Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Уроки внеклассного чтения в 5-8 классах школ Кабардино-Балкарии в общей системе литературного образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одно из составляющих литературного образования — работа с произведением. Безусловно, важно, какое произведение отобрано для работы, но и не менее важно, какая работа с ним проводится, каков ее аспект. Если на всех этапах литературного образования обращать внимание только на усвоение содержания произведения, то можно смело утверждать, что, даже прочитав в школе под руководством учителя 1000… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I.
  • Научные основы организации внеклассного чтения
    • 1. 1. Анализ программ и хрестоматий по внеклассному чтению для V-VIII классов национальных школ, пособий для учителя
    • 1. 2. Состояние внеклассного чтения в национальных школах Кабардино-Балкарии
  • Глава II.
  • Уроки внеклассного чтения в общей системе литературного образования
    • 11. 1. Научное обоснование системы уроков внеклассного чтения в условиях национально-русского двуязычия Кабардино-Балкарии
    • 11. 2. Принципы создания системы уроков внеклассного чтения
    • II. 3. Типы и виды уроков внеклассного чтения
  • П. 4. Дидактическая сочетаемость методов и приемов работы на разных этапах урока внеклассного чтения в V-VIII классах
    • 11. 5. Система работы по развитию связной речи учащихся в связи с уроками внеклассного чтения
    • 11. 6. Вопросы теории литературы на уроках внеклассного чтения
  • Глава III.
  • Экспериментальные уроки по теме исследования
    • 111. 1. Уроки внеклассного чтения в 5−8 классах по произведениям о детстве
    • 111. 2. Близкая и родная: уроки внеклассного чтения произведений кабардинских и балкарских писателей
    • 111. 3. О знакомстве с Кораном на уроках литературы и внеклассного чтения
    • 111. 4. К вопросу о региональной хрестоматии для внеклассного чтения
  • Выводы

Уроки внеклассного чтения в 5-8 классах школ Кабардино-Балкарии в общей системе литературного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

В объяснительной записке к программам по литературе для V-XI классов национальных школ Рооссийской Федерации записано: «Очевидно, что каждый социальный слом, любая общественная переориентация неизбежно влекут за собой качественные изменения гуманитарного, особенно литературного образования. Сегодня общество провозглашает курс на гражданское самовоспитание человека, на примат духовности в отношениях между людьми, на гуманизацию представлений о путях общественного развития. И большую роль в этом должно сыграть изучение литературы» 1 .

Именно этим руководствуется сегодня в своей работе учитель национальной школы.

В системе литературного образования следует не просто отводить значительное место урокам внеклассного чтения, но и глубоко осознавать, что между ними и уроками литературы существует органическая связь. Не будет этой связи — не будет и системы. И если общество провозгласило курс на гуманизацию, то в реализации этого курса уроки литературы и внеклассного чтения должны сыграть большую роль.

Однако уровень литературной подготовки и эстетической культуры современных школьников вызывает тревогу. Сегодня эта тревога усиливается ещё и потому, что в океане книг, среди которых немало произведений с сомнительным содержанием, и в потоках информации, идущей разными способами, снижается не только интерес к чтению классической литературы, но и интерес к чтению вообще. В этой связи удивительно современно звучат слова видного ученого В. Р. Щербины: «Усложнение структуры современной культуры диктует потребность активного включения классических художественных ценностей в современные бурные проблемы и процессы духовного бытия новых поколений. Вне поисков новых подходов, новых связей и ассоциаций может стать реальной опасность утраты связей между классическим наследием и потоком современных впечатлений, — того, что часто определяется по отношению к школе как притупление интереса учащихся к чтению, снижение уровня их литера1.

Программы средней школы. Русский язык и литература. V-XI классы национальных школ Российской Федерации. Санкт-Петербург: Просвещение. 1996. С. 55.

— г турного развития, скука на уроках литературы и т. д." 1.

Система литературного образования — понятие достаточно широкое. Остановимся лишь на некоторых его характеристиках. Очень важно определить направленность литературного образования. Мы считаем, что она должна заключаться в подготовке грамотного читателя. Это понятие не менее широкое, но главные параметры для определения его содержания мы видим в следующем: устойчивый интерес к чтению, сформировавшиеся читательские вкусы, умение выбрать хорошую книгу и оценить прочитанное, умение не только осознать его, но и использовать в своей жизни.

Направленность литературного образования контролируется учителем в процессе реализации всех составляющих его структуры. Такими составляющими мы считаем прежде всего уроки литературы, уроки внеклассного чтения, уроки развития речи на материале классного и внеклассного чтения, а также внеклассную работу, связанную со всем перечисленным. Перед каждым из этих составляющих должно быть поставлено слово «система» .

Очень сложен вопрос об объёме содержания литературного образования. Сколько книг в каждом из классов должно быть прочитано учащимися? Постоянные споры по этому поводу ни к чему не приводят. Более того, количество произведений в каждой новой программе увеличивается. Действующие программы предлагают для чтения и изучения, чтения и обсуждения и внеклассного чтения такое количество произведений, что ученик не в состоянии прочитать даже те из них, которые входят в обязательное чтение (в 6 классе, например, для чтения предлагается 60 произведений, в 8 классе — около 60). Кроме того, сегодня учителю, работающему в классах среднего звена, предложено в качестве дополнительного к учебным хрестоматиям материала пособие «Вокруг тебя — мир.», подготовленное Международным Комитетом Красного Креста совместно с Российским Обществом Красного Креста. В целом очень интересное и полезное оно предлагает, к примеру в 5 классе, ещё до 10 произведений, на работу с которыми следует отвести до 25 уроков.

При таком количестве книг, рекомендованных для чтения, сложно говорить о том, насколько эффективно можно вести работу по формированию у учащихся навыка осмысленного восприятия литературы, умения 1.

Щербина В. Р. Проблемы литературного образования в средней школе.- М.: Просвещение. 1982, С. 8. правильно оценить его, читательского вкуса и др.

Одно из составляющих литературного образования — работа с произведением. Безусловно, важно, какое произведение отобрано для работы, но и не менее важно, какая работа с ним проводится, каков ее аспект. Если на всех этапах литературного образования обращать внимание только на усвоение содержания произведения, то можно смело утверждать, что, даже прочитав в школе под руководством учителя 1000 произведений, ученик по окончании 11 класса, взяв в руки 1001 произведение и проитав его, не всегда сможет правильно оценить его, если у него не сформирован соответствующий навык: ведь важно не только что изображено в произведении, но и как это «что» изображено.

Мы не претендуем на полное освещение вопроса о литературном образовании, т.к. это не является предметом нашего исследования, а остановимся лишь на одном звене его структуры — внеклассном чтении.

Внеклассное чтение является одним из важных звеньев всего учебно-воспитательного процесса. В системе сложных и важных задач этого процесса оно решает свои задачи: расширяет кругозор, формирует читательские вкусы, учит оценивать прочитанное, развивает речь и др.

Известно, что художественная литература открывает перед человеком возможность познания действительности в образной, конкретно-чувственной форме. Еще В. Г. Белинский отмечал эту особенностьспособ отражения действительности — литературы в отличие от способа отражения действительности наукой: «Философ говорит силлогизмами, поэт — образами и картинками, а говорят они оба одно и то же. Один доказывает, а другой показывает, только один логическими доводами, другой — картинками. Но первого слушают и понимают немногие, другого — все» 1.

Художественная литература помогает школьнику познать действительность в образной форме и оказывает огромное воздействие на его мысли и чувства. Именно на это свойство литературы обращал в своё время внимание известный литературовед М. Б. Храпченко: «Каждый талантливый писатель отыскивает оригинальные пути и средства воплощения своих идей и образов, пути и средства, позволяющие ему сделать их интересными, заразительными», близкими читательской аудитории. Это и 1.

Белинский В. Г. Взгляд на русскую литературу 1847 г. Полное собрание сочинений.- М., 1 953−1959, Т.10, С. 311. значит, что писатель вырабатывает, создает свой стиль. Если прибегать к краткой формуле, то стиль следует определять как способ выражения образного освоения жизни, способ убеждать и увлекать читателей" 1 .

Донести до школьников эти идеи, образы помогают уроки внеклассного чтения. Они призваны сделать самостоятельное чтение школьников организованным и конструктивным. Этим и объясняется практическая знаимость и актуальность избранной нами проблемы.

Постановка проблемы исследования. В современной национальной школе сложилась проблемная ситуация, обусловленная противоречиями между необходимостью нового подхода к организации уроков внеклассного чтения и прочно укоренившимися в практике и устаревшими традициями в их проведении. Задача воспитания нового поколения в духе гуманизма предполагает создание новой системы различных форм работы по организации самостоятельного чтения художественных произведений во внеурочное время.

Практическое решение проблемы внеклассного чтения в условиях Кабардино-Балкарии видится в создании методической системы взаимосвязанного изучения русской и родной литератур на уроках внеклассного чтения. Наше исследование проблемы ориентировано на 5−8 классы. Составной частью предлагаемой системы организации уроков внеклассного чтения является обновление форм и методов работы с учащимися, разработка типологии уроков.

Цель исследования — разработать и экспериментально проверить роль предложенной методической системы уроков внеклассного чтения русской литературы во взаимосвязи с родными (кабардинской ибалкарской) литературами в общем процессе литературного образования.

Объектом исследования является процесс изучения русской литературы на уроках внеклассного чтения в 5−8 классах национальных школ Кабардино-Балкарии.

Предметом исследования выступает методическая система организации уроков внеклассного чтения произведений русской литературы с учетом новой языковой ситуации, сложившейся в национальных школах Кабардино-Балкарии после введения в начальных классах обучения на родном языке. 1.

Храпченко М. Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. Собрание сочинений в 4 томах.- М., 1981 г., Т, 3. , С. 114.

Гипотеза исследования. Если процесс изучения русской литературы на уроках внеклассного чтения строить на основе:

— принципов гуманистического воспитания школьников,.

— выбора таких методов и приемов проведения уроков внеклассного чтения, которые соответствуют современному уровню развития сознания и мышления учащихся, степени их литературной подготовки,.

— учета современной оценки творчества писателей,.

— места изучаемого произведения в контексте мирового литературного процесса,.

— реализации культурологического подхода к рассмотрению художественных произведений, — то значительно возрастет эффективность уроков внеклассного чтения как в плане формирования нравственных идеалов учащихся, так и их читательских интересов.

Исходя из поставленных проблем, цели, объекта, предмета и гипотезы исследования, были определены следующие задачи:

— выявить на основе анализа трудов литературоведов, психологов, методистов, педагогов, а также передового опыта учителей Кабардино-Балкарии общие закономерности формирования знаний, умений и на-выкков на уроках внеклассного чтения русской и родной литератур;

— определить воспитательный потенциал произведений русской и родной литератур в процесс реализации предложенной системы организации уроков внеклассного чтения;

— обосновать методическую систему проведения уроков внеклассного чтения произведений русской литературы с учетом содержания курса родной литературы;

— выявить этнокультурную специфику восприятия учащимися Кабардино-Балкарии русской и родной литератур на уроках внеклассного чтения;

— определить место уроков внеклассного чтения в общей системе литературного образования;

— экспериментально проверить эффективность проведения уроков внеклассного чтения по разработанной методике.

Методологической основой нашего исследования служат работы известных литературоведов, методистов, а также нормативные документы о преподавании литературы в средних школах. Поставленные задачи определили логику исследования, его основные этапы и методы.

На первом этапе (1991;1993 г. г.) мы изучали состояние внеклассного чтения в школах Кабардино-Балкарии, передовой педагогический опыт работы учителей, уровень начитанности и читательские интересы школьников. При этом использовался как личный педагогический опыт, так и опыт работы методистом кабинета русского языка и литературы КБ ИПК. Нами посещались уроки внеклассного чтения в школах республики, анализировалась документация учителя (все виды планирования работы, классный журнал, письменные работы учащихся, их читательские дневники), проводилось анкетирование учащихся.

В 1994;1995 годах (второй этап) проводился поисковый эксперимент. Он был направлен на разработку вариантов системы уроков внеклассного чтения, принципов этой системы, типов уроков. В результате этой работы были подготовлены экспериментальные материалы: несколько вариантов примерного планирования уроков внеклассного чтения, разработано около 50 уроков для 5−8 классов. На этом же этапе проверялась эффективность предлагаемых систем уроков и их типологии.

На третьем этапе проводилась экспериментальная проверка созданных нами систем уроков внеклассного чтения, их типов, а также проверялась эффективность разработанной нами программы по внеклассному чтению. Этот этап длился с 1996 по 1997 год. В результате третьего этапа исследования была разработана оптимальная система уроков внеклассного чтениия на основании сформулированных нами в ходе эксперимента принципов с учетом разработанной типологии уроков. Экспериментом было охвачено 2656 учащихся одиннадцати сельских кабардинских и балкарских школ.

В ходе исследования нами был изучен и обобщен передовой опыт учителей республики по нашим экспериментальным материалам. Этот опыт был предстевлен на республиканской научно-практической конференции, посвещенной проблеме организации самостоятельного чтения школьников и проведенной в г. Нальчике.

Научная новизна нашего исследования состоит в том, что в нем впервые в методике организации внеклассного чтения в кабардинских и балкарских школах была выработана целостная методическая система организации уроков внеклассного чтения, разработана их типология с учетом конкретных условий работы, а также формы, методы и приемы, позволяющие осуществлять связь уроков внеклассного чтения с уроками русской и родной литератур, выявлены наиболее эффективные формы работы по развитию связной речи с опорой на самостоятельную и творческую деятельность школьников.

Практическая значимость исследования заключается в создании целостной методической системы проведения уроков внеклассного чтения в условиях национально-русского двуязычия Кабардино-Балкарии, направленной на гуманистическое воспитание подростков.

Результаты исследования будут использованы авторами учебных пособий по внеклассному чтению, а также преподавателями педагогического колледжа и университета для подготовки будущих учителей литературы.

Апробация работы. Основные положения работы отражены в научных публикациях соискателя, внедрены в практику подготовки и повышения квалификации учителей литературы. Материалы исследования обсуждались на научно-практических региональных и республиканских конференциях, семинарах и курсах повышения квалификации в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Ингушетии.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Уроки внеклассного чтения в 5−8 классах национальной школы Кабардино-Балкарии должны рассматриваться как часть общей системы литературного образования и основываться на принципе гуманизации.

2. Организация учебно-воспитательного процесса на уроках внеклассного чтения, основанного на учете общего и национально-специфического в произведениях писателей русских, кабардинских и балкарских способствует формированию нравственных идеалов школьников.

3. Изучение русской литературы на урокахна уроках внеклассного чтения в контексте кабардинской и балкарской литератур является важным и эффективным условием для формирования и развития представлений учащихся о националььном своеобразии и общности литературных явлений.

Выводы.

1. Системный подход к проведению уроков внеклассного чтения в условиях национально-русского двуязычия КБР позволяет реализовать концепцию единого литературного образования, а также идею взаимосвязи классных и внеклассных форм работы по литературе.

2. Уроки внеклассного чтения способствуют осознанию подростком приоритета духовных ценностей, а также формированию таких нравственных идеалов, как гражданственность, гуманизм, ответственность перед историей, настоящим и будущим своего народа.

3. В освоении учащимися 5−8 классов творчества русских и национальных писателей, а также наследия мировой литературы определяющее значение имеют такие факторы, как внимательное отношение учителя к специфическим национальным особенностям художественного восприятия школьника, продуманная методическая система подачи материала, а также реализация идеи взаимосвязи классных и внеклассных занятий.

4. Современное состояние организации уроков внеклассного чтения в школах Кабардино-Балкарии требует создания самостоятельной вариативной программы по внеклассному чтению с 5 по 8 класс как для общеобразовательных школ, так и для школ (классов) с углубленным изучением литературы.

5. Впервые предложенная нами методика работы по развитию речи и теории литературы с опорой на материал внеклассного чтения подтвердила выдвинутое нами положение об эффективности связи уроков внеклассного чтения и литературы в системе литературного образования школьников.

6. Эффективность проведения уроков внеклассного чтения зависит от разнообразия форм их проведения и продуманной системы сочетаемости методов и приемов работы.

7. Положения, выносимые на защиту, получили экспертную проверку в различных типах школ Кабардино-Балкарии и подтвердили выдвинутую нами рабочую гипотезу. В ходе экспериментального обучения получили также подтверждение те наши методические и литературоведческие положения, которые должны стать основой литературного образования в кабардинских и балкарских школах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С. Л. Уроки внеклассного чтения в 7−8 классах. — М. -Л.: Просвещение. 1964.
  2. С. Л. Анализ художественного произведения. Художественное произведение в контексте творчества писателя. М.: Просвещение. 1997.
  3. В. Г. Полное собрание сочинений. М.: Учпедгиз. 1962.
  4. С.П., Барышникова З. В., Шапиро Д. Е. Уроки внеклассного чтения в пятом классе. М.: Учпедгиз. 1962.
  5. А. Я. О внеклассном чтении в I-IV классах. М.: АПН РСФСР. 1962.
  6. С.К., Ахметдянов М. Г. Уроки внеклассного чтения в 4 -7 классах. Л.: Просвещение. 1984.
  7. С.К. Внеклассное чтение в старших классах. В кн.: Методика преподавания русской литреатуры в 9−11 классах. Л.: Просвещение. 1989. С.289−294.
  8. И.Я. Выразительное чтение и культура устной речи. М.: Учпедгиз. 1946.
  9. С.М. Урок творчество учителя. — М.: Знание. 1974.
  10. Воспитание творческого читателя. М.: Просвещение. 1981.
  11. В помощь учителю. Сборник методических статей. Нальчик. 1990.
  12. Гердзей-Капица Н.М., Салтыкова Н.№. Внеклассное чтение в 5−7 классах. Л.: Учпедгиз. 1961.
  13. Дидактика редней школы /Под ред. Данилова М. А. и Скаткина М.Н.- М.: Просвещение. 1975.
  14. И. А. Внеклассное чтение в национальной школе. Организация и руководство чтением. М.: Учпедгиз. 1959.
  15. Е.Н. Искусство общения. М.: Педагогика. 1982.
  16. Л. Жил на свете учитель. М: Знание. 1970.
  17. И.Н. Уроки в советской школе. М.: Учпедгиз. 1956.
  18. Н.П., Щербакова Н. А. Методика преподавания русского языка в начальной школе. Л.: Учпедгиз. 1955.
  19. Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. -М., 1986.
  20. Книга для внеклассного чтения учащихся национальных школ РСФСР 5 класс. Л.: Просвещение. 1984.
  21. В. В. Определение фунций учебника как методическая проблема дидактики. /В кн.: Проблемы школьного учебника. М., 1976.
  22. В. А. Уроки внеклассного чтения в начальных классах.- М.: Изд. АПН РСФСР. 1961.
  23. М.И. Современный урок и пути его организации. М.: Знание. 1975.
  24. Н.К. Организация внеклассного чтения в школах. Ки-шенев: Издательство «Лумина». 1974.
  25. Д. С. Наполеон. Жизнь Наполеона. Наполеон-человек. Воспроизведение издания 1929 г. Нальчик: «Люкс». 1992.
  26. Н.Д. Воспитание читателя в школе. М., 1968.
  27. . С. Выразительность речи и чтения. / Пособие для учителей. М.: Просвещение. 1969.
  28. В.А. Урок в современной школе. М.: Просвещение. 1981.
  29. В.П. Выразительное чтение. М., Изд. 8. 1916.
  30. В.П. Краткий учебник истории поэзии. М., 1904.
  31. И.П. Полное собрание трудов. Т.З. М.-Л.: Издательство А. Н. СССР. 1949.
  32. Педагогический словарь. Т.1. М.: Издательство Академии педагогических наук. I960.
  33. М.Б. Коранические сказания. М.: Наука. 1991.
  34. Т.Д. Открытие мира . М., 1979.
  35. Т.Д. Единство мысли, чувства и действия. М., 1978.
  36. Проблемы преподавания лтературы в средней школе. Пособие для учителя. Под редакцией М. Ф. Курдюмовой. М.: Просвещение. 1985.
  37. Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. Под редакцией Ю. К. Бабанского, И. Д. Зверева, Э.И.Моносзо-на. М.: Просвещение. 1980.
  38. Проблемы школьного учебника. Выпуск 12. М.: Просвещение. 1983.
  39. Программы национальных школ РСФСР7 Русский язык для подготовительного третьего классов школ народов абхазо-адыгской группы с русским языком обучения. — М.: Просвещение. 1980.
  40. Программы восьмилетней школы. Начальные классы. М.: Просвещение. 1980.
  41. Программы по русскому языку для V-VIII классов кабардинских семилетнийх и средних школ. Нальчик. 1955.
  42. Программы национальных школ РСФСР. Русский язык для 1−3 классов школ народов тюрской группы с русским языком обучения. М.: Просвещение. 1980.
  43. Н.Н. Внеклассное чтение. 2 класс. М.: Просвещение. 1974.
  44. Н.Н. Внеклассное чтение. 3 класс. М.: Просвещение. 1975.
  45. Н.Н. Методика внеклассного чтения. Пособие для учителей. М.: Просвещение. 1977.
  46. Ф.И. Работа с книгой на русском языке в национальной школе. М.: Учпедгиз. 1955.
  47. Ф.И. Внеклассное чтение. Хрестоматия для 5 класса нацио-нальх школ. М.: Просвещение. 1964.
  48. Н.М. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика. 1971.
  49. З.С. Методические проблемы обеспечения восприятия художественного текста. В сб. Материалы научно-практической конференции. Нальчик. 1979.
  50. М.Б. Собрание сочинений в 4 томах. М. 1981.
  51. Э. Умеешь ли ты читать? М. 1963.
  52. А.И., Шустова А. И. Практикум по выразительному чтению. М.: Просвещение. 1970.1. М.: Кни
Заполнить форму текущей работой