и тачать начнешь; не трудно сделать, да трудно задумать; за один раз дерево не срубишь; сегодняшней работы на завтра не покидай; мать — сыра земля — всех кормит, всех поит, всех одевает, всех своим теплом пригревает; у кого сноровка, тот действует ловко; больше дела, меньше слов; меньше говори, да больше делай; по колосу пшеницы узнают человека, вырастившего его; не тот живет больше, чей век дольше, а тот живет дольше, чьих дел больше; не за свое дело не берись, а за своим не ленись; берись дружно — не будет грузно;
  • 3) зависимость качества деятельности от мотивации, ориентации, ума: страшно дело до зачину; горька работа, да хлеб сладок; глаза боятся, а руки делают; без охоты не споро у работы; не знавши броду, не суйся в воду; у растяпы Дарьи каждый день аварии; дело толком красно; всяк мастер на свой лад; языком прорыва не залатаешь; в страду одна забота — не стояла бы работа; каков строитель, такова и обитель; не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на деле туп; если человек любит труд, все дела у него успешно идут;
  • 4) влияние личностно-ориентированной потребности человека на достижение им успеха в деятельности: всякому молодцу ремесло к лицу; жизнь дана на добрые дела; доброе дело без награды не остается; на бога уповай, а без дела не бывай; прялка не бог, а рубаху дает; работа да руки надежные в людях поруки; кто землю лелеет, того и земля жалеет; заработанный хлеб сладок; всякий человек у дела познается; где ученье — там уменье; без труда жить — только небо коптить; не смотри как рот дерет, а смотри как дело ведет; вялый жевака — к делу зевака;
  • 5) виды деятельности как источник радости и счастья, здорового образа жизни, важность чередования труда и отдыха: паши не лениво, будешь жить счастливо; сделал добро — на душе светло; не сиди сложа руки, так не будет и скуки; после дела и гулять хорошо; когда трудишься — сердце пускай стучит, совесть с молоточком: и постукивает, и постукивает; лежа не работают; ретивая лошадка недолго живет; где бабы гладки, там нет воды в кадке; бережливость — родственница труда.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой