Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методика изучения урбоэкологических проблем в школьном курсе «География России»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Урбоэкологические проблемы отражены в региональных учебных пособиях: «Экология Ярославской области» (под ред. В. Я. Щенева, Е. Ю. Колбовского), где город рассматривается как среда обитания и обращается внимание на изменения5 его геологической, воздушной среды, а также загрязнения, трансформацию всех компонентов ландшафта- «Экология Владимирской области» (автор И.Я. Карлович), где учащимся… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ УРБАНИЗАЦИИ
    • 1. 1. Научные юсновы изучения урбоэкологических проблем
    • 1. 2. Психолого-педагогические основы проблемного обучения
    • 1. 3. Изучение экологических проблем урбанизации в методике обучения географии
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ УРБОЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ»
    • 2. 1. Анализ урбоэкологического потенциала школьного курса
  • География России"
    • 2. 2. Методическая система изучения урбоэкологических проблем в школьном курсе «География России»
    • 2. 3. Методические условия изучения урбоэкологических проблем в школьном курсе «География России»
    • 2. 4. Опытно-экспериментальная работа по реализации методической системы изучения урбоэкологических проблем в школьном курсе «География России» на основе проблемного обучения
  • Выводы по второй главе

Методика изучения урбоэкологических проблем в школьном курсе «География России» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современный этап общецивилиза-ционного развития характеризуется растущей урбанизацией. В городах концентрируется мощный производственный, человеческий и инфраструктурный потенциал. В результате обостряются все экологические проблемы, ухудшается качество среды жизни горожан.

Экологические проблемы урбанизации изучались специалистами географами Т. К. Бочаровой, В. В. Владимировым, Ю. Н. Гладким, Э. Г. Ко-ломыцом, С. Б. Лавровым, Г. М. Лаппо, О. П. Литовкой, В. П. Максаковским, Е. Н. Перциком, В. М. Разумовским.

В исследованиях ученых подчеркивается важность изучения проблем взаимодействия человека и природы в городских условиях с целью поиска их гармонии. Большое значение имеет идея устойчивого развития, которая направлена на решение экологических проблем человечества, в том числе и урбоэкологических проблем.

Введение

данного материала в содержание географического образования означает усиление экологизации школьной географии, обогащенной проблемными, ценностными и интегративными идеями. Проблемный характер урбоэкологического содержания активизирует деятельность учащихся на основе решения учебных и реальных проблем.

Растущая значимость экологизации образования, обеспечивающая гармонизацию взаимодействия развивающегося общества и природной среды путем формирования экологической культуры, подчеркивается в исследованиях С. В. Алексеева, Н. Д. Андреевой, С. Н. Глазычева, И. Д. Зверева, Н. М. Мамедова, И. Н. Пономаревой, И. Т. Суравегиной. Проблема экологизации географического образования стояла в центре исследовательского внимания И. И. Бариновой, С. В. Васильева, Н. Ф. Винокуровой, И. В. Души-ной, Г. С. Камериловой, Т. В. Кучер, А. А. Лобжанидзе, В. В. Николиной, Н. Н. Родзевича, В. Д. Сухорукова, Д. П. Финарова. В их работах раскрываются теоретические и методические аспекты экологизации школьной географии.

Анализ теории и методики обучения географии показывает, что в изучении урбоэкологических проблем накоплен определенный опыт.

В докторской' диссертации Г. С. Камериловой обосновано изучение курса «Урбоэкология» на основе системно-средового подхода в логике вариативного географического образования. Разработана концепция экологического образования учащихся Нижнего Новгорода в контексте идей устойчивого развития (под редакцией В. А. Глуздова, Н'. Ф* Винокуровой, В. В Николиной). Концепция реализует коэволюционный подход, направленный на, формирование гармоничного взаимодействия человека и природы в городе. В кандидатской диссертации' И. А. Шевченко представлена методика изучения городского ландшафта в начальном' курсе географии на" основе культурно-экологического подходаИ. Е. Жуковскойизучение экологии городского ландшафта в условиях дополнительного образования.

Экологические проблемы урбанизации включены в школьное географическое образование специалистами Москвы и-Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Урбоэкологические проблемы отражены в региональных учебных пособиях: «Экология Ярославской области» (под ред. В. Я. Щенева, Е. Ю. Колбовского), где город рассматривается как среда обитания и обращается внимание на изменения5 его геологической, воздушной среды, а также загрязнения, трансформацию всех компонентов ландшафта- «Экология Владимирской области» (автор И.Я. Карлович), где учащимся предлагаются* к изучению материалы по экологии современного города, включая проблемы загрязнения, а также городским экосистемам- «География Вологодской, области», в котором Е.. А. Скупиновой обращается внимание на экологические проблемы города в рамках идеи культурного ландшафта. Выделяется в частности Вологодский культурный ландшафт. Вместе с тем комплексное изучение экологических проблем урбанизации в контексте идей геоурбанистики и урбоэкологии представлено недостаточно. Это обстоятельство определяет актуальность нашего исследования.

Наша работа является продолжением методических исследований в области изучения города в направлении усиления проблематизации на основе урбоэкологических проблем.

Анкетирование учителей и учащихся, проведенное в школах Нижнего Новгорода и Кстова, показало, что экологическим проблемам городов и роли человека в их решении уделяется недостаточное внимание. Учащиеся затрудняются оценить проявление различных проблем, связанных с экологией города. Они проявляют низкую заинтересованность в их изучении и решении. Учителя подчеркивают значимость и интерес данного материала, однако, его введение в школьную практику отличается фрагментарностью и бессистемностью из-за-отсутствия необходимой методики.

Вследствие этого сложились противоречия:

— между высоким урбоэкологическим потенциалом курса «География России» и недостаточным его использованием в практике обучения.- между усилением проблематизации географического образования в отношении' изучения урбоэкологических проблем и недостатком методического материала по данной тематике.

Совокупность изложенных противоречий составила проблему нашего исследования, определила его актуальность и выбор темы: «Методика изучения урбоэкологических проблем в школьном курсе «География России».

Цель исследования: разработка методической системы изучеиия урбоэкологических проблем в школьном курсе «География России».

Объект' исследования: школьное географическое образование в контексте его экологизации.

Предмет исследования: процесс изучения урбоэкологических проблем в школьном курсе «География России».

Гипотеза исследования: методика изучения урбоэкологических проблем в школьном курсе «География России» будет эффективна, если:

— определены теоретико-методологические основы конструирования методической системы в логике идей устойчивого развития, экологизации школьной географии, проблемного обучения;

— будет разработана методическая система изучения урбоэкологических. проблем, обеспечивающая выполнение ценностно-ориентировочной, теоретико-мировоззренческой, конструктивно-деятельностной функций и интегрирующая целевой^ содержательный, процессуальныйтехнологический, результативно-оценочный компоненты;

— изучение урбоэкологических проблем в школьном курсе «География России» будет организовано последовательно на основе проблемного обучения: Для достижения поставленной цели были определены задачи исследования:

1. Выявить научно-теоретические, психолого-педагогические и> методические основы изучения урбоэкологических проблем. в школьном курсе «География России».

2. Разработать и теоретически обосновать методическую систему изучения урбоэкологических. проблем в школьном курсе «География России».

3. Обосновать условия реализации методической системы в практике школьк.

4. Экспериментально проверить эффективность разработанной методики изучения урбоэкологических проблем в школьном курсе «География России».

Теоретико-методологической основой исследования являются: идеи коэволюции и устойчивого развития (НМ. Мамедов, Н. Н. Моисеев, А. Д. Урсул)-' теоретические положения геоурбанистики в контексте экологизации и урбоэкологии (Н. Н. Баранский, Т. К Бочарова, В. В. Владимиров, Ю. Б>. Гладкий, Э. Г. Коломыц, Г. М*. Лаппо, 0. f П. Литовка, И. М. Майергойз, Е. Н. Перцик, Ю. Н. ПивоваровБ. С. Хорев) — теория’и практика проблемного обучения- (Л. И. Анцифирова, Ю. К. Бабанский, A. Bi Брушлинский, Д. В. Вилькеев, Н. М. Зверева, И. А. Ильницкая, Т. В. Кудрявцев, И. Я. ЛернерА. М. Матюшкин, Ml И. Махмутов, В. Оконь, С. Л. Рубинштейн, К. А. Славская) — • концептуальные подходы В' экологическом образовании (С. В. Алексеев, С. Н! Глазачев, А. Т. Захлебный, И. Н. Пономарева, И. Т. Суравегина) — идея проблемного обучения № экологизациигеографического образованиями'. И1 Баринова, С. В. Васильев,.

Н. Ф. Винокурова, Н. Демидова, №. В. Душина, Г. С. Камерилова, Т. G. Комисарова, Т. В. Кучер, В. П. Максаковский, В. В. Николина, Л. М. Панчешникова, Н. Н. Родзевич, Г. А. ПонуроваД. П. Финаров, В. А. Щенев). I.

Для решения поставленных задач1 и* проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:

— теоретические: анализ и обобщение научно-теоретической, психолого-педагогической, методической^ литературы- • анализ-образовательных стандартов, программ’и, учебников по курсу «География России" — конструирование методики исследовательской^ деятельности и разработка методических основ ее реализации1, в* процессе обучения географии с использованием сравнительно-аналитического метода, синтеза, обобщения, моделирования, проектирования;

— эмпирические: педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, в ходе которого проводилось анкетирование, беседы с учителями географии, проведение контрольных срезов;

— статистические: математическая обработка данных эксперимента, интерпретации табличных данных.

Основные этапы исследования. Исследование проводилось в 20 042 007 гг. и включало 3 этапа:

• На первом этапе (2004;2005 гг.) изучено состояние исследуемой проблемы в научной, психолого-педагогической, методической литературе.

Определены и обоснованы актуальность, цель, объект, предмет, задачи исследования.

Проводилось анкетирование учителей и учащихся, в ходе которого определен современный уровень изучения урбоэкологических проблем в школьной практике. Определена методика и проведен констатирующий этап эксперимента в школах Нижнего Новгорода и Кстова.

На втором этапе (2005;2006 гг.) на основе обобщения теоретического и эмпирического материала* разработана методическая система изучения урбоэкологических проблем в школьном, курсе «География России" — раскрытыособенности проблемного обученияt как важного методического условия изучения урбоэкологических проблем. Разработана методика изучения урбоэкологических проблем в курсе «География1 России» и программно-методическое обеспечение предпрофильного элективного курса «Экологический портрет Нижнего Новгорода». Проводился* формирующий этап эксперимента в НОУ СОШим. М. В. Ломоносова, МОУ СОШ,№ 67, 120, 136, 185 Нижнего Новгорода, в процессе которого' проверялась • эффективность данной методики.

На третьем этапе (2006;2007 гг.) проводилось теоретическое обобще- -ние результатов педагогического экспериментаосуществлялся качественный и, количественный анализ полученных экспериментальных данныхсистематизировались и обобщались результаты исследованияоформлялись схемы, таблицыформулировались основные выводы.

Научная новизна исследования состоит в том, что сконструирована и обоснована методическая система изучения, урбоэкологических проблем в школьном курсе «География» России", в логике проблемного обучения и с учетом современных направлений модернизации географического ' * образования. В разработанной методической системе процесс изучения урбоэкологических проблем организован поэтапно: в рамках базового курса «География России» и дополняющего его авторского предпрофильного элективного курса «Экологический портрет Нижнего Новгорода» выделены три этапа изучения урбоэкологических проблем на национальном, региональном и локальном уровнях, каждый из которых. объединяет мотивационный, операционно-деятельностный и рефлексивный компоненты, соответствующие технологии проблемного обучения.

Использован алгоритм изучения урбоэкологических проблем, обеспечивающий их целостное рассмотрение в контексте идей устойчивого развитияразработана программа элективного курса «Экологический портрет Нижнего Новгорода», ориентированная на комплексное изучение урбоэкологических проблем города, и рабочая тетрадь для успешной организации самостоятельной деятельности учащихся.

Теоретическая значимость исследования состоит в развитии идей устойчивого развития городов, положений геоурбанистики и урбоэкологии в экологизации школьной географии на основе принципов: экогуманизма, культурологичности, интеграции, типологичности, краеведческого, временного динамизма, разномасштабности изучения урбоэкологических проблем, взаимосвязи образно-чувственного, рационально-логического, операционально-деятельностного в познанииобогащении теоретических основ проблемного обучения в географическом образовании на материале городских учебных и реальных экологических проблем. Уточнены функции методической системы: ценностно-целевая, теоретико-мировоззренческая, конструктивно-деятельностная, выполнение которых обеспечивается взаимосвязью целевого, содержательного, процессуального, технологического и результативного компонентов.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и реализации в практике общеобразовательной школы методики изучения урбоэкологических проблем в курсе «География России» на основе проблемного обученияразработке, создании, апробировании и внедрении программы предпрофильного элективного курса «Экологический портрет Нижнего Новгорода» и рабочей тетради «Экологический портрет Нижнего Новгорода». Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в практике преподавания школьной географии, в методической подготовке студентов естественно-географических факультетов педагогических вузов, а также: в системе переподготовки и. повышения квалификации учителей географии.

Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждается использованием теоретико-методологических положений приобосновании методической системы изучения урбоэкологических проблем в школьном курсе «География России" — разработанными методами, отобранными в соответствии с задачами исследования-, практическими доказательствами основных теоретических положений в экспериментеанализом материала, полученного в ходе исследованиякачественными и количественными показателями результативности изучения урбоэкологических проблемдостаточной репрезентативностью выборки (экспериментом по <совокупности всех: этапов были охвачены 479 учащихся и 117 учителей).

Апробация и внедрение результатов исследования в практику проводились в процессе авторского преподавания географии в НОУ СОШ им. М. В. Ломоносова, учителями географии школ № 67, 120- 136, 185 Нижнего Новгородавыступлений на: международных конференциях «Естественнонаучное образование: методология, теория и методика» (Санкт-Петербург, 2005), «Основные направления современной географии». (Владимир, 2006), «Проблемы физической географии и геоэкологии: научные и образовательные аспекты» (Нижний Новгород, 2007) — на межрегиональных конференциях «Экологическое образование: теория и педагогическая реальность» (Нижний Новгород, 2005, 2007), «Этнокультурные и геодемографические проблемы регионов России"' (Нижний Новгород, 2005) — на межвузовской конференции «Учитель XXI века: устойчивое развитие и географическое образование» (Москва, 2004) — на методологических семинарах и заседаниях методических объединений, учителей географии, при чтении лекций в рамках спецкурса по урбоэкологии студентам ГОУ ВПО «НГПУ" — в публикациях.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Теоретико-методологические основания разработки методической системы изучения урбоэкологических проблем в школьном курсе «География России», включающие идеи устойчивого развития, положения геоурбанистики и урбоэкологии, теорию проблемного обучения, отражающие современные направления модернизации школьной географии, и принципы, обеспечивающие их реализацию и образовательную практику.

2. Методическая система изучения урбоэкологических проблем в школьном курсе «География России», выполняющая ценностно-целевую, теоретико-мировоззренческую и конструктивно-деятельностную функции, объединяет целевой, содержательный, процессуальный, технологический, результативный компоненты.

3. Методические условия изучения урбоэкологических проблем в школьном курсе «География России» включают: этапность (национальный, региональный, локальный уровни) — программу предпрофильного элективного курса «Экологический портрет Нижнего Новгорода» и одноименную рабочую тетрадь для учащихся.

4. Экспериментальные результаты проведенного исследования, подтверждающие эффективность разработанной методики.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Выводы по второй главе.

На основании анализа учебно-методического комплекса курса «География России» установлено, что идея экологизации и связанное с ней изучение проблем урбоэкологии находят отражение в содержании курса, что отвечает требованиям Государственного образовательного стандарта и реализует основные концептуальные подходы к географическому образованию в основной школе. Выявлено, что освоение содержания в области урбоэкологических проблем предполагается на более высоком уровне, требующем осмысления" их причин, 'сущности, следствий, путей решения. Данное обстоятельство определяет необходимость усиления внимания к комплексному изучению урбоэкологических проблем России с использованием проблемного обучения.

Изучение школьной практики показало заинтересованность большинства опрошенных учителей в изучении урбоэкологических проблем, которое ограничивается недостатком и несовершенством методических рекомендаций.

Нами сконструирована и апробирована методическая система изучения, урбоэкологических проблем в школьном курсе «География России» в соответствии с научными, психолого-педагогическими, методическими основаниями, сформулированными в первой главе.

Методическая система имеет двухуровневую структуру и включает методологический и методический уровни.

Установлено, что методологическими основаниями методической системы стали: идея устойчивого развития городов, теоретические положения геоурбанистики и урбоэкологии, теория проблемного обучения. Выявлено, что выделенные позиции реализуются через систему принципов: экогуманизма, культурологичности, интеграции, временного динамизма, типологичности, краеведческий, разномасштабности изучения урбоэкологических проблем, взаимосвязи образно-чувственного, рационально-логического, операционно-деятельностного, которые взяты в совокупности и функционально полно отражают специфику сконструированной методической системы, выстроенной в логике личностно ориентированного образования.

Определены основные функции разработанной методической системы изучения урбоэкологических проблем в школьном курсе «География России»: ценностно-целевая, теоретико-мировоззренческая, конструктивно-деятельностная.

Методический уровень составили взаимосвязанные компоненты: целевой, содержательный, процессуальный, технологический и результативный. Целевой компонент определяет формирование географической и экологической культуры личности учащихся. Содержательный компонент включает систему интегрированных знаний в области урбоэкологических проблем учебного и реального характера. Они сгруппированы по компонентам среды: литосферы и почв, атмосферы, гидросферы, биоты. Процессуальный компонент включает в себя<�три уровня изучения урбоэкологических проблем России: общенациональныйизучение урбоэкологических проблем' в общей части школьного курса «География России" — региональный — изучение урбоэкологических проблем е региональной части курса «География России" — локальный — изучение урбоэкологических проблем своего родного города. Каждый уровень включает мотивационный, операционно-деятельностный, рефлексивный компоненты. Технологический компонент представлен технологией проблемного обучения и предполагает изучение учебных и реальных проблем-с помощью-методов проблемного обучения, частично-поисковых и исследовательских методов. Определены, основные формы организации изучения урбоэкологических проблем, среди которых проблемная лекция, семинар, эвристическая беседа, диалоги.

Нами уточнен результативный компонент, который учитывал ценностное отношение учащихся и уровень усвоения содержания материала по урбоэкологическим проблемам: глубины, обобщенности и осознанности усвоения урбоэкологического содержания.

Установлено, что необходимыми условиями реализации методики изучения урбоэкологических проблем в школьном курсе «География России» выступают: этапность изучения урбоэкологических проблем, программа предпрофильного элективного курса «Экологический портрет Нижнего Новгорода», рабочая тетрадь для учащихся «Экологический портрет Нижнего Новгорода».

В ходе экспериментальной работы выявлена адекватность разработанной методической системы целевым установкам и содержанию изучения урбоэкологических проблем в школьном курсе «География России». В ходе интерпретации данных эксперимента сделаны выводы о действенности и эффективности разработанной методики для формирования научных основ изучения урбоэкологических проблем и ценностного отношения к городской среде.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В заключении диссертации подводятся итоги проведенного исследования. В соответствии с поставленными целью и задачами получены следующие научные результаты.

1. Определены теоретико-методологические основы изучения урбоэкологических проблем в курсе «География России», продолжающие традиции экологизации школьной географии в соответствии с идеями устойчивого развития городов, теоретическими положениями геоурбанистики и с опорой на проблемную ориентацию. Уточнены психолого-педагогические основы проблемного обучения, способствующие формированию экологической культуры и ценностного отношения к городской среде как к среде жизни.

Методические исследования позволили обосновать изучение урбоэкологических проблем в качестве варианта экологизации географического образования в логике идей экогуманизма, культурологичности, проблемности. Анализ методического обеспечения и исследований школьной практики позволил выявить тенденцию востребованности изучения урбоэкологических проблем в школьном курсе «География России» и элективных курсах краеведческой направленности.

2. Разработана методическая система изучения урбоэкологических проблем в школьном курсе «География России» на методологическом и методическом уровнях в соответствии с установленными научными, психолого-педагогическими, методическими основаниями. Установлено, что методологическими основаниями являются идеи устойчивого развития городов, теоретические положения геоурбанистики и урбоэкологии, теория проблемного обучения. Выявлено, что выделенные положения реализуются через систему принципов: экогуманизма, культурологичности, интеграции, временного динамизма, типологичности, краеведческого, разномасштабности изучения урбоэкологических проблем, взаимосвязи образно-чувственного, рационально-логического, операционально-деятельностного аспектов в познании. Определены основные функции разработанной методической системы: ценностно-целевая, теоретико-мировоззренческая, конструктивно-деятельностная.

Методический уровень системы изучения урбоэкологических проблем в школьном курсе «География России» составили'1 взаимосвязанные целевой, содержательный, процессуальный, технологический и результативный компоненты. Целевой компонент определяет формирование географической и экологической культуры" в «единстве развития аффективной, когнитивной, волевой сфер личности учащихся. Содержательный компонент представлен проблемно ориентированным урбоэкологическим содержанием и общим алгоритмом изучения проблем литосферы и почв, атмосферы, гидросферы, биоты.

Процессуальный компонент включает в себя три последовательных этапа, соответствующих: общенациональному уровню (изучение урбоэкологических проблем в общей части< школьного курсам «География России») — региональному уровню (изучение урбоэкологических проблем в региональной части курса «География России») — локальному: уровню (изучение урбоэкологических проблем родного города). Изучение урбоэкологических проблем на всех уровнях включает мотивационный, операционно-деятельностныйрефлексивный компоненты.

Технологический компонент представлен методами проблемного обучения (проблемного изложения, частично-поисковым, исследовательским), предполагающими изучение учебных и реальных проблем на проблемных лекциях, эвристических беседах, семинарах, занятиях коммуникативного и практикоориентированного характера. Результативный компонент учитывал ценностные отношения учащихся, уровень усвоения урбоэкологического содержания.

3. Установлено, что^ необходимыми условиями реализации разработанной методической системы выступают этапность изучения урбоэкологических проблем, программа предпрофильного элективного курса «Экологический портрет Нижнего Новгорода», рабочая тетрадь «Экологический портрет Нижнего Новгорода». Целевая ориентация программы и рабочей тетради отражает сущность методической системы, ее основные идеи и принципы.

4. В ходе экспериментальной работы выявлена адекватность разработанной методической системы целевым установкам и содержанию изучения урбоэкологических проблем в школьном курсе «География России». В ходе интерпретации данных эксперимента сделаны выводы о действенности и эффективности разработанной методики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Н. А. Проблема адаптации и экологии человека / Н. А. Агаджанян // Экология человека: основные проблемы: сб. науч. тр. / Отв. ред. В. П. Казначеев. — М.: Наука, 1988. — 314 с.
  2. , В. П. Об исторической урбоэкологии / В. П. Алексеев // Урбоэкология / Отв. ред. Т. И. Алексеева. М.: Наука, 1990. — С. 70−76.
  3. , Н. Д. Система эколого-педагогического образования студентов-биологов в педагогическом ВУЗе : монография / Н. Д. Андреева. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. 112 с.
  4. , Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1985. -208 с.
  5. , Н. Н. Научные принципы географии : избранные труды / Н. Н. Баранский. М.: Мысль, 1980. — 239 с.
  6. , Н. Н. Методика преподавания экономической географии / Н. Н. Баранский. М.: Просвещение, 1990. — 303 с.
  7. , Н. Б. Методика изучения территориальной дифференциации городской среды / Н. Б. Барбаш. М.: Изд-во ИГ АН, 1986. — 212 с.
  8. , И. И. Методическое пособие по географии России. 8−9 кл. / И. И. Баринова, В. Я. Ром. М.: Дрофа, 1997. — 141 с.
  9. , Т. К. Проблема целей и содержания географического образования: ценностный аспект: учеб. пособие / Т. К. Беляева, Н. Н. Ладилова, В. В. Николина. Н. Новгород: Изд-во ННГПУ, 1998. — 84 с.
  10. , Т. М. Опорные конспекты в обучении географии России 8−9 кл. / Т. М. Бенькович. М.: Просвещение, 1987. — 172 с.
  11. Бехтерев, В: М. Избранные труды по психологии личности / В. М. Бехтерев. СПб.: Алтейя, 1999. — Т. 1. — 256 с.
  12. , Ю. П. Город и производство / Ю. П. Бочаров, В. А. Любовный, Н. Н. Шевердлева. М.: Стройиздат, 1980. — 281 с.
  13. , А. В. Психология мышления и кибернетика / А. В. Брушлинский. М.: Мысль, 1970. — 191 с.
  14. , М. И. Глобальная экология / М. И. Будыко. М.: Мысль, 1977.-327 с.
  15. , С. В. Экологическое обучение и воспитание в системе школьного географического образования : автореф. дисс. д. пед. наук / С. В. Васильев. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. — 46 с.
  16. Васильева, 3. И. Целостное построение воспитания в процессе обучения / 3. И. Васильева // Профилирование школ: разработка учебных планов: материалы междунар. семинара. СПб: Образование, 1996. — 185 с.
  17. Введение в теорию устойчивого развития: курс лекций / Н. М. Мамедов. М.: Ступени, 2002. — 240 с.
  18. , В. И. Биосфера и ноосфера / В. И. Вернадский. М.: Наука, 1989.-575 с.
  19. , В. И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения / В. И. Вернадский. М.: Наука, 1987. — 367 с.
  20. , Д. В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном характере обучения основам наук в школе / Д. В. Вилькеев. -Казань: КГУ, 1967.- 187 с.'
  21. , Д. В. Роль гипотезы в обучении / Д. В. Вилькеев // Советская педагогика. 1967. -№ 6 — С. 18−23.
  22. , Н. Ф. Интеграция экологических знаний / Н. Ф. Винокурова. Н. Новгород: ВВАГС, 1996. — 73 с.
  23. , Н. Ф. Теория и методика изучения глобальных экологических проблем на основе геоэкологического подхода в школьной географии : автореф. дисс. д. пед. наук / Н. Ф. Винокурова. М., 2000. -41 с.
  24. , В. С. Экологические проблемы города и здоровье человека : в помощь лектору / В. С. Вишаренко, Н. А. Толоконцев. JI.: Знание, 1982.-32 с.
  25. , В. В. Город и ландшафты (проблемы, конструктивные задачи и решения) / В. В. Владимиров. М.: Мысль, 1986. — 237 с.
  26. , JI. С. Педагогическая психология / JI. С. Выготский / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 479 с.
  27. География и экология Санкт-Петербурга и Ленинградской области / Под ред. С. В. Васильева, О. А. Гаврилова. М.: Изд-во МГУ, 2004. — 88 с.
  28. География России: в 2 кн. Природа и население: 8 кл.: учеб. для 8−9 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. А. И. Алексеева. 6-е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2005.-319 с.
  29. География России: учеб. для 8−9 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. А. И. Алексеева: в 2 кн. Кн. 2: Хозяйство и географические районы. 9 кл. 5-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2004. — 288 с.
  30. , Т. В. Формирование мировоззрения учащихся средней школы в процессе обучения географии / Т. В. Герасимова, М. К. Ковалевская, JI. М. Панчешникова. М.: Педагогика, 1982. — 94 с.
  31. , И. П. Экологические проблемы в прошлой, настоящей и будущей географической картине мира / И. П. Герасимов. М:: Наука, 1985.-211 с.
  32. , Ю. Н. Россия в лабиринтах географической судьбы / Ю. Н. Гладкий. СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2006. -846 с.
  33. Глазычев, В. JL Мир архитектуры: лицо города / В. JI. Глазычев, А. Э. Гутнов. М.: 1990. — 358 с.
  34. , В. JI. Социально-экологическая интерпретация городской среды : монография / В. JI. Глазычев. М.: Наука, 1984. — 180 с.
  35. , С. Н. Экологическая культура, учителя: исследования и разработки экогуманитарной парадигмы / С. Н. Глазычев. М.: Современный писатель, 1998.-432 с.
  36. , Н. В. Собр. соч. в восьми томах. Т. 7 / Н. В. Гоголь. М.: Правда, 1984.-528 с.
  37. , В. П. Средства.обучения географии и условия их эффективного использования: учеб. пособие для, пед. ин-тов / В. П. Голов. М.: Просвещение, 1987. — 222 с.
  38. Города России: энциклопедия. М.: Большая Рос. Энциклопедия, 1994.-478 с.
  39. , А. В. География России : пробы, учебник для 8−9 кл. / А. В. Даринский, В. В. Белоусов, И. Н. Белкин. М.: Просвещение, 1992.
  40. , А. В. Методика преподавания географии : учеб. пособие для студентов геогр. специальности пед. ин-тов / А. В. Даринский. 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Просвещение, 1975. — 388 с.
  41. , А. В. Методическое пособие- по экономической и социальной географии СССР: 9 кл. / А. В. Даринский, И. В. Асеева, Б. В. Белоусов / Под ред. А. В. Даринского. М.: Просвещение, 1990. -251 с.
  42. , Н. Н. Методика, изучения экологических проблем в школьном курсе «География России» : автореф. дисс. к. пед. наук -Н. Новгород: НГПУ, 2004.
  43. , В. П- Методическое пособие по географии России: 8−9 кл. / В. П. Дронов, В. Я. Ром, И. И. Баринова, Г. А. Понурова / Под ред. В. П. Дронова.-М.: Просвещение, 1993.
  44. , И. В. Как учить школьников географии : пособие. для начинающих учителей и студентов пед. ин-тов • и ун-тов по геогр. специальностям / И. В. Душина, Г. А. Понурова. М.: Просвещение, 1996. -192 с.
  45. , И. В. Методика и технология обучения географии в школе : пособие для учителей и студентов пед. ин-тов / И. В. Душина, Е. А. Таможняя, В. Б. Пятунин. М.: ООО «Изд-во Астрель», ООО «Изд-во ACT», 2002. — 203 с.
  46. , И. В. Методика преподавания географии : пособие для учителей и студентов пед. ин-тов / И. В. Душина, Г. А. Понурова. М.: Моск. Лицей, 1996. — 191 с.
  47. , В. Б. Новая педагогика. Теория и методика педагогического процесса: учеб. пособие / В. Б. Ежеленко. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1999.
  48. , А. И. Создание, формирование и функционирование-образовательных систем : монография / А. И. Жиров, В. Г. Мосин, В. П. Соломин. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1999.
  49. , И. Е. Экология городского ландшафта : программа эколого-географического кружка для учащихся 8−9 классов / И. Е. Жуковская / Под ред. Н. Ф. Винокуровой. Н. Новгород, 2006- - 24 с.
  50. , В. И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский.
  51. М.: Академия, 2001.- 192 с."
  52. , Н. М. Дидактика для учителя : учебное пособие / Н. М. Зверева, Т. Е. Маскаева. — Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1996.-131 с.
  53. , И. А. Педагогическая психология : учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. — М.: Логос, 2001. — 384 с.
  54. , JI. Я. Программа учебник — учитель / JI. Я. Зорина. — М.: Знание- 1989 — 79 с. (Новое в жизни, науке и технике, педагогика и технология- 1989/ 1)
  55. , А. К. Экосистема: антропогенный стресс, адаптация и стабилизация / А. К. Ибрагимов. Н. Новгород, 1998.
  56. , Г. А. Практические работы в курсе «География России». 8−9 кл. / Г. А. Игнатьева, Н. В'. Фролова М.: Просвещение, 1996. — 62 с.
  57. , И. А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке / И. А. Ильницкая. М.: Знание, 1985. — 80 с. — (Новое в жизни, науке и техники. Сер. «Педагогика и психология" — № 1).
  58. , В. Б. Устойчивое развитие и местная повестка 21 в вопросах и ответах : методическое пособие для общественных организаций / В. Б. Калинин, Д. С. Ермаков, С. Ю. Лапшина. М.: АсЭкО, 2002. — 108 с.
  59. , Г. С. Городская среда — субъектные качества личности /
  60. Г. С. Камерилова / Проблемы: Человек. Экология. Отношения: коллект. монография. Н. Новгород: ВГИПА, 2003. — 155 с.
  61. , Г. С. Изучаем экологию города / Г. С. Камерилова. -Н. Новгород: ВВАГС, 1996. 76 с.
  62. , Г. С. Методические рекомендации по курсу «Урбоэкология» / Г. С. Камерилова // Интегрированные экологические курсы: метод, рекомендации / Под общ. ред. Н. Ф. Винокуровой. -Н. Новгород: ВВАГС, 1996. Ч. I. — С. 197−221
  63. , Г. С. Рабочая тетрадь по экологии города: 10−11 кл. :. пособие для учащихся школ естеств.-науч. профиля / Г. С. Камерилова. М.: Просвещение, 1998.-51 с.
  64. , Г. С. Урбоэкология: научное направление и учебная дисциплина: монография / Камерилова Г. С. Н. Новгород: НГПУ, 2000. -223 с.
  65. , Г. С. Экология города: урбоэкология: учебник для 10−11 кл. шк. естеств.-науч. профиля / Г. С. Камерилова. М.: Просвещение, 1997.- 192 с.
  66. , И. А. Экология Владимирской области / И. А. Карлович: учеб. пособие Владимир: ВГПУ, 1998. — 224 с.
  67. Качество знаний учащихся. Каким оно должно быть? / И. Я. Лернер. -М.: Знания, 1978. 48 с. (Новое в жизни, науке и технике. Серия «Педагогика и психология», I).
  68. , Н. В. Экологизация географического образования средствами элективных курсов в условиях профильного обучения : автореф. дисс. к. пед. наук Н. Новгород: НГПУ, 2006. — 24 с.
  69. Концепция общего школьного экологического образования // Экологическое образование в России: теоретические аспекты / Под ред. А. Н. Захлебного, JL П. Симоновой-Солеевой. М., 1997. — С. 3745
  70. , В. В. Педагогика между философией и психологией / В. В. Краевский // Педагогика. 1994, № 6. — 36 с.
  71. , Н. Б. Культурология образования / Н. Б. Крылова М. Педагогика, 2000. — 154 с.
  72. Крупные города и вызовы глобализации / Под ред. В. А. Колосова, Д. Эккерта. Смоленск: Ойкумена, 2003. — 280 с.
  73. , Т. В. Исследование и опыт проблемного обучения / Т. В. Кудрявцев. М.: Высш. шк., 1969. — вып. 2. — 64 с.
  74. , Т. В. Психология технического мышления: процесс и способы решения технических задач / Т. В. Кудрявцев. М.: Педагогика, 1975. — 304 с.
  75. , Т. В. Экологическое образование учащихся в обучении географии : пособие для учителя / Т. В. Кучер. М.: Просвещение, 1990. -127 с.
  76. , Г. М. География городов : учеб. пособие для геогр. ф-тов вузов / Г. М. Лаппо. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1997. — 480 с.
  77. , Г. М. Города на пути в будущее / Г. М. Лаппо. М.: Мысль, 1987.-236 с.
  78. , Г. М. Рассказы о городах / Г. М. Лаппо. 2-е изд, доп. и перераб.-М.: Мысль, 1976.-219 с.
  79. , В. С. Содержание образования: сущность, структуры, перспективы / В. С. Леднев. 2-е перераб. изд. — М.: Высш. шк., 1991 -223 с.
  80. , А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. М.: Изд-во МГУ, 1972. — 575 с.
  81. , И. Я., Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
  82. , И. Я. Проблемное обучение / И. Я. Лернер. М.: Знание, 1974. 64 с. (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология»).
  83. , И. Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучении истории : пособие для учителей / И. Я. Лернер. М.: Просвещение, 1982. -191 с.
  84. , К. Образ города : пер. с англ. / К. Линч. М.: Стройиздат, 1982. -328 с.
  85. , О. П. Город как среда обитания / О. П. Литовка. М.: Знание, 1982.90: Майергойз, И. М. Географическое учение о городах / И. М. Майергойз. М.: Наука, 1987. — 235 с.
  86. , В. П. Географическая культура : учебное пособие для студентов вузов / В. П. Максаковский. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 416 с.
  87. , В. Н. Интеграция в системе образования / В. Н. Максимова. СПб.: ЛОИРО, 2000. — 83 с.
  88. , Н. М. Экологическая культура и образование: концепции и методические подходы / Н. М. Мамедов. М.: Экономика и информатика, 1996.- 151 с.
  89. , А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А. М. Матюшкин. М., 1972. — С. 287.
  90. , Я. Г. Комплексное страноведение / Я. Г. Машбиц. -Смоленск: СГУ, 1998. 238 с.
  91. , Я. Г. Парадигмы целостной географии. Новое мышление в географии /Я. F. Машбиц. М.: Наука- 1981. -С. 14−26.
  92. , М. И. Организация проблемного обучения в школе : книга для учителей / М. И. Махмутов. М.: Просвещение, 1977. — 239 с.
  93. , С. И. Формирование экологических умений в школьном курсе «География России» / G. И. Махов. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. -59 с.
  94. Медведков, Ю: В. Человек и городская среда/ Ю. В. Медведков. — М:: Наука, 1978.100! Методика обучения географии в средней школе (Теоретические основы методики обучения географии) / Под ред. А. Е. Бибик. М.: Просвещение, 1968.-391 с.
  95. , Ф. И. Геоэкология и экогеография: их содержание и перспективы их развития / Ф. II. Мильков // Известия РАН 1 Сер. геогр- 1997. № 3. С. 26−32.
  96. , Н. Н. Человек и ноосфера / Н. Н. Моисеев. М.: Молод, гвардия, 1990.-270 с.
  97. , Н. Н. Экология и образование / Н. Н. Моисеев. М.: ЮНИСАМ, 1995.- 192 с.
  98. Национальное природное и культурное наследие в образовании. Экология. Краеведение. Туризм: материалы III Республ. науч.-пед. семинара / Под. ред. В. П. Соломина. СПб.: Образование, 1997. — 224 с.
  99. Ю9.Николина, В. В. Культурологические смыслы школьного географического образования / В. В. Николина // Теория и методика обучения географии: материалы межвузовской научно-практической конференции. СПб.: Образование, 2004. — С. 32−36.
  100. , В. В. Методическое пособие по курсу «Население и хозяйство России». 9 кл. / В. В. Николина, А. И. Алексеев — М.: Просвещение, 1997. 192 с.
  101. Новое мышление в географии: сб. науч. тр. / Под. общ. ред. В. М. Котлякова. М.: Наука, 1991. — 277 с.
  102. Новые взгляды на географическое образование: пособие ЮНЕСКО: пер. с англ. / Под ред. В. П. Максаковского, JI. М. Панчешниковой. — М.: Прогресс, 1986.-463 с.
  103. Образование для устойчивого развития: материалы семинара* «Экологическое образование для устойчивого развития» / Под ред. Н- С. Касимова. Смоленск: «Универсум», 2004. — 264"с.
  104. , Ю. Экология / Ю. Одум. М.': Мир, 1968. — Т. 1. — 328 е.- Т. 2. -376 с.
  105. , Г. Н. География мирового процесса урбанизации, / Г. Н. Озерова, В. В. Покшишевский. М.: Просвещение, 1981. — 190 с.
  106. Пб.Панчешникова, JI. М. Методика преподавания экономической географии / JI. М. Панчешникова. М.: Просвещение, 1990. — С. 125−126.
  107. , JI. М. Основы методики обучения экономической географии зарубежных стран / JI. М. Панчешникова. М.: Прогресс, 1986. -194 с.
  108. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учебное пособие для студентов сред. пед. уч. заведений / С. А. Смирнова и др. М.: Изд. центр «Академия», 1998. — 512 с.
  109. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1988.-640 с.
  110. , Е. Н. География городов предвидимое будущее / Е. Н. Пер-цик. — М.: Высшая школа, 1991. 352 с.
  111. , Е. Н. Города мира: география мировой урбанизации: учеб. пособие для судентов вузов, обучение по спец. «География» / Е. Н. Перцик. -М.: Междунар. Отношения, 1999. 381 с.
  112. , Е. Н. Среда человека: предвидимое будущее / Е. Н. Перцик. -М.: Мысль, 1990.-342 с.
  113. , К. М. Общая экология: взаимодействие общества и природы: учеб пособие для студентов вузов, обуч-ся по напр. «Экология и природопользование» и др. спец. / К. Mj. Петров. — 2-е изд., стереотип. — СПб.: Химия, 1997.-351 с.
  114. , Ю. JI. Современная урбанизация / Ю. JL Пивоваров. М.: Статистика, 1976.
  115. , Я. Н. Психология творчества / Я. Н. Пономарев. — М.: Наука, 1976.-280 с.
  116. , Г. А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе / Г. А. Понурова. М.: Просвещение, 1991. — 192 с.
  117. Проблемы школьного курса географии // Вопросы географии. — М.: Мысль, 1971.-№ 86.
  118. Проблемы школьного учебника: сб. статей. М.: Просвещение, 1974 -1989.-Вып. 1−20.
  119. Программа действий. Повестка дня на 21 век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро в популярном изложении. Женева: Б. И., 1993.
  120. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  121. , В. М. Эколого-экономическая районирование (теоретические аспекты) / В. М. Разумовский. JI.: Наука, 1989. — 156 с.
  122. , Э. М. География: природа России: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Э. Mi Раковская, И. И. Баринова. 5-е изд. -М.: Просвещение, 2001. — 301 с.
  123. , Н. Ф. Природопользование : словарь-справочник / Н. Ф. Реймерс. М.: Мысль, 1990. — 632 с.
  124. , Н. Н. Новые взгляды на проблемы окружающей среды / Н. Н. Родзевич // География в школе. 1997. — № 3. — С. 4346.
  125. Ром, В. Я. География России: население и хозяйство: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений / В. Я. Ром, В. П. Дронов. М.: Дрофа, 2001. -384 с.
  126. , JT. С. Основы общей психологии: 2 т. / Л. С. Рубинштейн. -М.: Педагогика, 1989.-312 с.
  127. , Л. С. Проблемы обшей психологии / Л- С. Рубинштейн. -М.: Педагогика, 1973.-423 с.
  128. Современные проблемы экологии: ин. для учителя / Ф. М. Ьаканина, I I. Ф. Винокурова, Г. С. Камерилова, и др: — Под ред. А. А. Касьяна. М.: Просвещение, 1990- — 94 с:. 1
  129. , А. И. «Концепция цивилизации» в разработке стратегии будущего / А. И. Субетто. СПб., 1999. № 1−2. — С. 2−11. .
  130. , И. Т. Биология в школе. Школьная экология задачи и функции / И: Т. Суравегина. С. 18−19.
  131. Суравегина- И. Т. Общеобразовательные цели изучения экологии в контексте концепции устойчивого развития / И. Т. Суравегина, Н. М. Мамедов//Вестник АсЭкО. 1995.- Вып. 1−2.- С. 3−10.
  132. Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А. И: Пискунова, Г. И. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 208 с.
  133. Тюмасаева, 3. И. Системное образование и образовательные системы: монография / 3. И. Тюмасаева. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999. — 236 с.
  134. Урбоэкология / Отв. ред. Т. И. Алексеева и др. М.: Наука, 1990. -239 с.
  135. , А. Д. Россия на пути к устойчивому развитию: ноосферная стратегия / А. Д. Урсул. М.: Гомель, 1996. — 300 с.
  136. , Б. С. Проблемы городов. (Урбанизация и единая система расселения в СССР) / Б. С. Хорев. 2-е изд., пер. и доп. — М.: Мысль, 1975. — 428 с.
  137. Хрестоматия по истории педагогики / Сост. И. Я. Лакин, М. В. Макаревтич, А. X. Рычагов. Минск: Высшая школа, 1971. — 608 с.
  138. , А. В. Методика личностно ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителей / А. В. Хуторской. -М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. 383 с.
  139. , Е. Я. Оптимизация содержание школьной географии / Е. Я. Чернихова // Географическая наука образование: сб. тезисов допл. X съезда РГО. СПб.: Изд. РГО, 1995. — С. 61−63.
  140. , Е. Я. Проблемный подход в краеведческой работе с учащимися / Е. Я. Чернихова // Педагогические проблемы краеведения и туризма в школе и в вузе: материалы семинара / Под. ред. В. П. Соломина. -СПб.: Образование, 1994. С. 61−63.
  141. , И. А. Методика изучения городского ландшафта в начальном курсе географии на основе культурно-экологического подхода :автореф. дисс. на соискание уч. степени, канд. пед. наук / И. А. Шевченко. -Н. Новгород: НГПУ, 2004. 21 с.
  142. , В. А. Ярославль город, вошедший во всемирное культурное наследие / В. А. Щенев // География в школе. — 2006. — № 4. — С. 3−4.
  143. Экологическое образование: концепция и методические подходы. / Отв. ред. Мамедов Н. М. М.: Агентство «Технотрон», 1996. — 136 с.
  144. Экологическое образование в России: теоретические аспекты / Под ред. А. М. Захлебного, JI. П. Симоновой-Салеевой. М.: Педагогика, 1997. -160 с.
  145. Экология Ярославской области: учебное пособие для учащихся 8−9 кл. ср. шк. / Е. Ю. Колбовский и др. / Общ. ред. В. А. Щенева. Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1996. — 176 с.
  146. Экологическое картографирование: программно-методический комплекс / Авт.-сост. Г. С. Камерилова. Н. Новгород: НГПУ, 2004. — 79 с.
  147. , О. Н. Экологическая перспектива города / О. Н. Яницкий. -М.: Мысль, 1987.-278 с.
Заполнить форму текущей работой