Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании школьников
![Реферат: Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании школьников](https://westud.ru/work/6930149/cover.png)
Применение компьютерных презентаций в обучении — это, прежде всего, средство управления учебной деятельностью школьников. Оно обеспечивает индивидуализацию обучения, помогает создать проблемную ситуацию, дает возможность учителю, учащимся выступать в роли пользователя современной компьютерной техники, получить доступ к самой различной информации, сделав ее средством деятельности. Использование… Читать ещё >
Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Состояние современного образования и тенденции развития общества требуют новых системно организующих подходов к развитию образовательной среды. В настоящее время 85% учащихся в возрасте от 7 до 17 лет используют компьютер, а 20% из них выходят в Интернет. Следовательно, работа с компьютером является привлекательным для школьников видом деятельности. Поэтому сегодня интерес к виртуальному получению знаний является одним из мощных мотивов учащихся к познанию.
К моменту поступления в школу (6 — 7 лет) у детей, как правило, есть некоторый опыт общения с компьютерными устройствами, поэтому начинать обучение целесообразно с младшего школьного возраста, так как известно, что самые прочные и пожизненные знания и навыки человек получает в начальной школе.
Использование информационных технологий в образовании, в том числе начальном, становится актуальной задачей школьного преподавания. Компьютерные программы позволяют значительно увеличить объём воспринимаемой школьниками информации благодаря тому, что она представляется в более обобщённом, систематизированном виде.
Для учащихся начальных классов средства ИКТ — это надёжный помощник и эффективное средство преподавания различных школьных предметов и проведения внеклассной деятельности. Использование учителем качественных информационных технологий делает реальным получение адекватного современным запросам школьного образования вне зависимости от места расположения учебного заведения.
Анализируя литературу по педагогике и психологии, необходимо отметить, что зрительные анализаторы человека (особенно детей младшего школьного возраста) обладают более высокой пропускной способностью, чем слуховые. Информация, воспринятая зрительно, более осмысленна, лучше сохраняется в памяти. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. Следовательно, надо расширить арсенал зрительных и зрительно-слуховых средств подачи информации. А это ни что иное как возможности ИКТ.
Использование цифровых образовательных ресурсов в начальной школе может и должно преобразить преподавание традиционных учебных предметов, внеклассную работу, работу с родителями, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания материала, а главное, подняв на более высокий уровень интерес школьников к учёбе.
Наиболее распространённым в опыте работы учителей начальных классов является применение мультимедийных технологий посредством использования одного компьютера на класс, изображение с которого выводится на экран. Мультимедийную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путём сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, усиливающегося при подключении зрительной памяти. При использовании в обучении математике, русскому языку, природоведению мультимедийных технологий традиционная структура урока может принципиально не меняться. В ней по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменяются только их временные характеристики и насыщенность.
Мультимедийная презентация наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:
- — образовательный аспект — восприятие учащимися учебного материала, осмысление связей и отношений между объектами изучения;
- — развивающий аспект — развитие у учащихся познавательного интереса, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация их творческой деятельности;
- — воспитательный аспект — формирование научного мировоззрения, умения чётко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, способности к взаимопомощи.
Применение компьютерных презентаций в обучении — это, прежде всего, средство управления учебной деятельностью школьников. Оно обеспечивает индивидуализацию обучения, помогает создать проблемную ситуацию, дает возможность учителю, учащимся выступать в роли пользователя современной компьютерной техники, получить доступ к самой различной информации, сделав ее средством деятельности. Использование цвета, эффектов анимации, мультипликации в создании компьютерных презентаций, усиливают наглядность учебного материала; способствует активизации учащихся.
Мультимедийные технологии способствуют лучшему усвоению и закреплению учебного материала. Одной из дидактических преимуществ технологии мультимедиа, по сравнению традиционными, заключается в том, что создается обучающая среда с ярким и наглядным представлением информации, раскрывающей практическую значимость темы.
Важнейшей особенностью мультимедийных технологий является их интерактивность, т. е. ученик является не пассивным слушателем, а играет роль активного деятеля. Использование компьютера позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка. При этом практически неограниченно увеличивается количество тренировочных заданий; достигается оптимальный темп работы ученика; легко достигается уровневая дифференциация обучения; поддерживается интерес у ребенка, его активность на протяжении всего урока.
При анализе целесообразности использования компьютера в учебном процессе нужно учитывать следующие дидактические возможности компьютера:
расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании и систематизации учебного материала;
привитие навыков самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок;
развитие познавательных способностей учащихся;
интегрированное обучение предмету;
развитие мотивации у учащихся.
При этом компьютер может представлять: источник учебной информации; наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); тренажер; средство диагностики и контроля.
Проведение уроков с использованием информационных технологий — это мощный стимул в обучении.
Рассмотрим некоторые типы уроков с использованием информационных технологий. Компьютер на уроке математики может применяться в демонстрационном режиме, в индивидуальном режиме и в дистанционном, индивидуальном режиме.
1. Использование компьютера в демонстрационном режиме:
при устном счете, когда в начале урока через мультимедиа-проектор проводится решение различных заданий;
при объяснении нового материала, когда учителем демонстрируется через мультимедиа-проектор новый материал;
при проверке домашнего задания, через мультимедиа-проектор;
при работе над ошибками и т. д.
2. Использование компьютера в индивидуальном режиме:
при устном, индивидуальном счете;
при закреплении;
при тренировке;
при отработке ЗУН;
при повторении;
при контроле и т. д.
3. Использование компьютера в дистанционном, индивидуальном режиме:
в исследовательской деятельности;
в проектной деятельности учащихся;
при проверке домашней работы;
при проверке контрольной работы и т. д.
При использовании ИКТ на уроках можно создать индивидуальные тестовые мини-уроки. Компьютерные тесты и тестовые задания могут применяться для осуществления различных видов контроля и оценки знаний. Также модернизация учебного процесса дает возможность обучать каждого ученика по индивидуальной программе, на основе индивидуального плана. Тесты могут проводиться как в on-line режиме, так и в режиме off-line. Использование ИКТ в начальной школе значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает совершенствовать различные формы и методы обучения, повышает заинтересованность учащихся. Природа средств ИКТ гармонично влияет на формирование и развитие образовательного процесса и делает его понятнее и ближе каждому ученику. Компьютер помогает не только расширить возможности преподавания материала, но и дает возможность параллельно отслеживать уровень его усвоения, что в свое время на ранних стадиях дает возможность повышения качества образования. Уже сейчас все понимают необходимость всестороннего развития мышления учащихся, что в свою очередь невозможно без внедрения ИКТ в образовательный процесс. Применение ИКТ в начальной школе приносит качественное улучшение образования, облегчает понимание материала, улучшает его запоминание и помогает эффективнее использовать полученные знания.