Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические условия социальной адаптации студентов-сирот в образовательной среде вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Учитывая результаты анализа литературы по проблеме адаптации сирот, а также результаты констатирующего эксперимента, были описаны основные пути формирования социально-профессиональной компетентности студентов-сирот как результата их социальной адаптации в вузе. В их число вошли: оказание помощи в выстраивании индивидуальной образовательной траектории, направленной на повышение социальной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Социальная адаптация студентов-сирот как педагогическая проблема
    • 1. Л. Теоретические аспекты проблемы социальной адаптации личности. Л
      • 1. 2. Особенности социальной адаптации студентов-сирот
      • 1. 3. Педагогические условия эффективности социальной адаптации студентов-сирот в образовательной среде вуза
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по социальной адаптации студентов-сирот в образовательной среде педагогического вуза
    • 2. 1. Диагностика уровня социальной адаптации сирот в условиях вуза
    • 2. 2. Проектирование и реализация модели сопровождения социальной адаптации студентов-сирот в образовательной среде вуза
    • 2. 3. Анализ результатов экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Педагогические условия социальной адаптации студентов-сирот в образовательной среде вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Сиротство в Российской Федерации продолжает оставаться серьезной проблемой. Рост числа детей-сирот является реальностью наших дней. Процесс социализации сирот сложен, поэтому их интеграция в обществе далеко не всегда успешна. Дефицитар-ность их социального опыта обусловливает низкий уровень социальной компетентности, что впоследствии нарушает процесс включения сирот в жизнь общества, снижает возможности усвоения ими принятой системы ценностей, норм, знаний и представлений. Они испытывают большие трудности, оказавшись один на один с самостоятельной жизнью.

Следовательно, сироты нуждаются в педагогической поддержке, направленной на формирование у них необходимых в жизни личностных качеств, таких, как самостоятельность, готовность к самообеспечению на основе труда, коммуникативность, а также способность к построению жизненной перспективы.

К настоящему времени отечественной наукой накоплен значительный потенциал знаний по проблеме социальной адаптации личности в процессе профессионального образования. Однако специфика социальной адаптации сирот в условиях образовательной среды вуза, как значимого механизма социализации, изучена недостаточно. Вследствие этого возникает потребность в анализе особенностей социальной адаптации студентов-сирот в образовательной среде вуза и определении педагогических условий, влияющих на эффективность этого процесса.

Существенную роль для определения концептуальных позиций исследования сыграли труды по проблеме социальной адаптации (О.И. Зотова, И. К. Кряжева, И. А. Милославова, Л. М. Растова, А. А. Реан, Н. А. Свиридов, Л. Д. Столяренко и др.). Выявить причины возникновения различных проявлений дезадаптации личности и определить основные направления помощи дезадаптированной молодежи помогли работы Б. Н. Алмазова, С. А. Беличевой, И. Ф. Дементьевой, Е. Н. Дзятковской, А. И. Захарова, А. А. Налчаджяна, В. А. Никитина, Р. В. Овчаровой, Д. Пстронга, J1.M. Ши-пицыной и др.

Определенное значение для теоретического осмысления изучаемой проблемы имели исследования отечественных (К.А. Абульханова-Слав-ская, Н. В. Калинина, В. Н. Куницына, М. И. Лукьянова, Г. И. Марасанов, Н, А Рототаева) и зарубежных (Ю. Мель, У. Пфингстен, Р. Ульрих, Р. Хинтч) ученых, раскрывающие сущность и основные характеристики такого феномена, как социальная компетентность. Особую ценность в плане проводимого исследования представляли научные публикации И. А. Зимней, посвященные проблемам формирования социально-профессиональной компетентности человека.

Философские идеи о связи воспитания с жизнью, с окружающей средой представлены в трудах В. П. Вахтерова, С. И. Гессена, П. Наторпа, Ж.-Ж. Руссо, Л. Н. Толстого и др.

Идеи активного воздействия социальной среды в качестве образовательно-воспитательного фактора отражены в работах Н. К. Крупской, А. В. Луначарского, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого, В. Н. Шульгина и др.

Изучению феномена «образовательная среда (пространство)», характеризующего педагогический аспект процесса социализации, посвящены исследования Е. В. Бондаревской, А. П. Валицкой, Ю. С. Мануйлова, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, В. И. Слободчикова, Г. С. Сухобской, Т. В. Шадриной, И. С. Якиманской, В. А. Левина и др.

Проблема развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, многосторонне изучается представителями разных наук (педагогики, психологии, социологии, медицины и др.). Различные аспекты социального сиротства рассмотрены в научных публикациях Л.В. Байборо-довой, А. Н. Голика, A.M. Нечаевой, Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульги и др. Вопросам девиантного поведения посвящены труды С. А. Беличевой,.

И. Лангмайера, 3. Матейчика, И. В. Ярославцевой и др. Особенности развития детей-сирот представлены в работах В. И. Брутмана, И. В. Дубровиной, М. И. Лисиной, B.C. Мухиной, A.M. Прихожан, Н. Н. Толстых и др.

Педагогические аспекты постинтернатной адаптации и социальной реабилитации выпускников сиротских учреждений рассматриваются в исследованиях В. В. Белякова, И. А. Бобылевой, С. А. Левина, Ю. В. Логиновой, Т. А. Макаренко. Меры социально-педагогической поддержки детей-сирот в условиях начального профессионального образования представлены в исследовании Ю. О. Яблоновской. В нем обосновываются принципы работы с данной категорией учащихся, подчеркивается необходимость педагогического сопровождения процесса их социально-профессионального становления. Впервые поставлена проблема о необходимости социально-педагогической поддержки процесса ресоциализации дезадаптированных студентов-сирот в условиях среднего профессионального образования в работе Л. В. Гаращенко. Ею выявлен потенциал образовательной среды педагогического колледжа как фактора ресоциализации студентов-сирот.

Настоящее исследование является попыткой разрешить сложившиеся в педагогической теории и практике противоречия:

— между существующими потребностями в теоретическом осмыслении процесса социальной адаптации сирот на этапе вузовского образования и недостаточной разработанностью данной проблемы в педагогике;

— между необходимостью создания в профессиональном учебном заведении (в нашем случае — педагогическом вузе) специальных условий для поддержки процесса социальной адаптации студентов-сирот и отсутствием его научного и организационно-методического обеспечения.

Названные противоречия обусловили проблему исследования, которая состоит в теоретической разработке, обосновании и реализации педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса социальной адаптации студентов-сирот.

Указанная проблема предопределила выбор темы диссертационного исследования: «Педагогические условия социальной адаптации студентов-сирот в образовательной среде вуза».

Цель исследования заключается в выявлении, обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий, способствующих эффективной социальной адаптации студентов-сирот в образовательной среде вуза.

Объект исследования — процесс социальной адаптации студентов-сирот в вузе.

Предмет исследования — педагогические условия социальной адаптации студентов-сирот в образовательной среде педагогического вуза.

В основу исследования положена гипотеза о том, что процесс социальной адаптации студентов-сирот в педагогическом вузе будет успешным, если:

1) образовательная среда учебного заведения будет ориентирована:

— на развитие у сирот субъектной позиции для обеспечения их самостоятельности во всех сферах жизнедеятельности, на оптимизацию их взаимодействия с другими субъектами социума;

— на обеспечение активной жизнедеятельности и социального взаимодействия на основе партнерского, диалогового стиля общения преподавателей и студентов;

— на формирование социально-значимых жизненных ценностей, социально-позитивного поведения;

2) будет организовано педагогическое сопровождение процесса социальной адаптации студентов-сирот, направленное на оказание им образовательной, медико-психологической, социально-правовой, организационно-коммуникативной помощи и поддержки;

3) будет оптимально использован потенциал образовательной среды педагогического вуза в целях расширения социально-профессиональной компетентности студентов, необходимой для их полноценного социального функционирования.

Поставленная цель и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения совокупности следующих исследовательских задач:

1) изучить и проанализировать состояние проблемы социальной адаптации в психолого-педагогической теории и практике;

2) определить сущность и особенности социальной адаптации сирот на этапе вузовского образования;

3) разработать систему критериев и показателей успешной социальной адаптации студентов-сирот в образовательной среде педагогического вуза;

4) выявить педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса социальной адаптации студентов-сирот в образовательной среде педагогического вуза;

5) разработать и экспериментально апробировать модель сопровождения процесса социальной адаптации студентов-сирот в образовательной среде педагогического вуза.

Теоретико-методологической основой исследования являются: идеи гуманизации образования (А.П. Валицкая, С. Г. Вершловский, О. С. Газман, А. Маслоу, К. Роджерс, Г. С. Сухобская и др.) — концепции личностно-ориентированного подхода в обучении (Е.В. Бондаревская, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.) — основные положения о сущности социальной адаптации, ее механизмах (Г.М. Андреева, О. И. Зотова, И. К. Кряжева, И. А. Милославова, J1.M. Растова, А. А. Реан, Н. А. Свиридов, Л. Д. Столяренко и др.) — концепции формирования социальной компетентности личности (К.А. Абульханова-Славская, Н. В. Калинина, В.Н. Куни-цына, Г. И. Марасанов, Н. А. Рототаева и др.) и модель социально-профессиональной компетентности (И.А. Зимняя) — положение о ведущей роли деятельности в обучении (А.Г. Асмолов, А. А. Вербицкий, А. Н. Леонтьев и др.) — исследования по проблеме становления субъектности и активности личности (А.К. Осницкий, А. И. Пригожин, В. И. Слободчиков, Н. Е. Щуркова и др.).

Методы исследования: теоретические — анализ социологической, психологической, педагогической литературы по проблеме исследования, изучение и обобщение педагогического опытаэмпирические — наблюдение, беседа, опрос, диагностирование, экспериментстатистические — качественный и количественный анализ результатов исследования, ранжирование.

База и этапы исследования. Работа проводилась в ГОУ ВПО «Благовещенский государственный педагогический университет». Исследованием на разных этапах было охвачено 118 студентов-сирот, обучающихся на различных факультетах педагогического университета.

Исследование осуществлялось в 3 этапа с 2000 по 2006 год.

На первом этапе (2000;2002 гг.) определялись исходные позиции исследованияизучалась степень разработанности проблемы в педагогике, психологии, философии образованияуточнялись методологические основы и понятийный аппарат исследования.

На втором этапе (2002;2005 гг.) осуществлялась систематизация и обобщение теоретического и эмпирического материала по проблеме исследованияразработаны, теоретически обоснованы и экспериментально проверены пути и педагогические условия, обеспечивающие эффективность социальной адаптации студентов-сирот в образовательной среде педагогического вуза, выявлены критерии и показатели успешной адаптации.

На третьем этапе (2005;2006 гг.) проводился анализ и обобщение результатов исследованияуточнялись теоретические положения и выводы, полученные на первом и втором этапах работызавершалось оформление диссертации.

На защиту выносится следующие положения:

1. Период обучения в вузе с точки зрения социальной адаптации студентов-сирот является сензитивным для формирования социально-профессиональной компетентности, позволяющей им обрести определенный социальный статус, успешно выполнять профессиональные задачи и взаимодействовать с другими людьми.

2. Успешность процесса социальной адаптации студентов-сирот в педагогическом вузе определяется следующей совокупностью педагогических условий, связанных с ориентацией образовательной среды учебного заведения:

— на развитие у сирот субъектной позиции для обеспечения их самостоятельности во всех сферах жизнедеятельности, оптимизации их взаимодействия с другими субъектами социума;

— на формирование социально-значимых жизненных ценностей, социально-позитивного поведения;

— на обеспечение активной жизнедеятельности и социального взаимодействия на основе партнерского, диалогового стиля общения преподавателей и студентов.

3. Критериями успешной социальной адаптации студентов-сирот являются когнитивный, нравственный, коммуникативный, деятельностный, а их показателями, соответственно, позитивные изменения в социальных представлениях, суждениях, в ценностно-смысловой сфере и самооценке, в результативности взаимодействия с другими людьми, позитивные изменения в социальной активности студента-сироты.

4. Эффективность влияния образовательной среды педагогического вуза на процесс социальной адаптации студентов-сирот усиливается при педагогическом сопровождении, которое заключается в создании условий успешной социальной адаптации сирот на основе оказания им упреждающей и актуально необходимой помощи.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

— поставлена и решена проблема педагогического сопровождения социальной адаптации студентов-сирот в условиях педагогического вуза;

— раскрыты особенности процесса социальной адаптации студентов-сирот в педагогическом вузе;

— определены критерии, по которым оценивается эффективность процесса социальной адаптации студентов-сирот;

— выявлен потенциал образовательной среды педагогического вуза как фактора социальной адаптации студентов-сирот;

— определены и обоснованы педагогические условия эффективной социальной адаптации студентов-сирот в образовательной среде педагогического вуза.

Данное исследование дополняет теорию социальной адаптации сирот на этапе вузовского образования.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов с целью преодоления проблем социальной адаптации сирот на этапе вузовского образования. Выявленные педагогические условия, а также апробированная на практике модель сопровождения социальной адаптации студентов-сирот в образовательной среде вуза могут быть использованы в деятельности учебных заведений, осуществляющих профессиональную подготовку молодежи данной категории.

Достоверность результатов исследования обеспечена: исходными теоретическими положениямиприменением комплекса исследовательских методов, адекватных объекту, цели и задачам исследованияличным участием автора в опытно-экспериментальной работеаргументированностью выводовприменением валидных, научно обоснованных диагностических методикстатистической достоверностью результатов.

Апробация теоретических положений и результатов исследования. Основные положения диссертации, результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на международной научно-практической конференции «Современные технологии образования и воспитания» (г. Благовещенск, 2002 г.) — межвузовских научно-практических конференциях в г. Благовещенске «Опыт и проблемы реализации государи ственного образовательного стандарта ВПО» (2002 г.), «Организация цен-ностно-ориентационной деятельности студентов в образовательном пространстве вуза» (2003 г.), «Организация внеучебной работы в профессиональной школе: проблемы и пути их решения» (2005г.) — межрегиональной научно-практической конференции «Модернизация образования: проблемы и решения» (г. Иркутск, 2006 г.).

Основные результаты и выводы исследования опубликованы в восьми авторских работах.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений, иллюстрирована рисунками, таблицами.

Выводы по второй главе.

1. На констатирующем этапе исследования выявлены особенности и уровни социальной адаптации студентов-сирот. Анализ полученных результатов свидетельствует о склонности к иждивенчеству (высокий ориентир на материальные ценности), преобладании в сфере досуга пассивных форм над активными, неопределенности жизненных планов, связанности стремлений и намерений с сегодняшним днем, завышенной самооценке, недостаточной сформированности социальных навыков (неумение контролировать и регулировать свое поведение, продуктивно взаимодействовать с другими людьми), низком уровне социальной компетентности.

2. Процесс социальной адаптации студентов-сирот основан на развитии субъектной позиции для обеспечения их самостоятельности во всех сферах жизнедеятельности, на формировании социально-значимых жизненных ценностей, социально-позитивного поведения, на оптимизации их взаимодействия с другими субъектами социума.

Социальная адаптация студентов-сирот в период обучения в вузе может эффективно осуществляться при целенаправленном педагогическом сопровождении с целью расширения социально-профессиональной компетентности студентов, необходимой для их полноценного социального функционирования.

3. В соответствии с разработанной моделью сопровождения студентов-сирот, основным содержанием сопровождения стало оказание образовательной поддержки, социально-правовой, медико-психологической, организационно-коммуникативной помощи, направленных на создание условий успешной социальной адаптации данной категории студентов в образовательной среде вуза.

4. В качестве основных путей формирования социально-профессиональной компетентности студентов-сирот как результата их социальной адаптации на этапе вузовского образования выступают: оказание помощи в выстраивании индивидуальной «образовательной траектории», направленной на повышение культурно-образовательного уровня, социальной компетентностиорганизация воспитательной работы и внеучебной деятельности в образовательной среде вуза, обеспечивающих выстраивание и реализацию перспективных линий саморазвития (самосовершенствования), создающих условия для субъект-субъектного взаимодействияорганизация различных видов педагогической и производственной практик, позволяющих проявить студентам-сиротам свой творческий потенциал, способности и индивидуальность, формирующих умение решать профессиональные задачи по специальности, предназначению.

5. Анализ результатов повторного применения диагностических методов и опроса студентов-сирот позволили судить об эффективности проведенной нами работы. Полученные данные показали наличие значимых изменений в личностном, социальном и профессиональном блоках социально-профессиональной компетентности. Данные изменения, оказывающие непосредственное влияние на адаптацию к новым социальным условиям, проявились в позитивной трансформации жизненных ценностей, в показателях смысложизненных ориентаций, социально-коммуникативной компетентности, социально-психологической адаптации, в поведенческой активности, в самостоятельности, ответственности и инициативности при принятии решений.

Таким образом, системный анализ результатов опытно-экспериментальной работы дает основание утверждать, что цель исследования нами достигнута. Выдвинутая гипотеза в целом подтверждена. При указанных педагогических условиях образовательная среда вуза выступает фактором успешной социальной адаптации студентов-сирот.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема социальной адаптации студентов-сирот является одной из актуальных проблем современной педагогической науки. Необходимость ее изучения обусловлена, с одной стороны, существующими потребностями в теоретическом осмыслении данного процесса на этапе вузовского образования и практическим отсутствием исследований в этом направлении. С другой стороны, необходимостью создания в профессиональном учебном заведении специальных условий для поддержки процесса социальной адаптации студентов-сирот и его недостаточным научным и организационно-методическим обеспечением.

Проведенный теоретический анализ и данные опытной работы свидетельствуют, что сиротство опасно не только как социальное, но и как психолого-педагогическое явление. Оно накладывает отпечаток на процесс развития личности, создает тяжелые стрессовые ситуации, порождает состояние безысходности, иждивенчества, часто выступает причиной бездомности, безработицы, бедности и даже суицида.

Основные причины этого явления различны: ухудшение условий жизни семьи, падение ее нравственных устоев, нездоровые отношения в семье, негативные явления, связанные с деградацией личности взрослого человека (алкоголизм, наркомания, проституция, бродяжничество, злостное уклонение от обязанностей по уходу, содержанию и воспитанию ребенка), психические расстройства, смерть родителей. Обусловлен этот рост в большей степени и социально-экономическими причинами.

Студенты-сироты — это особая возрастная и социальная категория населения, характеризующаяся целым спектром специфических проблем: переживанием глубокого психологического стресса, связанного с потерей родителейотстраненностью от реальной жизни, формирующей иждивенчество и боязнь внешнего мирадефицитом социального опытанизким уровнем социальной компетентностинедостаточным культурнообразовательным уровнем. Следствием этого является низкий уровень адаптации, сложности при освоении новых социальных ролей, неконструктивные способы взаимодействия с окружающими, обостренная потребность во внимании, положительных эмоциональных контактах и т. п.

Обозначенные проблемы подчеркивают значительную роль другого человека, педагога, наставника, «значимого взрослого» в процессе социальной адаптации сирот, которая заключается в содействии саморазвития своего ученика, воспитанника, в способствовании обогащению социального опыта, в оживлении его социальных связей, в построении его жизненной перспективы.

Одной из задач диссертационного исследования является разработка модели сопровождения процесса социальной адаптации студентов-сирот в образовательной среде вуза.

В ходе исследования был проведен теоретический анализ различных подходов к содержанию понятия сопровождение, который стал основой для осмысления проблемы педагогического сопровождения социальной адаптации студентов-сирот на этапе вузовского образования.

Педагогическое сопровождение было определено как компонент процесса педагогической поддержки, который заключается в создании условий для успешной социальной адаптации сопровождаемых на основе оказания им упреждающей и актуально необходимой помощи. В результате сопровождения личности (в нашем случае студента-сироты) формируется новое качество — социально-профессиональная компетентность, позволяющая успешно выполнять профессиональные задачи и взаимодействовать с другими людьми.

Для того, чтобы педагогическое сопровождение студентов-сирот в условиях образовательной среды вуза способствовало их эффективной социальной адаптации, мы опирались на принципы: личностно-гуманистического подхода, признающего личность высшей социальной ценностьюсистемного подхода, позволяющего выстраивать как вертикальные, так и горизонтальные связи между субъектами адаптационного процессапроективности, создающего необходимые условия для освоения сиротами возможно более широкого ансамбля социальных ролейцелостности и вариативности, обеспечивающего возможность выбора студентами-сиротами индивидуальных образовательных траекторийсобытийности, моделирующего события ожидаемые и внезапные, позволяющие на практике перейти с позиции подготовки к самостоятельной жизни на позиции восприятия текущей жизни как полноценной, создающейся ими «здесь» и «сейчас».

Учитывая результаты анализа литературы по проблеме адаптации сирот, а также результаты констатирующего эксперимента, были описаны основные пути формирования социально-профессиональной компетентности студентов-сирот как результата их социальной адаптации в вузе. В их число вошли: оказание помощи в выстраивании индивидуальной образовательной траектории, направленной на повышение социальной компетентности студентов-сироторганизация воспитательной и внеучебной деятельности в образовательной среде вуза, обеспечивающих выстраивание и реализацию перспективных линий саморазвития (самосовершенствования), создающих условия для развития навыков конструктивного общенияорганизация различных видов педагогической и производственной практик, позволяющих проявить студентам-сиротам свой творческий потенциал, формирующих умения решать профессиональные задачи по специальности.

Основным содержанием сопровождения стало оказание студентам-сиротам образовательной поддержки, социально-правовой, медико-психологической и организационно-коммуникативной помощи.

Образовательная поддержка нацелена на повышение общекультурной, экономической, гражданско-правовой, гностической, поведенческой, социально-коммуникативной грамотности, на возможности и перспективы воплощения и использования приобретенных знаний и навыков данной категорией студентов в будущей профессиональной деятельности.

Организационно-коммуникативная помощь восполняет пробелы в формировании социальных и коммуникативных навыков, имеющиеся у сирот, а также через систему внеучебных мероприятий предоставляет студентам возможность для повышения уровня жизненной подготовленности, развития общей культуры, творческих способностей и увлечений.

Социально-правовая помощь направлена на исполнение законодательных актов по охране и защите интересов студентов-сирот, на стимулирование их самостоятельности в решении возникающих проблем.

Медико-психологическая помощь ориентирована на исследование личностных особенностей студентов-сирот, на разработку и обеспечение индивидуальных программ психологической помощи по разрешению конфликтных ситуаций, коррекции общения и поведения, на осуществление мер по оздоровлению данной категории студентов.

В целях эффективной работы всей системы сопровождения нами были задействованы как внутренние ресурсы образовательной среды вуза, так и внешние. Совместная деятельность различных учреждений и ведомств разного профиля (администрация и преподаватели вуза, психологи, медики, социальные работники и др.), реализуя функции каждого вида предлагаемой им помощи, позволила в совокупности решить проблему социальной адаптации студентов-сирот.

Организация педагогического сопровождения процесса социальной адаптации студентов-сирот определяется следующими педагогическими условиями: ориентация образовательной среды вуза на развитие субъектной позиции студентов-сирот для обеспечения их самостоятельности во всех сферах жизнедеятельности, оптимизацию их взаимодействия с другими субъектами социумана обеспечение активной жизнедеятельности и социального взаимодействия на основе партнерского, диалогового стиля общения преподавателей и студентовна формирование социально-значимых жизненных ценностей, социально-позитивного поведенияоптимальное использование ресурсов образовательной среды вуза в целях расширения социально-профессиональной компетентности студентов-сирот, необходимой для их полноценного социального функционирования.

Выявленные и обоснованные педагогические условия позволяют рассматривать образовательную среду педагогического вуза как определяющий фактор, инициирующий процесс социальной адаптации студентов-сирот, создающий условия для повышения уровня их социально-профессиональной компетентности (расширения ее базовых, предпосы-лочных и формирования ядерных — социальных и профессиональных ком-петентностей).

Использование в образовательной среде вуза модели педагогического сопровождения социальной адаптации студентов-сирот необходимо рассматривать не только как осуществление совокупности социально-образовательных мер по развитию и расширению их социально-профессиональной компетентности на этапе вузовского образования. Это новый подход к педагогической деятельности, в рамках которой данная категория студентов рассматривается как субъект выбора, творчества, социального взаимодействия, жизнедеятельности.

Результаты проведенного диссертационного исследования позволяют констатировать подтверждение выдвинутой гипотезы и свидетельствуют о решении поставленных задач.

Основными результатами исследования являются:

1) теоретическое обоснование проблемы социальной адаптации личности;

2) выявление особенностей социальной адаптации сирот на этапе вузовского образования;

3) разработана и экспериментально обоснована система критериев и показателей успешной социальной адаптации студентов-сирот в образовательной среде вуза;

4) выявленные педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса социальной адаптации данной категории студентов;

5) разработанная и экспериментально апробированная модель сопровождения процесса социальной адаптации студентов-сирот в образовательной среде вуза.

Проведенное исследование создает предпосылки для дальнейшего изучения рассматриваемой проблемы. Особый интерес, на наш взгляд, представляет разработка и апробация технологий формирования коммуникативной компетентности сирот, специальной подготовки преподавателей к работе с данной категорией студентов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская.-М.: Мысль, 1991.-299 с.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования / К.А. Абульханова-Славская // Психологический журнал. 1994. -Т.14. -№ 4.-С.39−55.
  3. , Б.Н. Становление личности и средовая адаптация / Б. Н. Алмазов // Социальная педагогика. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1989. -С. 67−101.
  4. , Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш. А. Амонашвили. Минск, 1990. — 560 с.
  5. , Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста / Б. Г. Ананьев // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. — С.3−15.
  6. , Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев // Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1980. — Т.1. — 225 с.
  7. , Г. М. Психология социального познания / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2000. — 288 с.
  8. , Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2003.-364 с.
  9. , Е.В. Социальная психология / Е.В. Андриенко- под ред. В. А. Сластенина М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 264 с.
  10. , В.Г. Диссертационное исследование (общая характеристика, требования и рекомендации по проведению и оформлению) / В. Г. Асеев. -Иркутск, 2005.- 104 с.
  11. , В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации / В. Г. Асеев // Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности. -Иркутск, 1986.- 123 с.
  12. , А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа/А.Г. Асмолов. -М.: Изд-во МГУ, 1990.-376 с.
  13. , B.C. Модель организации службы социально-психологического сопровождения в условиях детского дома: теоретико-практический аспект. Сборник методических разработок / B.C. Басюк. -Иркутск: Изд-во ИГПУ, 2000. 120 с.
  14. , Г. С. Найти и обрести себя / Г. С. Батищев // Вопросы философии. 1995. — № 3. — С.103−129.
  15. Бауман, 3. Мыслить социологически / 3. Бауман. М.: Аспект Пресс, 1996.-255 с.
  16. , С.С. Формирование социальной компетентности специалиста в процессе обучения иностранному языку в вузе экономического профиля: автореф. дис.. канд.пед.наук / С. С. Бахтеева. Казань, 2001. -20 с.
  17. , М.М. Смысл творчества / М. М. Бахтин // Философия творчества, культуры и искусства: в 2 т. М., 1994. — Т. 1.
  18. , С.А. Основы превентивной психологии / С. А. Беличева. М.: «Социальное здоровье России», 1993. — 199 с.
  19. , А.С. Основы возрастной педагогики / А. С. Белкин. М.: Академия, 2000. — 192 с.
  20. , B.C. От науконаучения к логике культуры. Два философских введения в двадцатый век / B.C. Библер. — М.: Политиздат, 1990. -413 с.
  21. Бим-Бад, Б. М. Образование в контексте социализации / Б.М. Бим-Бад, А. В. Петровский // Педагогика. 1996. — № 1. — С.3−8.
  22. , A.M. Школьный психолог: идея психолого-педагогического сопровождения / A.M. Битянова // Директор школы. -1997. № 3. -С.4−12.
  23. , И.А. Педагогические условия постинтернатной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: автореф. дис.. канд.пед.наук / И. А. Бобылева. Владимир, 2000. -22 с.
  24. , Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1997. -№ 4.-С.11−17.
  25. , Е.В. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 2001. -№ 1.-С. 17−24.
  26. , Т.Ф. Образовательное пространство как фактор социального воспитания школьников: автореф.дис. .канд.пед.наук / Т. Ф. Борисова.-М., 1999.-24 с.
  27. , JI.B. Что такое самооценка? / JT.B. Бороздина // Психологический журнал. 1992. — Т. 13. — № 4. — С.99−100.
  28. , В.Г. Педагогика социальной работы / В. Г. Бочарова. -SvR-Аргус, 1994.-208 с.
  29. , В.И. Причины социального сиротства: аналитический взгляд на проблему / В. И. Брутман // Социальная работа. 1994. — № 2−5. -С.36−41.
  30. , В.И. Без попечения родителей: современные тенденции в социальной защите сирот и стратегия социального вмешательства для предупреждения сиротства / В. И. Брутман, А. А. Северный // Социальная работа. 1999. — № 1/12. — С.61−65.
  31. , Е.А. Социокультурная среда вуза как педагогический фактор личностного становления студента: дисс. .канд.пед.наук / Е. А. Бурдуковская. Комсомольск-на-Амуре, 2004. — С.51−52.
  32. , А.П. Культуротворческая школа: концепция и образовательная модель образовательного процесса / А. П. Валицкая // Педагогика. 1998. — № 4. — С.12−18.
  33. , В.П. Избранные педагогические сочинения / В.П. Вахтеров- сост. JI.H. Литвин, Н. Т. Бритаева. М.: Педагогика, 1987. — 400 с.
  34. , С.Г. Образование взрослых: реальности, проблемы, прогноз. / С. Г. Вершловский, Е. Г. Королева, Л. Г. Петряевская. СПб.: 1998.- 161 с.
  35. , В.Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога / В. Г. Воронцова. Псков: ПОППКРО, 1997.-421 с.
  36. Воспитательный процесс: изучение эффективности / под ред. Е. Н. Степанова. М.: ТЦ «Сфера», 2001. — 128 с.
  37. , О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы / О. С. Газман // Новые ценности образования. Вып.2. — М., 1995. — С.40−45.
  38. , О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию 21 века / О. С. Газман // Новые ценности образования. Вып.6. -М.: Инноватор, 1996. — С.10−38.
  39. , Л.Н. Психологические аспекты воспитания детей в домах ребенка и детских домах / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова, Л. М. Царегородцева // Вопр.психологии. 1990. — № 6. — С. 17−25.
  40. , Л.В. Социально-педагогические условия ресоциали-зации дезадаптированных студентов-сирот в образовательной среде педагогического колледжа: автореф.дис.. канд.пед.наук / Л. В. Гаращенко. -Иркутск, 2003.
  41. , Б.С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования / Б. С. Гершунский // Педагогика. 2003. — № 10. — С.3−7.
  42. , С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С.И. Гессен- отв.ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995.-448 с.
  43. , А.Н. Социальная психиатрия сиротства / А. Н. Голик. М: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. — 192 с.
  44. , Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка / Н. Ф. Голованова. СПб.: Речь, 2004. — 272 с.
  45. , Л.Н. Социально-профессиональная адаптация и педагогическая реабилитация учащихся в условиях профессиональных училищ: ав-тореф.дис. канд.пед.наук / Л. Н. Голуб. Брянск, 2000. — 21 с.
  46. , М.И. Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников / М. И. Губанова // Педагогика. 2002. -№ 9.-С.32−39.
  47. , М.П. Сельская школа и социальная педагогика / М. П. Гурьянова. Мн.: Амалфея, 2000. — 448 с.
  48. , И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот: по материалам социол.исслед. / И. Ф. Дементьева // Социальная педагогика. -2003. № 2. — С.64−73.
  49. , И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот: проблемы и перспективы в условиях рынка / И. Ф. Дементьева // Социологические исследования. -1992. № 10. — С.62−70.
  50. А.А. Акмеология / А. А. Деркач, В.Г. Зазыкин- СПб.: Питер, 2003. 252 с.
  51. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / под ред. Е. А. Стреблевой. М.: Полиграф сервис, 1998. — 336 с.
  52. , Е.Н. Здоровье и образование (теория, диагностика, практика реабилитации) / Е. Н. Дзятковская, В. И. Нодельман, З.И. Востро-тина- Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 1998. 316 с.
  53. , А.В. Конфликтология: учебное пособие для студ. вузов / А.В. Дмитриев- М.: Альфа М, 2003. — 335 с.
  54. , И.В. Самопонимание, самовоспитание, самопомощь, саморегуляция подростка / И. В. Дубровина. Н. Новгород, 1995.
  55. , Ю.И. Обучение паритетному диалогу: учебное пособие / Ю. И. Емельянов. Л.: ЛГУ, 1991. — 106 с.
  56. , Ю.М. Введение в практическую социальную психологию: учебное пособие / Ю.М. Жуков- под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. М.: Смысл, 1999. — 376 с.
  57. , В.И. Основы социальной педагогики / В.И. Загвя-зинский, Зайцев М. П., Кудашов Г. Н.- под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 160 с.
  58. , В.К. Пути решения проблемы сиротства в России / В. К. Зарецкий, М. О. Дубровская, В. Н. Ослон, А.Б. Холмогорова- М.: ООО «Вопросы психологии», 2002. 208 с. (Б-ка журнала «Вопросы психологии»).
  59. , А.И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей / А. И. Захаров // Вопр.психологии. 1982. — № 1. — С.59−68.
  60. , М.Р. Система защиты детей-сирот в СССР / М. Р. Зезина // Педагогика. 2000. — № 3. — С.58−67.
  61. , И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. -2005. -№ 11.-С.14−20.
  62. , И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И. А. Зимняя. М.: Логос, 2002. — 384 с.
  63. , О.И. Методы исследований социально-психологических аспектов адаптации личности / О. И. Зотова, И. К. Кряжева // Методология и методы социальной психологии. М.: Наука, 1977. — С.173−188.
  64. , Е.И. Диалог на лестнице успеха / Е. И. Казакова, А. П. Тряпицына. СПб, 1997.
  65. , Н.В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения / Н. В. Калинина // Психологическая наука и образование. 2001. — № 4. -С. 16−21.
  66. , Л.И. Психологические аспекты социальной компетентности: дисс. .канд.псих.наук / Л. И. Коблянская. СПб., 1995.
  67. Г. М. Педагогический словарь: для студ.высш.и сред.пед.учеб.заведений / Г. М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров- М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 176 с.
  68. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-экономические проблемы / под науч.ред. Л. М. Шипицыной, Е. И. Казаковой. СПб.: Институт специал. педагогики и психологии, 2000. -108 с.
  69. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1989.-255 с.
  70. Кон, И. С. Психология старшеклассника / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1980.-192 с.
  71. Кон, И. С. Ребенок и общество: историко-этнографическая перспектива / И. С. Кон. М.: Наука, 1988. — 270 с.
  72. Кон, И. С. Социология личности / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1967.-384 с.
  73. , Ю.И. О месте понятия «социализация» в современной педагогике / Ю. И. Кривов // Педагогика. -2003. -№ 2. -С.11−22.
  74. , Н.К. Педагогические сочинения в десяти томах / Н. К. Крупская. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — Т.2. — 368 с.
  75. , В.Г. Социально-культурная среда как детерминанта духовного развития личности: дисс. канд. филос. наук: 17.00.08 / В. Г. Крючков. -М., 1991.- 133 с.
  76. Куликова, J1.H. Саморазвитие личности: психолого-педагогические основы: учеб. пособие / JI.H. Куликова Хабаровск: Изд-во Хабар, гос. пед. ун-та, 2005.-320 с.
  77. , Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т. А. Куликова. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 232 с.
  78. , Ю. Образовательная среда и развитие личности / Ю. Кулюткин, С. Тарасов // Новые знания. 2001. — № 1. — С. 6−7.
  79. , В.Н. Межличностное общение: учебник для вузов / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В.М. Поголыиа- СПб.: Питер, 2001. -544 с.
  80. , Й. Типы депривационной личности ребенка в учреждении / И. Лангмайер, 3. Матейчик // Лишенные родительского попечительства / ред.-сост. В. С. Мухина. М.: Просвещение, 1991. — С.205−213.
  81. , С.А. Проблемы адаптации выпускников к самостоятельной жизни / С. А. Левин, Ю. В. Логинова // Сироты России: проблемы, надежды и будущее: материалы межрегиональной конференции 20−21 дек. 1993 г. М.: Б/и, 1994. — С.42−43.
  82. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  83. , Д.А. Методика изучения ценностных ориентации / Д. А. Леонтьев. -М.: Смысл, 1992. 17 с.
  84. , В.Т. Социализация молодежи / В. Т. Лисовский, А. В. Лисовский // Социология молодежи / под ред. В. Т. Лисовского. СПб, 1996.-С.66−72.
  85. Лишенные родительского попечительства: хрестоматия / ред,-сост. В. С. Мухина М.: Просвещение, 1991. — 222 с.
  86. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  87. , И.И. Базовые потребности возраста как основа развития социальной компетентности у подростков / И. И. Лукьянова // Психологическая наука и образование. 2001. — № 4. — С.41−47.
  88. , М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя / М. И. Лукьянова // Педагогика. 2001. — № 10. — С.56−61.
  89. , А.В. Социологические предпосылки советской педагогики / А. В. Луначарский // О воспитании и образовании / под ред. A.M. Арсеньева и др. -М.: 1976.-С. 189.
  90. , А.С. О воспитании молодежи / А. С. Макаренко. М.: 1951.
  91. , Т.А. Психолого-педагогические условия подготовки учащихся детских сиротских учреждений к социально-профессиональной адаптации: автореф.дисс.канд.пед.наук / Т. А. Макарченко. Брянск, 2000.-20 с.
  92. , Н.В. Социальная защита детства: концептуальный подход / Н. В. Малярова, М. И. Несмеянова // Социологические исследования. -1991. -№ 4.-С.79−83.
  93. , Ю.С. Средовой подход в воспитании / Ю. С. Мануйлов // Педагогика. 2000. — № 7. — С.36−41.
  94. , Г. И. Социальная компетентность: психологические условия развития в юношеском возрасте / Г. И. Марасанов, Н.А. Рототае-ва- М.: «Когито-Центр», 2003. 172 с.
  95. ЮО.Мардахаев, JI.B. Социальная педагогика: учебник / JI.B. Мардаха-ев. М.: Гардарики, 2005. — 269 с.
  96. , А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. -М.: Просвещение, 1996.-308 с.
  97. , А. Самоактуализация / А. Маслоу // Психология личности: тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982.-С.201−288.
  98. , Ю. Социальная компетентность как цель психотерапии: проблемы образа Я в ситуации социального перелома / Ю. Мель // Вопросы психологии. 1995. — № 5. — С.61−68.
  99. , Т.В. Педагогические условия построения образовательной среды вуза: автореф.дис. канд.пед.наук / Т. В. Менг. СПб, 1999. — 20 с.
  100. Методика и технологии работы социального педагога: учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений / Б. Н. Алмазов, М. А. Беляева, Н. Н. Бессонова и др.- под ред.М. А. Галагузовой, JI.B. Мардахаева. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 192 с.
  101. , И.А. Адаптация как социально-психологическое явление / И. А. Милославова // Социальная психология и философия. Вып.2.-Л.: ЛГУ, 1973.-С.111−120.
  102. , И.А. Понятие и структура социальной адаптации: дисс. .канд.фил.наук/И.А. Милославова. -М., 1974.-С.75−95.
  103. , А.В. Креативная педагогика и психология / А. В. Морозов, Д.В. Чернилевский- М.: Академический Проект, 2004. 560 с.
  104. , А.В. Введение в социальную педагогику / А. В. Мудрик. -М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1997. 365 с.
  105. , А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик- под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 184 с.
  106. , Ф.А. Основы социальной педагогики: учебник для студ.высш.пед.заведений / Ф. А. Мустаева. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2002.-416 с.
  107. , B.C. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа / B.C. Мухина // Лишенные родительского попечительства: хрестоматия / ред.-сост. В.С.Мухина- М.: Просвещение, 1991.-С.113−115.
  108. , И.Б. Возможности и условия адаптации сирот / И. Б. Назарова // Социологические исследования. 2001. — № 4. — С.70−77.
  109. , А.О. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегия) / А. О. Налчаджян. Ереван, 1988. -263 с.
  110. , Р.С. Психология: в 3 кн / Р. С. Немов. Кн.1: Общие основы психологии. — М.: Владос, 2001. — 688 с.
  111. , A.M. Охрана детей-сирот в России: (история и современность) / A.M. Нечаева. М.: Дом, 1994. — 176 с.
  112. , В.А. Начала социальной педагогики: учебное пособие / В. А. Никитин. 2-е изд. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. — 72 с.
  113. , Л.И. Школа и среда / Л. И. Новикова. М.: Изд-во «Знание», 1985.-С.З-4.
  114. , Р.В. Практическая психология образования: учеб. пособие для студ.психол.фак.университетов / Р. В. Овчарова. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 448 с.
  115. , Р.В. Справочная книга социального педагога / Р. В. Овчарова. М.: ТЦ Сфера, 2002. — 480 с.
  116. , Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И.Ф. Дементьева- М.: Издательский центр «Академия», 2002.-256 с.
  117. , В.Г. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии / В. Г. Онушкин, Е. И. Огарев СПб. — Воронеж: Б/и, 1995.-232 с.
  118. , А.К. Проблемы исследования субъектной активности / А. К. Осницкий // Вопр.психологии. 1996. — № 1. — С.5−19.
  119. , А.К. Психология самостоятельности: методы исследования и диагностики / А. К. Осницкий. М.: Нальчик: Эль-ФА, 1996. -126 с.
  120. Основы психологии: практикум / ред.-сост. Л. Д. Столяренко. -Ростов н/Д: Феникс, 2001. 704 с.
  121. , Б.Д. Социальная психология как наука / Б. Д. Парыгин. Л.: Лениздат, 1967. — 262 с.
  122. Педагогика: учеб. пособие для вузов / В. А. Сластенин и др. -М.: Школа-Пресс, 1998.-512 с.
  123. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. -Ростов н/Д: Феникс, 2002. 544 с.
  124. Педагогика среды и методы ее изучения / под ред. М.В. Крупе-ниной. М.: Изд-во «Работник просвещения», 1930. — 194 с.
  125. Педагогическая энциклопедия: в 4 т. / гл.ред. И. А. Каиров и др. Т.4. — М.: Советская энциклопедия, 1968. — 912 с.
  126. Петровская, J1.A. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг / JI.A. Петровская. М.: Изд-во МГУ, 1989. -216 с.
  127. , Н.М. Основы социальной педагогики / Н. М. Платонова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1997. — 120 с.
  128. , В.М. Словарь по образованию и педагогике / В. М. Полонский. -М.: Высш.шк., 2004. 512 с.
  129. Портянская, JI. J1. Проектирование условий развития вариативной образовательной среды в муниципальном округе мегаполиса: авто-реф.дис. .канд.пед.наук / JI.JI. Портянская. -М., 1996. 22 с.
  130. Преодоление трудностей социализации детей-сирот / науч.рук. J1.B. Байбородова. Ярославль, 1997. — 196 с.
  131. , И.А. Порядок из хаоса / И. А. Пригожин. М., 1986.431с.
  132. Прикладная социальная психология / под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. М.: Издательство «Институт практической психологии" — Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. — 688 с.
  133. , A.M. Психология сиротства / A.M. Прихожан, Н. Н. Толстых. СПб.: Питер, 2005. — 400 с.
  134. , A.M. Дети без семьи (Детский дом: заботы и тревоги общества) / A.M., Прихожан, Н.Н. Толстых- М.: Педагогика, 1990. 160 с.
  135. Проблемы и перспективы непрерывного образования: методики социально-педагогических исследований / под ред. С. Г. Вершловского. -СПб.: Б/И, 1996.-86 с.
  136. Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот: теория, практика, проблемы: материалы научно-практической конференции. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2001. — 96 с.
  137. , Д. Профилактика социальной дезадаптации учащихся / Д. Пстронг // Советская педагогика. 1990. — № 12. — С.42−46.
  138. Рабочая книга андрагога / под ред. С. Г. Вершловского. СПб.: Знание, 1998.- 198 с.
  139. , Н.Ф. Взаимодействие педагогов и старших школьников / Н. Ф. Радионова. Ленинград, 1989. — 83 с.
  140. Развитие социальной компетентности школьников в образовательной среде: сборник научно-методических трудов: заочный семинар школьных психологов. Выпуск 9 / под ред. М. И. Лукьяновой. Ульяновск: ИПК ПРО, 2002.- 100 с.
  141. , Л.М. Социальная адаптация личности в коллективе: дисс. канд.фил.наук / Л. М. Растова. Барнаул, 1973.
  142. , А.А. Практическая психодиагностика / А. А. Реан. СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2001. — 224 с.
  143. , А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение / А. А. Реан. СПб: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2004. — 416 с.
  144. , А.А. Психология и педагогика / А. А. Реан, Н.В. Бордов-ская, С. И. Розум СПб.: Питер, 2000. — 432 с.
  145. , А.А. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский СПб.: Питер, 2000. -416 с.
  146. , X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / X. Ремшмидт. М.: Мир, 1994. — 294 с.
  147. , Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е. И. Рогов. М.: Владос, 1996. — 529 с.
  148. , К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К.Р. Роджерс- перевод с англ.- общ. ред. и предисл. Е. И. Исениной. М.: Прогресс, Универс, 1994. — 480 с.
  149. , М.И. Организация воспитательного процесса в школе: учеб. пособие для студ. вузов / М. И. Рожков, JI.B. Байбородова. М.: BJIA-ДОС, 2001.-253 с.
  150. , В.В. Основы социально-генетической психологии / В. В. Рубцов. М.: Изд-во «Ин-т практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-384 с.
  151. , К.В. Социализация личности: интериоризация и социальная адаптация / К. В. Рубчевский // Общественные науки и современность. 2003. — № 3. — С.147−151.
  152. , Н.А. Социальная адаптация личности в условиях студенческой среды: автореф.дис. .канд.пед.наук/Н.А. Савотина. Москва, 1997.-22 с.
  153. , Н.А. Адаптационные процессы в среде молодежи / Н. А. Свиридов // Социологические исследования. 2002. — № 2. — С.90−95.
  154. , Н.JI. Современные представления о воспитательном пространстве / H.JI. Селиванова // Педагогика. 2000. — № 6. — С.35−39.
  155. , В.Д. Педагогика среды / В. Д. Семенов. Екатеринбург, 1993.-63 с.
  156. , Г. В. Основы социально-психологической защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Г. В. Семья // Добро без границ: сборник. Сыктывкар, 2002. — С.97−99.
  157. , В.В. Личностно-ориентированное образование / В. В. Сериков // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 16−21.
  158. , Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. СПб.: ООО «Речь», 2002. — 350 с.
  159. , JI.K. Организация и содержание работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей / Л. К. Сидорова. М.: Айрис-Пресс, 2004. — 112 с.
  160. Сиротство как социальная проблема / Л. И. Смагина и др.- под ред. Л. И. Смагиной. Минск: Ушверсггэцкае, 1999. — 144 с.
  161. , В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / В. А. Сластенин. М.: Просвещение, 1976. — 157 с.
  162. , В.А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений / В. А. Сластенин, В.П. Каширин- М.: Издательский центр «Академия», 2001.-480 с.
  163. , В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школьная Пресса, 2000. -416с.
  164. , В.И. Очерки психологии образования / В. И. Слободчиков. Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2005. — 272 с.
  165. Словарь по социальной педагогике / авт.-сост. Л. В. Мардахаев. -М.: Академия, 2002. 368 с.
  166. , Е.А. Принцип интеграционного согласования в последипломном образовании педагогов / Е. А. Соколовская // Проблемы организации развивающей среды в постдипломном образовании. СПб.: СПбГУПМ, 2001. — С. 196−201.
  167. Социализация взрослых / Л. А. Башарина и др. СПб.: Спец-Лит, 2002.-272 с.
  168. Социальная компетентность детей и подростков: тенденции формирования: сборник научных статей / под ред. И. В. Калинина, Н. В. Калининой, М. И. Лукьяновой. Ульяновск: Изд-во СВНЦ, 2002. — 64 с.
  169. Социальная педагогика: курс лекций / под общей ред. М.А. Га-лагузовой. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000. — 416 с.
  170. Социальная педагогика / под ред. В. А. Никитина. М.: Гума-нит.изд.центр ВЛАДОС, 2002. — 272 с.
  171. Социальная психология / под ред. A.M. Столяренко. М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2001.-543 с.
  172. Социальная психология: учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений / А. Н. Сухов и др.- под ред. А. Н. Сухова, А. А. Дергача. 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. -600 с.
  173. , С.Г. Социализация человека / С. Г. Спасибенко // Социально-гуманитарные знания. 2002. — № 5. — С.101−122.
  174. , В.М. Организация единого воспитательного пространства в инновационной школе / В. М. Степанов, О. А. Лапина, А.П. Ма-каровская. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. — 144 с.
  175. , Л.Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. Ростов н/Д: Феникс, 1999. — 672 с.
  176. , Л.Д. Социальная адаптация / Л. Д. Столяренко // Социальная работа / под общ.ред. В. И. Курбатова. Ростов н/Д: Феникс, 1999. -С.296−307.
  177. , Ю.В. Микросреда и личность / Ю. В. Сычев. М.: Мысль, 1974.-192 с.
  178. , С.В. Теоретико-методологические основы становления мировосприятия школьников в условиях современной социокультурной среды: автореф. дисс. док.пед.наук / С. В. Тарасов. СПб, 2001. — 34 с.
  179. , E.JI. Теоретико-методологические основы педагогического взаимодействия: монография / E.JI. Федотова. Иркутск: Изд-во Иркут. пед. ун-та, 1997. — 114 с.
  180. , Г. Н. Социальная педагогика. Управляемый потенциал и прикладные функции / Г. Н. Филонов. М.: ЦСП РАО, 1995. — 23 с.
  181. Философский словарь / под ред И. Т. Фроловой. М.: Политиздат, 1991.-560 с.
  182. , А.С. Динамика социального Я подростков и юношей в развивающих социальных средах (социальных оазисах) / А. С. Чернышев, Ю. А. Лунев // Мир психологии. 2002. — № 2. — С.92−106.
  183. , P.M. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника / P.M. Чумичева. Ростов-на-Дону: РГПУ, 1995.-272 с.
  184. , С.Т. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / под ред. Н. П. Кузина, М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой. М.: Педагогика, 1980. -Т. 1,2.
  185. , Т. Социальная психология / Т. Шибутани. М.: Прогресс, 1969.-544 с.
  186. , С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования / С. Е. Шишов // Современная школа. 1999. — № 1−3. — С.82−83.
  187. , Т.И. Социально-психологическая помощь обездоленным детям: опыт исследований и практической работы: учебное пособие /
  188. Т.И. Шульга, Л. Я. Олиференко, А.В. Быков- М.: Изд-во УРАО, 2003. -400с.
  189. , Т.И. Методика работы с детьми «группы риска» / Т. И. Шульга, В. Слот, X. Спаниярд. М.: Изд-во УРАО, 2001. — 128 с.
  190. , В.Н. Основные вопросы социального воспитания /
  191. B.Н. Шульгин. М.: Изд-во работников просвещения, 1925. — 162 с.
  192. , Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиций культуры / Н. Е. Щуркова. М., 1997. — 77 с.
  193. , A.M. Формирование социальной компетентности у учащихся старших классов специальных образовательных учреждений VIII вида / A.M. Щербакова // Дефектология. 2001. — № 3. — С. 19−34.
  194. , Ю.О. Социально-педагогическая адаптации детей-сирот в условиях учреждений начального профессионального образования: автореф.дис.. канд.пед.наук / Ю. О. Яблоновская. Челябинск, 1997. — 41 с.
  195. , И.С. Разработка технологий личностно ориентированного обучения / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. -1995. № 2.1. C.31−42.
  196. , И.В. Психология депривированного подростка / И. В. Ярославцева. Иркутск, 2000. — 121 с.
  197. , Д.В. Особенности социализации современного подростка / Д. В. Ярцев // Вопр.психологии. 1999. — № 6. — С.54−58.
  198. , В.А. Психологическое моделирование образовательных сред / В. А. Ясвин // Психологический журнал. 2000. — Т.21. — № 4. — С.79−88.
  199. , В.А. Экспертиза школьной образовательной среды / В. А. Ясвин. М.: Сентябрь, 2000. — 128 с.
Заполнить форму текущей работой