Коррекция нарушений устной речи на логопедических занятиях
Подобраны упражнения на развитие пространственного восприятия, зрительно-пространственного анализа и синтеза, динамического праксиса, сукцессивных функций и показано как они могут быть реализованы в ходе индивидуальных, подгрупповых, фронтальных занятиях и в совместной деятельности. Рамки логопедических занятий не позволяют в полном объёме развивать несформированные компоненты функционального… Читать ещё >
Коррекция нарушений устной речи на логопедических занятиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Письмо и письменная речь являются одним из сложнейших психических процессов. Для формирования письменной речи необходимым является определённый уровень развития устной речи, смысловой сферы и знаний у детей, формирование целенаправленности в поведении, личностной и эмоционально-волевой сферы. Нарушение письма есть одно из проявлений системного нарушения, затрагивающего, в одних случаях, речевое развитие ребёнка, в других — формирование ряда важных неречевых процессов и функций в ходе онтогенетического развития, либо включающего сочетание тех и других факторов (И.Н. Садовникова) [23].
В связи с этим, на логопедических занятиях работа направлена и на коррекции нарушений устной речи и на развитие неречевых процессов, входящих в функциональный базис письма. Ниже приведены варианты логопедических занятий, на которых реализуется как коррекция устной речи, так и развитие неречевых процессов.
Звук [С].
1. Инструкция: Повторяй за мной и одновременно хлопай в ладоши, например… (демонстрация !!!-!, развели ладошки в стороны).
Цель: автоматизация звука [С] на уровне слога, развитие сукцессивных функций.
ас-ас-ас — вот ананас са-са-са — вот летит оса ос-ос-ос — много ос со-со-со — вот колесо ус-ус-ус — ягодный мусс су-су-су — книгу я несу ыс-ыс-ыс — вот мыс ы-сы-сы — вот автобусы ис-ис-ис — конфета «Кис-кис».
2. Инструкция: Подбери картинки к словам, которые я назову. Если услышишь в слове звук [С], то положи картинку, в названии которого есть этот звук, в правый верхний угол. А если звука [С] не будет, то эту картинку положи в левый верхний угол. Например … (кладется образец: в правый верхний угол картинка, в названии которого есть звук [С], а в левый верхний угол картинка, в которой нет звука [С]).
Цель: фонематический анализ слова, выделение заданного звука [С] в слове, ориентировка на плоскости.
Картинки к словам: сом, мак, нос, коса, утка, стол, дерево, автобус, лопата.
3. Инструкция: Повтори чистоговорку «У Сони сани едут сами» вместе с движениями руки (чередование движений кулак-ребро):
Цель: автоматизация звука в предложение, развитие сукцессивных функций.
Инструкция: хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук [С].
4. Повтори рассказ. Ответь на вопросы.
Цель: автоматизация звука на уровне предложения.
Звук [Л].
1. Инструкция: Повторяй за мной и одновременно хлопай в ладоши, например (демонстрация !!!, !!! — хлопок о стол, в ладоши (чередуя на каждый слог).
Цель: автоматизация звука [Л],.
развитие сукцессивных функций.
Ла-ла-ла, ла-ла-ла — Мила в лодочке плыла.
Ло-ло-ло, ло-ло-ло — у нас в комнате тепло.
Лу-лу-лу, лу-лу-лу — сидит кукла на полу.
Лы-лы-лы, лы-лы-лы — чисто вымыты полы.
2. Инструкция: Давай порисуем узоры, я буду говорить слова, если в слове звук [Л], то рисуй кружок, если услышишь звук [Р]- рисуй треугольник.
Цель: дифференциация звука [Л]-[Р] на уровне слова, развитие сукцессивных функций, графо-моторных навыков.
3. Упражнение «Не ошибись!».
Цель: совершенствование временных представлений (закрепление знаний детей о том, что они делают в разное время суток).
Логопед разговаривает с ребенком, закрепляя его знания о разных частях суток. Ребенок вспоминают, что он делает утром, днём, вечером, ночью. Затем логопед предлагает игру: «Давай теперь поиграем так. Я буду называть различные действия, а ты вспомни, когда ты это делал и назови одним словом: днём, утром, ночью, вечером. Ты будешь отвечать тогда, когда я брошу мячик.
Рамки логопедических занятий не позволяют в полном объёме развивать несформированные компоненты функционального базиса письма. Для эффективной работы по профилактике нарушений письма у детей с речевыми расстройствами должна проводиться в комплексе с воспитательным процессом.
Выводы по III главе При разработке рекомендаций учитывались следующие особенности формирования функционального базиса письма у детей с речевой патологией.
Недостаточность сформированности неречевых процессов, таких как пространственные представления, графо-моторные навыки, сукцессивные функции, требует их коррекцию как в ходе коррекционно-воспитательной работы, так и на логопедических занятиях.
Подобраны упражнения на развитие пространственного восприятия, зрительно-пространственного анализа и синтеза, динамического праксиса, сукцессивных функций и показано как они могут быть реализованы в ходе индивидуальных, подгрупповых, фронтальных занятиях и в совместной деятельности.
Особенности формирования процесса восприятия звуковой стороны речи детьми с речевой патологией требует изменения последовательности в усвоении материала по подготовке к обучению грамоте. Так обучение звуковому анализу слов предполагает предварительную индивидуальную подготовку детей с речевыми расстройствами.
Особенности анализа и синтеза у детей с речевой патологией также оказывают негативное влияние на формирование функционального базиса письма. Необходимо формировать эти операции не только на вербальном, но и на невербальном уровне.
Таким образом, при разработке рекомендаций была учтена необходимость соблюдения следующих условий:
- 1. проведение логопедом занятий по устранению нарушений устной речи;
- 2. осуществление подгрупповой воспитательной работы по формированию невербальных психических функций;
- 3. реализация принципа дифференцированного подхода на занятиях воспитателя по подготовке к обучению грамоте.
И были подобраны приемы и методы реализации этих условий при интегрированном обучении и воспитании детей с речевыми расстройствами совместно с нормально развивающимися сверстниками, то есть в общеразвивающей группе.