Педагогические условия социальной адаптации студентов-сирот в образовательной среде вуза
Диссертация
Учитывая результаты анализа литературы по проблеме адаптации сирот, а также результаты констатирующего эксперимента, были описаны основные пути формирования социально-профессиональной компетентности студентов-сирот как результата их социальной адаптации в вузе. В их число вошли: оказание помощи в выстраивании индивидуальной образовательной траектории, направленной на повышение социальной… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Социальная адаптация студентов-сирот как педагогическая проблема
- 1. Л. Теоретические аспекты проблемы социальной адаптации личности. Л
- 1. 2. Особенности социальной адаптации студентов-сирот
- 1. 3. Педагогические условия эффективности социальной адаптации студентов-сирот в образовательной среде вуза
- 1. Л. Теоретические аспекты проблемы социальной адаптации личности. Л
- 2. 1. Диагностика уровня социальной адаптации сирот в условиях вуза
- 2. 2. Проектирование и реализация модели сопровождения социальной адаптации студентов-сирот в образовательной среде вуза
- 2. 3. Анализ результатов экспериментальной работы
Список литературы
- Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская.-М.: Мысль, 1991.-299 с.
- Абульханова-Славская, К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования / К.А. Абульханова-Славская // Психологический журнал. 1994. -Т.14. -№ 4.-С.39−55.
- Алмазов, Б.Н. Становление личности и средовая адаптация / Б. Н. Алмазов // Социальная педагогика. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1989. -С. 67−101.
- Амонашвили, Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш. А. Амонашвили. Минск, 1990. — 560 с.
- Ананьев, Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста / Б. Г. Ананьев // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. — С.3−15.
- Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев // Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1980. — Т.1. — 225 с.
- Андреева, Г. М. Психология социального познания / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2000. — 288 с.
- Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2003.-364 с.
- Андриенко, Е.В. Социальная психология / Е.В. Андриенко- под ред. В. А. Сластенина М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 264 с.
- Асеев, В.Г. Диссертационное исследование (общая характеристика, требования и рекомендации по проведению и оформлению) / В. Г. Асеев. -Иркутск, 2005.- 104 с.
- Асеев, В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации / В. Г. Асеев // Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности. -Иркутск, 1986.- 123 с.
- Асмолов, А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа/А.Г. Асмолов. -М.: Изд-во МГУ, 1990.-376 с.
- Басюк, B.C. Модель организации службы социально-психологического сопровождения в условиях детского дома: теоретико-практический аспект. Сборник методических разработок / B.C. Басюк. -Иркутск: Изд-во ИГПУ, 2000. 120 с.
- Батищев, Г. С. Найти и обрести себя / Г. С. Батищев // Вопросы философии. 1995. — № 3. — С.103−129.
- Бауман, 3. Мыслить социологически / 3. Бауман. М.: Аспект Пресс, 1996.-255 с.
- Бахтеева, С.С. Формирование социальной компетентности специалиста в процессе обучения иностранному языку в вузе экономического профиля: автореф. дис.. канд.пед.наук / С. С. Бахтеева. Казань, 2001. -20 с.
- Бахтин, М.М. Смысл творчества / М. М. Бахтин // Философия творчества, культуры и искусства: в 2 т. М., 1994. — Т. 1.
- Беличева, С.А. Основы превентивной психологии / С. А. Беличева. М.: «Социальное здоровье России», 1993. — 199 с.
- Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики / А. С. Белкин. М.: Академия, 2000. — 192 с.
- Библер, B.C. От науконаучения к логике культуры. Два философских введения в двадцатый век / B.C. Библер. — М.: Политиздат, 1990. -413 с.
- Бим-Бад, Б. М. Образование в контексте социализации / Б.М. Бим-Бад, А. В. Петровский // Педагогика. 1996. — № 1. — С.3−8.
- Битянова, A.M. Школьный психолог: идея психолого-педагогического сопровождения / A.M. Битянова // Директор школы. -1997. № 3. -С.4−12.
- Бобылева, И.А. Педагогические условия постинтернатной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: автореф. дис.. канд.пед.наук / И. А. Бобылева. Владимир, 2000. -22 с.
- Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1997. -№ 4.-С.11−17.
- Бондаревская, Е.В. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 2001. -№ 1.-С. 17−24.
- Борисова, Т.Ф. Образовательное пространство как фактор социального воспитания школьников: автореф.дис. .канд.пед.наук / Т. Ф. Борисова.-М., 1999.-24 с.
- Бороздина, JI.B. Что такое самооценка? / JT.B. Бороздина // Психологический журнал. 1992. — Т. 13. — № 4. — С.99−100.
- Бочарова, В.Г. Педагогика социальной работы / В. Г. Бочарова. -SvR-Аргус, 1994.-208 с.
- Брутман, В.И. Причины социального сиротства: аналитический взгляд на проблему / В. И. Брутман // Социальная работа. 1994. — № 2−5. -С.36−41.
- Брутман, В.И. Без попечения родителей: современные тенденции в социальной защите сирот и стратегия социального вмешательства для предупреждения сиротства / В. И. Брутман, А. А. Северный // Социальная работа. 1999. — № 1/12. — С.61−65.
- Бурдуковская, Е.А. Социокультурная среда вуза как педагогический фактор личностного становления студента: дисс. .канд.пед.наук / Е. А. Бурдуковская. Комсомольск-на-Амуре, 2004. — С.51−52.
- Валицкая, А.П. Культуротворческая школа: концепция и образовательная модель образовательного процесса / А. П. Валицкая // Педагогика. 1998. — № 4. — С.12−18.
- Вахтеров, В.П. Избранные педагогические сочинения / В.П. Вахтеров- сост. JI.H. Литвин, Н. Т. Бритаева. М.: Педагогика, 1987. — 400 с.
- Вершловский, С.Г. Образование взрослых: реальности, проблемы, прогноз. / С. Г. Вершловский, Е. Г. Королева, Л. Г. Петряевская. СПб.: 1998.- 161 с.
- Воронцова, В.Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога / В. Г. Воронцова. Псков: ПОППКРО, 1997.-421 с.
- Воспитательный процесс: изучение эффективности / под ред. Е. Н. Степанова. М.: ТЦ «Сфера», 2001. — 128 с.
- Газман, О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы / О. С. Газман // Новые ценности образования. Вып.2. — М., 1995. — С.40−45.
- Газман, О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию 21 века / О. С. Газман // Новые ценности образования. Вып.6. -М.: Инноватор, 1996. — С.10−38.
- Галигузова, Л.Н. Психологические аспекты воспитания детей в домах ребенка и детских домах / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова, Л. М. Царегородцева // Вопр.психологии. 1990. — № 6. — С. 17−25.
- Гаращенко, Л.В. Социально-педагогические условия ресоциали-зации дезадаптированных студентов-сирот в образовательной среде педагогического колледжа: автореф.дис.. канд.пед.наук / Л. В. Гаращенко. -Иркутск, 2003.
- Гершунский, Б.С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования / Б. С. Гершунский // Педагогика. 2003. — № 10. — С.3−7.
- Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С.И. Гессен- отв.ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995.-448 с.
- Голик, А.Н. Социальная психиатрия сиротства / А. Н. Голик. М: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. — 192 с.
- Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка / Н. Ф. Голованова. СПб.: Речь, 2004. — 272 с.
- Голуб, Л.Н. Социально-профессиональная адаптация и педагогическая реабилитация учащихся в условиях профессиональных училищ: ав-тореф.дис. канд.пед.наук / Л. Н. Голуб. Брянск, 2000. — 21 с.
- Губанова, М.И. Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников / М. И. Губанова // Педагогика. 2002. -№ 9.-С.32−39.
- Гурьянова, М.П. Сельская школа и социальная педагогика / М. П. Гурьянова. Мн.: Амалфея, 2000. — 448 с.
- Дементьева, И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот: по материалам социол.исслед. / И. Ф. Дементьева // Социальная педагогика. -2003. № 2. — С.64−73.
- Дементьева, И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот: проблемы и перспективы в условиях рынка / И. Ф. Дементьева // Социологические исследования. -1992. № 10. — С.62−70.
- Деркач А.А. Акмеология / А. А. Деркач, В.Г. Зазыкин- СПб.: Питер, 2003. 252 с.
- Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / под ред. Е. А. Стреблевой. М.: Полиграф сервис, 1998. — 336 с.
- Дзятковская, Е.Н. Здоровье и образование (теория, диагностика, практика реабилитации) / Е. Н. Дзятковская, В. И. Нодельман, З.И. Востро-тина- Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 1998. 316 с.
- Дмитриев, А.В. Конфликтология: учебное пособие для студ. вузов / А.В. Дмитриев- М.: Альфа М, 2003. — 335 с.
- Дубровина, И.В. Самопонимание, самовоспитание, самопомощь, саморегуляция подростка / И. В. Дубровина. Н. Новгород, 1995.
- Емельянов, Ю.И. Обучение паритетному диалогу: учебное пособие / Ю. И. Емельянов. Л.: ЛГУ, 1991. — 106 с.
- Жуков, Ю.М. Введение в практическую социальную психологию: учебное пособие / Ю.М. Жуков- под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. М.: Смысл, 1999. — 376 с.
- Загвязинский, В.И. Основы социальной педагогики / В.И. Загвя-зинский, Зайцев М. П., Кудашов Г. Н.- под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 160 с.
- Зарецкий, В.К. Пути решения проблемы сиротства в России / В. К. Зарецкий, М. О. Дубровская, В. Н. Ослон, А.Б. Холмогорова- М.: ООО «Вопросы психологии», 2002. 208 с. (Б-ка журнала «Вопросы психологии»).
- Захаров, А.И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей / А. И. Захаров // Вопр.психологии. 1982. — № 1. — С.59−68.
- Зезина, М.Р. Система защиты детей-сирот в СССР / М. Р. Зезина // Педагогика. 2000. — № 3. — С.58−67.
- Зимняя, И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. -2005. -№ 11.-С.14−20.
- Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И. А. Зимняя. М.: Логос, 2002. — 384 с.
- Зотова, О.И. Методы исследований социально-психологических аспектов адаптации личности / О. И. Зотова, И. К. Кряжева // Методология и методы социальной психологии. М.: Наука, 1977. — С.173−188.
- Казакова, Е.И. Диалог на лестнице успеха / Е. И. Казакова, А. П. Тряпицына. СПб, 1997.
- Калинина, Н.В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения / Н. В. Калинина // Психологическая наука и образование. 2001. — № 4. -С. 16−21.
- Коблянская, Л.И. Психологические аспекты социальной компетентности: дисс. .канд.псих.наук / Л. И. Коблянская. СПб., 1995.
- Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь: для студ.высш.и сред.пед.учеб.заведений / Г. М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров- М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 176 с.
- Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-экономические проблемы / под науч.ред. Л. М. Шипицыной, Е. И. Казаковой. СПб.: Институт специал. педагогики и психологии, 2000. -108 с.
- Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1989.-255 с.
- Кон, И. С. Психология старшеклассника / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1980.-192 с.
- Кон, И. С. Ребенок и общество: историко-этнографическая перспектива / И. С. Кон. М.: Наука, 1988. — 270 с.
- Кон, И. С. Социология личности / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1967.-384 с.
- Кривов, Ю.И. О месте понятия «социализация» в современной педагогике / Ю. И. Кривов // Педагогика. -2003. -№ 2. -С.11−22.
- Крупская, Н.К. Педагогические сочинения в десяти томах / Н. К. Крупская. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — Т.2. — 368 с.
- Крючков, В.Г. Социально-культурная среда как детерминанта духовного развития личности: дисс. канд. филос. наук: 17.00.08 / В. Г. Крючков. -М., 1991.- 133 с.
- Куликова, J1.H. Саморазвитие личности: психолого-педагогические основы: учеб. пособие / JI.H. Куликова Хабаровск: Изд-во Хабар, гос. пед. ун-та, 2005.-320 с.
- Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т. А. Куликова. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 232 с.
- Кулюткин, Ю. Образовательная среда и развитие личности / Ю. Кулюткин, С. Тарасов // Новые знания. 2001. — № 1. — С. 6−7.
- Куницына, В.Н. Межличностное общение: учебник для вузов / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В.М. Поголыиа- СПб.: Питер, 2001. -544 с.
- Лангмайер, Й. Типы депривационной личности ребенка в учреждении / И. Лангмайер, 3. Матейчик // Лишенные родительского попечительства / ред.-сост. В. С. Мухина. М.: Просвещение, 1991. — С.205−213.
- Левин, С.А. Проблемы адаптации выпускников к самостоятельной жизни / С. А. Левин, Ю. В. Логинова // Сироты России: проблемы, надежды и будущее: материалы межрегиональной конференции 20−21 дек. 1993 г. М.: Б/и, 1994. — С.42−43.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
- Леонтьев, Д.А. Методика изучения ценностных ориентации / Д. А. Леонтьев. -М.: Смысл, 1992. 17 с.
- Лисовский, В.Т. Социализация молодежи / В. Т. Лисовский, А. В. Лисовский // Социология молодежи / под ред. В. Т. Лисовского. СПб, 1996.-С.66−72.
- Лишенные родительского попечительства: хрестоматия / ред,-сост. В. С. Мухина М.: Просвещение, 1991. — 222 с.
- Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. — 444 с.
- Лукьянова, И.И. Базовые потребности возраста как основа развития социальной компетентности у подростков / И. И. Лукьянова // Психологическая наука и образование. 2001. — № 4. — С.41−47.
- Лукьянова, М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя / М. И. Лукьянова // Педагогика. 2001. — № 10. — С.56−61.
- Луначарский, А.В. Социологические предпосылки советской педагогики / А. В. Луначарский // О воспитании и образовании / под ред. A.M. Арсеньева и др. -М.: 1976.-С. 189.
- Макаренко, А.С. О воспитании молодежи / А. С. Макаренко. М.: 1951.
- Макарченко, Т.А. Психолого-педагогические условия подготовки учащихся детских сиротских учреждений к социально-профессиональной адаптации: автореф.дисс.канд.пед.наук / Т. А. Макарченко. Брянск, 2000.-20 с.
- Малярова, Н.В. Социальная защита детства: концептуальный подход / Н. В. Малярова, М. И. Несмеянова // Социологические исследования. -1991. -№ 4.-С.79−83.
- Мануйлов, Ю.С. Средовой подход в воспитании / Ю. С. Мануйлов // Педагогика. 2000. — № 7. — С.36−41.
- Марасанов, Г. И. Социальная компетентность: психологические условия развития в юношеском возрасте / Г. И. Марасанов, Н.А. Рототае-ва- М.: «Когито-Центр», 2003. 172 с.
- ЮО.Мардахаев, JI.B. Социальная педагогика: учебник / JI.B. Мардаха-ев. М.: Гардарики, 2005. — 269 с.
- Маркова, А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. -М.: Просвещение, 1996.-308 с.
- Маслоу, А. Самоактуализация / А. Маслоу // Психология личности: тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982.-С.201−288.
- Мель, Ю. Социальная компетентность как цель психотерапии: проблемы образа Я в ситуации социального перелома / Ю. Мель // Вопросы психологии. 1995. — № 5. — С.61−68.
- Менг, Т.В. Педагогические условия построения образовательной среды вуза: автореф.дис. канд.пед.наук / Т. В. Менг. СПб, 1999. — 20 с.
- Методика и технологии работы социального педагога: учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений / Б. Н. Алмазов, М. А. Беляева, Н. Н. Бессонова и др.- под ред.М. А. Галагузовой, JI.B. Мардахаева. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 192 с.
- Милославова, И.А. Адаптация как социально-психологическое явление / И. А. Милославова // Социальная психология и философия. Вып.2.-Л.: ЛГУ, 1973.-С.111−120.
- Милославова, И.А. Понятие и структура социальной адаптации: дисс. .канд.фил.наук/И.А. Милославова. -М., 1974.-С.75−95.
- Морозов, А.В. Креативная педагогика и психология / А. В. Морозов, Д.В. Чернилевский- М.: Академический Проект, 2004. 560 с.
- Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику / А. В. Мудрик. -М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1997. 365 с.
- Мудрик, А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик- под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 184 с.
- Мустаева, Ф.А. Основы социальной педагогики: учебник для студ.высш.пед.заведений / Ф. А. Мустаева. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2002.-416 с.
- Мухина, B.C. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа / B.C. Мухина // Лишенные родительского попечительства: хрестоматия / ред.-сост. В.С.Мухина- М.: Просвещение, 1991.-С.113−115.
- Назарова, И.Б. Возможности и условия адаптации сирот / И. Б. Назарова // Социологические исследования. 2001. — № 4. — С.70−77.
- Налчаджян, А.О. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегия) / А. О. Налчаджян. Ереван, 1988. -263 с.
- Немов, Р.С. Психология: в 3 кн / Р. С. Немов. Кн.1: Общие основы психологии. — М.: Владос, 2001. — 688 с.
- Нечаева, A.M. Охрана детей-сирот в России: (история и современность) / A.M. Нечаева. М.: Дом, 1994. — 176 с.
- Никитин, В.А. Начала социальной педагогики: учебное пособие / В. А. Никитин. 2-е изд. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. — 72 с.
- Новикова, Л.И. Школа и среда / Л. И. Новикова. М.: Изд-во «Знание», 1985.-С.З-4.
- Овчарова, Р.В. Практическая психология образования: учеб. пособие для студ.психол.фак.университетов / Р. В. Овчарова. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 448 с.
- Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р. В. Овчарова. М.: ТЦ Сфера, 2002. — 480 с.
- Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И.Ф. Дементьева- М.: Издательский центр «Академия», 2002.-256 с.
- Онушкин, В.Г. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии / В. Г. Онушкин, Е. И. Огарев СПб. — Воронеж: Б/и, 1995.-232 с.
- Осницкий, А.К. Проблемы исследования субъектной активности / А. К. Осницкий // Вопр.психологии. 1996. — № 1. — С.5−19.
- Осницкий, А.К. Психология самостоятельности: методы исследования и диагностики / А. К. Осницкий. М.: Нальчик: Эль-ФА, 1996. -126 с.
- Основы психологии: практикум / ред.-сост. Л. Д. Столяренко. -Ростов н/Д: Феникс, 2001. 704 с.
- Парыгин, Б.Д. Социальная психология как наука / Б. Д. Парыгин. Л.: Лениздат, 1967. — 262 с.
- Педагогика: учеб. пособие для вузов / В. А. Сластенин и др. -М.: Школа-Пресс, 1998.-512 с.
- Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. -Ростов н/Д: Феникс, 2002. 544 с.
- Педагогика среды и методы ее изучения / под ред. М.В. Крупе-ниной. М.: Изд-во «Работник просвещения», 1930. — 194 с.
- Педагогическая энциклопедия: в 4 т. / гл.ред. И. А. Каиров и др. Т.4. — М.: Советская энциклопедия, 1968. — 912 с.
- Петровская, J1.A. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг / JI.A. Петровская. М.: Изд-во МГУ, 1989. -216 с.
- Платонова, Н.М. Основы социальной педагогики / Н. М. Платонова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1997. — 120 с.
- Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике / В. М. Полонский. -М.: Высш.шк., 2004. 512 с.
- Портянская, JI. J1. Проектирование условий развития вариативной образовательной среды в муниципальном округе мегаполиса: авто-реф.дис. .канд.пед.наук / JI.JI. Портянская. -М., 1996. 22 с.
- Преодоление трудностей социализации детей-сирот / науч.рук. J1.B. Байбородова. Ярославль, 1997. — 196 с.
- Пригожин, И.А. Порядок из хаоса / И. А. Пригожин. М., 1986.431с.
- Прикладная социальная психология / под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. М.: Издательство «Институт практической психологии" — Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. — 688 с.
- Прихожан, A.M. Психология сиротства / A.M. Прихожан, Н. Н. Толстых. СПб.: Питер, 2005. — 400 с.
- Прихожан, A.M. Дети без семьи (Детский дом: заботы и тревоги общества) / A.M., Прихожан, Н.Н. Толстых- М.: Педагогика, 1990. 160 с.
- Проблемы и перспективы непрерывного образования: методики социально-педагогических исследований / под ред. С. Г. Вершловского. -СПб.: Б/И, 1996.-86 с.
- Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот: теория, практика, проблемы: материалы научно-практической конференции. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2001. — 96 с.
- Пстронг, Д. Профилактика социальной дезадаптации учащихся / Д. Пстронг // Советская педагогика. 1990. — № 12. — С.42−46.
- Рабочая книга андрагога / под ред. С. Г. Вершловского. СПб.: Знание, 1998.- 198 с.
- Радионова, Н.Ф. Взаимодействие педагогов и старших школьников / Н. Ф. Радионова. Ленинград, 1989. — 83 с.
- Развитие социальной компетентности школьников в образовательной среде: сборник научно-методических трудов: заочный семинар школьных психологов. Выпуск 9 / под ред. М. И. Лукьяновой. Ульяновск: ИПК ПРО, 2002.- 100 с.
- Растова, Л.М. Социальная адаптация личности в коллективе: дисс. канд.фил.наук / Л. М. Растова. Барнаул, 1973.
- Реан, А.А. Практическая психодиагностика / А. А. Реан. СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2001. — 224 с.
- Реан, А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение / А. А. Реан. СПб: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2004. — 416 с.
- Реан, А.А. Психология и педагогика / А. А. Реан, Н.В. Бордов-ская, С. И. Розум СПб.: Питер, 2000. — 432 с.
- Реан, А.А. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский СПб.: Питер, 2000. -416 с.
- Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / X. Ремшмидт. М.: Мир, 1994. — 294 с.
- Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е. И. Рогов. М.: Владос, 1996. — 529 с.
- Роджерс, К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К.Р. Роджерс- перевод с англ.- общ. ред. и предисл. Е. И. Исениной. М.: Прогресс, Универс, 1994. — 480 с.
- Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе: учеб. пособие для студ. вузов / М. И. Рожков, JI.B. Байбородова. М.: BJIA-ДОС, 2001.-253 с.
- Рубцов, В.В. Основы социально-генетической психологии / В. В. Рубцов. М.: Изд-во «Ин-т практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-384 с.
- Рубчевский, К.В. Социализация личности: интериоризация и социальная адаптация / К. В. Рубчевский // Общественные науки и современность. 2003. — № 3. — С.147−151.
- Савотина, Н.А. Социальная адаптация личности в условиях студенческой среды: автореф.дис. .канд.пед.наук/Н.А. Савотина. Москва, 1997.-22 с.
- Свиридов, Н.А. Адаптационные процессы в среде молодежи / Н. А. Свиридов // Социологические исследования. 2002. — № 2. — С.90−95.
- Селиванова, Н.JI. Современные представления о воспитательном пространстве / H.JI. Селиванова // Педагогика. 2000. — № 6. — С.35−39.
- Семенов, В.Д. Педагогика среды / В. Д. Семенов. Екатеринбург, 1993.-63 с.
- Семья, Г. В. Основы социально-психологической защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Г. В. Семья // Добро без границ: сборник. Сыктывкар, 2002. — С.97−99.
- Сериков, В.В. Личностно-ориентированное образование / В. В. Сериков // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 16−21.
- Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. СПб.: ООО «Речь», 2002. — 350 с.
- Сидорова, JI.K. Организация и содержание работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей / Л. К. Сидорова. М.: Айрис-Пресс, 2004. — 112 с.
- Сиротство как социальная проблема / Л. И. Смагина и др.- под ред. Л. И. Смагиной. Минск: Ушверсггэцкае, 1999. — 144 с.
- Сластенин, В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / В. А. Сластенин. М.: Просвещение, 1976. — 157 с.
- Сластенин, В.А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений / В. А. Сластенин, В.П. Каширин- М.: Издательский центр «Академия», 2001.-480 с.
- Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школьная Пресса, 2000. -416с.
- Слободчиков, В.И. Очерки психологии образования / В. И. Слободчиков. Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2005. — 272 с.
- Словарь по социальной педагогике / авт.-сост. Л. В. Мардахаев. -М.: Академия, 2002. 368 с.
- Соколовская, Е.А. Принцип интеграционного согласования в последипломном образовании педагогов / Е. А. Соколовская // Проблемы организации развивающей среды в постдипломном образовании. СПб.: СПбГУПМ, 2001. — С. 196−201.
- Социализация взрослых / Л. А. Башарина и др. СПб.: Спец-Лит, 2002.-272 с.
- Социальная компетентность детей и подростков: тенденции формирования: сборник научных статей / под ред. И. В. Калинина, Н. В. Калининой, М. И. Лукьяновой. Ульяновск: Изд-во СВНЦ, 2002. — 64 с.
- Социальная педагогика: курс лекций / под общей ред. М.А. Га-лагузовой. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000. — 416 с.
- Социальная педагогика / под ред. В. А. Никитина. М.: Гума-нит.изд.центр ВЛАДОС, 2002. — 272 с.
- Социальная психология / под ред. A.M. Столяренко. М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2001.-543 с.
- Социальная психология: учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений / А. Н. Сухов и др.- под ред. А. Н. Сухова, А. А. Дергача. 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. -600 с.
- Спасибенко, С.Г. Социализация человека / С. Г. Спасибенко // Социально-гуманитарные знания. 2002. — № 5. — С.101−122.
- Степанов, В.М. Организация единого воспитательного пространства в инновационной школе / В. М. Степанов, О. А. Лапина, А.П. Ма-каровская. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. — 144 с.
- Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. Ростов н/Д: Феникс, 1999. — 672 с.
- Столяренко, Л.Д. Социальная адаптация / Л. Д. Столяренко // Социальная работа / под общ.ред. В. И. Курбатова. Ростов н/Д: Феникс, 1999. -С.296−307.
- Сычев, Ю.В. Микросреда и личность / Ю. В. Сычев. М.: Мысль, 1974.-192 с.
- Тарасов, С.В. Теоретико-методологические основы становления мировосприятия школьников в условиях современной социокультурной среды: автореф. дисс. док.пед.наук / С. В. Тарасов. СПб, 2001. — 34 с.
- Федотова, E.JI. Теоретико-методологические основы педагогического взаимодействия: монография / E.JI. Федотова. Иркутск: Изд-во Иркут. пед. ун-та, 1997. — 114 с.
- Филонов, Г. Н. Социальная педагогика. Управляемый потенциал и прикладные функции / Г. Н. Филонов. М.: ЦСП РАО, 1995. — 23 с.
- Философский словарь / под ред И. Т. Фроловой. М.: Политиздат, 1991.-560 с.
- Чернышев, А.С. Динамика социального Я подростков и юношей в развивающих социальных средах (социальных оазисах) / А. С. Чернышев, Ю. А. Лунев // Мир психологии. 2002. — № 2. — С.92−106.
- Чумичева, P.M. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника / P.M. Чумичева. Ростов-на-Дону: РГПУ, 1995.-272 с.
- Шацкий, С.Т. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / под ред. Н. П. Кузина, М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой. М.: Педагогика, 1980. -Т. 1,2.
- Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. М.: Прогресс, 1969.-544 с.
- Шишов, С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования / С. Е. Шишов // Современная школа. 1999. — № 1−3. — С.82−83.
- Шульга, Т.И. Социально-психологическая помощь обездоленным детям: опыт исследований и практической работы: учебное пособие /
- Т.И. Шульга, Л. Я. Олиференко, А.В. Быков- М.: Изд-во УРАО, 2003. -400с.
- Шульга, Т.И. Методика работы с детьми «группы риска» / Т. И. Шульга, В. Слот, X. Спаниярд. М.: Изд-во УРАО, 2001. — 128 с.
- Шульгин, В.Н. Основные вопросы социального воспитания /
- B.Н. Шульгин. М.: Изд-во работников просвещения, 1925. — 162 с.
- Щуркова, Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиций культуры / Н. Е. Щуркова. М., 1997. — 77 с.
- Щербакова, A.M. Формирование социальной компетентности у учащихся старших классов специальных образовательных учреждений VIII вида / A.M. Щербакова // Дефектология. 2001. — № 3. — С. 19−34.
- Яблоновская, Ю.О. Социально-педагогическая адаптации детей-сирот в условиях учреждений начального профессионального образования: автореф.дис.. канд.пед.наук / Ю. О. Яблоновская. Челябинск, 1997. — 41 с.
- Якиманская, И.С. Разработка технологий личностно ориентированного обучения / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. -1995. № 2.1. C.31−42.
- Ярославцева, И.В. Психология депривированного подростка / И. В. Ярославцева. Иркутск, 2000. — 121 с.
- Ярцев, Д.В. Особенности социализации современного подростка / Д. В. Ярцев // Вопр.психологии. 1999. — № 6. — С.54−58.
- Ясвин, В.А. Психологическое моделирование образовательных сред / В. А. Ясвин // Психологический журнал. 2000. — Т.21. — № 4. — С.79−88.
- Ясвин, В.А. Экспертиза школьной образовательной среды / В. А. Ясвин. М.: Сентябрь, 2000. — 128 с.