1. Взаимодействия дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) с семьей Работа с детьми дошкольного возраста имеет свои особенности, но не все знают, насколько специфична она в логопедических группах. Успех коррекционного обучения детей с ОНР во многом зависит от того, как четко организовано взаимодействие педагогов (воспитателей, логопеда, психолога) с родителями воспитанников. Эти дети требуют к себе более пристального внимания не только из-за проблем с речью, но и зачастую из-за гиперактивности, т. е. повышенной двигательной активности, выходя щей за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Родители жалуются на то, что их ребенок буквально не дает им покоя — постоянно вмешивается в разговоры взрослых, с ним все время что-то случается, а для того, чтобы добиться послушания, приходится повышать голос, однако замечания и наказания не приносят результатов. На занятиях такие дети часто вскакивают с места, не понимают требований воспитателя или логопеда и мешают остальным воспитанникам. В нашем детском саду с проблемой гиперактивности детей воспитателям помогает справиться психолог. Он предлагает для коррекции различные психологические игры и тренинги, помогающие детям преодолеть страх общения, боязнь показать эмоции, чувство стыда за несовершенную речь ведь дети 5−7 лет уже ощущают и осознают свои недостатки. Воспитатель по физической культуре подбирает для прогулок игры, в которых есть тематические стихи или фразы на изучаемые звуки (например, закрепление звуков [з] и [с] происходит в игре «Гуси-гуси», звука [ш] - в игре «Кот и мыши»), или игры, снижающие гиперактивность [9, c. 71].
У педагогов и родителей единые задачи — сделать всё для того, чтобы дети росли здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, гармонично развивались. Педагоги должны помогать родителям в воспитании детей, ведь они обладают необходимыми для этого знаниями. Нашей задачей является объяснить родителям, на каких моментах нужно заострять внимание при воспитании и обучении детей. В течение года мы ставим перед собой следующие задачи:
1. установление единства целей в развитии и воспитании ребенка совместно с родителями;
2. укрепление здоровья детей, коррекция речи;
3. педагогическое просвещение родителей. В нашей группе осуществляются специальные формы взаимодействия с родителями, например объяснение заданий логопеда.
Еженедельно логопед записывает каждому ребенку в индивидуальную тетрадь задание для работы дома. Родителям не всегда понятны употребляемые при этом термины (например, «слоговая структура»), названия некоторых звуков, принцип выполнения задания (составить схему, «отхлопать» слово). Всё это надо подробно объяснить каждому родителю. Особенно тщательно такая работа проводится в самом начале обучения, когда родители вместе с детьми привыкают вести индивидуальные тетради, выполнять логопедические домашние задания, осваивают специальные термины и понятия. Воспитатели обязаны следить за тем, чтобы родители не забывали забирать тетради домой, приносили их обратно, выполняли задания [14, c. 83].
Концепция дошкольного воспитания положила начало реформе дошкольного образования. В ней указано, что семья и ДОУ, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении указано, что одна из основных задач, стоящих перед детским садом, — «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка» [3, c. 43].
Изучение опыта деятельности дошкольных учреждений показывает, что работу с семьей учителя считают необходимой и в то же время не все к ней готовы. Безусловно, есть, и не малый, положительный опыт деятельности педагогов в области семейного воспитания, но чаще общение строится или на уровне взаимных претензий, или формально.
Практика работы в ДОУ доказывает, что современным родителям нужны постоянная помощь учителя для решения проблем речевого развития, поддержка и помощь детям.
Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и учителя, а именно — сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Учитель осуществляет работу по интеграции общественного и семейного воспитания детей дошкольного возраста с речевой патологией. Все это требует пересмотра содержания и форм работы с родителями.
Таким образом, модернизация российского образования актуализирует проблемы ДОУ, семьи, социума; сотрудничество семьи и учителя становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с родителями; повышение педагогической культуры родителей — основа совершенствования семейного воспитания детей с нарушениями речи.
Взаимодействие учителя с родителями — достаточно сложный процесс, требующий качественной подготовки специалиста по нескольким направлениям, содержание и структура которых представлены в этом пособии.
Целью создания пособия являлись следующие установки [1, c. 87]:
• рассмотрение работы учителя сквозь призму формирования мотивированного отношения родителей к коррекционным занятиям дошкольников с нарушениями речи;
• предоставление различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия семьи и учителя как способа повышения эффективности коррекционно-воспитательного потенциала образовательного процесса.
Основные задачи подготовки пособия [6, c. 32]:
• убедить педагогов в том, что работа с семьей — важное условие успешной коррекционной работы с детьми по исправлению речевых нарушений;
• познакомить педагогов с историей вопроса и показать им значение, стиль взаимодействия с семьей;
• обобщить опыт работы ДОУ в области много аспектного сотрудничества педагогического коллектива с семьей;
• дать учителю методические рекомендации по содержанию и формам семейного воспитания;
• познакомить с разнообразными практическими материалами в виде анкет, схем, памяток, таблиц, вариантов консультаций по решению конкретных задач коррекционно-педагогического процесса.
Будем очень признательны всем, кто выскажет свое мнение по поводу прочитанного, поделится собственным опытом работы в этом виде деятельности и выскажет соответствующие выбранной теме замечания и пожелания.