Актуальность темы
исследования.
В объяснительной записке к программам по литературе для V-XI классов национальных школ Рооссийской Федерации записано: «Очевидно, что каждый социальный слом, любая общественная переориентация неизбежно влекут за собой качественные изменения гуманитарного, особенно литературного образования. Сегодня общество провозглашает курс на гражданское самовоспитание человека, на примат духовности в отношениях между людьми, на гуманизацию представлений о путях общественного развития. И большую роль в этом должно сыграть изучение литературы» 1 .
Именно этим руководствуется сегодня в своей работе учитель национальной школы.
В системе литературного образования следует не просто отводить значительное место урокам внеклассного чтения, но и глубоко осознавать, что между ними и уроками литературы существует органическая связь. Не будет этой связи — не будет и системы. И если общество провозгласило курс на гуманизацию, то в реализации этого курса уроки литературы и внеклассного чтения должны сыграть большую роль.
Однако уровень литературной подготовки и эстетической культуры современных школьников вызывает тревогу. Сегодня эта тревога усиливается ещё и потому, что в океане книг, среди которых немало произведений с сомнительным содержанием, и в потоках информации, идущей разными способами, снижается не только интерес к чтению классической литературы, но и интерес к чтению вообще. В этой связи удивительно современно звучат слова видного ученого В. Р. Щербины: «Усложнение структуры современной культуры диктует потребность активного включения классических художественных ценностей в современные бурные проблемы и процессы духовного бытия новых поколений. Вне поисков новых подходов, новых связей и ассоциаций может стать реальной опасность утраты связей между классическим наследием и потоком современных впечатлений, — того, что часто определяется по отношению к школе как притупление интереса учащихся к чтению, снижение уровня их литера1.
Программы средней школы. Русский язык и литература. V-XI классы национальных школ Российской Федерации. Санкт-Петербург: Просвещение. 1996. С. 55.
— г турного развития, скука на уроках литературы и т. д." 1.
Система литературного образования — понятие достаточно широкое. Остановимся лишь на некоторых его характеристиках. Очень важно определить направленность литературного образования. Мы считаем, что она должна заключаться в подготовке грамотного читателя. Это понятие не менее широкое, но главные параметры для определения его содержания мы видим в следующем: устойчивый интерес к чтению, сформировавшиеся читательские вкусы, умение выбрать хорошую книгу и оценить прочитанное, умение не только осознать его, но и использовать в своей жизни.
Направленность литературного образования контролируется учителем в процессе реализации всех составляющих его структуры. Такими составляющими мы считаем прежде всего уроки литературы, уроки внеклассного чтения, уроки развития речи на материале классного и внеклассного чтения, а также внеклассную работу, связанную со всем перечисленным. Перед каждым из этих составляющих должно быть поставлено слово «система» .
Очень сложен вопрос об объёме содержания литературного образования. Сколько книг в каждом из классов должно быть прочитано учащимися? Постоянные споры по этому поводу ни к чему не приводят. Более того, количество произведений в каждой новой программе увеличивается. Действующие программы предлагают для чтения и изучения, чтения и обсуждения и внеклассного чтения такое количество произведений, что ученик не в состоянии прочитать даже те из них, которые входят в обязательное чтение (в 6 классе, например, для чтения предлагается 60 произведений, в 8 классе — около 60). Кроме того, сегодня учителю, работающему в классах среднего звена, предложено в качестве дополнительного к учебным хрестоматиям материала пособие «Вокруг тебя — мир.», подготовленное Международным Комитетом Красного Креста совместно с Российским Обществом Красного Креста. В целом очень интересное и полезное оно предлагает, к примеру в 5 классе, ещё до 10 произведений, на работу с которыми следует отвести до 25 уроков.
При таком количестве книг, рекомендованных для чтения, сложно говорить о том, насколько эффективно можно вести работу по формированию у учащихся навыка осмысленного восприятия литературы, умения 1.
Щербина В. Р. Проблемы литературного образования в средней школе.- М.: Просвещение. 1982, С. 8. правильно оценить его, читательского вкуса и др.
Одно из составляющих литературного образования — работа с произведением. Безусловно, важно, какое произведение отобрано для работы, но и не менее важно, какая работа с ним проводится, каков ее аспект. Если на всех этапах литературного образования обращать внимание только на усвоение содержания произведения, то можно смело утверждать, что, даже прочитав в школе под руководством учителя 1000 произведений, ученик по окончании 11 класса, взяв в руки 1001 произведение и проитав его, не всегда сможет правильно оценить его, если у него не сформирован соответствующий навык: ведь важно не только что изображено в произведении, но и как это «что» изображено.
Мы не претендуем на полное освещение вопроса о литературном образовании, т.к. это не является предметом нашего исследования, а остановимся лишь на одном звене его структуры — внеклассном чтении.
Внеклассное чтение является одним из важных звеньев всего учебно-воспитательного процесса. В системе сложных и важных задач этого процесса оно решает свои задачи: расширяет кругозор, формирует читательские вкусы, учит оценивать прочитанное, развивает речь и др.
Известно, что художественная литература открывает перед человеком возможность познания действительности в образной, конкретно-чувственной форме. Еще В. Г. Белинский отмечал эту особенностьспособ отражения действительности — литературы в отличие от способа отражения действительности наукой: «Философ говорит силлогизмами, поэт — образами и картинками, а говорят они оба одно и то же. Один доказывает, а другой показывает, только один логическими доводами, другой — картинками. Но первого слушают и понимают немногие, другого — все» 1.
Художественная литература помогает школьнику познать действительность в образной форме и оказывает огромное воздействие на его мысли и чувства. Именно на это свойство литературы обращал в своё время внимание известный литературовед М. Б. Храпченко: «Каждый талантливый писатель отыскивает оригинальные пути и средства воплощения своих идей и образов, пути и средства, позволяющие ему сделать их интересными, заразительными», близкими читательской аудитории. Это и 1.
Белинский В. Г. Взгляд на русскую литературу 1847 г. Полное собрание сочинений.- М., 1 953−1959, Т.10, С. 311. значит, что писатель вырабатывает, создает свой стиль. Если прибегать к краткой формуле, то стиль следует определять как способ выражения образного освоения жизни, способ убеждать и увлекать читателей" 1 .
Донести до школьников эти идеи, образы помогают уроки внеклассного чтения. Они призваны сделать самостоятельное чтение школьников организованным и конструктивным. Этим и объясняется практическая знаимость и актуальность избранной нами проблемы.
Постановка проблемы исследования. В современной национальной школе сложилась проблемная ситуация, обусловленная противоречиями между необходимостью нового подхода к организации уроков внеклассного чтения и прочно укоренившимися в практике и устаревшими традициями в их проведении. Задача воспитания нового поколения в духе гуманизма предполагает создание новой системы различных форм работы по организации самостоятельного чтения художественных произведений во внеурочное время.
Практическое решение проблемы внеклассного чтения в условиях Кабардино-Балкарии видится в создании методической системы взаимосвязанного изучения русской и родной литератур на уроках внеклассного чтения. Наше исследование проблемы ориентировано на 5−8 классы. Составной частью предлагаемой системы организации уроков внеклассного чтения является обновление форм и методов работы с учащимися, разработка типологии уроков.
Цель исследования — разработать и экспериментально проверить роль предложенной методической системы уроков внеклассного чтения русской литературы во взаимосвязи с родными (кабардинской ибалкарской) литературами в общем процессе литературного образования.
Объектом исследования является процесс изучения русской литературы на уроках внеклассного чтения в 5−8 классах национальных школ Кабардино-Балкарии.
Предметом исследования выступает методическая система организации уроков внеклассного чтения произведений русской литературы с учетом новой языковой ситуации, сложившейся в национальных школах Кабардино-Балкарии после введения в начальных классах обучения на родном языке. 1.
Храпченко М. Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. Собрание сочинений в 4 томах.- М., 1981 г., Т, 3. , С. 114.
Гипотеза исследования. Если процесс изучения русской литературы на уроках внеклассного чтения строить на основе:
— принципов гуманистического воспитания школьников,.
— выбора таких методов и приемов проведения уроков внеклассного чтения, которые соответствуют современному уровню развития сознания и мышления учащихся, степени их литературной подготовки,.
— учета современной оценки творчества писателей,.
— места изучаемого произведения в контексте мирового литературного процесса,.
— реализации культурологического подхода к рассмотрению художественных произведений, — то значительно возрастет эффективность уроков внеклассного чтения как в плане формирования нравственных идеалов учащихся, так и их читательских интересов.
Исходя из поставленных проблем, цели, объекта, предмета и гипотезы исследования, были определены следующие задачи:
— выявить на основе анализа трудов литературоведов, психологов, методистов, педагогов, а также передового опыта учителей Кабардино-Балкарии общие закономерности формирования знаний, умений и на-выкков на уроках внеклассного чтения русской и родной литератур;
— определить воспитательный потенциал произведений русской и родной литератур в процесс реализации предложенной системы организации уроков внеклассного чтения;
— обосновать методическую систему проведения уроков внеклассного чтения произведений русской литературы с учетом содержания курса родной литературы;
— выявить этнокультурную специфику восприятия учащимися Кабардино-Балкарии русской и родной литератур на уроках внеклассного чтения;
— определить место уроков внеклассного чтения в общей системе литературного образования;
— экспериментально проверить эффективность проведения уроков внеклассного чтения по разработанной методике.
Методологической основой нашего исследования служат работы известных литературоведов, методистов, а также нормативные документы о преподавании литературы в средних школах. Поставленные задачи определили логику исследования, его основные этапы и методы.
На первом этапе (1991;1993 г. г.) мы изучали состояние внеклассного чтения в школах Кабардино-Балкарии, передовой педагогический опыт работы учителей, уровень начитанности и читательские интересы школьников. При этом использовался как личный педагогический опыт, так и опыт работы методистом кабинета русского языка и литературы КБ ИПК. Нами посещались уроки внеклассного чтения в школах республики, анализировалась документация учителя (все виды планирования работы, классный журнал, письменные работы учащихся, их читательские дневники), проводилось анкетирование учащихся.
В 1994;1995 годах (второй этап) проводился поисковый эксперимент. Он был направлен на разработку вариантов системы уроков внеклассного чтения, принципов этой системы, типов уроков. В результате этой работы были подготовлены экспериментальные материалы: несколько вариантов примерного планирования уроков внеклассного чтения, разработано около 50 уроков для 5−8 классов. На этом же этапе проверялась эффективность предлагаемых систем уроков и их типологии.
На третьем этапе проводилась экспериментальная проверка созданных нами систем уроков внеклассного чтения, их типов, а также проверялась эффективность разработанной нами программы по внеклассному чтению. Этот этап длился с 1996 по 1997 год. В результате третьего этапа исследования была разработана оптимальная система уроков внеклассного чтениия на основании сформулированных нами в ходе эксперимента принципов с учетом разработанной типологии уроков. Экспериментом было охвачено 2656 учащихся одиннадцати сельских кабардинских и балкарских школ.
В ходе исследования нами был изучен и обобщен передовой опыт учителей республики по нашим экспериментальным материалам. Этот опыт был предстевлен на республиканской научно-практической конференции, посвещенной проблеме организации самостоятельного чтения школьников и проведенной в г. Нальчике.
Научная новизна нашего исследования состоит в том, что в нем впервые в методике организации внеклассного чтения в кабардинских и балкарских школах была выработана целостная методическая система организации уроков внеклассного чтения, разработана их типология с учетом конкретных условий работы, а также формы, методы и приемы, позволяющие осуществлять связь уроков внеклассного чтения с уроками русской и родной литератур, выявлены наиболее эффективные формы работы по развитию связной речи с опорой на самостоятельную и творческую деятельность школьников.
Практическая значимость исследования заключается в создании целостной методической системы проведения уроков внеклассного чтения в условиях национально-русского двуязычия Кабардино-Балкарии, направленной на гуманистическое воспитание подростков.
Результаты исследования будут использованы авторами учебных пособий по внеклассному чтению, а также преподавателями педагогического колледжа и университета для подготовки будущих учителей литературы.
Апробация работы. Основные положения работы отражены в научных публикациях соискателя, внедрены в практику подготовки и повышения квалификации учителей литературы. Материалы исследования обсуждались на научно-практических региональных и республиканских конференциях, семинарах и курсах повышения квалификации в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Ингушетии.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Уроки внеклассного чтения в 5−8 классах национальной школы Кабардино-Балкарии должны рассматриваться как часть общей системы литературного образования и основываться на принципе гуманизации.
2. Организация учебно-воспитательного процесса на уроках внеклассного чтения, основанного на учете общего и национально-специфического в произведениях писателей русских, кабардинских и балкарских способствует формированию нравственных идеалов школьников.
3. Изучение русской литературы на урокахна уроках внеклассного чтения в контексте кабардинской и балкарской литератур является важным и эффективным условием для формирования и развития представлений учащихся о националььном своеобразии и общности литературных явлений.
Выводы.
1. Системный подход к проведению уроков внеклассного чтения в условиях национально-русского двуязычия КБР позволяет реализовать концепцию единого литературного образования, а также идею взаимосвязи классных и внеклассных форм работы по литературе.
2. Уроки внеклассного чтения способствуют осознанию подростком приоритета духовных ценностей, а также формированию таких нравственных идеалов, как гражданственность, гуманизм, ответственность перед историей, настоящим и будущим своего народа.
3. В освоении учащимися 5−8 классов творчества русских и национальных писателей, а также наследия мировой литературы определяющее значение имеют такие факторы, как внимательное отношение учителя к специфическим национальным особенностям художественного восприятия школьника, продуманная методическая система подачи материала, а также реализация идеи взаимосвязи классных и внеклассных занятий.
4. Современное состояние организации уроков внеклассного чтения в школах Кабардино-Балкарии требует создания самостоятельной вариативной программы по внеклассному чтению с 5 по 8 класс как для общеобразовательных школ, так и для школ (классов) с углубленным изучением литературы.
5. Впервые предложенная нами методика работы по развитию речи и теории литературы с опорой на материал внеклассного чтения подтвердила выдвинутое нами положение об эффективности связи уроков внеклассного чтения и литературы в системе литературного образования школьников.
6. Эффективность проведения уроков внеклассного чтения зависит от разнообразия форм их проведения и продуманной системы сочетаемости методов и приемов работы.
7. Положения, выносимые на защиту, получили экспертную проверку в различных типах школ Кабардино-Балкарии и подтвердили выдвинутую нами рабочую гипотезу. В ходе экспериментального обучения получили также подтверждение те наши методические и литературоведческие положения, которые должны стать основой литературного образования в кабардинских и балкарских школах.