Мы надеемся, что обращение к парадигме развивающего образования дало Вам новый взгляд на лекцию, ее функциональное предназначение и место в образовательном процессе BUJ. Лекция в контексте развивающего образования приобрела новое звучание и, вместе с тем, позволила вернуться в прошлое, к временам античности.
Вспомним диалоги Сократа и его метод маевтики как помощь Учителя в самостоятельном поиске Учеником Истины [52]. Качество и успешность образовательного процесса определялись (как и во все времена, если речь шла об образовании, а не об обучении) не количеством усвоенной информации, а качественными личностными приращениями, приобретенными человеком способностями.
Вот несколько важных для понимания сущности организации образования взрослых выводов:
- • Лекция в развивающем образовании остается одной из важнейших оргформ, однако функциональное предназначение лекции и ее место в целостном образовательном процессе принципиально меняются.
- • На смену лекции как источника информации приходят лекциинавигаторы (лекции-установки), рефлексивные и инструментальные лекции, позволяющие обеспечить процесс самообразования и саморазвития. Лекция как бы надстраивается над траекторией развития обучающегося в точках возникновения у него затруднений и потребности в «другом». Поэтому лекция в развивающем образовании — не монолог, а ответ на возникший вопрос — коммуникативное пространство для совместноразделенной деятельности. Очевидно, что такие лекции всегда проблемны, диалогичны и событийны.
- • Все другие разновидности лекций, а именно лекция-панель, лекция-провокация, лекция вдвоем и пр., становятся частным проявлением и модификацией лекции как оргформы.
Инструментарий Если Вы приняли идею о расширении разнообразия оргформ для практики профессионального образования, то Вам открывается возможность для конструирования различных образовательных событий, которые могут быть выстроены с помощью тех или иных оргформ.
Хорошим подспорьем для этого могут стать предложенные в данном разделе инструменты. Попробуем их перечислить и обобщить.
Перечень инструментов:
- • Виды лекций.
- • Функции лекций.
- • Свойства лекций в рамках классической образовательной модели (рис. 4.2).
- • Модель цикла обучения, Колб, Фрай (рис. 2.3).
Формы организации профессионального образования в контексте парадигмы развивающего образования (рис. 4.3).
Три вида лекций в развивающем образовании: лекция-навигатор, рефлексивная лекция, инструментальная лекция.
Три типа знаний: когнитивные, деятельностные, ценностносмысловые (рис. 4.4).