Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Динамика развития мотивов учебной деятельности у школьников

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из направлений изучения мотивации является изучение динамики развития учебных мотивов. Здесь свои наработки оставили Л. С. Выготский, Б. Д. Эльконин, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев и др. Проследить динамику развития учебных мотивов — значит определить возможные инструменты работы с мотивами в будущем, сделать учебный процесс качественным, индивидуально и общественно полезным. Несмотря… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ
    • 1. 1. РАСКРЫТИЕ ПОНЯТИЯ «УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ»
      • 1. 1. 1. Общая характеристика понятия
      • 1. 1. 2. Структурные компоненты учебной мотивации
      • 1. 1. 3. Классификация учебных мотивов
    • 1. 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    • 1. 3. СРЕДСТВА ДИАГНОСТИКИ МОТИВОВ УЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
  • ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 3
  • ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ
    • 2. 1. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ
      • 2. 1. 1. Особенности организации и проведения исследования
      • 2. 1. 2. Характеристика применяемых психодиагностических методик
    • 2. 2. ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    • 2. 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
      • 2. 3. 1. Общие подходы к развитию мотивации младших школьников
      • 2. 3. 2. Психолого-педагогические инструменты развития мотивации младших школьников
  • ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 5
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  • ПРИЛОЖЕНИЕ 1
  • ПРИЛОЖЕНИЕ 2
  • ПРИЛОЖЕНИЕ 3
  • ПРИЛОЖЕНИЕ 4
  • ПРИЛОЖЕНИЕ 5
  • ПРИЛОЖЕНИЕ 6
  • ПРИЛОЖЕНИЕ 7
  • ПРИЛОЖЕНИЕ 8
  • ПРИЛОЖЕНИЕ 9
  • ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Динамика развития мотивов учебной деятельности у школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблема мотивации занимает одно из центральных мест в изучении психологии и педагогики. И ту, и другую науку главным образом интересует связь мотивации с деятельностью человека, в том числе с учебной деятельностью.

Суть проблемы мотивации проста. Почему одни люди интересуются одним предметом, а другие другим? Почему для обучения одних достаточно простой просьбы выполнить задание, а для обучения другого нужно провести целый комплекс диагностической и коррекционной работы? Психологу и педагогу необходимо в своей работе учитывать и сами особенности процесса мотивации как психологической категории, и индивидуальные психические и психологические особенности каждого обучаемого.

Мотивация — предмет изучения многих известных ученых. Среди них Л. И. Божович [2] А. Н. Леонтьев [9], В. Н. Лозоцева [11], А. К. Маркова [12], Н. В. Елфимова [5], В. К. Вилюнас [3], А. Маслоу и многие другие.

Одним из направлений изучения мотивации является изучение динамики развития учебных мотивов. Здесь свои наработки оставили Л. С. Выготский, Б. Д. Эльконин [25], Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев и др. Проследить динамику развития учебных мотивов — значит определить возможные инструменты работы с мотивами в будущем, сделать учебный процесс качественным, индивидуально и общественно полезным.

Несмотря на большой интерес к тематике мотивации в настоящее время существует дефицит исследований, направленных на изучение динамики учебной мотивации особенно для детей младшего школьного возраста [5]. Кроме того, существующие исследования практически не учитываются педагогами младшей ступени при проектировании собственных занятий

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Личность и ее формирование в школьном возрасте.- М.: Просвещение, 1968.
  2. , Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л. И. Божович, Л. В. Блогонадежина. — М.: Педагогика, 1972. — С.22−29.
  3. , Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Л. И. Божович / под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Просвещение, 1995. — 642 с.
  4. Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психодиагностике.- СПб., 1999.
  5. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.
  6. Л.С. «Мышление и речь», ст. из сборника «Психология мышления». — М., 1983.
  7. . Что такое психология: В 2 т.: Пер. с франц. М., 1992.
  8. И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности. — В сб. Теоретические проблемы психологии личности./ Под ред. Е. В. Шороховой.- М.: Наука, 1974.
  9. , Б. Д. Психологические особенности постановки учебных задач младшим школьникам / Б. Д. Дмитриев // Вопросы психологии. — 1985. — № 2. — С. 5−9.
  10. , Н. В. Диагностика и коррекция учения у младших школьников: учеб. пособие / Н. В. Елфимова. — М.: Просвещение, 1991.- 276 с.
  11. , В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, Р. Р. Атаханов. — М.: Академия, 2001. — 208 с.
  12. , Е.П. Мотвация и мотивы. — М., 2000.
  13. , В.И. Мотивы поведения и деятельности. М., 1988.
  14. , А. Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. / А. Н. Леонтьев. — М.: Просвещение, 1983. — Т.1,2
  15. , В.Г. Психологические механизмы формирования мотивации. — М., 1987.
  16. , В. Н. Формирование учебной мотивации школьников / В. Н. Лозоцева // Школа и производство. — 2004. — № 4. — С. 23−36.
  17. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М., 1991.
  18. В.С. Исследование мотивации профессионального развития // Вопросы психологии.- 2004.- № 5.- С.25−32.
  19. Магомед-Эминов М. Ш. Трансформация личности: [Новые теории]: Учеб. пособие. М., 1998.
  20. , А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. М., 1990. 192 с.
  21. , М.В. Мотивация учения младших школьников. М., 1984.
  22. М.И. Проблемное обучение / М. И. Махмутов. — М., 1975.
  23. В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности// Вопр. психологии, 1987, № 5.
  24. С.А., Соловьева А. А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении / С. А. Мухина, А. А. Соловьева. — Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 2004. — 379 с.
  25. Т.А. Внутренняя позиция школьника: понятие и проблема // Формирование личности в онтогенезе: Сб. науч. Трудов.- М.: Изд-во АПН СССР, 1991.- С. 50−61.
  26. Л.Ф. Детская (возрастная) психология / Л. Ф. Обухова. — М.: Российское педагогическое агентство, 1996. — 374 с.
  27. А.В. Введение в психологию / А. В. Петровский. — М.: «Академия», 1995.
  28. Психологическая диагностика / под ред. Акимовой М. К. — М., 2000.
  29. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.- М.: Педагогика, 1983.- 448 с.
  30. Психологический словарь / под ред. Кондакова И. М. — М., 2000.
  31. , Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие — Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. — 672 с.
  32. А. А. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1994.
  33. А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология.- СПб.: Питер, 2000.
  34. , С. Л. Основы общей психологии / сост. А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская. — СПб.: Изд. Питер, 2000. — 675с.
  35. С.П. Мотивационный анализ. Психотерапевтическая версия.- СПб.: МОО «Оазис», 2001.
  36. , Е.В. Методы математической обработки в психологии. С-Пб., 2002.
  37. , В.И., Цукерман, Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития //Вопросы психологии. — 1996. — № 5. — С. 38−51.
  38. Современная психология мотивации / Под ред. Д. А. Леонтьева.- М.: Смысл, 2002.
  39. , А. М. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов / А. М. Столяренко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 423 с.
  40. , Н. Ф. Практикум по педагогической психологии: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений / Н. Ф. Талызина. — М.: Академия, 2002. — 192 с.
  41. Формирование стремлений к знаниям, мотивация учения школьников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. С. Ильина. — Ростов н/Д, 1975. — 351 с.
  42. X. Мотивация и деятельность: В 2 т. Пер. с нем. М., 1986.
  43. Л., Зиглер Д. Теории личности.- СПб.: Питер, 1997.
  44. , В.Д. Психология деятельности. — М., 1996.
  45. , Б.Д. Введение в психологию развития. — М., 1994. — 280 с.
  46. , Б.Д., Фрумин, И.Д. Образовательное пространство как пространство развития // Вопросы психологии. — 1993. — № 1. С. 24−32.
  47. , Д. Б. Психология обучения младших школьников: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ / Д. Б. Эльконин. — М.: Педагогика, 1978. — 321с.
  48. , П. М. Эмоциональная жизнь школьника / П. М. Якобсон. — М.: Педагогика и психология, 1956. — 268 с.
  49. , М.Г. О категориальном анализе истории психо-логического познания/Проблемы теории и истории развития психологии.- М.-1973.
Заполнить форму текущей работой